Тема «Проблемы социально-политической и духовной жизни. Что такое свободное общество Ли вы подкрепить конкретными фактами

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Обществознание 10 класс

Вариант 1

1. Одним из основных методов познания в естественных науках является эксперимент. Как вы считаете, допустимы ли эксперименты в социальном познании?

2. Изучая мотивы деятельности, ученые определили, что одни из них могут действовать с высокой степенью силы, другие – со средней, третьи – с низкой, т.е. слабо действовать. Проанализируйте вашу личную учебную деятельность: какие мотивы в ней действуют и с какой силой? В ответе можете опираться на перечень мотивов учебной деятельности, данный ниже:

стремление к знаниям как к ценности,

уверенность в том, что знания пригодятся в будущем,

увлеченность процессом узнавания нового,

чувство ответственности перед родителями,

интерес к конкретному учебному предмету,

интерес к общению с учителем и одноклассниками на уроках по данному предмету,

стремление к личному успеху,

желание получить хорошую оценку, похвалу.

3. Попробуйте самостоятельно разработать конкретную модель произведения одного из жанров массовой культуры. По законам жанра определите, каков должен быть главный герой, что обязательно должно присутствовать в сюжете, какой должна быть развязка и т.д.

4. Какие народные пословицы и поговорки осуждают лень, недисциплинированность и безответственность? Воспользуйтесь сборником пословиц и поговорок, собранных В.И. Далем.

5. Каким образом происходит познание окружающего мира посредством искусства? Почему искусство называют «образным познанием»?

6. Возможно ли функционирование свободной рыночной экономики при авторитарном политическом режиме? Свой ответ аргументируйте.

7. Рынок в России нередко характеризуют как «дикий», «нецивилизованный». Что бы вы могли предложить для развития цивилизованных рыночных отношений в нашей стране?

8. Изложите свою точку зрения на положение в современной России представителей разных профессий. Для этого разместите на различных ступеньках социальной лестницы следующие профессии: сталевар, предприниматель, юрист, летчик, шофер, официант, менеджер, учитель, продавец, брокер, врач, банкир, инженер, ученый.

9. Обдумайте приведенные ниже высказывания. Первое принадлежит немецкому мыслителю Г. Лессингу: «Я вполне убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими», второе – русскому физиологу И.М. Сеченову, который отмечал, что основные черты мыслительной деятельности человека и его способности чувствовать не зависят ни от расы, ни от географического положения: «Только при этом становится понятным сознание нравственного и умственного родства между всеми людьми земного шара, к каким бы расам они ни принадлежали».

Как по вашему мнению, может ли влиять национальность на деятельность человека, на его отношение к труду, на выбор профессии, на овладение культурой? Свой ответ аргументируйте.

10. Как вы понимаете следующие слова американского писателя XIX в. Р. Эммерсона: «В молодости мы бываем реформаторами, а в старости – консерваторами. Консерватор ищет благосостояния, а реформатор – справедливости и истины»? Какие аргументы вы могли бы привести против или в защиту этого суждения?

11. Вообразите, что вы организатор конкурса «Имею право». Какие темы очерков, рисунков, фотографий вы предложили бы желающим принять участие в этом конкурсе?

12. Составьте таблицу, в одной колонке которой изложите черты, сближающие мораль и право, в другой – черты, разделяющие их.

13. Правоведы при характеристике правомерного поведения отмечают, что большинство людей добровольно исполняют нормы права. При этом подчеркивается особая социальная ценность правомерного поведения.

Раскройте высказанную правоведами мысль. В чем вы видите социальную ценность правомерного поведения?

Задания для промежуточной аттестации

Обществознание 10 класс

Вариант 2

1. Проанализируйте два высказывания видного русского философа Н.А. Бердяева, сделанные в разное время: «Весь мировой путь бытия есть сложное взаимодействие разных ступеней мировой иерархии индивидуальностей, творчества, врастание одной иерархии в другую, личности нации, нации в человечество, человечества в космос, космоса в Бога» (конец XIX в.);

«Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос – все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности» (конец 30-х гг. XX в.). Как вы полагаете, почему произошли изменения во взглядах философа? В каком направлении изменялись его взгляды, к какому из типов мировоззрения относится первое высказывание, какова наиболее обобщающая характеристика второго высказывания?

2. Назовите произведения элитарной культуры. Объясните, почему вы отнесли их именно к ней. Покажите, как они взаимодействуют со сферой массовой культуры.

3. Во многих странах мира обсуждается вопрос о разрешении эфтаназии, т.е. умерщвления неизлечимого больного по его просьбе, а в случае хронического бессознательного состояния – по просьбе его родственников. Как, по вашему мнению, может повлиять законодательное разрешение эфтаназии на нравственное сознание общества?

4. Перечислите характерные черты искусства. Покажите, как они проявляются на конкретных примерах.

5. Кто, на ваш взгляд, в наибольшей степени заинтересован в поддержке свободного предпринимательства: власть, граждане, банкиры, безработные, работники государственных предприятий, налоговые органы, политики? Аргументируйте свой выбор.

