Стимулирование труда. Какие индивидуальные способы морального стимулирования труда окажутся наиболее эффективными

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Экономическое и неэкономическое стимулирование. Наказательные и поощрительные виды стимулирования. Основные принципы стимулирования государственных и муниципальных служащих, работников кредитно-финансовых учреждений и предприятий: сочетание поощрительных и наказательных видов стимулирования; оперативность; справедливость, открытость.

Применение стимулов к человеку для воздействия на его усилия, настойчивость, целеустремлённость, добросовестность, изобретательность и т. п. в деле решения задач, стоящих перед организацией, называется стимулированием.

Существует два вида стимулирования: экономическое и неэкономическое.

Экономическое стимулирование

Экономические стимулы связаны с дополнительными выгодами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых к ним требований. Эти выгоды могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными (свободное время, позволяющее заработать в другом месте)

Основной вид экономического стимулирования – это основная и дополнительная зарплата, премии и т.д. Общие принципы оплаты труда:

– рост зарплаты при повышении производительности труда работника

– соответствие личному вкладу

– четкость и обоснованность критериев выплаты

– изменение доли вознаграждения в зависимости от ситуации

– использование передовых систем (например, участи в прибыли)

– закрепление размера зарплаты в договоре

Выплата зарплаты может производиться:

– по тарифной модели, основанной на закреплении за каждой должностью определенного должностного оклада с учетом возможности выплаты дополнительной зарплаты, премий и т.д. (бывает повременная и сдельная)

– по бестарифной модели, в которой выплата производится исходя из конечной суммы результата, например, сделки, гонорара за работу и т.д. также с вероятностью получения премий, надбавок и т.д. (бывает комиссионная или по плавающим ставкам)

Основным стимулирующим элементом зарплаты является возможность получения премии, пропорциональные достигнутому результату, акцентирующие (растут быстрее результата) или нивелирующие (растут медленнее роста результата).

Принципы премирования:

– вознаграждение любых, даже самых малых, результатов

– потенциальная неограниченность величины премии

– ясная взаимосвязь между результатами и величиной выплат

– превышение размера премии над минимально воспринимаемым порогом

– учет психологических особенностей субъекта при начислении и изменении его премии

Размер премии может относиться к результатам работы:

– прямо (при участии работника в прибыли, собственности, предпринимательстве)

– косвенно (назначается руководителем исходя из его субъективно-объективной оценки)

Достоинства экономического стимулирования :

    Простота применения методов стимулирования

    Применимость к любым группам работников

    Четкая взаимосвязь между результатом и вознаграждением

Недостатки экономического стимулирования:

    Человек всегда считает, что вознаграждение недостаточно, т.к. оценивает работу не только с точки зрения достигнутых результатов, но и с точки зрения потраченных на нее сил, времени и т.д.

    Если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, человек будет стремиться снова ее воссоздать

    Вознаграждение действует как стимул только до определенных (и сложно определимых) пределов

    Высокий уровень вознаграждения может привлечь неквалифицированную рабочую силу

Неэкономическое стимулирование

К неэкономическим стимулам относят организационные и морально-психологические стимулы.

Организационные стимулы:

– вовлечение работников к участию в делах организации

– приобретение работником новых знаний и навыков

– обогащение труда

Морально-психологические стимулы:

– профессиональная гордость

– присутствие вызова показать свои способности

– высокая личная и публичная оценка

– высокие цели, воодушевляющие на эффективный или даже самоотверженный труд

– психологическая атмосфера

– предоставление всем равных возможностей для самореализации вне зависимости от должности, личных заслуг, прошлых вкладов и т.д.

Связь экономической и неэкономической мотивации обязательна. Яркий тому пример – продвижение в должности, где рост неэкономического стимулирования (гордость, власть, и т.д.) сопровождается экономическим стимулом роста зарплаты.

Стимулирование может быть двух видов - наказательное и поощрительное.

Наказательное включает в себя угрозы наказания при условиях недостаточной старательности и/или недостижения требуемых результатов производственного процесса, в котором работник действует вопреки своей воле, и осуществление наказания.

Поощрительное включает в себя обещание поощрения при условиях осуществления требуемых действий с большой интенсивностью и/или достижения требуемых результатов ПП и осуществление поощрения.

Страх перед наказанием, в большинстве случаев, вызывает большую старательность, чем ожидание поощрения. Привыкание к наказанию, вызывающее уменьшение чувствительности к стимулированию, формируется у работника в значительно меньшей степени, чем привыкание к поощрению.

Эффективность поощрения наиболее высока, когда сам работник ясно осознает, что оно адресовано именно ему и напрямую связано с его личными успехами в работе. Работников, склонных к переоценке собственных достижений, следует поощрять очень осторожно, иначе они могут неадекватно определять свои силы и способности, у них может развиться «зазнайство».

В арсенале руководителя должно быть большое количество различных видов поощрения. В формулировке поощрения необходимо отразить сущность поступка, указать конкретный факт, за который выносится благодарность или вручается награда. Нельзя поощрять «за хорошую работу» или «за высокую дисциплину». Эти показатели – долг любого работника. При неумеренной похвале работники начинают рассматривать хорошую работу и примерное поведение как заслугу, а не как обязанность.

Наказание как вид стимулирования часто создает иллюзию разрешения сложной рабочей ситуации, конфликта. Тезис «ни один проступок не должен оставаться безнаказанным» на практике оказывается неверен. Руководитель, придерживающийся этого принципа, неизбежно становится надсмотрщиком, портит отношения с подчиненными, испытывает дефицит времени, так как большая часть рабочего часть времени уходит на строгий контроль над деятельностью коллектива.

Наказывать целесообразно не только за результат действия, а в первую очередь за осознанную недисциплинированность, неряшливость, лень, отсутствие прилежания, аморальные поступки. Во всех случаях нужно стремиться наказывать с учетом мотивов, которые натолкнули работника на негативный проступок.

Разных работников за одну и ту же ошибку (не регламентированную и описанную в положении о труде) следует наказывать по-разному. При этом следует учитывать уровень их общей культуры и знаний, индивидуальные особенности. Хорошо помнить, что только около 10% работников глубоко переживают наказание. Примерно 20% равнодушны к осуждению их поведения начальством. Около половины не считают наказание мерой воспитания, возбуждаются, затаивают злобу на наказавшего.

В отличие от поощрения, наказание часто объявляется не сразу после совершения проступка, а через некоторое время посредством вызова, провинившегося на определенный час, с тем, чтобы дать ему успокоиться и обдумать свое поведение. Неизвестность для человека всегда очень неприятна. Ожидание наказания нередко поучительнее самого наказания. Оно вызывает переживания, усиливающиеся нетерпением. Кроме того, люди способны уже через короткий промежуток времени после случившегося критически оценить свое поведение. В преддверии разговора с руководителем, человек оценивает свой проступок, нередко самокритичен, - что является хорошей профилактикой дальнейших нарушений.

Наказание эффективно только в случаях, когда руководителя поддерживает коллектив, и поэтому в большинстве случаев выносится публично, но в ряде случаев целесообразно все же наказывать с глазу на глаз.

Диапазон применяемых наказаний должен быть так же, как и поощрений регламентирован и описан в уставах и положении о труде. Неадекватно слабое наказание (как 20 гривен за превышение скорости) обычно не действует. Так же, как и самое строгое (даже под страхом сталинских лагерей колоски с колхозного поля уносили). И в тоже время адекватное наказание, применяемое не для всех («это мой кум – ему можно») и не всегда (неотвратимость ответственности), влечет за собой обесценивание правил.

При вынесении наказания необходимо делать конкретные замечания по конкретному поводу. Каждому подчиненному необходимо предоставлять возможность для приведения оправдательных аргументов. Важно стремиться к тому, чтобы осуждение соответствовало степени вины провинившегося.

