Основные цели социальной политики государства. Базовые цели и задачи социальной политики

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Мировоззренческие основы социальной политики были еще заложены в представлениях античных мыслителей об идеальном государстве. Именно социальная политика затрагивает жизненно важные проблемы для общества и человека - проблемы в здравоохранении, образовании, сфере труда, обеспечения жильем. Социальная политика напрямую влияет на состояние и возможности развития одного из элементов государства как такового - на народонаселение, поэтому без эффективной и успешной социальной политики нс может быть и успешного государства.

Социальная политика является важнейшей составляющей внутренней политики государства но отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях.

Термин «социальная политика» стал широко употребляться в англоязычных странах после Второй мировой войны, вместе с введением в оборот концепции «wellfare state» - «государство всеобщего благоденствия» или «социальное государство». После развала СССР, вслед за западными странами, Россия в 1993 году ст. 7 Конституции провозгласила себя «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» .

Термин «социальная политика» в научной литературе появился относительно недавно. Но стоит заметить, что на протяжении всей истории развития человечества ге или иные варианты данной политики были рассмотрены различными типами общества и применены государством. Изначально, в основе социальной политики лежали представления о справедливости, сформированные моралью, религией и закрепленные традицией. Однако нужно сказать, что эта социальная политика была скорее следствием, чем целью деятельности глав государств, правителей.

Чтобы лучше разобраться в понятии социальной политики, необходимо рассмотреть несколько точек зрения на её определение. Например, Р. Баркер писал, что «социальная политика - это деятельность и принцип общества, формирующая способ, при помощи которото оно вмешивается и регулирует отношения между индивидами, группами, общинами, социальными учреждениями. Эти принципы и действия являются результатом обычаев и ценностей общества и в большой степени определяют распределение ресурсов и уровень благосостояния его людей» .

Советский социолог и философ П.Д. Павлснок определял социальную политику, как «определенную ориентацию и систему мер по оптимизации социального развития общества, отношения между социальными и другими группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей» .

В современных условиях главная проблема социальной политики состоит в том, чтобы общественные отношения стали более гармоничными, обеспечивалась их политическая стабильность и гражданское согласие. Значимость социальной политики определяется се влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, на культурную и духовную жизнь общества, уровень научно-технического развития производительных сил.

Социальную политику можно определить как деятельность государства, политических и социальных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала.

Очевидно, что социальная политика государства самым непосредственным образом учитывает социальную активность и иных общественных институтов, находясь с ними в различных отношениях взаимообусловленности. Несомненно, и то, что конечный результат государственной социальной политики достигается благодаря деятельности не только государства и его институтов, но и иных субъектов, осуществляющих собственную социальную политику, в той или иной мере совпадающую с государственной в рамках существующего правового ноля.

Сущность социальной политики выражается в деятельности государства, которое направленно на обеспечение благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом, на оказание необходимой медицинской и моральной помощи, осуществляемых на основе принципов справедливости. Это и сеть самая главная цель развития любого цивилизованного государства.

Страна нс может развиваться успешно без вклада в человеческий капитал, в человеческие ресурсы.

Именно от них зависит, сможет ли государство выйти на новый уровень развития, насколько быстро и эффективно будет развиваться национальная экономика, будет ли государство самостоятельным на международной арене.

Существует множество определений социальной политики. Часто можно встретить отождествление социальной политики исключительно с социальной защитой населения. Но социальная защита населения направлена на наиболее уязвимые группы людей, в то время как социальная политика охватывает намного больший круг проблем.

Социальная политика - эго система ценностей и целей, государственно-управленческих мер, решений, программ и действий, направленных и осуществляемых для достижения поставленных целей социального развития.

Без ясного представления о социальной политике как системы, без ценностного подхода к планированию и постановке целей невозможно осуществить социальную политику. А без нес невозможен рост и развитие технологий, что создает препятствие для построения инновационной экономики. Это, в свою очередь, делает страну слабой по сравнению с теми, кто развивается более успешно, и ставит её в зависимость, то есть страна перестает быть суверенной. Растущее неравенство по доходам, недостаточная поддержка семьи как социального института, ухудшение условий жизни способны привести к социальному взрыву либо вымиранию коренного населения.

Неэффективная социальная политика способна привести к исчезновению государства, делает страну нежизнеспособной.

В зарубежных странах в социальные расходы включаются расходы на образование, здравоохранение, социальную защиту (social security), вопросы труда и трудоустройства, социальные трансферты, помощь отдельным социальным группам, защиту материнства и детства.

В России ежегодно наибольшее количество средств бюджета тратится именно на статью «социальная политика». В 2012 году но данным Минфина расходы на социальную политику составили 5,6% к ВВП, доля расходов на социальную политику от общего составила 34,5%".

По сути, статья расходов «социальная политика» представляет собой только часть социальной политики: социальную защиту и пенсионное обеспечение. В развитых странах социальная политика не ограничивается исключительно социальной защитой: в рамках социальной политики финансируется и поддерживается образование, медицина, культура, снорг, жилищная политика, молодежная политика, политика в сфере трудоустройства, борьба с бедностью и социальным неравенством. В России образование, здравоохранение, культура, спорт, ЖКХ - это отдельные статьи расходов и разные министерства, отвечающие за исполнение программ по развитию этих направлений.

Социальная политика должна обеспечивать развитие общества. По доступности здравоохранения и образования, жилья, снижению уровня бедности и сокращению разрыва по доходам, демографическим показателям можно судить об эффективности социальной политики.

Показателем доступности здравоохранения может выступать количество человек на больничную койку, количество больниц. Качество проводимых реформ здравоохранения также можно оценить и по показателю заболеваемости на 1000 человек.

Количество больниц после реформы здравоохранения в среднем по России сократилось с 2005 года на 37,3%. Реформа была направлена на оптимизацию здравоохранения, при этом население уверяли, что увеличения количества человек на койку в больнице нс будет - просто больницы объединяют для лучшего управления ими. Напрашивается вывод, что реформа здравоохранения направлена на удобства управленцев в этой системе, а нс на интересы населения. Сокращение количества больниц, несмотря на эти заверения, стало причиной увеличения численности населения на одну больничную койку, что снижает качество обслуживания.

Соответственно, уменьшается возможность людей воспользоваться услугами здравоохранения. При этом заболеваемость на 1000 человек населения выросла с 768 человек из тысячи, которым впервые в жизни был поставлен диагноз в 2008 году до 799 на 1000 человек в 2013 году.

