Презентация "Система начального образования Крыма во II половинеXIX-началеXXв.". Системы общего образования в крыму

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Профессор крымского университета - о своём увольнении из-за критики системы высшего образования полуострова и об изменениях после присоединения к России.

Заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы Таврической академии Крымского федерального университета им. Вернадского (КФУ), профессора Владимира Казарина уволили после того, как на конференции в Праге он сказал, что присоединение полуострова «абсолютно опустошило образовательное поле Крыма». Об этом профессор рассказал «Йоду». После выступления Казарина в Праге в крымских СМИ директор Таврической Академии КФУ Игорь Воронин заявил, что «по крайней мере, странно слышать подобные заявления от человека, который много лет позиционировал себя русским человеком, слыл „пушкинистом“ и „сеял разумное, доброе, вечное“ в умах крымской молодежи, преподавая именно русскую литературу». Председатель комитета по образованию, науке, молодежной политике и спорту Государственного совета РК Владимир Бобков вовсе призвал не продлевать с Казариным контракт о работе. «Йод» узнал у профессора, какие изменения происходят в сфере высшего образования в Крыму.

- Вас действительно уволили из-за критики высшего образования в Крыму? Другие сотрудники КФУ сказали, что ваше увольнение им объяснили тем, что вы неправильно заполнили документы для участия в выборах преподавателей вуза, которые проводятся каждые пять лет.

Мне сказали, что я не прошел выборы преподавателей и в конце октября буду уволен. Но я не сильно на эту тему переживаю. Я больше тридцати лет работал совсем не в том университете, которым сегодня мой вуз стал. Интересно, что о неблагополучии высшего образования в Крыму я говорил публично и регулярно больше года, но обратили внимание на мои слова только после того, как я выступил на конференции в Праге. Мы вернулись в советские времена, когда, с одной стороны, Запад критиковали и отвергали, а с другой, за тем, что там происходит, пристально следили.

- С вами не пытались до увольнения провести «разъяснительную работу»?

Нет, видимо, понимали, что это бесполезно. Двух моих коллег, которые в социальных сетях обменялись острыми репликами по украинскому вопросу, вызывали к проректору и посоветовали вести себя более сдержанно.

- Какой была система образования в Крыму до того, как его присоединили к России?

В Крыму, как и во всей Украине, сохранилась в основе советская система высшего образования. Она даже в большей степени походила на советскую, чем российская. В то же время в украинском образовании была такая чрезмерная в духе махновского гуляйполя свобода. Можно было легко создавать и учреждать вузы, иногда на особых условиях. В Крыму, например, было 93 вуза, а в Севастополе больше 33. Среди них известные и очень сильные университеты, например, наш прославленный медицинский университет и крымский агротехнологический университет. В Крыму работали филиалы большого количества украинских вузов, отделения всех ведущих российских высших школ, многих европейских университетов. Создавались, конечно, и всякие шарашкины конторы, где можно было не учиться, но получить диплом. С одной стороны, эта свобода не позволяла контролировать рынок образовательных услуг, с другой, побуждала к соревновательности. В результате, некоторые маленькие вузы из-за сильных коллективов заслужили себе очень хорошую репутацию и могли конкурировать с большими университетами.

- Что изменилось после того, как Крым вошел в состав России?

Теперь система образования в Крыму больше похожа на большую казарму. Количество вузов очень сильно сократили. В Крыму остался Крымский федеральный университет, инженерно-педагогический университет, который создали крымские татары, и университет культуры, искусств и туризма.

«ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПРИХОДИТСЯ ДВА ЧАСА ОТ ОДНОГО ЗАНЯТИЯ НА ДРУГОЕ ДОБИРАТЬСЯ»

- Что произошло, например, с медуниверситетом?

Теперь он называется медицинской академией имени С.И. Георгиевского. Ее слили с аграрнотехнологической академией, строительным университетом, экономическим вузом и несколькими научными центрами. Все вместе это теперь называется Крымским федеральным университетом им. Вернадского.

- Процесс реорганизации вузов идет по всей России. Почему это плохо?

Вузы были против такого слияния. Особенно медуниверситет имени С.И. Георгиевского, который всегда готовил очень профессиональные кадры. Преподавателей из вузов в процессе этой реорганизации уволили. Сотрудники медуниверситета выходили на митинги, бастовали. Безрезультатно. В итоге создали конгломерат. Между некоторыми факультетами вуза расстояние - 110 километров. То есть преподавателям приходится два часа от одного занятия на другое добираться. У нас пять-шесть лет уйдет на внутреннюю перестройку системы образования. В Крыму сейчас очень много разных проблем, которые нужно срочно решать, и нет времени на такие масштабные и бессмысленные изменения. Система образования Крыма стала очень бюрократичной, у каждого вуза, который слили с КФУ, свой ректор и проректоры, а над ними общий ректор с проректорами. У нас административная часть превратилась в чудовищно разросшийся организм, через который нельзя пробиться. Он живет своей собственной жизнью и мы, преподаватели, ему не нужны. Зарабатывают доценты и профессора примерно в два раза меньше, чем младшие административные работники с незаконченным высшим образованием. У многих проректоров КФУ нет ни то что докторской или кандидатской научной степени, даже опыта работы в вузе нет.

«СЕЙЧАС В КРЫМУ НЕТ НИ ОДНОЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА, МЫ ЖЕ В ПОЛНОЙ ИЗОЛЯЦИИ»

- Как эти изменения отражаются на студентах?

Студенты-иностранцы, которых раньше было много в медуниверситете, покинули его. Первый отток студентов и преподавателей произошел сразу после присоединения Крыма, часть уехала на Украину. В Киевский университет первое время переводили без экзаменов. Другие перевелись в российские вузы. Некоторые - в зарубежные.

Сейчас в Крыму нет ни одной программы международного обмена, мы же в полной изоляции. До присоединения Крыма на наш факультет приезжали преподаватели из афинского университета. На турецком факультете преподавали носители языка, с американскими и европейскими вузами были тесные отношения. Сейчас это все ликвидировано. Недавно нашего очень серьезного специалиста пригласили в Польшу читать спецкурс, а потом организаторы отменили приглашение, потому что Крым теперь часть России. Для высшего образования такая ситуация полный тупик - вузы не могут развиваться без постоянного обмена с университетами других стран.

- Вам объяснили, почему вас увольняют?

Руководство поступило очень осторожно, они прислали преподавателя, и он сказал, что ученый совет меня, скорее всего, не выберет. Я ему ответил, что тоже не желаю работать в этом вузе. Мне не хочется мириться с разными странными требованиями. Например, недавно нам было сказано высокопоставленным чиновником, что преподаватели должны в восемь утра приходить на работу, а в шесть уходить. Даже если в этот день нет занятий. Преподаватели в шутку ответили - у нас столько стульев нет на кафедре. Чиновники предложили поставить стулья в коридоре.

В одном из украинских вузов.

- Почему вы не уехали в Украину сразу после присоединения Крыма?

У меня не было возможности, надо было закончить дела. Теперь планирую это сделать.

Дарина ШЕВЧЕНКО

  • < Назад
  • Вперёд >

развитие общественного дошкольного воспитания в Крыму в конце XX - начале XXI века (1991-2010 гг.)

Исторические особенности и этапы развития общественного дошкольного воспитания в Крыму

Особенностью развития украинской истории дошкольного воспитания и, соответственно, становления теории и практики дошкольного воспитания в Крыму является то, что проблема формировалась не в сфере специфического национального ареала, а через опыт и ценности традиций других культур, а именно дошкольной педагогики России и Запада. [Головань Т.М. Этапы становления и развития дошкольных учреждений в Крыму во второй половине XIX - начале XX века // Педагогика как ресурс развития современного общества: Материалы Международной научной конференции 7-9 февраля 2007 г.: в 2-х т. Педагогика/Под ред.А. А. Романова. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, - 2007 г. - Т.1. - с.68]

Становление общественного дошкольного воспитания в Крыму, как неотъемлемого звена в системе непрерывного образования исчисляется десятилетиями и значимыми историческими событиями, которые сыграли большую роль.

В дошкольном образовании Крыма с момента его становления отражаются все его перемены, происходящие в образовании Украины. Необходимо отдать должное всем изменениям, происходящим в контексте демократизации и гуманизации образования. Однако Крым имеет свои исторические региональные особенности развития общественного дошкольного воспитания, когда во второй половине XIX - начале XX века происходит его становление на столь многонациональной территории. Они имеют свое отражение, как в типологии дошкольных учреждений, так и в особенностях организации, содержания, форм и методах их деятельности.