Стимулирование базируется на определенных принципах :

Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть понятными и демократичными.

Ощутимость. Существует некий порог действенности стимула, который существенно различается в разных коллективах. Это необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула.

Постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать, однако резко завышенное вознаграждение, не подтвержденное впоследствии, отрицательно скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника.

Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой. Например, переход на еженедельную оплату труда. Соблюдение этого принципа позволяет снизить уровень вознаграждения, т.к. действует принцип «Лучше меньше, но сразу». Учащение вознаграждения, его четкая связь с результатом труда - это сильный мотиватор.

Сочетание моральных и материальных стимулов. И те, и другие факторы одинаково сильны по своему воздействию. Все зависит от места, времени и субъекта воздействия этих факторов. Поэтому необходимо разумно сочетать эти виды стимулов с учетом их целенаправленного действия на каждого работника.

Сочетание стимулов и антистимулов. Необходимо их разумное сочетание. В экономически развитых странах преобладает переход от антистимулов (страх перед потерей работы, голодом, штрафы) к стимулам. Это зависит от традиций сложившихся в обществе, коллективе, взглядов, нравов.

Финансовое обеспечение кадровых планов

В финансовом плане организации прописывается раздел издержек на управление персоналом. Все зависит от финансовых возможностей предприятия, от размера организации, размера службы управления персоналом.

Это метод воздействия на трудовое поведение работника через мотивацию. Понятие «стимулирование труда» в социальных науках означает целенаправленное воздействие на социальный объект, обеспечивающее поддержание его определенного состояния. Исходя из данного определения, стимулирование труда - это целенаправленное или нецеленаправленное воздействие на человека или группу людей с целью поддержания определенных характеристик их трудового поведения, прежде всего меры трудовой активности. При стимулировании побуждение к труду происходит через удовлетворение различных потребностей личности, что является вознаграждением за трудовые усилия.

Стимулирование труда основывается главным образом на материальных средствах вознаграждения, поощрения и санкций, в качестве которых выступает заработная плата. Оплата труда связана прежде всего с трудовым и экономическим поведением, а не с конфликтным, отклоняющимся от норм.

В социально-экономической системе, основанной на товарно-денежных отношениях, значимость заработной платы для человека нормальна и бесспорна. Однако это не означает, что любая оплата труда является одновременно и его стимулированием. Наблюдения и исследования специалистов позволяют утверждать, что существует немало ситуаций, в которых оплата труда по объективным и субъективным причинам не оказывает стимулирующего воздействия на саму трудовую деятельность людей. В связи со сказанным теорию стимулирования труда можно свести к решению двух взаимосвязанных задач:

  1. нахождению границ, в которых заработная плата, исходя из ее экономических законов, вообще может являться средством стимулирования, подчиняться целям стимулирования и управляться с точки зрения этих целей;
  2. определению тех конкретных принципов и методов организации оплаты труда, которые были бы наиболее эффективны в стимулировании трудовой деятельности индивидуального и совокупного работников и при этом не противоречили бы экономическим законам.

Трудовая деятельность, как и всякая активность, характеризуется целым рядом ценностных аспектов, которые и выступают конкретными целями в стимулировании труда, образуя его структуру. С точки зрения данной структуры, различаются недифференцированный и дифференцированный эффекты стимулирования.

Суть недифференцированного эффекта в том, что под воздействием одного стимула (например, оплаты труда) достигаются одновременно все цели, приводятся в норму все показатели трудовой деятельности. В случае же дифференцированного эффекта стимулирования цели относительно независимы, самостоятельны, в частности это проявляется в том, что один и тот же стимул воздействует на многие аспекты труда, но в разной мере и с разными результатами; одна или несколько целей предполагают отдельное, особенное стимулирование; одна цель стимулирования противоречит другой.

Дифференцированный эффект стимулирования выражается, например, в следующих проблемных ситуациях.

  1. Погоня за количественными результатами в стимулировании негативно отражается на качественных.
  2. Ориентация на количественные и качественные результаты одновременно приводит к экономической нерациональности труда или негативно отражается на сроках выполнения работ и обязательствах.
  3. Одна и та же оплата труда стимулирует количественные результаты, но не стимулирует качественные, поскольку работник уже достиг предела своих способностей в определенной работе.
  4. Поддержание материальными поощрениями или санкциями дисциплины, регламента и исполнительности не всегда является стимулированием самой работы.
  5. Стремление величиной заработной платы сохранить или привлечь кадры иногда приводит лишь к сохранению или притоку рабочей силы (неадекватной по квалификации и количеству).
  6. Одна и та же оплата труда может оказывать разное воздействие на трудовую активность в условиях дефицита кадров и их достатка (кадры могут просто спекулировать на своей незаменимости, значимости для производства в данный момент).
  7. Особенность оплаты труда в неблагоприятных условиях и во внеурочное время заключается в том, что стимулирование является не вознаграждением за конкретные результаты труда, а компенсацией за моральный и физический ущерб, который трудно точно измерить, критерии которого во многом субъективны (здесь необходим особый подход к работнику, беседа с ним по поводу заработной платы).

Проявление недифференцированного и дифференцированного эффекта стимулирования в сфере труда зависит от:

  • размера оплаты труда (с помощью большей оплаты труда вероятнее достижение большего спектра целей);
  • содержания и организации труда (иногда именно они определяют степень взаимосвязанности разных аспектов трудовой активности);
  • особенностей личности работника (его мнения о величине стимула, способностей в разных аспектах трудовой активности).

В рамках теории стимулирования очень важен вопрос о его классификации. Возможно выделение достаточно большого количества видов стимулирования. Обратим внимание на некоторые наиболее общие из них.

1. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное стимулирование. При пропорциональном виде стимулирования трудовая активность основывается на постоянной мере стимула, которая изначально определена и принята как нормальная, удовлетворяющая; изменение затрат усилий в плане их длительности или интенсивности предполагает пропорциональное изменение меры стимула.

О прогрессивном стимулировании можно говорить, если трудовая активность основывается на возрастающей мере стимула; одинаковые затраты трудовых усилий во времени предполагают все большую меру стимула, поскольку происходит адаптация к самому стимулу.

В случае регрессивного стимулирования трудовая активность основывается на убывающей мере стимула, поскольку во времени происходит адаптация к самой трудовой активности.

Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное стимулирование - это прежде всего определенные типы ожиданий оплаты труда, которые могут и не совпадать с реальной оплатой.

Разные люди по-разному адаптируются к стимулу. Одних мысль о повышении оплаты труда занимает постоянно, других - непродолжительное время, т.е. люди неодинаково ценят достигнутое, данное.

2. Жесткое и либеральное стимулирование. Жесткое стимулирование основано преимущественно на принуждении человека к затратам усилий. Механизмом принуждения является ориентация на некий ценностный минимум, т. е. страх неполучения, недостижения ценностного минимума, в том числе и оплаты труда. Либеральное стимулирование основано преимущественно на привлечении человека к затратам усилий. Механизмом привлечения является ориентация человека на некий ценностный максимум, т. е. привлекательная вероятность получения достижения ценностного максимума, в том числе и оплаты труда.

В практической деятельности стимулирующее воздействие принуждения и привлечения часто очень сложно разграничить. В то же время достаточно реальны ситуации, когда доминирует либо принуждение, либо привлечение. Категоризация принуждения как жесткого, а привлечения - как либерального стимулирования основывается на том, что принуждение более сильный фактор, влияющий на поведение. И жесткий, и либеральный виды стимулирования имеют свои недостатки, связанные прежде всего с определенными границами, за которыми стимулирующее влияние может терять свою эффективность. Например, в первые годы экономических реформ меньшая, но стабильная оплата труда была предпочтительней «мифической» большей. В настоящее время боязнь работать в коммерческих структурах пропала.

