Демократия и ее роль в общественно-политической жизни. Демократические основы политической жизни общества

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Демократия (греч. δημοκρατία - «власть народа») - политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени.

Демократия – (от греч. Власть народа). В основе ДР лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При ДР в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократии. Главная и естественная обязанность большинства в ДР – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства.

Основные признаки ДР:

1)Проведение гласных свободных выборов, которые предполагают 3 условия:

a.Свобода выдвижения кандидатур

b.Свобода избирательного права

2)Постоянное и реальное функционирование выбранной народом власти

3)Разделение властей в системе государственной власти. Создаётся механизм задержек и противовесов

4)Наличие многопартийной системы. Беспрепятственная деятельность партий. Главная арена политического соперничества – выборы

5)Существование легальной оппозиции. В условиях ДР оппозиция является неотъемлемым органом и постоянным элементом политического процесса. Право на оппозицию обеспечивает реальный плюрализм на свободу мнений. Посредством оппозиции мнения сохраняют возможность отстаивать свою точку зрения.

6)Гласность в работе властей всех уровней. Беспрепятственный доступ СМИ и общества к информации. Действительный контроль со стороны общества за осуществлением власти.

7)Провозглашение и юридические гарантии прав и свобод граждан, которые являются высшей ценностью демократии. ДР представляет широкий круг политических, социально-экономических и личных прав и свобод.

8)Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Формирование правового государства.

В реальной жизни демократия является не правлением народа, а правлением от имени народа. При этом она может реализовываться в 2х видах: представительная и непредставительная демократия. 1-ая связана с деятельностью выборных органов, в которых работают депутаты. 2-ой вид предусматривает референдумы. Рассматриваемая модель ДР – идеальна.

Недостатки ДР :

1)возможность превращения демократии в диктатуру большинства.

2)демократия пробуждает социальную активность масс, которая может носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

3)Выборность может приходить в противоречие с требован. проф. их деятельности.

Понятие и признаки демократии

Слово «демократия» употребляется в разном значении:

Как форма государства;

Как политический режим;

Как принцип организации и деятельности государственных органов и

общественных организаций.

Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде

всего гражданин и народ.

Демократия нигде и никогда не существовала без государства.

Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:

1) признание народа высшим источником власти;

2) выборностью основных органов государства;

3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;

4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.

Демократия - политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

Признаки демократии .

1. Демократия имеет государственный характер :

а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;

б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;

в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.

2. Демократия имеет политический характер :

а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее право голоса; 2) равенство при выборах;

3) тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п. Необходимо вспомнить, что ст. 15 Конституции Украины провозглашает: «Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная. Цензура запрещена»;

б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.

3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.). Законом

Украины «О действии международных договоров на территории Украины» от 10 декабря 1991 г. установлен порядок применения международных норм о правах человека.

4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно- политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (они же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам - учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.

5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украины подчеркнуто: «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность.

Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства» (ст. 3). Арбитром в возможных конфликтах между государством и гражданином является независимый и демократический суд.

2. Функции и принципы демократии

Функции демократии - основные направления ее воздействия на общественные отношения, целью которых является повышение социально- политической активности граждан в управлении обществом и государством.

Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояние общества, ее функции в различные исторические периоды изменялись, обогащались, углублялись.

Функции демократии можно разделить на две группы :

Раскрывающие связь с общественными отношениями;

Выражающие внутренние функции деятельности государства;

К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие :

1. Организационно-политическая - организация политической власти на демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами;

2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;

3. Общественно-стимулирующая - обеспечение оптимального служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;

4. Учредительная - формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);

5. Контрольная - обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми);

6. Охранительная - обеспечение государственными органами безопасности, чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение правонарушений.

Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.

Принципы демократии - непререкаемые исходные требования, которые предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам демократии.

Признание международным сообществом основных принципов демократии объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.

