Политические интересы и политическая деятельность. Сущность и структура политических интересов

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Интерес вообще - это направленность человека (или социальной группы) на осуществление определенной цели, удовлетворяющей какие-то потребности. Интерес политический - это направленность социальной группы или индивида на завоевание подобающих им позиций в системе политической власти. Способами достижения такой цели выступают различные формы участия в политике.

В зависимости от носителей интересы могут быть личностные, групповые, корпоративные, классовые и национальные . По социальному содержанию – экономические, политические, духовные. По степени устойчивости – долговременные и преходящие . По насущности коренные и вторичные .

Политический интерес - по преимуществу объективный феномен. Однако, объективность интереса вовсе не равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться в актуальный мотив действия интерес должен быть осознан. Но это уже – область субъективного, где возможны различные осложнения. Представление человека о своих интересах далеко не всегда совпадает с их действительным содержанием. Более или менее адекватное представление людей о своих потребностях и интересах требует понимания всей совокупности причинно-следственных связей, определяющих их действительное положение в системе социальных отношений. Такое не всегда под силу не то, что обычному человеку, но и тем, кто владеет умами и судьбами людей. Поэтому в реальной практике люди руководствуются не своими интересами, а представлениями о них. Ложные представления, как правило, становятся фактором политической деструкции. Это обстоятельство наглядно проявляется в феномене общественного мнения, которое под влиянием обстоятельств или манипуляций может варьироваться очень быстро и с большой амплитудой. Когда, например, результаты демократического процесса не оправдывают завышенных ожиданий, демократические ценности объявляются мнимыми, и начинается поиск другой формы выражения политических интересов – через авторитаризм и традиционализм.

По возможности избежать таких ситуаций помогают только разнообразие и конкуренция таких политических институтов, как идеологии, партии, движения. Внося в политический процесс элементы состязательности, а, следовательно, и критичности, дискуссионности, они могут способствовать установлению реального содержания и соотношения любых политических интересов.

Дефицит ресурсов, служащих для удовлетворения многообразных потребностей людей порождает конфликт интересов и ценностей. Дефицит политических позиций и статусов, являющихся объектом притязаний со стороны многочисленных политических субъектов, а также дифференциация политических ролей (на управляющих и управляемых) служит источником политической конфликтности. Роль конфликта в политике нельзя переоценить, ибо он выступает как источник и движущая сила политического процесса. Ведь политика по сути своей - это и есть способ согласования интересов различных социальных групп и индивидов разными средствами. В бесконфликтном обществе надобность в ней попросту отпадает.


Политический конфликт - это разногласие или противоборство различных субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества.

В основе политического конфликта лежат социально-экономические, этнические и собственно политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму благодаря установке на вытеснение контрагента конфликтного взаимодействия из сферы своих интересов.

Конфликты можно типологизировать по разным основаниям, например, по характеру противоречий (антагонистические и неантагонистические), внутренние и внешние (в зависимости от их отношения к социальной системе), по сферам проявления (экономические, политические, духовные, межнациональные, международные).

Конфликты классифицируются по времени действия: затяжные или скоротечные; по интенсивности: слабые или сильные; по масштабам действия: локальные или региональные; по формам проявления: мирные и немирные; по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые; по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные; по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институализированные или неинституализированные; по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные.

При типологизации конфликтов следует обращать внимание на их происхождение и этапы развития. Конфликты, обусловленные факторами внутреннего характера, обозначаются как эндогенные, внешнего – по отношению к данной системе – экзогенные.

Любой конфликт, как правило, имеет определенные стадии своего развития: начало, скрытая (латентная форма); открытая форма, или стадия противостояния; послеконфликтный этап.

Природу и характер конфликта определяют:

– условия его возникновения и протекания;

– состав участников конфликта;

– средства и способы, используемые конфликтующими сторонами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения;

– сложившийся образ конфликтной ситуации;

– характер конфликта;

– пространственно-временные параметры конфликтной коллизии;

– этапы и интенсивность протекания;

– последствия.

Существует немало методик урегулирования конфликтов, в числе которых есть смысл упомянуть «теорию принципиальных переговоров и терпимости». Сущность «теории принципиальных переговоров» состоит в том, что стороны стремится найти взаимную выгоду там, где только возможно. Там же, где интересы не совпадают, следует добиваться результата, который был бы обоснован справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. В основе принципиальных переговоров лежат следующие принципы:

– концентрация на интересах и отказ от позиционного торга;

– использование объективных критериев;

– поиск взаимовыгодных вариантов;

– разграничение между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами;

– искусная тактика взаимодействия и подключение в случае необходимости к ним третьей стороны.

