Курсовая работа Тоталитарные политические режимы XX века. Разновидности (и примеры) тоталитарных режимов ХХ столетия

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Политическое развитие в 20-е гг.
Сращивание государственного и партийного аппарата.
Сложившуюся в годы Гражданской войны политическую систему на XII съезде РКП (б) назвали «диктатурой партии» . РКП (б) фактически исполняла функции органов государства. Серьезные государственные решения принимались Центральным комитетом РКП (б) после предварительного обсуждения в тесном кругу большевистских лидеров в созданном в 1919 г. Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б) . В состав Политбюро в 1921 г. входили Г. Е. Зиновьев, JI. Б. Каменев, В. И. Ленин, И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий. Н. И. Бухарин, М. И. Калинин, В. М. Молотов были кандидатами в члены Политбюро. Принятые партией решения закреплялись в документах государственных, т. е. советских, органов. Впрочем, руководители партии были одновременно и руководителями государства: Ленин – председателем Совнаркома, Калинин – председателем ВЦИК и т. д. Против вмешательства партии во все сферы жизни общества и государства выступила так называемая «рабочая оппозиция» . Эту группу возглавили видные партийные и профсоюзные деятели: А. Г. Шляпников, А. М. Коллонтай, С. П. Медведев. Партия, по их мнению, должна заниматься агитацией и пропагандой, воспитанием масс, профсоюзы – управлять народным хозяйством, Советы – государством. Оппозиция обвиняла партийную верхушку в нежелании заниматься условиями жизни и быта рабочих, требовала свободы фракций и группировок в партии. Разногласия было решено обсудить на X съезде РКП (б) . Однако за несколько дней до его начала (съезд открылся 8 марта 1921 г.) вспыхнуло восстание в Кронштадте. Настроения делегатов, участвовавших в подавлении мятежа, изменились. Главной идеей съезда стала мысль о единстве партии. Съезд принял резолюцию «О единстве партии» , запрещавшую создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Взгляды «рабочей оппозиции» были осуждены.
Утверждение однопартийной политической системы.
В июне – августе 1922 г. состоялся судебный процесс над группой видных эсеров. Трибунал ВЦИК обвинил эсеровских деятелей в организации заговоров с целью свержения советской власти, в пособничестве белогвардейцам и иностранным интервентам, в контрреволюционной пропаганде и агитации. Двенадцать подсудимых приговорили к смертной казни, но после протестов мировой общественности казнь отложили и поставили ее исполнение в зависимость от поведения оставшихся на воле членов партии. В июне 1923 г. ЦК РКП (б) разработал секретную инструкцию «О мерах борьбы с меньшевиками» . Ставилась задача «вырвать с корнем меньшевистские связи в рабочем классе, окончательно дезорганизовать и разбить партию меньшевиков, совершенно дискредитировать ее перед рабочим классом» . Большевики, учитывая негативную реакцию мирового социалистического движения, не рискнули провести над меньшевиками показательный процесс. Была развернута мощная кампания по «разоблачению» недавних партийных товарищей. Слово «меньшевик» на долгие годы стало одной из самых негативных идеологических характеристик. В 1923 г. начался распад меньшевистской партии. Политическая оппозиция вне большевистской партии прекратила свое существование. В стране утвердилась однопартийная политическая система.


Министерство Юстиции РФ
Владимирский юридический институт
Кафедра государственно-правовых дисциплин

Предмет: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Тоталитарные политические режимы XX века»

Курсанта

Владимир 2010 г.

Введение…………………………………………… ………………….......….3

    «Тоталитаризм» как политический режим…………….…….………….......4
    Итальянский фашизм…………………………….…………........ .................11
    Немецкий фашизм ……………………………………………..………........ 17
    Коммунистический тоталитаризм……………………………………….… 23
Заключение……………………………………… ……………………..……29
Список использованной литературы……………………………………….32

ВВЕДЕНИЕ
ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.
В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.
Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно.
Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть? Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная политическая наука не дает.

