Особенности применения игровой терапии в детском возрасте. Игровая терапия

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Игра – основное занятие ребёнка. Однако не многие осознают, какова ее роль в жизни малыша. Ведь это не просто способ развеять скуку, а путь к постижению действительности и собственного «я». Игра даже применяется в психиатрии. Игровая терапия с тревожными детьми имеет неоценимое значение.

Учёные-психологи ещё в начале XX века начали говорить о том, что через игру можно не только формировать те или иные умения, но и устранять внутренние проблемы, преодолевать физические трудности, избавлять от задержек в интеллектуальном развитии. Представители науки обратили внимание, что с помощью игры легче добиться психологической устойчивости детей, сформировать и улучшить навык общения, освободить от боязни и фобий. Так что можно говорить о лечебном действии игры.

Игровая деятельность имеет огромное значение и для психического развития малыша. В процессе игры он учится жить: получает различные знания и умения, овладевает общественными правилами. Также казалось бы обычная забава может улучшить самочувствие и настроение ребёнка, помочь в преодолении психических травм и трудных жизненных ситуаций.

Такой эффект игровой деятельности связан с тем, что малыш расслаблен и пребывает в хорошем расположении духа. Он более открыт для общения со взрослыми и не воспринимает с недоверием и неприятием то, что ему предлагают делать.

Метод психотерапии, применяющий природное желание ребёнка заниматься игровой деятельностью, называют игровой терапией. Первоначально она использовалась в психическом анализе. Зигмунд Фрейд был уверен, что малыш переносит в игру свои мысли. М. Кляйн впервые стал применять игру в психоанализе ребёнка, считая, что она позволяет проникнуть в подсознание. Затем данный метод начали использовать и в иных психологических подходах.

Игровая терапия с тревожными детьми выполняет следующие функции:

  • Диагностика. Игротерапия содействует конкретизации свойств личности ребёнка, его взаимосвязи с окружающей действительностью и людьми. Обычный разговор не так поможет определить причины проблем малыша, как неформальная обстановка, в которой он невербально выразит свои чувства и эмоции.
  • Обучение. Игровая терапия в работе с детьми даёт им возможность за один или несколько уроков овладеть способностью реконструировать отношения, расширить кругозор. Ребёнок легко реадаптируется, получает навыки, без которых невозможна полноценная жизнь в социуме, познаёт окружающий мир.
  • Терапевтическая функция. Ребёнку не важен итог игры, его больше привлекает процесс, в котором он проигрывает собственные эмоции, опасения, стеснительность, пытается урегулировать разногласия и проблемы. В результате у него формируются и закрепляются важные психические процессы, вырабатываются терпимость и правильная реакция на явления окружающей действительности.

Решает большой круг проблем

Игровая терапия показана детям, для которых характерны закрытость, некоммуникабельность, страхи, несамостоятельность, непослушание, вредные привычки. Она является действенным методом работы с самыми разными детьми и противопоказана только страдающим шизофренией и аутизмом.

Игровая терапия в действии может помочь решить целый ряд проблем:

  • Психологические проблемы ребёнка после развода мамы и папы.
  • Враждебное поведение.
  • Дёрганье волос.
  • Страхи и фобии.
  • Тревожность и напряжение у госпитализированного ребёнка.
  • Проблемы с чтением.
  • Проблемы с учёбой.
  • Задержка развития речи.
  • Умственная отсталость.
  • Заикание.
  • Расстройства, больше связанные с психическими процессами, чем с физиологическими.

Некоторые считают, что игротерапия требуется в крайних ситуациях. Это мнение ошибочно. Она применима во многих сферах: познавательной, чувственной, волевой и других.

Раскрыть чувства и психическую картину ребёнка позволяют методы игровой терапии. Активная игротерапия подразумевает работу с воображением. Малышу предлагают ряд специально выбранных игрушек, которые условно можно связать с затруднительными ситуациями.

Специалист во время занятия принимает участие в обыгрывании происходящего. У ребёнка пропадает чувство беспокойства. То, как он ведёт себя с терапевтом, говорит о его взаимоотношениях с другими членами общества.

