Что такое ценность жизни определение. Понятие ценности

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Что такое Ценности? Значение и толкование слова tsennosti, определение термина

1) Ценности - Вопросы о "ценностях" (иначе говоря, о том, что хорошо или плохо само по себе, независимо от его осуществления) лежат за пределами сферы науки, как настойчиво утверждают поборники религии. Я считаю, что в этом они правы, однако я делаю дальнейший вывод, которого они избегают: о том, что вопрос о ценностях лежит полностью за пределами сферы знания. Иначе говоря, когда мы утверждаем, что то или иное "имеет ценность ", мы выражаем свои собственные эмоции, а не факт, истинный независимо от наших чувств. [да, это все - в сфере психологии - АБ].

2) Ценности - - то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении. К примеру, оценивается как прекрасное или безобразное, истинное или ложное, доброе или злое и пр. Есть ценности не только духовные, но и чувственные, витальные, а также прагматические, утилитарные, связанные с полезным для человека, культуры и общества. Но истину, добро и красоту не следует сводить к пользе. Такие попытки приводят к "смутному времени в царстве ценностей, из которого нет другого выхода, кроме возвращения к [их] тройственной державе" (Г.Федотов). Носителем ценностей является личность, постигающая их в опыте внутреннего принятия или отталкивания и осознающая их сверхличный характер. Ценности необходимы для различия целей, которые ставит перед собой воля в деятельности и поступках человека; их место в мотивации - глубже целей и интересов. По М.Шелеру, ценности не следует отождествлять с эмпирической природой разных благ, с "ценными вещами" и пр. Шелер относил к ценностям истинное, благородное, прекрасное, доброе, а также святое; они априорны, познаются в созерцании "мира ценностей" и иерархически упорядочены. Высшую ценность - святое - многие современные мыслители, в отличие от Шелера, предпочитают выводить за пределы иерархии "мира ценностей", называя нередко абсолютной ценностью.

3) Ценности - - значимые для человека вещи: жизнь, смерть, любовь, ненависть, несчастья и т.п. и т.д..

4) Ценности - характеристики объектов и процессов мира, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека. Ценности могут быть материальными или духовными, а последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразном и т.д. Позитивные ценности, восхождение человека к ним есть проявление его духовности. Мудрость занимает особое место в системе ценностей как способ их осознания, понимания их иерархии, доминантности. Мудрость составляет сердцевину духовной культуры человечества.

