Для каких стран характерна абсолютная монархия. Особенности абсолютных монархий в различных странах

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Существуют в современном мире? Где на планете странами до сих пор управляют короли и султаны? Ответы на эти вопросы ищите в нашей статье. Кроме того, вы узнаете, что такое конституционная монархия. Примеры стран этой формы правления вы также найдете в данной публикации.

Основные формы правления в современном мире

На сегодняшний день известно о двух основных моделях государственного управления: монархической и республиканской. Под монархией подразумевают такую форму правления, при которой власть принадлежит одной личности. Это может быть король, император, эмир, князь, султан и т. п. Вторая отличительная черта монархического строя - процесс передачи этой власти по наследству (а не по результатам всенародных выборов).

Сегодня существуют абсолютные, теократические и конституционные монархии. Республики (вторая форма правления) более распространены в современном мире: их около 70%. Республиканская модель управления государством предполагает выборность верховных органов власти - парламента и (или) президента.

Самые известные монархии планеты: Великобритания, Дания, Норвегия, Япония, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Примеры стран-республик: Польша, Россия, Франция, Мексика, Украина. Однако в этой статье нас интересуют лишь страны с конституционной монархией (список этих государств вы найдете ниже).

Монархия: абсолютная, теократическая, конституционная

Монархические страны (всего в мире их около 40) бывают трех типов. Это может быть теократическая, абсолютная и конституционная монархия. Рассмотрим вкратце особенности каждой из них, и более детально остановимся на последней.

В абсолютных монархиях вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека. Он принимает абсолютно все решения, реализуя внутреннюю и внешнюю политику своей страны. Ярчайшим примером такой монархии можно назвать Саудовскую Аравию.

В теократической монархии власть принадлежит высшему церковному (духовному) служителю. Единственным примером такой страны является Ватикан, где абсолютным авторитетом для населения выступает Папа Римский. Правда, некоторые исследователи относят к теократическим монархиям Бруней и даже Великую Британию. Ведь не секрет, что английская королева одновременно является и главой церкви.

Конституционная монархия - это...

Конституционной монархией является та модель государственного правления, при которой власть монарха существенно ограничена.

Иногда он может быть и вовсе лишен верховных полномочий. В таком случае монарх является лишь формальной фигурой, неким символом государства (как, например, в Великобритании).

Все эти правовые ограничения власти монарха, как правило, отображены в конституции конкретного государства (откуда и название данной формы государственного правления).

Типы конституционной монархии

Современные конституционные монархии могут быть парламентскими или же дуалистическими. В первых правительство формируется парламентом страны, перед которым оно и отчитывается. В дуалистических конституционных монархиях министров назначает (и снимает) сам монарх. За парламентом остается лишь право некоторых вето.

Стоит отметить, что разделение стран на республики и монархии иногда оказывается несколько условным. Ведь даже в самых могут наблюдаться отдельные аспекты преемственности власти (назначении на важные государственные посты родственников и друзей). Это касается России, Украины и даже США.

Конституционная монархия: примеры стран

На сегодняшний день к конституционным монархиям можно отнести 31 государство мира. Третья часть их расположена в Западной и Северной Европе. Около 80 % всех конституционных монархий в современном мире являются парламентскими, и лишь семь - дуалистическими.

Ниже перечислены все страны с конституционной монархией (список). В скобках указан регион, в котором расположено государство:

  1. Люксембург (Западная Европа).
  2. Лихтенштейн (Западная Европа).
  3. Княжество Монако (Западная Европа).
  4. Великая Британия (Западная Европа).
  5. Нидерланды (Западная Европа).
  6. Бельгия (Западная Европа).
  7. Дания (Западная Европа).
  8. Норвегия (Западная Европа).
  9. Швеция (Западная Европа).
  10. Испания (Западная Европа).
  11. Андорра (Западная Европа).
  12. Кувейт (Ближний Восток).
  13. ОАЭ (Ближний Восток).
  14. Иордания (Ближний Восток).
  15. Япония (Восточная Азия).
  16. Камбоджа (Юго-Восточная Азия).
  17. Таиланд (Юго-Восточная Азия).
  18. Бутан (Юго-Восточная Азия).
  19. Австралия (Австралия и Океания).
  20. Новая Зеландия (Австралия и Океания).
  21. Папуа - Новая Гвинея (Австралия и Океания).
  22. Тонга (Австралия и Океания).
  23. Соломоновы Острова (Австралия и Океания).
  24. Канада (Северная Америка).
  25. Марокко (Северная Африка).
  26. Лесото (Южная Африка).
  27. Гренада (Карибский регион).
  28. Ямайка (Карибский регион).
  29. Сент-Люсия (Карибский регион).
  30. Сент-Китс и Невис (Карибский регион).
  31. Сент-Винсент и Гренадины (Карибский регион).

