Основной идеей либерально-демократической идеологии является. Современные политические идеологии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

А19. Центральное место в либерально-демократической идеологии занимает идея

1) равного распределœения материальных благ

2) гражданского общества

3) классовой борьбы

4) крайне важно сти уничтожения эксплуатации

А20. В государстве Ч. После парламентских выборов лидер парламентского большинства приступил к формированию правительства. Одновременно депутаты парламента начали согласование кандидатуры на пост президента͵ который будет выполнять представительские функции. К какому типу государств относится государство Х.?

1) президентская республика 2) конституционная монархия

3) парламентская республика 4) смешанная республика

А21. Верны ли следующие суждения о тоталитаризме?

А. Тоталитаризм - ϶ᴛᴏ результат развития постиндустриального общества.

Б. Идеология правящей партии становится в тоталитарном обществе официальной идеологией государства.

А22. Верны ли следующие суждения о судебной власти?

А. Судебная власть действует лишь тогда, когда есть конфликт или спор по поводу закона.

Б. Важной функцией судебной власти является применение правовых норм и конфликтной ситуации.

1) верно только А 2) верно только Б

3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А23. Важнейшей функцией политической власти в предвыборный период является

1) выработка единой идеологии

2) формирование политической элиты

3) укрепление организации

4) увеличение собственного электората

А24. Основной смысл проведения предвыборной компании состоит в том, чтобы

1) оказать поддержку кандидатам на выборные должности

2) дать возможность избирателям познакомиться с программами претендентов

3) активизировать политическую жизнь в стране

4) помочь партиям накопить опыт политической борьбы

А25. В государстве М. действует конституция. Согласно ей законодательная и судебная власти подчинœены исполнительной, во главе которой стоит президент. Опорой власти являются вооруженные силы страны, а также церковь. Какой политический режим существует в данном государстве?

1) демократический 2) олигархический

А26. Верны ли следующие суждения о политической системе?

А. Общественные организации не являются элементами политической системы.

Б. Ядром политической системы является государство.

1) верно только А 2) верно только Б

3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А27. К внешней функции государства относится функция

1) культурная 2) дипломатическая

3) политическая 4) экономическая

А19. Центральное место в либерально-демократической идеологии занимает идея - понятие и виды. Классификация и особенности категории "А19. Центральное место в либерально-демократической идеологии занимает идея" 2017, 2018.

  • Глава 6. Государство §1. Генезис, сущность и функции государства
  • §2. Типы и формы государства
  • §3. Правовое государство и гражданское общество
  • Глава 7. Законодательная власть §1. Понятие парламента. Его роль и значение. Классификация зарубежных парламентов
  • §2. Структура парламента
  • Глава 8. Исполнительная власть §1. Исполнительная власть. Правительство
  • §2. Виды правительств
  • §3. Порядок образования (формирования) правительства
  • §4. Состав и структура правительства
  • §5. Порядок деятельности правительства
  • §6. Полномочия (компетенция) правительства
  • §7. Исполнительная власть. Глава государства
  • §8. Полномочия главы государства
  • Глава 9. Судебная власть §1. Понятие суда и судебной власти. Место и роль суда в государственном механизме
  • §2. Судебные вертикали
  • §3. Система общих судов
  • §4. Специальные суды
  • §5. Негосударственные суды
  • Глава 10. Местная власть §1. Понятие местного самоуправления и управления. Правовое регулирование местного самоуправления и управления
  • §2. Основные черты административно-территориального деления
  • §3. Структура и формы органов местного самоуправления
  • §4. Полномочия (компетенция) местных органов управления и самоуправления
  • §5. Отношения местных органов с центральной властью
  • §6. Местные исполнительные органы
  • Разделiii. Политические процессы
  • Глава 11. Политический процесс §1. Сущность и основные характеристики политического процесса
  • §2. Типология политических действий
  • §3. Политическое участие
  • Глава 12. Политические элиты и политическое лидерство §1. Политическая элита
  • §2. Политическое лидерство
  • §2. Партийные системы, уклады и коалиции
  • §3. Общественные организации и движения Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
  • Глава 14. Представительство и выборы §1. Избирательное право
  • §2. Виды избирательных систем
  • Разделiv. Политическая культура и идеология
  • Глава 15. Политические идеологии §1. Сущность и функции политической идеологии
  • §2. Современные политические идеологии
  • Глава 16. Политическая культура и политическая социализация
  • §1. Понятие политической культуры и ее структура
  • Раздел V. Международные отношения и внешняя политика
  • Глава 17. Система международных отношений
  • §1. Сущность и понятие международных отношений
  • §2. Понятие и сущность внешней политики государств
  • §3. Цели, функции и средства внешней политики
  • Глава 18. Политика и глобальные проблемы современности
  • §1. Сущность и пути решения глобальных проблем современности
  • §2. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности
  • Основные термины и определения
  • §2. Современные политические идеологии

    Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая поглощает почти полностью духовную жизнь общества, функционируют контридеологии. Запрещенные, гонимые контридеологии все-таки бросают вызов данному состоянию.

    Основные современные идеологии – либерализм, социализм, национализм – возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях социальные группы обрели ясное самосознание.

    Либерализм

    В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций XVIII-XIX вв. Теоретики классического либерализма Дж. Локк (1632-1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.), Ш.-Л. Монтескье (1689-1755 гг.) выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии.

    Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право на самостоятельное преследование личного интереса. Индивидуализм в понимании эпохи Просвещения – это способность утвердить себя как носителя разума, способность преобразовать реальность в согласии с требованиями разума, сделать ее достойной природы человека.

    Либеральная доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность требовала от общества предоставления личности максимальной свободы для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой свободы являлась свобода другого индивида.

    Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность народа как источника власти и формирование государства как договора между народом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности была первопричиной для социального договора, согласно которому объединение людей в содружество и подчинение правительству и есть защита их безопасности и собственности. Правительство – лишь опекун общественных прав. Если правительство не сумело защитить права граждан, значит, не оправдало их доверия и, следовательно, не может больше претендовать на подчинение со стороны граждан.

    Идея сопротивления деспотической власти занимала важнейшее место в идеологии и политической борьбе XVII-XVIII веков. Мнения либералов в основном расходились в вопросе о способах сопротивления власти, превышающей свои полномочия. В целом же либерализм признавал право на революционное сопротивление деспотизму и оправдывал не только революции в Англии и Франции, но и американскую войну за независимость.