Пассивный метод – игра, при которой специалист лишь присутствует, не вмешиваясь в её ход. Он только иногда истолковывает действия ребёнка. Главное место здесь занимает малыш, который с помощью игры познаёт свои проблемы. Специалист в свою очередь должен относиться к нему с пониманием.

Во время «освобождающей» игровой терапии терапевт воссоздаёт событие, вызвавшее потрясение, помогая ребёнку справиться с отрицательными эмоциями, избавиться от фобии, выплеснуть злобу и другие чувства, вызванные событием. Так малыш из пострадавшего превращается в активного участника ситуации.

Психотерапия отношениями похожа на предыдущий метод, но есть существенные отличия. Здесь важнее то, что происходит в кабинете специалиста, а не события прошлого. При этом ребёнок может делать всё, что хочет.

Кто и как играет

Есть различные классификации игровой терапии. Исходя из места в игре взрослого выделяют директивную и недирективную игротерапию. Первая представляет собой деятельность, в которой взрослый направляет ребёнка, предоставляя ему выбор, как поступить в той или иной ситуации. Играя, малыш осознаёт свои внутренние ощущения.

Вторая – это ненаправленный процесс. То есть взрослый не включается в игру, но создает вокруг ребёнка приятную и комфортную среду. В этих условиях малыш может без чьей-либо помощи решать свои внутренние проблемы.

Также существуют структурированные и неструктурированные игры. Первые используют в рамках «освобождающей» терапии. Они могут побуждать проявить свою агрессию (игрушечный пистолет), показать свои желания (куклы) и другое. Под вторыми подразумеваются динамичные игры, спортивные упражнения, лепка из различных материалов, которые содействуют раскрытию ребёнком своих чувств и повышают его веру в себя.

По форме проведения занятия выделяют групповую и индивидуальную игровую терапию. В выборе первой прежде всего играет роль потребность ребёнка в общении. Если её нет, то применяется второй вид.

Групповая терапия часто используется в детском саду. Она позволяет малышу понять, что он личность, стать более уверенным в себе, избавиться от тревожности и чувства вины. Важно, чтобы ни у кого из детей в группе не наблюдалось опережающего сексуального развития, враждебности, напряжения, угрожающего другим поведения, ревности.

Принять ребёнка таким, какой он есть

Пройти курс игровой терапии можно у психолога. Он выберет для ребёнка индивидуальную методику, учитывая все факторы. Однако сами терапевты утверждают, что более действенными бывают игры, в которых участвуют родители, а не чужие люди.

Кроме того, совместное времяпрепровождение меняет в лучшую сторону взаимоотношения детей и родителей. Игротерапия позволяет взрослым «возвратиться» в беспечное детство. Это помогает им лучше понять своё чадо, вернуть в общение искренность и естественность.

С чего начинается игра? Во-первых, нужно принять ребёнка таким, какой он есть. То есть уважать его желания, не привлекать к игре насильно, создавать атмосферу веселья, следить за состоянием малыша, эмоционально не перегружать его.

Что же дальше? Многим детям нравится рисовать. С этого и стоит начать: изобразить семью, дом. Так можно узнать страхи ребёнка, волнения, психологические травмы. Для этого даже не требуется специального образования. Родителям следует спрашивать, кого нарисовал малыш, какой это человек, чем он занимается и т.п. – так они смогут сблизиться со своим чадом, избавить его от переживаний, развеять подозрения и беспокойство своим вниманием и заботой.

Одной из самых простых и одновременно действенных является игра в куклы. Дети называют их именами своих родных и знакомых. Можно понять отношение ребёнка к тому или иному человеку или его поведению. Когда в семье всё хорошо, вероятно, и игрушки будут жить дружно. Если же неприятности имеются, малыш перенесёт их в игру.

Необходимо вовлекать ребёнка в разнообразные игры. Ему обязательно понравится что-то новое, и он будет видеть ваше ответственное и трепетное к нему отношение.

Для разных целей – разные игры

Разные игры можно использовать для разных целей. Специалисты рекомендуют начать с тех, что направлены на улучшение душевного состояния.