На карте ниже все эти страны отмечены зеленым цветом.

Конституционная монархия - идеальная форма правления?

Существует мнение, что конституционная монархия является залогом стабильности и благосостояния страны. Так ли это?

Конечно, конституционная монархия не способна автоматически решить все проблемы, которые возникают перед государством. Однако она готова предложить обществу определенную политическую стабильность. Ведь в таких странах постоянная борьба за власть (мнимая или же реальная) отсутствует a priori.

Конституционно-монархическая модель имеет ряд и других преимуществ. Как показывает практика, именно в таких государствах удалось построить лучшие в мире системы социального обеспечения граждан. И речь здесь идет не только о странах Скандинавского полуострова.

Можно взять, к примеру, те же страны Персидского залива (ОАЭ, Кувейт). Нефти у них гораздо меньше, чем в той же России. Однако за несколько десятилетий, из бедных стран, население которых занималось исключительно выпасом скота в оазисах, они смогли превратиться в успешные, благополучные и вполне состоявшиеся государства.

Самые известные конституционные монархии мира: Великобритания, Норвегия, Кувейт

Великая Британия - одна из известнейших парламентских монархий на планете. (а также формально еще 15 стран Содружества) выступает королева Елизавета Вторая. Однако не стоит думать, что она является фигурой чисто символической. Британская королева имеет весомое право на роспуск парламента. Кроме того, именно она является главнокомандующим британских войск.

Норвежский король также является главой своего государства, согласно Конституции, которая действует с 1814 года. Если процитировать этот документ, то Норвегия является "свободным монархическим государством с ограниченной и наследственной формой правления". Причем первоначально король имел более широкие полномочия, которые постепенно сужались.

Еще одной парламентской монархией с 1962 года является Кувейт. Роль главы государства здесь играет эмир, который имеет широкие полномочия: он распускает парламент, подписывает законы, назначает руководителя правительства; он же командует войсками Кувейта. Любопытно, что в этой удивительной стране женщины абсолютно равны в своих политических правах с мужчинами, что вовсе нетипично для государств арабского мира.

В заключение

Теперь вы знаете, что такое конституционная монархия. Примеры стран этой присутствуют на всех континентах планеты, кроме Антарктиды. Это и седоволосые зажиточные государства старушки-Европы, и молодые богатейшие

Можно ли говорить, что самой оптимальной формой правления в мире является именно конституционная монархия? Примеры стран - успешных и высокоразвитых - вполне подтверждают данное предположение.

Абсолютная монархия - это форма государственного правления. В условиях этой структуры судебная, исполнительная, законодательная, а также в некоторых случаях и духовная власть фактически и юридически сконцентрирована в руках одного правителя.

Абсолютная монархия устанавливалась в разное время во многих государствах, существовавших до 18 века. По мнению историков, к этой форме правления страны той эпохи пришли естественным путем.

Абсолютная монархия (в широком смысле) характеризуется как неограниченная власть, передающаяся по наследству. В узком смысле данная форма правления предполагает некоторые рамки. Так, например, в разных странах абсолютная монархия подчинялась представительным органам (кортесам в Испании, во Франции, Земским соборам в России).

Вместе с этим, обладая даже безграничной властью, самодержец был вынужден считаться со своими подданными. Мнение народа при этом могло выражаться совершенно различными способами: от рекомендаций советников до восстаний и свержения царя.

Абсолютная монархия в Англии достигла своего пика во время правления Елизаветы Первой Тюдор (1558-1603 гг.). Однако на Британских островах в своей классической форме эта власть так и не установилась. Во многом препятствовал тому парламент. Кроме того, не было ни армии, ни бюрократического аппарата.