    Кроме принципа управления с согласия граждан, либерализм обосновывал и принцип управления на основе закона. Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в свободе по всеобщему закону – таков либеральный императив права.

    В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию государства либералы того времени видели в охране частной собственности, установлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического суверенитета страны. Государство – это всего лишь "ночной сторож". Лозунг "Анархия плюс констебль" хорошо отражал суть этой точки зрения.

    Наиболее последовательную концепцию либеральной демократии и конституционализма сформулировал один из ведущих идеологов американской буржуазной революции Т. Пейн. Пейн считал государство необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. Наделенные неотъемлемыми правами, свободные и равные от природы индивиды предшествуют государству как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Государство считается законным и цивилизованным лишь в том случае, если оно образовано на основе активного согласия граждан, конституционно оформлено и зафиксировано с помощью парламентских представительных механизмов. Такое представительство и такое правительство не имеют каких-либо особых прав, они имеют только обязанности перед своими гражданами.

    В демократическом представительном правлении либералы видели достаточно эффективный механизм защиты интересов личности и общества. Теоретики либерализма, в частности, Дж. Локк и особенно последователи Ш.-Л. Монтескье, обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Система сдержек и противовесов рассматривалась как препятствие к узурпации власти кем бы то ни было, будь то личность, партия, ветвь власти или большинство. Демократическое большинство, не ограниченное ничем, тоже может стать деспотом, считали либералы. Поэтому в демократии должен существовать центр сопротивления демократии, т.е. выборному деспотизму большинства. Права меньшинства должны быть гарантированы. По сути дела, либералы отстаивали право на политическую оппозицию.

    В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.

    Либерализм сыграл огромную роль в разрушении идеологических ценностей традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ веры:

    Индивидуализм, который видит основную задачу общества и государства в обеспечении каждому индивиду возможностей для развития его способностей;

    Свобода, которая должна обеспечиваться в рамках закона в максимально возможных пределах для каждого индивида;

    Равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы и имеют равные права и возможности;

    Братство, понимаемое как сотрудничество людей в создании благополучного общества и отказ от использования своей свободы во зло другим.

    Либеральный реформизм

    Идеология классического либерализма начала видоизменяться в XIX веке. Либерализм эволюционировал в сторону либерального реформизма. Одним из первых среди идеологов либерализма, увидевшим необходимость и перспективность этой стратегии, был Дж.Ст. Милль (1806-1877 гг.), который уже в середине XIX века указывал на необходимость гибкой социальной политики, направленной на сглаживание тех неровностей, которыми судьба несправедливо наделила человечество, но в рамках ныне существующего общественного порядка.

    Под сомнение был поставлен и принцип невмешательства государства в сферу рыночной экономики. Государственное регулирование экономики и реформы стали рассматриваться как необходимое условие совершенствования общества и разрешение его противоречий.

    Тенденция развития буржуазного реформизма становится заметной с 70-х годов XIX века. Реформами в области избирательной системы, взимания подоходного налога, развитием антитрестовского и трудового законодательства отмечен этот период в США, Англии, Франции, Германии. Вмешательство государства в экономику усилилось в годы первой мировой войны и особенно во время мирового кризиса (1929-1933 гг.).

    Огромные вклад в формирование доктрины либерального реформизма внес английский экономист Дж. Кейнс (1883-1946 гг.). Его программа, сформулированная под воздействием мирового экономического кризиса, включала в себя активное вмешательство государства в социально-экономическую сферу, в частности, всемерное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, инфляционную и цикличную налоговую политику, цикличное балансирование бюджета, достижение баланса "спроса" и "полной занятости" и др. Свое политическое воплощение либеральный реформизм по Кейнсу получил в "новом курсе" президента Ф.Д. Рузвельта, благодаря чему США вышли из экономического кризиса и успешно осуществили глубокую экономическую перестройку общества.

    "Звездный час" либерального реформизма в США приходится на 60-е годы XX века, на период правления администраций Дж. Кеннеди и Л. Джонсона. Идеологами либерального реформизма была выдвинута концепция "государства благосостояния", которая отражала новую роль государства в социальной сфере западных стран. Социальная политика в капиталистических странах стала важнейшей сферой деятельности государства, ассигнования на социальные нужды выросли в гигантских размерах. Оптимистическая целеустремленность идеологов и политиков была связана с успехами научно-технической революции и экономическим ростом. Казалось, что наступила эра технических ответов на социальные вопросы, и экономический рост при рациональной социальной политике решит, наконец, социальные вопросы и покончит с бедностью.

    Социальный либерализм действительно сумел разрешить многие вопросы, связанные с образованием, медицинским обслуживанием, социальным страхованием, занятостью, правами меньшинства, расширением участия граждан в политическом процессе. Но безработица и бедность остались, хотя в размерах, не сравнимых с XIX веком. Социальный либерализм породил и новые проблемы. Разрастание государственных общественных политик приводило к росту бюрократических структур и бюрократизации политики. Увеличение социальных программ породило своеобразную "революцию растущих притязаний" и граждане стали смотреть на государство как на орган, который должен им обеспечить все права, в том числе и социальные, во все возрастающих размерах. Возникли и многие другие проблемы, требовавшие новых идеологических подходов в 80-е годы XX века.

    Несмотря на существенные отличия, либеральный реформизм не порвал идеологической связи с классическим либерализмом. Мостом между старым и новым либерализмом стала приверженность индивидуальной свободе, социальному прогрессу, политическому плюрализму и демократии. Только теперь достижение всего этого признавалось невозможным без государственного вмешательства, так как только государство, являясь, с точки зрения либералов, органом надклассовым, способно выступить беспристрастным посредником между социальными интересами и действовать ради общего блага и во имя свободы каждого.

    Заслуга либеральной идеологии в том, что она утверждала индивидуально-личностное начало бытия. Эта идеология сумела донести в качестве универсальных, общецивилизованных по своей сути ценностей – демократию, свободу и самоценность человеческого "Я". Либерализм изменил политическую практику и политический язык, привил новую правовую культуру, новое правосознание; служил делу создания гражданского общества и правового государства.