Здесь следует сказать об уменьшении численности врачей общей практики, что также связано с реформой здравоохранения: во-первых, количество больниц существенно сократилось за счет участковых больниц, а во-вторых, к врачам общей практики применяются такие требования, когда врач не может оказать качественную помощь, гак как не имеет возможности качественно провести необходимую диагностику .

Реформа здравоохранения направлена на решение проблемы очередей в поликлиниках, но это решение и вызвало отток врачей общей практики.

Вместо строительства новых больниц, улучшения условий труда врача и увеличения заработной платы, привлечения молодых специалистов и улучшения качества образования в медицинских ВУЗах, ввели временные нормы осмотра пациентов.

Например, врач-педиатр должен осматривать пациента за 9 минут, врач-терапевт за 12 минут. Это прямо влияет на качество медицинской помощи и диагностики, за которые отвечает конкретный врач, что ставит под удар в первую очередь самого врача общей практики. В результате растет заболеваемость населения, что нс может положительно сказаться на условиях жизни россиян.

Доступность и косвенно качество образования можно оценить но количеству детей на школу, количеству учеников на учителя, проценту окончивших ВУЗы от количества поступивших.

Количество детей на одну школу продолжает расти. Это связано с тем, что в России количество школ сократилось на 34,2% но сравнению с 2005 годом, однако количество учащихся в общеобразовательных учреждениях медленно выросло. Вместе с тем, вплоть до 2011 года уменьшается количество учителей на школу, и повышается нагрузка на учителя, что, во-первых, сказывается на качестве получаемого образования, во-вторых, негативно отражается на желании работать в школах молодых специалистов.

После 2010 года количество учителей на школу выросло, однако эго связано не с количеством выпускников педагогических ВУЗов, а с проведенным сокращением школ. В 2011 году количество школ по сравнению с 2010 годом уменьшилось сразу на 4,5%.

В дошкольных учреждениях на 100 мест приходилось 105 человек детей в 2012 году. При этом в городах и поселках городского типа на 100 мест претендовало 109 человек детей, а в сельской местности 92 ребенка. Количество дошкольных учреждений сокращается, а количество детей растет.

О благосостоянии и развитии общества говорит благосостояние семьи, домохозяйства с ребенком.

Однако в последние годы количество малоимущих домохозяйств с детьми только возрастало, при этом количество малоимущих бездетных семей - падало. Это говорит о том, что создаются условия, при которых люди не готовы иметь детей, а в некоторых случаях не могут себе позволить иметь детей, то есть социальная политика нс оказывает должной поддержки семьям с детьми. В результате дети становятся роскошью.

Очевидно, что несмотря на программу материнского капитала, помощь семьям с детьми недостаточна.

Увеличивается и разрыв населения по доходам. В целом, разрыв но доходам с 1995 года только вырос, что сказалось на благополучии россиян и возможности обеспечивать детей.

О доступности жилья можно судить по средней цене за квадратный метр жилого помещения. В среднем по России этот показатель но сравнению с 2000 годом на первичном рынке жилься вырос в 5,5 раз, на вторичном рынке жилья цена за квадратный метр выросла в 8,5 раз. За семь лет с 2005 по 2012 год цена за квадратный метр жилья на первичном рынке выросла в 2,5 раза, на вторичном - почти в два раза. При этом каждая пятая семья в 2012 году с детьми до 18 лет собиралась улучшить свои жилищные условия.

Жилищные условия россиян улучшаются медленно. Постепенно уменьшается количество жилых помещений с износом более 31 до 65%, однако в 2012 году таких жилых домов всё ещё было больше половины. Медленно растет и количество жилья с износом выше 66%. Эти показатели свидетельствуют о том, что государство предпринимает какие-то попытки изменить ситуацию в лучшую сторону, но они явно недостаточны и ситуация требует быстрого и активного реагирования, больших вложений и внимания. Увеличивающийся разрыв между людьми с низким уровнем достатка и людьми с высоким уровнем достатка, трудности в получении образования, услуг здравоохранения, жилья стали одной из причин ухудшения психологического состояния людей, регулярных стрессов, которые "вошли в норму".

С 2009 года количество эмигрантов растет, но особенно резкий скачок наблюдался в 2012 году: количество эмшрантов увеличилось в три раза но сравнению с 2011 годом. В 2013 году количество выбывших из страны превысило аналогичный показатель 2000 года. Это говорит о неблагоприятных условиях жизни для россиян.

Сейчас очень сложно представить себе государство, которое бы нс ставило себе цель становления социальным. В первую очередь эго связано с тяжелыми последствиями Второй мировой войны. 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека - документ, объявлявший права и свободы человека и гражданина высшей ценностью государства. Генеральная Ассамблея ООН провозглашает «настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться вес народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией».

С этого момента многие развитые государства, такие как ФРГ, США, Великобритания поставили перед собой важную задачу - создание такого государства, в котором человек, его права, свободы и интересы являлись наивысшей ценностью власти, и за нарушение которых следовало бы наказание.

Таким образом сейчас, в XXI веке, социальными государствами себя провозглашают Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Италия, Ирландия, Канада, Латвия, Литва, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, страны Персидского залива, Словакия, США, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония.

Однако помимо вышеперечисленных стран есть ещё те, которые только наметили свой путь достижения социального государства: в своих конституциях эти страны определяют, что их политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данная политика называется социальной.

Цель социальной политики - создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Социальную политику государства можно рассматривать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого фажда- нина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных фупп при постоянном выявлении и учете социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.

Предметом социальной политики как науки являются свойства, закономерности, содержательные отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных фупп по поводу их общественного положения.

