Игры про древнюю грецию. Как проводились игры в древней греции

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В связи с религией всего лучше также можно рассмотреть атлетические празднества греков. Прав­да, их влияние на греческую цивилизацию было скорее случайным, чем намеренным, и увеселительные начала рано перевесили в них религиозные. Но они вытекают из религии греков, остаются все время в связи с нею и ярко характеризуют ее.

Обыкновенно греческие боги не представлялись ни жестокими, ни любящими жестокость. Правда, в Греции встречаются указания на человеческие жертвы, и иногда богов представляли мстящими за оскорбление их чести; но это не характеризует религии греков. Если мы сравним ее с другими совре­менными религиями, нас поразите в ней отсутствие жестокости. Богов Греции никогда нельзя было почтить скорбью или самоистязанием и едва ли даже самоотречением. Верования греков не составляли символов отказа и ограничения. Почтение к богам выражалось не скорбью, а удовольствием, не уединенным самобичеванием, но обык­новенно шумным общественным весельем. По­этому в Греции почти все формы общественного богослужения получали вид народных празднеств. Все театральные представления у греков считались религиозными церемониями, и, как таковые, легко могут найти себе место в настоящей главе. Еще более заметно, что великие гимнастические празд­нества первоначально предназначены были для прославления известных божеств.

Важнейшим из этих празднеству было олимпийское. Здесь нет необходимости искать прочного основания для мифов, повествовавших о первом его установлении; для нас достаточно взглянуть на то, чем оно было во время вполне историче­ское. Сценой для этого, несомненно наиболее важного в истории мира, атлетического празднества служили берега Алфея, наиболее значительной из рек Пелопоннеса, в нескольких верстах от ее устья. Здесь горная система Аркадии, по мере сво­его приближения к морю, ниспадает в равнину. На берегах Алфея, с трудом переходимого в брод летом и бурно текущего в дождливое вре­мя года, находилось ровное место, вполне пригодное для атлетических состязаний. Сюда раз в четыре года стекались со всех концов Греции знамени­тые атлеты. Точно определить время празднества представляется невозможным, но оно падало, наверное, на конец июня или начало июля. Выбор этого времени года представляется странным, так как теперь в долине Алфея в эти месяцы стоят невыносимые жары и большинство жителей переселяется в горы. Правда, в климате могла про­изойти небольшая перемена, но выбор времени года можно объяснить только неизвестными религиозными основаниями.

Первоначально празднество состояло из одного состязания, бега пешеходов на 1800 футов. Но­минально он всегда оставался главным состязанием, и празднество называлось по имени победителя в нем. За первый год, когда происходило это состязание, принимался, несомненно без осо­бенно веских оснований, 776 г. до Р. X. Вскоре к нему присоединился другой бег на вдвое боль­шее расстояние. Оба они происходили в густой пыли греческого лета; путь для них не подгото­влялся. Затем быстро последовали другие нововведения. На 18-ом празднестве введен был пентатл или пятерное состязание. В него входили бег, пры­ганье, метанье копья и «диска» и, наконец, борьба. Как именно присуждалась награда, мы не знаем; но победитель должен был доказать свое превос­ходство в большинстве состязаний. Затем последовало введение кулачного боя, в котором кулаки и руки бойцов были обернуты кожей и железом. Он отличался всей грубостью современного боксерства и был еще опаснее его. В 680 г. были введены еще более возбуждающие состязания: бег на колесницах о четырех конях и панкратий или смесь кулачного боя и борьбы, самое грубое из всех Олимпийских состязаний, в котором победа определялась невозможностью для одного из борцов продолжать борьбу. Наконец, остается упомянуть еще о введении в 520 г. бега в полном доспехе тяжело вооруженного воина.