В разных странах абсолютизм обладал теми или иными особенностями. В большей степени они определялись влиянием тех или других слоев общества на внутреннюю политику в стране. Так, например, в Англии и Франции большим влиянием обладала буржуазия.

Во второй половине 18 века абсолютизм перешел на следующий этап. Форма правления в этот период оказалась под влиянием идей эпохи Просвещения. Таким образом, сформировался

С развитием и укреплением капиталистического строя в странах Европы существование абсолютизма стало сильно противоречить новым порядкам в обществе.

В некоторых государствах (например, во Франции, России) противоречия между развивающимся обществом и ограничивающей его властью были решены революционным путем. Некоторые державы постепенно пришли к форме правления.

Давайте попробуем разобраться, что такое абсолютная монархия.

Определение: абсолютная монархия – это строй, при котором вся полнота государственной, а в некоторых случаях и религиозной власти сосредоточена в руках одного человека (король, император, султан, эмир). Глава концентрирует в себе функции законодательной, исполнительной, судебной власти, является главнокомандующим армии.

Отличительные черты и особенности абсолютной монархии

Отличительными чертами абсолютной монархии являются:

  • централизация всех властных полномочий;
  • жесткая иерархическая структура государственного управления;
  • наследный характер передачи власти;
  • власть монарха не может быть ограничена.

В Европе расцвет абсолютизма пришелся на XIV – XVI века. В современном мире также сохранились несколько государств с неограниченной властью.

Как форма правления абсолютная монархия появилась во времена Древнего Египта, Древнего Китая. Там вся полнота власти была сосредоточена в руках императора и фараона. Они были верховными судьями, главнокомандующими армий. Некоторые историки считают, что форму правления в древних государствах можно отнести к деспотии, а не к абсолютизму в современном его понимании.

Основы абсолютизма были заложены еще в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Ульпиана – Государь не связан законами (источник: Википедия). В Европе большой вклад в формирование абсолютной монархии внес Никколо Макиавелли. В своих трудах он описал теоретические основы и особенности неограниченной власти монарха.

Особенностью абсолютизма в Средние века и в настоящее время, например, в Ватикане, являлось обожествление власти монарха. Это было выражено в церемонии одобрения (коронации) короля или царя в церкви. Связано это с тем, что в то время влияние церкви было огромно. Она доминировала во всех областях общественной жизни.

Абсолютная монархия в Европе

Появление абсолютизма в Европе было обусловлено изменением общественных отношений. К примеру, во Франции власть фактически принадлежала крупным землевладельцам (королю принадлежало только около 30% земель). Сословно-представительные органы имели неограниченное влияние на короля. Землевладельцы могли заставить короля принять любой закон, который им был выгоден. С развитием городов появляется новый класс буржуазии. Непрекращающиеся войны приводят к увеличению расходов. Появилась необходимость объединения, установления сильной власти.

Централизацию власти поддержали представители церкви. В тот период произошло слияние государства и церкви. Практически все посты в органах власти занимали священнослужители.

Земли переходят в собственность государства, сословно-представительные органы теряют свое влияние, развивается новая иерархия власти. Появляется регулярная армия, органы правопорядка. Законы, издаваемые королем, обязательны для исполнения по всей территории страны. Города утрачивают право на самоуправление, градоначальники назначаются королем.

По мере развития экономических отношений неограниченная монархия утратила свое значение, стала препятствовать дальнейшему росту благосостояния буржуазии. Возникшие противоречия привели к смене абсолютной монархии на конституционную, например, в Великобритании, и насильственному свержению государя, например, во Франции.

Отличительными чертами неограниченной монархии в Великобритании было сохранение функций парламента, отсутствие регулярной армии, разветвленного аппарата управления на местах.

В Германии и Италии (так как централизованные государства формировались позже) неограниченная монархия выражалась во власти местного князя.

В России абсолютная монархия (самодержавие) просуществовала до начала XX века.

