Классические и современные политические идеологии. Основные течения политической идеологии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Впервые термин "идеология" ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде "Элементы идеологии".

Идеология - система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политике, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология).

В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя. Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

Политическая идеология - это определяемая политическими интересами совокупность взглядов той или иной социальной группы на политическое устройство общества. Она выполняет ряд функций.

Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил.

Идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного "мы".

Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.

Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе.

Политическая идеология выполняет нормативную функцию. В ней фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.

Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражение американского политолога Р. Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые бинокли.

Политическая идеология задает систему смыслов, ориентации человеческой деятельности. Она предлагает более совершенные идеалы, выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности, мобилизует общество на реализацию собственных положений. С ее помощью внедряется в общественное сознание собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего. Наконец, политическая идеология, выражая и защищая интересы определенных социальных групп, противостоит частным интересам, разъединяющим ли объединяет их в партии, группы, течения, стремится интегрировать общество.

Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая поглощает почти полностью духовную жизнь общества, функционируют контридеологии. Запрещенные, гонимые контридеологии все-таки бросают вызов данному состоянию.

Основными политическими идеологиями являются консерватизм, либерализм и социализм.

Либерализм. Базовыми принципами являются свобода личности, неограниченность гражданских и политических прав человека, его личная ответственность за собственное благополучие, свобода предпринимательства, неприкосновенность частной собственности, ликвидация регламентации экономической жизни. Условием реализации этих принципов выступает ограничение государственного вмешательства в общественную и частную жизнь. Идеалом общественно-политического устройства выступает правовое государство. Духовная жизнь общества должна основываться на принципах свободы взглядов и убеждений, освобождения индивидов от подчинения церкви т.д.

Неолиберализм несколько иначе понимает экономическую и социальную роль государства, включая в число его функций защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции от угрозы монополизма, разработку общей стратегии экономического развития, социальную защиту малообеспеченных групп и слоев населения.

Консерватизм. Отстаивает сложившиеся формы общественной жизни, Традиционные духовные ценности, отрицает не только революционные изменения, но с известным недоверием относится и к реформистским попыткам переустройства общества. Общество - это не машина, а прежде всего духовная реальность с хрупкой структурой, поэтому попытки ее изменить не должны предприниматься без крайней необходимости. Консерваторы не верят в неограниченные возможности человеческого разума и не испытывают оптимизма относительно прогресса. Для консерваторов интересы государства, общества, социальной группы неизмеримо выше, первичнее интересов отдельной личности. Однако и власть не должна вмешиваться в отношения, которые регулируются моралью. Абсолютными ценностями для консерваторов выступают семья, религия, социальная стабильность. Верность им способна разрешить все противостояния.

Социализм. Все социалистические концепции исходят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность, основанная на общности интересов. В будущем коллективистском обществе только и возможно преодолеть эгоизм, взаимоотчуждение людей, устранить причины, порождающие разрушительные социальные конфликты. Смысловым стержнем социалистической идеи служит идея равенства и социальной справедливости. Гарант и условием ее реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность. Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком, создание условий для гармоничного развития личности (в физическом, умственном и нравственном отношении). Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами (армией, полицией и т.д.).

Особенностью социал-демократической идеологии является реформизм, обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Социал-демократы одинаковое значение придают как принципу личной свободы, так и принципам солидарности и справедливости. Термином "социальная демократий" обозначается качественная сторона образа жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды, бытовые условия. Борьба за социальную демократию - это, прежде всего борьба за более высокое качество жизни. В современном обществознании довольно широко распространены идеи о "конце идеологий", базирующиеся на консенсусе представителей различных идейных течений по основным политическим проблемам (признание принципов смешанной экономики, демократического политического устройства, идеологического плюрализма, уважение к правам и свободам личности, взаимная ответственно гражданина и государства и т.п.). Однако существование идеологий подпитывается не только объективным различием интересов социальных групп, но и субъективной потребностью людей в целостной и непротиворечивой системе установок и ценностей, облегчающей им ориентацию в социально-политической действительности.

Со времен возникновения идеологии, в обществе одновременно стали существовать самые разнообразные варианты идеологических теорий. Это единая система, функционирующая, взаимодополняющая друг друга. Даже в тоталитарной режиме, где господствует государственная идеология, поглощающая все, существуют контридеологии.

Основными классическими идеологиями принято считать, либерализм, социализм, консерватизм, …возникшие в развитие западноевропейских цивилизаций. Эти идеологии, есть реальные конфликты эпохи буржуазии. Именно в этих идеологиях общество обрело ясное самосознание.

