Образование как категория педагогической науки. Основные категории педагогики

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

«Педагогика»

По теме:

«Основные категории педагогики»

Исполнитель:

Куценко Ирина Сергеевна

Москва 2017 год

Содержание:

Введение …………………………………………….1

1.Основные категории педагогики…………………………..3

1.1Воспитание…………………………………………………3

1.2Обучение……………………………………………………5

1.3Образование………………………………………………...7

1.4Развитие……………………………………………………..8

1.5Формирование………………………………………………9

1.6Социализация……………………………………………….9

1.7Педагогический процесс…………………………………..11

1.8Педагогическое взаимодействие………………………….12

1.9Педагогические технологии……………………………….12

1.10Педагогические задачи……………………………………14

2.Заключение…………………………………………………...14

3.Список литературы…………………………………………...15

Введение:

Наука - особый вид , направленной на получение, уточнение и производство , системно-организованных и обоснованных о , и .

Педагогика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания, от παῖς - ребёнок и ἄγω - веду) - наука о воспитании, обучении и образовании человека.

Предмет педагогики - целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики - воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция - познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальную функцию, от педагогической деятельности зависит дальнейшее развитие общества.

У разных нет единого мнения о том, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными .

Л.М. Кадцын, проводя обширный анализ педагогической литературы, формулирует следующую иерархическую структуру педагогических категорий: обучение, образование, педагогическая система, педагогический процесс. При этом он отмечает, что при определении категориального аппарата педагогики следует отделять называемые некоторыми учеными "общенаучные категории и понятия, которые используются в разных областях научного знания и не отражают специфику деятельности педагогической". К их числу автор относит категории – развитие, формирование, социализация, взаимодействие. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование, а также общенаучные категории – развитие и формирование.

Основные категории педагогики :

1) Воспитание

2) Обучение

3) Образование

4) Развитие

5) Формирование

6) Социализация

7) Педагогический процесс

8) Педагогическое взаимодействие

1. Воспитание:

На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. До реформ под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание», поскольку само слово однокоренное со словом «питание».

В то же время в современной педагогике дается и более четкое определение: воспитание – развитие направленности личности как «верхнего этажа» ее иерархической структуры (формы направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т.д.)

Понятие «воспитание» содержит множество важных признаков. И дать ему однозначное и точное определение весьма не просто. В самом общем философском смысле воспитание - это приспособление человека к среде и условиям существования. Если человек приспособился к среде, в которой он существует, он воспитался. Если человек выжил и продолжает жить, то он воспитан. Благодаря воспитанию человек становиться цивилизованным. Без помощи квалифицированных воспитателей он достигает мало, без воспитания остается лишь биологическим существом.

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Каждый пришедший в этот мир приобщается к достижениям цивилизации через воспитание.

Воспитание служит базисом для более широких категорий, смысл которых выходит за пределы педагогики. Понятия «воспитания» может рассматриваться:

В общем философском смысле как приспособление человека к условиям жизни;

В социальном смысле - как передачу опыта жизни и поведения от старших поколений к младшим;

В широком педагогическом смысле - как процесс и результат всех влияний на человека;

В узком педагогическом смысле - как специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно - воспитательных учреждениях;

В практическом смысле - как процесс и результат воспитательной деятельности (воспитателей, наставников и др.), направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Воспитание как процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей дошкольного и школьного возрастов желаемых качеств личности.

Воспитание как социальное явление отражает свойственное человеческому обществу объективное явление передачи общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему, формирования личности человека и подготовки его к участию в трудовой, культурной и общественной жизни. Воспитание как педагогическое явление изучается педагогикой и включает ряд понятий. В них находит отражение постоянно изменяющаяся и развивающаяся практика воспитания, поэтому содержание педагогических понятий развивается.

2. Обучение - это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Обучение представляют с разнообразных сторон: как процесс, как деятельность; представлены результаты; субъекты, участвующие в обучении, и субъекты, руководящие обучением; обучение как вид, как явление и как взаимодействие. Что не отражает истинного положения дел для .

