Методические приемы в педагогике примеры. Конфликт, его виды и процесс разрешения

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Экзаменационный билет № 10

    Понятие метода, приема и средства обучения. Классификация методов обучения и их характеристика. Средства обучения и их роль в активизации в познавательной деятельности учащихся.

    Конфликт, его виды и процесс разрешения.

    Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго контролеров?В отделе технического контроля работали два контролера – опытный и начинающий. Они просматривали и сортировали мелкие детали. Начинающий брал для осмотра по одной детали, а опытный – сразу две, правой и левой руками.

    Примерами таких ключевых понятий мысли являются классификация, причины и следствия, причины и последствия, система, пространственность, планирование, принятие решений и оценка. Когда мы имеем дело с географическими темами и проблемами - и, следовательно, также с этими ключевыми понятиями - наше мышление следует различным основным шаблонам, которые можно описать с помощью характерного вопроса. Мы называем такие основные когнитивные модели мышления, как стратегии географического мышления. Следующие шесть стратегий мысли играют центральную роль в работе с методами обучения этой книги.

1.Понятие метода, приема и средства обучения. Классификация методов обучения и их характеристика. Средства обучения и их роль в активизации в познавательной деятельности учащихся.

«Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод обучения упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. Структура метода: цель учителя (его деятельность и средства), цель ученика (деят. и средства), достигнутая цель

Педагогика доступна в широком спектре областей, таких как дошкольное образование, профессиональное образование и обучение. Образование в области образования становится все более важным в школах со времен быстрого развития Интернета. Например, важной областью медиаобразования является. С одной стороны, ученики должны, в частности, изучить критическую обработку, а с другой - как использовать новые средства массовой информации в качестве средства ее использования.

Другие области педагогики находятся в области образования дикой природы, гендерного образования, экологического образования и межкультурного образования. Определение общего образования является спорным и подвергнулся критика со стороны экспертов, что они эволюционировали от одного, более высокого уровня ведущей дисциплины к эквиваленту с отдельными областями субдисциплины. В общей педагогике выделяется одна из нескольких подкатегорий, таких как научное исследование, история образования, а также философия образования и образования.

Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс) это учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступают средством побуждения, учебно-познавательной деятельности учащихся, а также управления и контроля. Дидактические средства подразделяют на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют собой предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые - это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.

В области образования три наиболее важные области педагогики были классифицированы следующим образом. Педагогика гуманитарных наук, эмпирическое образование и наука о критической науке. Педагогика гуманитарных наук основана на работе философа Вильгельма Дильтей с конца. Основными ориентирами являются прагматическая наука и герменевтический метод. Речь идет о вопросе о значении и основных явлениях образования. Педагог наблюдает, например, разницу между пониманием ума до и после осуществления действия и расширяет свое так называемое понимание объекта посредством сравнительного анализа обеих ситуаций.

Познавательный интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, преходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности и Роль средств обучения состоит в развитие мыслительных, чувственных, познавательных процессов. Они обеспечивают наглядную опору детям в их представлении того явления, о котором идет речь и которое рассматривается; способствуют возбуждению духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека; обеспечивают самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражение изучаемых явлений. При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями : 1.Соответствие методов принципам обучения. 2.Соответствие целям и задачам обучения. 3.Соответствие содержанию данной темы. 4.Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития). 5.Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.6.Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения 7.Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, специфическими особенностями доминантности власти, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями.

Этот метод также используется в большей и более сложной степени с учетом истории интерпретаций текстов из педагогики и соответствующих интерпретаций политических предпосылок. Это, следовательно, вопрос отражения и, как следствие, переход в неминуемую или спонтанно прибывающую ситуацию. Таким образом, герменевтика может быть описана с известной поговоркой «учиться на истории».

В отличие от педагогики гуманитарных наук, эмпирическое образование в образовании не концентрируется на связанных с смыслом, а скорее на причинных последовательностях жизни. Между прочим, психологический и социологический характер образования учитывается для общего анализа.

