В чем проявляется теоретическая функция политологии. Политика как наука и учебная дисциплина

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и идейно-воспитательную.

Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории, образцов организации практической политической деятельности. Политология, как указывалось выше, выступает в качестве теоретико-методологической базы конкретных исследований политики в рамках некоторых других общественных наук. Методология и методы политического анализа будут особо рассмотрены в следующем разделе учебного пособия.

Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. Политология призвана дать рациональное объяснение политической действительности, отвечая на вопросы: как, почему, в силу каких причин возникли данные политические явления и процессы, почему им присущи именно эти особенности? Познавательная функция политологии направлена на адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей, тенденций и закономерностей развития.

Объективный анализ политической действительности является необходимым условием для выработки научно обоснованной политики. Политология не только отражает политическую реальность, но и способна служить мощным инструментом воздействия на нее. Отсюда следующая функция политологии - инструментальная, или регулятивная - связана, прежде всего, с вопросами практической политики. Основным содержанием данной функции является выработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую действительность.

Политическая наука дает теоретическое обоснование политических реформ и преобразований, разрабатывает технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов. Тем самым политология призвана способствовать повышению эффективности политического руководства и управления общественно-политическими процессами. К сожалению, на практике политологические знания и рекомендации политической науки не всегда бывают востребованы обществом, органами власти и управления.


Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений. Прогнозы должны опираться на вскрытые объективные закономерности и тенденции общественно-политического развития. Прогнозирование - одна из важнейших и наиболее сложных задач политической науки. В последнее время возможности прогнозирования несколько расширились благодаря использованию новейших научных достижений, вычислительной техники, современных методик и т.д.

Идейно-воспитательная , мировоззренческая функция политологии связана с выработкой, обоснованием определенных политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политической системы, соответствующих политических взглядов, убеждений и политических ориентаций граждан. Политология способствует формированию гражданственности, политического сознания и политической культуры населения, осуществляет политическую социализацию граждан.

Без развитой политической культуры невозможно функционирование демократического общества. Способность граждан к участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения соответствующих знаний и опыта. Во всех развитых демократических странах действуют специальные системы политического образования и воспитания. Тем более актуальна эта задача для Беларуси и других посттоталитарных стран.

Какой бы узко профессиональной сферой деятельности ни занимался человек, он является гражданином своей страны и в той или иной степени участвует в политической жизни. Говорят, если люди перестают заниматься политикой, политика начинает заниматься людьми. Они превращаются в объект манипуляций, заложников некомпетентности и политического авантюризма властей. Знакомство с основами политологии помогает человеку осознать свое место в обществе, ориентироваться в сложной политической обстановке, занимать гражданскую позицию. Французский политолог Ф.Бро отмечает: "Политическая наука обеспечивает высшую форму уважения личности, так как дает человеку возможность более свободно распоряжаться собой и более сознательно выбирать, в какую борьбу включаться" (Политология вчера и сегодня. М., 1990. - С. 243).

ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности по сию пору.

Греческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи.

Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях:

Власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы;

Политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение;

- “коммунизм” как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Другой великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.

Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

В созданной им теории “среднего элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.

Столь же актуальные для современности многие идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.).

Вслед за Аристотелем наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.

В “Кратком пособии для претендентов на выборные должности” Цицерона немало полезных советов, которые вполне годятся для использования и в современной политической практике.

Политические идеи средневековья и Возрождения . Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них.

Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353—430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии.

Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225—1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям.

Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.

По мнению Н. Макиавелли , политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая. Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил: климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.

Политическая мысль Нового времени . Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.

Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.

Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж.Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов — правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

В середине XIX в. Карл Маркс (1818—1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в.