В наиболее общем значении, обучение - это работа над собой с целью приобретений знаний. Иногда обучением называют приобретение опыта. Обучение происходит постоянно и в любых условиях. Для ускорения этого процесса изобретены учебные заведения, в которых обучения поручается специально подготовленным людям - педагогам. В «школьном» понимании обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей учеников, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им нужную направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержится элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.

Такое понимание понятия обучения легло в основу определение, которое дает И. Ф. Харламов: "целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений"

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми. В результате у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а так же личностные качества.

6

3. Образование - основное педагогическое понятие, также объективно отражающее явления социальной жизни. Это процесс и результат усвоения человеком общественно необходимой системы знаний, а также умений и навыков, обобщенных в науках о природе, обществе и человеческом мышлении. Образование обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Результатом образования является формирование мировоззрения.

Образование - процесс и результат усвоения обучавшимися системы знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности и формирования на этой основе заданных педагогом качеств личности. В конце XX века многие ученые стали разрабатывать образование широко, а именно как категорию общей педагогики. Так, Б. М. Бим-Бад считает, что образование включает «в себя и воспитание, и учение, и обучение».

«Образование целостно охватывает процесс целенаправленного формирования личностных качеств человека. К таким процессам относятся воспитание …, обучение и развитие», считает Н. Д. Никандров и Г. Б. Корнетов.

В. И. Андреев понятие «образование» подводит под родовое понятие “культура”: «Образование - это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование».

Образование - часть определенного уровня общечеловеческой культуры, которой овладевает индивид;

Образование - это и процесс воспитания и обучения, и результат овладения этой культурой;

Образование переходит в самообразование.

Обучение как категория педагогики означает познавательный процесс в особых, искусственных условиях при взаимодействии учителя и учащихся, в результате чего достигается образование и происходит общее развитие личности. Образование - совокупность знаний, умений навыков, которыми овладевает школьник. Образование - это и процесс, и результат усвоения человеком опыта, накопленного обществом в ходе исторического развития. Цели образования заключаются во внесении желательных изменений в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учеников. Таким образом, в образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей.

4. Развитие:

Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия - развитие. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

Развитие личности - сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути

дифференцирования составных компонентов развития выделяя в нем физическую, психическую, духовную, социальную и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

5. Формирование - процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности.

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание - один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Понятие «формирование» - еще не установившаяся педагогическая категория, несмотря на очень широкое применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие формирования нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. Например, известный автор пособий по педагогике П. Н. Груздев предлагал называть формированием только стихийное воспитание, «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности»

6. Социализация

В социальном смысле слова воспитание отождествляют с социализацией, т.е. приспособлением человека к сложившейся в обществе системе социальных отношений через взаимодействие с группой и обществом в целом. Социально контролируемая социализация отличается от стихийной тем, что в ее основе лежит социальное действие, предполагающее

субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. Стихийная социализация - процесс непрерывный, в то время как воспитание - процесс дискретный, ибо осуществляется в определенное время определенными организациями. Социализация базируется на выдвигаемых различными социальными группами идеалах, иногда существенно противоречащих друг другу.

В рамках социализации решаются задачи:
формирования социально приемлемых для общества установок в отношении других людей, семьи, народа, государства (социальные ценности, моральные, этические и правовые нормы) и сдерживания задатков, несовместимых с социальным идеалом;
выработки позиции (мировоззренческой, социальной, политической) по отношению к многочисленным сообществам и социальным группам
.

В рамках индивидуализации решаются задачи:
формирования благоприятного для самого человека способностей, позволяющих ему реализовать себя в жизни;
гармонизации человека, развития как единого целого тела, души и духа.

Результаты и эффективность воспитания в современном обществе определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений.

7. Педагогический процесс - это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное воздействие педагогов в специальных учебно-воспитательных учреждениях, направленное на реализацию целей и

задач воспитания с использованием специальных средств и с учетом

возрастных возможностей воспитуемых и темпов их развития.