5) Ценности - - важнейшие компоненты человеч. культуры наряду с нормами и идеалами. Их существование укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно-должное. Традиция классич. идеализма от Платона до Гегеля проводила опр. отождествление онтологич. и аксиологич. проблематики: бытие наделялось мыслителями этой плеяды изначально ценностным измерением. Разрушение строгого единства онтологии и аксиологии существ. образом обострило проблему Ц. Если допустить, что бытие и производные от него образования - сущее - сами по себе ценностно нейтральны, то тогда требует решения вопрос, каким образом возникает видение вещей с т.зр. их аксиологич. значимости, к-рое пронизывает культуру и к-рое невозможно отрицать. Отсюда берет свое начало линия поиска истоков ценностного сознания в самом человеке и его культуросозидающей деятельности. В учениях натуралистически-психологистской направленности от прагматизма до социобиологии естественно-природные импульсы рассматриваются как побудит, мотивы ценностных предпочтений человека. Следуя по стопам Канта, представители неокантианства баден. школы заговорили о ценностно-нормативном компоненте чистого сознания, выявляемом трансцендентальной рефлексией. Если в экзистенциализме Хайдеггера онтологич. анализ оборачивается отвержением аксиологич. проблематики, то Сартр приходит к выводу, что Ц. как особого рода нормативная реальность производив от акта самосозидания человека, его свободного волеизъявления. Синтезируя марксизм и экзистенциализм, Сартр писал об обществ, характере Ц. Эта тема отчетливо звучит и в неомарксизме Хабермаса. Витгенштейн исследовал лингвистич. аспект ценностного сознания. Попыткой радикального избавления философии от ценностной проблематики стало постструктуралистское учение Деррида, где аксиологич. вопросы предстают как порождение фонологоцентристского строя европ. мысли. И все же само существование в языке фундаментального акта различения, зафиксированного Деррида, свидетельствует в пользу невозможности избавления от ценностного сознания: обнаруживая тождество и нетождественность, мы неминуемо движемся к утверждению ценностно-значимого. За многообразием языкового тождества и нетождественности скрывается способность субъекта культуры к симеолич. воображению, благодаря к-рому конституируется ценностная предметность. Источник ценностной предметности - соотношение иногда совершенно разнородных явлений с опр. эталоном. Так, напр., несхожие между собой природные и культурные реалии могут стать предметом эстетич. созерцания и оценки. При этом эталонные представления отнюдь не всегда рефлективно осмыслены, и поэтому их своеобр. заместителем служит символ, созидающий при помощи метафорич. переноса, сближения разнородных явлений ценностно-смысловую предметность. Рождаясь в сфере экзистенциальной активности субъекта, Ц. обретают статус общезначимых в процессе коммуникации. Говоря о нек-рой совокупности объектов как Ц., необходимо отнести их к единому семантич. полю. Метафора позволяет осуществить перенос значений, объединяя, казалось бы, ничем не схожие явления под знаком символич. единства. Объединяя разнородное, символ одновременно дифференцирует ареал ценностей в кач. и колич. отношении, порождает эту реальность как отмеченную многообразием вариаций. Вырастая из данности жизненного мира, каждая сфера культурной деятельности человека обладает имманентным ей ценностным измерением: ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии достаточно автономны. Однако каждый тип культуры связан с иерархизацией, соподчинением ценностных сфер. Общеизвестна универсализация эстетич. подхода к миру в эпоху античности или религиозно-нравственного - в ср. века. Новое время, период либерального капитализма наделяет статусом общезначимых стоимостные характеристики, запечатлеваемые в денежной символике. Коммуникация, обмен разл. видами деятельности между людьми, как показал Маркс, заставляет увидеть некое универсально-стоимостное начало в каждой предметной Ц. Деньги - символ все общего стоимостного начала, имеющий колич. выражение. Тоталитарные общества фашистского и коммунистич. типа универсализируют полит, власть, находящую концентрированное выражение в символе вождя. В пространство власти помещаются Ц. иного порядка. Процесс развития культуры сопряжен с переоценкой Ц., начинающейся с выдвижением нового эталона, с позиций к-рого рассматриваются предметы, обладающие ранее установленными ценностными характеристиками. Здесь проявляются метафорич. возможности символич. воображения, его культуросозидающая мощь. Множество предметов, иерархизированное сообразно с опр. порядком, теряет жесткие очертания и трансплантируется на новую ценностно-смысловую основу. В зависимости от избираемого основания классификации ценности делятся на предметные и субъектные, жизни и культуры, ценности-средства и ценности-цели, относит, и абсолютные и т.д. Особую значимость в совр. мире приобретает вопрос о диалектике относительного и абсолютного в ценностном сознании. Универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человечеству, могут формироваться как рез-т рефлективного осмысления диалога разл. культур. Ценностное сознание определяет нормы - стереотипы мысли и действия, принимаемые в границах той или иной социокультурной общности. Нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры - от элементарных актов материально-практич. характера до морали, искусства, науки и религии. Они варьируются по степени общности от субкультурных до разделяемых в границах нац. культур и общегуманистич., универсальных. На базе норм складываются разл. социальные технологии, способы рационализации жизненного мира. Нормативность и творчество - две взаимодополнительные стороны культуры. В своем истор. бытии нормы неотрывны от существующих в данной культуре Ц., ибо переводят представления о них в инструментальный план. Если Ц. как правило простерты в измерениях прошлого, настоящего и будущего, нормы как бы возвышаются над временем, но не могут уйти от суда истории. Вместе с изменением ценностной шкалы, выдвижением новых идеалов социокультурного плана изменяются и нормы. Идеал - проектируемый субъектами коммуникации совершенный образ предмета, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности. Обладая эталонным статусом, идеал являет проекцию будущего, с позиций к-рой выносится вердикт настоящему и прошлому. Выдвижение разнообр. идеалов, глобальных образов будущего - значимый фактор развития культуры. Лит.: Соколов К. Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения худож. ценностей. М., 1990; Ценности культуры и современная эпоха. М., 1990; Культура и ценности. Тверь, 1992; Кризисный социум. Наше об-во в трех измерениях. М., 1994; Культурология. XX век: Антология. Аксиология, или Филос. исслед. природы ценностей. М., 1996. Б.Л. Губман