    Таким образом, либеральная идеология представляет собой достаточно цельную теоретическую конструкцию, имеющую ряд признаков. В экономике – это обоснование экономической свободы и права собственности; в социальных отношениях – равенство возможностей; в политике – защита представительной, плюралистической демократии; в духовной жизни – свобода мысли и слова; в религии – антиклерикализм; в морали – индивидуализм. Современный либерализм является выразителем интересов среднего класса. Как идеология современный либерализм, подобно классическому либерализму, выступает за динамичное, ориентированное на социальный прогресс общество, в котором личностный фактор, личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта идеология требует от личности максимальной реализации своих способностей, желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая на благотворительность и гарантии государства-покровителя.

    Социалистическая идеология

    Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин "социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".

    Идеи, которые позже стали называть социалистическими, появились в XVI веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Его основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), написавший "Город Солнца". Они считали, что именно общественная собственность создает условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и для общества.

    На протяжении XVII-XIX вв. много теоретиков пытались открыть формулу идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный богатством, все-таки изобиловал и нищетой. Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли французы А. Сен-Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.) и англичанин Роберт Оуэн (1771-1858 гг.). Их воззрения формировались под воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды теоретиков утопического социализма весьма значительно расходились между собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива преобразований должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех счастливее. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.

    В этот период возникает и крайнее проявление социализма – коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.

    Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по его способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного развития каждого как условия свободного развития всех. Социалисты-утописты считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто. Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть счастливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века была проникнута эмоционально-образным представлением о будущем и напоминала социальную поэзию.

    Представители утопического социализма и коммунизма по-разному относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что главный путь – реформы, и святое дело бедных – это и дело богатых. Другие, например, Мабли, Мелье, Бабеф – призывали трудящихся к революции.

    Марксизм как идеология пролетариата

    В 40-е годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К. Маркс (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820-1895 гг.) создали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, которая оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX и XX веков. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами.

    Коммунистическое общество в марксистском понимании – это не открытая идеальная модель счастливого строя, а закономерный результат прогресса цивилизации. Капитализм сам создает предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собственности и перехода к социализму. Главное противоречие, которое взрывает капитализм изнутри – это противоречие между общественным характером труда, сформированным промышленностью и рынком, и частной собственностью на средства производства. Капитализм, как считали марксисты, создает и своего социального могильщика – пролетариат. Освобождение пролетариата – лейтмотив социальной революции. Но, освобождая себя, пролетариат освобождает и всех трудящихся от любых форм эксплуатации. Достижение социализма возможно лишь в результате исторического творчества пролетариата, совершения пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата. Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" стал мобилизующим призывом в борьбе с эксплуататорами. Марксизм как идеология превратил социализм в борьбу миллионов, на многие десятилетия эта идеология стала духовным оружием эксплуатируемых и угнетенных.

    Развитие коммунистической формации проходит, считали Маркс и Энгельс, ряд этапов: переходный период, первая фаза и высшая фаза. Это длительный процесс преобразования жизни общества на подлинно гуманистических началах, когда человек становится высшим существом для человека. Коммунизм в своем высшем развитии – это общество свободных сознательных тружеников, где установится общественное самоуправление, а государство отомрет; где не будет классов, и социальное равенство достигнет воплощения в принципе "От каждого по способностям, каждому – по потребностям". В марксистской трактовке коммунизма есть движение к безграничному расцвету личности в условиях свободы от эксплуатации. Коммунизм - это начало подлинной истории человечества.

    Революционный пафос марксизма нашел свое воплощение в теории и практике ленинизма, который стал теоретической основой пролетарской революции в России и социалистического строительства в СССР.

    Несмотря на серьезные поражения, вызванные распадом Советского Союза, ликвидацией Восточного блока социалистических государств, ортодоксальный марксизм сохраняет значительное влияние на отдельные социальные группы в постсоветском обществе. Это обусловлено притягательностью идей социального равенства, справедливости и социальных гарантий со стороны государства на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, жилье.

    Одновременно с революционным направлением в социалистической мысли формировалось и другое направление, которое тоже опиралось на марксизм, но пыталось приспособиться к новым историческим реалиям не путем форсированной революционности, а путем социальных реформ. В XX веке это направление стало называться социал-демократическим в противовес коммунистическому.

    Демократический социализм

    Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914 гг.), представленному Э. Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др.; к воззрениям теоретиков Рабочего Социалистического Интернационала, существовавшего в межвоенный период; концепциям либерального реформизма, среди которых особое место принадлежит кейнсианству.

    Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Один из крупнейших теоретиков II Интернационала Э. Бернштейн отрицал неизбежность крушения капитализма и всякую связь наступления социализма с этим крушением. Социализм не сводится к замене частной собственности общественной, считал Бернштейн. Путь к социализму – это поиск новых "товарищеских форм производства" в условиях мирного развития капиталистической экономики и политической демократии. "Конечная цель – ничто, движение – все" – таким стал лозунг реформистского социализма.

    Современная концепция "демократического социализма" в основных своих чертах была создана в 50-е годы в результате принятия Декларации принципов Социалистического Интернационала на международной конференции социалистических партий во Франкфурте-на-Майне в 1951 году. "Демократический социализм", согласно программным документам социал-демократии, – это путь, который отличается и от капитализма, и от "реального социализма". Капитализм, по мнению социал-демократов, развил огромные производительные силы, однако поставил права собственности над правами человека. Коммунисты же там, где они пришли к власти, уничтожили свободу, создали новое классовое общество и неэффективную экономику, основанную на принудительном труде.

    Социал-демократы одинаковое значение придают как принципу личной свободы, так и принципам солидарности и справедливости. Традиционная формула: "Социализм = обобществление + плановая экономика", по мнению теоретиков социал-демократии, должна быть окончательно отброшена. Критерий различия между капитализмом и социализмом заключается не в принципах организации экономики, а в том положении, которое человек занимает в обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для государства, возможности реализовать себя в различных сферах общественной жизни.

    Составными частями концепции "демократического социализма" являются политическая, экономическая и социальная демократия.

    Идея политической демократии основывается на принципах свободы и равенства. Социал-демократы признают возможность существования различных форм демократии, однако в любом случае основополагающими требованиями политической демократии должны быть: наличие свободных выборов; предоставление гражданам действительного выбора между различными политическими альтернативами; возможность смены правительства мирными средствами; гарантия прав личности и меньшинства; существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. Демократия в интерпретации социал-демократов представляется в качестве абсолютной ценности, имеющей надклассовый характер. Выступая за "чистую" демократию, социал-демократы понимают государство как верховный социальный институт, в рамках которого регулируются и примиряются противостоящие социальные интересы. Государство выступает в качестве главного органа общественных изменений и прогрессивного развития.