Основные компоненты политической теории марксизма:

- принцип экономической детерминации политической жизни:

Способ производства материальных благ обусловливает социальную, политическую, духовную жизнь в обществе;

- рабочий класс — носитель всеобщего политического интереса, в капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый. Во главе других трудящихся классов он и совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к строительству бесклассового общества изобилия и свободы — коммунизма;

- диктатура пролетариата — период не ограниченного законом господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.

Становление и развитие политической науки за рубежом в XIX—XX вв.

Современный облик политической науки с такими ее чертами, как интерес к изучению мотивов и последствий политической деятельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить проекты политического переустройства, но анализировать конкретные политические события и процессы, складывался под влиянием работ ряда социологов и философов.

Итальянский социолог и политолог Вильфредо Парето (1848— 1923), следуя за И. Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и хитрость, поэтому эффективно действующие политики делятся им на “львов” и “лис”. Невысоко оценивая смысл и результаты участия масс в политике, он считал демократию крайне несовершенной формой организации политических отношений, так как в ее рамках неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите — узкому кругу лиц, знаниями, способностями, профессиональными успехами доказавшими свою избранность.

Немецкий историк, философ и социолог Макс Вебер (1864—1920) предложил разделить все типы власти на аффективный, или эмоциональный, целостно-рациональный, или религиозный, и определяемый заинтересованностью. Его по праву считают основателем современной теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рационализированной, обезличенной системы управления, осуществляемой как следование правилам и предписаниям. В научном описании он стремится проводить четкое различие между фактами, которые можно достоверно установить и эмпирически проверить, и ценностями, не подлежащими какой-либо эмпирической фиксации и выражающими внутренний мир субъекта, специфику его отношения к окружающему миру.

Мощное воздействие на методы современной политологии и весь спектр ее проблем оказали идеи австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856—1939) и его последователей. В их трудах было обращено внимание на принципиально новый объект интереса теоретиков политики — роль бессознательного в детерминации политических процессов. В свете этих идей политическое поведение рассматривается в качестве результата неосознаваемых влечений, формирующихся в подсознании человека под воздействием детских впечатлений, воспитания. Политика все чаще оценивается как некий вид патопсихологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми психическими деструкциями.

Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.

В политической жизни России легко найти представителей широко распространенных и в других странах политических теорий и ориентации: консерваторов и либералов, анархистов и социалистов, республиканцев и монархистов. Но здесь же возникли политические

идеи, ярко выражавшие своеобразие как российской политической практики, так и политической культуры, и сами оказавшие мощное воздействие на развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и В.И. Ленина.

Н.Г. Чернышевский (1828—1889) оказал мощное влияние на становление идей общинного социализма, доказывающих возможность перехода от феодального общества к социалистическому минуя капиталистическую стадию общественного развития. Основу осуществления социализма он видел в общинном устройстве крестьянской жизни в России, характеризовавшейся совместным землепользованием, традицией коллективного обсуждения и решения общих дел, запрещением купли и продажи земли. Практическая реализация такой возможности связывалась Н.Г. Чернышевским с деятельностью организации революционеров, их активной борьбой за радикальное переустройство общества. Эти идеи повлияли на формирование идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными представителями были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).

Характерные черты народнической идеологии:

критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму;

— идея общинного социализма — переход к обществу без классов, эксплуатации и государства осуществляется минуя капитализм, посредством использования коллективистских традиций, общинной организации крестьянской жизни;

— наличие “критически мыслящей личности” — ведущего начала политической жизни. Именно благодаря ее активности происходит обновление форм социальной организации, она ведет за собой массу;

— политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу служит организация революционеров, политическая партия, методы деятельности которой народники, в зависимости от их революционного темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до террора.

В русской религиозной философии , представленной именами B.C. Соловьева (1853—1900), В.В. Розанова (1856—1919), С.Н. Булгакова (1871—1944), Н.А. Бердяева (1874—1948), была разработана идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.

Политические аспекты идеи соборности:

провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни и ее политической организации;

— государство рассматривается как посредник между церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается в него;

— нераздельность нравственности и политики, своеобразный “антимакиавеллизм и антилиберализм”, т.е. невозможность сведения сферы мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям.

