Начало ликвидации неграмотности. Первые шаги ликбеза

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Вышел декрет Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (СНК РСФСР) о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ) — специальной организации при Народном комиссариате просвещения (Наркомпрос) РСФСР, руководившей в 1920-х годах обучением неграмотных и малограмотных. Она и была образована для выполнения принятого 26 декабря 1919 года декрета о ликвидации неграмотности населения, в соответствии с которым все не умеющие читать или писать в возрасте от восьми до 50 лет были обязаны обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию.

В декабре 1917 года в Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Надежды Крупской, одной из основных задач которого стала организация ликвидации неграмотности (ликбез) в стране.

В мае 1919 года состоялся первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. По инициативе участников съезда в Наркомпросе был подготовлен проект декрета "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России.

В ноябре 1920 года на базе внешкольного отдела Наркомпроса был образован Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), в состав которого была передана созданная Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, состоящая из пяти членов, утверждаемых СНК РСФСР по представлению наркомата.

Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь в создании учебников ей оказывали Максим Горький, Лидия Сейфуллина, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Николай Марр, Владимир Бехтерев и другие.

Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. В начале 1920-х годов программа была уточнена: занятия на ликпункте имели целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства.

Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

В 1920-1924 годах были напечатаны два издания первого советского массового букваря для взрослых Элькиной, Бугославской, Курской. В те же годы появились "Рабоче-крестьянский букварь для взрослых" Смушкова и "Букварь для рабочих" Голанта. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).

Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также все грамотное население страны в порядке трудовой повинности.

Большую помощь комиссии оказывало созданное в 1923 году добровольное общество "Долой неграмотность", которую возглавлял Михаил Калинин. Общество через одноименное издательство выпускало газеты и журналы по ликвидации неграмотности, буквари, пропагандистскую и методическую литературу. По данным на 1924 год, в РСФСР общество "Долой неграмотность" содержало свыше 11 тысяч ликпунктов (свыше 500 тысяч учащихся). Во второй половине 1920-х годов оно перенесло основную работу в деревню, где концентрировалась масса неграмотных, направило усилия на шефскую помощь города селу в ликвидации неграмотности.

Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 миллиона. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности 19-е место в Европе.

В 1928 году по инициативе Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ) работа по ликвидации неграмотности была развернута как всесоюзный культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара, Воронеж, где основная часть неграмотных была обучена силами общественности. В ликвидацию неграмотности в процессе культпохода включались тысячи добровольцев.

14 августа 1930 года вышло постановление ЦИК и СНК СССР "О всеобщем обязательном начальном обучении", которое ускорило ликвидацию неграмотности населения СССР.

В связи с реорганизацией Наркомпроса РСФСР и ликвидацией Главполитпросвета, постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК РСФСР от 13 февраля 1930 года Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности была переименована во Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности и малограмотности, а 12 сентября 1930 года она была упразднена с передачей функций Центральному штабу ликбез-похода, который был образован на Всероссийском совещании по ликвидации неграмотности (12-17 сентября 1930 года).

К 1934 году проблема неграмотности и малограмотности в СССР была окончательно решена с повсеместным введением всеобщего начального образования.

Центральный штаб ликбез-похода прекратил свою деятельность в связи с осуществлением всеобщего начального обучения.

К началу 1950-х годов СССР стал страной практически сплошной грамотности.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Согласно ему, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности . Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.

История

Организационная основа

Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности.

1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).

Ликпункты и школы грамоты

Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

Учебно-методическая база

В 1920-1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание - под названием «Долой неграмотность» - включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению - «Мы - не рабы, рабы - не мы », а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта . Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).

Во все времена обучение грамоте сопровождалось пропагандой тех идейных ценностей, доступ к которым открывало умение читать. В годы царствования Екатерины II , когда многие считали, что «черни не нужно давать образования», наиболее проницательные деятели (например, депутат от клинского дворянства Пётр Орлов) настаивали, что если и обучать грамоте,

то на следующем основании: пусть крестьяне путём грамоты сами собой находят, чем они обязаны Богу, государю, отечеству и по закону помещику своему .

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1925/26 уч. г. в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты : идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.

Трудности ликбеза и его итоги

Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920 года (Народное образование по основному обследованию 1920 г.) , в школах учились всего около 7,3 миллионов учеников (в школах первой ступени - 6 860 328 детей, и в школах второй ступени - 399 825), причём школы в европейской части советской России посещали менее 59 % детей в возрасте 8-12 лет (старше 12 лет - ещё и много меньше).

В годы нэпа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. - соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе - 88,6 и 73,9 %, в селе - 67,3 и 35,4 %).

В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты - 10 млн.

Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.

К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933-1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.

Эта статья была подготовлена мной пару лет назад для Википедии, но до сих пор не была опубликована там из-за возникших дискуссий со сторонниками «официальной» советской версии. Теперь публикую её здесь.
Частично материалы данной статьи имеются в действующей статье Википедии «Ликбез», но есть и существенные отличия (которые и вызвали дискуссии в Википедии).

