«Пятерка» за патриотизм и не только: как Крым переходил на систему образования России. Республика крым

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

26 января 2018года в нашей гимназии состоится муниципальная открытая научно-практическая конференция «Региональные особенности Крыма: проблемы, перспективы развития» , посвященная Дню Республики Крым. Заявки на участие принимаются до 12 января 2018года. 19 января состоится заочное оценивание работ. 26 января – защита работ по тематическим блокам.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении муниципальной открытой научно-практической конференции

«Региональные особенности Крыма: проблемы и перспективы развития» ,

посвященной Дню Республики Крым

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о муниципальной открытой научно-практической конференции с участиемтворческих,одаренных обучающихся муниципального округа Симферополь(далее – Конференция) определяет порядок организации и проведения Конференции.
1.2. Конференция проводитсяс целью реализации «Концепции духовно‑нравственного развития и воспитания личности гражданина России», приобщенияобучающихся образовательных организаций Республики Крымкистории Крыма, реализации задач гражданско-патриотического воспитания обучающейся молодёжи, совершенствования навыков научно-исследовательской работы школьников и гимназистов.

Конференция направлена на решение следующих задач:

Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

Развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;

Заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

Бережное отношение к жизни человека;

Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

Духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

Место проведения – МБОУ «Симферопольская академическая гимназия», г. Симферополь, ул. Киевская,д. 177
1.4. В работеКонференции могут принять участиеспособные, творческие, одаренные обучающиеся общеобразовательных учреждений.Авторами одной работы могут являться не более двух учащихся по следующим возрастным категориям:

2. Порядок предоставления работ .
2.1. Длярегистрацииработ участников Конференции следует отправлять
заявку и аннотацию работыв электронном виде по адресу:
simfakademgimn @ yandex . ru (Приложение 1) – до 09 января 2018г.

Заявка, аннотация и работа конкурсанта подаются в печатном и электронном виде. (на CD диске, сохраненном в формате Microsoft Word ) под роспись секретарю гимназии в срок до12 января 2018г.

Работы, представленные на Конференцию после установленного срока или без сопровождающей документации, к участию не допускаются, не рецензируются и не возвращаются.

2.2. Программа работы каждого тематического блока предполагает два этапа:

1. заочное оценивание научно-исследовательских работ 19 января 2018 г. (Приложение 2);

2.3. Конференция проводитсяв форме защиты работы в виде мультимедийной презентации,во время которой необходимо четко изложить суть работы, квалифицированно вести дискуссию.

2.4. На защиту работы дается 5 минут, для ответов на вопросы – 2-3 минут ы .

2.4. Рабочие языки: русский, украинский, крымскотатарский.

2.4. Конференция проводится по следующим тематическим блокам:

1. История

2. Экономика

3. Архитектура

4. Литература и родной язык

5. Туризм

6. Экология

7. Культура

3. Порядок подведения итогови награждения.
3.1. По каждойработепринимается коллегиальное решение членов жюри Конференции.
3.2. Участники Конференции награждаютсядипломами и сертификатами.

3.3. Научные руководители обучающихся на благодарственные письма организаторов Конференции.

4. Требования к оформлению конкурсных работ.
4.1. Конкурсная работа должна содержать научное исследование.
4.2. Структура работы:
- титульный лист (Приложение 3);
- тезисы;
- оглавление;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованной литературы и источников;
- приложения.
4.3. Текст работы печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4 с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер 14, междустрочный интервал – полуторный, поля: слева 25 мм, сверху и снизу 20 мм, справа – 10 мм. Объем работы - не более 10-15 страниц (не считая тезисов, титульного листа и приложений).

По всем вопросам обращаться к Карповой Оксане Ивановне, заместителю директора по НМРМБОУ «Симферопольская академическая гимназия»
Контактные телефоны: +7978 0695349

развитие общественного дошкольного воспитания в Крыму в конце XX - начале XXI века (1991-2010 гг.)