    Давая обоснование экономической демократии , социал-демократы подчеркивали в своих официальных документах, что выступают за общественную собственность, но в рамках смешанной экономики. Частная собственность доступна в определенных секторах экономики. Многообразие форм собственности должно работать на эффективность производства. Коллективная собственность не является просто самоцелью, а должна служить инструментом повышения благосостояния общества.

    Приоритет в своей экономической стратегии социал-демократы отдают рыночным отношениям. Государство, в свою очередь, должно регулировать рынок: не допускать доминирования на нем только большого бизнеса, добиваться, чтобы технологии использовались на благо всего общества. Другими словами, международная социал-демократия признала принцип: "Конкуренция – насколько возможно, планирование – насколько необходимо".

    Достижения экономической демократии увязываются и с развитием "соучастия" представителей трудящихся в управлении капиталистическими фирмами, а также с развитием "самоуправления". В целом экономическая сфера должна отличаться четко выраженной социальной направленностью и быть подконтрольна обществу, но без утраты эффективности, присущей рыночной экономике.

    Термином "социальная демократия " обозначается качественная сторона образа жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды, бытовые условия. Борьба за социальную демократию – это прежде всего борьба за более высокое качество жизни.

    Социал-демократы в западных странах, находясь у власти или оказывая влияние на власть, во многом содействовали демократизации общества, расширению и закреплению прав и свобод трудящихся. Их реальная политика была близка практике либерального реформизма, но отличалась большей социальной направленностью и борьбой за социальную справедливость.

    Укрепление позиций социал-демократов связано и с тем, что авторитарный коммунизм оказался путем, усеянным огромными жертвами и вымощенным экономическими и социальными неудачами. Социал-демократия продолжает искать равновесие между свободой и социальной справедливостью и стремится к социальному государству, в котором устранена опасность буйного расцвета бюрократии; перспективное планирование не связывает общество по рукам и ногам и личная ответственность всех членов общества ставится на первый план.

    Социалистическая идеология и в революционной, и в реформистской модификации оказывала и оказывает серьезное влияние на людей труда, особенно тех, кто работает по найму. Влияние этой идеологии обусловлено тем, что она нацелена на справедливое общество, без эксплуатации, с равным социальным статусом граждан. Социализм впервые связал возможность осуществления высоких гуманистических идеалов с необходимостью отменить частную собственность и уничтожить эксплуататорское государство.

    В идеологическом отношении главное противостояние XX века – борьба либеральных и социалистических идей. Крах Восточного блока социалистических государств заставил социалистическую идеологию перейти к обороне. Но социализм, понимаемый как гуманное, демократическое общество, по-прежнему остается "открытым вопросом", интеллектуальной и практической задачей, решения которой сторонники социалистической идеологии пока не имеют.

    Общей тенденцией развития социалистической идеологии в конце XX столетия является либерализация социализма, хотя сохраняют влияние и радикальные формы – коммунизм и необольшевизм.

    Консерватизм

    Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпифеномен либерализма, т.е. явление, сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратиться в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.

    Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином Э. Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.). Л. де Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

    Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали консерваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как исторической наследие.

    Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.

    Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиционные начала – это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э. Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками. Конструктивному рационализму либералов Э. Берк демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

    Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом связан с политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский подход. Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей из плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить без больших несчастий. Консерватизм возвращал политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революционное время непрерывность исторического развития и сохранение полезных частей "старого общественного здания", вместо изобретения абстрактных конструкций на "чистом листе" революционной истории.

    Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе". Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется социальная стабильность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума. Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для общественного развития. Еще в конце XVIII века Э. Берк сформулировал принцип меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных. Достойное – достойным, – таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности.

    Консервативная идеология негативно относится к тенденции политизации людей, которая особенно отчетливо проявилась в XX веке. Частные интересы более важны для человека, чем политика. Политика – это сфера деятельности политических элит. Участие масс в политической жизни должно быть ограничено и находиться под контролем.

    Консерватизму свойственно ориентироваться на местные, региональные, национальные ценности. Общество не рассыпано на отдельные песчинки индивидуумов, а ориентировано на общее, целое, на "мы". Оно сосредоточено прежде всего на локальном уровне: в семье, общине, приходе, ремесленной корпорации, местных институтах власти. Социальное "мы" на местном уровне есть естественный источник стабильности, воспитания, сохранения традиций, формирования патриотизма.

    Консерватизм в XIX веке постепенно превращается в модификацию идеологии, которая принимает некоторые ценности либерализма, в первую очередь – политические. Буржуазная, переболев революциями и завоевав политическую власть, также искала опору в новых социально-политических идеях. Особое внимание в консерватизме привлекали стремление к единству общества, к средствам укрепления авторитета власти, к иерархии, к подчеркиванию связующей роли духовных ценностей.

    В XX веке консервативные теории развивались под значительным влиянием классического либерализма. В США возник так называемый рыночный консерватизм, который рассматривал тенденции к государственному регулированию экономики как опасный разрыв с либеральными традициями западной цивилизации, как "дорогу к рабству" и тоталитаризму.

    До 70-х годов XX века консерватизм занимал периферийные позиции, находился в обороне по отношению к либеральному реформизму и социал-демократическим теориям. Подъем консерватизма начинается со второй половины 70-х годов и особенно с начала 80-х, когда во многих странах Запада к власти пришли политические силы, принявшие на вооружение идеологию консерватизма.

    Неоконсерватизм

    Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные средства. Рухнула вера в то, что научно-технический прогресс в силу своего рационального механизма разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом на "вызов" кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.

    В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. Права человека только в сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.

    В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке. Будучи противниками патронажного регулирования экономики, неоконсерваторы делают ставку на личностный фактор: личная инициатива, личная заинтересованность, личные возможности и личная ответственность – вот важнейшие и незыблемые ценности эффективно функционирующей экономики.

    Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. "справедливое распределение доходов и собственности", "справедливая заработная плата", "справедливая налоговая политика" и другие; принцип субсидиарности – помощь для содействия самопомощи и частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должны сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".

    Неоконсерваторы считают, что предоставлять социальные блага бесплатно следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость и которыми они пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их материальный достаток.