Источник создания либеральной идеологии, стала потребность противостояния абсолютистскому, монархическому государству. Основоположниками либеральной идеологии были, Дж. Локк, Адам Смит, Ш.Л. Монтескье, Т. Гоббс, И. Кант, Дж. С. Милль. Их идеи легли в основу либеральной демократии. Главными идеями либерализма была индивидуальная свободы, борьба за ценность человеческой личности и право личного интереса. В эпоху Просвещения, индивидуализм, своего рода, «утверждение себя как носителя разума, реализовывать требования разума в реальность». «Теория общественного договора», одна из первых либеральных теорий, которая говорил о том, что «источником власти является суверенность народа». Т. Гоббс. Левиафан. М.: Изд. Букиническое, 2001г. С.148. «Государство формирование народа и правительство, а точнее договор между правительством и народом». Дж. Локк. Два трактата о правлении. М.: Социум, Перевод Е. Лагутин, Ю. Семенов, 2014г. С. 86. Основой этого социального договора была защита личной безопасности и прав собственности, согласно этому объединяются люди в содружества и подчиняются государству, а государство в свою очередь предоставляет защиту им и их собственности. Если государство, не смогло защитить права своих граждан, то оно лишалось доверия народа и не могло больше претендовать на их подчинение. Либерализм оказал большое влияние на развал устоявшихся идеологических ценностей и утвердил новые, такие как индивидуализм, максимальная свобода прав в рамках закона, равенство, братство. Развитие личности во блага себе, а не государству, максимальная свобода прав в рамках допустимого законом. Равенство прав, возможностей людей от природы, братство, как сотрудничество, а не использование своей свободы во зло другим индивидам. Все это утверждались новыми демократическими ценностями пришедшие вслед за либерализмом. Либерализм является экономическим воплощением свободного рынка, где государство занимает роль «ночного сторожа». Играет большую роль принцип правового государства.

В современном либерализме существует такое понятие, как неолиберализм. К неолиберализму принято относить так людей, как М. Фридмен, Ф. Хайек, Л. Эрхард, они вносили коррективы в исторически сложившей либерализм. «Рынок - это единственный регулятор экономических и социальных отношений; государство, как гарант политических и социальных прав человека, и предоставление больших прав государству в обществе». М. Фридмен, Ф. Хайек. Философия свободы. Вып.2.-М.:Социум, Три квадрата, 2003г.

Консерватизм, в свою очередь выражал интересы аристократии и тех слоев, которые лишались сословный привилегий и своего состояния. Возник он, после французской революции, как ответная реакция на либерализм. Разрабатывали его, такие мыслители, как Э. Берк, Ж. де Местр, Л. Де Бональд и русские философы В. С. Соловьев, И. А. Ильин. «В основе этой идеологии лежит принцип неизменного следования сложившемся обычаям и традициям, так как человек несовершенен, любое изменение чревато неудачей, потому что нарушается веками установленный порядок». Ильин В.В. Россия: опыт национально-государственной идеологии. - М.: Изд. Московского университета,1994. С. 143

Несмотря на то, что Берк скорее относиться к либеральным консерваторам, большинство философов считают его основоположником консерватизма, потому что ядром его воззрений стал традиционализм. В своей работе «Размышления о революции во Франции» он писал: «Благодаря нашему упрямому сопротивлению нововведениям и присущей национальному характеру холодности и медлительности, мы до сих пор продолжаем традиции наших праотцов; мы думаем, что мораль не нуждается в открытии, так же как основы правления или идеи свободы, которые были известны задолго до нашего появления на свет и сохранят свое значение после того, как нас не станет. Мы в Англии еще не утратили естественные чувства, мы их храним и культивируем, ибо они верно оберегают наш долг и служат опорой нашей свободной и мужественной морали… мы верим в Бога; мы с благоговением смотрим на короля, с любовью на парламент, с почтительностью на священнослужителей и с уважением на дворянство, потому что, когда эти понятия возникли, они были приняты нами как нечто естественное».Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. - М.: Рудомино, 1993. С.20. По Бёрку, соблюдать традиции означает существовать в соответствии с естественным ходом вещей, который, безусловно, сопрягается с изменениями. Он считал, что только постепенная эволюция сочетается с принципом сохранения, и очень резко высказывался о пренебрежении традиционными ценностями, которое как раз и привело французское общество к радикализму и к страшной революции. Он также полагал, что «поколение за поколением нации накапливают знания, воплощают их в традициях и нравах, а наследие всех поколений и каждого в отдельности нужно хранить и оберегать»»

Главной задачей консерваторов является сохранение исторически сложившихся устройств. Консерваторы, не терпят инновацию, во главу угла они ставят традиции, ценности, проверенные веками, так как нет гарантий того, что новые социальное устройство будет лучше старого.

В обществе нет индивидуалистов, общество сплачивается в единое целое, нет «меня», есть только «мы», это источник стабильности, патриотизма и сохранения устоявшихся традиций. Консерватизм сосредоточен на семье, общине, приходе, ремесле. В экономическом плане консерватизм, противостоит идеи свободного рынка и поддерживает принцы национальной обособленности, сильной государственности.

Неконсерватизм, сложился не так давно во второй половине 1970 года и нес себе сближение с либеральными ценностями. Говорили об этом Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл. Самыми яркими представителями в теории был А. Хайек, на практике - Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак. Главным принципом неоконсерватизма, было государственное невмешательство в экономику, но усиление ее влияние на международной арене. Политика национализации, отрицания капитализма. Свертывание социальных программ и уменьшение социальных гарантий.