Методы обучения и их классификация:

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.

Общие методы обучения:

1.методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности (Словесные Наглядные Практические)

Тем не менее, он также ограничен эмпирическими науками об образовании и фокусируется, в частности, на образовании с социальной критикой. Новая школа в Колумбии означала открытие процесса модернизации. содержание и реформа методов обучения. Преподаватели и выпускники обычных школ использовали эти две системы образования для глобализации обучения и для преодоления старой изоляции разных предметов. Их тезисы или монографические монографии представляют собой неоценимое документальное поле, чтобы понять сложность практики присвоения этого образовательного мероприятия в Колумбии.

По логике передачи и восприятия информации (Индуктивные Дедуктивные)

По степени самостоятельности мышления (Репродуктивные Проблемно-поисковые)

По степени управления учебной работой (Под руководством преподавателя и Самостоятельная работа обучаемых)

2. методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

Методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии)

Журнал История латиноамериканского образования, метод обучения, Новая школа в Колумбии, современность образования, история преподавания, педагогические знания. Реконструкция философии. Буэнос-Айрес: Редакция Лосада. Дюркгейм, Эмиль. «Природа и метод педагогики».

Ницше, Генеалогия, История. Валенсия, Испания: Предварительные тексты. Правительство самого себя и других. Эррера Кортес, Марта Сесилия. Под редакцией Ольги Лючии Зулуаги Гарсе и Габриэлы Оссенбах Саутер. Богота: Редакционная коллегия, педагогика и история коллекции.

Саенс Обрегон, Хавьер, Оскар Салдарриага и Армандо Оспина. Практики и теории современной педагогики в Колумбии. Богота: Редакционная Магистерская. Факультеты образования и нормальной средней школы. Тунья: Лягушка и Орел. Террон Бануэлос, Аида и Педро Алонсо Веласкес. История школьных дисциплин, существенный вклад в знание школы.

Методы стимулирования ответственности и долга (убеждение, предъявление требования к учению, поощрения и наказания)

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы устного контроля и самоконтроля Индивидуальный, фронтальный опрос, устные зачеты и экзамены

Методы письменного контроля и самоконтроля (письменные зачеты, экзамены, контрольные работы)

Историчность педагогики. Преподавание предмета знания. Богота: Редакционный университет Антиокии, Антропос, Век Человеческих издателей. Зная педагогические и концептуальные области. Специальная методология начального образования. Анзола Гомес, Габриэль Аспекты современного образования.

Педагогический архив Нормальная высшая школа Медельина, Медельин - Колумбия. Министерство национального образования. Директорат начального образования. Программы изучения природы для начальной школы и методические наблюдения по этому вопросу. Богота: Национальная типография.

Методы практического контроля и самоконтроля (Машинный контроль Контрольно-лабораторный контроль)

Предлагаемая классификация методов обучения является относительно целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие, осмысление и практическое применение. Она учитывает все основные функции и стороны методов, выявленные к данному периоду педагогической наукой, не отбрасывая не одну из них. Но она не просто механически соединяет известные подходы, а рассматривает их во взаимосвязи и единстве, требуя выбора их оптимального сочетания.

Исторический архив Антиокии. Внедрение этих методов, согласно исследованию, будет прогрессивным и произойдет в четыре этапа. Тот, который уже используется определенным образом, будет применяться структурным образом. То есть, субъекты будут вращаться вокруг этого кооперативного метода, и студенты будут работать через проекты для достижения учебных целей предмета. Совместное обучение, обучение навыкам, аналитическое обучение, ориентированное на проблемы обучение и поисковое обучение будут реализованы в классе. Мы описываем, что каждый из них состоит из: - Он основан на подходе к действиям, в которых учащиеся должны работать вместе и взаимодействовать для достижения общей цели, принимая индивидуальные обязанности. Его реализация во многом зависит от доступности цифрового контента и услуг преподавателями в целях содействия применению метода. Перевернутый класс инвертирует традиционный порядок класса, так что ученики читают или визуализируют посредством видео или других цифровых ресурсов темы, которые будут обсуждаться, а в классе они практично работают с преподавателем, что теоретические знания. Обратная педагогика или будет применяться постепенно в школах. . Короче говоря, согласно докладу, реализация этих методов в классе приведет к значительному изменению способа обучения в классе, отмеченному.