Так сначала XX века государство взяло на себя функции финансирования, организации и управления дошкольными учреждениями. Для советского периода в развитии общественного дошкольного воспитания характерна унификация не только типов дошкольных учреждений, но и унифицированный подход к программному обеспечению дошкольных учреждений, стереотипный подход к организации педагогического процесса, подготовке кадров для системы дошкольного воспитания. Общественное дошкольное воспитание в то время не рассматривалось с позиции государства как самодостаточная и самозначимая система. Главной целью деятельности дошкольных учреждений была подготовка детей к школе. А соответственно и ориентация деятельности педагогов прежде всего на вооружение дошкольников системой знаний, умений и навыков. [Головань Т.М. Возможности использования опыта дошкольных учреждений Крыма второй половины XIX - начала XX века в условиях модернизации современной системы дошкольного образования Украины. - с.2 http://docs. google.com/viewer? a=v&q=cache: d1ny9W2ERFoJ: www.nbuv.gov.ua/Portal/soc_gum/pspo/2008_19_3/doc_pdf/Golovan%27]

Так, в 1956 году на основе постановления "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" был создан новый тип дошкольного учреждения - ясли-сад. Он призван был обеспечить воспитание и обучение детей как раннего, так и дошкольного возраста. В соответствии с этим была разработана и единая программа воспитания детей раннего и дошкольного возраста. В ее создании активное участие принимали врачи - Н. Аксарина, Н. Щелованов и другие. Предполагалось тесное взаимодействие педагогов и медиков в организации работы дошкольных учреждений нового типа. Однако в реальной жизни эта научная мысль не нашла своего полного воплощения. Проблема оздоровления, физического воспитания детей в массовых дошкольных учреждениях общего типа и решалась в целом, без опоры на принцип гомогенной дифференциации.

Санаторные же дошкольные учреждения решали задачи оздоровления, лечения и физического развития детей успешнее, но таких учреждений было мало. И предназначены они были прежде всего для лечения и воспитания больных детей.

В дошкольных учреждениях конца XX века преобладали комплексные формы образовательной работы с детьми. С одной стороны, государственный подход обеспечивал массовость охвата детей дошкольного возраста дошкольными учреждениями, их доступность для населения, а с другой - культивировался взгляд на детский сад как на придаток школы. Соответственно и подход к обучению и воспитанию детей также был унифицирован. Почти снялись проблемы воспитания больных и ослабленных детей, хотя были отдельные типы дошкольных учреждений для этой категории детей, но количество их было недостаточным. Существующая единая программа для дошкольных учреждений делала подход к обучению и воспитанию здоровых детей также общим. Не практиковались в дошкольных учреждениях дифференцированные формы и методы работы с одаренными или способными детьми, не поощрялся индивидуально-личностый подход в соответствии с задатками, интересами, наклонностями, состоянием здоровья и полом детей. По сути, в дошкольных учреждениях практиковалась коллективная учебно-дисциплинарная модель образования. Сложившееся взаимоотношение системы управления и науки полны противоречий и ограничений. Чаще всего исследования ограничивались рамками отдельных направлений, но не учитывались исторические процессы развития образования в регионах.

Демократические перемена начались только в 90-х годах XX века, с созданием независимого Украинского государства. В 90-е годы наряду с теорико-методологическим обоснование сущности дошкольного образования в педагогических исследованиях, возникла острая потребность в четком выделении структуры, типов дошкольных учреждений, расширении их значения в подготовке подрастающего поколения. В тоже время начался процесс резкого сокращения количества дошкольных учреждений, по причинам, прежде всего экономического характера. [Головко М. Первые учреждения общественного дошкольного воспитания в Украине (вт. пол. XIX - н. XX ст.) // Гуманизация учебно-воспитательного процесса. - Славянск. - 2010г. - с.54]

Большое значение в распространении сети дошкольных учреждений играли педагогические товарищества, которые образовывались в больших городах государства. Они популяризовали идею общественного воспитания детей дошкольного возраста, способствовали распространению научных взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

Так, известным товариществом "Детский сад" в Симферополе еще в 1872 году под инициативой И. Иванова было открыто заведение "дневного пребывания относительно воспитания и обучения детей дошкольного возраста - детский сад". Позже, в 1895 году в г. Ялта были открыты детские приюты-ясли "Ясли заречья". В Керчи в 1897 году начал свою деятельность Фребельский детский сад, организованный товариществом "Ясли". Дневные детские приюты-ясли, открытые в 1896 годах в Симферополе, в 1900 г., в Севастополе и в 1902 г. в Евпатории, действовали на основе принципов народных детских садов, и их целью были - борьба с детской беспризорством, всеобщее и всестороннее развитие детей и помощь работающим родителям.

Значительная роль в организации дошкольных учреждений принадлежала благотворительным и народно-педагогическим товариществам. Организованное в 1899 г.О. Калининой Керченское товарищество опеки о детях инициировало открытие детского сада на Пушкинской площади для физических игр, упражнений и занятий; Симферопольское товарищество "Детская помощь", основанное в 1905 г.С. Шнейдер, способствовало открытию и деятельности на протяжении многих лет детских площадок в городах Симферополе и Саках.

Некоторые существующие в то время платные частные сады работали в единстве с начальной школой, такими были Фребельский детский сад - экспериментальная школа основанный в 1905 г. в Керчи и открытый в 1914 г. в Симферополе детский сад - экспериментальная школа Е. Нергер.

Все существующие в тот период времени детские сады были открыты на средства частных лиц или педагогических товариществ. [Головко М. Первые учреждения общественного дошкольного воспитания в Украине (вт. пол. XIX - н. XX ст.) // Гуманизация учебно-воспитательного процесса. - Славянск. - 2010г. - с.56]

В период с 1945 по 1991 гг. в Крыму была создана система общественного дошкольного воспитания детей раннего возраста, сыгравшая положительную роль как в формировании личности будущих граждан страны.

До Великой Отечественной войны в Крыму функционировало 113 постоянно действующих яслей в городах и 281 в сельской местности, с общим количеством мест в них 14 927. В период немецко-фашистской оккупации сеть детских садов и ясельных групп была полностью разрушена. Ее восстановление и совсем иной этап развития дошкольного воспитания наступил после освобождения Крыма в 1944 году. Однако без проблем не обошлось. Сложность этого периода состояла в том, что после депортации крымских татар и других народов Крыма, на полуостров прибыло одновременно большое количество поселенцев из Украины и РСФСР. Первая волна которых привалила в 1944 г. - и составила 50 тыс. человек трудоспособного населения, вторая волна пришлась на 1950-1954 гг. и принесла с собой 57 тыс. человек. [Шевцова Н.П. Проблемы развития системы детских ясельных учреждений Крыма: история и современность. - Симферополь: Крымский инженерно-педагогический университет, 2006 г. - с.12]

В связи с этим историческим фактом, резко возросла потребность в дошкольных учреждениях. Так уже к 1950 году количество яслей в Крыму достигло 50 % от 1940 года, однако количество мест было в 2,5 раза меньше довоенного. Многие ясли были размещены в плохо приспособленных помещениях, часто просто с земляным полом, не имели специального оборудования, мебели, кроватей и просто самых необходимых вещей в воспитательной деятельности.

Так по данным проверки состояния дошкольного воспитания области за 1952 год отмечалось, что были ясли, в которых на 22 ребенка приходилось 12 кроватей, 8 подушек, 2 матраса. Однако, были и те, в которых даже этого не было. И в большей степени пользовались тем, что приносили родители. Питание детей, особенно в сельской местности, не соответствовало нормам ни по количеству, ни по разнообразию ассортимента продуктов.

Остро стоял также вопрос об обеспечении яслей квалифицированными кадрами. Но по данным на 1958 г. отмечено что в детских яслях Крыма работало 2 тыс. медицинских сестер, не имевших специального образования. В сельских яслях подавляющее количество работников не имели даже общего среднего образования.

Мешала развитию системы дошкольного воспитания и ведомственная разобщенность: детские ясли находились в подчинении Министерства здравоохранения, а детские сады в системе Министерства народного образования. И соответственно приемлемости в воспитательной работе между этими типами детских учреждений не было никакой. Это создавало дополнительные трудности в дальнейшем их развитии. И подобное положение сохранялось до конца 50-х годов. [Шевцова Н.П. Проблемы развития системы детских ясельных учреждений Крыма: история и современность. - Симферополь: Крымский инженерно-педагогический университет, 2006 г. - с.17]

В июне 1959 года вышло постановление ЦК КПУ и Совета Министров Украины № 949 "О мерах по дальнейшему расширению сети дошкольных учреждений и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста". Постановление было направлено на объединение яслей и детских садов в единое дошкольное учреждение - "ясли-детский сад".

В соответствии с Постановлением планировалось к 1965 году создание дополнительных 33300 мест для детей, из них 1300 - для детей раннего возраста.

С этого момента строительство и организация дошкольных учреждений пользовались пристальным вниманием со стороны партийных и государственных органов.

И так уже к 1962 году было создано 37800 мест. Особенно интенсивно шло строительство объединенных дошкольных учреждений в сельской местности. Однако этого было недостаточно. Многие группы как раннего, так и дошкольного возраста были переполнены. В тоже время особо отмечались успехи, достигнуты в Ялте (план строительства был переполнен на 185,5 %), Симферополе, Красногвардейском, Красноперекопском, Раздольненском и других районах. В целом по области выполнение плана составило 110,4 %. [Шевцова Н.П. проблемы развития системы детских ясельных учреждений Крыма: история и современность. - Симферополь: "Крымский инженерно-педагогический университет, 2006 г. - с.24]

Помимо нового строительства, в области изыскивались средства по расширению сети дошкольных учреждений за счет высвобождения и переоборудования административных и других зданий. Так в Симферополе после переоборудования здания ГК КПУ был открыт детский сад на 135 мест, в Джанкое переоборудовано под "ясли-сад" здание госбанка, а в Евпатории - курортторга и д. р.

К концу 60-х годов большинство бюджетных дошкольных учреждений имело все необходимое оборудование для организации жизни детей. Улучшилось положение и с педагогическими кадрами.