ГРАМОТНОСТЬ В ЦАРСКОЙ РОССИИ к 1917 году.
Подробно я писал об этом в отдельной статье «Грамотность и образование в царской России» () – здесь коротко суммирую основные данные.

Оценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914-1915 гг году достаточно сильно разнятся: от 35-38 % к 1915 году до 43% в 1917, но применительно только к европейской части собственно России, исключая детей, не достигших 10 лет. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год). По данным исследования Института этнологии и антропологии РАН под руководством д.и.н., профессора М. М. Громыко реальная грамотность крестьян была заметно выше данных официальной статистики, поскольку многие (особенно старообрядцы) не считали нужным записывать при обследованиях свою грамотность, и по ряду других причин(c.59-60). Отмечается также, что тяга крестьян к грамоте, интерес к книгам и периодическим изданиям постоянно росли, особенно быстро после 1906 года.
Развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. В течение 1908-1915 гг. кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 - на 6 900 000 р., в 1909 - на 6 000 000 р., в 1910 - на 10 000 000 р., в 1911 - на 7 000 000р., в 1912 - на 9 000 000 р., в 1913 - на 10 000 000 р., в 1914 - на 3 000 000 р., в 1915 - на 3 000 000 р.(с.144) - как видно, кредит на нужды начального образования увеличивался даже во время ПМВ. Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года. Тем не менее, уровень грамотности взрослого населения и развитие школьного образования в регионах с преимущественно инородческим населением (особенно в Средней Азии) к 1917 году был еще очень низок.
По состоянию на 1914 г. в разных уездах и городах РИ (всего в РИ было 441 уездных земств): «осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство»(с.146) (то есть более чем в 10% земств). Там же указано также, что в 1914 году 88% земств осуществляли (переход) к всеобщему образованию по согласованию с МНП, причем "62% земств предстояло менее 5 лет до всеобщего обучения, 30% - от 5 до 10 лет, и лишь в 8% - свыше 10 лет". Ожидалось, что всеобщее начальное образование на территории европейской России будет достигнуто между 1919 и 1925 годами (более чем в 90% земств всеобщее обучение могло быть введено к 1924 году).
Имевшие место в России в 1896-1917 гг неуклонный рост грамотности населения, быстрый рост числа начальных и средних школ и учащихся (см. Грамотность), средних и высших учебных заведений и числа студентов, а также техников, инженеров, специалистов во всех областях хозяйства и учёных (см. Образование в Российской империи), – эти процессы, лишь замедлившиеся в годы Первой мировой войны(с.59) прервались и обрушились в годы Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов.(с. 71)(с.803).

НАЧАЛО и ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА ЛИКБЕЗА

Одну из главных проблем, вследствие Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов, представляли беспризорники. По разным данным, в 1921-1923 гг их было от 4.5 до 9 миллионов.. Число неграмотных постоянно пополнялось за счёт беспризорных подростков.
Практические шаги к решению проблемы возраставшей при большевиках безграмотности (как среди взрослых, так и, особенно, среди детей и подростков) начались в 1920 году. В 1920 Совет народных комиссаров принимает декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имеют обязательный характер. Она образуется для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и будет в 1920-1930 руководить обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.
1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).
14 августа 1923 вышел декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности», дополняющий декрет от 26 декабря и устанавливающий количество инструктивных школ 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных). Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность».
27 января 1921 года была создана «Деткомиссия ВЦИК» (Комиссия по улучшению жизни детей) во главе с Феликсом Дзержинским. Главным, после обеспечения жилья, мероприятием, осуществляемым в ходе борьбы с беспризорностью, стало обучение беспризорников грамоте. Помимо Наркомата просвещения этими проблемами занимались и общественные организации, в т.ч. «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям». В 1925 году в СССР была создана общественная организация «Друзья детей». К началу 1928 года по всему СССР насчитывалось около 300 тысяч беспризорных, но в начале 1930-х гг их число вновь возросло, и говорилось о 2-2.5 миллионах беспризорниках.(с.928), появившихся вследствие нового массового голода («голодомора») начала 1930-х годов. Только 31 мая 1935 года в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» было заявлено, что массовая беспризорность в стране ликвидирована. В ходе борьбы с беспризорностью, сочетающейся с одновременным обучением детей грамоте, а затем и другим дисциплинам, проявился талант крупнейшего советского педагога А. С. Макаренко, автора «Педагогической поэмы».
Большой проблемой в 1920-х гг. как для развития школьного образования, так и для организации ликвидации безграмотности была катастрофическая нехватка средств. Д.Сапрыкин пишет: «По самым оптимистичным оценкам при Советской власти в середине 20-х годов «образовательные» статьи расходов в советских бюджетах составляли около 3% и в абсолютных цифрах упали более чем в 10 раз по сравнению с дореволюционным».