Еще одно идеологическое течение, марксизм, возникшее как реакция на пролетарское движение, а на базе марксизма в свою очередь, сформировалась идеология коммунизма. Они создали теорию, включавшую в себя философия, экономику, социологию и политику, которая оказала огромное влияние на историю человечества. Основоположниками были К. Маркс, Ф. Энгельс. Коммунистическая идеология говорила: «о построении справедливого общества, где не будет эксплуатации человека и будут преодолены социальные отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда». Это общество было названо коммунистическим. Марксизм, стал мировоззрением пролетариаты, как результат промышленного переворота.

Базовыми ценностями послужила общественная собственность, классовый подход для регулировки социальных отношений, возвышение моральных ценностей, над материальными, забота об обществе «все ради общего блага», равенство результатов.

Из идей марксизма, зарождалась идеология социал - демократии, как одного из «левых» течения. Основы этой идеологии сформировались в конце XIX века и получила окрас социал - реформизма. Основоположником был, немецкий политолог Э. Бернштейн в своей работе «Проблемы социализма и задачи социал - демократии», в последующих книгах он отверг многие положения из марксизма. Он говорил, «что обстановка, а Западной Европе позволяет утвердить социализм с помощью ненасильственного демократического давления на буржуазию, реформирование всех сфер общественной жизни». «Что социализм не сводится к замене частной собственности общественной» К. Каутский. Бернштейн и социал-демократическая программа. М.: Либриком, 2012г. С. 197.. Главными ценностями социал - демократизма, было провозглашение свободы, справедливости и солидарности. Существование различных форм демократии, но не низменная основа -- это свободные выборы, возможность мирного смены правительства, гарантирование права личности, независимость судебной системы и верховность закона. Государство является главным органом общественных изменений. Они были убеждены, что демократические принципы должны действовать во всех сферах жизни.

Идеология национализма, часто путают с чем-то негативным, это не совсем так. Она бывает созидательного типа, благодаря чему «сплочает» нацию, и разрушительного типа, когда несет угрозу как для чужого народа, так и для своего народа, когда ставит национальность верховной ценностью жизни.

В идеологии национализма происходит слияние двух идей, этноса и страны для этого этноса. На этой основе возникают общества требующие совмещения политических и этнических границ.

Фашистская идеология, исходит из идеи расового превосходства одной нации над другой, и призывает к интеграции населения ради национального превосходства. Эта идеология пропагандирует шовинисткий национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом. Классическими образцами являются, итальянский фашизм и немецкий нацизм. Исторически фашизм сложился во времена экономического кризиса XX века, классические либеральные ценности перестали мотивировать людей. Появились маргинальные слои общества, произошло разрушение прежней социальной структуры и обнищание людей, в этот момент идея национального единства сыграло вдохновляющую роль. Особенно актуальным это стало для Германии, после поражения в Первой мировой войне. Фашистская идеология отличалась тоталитарной организацией и расизмом. Несмотря на запрет этой идеологии, фашизм возникает вновь в неофашистских партиях.

Таким образом, в этой главе мы все сторонне и полно рассмотрели разновидности политических идеологий, их возникновение и их трансформацию. Проследили совокупность взглядов к каждой из представленных идеологий. Раскрыли содержание идейно- ценностных оснований каждой изученной нами идеологией.

АБСЕНТЕИЗМ - форма аполитичности, политического безразличия граждан, выражающаяся в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах в представительные органы власти.

АБСОЛЮТИЗМ - форма государства, при которой законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит одному лицу - монарху. Исторически эта форма государства была характерна для эпохи феодализма. Абсолютные монархии сохранились сегодня в странах Персидского залива (Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия и др.).

АВТОНОМИЯ - право самостоятельного управления какой-либо, частью государства, закрепленное в Конституции.

АВТОРИТАРИЗМ - политический режим, характеризующийся неограниченной властью одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности, обществу. Этот режим является переходным по своему характеру, занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами, содержит в себе их черты. При авторитаризме допускается многообразие экономических, политических и культурных интересов; режим не стремится распространить тотальный контро"ль над обществом. Сила используется в том случае, если население проявляет неповиновение режиму. Примерами таких режимов являются военные и гражданские диктатуры, монархии, популистские режимы.

АНАРХИЗМ - леворадикальное политическое учение, отрицающее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности личности. Критика государства анархистами осуществляется с позиции того, что всякое принуждение плохо, поскольку оно ограничивает свободу личности. Удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей, по их мнению, должно происходить добровольно на основе согласия всех членов общества. Видными теоретиками анархизма были П. Ж. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин и др. В рамках анархизма существовали различные течения (анархосиндикалисты, анархо-коммунисты и др.). В современных условиях влияние анархизма весьма ограниченно.

БЛОК ПОЛИТИЧЕСКИЙ - форма политического объединения государств, партий, движений, преследующих общие цели. Блок является объединением неравноправных политических сил. Он состоит из трех групп: 1) доминирующей, которая определяет стратегию блока; 2) союзной, вошедшей в блок для достижения превосходства над другими силами; 3) «реле», которая занята пропагандой идей блока.