Они позволят установить доверительные отношения между ребёнком и взрослым, расслабиться, поднять настроение, преодолеть боязнь остаться одному, нападения, закрытого пространства, повысить здоровье, развить физические навыки. К таким играм можно отнести жмурки, пятнашки, прятки, полосу препятствий.

Приведём несколько примеров игр, которые помогают избавиться от страхов:

  • Смелые мыши. «Кот» дремлет, а около него, издавая писк, бегает «мышка». Проснувшись, первый игрок должен поймать второго, который пытается убежать в домик.
  • Привидение. На водящего накидывают белую ткань, и он с пугающими звуками должен кого-нибудь поймать.
  • Сова и заяц. Когда светло, первый спит, а второй прыгает. С наступлением темноты «сова» пытается найти «зайца», который не должен двигаться.

Эти несложные игры позволят детям хорошо и с пользой провести время. Главное, чтобы родители старались создать для ребёнка самые комфортные условия и окружить его своим теплом. Без этого добиться цели психотерапии намного сложнее. Автор: Александра Пушкова

В работе с детьми необходимо использовать различные игротерапии. Только через игру можно понять, что происходит с ребенком, о чем он думает, какие эмоции его переполняют. Здесь разделяют виды, средства и методы игротерапии, которые помогают при работе.

Игротерапия – это работа психолога с ребенком, который различными способами выявляет психологические отклонения и методы воздействия на них. Консультанты сайта психотерапевтической помощи сайт часто используют в своей деятельности данное направление. Оно включает множество игр с различными предметами, когда исчезает защитный барьер и психологические зажимы, которыми человек начинает пользоваться. В процессе игры человек расслабляется. Особенно данный метод нравится детям.

Что такое игротерапия?

Одним из направлений является игротерапия. Что это такое? Это психологическая работа как индивидуально с ребенком, так и в группе, когда каждый участник отыгрывает определенные роли. Это способ преодоления собственных страхов, комплексов, зажимов, а также решение социальных ситуаций и проблем, с которыми человек сталкивается, но не способен нормально с ними справляться.

Игротерапия используется не только в отношении детей, но и при работе со взрослыми. Основной ее задачей является воздействие на эмоциональную сферу человека, чтобы он личностно рос и развивался. Есть конкретные ситуации, где проявляются страхи, комплексы, негативные переживания, заставляющие убегать и ограждаться. Человек будто застревает в некой ситуации, которая каждый раз его травмирует, если снова с ним случается.

Игротерапия позволяет проиграть ситуацию в безопасной для человека обстановке. Он сможет снова пережить определенные обстоятельства и эмоции. Однако наличие рядом наставника в виде психотерапевта поможет ему в преобразовании своего поведения.

Методы игротерапии

Игротерапия включается в себя два элемента: игру и игрушки. Данный метод является самым эффективным при работе с детьми, которые пока не способны полностью выразить свои переживания, определить, что с ними происходит, и справиться с любыми сложностями. При использовании различных методов игротерапии специалист способен увидеть причины, которые создают проблему, факторы их развития, а также помочь в решении вопроса (выработке другого поведения или отношения к ситуации).

Методами игротерапии являются:

  1. Песочная терапия.
  2. Сказкотерапия.
  3. Активный метод. Предлагается выбрать среди игрушек те, которые ассоциируются с ситуацией клиента. Вместе с терапевтом отыгрывается проблемная ситуация, где человек проявляет себя.
  4. Пассивный метод. Терапевт не участвует в игре, не направляет ее, а просто наблюдает за тем, как проигрывает ситуацию клиент. Ведущим является клиент, за которым и наблюдают.
  5. Куклотерапия. Здесь куклы отыгрывают роли, которые им назначает сам клиент.
  6. Освобождающий метод. Здесь клиент отыгрывает травмирующую ситуацию, позволяя себе проявлять возникающие эмоции в полную силу. Терапевт просто наблюдает за происходящим и поддерживает его в проявлениях.
  7. Структурированный метод. Похож на освобождающий метод, где отрабатывается конкретная ситуация.
  8. Терапия отношениями. Похожа на пассивный метод, только акцент ставится на том, что происходит в кабинете, а не в прошлом у клиента. Дается полная свобода действий клиенту.
  9. Шахматная терапия.
  10. Музыкальная терапия.