Организация педагогического процесса осуществляется педагогами на основе специально разработанных программ обучения и воспитания. Результатом воспитания в условиях педагогического процесса, в условиях семьи и под влиянием жизни человека в обществе является формирование личности. Системный подход позволяет рассматривать педагогический процесс как систему, которая «представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Педагогический процесс реализует цели образования в условиях педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и контролирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Сущностную характеристику педагогического процесса составляет педагогическое взаимодействие. Оно, в отличие от других видов взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный

или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем понятие «педагогическая деятельность». Оно подразумевает активность двух важнейших компонентов педагогического процесса - педагогов и

воспитанников, что позволяет считать их субъектами этого процесса, влияющими на его ход и результаты.

8. Педагогическое взаимодействие
Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности учащегося. Как процесс, состоящий из взаимосвязанных компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических, он обусловлен и опосредован учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое присутствует во всех видах деятельности - познавательной, трудовой, творческой, составляя начало социальной жизни человечества. Педагогическим взаимодействие между людьми становится тогда, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Оно предполагает равенство отношений, которое, к сожалению, взрослыми порой нарушается. Опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества, они могут использовать авторитарное воздействие. В ситуациях неравноправия у учащегося и даже у маленького ребенка возникает ответная реакция. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьем и тактом и умеют управлять взаимоотношениями, совершенствуясь по мере усложнения духовных и

интеллектуальных потребностей учеников, что, в свою очередь, способствует

и творческому росту педагога.

9. Педагогические технологии Педагогические технологии - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и

воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные

образовательные цели. Это направление, занимающееся конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов, как новая категория педагогики появилось в 1950-х гг. Главное отличие педагогической технологии от методики (понятие, используемое в классической модели образования) заключается в том, что эта категория системно-деятельностная. Технология позволяет ученику занять позицию субъекта собственной познавательной деятельности, а учителю - спроектировать траекторию индивидуального развития ученика.

Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором задаются однозначные цели и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

К важнейшим чертам технологий обучения относят:

разработанность диагностично поставленных целей обучения, что достигается за счет описания действия учащегося в терминах «знает», «понимает», «применяет»;
ориентированность всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей;
наличие оперативной обратной связи, оценки текущих (по типу «усвоил - не усвоил») и итоговых результатов, которые обязательно разъясняются каждому ученику.
воспроизводимость обучающих процедур, т.е. возможность их повторения любым преподавателем .

10. Педагогическая задача
Педагогическая задача рассматривается как некая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации. Существуют различные типы и виды задач, которые, так или иначе, являются задачами социального управления. К первому типу относятся содержательные педагогические задачи (СПЗ), направленные на изменение ученика, перевод его из одного состояния в другое. Эти цели описываются через задаваемые качества личности. Педагогические задачи второго типа - функциональные (ФПЗ) - являются частными по отношению к первому типу и связаны с отдельным педагогическим актом. Эти задачи выстраиваются в виде четко прописанной системы, которая должна привести к формированию заданных свойств учеников, т.е. к решению содержательных педагогических задач.

Заключение

Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета.

У разных нет единого мнения на тот счёт, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными .

    Воспитание

    Обучение

    Образование

Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями - такими, как развитие и формирование.

К педагогическим категориям в некоторых случаях можно отнести и такие достаточно общие понятия, как самовоспитание, саморазвитие, педагогический процесс, педагогическое общение (взаимодействие), продукты педагогической деятельности, социальное формирование, педагогические технологии, учебновоспитательные инновации и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: «Питер»,2000. 304 с.

    Дошкольная педагогика: учебник для студентов. Сред. Проф. Учеб. Заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -8-е изд., - М., 2007. – 224 с.

  1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

  2. Новиков А.М. Основания педагогики. – М.: Эгвес, 2010. – 208 с.

    Общие основы педагогики: учебник / В.В. Краевский. – [б. м.] Академия, 2003. – 256 с.

    Сластенин В.А. Психология и педагогика Сластенин В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин.- 7-е изд., стер.- М.: «Академия»,2008. – 480с.- С.139-143.

Предмет педагогики - определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.

В педагогической литературе выделяют функции педагогики, которые отображают основные задачи педагогической науки:

· теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания;

· анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.

· обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания;

· обеспечение эффективного управления образовательной политикой;

· разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

· внедрение результатов педагогических исследований в практику;

· научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Главная задача педагогики - накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

Основные категории педагогики

Педагогика, как и любая наука, имеет понятийный и категориальный аппараты.

Понятие - это мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. Понятия необходимы в педагогике для точного обозначения элементов и явлений учебно-воспитательного процесса.

Категории - это общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности. Понятия и категории составляют костяк науки педагогики. Они выражаются в терминах. Единая терминология нужна в науке как общий язык. К основным категориям педагогики относят в первую очередь «воспитание», «образование», «обучение», «педагогический процесс», «воспитательная система», а также такие общенаучные категории, как «развитие», «формирование», «социализация» и др.

Воспитание в широком социальном смысле - это передача накопленного опыта от старших поколений младшим.

Воспитание в узком социальном смысле - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, политических ориентаций.

Воспитание в широком педагогическом смысле - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитание в узком педагогическом смысле - это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач (трудовое, физическое воспитание). Это специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Образование как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Образование как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

По объему знаний образование может быть начальное, среднее, высшее. По характеру и направленности - общее, профессиональное, политехническое.

Обучение - заранее запланированное, целенаправленное, специально организованное общение, в результате чего происходит воспитание, образование и развитие личности. Его цель - усвоение ЗУНов, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей ученика. Обучение носит воспитывающий характер.

Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Воспитательная система - комплекс, включающий в себя: цели, субъектов, реализующих эти цели, деятельность, отношения, возникающие между его участниками; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц), психическое (эмоций, интеллекта, воли, способностей, потребностей, характера), а также духовное развитие (внутренний мир человека).

Формирование - некоторый этап относительной завершенности процесса развития; это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

Социализация личности - процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

Педагогическая терминология постоянно пополняется, обновляется и совершенствуется.

Таким образом, педагогика - это наука о сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса. (Современный словарь по педагогике)

Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыден-ными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается по¬вседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педаго¬гический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагоги¬ческие категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.
В период становления педагогики как науки были определены три фундамен-тальные категории (основные понятия педагогики) - «воспитание», «обуче¬ние», «образование».
«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обуче-ние» и «образование».
В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понима¬ют передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сло¬жившегося положения.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обуче-нием. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззре-ние человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устрем-ления.
Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с рос¬том научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматри-ваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и зада-чи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, осо-бенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В миро¬вой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система кол¬лективных творческих дел».
Вторая категория - «обучение» - понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
При этом учитель:
1) преподает - целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышле¬ния).
В свою очередь ученик:
1) учится - овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные зада¬ния с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Таким образом, диалектическое отношение «обучение-воспитание» направ-лено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.
Третья категория педагогики - «образование» - понимается как:
1) ценность развивающегося человека и общества;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) как результат последнего;
4) как система.
Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учрежде¬ний выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.
На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.
Как соотносятся три главные категории педагогики?
По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить тео¬рии происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнеч¬ной системы.
В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Вос¬питание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обуче¬ние» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.
Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».
Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».
В Законе «Об образовании» последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».
Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков по¬зволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.
Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.
Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия вос¬питателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы - цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.
Если же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделя¬ют и самообразование человека. Если процесс образова¬ния объединяет в себе обучение и учение, то в случае са¬мообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя - свои знания умения и навыки.
Педагогика представ¬ляет собой науку о сущности, закономер¬ностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Объединяющим началом воспитания, обучения и обра¬зования стал педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках кон¬кретной педагогической системы. В настоящее время рас-ширяется спектр традиционных педагогических систем - детского сада, школы и вуза. К новым системам относят¬ся - музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятель¬ность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили извест¬ность авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковского, А. С, Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова.
Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, бази¬рующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направ¬лений исследования предмета.
Какое место занимает педагогика в человекознании?
Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эсте-тика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.
Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социо¬логических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты - семья, образовательные и культурные уч¬реждения, общественные, политические и государственные организации.
Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.
Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результа-ты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспи¬тания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, лич¬ности и индивидуальности.
Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:
1) творческое освоение научных идеи синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;
2) применение методов других наук - математического моделирования и про¬ектирования, анкетирования и социологического опроса;
3) использование результатов исследований, полученных различными науками:
данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе разви¬тия;
4) объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитар¬ных наук для решения общих проблем - перехода к систематическому обуче¬нию детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профи¬лактикой заболевания;
5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсифи¬кация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.
Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естествен¬ными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и ант¬ропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.
В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, законо¬мерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Во-первых, педагогика? это наука о педагогическом процессе, обеспечивающем развитие человека в рамках конкретной педагогической системы.
Во-вторых, основными категориями педагогике являются ”воспитание” ,” обучение” , “образование”.
В-третьих, педагогика? развивающаяся наука и соответственно совокупность разных ее отраслей представляет собой открытую систему.
В-четвертых, педагогика в системе человекознания представляет собой отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы.
В-пятых, педагогика как наука имеет свой предмет и взаимосвязана с областями знания? философией, психологией, физиологией, социологией.
В-шестых, взаимозависимость педагогической теории и практики объективно соответствует основному назначению этой отрасли человекознания. А именно внедрять в практику такие варианты организации обучения и воспитания, кото¬рые оптимально обеспечивают развитие и становление человека как индивида, личности, субъекта и индивидуальности. При этом следует учитывать временные, социально-экономические и культурно-исторические факторы жизни и деятель¬ности человека.
В-седьмых, педагогика как наука выполняет три основные функции: теоре-тическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию конкретной практики обучения и воспитания человека).
Для того чтобы профессионально обучать и воспитывать, надо знать педагоги¬ку как науку. Но одно лишь знание не всегда обеспечивает умение эффективно решать педагогические задачи. Для успеха в деле обучения и воспитания, прояв¬ления педагогического мастерства, необходимо органическое соединение научно-педагогических знаний с постоянным личным творчеством человека, выполняю¬щего педагогическую миссию.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите предмет педагогики как науки.
2. Дайте характеристику основным этапам развития педагогической науки.
3. Какие функции выполняет педагогическая наука?
4. Какие виды педагогического знания существуют?
5. Назовите основные категории педагогической науки и дайте им общую характерис¬тику.
6. Как соотносятся основные педагогические категории?
7. Как связана педагогика с другими науками?
8. Какое место занимает педагогика в системе человекознания?