3. Актуальное и перспективное стимулирование. Если актуальное стимулирование связано со значением оплаты труда как источника повседневного существования, то перспективное направлено на удовлетворение более глубоких инстинктов собственности, власти, социального продвижения и стабильности. Перспективное стимулирование может быть особенно эффективно, если:

  1. речь идет о достижении больших целей;
  2. вероятность их достижения достаточно высока, наглядна;
  3. есть такие качества людей, как вера, терпение, целеустремленность.

Именно эти обстоятельства определяют возможность ориентира людей на вознаграждение, которое они получат не сегодня, а в будущем. Важная проблема теории и практики - соотношение стимулирования труда и такого механизма регуляции поведения людей, как социальный контроль (в том числе и административный).

Социальный контроль - механизм саморегуляции в социальных системах (группах, трудовых организациях, обществе в целом), осуществляющий ее посредством нормативного (морального, правового, административного и т.д.) регулирования поведения людей.

Социальный контроль - элемент социальных институтов, который обеспечивает следование социальным нормам, правилам деятельности, соблюдение нормативных требований и ограничений в поведении. Он нeобходим для обеспечения позитивных изменений в поведении людей. Существуют представления, согласно которым контроль и стимулирование - противоположные факторы трудовой деятельности. Контроль является своеобразным насилием, принуждением, а стимулирование - это добровольная активность, основанная на личной экономической заинтересованности. В действительности, соотношение несколько иное. Контроль необходим и неизбежен в материальном стимулировании труда, он является неотъемлемым элементом стимулирующей ситуации. Во многих случаях только контроль обеспечивает реальную заработную плату. В конечном итоге стимулирует не сама оплата труда, а вероятность ее получения или неполучения, которая и определяется контролем.

Необходимость контроля - это недостаток материально-экономического стимулирования труда по сравнению с социальными и моральными мотивами к труду. Если работнику свойственно творческое и ответственное отношение к работе, то необходим лишь фрагментарный контроль ради поддержания работоспособности и настроения. В жизни контроль обязателен и необходим в рамках материального стимулирования.

Он является стимулом к труду, воспитывает правильное к нему отношение, если осуществляется правильно и справедливо.

Оплата труда обладает для человека абсолютной и безусловной. значимостью, т. е. является приоритетной ценностью, важнейшей целью трудовой деятельности. Почему же она оказывает столь сильное стимулирующее воздействие на трудовую деятельность? Чтобы ответить на этот вопрос выделим несколько условий стимулирующего воздействия оплаты труда на трудовую деятельность.

1. Зависимость между активностью и вознаграждением. Существует немало исследований, подтверждающих наличие данной проблемы. Отсутствие связи между трудом и его опла¬той отмечали большинство опрашиваемых респондентов. Например, на вопрос: «Повысится ли Ваша заработная плата, если Вы станете лучше работать?» - они чаще всего отвечали либо отрицательно, либо неопределенно. Лишь немногие были полностью уверены в том, что их заработная плата абсолютно обоснованна, или просто затруднялись ответить. Отсутствие зависимости между трудом и его оплатой порождает и определенную проблему социального климата в трудовой группе: потенциально «хороший» работник вынужден сдерживать свои трудовые усилия, принимать неестественный для себя стиль трудового поведения, «плохой» же в этом случае «торжествует» и самоутверждается, доказывая другим правильность своей позиции.

Обычно считается, что условный совокупный работник думает только о том, чтобы получить как можно больше денег за свою работу. Однако исследования вносят поправку в этот стереотип. Анализ результатов исследований, проведенных в последние годы, показывает, что сегодня достаточно распространен такой тип работника, который ориентируется не столько на максимальную, сколько на «заработанную» оплату труда.

Именно такая оплата труда удовлетворяет и стимулирует его. В этом случае человек получает возможность проявить и доказать свои способности, собственными усилиями создать свое материальное благополучие, полностью взять ответственность за это благополучие на себя. Если доход человека действительно зависит от его усилий и отношения к делу, то в этом случае вполне естественны мотивы трудового поведения, самоутверждения.

А когда ставился вопрос: «Станете ли Вы работать лучше, если заработная плата будет повышена?» - утвердительно отвечали немногие. В этом социологическом факте выражается не только стремление работника к обоснованной оплате, но и его уверенность в том, что сама обоснованность оплаты зависит полностью от работодателя. Получить обоснованную оплату - это значит победить в конфликте с управляющими, достойно противостоять им или быть с ними в отношениях партнерства и взаимного уважения. Таким образом, принцип зависимости между активностью и вознаграждением не только принуждает, но и привлекает к работе на основе нравящейся многим людям идеи именно «заработанной» оплаты труда.

Обоснованность оплаты труда - это явление во многом субъективное, т. е. зависящее от того, что думает об этом сам работник. Не обладая экономическими знаниями, работник не может знать стоимость, цену своего собственного труда. В то же время он способен сравнить свою работу и опыт в разные периоды времени; свою работу и оплату с работой и оплатой других; свою реальную оплату с ожидаемой, должной, если известны объем выполненной работы и ее расценки, и др.

2. Определенность принципа вознаграждения. Логика данного условия заключается в следующем: чтобы оплата труда оказывала стимулирующее воздействие, работник должен знать принцип оплаты; данный принцип должен быть конкретным, понятным, открытым.

Согласно социологическим опросам, принцип заработной платы для многих работников неизвестен и непонятен, что отмечается ими как актуальная проблема. Многие работники ничего не знают о том, как формируется фонд заработной платы предприятия, от чего зависит его величина, как происходит распределение средств между подразделениями, кого и за что премируют, что должен и может сделать конкретный человек для того, чтобы его предприятие, фирма и он сам стали богаче. С точки зрения практической социологии, важно выяснить, какие вопросы в отношении оплаты труда работники хотели бы задать администрации, на какие из них они уже получили ответы, насколько эти ответы восприняты как убедительные.

Отсутствие информированности, осведомленности, понимания принципа оплаты труда формирует дискомфортное самочувствие работника, снижает установку на трудовую активность. «Тайна» оплаты труда способствует также необоснованным подозрениям. В этом случае работник считает, что мера оплаты его труда, вероятнее, ниже той, которая соответствует реальной прибыли предприятия, фирмы, т. е. он бедный работник на богатом предприятии.

Благоприятное воздействие на личность работника и его отношение к труду оказывает нормирование труда. Сам факт этого мероприятия, независимо от его качества, внушает работнику мысль о том, что в организации существует порядок, ведется учет трудового участия и трудового вклада, оплата труда рассчитывается научным путем, а не «берется с потолка». В принципе любая информация об оплате труда на предприятии, фирме, трудовой организации положительна тем, что формирует у работника следующие мнения:

  1. в вопросах заработной платы нет умышленных секретов от работника;
  2. к вопросам заработной платы на предприятии относятся очень внимательно;
  3. заработная плата рассчитывается профессионально.

3. Стабильность критериев оценки активности. Данное условие эффективности стимулирования труда особенно распространяется на такие точные системы оплаты труда, как сдельная, повременная и др. Из зарубежной и отечественной практики известен способ манипуляции поведением работника, основанный на следующем принципе. Если работник повышал свою трудовую активность и достигал больших результатов по сравнению с результатами предыдущего периода, то на этот энтузиазм работодатель отвечал повышением норм выработки или понижением расценок на соответствующие работы. Заработная плата при этом оставалась неизменной, и работник никак не вознаграждался за свое трудолюбие. Более того, он сам девальвировал свои трудовые усилия в глазах работодателя.