Исторические особенности и этапы развития общественного дошкольного воспитания в Крыму

Особенностью развития украинской истории дошкольного воспитания и, соответственно, становления теории и практики дошкольного воспитания в Крыму является то, что проблема формировалась не в сфере специфического национального ареала, а через опыт и ценности традиций других культур, а именно дошкольной педагогики России и Запада. [Головань Т.М. Этапы становления и развития дошкольных учреждений в Крыму во второй половине XIX - начале XX века // Педагогика как ресурс развития современного общества: Материалы Международной научной конференции 7-9 февраля 2007 г.: в 2-х т. Педагогика/Под ред.А. А. Романова. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, - 2007 г. - Т.1. - с.68]

Становление общественного дошкольного воспитания в Крыму, как неотъемлемого звена в системе непрерывного образования исчисляется десятилетиями и значимыми историческими событиями, которые сыграли большую роль.

В дошкольном образовании Крыма с момента его становления отражаются все его перемены, происходящие в образовании Украины. Необходимо отдать должное всем изменениям, происходящим в контексте демократизации и гуманизации образования. Однако Крым имеет свои исторические региональные особенности развития общественного дошкольного воспитания, когда во второй половине XIX - начале XX века происходит его становление на столь многонациональной территории. Они имеют свое отражение, как в типологии дошкольных учреждений, так и в особенностях организации, содержания, форм и методах их деятельности.

Так сначала XX века государство взяло на себя функции финансирования, организации и управления дошкольными учреждениями. Для советского периода в развитии общественного дошкольного воспитания характерна унификация не только типов дошкольных учреждений, но и унифицированный подход к программному обеспечению дошкольных учреждений, стереотипный подход к организации педагогического процесса, подготовке кадров для системы дошкольного воспитания. Общественное дошкольное воспитание в то время не рассматривалось с позиции государства как самодостаточная и самозначимая система. Главной целью деятельности дошкольных учреждений была подготовка детей к школе. А соответственно и ориентация деятельности педагогов прежде всего на вооружение дошкольников системой знаний, умений и навыков. [Головань Т.М. Возможности использования опыта дошкольных учреждений Крыма второй половины XIX - начала XX века в условиях модернизации современной системы дошкольного образования Украины. - с.2 http://docs. google.com/viewer? a=v&q=cache: d1ny9W2ERFoJ: www.nbuv.gov.ua/Portal/soc_gum/pspo/2008_19_3/doc_pdf/Golovan%27]

Так, в 1956 году на основе постановления "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" был создан новый тип дошкольного учреждения - ясли-сад. Он призван был обеспечить воспитание и обучение детей как раннего, так и дошкольного возраста. В соответствии с этим была разработана и единая программа воспитания детей раннего и дошкольного возраста. В ее создании активное участие принимали врачи - Н. Аксарина, Н. Щелованов и другие. Предполагалось тесное взаимодействие педагогов и медиков в организации работы дошкольных учреждений нового типа. Однако в реальной жизни эта научная мысль не нашла своего полного воплощения. Проблема оздоровления, физического воспитания детей в массовых дошкольных учреждениях общего типа и решалась в целом, без опоры на принцип гомогенной дифференциации.

Санаторные же дошкольные учреждения решали задачи оздоровления, лечения и физического развития детей успешнее, но таких учреждений было мало. И предназначены они были прежде всего для лечения и воспитания больных детей.

В дошкольных учреждениях конца XX века преобладали комплексные формы образовательной работы с детьми. С одной стороны, государственный подход обеспечивал массовость охвата детей дошкольного возраста дошкольными учреждениями, их доступность для населения, а с другой - культивировался взгляд на детский сад как на придаток школы. Соответственно и подход к обучению и воспитанию детей также был унифицирован. Почти снялись проблемы воспитания больных и ослабленных детей, хотя были отдельные типы дошкольных учреждений для этой категории детей, но количество их было недостаточным. Существующая единая программа для дошкольных учреждений делала подход к обучению и воспитанию здоровых детей также общим. Не практиковались в дошкольных учреждениях дифференцированные формы и методы работы с одаренными или способными детьми, не поощрялся индивидуально-личностый подход в соответствии с задатками, интересами, наклонностями, состоянием здоровья и полом детей. По сути, в дошкольных учреждениях практиковалась коллективная учебно-дисциплинарная модель образования. Сложившееся взаимоотношение системы управления и науки полны противоречий и ограничений. Чаще всего исследования ограничивались рамками отдельных направлений, но не учитывались исторические процессы развития образования в регионах.