6) Ценности - (моральные) - одна из форм проявления моральных отношений об-ва. Под Ц. понимаются, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания -моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Философские проблемы природы Ц. (в т. ч. моральных, экономических, эстетических и др.) изучает аксиология. Поступки людей имеют определенную моральную значимость потому, что они оказывают воздействие на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего об-ва, способствуют или противодействуют социальному прогрессу. Именно в силу социального значения действий людей об-во регулирует их поведение посредством нравственных отношений, предъявляет к людям моральные требования, ставит перед ними определенные цели, к-рым они должны следовать. Отсюда возникает в поступках моральная Ц. (положительная или отрицательная); действие, отвечающее нравственным требованиям, представляет собой добро; противоречащее им - зло. Из этого следует, что, во-первых, ценностные характеристики действий людей носят исторически конкретный характер, обусловлены социальной жизнью и, во-вторых, моральная Ц., может характеризовать только общественные явления. Приписывание морального значения природным объектам, как таковым, вне отношения к ним человека, наделение их сверхъестественными свойствами (когда, напр., природные бедствия истолковываются как чей-то злой умысел или божественная кара) есть не что иное, как моральный фетишизм. Марксистская этика исходит из того, что природа моральных Ц. может быть понята только на основе анализа социальных, и в том числе моральных, отношений об-ва. Представления морального сознания являются разновидностью духовных Ц. об-ва. В идеалах, принципах, понятиях добра и зла можно выделить их ценностную сторону: в них выражено деятельно-заинтересованное отношение людей к явлениям действительности. В них содержится, во-первых, моральное требование (пожелание, чтобы нечто было осуществлено), во-вторых, оценка существующих или имевших место явлений с т. зр. присущего им морального значения. Напр., идея добра, как говорит В. И. Ленин, означает, что «мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его»; «доброе» в этом смысле есть «требование... внешней действительности...» (т, 29, с. 195). Одновременно понятие добра является критерием оценки самых разнообразных человеческих поступков. Точно так же и идеал одновременно выступает как конечная цель моральной деятельности людей и является основой критической оценки существующей действительности (устанавливает ее соответствие или несоответствие стремлениям людей). Именно эта, ценностная сторона нравственного сознания, в к-рой выражено деятельно-заинтересованное отношение людей к миру, послужила причиной того, что мораль в истории философии часто называли «практическим сознанием » в отличие от теоретического, якобы созерцательно-незаинтересованного. Марксизм считает, что всякая форма общественного сознания имеет определенное отношение к социальной практике. Но в моральном сознании эта связь с практической деятельностью людей выражена более отчетливо и прямо. Моральные представления относятся к идеологии об-ва, в них отражаются интересы и потребности определенных социальных классов. Наряду с классовым содержанием в моральных Ц. присутствует также общечеловеческий элемент (Общечеловеческое и классовое в нравственности).

7) Ценности - - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и об-ва (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне Ц. выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) Ц. служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Напр., стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это свое полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая Ц., стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется еще и эстетической Ц., красотой. Все эти свойства обозначают его различные функции в системе человеческой жизнедеятельности и выступают как предметные знаки, символы определенных общественных отношений, в к-рые вступает человек. Наряду с такими предметными Ц., к-рые являются объектами направленных на них интересов, в качестве Ц. выступают также нек-рые явления общественного сознания, выражающие эти интересы в идеальной форме (понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, идеалы, моральные нормативы и принципы). Данные формы сознания не просто описывают какие-то действительные или воображаемые явления реальности, а выносят им оценку, одобряют или осуждают их, требуют их осуществления или устранения, т. е. являются нормативными по своему характеру. За столкновением на идеологической арене различных и противоположных духовных Ц. следует видеть борьбу социально-политических позиций, интересов классов, выражающихся в целостных системах воззрений на об-во и на его развитие, а в конечном счете - объективную логику исторического процесса. Вместе с тем ценностное сознание выражает единство человеческого рода, общность его исторических судеб и в этом отношении возвышается над социальной и этнической разделенностью людей. Общечеловеческая ориентированность ценностного сознания достигла в совр. мире качественно нового состояния, стала духовной основой сплочения различных государств, народов, движений индивидов в процессе предотвращения ядерной катастрофы, зашиты среды обитания, решения др. глобальных проблем. Идея приоритета общечеловеческих Ц. является ядром нового политического мышления, знаменующего переход в международной политике от вражды, конфронтации и силового давления к диалогу, компромиссам и сотрудничеству.

Ценности

Вопросы о "ценностях" (иначе говоря, о том, что хорошо или плохо само по себе, независимо от его осуществления) лежат за пределами сферы науки, как настойчиво утверждают поборники религии. Я считаю, что в этом они правы, однако я делаю дальнейший вывод, которого они избегают: о том, что вопрос о ценностях лежит полностью за пределами сферы знания. Иначе говоря, когда мы утверждаем, что то или иное "имеет ценность ", мы выражаем свои собственные эмоции, а не факт, истинный независимо от наших чувств. [да, это все - в сфере психологии - АБ].

То, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении. К примеру, оценивается как прекрасное или безобразное, истинное или ложное, доброе или злое и пр. Есть ценности не только духовные, но и чувственные, витальные, а также прагматические, утилитарные, связанные с полезным для человека, культуры и общества. Но истину, добро и красоту не следует сводить к пользе. Такие попытки приводят к "смутному времени в царстве ценностей, из которого нет другого выхода, кроме возвращения к [их] тройственной державе" (Г.Федотов). Носителем ценностей является личность, постигающая их в опыте внутреннего принятия или отталкивания и осознающая их сверхличный характер. Ценности необходимы для различия целей, которые ставит перед собой воля в деятельности и поступках человека; их место в мотивации - глубже целей и интересов. По М.Шелеру, ценности не следует отождествлять с эмпирической природой разных благ, с "ценными вещами" и пр. Шелер относил к ценностям истинное, благородное, прекрасное, доброе, а также святое; они априорны, познаются в созерцании "мира ценностей" и иерархически упорядочены. Высшую ценность - святое - многие современные мыслители, в отличие от Шелера, предпочитают выводить за пределы иерархии "мира ценностей", называя нередко абсолютной ценностью.

Значимые для человека вещи: жизнь, смерть, любовь, ненависть, несчастья и т.п. и т.д..

характеристики объектов и процессов мира, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека. Ценности могут быть материальными или духовными, а последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразном и т.д. Позитивные ценности, восхождение человека к ним есть проявление его духовности. Мудрость занимает особое место в системе ценностей как способ их осознания, понимания их иерархии, доминантности. Мудрость составляет сердцевину духовной культуры человечества.