Для разрешения политического конфликта необходимо:

– локализовать конфликт;

– избегать упрощения проблем, послуживших основанием политического конфликта, их дихотомической трактовки;

– выйти за пределы конфликтной ситуации, рассмотреть ее с точки зрения общего, что объединяет обе стороны;

– не допускать промедления в принятии конструктивных усилий и мер, так как время в разрешении конфликта является одним из решающих факторов;

Политические противоречия и конфликты нельзя отменить, они - неизбежный атрибут политического процесса. Вопрос, следовательно, состоит в том, чтобы на основе цивилизованных норм и современных технологий создавать и внедрять в политический процесс практику справедливого и рационального разрешения политических конфликтов.

Реальная причина политической деятельности, внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных действий по их достижению.

Категория «политический интерес» позволяет определить направленность социальной группы или индивида на завоевание подобающих им позиций в системе политической власти. Политический интерес – феномен по преимуществу объективный, так как обусловлен он независимыми от сознания людей характеристиками социальных групп: их размерами, местом в системе общественного разделения труда, средой обитания. Однако объективность политического интереса не равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться в актуальным мотив политической деятельности, интерес должен быть осознанным. Но в этой области человеческой субъективности могут быть осложнения. Так,политический интерес может быть неадекватно и ложно понятым. Избежать подобных ситуаций помогают разнообразие и конкуренция политических партий, движений, их идеологий. Роль политических интересов заключается в том, что: 1) в них происходит осознание и выражение политических потребностей общества; 2) именно они определяют конкретную направленность политической активности социальных групп и индивидов; 3) осознание политических интересов вызывает к жизни многочисленные политические ценности, идеологии, теории, обыденные взгляды, настроения, ожидания.

В зависимости от основания политические интересы подразделяются на различные типы. Так, если выделить субъектов, носителей интересов, то различают личностные, групповые, корпоративные, классовые и национальные политические интересы. Если иметь в виду степень их проявленности, то выделяются стихийные и осознанные интересы. В зависимости от сферы действия выделяются внутриполитические, внешнеполитические и глобальные, или геополитические, интересы. Мир политических интересов многообразен. По сути своей политика – это и есть способ согласованияинтересов различных социальных групп и индивидов разными средствами. В динамике политических интересов, по мнению многих исследователей, проявляются 2 противоположные тенденции: 1) укрупнение, агрегирование политических интересов ведущими политическими силами. Это приводит к формированию устойчивых и стабильных, как правило, двухпартийных политических систем; 2) диверсификация политических интересов, т.

е. нарастание их многообразия и, как следствие, увеличение точек их пересечения. Все чаще люди оказываются в ситуациях, когда определенные общие интересы в одной из сфер жизни могут вполне мирно уживаться с различием интересов в других сферах. Люди уже не считают себя принадлежащими к какой-то определенной социальной группе и меняют свою политическую ориентацию в зависимости от того, какая из проблем кажется им наиболее важной

Интересы в политике

Интересы в политике

(от лат. interest - имеет значение, важ­но) являются непосредственной основой политической идеологии и мотива­ми деятельности. Интересы имеют двойственную природу: объективную и субъективную. Действительная общественно-политическая ситуация высту­пает в качестве объективной основы интересов. Так, абсолютное выраже­ние этой основы содержится в принципе материалистического понимания истории Маркса, согласно которому общественное бытие формирует соци­альные и политические интересы. Субъективная основа интересов заключа­ется в осознании внутренних потребностей человека, формирование кото­рых исследовалось различными школами идеализма (Платон, Гегель) и мыс­лителей, пытавшихся объединить обе основы в одно целое (Юнг).

В самом общем плане политические интересы осознаются и направля­ются посредством деятельности на реализацию потребностей больших групп людей. Основой политических интересов выступает социальный опыт. Он обрабатывается посредством сложнейших социально-идентификационных меха­низмов, превращаясь, в частности, в политическую идеологию.

Интересы, распространившись и превратившись в стереотипы общест­венной психологии, приобретают статус мощной политической силы. Инте­ресы во времени можно разделить на текущие, направленные на трансляцию реальности, и перспективные, выражающие моменты возможности, будущего. Реализация перспективных интересов является предметом политической де­ятельности нарождающихся элит и политической оппозиции. Реализуются они сложным способом через различные формы социально-политической ак­тивности, являются предметом исторического действия. Неосознанные ин­тересы находятся в коллективном бессознательном (Юнг), из него они «поднимаются» в виде символов и идеологий. Они могут носить реалисти­ческий, утопический и антиутопический характер.