6. Вспомните одно из известных творений А.С. Пушкина и постарайтесь определить, можно ли назвать Евгения Онегина после его приезда в деревню маргиналом. Обоснуйте свое мнение.

7. Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики:

Обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т.е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным;

Возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства;

Подкрепление такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.

8. Английский писатель Э. Берджесс характеризовал семью как «единство взаимодействующих личностей». Сделайте из этой характеристики вывод: как автор рассматривал семью – как социальный институт или как малую группу?

9. По материалам анкетных опросов, число молодых людей, постоянно интересующихся политикой, в возрасте 18-26 лет почти в три раза меньше, чем у поколения их родителей: соответственно 13,2 и 37,5%. Как вы думаете, почему?

10. Что из приведенного ниже относится к проявлениям демократической политической культуры:

Ярко выраженный индивидуализм;

Уважение чужого мнения;

Недопущение каких-либо действий протеста и оппозиционных мнений;

Ориентация на решение спорных политических проблем за столом переговоров;

Убежденность в справедливости безграничной власти государства над личностью?

11. Составьте схему под условным названием «Иерархическая лестница нормативных актов Российской Федерации». Расположите на лестнице нормативные акты в порядке возрастания их юридической силы.

12. Какие из перечисленных критериев могут свидетельствовать о низком уровне правовой культуры граждан:

незнание правовых норм;

незнание римского права;

неуважение к закону;

использование знания закона в корыстных интересах;

отсутствие юридического образования.

13. Представьте, что вам предложили подготовить сообщение на тему «Для чего мы изучаем основы правовых знаний?». Каковы были бы основные тезисы вашего выступления? Подумайте, какие аргументы вы могли бы назвать в качестве главных. Свой ответ обоснуйте.

Задания для промежуточной аттестации

Обществознание 11 класс

Вариант 1

1. Экономист Ф.А. Хайек писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека с гораздо лучшим материальным положением в обществе другого типа».

Согласны ли вы с данным утверждением?

2. Почему в рыночной экономике наряду с крупными супермаркетами существует множество мелких магазинчиков? Объясните, что позволяет им выжить.

3. «Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее», – утверждал английский писатель и философ С. Батлер. Почему автор наделяет предпринимательскую деятельность этой характеристикой? Что необходимо учесть, рассчитать и предвидеть предпринимателю, прежде чем рискнуть взяться за дело?

4. Что продаёт человек на рынке труда? Объясните, почему раньше наёмных рабочих называли пролетариатом, что означало «не имеющие ничего, кроме потомства». Чем отличается современный работник от наёмных рабочих XIX в.?

5. Изменяется ли структура расходов потребителя на различных фазах экономического цикла: спад, подъём, экономический кризис? Каким образом? Приведите примеры и аргументируйте свои выводы.

6. Русско-американский социолог П. Сорокин писал, что при голоде идеология человека деформируется в направлении усиления суждений, теорий, убеждений, при данных условиях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу, и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утолению голода.

Как вы понимаете эту мысль? Каково ваше отношение к данному утверждению?

7. Согласны ли вы с высказыванием: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте.

8. В Конституции РФ (ст. 7, ч. 1) записано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Какое содержание вы вкладываете в понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие»? Какие направления внутренней политики играют решающую роль в достижении этой цели? Назовите факторы, препятствующие её реализации. Аргументируйте свою позицию.

Задания для промежуточной аттестации

Обществознание 11 класс

Вариант 2

1. Какое положение вы можете признать нормальным: когда водитель такси ищет пассажира или когда пассажир ищет такси? Объясните свою точку зрения.

2. Предпринимательство называют четвёртым фактором производства. Приведите примеры деятельности известных вам фирм или предпринимателей, когда именно этот фактор был использован для организации успешного производства.

3. Вспомните реформы С. Витте и П. Столыпина, которые имели целью усилить воздействие государства на развитие экономики. Какие методы государственного регулирования были использованы и почему они способствовали подъёму российской экономики накануне Первой мировой войны?

4. Представьте ситуацию: вы руководитель фирмы по производству прохладительных напитков. Зимой спрос на вашу продукцию временно падает. Какие меры вы предпримете для сокращения издержек производства?

5. Как вы понимаете смысл английской поговорки: «Цена человека – его зарплата»? Разделяете ли вы мнение, что условием профессионального успеха в равной степени являются деньги и хорошее образование? Аргументируйте ответ.

6. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период Новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»?

7. Какие из приведённых ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными:

свобода – это отсутствие всяких преград и помех;

свобода – это осознанное следование необходимости;

свобода (свободная воля) – это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований;

свобода – это избавление жизни от ограничений и принуждения?

8. Л.Н. Толстой писал: «Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое моё отношение к окружающему меня бесконечному миру».

Согласны ли вы с мнением писателя? Аргументируйте свой ответ.

Задания для промежуточной аттестации

Обществознание 12 класс

1. Немецкий философ И. Кант писал, что право выступает для людей в качестве их «долга и надежды», что право – это «высший принцип, из которого должны исходить все максимы», касающиеся общества; что оно призвано получить в обществе «верховную власть». Как вы понимаете суждения философа? Каковы основания для таких суждений? Своё отношение к ним поясните.