Основными принципами демократии являются :

1) политическая свобода - свобода выбора общественного строя и формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5 Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение - на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;

2) равноправие граждан - означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект равноправия - равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют

одинаковые возможности для их реализации;

3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения - предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость,

подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих

4) разделение властей - означает взаимозависимость и взаимное ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства;

5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства - означает сочетание воли большинства с гарантиями прав личности, находящейся в меньшинстве - этническом, религиозном, политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не состоящей в большинстве при принятии решений;

6) плюрализм - означает многообразие общественных явлений, расширяет круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений и т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии.

Формы и институты демократии

Функции демократии реализуются через ее формы и институты.

Форма демократии - это ее внешнее выражение.

Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие :

1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами (народовластие), осуществляется в двух формах - прямой и непрямой:

Прямая - представительная демократия - форма народовластия, при которой власть осуществляется через выявление воли представителей народа в выборных органах (парламенты, органы местного самоуправления).

Непрямая - непосредственная демократия - форма народовластия, при которой власть осуществляется через непосредственное выявление воли народа или определенных социальных групп (референдум, выборы).

2. Формирование и функционирование системы органов государства на основе демократических принципов законности, гласности, выборности, сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление служебным положением и общественным авторитетом;

3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в соответствии с международными стандартами.

Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни: экономическая; социальная; политическая; культурно-духовная и др.

Формы демократии находят проявление в ее институтах (референдум, общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.).

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам.

Выборы - это форма непосредственного участия граждан в управлении государством путем формирования высших представительных органов, органов местного самоуправления, их персонального состава.

Демократия как общечеловеческая ценность

Несмотря на то что во все времена демократия понималась и трактовалась по-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность стала неотъемлемым элементом сознания людей всего мира. Но практически нет такой окончательной стадии демократии, которая удовлетворяла бы всех. Испытывая ограничения, человек вступает в конфликт с государством, когда не обнаруживает в законах ту справедливость, "которая положена им в основу своего существования, когда не принимается во внимание неравенство природных способностей и заслуг, когда отсутствует признание в зависимости от политической зрелости, умения, опыта и т.п. Воля к справедливости (а ее значимость велика для демократии) никогда не бывает полностью

удовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не может быть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянно приобщаться, пробуждать свою волю, выражать взгляды, проявлять политическую активность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности.

Демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует культуре и менталитету народа.

Рассмотрим основные ценности демократии как общественно-политического явления .

1) Собственная ценность раскрывается через ее социально назначение - служить пользе личности, обществу, государству:

1. установить соответствие между формально провозглашенными и реально действующими принципами свободы, равенства, справедливости, реально воплотить их в личную общественную и государственную жизнь;

2. сочетать государственные и общественные начала в системе демократии как формы государства;

3. создать атмосферу гармонии интересов личности и государства, консенсуса и компромисса между всеми субъектами демократии.

При демократии общество осознает преимущества социального партнерства и солидарности, гражданского мира и согласия.

2) Инструментальная ценность - через ее функциональное назначение - служить инструментом в руках человека для решения общественных и государственных дел:

1. принимать участие в формировании органов государства и органов местного самоуправления;

2. самоорганизовываться в партии, профсоюзы, движения и т.п.;

3. защищать общество и государство от противоправных действий, откуда бы они ни исходили;

4. осуществлять контроль над деятельностью избираемых органов власти и иных субъектов политической системы общества.

Инструментальная ценность демократии реализуется через ее функции и функциональные институты.

Личностная ценность - раскрывается через признание прав личности:

1. их формального закрепления;

2. реального обеспечения с помощью создания общесоциальных (материальных, политических, духовно-культурных) и специально-социальных (юридических) гарантий;

3. действия эффективного механизма их защиты;

4. установления ответственности за неисполнение обязанностей, поскольку демократия - не средство для достижения честолюбивых личных целей за счет умаления прав, свобод и законных интересов другого лица либо любого субъекта демократии

В Украине взят курс на развитие демократии. В Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия) Украина имеет своего представителя. Однако еще предстоит немало сделать для создания развитой системы демократии. Необходимым условием для этого является наличие в обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания в государстве, признание подавляющим большинством граждан «демократических правил игры». Важна тенденция к гармонии общественных, групповых и индивидуальных интересов при наличии ценностного приоритета личности по отношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине, уважения других людей, закона, мнения большинства.