Важнейшие компоненты человеч. культуры наряду с нормами и идеалами. Их существование укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно-должное. Традиция классич. идеализма от Платона до Гегеля проводила опр. отождествление онтологич. и аксиологич. проблематики: бытие наделялось мыслителями этой плеяды изначально ценностным измерением. Разрушение строгого единства онтологии и аксиологии существ. образом обострило проблему Ц. Если допустить, что бытие и производные от него образования - сущее - сами по себе ценностно нейтральны, то тогда требует решения вопрос, каким образом возникает видение вещей с т.зр. их аксиологич. значимости, к-рое пронизывает культуру и к-рое невозможно отрицать. Отсюда берет свое начало линия поиска истоков ценностного сознания в самом человеке и его культуросозидающей деятельности. В учениях натуралистически-психологистской направленности от прагматизма до социобиологии естественно-природные импульсы рассматриваются как побудит, мотивы ценностных предпочтений человека. Следуя по стопам Канта, представители неокантианства баден. школы заговорили о ценностно-нормативном компоненте чистого сознания, выявляемом трансцендентальной рефлексией. Если в экзистенциализме Хайдеггера онтологич. анализ оборачивается отвержением аксиологич. проблематики, то Сартр приходит к выводу, что Ц. как особого рода нормативная реальность производив от акта самосозидания человека, его свободного волеизъявления. Синтезируя марксизм и экзистенциализм, Сартр писал об обществ, характере Ц. Эта тема отчетливо звучит и в неомарксизме Хабермаса. Витгенштейн исследовал лингвистич. аспект ценностного сознания. Попыткой радикального избавления философии от ценностной проблематики стало постструктуралистское учение Деррида, где аксиологич. вопросы предстают как порождение фонологоцентристского строя европ. мысли. И все же само существование в языке фундаментального акта различения, зафиксированного Деррида, свидетельствует в пользу невозможности избавления от ценностного сознания: обнаруживая тождество и нетождественность, мы неминуемо движемся к утверждению ценностно-значимого. За многообразием языкового тождества и нетождественности скрывается способность субъекта культуры к симеолич. воображению, благодаря к-рому конституируется ценностная предметность. Источник ценностной предметности - соотношение иногда совершенно разнородных явлений с опр. эталоном. Так, напр., несхожие между собой природные и культурные реалии могут стать предметом эстетич. созерцания и оценки. При этом эталонные представления отнюдь не всегда рефлективно осмыслены, и поэтому их своеобр. заместителем служит символ, созидающий при помощи метафорич. переноса, сближения разнородных явлений ценностно-смысловую предметность. Рождаясь в сфере экзистенциальной активности субъекта, Ц. обретают статус общезначимых в процессе коммуникации. Говоря о нек-рой совокупности объектов как Ц., необходимо отнести их к единому семантич. полю. Метафора позволяет осуществить перенос значений, объединяя, казалось бы, ничем не схожие явления под знаком символич. единства. Объединяя разнородное, символ одновременно дифференцирует ареал ценностей в кач. и колич. отношении, порождает эту реальность как отмеченную многообразием вариаций. Вырастая из данности жизненного мира, каждая сфера культурной деятельности человека обладает имманентным ей ценностным измерением: ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии достаточно автономны. Однако каждый тип культуры связан с иерархизацией, соподчинением ценностных сфер. Общеизвестна универсализация эстетич. подхода к миру в эпоху античности или религиозно-нравственного - в ср. века. Новое время, период либерального капитализма наделяет статусом общезначимых стоимостные характеристики, запечатлеваемые в денежной символике. Коммуникация, обмен разл. видами деятельности между людьми, как показал Маркс, заставляет увидеть некое универсально-стоимостное начало в каждой предметной Ц. Деньги - символ все общего стоимостного начала, имеющий колич. выражение. Тоталитарные общества фашистского и коммунистич. типа универсализируют полит, власть, находящую концентрированное выражение в символе вождя. В пространство власти помещаются Ц. иного порядка. Процесс развития культуры сопряжен с переоценкой Ц., начинающейся с выдвижением нового эталона, с позиций к-рого рассматриваются предметы, обладающие ранее установленными ценностными характеристиками. Здесь проявляются метафорич. возможности символич. воображения, его культуросозидающая мощь. Множество предметов, иерархизированное сообразно с опр. порядком, теряет жесткие очертания и трансплантируется на новую ценностно-смысловую основу. В зависимости от избираемого основания классификации ценности делятся на предметные и субъектные, жизни и культуры, ценности-средства и ценности-цели, относит, и абсолютные и т.д. Особую значимость в совр. мире приобретает вопрос о диалектике относительного и абсолютного в ценностном сознании. Универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человечеству, могут формироваться как рез-т рефлективного осмысления диалога разл. культур. Ценностное сознание определяет нормы - стереотипы мысли и действия, принимаемые в границах той или иной социокультурной общности. Нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры - от элементарных актов материально-практич. характера до морали, искусства, науки и религии. Они варьируются по степени общности от субкультурных до разделяемых в границах нац. культур и общегуманистич., универсальных. На базе норм складываются разл. социальные технологии, способы рационализации жизненного мира. Нормативность и творчество - две взаимодополнительные стороны культуры. В своем истор. бытии нормы неотрывны от существующих в данной культуре Ц., ибо переводят представления о них в инструментальный план. Если Ц. как правило простерты в измерениях прошлого, настоящего и будущего, нормы как бы возвышаются над временем, но не могут уйти от суда истории. Вместе с изменением ценностной шкалы, выдвижением новых идеалов социокультурного плана изменяются и нормы. Идеал - проектируемый субъектами коммуникации совершенный образ предмета, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности. Обладая эталонным статусом, идеал являет проекцию будущего, с позиций к-рой выносится вердикт настоящему и прошлому. Выдвижение разнообр. идеалов, глобальных образов будущего - значимый фактор развития культуры. Лит.: Соколов К. Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения худож. ценностей. М., 1990; Ценности культуры и современная эпоха. М., 1990; Культура и ценности. Тверь, 1992; Кризисный социум. Наше об-во в трех измерениях. М., 1994; Культурология. XX век: Антология. Аксиология, или Филос. исслед. природы ценностей. М., 1996. Б.Л. Губман