2. Есть ли в современном российском семейном законодательстве юридическое понятие «глава семьи»? Сформулируйте свой ответ, опираясь на основные принципы семейного права.

3. Является ли брачный договор обязательным условием брака? Может ли брачный договор регулировать личные неимущественные отношения супругов, их права и обязанности в отношении детей? Обоснуйте свой ответ.

4. Сделки по распоряжению недвижимостью могут совершаться одним супругом только при нотариально удостоверенном согласии второго супруга. Почему установлено такое требование? Какую юридическую основу брака оно иллюстрирует?

5. Зарегистрировано немало случаев дискриминации русскоязычного населения на территории бывших республик СССР.

Предложите несколько способов защиты ущемлённых прав человека.

6. В международном законодательстве действуют два принципа определения гражданства: «принцип крови» и «принцип почвы». Согласно первому, гражданство ребёнка определяется гражданством родителей. Согласно второму, он приобретает гражданство того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства его родителей.

Определите, какой принцип действует в России.

7. При нарушении установленных условий заключения брака он признаётся недействительным. Сформулируйте перечень случаев, когда это может иметь место.

8. Как вы думаете, почему не могут стать опекунами и попечителями лица, лишённые родительских прав или ограниченные в них, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также лица, ранее отстранённые от выполнения обязанностей опекунов (попечителей)?

9. Почему алиментные, жилищные, наследственные права супругов защищаются только после предъявления свидетельства о браке?

10. Немецкий писатель и учёный Г.К. Лихтенберг писал: «Будущее должно быть заложено в настоящем». А австрийский философ Л. Витгенштейн утверждал: «Выводить события будущего из событий настоящего невозможно».

Каково ваше отношение к этим высказываниям? Как вы понимаете соотношение настоящего и будущего?


Вопросы и задания для итогового повторения
Глава II. Проблемы социально-политической и духовной жизни

  1. Русско-американский социолог П. Сорокин писал, что при голоде идеология человека деформируется в направлении усиления суждений, теорий, убеждений, при данных условиях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу, и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утолению голода.
Как вы понимаете эту мысль? Каково ваше отношение к данному утверждению?

  1. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период Новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»?

  2. Какие из приведённых ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными:

  1. свобода – это отсутствие всяких преград и помех;

  2. свобода – это осознанное следование необходимости;

  3. свобода (свободная воля) – это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований;

  4. свобода – это избавление жизни от ограничений и принуждения?

  1. В представленном ниже фрагменте текста выделите тезис (основную идею) и аргументы. Оцените, являются ли эти аргументы:

    1. достоверными;

    2. проверяемыми.
«Ряд учёных полагает, что каждой исторической эпохе соответствует определённый тип основных умонастроений и эмоциональных отношений, своего рода «дух времени». Он определяет преобладающую духовную атмосферу определённого исторического периода. Так, в эпоху классического Рима доминантой была гражданственность, а в период подготовки Великой французской революции конца XVIII в. такой доминантой была свобода».

Согласны ли вы с тезисом, высказанным в фрагменте текста? Приведите собственные дополнительные аргументы.


  1. Согласны ли вы с высказыванием: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте.

  2. Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона… Законы – это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов».
Прокомментируйте это высказывание.

  1. Прочитайте приведённый текст, ответьте на вопросы:
«Понятие общественное мнение используется в двух смыслах:

      1. мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определённой социальной группы и субкультуры в данном обществе;

      2. доминирующее мнение среди всех представителей общественности.
Согласно первому определению, общественных мнений может быть много и их число зависит от степени гетерогенности (гетерогенность – неоднородность по составу) и степени неравенства в обществе. Если следовать второму определению, то общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме…

Общественное мнение создаётся через межличностное общение и средства массовой коммуникации. При этом его роль в разных обществах далеко не одинакова…»
(Фролов С. С. Социология. – М., 2003. – С. 248.)
Как в данном тексте определяется, что такое общественное мнение? Как, по-вашему, связаны между собой общественное мнение и общественное сознание?

Выскажите свою точку зрения, почему значительна роль общественного мнения в современных демократических обществах, какими обстоятельствами это обусловлено.


  1. В данном ниже стихотворении отражены особенности психологического портрета определённой социальной группы. Выскажите обоснованные предположения о том, кому свойственны такие черты:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж с плеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!
^ А. К. Толстой


  1. В Конституции РФ (ст. 7, ч. 1) записано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Какое содержание вы вкладываете в понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие»? Какие направления внутренней политики играют решающую роль в достижении этой цели? Назовите факторы, препятствующие её реализации. Аргументируйте свою позицию.

  1. Л. Н. Толстой писал: «Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое моё отношение к окружающему меня бесконечному миру».
Согласны ли вы с мнением писателя? Аргументируйте свой ответ.

  1. Установите соответствие между политической идеологией и типичной для неё идеей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

^ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

ИДЕЯ

А) либеральная

1) традиционализм, стабильность, порядок

Б) консервативная

2) переустройство общества на принципах равенства и социальной справедливости

В) социал-демократическая

3) расовое неравенство, культ насилия

Г) коммунистическая

4) свобода личности, свобода предпринимательской деятельности, разделение властей, равенство перед законом

Д) фашистская

5) концепция демократического социализма

Запишите в таблицу выбранные цифры (в тетради).