Наиболее характерную черту этих греческих празднеств составляет отсутствие дикости и жесто­кости сравнительно с развлечениями других народов, древних и современных. Без сомнения, кулачный бой и панкратий были обыкновенно до­вольно грубыми состязаниями, не редко стоившими жизни. Кулачные бойцы составляли братство или школу и переходили от состязания к состязанию. Они должны были обладать многими особенностями современных боксеров, хотя жизнь греческого бойца несколько облагораживалась тем почетом, какой ему оказывали, и тот факт, что его победа доставляла славу его родине, должен был возвы­шать его положение. Следует также признать, что с течением времени простые атлетические состязания утратили значение и что наибольший восторг стали вызывать грубый кулачный бой и пышный бег на колесницах; последний сделался под конец самым важным событием празднества. Но, несмотря на все эти соображения, Олимпийские игры, в виду их относительной человечности, в виду распространения ими среди греков драгоценного физического воспитания, в виду проявления на них увлечения греков физической силой и красо­той, дают нам самое лучшее понятие о глубине и истинности их цивилизации. Впрочем, в состав Олимпийского празднества никогда не входили никакие поэтические или музыкальный состязания, подобный тем, о которых нам вскоре придется упоминать в других случаях. Тут были, правда, состязания трубачей и глашатаев; но в них победу доставляла сила легких, а не какой-нибудь музыкальный талант.

Но если мы представляем себе Олимпийские игры только прославленным атлетическим празднеством, то мы далеки от оценки их настоящего значения. Только здесь в Греции находим мы яс­ное сознание и действительное проявление единства Эллады и связей, соединявших различные государ­ства. Никто не мог выступить на Олимпийских состязаниях, не доказав своего чисто-эллинского происхождения, и хотя трудно было определить чистоту крови, но самая необходимость подобного определения подтверждала существование особенно­стей, отделявших эллинов от остального мира. Непосредственной причиной политической и воен­ной слабости Эллады служило отсутствие такой власти, духовной или светской, которая поддержи­вала бы сознание ее единства. Олимпийские игры, очевидно, не могли сделать этого. Атлетические состязания не могут служить рычагом достаточно сильным для такой цели. Но они ближе подошли к ней, чем всякое другое учреждение Эллады. Перед празднеством провозглашалось священное перемирие, подобное миру Божьему в средние века. Все враждебные действия на время прекращались. Никто не мог беспокоить странников, шедших в Олимпию, под страхом всех тех кар, который постигали святотатцев. Перемирие это не было мертвым словом. Гордой Спарте пришлось заплатить тяжелый штраф за поднятие оружия в священный месяц. Позднее сам Филипп Македонский должен был оправдываться по поводу обиды, нанесенной одним из его солдат путнику, шедшему в Олимпию.

Далее, на игры собирались не только атлеты и люди, интересовавшиеся их состязаниями. Они слу­жили также поводом к большой ярмарке, на которую сходились на равных правах торговцы всех государства Затем, сюда являлись для проявления своих талантов и обмена идей художники, поэты и политики. Здесь ораторы Лисий и Горгий старались оживить в позднейших греках общие стремления. Биографии политиков, философов и поэтов нередко указывают на появление их на великом национальном празднестве.

Олимпийские игры были главным празднеством греков, но существовало еще три других, доступных для всей нации. Это были игры Пифийские в Дельфах, Исфмийские близ Коринфа и Немейские в долине этого имени на полуострове Арголиде. Эти игры не требуют от нас особенного внимания. В своих главных чертах они повторяют Олимпийское празднество, хотя, несомненно, они меньше посещались народом и оказывали меньше влияния; однако, они отличались от Олимпийских тем, что на них давались награды музыкантам и поэтам.