Сложнее обстояло дело с кадрами для ясельных групп. Так к середине 70-х годов в дошкольных учреждениях 43 % медицинских сестер - воспитателей не имели медицинского образования. Но поскольку шел процесс постепенной передачи яслей в систему просвещения, облздравотделу не выгодно было увеличивать объем подготовки кадров медицинских работников. И все же в началу 80-х годов качественный состав изменился в положительную сторону и составил уже не 43%, а достиг 53,1%.

Большую роль в развитии системы яслей-садов в Крыму сыграла принятая в 70-е годы программа "Детский сад - новостройка", по которой каждый новый жилой массив должен быть обеспечен дошкольными учреждениями в соответствии с принятыми нормами. В 1976 году Пленум Крымского обкома КПУ рассмотрел вопрос "О задачах областной партийной организации по дальнейшему развитию сети дошкольных учреждений". В частности, была определена цель - к концу пятилетки построить 235 дошкольных учреждений, которые рассчитывались на 50 тыс. мест. [Очерки истории Крымской областной партийной организации. - Симферополь: "Таврия", 1998 г. - с.231]

Но несмотря на принятые условия по объединению, к 80-м годам еще оставалось значительное количество яслей входивших в состав облздравотдела. А разобщенность в управлении разными типами детских учреждений сказывались на комплектовании групп детьми. В результате, в объединенных дошкольных учреждениях был снижен удельный вес детей раннего возраста (18,8 % вместо 30-40 %).

Полностью объединение яслей и детских садов в Крыму произошло к середине 80-х годов. К этому времени в Крымской области работало 983 дошкольных учреждения всех ведомств, их посещало 65 % детей. Можно отметить успехи в охвате детей дошкольным воспитанием в Керчи, Феодосии, Первомайском, Советском, Раздольненском районах. Вместе с тем в Алуште, Ялте, Саках, Красноперекопском районе в эти годы наблюдалась тенденция к снижению охвата детей дошкольными учреждениями. Всего на очереди в дошкольные учреждения стояло по Крыму 9500 детей.

Период 90-х годов в отношении сферы дошкольного образования можно назвать кризисным. А все данные показывают, что дошкольное образование в различных районах Крыма зависело во многом от субъективных факторов. К ним можно отнести - уровень гражданской позиции руководства райгосадминистрации и местных органов самоуправления, их понимание роли дошкольного образования в развитии человека уровень их стойкости перед желанием наладить финансовые дела в районах за счет сокращения сети дошкольных учреждений. Если в Крыму в 1992 году было 936дошкольных учреждений на 55000 мест, из которых 23000 мест было выделено для детей раннего возраста. [Шевцова Н.П. Проблемы развития системы детских ясельных учреждений в Крыму: история и современность. - Симферополь: "Крымский инженерно-педагогический университет", 2006г. - с.27]

Особенности системы дошкольного образования Крыма в конце XX - начале XXI века

Анализ исторического опыта, накопленного в области дошкольного воспитания, свидетельствует о том, что наиболее благоприятные условия для развития общественного дошкольного образования создавались в тех странах, где на это была направлена государственная программа.

Украинская ССР, до 1991 года, являлась одной из республик СССР с наиболее развитой системой дошкольного воспитания. Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в Украине в конце XX века, негативно повлияли на состояние дошкольного образования. С 1990 по 2000 год в государстве перестали работать 7,3 тыс. дошкольных учебных заведений. Особенно большие потери система дошкольного воспитания понесла в сельской местности. Приложение 2. [Шевцова Н.П. Развитие сети дошкольных учреждений в Крымской области в XX столетии // Крымский инженерно-педагогический университет. - Симферополь, 2006. - режим доступа к ресурсу - http://www.rusnauka.com/7. _DN_2007/Pedagogica/20469. doc. htm]

Приложение 2. Дошкольные учреждения АР Крым и количество детей охваченных воспитанием.

Восстановленная в 1991 году, Автономная Республика Крым унаследовала стройную систему образования с разветвленной сетью учебных заведений, удовлетворяющих в основном потребности населения в дошкольном, школьном и внешкольном образовании.

Как известно, I съезд работников образования Крыма проводился в ноябре 1992 года, на котором обговаривались вопросы национального образования.

Также учитывая стремительно изменяющуюся демографическую обстановку, Верховный Совет Крыма в 1992 году поручил Совету министров Крыма и управлению образования разработку "Концепции национального образования" в АР Крым. Уже к 1 января 1993 года проект Концепции был разработан, обсужден на съезде работников образования Крыма и представлен съезду работников образования Украины.

В соответствии со статусом автономии, в период до 1996 года в Крыму действовали нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений образования: Конституция Автономной Республики Крым, Закон Республики Крым "Об образовании", действовало Положение об аттестации педагогических работников АР Крым и более 50 других нормативно-правовых документов, что позволило до принятия в 1996 году Закона Украины "Об образовании" поддерживать систему образования и развития. За период с 1991 года дошкольных учреждений значительно сократилась. Однако основные принципы дошкольного воспитания были сохранены. [Шевцова Н.П. Проблемы развития системы детских ясельных учреждений в Крыму: история и современность. - Симферополь: "Крымский инженерно-педагогический университет", 2006г. - с.9]

Изменения в общественной, экономической, социальной жизни Украины, а также демографическая ситуация потребовали перестройки основных направлений системы дошкольного образования в Автономной Республике Крым.

Динамика изменения сети дошкольных учреждений в период 1991-2001г. г. показывает её уменьшение с 937 до 684 учреждений. Из 2 53 перепрофилированных, реорганизованных дошкольных учреждений на нужды образования используется 40% зданий, пустуют 60 зданий, которые по санитарным нормам запрещены к эксплуатации.

Необходимо отметить, что в первую очередь закрывались дошкольные учреждения, расположенные в приспособленных зданиях. Так в 1991г. из 937 ДУО - 218 (или 23%) зданий не отвечали санитарным требованиям. В настоящее время лишь 59 ДУО (8,5%%) размещены не в типовых помещениях.

Уменьшение сети дошкольных учреждений не оказало негативных последствий на систему дошкольного образования.

В Автономной Республике Крым функционирует 684 дошкольных учреждения, в которых воспитывается 36322 ребенка, из них в городе 30,4 тыс., в селе 6 тыс. дошкольников. При снижении рождаемости с 28 тыс. в 1991г. до 15 тыс. в 2000г. существующая сеть полностью удовлетворяет потребности населения. Последние 5 лет отсутствует очередность, дошкольные учреждения образования могут дополнительно принять на свободные места 16 тыс. детей школьного возраста. [Пути и перспективы развития дошкольного образования в Автономной Республике Крым // МОН АР Крым - http://minobr. crimea-portal.gov.ua/rus/index. php? v=5&tek=71&par=66&l=&art=674&date=]

За период с 1996 по 2001 год в АР Крым, к большому сожалению, не было введено в эксплуатацию ни одного дошкольного учреждения. С целью сохранения сети дошкольных учреждений в 2001 году продолжается процесс передачи ведомственных детских садов в коммунальную собственность. На конец 2001 года количество дошкольных заведений коммунальной собственности составило 400, что по данным в полтора раза превышало количество ведомственных дошкольных заведений.

Существующая сеть дошкольных учреждений на тот период времени удовлетворяло потребности населения. Дошкольные учреждения дополнительно смогли принять 16,7 тыс. детей.

Однако, на конец 2001 года по различным причинам не работало 286 учреждения, что составляло более 42 % от общего числа. А девять из десяти неработающих садов были расположены в сельской местности.

Проблемным в Крыму оставался вопрос языка, на котором воспитывались дети в детских садах. Воспитанием детей занималось 4,3 тыс. педагогических работников. Но уровень образованности педагогических работников дошкольных учреждений в сельской местности был значительно ниже, чем в городе. В городах каждый третий работник имел высшее образование, в сельской местности - каждый пятый.

Также в конце 2001 года наблюдается тенденция создания в Крыму 12 специализированных детских садов и 68 дошкольных учреждений с группами спецназначения, в которых воспитывалось и обучалось почти 10 % детей дошкольного возраста.

Однако, так как Крым является многонациональным полуостровом, возникла проблема образования дошкольных учреждений для крымских татар. И положительный результат был заложен в 1990 году, когда впервые на территории Крыма на базе русскоязычных детских садов были открыты три группы с крымско-татарским языком обучения и воспитания. В 1991 году их количество увеличилось до 12, в 1992 году - 24, в 1993 году - 40, в 1994 - 38. Однако к 2003 году количество крымско-татарских групп сократилось до 21 группы, которые посещали 325 малышей крымскотатарской национальности. [Каджаметова С. Проблемы образования крымско-татарского народа в Крыму // Из доклада "Проблемы правовой интеграции депортированных". - Симеиз. - 19-21 мая 2003 г. - http://qirimtatar. narod.ru/maarif_obzor. htm]

По данным Министерства образования и науки Автономной Республики Крым в начале 2005 года в Крыму имелось 624 детских сада, из которых работали лишь 414 садов, или чуть более 66 %.

По данным статистики, из 210 неработающих не работающих детских дошкольных учреждений 141 учреждение находилось в коммунальной собственности, 53 не пригодны для дальнейшей эксплуатации. В связи с этим Министр образования и науки Крыма обратился к местным властям с призывом пересмотреть все отношение к дошкольному воспитанию и образованию.