А

Б

В

Г

Д

)? » Сделайте свой выбор и обоснуйте его.

2. Экономист Ф. А. Хайек писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека с гораздо лучшим материальным положением в обществе другого типа» . Согласны ли вы с данным утверждением?

3. Какое положение вы можете признать нормальным: когда водитель такс и ищет пассажира или когда пассажир ищет такси? Объясните свою точку зрения.

4. Почему в рыночной экономике наряду с крупными супермаркетами существует множество мелких магазинчиков? Объясните, что позволяет им выжить.

5 . Предпринимательство называют четвертым фактором производства . Приведите примеры деятельности известных вам фирм или предпринимателей, когда именно этот фактор был использован для организации успешного производства.

6. «Всякая коммерция - это попытка предвидеть будущее», - утверждал английский писатель и философ С. Батлер. Почему автор наделяет предпринимательскую деятельность этой характеристикой? Что необходимо учесть, рассчитать и предвидеть предпринимателю, прежде чем рискнуть взяться за дело?

7. Вспомните реформы С. Витте и П. Столыпина, которые имели целью усилить воздействие государства на развитие экономики. Какие методы государственного регулирования были использованы и почему они способствовали подъему российской экономики накануне Первой мировой войны?

8. В 2004 г. в России введено обязательное страхование автомобилей. Этот процесс имел как сторонников, так и противников среди владельцев машин. Какую позицию поддержали бы вы? Ответ аргументируйте.

9. Молодая семья хотела купить однокомнатную квартиру стоимостью 1 млн р., но располагала только половиной необходимой суммы. Семья приняла решение воспользоваться банковским займом и оформила кредит на сумму 500 тыс.р. на 3 года под 20% годовых. Подсчитайте, какую сумму семье придется вернуть банку через 3 года.

10. Что продает человек на рынке труда? Объясните, почему раньше наемных рабочих называли пролетариатом, что означало «не имеющие ничего, кроме потомства». Чем отличается современный работник от наемных рабочих XIX в.?

11 . Представьте ситуацию: вы руководитель фирмы по производству прохладительных напитков. Зимой спрос на вашу продукцию временно падает. Какие меры вы предпримете для сокращения издержек производства?

12. Поинтересуйтесь, во что ваши знакомые, родственники, друзья предпочитают обращать свои сбережения: покупать иностранную валюту , ценные бумаги, приобретать товары длительного пользования, открывать счетв банке? Проанализируйте причины предпочтения того или иного выбора и влияние на него экономической ситуации в стране.

13. Изменяется ли структура расходов потребителя на различных фазах экономического цикла: спад, подъем, экономический кризис? Каким образом? Приведите примеры и аргументируйте свои выводы.

14. Как вы понимаете смысл английской поговорки: «Цена человека - его зарплата»? Разделяете ли вы мнение, что условием профессионального успеха в равной степени являются деньги и хорошее образование? Аргументируйте ответ.

ГЛАВА II.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

1 . Русско-американский социолог П.Сорокин писал, что при голоде идеология человека деформируется в направлении усиления суждений, теорий, убеждений, при данных условиях «одобряющих » применение мер, способных дать пищу, и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утолению голода. Как вы понимаете эту мысль? Каково ваше отношение к данному утверждению?

2. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период Новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность» ?

3. Какие из приведенных ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными:

1) свобода - это отсутствие всяких преград и помех;
2) свобода - это осознанное следование необходимости;
3) свобода (свободна я воля) - это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований;
4) свобода - это избавление жизни от ограничений и принуждения?

4. В представленном ниже фрагменте текста выделите тезис (основную идею) и аргументы. Оцените, являются ли эти аргументы: а) достоверными; б) проверяемыми.

«Ряд ученых полагает, что каждой исторической эпохе соответствует определенный тип основных умонастроений и эмоциональных отношений, своего рода «дух времени» . Он определяет преобладающую духовную атмосферу определенного исторического периода. Так, в эпоху классического Рима доминантой была гражданственность, а в период подготовки Великой французской революци и конца XVIII в. такой доминантой была свобода» . Согласны ли вы с тезисом, высказанным в фрагменте текста? Приведите собственные дополнительные аргументы.

5. Согласны ли вы с высказыванием: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте.

6. Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона.. . Законы - это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов». Прокомментируйте это высказывание.

7. Прочитайте приведенный текст, ответьте на вопросы: «Понятие общественное мнение используется в двух смыслах:

1) мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определенной социальной группы и субкультуры в данном обществе;
2) доминирующее мнение среди всех представителей общественности.

Согласно первому определению, общественных мнений может быть много и их число зависит от степени гетерогенности * и степени неравенства в обществе. Если следовать второму определению, то общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме.. .

Общественное мнение создается через межличностное общение и средства массовой коммуникации. При этом его роль в разных обществах далеко не одинакова... » {Фролов С. С. Социология. - М., 2003 . - С. 248.)