Игротерапия направлена на трансформацию личности. Вот почему важным становится не только то, что делает клиент, но и то, как воздействует на него терапевт.

Методы игротерапии включают такие механизмы:

  • Наглядное отображение проблемной ситуации и ее понимание.
  • Постижение собственного «Я» клиентом с целью личной трансформации и преображения, роста.
  • Сотрудничество, равноправие между участниками игры.
  • Проработка новой модели поведения, которая избавит человека от внутренних эмоций и переживаний.
  • Понимание собственных переживаний и эмоций, которые ранее управляли человеком, а теперь могут быть подчинены ему.

Игротерапия для детей

Ведущей деятельностью малышей является игра. Игротерапия как нельзя лучше подходит для выявления и коррекции негативных эмоций. В игре дети познают новую информацию и развивают мелкую моторику. Также они вырабатывают навыки социализации, а конкретно, коллективной работы и контакта с другими людьми.

Игротерапия идеально подходит для работы с детьми. Ее не используют при неконтактной шизофрении и аутизме. Однако обязательно применяется для:

  1. Устранения травм, которые связаны с разводом родителей.
  2. Лечения и профилактики фобий, страхов, комплексов.
  3. Коррекции тревожного и агрессивного поведения.
  4. Устранения заикания.
  5. Улучшения обучаемости и устранения прочих трудностей в учебе.
  6. Устранения задержки психического развития или умственной отсталости и прочих проблем.

Для работы с детьми учитываются два фактора:

  1. Эффективность метода, который должен соответствовать целям коррекции.
  2. Эффективность методики непосредственно при работе с конкретным ребенком.

Результатами игровой терапии должны стать нормальное психическое и умственное развитие, нормализация эмоциональности, появление интереса к окружающему миру и другим детям, формирование поведения, которое будет адаптировано к социуму, и пр. При помощи игротерапии происходит коррекция поведения, которое может считаться асоциальным или болезненным.

Виды игротерапии

Разделяют виды игротерапии, которые зависят от теоретического подхода психологии:

  • Игротерапия в психоанализе.
  • Игротерапия в отечественной психологической науке.
  • Примитивная игровая терапия.
  • Игротерапия отреагирования.
  • Игротерапия построения отношений.
  • Игротерапия.
  • Игротерапия с неструктурированным материалом.
  • Индивидуальная игротерапия.
  • Групповая игротерапия.

М. Кляйн рассматривала анализ важной составляющей игровой терапии. Ребенок, лишенный запретов и упреков, в процессе самостоятельной и условной деятельности позволяет себе проявлять собственные качества. Если человека не отвлекать от процесса, тогда он сможет показать себя в полной мере, выражая истинные намерения и эмоции, переживания и ощущения.

К. Роджерс и В. Экслайн рассматривали как метод не переделывания другого человека, а его самостоятельного роста и развития. Необходимо психотерапевту в игротерапии не делать клиента таким, каким он должен быть, в соответствии с его взглядами или общественным мнением, а позволять ему быть самим собой. Должен происходить личностный рост, что возможно при отсутствии указаний и наставлений со стороны.

Положительные трансформации происходят, когда ребенок пребывает в компании взрослого человека, который его понимает, не мешает и поощряет. Так ребенок начинает понимать, что важно и нужно. Он познает собственное «Я», качества и наклонности, что позволяет ему развиваться в своем темпе и направлении.

Игротерапия в детском саду

Игротерапия становится очень важной в период, когда ребенок ходит в детский сад. Именно с 2-летнего возраста можно заниматься коррекцией его поведения. В процессе ребенок получает новые знания и обучается новым навыкам. Более того, происходит коррекция его эмоциональной сферы и поведения. Все пробелы, которые были созданы родителями, теперь устраняются в процессе игры.