ЛИКПУНКТЫ И ШКОЛЫ ГРАМОТНОСТИ

Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.
Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности.
Качество общеобразовательной подготовки в 1920-е и в начале 1930-х гг, в условиях ликбеза, было гораздо ниже, чем в дореволюционной России – обучение часто проводили культармейцы, не имевшие специального педагогического образования. . Задачу ликвидации неграмотности формально упрощало то, что для ее решения не требовались кадры, обладающие специальными познаниями в сфере образования (квалифицированные учителя); считалось, что грамоте могли обучать и те, кто сам был просто грамотен. Фактически об этом говорилось в п. 3 Декрета Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (от 26 декабря 1919): «Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны...» В 1921 г. во всех школьных и воспитательных учреждениях насчитывалось 351 тыс. преподавателей - в основном в начальной школе (высшее и неоконченное высшее образование из них имели 7,5%, среднее - 62%, специальную педагогическую подготовку имели лишь 12% против 51,5% в 1915 г.)(Глава3, ч.1.).
Численность учащихся, достигнутая в Российской империи к 1917 году, была восстановлена в СССР только к 1930 году . 25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Как считалось в СССР, полностью оно было закончено в 1934 году. Но профессиональных учителей при этом по прежнему сильно не хватало. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», наряду с некоторыми льготами, были предусмотрены ограничения в их перемещении и свободе выбора места работы – эти вопросы решали местные исполкомы, а не сами учителя. Еще и в 1932 году на педагогическую работу были мобилизованы 20 тыс. комсомольцев.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ЛИКБЕЗА

В 1920-1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание - под названием «Долой неграмотность» - включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению - «Мы - не рабы, рабы - не мы», а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта. Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).
В 1925/26 уч.г. в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты: идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.

ИТОГИ ЛИКБЕЗА

Всего в 1917-27 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень (от начала введения Ликбеза в 1920 г.) был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920г (Народное образование по основному обследованию 1920г) в школах учились всего около 7.3 миллионов учеников (в школах первой ступени - 6 860 328 детей, и в школах второй ступени - 399 825), причем школы в европейской части советской России посещали менее 59% детей в возрасте 8-12 лет (старше 12 лет - еще и много меньше).
В годы нэпа темпы снижения неграмотности также были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 г. занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. - соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе - 88,6 и 73,9 %, в селе - 67,3 и 35,4 %).
В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтенных школах грамоты - 10 млн.
Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933-1937 годах только в учтенных школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 1937 года
Тем не менее, по переписи населения 1937 года в целом по СССР четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. 30 % женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали. . «Усилия советской власти по борьбе с безграмотностью позволили только отчасти преодолеть последствия гражданской войны, в частности, массовой детской беспризорности, бывшей в России невиданным до того явлением»(с.60).
Полностью преодолеть все негативные последствия Гражданской войны и беспризорничества 1920-х и начала 1930-х гг., а также огромные потери высоко образованных людей царской России, выключенных из общественной и социальной жизни через ограничения их прав («лишенцы»), «чистки» и репрессии 1920-х и начала 1930-х гг. в сфере образования удалось в СССР лишь после восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны. Тогда же, с начала 1950-х гг., была окончательно выстроена действительно эффективная и одна из лучших в мире система образования, как школьная, так и высшая. Тем не менее, по данным Российской педагогической энциклопедии(статья «Грамотность»):
"В конце 30-х годов достигнут уровень грамотности населения свыше 80 %. Ликвидация массовой неграмотности в СССР завершена после Великой Отечественной войны. Процесс становления полной грамотности завершался в конце 60-х и в 70-е годы: удельный вес лиц с образованием ниже законченного начального (в том числе и лиц без образования) составлял среди населения СССР в возрасте 10 лет и старше в 1959-32,9%, в 1970 - 22,4%, в 1979 - 11,3%".