    «Тоталитаризм» как политический режим.
Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского слова «totalitas» означающее «цельность» Он возник и получил распространение в 20-30 годы ХХ века и использовался для обозначения политических систем в фашисткой Италии, нацисткой Германии и большевистском СССР, а так же так называемых народно-демократических режимов, установленных после второй мировой войны в ряде стран Восточной Европы и Азии.
Тоталитаризм - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения.
Однако значительно раньше тоталитаризм развивался как направление политической мысли, обосновывающее преимущества этатизма (неограниченной власти государства), автократии (от греческого «самовластный», «имеющий неограниченное право»). В далекой древности идеи тотального подчинения индивида государству были реакцией на развившееся многообразие человеческих потребностей и форм разделения труда. Считалось, что примирить различные интересы и тем самым достичь справедливости можно только с помощью сильного государства, которое будет управлять всеми социальными процессами.
Представитель одной из основных философских школ Древнего Китая - школы закона («фа-цзя») Шан Ян (середина 4 тыс. до н. э.) отмечал, что истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания» 1 . Установление добродетели возможно лишь «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием». Государство, по Шан Яну, функционирует на основе следующих принципов 2:
1) полное единомыслие;
2) преобладание наказаний над наградами;
3) жестокие кары, внушающие трепет, даже за мелкие преступления (например, человек, обронивший по дороге горящий уголек, карается смертью);
4) разобщение людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством.
Автократическая традиция в управлении обществом была свойственна политической мысли не только Востока, но и Запада. Тоталитарные идеи обнаруживаются в политической философии Платона и Аристотеля, Так, для формирования нравственно совершенного человека, по Платону, необходимо правильно организованное государство, которое способно обеспечить общее благо 3 . Для правильно организованного государства главное состоит не в том, «чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом». Ради блага целого, т. е. справедливости, запрещается или упраздняется все, что нарушает государственное единство: запрещается свободный поиск истины; упраздняются семья, частная собственность, поскольку они разобщают людей; государство жестко регламентирует все стороны жизни, в том числе частную жизнь, включая половую; утверждается унифицированная система воспитания (после рождения дети не остаются с матерями, а поступают в распоряжение специальных воспитателей).
Всякий раз, когда в развитии человеческого общества происходили заметные сдвиги в системе разделения труда и появлялись новые группы потребностей, это приводило к определенной потере управляемости социальными процессами. Заметно усложненное и дифференцированное общество далеко не сразу находило адекватные способы регуляции, что вызывало рост социальной напряженности. Власти на первых порах пытались преодолеть возникающий хаос начального этапа структурных изменений системы простыми решениями, поиском идеи, способной объединить все группы общества. Так происходило теоретическое приращение идей тоталитаризма.
Позже, в начале XX в., тоталитарная мысль воплотилась в политическую практику в ряде стран, что позволило систематизировать и выделить признаки тоталитаризма, сформулировать его видовую специфику. Правда, практика социально-экономического и политико-культурного развития тоталитарных систем привела ряд ученых к выводу о том, что тоталитаризм представляет собой не только политический режим, но и определенный тип общественной системы. Однако доминирующей в политической науке является трактовка его как политического режима
Термин «тоталитаризм» широко использовал Б.Муссолини, который придавал ему положительный смысл в своей «теории органистского государства»(stato totalitario) олицетворяющего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества. Муссолини говорил: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности...» 4 .
В более широком смысле положенная в основу данной теории идея всесильной и всепоглощающей власти разрабатывалась теоретиками фашизма Дж. Джентиле и А. Розенбергом, встречалась в политических сочинениях «левых коммунистов», Л. Троцкого. Параллельно представители «евразийского» течения (Н. Трубецкой, П. Савицкий) выработали концепцию «идеи-правительницы», освещавшую установление сильной и жестокой по отношению к врагам государства власти. Настойчивая апелляция к сильному и могучему государству способствовала вовлечению в теоретическую интерпретацию этих идеальных политических порядков и трудов этатистского содержания, в частности, Платона с его характеристикой «тирании» или произведений Гегеля, Т. Гоббса, Т. Мора, создавших модели сильного и совершенного государства. Но наиболее глубоко предлагавшаяся система власти описана в антиутопиях Дж. Оруэлла, О. Хаксли, Е. Замятина, которые в своих художественных произведениях дали точный образ общества, подвергшегося абсолютному насилию власти.
В 1939 г. на организованном симпозиуме Американским философским обществом была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как "восстание против всей исторической цивилизации Запада. " 5 .
Вторая мировая война, а затем разгром фашистских режимов и начало "холодной войны" дали новый импульс теоретическому осмыслению тоталитаризма.
В 1952 году в США была проведена конференция, посвященная этому социальному феномену, где был сделан вывод, что "тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все – от воспитания детей до выпуска продукции контролируется из единого центра" 6 .
Спустя несколько лет вышел ряд фундаментальных работ на эту тему, важнейшими из которых являются: книга Х. Арендт "Происхождение тоталитаризма" и совместная монография К. Фридриха И З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия".
Авторы последнего исследования предлагают для определения "общей модели" тоталитаризма пять признаков:
- единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
- официальная идеология, признаваемая всеми;
- монополия власти на СМИ(средства массовой информации);
- монополия на все средства вооруженной борьбы;
- система террористического полицейского контроля и управления экономикой. 7
Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название "тоталитарный синдром", оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.
Сложность создания приемлемой концепции привела к критике самой идеи моделирования тоталитаризма, основные положения которой сводились к следующему:
- с помощью концепции тоталитаризма нельзя исследовать динамику процессов в социалистических странах (Г. Гласснер);
- не бывает целиком контролируемой или неконтролируемой системы (А. Кун);
модели тоталитаризма нет, так как взаимоотношения между отдельными ее элементами никогда не были разъяснены (Т.Джонс);
- тоталитарная модель игнорирует "источники общественной поддержки " тоталитаризма в СССР(А. Инкельс) 8 .
Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую.
Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами - итальянским фашизмом и германским национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования.
С 1922 г. интеграция итальянского общества происходила на основе идеи возрождения былого могущества Римской империи. Установление фашизма в Италии явилось отрицательной реакцией мелкой и средней буржуазии на отставание в процессе складывания национальной и экономической целостности. В фашизме воплотился антагонизм мелкобуржуазных слоев по отношению к старой аристократии. Итальянский фашизм во многом обозначил признаки тоталитаризма, хотя и не развил их в полной мере.
Классической формой правого тоталитаризма служит национал-социализм в Германии, возникший в 1933 г. Его установление было ответом на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности. Возрождение былого могущества и величия Германии пытались преодолеть путем объединения общества на основе идей превосходства арийской расы и покорения других народов. Массовой социальной базой фашистского движения являлась мелкая и средняя буржуазия, которая по своему происхождению, ментальности, целям и уровню жизни была антагонистична как рабочему классу, так и аристократии, крупной буржуазии. Вследствие этого участие в фашистском движении для мелкой и средней буржуазии представлялось возможностью создать новый социальный порядок и приобрести в нем новый статус и преимущества - в зависимости от личных заслуг перед фашистским режимом. Следует отметить, что на рост национального и социального самосознания немцев оказывало существенное влияние поражение в Первой мировой войне (1914 - 1918) и глубокий экономический кризис 1929 - 1933 гг.
Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует. В СССР предполагалось достигнуть социальной однородности и нивелировки социального многообразия интересов. Прогрессивным признавалось только то, что соответствовало интересам рабочего класса. Правда, в действительности рабочий класс в СССР был маргинализирован, поскольку его основу составляли вчерашние крестьяне. Разрушение прежнего уклада жизни, привычной упрощенной картины мира, которая делила мир на белое и черное, хорошее и плохое, сформировало у них дискомфорт, страх перед будущим, показало их неспособность существования в условиях многообразных социальных взаимодействий.
Формирование коллективной цели общества в виде идеала «светлого будущего», который воплощал вековую мечту о справедливом и совершенном обществе, совпадало с ожиданиями широких слоев тогдашнего советского общества. Предполагалось, что осуществить этот идеал можно только с помощью сильного государства. Таким образом, тоталитаризм был своеобразной реакцией отторжения патриархальным сознанием социальных маргиналов таких общечеловеческих ценностей, как рынок, конкуренция, частная собственность, свобода личности.