В 2002-2004 годах на 29 % увеличилось количество детей в группах с украинским языком обучения (с 1013 детей в 2000 году до 1488 детей в 2004 году).

На 2,5 % увеличилось количество педагогических работников. В дошкольных учебных заведениях работают 4196 педагогов, из них имеют высшее педагогическое образование 38,3 %, в 20003 году этот показатель составлял 36,5 %.

Была начата работа по внедрению инновационной программы развития и воспитания детей раннего возраста "Зернышко".

К 2006 году в Автономной Республике Крым насчитывалось 36 тыс. мест в дошкольных учреждениях. В очереди на их получение стояло 4,1 тыс. детей. В частности в Симферополе их насчитывалось 2400 детей, в Большой Ялте - 600, в Красноперекопском районе - 500 человек. Но особо большая потребность заключается в нехватке мест для детей раннего дошкольного возраста. [Шевцова Н.П. Проблемы развития системы детских ясельных учреждений в Крыму: история и современность. - Симферополь: "Крымский инженерно-педагогический университет", 2006г. - с.11]

Проследить динамику численности детей в дошкольных учреждений Автономной Республики Крым помогают статистические данные Министерства образования и науки АР Крым. Данная статистика представлена в приложении 3. [Дошкольные учреждения Автономной Республики Крым в 2006 г. статистический бюллетень/Под ред.О.Л. Питюренко - Симферополь: Главное управление статистики в АР Крым. - 2007 г. - с.9]

Приложение 3. Динамика численности детей в дошкольных заведениях АР Крым

Если проследить статистику в области дошкольного воспитания АР Крым, то можно заметить, что в некоторых аспектах показатели падали, а в некоторых наоборот поднимались в своем развитии. Так в 2000 году количество дошкольных учреждений в городах составляло 288 учреждения с количеством в них мест для детей в 32921 человек, в сельской же местности этот показатель несколько иной, количество дошкольных учреждений составило 396 учреждений, с количеством мест всего на 19274 человека. В 2002 году этот показатель составил в городе - 272 учреждения и с количеством мест на 30807 человек, в сельской - 383 учреждения и с количеством мест на 16172. то есть за несколько лет динамика упадка доволе большая. В 2006 году показатель опять таки упал и составил всего в городах - 250 учреждений с количеством мест на 29938 человек, в селе - 355 учреждений и 20949 мест. Единственная положительная динамика прослеживается в росте количества детей посещавших дошкольные учреждения. Так в городе их количество в 2000 году составило 30463 человек, в 2001 - 31399 человек, в 2004 - 31531, в 2006 - 34044 человек. В сельской местности количество детей посещающих дошкольные учреждения намного ниже, однако наблюдается постоянная динамика роста.

Так в 2000 году их количество составило - 5859 человек, в 2002 - 5549, в 2004 - 6474, в 2006 году - 8360 человек. Данная тенденция позволяет предположить дальнейшие пути развития дошкольного воспитания как в городских населенных пунктах, так и сельских населениях. Приложение 4. [Дошкольные учреждения Автономной Республики Крым в 2006 г. статистический бюллетень/Под ред.О.Л. Питюренко - Симферополь: Главное управление статистики в АР Крым. - 2007 г. - с.9]

Количество учреждений

В городских поселениях

В сельской местности

В них мест

В городских поселениях

В сельской местности

Количество детей в учреждениях

В городских поселениях

В сельской местности

Количество детей в расчете на 100 мест

В городских поселениях

В сельской местности

Дополнительно в Украине

Приложение 4. Дошкольные учебные заведения Автономной Республики Крым.

Если сравнивать с Украиной в целом по количеству охваченных детей дошкольными учреждениями, то показатель останавливается на отметке в 51 % от общего количества. Приложение 5. [Дошкольные учреждения Автономной Республики Крым в 2006 г. статистический бюллетень/Под ред.О.Л. Питюренко - Симферополь: Главное управление статистики в АР Крым. - 2007 г. - с.12]



Приложение 5. Охват детей дошкольными учреждениями по регионам Украины в 2006 г.

После 2006 года в дошкольном образовании Автономной Республики Крым наблюдается постепенный рост как количества функционирующих дошкольных учреждений, так и числа детей охваченных им.

Однако большой проблемой в области дошкольного образования оставалось до недавнего времени не понимание родителей системы постановки на очередь в детский сад. Но после того, как в управлении образования и науки был создан электронный реестр детей, нуждающихся в дошкольном образовании, данная проблема отошла в сторону.

А ее место заняла проблема нехватки месс в дошкольных учреждениях, несмотря на все предпринимаемые меры по увеличению количества детских садов, ясельных групп и других дошкольных учреждений.

Поэтому с целью обеспечения организованного процесса обучения и воспитания, решения неотложных проблем, отрасли, выполнение постановления коллегии МОН Украины от 22.08.2008 года № 296 "Об утверждении мероприятий по повышению качества образования в Автономной Республике Крым на 2008/2011 годы", решения коллегии МОН АРК от 27.08.2008 г. было решено считать первоочередными задачами дальнейшее развитие дошкольного образования; повышение качества предоставления педагогических услуг; выполнение Программы развития дошкольных учреждений на 2008-2011 гг.; улучшить воспитательную работу путем уменьшения негативного влияния на детей социальной среды. Было призвано провести мониторинг состояния дошкольного образования, а также увеличит процент охвата дошкольным образованием детей соответствующего возраста. Также заведующим дошкольными учреждениями включить в годовой план работы дошкольных учреждений Базовой программы развития детей дошкольного возраста. Принять меры по возобновлению работы ранее закрытых дошкольных учебных заведений, предусмотрев на эти цели средства в бюджетах городов и районов, согласно перечню дошкольных учебных заведений, подлежащих восстановлению (прилагается). Обеспечить охват дошкольным образованием не менее 75 % детей. [Постановление № 296 от 03.06.2008 г. "Об утверждении мероприятий по повышению качества образования в АР Крым на 2008-2011 годы" // Совет Министров АР Крым, Симферополь. - http://search. ligazakon.ua/l_doc2. nsf/link1/AP080296.html]

Последние годы Министерство образования АР Крым ведет работу, направленную на обновление инфраструктуры дошкольного образования, которая могла бы обеспечить широкий спектр образовательных услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребности семьи и общества.

В настоящее время резко выросло количество детей дошкольного возраста с нарушением психофизического развития. Для этой категории детей в Крыму открыто 13 специальных детских садов и 69 дошкольных учреждений с группами спецназначения, где соответственно воспитывается и обучается 2878 ребёнка или 9% от общего количества дошкольников, посещающих дошкольные учебные учреждения. Но это количество детских садов далеко не оптимально, требуется дополнительное открытие специализированных групп на базе ведомственных учреждений. Вопрос открытия замыкается в первую очередь на недостаточное финансирование учреждений образования и тот факт, что родители детей, посещающих спецгруппы, освобождаются от платы за детский сад.

Актуальным является вопрос привлечения в дошкольные учреждения образования детей раннего возраста (до 3-х) лет. Анализ показывает, что из 36,4 тыс. дошкольников только 5 тыс. - малыши до 3-х лет. Увеличение групп раннего возраста, открытие групп кратковременного пребывания позволит заполнить свободные места ушедших в школу детей.

Как положительный факт следует отметить активизацию процесса принятия ведомственных дошкольных учреждений образования в коммунальную собственность. [Пути и перспективы развития дошкольного образования в Автономной Республике Крым // МОН АР Крым - http://minobr. crimea-portal.gov.ua/rus/index. php? v=5&tek=71&par=66&l=&art=674&date=]

Сохранение сети детских дошкольных учреждений, их передача на баланс местных бюджетов требует особого внимания и постоянного контроля со стороны органов управления образованием, как и обеспечение конституционного права детей на обучение, и воспитание на родном языке. Особенно это касается районов с компактным проживанием национальных меньшинств.

С принятием Закона Украины "О дошкольном образовании" появились условия для улучшения состояния дел в этой области. Теперь каждый ребенок 5-го года жизни должен иметь обязательное дошкольное образование через различные формы его получения в соответствии с Базовым компонентом дошкольного образования. Государство гарантирует доступность образования через многообразие форм его получения, направление дотаций державы на содержание детей дошкольных учебных учреждениях, осуществление социально-педагогического патроната семей.

Сеть дошкольных учебных заведений заметно не изменилась в 2010 г. и составила 602 дошкольных учебных заведений. Из них функционируют 482 заведения с охватом 52 550 детей (59,6% от общего количества детей дошкольного возраста).

Возобновили также свое функционирование 3 дошкольных учебных заведения: в с. Голубинка Бахчисарайского района, в с. Белинское Ленинского района, в с. Верхнекурганное Симферопольского района (на базе Верхнекургановской общеобразовательной школы).

Дошкольным образованием, через разные формы в 2010 г. охвачено 99,5% детей 5-летнего возраста (18746 детей). Что значительно выше уровня прошлых лет.

На 100 мест приходится 90 детей, в том числе в городе - 119 детей, в селе - 51 ребёнок. Средняя стоимость содержания одного ребенка в день - 46,1 гривен. Натуральные нормы питания выполняются на 85%.

Из 482 ДУЗ - 365 работают по приоритетным направлениям (художественно-эстетическое - 48, физкультурно-оздоровительное - 88, музыкальное - 40, гуманитарное - 63, другие, в т. ч. экологическое - 126).