Как в данном тексте определяется, что такое общественное мнение? Как, по-вашему, связаны между собой общественное мнение и общественное сознание? Выскажите свою точку зрения, почему значительна роль общественного мнения в современных демократических обществах, какими обстоятельствами это обусловлено.

8. В данном ниже стихотворени и отражены особенности психологического портрета определенной социальной группы. Выскажите обоснованные предположения о том, кому свойственны такие черты:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так все й душой,
Коли пир, так пир горой!
А. К. Толстой

9. Л. Н. Толстой писал: «Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру». Согласны ли вы с мнением писателя? Аргументируйте свой ответ.

ГЛАВА III.

ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН

1. В международном законодательстве действуют два принципа определения гражданства: «принцип крови» и «принцип почвы». Согласно первому, гражданство ребенка определяется гражданством родителей. Согласно второму, он приобретает гражданство того государства , на территории которого родился, независимо от гражданства его родителей. Определите, какой принцип действует в России.

* Гетерогенность - неоднородность по составу.

2. Есть ли в современном российском семейном законодательстве юридическое понятие «глава семьи» ? Сформулируйте свой ответ, опираясь на основные принципы семейного права.

3 . При нарушении установленных условий заключения брака он признается недействительным. Сформулируйте перечень случаев, когда это может иметь место.

4 . Является ли брачный договор обязательным условием брака? Может ли брачный договор регулировать личные неимущественные отношения супругов, их права и обязанности в отношении детей? Обоснуйте свой ответ.

5. Как вы думаете, почему не могут стать опекунамии попечителями лица, лишенные родительских прав или ограниченные в них, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также лица, ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей) ?

6 . Сделки по распоряжению недвижимостью могут совершаться одним супругом только при нотариально удостоверенном согласии второго супруга. Почему установлено такое требование? Какую юридическую основу брака оно иллюстрирует?

7. Почему алиментные, жилищные, наследственные права супругов защищаются только после предъявления свидетельства о браке?

8. Зарегистрировано немало случаев дискриминации русскоязычного населения на территории бывших республик СССР. Предложите несколько способов защиты ущемленных прав человека.

9. Немецкий писатель и ученый Г. К. Лихтенберг писал: «Будущее должно быть заложено в настоящем» . А австрийский философ Л. Витгенштейн утверждал: «Выводить события будущего из событий настоящего невозможно» . Каково ваше отношение к этим высказываниям? Как вы понимаете соотношение настоящего и будущего?

Обществознание : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. . - М. : Просвещение, 2006. - 349 с.

Библиотека с учебниками и книгами на скачку бесплатно онлайн , Обществознание для 11 класса скачать , школьная программа по обществознанию, планы конспектов уроков

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Тема «Проблемы социально-политической и духовной жизни».

Цели урока:

    Углубить понимание учащихся по данной теме Формирование умений и навыков у учащихся анализировать, делать выводы, выделять главное в изучаемом материале, отстаивать свою точку зрения Продолжить формирование умения применять полученные теоретические знания на практике.

Тип урока: урок – практикум.

Оборудование: Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень; под ред. и др. . — М. : Просвещение

Ход урока:

1.Оргмомент

приветствие, объявление темы, целей урока.

2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся:

Ребята мы продолжаем изучать раздел обществознания «Проблемы социально-политической и духовной жизни». Сегодня у нас с вами урок-практикум, где мы повторим и обобщим весь пройденный материал ранее.

3.Учебная деятельность учащихся:

А) В начале нашего урока я хотела бы обратится к Русску-американскому социологу П. Сорокину, он писал, что при голоде идеология человека деформируется в направлении усиления суждений, теорий, убеждений, при данных условиях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу, и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утолению голода.

Как вы понимаете эту мысль? Каково ваше отношение к данному утверждению?

Примерный ответ:

Только сытый может жить по совести и думать о гуманности. у голодного идеология меняется, прекраснодушие исчезает и совесть позволяет делать все для того, чтоб утолить голод. если сытый не сворует - у голодного рефлекс препятствующий утолению голода - не воруй-ослабевает. голодные способны применять меры, направленные на утоление голода - отобрать у богатого еду. запретить одним накапливать еду за счет других.

Б) Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период Новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»?

Примерный ответ:

Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и стоящих на разных точках зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали. Однако далеко не все принимают эту модель свободного общества. Некоторые ученые, политики, выражая настроения определенной части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечить общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем ее пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую.

Важно также и то, чтобы сами граждане гарантировали свободу друг друга, добросовестно исполняя свои гражданские обязанности. Таким образом, ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека. Как вы уже знаете, она возникает и на уровне общества в целом. Особенно это проявляется в так называемые переходные эпохи.

В) Какие из приведённых ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными:

Свобода – это отсутствие всяких преград и помех; свобода – это осознанное следование необходимости; свобода (свободная воля) – это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований; свобода – это избавление жизни от ограничений и принуждения?

Примерный ответ:

(Свобода подразумевает наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — неволе. В определенном смысле, понятие свободы противоположно понятию необходимости. В этике свобода связана с наличием свободой воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственности)

Г) В представленном ниже фрагменте текста выделите тезис (основную идею) и аргументы. Оцените, являются ли эти аргументы:

Достоверными; проверяемыми.