БЮРОКРАТИЯ - слой профессиональных управленцев, деятельность которых основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур.

ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - способность одного субъекта навязывать свою волю группам, массам, организациям, индивидам, используя при этом институты государства и его ресурсы. Политическая власть осуществляется через деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Способность одного субъекта решающим образом влиять на другого может быть основана на различных ресурсах (средствах): страхе, интересе, убеждении, традиции, законе, обычае и т. д. Политическую власть следует отличать от других разновидностей социальной власти: семейной, нравственной, правовой. Реализация политической власти опирается на государственные институты и предполагает удовлетворение интересов бблыпих групп людей.

ГОСУДАРСТВО - особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и управляющая с помощью специальных органов. Государство является наиболее важным институтом политической "системы. Различают государство правовое , ограниченное в своих действиях правом (конституцией) и призванное обеспечивать реализацию прав и свобод личности; и государство социальное , стремящееся к созданию для каждого гражданина условий и возможностей его всестороннего развития. По способам формирования властных институтов различают такие формы государства, как монархия и республика; по характеру распределения. власти на территории - унитарное, федеративное и конфедеративное государство.

ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ - организованные группы, оказывающие воздействие на власть, но не стремящиеся к обладанию ею.

ДЕМОКРАТИЯ - форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти - народ; свободные выборы, как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и др.

ДИКТАТУРА - неограниченная власть одного лица, группы, класса, опирающаяся на вооруженное насилие. Обычно диктатура противопоставляется демократии, основанной на гарантиях прав человека, добровольности форм социальной жизни.

ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - система представлений об устройстве и развитии общества, выражающих интересы социальных групп. Их реализация требует обращения к политической власти.

ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - совокупность ролей и функций, а также структур, призванных обеспечивать реализацию интересов социальных групп, индивидов.

КОММУНИЗМ - разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на оанове принципов коллективизма, социального равенства, социальной справедливости и удовлетворения всех потребностей индивида.

КОНСЕРВАТИЗМ - идеология, предполагающая развитие общества на основе ценностей семьи, морального долга, религии, собственности, сохранения традиций и т. д.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - политике - правовой принцип, определяющий взаимоотношения государства и гражданского общества на основе разделения властей и ограничения их конституцией, а также на основе гарантий прав и свобод личности.

КОНФЛИКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - состояние политических отношений между субъектами, характеризующееся их стремлением перераспределить ресурсы, ценности и статусы в свою пользу.

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - совокупность знаний, представлений, установок, опыта, стандартов политической деятельности, позволяющая субъекту эффективно выполнять политические роли.

ЛЕГИТИМНОСТЬ - признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений.

ЛИБЕРАЛИЗМ - разновидность политической идеологии, отстаивающей приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства и общества.

ЛИДЕР ПОЛИТИЧЕСКИЙ - личность, способная постоянно и решающим образом влиять на общество, группы, благодаря наличию у нее политической власти.

ЛОББИ - разновидность групп давления, создаваемых при исполнительных и законодательных органах власти для защиты интересов социальных общностей, слоев.

МЕНТАЛЬНОСТЬ - совокупность устойчивых представлений группы о политической деятельности, характеризующих особый способ группового мышления.

МОНАРХИЯ - форма государства, в котором вся власть сконцентрирована в руках единоличного правителя (короля, императора, князя, монарха и т. д.).

НАЦИОНАЛИЗМ - разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса и его права на самоопределение в форму политических требований к власти.

ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ - сфера реализации повседневных интересов индивида; совокупность межличностных отношений, которые развиваются без вмешательства государства и вне его рамок.

ОЛИГАРХИЯ - власть небольшой группы богатых людей.

ОХЛОКРАТИЯ - власть толпы, непосредственное воздействие масс, реализующих свои интересы помимо институтов государства.

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - форма представительства интересов членов гражданского общества, объединенных единой идеологией и стремящихся к захвату политической власти.

ПЛЮРАЛИЗМ - принцип организации общества, основанный "на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции.

ПОЛИАРХИЯ - форма власти в современных развитых странах, предполагающая распределение ее между центрами влиягаш (профсоюзами, бизнесом, фермерами и т. д.) с целью эффективного контроля за элитой. Автор термина - современный американский политолог Р. Даль.

ПОЛИТИКА - сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

ПОПУЛИЗМ - разновидность политической культуры лидера, элиты, институтов, апеллирующих к настроениям масс. Для популизма характерны демагогия, обещания, простые решения.

ПРОПАГАНДА - распространение идей с целью их внедрения в сознание широких слоев населения для формирования у них определенного отношения к политическим институтам, лидерам, элитам и т. д.

ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ - совокупность различных взаимодействий по реализации своих интересов субъектами политической жизни, в которых они выполняют определенные политические функции и роли.

РЕЖИМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - совокупность средств и методов реализации политической власти. Отражает характер связи власти и индивида.

РЕСПУБЛИКА - форма государства, институты которого создаются на основе всеобщих выборов.

СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - совокупность государственных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействий между ними, посредством которых происходит реализация общезначимых интересов с использованием политической власти.

ТОТАЛИТАРИЗМ - тип политического режима, предполагающий всеобщий контроль и регламентацию со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности человека.

РАСИЗМ - разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию какой-либо этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор, агрессию, войны.

ХАРИЗМА - понятие, обозначающее наличие у лидера исключительных способностей.

ЭЛИТА - группа лиц, принимающая важнейшие политические решения, отличающаяся особыми социальными, политическими, психологическими качествами, престижем и привилегированным положением.

К основным типам политических идеологий, которые определяются наукой как классические, относятся либерализм, консерватизм, социализм.

Как самостоятельное идеологическое течение либерализм сформировался на базе политической философии английских просветителей в конце XVII-XVIII веках. Термин «либерализм» вошел в широкое употребление в первой половине XIX века в ряде западноевропейских государств и происходит от латинского «свободный», «имеющий отношение к свободе». Именно поэтому все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы.

Истоки либерального мировоззрения восходят к Ренессансу. Вклад в формирование комплекса идей либерализма внесли представители европейского и американского Просвещения, немецкой классической философии, европейской классической политэкономии.

С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы политической ответственности граждан, веротерпимость, гуманизм. В комплекс идей классического либерализма входят:

в социальной сфере: утверждение абсолютной ценности человеческой личности и равенство всех людей, признание неотчуждаемых человеческих прав на жизнь, свободу, собственность;

в экономике: признание частной собственности, на основе которой базируется общественное хозяйство, требование отмены ограничений и регламентаций со стороны государства;

в политической сфере: признание прав человека, разделение законодательной и исполнительной властей, признание конкуренции.

Главной проблемой либеральной идеологии всегда являлось определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь человека, совмещение демократии и свободы.

Попытки решить эти вопросы и воплотить в жизнь идеи классического либерализма привели к возникновению в XX веке концепции «нового либерализма» или «неолиберализма». Неолибералисты проводят попытки реформирования классического либерализма, изменения его формы и идейного содержания. В основу политической программы неолибералов были положены идеи необходимости участия масс в политическом процессе, согласия между управляющими и управляемыми. В целом неолиберализм пытается смягчить некоторые крайности в идеях либерализма.

В России в конце XVIII века либерализм зарождался в постоянном противостоянии и преодолении традиций самодержавия и крепостничества, бюрократической безответственности. Он был направлен на признание за индивидом права на достойное существование. Для русской либеральной мысли в период ее появления характерна антидемократическая тенденция. На грани XIX-XX веков наметилась тенденция сближения концепции либерализма и демократических идей. Развитие либеральной мысли в России шло главным образом в русле исследования философско-правовой проблематики.

Таким образом, либерализм на разных этапах своего развития включал различные компоненты, разрабатывал новые доктрины. Это усиливало его дееспособность, привлекало сторонников, но и делало более противоречивым и неоднородным.

Политическая идеология либерализма все менее стала отвечать требованиям к научным доктринам. Произошло ослабление идейных и политических позиций либерализма. Сегодня либерализм стоит перед необходимостью пересмотра своей идейной базы, поиска новых внутренних течений и модификаций.

Следующим основным видом политической идеологии можно назвать консерватизм. Предпосылкой возникновения консерватизма стали неудачи либерализма после Французской буржуазной революции в XVIII веке. Впервые термин «консерватизм» был употреблен французским писателем Ф. Шатобрианом и обозначал идеологию феодально-аристократической реакции на буржуазную революцию. Сам термин происходит от латинского «сохраняю, охраняю».

Консерватизм как политическая идеология представляет собой не только систему политического сознания, предпочитающего прежнюю систему правления новой, независимо от ее целей и идейного содержания, но и принципы политического участия, отношения к государству, личности, общественному устройству.

Идейное и политическое значение консерватизма с трудом определяются, поскольку для этого существует ряд причин. Во-первых, наблюдается внутренняя разнородность политической идеологии консерватизма. В его структуре существуют два идейных направления. Одно из которых считает необходимым поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной форме. Второе направлено на искоренение противодействия политических сил и предлагает воспроизводство прежних политических сил. Здесь консерватизм выступает как политическая идеология:

поддерживающая существующие порядки;

возвращающая к утраченному.

Но различные направления консерватизма имеют общие характерные черты: признание несовершенства человеческой природы и существования всеобщего морально-религиозного порядка, убеждение в неравенстве людей с рождения, необходимость классовой и социальной иерархии. В этом проявляется нехарактерный для консерватизма радикализм, стремление к силовым методам разрешения конфликтов, хотя в консерватизме присутствует уверенность в способности политики смягчать напряжение между социальными слоями.

Последние десятилетия в мире обычно выделяют три идеологических течения: традиционалистское, либертаристское и неоконсерватизм. Последнее сформировалось в качестве ответа на кризис мировой экономики в 70-е годы XX столетия.