(моральные) - одна из форм проявления моральных отношений об-ва. Под Ц. понимаются, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания -моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Философские проблемы природы Ц. (в т. ч. моральных, экономических, эстетических и др.) изучает аксиология. Поступки людей имеют определенную моральную значимость потому, что они оказывают воздействие на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего об-ва, способствуют или противодействуют социальному прогрессу. Именно в силу социального значения действий людей об-во регулирует их поведение посредством нравственных отношений, предъявляет к людям моральные требования, ставит перед ними определенные цели, к-рым они должны следовать. Отсюда возникает в поступках моральная Ц. (положительная или отрицательная); действие, отвечающее нравственным требованиям, представляет собой добро; противоречащее им - зло. Из этого следует, что, во-первых, ценностные характеристики действий людей носят исторически конкретный характер, обусловлены социальной жизнью и, во-вторых, моральная Ц., может характеризовать только общественные явления. Приписывание морального значения природным объектам, как таковым, вне отношения к ним человека, наделение их сверхъестественными свойствами (когда, напр., природные бедствия истолковываются как чей-то злой умысел или божественная кара) есть не что иное, как моральный фетишизм. Марксистская этика исходит из того, что природа моральных Ц. может быть понята только на основе анализа социальных, и в том числе моральных, отношений об-ва. Представления морального сознания являются разновидностью духовных Ц. об-ва. В идеалах, принципах, понятиях добра и зла можно выделить их ценностную сторону: в них выражено деятельно-заинтересованное отношение людей к явлениям действительности. В них содержится, во-первых, моральное требование (пожелание, чтобы нечто было осуществлено), во-вторых, оценка существующих или имевших место явлений с т. зр. присущего им морального значения. Напр., идея добра, как говорит В. И. Ленин, означает, что «мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его»; «доброе» в этом смысле есть «требование... внешней действительности...» (т, 29, с. 195). Одновременно понятие добра является критерием оценки самых разнообразных человеческих поступков. Точно так же и идеал одновременно выступает как конечная цель моральной деятельности людей и является основой критической оценки существующей действительности (устанавливает ее соответствие или несоответствие стремлениям людей). Именно эта, ценностная сторона нравственного сознания, в к-рой выражено деятельно-заинтересованное отношение людей к миру, послужила причиной того, что мораль в истории философии часто называли «практическим сознанием » в отличие от теоретического, якобы созерцательно-незаинтересованного. Марксизм считает, что всякая форма общественного сознания имеет определенное отношение к социальной практике. Но в моральном сознании эта связь с практической деятельностью людей выражена более отчетливо и прямо. Моральные представления относятся к идеологии об-ва, в них отражаются интересы и потребности определенных социальных классов. Наряду с классовым содержанием в моральных Ц. присутствует также общечеловеческий элемент (Общечеловеческое и классовое в нравственности).

Специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и об-ва (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне Ц. выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) Ц. служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Напр., стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это свое полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая Ц., стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется еще и эстетической Ц., красотой. Все эти свойства обозначают его различные функции в системе человеческой жизнедеятельности и выступают как предметные знаки, символы определенных общественных отношений, в к-рые вступает человек. Наряду с такими предметными Ц., к-рые являются объектами направленных на них интересов, в качестве Ц. выступают также нек-рые явления общественного сознания, выражающие эти интересы в идеальной форме (понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, идеалы, моральные нормативы и принципы). Данные формы сознания не просто описывают какие-то действительные или воображаемые явления реальности, а выносят им оценку, одобряют или осуждают их, требуют их осуществления или устранения, т. е. являются нормативными по своему характеру. За столкновением на идеологической арене различных и противоположных духовных Ц. следует видеть борьбу социально-политических позиций, интересов классов, выражающихся в целостных системах воззрений на об-во и на его развитие, а в конечном счете - объективную логику исторического процесса. Вместе с тем ценностное сознание выражает единство человеческого рода, общность его исторических судеб и в этом отношении возвышается над социальной и этнической разделенностью людей. Общечеловеческая ориентированность ценностного сознания достигла в совр. мире качественно нового состояния, стала духовной основой сплочения различных государств, народов, движений индивидов в процессе предотвращения ядерной катастрофы, зашиты среды обитания, решения др. глобальных проблем. Идея приоритета общечеловеческих Ц. является ядром нового политического мышления, знаменующего переход в международной политике от вражды, конфронтации и силового давления к диалогу, компромиссам и сотрудничеству.

Цитадель - с этим словом в философской, мистической и...

Код нашей кнопки.

Что важно для вас и что является ? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в . И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по . Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для , которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего .

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГОУ ВПО

«Оренбургский государственный аграрный университет»

Кафедра: «Философии»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ (ТЕЗИСЫ), ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ЛЕКТОРОМ

ГСЭ.Р.1 «Этноконфессиональные ценности»

Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»

Специализация: Уголовно-правовая

Форма обучения: очная полная

Оренбург 2008г

Лекция №1 (2 часа)

Тема: Этноконфессиональные ценности и их роль в обществе. (Ч.1)

Вопросы лекции

1.1. Определение понятия «ценность». Виды ценностей.

1.2 Классификация ценностей. Аксиология как философская теория ценностей.

1.3. Специфика ценностного отношения к миру.

1.4. Ненасилие - нравственная основа социально-политической деятельности.