Победителям на этих общеэллинских играх оказывались почти невероятные почести. Среди греческих государств стремление к отличию было настолько сильно, что целый город считал себя прославленным, когда имя его соединялось в Олимпии с именем победоносного атлета. На­грады, получаемые им, носили довольно суще­ственный характер. Правда, собственно призом на четырех главных празднествах служил только «тленный венок»: оливковый в Олимпии, лавровый в Дельфах, сосновый на Исфме и плющевой в Немее. Даже на мелких празднествах призы большой ценностью не отличались; мы знаем только о серебряном кубке, шерстяном плаще, медном щите и небольшой сумме денег. Но во всех крупных состязаниях победа приносила с собой большие преимущества. По закону Солона победитель в Олимпии получал значительную де­нежную сумму. Тот же обычай существовал и во многих других государствах. Почти везде победитель пользовался свободой от податей, общественным содержанием, лучшим местом в театре и различными другими преимуществами. Поэтому жизнь Олимпийского победителя перешла в пословицу для обозначения величайшего счастья, какое только возможно на земле. Но если мы желаем представить себе вполне, как высоко ценилась победа на играх, нам нужно только обратиться к произведениям Пиндара. Здесь мы находим великого поэта пишущим оды в честь победителей на великих играх таким стилем, который напоминает то Мильтона яркостью своих красок, то Исаию своим пророческим пылом. Правда, обыкновенно, посвятив несколько слов победителю и состязанию, он начинает говорить о богах и героях, связанных с Дельфами и Олимпией, Немеей и Коринфом. Но для всей этой блестящей поэзии непосредственной вдохновляющей причиной служила победа юноши в беге, или кулачного бойца в панкратии, или торжество крупного и богатого вельможи по поводу победы в беге колесниц. Трудно делать извлечения из од, в которых Пиндар воспевает «Олимпийские игры, где состязаются в быстроте ног и в телесной силе, презирающей труд, где победитель за свою победу пользуется в течение всей своей дальнейшей жизни сладостным покоем». Достаточно бу­дете двух следующих отрывков. Они, правда, не дают понятия о блеске этой поэзии, но показывают, почти в смешной форме, с каким глубоким уважением относились греки к физической доблести, проявлявшейся на играх. Здесь, в 14-ой Олимпийской оде, Пиндар прославляете Асопиха из Орхомена, победившего в беге юношей на короткое расстояние. «О вы, владетельницы Кефисских вод, жительницы страны добрых коней, славные царицы богатого Орхомена, хариты, миниян древних защитницы, услышьте мое моление. Через вас получают смертные все приятное и сладостное, мудр ли кто, прекрасен или славен… Я пришел воспеть лидийским размером и сти­хами Асопиха, доставившего Минии победу в Олимпии. Беги, Эхо, в мрачное жилище Персефоны (Отец Асопиха уже умер, но и по смерти его сердце воз­радовалось бы при вести о победе сына на играх), неся отцу его славную весть, и, увидев его, скажи, что сын его в долине знаменитой Писы увенчал свою юную главу венком славных игр». В 7-ой оде он воспеваете хвалу Диагору, профессиональному бойцу. Сначала перечисляются его многочисленные победы. «Их цветами Диагор был увенчан дважды; на славном Исфме он был счастлив четырежды, в Немее два раза под ряд и дважды в скалистых Афинах. И в Аргосе медный щит познакомился с ним, и произведения Аркадии и Фив, и ежегодный игры в Беотии и Пеллене. Шесть раз он победил в Эгине, и в Мегарах на каменном столбе не

иная речь начертана. А ты, отец Зевс, господствующий на хребтах Атабирия, прославь гимн мой и Олимпийского победителя, в кулачном бою добывшего себе славу, даруй ему почтительное уважение со стороны граждан и чужеземцев, так как он идет прямо по пути, враждебному наг­лости, хорошо зная то, что вещали правдивые умы благих предков».

Никогда больше, можем мы предсказать с уверенностью, кулачный боец не встретит такой высокой поэтической похвалы.

ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

УЧРЕЖДЕНИЕ ИСТМИЙСКИХ ИГР

Истмийские игры, согласно словарю-справочнику по истории Древней Греции под ред. Немировского А.И., проводились в честь бога морей — Посейдона, неподалеку от его одноименного храма, который был расположен на Истме (так греки называли Коринфский перешеек - естественный мост длиною 42 км, соединяющий между собой полуостров Пелопоннес и материковую часть Греции). Впрочем, сам Посейдон и учредил их, сделав это в ознаменование спора с Гелиосом. Спор между морским владыкой и богом Солнца Гелиосом завершился дележом Коринфа и окрестных земель, в результате которого зачинатель этого спора, а именно сам Посейдон, получил только перешеек Истм. Но желая обозначить свою власть и продемонстрировать свою силу и удаль, он провел гиппические состязания (конные забеги и гонки колесниц). Провести - провел, да на том все и закончилось.

ВОЗРОЖДЕНИЕ СИЗИФОМ ИСТМИЙСКИХ ИГР

Возобновил их только первый коринфский царь Сизиф. И сделал он это в честь все того же Посейдона, который спас, обреченного утонуть, младенца.

А дело было так.

Мстительная жена Зевса - Гера наслала на семью царя БеотииАфаманта страшную кару - безумие, в результате которого отец семейства убивает одного их своих сыновей. И все из-за того, что в семье беотийского царя своего приемного сына Диониса (сестры царицы) посмели назвать- божеством.

Схватив своего второго ребенка Меликерта, царица бросилась в море, где его и подхватил Посейдон, обратившись дельфином.

По другой версии, тело младенца, выброшенное на берег, нашел царь Сизиф. В этом теле он узнал своего племянника. Морские божества, дав Меликерту новое имя - Палемон, сделали его покровителем всех спасенных и помощником всех моряков и рыбаков. Вот в его-то честь и стали в дальнейшем проводитьИстмийские игры.*

* Базунов Б. «Кумиры стадионов Эллады»

ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ И ТЕСЕЙ

Есть еще одна версия учреждения Истмийских игр и связана она с именем Тесея. Того самого, которому не давали покоя лавры Геракла и который вошел в историю, кроме всего прочего, и как освободитель Кносского дворца на Крите от власти страшного чудовища — Минотавра.

Но к учреждению Истмийских игр имеют отношения совсем другие его подвиги.

Так, по преданию, отправившись из Пелопеннеса в Афины по Истмийской дороге, Тесей сталкивается с бандитами, промышлявшими на этом участке пути. Расправившись с негодяями и злодеями, он у пограничного камня на Истме установил алтарь Посейдону и пригласил всех жителей к участию в играх.

Один из таких бандитов носил имя Скирон. Я не зря акцентирую на нем внимание. Как утверждал Плутарх, Тесей сбросил Скирона со скалы, как это делал сам Скирон в отношении чужеземцев. В частности, он приказывал каждому, кто попадался на его пути, мыть его ноги и когда тот приступал к исполнению, Скирон, ударом пятки сбрасывал его в море.

Другие же писатели опровергают эту версию и настаивают на том,Скирон был сыном самого Посейдона (также, как и Тесей) и сам карал грабителей. Убив Скирона и в качестве искупления своей вины, Тесей посвятил ему Истмийские игры.*

* Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Перевод С.П. Маркиша.

СОСТЯЗАНИЯ И НАГРАЖДЕНИЯ

Истмийские игрыпроисходили раз в 2 года летом в роще близ Коринфа, где находился храм истмийского Посейдона. На время Истмийскиих игрпровозглашался священный мир, но так как некоторые гречческие племена (элейцы) не принимали участия в играх, популярность Истмийских игрбыла меньше, чем у Олимпийских, в которых принимало участие все греческое население. Истмийские игрысостояли из гимнастических., конных, поэтических. и музыкальных состязаний. Победители получали венки из сельдерея или сосновые, в которыерые вплеталась пальмовая ветвь.

ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАКАТА ИГР НА ИСТИМЕ

Исчезновению Истмийских игр способствовали многие факторы и, прежде всего, внутренняя и международная обстановка государства. Захватнические войны, раздоры, междоусобицы, набеги варваров - такая обстановка царила не только в Древнем Коринфе, но и во всей Элладе. Правление македонцев на территории Греции, последующее завоевание той же самой Македонии и Греции Римом — все это способствовало тому, что произошло крушение идеалов - главенствующее место среди которых и занимало гармоническое физическое развитие личности. Спорт из массового благородного занятия людей стал превращаться в обычный бизнес, в зрелище на потеху толпы, далекой от идеалов нравственности.

Кстати, не последнюю роль в этом сыграла и идеология проведения всех Панэллинских празднеств, которая утверждала, что победа должна быть достигнута любой ценой. Само участие в играх ничего не значило — главное успех в соревнованиях. И потому ничего нет удивительного в том, что в период наибольшей уязвимости государства — в момент его экономической, политической и социальной нестабильности, меняются приоритеты людей. Так, стали цениться, к примеру, не ловкость и сметливость, а убийственные удары руками и ногами. В обиход стало входить такое понятие, как коммерциализация спортивных соревнований.

Уже Аристотель говорил, что утомительная деятельность атлета, способствующая одностороннему развитию тела, но за которую платят двойную цену, не имеет ничего общего с греческим идеалом и недостойна свободного человека. Такой спортсмен превращается в раба….

Что касается рабства, то по мнению Базунова Б., предположительно, в 164 году до н.э, на который приходилась 208-ая по счету Истмиада, коринфяне узнали, что такоегладиаторские бои — истинно римская кровавая забава, которая, как вы сами понимаете, не имела ничего общего с благородными играми греков. Занес эту «заразу» к эллинам царь Сирии Антиох Эпифан («Прославленный»).

Изменение господствующей религии, в результате которого на смену многим богам пришел один единственный, поставило крест на проведении подобного рода спортивных состязаний. Христианство видело в них проявление язычества и подвергло Истмийские и ему подобные игры жестоким гонениям, наложив полный запрет на их проведение.

Последнее же упоминание об Истмийских играх историки относят ко времени правления, которое датируется 4-ым веком уже нашей эры, римского императора Юлиана, ярого противника христианства.

РИМСКИЕ ИГРЫ

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников.

В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. В конце III — начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов — Мегаленские игры, а также флоралии — в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Игры длились от 14 — 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 — 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр — 600 тыс., Аполлоновых -З80тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя — значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по несколько десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания — амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.

Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.

ГРЕЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Анагальное (состязательное) начало греческой культуры породило целую систему знаменитых греческих игр. Настоящей жемчужиной среди них были олимпийские игры, прославившие Древнюю Грецию в веках.

В греческом обществе постепенно утверждалась идея о победе в каком-либо состязании как высшей ценности, приносящей победителю почет и уважение среди граждан полиса. Еще в поэмах Гомера знатные аристократы состязались в силе, ловкости и упорстве, а победа в этих соревнованиях могла принести лишь славу, а не материальные блага.

Игры в Греции носили аристократический характер – участвовать в них могли лишь полноправные граждане полиса (из этого числа исключались женщины, рабы, полусвободные и иноземцы).

Древнейшими и самыми важными были игры, впервые проведенные в 776 году до нашей эры в области Олимпия на юге Греции и посвященные Зевсу. Начиная с этого времени они повторялись каждые четыре года (до IV века нашей эры, когда римский император Феодосий I отменил Олимпийские игры, объявив их языческими забавами, не совместимыми с победившим в Риме христианством). Кроме олимпийских в Греции существовали еще Пифийские игры (в Дельфах), Истмийские (в Коринфе) и Немейские в тех местах, где когда-то Геракл убил каменного льва. Все игры сопровождались общегреческим перемирием, а наградой победителям были лишь венки из оливы, лавра или сосны. Но эта скромная награда означала, что получивший ее является любимцем бога, и в этом качестве его чтили и прославляли, воздвигали в его честь статуи и слагали гимны.