Осознавая возможность повышения норм выработки или понижения расценок на соответствующие работы, каждый отдельный работник не только стремился работать пассивно, но и категорически требовал этого от других, считая их в противном случае штрейкбрехерами. Чтобы предотвратить подобное явление в социально-трудовых отношениях, подрывающее отношение к труду, необходимо руководствоваться некоторыми правилами:

Во-первых, изменение критериев оценки активности не должно быть неожиданным для человека. Оно может происходить только через определенный интервал времени, позволяющий работнику морально и функционально адаптироваться к изменению;

Во-вторых, изменение критериев оценки активности путем повышения требований недопустимо, если речь идет о больших (граничащих с предельными, максимально напряженными, по мнению самих работников) затратах сил. В этом случае стимул оплаты труда резко потеряет свою значимость на фоне проблемы самосохранения, здоровья.

4. Договорный механизм. В сфере труда действие данного механизма проявляется в контрактном и согласительном принципах вознаграждения. Контрактный принцип оплаты труда имеет следующие социальные значения:

  1. охраняет работника от злоупотреблений работодателя, уравнивает их шансы при урегулировании отношений;
  2. типизирует трудовые отношения, делает наглядным и понятным принцип оплаты труда;
  3. примиряет и дисциплинирует, поскольку исключает борьбу работника за лучшие условия труда и выдвижение им новых требований.

Необходимо заметить, что заключение контракта не является показателем позитивного отношения человека к труду. Подписывая контракт, человек уже изначально может быть неудовлетворен оговоренной в нем оплатой труда, но у него нет выбора и он соглашается на предлагаемые условия. Однако подписав контракт и выполнив работу, он может быть не удовлетворен, поскольку в процессе работы возможно возникновение таких обстоятельств, о которых в контракте не упоминалось.

Тем не менее в большинстве случаев контрактный принцип оплаты труда стимулирующе влияет на трудовую деятельность человека. Это объясняется следующими причинами:

  1. контракт обязывает человека воспринимать данную оплату труда как нормальную, поскольку она была принята им добровольно;
  2. контракт вынуждает к соблюдению дисциплины труда, как и всякое личное обязательство;
  3. контракт способствует усилению мотивации к труду, поскольку дает гарантии и уверенность в определенной его оплате.

Согласительный принцип вознаграждения - это (если говорить о трудовых отношениях) участие работника в определении собственной оплаты труда. Например, работники сами обсуждают и утверждают нормы выработки, что создает у них чувство причастности к планированию и принятию какого-то решения; они также участвуют в преодолении распределительных конфликтов, что создает чувство контроля над заработной платой. Если работники получают возможность выяснения каких-то действительных или мнимых противоречий в оплате труда, их обжалования, то это также способствует повышению чувства значимости в распределении заработной платы. Участие работников в определении своей собственной оплаты труда повышает удовлетворенность ею, ответственное и разумное отношение к оплате, оказывает в целом стимулирующее воздействие и на их трудовую деятельность.

Договорный механизм - это специфический человеческий фактор, возможности которого в экономической сфере используются, к сожалению, неполно.

5. Подкрепление и реализация ожиданий. Существуют случаи и ситуации, когда работодатель и работник находятся в отношениях взаимных ожиданий. Работодатель ожидает повышения трудовой активности работника, а работник - повышения оплаты труда; работодатель опасается, что повышение оплаты труда не отразится на трудовой активности, а работник испытывает аналогичные опасения в отношении того, что изменение трудовой активности не отразится на оплате труда. Каждая из сторон трудовых отношений склонна считать и заявлять, что не она должна делать первый шаг, что все зависит не от ее, что именно она оправдает доверие и выполнит соответствующие обязательства.

Проблема заключается в правильности применения последовательности или реальные действия вызываются ожидаемым стимулом, или же они являются ожидаемой реакцией на уже реальный стимул. В стимулировании труда могут и должны использоваться оба типа последовательности.

Во-первых, необходимо чуткое и внимательное отношение к любым проявлениям положительного трудового поведения человека как работника. Такие проявления должны своевременно и адекватно вознаграждаться. В противном случае они не станут устойчивыми или не будут повторяться в будущем.

Невозможно длительно испытывать трудовой энтузиазм человека или злоупотреблять им. Длительная нереализация ожиданий обязательно приводит к падению активности. Чтобы этого не произошло, ожидания должны соответствующим образом и в какой-то определенной мере подкрепляться.

Во-вторых, должна существовать система вознаграждения, гарантирующая не оплату труда, а саму трудовую активность. Необходимо использовать формы вознаграждения, при которых оплата труда или ее повышение как бы предшествовали соответствующему труду. Такие формы могут быть эффективными, если они поддерживаются работниками даже в критических ситуациях трудовых отношений.

6. Особенности объекта стимулирования. Стимулирующая функция оплаты труда при всех других благоприятных обстоятельствах реализуется или не реализуется в зависимости от состояния человека или группы, на которые данная оплата труда распространяется. Можно выделить следующие типы индивидуального или совокупного работников: а) человек не реагирует на оплату труда и ее изменения, трудовую активность при этом поддерживает на относительно постоянном уровне;

  1. человек реагирует на оплату труда и ее изменения, «принципиально» соотносит трудовую активность с мерой оплаты труда;
  2. работник не реагирует на оплату труда и ее изменения, в любом случае считает вознаграждение за свой труд недостаточным, стремится к минимальной трудовой активности.

Второй тип работников наиболее распространен. Именно в его отношении стимулирование труда может быть эффективным. Первый и третий типы тоже реальны, их трудовая деятельность слабо поддается стимулирующему воздействию оплаты труда.

Следует учитывать, что уровень притязаний работников в оплате труда (та заработная плата, за которую они «согласны» добросовестно работать) может зависеть от разных субъектив¬ных причин - характера работника, его смелости и настойчивости в требованиях, оценки им качества собственной работы, своих способностей в данном виде труда, отсутствия или наличия индивидуальных трудностей и проблем в работе, определяющих возможность получения компенсации.

Имеет значение и фактор настроения. Целые трудовые коллективы и профессиональные группы в разное время могут быть удовлетворены или не удовлетворены оплатой труда по чисто эмоциональной, стихийной причине, что свидетельствует о слабо управляемой ситуации.

Наконец, работники могут на определенный период смириться с низкой заработной платой, не требуя ее повышения (но добиваясь ее стабильности), но также могут привыкнуть к высокой оплате труда, требуя ее и в дальнейшем. Одним словом, стимулирующее значение оплаты труда зависит от удовлетворенности ею.

Работники обычно сравнивают свою заработную плату с заработной платой, получаемой другими людьми. Появляются различного рода эмоциональные переживания и суждения, вызванные этими сравнениями (обоснованная или необоснованная, справедливая или несправедливая заработная плата). А это в конечном счете сказывается на стимулирующем воздействии оплаты труда, что необходимо учитывать работодателю.

Реакцией на притязания работников по поводу оплаты их труда могут быть следующие защитные виды поведения работодателя:

  • игнорирование принципа справедливости в оплате труда как сложного, непонятного, нерационального;
  • жесткое административное решение вопросов оплаты труда (только администрация как компетентная и независимая инстанция устанавливает истинный критерий справедливости);
  • демонстративное применение открытых или закрытых форм оплаты труда (или вопросы распределения заработной платы будут решаться гласно, или, наоборот, работники не будут знать об оплате труда друг друга).

Заработная плата чаще всего выступает как форма дохода и представляет собой потребительский мотив в трудовой деятельности. Потребительский мотив в трудовой деятельности проявляется в следующих ситуациях.