Литература.

Основная

2.1.1 Яблоков, И.Н. Религиоведение: учебное пособие и учебный словарь минимум по религиоведению. - М.: Гардарики, 2008. - 536 с.

2.2 Дополнительная

2.2.1 Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические / В Русском Переводе с Параллельными Местами. - М. : п/я 3, 2002. - 292 с.

2.2.2 Проблемы сохранения толерантности в полиэтнических регионах России: материалы межрегиональной научно-практической конференции - Оренбург: Изд-кий центр ОГАУ, 2005. - 202 с.

2.2.3 Толерантность и этноконфессиональные отношения: материалы заседания молодежно-студ. "круглого стола" от 26 февраля 2005 г. / Под ред. В. В. Амелина. - Оренбург: Изд-кий центр ОГАУ, 2006. - 106 с.

3 Краткое содержание вопросов

Определение понятия «ценность». Виды ценностей.

Ценность - понятие, которое характеризует "предельные", безусловные основания человеческого бытия; значение определённых предметов, явлений, процессов для человека, социальных групп, общества в целом. Указанные два смысла понятия "ценность" часто расходятся, а порой и противоречат друг другу: то, что в философии рассматривается в качестве ценность - свобода, добро, истина, - для отдельного человека может и не представлять интереса. В свою очередь, конкретные предметы, которые ценны для индивида, в философском смысле не являются "ценностью". Понятие ценность сопоставимо с понятием сущности человека, которая не всегда совпадает с индивидуальным человеческим существованием.



Философское понимание ценности предполагает следующие её особенности. Ценность и понятие "сущность человека" - понятия однопорядковые; осознанность ценность; воплощённость ценности в человеческой жизни в той или иной форме; противопоставленность ценности как должного, идеала реальности ("сущему"); включённость ценности в целеполагающую и оценочную деятельность человека. Понятие ценности невозможно раскрыть, не обращаясь к понятию оценки - соотнесению реальных явлений с ценностью, и к понятию цели - проекта достижения ценности. Цели, формируемые на основе ценности, - это всегда масштабные, смысложизненные цели. Ценность как координаты человеческого мира способствуют его устойчивости, организуют целенаправленную человеческую деятельность. В известном смысле ценность - это "предельные цели" человека и общества, они выступают критерием оценки любого культурного феномена. Культура и есть мера воплощённости ценности в нашей жизни.

Ценность является предметом исследования особого раздела философского знания - аксиологии (греч.axia - ценность, logos - учение). Хотя ценности (добро, истина, красота, справедливость и т.п.) всегда были предметом философского размышления, начиная с античности, но "проблема ценностей" как самостоятельная философская проблема возникла не так давно. Познавательные, онтологические, ценностные аспекты бытия долгое время не были отделены др. от друга, не составляли самостоятельные области философского исследования. В известном смысле внимание к проблеме ценности в европейской философии было инициировано мироощущением, характерным для христианства . Разделение мира, "космоса" на профанный и сакральный, утверждение притягательности мира священного, сакрального как сосредоточения благого , его обращённость к человеку формировали систему точек отсчёта, жизненных ориентиров, целей. Но только в к. XVIII в. с появлением кантовских "критик", в которых мир в его данности человеку и мир сам по себе оказались объектами приложения различных человеческих способностей, аксиология получила основу для самостоятельного существования.

В аксиологии ценности выделены в особую область. Либо это область будущего, либо трансцендентный, запредельный мир. Другие концепции рассматривают ценность в качестве инварианта различных видов человеческой деятельности: ценность - абстракция, реально существуют лишь нормы , правила деятельности. Существуют релятивистские концепции ценности, лишающие ценность их общезначимости и ограничивающие их действие особой культурно-исторической областью, напр., жизнью одного народа. Можно говорить и об утилитаристских концепциях ценности: ценно то, что полезно большинству, или же передовой части человечества, или отдельному человеку. Наиболее тщательную и подробную разработку проблема ценности получила в неокантианстве Баденской школы.

понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. С позиций материализма признается объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности; ценности рассматриваются как продукт жизнедеятельности групп и общностей социальных, человечества в целом, выступающих как единый совокупный субъект. Можно говорить о трех формах существования ценности:

1) она выступает как общественный идеал, как выработанное сознанием общественным, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах жизни общественной; такие ценности могут быть и общечеловеческими, "вечными" (истина, красота, справедливость), и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия);

2) она предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков - конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и пр.;

3) ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные - один из источников мотивации ее поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Система их складывается в процессе деятельностного распредмечения индивидами содержания ценностей общественных, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для ценностей личностных характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ориентации ценностных и служат важным фактором регуляции социальной взаимоотношений людей и поведения индивида (-> единство ценностно-ориентационное).

