Мировоззренческая функция политологии. Политика как наука и учебная дисциплина

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Теоретико-познавательная (гносеологическая) функция политологии заключается в развитии теоретического (фундаментального) знания о политике, разработке ее основных проблем и постановке новых. Политологические исследования дают общую характеристику функционирования политических систем, деятельности политических институтов, партий и групп.

Эта функция политологии открывает доступ к политическому знанию не только узкому кругу специалистов и политиков, но и всем желающим знать «тайные пружины механизма власти». Эта функция помогает политикам иметь объективное, научное представление о политических процессах, способствует росту политической культуры населения, углублению научных исследований.

Вторая функция политологии – методологическая . Научная парадигма, теория, система взглядов, применяемая для получения новых знаний, выводов, практических задач становится методом. Методологическая функция политологии состоит в том, что она дает способ решения теоретических и практических задач в области политики и в смежных областях: в экономике, культуре, социальной сфере. Политология дает методологию социального поведения человека и социального управления, методологию постановки общественных целей и мобилизации людей на их выполнение, методы построения взаимоотношений между нациями внутри страны и на международной арене и т.д. Выводами политологических исследований пользуются не только политики, но и социологи, психологи, демографы, экологи, правоведы, историки, философы.

Третьей функцией политологии является прогностическая. Эта функция позволяет с большей или меньшей степенью достоверности «заглядывать за горизонт», определять направленность и параметры социально-политических процессов, видеть тенденцию в кажущемся хаотическом нагромождении явлений и фактов. От верного политического прогноза во многом зависит успешность и своевременность.политического решения.

Позновательная функция – важная функция политологии. Древние говорили: «Чтобы любить, надо знать». Действительно, изучение государственного устройства, осознанное участие в практической политике делает отношения человека к своей стране более лояльными. Чувство патриотизма, гордости, любви к Родине вызывают ее шаги в защите прав и достоинства конкретных людей, ее граждан, обеспечении их участия в управление обществом.

Наконец, управленческая (практическая) функция политологии позволяет применять полученное знание для решения проблем управления обществом. Следует отметить, что политологи не управляют непосредственно обществом. Но они дают рекомендации для принятия решения политиками, участвуют вместе с другими специалистами в анализе политических ситуаций, составлении справок, докладов, прогнозов, планов и программ


Закономерности политологии. По нашему мнению, следует отделять универсальные закономерности политики (и политологии) от функциональных закономерностей политологии.

К универсальным закономерностям относятся:

отношения управляющих и управляемых («верхов» и «низов») в обществе;

соотношение высших, средних и низших классов;

учет конкретной политической и социально-экономической ситуации при принятии политического решения;

опора в политике, как на экономическую и военную мощь, так и на нравственные и правовые принципы и др.

Функциональными закономерностями политологии являются такие, в условиях которых она функционирует. Учитывая, что в тоталитарном обществе спрос на политологию отсутствует, то функциональные закономерности совпадают с принципами демократии, такими, как:

верховенство закона;

политический плюрализм;

разделение властей;

обеспечение прав человека;

выборность власти и ее сменяемость и т. д.

Методы политологии. Политология использует как общенаучные методы исследования, так и методы социально-гуманитарных наук.

К общенаучным методам можно отнести методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, метод системного подхода, эксперимента и др.

Методы социально-гуманитарных наук (исторический подход, изучение документальных источников, непосредственное наблюдение, опросы населения и т. д.) будучи примененными, в сфере политики приобретают специфику и оригинальность, например: изучение партийных программ, сравнение возможных политических решений, опрос демонстрантов, наблюдение попытки военного переворота.

В теоретическом плане политологи плодотворно применяют функциональный и структурный подходы, общую теорию систем, теорию циклов, на базе которых создана теория политических систем и теория международных систем, теория политических режимов и теория конфликтов, теория цикличности политической жизни. Эти теории уже давно стали методами политологии. В этом качестве они используются и в смежных дисциплинах.