Исторический опыт позволяет сделать вывод, что полной реализации интересов в политике не бывает. До сих пор политика реализуется как единство сознательного и бессознательно-стихийного. Судьба России ха­рактеризуется утопичностью идеологических, осознанных интересов и действием в реальной политической жизни вуалируемых и бессознательных интересов.

Когнитивный стиль (от лат. cоgnitiо – знание и греч. stylos – букв. стержень для письма) - устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. Неочевидным образом связан с эффективностью решения познавательных задач, так как характеризуется выбором какого–либо одного из возможных и примерно равнозначных путей их решения.

система ориентации личности, группы, класса, партии, общественного движения, государственного аппарата, выражающая отношение к завоеванию или удерживанию власти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНТЕРЕС ПОЛИТИЧЕСКИЙ

political interest) -первопричина, один из главных рычагов и стимулов деятельности субъектов политики. Обладает сложной внутренней структурой, основу которой составляет отношение различных субъектов политики ко всей совокупности политических отношений (см.) в обществе, к властным структурам; он лежит в основе любых форм взаимодействия и обязательности политических сил, их борьбы и сотрудничества. Умение за любыми политическими; действиями, фразами, обещаниями, заявлениями видеть интересы тех или иных субъектов политики является непременным условием политической деятельности, политического успеха.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНТЕРЕС политический

от лат. interest - иметь значение) - реальная причина политических событий и действий, стоящая за непосредственными мотивами, идеями участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов и государств. Основой И.п. является существенная зависимость положения субъекта в обществе от сферы политики. А сам И.п. в конечном счете - это стремление упрочить или изменить положение субъекта в обществе с помощью политических средств. Конкретно интерес проявляется как стремление людей к определенным ценностям, институтам, процессам, связям, нормам, специфическому отношению к действительности. Если для реализации подобных стремлений необходимы политические средства - давление на правительство, изменение государственной политики, участие в парламенте, поддержка партий, лидеров, то речь идет о И.п. Интересы имеют двойственную природу: объективную и субъективную. Действительная общественно-политическая ситуация выступает в качестве объективной основы формирования интересов социальных групп и отдельных людей. Субъективная же основа заключается в необходимости осознания внутренних потребностей человека для их превращения в побудительную силу человеческого поведения. Осмысление интересов происходит через борьбу мотивов, столкновение идей, сложный и напряженный выбор целей и средств.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНТЕРЕС ПОЛИТИЧЕСКИЙ

1) избирательное отношение человека, социальной группы каким-л. политическим явлениям и процессам;2) реальная причина, лежащая в основе политических действий и событий, происходящих при участии субъектов и объектов политики. И.п. прямо или косвенно связан с механизмом и способами осуществления политической власти в обществе. Интересы классифицируются по нескольким основаниям: по степени общности (индивидуальные, групповые, классовые, национальные, общественные); по характеру субъекта (государственные, партийные, общественных организаций и т.д.); по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы); по возможности их осуществления (реальные и мнимые); по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные). Отличное определение

Неполное определение ↓

Какова роль политической сферы в жизни человека и общества? В чем заключается ее основная социальная функция?

При ответе на этот вопрос мнения политологов также разделились. Одна группа ученых считает, что предназначением политики является интеграция общества в единое целое , воплощение правил совместного проживания и принципов справедливости и поддержание общественного порядка (Аристотель, Т. Гоббс, Г. Гегель, Т. Парсонс). С помощью государственной власти осуществляется регулирование (непосредственное или опосредованное) всех основных сфер общественной жизни, устанавливаются нормы поведения, реализуются наиболее общие интересы различных социальных групп и преодолеваются конфликты между ними. Тем самым в сфере политики осуществляется комплекс действий, направленных на достижение общего блага. Разумеется, порядок, общественный строй и выбор стратегии общественного развития не обеспечивают равных выгод различным группам населения. Но они сами по себе являются необходимыми условиями существования общества и потому обусловливают главное предназначение политической сферы.

Согласно другой точке зрения, политическая сфера – это прежде всего борьба , конфликту стремление отдельных групп добиться реализации своих интересов путем навязывания своей воли и установления политического господства (К. Маркс, К. Шмитт, Р. Дарендорф (Германия), Г. Лассуэлл (США). Например, К. Шмитт определяет политику через понятия "враг" и "друг": в политике "друзья" мобилизуются и борются против "врагов").