  • Капицын В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. 1998. № 8.
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием12.12.1993)//Собрание законодательства РФ. 14.04.2014, № 15, ст. 1691.
  • Атаманчук Г.В., Матирко В.И. Государственная служба: кадровый потенциал. -М.: Дело, 2012. С. 234.
  • 2 Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование вРоссии в 90-х годах. СПб., 2015. С. 123.
  • Выдвижение социальных целей среди приоритетов современного экономического развития привело к формированию социальной политики государства. Социальная политика – это деятельность государства, направленная на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и повышения благосостояния населения страны. Социальная политика предполагает совместную деятельность государства и профсоюзов, а также предпринимательских структур, общественных фондов, партий и т.п.
    Основными целями социальной политики являются:
    обеспечение полной и рациональной занятости населения;
    смягчение неравенства в распределении доходов населения;
    защита здоровья нации;
    экологическая безопасность;
    нейтрализация негативных последствий рыночной экономики;
    обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения страны;
    создание условий сохранения социальной стабильности.
    В связи с этим основными направлениями социальной политики государства можно считать:
    гарантирование членам общества минимального дохода;
    поддержание и развитие способностей членов общества и прежде всего способностей к труду;
    обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг;
    обеспечение защиты от безработицы и инфляции;
    обеспечение при возникновении неблагоприятной ситуации адресной поддержки гражданам.
    В соответствии с этим решаются следующие задачи: либерализация бизнеса и поощрение малого предпринимательства, реализация программ занятости, помощь нетрудоспособным, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования и культуры, реализация специальных программ по защите малообеспеченных слоев населения.
    Способом реализации социальной политики государства является система социальной защиты и социальных гарантий. Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения его граждан. Социальные гарантии представляют собой систему обязательств общества перед своими членами по определенному удовлетворению ряда их необходимых потребностей.
    Социальная защита экономически активного населения осуществляется по нескольким направлениям:
    меры государства, связанные с подготовкой квалифицированной трудовой деятельности;
    меры, обеспечивающие доступность реализации способностей в процессе трудовой деятельности;
    меры, связанные с обеспечением процесса трудовой деятельности;
    меры, направленные на создание новых рабочих мест;
    поддержание работников, лишившихся возможности трудовой деятельности.
    Основными элементами системы социальных гарантий являются такие гарантии, как обязательства общедоступности и бесплатности образования, обязательства реализации способностей в процессе трудовой деятельности, обязательства недопустимости принудительного труда и обязательства минимизации потерь в связи с прекращением трудовой деятельности.
    Реализация социальной политики государства может иметь социальный и рыночный подходы. Социальный подход предполагает, что общество должно гарантировать каждому члену доходы, не позволяющие ему опуститься ниже «черты бедности». При этом помощь должна быть оказана только тем, кто в ней нуждается, и должна быть «под силу» государственному бюджету, иначе она превратится в инфляционный фактор и ухудшит положение малоимущих. Рыночный подход основан на том, что задача государства – не доходы гарантировать, а создавать каждому члену общества условия для проявления экономической активности и повышения дохода. Первый подход опирается на принцип социальной справедливости, а второй – на экономическую рациональность. В процессе осуществления социальной политики возможно сочетание обеих принципов.
    Показателем результативности использования каждого из подходов решения социальных проблем или их сочетания должна выступать динамика уровня жизни населения страны.
    Различают два вида социальной политики: либеральный и социал-демократический. Либеральный вариант социальной политики делает ставку на «экономического человека». В качестве наиболее приемлемых направлений социальной защиты признается высокоорганизованный и достойно оплачиваемый труд, личные сбережения и вложения населения в человеческий, физический и денежный капитал. Конфликты и противоречия, возникающие в обществе, рассматриваются как стандартные спутники современной социальной жизни. Социальная ответственность государства сводится до минимума. Социал-демократический вариант высокую ответственность за стабильность и социальный прогресс возлагает на современное государство. Государство обязано четко обеспечивать социальный минимум уровня жизни, не допускать чрезмерной социальной дифференциации. Для этого варианта социальной политики характерно наличие высокоэффективной системы социальной защиты, доступность широким слоям населения социальной инфраструктуры (образование, наука, культура, здравоохранение, средства массовой информации), а также доминирование в обществе партнерских отношений. Таким образом, социал-демократический вариант социальной политики предполагает достижение такого состояния общества, которое характеризуется стабильностью социально-экономического положения всех его членов. По направленности и по своему содержанию социал-демократический вариант наиболее полно соответствует задачам переходной экономики.
    Наиболее важными мерами социальной политики В Республике Беларусь в современных условиях являются:
    создание адресной системы социальной защиты;
    упорядочение льгот, надбавок и доплат, выплачиваемых за счет средств предприятий, организаций и фирм путем их включения в тарифные ставки и должностные оклады;
    введение налоговых и кредитных льгот для предприятий и фирм, создающих дополнительные рабочие места и принимающих на работу многодетных женщин, инвалидов, молодежь;
    уточнение стоимости «потребительской корзины» с учетом динамики цен, размеров оплаты труда и мировой практики;
    регулярный пересмотр минимальной заработной платы в национальной экономике в связи с ростом цен;
    развитие страховой медицины;
    создание республиканской организации труда по типу МОТ (Международной организации труда).

    Еще по теме 11.3. Цели и задачи социальной политики современного государства:

    1. 12.3. Основные понятия, цели и задачи\r\nрегиональной политики
    2. § 1. Теоретические и конституционно-правовые подходы к пониманию социального государства и социальной государственности в Казахстане и России на современном этапе
    3. Содержание, задачи, цели и принципы финансовой политики