    Социальное рыночное хозяйство – вот формула неоконсерваторов. Социальное рыночное хозяйство, с точки зрения современных консерваторов, не только наиболее удачная экономическая форма, укрепляющая и расширяющая класс собственников. Оно также лучше всего подходит людям: ставит перед гражданами задачи, но не распоряжается ими.

    В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции – демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность – не привилегия и не монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от охлократических тенденций.

    Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с такими традиционными ценностями, как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие.

    Органическая концепция общества, которую сохранил неоконсерватизм, способствовала восприятию социума как целостности, где поведение индивидов с их страстями и эгоизмом подчинено сложившимся структурам, ценностям, традициям. Благодаря этому общество сохраняет устойчивость и обеспечивает преемственность развития, связь прошлого с будущим.

    Все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм – "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий – элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций.

    Для любой культуры характерна своя идеология. В общем смысле идеология это – мировоззрение, включающее представления о реальности и установки практической деятельности. Идеология придает смысл конкретным действиям людей. Выделяются шесть основных типов идеологии: либерализм, консерватизм, коммунизм, фашизм, анархизм и социал-демократия.

    Либерализм – идеология, возникшая в 19 веке, ориентируется на принципе свободы . Основатели Джон Локк, Джон Милль, Адам Смит, Томас Джеферсон. Особым авторитетом она обладает в Европе. В рамках либерализма сформировались принципы разделения властей, идея свободных выборов, идея прав и свобод человека. Либерализм ориентирован на свободные рыночные отношения Рынок – это организация экономики страны, в которой основную роль играют частные предприниматели, а государство в экономическую жизнь вмешивается в очень незначительной степени. Индивидуальная свобода ставиться выше любых коллективных интересов. В дореволюционной России либерализм был представлен: Партией народной свободы (кадеты), Партией демократических реформ и Партией свободомыслящих.

    Консерватизм – идеология, ориентируется на стабильность общества и почтение к традициям и прошлому. Основатели Эдмунд Берк, Жозеф де Местр. Сторонники этой идеологии выступают против резких изменений и революций, за медленное обновление общества. Консерватизм отрицает равенство людей. Главными ценностями являются семья, государство, религия, нация и собственность. В дореволюционной России консерватизм был представлен: Русской монархической партии, Союз русского народа, Торгово-промышленная партия, Союз 17 октября.

    Коммунизм – идеология, опирающаяся на социальные, философские и экономические идеи Карла Маркса . Основная идея – необходимость построение бесклассового общества, в котором все средства производства принадлежат народу. Для этого необходимо уничтожить частную собственность, семью и государство. Единственный путь построения справедливого общества – революция. Основная сила, которая должна совершать революцию – пролетариат.

    Фашизм – идеология, которая объявляет главной ценностью либо нацию, либо государство, в результате чего интересы и права индивида считаются второстепенными. Фашизм сформировался в первой половине 20 века в таких странах как Италия и Германия. Основатели Адольф Гитлер, Йозеф Геббельс, Беннито Муссолини. С целью достижения господства арийской расы Германия развязала войну и пыталась уничтожить славян, евреев, цыган. Уход фашизма с широкой политической арены предопределен печальным опытом Второй мировой войны.

    Социал-демократия - идеология, которая образовалась в результате отделения от коммунизма. Основатели Эдуард Бернштейн, Эдуард Давид.Социал-демократияшироко распространена в Европе, в Великобритании получила название «лейборизм». Социал-демократы менее радикальны, чем коммунисты. Они считают, что основное средство достижения социальной справедливости не революция, а постепенные реформы. Цель общественного развития – социализм. Основную роль в становлении социализма должно играть государство. Государство в целом независимо от экономики и может на неё воздействовать основные ценности – свобода, справедливость и солидарность.

    Анархизм – идеология, которая основной ценностью считает общество, свободное от государства . Анархизм сформировался в середине 19 века. Основатели Пьер Жозеф Прудон, Вильям Годвин, Михаил Бакунин. Государство – это зло, от которого необходимо освободиться. Человек – это существо, которое способно самостоятельно понять, что такое справедливость и что надо сделать, чтобы все были счастливы.

    Либерализм (от лат. – свободный) – учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства.

    В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций ХVIII – ХIХ вв. Теоретики классического либерализма Дж. Локк (1632 – 1704 гг.), Адам Смит (1723 – 1790 гг.), Ш. Л. Монтескье (1689 – 1755 гг.) выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии.

    Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право на самостоятельное преследование личного интереса. Индивидуализм в понимании эпохи Просвещения – это способность утвердить себя как носителя разума, способность преобразовать реальность в согласии с требованиями разума, сделать ее достойной природы человека.

    Либеральная доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность требовала от общества предоставления личности максимальной свободы для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой свободы являлась свобода другого индивида.

    Либеральная теория «общественного договора» обосновывала суверенность народа как источника власти и формирование государства как договора между народом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности была первопричиной для социального договора, согласно которому объединение людей в содружество и подчинение правительству и есть защита их безопасности и собственности. Правительство лишь опекун общественных прав. Если правительство не сумело защитить права граждан, значит, не оправдало их доверия и, следовательно, не может больше претендовать на подчинение со стороны граждан.

    Идея сопротивления деспотической власти занимала важнейшее место в идеологии и политической борьбе ХVII – ХVIII веков. Мнения либералов в основном расходились в вопросе о способах сопротивления власти, превышающей свои полномочия. В целом же либерализм признавал право на революционное сопротивление деспотизму и оправдывал не только революции в Англии и Франции, но и американскую войну за независимость.

    Кроме принципа управления с согласия граждан, либерализм обосновывал и принцип управления на основе закона. Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в свободе по всеобщему закону – таков либеральный императив права.

    В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию государства либералы того времени видели в охране частной собственности, установлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического суверенитета страны.

    В демократическом представительном правлении либералы видели достаточно эффективный механизм защиты интересов личности и общества. Теоретики ли­берализма, в частности, Дж. Локк, и особенно последователи Ш.-Л. Монтескье, обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Система сдержек и противовесов рассматривалась как препятствие к узурпации власти кем бы то ни было, будь то личность, партия, ветвь власти или большинство. Демократическое большинство, не ограниченное ничем, тоже может стать деспотом, считали либералы. Поэтому в демократии должен существовать центр сопротивления демократии, т. е. выборному деспотизму большинства. Права меньшинства должны быть гарантированы. По сути дела, либералы отстаивали право на политическую оппозицию.