Общегреческие игры и состязания сыграли огромную роль в истории античного искусства: прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческой скульптуры.

Олимпийские игры и их история общеизвестны. Но в Древней Греции они были далеко не единственными спортивными соревнованиями. Существовали еще Пифийские, Дельфийские, Немейские, Ликейские, а также Истмийские игры, сейчас почти совсем забыты.

Где проводились игры

Территория Греции эпохи Античности представляла собой множество самостоятельных государств, соперничавших друг с другом. Соперничество это касалось не только военной и экономической сфер, но и области культуры. Каждое более или менее сильное государство стремилось проводить яркие, зрелищные праздники, посвященные местным богам-покровителям. Эти празднества, как правило, сопровождались спортивными соревнованиями, а иногда, как, например в Дельфах, еще и состязаниями музыкантов и поэтов.

Истмийские игры проходили в Коринфе - одном из сильных и развитых государств Античности. Местом их проведения стала узкая перемычка между полуостровом Пелопоннес и материком. в древности назывался Истмом (в настоящее время Коринфский перешеек).

Соревнование проходили каждые два года рядом с храмом Посейдона - покровителя Коринфа. Из этого ясно, какому богу посвящали Истмийские игры.

Легенды и мифы Истмийских игр

Несмотря на то что Олимпийские игры в эпоху Античности пользовались большей популярностью, с Истмийскими было связано множество мифов.

По одной версии, начало этим играм было положено самим Посейдоном, который поспорил с Гелиосом за право покровительствовать землям Коринфа и Аргоса. В итоге спор проиграл, и в его власти остался лишь Истм. Но чтобы компенсировать свое поражение, Посейдон провел конные соревнования, ведь, как известно, этот бог обычно разъезжал на колеснице. С тех пор Истмийские игры всегда включали в программу такой вид соревнований.

В другом мифе рассказывается, что на Истме возродил Сизиф - царь-основатель Истмийских игр. Сделал он это в честь чудесного спасения своего малолетнего племянника, на помощь которому пришел Посейдон.

Есть и еще версия, согласно которой, учредителем этих игр считается Тесей. Одним из его подвигов была победа над разбойником Скироном, которого он сбросил в море. Разбойник оказался и Тесей в качестве искупительной жертвы организовал спортивные соревнования.

Реальная история

Истмийские игры в Древней Греции получили статус общенационального праздника во времена правления коринфского царя Периандра, предположительно, в 582 году до н. э. Вторым «куратором» этих соревнований было государство Аргос, хотя позднее там стали организовывать собственные игры.

На Исмийских играх также имели право присутствовать представители других регионов Древней Греции, кроме элейцев - организаторов Олимпийских игр. Они когда-то неуважительно отнеслись к юному Периандру, и из-за этого на Истм их не пускали.

Коринф был богатым государством, поэтому игры проводились с большим размахом. Победители соревнований, кроме венка из ветвей плюща и сосны, получали ценные призы, учрежденные другими полисами, например, Афинами. Подобная «коммерциализация» соревнований многими осуждалась, ведь игры считались священными, а съехавшиеся со всей Греции атлеты подчас даже забывали, какому богу посвящали Истмийские игры.

Тем не менее соревнования пользовались популярностью даже в период и после разрушения Коринфа.

Программа спортивных состязаний

Центральное место на играх занимали гонки на колесницах, в которые запрягалась четверка лошадей, в память о соревнованиях, проведенных самим Посейдоном. Проводились также скачки верхом, хоть они и не были столь популярны в Древней Греции.

Из атлетических соревнований можно назвать бег, кулачный бой, борьбу и панкратион - аналог современного боя без правил. Существовали разные возрастные категории, в которых могли выступать атлеты: мальчики, юноши и мужчины.

Победителю вручали пальмовую ветвь, венок и часто немалый денежный или ценный приз, учрежденный государствами-участниками.