  1. Люди обладают разными материальными и духовными запросами вследствие характера, а также фактического материального положения. В связи с этим всегда существуют предельные ситуации, в которых проявляется особенно сильное или особенно слабое желание человека работать именно ради денег.
  2. Человеку свойственно (в большинстве) желание покупать как можно больше высококачественных и дорогих товаров, для этого ему необходим достаточный доход, что и вынуждает его максимально работать, т. е. зарабатывать. Таким образом, именно пропаганде и рекламе потребительства сегодня должна отводиться решающая роль в стимулировании труда.
  3. Трудовое поведение работника, его отношение к труду зависят от потребительского рынка, т. е. объективных условий и возможностей реализации оплаты труда.
  4. Заработная плата, отношение работника к труду зависят либо от личных потребностей работника, либо от накоплений, либо от инвестирования в собственное предпринимательство на перспективу.
  5. Определенная связь прослеживается между стимулированием труда и социальной защитой. Социальная защита страхует элементарные потребности людей, но в то же время именно удовлетворение элементарных потребностей является наиболее сильным стимулом к активности.

В то же время в стимулировании труда необходимо видеть и учитывать негативный аспект. Стараясь увеличить материальные достижения, сделать общество более богатым, люди расширяют и развивают производство. Таким образом, стимулирование труда приводит к использованию энергии и ресурсов в таких масштабах, что может привести к экологической катастрофе. В этой связи возникает вопрос о разумности и достаточности своевременного стимулирования труда.

Стимулирование труда — одна из важнейших частей организации эффективного труда. В данной статье мы рассматриваем все вопросы, связанные со стимулированием труда.

Стимулирование труда — что это

Стимулирование труда — это методы воздействия на трудовую деятельность работников. Выделяют материальное и нематериальное стимулирование труда. Кроме того, выделяют поощрительное и санкционное (наказательное) стимулирование труда.

Стимулирование — это подталкивание работника к деятельности, то есть работник начинает действовать из под палки. Например, стимулирование труда путем лишения премии.

Мотивация — это стремление работника самому выполнять работу. Например, работник мотивирован выполнять работу т.к. это доставляет ему удовольствие.

Методы стимулирования труда

Материальные методы стимулирования труда

Стимулирование труда, связанное с трудовой деятельностью:

Заработная плата — это один из самых понятных стимулов к работе. Зарплата тоже у всех разная: кому-то выплачивается неизменный оклад, кому-то премия.

Премии, бонусы, доплаты, 13 зарплата — популярный вид стимулирования работника. Один из распространенных видов стимулирования труда — это выплата определенного оклада (фиксированная величина) и премии, бонусы и т.п.

Стимулирование труда, не связанное с трудовой деятельностью:

Компенсация проезда — работодатель оплачивает проезд на общественном транспорте, либо на личном. В некоторых случаях просто выделяют какую-то сумму.

Служебный транспорт — для некоторых категорий работников может выделяться как автомобили, так и автобусы, которые осуществляют развозку работников.

Пенсионные выплаты — при достижении пенсионного возраста работникам может осуществляться доплата к пенсии.

Выплата «Золотых парашютов» — выплаты, положенные работником, независимо от причины сокращения. Обычно такие выплаты положены только топ-менеджерам.

ДМС — достаточно популярный метод стимулирования труда, который говорит о том, что работнику компании выдаются полис добровольного медицинского страхования.

Предоставление льготных сумм, кредитов или иного имущества — компании могут предоставлять работникам компании льготные кредиты, либо льготные условия покупки квартиры, если компания занимается строительством.

Льготное или бесплатное питание — в некоторых компаниях компенсируют или оплачивают питание, либо же имеют свои собственные места для общественного питания.

Таким образом, материальные методы стимулирования знакомы многим работникам в той или иной степени.

Нематериальные методы стимулирования труда

Перейдем к нематериальным методам стимулирования труда. Как ни странно, но нематериальные методы труда в настоящее время не менее важны. Выделяют социальные, моральные и социально-психологические методы стимулирование труда .

Социальные, то есть общественные методы стимулирования труда — работник связан с коллективам, так как работает в нем. Социальное стимулирование труда говорит о том, что работник может продвинутся по карьерной лестнице, может принять участие в принятии решений или руководстве компании.

Моральные методы стимулирования труда следует разделять на личные и публичные. Личные моральные методы важны для самого человека (работа морально удовлетворяет). Публичные моральные методы говорят о признании со стороны коллектива конкретного работника.

Социально-психологические методы стимулирования складываются из общения человека с коллективом: какая атмосфера среди работников, как воспринимают человека, как помогают устроится на новом месте. Подразумеваются комфортную или не комфортную работу в коллективе.

Наказательные методы стимулирования труда

Описанные выше методы стимулирования труда носят поощрительный характер. Но иногда в компаниях работников стимулируют наказетельно, то есть негативно. Обычно это относится к зарплате, премиям, бонусам или деньгам, нематериально достаточно тяжело наказать работника (например, авторитет нельзя понизить приказом). Введение подобных методов — дискуссионный вопрос, однако есть несколько правил, которые должны выполнятся, если вводится наказательный метод стимулирования труда:

  • работники должны быть ознакомлены с правилам наказательного стимулирования;
  • санкции должны носить целью не лишить работника зарплаты, а научить не совершать ошибок;
  • любое наказание может быть закрыто соответствующим поощрением;
  • наказание не должно лишать человека возможности к существованию

Организация стимулирования труда

К стимулированию труда следует относится с осторожностью, особенно к наказательным и материальным методам. Для некоторых категорий работников подобные методы могут быть неприменимы. Так для работников творческих профессий материальное поощрение не работает в принципе. Также не работает материальное поощрение для инженеров, программистов и других технических специалистов. Многолетний опыт показывает, что работники данных технических профессий будут делать все возможное для освоения бонусов и премий, однако это может привести не к росту , а лишь к его уменьшению.

Стимул - это внешнее побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой). Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется стимулированием . Стимулирование выполняет на предприятии важную роль действенных мотиваторов или основных носителей интересов работников. Оно принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.

Мотивация и стимулирование персонала оказывают значительное влияние на развитие у работников таких важных характеристик их трудовой деятельности, как качество работы, результативность, старание, усердие, настойчивость, добросовестность и т.д.

Перечислим общие стимулы, побуждающие человека лучше работать:

Деньги; - уважение; - самоутверждение; - чувство принадлежности к организации; - приятная рабочая обстановка; - похвала; - гибкий график работы; - осознание себя членом команды; - возможность внесения идей и предложений; - возможность учиться; - карьера; - товарищеские отношения; - приз-нание заслуг; - вознаграждение; - возможность работать дома; - независимость; - премии; - творческая атмосфера; - благодарность за сверхурочную работу; - чувство уверенности в работе; - сотрудничество с другими людьми; - устоявшийся рабочий процесс; - доверие руководства.

Стимулирование как метод воздействия на трудовое поведение опосредовано через его мотивацию. При стимулировании побуждение к труду происходит в форме компенсации за трудовые усилия. Деление стимулов на «материальные» и «моральные» условно, поскольку они взаимосвязаны. Например, премия выступает и как акт признания по отношению к работнику и как оценка его заслуг, а не только материальное вознаграждение результатов труда. Иногда у работников ориентация на общение, принадлежность к определенному сообществу, престиж проявляются сильнее, чем ориентация на денежное вознаграждение.

Материальные методы стимулирования труда

Выбор рациональных форм и систем оплаты труда персонала имеет важнейшее социально-экономическое значение для каждого предприятия в условиях рыночных отношений. Формы и системы оплаты труда работников создают на всех уровнях хозяйствования материальную основу развития человеческого капитала, рационального использования рабочей силы и эффективного управления персоналом всех категорий. Вознаграждение персонала за труд или компенсация работникам затрачиваемых усилий играет весьма существенную роль в привлечении трудовых ресурсов на предприятия, в мотивировании, использовании и сохранении необходимых специалистов в организации или на фирме.