Крупнейший последователь К. Маркса , под руководством которого политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин (1870—1924) обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом.

Он подчеркивал значение просвещения рабочего класса интеллигентами и профессиональными революционерами для его превращения в решающую силу политической борьбы.

Ленин рассматривал социальную революцию не как хаотичный взрыв, а как процесс, которым можно управлять политическими методами, однако явно преувеличивал роль и возможности насилия в общественной жизни (“все великие вопросы в жизни народов решаются только силой”).

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

Понятие власти . Различные концепции власти: биологический, антропологический, психологический и социологический подходы. Субъекты и объекты власти, источники, ресурсы, функции. Господство и власть. Формы господства. Модели власти: традиционная, рационально-легальная, харизматическая. Легитимность власти. Диффузная и специфическая легитимность. Уровни легитимности (идеологический, структурный, персональный). Делегитимация.

Политическая власть и авторитет . Ответственность и компетентность. Власть - диктат и власть - влияние. Горизонтальная и вертикальная структура политической власти в обществе. Государственная власть и ее особенности. Централизация и децентрализация политической власти. Технологии осуществления политической власти.

В процессе научного познания политология использует разнообразные методы . Метод есть способ достижения какой-либо цели, совокупность приемов и средств практического или теоретического освоения действительности . В своей сумме используемые методы позволяют глубоко и всесторонне познать предмет исследования.

Институциональный метод направлен на изучение институтов, с помощью которых обеспечивается политическая деятельность и закрепляются социальные порядки. Речь идёт о государстве и его органах, партиях , различных организациях, избирательных системах , механизмах разделения властей, правительственных программах, правовых установлениях и т. п.

Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений (политических режимов , форм правления, парламентов, партийных и избирательных систем и др.) в разных странах или в разные периоды времени с целью выявления их общих черт и специфики. На этой основе возможно определение наиболее эффективных форм политической организации или выявление оптимальных путей решения тех или иных политических задач. Этот метод известен еще со времен Аристотеля. Его применение позволяет глубоко изучать опыт других стран. В настоящее время сравнительный метод в политологии распространен особенно широко, в результате чего в ней выделилась особая отрасль знания – сравнительная политология.
Исторический метод требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего. На этой основе возникает возможность обобщать исторический опыт протекания политических процессов, выявлять определенные закономерности в их развитии и делать некоторые прогнозы будущего.

Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от состояния общества, в том числе особенностей его социальной структуры, уровня развития экономики, характера господствующей идеологии, культуры и т. п. В своих крайних, жестко детерминистских формах, социологический метод представлен в марксистском понимании политики как простой надстройки над экономическим базисом.

Системный метод , освоенный политологами сравнительно недавно (50 – 60-е годы ХХ века), в настоящее время занимает одно из ведущих мест в научном познании. С его помощью политические объекты рассматриваются как целостные, сложно организованные, саморегулирующиеся механизмы, находящиеся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Функциональный метод требует выявления определенной зависимости между отдельными политическими и неполитическими явлениями, например, зависимости между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой и т. п. Этот метод основывается исключительно на позитивистской ориентации исследователя и очищен от ценностного и идеологического начала.
Политология может использовать и другие методы, к числу которых, относятся, например, методы эмпирических исследований политической действительности, заимствованные из конкретной социологии. К их числу относятся: анкетирование, наблюдение, использование статистического материала, изучение документов и др. Они позволяют получать конкретный материал, который необходим политологам для научных обобщений.

Как и всякая наука, политология выполняет в обществе определенную социальную роль, которая раскрывается через набор конкретных функций , характеризующих основные направления её применения и использования. Рассмотрим некоторые важнейшие из них.

Информационно-познавательная функция политологии нацелена на то, чтобы дать людям достоверные знания об окружающей их политической действительности. Политология способна объективно и рационально объяснить сложные и противоречивые политические процессы.