Неоконсерватизм признает необходимость государственного вмешательства в экономику, но отводит значительную роль рыночным механизмам регулирования. В политической доктрине неоконсерватизма присутствует ряд приоритетных положений: подчинение индивида государству, обеспечение политической и духовной общности нации. Государство неоконсерваторов должно основываться на моральных принципах, обеспечивать индивиду необходимые жизненные условия на основе законности и правопорядка, при этом развивая институты гражданского общества, сохраняя уравновешенность отношений человека с природой. При этом всегда существует готовность неоконсерватизма использовать в отношениях с противником крайне радикальные средства.

В современной России консерватизм проявляет себя своеобразно. В период господства либерализма термин «консерватор» использовался для обозначения оппонентов из КПСС. Но вскоре консерватизму был возвращен истинный смысл и он заявил о себе как о мощном политическом течении. Сегодня консерватизм сохраняет и приумножает свое влияние, но не как политическая доктрина, а в роли интеллектуального течения.

Третья политическая идеология, условно определенная как классическая, - социализм. Возникновение социализма связано с многовековым желанием общественных масс социальной справедливости, социальной защиты личности. Следы мечтаний встречаются уже в античности, играют заметную роль в средние века, бросают вызов либерализму в конце XIX начале XX веков.

В период развития промышленного капитализма, которое вело к росту численности класса наемных рабочих, стали необходимостью выражение и защита интересов этого класса. В связи с этим складываются доктрины, предусматривающие коренное изменение структуры общества, замены капитализма социализмом без эксплуатации народных масс буржуазией. С распространением этих идей среди рабочих они стали называться социалистическими идеями и теориями. К середине XIX века сложились, а в конце окончательно оформились главные направления социалистической идеологии, имеющие определенную программу, теоретическое обоснование, многочисленных сторонников.

Последователи считали, что социализм - это общество, на знамени которого начертано «Все во имя человека, все для блага человека». Это общество, в котором:

средства производства в руках народа, навсегда покончено с угнетением человека человеком, социальным угнетением, нищетой и неграмотностью миллионов людей;

научно-технический прогресс ведет не к безработице, а к неуклонному повышению благосостояния народа;

обеспечено равное право на труд и его вознаграждение в соответствии с принципом «От каждого по способностям каждому по труду»;

устранено национальное неравноправие, утверждены равенство, дружба и братство всех наций;

идеи свободы, прав человека, обеспечивается единство прав и обязанностей, действуют одни законы и нормы нравственности, одна дисциплина для всех, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности;

сложился основанный на социальной справедливости, коллективизме и взаимопомощи социалистический образ жизни, дающий человеку уверенность в будущем.

В целом социализм недооценивает и даже вовсе отрицает значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылки роста материального благополучия человека и общества.

Таким образом, главными преимуществами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, политика, а не экономика.

Для характеристики социализма в России основным является то, что социалистические идеи подкреплялись еще и практической организацией дела. Наиболее широко это отразилось в «народничестве» - этапе истории русского социализма. Средства реализации идей «народничества» были весьма разнообразными - от «хождения в народ» до «всеобщего бунта» с целью захвата власти народом. То есть социализм допускал любые приемы политической борьбы по принципу: «цель оправдывает средства».

Весьма характерной чертой XX-го столетия были многочисленные попытки модернизировать теоретическую основу социалистической идеологии. Но расхождение идей социализма с тенденциями мирового развития в XX веке и их явная склонность к силовым методам управления значительно ослабили политическое влияние социалистической идеологии в современном мире.

Идеологическая ситуация в России

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Спектр политических предпочтений в современном российском обществе характеризуется многообразием по­литических устремлений. Прежнее идеологическое единст­во, основанное на ценностях коммунистической идеологии как государственной идеологии, сменилось пестрой мозаи­кой течений партий, движений, которые пропагандируют различные, часто противоположные идеалы.

Крушение коммунистической идеологии как офици­альной государственной идеологии и основанного на ней политического режима резко качнуло спектр политичес­ких настроений определенной части населения вправо - к ценностям либерализма. Однако неудачный начальный этап реформ, в ходе которого происходило усвоение либеральных ценностей, породил и возвратные движения, снизил интерес к идеологии либерализма. Дело в том, что декларация ценностей свободы индивидуализма осущест­влялась на фоне стремительного роста нищеты широких масс, падения уровня их жизни, нарастания имуществен­ного неравенства. Поэтому население в целом оказалось не в состоянии усвоить либеральные ценности, привы­кнуть к новым стандартам жизни, дискомфорту; ока­завшись в условиях «криминального рынка», вновь востребовало ценности социальной защищенности, спра­ведливости, равенства. Идеологический маятник вновь качнулся влево. Заметно возрастает влияние коммунис­тической идеологии и национально-патриотических и даже националистических движений, которые использу­ют «русскую идею» (о своеобразии и избранности русской нации)

(?) В чем особенности идеологического развития переходные обществ?