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

  • Собственность в экономической системе
  • Классификация экономических систем
  • Тема 4. Рыночная система хозяйствования Рынок, его структура и механизм функционирования
  • Субъекты смешанной экономики и взаимосвязь между ними. Кругооборот благ, ресурсов и доходов
  • Роль государства в рыночной экономике
  • Основные понятия
  • Спрос и его факторы. Функция спроса
  • Предложение и его факторы. Функция предложения
  • Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие
  • Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
  • Воздействие государства на рыночное равновесие
  • Эластичность спроса по цене: понятие, измерение, виды, факторы
  • Эластичность предложения: понятие, измерение, факторы. Три периода эластичности предложения во времени
  • Тема 5. Поведение потребителя на рынке основные понятия
  • Полезность блага и потребительский выбор (кардиналистский подход)
  • Кривые безразличия и бюджетные ограничения (ординалистский подход)
  • Оптимум потребителя
  • Основные понятия
  • Эффект дохода и эффект замещения
  • Кривая «доход-потребление» и кривые Энгеля
  • Кривая «цена-потребление»
  • Построение кривой индивидуального и рыночного спроса
  • Оценка благосостояния потребителей
  • Тема 6. Фирма как субъект рынка основные понятия
  • Производственная функция и ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения
  • Производство с одним переменным фактором и закон убывающей отдачи. Взаимосвязь предельного и среднего продукта
  • Производство с двумя переменными факторами. Эффект масштаба
  • Изокоста. Равновесие производителя
  • Основные понятия
  • Концепция издержек. Явные и вмененные издержки. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль
  • Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные и общие
  • Функция издержек в долгосрочном периоде
  • Общий, средний и предельный доход
  • Тема 7. Рыночные структуры
  • Понятие рыночной структуры. Признаки совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы
  • Свойства рыночных структур
  • Максимизация прибыли фирмой в краткосрочном периоде
  • Издержки производства в долгосрочном периоде. Парадокс прибыли
  • Модель рынка чистой монополии
  • Кривая предельного дохода чистого монополиста
  • Максимизация прибыли чистым монополистом в краткосрочном периоде. Долгосрочное монопольное равновесие
  • Монопольная власть и ее общественные издержки (излишек покупателя и излишек продавца)
  • Ценовая дискриминация. Понятие, условия возникновения, виды и последствия
  • Государственное регулирование рынка чистой монополии
  • Признаки монополистической конкуренции в сравнении с рынком совершенной конкуренции и монополии
  • Дифференциация продукта. Ценовая и неценовая конкуренции
  • Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах при ценовой конкуренции
  • Основные особенности рынка олигополии. Поведение олигополии. Ломаная кривая спроса. Ценообразование на рынке олигополии
  • Роль неценовой конкуренции и экономическая эффективность
  • Тема 8. Рынок факторов производства и распределение дохода основные понятия
  • Конкурентные рынки ресурсов. Спрос и предложение на ресурсы со стороны фирмы и отрасли
  • Ценообразование на рынке труда
  • Ценообразование на рынке капитала
  • Ценообразование на рынке земли
  • Тема 9. Аграрная экономика
  • Формы сельскохозяйственных предприятий.
  • Дифференциальная и монопольная земельная рента. Абсолютная рента.
  • Апк, его структура и функции.
  • Тема 10. Национальная экономика: цели и результаты Цели национальной экономики
  • Структура национальной экономики, ее виды
  • Макроэкономическая модель кругооборота доходов и расходов
  • Система макроэкономических пропорций и их виды
  • Внп и методы его расчета
  • 1) Производствен­ным методом - как сумма добавленных стоимостей всех предприя­тий;
  • Снс и кругооборот расходов и доходов
  • 2. Модель кругооборота с участием государства.
  • 3. Модель кругооборота с учетом заграницы. Номинальный и реальный внп
  • Тема 11. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие Совокупный спрос
  • Совокупное предложение
  • Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
  • Макроэкономическое равновесие(модель ad-as)
  • Доход, потребление и сбережения в кейнсианской теории
  • Инвестиции и их нестабильность. Факторы спроса на инвестиции
  • Методы анализа макроэкономического равновесия
  • Изменения равновесного объема производства. Мультипликатор
  • Парадокс бережливости
  • Тема 12. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления Экономический цикл и его основные характеристики
  • Безработица и ее виды. Экономические издержки безработицы
  • Инфляция: понятие, причины и последствия
  • Кривая Филлипса и проблема стагфляции
  • Тема 13. Финансовая система и фискальная политика государства Функции и принципы налогообложения
  • Виды налогов
  • Фискальная (бюджетно-налоговая) политика
  • Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом
  • Тема 14. Денежный рынок. Монетарная политика
  • Денежное предложение и его структура
  • 1) Наличные деньги (бумажные и металллические), находящиеся в обращении и являющиеся обязательствами государства;
  • Спрос на деньги и его виды. Равновесие денежного рынка
  • 1) Спрос, обусловленный использованием денег в различных дело­вых сделках;
  • 2) Спрос на деньги как средство сохранения богатства.
  • Банковская система как организационная форма денежного рынка
  • Кредитно-денежная политика и ее инструменты
  • 1) Операции на открытом рынке;
  • 2) Изменение резервной нормы;
  • 3) Изменение учетной ставки.
  • Тема 15. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках Взаимосвязь товарного и денежного рынков
  • Последствия изменений условий равновесия на рынке благ и денег
  • Влияние изменения денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики на взаимодействие товарного и денежного рынков
  • Тема 16. Социальная политика государства сущность и основные направления социальной политики
  • Доходы населения, их формы в рыночной экономике
  • Система и механизм социальной защиты населения
  • Социальные гарантии
  • Распределение доходов и социальная справедливость
  • Уровень жизни населения
  • Тема 17. Экономический рост Экономический рост и его факторы
  • 1) Главная проблема данной теории состоит в поиске путей увели­чения объема внп в условиях полной занятости, т. Е. Преодоле­нии границы своих производственных возможностей;
  • 2) Она основана на динамическом, долгосрочном подходе к эконо­мике.
  • Теории экономического роста и государственное регулирование
  • 2) Акцентируют внимание на долговременной устойчивости эконо­мического роста;
  • 3) Предлагают стимулировать и регулировать экономический рост через снижение налогов как средства увеличения сбережений и инвестиций, трудовой и предпринимательской активности;
  • Модель экономического роста р. Солоу
  • Тема 18. Мировая экономика Понятие мирового хозяйства и экономические предпосылки его возникновения
  • Структура мирового хозяйства
  • Интеграционные процессы в мировой экономике
  • Интернационализация хозяйственной жизни и ее формы
  • Глобализация как новая ступень интернационализации мирового хозяйства
  • Социальная политика - система мер, направленных на повы­шение уровня и качества жизни населения. Ее определяют и как деятельность государства по управлению развитием социальной сфе­ры общества, нацеленную на удовлетворение интересов и потреб­ностей граждан.

    Основными задачами социальной политики являются:

    Повышение благосостояния;

    Улучшение условий труда и жизни людей;

    Осуществление принципа социальной справедливости.

    Социальная политика должна учитывать не только матери­альные, но и политические и духовные интересы членов обще­ства.

    Выделяют следующие задачи социальной полити­ки , обеспечивающие нормальное развитие общества:

    1) социальная защита человека и его основных социально-эко­номических прав;

    2) обеспечение условий для повышения благосостояния каж­дого человека и общества в целом;

    3) поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизвод­ство оптимальной социальной структуры общества;

    4) развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммуналь­ные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);

    5) формирование экономических стимулов участия в обществен­ном производстве;

    6) создание условий для всестороннего развития человека, удов­летворения его потребностей и возможности реализации в свобод­ном труде.

    В социальной политике выражаются конечные цели и резуль­таты экономического роста. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Что касается результатов экономического роста, то по мере его ускорения создаются благоприятные соци­альные условия для граждан, происходит рост их благосостояния, создаются стимулы к эффективной экономической деятельности. В то же время чем выше достигнутая ступень экономического разви­тия, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономи­ческий рост, к их знаниям, культуре, физическому и нравствен­ному развитию. Показателями результативности социальной поли­тики являются уровень и качество жизни населения.

    Социальная политика осуществляется на разных уровнях эко­номической деятельности:

    1) социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своего персонала;

    2) региональная социальная политика применительно к регио­нам;

    3) государственная социальная политика;

    4) межгосударственная социальная политика, связанная с ре­шением глобальных экологических проблем, преодолением соци­ально-экономической отсталости групп стран.