Тем народам, которые готовы к признанию автономии личности и ее ответственности, демократия создает наилучшие возможности для реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н. С. Хрущев - известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны. Председателем Совета Министров был назначен Г. М. Маленков, министром иностранных дел - В. М. Молотов, министром обороны - Н. А. Булганин. Во главе нового Министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л. П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К. Е. Ворошилов, Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л. П. Берия, Г. М. Маленков и Н. С. Хрущев. Все они находились в свое время в ближайшем окружении Сталина и были причастии к необоснованным репрессиям. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по «делу врачей». Были освобождены из заключения участники «мингрельского Дела». В 1953 г. был арестован Л. П. Берия, Он обвинялся в намерении разграничить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании расширить полномочия МВД - своей главной опоры в борьбе за власть. Берия был исключен из партии как «враг народа» и предан суду.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности по преодолению культа личности И. В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н. С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. па пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И. В. Сталина. Проводились реорганизация правоохранительных органов. При Совете Министров СССР был организован Комитет государственной безопасности (КГБ). Органы милиции были преобразованы в отделы исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. Не все перестройки в административной системе управления были достаточно продуманны. Недовольство вызвало проведенное в 1962 г. разделение местных Советов по производственному принципу - на промышленные и сельские. Эта реорганизация нарушила единство власти, смешала функции органов местного самоуправления.

Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П. Н. Поспелова. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А. С. Бубнов, С. В. Косиор, П. П. Постышев, А. В. Косарев, М. Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек.

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). Hа съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития. На закрытом заседании съезда выступил Н. С. Хрушев с докладом «О культе личности и его последствиях». В докладе содержались собранные комиссией П. Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 30-40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с культом личности И. В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории.

После окончания работы съезда проходило чтение доклада Н. С. Хрущева на собраниях партийных организаций. Содержавшиеся в докладе факты рождали у слушателей возмущение и стремления понять причины попустительства беззакониям со стороны партийных органов. Публичное осуждение культа И. В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха. «Умирают в России страхи…»-такими словами начиналось одно из стихотчорений Е. А. Евтушенко тех лет.

Преобразования в общественно-политической жизни

Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято Положение о прокурорском надзоре.

Расширялись права союзных республик в области законодательства. К их компетенции были отнесены вопросы устройства республиканских судов, принятие Гражданского и Уголовного кодексов. Высшие государственные структуры наделялись дополнительными правами в экономической сфере. Отныне республиканские Советы Министров могли самостоятельно заниматься распределением бюджетных средств. Им предоставлялась возможность самим утверждать планы производства и распределения промышленной продукции. В ведение республиканских органов власти были переданы свыше 14 тысяч предприятий легкой и тяжелой индустрии, автотранспорт. Для сохранения ведущей роли центра в развитии экономики, в целях ее координации создавалась Экономическая комиссия Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако Проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х годов, в частности А. И. Рыкова, Н. И. Бухарина - руководителей оппозиции И. В. Сталину. Было отказано в возвращении на прежние места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е годы советских корейцев и выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населения.

Проводимая Н. С. Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа И. В. Сталина вело к падению авторитета СССР и Коммунистической партии на международной арене. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляемая Г. М. Маленковым, В. М. Молотовым и Л. М. Кагановичем, попыталась сместить Н. С. Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов «коллективного руководства» и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме. Однако открытое сопротивление части партийных и государственных руководителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Н. С. Хрущева. Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Г. М. Маленкова, В. М. Молотова и Л. М. Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы были исключены из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов.