2. Итальянский фашизм.
Раньше, чем в других странах Европы фашизм утвердился в Италии. Возникновение и рост итальянского фашизма были определены и обусловлены специфическими экономическими, социальными и политическими проблемами., возникшими уже в 19 столетии и обостренными течением и исходом Первой мировой войны.
Хотя Италия испытала в Первой мировой войне ряд тяжких поражений, она была одной из держав-победителей. Италия получила Южный Тироль и Истрию с Триестом, но ей пришлось отказаться в пользу Югославии от далматинского побережья, также входившего в ее требования, тогда как Фиуме (Риска) был объявлен вольным городом. Общественное мнение Италии возмущенно реагировало на такое решение союзников и на предполагаемую нестойкость итальянского правительства.
Перед лицом этих националистических эмоций итальянское правительство не решилось энергично вмешиваться, когда итальянские войска под предводительством поэта Габриеле Д Аннунцио не выполнили приказа об отходе и 12 сентября 1919 года своевольно оккупировали город Фиуме. В течении 16 месяцев Д Аннунцио, присвоивший себе титул «начальника» , хозяйничал в городе, развив уже тогда элементы политического стиля фашистской Италии. Сюда относятся массовые шествия и парады его сторонников в черных рубашках под знаменами с изображением мертвой головы, воинственные песни, приветствие по древнеримскому образцу и эмоциональные диалоги толпы с ее вождем.
23 марта 1919 года в Милане Муссолини создал организацию «Боевые отряды», которая приняла политический стиль Д Аннунцио за образец. 7 ноября 1921 года Муссолини сумел объединить свое движение в не особенно крепкую партию (Национал фашистскую партию,НПФ), и за поразительно короткое время организовать массовое движение, которое уже в начале 1921 года насчитывало почти 200 000 членов.
Это зависело от личности самого Муссолини, и от пропагандируемой им идеологии, содержавшей, наряду с националистическими, также некоторые социалистические элементы.
Идеология и военизированный внешний облик нового движения привлекали, наряду с националистами и бывшими социалистами, главным образом участников войны и молодых людей, видевших в этом необычном движении, столь решительно отвергавшем все прошлые партии и намеревавшемся их заменить, единственную еще не испытанную политическую силу, от которой они ожидали решения не только национальных, но и своих личных проблем. Чем более неопределенно и даже противоречиво звучали требования фашистского движения, тем более они производили эффект.
Еще действеннее, чем программа фашистов, была их политическая тактика, по существу продолжавшая мировую войну гражданской войной.
Правительство и полиция не только не мешали фашистам, но даже поощряли их. Фашизм получает могущественных покровителей в лице Всеобщей конфедерации промышленников и помещичьих союзов.
Вечером, 27 октября 1921 года, Муссолини отдал приказ собравшимся в Неаполе «скуадри» начать поход на Рим. Хотя чернорубашечники были вовсе не вооружены, или недостаточно вооружены, полиция и военные опять не вмешивались.
Правительство имело все возможности быстро и окончательно пресечь путч, но король и камарилья приняли иное решение: глава партии Муссолини был назначен премьер-министром Италии.
28 октября 1921 года Муссолини стал главой правительства, но его положение казалось крайне шатким. Из 535 депутатов парламента лишь 35 принадлежали к Национальной фашистской партии, к которой, впрочем, с начала 2923 года присоединилась Националистическая партия. Муссолини пришлось пойти на коалицию, в которую вошли, кроме уже упомянутых нацистов, также либералы, демократы и народная партия.
Парламентские союзники фашизма проявили готовность принять (8 ноября 1923 года) так называемый «закон Ачербо». По этому закону любая партия, набравшая на выборах наибольшее количество голосов, но не менее 25%, получала две трети мест в парламенте. На выборах 5 апреля 1924 года фашисты вместе с либералами, выступавшими общим списком с ними, получили две трети мест и теперь бесспорно господствовали в парламенте. Впрочем, этот успех в парламенте, был достигнут прежде всего с помощью террористических мер и благодаря финансовой поддержке со стороны промышленного объединения «Конфиндустрия».
Власть Муссолини основывалась, с одной стороны, на порученной ему королем должности главы правительства, а с другой, на подчиненной ему как вождю «фашизма» единой фашистской партии с ее милицией и многочисленными зависящими от нее организациями.
2 октября 1925 года были учреждены фашистские корпорации, соединявшие работодателей и работников, что положило конец свободе профсоюзного движения. В стране создавались 22 корпорации (по отраслям промышленности). В составе каждой из них находился представитель фашистских профсоюзов, предпринимательских союзов, фашистской партии. Председателем каждой из 22 корпораций стал «сам» Муссолини; он же возглавил министерство корпораций. Закон предоставил корпорациям определение условий труда (рабочее время, заработная плата), и разрешение трудовых споров (забастовки запрещались и подавлялись).
Установление корпоративного строя позволило Муссолини разделаться с парламентом, с тем, что от него осталось. Вместо него была создана «палата фашистских организаций и корпораций». Члены ее назначались Муссолини.
За этим в начале ноября 1925 года последовали « высшие фашистские законы», расширившие власть главы правительства за счет парламента, который был отныне полностью подчинен исполнительной власти.
Дальнейшими законами были распущены городские собрания депутатов, отменена свобода собраний и объединений, свобода печати и были уволены политически неблагонадежные служащие.
«Чрезвычайные законы» следовали один за другим:

    они запретили профессиональные союзы (за исключением государственных фашистских) и политические партии (за исключением одной фашистской);
    они восстановили смертную казнь за «политические преступления»;
    они вводили чрезвычайную юстицию (трибуналы) и административную (внеусадебную) высылку;
    коммунистическая партия была объявлена вне закона;
    органы местного самоуправления упразднялись: на их место встали назначенные правительством чиновники (подеста).
Всякое новое усиление террора провоцировалось обыкновенно каким-нибудь «покушением» и т.п. В ноябре 1926 года за попытку совершить покушение на жизнь Муссолини был убит на месте 15-летний мальчик. Тотчас последовала волна арестов, смертных приговоров и т.д.
В начале 1928 года был установлен новый избирательный закон, по которому «большой фашистский совет» составлял перед выборами единый список кандидатов, а избиратели могли только принять или отвергнуть его в целом. Таким образом парламентская система в Италии была окончательно заменена диктатурой.
Католическая церковь получила по Латеранскому договору, заключенному в феврале 1929, даже больше влияния, чем прежде. Наряду со значительными государственными дотациями она получила далеко идущие права вмешательства и контроля в области воспитания и семейной жизни.
Основные черты итальянского фашизма:
а) Прежде всего определилась тенденция «вождизма» , единой диктатуры. Уже закон 1925 года « О полномочиях главы правительства» делал премьер-министра не ответственным, не зависящим от парламента. Его коллеги по министерству, его министры превратились в простых помощников, ответственных перед своим главой; они назначались или смещались по воле последнего.В течение многих лет (до 1936 года) Муссолини занимал 7 министерских постов одновременно. Закон 1926 года « Оправе исполнительной власти издавать юридические нормы» предоставил «исполнительной власти», то есть тому е главе правительства, право на издание «декретов-законов». При этом никакой грани между «законами», оставшимися компетенцией парламента, и «декретами-законами» проведено не было.
б)Фашистская партия стала составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены, равно как и всякие формы партийного «самоуправления».
Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства. Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты.
Устав партии утверждался королевским директом, официальный руководитель партии («секретарь») назначался королем по представлению главы правительства.
Провинциальные организации партии руководились назначенными сверху секретарями: состоявшие при них директории имели совещательные функции, но даже членов этих директорий назначали указом главы правительства.
в) Террор. Фашистский режим не может иначе держаться, кроме как средствами массового подавления, кровавыми расправами. Соответственно с этим определяется значение полиции, точнее тех многих полицейских служб, которые были созданы при режиме Муссолини.
Помимо общей полиции существовали «организация охраны от антифашистских преступлений», «особая служба политических расследований», «добровольная милиция национальной безопасности»
Национальные меньшинства были также подвергнуты тяжелым притеснениям, но евреев, которых в Италии было очень мало, сначала не трогали. Лишь в 1937-1938 годах, в процессе сотрудничества с национал-социалистической Германией, начали осуществлять антисемитские акции, подпавшие под осуждение Нюрнбергских законов. Итальянские фашисты, в рядах которых во всяком случае в раннем периоде, были также лица еврейского происхождения, не убили ни одного еврея. Проповедуемый Муссолини «расизм» не имел биологической окраски.
Неотъемлемым свойством фашистской диктатуры является внешняя экспансия. Муссолини заявил претензии на то, чтобы «возродить Римскую империю».
Фашистская Италия требовала себе некоторые французские земли (Савойя, Ницца, Корсика), претендовала на Мальту, пыталась захватить остров Корфу, надеясь установить господство над Австрией. До союза с гитлеровской Германией, готовилась к захвату Восточной Африки.
В осуществление этой программы, удалось захватить слабую, отсталую Абиссинию (1936 г.), оккупировать Албанию(1938 г.)
В июне 1940 года Италия - партнер Германии и Японии по антикоминтерновскому пакту, объявила войну Франции и Англии. Спустя некоторое время она напала на Грецию. Итальянская фашистская пресса наполнилась обещаниями скорой великой афро-европейской Римской империи. Эти планы не сбылись.

3. Немецкий фашизм.
«Немецкий фашизм», при всех общих чертах, значительно отличается от «первоначального», итальянского фашизма своими причинами, структурой, последствиями.
Подобно итальянской фашистской партии, Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП)также возникла в условиях экономического и общественного кризиса послевоенных лет. Впрочем, она выросла в массовую партию лишь в годы мирового экономического кризиса. Муссолини пришел к власти всего лишь через три года после основания своей партии, но ему потребовалось для ее развития и укрепления еще шесть лет; между тем Гитлер смог захватить власть лишь через 13 лет, но затем, пользуясь этой властью, сумел устранить все враждебные ему или соперничавшие с ним силы.
Обстоятельства, способствующие установлению фашистской диктатуры в Германии:

    монополистическая буржуазия нашла в ней желанный выход из острой политической ситуации, созданной экономическим кризисом.;
    мелкая буржуазия и мелкие слои крестьянства видели в обещаниях гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, вызванных ростом монополий и усугубленных кризисом;
    рабочий класс в Германии – это едва ли не главное, оказался расколотым и поэтому разоруженным: коммунистическая партия была не достаточно сильна, чтобы остановить фашизм помимо и против социал-демократии.
В 1929 году разразился экономический кризис. Уровень промышленной продукции понизился почти наполовину, а безработных стало 9 млн. человек. Народные массы переходили на сторону компартии. На выборах 1930 года она получила 4,5 млн. голосов на 1 300 000 человек больше, чем в 1928 году.
Предвидя опасность общественного переворота, Коммунистическая партия Германии предложила левым силам, особенно социал-демократам, объединиться в единый анти нацистский фронт. Предложение было отвергнуто. Социал-демократические лидеры объявили, что не окажут сопротивления Гитлеру, если тот придет к власти «легальным путем»- соблюдение конституционной процедуры: выборы, поручение составить правительство и прочее.
и т.д.................

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тоталитарные политические режимы XX века

Введение

ХХ век можно охарактеризовать как век значительных достижений и коренных перемен почти во всех сферах жизни человечества. Значительно расширились горизонты знаний, а достижения научно-технического прогресса в геометрической прогрессии меняли обычный уклад жизни и сознание человечества. Фундаментальные изменения вместе с собой привнесли социальную дезориентацию и отрицательный духовно-социальный опыт.

Массовая растерянность и глубокий экономический кризис послевоенных времен оказались благородной почвой для зарождения тоталитарных политических режимов в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии). Политические манипуляторы декларировали разрыв с традициями прошлого, обещали построить на его руинах новый мир, обеспечить процветание и изобилие, на самом деле привели народы к террору и репрессиям и втянули мир в череду кровавых войн. Постепенно тоталитарные режимы начали сходить со сцены, знаменательным моментом их крушения была капитуляция фашистов во Второй мировой войне в мае 1945 года, а в 1989-1991 годах тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно теряющие свою силу после смерти И.В. Сталина, рухнули окончательно.

Известно, что феномен тоталитаризма сегодня все так же притягивает к себе внимание исследователей разных стран. Все так же как десятилетие назад он является актуальным предметом изучения ученых политологов и теоретиков права, поэтому необходимо сформировать правильное видение тоталитаризма, не только затем, чтобы выработать разнообразные модели практических действий по его преодолению, но и чтобы выработать действенные политико-правовые механизмы, препятствующие появлению тоталитарных рецидивов впредь.

1. Тоталитаризм: сущность и основные признаки

Тоталитаризм (totalitas - от латинского - целостность, полнота) - это определенный тип политической систем ы (политический режим), а также способ организации общества в целом, создающий особую экономическую и социальную структуру, особый тип политической культуры . Сущностью тоталитаризма является стремление власти к полному контролю над личностью, всеми формами ее жизнедеятельности. Это достигается посредством преобразования общественно-политической системы на основе социальной утопии, идеологии, не оставляющей места для индивидуальной свободы.