Ребенок должен чувствовать себя психологически комфортно. Терапевт направляет игровую деятельность в трех направлениях:

  1. Обучение детей дружеским отношениям друг с другом.
  2. Утверждение «Я» для самого ребенка.
  3. Развитие уважения у детей в отношении чужих «Я».

Процесс должен нравиться ребенку. Только в таком случае возможно ему помочь в преодолении его собственных зажимов и комплексов, которые уже были сформированы. У каждого ребенка имеются различные страхи, которые не проходят лишь потому, что ему не позволяется с ними справляться, преодолевать, решать. В кругу, где постоянно пребывает ребенок, создаются все условия для создания зажимов и страхов. В игровой терапии предлагаются условия, где малыш сможет от них избавиться.

Примерами игр являются:

  • «Кошки-мышки». Выбирается один игрок, который будет играть кота/кошку. Все остальные будут мышками. Они пищат и бегают, пока кот/кошка спит. Как только кот/кошка просыпается, мыши разбегаются по домикам, чтобы не быть пойманными.
  • «Дочки-матери». Ребенок играет в куклы, где обычно проигрывает обстановку внутри своей семьи.

Ребенок занимает активную роль в процессе, что позволяет ему раскрепоститься, проявить себя и даже измениться.

Средства игротерапии

В игровой терапии принимает участие взрослый человек – родитель, педагог, психолог и т. д. При этом предоставляются все средства игротерапии, которые позволят ребенку быть активным, волевым, инициативным. Все это будет способствовать двигательной активности, а также использованию интеллектуальных навыков, получению новых знаний.

В процессе игры малыш устанавливает хорошие контакты с другими участниками. Вот почему терапевты нередко подключают к процессу родителей ребенка. Среди средств игротерапии выделяют:

  1. Рисование.
  2. Подвижные игры.
  3. Танцы.
  4. Лепка.
  5. Игры с куклами.
  6. Игры с песком.
  7. Игротерапия общения и пр.

Средства игротерапии помогают в моделировании ситуации, которая решается клиентом вместе с терапевтом. Использование игрушек и других предметов помогают создать приближенную обстановку к той, в которой человек сталкивается с проблемами.

Песочная игротерапия

Универсальным методом работы с ребенком является песочная терапия. Здесь клиент не только творит что-то своими руками, что помогает ему в развитии своего воображения, фантазии, мелкой моторики, но и высвобождает свои эмоции и переживания. Либо это проявляется в создании определенного творчества из песка, либо в разрушении своей «песочной» проблемы.

Ребенок может сначала отобразить свою проблему на песке, а потом с удовольствием ее разрушить, чтобы выплеснуть негативные эмоции. Можно прибегнуть к другому методу, когда ребенок создает из песка свою проблему, а потом ее анализирует и смотрит на нее так долго, чтобы понять ее неопасность. Можно спросить ребенка о тех поступках, которые он может совершить в ситуации, когда знает, что ему ничто не угрожает.

Итог

Игротерапия является ведущим способом при работе с детьми. Также в ней могут участвовать родители, если они желают установить благоприятные отношения со своими детьми. Итогом прохождения игротерапии станет трансформация человека, устранение страхов и комплексов, решение проблем и высвобождение внутреннего потенциала.

Игротерапия может быть использована при работе со взрослыми. Здесь зачастую отыгрывают различные роли, где клиент играет самого себя, а средства игротерапии выступают в качестве обстоятельств и других людей.

Данное направление психотерапии стало развиваться с 20-х гг. XX в. на примере аналитической и коррекционно-лечебной работы с детьми (Я. Морено, А. Фрейд, М. Клайн (J. Moreno, A. Freud, М. Klein) и др.). Играя, человек одновременно переживает и условность ситуации, и реальность происходящего. В спонтанной игре характер преодоления трудностей и препятствий играющим отражает стиль его поведения в повседневной жизни и его умения преодолевать разного рода барьеры. Таким образом, игра как бы раскрывает душевные проблемы, внутриличностные и межличностные проблемы отношений, которые существуют у человека в реальности. В то же время специально организованные психотерапевтом игры с пациентом позволяют перестроить неудачную систему отношения у заболевшего человека. Руководствуясь такими представлениями, Я. Морено создал лечебный театр.