«Ряд учёных полагает, что каждой исторической эпохе соответствует определённый тип основных умонастроений и эмоциональных отношений, своего рода «дух времени». Он определяет преобладающую духовную атмосферу определённого исторического периода. Так, в эпоху классического Рима доминантой была гражданственность, а в период подготовки Великой французской революции конца XVIII в. такой доминантой была свобода».

Согласны ли вы с тезисом, высказанным в фрагменте текста? Приведите собственные дополнительные аргументы.

Примерный ответ:

С аргументом согласен... они проверяемые, основная идея (донести до читателей то, что в разные эпохи была разная духовная атмосфера)

Д) Согласны ли вы с высказыванием: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте.

Примерный ответ:

Согласен. Все очень просто. Человек в своем поведении опирается не только на то, что записано в генах, а и на весь предыдущий опыт человечеста, читая книги и общаясь с другими людьми. Соответственно в любом его действии уже заложено влияние общества - свободным от общества быть нельзя.

Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона… Законы – это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть свободы народов».

Прокомментируйте это высказывание.

Примерный ответ

Мыслитель рассматривает свободу как функцию власти закона над индивидуем или гражданином. Даже если законы - власть всеми одобряются и честно исполняются, они являются внешними регуляторными средствами ограничивающими волеизъявления человека, поэтому могут относиться к разновидности свободы, к свободе государственной или гражданской. Свобода вообще, это ничем не ограниченное волеизъявление человека, что хочу, то и делаю, но дело в том, что человек может никогда не захотеть сделать что - либо не соответствующее природной этике, именно поэтому реальная свобода имеет внутренний регулятор - ответственность. Мерой свободы является мера ответственности человека. Конечно свод законов может быть библией свободы, но только по той же причине что библия так же является внешним ограничителем свобода, ну типа указует - не убий, не укради и прочие что можно, а что нельзя, именно по этой причине религиозная совесть не может быть внутренним регулятором свободы, поскольку совесть - это добровольно взятые на себя ограничения, какая уж тут свобода, когда что - то может быть и хочу, а делать не буду, совесть не позволяет.

Е) Прочитайте приведённый текст, ответьте на вопросы:

«Понятие общественное мнение используется в двух смыслах:

Мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определённой социальной группы и субкультуры в данном обществе; доминирующее мнение среди всех представителей общественности.

Согласно первому определению, общественных мнений может быть много и их число зависит от степени гетерогенности (гетерогенность – неоднородность по составу) и степени неравенства в обществе. Если следовать второму определению, то общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме…

Общественное мнение создаётся через межличностное общение и средства массовой коммуникации. При этом его роль в разных обществах далеко не одинакова…»

(Фролов. – М., 2003. – С. 248.)

Как в данном тексте определяется, что такое общественное мнение? Как, по-вашему, связаны между собой общественное мнение и общественное сознание?

Выскажите свою точку зрения, почему значительна роль общественного мнения в современных демократических обществах, какими обстоятельствами это обусловлено.

В данном ниже стихотворении отражены особенности психологического портрета определённой социальной группы. Выскажите обоснованные предположения о том, кому свойственны такие черты:

Ж)Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж с плеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

Примерный ответ

В стихотворениях рисуется образ русского человека, у которого особый взгляд на мир, которому свойственна широта души, храбрость, удаль.
Данное стихотворение посвящено анализу особенностей русского национального характера, для которого свойствен максимализм, стремление к полноте чувств и самоотдаче. Русский человек не может делать что-то наполовину, быть рационалистом и прагматиком во всех сферах своей жизни.

З) В Конституции РФ (ст. 7, ч. 1) записано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Примерный ответ:

Статья провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде. Это право закреплено ст.25 Всеобщей декларации прав человека:

«1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай , болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой »

И) писал: «Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое моё отношение к окружающему меня бесконечному миру».

Согласны ли вы с мнением писателя? Аргументируйте свой ответ.

Примерный ответ:

Не согласен. Эти вопросы - второстепенны. Первично в религии - подчинение массы людей. А "зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру" - это уже инструмент удержания, как и понятие перманентного греха, как и обещание рая, как и привязка к вере.

Итоговое закрепление – Тест ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Рефлексия: Синквейн по теме.

Домашнее задание: Повтор по главе.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Тест по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни» .

Вариант 1.

1. Возможность выбора у человека, сделанного на основе собственного решения:

а) свобода б) информация в) религия г) политика

2. В свободном обществе:

а) господствует одна форма собственности б) разнообразие политических партий

в) существует тоталитарный режим

3. Выберите формы общественного сознания:

а) экономика б) философия в) наука г) мораль д) устав

4. Система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая её коренные интересы:

а) общественная психология б) политическое сознание в) идеология г) право

5. Верны ли утверждения:

а) «Общественное мнение – это точка зрения многих, возможно даже большинства, представителей какой-либо социальной группы, но не обязательно всех».

б) «Обыденное политическое сознание формируется у всех людей стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности».

в) «Информационная функция СМИ заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения».