Теория тоталитаризма складывается в 40-50 г. г. XX века. Важнейшее значение для ее развития имели работы Ф. Хайека, Х. Аренд, К. Фридриха, З. Бжезинского, А.П. Бутенко, А.А. Галкина. Большинство исследователей считают тоталитаризм явлением XX века, т.к. в его становлении и развитии решающую роль играет монополия власти на современные средства массовой информации (в том числе - электронные), посредством которых в общественное сознание внедряется государственная идеология - единственная и безраздельно господствующая в обществе. В соответствии с ее установками конструируется модель общества, определяется цель его развития, реализуется «заданность» исторического процесса («Коммунизм», «Тысячелетний Рейх» и т.п.), общество «сознательно строится» на основе идеологии (государственное планирование). Идеология имеет мессианский характер (Мессия - имя Христа, который спасет человечество во время своего второго пришествия на землю). Идеологизация всей общественной жизни связана с монополией власти, вождей на социальную истину, которые «знают» ее и истолковывают народу. Эта идеология обязательна для всех. Таким образом создается мощная система «обработки мозгов», манипулирования массовым сознанием. Это обусловливает крайнюю нетерпимость к всякого рода инакомыслию («диссиденству»), оппозиции, для чего культивируется т. н. «образ врага». Несогласные («враги») уничтожаются любыми средствами вплоть до государственного террора. В результате общественное мнение полностью заменяется государственными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие нормы морали, которая подчинена политической целесообразности («нравственно все то, что служит делу строительства коммунизма»). Подавляется индивидуальность, оригинальность мышления и поведения. Поощряются стадные чувства, стремление не выделяться, быть «как все». Делается ставка на низменные инстинкты, конфронтацию между различными социальными группами, на классовую и национальную ненависть, зависть, подозрительность, доносительство. Роль арбитра в разрешении социальной напряженности государство всегда берет на себя. Для этого оно обладает мощным аппаратом контроля и принуждения (служба безопасности, армия, милиция и т.д.). Основной мотивацией (причиной) подчинения общества тоталитарной власти является слепая вера («харизма» вождя, культ личности) и страх. Таким образом, тоталитарный режим не оставляет поля деятельности для гражданского общества. Гражданское общество практически поглощается государством.

Учитывая все сказанное, попытаемся сформулировать основные характерные черты тоталитаризма:

а) концентрация всей власти в лице лидера харизматического типа - вождя, которому приписываются сверхъестественные способности («культ личности»);

б) опора вождя на возглавляемую им единую и единственную массовую политическую партию, которая срастается с государственным аппаратом;

в) единая официальная обязательная для всех идеология утопического типа (т.е. ставящая перед обществом невыполнимые мифические задачи);

г) монополия власти на средства массовой информации, что создает возможность тотального манипулирования общественным сознанием на основе официальной идеологии. Отсюда - борьба со всякого рода инакомыслием, культивирование «образа врага»;

д) милитаризация государства, его монополия на все средства вооруженной борьбы, которая является главным способом разрешения противоречий как во внутренней (террор, концентрационные лагеря), так и во внешней политике (войны);

е) система полицейского контроля и управления экономикой (жесткое государственное планирование, госконтроль, командно-административная система по принципу: приказ - выполнение);

ж) страх и слепая вера масс как главный ресурс тоталитарного управления. Всякое общественное движение, возникшее первоначально как самодеятельность масс, ангажируется (т.е. ставится в прямую зависимость) государством («огосударствление» профсоюзов, комсомола и т.п.). Слепая вера и страх перед всесилием государства дает возможность этому последнему опираться на общественно-политическое движение (ОПД), находить в нем весьма прочную социальную основу на более или менее длительное время.

2. Разновидности (и примеры) тоталитарных режимов ХХ столетия

В ходе исследования тоталитаризма как политико-правового явления, для полного его раскрытия целесообразным считается также выделить и дать характеристику отдельным видам тоталитаризма. Всемирная история предоставляет возможность дать характеристику разным проявлениям тоталитаризма в отличающихся социальных условиях бывших тоталитарных стран. Общепринято разделять тоталитарный режим на следующие подвиды: коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм. Существует также классификация его на два вида: правый и левый тоталитаризм, при таком разделении правая разновидность представлена двумя формами - итальянским фашизмом и германским национал - социализмом, а левая соответственно советским коммунистическим режимом и подобными режимами в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Некоторые ученые также разделяют тоталитарные политические режимы на коммунистический тоталитаризм и фашизм, в такой классификации национал-социализм относят к разновидности фашизма.

К правой разновидности фашизма относят - итальянский фашизм и германский национал-социализм. Правыми они считаются по той причине, что обычно при этих режимах в стране была рыночная экономика со свойственной ей системой саморегулирования, институт частной собственности и тому подобная атрибутика демократического общества.

Политическое тоталитарное движение нашло свое воплощение в 20-х годах ХХ ст. и базировалось на исторической концепции утопии могущественной Римской империи. Фашизм в Италии установился в результате отрицательной реакции мелкой и средней буржуазии на отставание в процессе формулирования национальной и экономической целостности. В фашизме нашли свое воплощение антагонистические настроения мелкобуржуазных слоев по отношению к старой аристократии. Фашизм в Италии, хотя и обозначил в общих чертах признаки тоталитаризма, но не развил их в полной мере.

Классическим примером правого тоталитаризма считается возникший в 1933 году в Германии национал-социализм, который установился в послевоенном обществе как ответ на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности. В обществе распространялись настроения возрождения былого могущества и величия Германии, предпосылкой которого являлось превосходство арийской расы и покорение других народов. Движущей общественной базой национал-социализма была мелкая и средняя буржуазия, которые в силу своего происхождения, менталитета, целей и уровня жизни, были враждебно настроены как к рабочему классу, так и к аристократии, крупной буржуазии. Поддержание фашистского движения для мелкой и средней буржуазии было возможностью установления нового социального порядка и приобретения в нем нового статуса и преимущества за личные заслуги перед фашизмом. Немаловажным фактором влияющим на рост национального и социального самосознания немецкого народа было поражение в Первой мировой войне (1914-1918 гг.) и глубокий экономический кризис 1929-1933 гг.

К левой разновидности тоталитаризма относят советский коммунистический режим и подобные режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Для него была характерна распределительная плановая экономика, огосударствление средств производства, директивное планирование и ценообразование, уничтожение рынка, если таковой был, ликвидация частной собственности, уничтожение всякой основы индивидуализма и автономии членов общества, грубое нарушение основных прав человека. Командная экономика сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Господствующее правление коммунистической партии утвердилось в СССР уже в 20-е года. Тогда же и произошло слияние партийного аппарата с государственным, установление единой централизованной власти. К тому времени коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Следует отметить, закрытость власти, вся кадровая политика осуществлялась под партийным надзором. Руководящие посты в государстве были заняты самыми активными деятелями партии, и ни одно назначение не осуществлялось без их согласия. Духовным основанием общества в СССР была официальная идеология, основные принципы которой насильно внедрялись в сознание людей с помощью лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей, лекций. Инакомыслие и собственная инициатива отвергались и более того были наказуемы. В начале 30-х годов активно функционировал репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы, лагеря и др.). Хотя в Конституции и законах было гарантировано полный набор демократических прав и свобод человека согласно международным стандартам, в действительности они были лишь формальными и не находили своего воплощения на практике.