Обновление аппарата власти

После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе высших органов власти. В частности, был освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилов - его место занял Л. И. Брежнев, Был смещен министр обороны Г. К. Жуков, сыгравший в июне 1957 г. решающую роль в сохранении Н. С. Хрущева на посту лидера КПСС. Одновременно возрастал культ Н. С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии.

Новая Программа провозгласила вступление страны в период «развернутого коммунистического строительства». В Программе были определены задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в мире производства продукции на душу населения, переход к коммунистическому самоуправлению, воспитание нового человека. Осуществление программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме»,- утверждал Н. С. Хрущев. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав местных партийных ячеек, введение системы ротации (обновления) партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе.

Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения. В 1962 г. рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку. Против организовавших демонстрацию забастовщиков было применено оружие. Новации во внутренней политике вызывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно-хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабильностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу (1962 г.).

Демократия как основа политической жизни общества

контрольная работа

Введение

Идея гражданского общества восходит к политико-юридической мысли античности. Данное понятие выступает как синоним понятия «политическое общество», т.е. «государство». Быть членом общества означало быть гражданином - членом государства. Это обязывало действовать в соответствии с государственными законами, не нанося вреда другим гражданам. Такое положение вещей определялось тем, что в античности и средние века отдельный человек по сути дела не мыслил себя вне экономической, социальной, культурной, религиозной и иных сфер жизни общества.

Переход от средневековья к новому времени ознаменовался вызреванием гражданского общества и выявлением различий между общественными и сугубо государственными институтами. Идея индивидуальной свободы поставила на повестку дня вопрос о свободе человека как личности, как члена общества, независимого от государства.

Главная заслуга в разработке концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством принадлежит немецкому философу XIX века Гегелю.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых дуг от друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид. В демократическом обществе политические и социальные функции четко разделены и выполняются различными институтами. Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - государством. Наряду с правом частной собственности важное значение имеет гарантированная государством свобода предпринимательской, трудовой и потребительской деятельности.

Политический режим - это методы осуществления политической власти в обществе. Всякий политический режим представляет собой то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов организации человеческих взаимодействий: авторитарности и демократизма. Практически невозможны режимы, полностью лишенные форм реализации одного принципа и построенные на формах реализации только другого принципа. Принято делить политические режимы на три типа: тоталитарный, авторитарный и демократический.

В политической сфере тоталитаризму соответствует монополизация власти. Она оказывается у одной партии, а сама партия - под властью одного лидера. Происходит сращение правящей партии с государственным аппаратом. Вместе с тем происходит огосударствление общества, т.е. уничтожение (или крайнее сужение) независимой от государства общественной жизни, уничтожение гражданского общества. Умаляется роль права, закона.

Авторитарный режим возникает, как правило, там, где происходит слом старых социально-экономических институтов и поляризация сил в процессе перехода стран от традиционных структур к индустриальным. Данный режим чаще всего опирается на армию. Она вмешивается в политический процесс для того, чтобы покончить с длительным политическим кризисом, с которым невозможно справиться демократическими, правовыми средствами. В результате этого вмешательства вся власть концентрируется в руках политического лидера или определенного органа.

Понятие демократия родилось в Древней Греции. Существует ряд исторических типов демократии с множеством ее различных форм:

· первобытнообщинная и родоплеменная

· античная

· феодально-сословная

· буржуазная

· социалистическая

Демократия - это прежде всего степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в конституциях и других законах. Демократия как общественно-политическое явление за свою многовековую историю развития выработала определенные принципы и ценности.

В данной контрольной работе подробно рассмотрим сущность демократического режима, исторические формы, теории и разнообразные модели.

Раскроем предпосылки и условия (политические, экономические, социокультурные) осуществления демократии.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. "Демократия" в переводе с греческого означает "власть народа". Однако, начиная с первого упоминания о ней в Аристотелевой "Политике" до настоящего времени не смолкают споры о ее содержании. Различные авторы акцентируют свое внимание на различных ее составляющих. Например, власти большинства, ограничении и контроле над ней, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений плюрализме и т.д. В одних случаях ее трактуют как общественную систему, в других - как форму государства, при которой все граждане имеют равные права на власть. Этим она отличается от монархии.

Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан. Но демократия еще с древних времен считалась худшей формой правления, т.к. низкий уровень культуры граждан позволял манипулировать правителям "народовластием", вследствие этого демократия переходила во власть толпы, а затем - в тиранию.

Негативное отношение к демократии не было преодолено даже после Великой Французской революции в XVIII веке. Это было связано с тем, что демократия не могла решать повседневные социальные вопросы большого государства (в отличие от городов-полисов).

С точки зрения описательного подхода демократия представляет собой совокупность политических структур и процедур, которые были бы эффективны в реализации общественных нужд. Либеральная теория демократии, например, рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление, источником власти является народ, который на принципах доверия, закрепленных конституцией выражает свою власть через своих представителей (депутатов). В этом случае властью занимаются подготовленные люди, которые должны выражать чаяния своих избирателей. Теория прямой демократии отрицает принцип представительности. Демократия понимается как прямое правление народа. Воля выражается на собрании и является основой для деятельности правительства и составления законов. Сторонники плюралистической теории демократии исходят из того, что каждый индивид стремится к реализации своих личных интересов, а не существенных нужд. В связи с этим общество рассматривается как совокупность социальных групп, а принятие решений происходит в результате борьбы этих групп и служит своеобразным компромиссом. Последователи элитарной теории демократии используют обратную логику в доказательство преимуществ своего подхода. Они исходят из того, что не существует рационального поведения отдельного индивида, отсутствует концепция "всеобщего блага". А поэтому должна существовать господствующая элита выбираемая народом, которая на время своего правления лишает народ на тот же срок возможность действовать. Напротив, сторонники партипаторной демократии отрицают принцип разделения труда и исходят из индивидуального самоопределения личности. Причем самоопределение ими как полное право на участие в политической жизни общества. В 60-х годах демократия такого типа стала активно развиваться и нашла свое выражение в новых социальных движениях (н-р, движение "зеленых").

Существует еще один интересный вид демократии - социалистическая демократия, которая трактует ее как форму классового господства. В рамках данной концепции развивалось два направления: ортодоксальное (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) и реформистское (К.Каутский, Э.Берштейн). Парадокс первой состоит в том, что только социалистическая демократия устанавливает власть народа, но с другой стороны при коммунизме демократия как принцип существования государства отмирает вообще. Идеологическая цель (построение коммунизма) приносит в жертву все свободы личности. Сторонники второй теории ищут форму компромисса путем соглашения различных социальных сил.

В настоящий момент демократия в различных ее формах существует в 35 странах мира. Причем демократии в этих странах обладают рядом общих характеристик:

Общераспространенная законность, которая основывается на подтверждении народом в форме выборов.

Конкурирующая политика - конкуренция при выборах.

Политические партии. Они служат основным механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа.

Гражданские, политические и социальные права.

23. ПУТИ И МЕХАНИЗМЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Сегодня одним из факторов формирования международной ситуации является влияние распада политических режимов в Советском Союзе и Восточной Европе, поэтому проблемы перехода от одного типа режима к другому все заметнее выдвигаются в центр внимания политологии, в особенности переход от авторитаризма и тоталитаризма к демократии. Процесс политического перехода как движения к демократическим формам правления предполагает изучение ряда его основных параметров.

1. Причины смены политического режима. Это и экономические кризисы, и социокультурные противоречия, и разногласия в высших эшелонах власти, и ослабление идеологической легитимизации режима. Эти факторы оказывают на режим сильное влияние, результатом которого являются либо добровольная смена политического режима, либо его насильственное устранение.