Современные государства с абсолютной монархией

В настоящее время сохранились несколько государств с такой формой правления. Это:

  1. Ватикан – теократическое государство, вся власть в котором принадлежит главе католической церкви - Римскому Папе.
  2. Королевство Саудовская Аравия , согласно основному закону государства, является теократической абсолютной монархией, хотя номинально власть короля может быть ограничена нормами и правилами шариата.
  3. Королевство Свазиленд – в руках короля сосредоточена исполнительная власть. Номинально высшим законодательным органом является парламент страны, однако, фактически он исполняет только консультативную функцию.
  4. ОАЭ – государство, объединяющее в форме федерации, несколько эмиратов с абсолютной властью монарха. Президентом федерации является эмир Абу-Даби, а премьер-министром – эмир Дубая. Высший совет, в который входят все эмиры стран ОАЭ, является верховным органом в стране.
  5. Султанат Бруней – тоже является теократическим государством с неограниченными полномочиями султана. В стране номинально существует парламент, однако, состоит он только из родственников султана.
  6. Султанат Оман можно охарактеризовать как классическую абсолютную монархию. В руках султана Омана сосредоточена вся полнота власти. Он является премьер-министром, министром иностранных дел, финансов, обороны и исполняет обязанности директора Центрального банка страны.
  7. Эмират Катар – в государстве действует Конституция, согласно которой страна является абсолютной монархией. Эмир единолично назначает всех членов правительства и консультационного совета.

Но в то же время существует сорок одна страна, где сохранилась монархия, причем имеющая различные формы. с монархией - это Ватикан, Монако и Лихтенштейн. Есть эта форма правления и в Африке. Можно назвать Лесото, Марокко и Свазиленд. Современная монархия обладает множеством лиц, и закрепилась как на Ближнем Востоке, так и в демократической Европе. Например, когда король имеет минимальную власть либо монарх полностью лишен её, и сохраняет свой трон как дань Япония. Но, в то же время, существуют страны с абсолютной монархией, при которой вся полнота власти концентрируется в руках одного правителя. Об этом идёт речь в статье.

Абсолютная монархия - её характеристика

Форма управления государством, называемая характеризуется тем, что страной правит один человек. Законодательная власть, а также исполнительная и судебная сконцентрирована в руках монарха. Можно упомянуть такие страны сабсолютной монархией, как Саудовская Аравия, Оман, княжества ОАЭ, Катар.

Правит страной монарх, при котором действует совещательный орган или парламент (в него входят наиболее уважаемые лица). Однако все решения последнего, тем не менее, требуют согласия коронованной особы. Роль конституции играет священная книга мусульман - Коран. Совет семьи в арабских формах абсолютной монархии - это неформальное учреждение, куда кроме родственников монарха входят пользующиеся особым почетом знатоки Корана. Были случаи, когда семейный совет (например, в Саудовской Аравии) низлагал короля, а на его место избирался новый из членов семьи. Монарх не только правит страной, но и объединяет светскую и духовную власть, занимая высший духовный сан. Он считается имамом в стране, где мусульманская религия признана государственной. Поэтому современную абсолютную монархию, существующую на Ближнем Востоке, называют абсолютистско-теократической.

Несмотря на то, что страны с абсолютной монархией сформировались на основе феодальной аристократии, они ныне процветают благодаря нефтяным богатствам. Большая часть власти сосредоточена у крупной финансовой буржуазии. Страны Персидского залива, где сохраняется монархия и нет парламента и конституции, превратили своих граждан во вполне состоятельных людей. Например, там существует общедоступная бесплатная медицина, бесплатное обучение и содержание в самых престижных учебных заведениях мира. Государство предоставляет молодым семьям жильё. Арабские страны с абсолютной монархией являются социальными государствами, нацеленными на рост благосостояния народа.

Султанат Оман

Рассматривая страны с абсолютной монархией, можно остановиться в качестве примера на Это государство, расположенное в Юго-Западной Азии, не имеет конституции, её роль выполняет Коран. Правительство выбирается самим монархом. Оно называется Совет государства. Первое его заседание прошло в 1998 году. Кроме него существует ещё Совет Шуры, руководитель которого назначается королем. В ведении Совета Шуры находятся обсуждения пятилетних планов развития, заботы об экологии, обращения к султану с выражением своего мнения. Только султан может решать международные дела. Посты крупных государственных чиновников, премьер-министра, губернаторов обычно принадлежат родственникам короля.

Чем же монархия превосходит прочие формы правления? Прежде всего - это возможность обеспечить стране целостность и дать ей равновесие. Конечно, эта форма правления не сможет автоматически решить все экономические, социальные и политические вопросы. Но в то же время государства с абсолютной монархией представляют собой стабильные образования на политическом и социальном уровне.