Среди теортических методов, применяемых в политологии особое место отводится бихевиоризму. Бихевиоризм – это методологический подход, основанный американским психологом В.Ф. Скиннером. В его основе лежит предположение, что поведение человека есть реакция на различные раздражители, стимулы. В политологии с помощью этого метода обычно описывают изменения в политическом поведении людей, связывая их с изменениями условий жизни, принятием политических решений и т.д.

Категории политологии . Политология имеет целый набор фундаментальных, общих понятий, которые отражают существенные стороны политики. Это такие категории, как власть, политическая система, политический режим, политическая культура, политическая жизнь, политический процесс, политическая партия, политическое лидерство, государство, гражданское общество, плюрализм, консенсус, парламент, политические выборы, права человека и др.

Одни из них заимствованы из других наук, другие являются собственно политологическими. Все они являются необходимыми инструментами политологии.

Функции политологии

Структура политологии

Учитывая зависимость оттого, как определяется предмет политологии, видится и её структура. Так как мы определили политологию как интегральную науку, то её структура принято понимать как совокупность различных наук.

В первую группу входят науки, непосредственно изучающие политику, а именно:

Политическая философия;

Учение о политических институтах;

Теория международной политики;

Политическая история.

Во вторую группу входят науки, занятые изучением взаимодействия политики с другими сферами. К этим пограничным наукам относятся:

Политическая социология;

Политическая психология;

Политическая антропология;

Политическая география и др.

В политологии выделяют также два уровня – уровень теоретических и уровень эмпирических исследований.

Делœение на эти уровни следует отличать от делœения на фундаментальную и прикладную политологию . В случае если первая занята удовлетворением чисто познавательных потребностей и нацелœена на развитие науки, то вторая решает практические вопросы – управления конкретными политическими конфликтами, обеспечения процесса выборов, консультирования органов политической власти и т.п. При этом фундаментальная политология может включать в себя эмпирические исследования, к примеру, изучение политических ориентаций населœения, а какое-либо прикладное политологическое исследование должна быть выражено в теоретическом исследовании, к примеру, в обобщенном анализе перспектив процесса демократизации в России.

Политология играет важную роль в обществе. Её основными функциями являются:

а) описательная . Политология дает ʼʼнаборʼʼ понятий, с помощью которых можно описать явления политической жизни;

б) объяснительная . Политология показывает, с чем связаны те или иные политические явления, раскрывает их причины;

в) теоретико-познавательная . Политология раскрывает общее и существенное в политической действительности, выявляет её закономерности, создает теоретические модели политики в целом и ее компонентов;

г) информационная . В рамках политологии происходит накопление материала о тех или иных событиях политического характера, к примеру, о деятельности определœенных политических партий, государственных деятелœей. Этими данными можно воспользоваться при решении тех или иных теоретических и практических проблем;

д) образовательная . Политология как учебная дисциплина дает знания об одной из важных сторон общественной жизни – о политике;

е) мировоззренческо-воспитательная . Политология участвует в процессе формирования мировоззрения людей, способствует формированию их ценностных ориентаций, мотивов как внутренних побудительных сил их деятельности;

ж) критическая . Политология способствует выявлению недостатков в организации политической жизни, содействует устранению старого, отжившего, мешающего функционированию и развитию общества;

з) охранительная . Политология, показывая закономерность, объективную крайне важно сть существования политических институтов, важность соблюдения норм, регулирующих политическую жизнь, границы между возможным и невозможным, предохраняет общество от непродуманных экстремистских действий, подрывающих основы социального порядка;

и) идеологическая . Эта функция состоит в обосновании и пропаганде политических идеалов, ценностей и целœей, реализация которых отвечает интересам тех или иных социальных общностей;

к) прогностическая . Одной из задач политологии является предвидение будущего. Это касается и глобальных процессов в мировой политике, и таких частных вопросов, как вероятность победы на выборах в органы власти того или иного кандидата;

л) проективная . Политология занимается составлением проектов, планов создания, модернизации политических институтов, организации политической жизни в целом. Все современные политические системы существовали вначале в умах политических мыслителœей и лишь затем были постепенно воплощены в реальность. Специализацией ряда политологов является быть ʼʼархитектором от политикиʼʼ;

м) инструментально-практическая . Политология помогает в решении практических задач: специалисты-политологи вырабатывают рекомендации по проведению выборов в органы власти, предлагают возможные варианты решений проблем, консультируют политических деятелœей;

н) гуманистическая . Политология в целом содействует решению социальных проблем мирными средствами, способствует ориентации политики на служение благу человека.