ЛИТЕРАТУРА и ПРИМЕЧАНИЯ

108. ; В. А. Мельянцев "Россия за три века: экономический рост в контексте мирового развития"
109. ; Примечание: в некоторых источниках приводятся и более низкие оценки, но они сомнительны. Так А.И.Уткин в своей книге "Первая мировая война". М.:Алгоритм, 2001 в разделе "Экономический подъем России"(Уткин. ПМВ Глава 1) приводит цифру 30%, но в той же главе в разделе "Позиция противостояния с Германией" он пишет: "В России лишь 20% населения были грамотными". А в главе 2 читаем: "Слабые стороны русской армии обнаружились довольно быстро. Прежде всего они отражали факт бедности основной массы населения России, неграмотность половины ее населения" (Уткин ПМВ, Глава 2) - так 20%, или 30%, или 50% были грамотными? Соответственно, 80%, или 70%, или 50% были неграмотными? В шестой главе А.И.Уткин пишет о "трех четвертях неграмотного населения" (к 1917 году). - Вероятно, заслуженно уважаемый автор просто не изучал вопрос грамотности в РИ, поскольку для его книги этот вопрос был на периферии его внимания
110. ; Malevsky-Malevitch P. Russia. USSR. Complete handbook. Publisher: William Farquhar Payson, 1933.
111. ; Громыко М.М. Мир русской деревни. М. "Молодая гвардия", 1991
112. ; Громыко М.М. Мир русской деревни. М. "Молодая гвардия", 1991
113. ; Громыко М.М. Мир русской деревни. М. "Молодая гвардия", 1991
114. ; «Вестник Псковского губернского земства» № 12 от 27 марта 1916 г.
115. ; Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 - Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» - Т.28 - стр. 123-149
116. ; Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 - Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» - Т.28 - стр. 123-149
117. ; НЭС. Петроград: изд-во бывшее Брокгауз-Эфрон, 1916. Т.28, Начальное образование. с. 123-149
118. ; Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009
119. ; Культурное строительство СССР. Статистический сборник. / М.-Л.: Госпланиздат. 1940. С. 39, таблица 1
120. ; Труды ЦСУ, т.12, выпуск 1, Народное образование по основному обследованию 1920 года (на 1 ноября 1920 года) . М.: 1922. С. 10-14
121. ; Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009
122. ; История России. Век XX. 1894-1939\\ под ред. А.Б.Зубова. М.: АСТ-Астрель, 2010
123. ; Рожков А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134.
124. ; Что такое ЛикБез? - LikBez.by - ликвидация безграмотности - Белорусский книжный интернет магазин
125. ; Общество «Друзья Детей» // Бурят-Монгольская правда. № 261 (653) 13 ноября 1925 года. стр.6
126. ; История России. Век XX. 1894-1939\\ под ред. А.Б.Зубова. М.: АСТ-Астрель, 2010
127. ; Конечно, в дальнейшем в абсолютных цифрах расходы на образование в СССР быстро росли, но, как отмечает тот же Д.Сапрыкин, «доли в 8-9% от имперского бюджета и в 15-17% от консолидированного бюджета, имевшие место накануне Первой мировой войны никогда не достигались ни в СССР, ни в Российской Федерации» [Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009, с.71].
128. ; Павлова Л. В. Ликвидация неграмотности взрослого населения. 1897-1939 гг.: На материалах Оренбуржья (автореферат канд. ист. Наук). Оренбург, 2006 215 с. РГБ ОД, 61:06-7/628.
129. ; Ковалевский М.А. Льготы сельских учителей в жилищно-коммунальной сфере: историко-правовой и конституционно-правовой аспекты // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 2. 2007. С. 128–165.
130. ; Волков С.В. Интеллектуальный слой в советском обществе
131. ; Ковалевский М.А. Льготы сельских учителей в жилищно-коммунальной сфере: историко-правовой и конституционно-правовой аспекты // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 2. 2007. С. 128–165.
132. ; Труды ЦСУ, т.12, вып.1, М., 1922, (стр.11-12)
133. ; Перепись населения 1937 года: вымыслы и правда. А.Г. Волков. – Перепись населения СССР 1937 года. История и материалы. /Экспресс-информация. Серия "История статистики". Выпуск 3-5 (часть II). М., 1990
134. ; Всесоюзная перепись населения 1937 г. М.: изд-во ИРИ РАН, 1991
135. ; Поляков Ю.А., Жиромская В.Б., Киселев И.Н., Полвека под грифом "секретно. – М.: Наука, 1996
136. ; Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009
137. ; Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993

30.12.2017

Кампания по ликвидации безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) – массовое обучение грамоте взрослых и подростков, не посещавших школу, – была уникальным и самым масштабным социальным и образовательным проектом всей истории России.

Неграмотность, в первую очередь – среди сельского населения, – была вопиющей. Перепись 1897 г. показала, что из 126 млн. зарегистрированных при опросе мужчин и женщин грамотных среди них оказалось только 21,1%. За почти 20 лет после первой переписи уровень грамотности почти не изменился: 73% населения (старше 9 лет) были элементарно неграмотны. В этом аспекте Россия стояла последней в списке европейских держав.

Отметив, что система правосудия воспринимается как коррумпированная, эксперт отметил, что доступ женщин к правосудию остается ограниченным и нестабильным, в том числе тот факт, что правовая помощь по-прежнему остается весьма ограниченной. Она задала вопрос о функционировании фонда правовой помощи и новых правилах оплаты расходов.

Другой эксперт упомянул о том, что женщины должны быть стратегическим элементом развития и реформы страны и ставят под сомнение конкретные действия министерства по делам женщин в этом отношении. Какую роль могут играть женщины в управлении лагерями, в то время как безопасность на севере страны по-прежнему вызывает серьезную озабоченность и даже несмотря на недоверие населения к силам безопасности, также спрашивает? эксперт? Существуют ли какие-либо инициативы с женщинами по этой теме? Эксперт подчеркнул, что консолидация верховенства права имеет важное значение в борьбе с отсутствием безопасности, прежде чем оплакивать злоупотребления в этой области.