В исторической ретроспективе такая форма монархии является наиболее распространенной. Она приходит на смену сословно-представительной, однако это историческое «правило» не всегда соблюдалось. Существует целый ряд стран, в которых не было сословно-представительной монархии. В первую очередь это страны Аравийского полуострова и Персидского залива. Конечно же, в них присутствовали органы управления помимо самого монарха (халифа), но они носили по большей мере совещательный характер. На практике получалось, что страной правил халиф, его главные государственные советники - шейхи, то есть представители богатой земельной аристократии, им же, в свою очередь, помогали старейшины, которые являлись своеобразными местными управленцами. Собственно говоря, была сильная, жесткая, централизованная власть, которая не терпела никого «непослушания». В Европе, в целом, абсолютная монархия проявлялась примерно в такой же форме государственного устройства.

Соответственно, мы можем дать определение данному виду монархии:

Абсолютная монархия -- это такая форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без каких-либо ограничений.

Важно при этом заметить, что правитель не только пользуется властью без ограничений, но и ни с кем не делит ее. Абсолютная монархия является исключительно наследственной.

Какие же выводы можно сделать из приведенного определения? В чем суть? Суть в том, что, помимо безграничных возможностей монарха в своем государстве, при абсолютной монархии народ - это даже не подданные Его Величества, как при конституционной монархии, а слуги, которые, порой, превращаются в рабов, готовых служить вечно своему Господину и отдать жизнь, если будет нужно, за Него. Ведь, как это часто происходило и происходит по сей день, правитель любого государства зачастую преувеличивает и злоупотребляет своими полномочиями, хоть это строго запрещено законом, который он сам же принимал. А теперь просто представьте, насколько велик соблазн делать все, что «пожелает душа», по сути, такого же человека, как и все, когда, грубо говоря, все разрешено. Разве кто-нибудь устоит перед желанием сделать то, что для всех остальных запрещено и при этом четко знать, что за это ничего не будет. Достаточно абстрактное выражение, но сколько в нем конкретики.

Давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны, а точнее, какими законными полномочиями обладает монарх при абсолютной монархии:

Монарх - единственный и неоспоримый источник власти.

Монарх обладает высшей исполнительной, законодательной и судебной властями.

Монарх обладает высшей духовной властью.

Монарх является носителем государственного суверенитета.

Монарх является главнокомандующим в армии.

Абсолютно все люди в государстве, кроме самого монарха и его семьи, являются его слугами.

А теперь только подумайте, сколько прав и полномочий вытекает из всего вышеперечисленного. Я бы сказал, что трудно найти то действие, которое монарх не имел бы права совершить, или то право, которым он не обладает. Если сказать прямо - таковых просто не существует. Вот так и получается, что он может все, и имеет право на все.

И сейчас мы готовы сделать второй важнейший вывод об абсолютной монархии - монарху разрешены любые, правомерные или неправомерные, законные или незаконные, «умные или глупые», «хорошие или плохие», «нужные или ненужные» и прочие «манипуляции» с, кем бы Вы думали, народом, причем исключительно на «правовой» основе, то есть личном желании монарха. И самое главное здесь заключается в том, что народ готов и согласен «идти по этой дороге». И вот как раз в этом моменте и проявляется сущность монарха как человека, как личности, который «держит судьбу своего народа». Для ясности и понятности того, что я имею в виду, представьте себе человека, сидящего на королевском троне. На одном плече у него «сидит» ангел, на другом демон - вечный человеческий внутренний конфликт «плохого и хорошего», «нужного и желаемого». И вот демон говорит: «Ты Царь. Делай все, что хочешь. Тебе ведь за это ничего не будет. Никто даже не посмеет тебя в чем-либо упрекнуть, ведь все пред тобой склоняются и дрожат». И царь думает, правду же говорит, кто мне что сделает. Но тут говорит ангел: «Ты царь. Ты должен делать то, что нужно твоему народу. Помни, не они твои слуги, а ты их слуга. Ты призван Богом служить своему народу, ибо без него ты ничего не значишь». И тут возникает вопрос: «кому верить?». Можно говорить и делать все, что угодно, но народ ведь даже не подозревает, какой силой он обладает.