Функции политологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции политологии" 2017, 2018.

  • - Функции политологии

    Предназначение и роль политологии находят свое проявление прежде всего в выполняемых ею функциях. Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Политология на всех уровнях исследования обеспечивает прежде всего прирост... .


  • - Функции политологии

    Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и... .


  • - Предмет и функции политологии

    Термин «политология» образован из двух греческих слов: «политика» (государственные и общественные дела) и «логос» (знание), исходя из чего можно дать следующее определение: политология – это наука о политике, политической жизни общества. Объектом исследования... .


  • - Методы и функции политологии

    В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», т.е. форма практического и теоретического освоения действительности, конкретный способ приобретения знаний о политике. Методы... .

    Функции политологии (от лат. Function – исполняю) любой науки, в том числе и политологии – решениеприродно-характерных для нее задач и проблем. Однаиз важнейших функций политологии - познавательная (гносеологическая). Во всех своих структурных подразделениях политолог дает... .


  • - Функции политологии

    1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и... .


  • - Предмет и функции политологии

    Повторное обращение к определению политологии позволяет сказать, что политология – наука о политическом интересе; политических субъектах; политической деятельности; политических организациях; поли­тической культуре и сознании; политических отношениях (т.е. наука, об... .


  • Сегодня политология представляет собой обширную область научных знаний, включающую в себя историю и философию политики (политическая теория), теорию политических институтов и процессов, политическую компаративистику (сравнительная политология), теорию мировой политики и международных отношений. Как всякая научная область знаний политология выполняет определенные функции. Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций. Эффективная реализация этих функций способствует стабильному развитию общества, достижению гражданского мира и согласия.

    Политическая сфера - особая сфера деятельности общества, в которой лежат истоки политической деятельности людей во всем ее многообразии и развитии, реализуются политические интересы классов, других социальных слоев и групп, наций, народностей, отдельных людей в форме политических отношений, действий и поступков (поведения).

    Основная функция политики - интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и политической стабильности посредством нахождения баланса интересов различных сил.

    Обычно выделяют такие основные функции как:

    1. Гносеологическая или познавательная функция, которая связана с раскрытием сущности политической сферы и присущих ей законов, тенденций и др.

    2. Методологическая, состоящая в том, что она вооружает исследователей современными методами изучения и познания сложных политических явлений и процессов.

    3. Политической социализации, выраженная в формировании у граждан современной политической культуры.

    4. Прогностическая функция политологии, связанная с осуществлением разнообразных прогнозов о диапазоне альтернативных сценариев развития политической системы общества и других компонентов мира политического. Иногда выделяют также некоторые другие функции.

    В данном качестве политологию изучают во всех университетах цивилизованных стран. Но прежде, чем это произошло, политология как наука и учебная дисциплина прошла длительный путь становления и развития.

    Так же политология как научная дисциплина, имеющая многообразные связи с жизнью общества, выполняет еще ряд функций. Одной из важных функций политологии является мировоззренческая (иногда ее называют аксиологической). Политология формирует определенный взгляд на развитие общества, его механизмы, взаимоотношения внутри политически организованного общества и мира в целом, на место человека в политически оформленном мире. Она формирует систему политических взглядов, убеждений и норм политического поведения, создает в общественном сознании образ властных отношений. Как учебная дисциплина в высшей школе политология выполняет функцию обучения теории и практике политической деятельности, воспитания цивилизованной политической культуры.