Среди победителей Истмийских игр были и мифические персонажи. Например, Кастор стал победителем в беге, его брат-близнец Полидевк - в кулачном бою, а в панкратионе всех соперников одолел Геракл.

Соревнования музыкантов и поэтов

Истмийские игры в Древней Греции также включали в себя состязания флейтистов и кифаредов - мастеров игры на популярном в эпоху Античности музыкальном инструменте - кифаре.

Наряду с музыкантами выступали и поэты, причем оценивалось не только качество самих стихов, но и артистический талант их исполнителя. По легенде, однажды в состязаниях кифаредов участвовал даже сам Орфей и, конечно, стал победителем.

Продолжавшиеся несколько дней соревнования завершались награждением и чествованием победителя, получавшего венок из плюща и ветвей сосны (позднее — из сельдерея) и пальмовую ветвь. Хоть поэтические и музыкальные соревнования были не менее популярны, чем спортивные, но ценных призов их победителям не полагалось, по крайней мере, нигде в исторических источниках нет упоминания о них.

Закат Истмийских игр связан с распространением римского владычества и всеобщим увлечением гладиаторскими боями. Последнее упоминание о них относится к IV веку нашей эры.

Сургутский государственный университет

Ханты - Мансийского Автономного округа – Югры.

Институт гуманитарного образования и спорта

Предмет: история физической культуры

Тема: Олимпийское движение и технический прогресс.

Выполнил: студент 1 курса

Факультета физической культуры

Группы 205-31

Яуфман Виктор

г. Сургут,

План.

Введение ……………………………………….…3 стр.

Греческие игры ………………………………….3 стр.

Римские игры …………………………………....4 стр.

Гладиаторские игры …………………………....4 стр.

Возрождение Олимпийских игр ………………5 стр.

Современное олимпийское движение ……….5 стр.

Введение

Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения.

Спорт - составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.

Олимпийское движение - это общественное движение, основанное на принципах, идеях и идеалах олимпизма, объединяющее в своих рядах организации и людей независимо от их социального положения, политических и религиозных взглядов, расового происхождения, пола и возраста, способствующих развитию любительского спорта.

Самые, пожалуй, святые и чистые игры современности, которые создал человеческий разум - это Олимпийские. Они в себя вобрали все лучшее, что спорт дает человеку. Олимпиады не просто состязания сильных духом и телом, а современная мировоззренческая концепция, название которой - олимпизм.

Цель работы - рассмотреть олимпийское движение современности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить возникновение и возрождение Олимпийских игр;

Выявить особенности современного Олимпийского движения.

1. Возникновение олимпийских игр

Первая известная нам Олимпиада с древности проходила в 776 г. до нашей эры.

Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии - роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. В этом прекрасно городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца.

Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни.

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии.

Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже - иногда - континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.

Впервые олимпийское пламя вспыхнуло на Амстердамском стадионе в первый день игр 1928 года. Это бесспорный факт. Однако до последнего времени большинство исследователей в области олимпийской истории не находят подтверждения тому, что этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии.

Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев - торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г., в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г., факел впервые совершил морское путешествие.

1.1 Греческие игры

Отличительной особенностью древних греков был «агон», т. е., состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, победа приносит славу и почет, а не материальные блага. Постепенно в обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об «агоне» дало начало различным играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх рабы, полусвободные и иноземцы не могли). Древнейшими и самыми важными были игры впервые устроенные в 776 г. до н. э., в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года (метом проведения была Олимпия в Пелопоннесе). Они продолжались пять дней и на это время провозглашался священный мир по всей Греции. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх («олимпионик»), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, гонках на колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) - награда - лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, Немейские игры (в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх. (в Спарте нагими выступали и юноши и девушки).Прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

1.2 Римские игры

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников.

В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н. э., учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. В конце III - начале II в. до н. э., были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата. Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений:

1) торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой;

2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д.;

3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.

Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых - 380 тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»