2. Начальный и завершающий этапы. Чаще всего непосредственным свидетельством начала являются активные выступления оппозиционных группировок и изменения в рядах высших эшелонов власти. Режим входит в переходное состояние, признавая права политической оппозиции; одновременно с этим происходит институализация демократических институтов. Процесс перехода может считаться завершенным после того, когда демократические институты прочно укореняются в обществе, а нормы демократического правления и демократического согласования интересов признаются абсолютным большинством политических деятелей 3. Процесс демократического перехода. Сам процесс демократического перехода представляет собой сложное комплексное многостороннее явление. Выделяют различные стадии перехода: либерализация высвобождение энергии политической оппозиции конституирование диалога и противостояния между политической оппозицией и режимом; демократизация и консолидация.

Либерализация режима является важной, неотъемлемой характеристикой демократического перехода. Ее окончание знаменуется либо падением авторитарной власти, либо ее восстановлением и последующими репрессиями.

Либерализация осуществляется в зависимости от того, на чем основывалось прежнее авторитарное равновесие – на лжи, страхе или экономическом процветании.

Демократизация предполагает процесс направления массовой политической энергии в определенное русло. Принципиальное отличие демократизации от либерализации выражается в том, до какой степени массовым социальным слоям открывается доступ для легального участия в политической деятельности Поэтому институализацию политических режимов: формирование конкурентной партийной системы принятие конституции, решение вопроса об избирательных правах граждан, о государственном устройстве, разделении властей – следует рассматривать в контексте того, в какой степени все эти меры содействуют массовому политическому участию.

Процесс демократического перехода достигает стадии консолидации с установлением основных демократических институтов, проведением свободных выборов и определением дееспособности правительства общественным мнением.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Организация и ведение бизнеса в сфере торговли и услуг автора Башилов Борис Евгеньевич

3.1. Виды режимов налогообложения… Анализ режимов налогообложения и выбор оптимальной системы налогообложения должен предварять анализ и планирование показателей, на основании которых будет произведен расчет доходов и расходов на осуществление хозяйственной

Из книги США: История страны автора Макинерни Дэниел

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Л. Даймонд. Прошла ли «третья волна» демократизации? Осмысление понятия демократии Для того чтобы проследить, как протекает процесс развития демократии, и понять его причины и следствия, необходим высокий уровень концептуальной ясности относительно содержания

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Л. Даймонд. Прошла ли «третья волна» демократизации? С того времени как в апреле 1974 г. рухнул диктаторский режим в Португалии, число демократий в мире резко возросло. До начала этого глобального движения к демократии насчитывалось примерно 40 стран, которые можно было

Из книги Интернет на 100%. Подробный самоучитель: от «чайника» – до профессионала автора

48. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ Выделяют следующие типы политических режимов:1) авторитарный режим – способы и методы действия политической системы, характеризующиеся низкой степенью свободы в политической и идеологической сферах. Большая степень свобод существует в

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

59. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ Партии не однородны и разделяются по разным признакам. По характеру функционирования выделяют кадровые и массовые партии.Кадровые партии – политические организации, отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, отсутствием

Из книги Как быстро восстановить потерянные компьютерные данные. Подробное руководство по спасению информации автора Гладкий Алексей Анатольевич

25. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ Национализм. Выделяются три типа: государственный, культурный и этнический. Первый в качестве основной идеи выдвигает интересы нации – всех граждан государства, второй – людей, принадлежащих к одному типу социальной культуры, третий –

Из книги Самоучитель работы на компьютере: быстро, легко, эффективно автора Гладкий Алексей Анатольевич

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

7.3. Описание режимов работы После настройки параметров программы можно приступать к ее эксплуатации. Далее будет рассказано о том, как ведется работа в основных режимах работы Acronis True Image Home.7.3.1. Создание резервной копии данныхВ этом разделе мы рассмотрим, каким образом в

Из книги автора

7.6. Описание режимов работы В данном разделе мы на конкретных примерах проиллюстрируем основные приемы и методы работы в программе Paint. Напомним, что выбор требуемого инструмента осуществляется щелчком мыши на соответствующей кнопке инструментальной панели. Чтобы проще

Из книги автора

4.4. Типология политических режимов Политический режим – 1) совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей; 2) совокупность методов, приемов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»