Советская власть весьма жестко стремилась достигнуть социальной однородности и нивелировки социального многообразия интересов. Приемлемым и прогрессивным считалось только то, что не противоречило интересам рабочего класса. Однако фактически рабочий класс СССР был маргинализирован, поскольку в основном он был представлен вчерашними крестьянами, растерянными от существования в условиях многообразных социальных взаимодействий и боящимися завтрашнего дня. Именно на этих страхах и насадилась коллективная цель общества в виде идеала «светлого будущего», вековая мечта о справедливом и совершенном обществе.

3. Возможности тоталитаризма

Тоталитарные системы возникают на основе определенного идеологического образа. При анализе особенностей тоталитарной системы отправным пунктом является анализ лежащей в ее основе идеологии и общественного сознания. Именно в идеологии тоталитарная система черпает жизненную силу. Идеология выполняет социально-интеграционную функцию, объединяет людей в политическую общность, служит ценностным ориентиром, мотивирует поведение граждан и государственную политику.

Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории с помощью планирования все экономические и социальные процессы - важнейшая черта тоталитарного общества. Различным формам тоталитарной идеологии присущи некоторые общие свойства. Прежде всего, это эсхатологическая и телеологическая ориентации во взглядах на общественное развитие. Тоталитарная идеология заимствует у ряда религий хилиалистические идеи о закономерном движении исторического процесса к определенной цели, о счастливом завершении истории, постижении смысла существования человека, которым может выступать коммунизм, тысячелетний рейх и т.д. Привлекательная утопия, рисующая манящий образ будущего строя, используется для оправдания огромных каждодневных жертв народа.

Телеологизм тоталитарной идеологии проявляется в рассмотрении истории как закономерного движения к определенной цели, а также в приоритете цели над средствами ее достижения в соответствии с принципом «цель оправдывает средства».

По своему содержанию тоталитарная идеология революционна. Она обосновывает необходимость создания нового общества и воспитания нового человека. Она мифологична, базируется на социальных мифах, например, о «светлом коммунистическом будущем"", о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы над другими и т.д. Эти мифы не подлежат критике и имеют характер почти религиозных символов. На основе этих мифов дается объяснение любых общественных явлений.

Тоталитарная идеология проникнута патерналистским духом, покровительственным отношением вождей, постигших социальную истину, к недостаточно просвещенным массам. Идеология, как единственно верное учение, носит обязательный для всех членов общества характер. В тоталитарном обществе создается мощная система идеологической обработки населения, манипулирование общественным сознанием. При этом политическая пропаганда в значительной степени приобретает черты религиозного культа.

Для тоталитаризма характерны монополия на информацию, полный контроль над средствами массовой информации, крайняя нетерпимость к любому инакомыслию, ненависть к идейным оппонентам, рассмотрение их как политических противников. Общественное мнение устраняется, оно заменяется официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама мораль подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.

Одной из главных задач пропаганды становится задача привить народу любовь к вождю, партии, системе. Насаждается культ вождя, преклонение перед его сверхъестественными способностями, особой прозорливостью, гениальностью, доходящие чуть ли не до обожествления.

Тоталитарная идеология опирается на эмоции и инстинкты масс, примитивный коллективизм. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. Всячески подавляется индивидуальность, оригинальность мышления, поведения, даже в одежде и в образе жизни. В сознании людей усиленно формируется образ врага, с которым нужно вести непримиримую борьбу. Всячески поддерживаются «боевые» настроения, создается атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающего притупления бдительности. Все это служит оправданием командных методов управления и репрессий.

Тоталитарный политический режим. В соответствии с логикой тоталитарной системы всеобъемлющая идеологизация общества дополняется тотальной политизацией, гипертрофированным развитием аппарата власти, ее проникновением во «все поры» социального организма. Всесильная власть выступает гарантом идеологического контроля над населением. Тоталитаризм стремится к полному уничтожению гражданского общества, независимо от власти частной жизни.

Политическая система отличается жестко централизованной иерархической структурой.

Ядром тоталитарной политической системы становится партия нового типа или политическое движение за новый порядок. Эта партия или движение «срастаются» с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе.

Всякая политическая оппозиция запрещается. Политические оппоненты устраняются, вплоть до физического уничтожения. Без санкции властей не может быть создана никакая организация, даже неполитическая.

Характерной чертой тоталитарного общества является наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армии, полиции и т.д.). Более того, в ряде случаев существуют и внесудебные органы для выполнения карательных функций, осуществления массового террора, запугивания населения. Слепая вера и страх - главные средства тоталитарного управления.

Абсолютная власть в условиях тоталитарного режима может иметь различную форму: не только форму открытой диктатуры, но даже и демократии, которая на поверку оказывается чисто номинальной, выборы, если они проводятся, безальтернативны. Решения принимаются без голосования, на основе непосредственной реакции присутствующих на собрании. Создается видимость народного волеизъявления. С помощью псевдодемократических институтов обеспечивается формальная высокая политическая мобилизация и партиципация (участие) в выборах, плебисцитах и т.п.

Тоталитарная социальная структура. В тоталитарных государствах формируется соответствующая социальная структура. Для обеспечения массовой поддержки провозглашается превосходство определенного класса, нации или расы, разделение всех людей на «своих» и «чужих». При этом обязательно находится внутренний или внешний враг - империализм, нации-соперники и т.п.

Личность попадает в полную зависимость от государства, без которого большинство людей не могут получать средства существования, работу, жилье и т.п. Индивид утрачивает всякую автономию и права, становится беззащитным перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать адекватный этому строю тип личности - «нового человека», определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, готовность идти на любые жертвы во имя идеи, «общего дела».

Одновременно с ломкой прежней социальной структуры формируется новая. Общество социально дифференцируется, главным образом, в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее становятся основой социальной стратификации, экономических и социальных привилегий. формируется новый господствующий класс - номенклатура, являющийся главной опорой режима.

Тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов, она весьма эффективна в периоды войн. Но все же тоталитаризм обречен. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к качественному обновлению. Его адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами. Тоталитарное общество не способно к эффективному созиданию. Тоталитаризм глубоко враждебен гуманистической культуре и нравственности, несовместим с развитием самой личности, индивидуальной свободой и творчеством, уважением человеческого достоинства. Все это рано или поздно приводит к кризису тоталитарных систем.

Заключение

Как итог, всей проделанной семестровой работы по изучению тоталитаризма, можно сделать следующие выводы.

Тоталитаризм представляет собой порождение только ХХ века. Данный тип политической системы смог появиться лишь на узком пространстве, которое предоставила история некоторым странам на благоприятной почве тяжелого экономического и морального состояния общества. На протяжении последних двух десятилетий большое количество недемократических - тоталитарных и авторитарных - режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. В современной системе функционирования мирового сообщества возможность выживания политической системы в первую очередь зависит от политических предпосылок развития рыночных отношений, органичного сочетания форм собственности, поддержки предпринимательства и экономической инициативы граждан. С представленной точки зрения тоталитарная система общества представляется политически неконкурентной. Более того, решающим фактором разрушения и невозможности воспроизводства тоталитарных порядков является невозможность держать общество в информационном вакууме в режиме моноидеологического господства. Благодаря развитию информационных технологий, нарастанию интенсивности и технической оснащенности информационных потоков, развитию коммуникативных контактов различных стран, развитию технической инфраструктуры, связанной с появлением массовых электронных СМИ, развитием сети Интернет, глобализации мировых процессов и международной интеграции. Именно крушение системы единомыслия и идеологической сплоченности общества представляет собой предпосылку крушения тоталитаризма.

Для современного государства тоталитарного характера кажется невозможным выживание в мире, где международное развитие движется по пути ослабления роли государства, открытости, общности всех стран мира и прозрачности границ. Действенные механизмы защиты основных прав и свобод человека на международном уровне открывают качественно новый уровень жизни общества, в котором люди не зависят от государства и могут рассчитывать на помощь извне.

Однако у тоталитаризма есть некоторые возможности на локальное возрождение. Десятилетия террора сформировали у населения некоторых стран определенный тип идейной ориентации, которой близки определенные тоталитарные нормы и стереотипы, не зависящие от обстановки внешнего мира. Видимо поэтому в некоторых странах ближнего Востока и Африки сохраняются политические режимы с ярко выраженным тоталитарным характером.

Список литературы

тоталитаризм политический экономический

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

2. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. - 3-е изд. перераб. И доп. - М., 1996.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., 1998

4. Игрицкий Ю.И. Концепции тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе. // История СССР, 1990, №6.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - 4-е изд. перераб. и доп. - М., 1998.

6. Фридрих К., Бжезинский З. Тоталитарная диктатура и автократия // Тоталитаризм: что это такое? Т.2 / Ред. кол. Л.Н. Верчёнов и др. М., 1992

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Типологии политических режимов, сравнительный анализ их общих и особенных характеристик. Тоталитаризм как политический феномен ХХ века. Авторитарные политические режимы. Демократический режим, исторические формы и теоретические модели демократии.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2014

    Политические режимы и их виды (демократический и авторитарный). Происхождение и употребление термина "тоталитаризм". Анализ теории тоталитарного общества, причины возникновения данного режима и его исторические формы. Современные тоталитарные тенденции.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2015

    Свойства политического режима. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты. Классификации советского политического режима. Концептуальная модель тоталитаризма, предложенная К. Фридрихом и З. Бжезинским, базовые характеристики.

    контрольная работа , добавлен 11.10.2010

    Теоретические основы тоталитаризма как особого общественно-политического феномена. Определенные черты сходства в методах политической борьбы, захвата и реализации власти нацистов и большевиков. Противоположность тоталитарных режимов СССР и Германии.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2015

    Структурные элементы и обязанности политической системы. Формы правления. Понятие и структура политического режима. Коммунистический тоталитаризм в СССР. Признаки авторитарного государства. Модели и черты демократии. Принципы правового государства.

    презентация , добавлен 18.03.2014

    Политический режим как одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Характеристика, история появления тоталитаризма и авторитаризма. Особенности признаков демократии.

    презентация , добавлен 24.04.2015

    Авторитарный режим как форма правления политической диктатуры. Описание условий, в результате которых зарождаются авторитарные режимы. Виды военных режимов и практические примеры военного правления. Характеристика политических режимов в современном мире.

    реферат , добавлен 16.01.2011

    Сущность и содержание, предпосылки возникновения понятия "тоталитаризм", его характеристика и отличительные особенности, идейные истоки. Признаки тоталитарного общества и закономерности его исторического развития, практические примеры данных обществ.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2011

    Понятие политического режима как способа организации политической системы. Два основных вида политических режимов: демократия и антидемократия. Признаки тоталитарного и авторитарного политического режимов. Базовые принципы демократического режима власти.

    презентация , добавлен 18.11.2015

    Политический режим как совокупность методов и средств осуществления политической власти. Критерии для выделения его типов. Особенности недемократических режимов - тоталитаризма и авторитаризма. Сущность демократии, ее основные принципы и установки

В 30-е годы в СССР сформировался авторитарный политический режим, принявший форму культа личности Сталина. Его предпосылки определялись как особенностями исторического развития страны, так и внутренним и внешним ее положением в 20-е годы. Длительное сохранение самодержавия, отсутствие демократических традиций, низкий уровень общеобразовательной культуры, длительная вера народа в «доброго» царя – все это объективно способствовало складыванию режима личной власти. Другими факторами были формирование однопартийной системы, сложная международная обстановка в 20-е годы, борьба за лидерство в партии.

В «Письме к съезду» Ленин дал характеристики шести деятелям партии, в том числе и Сталину, и рекомендовал в силу его личных качеств сместить с поста Генерального секретаря ЦК РКП(б), который он занимал с апреля 1922 года. Но это пожелание Ленина выполнено не было. Борьба за лидерство проходила в форме дискуссий по вопросам сохранения нэпа, возможности построения социализма в одной стране, индустриализации, коллективизации. В ходе нее были отстранены от политического руководства Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин. К началу 30-х годов Сталин стал полноправным вождем партии.