Наблюдения за играющими детьми показывают, что содержанием ролевой игры являются обычно отношения между людьми через действия с предметами в различных ситуациях. Игра стимулирует развитие отстающих высших психических функций ребенка, тренирует навыки деятельности, необходимые для данной возрастной группы детей. Она раскрепощает воображение, выполняет символическую функцию, позволяет выразить себя и свои проблемы через действия, а не через слова, что особенно важно для детей раннего и дошкольного возраста. У психотерапевта есть возможность вступить в общение с ребенком на уровне его возможностей, используя средства, удобные для ребенка.

Методы игровой психотерапии. Есть методы игровой психотерапии, которые часто используются при работе с детьми. Например, в рамках недирективного стиля ведения психотерапии применяется метод конгруэнтной коммуникации , в центре которого стоит техника эмпатического активного слушания . При этом психотерапевт не дает ребенку советов, разъяснений, но старается точно описывать эмоции и поведение маленького пациента, предоставляя ему полную свободу в действиях и всячески выражая ему понимание его желаний, чувств и действий.

В игровой психотерапии может быть использован метод систематической десенсибилизации , при котором в игровой форме воспроизводится травмирующая психику ребенка ситуация, где он реально действует в воображаемой ситуации. Постепенно от занятия к занятию психотерапевт сближаег воображаемую ситуацию с реальной, но при этом у ребенка не будут наблюдаться болезненные формы реагирования.

Наконец, в игровой психотерапии нередко используется метод поведенческого тренинга. В этом случае в процессе специально организуемых игр происходит обучение ребенка адекватным формам поведения в трудных для него ситуациях (как и в предыдущих методических приемах, проработка ситуаций и действий в таких ситуациях происходит в воображаемой, представляемой ситуации, но реальными действиями).

Техника десенсибилизации и поведенческого тренинга отчетливо видна, например, в репертуаре психотерапевтических игр, используемым А. И. Захаровым, И. Ромазан, Т. Чередниковой и др. Допустим, с ребенком прорабатывается ситуация, когда взрослый человек разгневан и кричит на него. Разыгрываются сценки, в которых взрослый кричит и ругается, а ребенок показывает, что ему страшно и просит не кричать так ужасно, либо спрашивает, что ему нужно сделать, чтобы взрослый так не ругался. Такие сценки разыгрываются и с куклами, но в обоих случаях совершается обмен ролями среди играющих детей. Или, например, дети и их родители совместно играют в футбол и выкрикивают типичные для их дома угрозы и ругательства, что постепенно нейтрализует страх ребенка перед наказанием.

Игровая психотерапия в форме имаготерапии (И. Е. Вольперт) и особенно психодрамы (Я. Морено) получила широкое распространение не только для лечения детей, но и взрослых пациентов.

При имаготерапии психотерапевт ставит спектакли, роли в которых распределяются в соответствии с задачами для пациентов проанализировать свои проблемы через переживания их персонажей и действовать в соответствии с особенностями личности героя в предлагаемых в спектакле обстоятельствах. Таким образом осуществляется тренинг необходимого поведения. Предположим, робкому, застенчивому мужчине предлагается роль Дон Жуана или грубоватому несдержанному человеку дается роль мягкого, уступчивого героя, а тревожному и нерешительному - роль смелого и отчаянного. Самоанализ, катарсис, нахождение для себя новых решений и действий в проблемных ситуациях осуществляется под руководством психотерапевта, главным образом при выполнении пациентом драматических этюдов на необходимую тему и на репетициях спектакля.

В психодраме пациенты воспроизводят в драматическом действии значимые события своей жизни, в том числе психотравмирующие. При этом сцены разыгрываются по принципу «здесь и сейчас», и главное в сценах - не столько рассказать, сколько показать. Именно действие способствует пояснению проблемы, достижению катарсиса, инсайта, реорганизации старых стереотипов реагирования и нахождению новых перспективных форм поведения.