Неэффективная или несправедливая система вознаграждения может вызвать у работников неудовлетворенность как размерами, так и способами определения и распределения доходов, что в конечном итоге может повлечь за собой снижение продуктивности труда, качества продукции, нарушение трудовой дисциплины и т.п.

Связь вознаграждения работников с фактическими результатами производственной деятельности тех или иных организаций осуществляется с помощью используемых ими форм и систем заработной платы. Они определяют механизм зависимости вознаграждения каждого работника от результативности трудовой деятельности. В любой организации труд, затраченный конкретным исполнителем, может быть выражен количеством отработанного им рабочего времени или объемом произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. В зависимости от того, в каких экономических показателях измеряются затраты или результаты труда, принято различать повременную и сдельную формы оплаты труда персонала.

При повременной оплате величина вознаграждения работника зависит от фактически отработанного рабочего времени, а при сдельной - от объема выполненных работ и услуг.

В современной практике часто используются смешанные системы заработной платы - одна часть вознаграждения каждого работника зависит от результатов работы группы (как правило, переменная), а другая - от индивидуальных особенностей (постоянная, должностной оклад).

Большинство руководителей считает, что, если они не смогут предложить солидную зарплату или внушительные премиальные, люди будут лениться, не чувствуя достаточных стимулов. Но следует больше заботиться не о том, с чего платить высокие оклады, а о том, чтобы обеспечить своим сотрудникам справедливое вознаграждение. Справедливость - это соблюдение принципов правильности, беспристрастности, честности.

Доплаты за условия труда . Неблагоприятные условия труда, если их практически невозможно улучшить, должны компенсироваться работнику, прежде всего за счет увеличения времени отдыха, дополнительного бесплатного питания на производстве, профилактических и лечебных мероприятий. Доплаты за сменность устанавливаются за работу в вечерние и ночные смены. Доплаты за уровень занятости в течение смены вводятся преимущественно для многостаночников, наладчиков и ремонтного персонала. Также доплаты устанавливаются при совмещении профессий (функций).

Надбавки. Надбавки за производительность выше нормы в форме сдельного приработка могут иметь место, если причиной перевыполнения норм явилось наличие у работника способностей к данной работе, превышающих средний уровень.

Помимо зарплаты есть другое средство мотивации - внутрифирменные льготы: оплата фирмой медицинских услуг, страхование на случай длительной потери трудоспособности, полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно, предоставление своим работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента, предоставление права пользования транспортом фирмы, питание во время работы и другие расходы.

Всевозрастающее значение в формировании дохода приобретают такие формы, как участие в прибылях и в акционерном капитале. Это можно объяснить не только стремлением к социальной гармонии, но и возможностью ухода от налогов, которые приобретают в рыночной экономике все более возрастающее значение и толкают работодателей на поиски возможностей их неуплаты.

Еще один вид вознаграждения, которым руководитель может распорядиться по своему усмотрению, - премиальные выплаты (бонусы). Они могут быть как плановыми (ежегодные премии к определенной дате), так и внеплановыми, связанными с результатами работы сотрудника и являющимися особым стимулом, так как нежданное поощрение помогает сотруднику почувствовать свою значимость (премии ко дню рождения сотрудника, премии, связанные с получением организацией дополнительной прибыли и другое). При распределении среди сотрудников части прибыли используются оба вида мотивации: вызывается чувство сопричастности с делами компании посредством материального вознаграждения. Привязка размера премий к результатам бизнеса позволяет сотрудникам увидеть связь между своей работой и достижениями компании, а, следовательно, и величиной своей премии.

Нематериальные методы стимулирования труда

Проблема стимулов к труду очень актуальна. Современный менеджер должен постоянно отмечать ценность работника для коллектива, наличие у него творческого потенциала, положительных сторон, хороших качеств, достигнутые результаты. Эта оценка должна быть максимально объективно, опираться не на общие впечатления, а на конкретные, точные показатели и данные.

Поскольку разработка системы стимулов в условиях рынка в России - один из наиболее важных резервов управления компаниями, следует помнить, что материальные факторы далеко не всегда выходят на первый план и не могут быть единственной формой вознаграждения за труд. Главное - привлекательность труда, его творческий характер. Вот именно эту привлекательность и следует создавать менеджеру, постоянно обновляя содержание труда каждого подчиненного.

Нематериальные стимулы очень многообразны и делятся на три группы: социальные, моральные, социально-психологические. Используя их в комплексе, можно добиться высокой эффективности.

Социальные стимулы связаны с потребностью работников в самоутверждении, с их стремлением занимать определенное общественное положение, с потребностями в определенном объеме власти. Эти стимулы характеризуются возможностью участвовать в управлении производством, трудом и коллективом, принимать решения; перспективами продвижения по служебной лестнице, возможностью заниматься престижными видами труда. Следовательно, предполагается, что работникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, им делегируются права и ответственность.

Моральные стимулы к труду связаны с потребностями человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Признание может быть личным или публичным.

Личное признание подразумевает, что особо отличившиеся работники будут отмечены в специальных докладах высшему руководству организации. Они могут быть представлены лично руководителю. Им гарантируется право подписи в документах, в разработке которых они принимали участие. Такие работники по случаю праздников и юбилейных дат персонально поздравляются администрацией.

Публичное признание выражается в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах («Досках почета»), в награждении особо отличившихся людей специальными знаками, грамотами. Нередко публичное признание сопровождается премиями, ценными подарками и т.д.

К моральным стимулам относятся похвала и критика.

Социально-психологические стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Именно общение является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому комфортный климат в коллективе, обеспечивающий нормальное общение, позволяет самореализовываться человеку, является прекрасным стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.

Между материальными и нематериальными стимулами существует диалектическая связь. Так, заработная плата (материальный стимул) влияет на оценку и самооценку работника, удовлетворяя тем самым его потребности в признании, уважении окружающих, самоуважении, самоутверждении, т.е. материальный стимул выступает одновременно и как социальный, моральный, психологический. Но если использовать лишь материальный стимул, не задействовав моральных, социальных, творческих стимулов, то вся система стимулирования перестанет выполнять присущие ей функции в полной мере, что приведет к преобладанию экономических стимулов в ущерб социальным, моральным, психологическим и нравственным.

Таким образом, материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Как уже отмечалось в начале этой главы, понятия «мотивирование» и «стимулирование» неразрывно связаны между собой. Вместе с тем стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Стимулирование - это средство, с помощью которого осуществляется мотивирование персонала организации; это способ вознаграждения (иногда и наказания) за участие работника в производстве продукции (услуг) и т.п. Оно базируется на сопоставлении требуемой и фактической эффективности труда работника.

Наиболее важной составляющей системы стимулирования является стимул. Стимул - это побуждение к действию. В отличие от приказов, указаний, распоряжений и подобного, непосредственно воздействующих на работника, стимул воздействует на работника опосредованно, создавая заинтересованность в повышении трудовой активности, увеличении производительности труда, улучшении качества производимой продукции (услуг) и т.п.

Все стимулы делятся на две большие группы: материальные и нематериальные. При этом материальные стимулы могут быть денежными и неденежными. В соответствии с классификацией стимулов выделяются и формы стимулирования: материальные денежные, материальные неденежные и нематериальные (табл. 16.3) .

Таблица 16.3

стимулирования

Разовые выплаты из прибыли предприятия (например, за выслугу лет и т.п.)