Мировоззренческая функция политологии заключается в том, чтобы прояснить гражданам их место в политической жизни, помочь осознать свои интересы и занять правильную политическую позицию. Политология является важным средством политической социализации, формирования гражданственности, современной политической культуры населения.

Теоретико-методологическая функция состоит в том, что политология является исходной основой дальнейшего научного познания политической действительности. Важнейшую роль в этом плане играют концептуальные положения политологии, её принципы, законы и категории, которые могут использоваться для разработки научно обоснованной политики, а также системы управленческих действий, направленных на оптимизацию политической жизни общества.

Прогностическая функция политологии связана с предвидением будущего, с разработкой научно обоснованных прогнозов относительно развития тех или иных процессов в политической сфере. Политология не даёт готовых ответов на все возникающие теоретические и практические вопросы. Исследуя устойчивые тенденции в политической сфере, она формулирует гипотезы-предположения, которые наиболее вероятны в будущем.

1) гносеологическая, познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий; 2) функция рационализации политической жизни. Политология обосновывает необходимость создания одних и ликвидации др. политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и политические структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов, тем самым создает теоретическую основу политического строительства, политических реформ; 3) функция политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов, выработать отношение к существующим политическим структурам, партиям, определенную линию политического поведения; 4) прогностическая функция. Политология способна дать: а) долговременный прогноз возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; б) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; в) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы развития политической ситуации в стране или регионе, перспектив и возможностей тех или иных политических лидеров, партий и т.д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ

от лат. functio - исполнение) - это «существование, мыслимое нами в деятельности» (И.В. Гете, 1749–1832). Политическая наука призвана выполнять ряд функций, которые указывают на социальную значимость и влияние ее на развитие общественно-политической жизни. Гносеологическая (или теоретико-познавательная) функция призвана устанавливать причинно-следственные связи в развитии политических явлений, определять содержание, тенденции и направленность развития политических процессов. Методологическая функция служит для раскрытия закономерностей развития политических явлений, разработки теории и методологии исследования политических явлений, процессов, институтов. Управленческая функция показывает тенденции политического развития, поставляет субъектам власти информацию, которая способствует процессам эффективного принятия решений, руководства и управления, своевременной и адекватной оценке сложившейся ситуации. Прогностическая функция осуществляет прогноз посредством определения тенденций и направленности общественно-политического развития, перспектив социально-политических изменений. Необходима в качестве предупреждения, а также своевременного и эффективного разрешения возникающих конфликтов, противоречий. Идеологическая функция выражается в обосновании политических идеалов, ценностей. Удачно используется и эксплуатируется субъектами власти во благо властных интересов, классами и прочими социальными группами. Воспитательная функция служит задаче воспитания личности гражданина; включает гражданское или гражданско-патриотическое, политическое, политико-идеологическое, духовное воспитание.

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

Реферат по политологии на тему:

«Функции политологии»

Выполнил: студент группы

ПИЭ-203 Борисов Владимир Юрьевич.

Проверил: старший преподаватель кафедры социологии и политологии, к.с.н. Казакбаев Р.Х.

Ишимбай-2003

Введение 3

1. Политика как наука и учебная дисциплина 4

2.Методы исследования и функции политологии 5

3. Политология – междисциплинарная наука, ее категории и законы 9

4. Предмет и объект политологии 10

5. Политика, политические отношения и политический процесс

Структура, содержание и сущность политики 12

6. Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и взаимообусловленность 13