Для детей с нарушением в психофизическом развитии работает 11 специальных детских садов и 61 дошкольное учебное заведение со специальными группами, где воспитывается и обучается 2833 ребёнка.

В связи с изменениями демографической ситуации в срочном нуждаются в срочном возобновлении работы 29 дошкольных учебных заведений, которые были закрыты свыше 10 лет назад. Сегодня очередь в детские учебные заведения составляет в городах 13935 детей, в сельской местности этот показатель намного ниже и составляет 2759 детей. [Пути и перспективы развития дошкольного образования в Автономной Республике Крым // МОН АР Крым - http://minobr. crimea-portal.gov.ua/rus/index. php? v=5&tek=71&par=66&l=&art=674&date]

В связи с нехваткой мест необходимым является разработка комплексной программы развития дошкольного образования. Такую программу предложил Круглов С. Разработанную по поручению горгосадминистрации. Его программа развития дошкольного воспитания включает пять основных разделов - пять стратегических направлений по расширению числа детских садов и предоставлению мест в них. Это, во-первых, открытие дополнительных групп в действующих дошкольных учебных за ведениях, во-вторых, возврат дошкольных учебных заведений, задействованных сейчас под другие объекты, в действующую сеть и возобновление их работы, реорганизация существующих учреждений образования в дошкольные учебные заведения, оптимизация дошкольных учебных заведений компенсирующего и комбинированного типа, открытие групп краткосрочного пребывания для детей пятилетнего возраста на базе общеобразовательных учебных заведений.

Такой план мероприятий рассчитан на пять лет, а выполнение его позволит расширить возможности детских садов.

Если соотнести эту программу с развитием дошкольного образования в Севастополе. То по ней возможно будет расширить количество мест в детских садах почти на три тысячи дополнительных мест.

В Севастополе есть ресурс зданий для возврата их в систему детских садов. Например, начальные классы школы №9 и гимназии№2 расположены в зданиях бывших детских садов №115 и №117. Постепенный перевод младших классов в основное здание школы позволит через несколько лет восстановить деятельность значительных по вместимости дошкольных учреждений.

Требует восстановления полноценный детский сад в с. Фронтовое, необходимо возобновить работу дошкольного заведения №70 в Балаклавском районе. Один из резервов увеличения количества мест в детских садах - реорганизация малокомплектных сельских школ в комплекс "детский сад - школа". Работа по реорганизации школ № 48, 51 и 56 уже проводится.

В настоящее время рассматриваются возможности организации групп кратковременного пребывания детей в детских садах и в помещениях школ. И планируется, что такие группы кратковременного пребывания начнут функционировать уже с января 2011 года.

Решение вышеперечисленных задач возможно при условии интеллектуальных и финансовых усилий местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления путем выполнения Региональной программы развития дошкольного образования до 2015 года. [Круглов С. Региональная программа развития дошкольного образования // Севастопольские известия. - № 120. - с.4]

Однако по всему Крыму идеи интенсивный процесс развития дошкольного образования.

Вывод по разделу II

Исторические особенности развития и становления дошкольного образования на территории Крыма сыграли большую роль и в развитии дошкольного образования в Крыму в современных условиях.

А анализ исторического опыта организации дошкольного образования в Крыму позволяет сделать вывод что система дошкольного образования в АР Крым была заложена очень давно, и основные ее истоки и принципы дошли до наших дней и ведь именно на них сейчас и строятся новые системы и способы дошкольного воспитания.

Хотя и в его развитии были кризисные периоды, такие как 90-е годы XX столетия.

Вместе с тем, несмотря на кризисные явления, система дошкольного воспитания в Крыму имеет перспективы развития. Основным фактором, который подтверждает это, является постепенный рост его значения в жизни народа.

Поэтому можно отметить тот факт, что несмотря на все преграды которые возникают в процессе дошкольного образования, эта система находит пути и лазейки для правильного решения проблем и пути для дальнейшего развития.

Генассамблея ООН в новой декабрьской резолюции продолжает обвинять Россию в ущемлении человеческих прав в Крыму. Федеральное агентство новостей проверило на практике, как реализуется одно из базовых прав - гражданского права на образование - в современном российском Крыму в сравнении с украинскими временами.

Главная беда украинского Крыма проявлялась во всех отраслях - это практически полное отсутствие финансирования, деньги на развитие не выделялись десятки лет. В 2014 году России перешли вместе с другими крымскими объектами 530 школ. Процентов 90 зданий, по оценке министерства образования республики, были в изношенном состоянии, со старыми пищеблоками, ветхими кровлями и окнами, устаревшим оборудованием. Немногочисленные финансовые вливания перепадали некоторым школам от родителей или спонсоров, но не от государства. Учителя были - на них Крым никогда не жаловался - но получали они среднюю зарплату в 1500 гривен (примерно 4800 рублей на 2014 год).

Дошкольниками занимались очень мало, в некоторых районах Крыма не занимались от слова «совсем». После перехода к России в министерстве образования республики создали электронную очередь, чтобы понять, сколько детей находится в очереди для получения места в детских садах. Упорядочить и зарегистрировать всех, у кого есть право на дошкольное образование, оказалось делом небыстрым.

Многие родители поначалу даже не поставили своих детей в эту очередь - давно разочаровались в дееспособности государства - и спохватились только в процессе. Также в очередь встали дети российских военных, сотрудников правоохранительных органов и тех, кто переехал в Крым с материковой части России после 2014 года, а также беженцев с Украины. По всему полуострову стали устанавливать модульные детские сады на разное количество мест - от 80 до 250. Здания возводились за три месяца на территории уже существующих учебных заведений (без волокиты с выделением новой земли под строительство) и сразу подключались к их инфраструктуре. Для мегаполиса событие рядовое, но в Крыму каждый новый детский сад - это как долгожданный запуск новой станции метро в большом городе. Корреспонденты ФАН наблюдали за строительством детских садов под Бахчисараем и под Евпаторией, в районах компактного проживания крымских татар, где при Украине люди отчаялись ждать даже асфальтированных подъездов к своим домам, а на строительство детских садов они и вовсе не надеялись.

С 2014 года по всему Крыму поставили 19 модульных детских садов, 11 детских садов, не функционировавших более 15 лет, вернули в сеть (сегодня они находятся в разных стадиях восстановления), другие - основательно отремонтировали, и эта работа продолжается. Как рассказали ФАН в министерстве образования республики, в 13 регионах очередь уменьшилась на 90%, а некоторые поселки обеспечили местами для дошкольников полностью. На полуострове за это время появилось 14 000 дополнительных мест в садах, общая очередь уменьшилась на 23 000 человек. Не менее 19 новых зданий детских садов сейчас строится на крымской земле с нуля, в рамках ФЦП. В следующем году Крым освоит еще 2,5 млрд рублей в рамках строительства модульных детских садов.

«Кроме того, глава Крыма принял беспрецедентное решение заложить в бюджет на 2018 год 500 миллионов рублей на стопроцентную компенсацию за присмотр и уход за ребенком в детском саду в сельской местности. Сегодня родители платят в среднем по Крыму 105 рублей за ребенка в день. Мы понимаем, что в сельской местности доходы населения значительно ниже, поэтому была принята такая мера поддержки - сумма, затраченная родителями в следующем году, будет каждый месяц возвращаться родителям в виде компенсации», – говорит министр образования, науки и молодежи Наталья Гончарова .

Крымские школьники начали учебный год 2014-го в одной стране, а закончили - в другой. В летние каникулы отдыхали только они, а учителя, методисты и чиновники экстренно изучали новые правила лицензирования и аккредитации, осваивали учебные программы и в рекордные сроки писали новые. К 1 сентября Россия привезла во все крымские школы комплекты учебников по всем предметам. Как рассказали нам в министерстве образования, науки и молодежи Крыма, сложности возникли с учебниками на крымско-татарском языке, который указом президента России был закреплен как официальный язык республики вместе с русским и украинским.

«У нас не было полноценного доступного обучения на крымско-татарском языке при Украине, - говорят в министерстве, - Это была выдуманная, наигранная проблема, но решить ее удалось только в составе России. Мы учились по устаревшим учебникам на крымско-татарском - Киев переводил примерно по одному в год, а срок жизни учебника – всего пять лет. В течение 2015 года мы разработали четыре программы изучения крымско-татарского языка, перевели и издали 44 наименования школьных учебников для школьников с первого по девятый классы по всем предметам. Это была титаническая работа, аналогов которой нет ни у кого, нам пришлось самим создавать ее. Зато этот шаг позволил снять многолетнее напряжение, возникшее на национальной почве. Норму закона мы привели в фактическое исполнение - официальный язык республики стал доступным в школах».

Когда родитель отдает ребенка в школу российского Крыма, он выбирает, на каком языке будет проходить его обучение с первого по девятый класс. По сведениям Минобразования, наблюдается снижение интереса к украинскому языку (сейчас на нем обучается 371 ученик - это 0,2% от общего числа крымских школьников) и увеличение интереса к крымско-татарскому (5600 учеников - 3% от общего числа). В республике действуют 15 школ с крымско-татарским языком в качестве основного и одна школа с украинским языком. Кроме того, сохранять, использовать и изучать свои родные языки в Крыму могут представители армянской, греческой, болгарской, немецкой диаспор.