Участие в прибылях

Распространяется чаще всего на управленческие кадры. Доля этой части прибыли коррелирует с рангом руководителя в иерархии и определяется в процентах к его базовой зарплате. Может выплачиваться поквартально и по итогам года

Участие в акционерном капитале

Покупка работниками акций предприятия по льготным ценам с последующим получением дивидендов

Индивидуальные

Они применяются чаще всего к наиболее квалифицированным работникам организаций и стимулируют выпуск новых продуктов и поиск новых рынков сбыта

Материальные неденежные

Оплата транспортных расходов

Выделение транспорта с водителем, доставка на работу и с работы транспортом организации

Сберегательные фонды

Организация сберегательных фондов для работников предприятия с применением льготных условий накопления средств

Организация питания

Организация питания на предприятии по льготным ценам

Льготная продажа товаров

Продажа работникам товаров, выпускаемых предприятием со скидкой

Программы обучения

Покрытие расходов на организацию обучения (переобучения)

Программы медицинского обслуживания

Организация медицинского обслуживания за счет средств организации

Программы, связанные с воспитанием и обучением детей

Выделение средств на организацию дошкольного и школьного воспитания и образования

Отчисления в пенсионный фонд

Фонд дополнительного пенсионного обеспечения может быть создан как на самом предприятии, так и по договору с каким-либо фондом на стороне

Нематериальные

Стимулирование свободным временем

Предоставление работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска, возможности выбора времени отпуска и т.д.; организация гибкого графика работы; сокращение длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда

Трудовое или организационное стимулирование

Создание творческих элементов в труде работника; возможность участия в управлении; продвижение по службе в пределах одной и той же должности; творческие командировки

Моральное стимулирование

Вручение грамот, значков, вымпелов, размещение фотографий на доске почета, присвоение почетных званий и т.п.

Источник: Управление персоналом организации. Практикум: Учеб, пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2011. С. 260

Система стимулирования труда персонала организации разрабатывается в несколько этапов (рис. 16.5).

Рис. 16.5.

Ниже раскрывается сущность и содержание данных этапов.

Выбор форм и систем заработной платы - это начальный этап разработки системы стимулирования труда персонала организации.

Существует две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная.

Среди повременной формы заработной платы выделяется простая повременная заработная плата и повременно-премиальная. При простой повременной системе оплаты труда размер заработной платы зависит от тарифной ставки или оклада и отработанного времени. При повременно-премиальной системе оплаты труда работник сверх заработка по тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное время получает премию за достижение определенных показателей.

Повременная оплата труда применяется в отношении руководителей, специалистов и служащих, а также тех рабочих, результаты деятельности которых не поддаются точному расчету и измерению.

При сдельной форме оплаты труда вознаграждение ставится в прямую зависимость от выполненной работы.

Среди сдельной формы оплаты труда получили распространение: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др. При прямой сдельной системе оплаты труд оплачивается по расценкам за единицу произведенной продукции. При сдельно-премиальной системе работник сверх заработка по прямым сдельным расценкам дополнительно получает премию за перевыполнение определенных показателей. При сдельно-прогрессивной системе заработной платы труд рабочих в пределах выполнения норм оплачивается по прямым сдельным расценкам, а при выработке сверх этих норм - по повышенным.

Сдельная форма оплаты труда применяется в основном по отношению к рабочим, конкретные результаты деятельности которых легко измеримы, а их рост необходимо стимулировать.

Как известно, основой регулирования размера заработной платы является тарифная система, представляющая собой совокупность нормативов, установленных в централизованном или локальном порядке, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий. Этап построения тарифной системы заработной платы может включать разработку системы должностных окладов, тарифных ставок, выработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения в работе, обоснование показателей и систем премирования и т.п. Он очень важен для тех организаций, где имеются существенные различия в сложности выполняемых работ и поэтому используется труд работников различной квалификации.

Третий этап - построение системы дополнительного материального стимулирования отдельных аспектов трудовой активности - призван усилить трудовую мотивацию персонала организации. На практике, как правило, применяются следующие формы стимулирования: бонусы, участие в прибылях и акционерном капитале организации.

Среди материальных неденежных методов стимулирования чаще всего используются следующие: обучение за счет средств организации, ценные подарки, предоставление ссуд под льготный процент, оплата жилья, льготный проезд на работу и с работы и т.п.

За рубежом широко применяются индивидуальные условия стимулирования труда наиболее квалифицированных работников. В последние годы они начали применяться в ряде отечественных компаний.

Важное значение в системе стимулирования персонала организации имеет нематериальное стимулирование. Кроме того для организации этой системы почти не требуется дополнительных средств. Среди этих методов наибольшее применение получили следующие: отгулы, дополнительные отпуска, организация гибкого графика работы, творческие командировки, награждение грамотами, значками, присвоение почетных званий и т.п.

Любая, в том числе и хорошо разработанная система стимулирования персонала может успешно функционировать, если она подкреплена соответствующим фондом заработной платы и фондами материального стимулирования из прибыли организации. Поэтому эти суммы фонда заработной платы и фонд материального стимулирования из прибыли должны быть тщательно обоснованы и предусмотрены в финансовом плане организации.

Система стимулирования труда персонала выполняет определенные функции. К ним, в первую очередь, следует отнести: экономическую, социальную, социально-психологическую и воспитательную (табл. 16.4).

Таблица 16.4

Функции, выполняемые системой стимулирования персонала

Название функции

Сущность и назначение функции

Экономическая

Призвана содействовать повышению эффективности производства и конкурентоспособности организации

Социальная

Социальная функция призвана способствовать развитию работника как личности поскольку социально-экономическое положение работника в значительной мере определяется набором тех экономических и социальных благ, которые он получает в организации

Социально-психологическая

Призвана формировать желаемый организацией и обществом внутренний мир работника: потребности, ценности, установки, отношение к труду и т.п.

Воспитательная

Нацелена на формирование нравственных качеств работника, трудовой морали и т.п.

Эффективная система стимулирования трудовой деятельности персонала организации должна строиться на определенных принципах (табл. 16.5).

Таблица 16.5

Принципы системы стимулирования персонала организации

Название

принципов

Комплексность

Предполагает всесторонний подход к построению системы стимулирования персонала с учетом всех возможных факторов: правовых, организационных, социальных, технических, материальных, моральных и т.п.

Системность

Предполагает увязку всех названных выше факторов между собой. Это, в свою очередь, означает необходимость выявления и устранения противоречий в проектируемой системе стимулирования трудовой деятельности персонала организации

Пропорциональность

Создаваемая в организации система стимулирования должна учитывать пропорции в оплате труда между простым и сложным трудом, между работниками разных профессий и т.п.

Регламентация

Предполагает необходимость предварительного регламентирования деятельности работников, т.е. до начала производственного процесса. Это могут быть должностные инструкции, положения о подразделениях, нормативы, технологические карты и т.п. Однако такая регламентация деятельности работника не должна исключать его творческого подхода к выполняемой работе

Специализация

Нацеливает менеджмент организации на повышение эффективности труда за счет специализации. Он предполагает закрепление за подразделениями и работниками организации определенных функций

Стабильность

Предполагает наличие постоянного коллектива, наличие стоящих перед ним, отдельными подразделениями и работниками относительно постоянных задач, а также порядка их выполнения

Название

принципов

Сущность и содержание принципа

Гибкость

Система стимулирования персонала должна быть гибкой. Это может проявляться: в ведении дополнительных льгот для высококвалифицированных работников с тем, чтобы сохранить их в организации; в автоматической индексации заработной платы с учетом изменения индекса потребительских цен и т.п.

Творческий подход к делу

Предполагает, что система стимулирования способствует проявлению у работников организации творческого подхода к делу, что достигается предусмотреными мерами материального и морального стимулирования за внедрение более современных технологий, принятие более эффективных решений в области организации производства и т.п.

> Система стимулирования персонала должна также соответствовать стратегии развития организации, быть справедливой, носить неизбежный характер, быть известной всем работникам организации.