7. Содержание мира политики 14

Заключение 16

Список использованной литературы 17

ВВЕДЕНИЕ

Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством. Отсюда и потребность четкого и ясного знания человеком политики, потребность в научном объяснении происходящих в жизни политических процессов и грядущих в них перемен. Знать политику должны все люди, тем более те, кто поставил себе целью получить высшее образование и собирается в будущем составить основной костяк руководителей, управленцев, деятелей культуры и искусства, теле- и радиокомментаторов, педагогов и воспитателей. Роль и значение политики особо возрастают в переломные исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей и радикальной трансформации подвергаются мировоззренческие установки и сами основы жизнеустройства людей. Очевидно, что без соответствующей политической культуры населения, умения и способности граждан к принятию политически взвешенных решений, систематического приобретения ими политических знаний и политического опыта невозможно говорить и об утверждении в обществе демократии, о способности граждан защитить коренные свои права и свободы, об их активном участии в политической жизни страны. Всему этому призвана учить такая увлекательная наука, как политология.

Политика как наука и учебная дисциплина

В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственными политическими организациями общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми, обществом и государством. Политическая наука столь же стара, сколь и современна. Уже в Древней Греции Аристотель дал определение политических режимов, введя такие понятия, как «монархия», «олигархия», «демократия», «аристократия». С тех пор политика становится непременным атрибутом духовной жизни всех обществ. Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был довольно длительным. Привязывать же ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно.

Политология как дисциплина преимущественно теоретическая, в качестве объекта изучения рассматривает весь объективный человеческий мир, а предметом ее является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения, связи с другими сферами общественной жизни.

В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. Как следствие, политология, выступая в качестве интегральной науки о «политике» имеет сложную структуру и включает целый ряд более частных дисциплин:

* Политическую философию. Она дает ключ к определению методологии принципов исследования, представлению о месте политики в системе соц. Отношений, закладывая тем самым категориальный аппарат политической науки. В современном своем состоянии политическая философия исследует ценностные аспекты политики, политические идеалы, нормы, на основе которых функционирует политическая система общества.

* Политическую историю . (ИПУ). Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах, которые существовали в различные исторические эпохи.

* Политическую теорию. Она рассматривает прежде всего институциональные аспекты организации власти. Обращается к анализу основных элементов политической организации общества: государства, партий и т.п.

* Политическую социологию, как наиболее разветвленную отрасль политического знания, занимающуюся изучением конкретных политических процессов и явлений. Она построена на сборе обобщений и анализе имперических данных, в современных условиях служащих рациональной базой реальной политики.

* Политическую психологию . Она изучает политическое поведение людей и его мотивацию, особенно в массовых формах.

* Политическую антропологию, исследующую предпосылки и условия вхождения людей в сферу политического, стремящеюся установить следы присутствия человека в политике.

В настоящее время политология как наука занимает важное место среди обществоведческих дисциплин. Об этом свидетельствует, во-первых, постоянно возрастающий поток литературы, множество специальных политических журналов; во-вторых, наличие различных общенациональных и региональных политических ассоциаций (Американская ассоциация полит. наук, Ассоциация полит. исследований Англии, Французская ассоциация политической науки и т.д.).

Методы исследования и функции политологии

Политология является междисциплинарной наукой. На ее формирование и развитие оказали влияние многие науки. Эта связь имеет пограничный, междисциплинарный характер, особенно ярко проявляющийся в методах и средствах политологического исследования. Политология не разрабатывает собственно специфических методов исследования, а использует для изучения политической реальности методы различных наук, на которых она базируется. Так политическая философия опирается на философскую методологию постижения реальности, существо которой представляет умозрительная рефлексия с ярко выраженными ценностно-нормативными оценками политических реалий с позиций определенного социального идеала.

Широко используется в политологии исторический метод - изучение политических явлений в процессе их становления и развития, в связи с прошлым.

Значительное место в политологических исследованиях занимает системно-функциональный метод. С позиций этого метода политика рассматривается как функциональная система, которая специализируется на такой функциональной проблеме, как целедостижение. Важнейшая функция любой системы - устойчивость, которая обеспечивается функционированием в ней различных элементов. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Системный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия политических систем. В качестве систем может быть рассмотрен любой политический институт или организация, государство, партии, профсоюзы, Церковь.