Пациент в психодраме является одновременно и творцом своей пьесы жизни, и ее главным героем, и исследователем самого себя. В то же время другие пациенты, наблюдая за действиями главного героя (протагониста), эмоционально реагируют на события, получают возможность анализировать и собственные переживания, узнавать и прорабатывать свои проблемы, когда они прямо или косвенно отражаются в реакциях и поведении протагониста.

В психодраматической игре пациент перемещает в настоящее какое-то прошлое переживание или воображаемое событие. Актуализация прошлого или работа над воображаемым в ключе проблемы позволяет протагонисту открыть в себе нечто неизвестное, взглянуть на себя, свою проблему и заболевание иначе, найти новое перспективное для себя решение.

Психотерапевтический сеанс с группой пациентов продолжается обычно один час. Работа начинается с первой стадии - «разогрева». В этой стадии протагониста необходимо привести физически и психически к высокой готовности сыграть свою психодраматическую сцену, максимально свободно, открыто и достоверно показать в действии собственную проблему. Для этого психотерапевт работает над двигательной активностью больного, дает упражнения на воображение, фантазию, на драматизацию внутренних психических процессов и пр. Важно при этом не касаться основной проблемы пациента.

Вторая стадия работы - это стадия психодраматического действия. Пациент сам или с помощью вспомогательных лиц предъявляет в действии свою проблему, показывает масштаб ее значимости для его жизни. Во время разыгрывания сцены происходит изучение психотравмирующих обстоятельств, с лечебной целью отыскивается новый способ поведения, альтернативные варианты решения, представляются отдаленные последствия «удачного» поведения.

Анализу и поиску решений способствует техники ролевых игр , которые психотерапевт предлагает протагонисту. Например, техника дублирования : вспомогательное лицо становится как бы вторым Я протагониста. В процессе действия в сцене дублер повторяет значимые слова и фразы пациента, ведет обсуждение его скрытых мыслей и чувств, расставляет акценты на дилеммах, тупиках, опасениях пациента и пр.

Техника «реплик в сторону» позволяет пациенту открыто показать в сцене то, что обычно происходит у него внутри. Например, разыгрывая сцену со вспомогательным лицом, протагонист, отвернувшись, прикрыв рот рукой, говорит вслух то, что он сейчас реально думает или чувствует, или хочет сделать.

Для того чтобы протагонист понаблюдал за собой «со стороны», нередко используется техника обмена ролями - два участника сцены (пациент и вспомогательное лицо) меняются ролями, изображая внешние данные, манеры и душевное состояние партнера. Можно использовать с этой целью пустой стул, когда протагонист действует с воображаемым персонажем, предметом или каким-то свойством, представленным стулом.

Помогает наблюдать за собой и техника зеркала. При этом вспомогательное лицо копирует поведение протагониста, воспроизводя какую-либо из проигранных протагонистом сцен (по указанию психотерапевта).

Для нахождения оптимального решения в предстоящей в недалеком будущем проблемной ситуации пациента можно попросить проиграть те варианты, которые, по его мнению, возможны и выбрать для себя наиболее удачный. Эта техника называется «шаг в будущее».

Психотерапевт может предложить пациенту проиграть сцену сновидения, если этот сон представляется важным для анализа.

Можно предложить протагонисту сыграть самый острый эпизод в психотравмирующей ситуации, если необходимо добиться катарсиса (техника « психодраматического шока »).

Разработано множество игровых техник, направленных на разрешение различных ситуаций, но всего многообразия жизненных обстоятельств заранее предусмотреть невозможно, поэтому от психотерапевта требуется творчество, свобода экспромта в конструировании психодраматических сцен.

Третья стадия работы на занятии является завершающей. Здесь пациенту необходимо помочь выйти из роли («деролинг»). Происходит короткая дискуссия участников, обмен мнениями о пережитых ощущениях и чувствах, что обеспечивает пациенту обратную связь. Финальные моменты занятия проходят на оптимистичной ноте, чему бы ни была посвящена психодраматическая сцена.

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:
1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,
2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.
Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов -замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.

Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль.
Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений.

Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.