В начале ХХ века вопрос о всеобщем образовании не только активно обсуждался в обществе и прессе, но и стал обязательным пунктом программ почти всех политических партий.

Победившая в октябре 1917 г. партия большевиков вскоре приступила к реализации этой программы: уже в декабре того же года в Наркомате просвещения РСФСР (первым наркомом просвещения стал А.В. Луначарский) был создан внешкольный отдел под руководством Н.К. Крупской (с 1920 г. – Главполитпросвет).

По ее словам, роль женщин в этом отношении является стратегической. Другой эксперт признал усилия государства-участника по борьбе с дискриминацией, напомнив о том, что «временные специальные меры» направлены на то, чтобы обеспечить женщинам определенное время, пока не будут достигнуты желаемые цели. Касаясь 30% -ной квоты женщин, избранных Буркина-Фасо, она указала, что усилия по достижению этой цели, похоже, застопориваются.

Один из экспертов задал вопрос о существовании механизма реализации целей устойчивого развития. Может ли эти цели стать ступенькой для развития женщин, спросила она? Хотя законодательство, регулирующее гражданские браки, уважает гендерное равенство, традиционные браки, которые составляют большинство браков в стране, остаются проблематичными, сказала она, прежде чем спросить делегацию, если Буркина-Фасо намерена законодательно отстаивать закон в этом отношении.

Собственно, сама кампания ликбеза началась позже: 26 декабря 1919 г. Советом Народных Комиссаров (СНК) был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В первом пункте декрета объявлялось обязательное обучение грамоте на родном или русском языке (по желанию) граждан в возрасте от 8 до 50 лет, – чтобы предоставить им возможность «сознательно участвовать» в политической жизни страны.

Один из экспертов подчеркнул необходимость того, чтобы страна четко изучила масштабы и характеристики торговли людьми и хотела знать, намерена ли Буркина-Фасо разработать эффективный план действий по борьбе с торговлей людьми. Она спросила, есть ли механизм идентификации и центры приема для жертв? Например, принимаются ли меры по повышению осведомленности для женщин, которые могут эксплуатироваться в качестве трудящихся-мигрантов в странах арабско-персидского залива? Кроме того, вмешивается ли Буркина в меры против детского прошения, в частности путем преследования марабунов, которые их эксплуатируют?

Забота об элементарном образовании народа и приоритет этой задачи легко объяснимы – прежде всего, грамотность была не целью, а средством: «массовая неграмотность находилась в вопиющем противоречии с политическим пробуждением граждан и затрудняла осуществление исторических задач преобразования страны на социалистических началах». Новой власти требовался новый человек, полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические лозунги, решения и задачи, этой властью ставившиеся. Помимо крестьянства, основной «целевой» аудиторией ликбеза были рабочие (впрочем, здесь ситуация была относительно неплохой: профессиональная перепись 1918 г. показала, что 63% городских рабочих (старше 12 лет) были грамотны).

Отметив, что менее одного из четырех дипломатов была женщина, другой член Комитета интересовался мерами по продвижению женщин на руководящих должностях. Слишком много детей не зарегистрировано при рождении, беспокоит эксперта. В этом контексте предусматривается ли использование новых технологий для регистрации всех рождений, в том числе с помощью мобильного телефона?

Один из экспертов пожелал, чтобы делегация решительно затронула вопрос о половом воспитании и указала на действия, предусмотренные для его продвижения. Она не заметила, что без надлежащего полового воспитания планирование семьи иллюзорно. Она выразила свой скептицизм в отношении мер, принятых в отношении принудительных браков в стране, где половина девочек замужем до 18 лет.

В декрете с подписью председателя СНК В.И. Ульянова (Ленина) декларировалось следующее: каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15, должен был открыть школу грамоты, она же пункт по ликвидации неграмотности – «ликпункт», обучение шло 3-4 месяца. Под ликпункты рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские, частные дома и церкви. Обучающимся сокращали рабочий день на два часа.

Она также хотела бы знать, каково участие медицинского персонала в содействии последствиям калечащих операций на женских половых органах. Один из членов Комитета заявил, что условия содержания в тюрьмах являются плохими и даже тревожными, особенно в области питания и здоровья. Кроме того, женщины, содержащиеся под стражей до суда, содержатся вместе с осужденными; Буркина-Фасо намерена исправить эту практику, спросила она?

Делегация сказала, что процесс реформы продолжается, особенно в отношении Кодекса лиц и семьи. Она добавила, что размышления и обсуждения продолжаются, в том числе на уровне министров. Воля к прогрессу очень реальна, заверила делегацию; но невозможно указать сроки. То же самое относится к принятию новой Конституции, поскольку власти осознают необходимость вовлечения женщин в комиссию, ответственную за ее разработку. Можно, конечно, сожалеть о медлительности процессов; но мы не должны действовать слишком поспешно, потому что мы рискуем позже найти, что принятые тексты были недостаточными, сказала делегация.