    Познавательная функция связана с изучением тенденций политического развития, политических событий, явлений и процессов. Политология вооружает общество новым знанием о политической действительности. На этой основе формируется определенное отношение к политике. Эмоциональное и спонтанное чувство по отношению к политике заменяется знанием и взвешенным выбором линии политического поведения как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

    Воспитательная функция политологии выражается в утверждении определенной политической культуры в обществе, утверждающей некие правила, нормы политического поведения. Политическая культура, как известно, тесно связана с господствующей в обществе идеологией, играющей весьма важную роль в выработке коллективного взгляда на те или иные политические события, на поддержание устойчивости политической системы данного общества. Скажем и о том, что выводы и рекомендации политологов затрагивают политические интересы различных участников политических событий как индивидуальных, так и коллективных. А потому и сама политология наделяется в определенной мере идеологическим содержанием. Не случайно, на начальном этапе демократических преобразований в России высказывались предложения о превращении политологии в государственную идеологию.

    Управленческая функция политологии основывается на том, что эта наука вскрывает тенденции политического развития, вооружает общество информацией, без которой затруднено или просто невозможно эффективное политическое управление общественными делами. Проблематика политического решения как средства управления обществом является важнейшим направлением развития политологии. А сама она все больше участвует в разработке практических рекомендаций по вопросам повышения эффективности руководства политическими процессами и управления политическими событиями.

    Прогностическая функция. Ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отображает те или иные тенденции политических процессов, но и тем, в какой степени оно завершается научно обоснованными прогнозами, направленными на осуществление политических изменений в конкретной политической ситуации. Такой прогноз позволяет властям избегать разрушительных последствий непродуманных решений, позволяет планировать общественное развитие.

    Роль политологии особенно возрастает в последние годы, когда в России проводятся глубокие демократические преобразования во всех сферах общественной жизни. В ходе демократических реформ политическому руководству страны приходится находить неизведанные, новаторские решения, в реализации которых может и должна играть значительную роль и политология. Правда, следует сказать, что практическая политика требует не только научных знаний, научно обоснованных рекомендаций. Политика органично включает в себя искусство политического руководства, основанное на умении управлять, организаторских способностях, политическом опыте, чутье и интуиции политиков.

    В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», т.е. форма практического и теоретического освоения действительности, конкретный способ приобретения знаний о политике. Методы политологии сложились постепенно. Среди многочисленных и весьма разнообразных методов, использование совокупности которых способствует превращению политологии в самостоятельную научную дисциплину, можно выделить следующие: институциональный, социологический, сравнительный, антропологический, психологический, бихевиористский, коммуникативный, метод политического моделирования.

    Институциональный метод широко применим в политологии. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность (государства, партий, других организаций и объединений и т.п.). Сторонниками данного метода были Локк, Монтескье, Джефферсон. Изучение сложившихся институтов действительно важно, поскольку политические институты, в отличие от текущих политических процессов, достаточно устойчивы и стабильны.

    Однако увлечение институциональным подходом в первой половине ХХ века привело к тому, что начало господствовать убеждение, что заимствование институтов демократии, хорошо зарекомендовавших себя на Западе, способно сыграть решающую роль в модернизации стран «догоняющего развития». Более 40 стран Африки буквально скопировали Конституцию США, но на практике они не приблизились к идеалам демократии. Оказалось, что сами по себе политические институты мертвы без живой политической активности.

    Социологический метод
    – представляет собой совокупность приемов конкретных социальных исследований, направленных на сбор фактов и практических материалов путем анкет, опросов и т.п. Он исходит из принципа зависимости политики от социальных процессов, в особенности от социально-экономической структуры общества. Задача социологического метода - проявить и объяснить разнообразные интересы соперничающих социальных групп в политике. Примером может служить марксистский подход, где содержание политики объясняется жесткой зависимостью от экономической основы.

    Сравнительный метод
    – иначе его называют компаративный – известен еще со времен Платона и Аристотеля. Сущность его состоит в сопоставлении политических объектов или процессов, выявлении их подобия и отличительных черт. Сравнительный метод имеет большое значение, т.к. может использоваться не только на национальном, но и на международном уровне (сравнение сходных социальных явлений в разных странах). В соответствии с этим выделяют 2 вида сравнительных исследований:

    А) Кросснациональные - сопоставление государств друг с другом, описание, бинарный анализ и т.п.;

    Б) Кросскультурные – нацелены на сопоставление и сравнение национальных культур, институтов.