Стремление к власти является естественным и закономерным для любого субъекта политики, поскольку это дает возможность воздействовать на решение общественных проблем таким образом, чтобы реализовать свои групповые интересы. Политическая борьба неизбежна в силу различия интересов социальных групп и недостатка экономических, социальных, культурных и других ресурсов для их удовлетворения. Она проявляется на выборах в органы власти, в парламентских дебатах, в соревновании политических партий, в политической полемике в СМИ, на митингах, забастовках и т.д.; крайние формы борьбы включают применение физической и военной силы (революция, гражданская война, терроризм). В этой борьбе обычно побеждают небольшие, но сплоченные группы (элиты), добивающиеся различных привилегий путем захвата государственной власти или влияния на нее. Политика – это игра с нулевой суммой: выигрыш одних групп означает проигрыш других. Характер политического процесса напрямую зависит от остроты политического конфликта и соотношения сил на политической арене.

Эти точки зрения на политику и ее социальное предназначение взаимно дополняют друг друга. Суть политики, как считает французский политолог М. Дюверже, всегда амбивалентна; политика, как бог Янус, имеет два разных лица. Во все времена она была средством господства одних групп над другими и, одновременно, обеспечивала интеграцию общества и достижение общего блага. Соотношение этих функций политики находится в процессе постоянного изменения, однако обе, в той или иной степени, присутствуют во всех политических системах. Они выражают единство и взаимосвязь интегративного и дифференцирующего начал в политике. Политика возможна только в условиях конфликта интересов; если бы было полное согласие между людьми, то не было бы и необходимости в создании политических институтов, обеспечивающих разрешение социальных конфликтов в цивилизованной форме и регулирование отношений между людьми. С другой стороны, реализация интересов отдельных групп и сохранение их господства невозможны без наличия минимума согласия между субъектами политики. Политики нет в так называемом "естественном состоянии", где, по Гоббсу, идет "война всех против всех".

Таким образом, основными функциями политики являются: 1) поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и 2) реализация индивидуальных и групповых интересов в процессе борьбы за власть и ее осуществление.

Другими важнейшими функциями политики, тесно связанными с предыдущими, являются: 3) руководящая функция (выработка целей и задач развития общества и мобилизация ресурсов для их реализации); 4) регулятивная функция (регулирование других сфер общественной жизни, контроль за их деятельностью); 5) коммуникационная функция (обеспечение взаимодействия между различными социальными группами и правил общения). Кроме них, в политической сфере реализуются и более специфические социальные функции, набор которых зависит от характера социальной системы (расширение территории проживания, правовое закрепление привилегий отдельных групп, защита прав человека, привлечение граждан к участию в принятии решений и др.).

Когда у человека появилась потребность в осмысленной деятельности, у него возник интерес. Интерес – побудительная сила, определяющая характер и направление жизни людей. С появлением общества, появился социальный интерес. Это причины действий, формирующиеся у социальных групп в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни. Формой реализации социальных интересов являются политические отношения. Политический подход к решению любого вопроса состоит в том, чтобы обеспечить анализ событий с точки зрения интересов общества, социальных групп, индивидов.

Таким образом, политика – это выражение потребностей, интересов и установление путей их удовлетворения.

Основой интереса является положение социального субъекта (класса, нации, группы) в системе общественных отношений. Они воспринимаются людьми через жизненно важные факторы: характер и условия труда, размер и способ получения вознаграждения, социальную защищенность, условия и образ жизни и т.д. Социальные субъекты находятся в постоянном взаимодействии, на их жизнь влияет общество. Положение людей может меняться, ухудшаться, дестабилизироваться, либо наоборот, улучшаться. Из этого взаимодействия и рождается интерес. Интерес – это стремление субъекта изменить, улучшить и сохранить, укрепить свои жизненные условия и положение с помощью социальных средств. Если субъекты для реализации интересов использую политические средства – давление на правительство, изменение государственной политики, участие в парламенте, поддержка партий, лидеров и т.д. – то речь идет о политическом интересе. Основой политических интересов является зависимость положения субъекта от сферы политики. Политический интерес – это стремление изменить положение с помощью политических средств. Политические интересы классифицируются:

А) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные);

Б) по сфере функционирования (внутриполитические, внешнеполитические);

В) по характеру субъекта (национальные, государственные);

Г) по возможности осуществления (реальные, мнимые);

Д) по отношению к тенденциям общественного развития (прогрессивные, консервативные, реакционные).