Вопросы экзамена по педагогике.

1. Общее понятие о педагогике. Её предмет, цели и задачи, функции.

Педагогика-наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития.

Педагогика-наука, изучающая сущность, законы, принципы, методы и формы организации педагогического процесса.

Педагогика- с греч.яз «пайдос»-дитя, и «аго»-вести. «детоводитель»

Педагогика изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения к младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее лёгкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения

Предмет педагогики как особый вид взаимоотношений людей.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие старшего и младшего, целью которого является передача старшим и усвоение младшим социального опыта. Необходимого для жизни и труда в обществе.

Задачи педагогики.

1. разработка теоретических проблем воспитания и образования

2. изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности

3. прогнозирование образования

Педагогика в отличии от других дисциплин, которые изучают отдельные стороны развития человека, занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной личности.

Возникновение и развитие педагогики как науки. Источники педагогики.

Слово «педагогика» возникло в античные времена и за прошедшие тысячелетия зазвучало на разных языках, заняв прочное место в общеупотребительной лексике. Им пользуются не только специалисты, но и люди, далёкие от педагогической профессии. Такому широкому распространению слово «педагогика» обязано своей неоднозначностью. За ним закрепилось два значения:

Педагогика-область практической деятельности, искусство, ремесло;

Педагогика-область научного знания, наука.

В первом значении слово «педагогика» стало употребляться значительно раньше, чем во втором. Педагогика как наука возникла много веков спустя. Поэтому педагогика- сравнительно молодая отрасль среди таких древних наук, как, например, философия, медицина, геометрия, астрономия.

Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, общине, когда старшие учили, показывали, увлекали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

С развитием культуры, с изменениями в хозяйственно-экономической жизни, вызванными переходом к рабовладельческой формации. Возникает потребность в создании специально организованных заведений для обучения и воспитания подрастающего поколения.

Источники педагогики.