Наркомат просвещения и его отделы могли привлекать для работы в ликбезе «в порядке трудовой повинности все грамотное население страны» (не призванное в войска) «с оплатой их труда по нормам работников просвещения». Уклоняющимся от исполнения декретных предписаний грозила уголовная ответственность и другие неприятности.

По всей видимости, за год после принятия декрета никаких заметных действий по его выполнению сделано не было, и через год, 19 июля 1920 г. появился новый декрет – об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), а также ее отделов «на местах» (их называли «грамчека») – теперь комиссия занималась общим руководством работой. При ВЧК л/б имелся штат разъездных инструкторов, помогавших своим районам в работе и следивших за ее выполнением.

На базе внешкольного отдела Наркомпроса был образован Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), в состав которого была передана созданная Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, состоящая из пяти членов, утверждаемых СНК РСФСР по представлению наркомата.

Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь в создании учебников ей оказывали Максим Горький, Лидия Сейфуллина, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Николай Марр, Владимир Бехтерев и другие.

Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. В начале 1920-х годов программа была уточнена: занятия на ликпункте имели целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства.

Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы , предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

В 1920-1924 годах были напечатаны два издания первого советского массового букваря для взрослых Элькиной, Бугославской, Курской. В те же годы появились "Рабоче-крестьянский букварь для взрослых" Смушкова и "Букварь для рабочих" Голанта. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).

Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также все грамотное население страны в порядке трудовой повинности.

Большую помощь комиссии оказывало созданное в 1923 году добровольное общество "Долой неграмотность", которую возглавлял Михаил Калинин. Общество через одноименное издательство выпускало газеты и журналы по ликвидации неграмотности, буквари, пропагандистскую и методическую литературу. По данным на 1924 год, в РСФСР общество "Долой неграмотность" содержало свыше 11 тысяч ликпунктов (свыше 500 тысяч учащихся). Во второй половине 1920-х годов оно перенесло основную работу в деревню, где концентрировалась масса неграмотных, направило усилия на шефскую помощь города селу в ликвидации неграмотности.

Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 миллиона. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности 19-е место в Европе.

В 1928 году по инициативе Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ) работа по ликвидации неграмотности была развернута как всесоюзный культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара, Воронеж, где основная часть неграмотных была обучена силами общественности. В ликвидацию неграмотности в процессе культпохода включались тысячи добровольцев.

Вышло постановление ЦИК и СНК СССР "О всеобщем обязательном начальном обучении", которое ускорило ликвидацию неграмотности населения СССР.

В связи с реорганизацией Наркомпроса РСФСР и ликвидацией Главполитпросвета, постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК РСФСР от 13 февраля 1930 года Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности была переименована во Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности и малограмотности, а 12 сентября 1930 года она была упразднена с передачей функций Центральному штабу ликбез-похода, который был образован на Всероссийском совещании по ликвидации неграмотности (12-17 сентября 1930 года).

Проблема неграмотности и малограмотности в СССР была окончательно решена с повсеместным введением всеобщего начального образования.

Центральный штаб ликбез-похода прекратил свою деятельность в связи с осуществлением всеобщего начального обучения.

К началу 1950-х годов СССР стал страной практически сплошной грамотности.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Всеобщая безграмотность, сифилис, что ещё обеспечил так милый нам царизм, но избавила так ненавистная нам Советская власть?

массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. После Октябрьской революции в России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований общественных отношений, народного хозяйства, культуры. Л.н. стала гл. задачей внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР (создан в 1917; с 1920 - Главполитпросвет), которым руководила Н.К. Крупская. По декрету СНК "О ликвидации неграмотности" (декабрь 1919) все население республики в возрасте от 8 до 50, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Предусматривалась также организация обучения детей школьного возраста, не охваченных школами. Были созданы школы для переростков, школы при детских домах, колониях и т.п., входившие в систему Главсоцвоса. В 1920 СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности, подчинявшуюся Наркомпросу. Материальную помощь комиссии в подготовке учебной литературы оказывали М. Горький, Л.Н. Сейфуллина, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые В.М. Бехтерев, Н.Я. Марр и др. Программа обучения грамоте потребовала широкой организации курсов учителей - ликвидаторов неграмотности (к осени 1920 - в 26 губерниях). В 1918 осуществлена реформа русского правописания, существенно упростившая обучение грамоте. Велась работа по созданию письменности для народов, прежде ее не имевших. С 1922 проводилась как временная мера латинизация алфавитов тюркских и монгольских языков народов СССР. В конце 30-х гг. письменность некоторых народов переведена на русскую графику. Эти меры с одной стороны расширяли масштабы Л.н., с другой - затрудняли мн. народам освоение их культурного наследия. В 1920-24 изданы специальные буквари для взрослых (Д.Ю. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской; В.В. Смушкова; Е.Я. Голанта). Было налажено издание массовых букварей и других учебных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском и других языках (всего ок. 40). С переходом страны к НЭПу и переводом учреждений внешкольного образования на местный бюджет сеть ликпунктов значительно сократилась. 1-й Всесоюзный съезд по Л.н. (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 мес. В 1923 было создано Всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность!" (ОДН), которое возглавил М.И. Калинин. Общество выпускало газеты и журналы по Л.н., буквари, методическую литературу (в 1927 вошло в состав Госиздата РСФСР). В РСФСР ОДН содержало (1924) св. 11 тыс. ликпунктов (св. 500 тыс. учащихся), во 2-й половине 20-х гг. общество перенесло осн. работу в деревню. Всего в 1917-27 было обучено грамоте до 10 млн. взрослых, в т.ч. в РСФСР 5,5 млн. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности 19-е место в Европе. Известные гарантии распространению грамотности создавало введение всеобщего начального обучения (1930). К 1936 было обучено грамоте ок. 40 млн. неграмотных. В конце 30-х гг. неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. К началу 40-х гг. задача Л.н. была в основном решена. С начала 50-х гг. СССР стал страной практически сплошной грамотности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ

массовое обязат. обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков шк. возраста, не охваченных школой.

После Окт. революции в России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований обществ. отношений, нар. х-ва, культуры. В дек. 1917 в Нар-компросе РСФСР был создан внешк. отдел под руководством Н. К. Крупской (с 1920 Главполитпросвет), одной из гл. задач к-рого стала организация Л. н. в стране.

Л. н. разворачивалась в условиях Гражд. войны и иностр. воен. интервенции. По декрету СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (дек. 1919, проект подготовлен в Нар-компросе по инициативе участников 1-го съезда по внешк. образованию) все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или рус. языке (по желанию). Л. н. рассматривалась как непременное условие обеспечения всему населению сознат. участия в полит. и хоз. жизни страны. Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также организацию обучения детей шк. возраста, не охваченных школами (эта задача решалась созданием школ для переростков, а также - в условиях борьбы с беспризорностью - школ при дет. домах, колониях и т. п., входивших в систему Главсоцвоса).

В Л. н. включались массовые обществ. орг-ции. 19 июля 1920 СНК создал Все-рос. чрезвычайную комиссию по ликвидацип безграмотности (ВЧК л/б), к-рая была подчинена Наркомпросу. Комиссия взяла под контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание уч. лит-ры. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М. Горький, Л. Н. Сей-фуллина, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев и др.

Каждый населенный пункт с числом неграмотных св. 15 должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. В нач. 20-х гг. программа была уточнена: занятия на ликпункте имели целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись осн. вопросы строительства сов. гос-ва. Срок обучения 3-4 мес. Уч. программа потребовала широкой организации подготовки учителей и др. пед. работников. К осени 1920 только органами ВЧК л/б были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности в 26 губерниях.

Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов уч. пособиями, письм. принадлежностями.

В 1918 осуществлена реформа рус. правописания, существенно упростившая обучение грамоте. Велась работа по созданию письменности для народов, прежде ее не имевших. С 1922 проведена как временная мера латинизация алфавитов тюрк, и монг. языков народов СССР, облегчившая овладение взрослыми учащимися чтением и письмом. В кон. 30-х гг. письменность нек-рых народов переведена на рус. графику. Эти меры преследовали задачу расширения масштабов Л. н. В то же время их нельзя оценивать однозначно, поскольку перемены графич. основы письменности в определенной степени затрудняли мн. народам освоение их культурного наследия. Перемена графики делала неэффективной и грамотность, освоенную взрослыми в предшествующие годы.

В Наркомпросе были разработаны методики обучения грамоте с применением политически актуальных и понятных взрослым учащимся лозунгов, простых текстов. Методы обучения ориентировались на развитие навыков уч. труда и самостоятельности мышления. Развернулось издание спец. букварей. В 1920-24 вышли 2 изд. первого сов. массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бу-гославской, А. Курской (2-е изд. - под назв. «Долой неграмотность» - включало лозунги, в т. ч. «Мы - не рабы, рабы - не мы», стихотворения В. Я. Брюсова, Н. А. Некрасова и др.), «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смуш-кова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Го-ланта. Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Массовые газеты («Беднота» и др.) публиковали на страницах или в спец. приложениях материалы те-матич. уроков обучения грамоте. В работе по Л. н. приняли участие поэты В. В. Маяковский (стихотворная «Советская азбука», 1919), Демьян Бедный и др. Было налажено издание массовых букварей и др. нач. пособий для взрослых на укр., белорус., кирг., тат., чуваш., узб. и др. языках (всего ок. 40).