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

1.по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

Рассказ;

Инструктаж;

Демонстрация(наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Демонстрация натуральных объектов начинается с ознакомления с внешним видом, а затем с переходом к внутреннему устройству изучаемых предметов, анализом и ходом наблюдения с элементами самостоятельного изучения качеств, свойств, получением итоговых результатов);

  • Повышение теоретической и практической активности студентов.
  • Большая близость к непосредственному опыту.
  • Открытость обучения и обучения окружающей среде.
Тенденция заключается в достижении более активного и значимого обучения, которое поощряет учащихся к участию в процессе обучения и позволяет им применять приобретенные знания и навыки к реальной жизни.

Это сопроводительное письмо, которое было обозначено как следующая школа, модель, в которой некоторые государственные начальные школы и некоторые институты уже применялись в течение многих лет. «Такой способ работы способствует творчества детей и дает им возможность по-разному реагировать на различные вызовы в жизни, и это умение для будущего» Эрнесто Серрано защищает с энтузиазмом.

Упражнения;

Решение задач;

Работа с книгой.

2.по источнику получения знаний:

- словесные (Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Учебная лекция. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Беседа. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.;

Но это не дебаты, которые сводятся к недоброжелателям и защитникам, а скорее восторженные и скептически настроенные профессионалы и родители. Эрнесто поставил государственную школу Ла Ллакуна, в Побленоу, для своего сына Эрола. Затем он признает, что не знал, на что это похоже работать над проектами. «Методология соответствовала моему видению образования: дети должны сопровождать их в процессе обучения и не оставлять все в руках учителя».

Монике трудно получить эту идею. Она выбрала для своих детей школу Хави и Эммы - Джоан Рока, объединенный центр, который, несмотря на приверженность новым технологиям и другим инновационным методам, управляется традиционной системой. С другой стороны, система своих детей, хотя жесткие на первый взгляд, он также оставляет место для творчества и, хотя есть много индивидуальных усилий, «Если мои дети следуют этому методу без экзаменов или домашней работы, смогут ли они адаптироваться к традиционному институту?», - сказал он.

- наглядные :

*демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

*использование технических средств;

*просмотр кино- и телепрограмм;

-практические (упражнения):

Практические задания;

Тренинги;

Деловые игры;

Анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.

3. по степени активности познавательной деятельности учащихся:

Но Эрнесто прояснил эти сомнения в течение нескольких дней - да, у них были они. Первое продвижение Ла Ллакуны уже покинуло школу, и они знают по результатам, что дети адаптировались к своим институтам, большинство традиционной методологии. «Существует большая путаница: школа для проектов не является анархической школой», - говорит Эрнесто. Нет стульев для всех в классе, потому что «не каждый чувствует себя, слушая урок, не разделены пробелами» учиться в своем собственном темпе и без каких-либо оценок, но имеются сообщения и задачи для выполнения отмеченных министерством образования.

Объяснительный;

Иллюстративный;

Проблемный;

Частичнопоисковый;

Исследовательский;

4. по логичности подхода:

Индуктивный;

Дедуктивный;

Аналитический;

Синтетический.

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых . Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

Это две школы, две методологии с одной и той же целью. Эрнесто не ясно, что, как говорится, эта новая школа является одной из будущих. Для него это скорее другая альтернатива, которая может открыть окно для другого способа увидеть вещи. «Если вы хотите изменить общество, вы должны готовить людей к этому, и это может быть способ внести свой вклад», - объясняет он. Однако для Моники это нестабильная неопределенность в этом обществе не изменилась. С одной стороны, энтузиазм и участие; с другой - страх перед неизвестным.