    В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерала – важнейший принцип жизнедеятельности.

    Либерализм сыграл огромную роль в разрушении страх идеологических ценностей традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ веры:

    Индивидуализм, который видит основную задачу общества и государства в обеспечении каждому индивиду возможностей для развития его способностей;

    Свобода, которая должна обеспечиваться в рамках закона в максимально возможных пределах для каждого индивида;

    Равенство как утверждение того, что все люди равны от природы и имеют равные права и возможности;

    Братство, понимаемое как сотрудничество людей в создании благополучного общества и отказ от использования своей свободы во зло другим.

    Либерализм является исторически первой идеологией. В послевоенные годы классический либерализм трансформировался в неолиберализм . Под сомнение был поставлен принцип невмешательства государства в сферу рыночной экономики. Государственное регулирование экономики и реформы стали рассматриваться как необходимое условие совершенствования общества и разрешение его противоречий. Идеологами либерального реформизма была выдвинута концепция «государства благосостояния», которая отражала новую роль государства в социальной сфере. Социальная политика стала важнейшей сферой деятельности государства.

    Несмотря на существенные отличия, либеральный реформизм не порвал идеологической связи с классическим либерализмом. Мостом между старым и но­вым либерализмом стала приверженность индивидуальной свободе, социальному прогрессу, политическому плюрализму и демократии. Только теперь достижение всего этого признавалось невозможным без государственного вмешательства, так как только государство, являясь, с точки зрения либералов, органом надклассовым, способно выступить беспристрастным посредником между социальными интересами и действовать ради общего блага и во имя свободы каждого.

    Современный либерализм является выразителем интересов среднего класса. Как идеология современный либерализм, подобно классическому либерализму, выступает за динамичное, ориентированное на социальный прогресс общество, в котором личностный фактор, личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта идеология требует от личности максимальной реализации своих способностей, желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая на благотворительность и гарантии государства.

    Политическая партия, выступающая с критикой деятельности правительства страны, предлагает свою альтернативную программу развития государства. Этот факт позволяет рассматривать ее как

    1) демократическую

    2) оппозиционную

    3) либерально-демократическую

    4) массовую

    Пояснение.

    Т. к. партия не является правящей - она оппозиционная.

    Ответ: 2

    Политическая партия, для которой характерно формирование вокруг группы лидеров, аморфность организации и отсутствие фиксированного членства, называется

    1) кадровой

    2) оппозиционной

    3) либерально-демократической

    4) массовой

    Пояснение.

    Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях, построенных на основе комитетов, которые можно рассматривать как их первичные организации, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов.

    Ответ: 1

    Предметная область: Политика. Политические партии и движения

    Валентин Иванович Кириченко

    Вы не правы, это определение кадровой партии. Надо научиться их различать.

    Елизавета Миронова (Москва) 25.04.2014 13:03

    отсутствие фиксированного членства и аморфность - это кадровая???разве не наоборот????не массовая???

    Петр Дмитриевич Садовский

    У нас все правильно.

    Центральное место в либерально-демократической идеологии занимает идея

    1) равного распределения материальных благ

    2) гражданского общества

    3) классовой борьбы

    4) необходимости уничтожения эксплуатации

    Пояснение.

    Либерально-демократическая идеология - является формой общественно-политического устройства - правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

    Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.

    Правильный ответ указан под номером 2.

    Ответ: 2

    Предметная область: Политика. Политические партии и движения

    Формирование пар­тий связано с рас­про­стра­не­ни­ем норм

    2) парламентаризма

    4) традиций

    Пояснение.

    Парламентаризм, си­сте­ма государственной власти, ха­рак­те­ри­зу­ю­ща­я­ся чётким рас­пре­де­ле­ни­ем законодательной и ис­пол­ни­тель­ной функций при при­ви­ле­ги­ро­ван­ном положении за­ко­но­да­тель­но­го органа - пар­ла­мен­та по от­но­ше­нию к др. го­су­дар­ствен­ным органам. Имен­но при такой си­сте­ме начинают фор­ми­ро­вать­ся политические пар­тии (Англия, Франция, США).

    Ответ: 2

    Предметная область: Политика. Политические партии и движения

    Петр Дмитриевич Садовский

    На любой процесс, в том числе и формирование партий влияют множество факторов. И задача ученого выяснить какой фактор (факторы) оказали большее влияние. Конечно же нормы права важны и свою роль безусловно сыграли, однако законы (нормы права) существовали и в абсолютных монархиях, хотя никаких партий там не было.

    Жесткая партийная дисциплина, фиксированное членство, приверженность к идеологии являются признаками

    1) партий избирателей

    2) массовых партий

    3) кадровых партий

    4) авангардных партий

    Пояснение.

    По определению массовой партии, правильный ответ 2.

    Для кадровых партий не характерно фиксированное членство и они временные, образуется обычно в период предвыборной гонки.

    Нет избирательных партий, есть избирательные объединения.

    Авангардная партия - политическая партия, претендующая на роль авангарда общества, решающего его проблемы и руководящего деятельностью по реализации этих решений.

    Правильный ответ указан под номером 2.

    Ответ: 2

    Предметная область: Политика. Политические партии и движения

    Кадровые партии – прием в них связан с определенными условиями, имеют фиксированное членство, жесткую дисциплину, обязательные членские взносы; руководство ими в значительной степени централизовано (в марксистско-ленинских партиях существует принцип демократического централизма);

    Массовые партии – нет фиксированного членства или оно недостаточно строго учитывается. Партийные взносы не имеют фиксированного характера и уплачиваются по желанию или имеют вид пожертвований в партийную кассу. На местах нет партийных организаций, собрания не проводятся, местное руководство не избирается, а составляется из известных бизнесменов и политиков, на низовом уровне партийным лидером является босс

    Петр Дмитриевич Садовский

    Только наоборот. Поменяйте в определениях местами кадровые и массовые партии.

    1) суверенитет во внутренних и внешних вопросах

    2) наличие органов управления

    3) принятие законов, общеобязательных для граждан

    4) установление и взимание налогов

    Пояснение.

    Первое относится только к государству, партия не может быть независима от государства, она действует и существуем в рамках и условиях государства.

    Третье -  к государству, ибо оно наделено законотворческими полномочиями.

    Четвертое -  к государству, оно проводит политику перераспределения доходов, исполнительная ветвь власти, партия таких полномочий не имеет.

    Правильный ответ указан под номером 2.