1) Народная педагогика (педагогический опыт, сложившийся в истории существования того или иного народа)

2) Религия (изучение путей использования положительного ядра, религиозных учений для блага воспитания и обучения)

3) Педагогическая практика (опыт воспитания и обучения детей и молодёжи, который сложился ранее и формируется по сей день)

4) Экспериментальные исследования (научные знания, добытые в ходе экспериментальной работы в научных институтах)

5) Данные смежных наук (междисциплинарный подход)

Педагогика как любая наука оперирует своими понятиями – категориями.

Основные понятия:

1) Воспитание

Воспитание в социальном смысле – это социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле – это специально-организуемый педагогический процесс, содействующий развитию личности.

Воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное целенаправленное действие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия его развития, подготовку к общественной жизни и труду.

2) Обучение – специально-организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение ЗУНов.

Знания – это результат усвоения фактов, закономерностей, понятий, законов развития природы и общества.

Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемые быстро, точно, сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Навыки – действия, доведенные до автоматизма, выполняемые без особых усилий со стороны воли и сознательного самоконтроля; формируется путем многократного повторения.

3) Образование – процесс овладения системой ЗУНов, выработанных человечеством; формирование на этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознания и поведения.

4) Педагогический процесс - сознательно-организованное целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

Развитие – это происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе (процесс движения, изменения, переход от старого к новому).

Формирование – изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности внешних и внутренних, природных и социальных, объективных и субъективных.

Среда – это совокупность условий окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.

Проанализируем данные определения и покажем взаимосвязь между ними. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно также мы должны признавать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются. Образование является продуктом процессов воспитания и обучения. Так как эти процессы взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга, следовательно данные понятия воспитание, обучение и образование имеют воспитательный характер. Это подтверждает определение краткого, общего и вместе с тем относительно точного определения современной педагогики - это наука о воспитании человека. Рассматривая понятия формирование и развитие с точки зрения различных авторов, можно прийти к выводу, что эти междунаучные понятия являются еще не установившимися педагогическими категориями. Анализируя эти понятия хорошо видно, что воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор влияющий на формирование и развитие. Границы понятия «формирование» еще не определены, они могут чрезмерно сузиться, либо расшириться до безграничных пределов. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Но наука постепенно развивается, происходят изменения в различных направлениях формирования жизни. Соответственно, сложно определенно сказать что должно стать целью формирования личности. Так же не определены границы применения в педагогике понятия – развитие. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные явления. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание, обучение, образование, развитие.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Человечествообеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

При этом воспитатель:

    передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством; приобщает его к общечеловеческим ценностям;

    вводит воспитанников в мир культуры; формирует мировоззрение; отношения (к себе, окружающему миру, труду и т. д.);

    стимулирует самовоспитание;

    формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.

В свою очередь воспитанник:

    овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

    работает над собой (занимается самовоспитанием и самообразованием);

    обучается способам общения и манерам поведения.

Воспитание рассматривают также в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание – целенаправленное формирование личности путем становления: 2) определенного отношения к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить следующие направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим культурным развитием общества и государства на каждом историческом этапе.

Другая категория педагогики обучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.

При этом педагог:

    преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

    руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; опыта творческой деятельности;

    создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления и др.).

В свою очередь учащийся:

    учится – овладевает предлагаемой информацией и выполняет учебные задания (с помощью педагога, в группе или самостоятельно);

    осуществляет самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.);

    проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение – воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавателя и ученика в педагогической науке и практике выделяют разные дидактические системы, например, проблемное, развивающее, программированное, модульное обучение.

Процесс обучения включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) систем знаний, умений, опыта деятельности; и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Но человек – не сосуд, куда помещается опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

    ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;

    единый процесс обучения и воспитания человека;

    как результат процесса обучения;

    как система.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии с целями, стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования.

Как соотносятся три основные категории педагогики?

По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

На современном этапе развития педагогической науки взаимосвязь образования, обучения и воспитания отражена в Законе «Об образовании». В Законе «Об образовании» образование трактуется как всеобщая категория и определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий (см. схему 1).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»