В целом спектр идеологических устремлений в России очень раздроблен, подвижен. Он не отличается устойчи­востью, поскольку о существовании носителей той или иной идеологии в обществе с достаточно значительным засилием маргинальных групп можно говорить условно. Маргиналы представляют собой людей, которые в силу различных обстоятельств потеряли связи со своей прежней социальной средой, а в новую среду еще не вошли. К таковым относятся, например, сельские жители, приехав­шие в город и не нашедшие работы; военные, уволенные в запас, но не имеющие возможности устроиться по специальности, близкой к военной.

Маргинальные слои активно поддерживают те полити­ческие силы, которые обещают решить их материальные проблемы.

Современный спектр политических предпочтений рос­сийского общества можно условно представить схемой.

Из этой схемы видно, что на политической сцене обозначены все оттенки классического политического спектра: есть «правые», «левые», центристские идеологии и их носители. Одна из особенностей российского по­литического спектра состоит в том, что он дополняется еще одной характеристикой - степенью радикализма различных политических сил в решении конкретных социально-экономических проблем, т.е. ориентацией на революционные методы преобразования. Еще одной осо­бенностью российского политического спектра является наличие в обществе устойчивой базы левых сил, прежде всего Коммунистической партии. Число их сторонников может расти по мере ухудшения экономической ситуации в стране.



(?)Что определяет политические взгляды людей в переход­ном обществе: их социально-экономическое положение или верность идее?

Вопросы и задания

1. Каково назначение процесса политической социализации в жизни общества?

2. Назовите факторы и агентов политической социализации. Как они изменяются с возрастом, полом личности.

3. Каковы, на ваш взгляд, факторы политической социализации учащейся молодежи?

4. В чем особенности процесса политической социализации в современном российском обществе?

5. Чем отличается процесс политической социализации индиви­да в демократическом и тоталитарном государстве?

6. Что такое политическая культура? Назовите ее элементы.

7. Каково значение политической культуры для развития обще­ства?

8. От каких факторов зависит уровень политической культуры в конкретном обществе?

9. Каковы критерии зрелости политической культуры личнос­ти, общества, класса, группы?

10. Какие типы политической культуры вы знаете?

11. Что означает термин «идеология»?

12. Каково соотношение религии и идеологии?

13. Какие факторы обусловливают появление идеологий?

14. Благодаря каким свойствам идеологии оказываются в состо­янии влиять на развитие общества?

15. Можно ли представить развитие общества без идеологий?

16. Раскройте содержание функций, которые идеология выпол­няет в обществе.

17. Какие политические идеологии оказались востребованными в современной России и почему?

Заключение

Вы смогли убедиться, уважаемый читатель, на­сколько мир политики интересен и многообразен. Когда-то М. Дюверже для обозначения особенностей этой сферы общественной жизни использовал образ древнеримского бога Януса, который изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. Таким сравнением М. Дюверже подчеркивал противоречивое сочетание в политике двух ее свойств - способности обеспечивать стабильность в обществе и стремления к постоянным изменениям как реакции на развивающиеся потребности социальных групп, инди­видов.

Подобная аналогия символична. Известно, что в древнеримской мифологии Янус - покровитель начи­наний и свершений. Политика также представляет собой сферу деятельности, которая инициирует преоб­разования в обществе, обосновывает их необходимость и обеспечивает реализацию через включение в эти процессы созидательной энергии человека.

Современная Россия находится еще только в нача­ла долгого пути демократических преобразований и создания зрелого гражданского общества. Лучше осоз­нать свое место в этом процессе как сознательного участника и творца вам и поможет политическая наука.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абсолютизм (лат. absolutus - неограниченный, безуслов­ный) - форма государства, при которой законодательная, исполнительная и судебная власти принадлежат одному ли­цу - монарху. Исторически эта форма государства была характерна для эпохи феодализма. Абсолютные монархии сохранились сегодня в странах Персидского.залива (Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия и др.).

Авторитаризм - политический режим, характеризующийся не­ограниченной властью одного человека или группы лиц, опи­рающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности, обществу. Этот режим является пере­ходным по своему характеру. Авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократи­ческим режимами, содержит в себе черты обоих режимов. При авторитаризме признается многообразие экономических, политических и культурных интересов и режим не стремится осуществлять тотальный контроль за обществом. Если населе­ние проявляет неповиновение режиму, то тот использует силу. Примерами таких режимов являются военные и граж­данские диктатуры, монархии, популистские режимы и т.д.

Анархизм - леворадикальное политическое учение, отрицаю­щее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности личности. Критика государства анархиста­ми осуществляется с позиции того, что всякое принуждение плохо, поскольку оно ограничивает свободу личности. Удовле­творение индивидуальных и коллективных потребностей, по их мнению, должно осуществляться добровольно на основе согласия всех членов общества. Видными теоретиками анар­хизма были П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др. В современных условиях влияние анархизма очень ограниченно.

Блок политический - форма политического объединения госу­дарств, партий, движений, преследующих общие цели. Блок является объединением неравноправных политических сил. Он состоит их трех групп: 1) доминирующей, которая опре­деляет стратегию блока; 2) союзной, вошедшей в блок для достижения превосходства над другими силами; 3) «реле», которая занята пропагандой идей блока.

Бюрократия - слой профессиональных управленцев, деятель­ность которых основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур.