Политические интересы имеют ряд особенностей.

1. Основой развития политических интересов являются материальные отношения, экономический базис общества.

2. Политические интересы – это проявление властных отношений, опосредованных интересами общественных классов.

3. Политические интересы обладают относительной самостоятельностью.

4. Природа политических интересов разнообразна., но имеет общий источник – соотношение интересов классов, групп, слоев с интересами общества в целом.

6. Политические интересы классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическими государственными интересами.

7. В многонациональном обществе политические интересы всегда имеют политическую окраску, поскольку нации – субъекты политики.

Роль политических интересов в общей системе политических отношений в обществе:

1. В политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей.

2. Политические интересы определяют направленность политической деятельности.

3. Политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей.

4. В политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом.

5. Политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, настроений, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов.

Реализация политических интересов предполагает осуществление двух присущих ему противоположных, но предполагающих одна другую тенденции: 1) тенденции на политическое самоутверждение, выражающей устремленность носителя интереса к удовлетворению своих политических потребностей, и 2) тенденции на историческое творчество, выражающей избирательную ориентированность субъекта на реализацию той или иной объективной возможности.

Реализация политического интереса невозможна без проявления политической активности его носителя.

Существует шкала интенсивности политических действий:1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью собственной высокой активности; 2) участие в периодических действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение); 3) деятельность в политических и примыкающих к ним организациях; 4) выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или действующих против нее; 5) прямое действие; 6) активная (в том числе руководящая) деятельность во внеинституциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы и добивающихся ее коренной перестройки.

Можно выделить две основные формы реализации политических интересов: а) политическое участие; б) политическая деятельность.

Политическое участие – это действие или совокупность действий, являющихся ответной реакцией на политические события, процессы и т.д. в целях оказания влияния на позицию и деятельность субъектов политики. Оно включает в себя: а) участие во всенародных обсуждениях государственных дел, референдумах; б) участие в выборах в местные и верховные органы власти; в) воздержание или отказ от голосования на выборах; г) участие в различных формах политического протеста (забастовки, стачки, голодовки и т.д.); д) участие в политических митингах, демонстрациях, собраниях; е) участие в антивоенном движении; ж) участие в движении национальных меньшинств за свои права; з) написание писем к авторитетным политическим деятелям современности, прямые контакты с ними; и) участие в работе местных органов власти в качестве активистов, добровольных помощников и т.д.

Политическая деятельность – сознательное изменение или совершенствование существующих в обществе политических отношений в интересах больших масс людей (классов, наций, групп, слоев). Политическая деятельность предполагает профессиональное участие в рамках тех или иных институтов политической организации общества.

Тема 14: Этнонациональные и конфессиональные группы в политике.

1. Социальные группы и их роль в политике.

Политика – сфера столкновения групповых интересов, потребностей, позиций. Различие в интересах социальных групп, их стремление к наиболее полному удовлетворению своих интересов порождает политическую борьбу и саму сферу политики.

Социальные группы – это совокупности людей на основе общности социального положения. Среди коллективных участников политических действий можно выделить три категории общностей: классовые, территориальные и корпоративные.

В основе формирования классовых общностей лежит экономический фактор. Современное общество можно поделить на четыре основных класса: а) высший класс – люди, владеющие собственностью или осуществляющие непосредственный контроль за ее распоряжением (крупные промышленники, финансовые магнаты и т.д.); б) средний класс представлен служащими («белые воротнички») и профессионалами; в) рабочий класс («синие воротнички») – люди, занятые преимущественно промышленным физическим трудом; г) крестьяне.

В основе формирования территориальных общностей лежит единство, возникающее как следствие географической, пространственной или исторической близости. Это – нация, характеризующаяся особой интенсивностью связей между ее членами на базе общей культуры, языка, исторического прошлого и т.д. и многообразные этнические группы, в том числе национальные меньшинства. Принадлежность к территориальной общности с особой остротой осознается человеком, поэтому конфликты между такими группами бывают чрезвычайно жестокими.

Корпоративные общности образуются людьми, занимающимися одинаковой или близкой по своему характеру деятельностью; это – профессиональные группы. Их участие в политике наглядно проявляется в забастовках.

На базе социальных общностей формируются политические интересы, которые объективно обусловлены их жизненным положением. Из недр социальных общностей выходят политические партии, движения, объединения. Партии и движения объединяют наиболее активных представителей социальных групп, вносящих в политику те ценности, нормы, идеи и представления, которые порождены воспитавшей их средой.