Обратите внимание, что в словах демона и ангела слово «царь», написано с разных букв. Почему? Это зависит от того, какое значение придается самому царю. В связи с этим, хочется задать риторический вопрос: «легко или тяжело быть человеком, который обладает всей властью и абсолютной свободой?». И да, и нет. Делай все, что хочешь, но за твоими решениями стоят судьбы людей. Поступай так, как считаешь нужным, но вся ответственность лежит на тебе. Ведь при неумелом обращении, свобода просто «разорвет на части» любого человека. Исходя из этого, можно говорить о приемлемости абсолютной монархии в современном мире. Может быть, поэтому их осталось так мало?

Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Для начала уточним, какие абсолютные монархии есть сегодня на политической карте мира. Это: Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Катар, а также султанат Бруней. Однако в сравнительно «чистом» виде, абсолютная монархия сохранилась только в Омане, где нет конституции и парламента, либо иного представительного органа. Вся общественная и государственная жизнь опирается на Коран, а король является одновременно и высшим духовным лицом. Но другие страны «ушли» недалеко. В них хоть и имеются конституции, а в ряде из них даже проводились парламентские выборы, тем не менее, абсолютистский характер государственной власти сохранился в традиционной форме. Конституции в них являются октроированными, то есть дарованными монархами. К тому же Коран имеет значительно большую юридическую силу. Парламенты же в этих странах крайне ограничены в своих функциях, и носят характер лишь совещательных органов. Но что примечательно, большую роль в абсолютных монархиях может играть такой неформальный орган, как семейный совет, поскольку нередко члены семьи и родственники монарха занимают важные руководящие посты в центральных и местных органах.

Понятно, что монархия проникает во все сферы жизнедеятельности общества. Но нам важно узнать и понять, как она влияет на каждую из них в отдельности.

Политическая сфера. О сущности монархической политики Л. Тихомиров пишет так: «Политика монархическая есть именно политика Монархической Верховной власти в достижении тех целей, которые имеет государственная политика вообще. Разумная вероисповедная политика требует поэтому союза Верховной власти с теми ростками религиозного сознания народа, которые ведут к истинной религии». При этом абсолютную монархию в данной сфере можно охарактеризовать как «вечную и неизменяемую». Власть принадлежит монарху, монарх получил ее от Бога, и никто другой ей не может обладать. Эти три звена лежат в основе правления. Так было, есть и будет всегда. Изменение хотя б одного из них влечет к достаточно быстрому краху системы в целом. Все построено именно на однообразии мышления и беспрекословном подчинении. Здесь даже речи быть не может о таких вещах, как политические партии, политическое инакомыслие, борьба за власть и т. д. Всех, кто пытается заниматься подобными вещами, ждет весьма печальная участь. Правда, наличие формальных органов управления для обеспечения формальных прав и свобод народонаселения на бумаге не отрицается, а порой даже приветствуется.

В своей книге Л. Тихомиров довольно часто ссылается на исследования П. Чичерина в области монархии. П. Чичерин указывает на следующие положительные и отрицательные стороны монархической государственности по отношению, в основном, к политике.

К выгодным (положительным) он относит:

Наилучшим образом обеспечивается единство власти, а из единства власти проистекает ее сила. С единством власти связана также ее прочность.

Монархия по независимости своей непричастна духу партий. Монарх стоит вне частных интересов; для него все классы, сословия, партии совершенно одинаковы. Он в отношении народа есть не личность, а идея.

В силу предыдущего монархия наилучше обеспечивает порядок. Монарх есть наиболее справедливый третейский судья социальных столкновений.

Нет образа правления более пригодного к совершению крупных преобразований.

Крупной личности точно так же легче всего проявить на общую пользу свои высокие качества именно в монархии.

Слабые стороны монархии, по Чичерину, состоят в следующем:

Замещение власти совершается не по способности, а по случайности рождения. Это ставит судьбы народа в зависимость от случайности: может родиться гений, но может родиться и малоспособный.

Безграничная власть производит плохое влияние на некрепкую душу. Великая душа сдерживает себя. Слабый человек, напротив, превозносится или становится двоедушным. Противостать искушениям, окружающим власть, очень трудно, а когда на престоле царствует пророк, говорит Чичерин, то и подчиненное общество следует тому же примеру.