Власть политическая - способность одного субъекта навязы­вать свою волю группам, массам, организациям, индивидам, используя при этом институты государства и его ресурсы. Политическая власть осуществляется в деятельности законо­дательных, исполнительных и судебных органов государст­ва. Способность одного субъекта решающим образом влиять на другого может быть основана на различных ресурсах (т.е. средствах): страхе, интересе, убеждении, традиции, законе, обычае и т.д. Политическую власть следует отличать от других разновидностей социальной власти: семейной, нрав­ственной, правовой. Реализация политической власти опира­ется на государственные институты, и предполагает удовле­творение интересов больших групп людей.

Государство - особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Различают государство правовое, т.е. ограниченное в своих действиях правом (конституцией) и призванное обес­печивать реализацию прав и свобод личности; государство социальное, т.е. стремящееся к созданию для каждого граж­данина условий и возможностей его всестороннего развития. По способам формирования властных институтов различают такие формы государства, как монархия и республика; по характеру распределения власти на территории выделяют унитарное, федеративное и конфедеративное государства.

Группы давления - организационные группы, оказывающие воздействие на власть, но не стремящиеся к обладанию ею.

Демократия (греч. demokratia - народовластие), форма го­сударства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти - народ; свободные выборы как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и т.д.

Идеология политическая - система представлений об устройст­ве и развитии общества, выражающих интересы социальных групп. Их реализация требует обращения к политической власти.

Институт политический - совокупность ролей и функций, а также структур, призванных обеспечивать реализацию инте­ресов социальных групп, индивидов.

Коммунизм - разновидность политической идеологии, предпо­лагающей устройство общества на основе принципов коллек­тивизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех по­требностей индивида.

Консерватизм (лат. conservar - охранять) - идеология, пред­полагающая развитие общества на основе ценностей семьи, морального долга, религии, собственности, сохранения тра­диций и т.д.

Конституционализм - политико-правовой принцип, определя­ющий взаимоотношения государства и гражданского обще­ства на основе разделения властей, ограничения их консти­туцией, гарантий прав и свобод личности.

Конфликт политический - состояние политических отношений между субъектами, характеризующееся их стремлением пе­рераспределить ресурсы, ценности и статус в свою пользу.

Культура политическая - совокупность знаний, представле­ний, установок, опыта, стандартов политической деятель­ности, позволяющая субъекту эффективно выполнять поли­тические роли.

Легитимность - признание законности существующих инсти­тутов власти и правомерности принимаемых ими решений со стороны общества.

Либерализм - разновидность политической идеологии, отстаи­вающей приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства и общества.

Лидер политический - личность, способная постоянно и реша­ющим образом влиять на общество, группы благодаря нали­чию у нее политической власти.

Лобби - разновидность групп давления, создаваемых при ис­полнительных и законодательных органах власти для защи­ты интересов социальных общностей, слоев.

Ментальность - совокупность устойчивых представлений группы о политической действительности, характеризующих особый способ группового мышления.

Монархия - форма государства, в котором вся власть. центрирована в руках единоличного правителя (короля, императора, князя, монарха и т.д.).

Национализм - разновидность политической идеологии, Воз­водящая требования суверенитета конкретного этноса, права на самоопределение в форму политических требований к власти.

Общество гражданское - сфера реализации повседневных интересов индивида; совокупность межличностных отношений которые развиваются без вмешательства государства и вне его рамок.

Олигархия - власть небольшой группы богатых людей.

Охлократия - власть толпы, непосредственное воздействие масс реализующих свои интересы помимо институтов государству

Партия политическая - форма представительства интересов членов гражданского общества, объединенных единой идеологией и стремящихся к захвату политической власти.

Плюрализм (лат. pluralis - множественный) - принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции.

Полиархия - форма власти в современных развитых страну предполагающая распределение ее между центрами влияния (профсоюзами, бизнесом, фермерами и т.д.) с целью эффективного контроля за элитой. Автором термина является современный американский политолог Р. Даль.

Политика - сфера деятельности групп, партий, индивидов) государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Популизм - разновидность политической культуры лидера> элиты, институтов, апеллирующих к настроениям масс. Для него характерны демагогия, обещания, простые решения.

Режим политический - совокупность средств и методов реализации политической власти. Отражает характер связи власти и индивида.

Республика - форма государства, институты которого создаются на основе всеобщих выборов.

Система политическая совокупность политических институ­тов, норм и взаимоотношений между ними, посредством которой реализуется политическая власть.

Тоталитаризм - тип политического режима, предполагающего всеобщий контроль и регламентацию со стороны государства всех сфер деятельности человека.

Расизм - разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы опирающейся для ее достижения на террор, агрессию, войны.

Харизма (греч. charisma божественный дар) - понятие обозначающее наличие у лидера исключительных способностей.

Электорат - круг лиц, обладающих правом голоса на выборах

Элита - группа лиц, принимающая важнейшие политические решения, отличающаяся особыми социальными, политическими, психологическими качествами, престижем и привилегированным положением.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»