Влияние социальных общностей на политику обнаруживается в так называемых массовых акциях: забастовках, митингах, манифестациях, маршах, пикетировании, актах гражданского неповиновения, а также в поддержку или ее отсутствии по отношению к государству, его политике. Государство, партии, проводя конкретный политический курс, нуждаются в поддержке своих действий. Речь идет о глубокой практической заинтересованности больших групп людей, увидевших в данном политическом курсе шансы на собственный успех, отождествлявших его с собственными интересами.

Социальные общности в качестве субъектов политики имеют специфические свойства: 1. политические интересы общностей, их взаимосвязь с экономическими и другими интересами; 2. степень сплоченности и единства социальной группы; 3. уровень ее политического развития, выраженный в способности к созданию своих организаций и умении отстаивать свои интересы; 4. наличие или отсутствие политических лидеров, авторитетов, характер их связи со своими сторонниками и т.п.; 5. стратификационное положение социальной группы, ее место в иерархии социальных групп, которым в значительной мере определяется политическое влияние групп; 6. политический «вес» группы: учитываются ли ее интересы в государственной политике или нет, если учитываются, то каким образом и в какой степени; 7. тип и характер политического сознания, политической культуры, присущие данной группе и оказывающие сильное влияние на определение целей действий и ее поведение, склонность к использованию тех или иных средств в политической деятельности.

Все социальные группы играют одновременно роль субъектов и объектов политики. Изменение общественно-политической концепции развития России привели к существенному изменению роли и значения социальных групп в обществе. Центральным элементом социальной структуры выступает проблема собственности. Собственность – это исторически определенный способ присвоения людьми предметов производственного и непроизводственного потребления. Она реализуется через нормы: владения, пользования, распоряжения. Приватизация коренным образом меняет эти нормы, создавая условия для предпринимательства. С другой стороны происходят противоречивые процессы в социальной структуре: 1) резкое социальное расслоение по уровню доходов: 80% населения находятся за чертой бедности; 2) маргинализация социальной структуры: беженцы, бомжи, нищие и т.д. 3) значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий; 4) ухудшение и падение жизненного уровня и социально-правовой защищенности слабообеспеченных. Поэтому противоречия социальных интересов, их конфликтность неизбежны и будут обострятся. Однако будут укрепляться и набирать силу социальные группы, связанные непосредственно с материальным и духовным производством (средний класс).

2.Этносы в политике.

Этносы – устойчивые группы людей состоящие из:

- племени (первобытное общество);

- народность (рабовладение, феодализм);

- нация (капиталистическое общество).

Нация – высший тип этноса, группа людей, которую объединяет история, психологический склад характера и культура.

Этнос может включать несколько наций. Например, славянский этнос состоит из:

Русских;

Белорусов;

Украинцев;

Поляков;

Словаков.

Нации стали появляться в период капитализма, с 15 – 17 веков на основе формирования буржуазных обществ.

В колониально-зависимых странах процесс образования наций начался только во II половине ХХ в.

Становление нации связано со становлением государства. Главный критерий независимости государства – это суверенитет. Правовой основой суверенитета являются конституции, декларации, принципы международного права, фиксирующие суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внутренние дела, внешнюю политику, право нации на самоопределение. Нация как субъект суверенитета выступает лишь в том случае, если она имеет свое государство.

В условиях федерации нация – субъект конституционного права, она передает часть прав федеральным властям в обмен на право на участия в делах не только своего региона, но и в делах всего государства (автономные округа, области, республики). В современной политике существуют 2 тенденции проявления национальной независимости:

1) Интернационализация – это равноправное взаимовыгодное сотрудничество наций в едином государстве с целью своего благополучия.

2) Активизация национального самосознания – взгляды, оценки, мнения наций о своей истории, о перспективах развития и о месте среди других наций.

Историческая практика свидетельствует о том, что социальная общность с развитием национального самосознания, как правило, руководствовалась своими собственными интересами и мало внимания обращала на учет интересов другой стороны. Больше того, в периоды часто возникавших обострений между национально-государственными образованиями, выливавшимися в вооруженные столкновения и войны, каждая из участвовавших в конфликте сторон старалась добиться успеха за счет интересов своего противника.

Гуманизация общественных, в том числе и национальных, отношений в наше время объективно требует умения политиков сочетать национальные интересы своей страны с интересами других народов и государств. В таком случае реализация национальных интересов будет способствовать утверждению наций как истинно разумных субъектов политики.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»