6. Сильная государственная власть, традиционализм – характерные черты идеологии:

а) консервативной б) коммунистической в)неолиберализма г) фашизма

7. Закончи предложения:

а) «Деструктивная форма политического поведения подрывает... … …»

б) «К административной элите относятся … … …».

8. Лидер наделён исключительными качествами, которого основан на вере – это черта лидерства:

а) легальное б) харизматическое в) традиционное

9. Суженное воспроизводство и сокращение численности населения – это:

а) депопуляция б) инфантилизация в)миграция г) деградация

10. Добровольное граждан, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица:

11. К специфическим правам религиозных организаций относится право

а) осуществлять б)производить, приобретать религиозную литературу в) быть собственниками

12. Объясните высказывание:

«Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу» (немецкий мыслитель К. Маркс).

Тест по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни» 11 класс. Вариант 2.

1. Сознательная готовность человека следовать установленным нормам:

а) ответственность б) политика в) наука г) эстетика

2. В свободном обществе:

а) государство устанавливает полный контроль над жизнью граждан

б) существует предпринимательство в) устанавливается одна идеология

3. Выберите типы идеологии:

а) либеральная б) консервативная в) этическая г)психологическая д)социалистическая

4. Совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для социальных групп:

а) идеология б) общественная психология в)правовое сознание г) мораль

5. Верны ли суждения:

а) «Наряду с индивидуальным и общественным сознанием духовную жизнь общества отражает и массовое сознание».

б) «Важной формой воплощения идеологии являются политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, выступления партийных и государственных деятелей».

в) «Функция политической социализации СМИ состоит в сообщении о наиболее значительных событиях, их комментировании и оценке».

6. Свобода личности, равенство возможностей – характерные черты идеологии:

а) социалистической б) консервативной в) либеральной г) неоконсерватизма

7. Закончи предложения:

а) «Конструктивное политическое поведение способствует … … …».

б) «В политическую элиту входят … … ….».

8. Лидерство, основанное на законе, называется:

а) традиционное б) харизматическое в) легальное

9. Семья полная, состоящая из одной пары супругов с детьми:

а) патриархальная б) нуклеарная в) многопоколенная в) партнёрского типа

10. Добровольное религиозное объединение граждан, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, осуществляет свою деятельность на основе государственной регистрации в качестве юридического лица:

а) религиозная группа б) религиозная организация в) религиозная партия

11. К типичным правам религиозных организаций относится право

а) быть собственниками б) основывать и содержать культовые здания

в) проводить религиозные обряды

12. Объясните высказывание:

«Лидер действует открыто, босс – за закрытыми дверьми. Лидер ведёт за собой, а босс управляет» (Т. Рузвельт, президент США)

  1. Обсудите с одноклассниками следующую проблему: «Что является определяющим ресурсом экономики: природа, люди, средства производства, знания (информация)?» Сделайте свой выбор и обоснуйте его.
  2. Экономист Ф. А. Хайек писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека с гораздо лучшим материальным положением в обществе другого типа».

    Согласны ли вы с данным утверждением?

  3. Какое положение вы можете признать нормальным: когда водитель такси ищет пассажира или когда пассажир ищет такси? Объясните свою точку зрения.
  4. Почему в рыночной экономике наряду с крупными супермаркетами существует множество мелких магазинчиков? Объясните, что позволяет им выжить.
  5. Предпринимательство называют четвертым фактором производства. Приведите примеры деятельности известных вам фирм или предпринимателей, когда именно этот фактор был использован для организации успешного производства.
  6. «Всякая коммерция - это попытка предвидеть будущее», - утверждал английский писатель и философ С. Батлер. Почему автор наделяет предпринимательскую деятельность этой характеристикой? Что необходимо учесть, рассчитать и предвидеть предпринимателю, прежде чем рискнуть взяться за дело?
  7. Вспомните реформы С. Витте и П. Столыпина, которые имели целью усилить воздействие государства на развитие экономики. Какие методы государственного регулирования были использованы и почему они способствовали подъему российской экономики накануне Первой мировой войны?
  8. В 2004 г. в России введено обязательное страхование автомобилей. Этот процесс имел как сторонников, так и противников среди владельцев машин.

    Какую позицию поддержали бы вы? Ответ аргументируйте.

  9. Молодая семья хотела купить однокомнатную квартиру стоимостью 1 млн р., но располагала только половиной необходимой суммы. Семья приняла решение воспользоваться банковским займом и оформила кредит на сумму 500 тыс. р. на 3 года под 20% годовых.

    Подсчитайте, какую сумму семье придется вернуть банку через 3 года.

  10. Что продает человек на рынке труда? Объясните, почему раньше наемных рабочих называли пролетариатом, что означало «не имеющие ничего, кроме потомства». Чем отличается современный работник от наемных рабочих XIX в.?
  11. Представьте ситуацию: вы руководитель фирмы по производству прохладительных напитков. Зимой спрос на вашу продукцию временно падает. Какие меры вы предпримете для сокращения издержек производства?
  12. Поинтересуйтесь, во что ваши знакомые, родственники, друзья предпочитают обращать свои сбережения: покупать иностранную валюту, ценные бумаги, приобретать товары длительного пользования, открывать счет в банке?