К искушениям власти присоединяется лесть и ухаживанье окружающих. Монарх есть источник всех благ, и их стараются получить лестью и раболепством. Эти качества становятся господствующим качеством придворных и чиновных сфер. Вокруг монарха образуется мираж официальной лжи, заслоняющей истинное положение дел.

Монархия легко переходит в произвол.

Она легко предпочитает внешний порядок внутреннему. Отсюда беспорядки в управлении: "сверху - блеск, снизу - гниль".

В случае произвола - право теряет ограждение, и Чичерин находит, что, даже и помимо злоупотреблений, монархия менее охраняет право, чем другие власти.

Личная и общественная самодеятельность в монархии, по мнению Чичерина, ослабляется, исчезает инициатива. Монархия все и всех "опекает", и это ослабляет развитие народа.

Важно заметить, что наиболее справедливой данная характеристика может быть именно для абсолютной монархии.

Экономическая сфера. Официально, монарх - «хозяин и владелец» всех природных богатств государства. Он имеет полное право ими распоряжаться по своему усмотрения в целях улучшения благосостояния страны и населения. Красивые слова, но, на самом деле, за счет принадлежащих государству ресурсов идет весьма солидное личное обогащение денежными средствами приближенных к правителю людей. И, естественно, полученные средства (не все, конечно) идут на личные цели, совершенно не касающиеся государственных интересов. Такая ситуация не только на ресурсном рынке. Это касается всех экономических областей, так как все они «заняты своими людьми», которые их контролируют и регулируют в них отношения, пресекают любые попытки проникновения «со стороны». В итоге получается, что подобные страны мы можем, фактически, назвать частными. Однако в оправдание существующему порядку следует сказать, что люди, «управляющие экономикой» в этих странах, «знают свое дело», потому что если бы они его «не знали», то вряд ли бы долго «продержались» бы на своих местах. Однако как отмечает Л. Тихомиров: «экономическая политика государства имеет целью такую завершенность производственных сил нации, которая бы обеспечивала самостоятельность ее в удовлетворении своих нужд».

Социальная сфера. Л. Тихомиров акцентирует внимание на том, что здоровое состояние социального строя особенно необходимо для монархического государства. Забота о социальном строе характеризует все эпохи процветания монархий, которые всегда относятся к нему крайне бережно, стараются не ломать его, а именно на нем воздвигать свои государственные построения. По этому поводу и говорят о природной сословности монархических наций. Несмотря на это, в странах с абсолютной монархией, как правило, весьма сильно проявляется социальный конфликт. Ярко выражено фактическое неравенство людей перед законом (правовой статус шейха и простого рабочего сильно рознится), происходит постоянное ущемление прав и свобод человека (под словами «ущемление прав и свобод» понимаются реальные ограничения в правах и «сдерживание» свободы человека, а не какие-то абстрактные, идеалистические понятия, которые усиленно продвигаются в Америке и Западной Европе). Однако социальную сферу сильнее всего затрагивает экономический резонанс в обществе. С одной стороны есть «верхушка», которая «имеет все», с другой - основная масса людей, у которой нет ничего. Как было сказано: «С общего стола им падают лишь крохи, которые случайно проронили сидящие за ним». То есть получается, что средний класс практически отсутствует. Это свидетельствует о колоссальной разнице между самыми богатыми и самыми бедными. Казалось бы, такое общество долго не просуществует. И вот тут, пожалуй, монарх «играет» свою важнейшую роль в обществе и государстве. Во-первых, он символизирует и олицетворяет единство народа. Во-вторых, он, образно выражаясь, говорит людям: «Какая разница, богаты вы или бедны. Вы все служите мне, для меня вы все равны и одинаковы». Фраза, подобная этой, произнесенная из уст правителя, настолько поднимает моральных дух народа, что тот продолжает верить в правдивость сказанного.

Из-за разделения общества на сословия, возникла идея единого общегражданского строя. Л. Тихомиров в своей книге «Монархическая государственность» определяет ее следующим образом: «Эта идея общегражданского строя в настоящее время завоевала все умы. Он считается высшим звеном развития идеи государства и основой свободы. Строй сословный объявлен синонимом подневольности граждан и реакционности своих сторонников. Но теория общегражданского строя не сознает, что она создана собственно борьбой демократической идеи против монархической. Действительно, осуждение сословного строя произносится ему совместно с "неограниченной" монархией». В то же время Тихомиров отмечает, что сословный порядок составляет естественную принадлежность неограниченной монархии, где отдельные интересы имеют каждый свою организацию, и надо всеми возвышается объединяющая их власть. Но он (сословный порядок) неуместен в конституционном правлении, где представительство должно выражать не раздельные интересы сословий, а общий всем интерес государства.