    Возможности решения задач социальной политики определя­ются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Мировая экономика всту­пила в инновационную стадию развития. Ее отличительные осо­бенности: высокая наукоемкость производства, непрерывный ин­новационный процесс, требующий нового уровня профессиона­лизма человеческого ресурса.

    Успех или неудача в решении проблем социальной политики зависит от устойчивости или неустойчивости экономической сис­темы общества.

    Социальная устойчивость предполагает:

    Стабильный уровень цен на основные предметы потребле­ния и услуги;

    Недопущение необоснованной дифференциации доходов;

    Формирование надежной системы социальной защиты и со­циальные гарантии членов общества.

    Социальная политика государства в переходной к рынку эко­номике имеет особенности , выражающиеся в:

    Поддержке различных слоев населения;

    Социальной поддержке малоимущих граждан;

    Создании условий для развития предпринимательства;

    Финансировании в достаточном объеме образования и здра­воохранения;

    Заботе об охране экологии, окружающей среды;

    Регулировании сферы трудовых отношений.

    Социальная политика в переходный период реализуется по трем основным направлениям. Это политика доходов, политика занято­сти и политика социального партнерства.

    Политика доходов пред­полагает осуществление мер по смягчению их неравенства;поли­тика занятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности;политика социального партнерства направ­лена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работополучателями.

    В решении многих социально-экономических вопросов вели­ка роль самого рынка. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам; повышая эффективность экономики, со­здает материальную базу для роста благосостояния населения. Рынок заставляет производителей работать на максимальное удов­летворение разнообразных запросов людей, но в то же время не может обеспечить социальных гарантий для всех членов обще­ства.

    Меры по осуществлению социальной политики финансируют­ся государством. В настоящее время происходит переход от госу­дарственного финансирования к социальному партнерству. Это означает, что ряд социальных программ по созданию рынка жи­лья, использованию возможностей страховой медицины, переход ряда социальных услуг на платную основу осуществляется за счет средств не только бюджета, но и предприятий.

    Основные направления социальной политики:

    1) обеспечение всем трудоспособным благоприятных возмож­ностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зараба­тывания максимально высоких доходов путем любой законной деятельности;

    2) обеспечение определенных социальных гарантий для нетру­доспособных, малоимущих и безработных.

    Первое направление включает в себя комплекс таких государ­ственных мер, как:

    Либерализация бизнеса - освобождение его от бюрократи­ческих преград, предоставление людям свободы предприниматель­ства в рамках закона и ответственности;

    Поддержание высокой занятости - увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;

    Регулирование трудовых отношений - минимальная зара­ботная плата, продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т.д.

    Второе направление предусматривает меры, направленные на перераспределение доходов, обеспечение пенсиями и пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся.

    Социальное партнерство - согласование действий правительства, предприни­мателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов. Политика социального партнерства нацелена на реализацию принципов равенства и социальной спра­ведливости на рынке труда. Она предполагает:

    Создание нормальных условий на рынке труда (продолжи­тельность рабочей недели, отпусков, охрана труда, оплата труда, права и обязанности наемного работника);

    Обеспечение условий предпринимательства (неприкосновен­ность собственности, свобода предпринимательства и распоряже­ния доходами).

  • Социальная политика - это явление весьма обширное и многоликое. Если целью социальной политики считать достижение социальной эффективности, то в широком смысле социальная политика может рассматриваться как способ удовлетворения социальных потребностей, а в узком - сведена к разрешению противоречий в социальной сфере, инструменту, смягчающему негативные последствия индивидуального и социального неравенства.

    Социальная политика - политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей людей, создание обстановки стабильности.

    В то же время, социальную политику можно определить и как инструмент, позволяющий создать условия для самореализации всех граждан страны, сохранить ее культурные и исторические ценности, и как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития. Следует осознать, что прежде, чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы его развития. Другими словами, социальная политика является фактором развития как государства, так и общества.

    Цели социальной политики достаточно легко выводятся из определения понятия политики в ее узком смысле и определяются как создание условий для лучшего удовлетворения материальных и духовных потребностей всех социальных групп и как усиление социальной справедливости системы экономических, политических, юридических, нравственных отношений. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны.

    Преследуя цель повышения уровня жизни населения, социальная политика охватывает 4 основных сектора жизни общества:

    а) демографию (естественное воспроизводство населения);

    б) труд (рынок труда, занятость, подготовка и переподготовка, кадров, условия и охрана труда, социально партнерство);

    в) личные доходы (заработная плата, пенсии, пособия и т.п.);

    г) социальную инфраструктуру (жильё, школы, дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры и т.п.).

    В современном развитом обществе усиливается тенденция к развитию общественных институтов, служащих саморегулированию и самоорганизации общества. Такие институты - важный элемент гражданского общества, их поддержка - характерная черта «эффективного» государства. Зрелое в гражданском отношении общество способно не только дополнять социальные усилия государства, но и осуществлять их корректировку, необходимый контроль над ними в цивилизованных, ненасильственных формах.

    Если предположить, что социальная политика ориентирована на формирование информационного общества, то она с неизбежностью должна содействовать реализации следующих задач:

    1) быстрый рост человеческого потенциала как условия для помощи продуктивной жизни членов общества;

    2) формирование нового среднего класса как определяющей социальной силы общества и основного носителя человеческого потенциала нации;

    3) развитие гражданского общества и правового государства как непременного условия расширенного воспроизводства человеческого потенциала.

    Итак, субъекты социальной политики - это реально самостоятельные и при том фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры.

    Выявление сущности социальной политики требует рассмотрения ее признаков и функций. Показателями или признаками данной категории являются:

    1) объективность;

    2) государственность;

    3) многосубьектность и объектность;

    4) солидарный (перераспределительный) характер отношений;

    5) конкретно-исторический характер отношений.

    Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, большинство современных государств полагает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своих политических деклараций следующие принципы: принцип социальной справедливости; принцип индивидуальной социальной ответственности; принцип социальной солидарности; принцип социального партнерства; принцип социальной компенсации; принцип социальных гарантий; принцип субсидиарности (поддержки).

    Принципы социальной политики в большинстве своем были выработаныв процессе организации развития общества и приобрели новое содержание в ходе разработки основ эффективного государства. В настоящее время наиболее приоритетными должны являться два принципа: социальная солидарность и индивидуальная социальная ответственность.

    Следует отметить, что особенности нынешнего состояния российского общества обуславливают семь главных принципов российской социальной доктрины, определяющей социальную концепцию развития страны, ее социальную политику и соответствующие программы действий:

    1. Оптимальное сочетание либерализма и социальных гарантий. В исторической ситуации, когда еще не сложились соответствующие предпосылки и значительная часть населения не способна адекватно реагировать на трудности переходного периода, проведение чисто либеральной политики, как показал российский опыт, приводит к социальному кризису, к блокированию социальной адаптации, к дезориентации отдельных групп граждан и, как следствие, к его интенсивной маргинализации.