Игротерапия эффективна как помощь при выдергивании волос; коррекций селективного мутизма; агрессивности в поведении; как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей: подвергающихся насилию и заброшенных детей; снижения страхов; стресса и тревожности у госпитализированных детей; при коррекции затруднений в чтении; успеваемости детей с затруднениями в обучении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей; лечении заикания; облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.); улучшении "Я-концепции"; снижении тревоги при расставании с близкими,

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры
1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.
2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного "Я" в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.
4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.
Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.
5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.

Основные функции психолога, ведущего игровые занятия
1. Создание атмосферы принятия ребенка.
2. Эмоциональное сопереживание ребенку.
3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.
4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Принципы осуществления игротерапии
1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок- хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения),
2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).
3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.

Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен лишь при условии, что психолог, сензитивный к чувствам ребенка, принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности ребенка принять на себя ответственность за решение проблемы. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.

психотерапия игровая) - метод психотерапии, основанный на использовании игры ролевой как одной из самых сильных форм воздействия на развитие личности. В начале 20-х гг. Я. Морено предложил исполнять драматические инсценировки для лечения болезненных психических проявлений - за счет перестройки отношений и системы переживаний клиента. Он назвал новый метод психодрамой.

Процедура терапии игровой состоит в исполнении группой специальных упражнений, предполагающих взаимное общение - вербальное и невербальное, и разыгрывание различных жизненных ситуаций. В ходе "спектаклей" происходит создание отношений личностных между членами группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, возрастает самооценка.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

англ. play therapy) -метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В качестве психотерапевтического средства игра стала использоваться в нач. 1920-х гг. в форме игровых инсценировок-драматизации (т. н. психодрама, предложенная Я. Морено) для перестройки отношений и системы переживаний больного человека. В современной психотерапии взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывания различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

И. т. используется также в психотерапии детского аутизма. Психотерапевтический эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и терапевтом. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Различают директивную и недирективную И. т., индивидуальную и групповую игру с включением в игровую деятельность родителей ребенка и др. варианты И. т. В И. т. используются разнообразные игрушки, рисование, игры с водой, песком и др. И. т. - один из эффективных методов детской психотерапии.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание игры влиятельным фактором развития личности.

Игровая терапия

play therapy) Детям трудно ясно описать терапевту свои мысли и чувства, но они способны в игре "показать" свои мысли, переживания, желания и страхи. Обычными для детской игры темами являются: а) выполнение желаний, когда дети разыгрывают взаимодействия или личный опыт, к-рые хотели бы иметь, б) повторение отрицательного опыта, когда они продолжают по многу раз проигрывать определенные эпизоды, часто в) со сменой ролей, когда они берут на себя активную (нередко антагонистическую) роль, тогда как в реальной жизни были пассивными реципиентами. Сначала терапевт может просто наблюдать, позволяя детям свободно играть. Эта игра может помочь терапевту в установлении положительных отношений с ребенком, а тж послужить основой для формулирования впечатления об уровне развития навыков ребенка, его эмоциональных конфликтах и стиле коммуникативного поведения. Содержание детской игры, продемонстрированный уровень концептуальной сложности и орг-ции, специфика представленных в игре межличностных отношений и характеров, конфликтов, устремлений и эмоций - все это имеет значение для сбора информ. и постановки диагноза терапевтом. Модус психотерапевтических вмешательств в И. т. имеет множество вариантов. При недирективной И. т. терапевт о основном пассивен и поддерживает ребенка рефлексивными суждениями, помогая ему выразить в игре свои личные конфликты и найти их решение. Терапевты эго-аналитической ориентации, скорее всего, будут во время игры предлагать ребенку интерпретации с тем, чтобы помочь ему понять и принять на сознательном уровне те эмоциональные конфликты, к-рые были вытеснены или отрицались. На др. полюсе располагаются терапевты, ориентирующиеся на теорию социального научения, к-рые сосредоточиваются на обучении ребенка играть с др. (просоциальная манера), а не на аффективном содержании детской игры. В зависимости от конкретных нужд и проблем разных детей, терапевты варьируют уровень структурированности И. т. и могут дополнять ее др. типами вмешательств. См. также Игровое поведение младенцев, Игра, Развитие игры К. Л. Бирман

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»