    Ответ: 2

    Политические партии

    1) принимают законы, общеобязательные для населения

    2) участвуют в борьбе за власть

    3) устанавливают и взимают налоги

    4) представляют собой суверенную организацию власти

    Ответ: 2

    Предметная область: Политика. Политические партии и движения

    Какой признак является общим для политической партии и для государства?

    2) суверенитет во внутренних и внешних вопросах

    3) институт гражданства (подданства)

    4) общеобязательность решений для населения

    Пояснение.

    Все остальные присущи только государству, а разработка политич. программ и гос-ву и партиям, но у них разная юридическая сила и влияние.

    Правильный ответ указан под номером 1.

    Ответ: 1

    Предметная область: Политика. Государство и его функции, Политика. Политические партии и движения

    По ка­ко­му признаку по­ли­ти­че­ские партии де­лят­ся на пра­вя­щие и оппозиционные?

    1) организационному

    2) отношению к су­ще­ству­ю­щей власти

    3) идеологическому

    4) месту в по­ли­ти­че­ском спектре

    Пояснение.

    Правящие партии -  это партии, про­шед­шие в пар­ла­мент и по­лу­чив­шие там боль­шин­ство мест.

    Оппозиционные -  это партии, не про­шед­шие в пар­ла­мент или ко­то­рые прошли в пар­ла­мент но не под­дер­жи­ва­ют курс пра­вя­щей партии.

    Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

    Ответ: 2

    Предметная область: Политика. Политические партии и движения

    Формулируя политические программы, требования, лозунги и доводя их до властных структур, политические партии выполняют в первую очередь функцию

    1) представительства интересов социальных групп

    2) воспитания кадров

    3) политической социализации

    4) участия в разработке законов

    Пояснение.

    Партии представляют интересны той или иной группы людей.

    Правильный ответ указан под номером 1.

    Ответ: 1

    Предметная область: Политика. Политические партии и движения

    консервативной политической идеологии?

    2) «Справедливое устройство общества должно основываться на перераспределении богатства, поддержании государством наиболее неимущих слоев»

    Пояснение.

    Консервати́зм - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике - направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике - ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях - протекционизм.В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».

    Также верно утверждать, что консерватизм — одно из политически-идейных течений политической мысли, отражающее приверженность его сторонников к сохранению традиций и устоев государства и общества.

    Консерватизм ориентирован на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее ценностных устоев, воплощенных в религии, семье, собственности и т.д.

    Консерватизм как политико-идеологический феномен первоначально оформился на Западе, а точнее — в англосаксонском культурно-историческом пространстве.

    Основные принципы:

    Общество — это система норм, обычаев, традиций, социальных институтов, которые надо сохранять и развивать;

    Существующие социальные институты предпочтительнее любых новых программ, нацеленных на их преобразование;

    Недоверие к социальным новациям и полное отрицание любых революционных изменений;

    Упрочение универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией;

    Пессимизм в оценке человеческой природы, неверие в силу разума и способности индивида.

    Правильный ответ указан под номером 1.

    Ответ: 1

    Предметная область: Политика. Политические партии и движения

    Оппозиционными называют политические партии, которые

    1) принимают участие в парламентских выборах

    2) разрабатывают и принимают законы

    3) действуют незаконно, без официальной регистрации

    4) критикуют политику правительства

    Пояснение.

    Оппози́ция - партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть.

    Ответ: 4

    Предметная область: Политика. Политические партии и движения

    Что свойственно любой политической партии?

    1) значительное число сторонников

    2) наличие центральной и местных организаций

    3) единство политических взглядов

    4) значительные финансовые ресурсы

    Пояснение.

    Политическая па́ртия - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

    Правильный ответ указан под номером 3.

    Ответ: 3

    Предметная область: Политика. Политические партии и движения

    Что относится к функциям политических партий в демократическом обществе?

    1) разработка политических программ

    2) принятие законов

    3) назначение глав регионов

    4) ведение внешней политики

    Пояснение.

    Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т. д.

    Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

    Выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

    Разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

    Создание возможностей для политической социализации личности;

    Подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

    Организация избирательных кампаний и участие в них;

    Борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

    Правильный ответ указан под номером 1.

    Ответ: 1

    Предметная область: Политика. Политические партии и движения

    Прочитайте фраг­мен­ты из про­грамм­ных документов ве­ду­щих политических партий. Какая из них при­дер­жи­ва­ет­ся социал-демократической по­ли­ти­че­ской идеологии?

    1) «Справедливое устрой­ство общества долж­но основываться на пе­ре­рас­пре­де­ле­нии богатства, под­дер­жа­нии государством наи­бо­лее неимущих слоев».

    2) «Человек в об­ще­стве не может быть сво­бо­ден от усто­ев своего круга общения, клана, традиций. Их уважение, также как и по­чи­та­ние истории сво­е­го отечества – ве­ду­щие ценности движения».

    3) «Все связи и кон­так­ты личности с об­ще­ством и го­су­дар­ством носят вы­нуж­ден­ный характер, поле сво­бо­ды отдельной лич­но­сти ограничено толь­ко полем сво­бо­ды другой такой же личности».

    4) «Партия в ка­че­стве ведущих прин­ци­пов своей де­я­тель­но­сти признает не­при­кос­но­вен­ность личности и собственности, не­вме­ша­тель­ство государства в част­ную жизнь граждан».

    Пояснение.

    Социал-демократия - социально-экономическая система, ос­нов­ной целью ко­то­ро­го является обес­пе­че­ние социального ра­вен­ства за счет вы­со­ких налогов и пе­ре­рас­пре­де­ле­ния доходов государством. В от­ли­чие от Социализма, не пред­по­ла­га­ет уничтожения клас­са частных предпринимателей, как при социализме.

    Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

    Ответ: 1

    Предметная область: Политика. Политические партии и движения

    Петр Дмитриевич Садовский

    Для ответа на этот вопрос нужно иметь представление о политических идеологиях.

    Алина Идиатуллина 17.02.2015 19:33

    Первый вариант ответа не относится к социал-демократической идеологии. Он относится к идеологии либеральной. Правильный ответ-4.

    Валентин Иванович Кириченко

    Выучите типы идеологий, иначе и на реальном экзамене будете ошибаться. Под 4 номером - либеральная идеология. Либерализм - философская и экономическая теория и политическая идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью.