Ценности

Понятие обозначает объекты, явления, их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталоны должного. К общим ценностям западной культуры относятся честность, взаимовыгодные отношения и свободы самовыражения. Если кто-то игнорирует или отвергает общественные ценности, другие представители культуры могут назвать его поведение антиобщественным или анормальным.

ЦЕННОСТЬ

1. Качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценимым. Обратите внимание на прагматический аспект, подразумеваемый в этом определении; ценность предмета определяется его ролью в (социальном) взаимодействии, предмет сам по себе не обладает никакой ценностью. 2. Абстрактный и общий принцип относительно моделей поведения в рамках определенной культуры или общества, который посредством процесса социализации члены этого общества рассматривают как очень значимый. Эти социальные ценности, как они часто называются, формируют центральные принципы, вокруг которых могут интегрироваться индивидуальные и социальные цели. Классические примеры – свобода, справедливость, образование и т.д. 3. В экономике – чистая стоимость предмета, определяемая тем, что за него можно получить в обмен на другие товары или на некоторое средство расчетов, обычно деньги. Это значение, объединенное со значением 1, очень близко к значению термина полезность, особенно (3).

ЦЕННОСТЬ

любой «объект» (в т. ч. и идеальный), имеющий жизненное значение для субъекта (индивида, группы). В широком понимании в качестве Ц. выступают не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные Ц., но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о Ц. как о духовных идеях, имеющих высокую степень обобщения. Стремясь к Ц. или отстаивая имеющиеся Ц., человек проявляет активность и упорство, идет на конфликт. Выделяют две группы базовых Ц. Первые включают в себя терминальные Ц. (то, что наиболее желательно, привлекательно, способно описать идеальное состояние бытия людей: «свобода», «безопасность», «достаток», «смысл жизни», или столь же глубоко эмоционально в модусе поведения или действий: «честный», «логичный», «аккуратный»). Вторые – Ц. инструментальные, в число которых входят, напр., моральные Ц. («ответственный») и Ц. компетенции («логичный», «умный», «имеющий воображение»). Инструментальные Ц. активизируются как критерии при оценке и выборе только модуса поведения, действий, а терминальные – при оценке и выборе как целей деятельности, так и допустимых способов их достижения.

Ценность

1. качество или свойство объекта, которое делает его полезным, нужным, необходимым в том или ином отношении; 2. абстрактный и общий принцип относительно моделей поведения в рамках определенной культуры или общества, который члены этого общества рассматривают как очень значимый и считают основанием оценочных суждений. Такая социальная ценность является центром интеграции индивидуальных и общих целей. Примерами социальных ценностей являются свобода, справедливость, труд, образование; 3. все то, что имеет смысл для индивида, соответствует его установкам, убеждениям, идеалам, интересам, отвечает его актуальным потребностям. С позиции теории А. Маслоу, существует возможность представить иерархию ценностей человеческого существования в соответствии с иерархией актуальных потребностей: человек более всего ценит то, в чем он в первую очередь нуждается. Она могла бы выглядеть так: а) ценности, отвечающие физиологическим потребностям (пища, вода, здоровье и т.п.); б) ценности, отвечающие потребностям в безопасности (образование, профессия, работа, материальное благополучие, порядок в обществе и др.); в) ценности, отвечающие потребностям принятия и любви (честность, надежность, готовность придти на помощь и др.); г) ценности, отвечающие потребностям самоуважения (справедливость, альтруизм, бескорыстие, социальная полезность и др.); д) ценности, отвечающие потребностями самоактуализации (процесс творчества в разных его проявлениях). При этом ценности более высокого порядка предполагают принятие и предшествующих ценностей, иначе неизбежно возникают определенные проблемы интерпретации термина. Например, приписывание коннотации полезности никому не нужного творчества исключительно ради самого процесс творчества («в частности, эстетствующего «искусства ради искусства») или результатам творчества параноика, одержимого идеей собственной гениальности. Столь же бессмысленным является болезненное творчество – патография, например, «психоделический рок», книги графоманов, «свихнувшихся» писателей, «сумасшедшие» произведения живописи и др., хотя психоделические аспекты творчества, как это не выглядит странно, делаются все более популярными; 4. в экономике – номинальная стоимость предмета.

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»