    Проанализируйте причины предпочтения того или иного выбора и влияние на него экономической ситуации в стране.

  13. Изменяется ли структура расходов потребителя на различных фазах экономического цикла: спад, подъем, экономический кризис? Каким образом? Приведите примеры и аргументируйте свои выводы.
  14. Как вы понимаете смысл английской поговорки: «Цена человека - его зарплата»? Разделяете ли вы мнение, что условием профессионального успеха в равной степени являются деньги и хорошее образование? Аргументируйте ответ.

Глава II. Проблемы социально-политической и духовной жизни

  1. Русско-американский социолог П.Сорокин писал, что при голоде идеология человека деформируется в направлении усиления суждений, теорий, убеждений, при данных условиях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу, и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утолению голода.

    Как вы понимаете эту мысль? Каково ваше отношение к данному утверждению?

  2. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период Новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»?
  3. Какие из приведенных ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными:
    1. свобода - это отсутствие всяких преград и помех;
    2. свобода - это осознанное следование необходимости;
    3. свобода (свободная воля) - это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований;
    4. свобода - это избавление жизни от ограничений и принуждения?
  4. В представленном ниже фрагменте текста выделите тезис (основную идею) и аргументы. Оцените, являются ли эти аргументы:
    1. достоверными;
    2. проверяемыми.

    «Ряд ученых полагает, что каждой исторической эпохе соответствует определенный тип основных умонастроений и эмоциональных отношений, своего рода «дух времени». Он определяет преобладающую духовную атмосферу определенного исторического периода. Так, в эпоху классического Рима доминантой была гражданственность, а в период подготовки Великой французской революции конца XVIII в. такой доминантой была свобода».

    Согласны ли вы с тезисом, высказанным в фрагменте текста? Приведите собственные дополнительные аргументы.

  5. Согласны ли вы с высказыванием: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте.
  6. Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона... Законы - это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов».

    Прокомментируйте это высказывание.

  7. Прочитайте приведенный текст, ответьте на вопросы:

    «Понятие общественное мнение используется в двух смыслах:

    1. мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определенной социальной группы и субкультуры в данном обществе;
    2. доминирующее мнение среди всех представителей общественности.

    Согласно первому определению, общественных мнений может быть много и их число зависит от степени гетерогенности и степени неравенства в обществе. Если следовать второму определению, то общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме...

    Общественное мнение создается через межличностное общение и средства массовой коммуникации. При этом его роль в разных обществах далеко не одинакова...»

    (Фролов С. С. Социология. - М., 2003. - С. 248.)

    Как в данном тексте определяется, что такое общественное мнение? Как, по-вашему, связаны между собой общественное мнение и общественное сознание?

    Выскажите свою точку зрения, почему значительна роль общественного мнения в современных демократических обществах, какими обстоятельствами это обусловлено.

  8. В данном ниже стихотворении отражены особенности психологического портрета определенной социальной группы. Выскажите обоснованные предположения о том, кому свойственны такие черты:

        Коль любить, так без рассудку,
        Коль грозить, так не на шутку,
        Коль ругнуть, так сгоряча,
        Коль рубнуть, так уж сплеча!
        Коли спорить, так уж смело,
        Коль карать, так уж за дело,
        Коль простить, так всей душой,
        Коли пир, так пир горой!

    А. К. Толстой

  9. Л. Н. Толстой писал: «Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру».

    Согласны ли вы с мнением писателя? Аргументируйте свой ответ.

Глава III. Человек и закон

  1. В международном законодательстве действуют два принципа определения гражданства: «принцип крови» и «принцип почвы». Согласно первому, гражданство ребенка определяется гражданством родителей. Согласно второму, он приобретает гражданство того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства его родителей.

    Определите, какой принцип действует в России.

  2. Есть ли в современном российском семейном законодательстве юридическое понятие «глава семьи»? Сформулируйте свой ответ, опираясь на основные принципы семейного права.
  3. При нарушении установленных условий заключения брака он признается недействительным. Сформулируйте перечень случаев, когда это может иметь место.
  4. Является ли брачный договор обязательным условием брака? Может ли брачный договор регулировать личные неимущественные отношения супругов, их права и обязанности в отношении детей? Обоснуйте свой.ответ.
  5. Как вы думаете, почему не могут стать опекунами и попечителями лица, лишенные родительских прав или ограниченные в них, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также лица, ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей)?
  6. Сделки по распоряжению недвижимостью могут совершаться одним супругом только при нотариально удостоверенном согласии второго супруга. Почему установлено такое требование? Какую юридическую основу брака оно иллюстрирует?
  7. Почему алиментные, жилищные, наследственные права супругов защищаются только после предъявления свидетельства о браке?
  8. Зарегистрировано немало случаев дискриминации русскоязычного населения на территории бывших республик СССР.

    Предложите несколько способов защиты ущемленных прав человека.

  9. Немецкий писатель и ученый Г. К. Лихтенберг писал: «Будущее должно быть заложено в настоящем». А австрийский философ Л. Витгенштейн утверждал: «Выводить события будущего из событий настоящего невозможно».

    Каково ваше отношение к этим высказываниям? Как вы понимаете соотношение настоящего и будущего?

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»