Участвует в обсуждении новых педагогических методов. В классных комнатах в секторе образования. Эта новаторская методология позволяет учителям больше сосредоточиться на том, чтобы помочь своим ученикам развивать свои навыки общения, которые имеют основополагающее значение для овладения языком.

- объяснительно-иллюстративный метод - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации;

# 1 Высшее обучение студентов языковому обучению

С помощью этого метода студенты проводят гораздо больше времени, изучая язык, взаимодействуя с базой того же путем всех действий, которые они выполняют индивидуально и глубоко за пределами класса. Благодаря образовательному и взаимодополняющему программному обеспечению студент глубоко погружается в новый язык, продвигаясь в своем темпе.

# 2 Больше внимания учителя к разнообразию классной комнаты

Время в классе после того, как студенты продвинулись по знанию языка за его пределами, заключается в расширении информации, решении сомнений и посвящении времени ученику. Таким образом, учитель может охватить гораздо больше учеников независимо от их темпов обучения. Учителя могут также включать новые занятия и совместные упражнения в классной комнате, которые ранее не могли в течение ограниченного времени.

- репродуктивный метод - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

- метод проблемного изложения - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется;

- частичнопоисковый, или эвристический, метод заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями;

- исследовательский метод - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Выделяют инновационные методы:

а) игровые методы обучения (инсценирование, генерации идей и др.);

б) методы тренинга;

в) методы программированного обучения;

г) методы компьютеризированного обучения;

д) методы гипнопедии (обучение в гипнотическом сне);

е) ситуационный метод;

ж) методы обучающего контроля и т. д.

1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний: практика, наглядность, слово, книга, безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов : практический – опыт, упражнение, учебно-производительный труд; наглядный – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; словесный – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т. д.; работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, цитирование, конспектирование и т. д.; видеометод – просмотр, обучение, контроль и т. д.

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы , через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

– приобретение знаний;

– формирование умений и навыков;

– применение знаний;

– творческая деятельность;

– закрепление;

– проверка знаний, умений, навыков.

3. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения:

– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

– методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:

– методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, – информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод;

– методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.),

– упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются.

2.Конфликт, его виды и процесс разрешения.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных мнений, интересов, потребностей, целей.

Структура: участники (стороны к), предмет разногласий, конфликтная ситуация, инцидент.

Функции: 1) Сигнальная (привлечение внимания к неблагополучию в отношении сторон); 2) Информационная (дает информацию о возможных причинах разногласий); 3) Дифференцирующая (в к. происходит поляризация сил); 4) Динамическая (В к. происходит стремительное развитие событий, ускоряется темп социальных изменений); 5) Разрушительная (Вкл. «-» последствия к., напряженность, «-» эмоции, разрыв отношений; 6) Созидательная (преодоление трудностей, построение нового образа жизни); 7) Диагностическая (В к. обнаруживаются причины, мотивы противоборства, ценностные ориентации, направленность личности).

Виды: по предмету: – по поводу вещей; – по поводу эмоций (зависть, ревность); – по поводу нравственных ценностей (справедливость, честность; эти к. самые трудноразрешимые).

2. по направленности: – внутриличностный; – межличностные; – межгрупповой; – между личностью и группой.

Типы поведения в конфликте: доминирование, соперничество, уход или избегание, уступчивость (приспособление), сотрудничество, компромисс.

Два основных пути выхода из конфликта: 1) Конструктивное поведение (смена программы достижения цели, анализ причин конфликтов, поиск путей их устранения, формирование новой тактики поведения); 2) 3ащитное поведение (пассивное по отношению к предмету конфликта и поставленной цели.