    Прочитайте фрагменты из программных документов ведущих политических партий. Какая из них придерживается либеральной политической идеологии?

    1) «Государство и общество должны опираться, прежде всего, на моральные устои и традиции предыдущих поколений, главная ценность – преемственность курса».

    2) «Справедливое устройство общества должно основываться на перераспределении богатства, поддержании государством наиболее неимущих слоев».

    3) «Общество, основанное на имущественном неравенстве и принудительном труде, постоянно испытывает угрозу социальных конфликтов».

    4) «Партия в качестве ведущих принципов своей деятельности признает индивидуальную свободу и неприкосновенность личности и собственности».

    Пояснение.

    Правильный ответ указан под номером 4.

    Ответ: 4

    Предметная область: Политика. Политические партии и движения

    2) ЛИБЕРАЛЬНОЕ

    3) Социал-демократическое

    4) Демократическое

    Вообще так намного логичнее:)

    Валентин Иванович Кириченко

    В основе либерализма лежит признание индивидуальной свободы неприкосновенности собственности. Это 4 ответ. То, что вы посчитали, 2 ответ либеральным, неверно, так как этот постулат ближе к социал-демократической идеям.

    Во время дискуссии о роли государства в жизни общества гражданин П. высказался следующим образом: «Приоритетом в деятельности современного государства должна стать социальная поддержка неимущим. Для этих целей следует ввести прогрессивный налог на богатых, повысить налоги на прибыль фирм». Сторонником какой политической идеологии является П.?

    1) либеральной

    2) социал-демократической

    3) анархической

    4) консервативной

    Пояснение.

    Социал-демократические партии выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод. Социал-демократы выступают за создание достойных условий жизни для человека, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, неимущих, доступность системы образования. Один из способов достижения цели - введение прогрессивного налога на богатых.

    Либеральная идеология связана с отстаиванием идеи демократии, правового государства, равенства возможностей, равенства перед законом.

    Базовые принципы консерватизма - традиционализм, стабильность, порядок. Консерваторы выступают за сильную государственную власть, отстаивают приоритет государственных интересов над индивидуальными.

    Правильный ответ указан под номером: 2.

    Ответ: 2

    Предметная область: Политика. Политические партии и движения

    2) либеральной

    3) социал-демократической

    4) коммунистической

    Пояснение.

    Для какой из ве­ду­щих политических идео­ло­гий характерно высказывание: «Государство, стра­ну нельзя рас­смат­ри­вать как чи­стый лист, вся­кое начертание в ан­на­лы истории стра­ны должно опи­рать­ся на опыт и устои предков»?

    1) консервативной

    2) либеральной

    3) социал-демократической

    4) коммунистической

    Пояснение.

    Социал-демократические пар­тии выступают за более за­мет­ное участие го­су­дар­ства в жизни общества, в управ­ле­нии экономикой при со­хра­не­нии основных свобод. Социал-демократы вы­сту­па­ют за со­зда­ние достойных усло­вий жизни для человека, борь­бу с со­ци­аль­ным неравенством, пе­ре­рас­пре­де­ле­ние доходов в поль­зу нетрудоспособных, неимущих, до­ступ­ность системы образования. Один из спо­со­бов достижения цели - вве­де­ние прогрессивного на­ло­га на богатых.

    Либеральная идео­ло­гия связана с от­ста­и­ва­ни­ем идеи демократии, пра­во­во­го государства, ра­вен­ства возможностей, ра­вен­ства перед законом.

    Базовые прин­ци­пы консерватизма - традиционализм, стабильность, порядок. Кон­сер­ва­то­ры выступают за силь­ную государственную власть, от­ста­и­ва­ют приоритет го­су­дар­ствен­ных интересов над индивидуальными.

    Коммунизм - идеология, пред­по­ла­га­ю­щая построение со­ци­а­лиз­ма - об­ще­ства социальной спра­вед­ли­во­сти на на прин­ци­пах коллективизма, свободы, ра­вен­ства ре­во­лю­ци­он­ным путем. После со­вер­ше­ния пролетарской ре­во­лю­ции власть дол­жен был взять в свои руки про­ле­та­ри­ат (диктатура пролетариата), част­ная собственность на сред­ства производства упразднялась. Во вто­рой половине XX века отказ от ре­во­лю­ции и мир­ный переход к со­ци­а­лиз­му сблизил ком­му­низм c социал-демократическими идеями.

    3) про­ве­де­ние организационных ме­ро­при­я­тий среди пар­тий­но­го актива

    4) уча­стие в организации, под­го­тов­ке и про­ве­де­нии парламентских выборов

    Пояснение.

    Функции по­ли­ти­че­ской партии:

    борьба за власть, вли­я­ние на по­ли­ти­ку государства

    участие в осу­ществ­ле­нии власти;

    участие в фор­ми­ро­ва­нии власти

    формирование об­ще­ствен­но­го мнения;

    выражение ин­те­ре­сов социальных групп;

    политическое воспитание;

    подготовка кад­ров политики;

    осуществление кон­тро­ля за де­я­тель­но­стью органов ис­пол­ни­тель­ной власти

    Данный при­мер иллюстрирует функ­цию контроля за де­я­тель­но­стью органов ис­пол­ни­тель­ной власти.

    Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

    Ответ: 2

    Общественная па­ла­та − организация, обес­пе­чи­ва­ю­щая взаимодействие граж­дан Российской Федерации, об­ще­ствен­ных объединений с ор­га­на­ми государственной вла­сти и ор­га­на­ми местного са­мо­управ­ле­ния в целях учёта по­треб­но­стей и ин­те­ре­сов граждан Рос­сий­ской Федерации, за­щи­ты прав и сво­бод граждан Рос­сий­ской Федерации.

    Профсоюзная ор­га­ни­за­ция − доб­ро­воль­ное общественное объ­еди­не­ние людей, свя­зан­ных общностью их про­фес­си­о­наль­ной деятельности, со­здан­ное для пред­ста­ви­тель­ства и за­щи­ты прав ра­бот­ни­ков в тру­до­вых отношениях, а также социально-экономических ин­те­ре­сов членов организации.

    Политическая пар­тия − доб­ро­воль­ный союз, вы­ра­жа­ю­щий интересы со­ци­аль­ных групп и участ­ву­ю­щий в борь­бе за по­ли­ти­че­скую власть.

    Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

    Ответ: 1

    Предметная область: Политика. Политические партии и движения

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»