    2. Радикальное повышение трудовой мотивации, ориентированной на все группы в целом и каждый слой населения - в отдельности. Социальная парадигма развития исходит из того, что локомотив экономической динамики - это трудоспособные граждане, обладающие квалифицированным трудовым потенциалом, высокой социальной активностью и мобильностью, способностью легально адаптироваться к сложившимся условиям и реализовать эффективные модели своей деятельности.

    3. Центральное место среди социальных институтов сегодня занимает семья, которая оказывает определяющее влияние не только на демографические процессы в обществе, но и на состояние социального капитала. Он органически взаимосвязан с семьей, через формирование здоровья человека.

    4. Активизация местного самоуправления и организаций гражданского общества (благотворительные структуры и социальные инициативы). Наряду с опорой на семью социальная политика призвана поддерживать восстановление и обновление специализированных институтов, основанных на ценностях свободы, человеческой солидарности и взаимопомощи.

    5. Пятый принцип касается взаимодействия федеральных и региональных усилий, кардинальная проблема которых - определение их взаимной ответственности.

    6. Учёт гендерных и национально-этнических аспектов состояния населения. Конкретные шаги и этапы преобразования социальной сферы предусматривают соотнесение с гендерной асимметрией и состоянием отдельных этносов в стране.

    7. Наконец, следует учитывать технологии построения социальной программы действий, а также выработку стратегии и тактики в рамках социальной политики. Речь идет об эшелонировании мероприятий во времени.

    Основой социальной политики должны стать поддержка сильных, жизнеспособных групп и защита слабых, неприспособленных, не имеющих достаточных средств для успешного существования в жестких условиях рыночной экономики. Вместе с тем один из важных моментов стратегии развития - установка на повышение профессионализма, самоотдачи, проявление инициативы граждан.

    В последнее время Советом Европы рассматриваются вопросы стратегии в области социальной сплоченности в XXI веке: государства-члены должны принять идею социальной сплоченности в качестве конкретного и активного направления политики, поставив ее в центр своих моделей развития. Целью такой политики должно стать активное, справедливое и социально сплоченное общество, в котором политика экономического развития и политика развития социального работают в тандеме.

    В целом, каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание.

    Определяя функции социальной политики с позиции её роли в развитии общества (человеческого потенциала), обычно выделяют следующие направления социальной политики современного государства:

    1. Обеспечение социальной безопасности.

    2. Обеспечение политической устойчивости власти.

    3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым.

    4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения.

    5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

    6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальной группы.

    Что касается Российской Федерации, принятая в 1993 году в России Конституция в статье 7 провозгласила: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В противовес данному положению важным является заявление Президента РФ Д.А. Медведева о необходимости перехода России к «эффективном государству» за счёт всесторонней модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии, активизации гражданского общества.

    Вопросы для обсуждения

    1. Дайте определение социальной политики.

    2. В чем вам видятся изменения, которые должны произойти в социальной политике современной России?

    3. Назовите главную цель и функции социальной политики.

    В научной литературе и нормативных актах существует значительное количество трактовок сущности социальной политики.

    Изначально социальная политика сформировалась для регулирования социальных отношений в рамках капиталистической системы, для поддержки членов общества, неспособных самостоятельно обеспечить себе источник приемлемого существования. Практически социальная политика по своему содержанию приравнивалась к общественному вспомоществованию. На современном этапе происходят серьезные изменения, как в содержании социальной политики, так и в расширении спектров её влияния. Её действия уже не ограничиваются отдельными категориями населения. В качестве прямого объекта влияния социальной политики начинают выступать жизненные условия почти всех социальных категорий.

    Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В социальном государстве социальная политика призвана обеспечить создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, а значит быть одной из стратегически важных сфер развития общества в целом.

    Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова (13, с. 287).

    В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества. Это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д.

    Таким образом, в границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества.

    Социальная политика оказывает активное влияние и на экономический рост. Более того - она является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Кроме того, экономический рост как процесс предъявляет все более высокие требования к квалификации и культуре работника, физическому и духовному развитию личности, что также требует дальнейшего развития социальной сферы.

    К объектам социальной политики относятся отдельные граждане, группы граждан, объединенные конкретными связями, деловыми, экономическими и трудовыми отношениями, население всей страны. Субъекты социальной политики - те, кто определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую основу социальной политики, осуществляет действия по ее реализации. Основным субъектом, координирующим деятельность по осуществлению социальной политики, является государство. Хотя простая констатация того, что государство - субъект социальной политики, недостаточна. Государство выступает как совокупность или система разноуровневых элементов или органов, причем их цели в социальной политике могут не совпадать, а деятельность одного органа противоречит деятельности другого.

    Цель социальной политики государства - формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, способного обеспечивать достойный уровень жизни и ее качество при достаточной степени общественного согласия, без противоречий и социальных конфликтов нейтрализовать негативные последствия рыночной экономики.

    Основные показатели последних лет свидетельствуют о том, что в Российской Федерации в этом направлении наметились позитивные изменения, а с учетом перспективного планирования и положительные прогнозы.

    В качестве целевых определены значения показателей, принятые в развитых странах и отвечающие пороговым значениям стратегии национальной безопасности страны.

    Можно выделить две основные функции социальной политики:

    • - стимулирующую - реализация которой достигается посредством перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты всех членов общества и определенных социальных групп;
    • - стабилизирующую - выполнение которой предполагает поддержание и стимулирование экономической активности общества в рамках законодательства, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокопроизводительному труду и учету трудового вклада каждого трудоспособного члена общества в создание национального продукта. Реализация перечисленных функций требует определенных усилий, решения целого комплекса сложных и, порой, противоречивых задач, а также принципов, на которых базируется социальная политика.

    Социальная политика направлена на решение следующих задач:

    • 1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
    • 2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого разме-ра и качества, которые соответствуют потребностям общественно-го производства;
    • 3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения ем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;
    • 4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

    Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.

    Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

    Формирование социальной политики должно базироваться на следующих основных принципах:

    1) принцип стратегической целенаправленности:

    Социальная политика государства должна иметь долгосрочный стратегический характер; предусматривать последовательность, целенаправленность и недопущение существенных социальных конфликтов, опору на институты гражданского общества; учитывать инерционность социальной системы и данные мониторинга результатов реализации политики.