Духовная (религиозная) сфера. «Монархия возникает с таким содержанием народного духа и кончается с его уничтожением. Первая задача ее состоит, стало быть, в том, чтобы помочь нации сохранять и развивать это духовное содержание. Это составляет первую задачу и обязанность как в отношении нации, так и в отношении самой монархии, ибо свое нравственное содержание Верховная власть почерпает из нации. Когда оно есть в нации, оно передается неизбежно Верховной власти; иссякая в нации, столь же неизбежно иссякает и в Верховной власти. Отсюда является важность вопроса о правильном отношении монархической политики к религиозным верованиям и к тем учреждениям, которые ими создаются и объединяют религиозную жизнь нации». - Л. Тихомиров.

Попытаемся сделать вывод о том, что это означает. Монарх является духовным лидером в стране. Без преувеличений, он занимает первый после Бога, который наделил его властью, и это абсолютно нормально. Ибо только в этом случае нельзя будет усомниться в правильности и правомерности его действий. На этом построена и держится вся система абсолютной монархии. Данная система является крайне консервативной. Изменения в ней происходят очень редко и идут слишком медленно. Как правило, подобные системы закостеневают и перестают быть гибким, а результатом этого становится несоответствие существующего государственного строя реалиям и потребностям общества. Это, в свою очередь, становится предпосылками народных волнений, которыми могут воспользоваться «жаждущие» власти люди. В результате может «вспыхнуть» революция, а как ее прямое следствие - смена государственной власти и установление новой системы, путем замены старой. Во избежание подобного, духовная власть монарха выходит на первое место. Он говорит: «Мне власть дана Богом. И то, что мы «имеем», и я делаю, на это тоже есть Божья воля». И народ снова радуется и ликует - он счастлив. Помимо всего прочего, монарх является идеалом человеческой нравственности.

Военная сфера. Одно из приоритетных направлений развития общества и государства. Монарх, как было уже сказано, является главнокомандующим вооруженными силами. В средневековье король шел в бой вместе со своим войском, и это сильно поднимало моральный дух воинов. Они радостно кричали: «За короля!». Сейчас таково уже, естественно, нет. Однако во время военного положения, монарх является мощной объединительной силой, которая в самые «острые» и нужные моменты оказывает значительное влияние на ход разворачивающихся событий. И самое главное это то, что у народа появляется чувство морального долга, что он должен любой ценой защитить своего господина. Но при потере монарха, шансы населения защитить свою страну и победить в войне «падают в геометрической прогрессии», так как будет потерян смысл самой защиты.

Международная сфера. Правитель является законным представителем своего государства на международной «арене». Только с его согласия заключаются все международные договоры, касающиеся его страны, то есть на договорах стоит его личная подпись.

«В своем международном существовании, государство имеет целью сохранить и развить самого себя, союз своей нации (или наций). Международная политика его поэтому направляется на осуществление блага и интересов исключительно своего союза». - Л. Тихомиров из книги «Монархическая государственность»

Думаю, что не стоит говорить, какое влияние имеет правитель в других сферах общества. Правда, своего «рабочего» времени у него на них практически не остается. Контроль там предоставлен доверенным лицам монарха.

В заключение хочу добавить, что, помимо всех прочих функций, у монарха есть одна очень важная общественная. Он выполняет церемониальную функцию. Ни одно событие государственного масштаба не может пройти без его непосредственного участия. Как правило, правитель вначале выступает с речью, в которой говорит много общего, а уже потом начинается самое действие (открытие соревнований, например). Иными словами можно выразиться следующим образом: участие монарха является гарантом законности и правомерности происходящего. Если бы его там не было, то, грубо говоря, неизвестно, чем бы это могло обернуться для организаторов.

В данной главе мы рассмотрели абсолютную монархию как форму правления. Узнали ее важнейшие особенности. Рассмотрели роль монарха в различных сферах жизнедеятельности общества. Сделали некоторые выводы о приемлемости такой формы правления на современном этапе развития общества и государства.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»