Но системный подход не учитывает таких существенных особенностей политической жизни, как национальная, этническая, религиозная и иные особенности. Дополнением и корректировкой системно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления политического поведения, поскольку в политической жизни, политической системе, культуре различных народов много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: государственного устройства, политических партий, электоральных систем и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.

Политология стала подлинной наукой с тех пор, когда она от умозрительных рассуждений и построения теоретических конструкций перешла на почву реальной жизни. А исследование этой жизни требует использования эмпирических методов: наблюдения, опроса, изучения статистических материалов и документов, лабораторных экспериментов. Использование этих методов позволяет проводить квантификацию, т.е. количественное измерение выраженности политических явлений, а следовательно, появляется возможность использования математических методов и компьютерной техники. Политология задействует эти методы из арсенала методов конкретно-социологического исследования

Наиболее доступным и не требующим больших финансовых и трудовых затрат является контент-анализ. Он предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституций, законодательств, партийных программ, инструкций, выступлений в печати или электронных средствах информации политических лидеров). Иначе говоря, контент-анализ в политологии - это количественный анализ любого рода политической информации. В современных условиях применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода - в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом явлении на основе объективной информации.

К контент-анализу тесно примыкает факторный анализ, сводящий множество эмпирических данных к основным, определяющим. Этот методический прием позволяет создавать когнитивные карты, фиксирующие наиболее типичные проявления того или иного политического явления.

(от лат. Function – исполняю) любой науки, в том числе и политологии – решение природно-характерных для нее задач и проблем. Одна из важнейших функций политологии - познавательная (гносеологическая ). Во всех своих структурных подразделениях политолог дает знания о различных сферах политической жизни. Это обеспечивают как фундаментальные теоретические исследования, так и эмпирические, дающие богатый фактический материал, конкретную информацию о различных областях общественной жизни. В рамках этой функции политологии можно вычленить описательную функцию, которая дает ответ на вопрос: какая была или какая есть политическая действительность?

С познавательной тесно связана функция рационализации общественной жизни (пояснительная ). Политическая наука дает объяснение сложных политических процессов, раскрывает их рациональный механизм. Отвечая на вопросы: почему? зачем? почему так, а не иначе, политология делает политические действия ясными и доступными сознанию людей.

Политология не только описывает и объясняет политические реалии, но и дает оценку политическим событиям, институтам, идеям и пр. В этом реализуется нормативно-ценностная (аксеологическая) функция политологии . Политология, вскрывая тенденции политического развития, дает конкретную информацию, необходимую для осуществления эффективного руководства и управления общественными процессами. Управленческая функция наглядно выражается в том, что политология (прикладная ее часть) непосредственно участвует в разработке практических рекомендаций по вопросам повышения эффективности руководства политическими процессами, управления политическими событиями.

Важное значение имеет прогностическая функция политологии , отвечающая на вопрос: какой будет политическая реальность в будущем? Опираясь на определенные закономерности, исследуя конкретные процессы, факты и явления, политология способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. С прогностической функцией тесно связана организационная или прикладная (инструментальная) , отвечающая на вопрос: какие мероприятия необходимо провести, чтобы достичь желаемого результата? Что необходимо принять, чтобы предвиденные результаты стали реальностью? С этой функцией связана разработка различного рода рекомендаций, технологий, предназначенных для всех уровней и сфер политической жизни.

Политология также выполняет и воспитательную функцию, формируя мировоззрение, социальные идеалы, политическую культуру.

Заключая, необходимо подчеркнуть, что политика это не только наука, базирующаяся на законах общественного развития и требующая, как и всякая другая наука, понимания логики этих законов, но вместе с тем - это и искусство, состоящее в умении использовать существующие возможности, принимать правильные политические решения на основе соединения теоретического знания, проверенных логических выводов с интуицией, творческой смелостью и фантазией.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»