Схема разрешения конфликта: 1 этап – представление и правила работы (правила: не перебивать, быть честным, не унижать, вначале обращаться только к психологу); 2 этап – определение проблемы (У 1-го человека спрашивают что произошло, почему, что он чувствует, затем тоже у 2-го); 3 этап – Поиск решения (у 1-го спросить, что по его мнению можно сделать для решения к. и что он может сделать, затем у 2-го – согласен ли он и что он м. сделать, затем у 1-го согласен ли он с мнением 2-го. Спросить обоих, как они поступили бы иначе в случае повторения аналогичной ситуации, поздравить с разрешением ситуации.)

Р.Фишер и У.Юри разработали метод принципиальных переговоров, который сводится к 4 положениям: 1) Люди: разграничение между предметом и участниками переговоров. Проблема людей разбирается отдельно. 2) Интересы: сосредоточение не на позициях людей, а на интересах(целях), позиция(тактика) может меняться. 3) Варианты: необходимо очертить круг возможностей, уступок, альтернатив. 4) Критерии: результат должен основываться на объективной норме, справедливых критериях. Участникам переговоров даются советы: вспомните фазы, способствующие эмпатии; будьте терпеливы при слушании, нападайте не на человека, а на проблему, держитесь своей цели, а не маршрута к ней. При психодинамическом подходе – в личности действуют противоположенное тенденции, которые могут вступать в конфликт. Психический конфликт постоянный элемент душевной жизни человека, который характеризуются беспрерывным столкновением влечений, желаний, сфер личности. Внутренний конфликт является источником невротических нарушений личности. При когнитивном подходе – не кооперация и конкуренция ведут к определенным поведенческим реакциям людей, а их восприятие и понимание данными людьми.

Стили разрешения конфликтов

Уклонение. человек не. отстаивает свои права, свою позицию, но не принимает и позицию партнера. Уклонение от конфликта может проявляться в: молчании, демонстративном уходе,

полном отказе от дружеского общение, переходе к чисто деловым отношениям, в игнорирование партнера, затаенный гнев и Т.д.

Стиль конкуренции (принуждения). человек хочет заставить партнера принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Он агрессивен и демонстрирует свое превосходство. Формы поведения здесь: попытка перекричать оппонента, применение физического насилия, отказ от общения, пока партнер не согласится, шантаж, требование безоговорочного послушания и Т.д.

Стиль приспособления. человек не пытается отстаивать свои интересы, соглашаясь с партнером. Типа: "Ребята, давайте жить дружно!" Формы поведения:

Сделает вид, что никакого конфликта нет, все в порядке;

Смиряется с поступками партнера ради сохранения мира;

Таит обиду до более подходящего случая и ждет возможности отомстить.

Стиль компромисса. здесь уступки с двух сторон. Компромисс помогает сохранить доброжелательные отношения между партнерами и быстро разрешить конфликт. Однако с течением времени прежние разногласия могут снова возникнуть.

Стиль сотрудничества. признание за другим права на собственное мнение, отличное от вашего и готовность его понять.

Для сотрудничества необходимо:

1)определить интересы и потребности всех участников;

2) признать ценности и взгляды других наравне с вашими;

3) проявлять объективность, отделяя деловые проблемы от личных;

4) поиск творческих решений, удовлетворяющих все стороны;

5) внимательно относиться к людям, ставя их интересы на первое место.

Сложность данного стиля связана также с тем, что человек должен постоянно контролировать свой эмоции, чтобы их проявление не углубило конфликтную ситуацию и не. помешало делу.

В итоге можно отметить, что не один из пяти стилей выхода из конфликта не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход всегда определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из конфликта приходится комбинировать различные стили.

3.Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго контролеров?В отделе технического контроля работали два контролера – опытный и начинающий. Они просматривали и сортировали мелкие детали. Начинающий брал для осмотра по одной детали, а опытный – сразу две, правой и левой руками.

Распределение

План

1. Методы педагогического воздействия на личность.

2. Классификация методов обучения

3. Условия выбора методов, средств и приëмов обучения

4. Классификация методов воспитания


Учебный процесс – это единство содержания, приемов, методов и других организованных форм обучения.

Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так: прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи; на следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

  1. убеждение;
  2. убеждения и приучения;
  3. обучение;
  4. стимулирование;
  5. контроль и оценка.

Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащегося и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом. Вот почему любая группировка (классификация) методов условна, а рассмотрение каждого из них в отдельности приводится лишь для удобства анализа и выделения их характерных особенностей.

В связи с этим в системе методов педагогики выделим методы обучения и методы воспитания .

Методы обучения – это способы руководства педагогом познавательной деятельностью учащихся.

В древние и средние века основной задачей ставили подготовку к светской жизни, поэтому и методы были догматические, в основе которых было заучивание.

В эпоху великих открытий возникшая потребность в знаниях заставляла обращаться к новой информации для активного применения в путешествиях, открытии дальних земель, механизации труда.

В советской школе часто применялся метод готовых знаний, что заставляет до сих пор изучать передовой педагогический опыт и применять инновационные экспериментальные, проблемные, самостоятельные, информационные методы и приемы.

Прием обучения – деталь метода.

Метод наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем.

Это один из наиболее простых и доступных методов, которые легко применять при анализе урока, при изучении учебно-познавательной деятельности учащихся и ее продуктивности, а также при изучении других процессов и явлений.

Метод наблюдения имеет один недостаток – при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны.

Методы тестирования трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых.

Опросные методы , как и методы обучения, просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных. В практике наиболее популярны три вида опросных методов: беседа; интервьюирование; анкетирование.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта основан на изучении и теоретическом осмыслении практической деятельности талантливых учителей, добившихся успехов в преподавании и воспитательной работе. Обобщение методических разработок позволяет проанализировать накопленный опыт и включить его в систему педагогической науки. Теоретический анализ передового педагогического опыта выявляет новые закономерности, тенденции развития педагогической мысли.

Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель.

Педагогическое мастерство – это знание предмета при умелом владении методами и приемами обучения.


Классификация методов обучения (по Михалевой Л.П.)

  1. По типу деятельности:
    • словесные;
    • демонстрационные;
    • исследовательские.
  2. По степени развития самостоятельности студентов:
    • объяснительно-иллюстративный;
    • проблемный метод;
    • исследовательский.

Выбор методов обучения – это педагогическое искусство преподавателя. Нет инструкций, но есть опыт, методики и интуиция.

  • Методы обучения должны быть связаны с учебным планом и задачами обучения.
  • Выбор зависит от дидактической учебной цели, темы и т.д.
  • Выбор связан с возрастом, курсом, уровнем подготовки.
  • Зависит от специфики предмета.
  • Главное – материально-технические возможности, доступность культурных, научных и исторических учреждений.
  • При выборе методов надо чередовать виды деятельности (не методы, а виды деятельности).


Классификация методов воспитания (Г.И. Щукина)

  1. Методы формирования сознания личности (убеждение ): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение ): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
  3. Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация ): соревнование, поощрение, наказание.

Рассмотрим кратко некоторые из них.

Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.

Главная функция этической беседы – привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к гражданским и нравственным обязанностям. Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон жизни.

Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Диспут – столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок. Это отличает диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений: упражнения в полезной деятельности (имеют целью выработать привычки в труде, в общении со старшими, со сверстниками), режимные упражнения (например, соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника), специальные упражнения – это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков. В учебном процессе все упражнения – специальные, а в воспитательной работе – это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.

Стимулирование – это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.

Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.

Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особый заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Наказание – один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их". Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

  • нельзя наказывать за неумышленные поступки;
  • нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;
  • сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
  • строго соблюдать педагогический такт;
  • опираться на понимание и поддержку общественного мнения;
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.


Классификация методов обучения

  1. По уровню активности:
    • Объяснительно-иллюстративный
    • Проблемное изложение материала
    • Эвристический
    • Исследовательский
  2. По функциям:
    • Метод устного изложения
    • Метод закрепления
    • Метод самостоятельной работы по усвоению
    • Метод по применению знаний
    • Метод проверки, оценки знаний и навыков

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»