    Антропологический метод . Иной срез анализа политики открывает антропологический метод, который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, то есть качеств человека как биосоциального существа. Исследует влияние национального характера, типа ментальности, мышления на политическое поведение и развитие, тем самым, определяя границы возможных применений политического опыта.

    Психологический метод заключается в изучении соотношения психологических особенностей личности и власти. Этот метод основан на необходимости учитывать в политике субъективные механизмы политического поведения. Мотивы, которые приводят людей в политику и заставляют участвовать в политических процессах, всегда индивидуальны, зависят от черт характера, воли, образования и т.д.

    В основе данного метода лежат идеи Аристотеля, Сенеки, Макиавелли, Гоббса и др. В рамках этого метода большую популярность приобрели идеи психоанализа. Достоинство психоаналитического метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Эффективным метод психоанализа оказался при выявлении природы авторитарного деструктивного политического поведения, политической некрофилии (стремления к разрушению).

    Бихевиористский метод
    возник как альтернатива институциональному методу. Он основан на тезисе, что политика имеет индивидуальное измерение. Данный метод обращает особенное внимание на поведение человека в сфере политики, изучая его стимулы и реакции в процессе политических взаимодействий. В центре внимания бихевиористов находится изучение политического поведения с учетом побуждающих мотивов. Бихевиористы определяют формы и типы поведения определенных групп (женщины – домохозяйки, студенты и т.д.) для определения возможного политического действия в различных ситуациях. Таким образом, в качестве единицы анализа политического поведения выступают конкретные мотивации индивида, побудившие его к определенному поведению.

    Коммуникативный метод разрабатывает кибернетическую модель политического процесса, рассматривая структуры как информационные потоки.

    Метод политического моделирования основан на исследовании политических явлений путем переложения их на модели измерительные, описательные, предсказательные и др.

    Социальную роль политологии в общественной жизни и системе образования реализуют ее функции . Выделим основные:

    1. Познавательная - политология накапливает знания о политике.
    2. Прогностическая - основана на уже полученных знаниях о политике, которые позволяют осуществлять предсказания, строить прогнозы возможных будущих политических событий, а также рассчитывать потери альтернативных вариантов.
    3. Методологическая - выводы политологии служат основой анализа частных политических теорий, отдельных политических явлений.
    4. Мировоззренческая - знания о политике формируют определенное мировоззрение.
    5. Культурная - эта функция позволяет политологии обобщить представления людей о средствах достижения политических целей, формировать образы, наиболее желаемые состояния, к которым необходимо стремиться.
    6. Воспитательная (регулятивная) - в ходе реализации этой функции складываются нужные в обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе. Именно она создает теоретическую базу, обобщает опыт, помогая политической социализации и формированию политической культуры.

    Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и идейно-воспитательную.

    Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории, образцов организации практической политической деятельности. Политология, как указывалось выше, выступает в качестве теоретико-методологической базы конкретных исследований политики в рамках некоторых других общественных наук. Методология и методы политического анализа будут особо рассмотрены в следующем разделе учебного пособия.

    Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. Политология призвана дать рациональное объяснение политической действительности, отвечая на вопросы: как, почему, в силу каких причин возникли данные политические явления и процессы, почему им присущи именно эти особенности? Познавательная функция политологии направлена на адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей, тенденций и закономерностей развития.

    Объективный анализ политической действительности является необходимым условием для выработки научно обоснованной политики. Политология не только отражает политическую реальность, но и способна служить мощным инструментом воздействия на нее. Отсюда следующая функция политологии - инструментальная, или регулятивная - связана, прежде всего, с вопросами практической политики. Основным содержанием данной функции является выработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую действительность.