С переходом страны к нэпу и переводо. м учреждений внешк. образования на местный бюджет сеть ликпунктов значительно сократилась. В этих условиях 1-й Все-рос. съезд по Л. н. (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих пром. предприятий и совхозов, членов профсоюзов и др. трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 мес (6-8 ч еженедельно).

Осенью 1923 было создано Всерос. добровольное об-во «Долой неграмотность!» (ОДН), к-рое возглавил М. И. Калинин. К кон. 1923 оно объединяло ок. 100 тыс. чл. Об-во через одноименное изд-во выпускало газеты и журналы по Л. н., в т. ч. «Культпоход» (1930-32), «Повысим грамотность» (1933-36), буквари, пропагандистскую и метод. лит-ру (в 1927 изд-во вошло в состав Госиздата РСФСР). В РСФСР ОДН содержало (1924) св. 11 тыс. ликпунктов (св. 500 тыс. уч-ся). Во 2-й пол. 20-х гг. об-во перенесло осн. работу в деревню, где концентрировалась масса неграмотных, направило усилия на шефскую помощь города селу в Л. н. После 1-го Всерос. съезда ОДН (1926) в составе Центр. совета были созданы комиссии по работе среди нац. меньшинств, агитационная, по руководству низовыми ячейками и др. К Л. н. шире привлекалась общественность, в т. ч. учителя, студенты, грамотные трудящиеся. В 1925/26 уч. г. в программы ликбеза в качестве обязательного введен курс политграмоты. Массовые об-ва, подобные ОДН, возникли на Украине (Г. И. Петровский), в Белоруссии (А. Г. Червяков), Грузии (М. Цхакая), Казахстане (С. Сейфуллин), Армении (Р. Даштоян), Киргизии (С. Мендешев).

В 1926 грамотность лиц в возрасте 9-49 лет составила 56,6% (в 1920 - 44,1%). Всего в 1917-27 было обучено грамоте до 10 млн. взрослых, в т. ч. в РСФСР 5,5 млн. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности 19-е место в Европе, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Оставалась низкой грамотность населения автономных нац.-терр. образований: Якутии - 13,3%, Дагестана - 12,2%, Кабардино-Балкарии - 23,6%, Ингушетии - 23,8%, Калмыкии - 12,1%. Сохранились Значит. различия в грамотности гор. и сел. населения (в 1926 соответственно 80,9 и 50,6%), мужчин и женщин (в городе - 88,6 и 73,9%, в селе 67,3 и 35,4%).

Значит. роль в расширении движения за Л. н. сыграл всесоюзный культпоход, начатый в 1928 по инициативе ВЛКСМ. Опорными центрами культпохода стали Москва, Саратов, Самара, Воронеж, где осн. часть неграмотных была обучена силами общественности. В Л. н. в процессе культпохода включались тысячи добровольцев. К сер. 1930 число культ-армейцев достигло 1 млн., а число учащихся только в учтенных школах грамоты - 10 млн.

В этот период азбучная грамотность перестала удовлетворять потребности хоз. и культурного переустройства страны. В программы школ ликбеза стали вводиться занятия по техминимуму и агро-минимуму.

Введение всеобщего нач. обучения (1930) создавало известные гарантии распространения грамотности. В ходе Л. н. имели место неизбежные издержки, связанные с материальными трудностями, нехваткой учителей, слабой метод. подготовкой мн. групп ликвидаторов неграмотности, а также командными методами и адм. подходами в ряде мест к организации и оценке результатов работы. Однако в целом опора на общественность в Л. н. себя оправдала. В сер. 30-х гг. было признано, что ОДН свою задачу выполнило. Л. н. возлагалась на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 уч. занятий (10 мес в городе и 7 мес на селе). Актуальной задачей считалась борьба с малограмотностью, ставшей ощутимым тормозом в нормальной организации ин-дустр. произ-ва.

К 1936 было обучено грамоте ок. 40 млн. неграмотных. В 1933-37 только в учтенных школах ликбеза занимались св. 20 млн. неграмотных и ок. 20 млн. малограмотных. К кон. 30-х гг. неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. По данным переписи 1939, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%. К нач. 40-х гг. задача Л. н. была в основном решена. К нач. 50-х гг. СССР стал страной практически сплошной грамотности. Ист. уроки Л. н. в СССР свидетельствуют, что повышение общеобразоват. и культурного уровня народа в сочетании с расширением полит. кругозора является одним из существенных принципов социального переустройства, перехода к новому качеству общества. Этот опыт приобрел между нар. значение.

Лит.: Фрид Л. С., Очерки по истории развития политико-просветит. работы в РСФСР (1917-1929), Л., 1941; Богданов И. МГрамотность и образование в до-рев. России и в СССР, М., 1964; К у м а-нев В. А., Революция и просвещение масс, М., 1973; Штамм С. И., Управление нар. образованием в СССР. (1917 - 1936), М. 1985, гл. 3. S. А. Куманев.

Отличное определение

Неполное определение ↓

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»