    2) принцип системности:

    Решения, принимаемые в отношении функционирования и развития социума, должны представлять полную и непротиворечивую систему, соответствовать целям социальной политики, быть скоординированными между собой и с решениями в сфере экономики, политики и права.

    Государственная социальная политика должна быть увязана с экономической, финансовой, научно-технической и другими видами государственной политики. Социальные реформы должны быть органической частью системной социальной политики.

    3) принцип социальной справедливости:

    Следует стремиться к реализации принципа социальной справедливости, в том числе в трудовой сфере - более высокой оплаты за более сложный, требующий большей подготовки и сопряженный с большей ответственностью труд. Повышение уровня социальной справедливости в обществе при прочих равных условиях способствует консолидации общества, повышению социальной ответственности его членов и экономическому росту страны. Рост числа нарушений принципа социальной справедливости снижает уровень трудовой мотивации и, как следствие, потенциал экономического роста.

    4) принцип сочетания социальной свободы, ответственности и гарантий:

    Следует обеспечить оптимальное (для данного периода в развитии страны) сочетание личной социальной свободы, личной социальной ответственности каждого гражданина и государственных социальных гарантий при безусловном обеспечении их минимальных уровней, определяемых принятыми социальными стандартами. Минимальный уровень гарантий должен обеспечивать гражданину доход, превышающий прожиточный уровень для данной местности и данной категории граждан (с учетом затрат на жилье). Минимальный уровень ответственности гражданина должен определять его лояльность по отношению к соблюдению требований федеральных и местных законов, уплаты налогов, соблюдения норм социального общежития. Минимальный уровень свободы для гражданина должен предусматривать возможность свободного выбора между принятием государственной социальной поддержки или отказом от нее.

    5) принцип демократичности:

    Каждый дееспособный гражданин должен иметь возможность участвовать в формировании государственной социальной политики и контроле за ее выполнением. Важнейшие социально ориентированные решения должны приниматься на основе общественного консенсуса.

    6) принцип адаптации к местным условиям:

    Социальная поддержка должна осуществляться с учетом местных условий, оказывающих влияние на уровень качества жизни населения. Принцип уравнительности должен распространяться на конечный результат социальной поддержки, а не на ее объем.

    7) принцип гуманитарности:

    Конституционные права человека имеют наивысший приоритет, в том числе - по сравнению с правами собственности.

    К настоящему времени в постиндустриальных государствах исследования социальной политики представляют собой активно развивающуюся и дифференцированную область политической науки.

    В западной научной традиции существует несколько сформировавшихся устойчивых подходов к пониманию социальной политики.

    Основными конкурирующими подходами выступают кейнсианский и неолиберальный. Представители кейнсианства понимают социальную политику как деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества. Это понимание социальной политики можно определить как широкое относительно других существующих, поскольку каждый его компонент максимально широко подходит к выбору сферы реализации или системы объектов.

    Для неолиберальной модели характерно представление социальной политики в качестве системы государственных мер по поддержанию социальных групп, которые в силу различных обстоятельств оказываются в трудной жизненной ситуации и не могут решить возникшие проблемы самостоятельно. Данный подход существенно сужает понимание социальной политики, поскольку круг ее объектов уменьшается до социально уязвимых групп населения. Как указывают исследователи неолиберального подхода, в его рамках не случаен термин «адресная помощь», характеризующий принцип выборочности государственной поддержки. Помимо этого, для неолиберального подхода типично понимание государства в качестве монопольного или главного субъекта социальной политики.

    Анализ теоретико-методологических основ анализа социальной политики в социальном государстве определил ряд выводов. Тесная взаимосвязь социальной политики и политического процесса ярко проявляется в условиях демократии, в связи с чем, для западных исследований темы характерен высокий интерес к преемственности социальной политики в условиях сменяющих друг друга у власти политических партий и свободной конкуренции идеологий. В России потребность в теоретическом анализе социальной политики появилась в начале 1990-х годов, когда начали проводиться ее прикладные исследования. Теоретико-методологическое осмысление социальной политики в российских политических условиях далеко не завершено. В настоящее время трансформации политической и социальной систем российского общества определяют актуальность анализа социальной политики с позиций политической науки.

    Для российских исследователей социальной политики типично понимание термина в целом, главным образом как деятельности по реализации социальных программ государства.

    В современной России социальная политика уже не сводится лишь к деятельности государственных органов. Включение в систему субъектов социальной политики негосударственных факторов определено новым характером российского государства, которое не является уже патерналистским (лат. paternus - отцовский, отеческий), а на основании Конституции России и политической практики постсоветских лет должно быть отнесено к государствам субсидиарного типа. Для таких государств характерно качественно иное распределение ответственности и прав, когда государство уже не отвечает за все сферы жизнедеятельности общества и не определяет содержание любой социально значимой деятельности юридических и физических лиц, не контролирует в качестве собственника основные ресурсы влияния.

    Принципы социальной политики должны формироваться с учетом возможностей государства и общества на каждом этапе его развития. Начало нового экономического цикла неизбежно требует корректировки в социально-политической жизни страны, поскольку изменяются как запросы населения, так и ресурсная база политики. Корректировка не означает радикального пересмотра всей системы, а предполагается необходимость изменений наиболее затратных в реализации принципов.

    Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения.

    Под уровнем жизни понимается уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления. Сколько и что потреблять определяется разнообразными человеческими потребностями, которые представляют собой объективную необходимость людей в обеспечении физиологического, социального и духовного развития. А люди нуждаются не столько в количестве вещей, товаров, сколько в их полезных свойствах.

    Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др. (8, с. 294).

    Среди показателей уровня жизни можно выделить обобщающие показатели, прежде всего объем потребляемых благ и услуг и распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона питания и т.п.).

    Среди перечисленных показателей важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения, динамика которого определяется уровнем заработной платы во всех сферах народного хозяйства, размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства, величиной выплат из общественных (социальных) фондов потребления, налоговой политикой государства и уровнем инфляции. Существует верхний уровень потребностей и низший. Верхний зависит от образованности, знаний, культуры, менталитета. Низкий, как правило, задается минимумом средств существования, обеспечивающих жизнедеятельность человека в конкретных исторических условиях.

    Набор потребительских товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей человека, называется потребительским бюджетом. Потребительский бюджет рассчитываются в среднем на семью или на душу населения для различных социально-демографических групп.

    В зависимости от состава потребностей и нормативов потребления различают оптимальный, рациональный и минимальный потребительские бюджеты.