России пришлось серьезно вложиться в крымские школы, чтобы дотянуть их до госстандартов лицензирования и аккредитации. Срок получения лицензии заканчивается для крымчан 1 сентября 2018 года - за это время еще 16% школ должны будут продемонстрировать свою обновленную материально-техническую базу. Охрана, ограждения вокруг зданий, камеры наблюдения, пожарные сигнализации появляются в школах, где несколько лет назад сыпались потолки и обваливалась кровля. Пока что 114 крымских школ не могут получить положительное заключение Роспотребнадзора из-за своего плачевного состояния, в котором они встретили русскую весну.

«Но больше нас заботит процедура государственной аккредитации, - признаются в Минобразования. - Наполнение и содержание школьной программы должно соответствовать российским стандартам, а это и учебные планы, и их правильная реализация. Каждой школе дано 105 дней на прохождение аккредитации, сегодня положительное заключение есть у 356 школ Крыма».

Крымские учителя с 2014 года проходят курсы повышения квалификации и переподготовки, а школьники – постепенно знакомятся с ЕГЭ. В следующем году крымчане в последний раз смогут выбирать между ЕГЭ или ГВЭ (государственным выпускным экзаменом), после чего полностью перейдут на сдачу единой для России аттестации по нормам ЕГЭ. В 2014 году на единый государственный экзамен решились 5% крымских выпускников, а предварительные подсчеты 2018 года предсказывают, что ЕГЭ готовых сдавать 78% учащихся.

«С одной стороны, этот процент говорит о том, что крымские школьники стали более уверены в своих знаниях, - считают в Министерстве. - С другой, понятно, что многие перестраховываются и не хотят связываться с дополнительными испытаниями от вузов при предъявлении результатов ГВЭ. С баллами ЕГЭ поступать намного проще, да и уровень образования в Крыму уверенно выходит на уровень среднего по России. У нас регулярно проводятся срезы знаний и проверочные работы, как по всей стране, и мы, начиная с четвертых классов, видим объективную картину, и уже понимаем, по каким предметам подтянуться, как перестроить систему обучения, чтобы к 11 классу не удивиться, что ребенок ничего не знает. Теперь мы можем продуктивно использовать образовательное время, а не просто рисовать оценки в аттестатах, как раньше».

Названия крымских школ, имена крымских школьников уже звучат на всероссийских олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. С главными призами в Крым возвращаются школьники всех классов - от первоклашек до выпускников. Но главную «пятерку» российскому полуострову точно можно ставить за патриотизм, считают в республиканском министерстве.

«Крым точно отличен своим самым большим патриотизмом, - говорят в Минобразования Крыма. - Через все невзгоды мы вернулись на родину, видим у крымских семей практически стопроцентную поддержку этого исторического решения и очень благодарны всей России, каждому субъекту Российской Федерации, за внимание и поддержку полуострова».

УДК 342.55

Русанова Светлана Юрьевна

Кандидат юридических наук Старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается понятие муниципального образования, выделяются его характерные признаки. Проводится анализ нормативно-правовой регламентации осуществления местного самоуправления в Республики Крым, а также перспективы развития муниципальных образований в новом субъекте Российской Федерации.

Ключевые слова: местное самоуправления, муниципальное образование, Республика Крым, территориальное сообщество, жители муниципального образования.

Svetlana Rusanova

Senior lecturer of the Department of public administration

and civil-legal disciplines

Crimean Affiliate of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of

the Russian Federation

MUNICIPAL FORMTIONS IN THE REPUBLIC OF CRIMEA: FEATURES OF THE DEVELOPMENT AND TRENDS

The article discusses the concept of the municipality, its distinctive features stand out. The analysis of the legal regulation of the local government in the Republic of Crimea, as well as prospects for the development of municipalities in the new subject of the Russian Federation.

Keywords: local government, municipality, Republic of Crimea, territorial community, the inhabitants of the municipality.

Демократические сдвиги, которые последние годы происходят в России, обусловили тенденцию восстановления активности саморегуляции и развития муниципальных образований, укрепление их экономической самостоятельности и стремления активно участвовать в делах местной жизни. Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве субъекта обусловило необходимость преобразования системы местного самоуправления, принятия соответствующих нормативно-правовых актов и оптимизацию структуры муниципальной власти. Именно эти аспекты и обусловили актуальность научного исследования данного вопроса, ведь названные процессы требуют не только политико-юридической и экономической защиты муниципальных образований в Республике Крым, но и идеологически-научного обоснования их создания, функционирования и дальнейшего развития.

Понятие муниципального образования явилось предметом научного поиска в исследованиях многих ученых. Этой проблеме, например, посвящены работы М. Драгоманова, М. Грушевского, Р. Лащенко, С. Шелухина и др. Большое количество научных исследований зарубежных, в частности, американских, исследователей, также рассматривают вопросы определений муниципального образования, однако раскрывая данное понятие через определение «местного общества» (community). Более того, в общественных науках США сформировалось целое направление, связанное с «исследованием местных общин».

В юридической науке под «территориальной общиной» понимается группа людей, члены которой «связаны узами общего отношения к территории, на которой они живут, и узами отношений, вытекающих из факта проживания на общей территории». Дальнейшее развитие понятия «территориальная община» нашло в трудах Выдрина И. В., Заславской Т. И., Рывкина Р. В., Межевича М. М., Русановой С. Ю. и др.

общность людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими интересами.

Дальнейший анализ правовой доктрины в сфере местного самоуправления позволяет нам дополнить перечень специфических признаков муниципальных образований. М. Баймуратов и В. Григорьев в своем определении этого понятия акцентируют внимание на том, что местное общество - это «совокупность физических лиц, постоянно проживающих на определенной территории и связаны территориально-личностными связями и связями системного характера» . По мнению А. Батанова, муниципальное образование - это «территориальная общность, состоящая из физических лиц - жителей, постоянно проживающих, работающих на территории села (или добровольного объединения в общину нескольких сел), поселка или города, которые непосредственно или через сформированные ими муниципальные структуры решают вопросы местного значения, имеют общую коммунальную собственность, владеют на данной территории недвижимым имуществом, оплачивают коммунальные налоги и связаны территориально-личностными связями системного характера». . Системный характер носит исследование понятия и признаков муниципального образования, проведенное Ю. Сурминым. В нем автор выделяет признаки муниципального образования сквозь призму понятий «социальная территориальная община», «территориальная община», «местное сообщество». По его определению, муниципальное образование - это автономная общественная надструктура, организованной постоянной коллективной деятельностью; местное сообщество - это определенный независимый элемент общества, в который входят жители этой местности и которая выделяется локальной целостностью; социально-территориальная общность - это объединенное на территориальных началах союз граждан - носителей локальных связей и отношений, формируется в своеобразное общественное образование на основе социально-территориальных разногласий.

Суммируя приведенные взгляды, можно сделать вывод, что понятие «муниципального образования» в исследованиях ученых определяется различными подходами и характерными признаками, но в совокупности все они отличаются существенными разногласиями в его определении. В то же время и законодатель также не придал большого внимания этому вопросу, закрепив в нормативных актах лишь основные черты территориальных образований.

Таким образом, этот вопрос требует основательного научной разработки, так как муниципальное образование является главным предметом науки о местном самоуправлении, отправной точкой в системе местного самоуправления, первичным её субъектом, носителем её полномочий и функций. Именно оно образует низовую территориальную общность жителей, является наиболее общей субъектной основой местного самоуправления.

Также отметим, что дефиниция определения муниципального образования позволяет классифицировать его признаки на основные и дополнительные. К основным признакам следует отнести территориальное единство, постоянное проживание, формирование и функционирование в рамках действующего законодательства, наличие общих интересов в деятельности, автономию полномочий в решении местных вопросов, психологическое осознание жителями принадлежности к членству в муниципальном образовании и т. д. К дополнительным признакам можно отнести оплату коммунальных налогов, владение недвижимым имуществом на территории муниципального образования и др.

Определение муниципального образования должно содержаться в его главном локальном акте - Уставе муниципального образования. К сожалению, анализ действующих уставов муниципальных образований показывает, что и на локальном уровне нет единого нормативного определения его понятия. Более того, многие из уставов определяют муниципальное образование только через призму его видов, по аналогии с Федеральным законом № 131-ФЗ. Итак, считаем, что этот пробел негативно влияет на правовой статус муниципального образования как многоаспектного, многогранного явления, выступающего в

качестве неотъемлемого субъекта местного самоуправления. Поэтому каждое муниципальное образование должно закреплять в своих уставах собственную сущность.

Понятие муниципального образования является сравнительно новым для юридической науки России. Дефиниция «муниципальное образование» как в работах ученых, так и в действующем законодательстве характеризуется различными подходами и квалифицирующими признаками.

Действующая Конституция Российской Федерации не даёт определения муниципального образования. Достаточно узкую формулировку содержит и федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяя муниципальное образование как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородскую территорию города федерального значения. Таким образом, законодательная дефиниция понятия муниципального образования основана лишь на территориально-поселенческом критерии, без учёта специфических особенностей подобной организации населения.

Многие ученые выступают за упрощенное понятие муниципального образования. В частности, в юридической литературе муниципальное образование определяется как «самоуправляющееся объединение граждан по месту жительства» , «социально-организованная группа людей, которые относительно компактно проживают на определенном пространстве и объединены решением задач по месту проживания» , «местное сообщество, основанное на самоуправлении и отделённое от государственных органов» , «местное сообщество как совокупность постоянно проживающих на этой территории жителей, в том числе и иностранцев» , «люди, проживающие в определенных территориальных границах и объединенные общими интересами» и так далее.