Выводы

  • 1. Эффективное управление поведением человека может быть обеспечено через понимание его мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних факторов, которые побуждают человека к деятельности для достижения определенных целей. Мотивирование, а также мотивация как функция управления - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям.
  • 2. Мотивирование может быть представлено в виде шести стадий:
  • 1) возникновение потребностей;
  • 2) поиск путей устранения потребностей;
  • 3) определение цели (направления действия);
  • 4) осуществление действия;
  • 5) вознаграждение за осуществление действия;
  • 6) устранение потребности.

Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует две группы теорий (содержательные и процессуальные), пытающихся объяснить этот процесс.

  • 3. Из содержательных теорий мотивации наиболее признанной является теория А. Маслоу, в которой утверждается, что люди в своих действиях опираются на пять групп потребностей. При этом потребности формируют иерархию, в которой любая потребность становится мотиватором после того, как низшая из иерархии потребность будет удовлетворена. В теории мотивации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи, роста. Автор этой теории утверждает, что если не удовлетворяется потребность нижнего уровня, то работника могут мотивировать потребности более высокого уровня. Теория мотивации МакКлелланда исходит из того, что людей мотивируют потребности высших уровней: власти, достижения, причастности. Согласно теории Ф. Герцберга, так называемые «факторы здоровья» (заработная плата, условия и режим работы, межличностные отношения и т.п.) создают у человека лишь чувства наличия или отсутствия неудовлетворенности работой и не относятся к мотивирующим факторам. Мотивация человека должна обеспечиваться такими факторами, как достижение, признание, продвижение работника по службе и т.п.
  • 4. Из процессуальных теорий мотивации наиболее известными являются теория справедливости, теория ожидания, теория постановки целей, концепция партисипативного управления. Теория справедливости базируется на том, что работник сравнивает полученное вознаграждение с усилиями, затраченными на достижение результата и с вознаграждением других работников. Если работник считает вознаграждение несправедливым, то он снижает результативность труда. Согласно теории ожидания, наиболее эффективная мотивация достигается тогда, когда люди верят, что их усилия позволят им достичь цели и приведут к получению соответствующего результата и вознаграждения. В теории постановки целей утверждается, что поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой. Ради достижения поставленных целей он осуществляет определенные действия. Концепция партисипативного управления исходит из того, что человек работает с большей отдачей, лучше, более производительно, если он принимает участие в выработке решений и другой внут- риорганизационной деятельности.
  • 5. Рассмотренные в данной главе теории мотивации и системы стимулирования показывают менеджерам, как можно добиваться желательного поведения работников и соответственно желательных результатов от их деятельности.

Практикум к главе 16

Тестовые задания

  • 1. Мотив - это :
    • а) то, что человек считает ценным для себя;
    • б) побудительная причина поведения человека;
    • в) внешние раздражители;
    • г) удовлетворение, которое приносит работа;
    • д) нужда в чем-либо.
  • 2. К стадиям процесса мотивации не относятся :
    • а) возникновение потребностей;
    • б) получение вознаграждения;
    • в) устранение потребностей;
    • г) признание и самоутверждение;
    • д) осуществление действия.
  • 3. Стимулирование - это :
    • а) способ удовлетворения потребностей;
    • б) процесс использования различных стимулов для мотивирования работников;
    • в) мотивирование;
    • г) изучение потребностей человека.
  • 4. Мотивация - это :
    • а) совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности;
    • б) средства, применяемые в менеджменте для повышения производительности труда;
    • в) объяснение своего поступка;
    • г) синоним термину «стимулирование».
  • 5**. Последовательность стадий процесса мотивации :
    • а) осуществление действия;
    • б) получение вознаграждения;
    • в) устранение потребностей;
    • г) определение направления действий;
    • д) поиск путей устранения потребностей;
    • е) возникновение потребностей.
  • 6. К группе потребностей в теории К. Альдерфера не относится :
    • а) потребность властвования;
    • б) потребность связи;
    • в) потребность существования;
    • г) потребность роста.
  • 7. Методы властной мотивации и открытого принуждения людей к действиям называются :
    • а) экономическими;
    • б) социальными;
    • в) организационно-распорядительными;
    • г) психологическими.
  • 8. В пирамиде А. Маслоу наивысшей является следующая группа потребностей человека :
    • а) физиологические;
    • б) самовыражения;
    • в) признания и самоутверждения;
    • г) принадлежности и причастности;
    • д) безопасности и социальной защищенности.
  • 9. К процессуальным теориям мотивации не относится теория :
    • а) партисипативного управления;
    • б) социально-психологическая;
    • в) постановки целей;
    • г) справедливости.
  • 10. В теории мотивации МакКлеллацда изучена и описана следующая группа потребностей :
    • а) существования;
    • б) достижения;
    • в) самовыражения и причастности;
    • г) признания и связи.
  • 11**. Последовательность процесса мотивации посредством постановки цели :
    • а) осуществление действий (выполнение запланированной работы);
    • б) получение результата;
    • в) удовлетворенность (неудовлетворенность) результатом;
    • г) осознание окружения и оценка событий;
    • д) определение цели, задающей направление и интенсивность действий;
    • е) составление плана по достижению цели.
  • 12. К формам стимулирования персонала организации не относятся :
    • а) материальные денежные;
    • б) тарифная система заработной платы;
    • в) нематериальные;
    • г) материальные неденежные.
  • 13. К принципам системы стимулирования персонала не относятся :
    • а) комплексность и системность;
    • б) пропорциональность;
    • в) гибкость и творческий подход к делу;
    • г) сдельно-премиальная система оплаты труда.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. В чем вы видите различия между терминами «мотивирование» и «стимулирование»?
  • 2. Как вы понимаете мотивационный процесс?
  • 3. Какие теории мотивации вы знаете?
  • 4. В чем сущность теорий мотивации Маслоу и Альдерфера?
  • 5. В чем особенность теории приобретенных потребностей МакКлел- ланда?
  • 6. Имеются ли различия между теориями Маслоу и Герцберга, если имеются, то какие?
  • 7. Какие различия между содержательными теориями мотивации и теориями процесса мотивации вы знаете?
  • 8. В чем состоит практическая ценность теории справедливости и теории ожидания?
  • 9. В чем особенности теории постановки целей и концепции партиси- пативного управления?
  • 10. Какие формы и методы стимулирования персонала вы знаете?
  • 11. Какие вы видите различия между формами, функциями и принципами системы стимулирования персонала?

Задания для самостоятельной работы

1. Мотивирование работников организации на основе теорий мотивации.

Выберите из штатного расписания известной вам организации несколько должностей работников (например, начальник отдела, специалист, рабочий). На основе теорий мотивации, рассмотренных в этой главе, установите, какие, на ваш взгляд, потребности (2-3) являются наиболее важными у этих работников. Объясните по каждому работнику, какие теории мотивации могут быть использованы для активизации их трудовой деятельности. Определите возможные способы мотивации указанных лиц.

Выполненное задание можно оформить в виде следующей таблицы.

2. Анализ системы стимулирования персонала организации.

Проведите анализ системы стимулирования персонала в известной вам организации. В табл. 16.3 содержится перечень стимулирующих систем, которые используются организациями в нашей стране и за рубежом. Вы можете их взять за основу и выяснить в отделе кадров или у работников других подразделений, какие из них применяются в организации и каким образом.

Анализ можно свести в следующую таблицу.

На основе собранной информации дайте оценку применяемой в организации системы стимулирования труда работников и предложите меры по ее совершенствованию.

  • 1. Виханский О.С., НаумовЛ.И. Менеджмент: Учебник. - 5-е изд., стереотип. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014.
  • 2. Глумаков В.Н. Организационное поведение: Учеб, пособие. - 2-е изд. - М.: Вузовский учебник, 2013.
  • 3. Гусаров Ю.В., Гусарова Л.Ф. Теория менеджмента: Учебник. - М.: ИН-ФРА-М, 2013.
  • 4. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб, пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб, и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»