    Под минимальным потребительским бюджетом понимается стоимостная величина расходов на приобретение благ, структура и уровень потребления которых необходимы для полного воспроизводства неквалифицированной рабочей силы. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Доля населения, живущего за чертой бедности, является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики.

    Рациональный потребительский бюджет определяется на основе таких норм потребления различных благ, которые общество признает разумными, учитывая достигнутый уровень развития экономики в той или иной стране.

    Оптимальный потребительский бюджет предполагает такой состав благ и такие нормы их потребления, которые максимально возможны в связи с достигнутым уровнем развития науки и техники в мировом обществе.

    Кроме того, минимальные потребительские бюджеты разрабатываются для пенсионера и пенсионерки, студента и студентки, мужчины в трудоспособном возрасте, женщины в трудоспособном возрасте, а также мальчиков и девочек в разных возрастных группах.

    Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики.

    Натурально-вещественная структура потребительских бюджетов формируется на основе системы потребительских корзин.

    Потребительская корзина - это научно обоснованный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека.

    Потребительские блага, составляющие потребительские корзины бюджетов, делятся на три основные группы:

    • - предметы разового потребления, срок использования которых ограничивается одним годом (продукты питания, одежда, обувь и т.п.);
    • - предметы длительного пользования, потребляемые в течение ряда лет (товары культурно-бытового назначения, мебель и т.п.);
    • - услуги, производство и потребление которых происходит одномоментно (потребление тепла, электроэнергии и т.п.).

    Различают минимальную "потребительскую корзину", которая обеспечивает минимально нормальный уровень потребления, и рациональную "потребительскую корзину", отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления.

    Минимальная "потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально не приемлемо. Минимальная "потребительская корзина" по отдельным социально-демографическим группам рассчитывается для семьи из четырех человек с двумя детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, молодой семьи с одним ребенком, студента и лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.

    Потребительская корзина минимального потребительского бюджета в России содержит следующее:

    • - питание, включая хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сливочное масло, рыбу и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, растительное масло и маргарин, сахар и кондитерские изделия, др. продукты;
    • - одежду, белье, обувь;
    • - лекарства, предметы санитарии и гигиены;
    • - мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
    • - жилье и коммунальные услуги;
    • - культурно-просветительские мероприятия и отдых;
    • - бытовые услуги, транспорт, связь;
    • - содержание детей в дошкольных учреждениях.

    Рождаемость, смертность;

    Санитарно-гигиенические условия жизни;

    Жилищные условия;

    Образование и культуру;

    Условия труда и занятости;

    Доходы и расходы населения;

    Стоимость жизни и цены на потребительские товары;

    Транспортные средства;

    Организацию отдыха;

    Социальное обеспечение;

    Свободу человека и другие.

    В отечественной методологии в качестве показателей уровня жизни выделяют следующие показатели:

    Реальные доходы населения;

    Жизненно-бытовые условия;

    Уровень медицинского обслуживания;

    Возможность получения образования;

    Развитие социального обеспечения и социального страхования;

    Уровень культурного и коммунального - бытового обслуживания;

    Продолжительность рабочего дня;

    Обеспеченность работой.

    Существует два подхода к определению структуры и норм потребления в потребительских бюджетах:

    • - нормативный - расходная часть потребительских бюджетов формируется с помощью научно обоснованных норм сбалансированного потребления товаров и услуг.
    • - статистический - состоит в изучении поведения потребителей как статистической совокупности, на основе анализа которой выявляются структуры потребления так называемых опережающих групп (например, группы с более высоким или, напротив, с более низким доходом, может быть группы с наиболее высоким культурно-образовательным уровнем или какой то профессиональной группы и т.п.).

    Прожиточный минимум - это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за "чертой бедности". Эта черта определяется как 60% среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек за предшествующий квартал.

    От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.

    Современная экономическая теория рассматривает уровень жизни как на глобальном макроуровне - в масштабах всего населения страны в целом, так и на дифференцированном макроуровне - в рамках отдельных групп населения. В первом случае можно сделать сравнительный анализ уровня жизни населения в разных странах по показателю ВВП на душу населения. Наиболее высок этот показатель в США, Скандинавских странах, Германии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Японии. А самая бедная страна Эфиопия имеет 300 долларов в год на одного человека. Такие различия доходов вызваны как уровнем научно-технического прогресса и производительности труда в отдельных странах, так и степенью организации общественного производства, степенью государственного регулирования.

    Разрушительные последствия системного кризиса в России и других странах СНГ привели к резкому падению уровня жизни и дохода на душу населения, углублению дифференциации населения по доходам. Так, коэффициент дифференциации доходов в 1992 г. составлял 8,0, в 1998 г. вырос до 13,4 раз, а в 2004 г. уже до 15,2. В 2005 г. наметилась тенденция к его снижению - в 14,8 раз.

    Таким образом, суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий для участия в общественном производстве. Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов (17, с. 621).

    Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения - совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель предусматривает нормальные условия труда и его безопасность, приемлемое экологическое состояние окружающей среды, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.д. (14, с. 76).

    Речь идёт о таких сложных для количественных оценок показателей, как условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан и т. п.

    Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и регионах.

    Факторами, обусловливающими количественные и качественные показатели результативности социальной политики, выступают: состояние национальной экономики, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции и культура.

    Качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную.

    Критерием объективной оценки качества жизни служат научно обоснованные нормативы потребностей людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени их удовлетворения.

    С другой стороны, потребности людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках.

    В отличие от уровня жизни качество жизни оценить достаточно сложно, так как, во-первых, этот показатель выступает как своеобразная интегральная оценка. Например, руководствуясь своим пониманием качества жизни, кто-то может отказаться от миллиона долларов, предпочтя этому полет на Луну. Во-вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению.

    К основным показателям качества жизни относятся:

    Здоровье людей;

    Продолжительность жизни;

    Условия и безопасность труда;

    Физическое и культурное развитие населения;

    Условия среды, окружающей человека;

    Морально-психологический климат;

    Взаимоотношения внутри трудовых коллективов.

    Термин «качество жизни» появился в середине 50-х годов в связи с тем, что категория «уровня жизни» не отражала всестороннее благосостояние населения.

    Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов; удовлетворенность качеством жизни самих людей.

    Необходимо также отметить, что оценки уровня и качества жизни изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассматривалось как высокий жизненный уровень, сегодня может лишь слегка превышать “черту бедности”. То, что для европейца выглядит как нищета, для коренных жителей Африки или Заполярья может явиться наиболее рациональным образом жизни. Это подтверждает печальный опыт “внедрения” европейской или американской цивилизации в быт и культуру малых народов Севера. Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства.

    В этом плане заметим, что Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»