    Политическая наука дает теоретическое обоснование политических реформ и преобразований, разрабатывает технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов. Тем самым политология призвана способствовать повышению эффективности политического руководства и управления общественно-политическими процессами. К сожалению, на практике политологические знания и рекомендации политической науки не всегда бывают востребованы обществом, органами власти и управления.


    Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений. Прогнозы должны опираться на вскрытые объективные закономерности и тенденции общественно-политического развития. Прогнозирование - одна из важнейших и наиболее сложных задач политической науки. В последнее время возможности прогнозирования несколько расширились благодаря использованию новейших научных достижений, вычислительной техники, современных методик и т.д.

    Идейно-воспитательная , мировоззренческая функция политологии связана с выработкой, обоснованием определенных политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политической системы, соответствующих политических взглядов, убеждений и политических ориентаций граждан. Политология способствует формированию гражданственности, политического сознания и политической культуры населения, осуществляет политическую социализацию граждан.

    Без развитой политической культуры невозможно функционирование демократического общества. Способность граждан к участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения соответствующих знаний и опыта. Во всех развитых демократических странах действуют специальные системы политического образования и воспитания. Тем более актуальна эта задача для Беларуси и других посттоталитарных стран.

    Какой бы узко профессиональной сферой деятельности ни занимался человек, он является гражданином своей страны и в той или иной степени участвует в политической жизни. Говорят, если люди перестают заниматься политикой, политика начинает заниматься людьми. Они превращаются в объект манипуляций, заложников некомпетентности и политического авантюризма властей. Знакомство с основами политологии помогает человеку осознать свое место в обществе, ориентироваться в сложной политической обстановке, занимать гражданскую позицию. Французский политолог Ф.Бро отмечает: "Политическая наука обеспечивает высшую форму уважения личности, так как дает человеку возможность более свободно распоряжаться собой и более сознательно выбирать, в какую борьбу включаться" (Политология вчера и сегодня. М., 1990. - С. 243).

    ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

    Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности по сию пору.

    Греческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи.

    Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях:

    Власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы;

    Политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение;

    - “коммунизм” как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

    Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

    Другой великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.

    Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

    В созданной им теории “среднего элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.

    Столь же актуальные для современности многие идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.).

    Вслед за Аристотелем наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.

    В “Кратком пособии для претендентов на выборные должности” Цицерона немало полезных советов, которые вполне годятся для использования и в современной политической практике.

    Политические идеи средневековья и Возрождения . Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них.

    Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353—430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии.

    Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225—1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям.

    Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.

    По мнению Н. Макиавелли , политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая. Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил: климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.

    Политическая мысль Нового времени . Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.

    Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.

    Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

    Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж.Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов — правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

    В середине XIX в. Карл Маркс (1818—1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в.

    Основные компоненты политической теории марксизма:

    - принцип экономической детерминации политической жизни:

    Способ производства материальных благ обусловливает социальную, политическую, духовную жизнь в обществе;

    - рабочий класс — носитель всеобщего политического интереса, в капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый. Во главе других трудящихся классов он и совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к строительству бесклассового общества изобилия и свободы — коммунизма;

    - диктатура пролетариата — период не ограниченного законом господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.

    Становление и развитие политической науки за рубежом в XIX—XX вв.

    Современный облик политической науки с такими ее чертами, как интерес к изучению мотивов и последствий политической деятельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить проекты политического переустройства, но анализировать конкретные политические события и процессы, складывался под влиянием работ ряда социологов и философов.

    Итальянский социолог и политолог Вильфредо Парето (1848— 1923), следуя за И. Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и хитрость, поэтому эффективно действующие политики делятся им на “львов” и “лис”. Невысоко оценивая смысл и результаты участия масс в политике, он считал демократию крайне несовершенной формой организации политических отношений, так как в ее рамках неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите — узкому кругу лиц, знаниями, способностями, профессиональными успехами доказавшими свою избранность.