При таком упрощенном отношении к понятию муниципального образования, на наш взгляд, теряется социально-правовая сущность этого феномена, который должен включать понятие населения как сообщества жителей (местного сообщества), объединенных совместной деятельностью, интересами и целями по удовлетворению потребностей, связанных с бытом, средой проживания, отдыха, обучения, общения.

Важным признаком муниципального образования является социально-демографическая взаимодействие, то есть соседские отношения, общие правила и нормы поведения, ощущение принадлежности и соучастия к событиям в обществе. И.В. Выдрин в этом контексте рассматривает территориальный коллектив как «социальную общность, которая состоит в границах общего проживания граждан, имеет своей основой общественно необходимую, социально обусловленную деятельность, которая осуществляется группой людей, объединенных общими интересами в политической, социально-экономической и культурно-бытовые сферах жизни» , это «объединение людей по месту жительства со многими формальными, безличностными и неформальными, лично окрашенными связями между ними». При этом, оперируя такими категориями, он обращает внимание на целесообразность ценностно-эмоциональной стороны правового регулирования содержания понятия муниципального образования, его употребления с обращением не только к сознанию, но и к чувствам людей».

С развитием отечественных и зарубежных исследований в области местного самоуправления авторские подходы усложняются, расставляется все больше дефинитивных акцентов. М. Баймуратов и В. Григорьев отмечают, что муниципальное образование - это «совокупность физических лиц, постоянно проживающих на определенной территории и связанных территориально-личностными связями системного характера».

В том же ключе определение муниципального образования дает А. Батанов, характеризуя его как «территориальную общность, состоящую из физических лиц - жителей, постоянно проживающих, работающих на

территории села (или добровольного объединения в общую общину нескольких сел), поселка или города, которые непосредственно или через сформированные ими муниципальные структуры решают вопросы местного значения, имеют общую коммунальную собственность, владеют на данной территории недвижимым имуществом, оплачивают коммунальные налоги и связаны территориально-личностными связями системного характера». М. Бесчастный рассматривает муниципальное образование как «общность жителей, объединенных путем естественного расселения и постоянным проживанием в пределах одного или нескольких населенных пунктов с единым административным центром, которая в соответствии с действующим законодательством имеет право решать вопросы местного значения в пределах действующего законодательства».

Важную «нишу» во всестороннем раскрытии сущности муниципального образования занимает позиция Н. Орзиха, который рассматривает его как первичный субъект местного самоуправления - «единственный на территории социальный субстрат, который имеет собственные интересы», в состав которого входят «граждане, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие или работающие на данной территории, а также платящие местные налоги и сборы или владеющие недвижимым имуществом».

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что до сих пор понятие муниципального образования не получило как единства мысли в науке, так и оптимального законодательного определения. Подытожив все наработки в этой сфере исследования можно выделить перечень основных признаков которые должно отражать понятие муниципального образования, это: общая территория существования (что может включать проживание, работу, владение недвижимым имуществом); общие интересы в решении вопросов жизнедеятельности; социальное взаимодействие в процессе реализации этих интересов; психологическая самоидентификация каждого члена с обществом; совместная коммунальная собственность; уплата коммунальных налогов.

Вступление Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве её самостоятельного субъекта обусловило необходимость трансформации всего комплекса законодательства в рамки системы права России. Несомненно, коснулось это и сферы местного самоуправления. Причём, принятие законодательства об основах местного самоуправления в Республики Крым обусловило преобразование всей системы муниципального устройства полуострова.

Статья 8 Конституции Республики Крым закрепила, что на территории Республики признаётся и гарантируется местное самоуправление на основах самостоятельности и независимости от органов государственной власти. Конституция Республики Крым по аналогии с федеральной Конституцией содержит отдельную главу, посвящённую закреплению основ местного самоуправления в Крыму, однако понятия муниципального образования данная глава не содержит.

8 августа 2014 года был принят Закон Республики Крым №54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», который также не содержит определения муниципального образования, а содержит отсылочную норму на Федеральный закон №131-ФЗ.

Таким образом, на наш взгляд, рационально внести изменения в действующее законодательство Республики Крым, дополнив его более широкой трактовкой понятия муниципального образования как основанного в соответствии с законодательством Российской Федерации и Законами Республики Крым социально-территориального объединения физических лиц - жителей, постоянно проживающих на территории сельского или городского поселения, а также городского округа или муниципального района и обладающее автономными полномочия по решению вопросов местного значения.

Общие принципы территориальной организации местного самоуправления, в том числе порядок создания, преобразования и ликвидации муниципальных образований закреплены во 2 главе Федерального закона №2 131192

ФЗ. В соответствии со статьёй 10 указанного нормативно-правового акта территориальная организация местного самоуправления устанавливается и изменяется законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства. Закон Республики Крым №54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» в главе 2 определяет принципы территориальной организации местного самоуправления в Республике Крым, определяя особенности наделения муниципальных образований статусом городского поселения, сельского поселения, городского округа, муниципального района. В указанной главе также определяется порядок установления и изменения границ муниципальных образований, а также способы преобразования муниципальных образований.

4 июня 2014 года был принят Закон Республики Крым № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым». Указанным Законом определён статус муниципальных образований в Республике Крым. 11 городов наделены статусом городского округа и установлен перечень населённых пунктов, входящих в их состав. Также данным Законом выделено 13 муниципальных районов с установлением перечня городских и сельских поселений, входящих в их состав, а также с определением административного центра.

Одновременно с Законом Республики Крым № 15-ЗРК был принят Закон Республики Крым №16-ЗРК «О структуре и наименовании органов местного самоуправления в Республике Крым, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований первого созыва в Республике Крым». Данным Законом установлена обязательная структура органов местного самоуправления муниципальных образований, впервые образованных в Республике Крым в соответствии с Законом Республики Крым «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым», а также численность депутатов представительных органов городских округов, городских и сельских поселений. Например, среди городских округов самое

большое число депутатов установлено для города Симферополя - 38 депутатов, среди городских поселений - для Бахчисарая - 22 депутата, для сельских поселений в количестве от 7 до 15 депутатов.

Развитие муниципальных образований в Республике Крым не стоит на месте. Так, в 2015 году разработана концепция объединения муниципального образования городского округа города Симферополя и муниципального образования Симферопольского района Республики Крым с целью создания единого муниципального образования с эффективной системой управления, реализующей государственную политику активного макроэкономического развития крымской территории и улучшения качества жизни населения на местном уровне. Преобразование указанной территории позволит решить не только жилищные проблемы и проблемы промышленного строительства, но и улучшить качество транспортной развязки, коммунальной инфраструктуры, повысить качество коммунальных услуг.

Подводя итоги нашему исследованию, следует отметить, что муниципальное образование является низовым звеном территориальной организации населения для решения наиболее важных и актуальных вопросов местной жизни. Формирование поселений в Республике Крым осуществилось заново, кардинально поменяв свои территориальные пределы предыдущего существования. Сегодня идёт процесс развития и преобразования созданных муниципальных образований, следствием чего будет не только изменение нормативно-правовой регламентации муниципальной власти в Крыму, но и преобразование жизни самих жителей - членов муниципальных образований.

Литература

1. Баймуратов М.А. Правовой статус территориальных общин в Украине: теоретические и практические проблемы // Муниципальное движение: новый этап развития. - К., 2002. - С. 368-370.

2.Социализм и демократия. Социалистическое народное представительство /Страшун Б.А. - М.: Междунар. отношения, 1976. - 206 с.

3. Бойцов В.Я. Система субъектов советского государственного права / Бойцов В.Я. - Уфа, 1972. - 135 с.

4. Попович С. Административное право. (Общая часть) / Попович С. - М., 1968. - с.372-373.

5. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / Дмитриев Ю.А. - М., 1999.

6. Бутько I. Деяк проблеми становлення i розвитку територiального самоврядування в Укра1ш / Бутько I. - Мюцеве та регюнальне самоврядування в Укра!ш. - 1992. - № 3. - С.8-13.

7. Выдрин И.В. Территориальный коллектив как субъект местного самоуправления (государственно-правовые аспекты) / Выдрин И.В. // Правоведение. - М., 1992. - с.84-91.

8. Выдрин И.В. Муниципальное право России / Выдрин И.В., Кокотов А.Н. -М.: Инфра-М, 1999. - 320 с.

9. Баймуратов М.А. Муниципальная власть: актуальные проблемы становления и развития в Украине / Баймуратов М.А., Григорьев В.А. - Одесса: «Юридическая литература», 2003. - 220 с.

10.Батанов О. Конституционно-правовой статус территориальных громад в Украине / Батанов О. - К.: Изд. дом «Киев», 2003. - 150 с.

11. Бесчастный В.М. Местное самоуправление: проблемы и перспективы / Бесчастный В.М. - Донецк: Донецкий юрид. ин-т при Донецком национальном ун-те, 2005. - 90 с.

12. Орзих М. Концепция правового статуса самоуправляемых территорий и органов местного самоуправления / Орзих М. - Местное и региональное управление. - Вып..1-2 (10-11). - К., 1995. - С.62-68.