Параллельно с формированием режима личной власти Сталина развертывалась борьба с инакомыслием. Увеличились масштабы репрессий в отношении «классово-враждебных лиц». Вслед за раскулачиванием были проведены карательные меры против городских слоев населения. В 1928 году было инспирировано «шахтинское дело» против инженеров и техников Донбасса, в 1930 году процессы над несуществующими «Промпартией» и Трудовой крестьянской партией. В 30-е годы были ликвидированы многие общественные организации, а оставшиеся были поставлены под жесткий партийно-государственный контроль.

Расширение масштабов репрессий сопровождалось нарушением законности. Были созданы внеконституционные судебные органы: «двойки», «тройки», особые совещания НКВД. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Поводом к массовым репрессиям стало убийство 1 декабря 1934 года Кирова – лидера ленинградской партийной организации. Наибольший размах репрессии приобрели в 1936-1938 годах, когда состоялись политические процессы над лидерами оппозиций 20-х годов. Тяжелый удар был нанесен по армии.

В 1936 году была принята новая Конституция СССР – самая демократическая в мире, вводившая всеобщее равное избирательное право, определявшая права и обязанности советских граждан. Изменилось национально-государственное устройство СССР: была ликвидирована ЗСФСР, и Грузия, Армения и Азербайджан стали самостоятельными союзными республиками. Конституция резко расходилась с реальной действительностью.

В конце 30-х годов важнейшей задачей внутренней политики становится подготовка к войне. Резко выросли расходы на оборону. Была введена всеобщая воинская повинность, увеличена численность Красной Армии. Велось строительство заводов-дублеров оборонной промышленности в восточных районах, разрабатывались новейшие виды вооружений, приняты меры по милитаризации труда.

В последние десятилетия возрос интерес научной общественности к проблемам антидемократических политических режимов. Это обусловлено как необходимостью осмысления уроков XX века, накоплением фактического материала, так и противоречиями современного мира. К сожалению, в силу различных причин, многие работы носят поверхностный, а нередко демагогический характер. В первую очередь это касается отечественных исследований, посвященных проблемам тоталитаризма. В данной работе проведен анализ различных сторон режимов, которые принято относить к антидемократическим. Такое исследование представляет несомненный теоретический и практический интерес для современного мира. Достижение цели затруднено как сложностью объекта исследования, так и естественной политизацией проблемы.

Проблемам антидемократических режимов посвящено большое количество исследований. Концепция тоталитаризма складывается на Западе в 30-е - 40-е годы XX века. Определенней вклад в её становление и развитие внесли Ф. Боркена, И.А. Ильин, В. Райх, Э. Фромм, К. Поппер, Ф. Хайек, Х. Арендт, К. Фридрих, З. Бжезинский, Р. Арон. Из современных исследователей тоталитаризма представляется справедливым назвать Ю.Р. Сумботяна, Г.И. Мирского, Э.Р. Соловьева, С.Л. Агеева, Г.Ю. Курскову, П.Е. Студникова, В.С. Толстикова, В. Дахина и целый ряд других. Традиционная западная концепция тоталитаризма переживает идейный кризис. Слабо изучены правовые основы тоталитаризма.

Существует большое количество определений понятия «политический режим» - в зависимости от смысла, который вкладывает в него исследователь. Обычно выделяют два подхода: институционный и социологический.

Мы под политическим режимом понимаем способ взаимодействия государства и общества. Такое понятие позволяет избежать формального подхода к проблеме и проследить двусторонние связи между государством и обществом. Наши основные «переменные величины» - цели, которые стоят перед системой в данных конкретно-исторических условиях, и средства, используемые государством для их достижения.

Такой подход представляется особенно плодотворным при рассмотрении различных чрезвычайных режимов.

Простейшая классификация заключается в делении всех политических режимов на демократические и антидемократические. Не являясь принципиальными сторонниками такого подхода, мы, тем не менее, вынуждены его использовать, что зафиксировано в названии работы.

Определение и классификация политических режимов всегда условны и зависят от взгляда исследователя. Использование альтернативной классификации способствует более широкому глубокому изучению объекта.

Любая модель политического режима успешно функционирует до тех пор, пока отвечает задачам, стоящим перед обществом. Исходя из этого, мы выделили несколько моделей, существовавших в XX веке. Наша классификация не может претендовать на статус полной или единственно верной. Но в данном исследовании она показала свою полезность.

  • 1. Традиционная модель.
  • 2. Революционная модель.
  • 3. Мобилизационная модель.

Согласно нашей классификации традиционная модель политического режима соответствует традиционному обществу, революционная - периоду слома старого строя и становлению нового; мобилизационный должен служить способом вывода страны из глубокого кризиса и модернизации. Можно выделить и другие модели политического режима, в традиционной классификации соответствующие авторитаризму.

В то же время некорректно на основании сходства только политического режима игнорировать глубокие различия в социально-экономическом и культурно-историческом плане. К сожалению, концепция тоталитаризма часто использовалась и используется в качестве инструмента антисоветской пропаганды.

Тоталитарное государство подобно живому организму в экстремальных условиях. Он должен перестроиться, чтобы выжить. Прочность и мобилизационные возможности тоталитарной системы огромны - это видно на примере СССР и КНР. Но режим, функционирующий за счет предельного напряжения всех ресурсов, не может существовать длительное время. В итоге неизбежно происходит его размывание и либерализация. Любая мобилизационная модель в исторической перспективе обречена.

Различие типов правопонимания дает разную оценку антидемократическим политическим режимам. Если легизм отождествляет волю государства (закон) и право, то юстнатуралисты признают все антидемократические режимы незаконными. Наиболее объективным представляется рассмотрение проблемы на основе марксисткой концепции права. Наряду с законодательством нужно уделять большое внимание анализу процессуального права. Исходя из этого, можно указать, что правовую систему составляют не только материальные нормы, устанавливающие права и обязанности, но и механизмы их осуществления, прежде всего, процессуальные нормы. Эти черты заключают в себе важные характеристики правовых систем антидемократических режимов. Все это четко указывает на невозможность адекватной оценки правового режима государства на основе только законодательства. Таким образом, право при антидемократических режимах является, как бы «урезанным», «неполным». При антидемократических режимах право зачастую является инструментом в руках всесильного государства. XX век - это очередной этап в развитии антидемократических режимов. Если традиционная модель закономерно уходит в историю, то тоталитаризм вышел на сцены впервые. И нет никаких оснований полагать, что в условиях XXI века не возникнут новые мобилизационные модели. Фашизм возник из массовой, формальной демократии, из нерешенных её проблем и кризисов. В «группе риска» оказывается целый ряд государств, включая Россию.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»