    Немецкий историк, философ и социолог Макс Вебер (1864—1920) предложил разделить все типы власти на аффективный, или эмоциональный, целостно-рациональный, или религиозный, и определяемый заинтересованностью. Его по праву считают основателем современной теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рационализированной, обезличенной системы управления, осуществляемой как следование правилам и предписаниям. В научном описании он стремится проводить четкое различие между фактами, которые можно достоверно установить и эмпирически проверить, и ценностями, не подлежащими какой-либо эмпирической фиксации и выражающими внутренний мир субъекта, специфику его отношения к окружающему миру.

    Мощное воздействие на методы современной политологии и весь спектр ее проблем оказали идеи австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856—1939) и его последователей. В их трудах было обращено внимание на принципиально новый объект интереса теоретиков политики — роль бессознательного в детерминации политических процессов. В свете этих идей политическое поведение рассматривается в качестве результата неосознаваемых влечений, формирующихся в подсознании человека под воздействием детских впечатлений, воспитания. Политика все чаще оценивается как некий вид патопсихологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми психическими деструкциями.

    Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.

    В политической жизни России легко найти представителей широко распространенных и в других странах политических теорий и ориентации: консерваторов и либералов, анархистов и социалистов, республиканцев и монархистов. Но здесь же возникли политические

    идеи, ярко выражавшие своеобразие как российской политической практики, так и политической культуры, и сами оказавшие мощное воздействие на развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и В.И. Ленина.

    Н.Г. Чернышевский (1828—1889) оказал мощное влияние на становление идей общинного социализма, доказывающих возможность перехода от феодального общества к социалистическому минуя капиталистическую стадию общественного развития. Основу осуществления социализма он видел в общинном устройстве крестьянской жизни в России, характеризовавшейся совместным землепользованием, традицией коллективного обсуждения и решения общих дел, запрещением купли и продажи земли. Практическая реализация такой возможности связывалась Н.Г. Чернышевским с деятельностью организации революционеров, их активной борьбой за радикальное переустройство общества. Эти идеи повлияли на формирование идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными представителями были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).

    Характерные черты народнической идеологии:

    критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму;

    — идея общинного социализма — переход к обществу без классов, эксплуатации и государства осуществляется минуя капитализм, посредством использования коллективистских традиций, общинной организации крестьянской жизни;

    — наличие “критически мыслящей личности” — ведущего начала политической жизни. Именно благодаря ее активности происходит обновление форм социальной организации, она ведет за собой массу;

    — политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу служит организация революционеров, политическая партия, методы деятельности которой народники, в зависимости от их революционного темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до террора.

    В русской религиозной философии , представленной именами B.C. Соловьева (1853—1900), В.В. Розанова (1856—1919), С.Н. Булгакова (1871—1944), Н.А. Бердяева (1874—1948), была разработана идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.

    Политические аспекты идеи соборности:

    провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни и ее политической организации;

    — государство рассматривается как посредник между церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается в него;

    — нераздельность нравственности и политики, своеобразный “антимакиавеллизм и антилиберализм”, т.е. невозможность сведения сферы мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям.

    Крупнейший последователь К. Маркса , под руководством которого политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин (1870—1924) обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом.

    Он подчеркивал значение просвещения рабочего класса интеллигентами и профессиональными революционерами для его превращения в решающую силу политической борьбы.

    Ленин рассматривал социальную революцию не как хаотичный взрыв, а как процесс, которым можно управлять политическими методами, однако явно преувеличивал роль и возможности насилия в общественной жизни (“все великие вопросы в жизни народов решаются только силой”).

    ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

    Понятие власти . Различные концепции власти: биологический, антропологический, психологический и социологический подходы. Субъекты и объекты власти, источники, ресурсы, функции. Господство и власть. Формы господства. Модели власти: традиционная, рационально-легальная, харизматическая. Легитимность власти. Диффузная и специфическая легитимность. Уровни легитимности (идеологический, структурный, персональный). Делегитимация.

    Политическая власть и авторитет . Ответственность и компетентность. Власть - диктат и власть - влияние. Горизонтальная и вертикальная структура политической власти в обществе. Государственная власть и ее особенности. Централизация и децентрализация политической власти. Технологии осуществления политической власти.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»