13. Русанова С.Ю. Щодо саморегуляцп мюцевого самоврядування / Русанова С.Ю. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2009. - Т. 2.- № 22 (61). - С. 389393.

14. Русанова С.Ю. Конституционно-правовая регламентация основ муниципальной власти в странах Евросоюза / С.Ю. Русанова // «Научные аспекты современных исследований». Сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа. - 2015. - С. 263-265.

16. Конституция Республики Крым от 11 апреля 2014 - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.crimea.gov.ru/content/uploads/files/Constituciya.pdf

17. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. - 2002. - 10 апреля. - №19.

18. Об основах местного самоуправления в Республике Крым: закон Республики Крым от 8 августа 2014 №2 54-ЗРК - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2014/08/29/krim-zakon54-reg-dok.html

19. Закон Республики Крым № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» - [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.crimea.gov.ru/textdoc/ru/6/act/ 15z.pdf

20. Закон Республики Крым №16-ЗРК «О структуре и наименовании органов местного самоуправления в Республике Крым, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований первого созыва в Республике Крым» - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.crimea.gov.ru/textdoc/ru/6/act/16z.pdf

1. Bajmuratov M.A. Pravovoj status territorial"nyh obshhin v Ukraine: teoreticheskie i prakticheskie problemy // Municipal"noe dvizhenie: novyj jetap razvitija. - K., 2002. - p. 368-370. (in Russian)

2.Socializm i demokratija. Socialisticheskoe narodnoe predstavitel"stvo /Strashun B.A. - M.: Mezhdunar. otnoshenija, 1976. - 206 p. (in Russian)

3. Bojcov V.Ja. Sistema sub#ektov sovetskogo gosudarstvennogo prava / Bojcov V.Ja. - Ufa, 1972. - 135 p. (in Russian)

4. Popovich S. Admini-strativnoe pravo. (Obshhaja chast") / Popovich S. - M., 1968. - p.372-373. (in Russian)

5. Dmitriev Ju.A. Municipal"noe pravo Rossijskoj Federacii: Uchebnik / Dmitriev Ju.A. - M., 1999. (in Russian)

6. But"ko I. Dejaki problemi stanovlennja i rozvitku teritorial"nogo samovrjaduvannja v Ukraini / But"ko I. - Misceve ta regional"ne samovrjaduvannja v Ukraini. - 1992. - № 3. - p.8-13. (in Russian)

7. Vydrin I.V. Territorial"nyj kollektiv kak sub#ekt mestnogo samoupravlenija (gosudarstvenno-pravovye aspekty) / Vydrin I.V. // Pravovedenie. - M., 1992. - p.84-91. (in Russian)

8. Vydrin I.V. Municipal"noe pravo Rossii / Vydrin I.V., Kokotov A.N. -M.: Infra-M, 1999. - 320 p. (in Russian)

9. Bajmuratov M.A. Municipal"naja vlast": aktual"nye problemy stanovlenija i razvitija v Ukraine / Bajmuratov M.A., Grigor"ev V.A. - Odessa: «Juridicheskaja literatura», 2003. - 220 p. (in Russian)

10.Batanov O. Konstitucionno-pravovoj status territorial"nyh gromad v Ukraine / Batanov O. - K.: Izd. dom «Kiev», 2003. - 150 p. (in Russian)

11. Beschastnyj V.M. Mestnoe samoupravlenie: problemy i perspektivy / Beschastnyj V.M. - Doneck: Doneckij jurid. in-t pri Doneckom nacional"nom un-te, 2005. - 90 p. (in Russian)

12. Orzih M. Koncepcija pravovogo statusa samoupravljaemyh territorij i organov mestnogo samoupravlenija / Orzih M. - Mestnoe i regional"noe upravlenie. - Vyp..1-2 (10-11). - K., 1995. - p.62-68. (in Russian)

13. Rusanova S.Ju. Shhodo samoreguljacii miscevogo samovrjaduvannja / Rusanova S.Ju. // Uchenye zapiski Krymskogo federal"nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Juridicheskie nauki. - 2009. - T. 2.- № 22 (61). - p. 389-393. (in Russian)

14. Rusanova S.Ju. Konstitucionno-pravovaja reglamentacija osnov municipal"noj vlasti v stranah Evrosojuza / S.Ju. Rusanova // «Nauchnye aspekty

sovremennyh issledovanij». Sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ufa. - 2015. - p. 263-265. (in Russian)

16. Konstitucija Respubliki Krym ot 11 aprelja 2014 - . - URL: http://www.crimea.gov.ru/content/uploads/files/Constituciya.pdf (in

17. Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii: federal"nyj zakon ot 6 oktjabrja 2003 g. № 131-FZ // Rossijskaja gazeta. - 2002. - 10 aprelja. - №19. (in Russian)

18. Ob osnovah mestnogo samoupravlenija v Respublike Krym: zakon Respubliki Krym ot 8 avgusta 2014 № 54-ZRK - . - URL: http://www.rg.ru/2014/08/29/krim-zakon54-reg-dok.html (in Russian)

19. Zakon Respubliki Krym № 15-ZRK «Ob ustanovlenii granic municipal"nyh obrazovanij i statuse municipal"nyh obrazovanij v Respublike Krym» - . - URL: http://www.crimea.gov.ru/textdoc/ru/6/act/15z.pdf (in Russian)

20. Zakon Respubliki Krym №16-ZRK «O strukture i naimenovanii organov mestnogo samoupravlenija v Respublike Krym, chislennosti, srokah polnomochij i date provedenija vyborov deputatov predstavitel"nyh organov municipal"nyh obrazovanij pervogo sozyva v Respublike Krym» - . - URL: http://www.crimea.gov.ru/textdoc/ru/6/act/16z.pdf (in Russian)

26 января 2018года в нашей гимназии состоится муниципальная открытая научно-практическая конференция «Региональные особенности Крыма: проблемы, перспективы развития» , посвященная Дню Республики Крым. Заявки на участие принимаются до 12 января 2018года. 19 января состоится заочное оценивание работ. 26 января – защита работ по тематическим блокам.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении муниципальной открытой научно-практической конференции

«Региональные особенности Крыма: проблемы и перспективы развития» ,

посвященной Дню Республики Крым

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о муниципальной открытой научно-практической конференции с участиемтворческих,одаренных обучающихся муниципального округа Симферополь(далее – Конференция) определяет порядок организации и проведения Конференции.
1.2. Конференция проводитсяс целью реализации «Концепции духовно‑нравственного развития и воспитания личности гражданина России», приобщенияобучающихся образовательных организаций Республики Крымкистории Крыма, реализации задач гражданско-патриотического воспитания обучающейся молодёжи, совершенствования навыков научно-исследовательской работы школьников и гимназистов.

Конференция направлена на решение следующих задач:

Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

Развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;

Заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

Бережное отношение к жизни человека;

Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

Духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

Место проведения – МБОУ «Симферопольская академическая гимназия», г. Симферополь, ул. Киевская,д. 177
1.4. В работеКонференции могут принять участиеспособные, творческие, одаренные обучающиеся общеобразовательных учреждений.Авторами одной работы могут являться не более двух учащихся по следующим возрастным категориям:

2. Порядок предоставления работ .
2.1. Длярегистрацииработ участников Конференции следует отправлять
заявку и аннотацию работыв электронном виде по адресу:
simfakademgimn @ yandex . ru (Приложение 1) – до 09 января 2018г.

Заявка, аннотация и работа конкурсанта подаются в печатном и электронном виде. (на CD диске, сохраненном в формате Microsoft Word ) под роспись секретарю гимназии в срок до12 января 2018г.

Работы, представленные на Конференцию после установленного срока или без сопровождающей документации, к участию не допускаются, не рецензируются и не возвращаются.

2.2. Программа работы каждого тематического блока предполагает два этапа:

1. заочное оценивание научно-исследовательских работ 19 января 2018 г. (Приложение 2);

2.3. Конференция проводитсяв форме защиты работы в виде мультимедийной презентации,во время которой необходимо четко изложить суть работы, квалифицированно вести дискуссию.

2.4. На защиту работы дается 5 минут, для ответов на вопросы – 2-3 минут ы .

2.4. Рабочие языки: русский, украинский, крымскотатарский.

2.4. Конференция проводится по следующим тематическим блокам:

1. История

2. Экономика

3. Архитектура

4. Литература и родной язык

5. Туризм

6. Экология

7. Культура

3. Порядок подведения итогови награждения.
3.1. По каждойработепринимается коллегиальное решение членов жюри Конференции.
3.2. Участники Конференции награждаютсядипломами и сертификатами.

3.3. Научные руководители обучающихся на благодарственные письма организаторов Конференции.

4. Требования к оформлению конкурсных работ.
4.1. Конкурсная работа должна содержать научное исследование.
4.2. Структура работы:
- титульный лист (Приложение 3);
- тезисы;
- оглавление;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованной литературы и источников;
- приложения.
4.3. Текст работы печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4 с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер 14, междустрочный интервал – полуторный, поля: слева 25 мм, сверху и снизу 20 мм, справа – 10 мм. Объем работы - не более 10-15 страниц (не считая тезисов, титульного листа и приложений).

По всем вопросам обращаться к Карповой Оксане Ивановне, заместителю директора по НМРМБОУ «Симферопольская академическая гимназия»
Контактные телефоны: +7978 0695349

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»