Демократические перемена начались только в 90-х годах XX века, с созданием независимого Украинского государства. В 90-е годы наряду с теорико-методологическим обоснование сущности дошкольного образования в педагогических исследованиях, возникла острая потребность в четком выделении структуры, типов дошкольных учреждений, расширении их значения в подготовке подрастающего поколения. В тоже время начался процесс резкого сокращения количества дошкольных учреждений, по причинам, прежде всего экономического характера. [Головко М. Первые учреждения общественного дошкольного воспитания в Украине (вт. пол. XIX - н. XX ст.) // Гуманизация учебно-воспитательного процесса. - Славянск. - 2010г. - с.54]

Большое значение в распространении сети дошкольных учреждений играли педагогические товарищества, которые образовывались в больших городах государства. Они популяризовали идею общественного воспитания детей дошкольного возраста, способствовали распространению научных взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

Так, известным товариществом "Детский сад" в Симферополе еще в 1872 году под инициативой И. Иванова было открыто заведение "дневного пребывания относительно воспитания и обучения детей дошкольного возраста - детский сад". Позже, в 1895 году в г. Ялта были открыты детские приюты-ясли "Ясли заречья". В Керчи в 1897 году начал свою деятельность Фребельский детский сад, организованный товариществом "Ясли". Дневные детские приюты-ясли, открытые в 1896 годах в Симферополе, в 1900 г., в Севастополе и в 1902 г. в Евпатории, действовали на основе принципов народных детских садов, и их целью были - борьба с детской беспризорством, всеобщее и всестороннее развитие детей и помощь работающим родителям.

Значительная роль в организации дошкольных учреждений принадлежала благотворительным и народно-педагогическим товариществам. Организованное в 1899 г.О. Калининой Керченское товарищество опеки о детях инициировало открытие детского сада на Пушкинской площади для физических игр, упражнений и занятий; Симферопольское товарищество "Детская помощь", основанное в 1905 г.С. Шнейдер, способствовало открытию и деятельности на протяжении многих лет детских площадок в городах Симферополе и Саках.

Некоторые существующие в то время платные частные сады работали в единстве с начальной школой, такими были Фребельский детский сад - экспериментальная школа основанный в 1905 г. в Керчи и открытый в 1914 г. в Симферополе детский сад - экспериментальная школа Е. Нергер.

Все существующие в тот период времени детские сады были открыты на средства частных лиц или педагогических товариществ. [Головко М. Первые учреждения общественного дошкольного воспитания в Украине (вт. пол. XIX - н. XX ст.) // Гуманизация учебно-воспитательного процесса. - Славянск. - 2010г. - с.56]

В период с 1945 по 1991 гг. в Крыму была создана система общественного дошкольного воспитания детей раннего возраста, сыгравшая положительную роль как в формировании личности будущих граждан страны.

До Великой Отечественной войны в Крыму функционировало 113 постоянно действующих яслей в городах и 281 в сельской местности, с общим количеством мест в них 14 927. В период немецко-фашистской оккупации сеть детских садов и ясельных групп была полностью разрушена. Ее восстановление и совсем иной этап развития дошкольного воспитания наступил после освобождения Крыма в 1944 году. Однако без проблем не обошлось. Сложность этого периода состояла в том, что после депортации крымских татар и других народов Крыма, на полуостров прибыло одновременно большое количество поселенцев из Украины и РСФСР. Первая волна которых привалила в 1944 г. - и составила 50 тыс. человек трудоспособного населения, вторая волна пришлась на 1950-1954 гг. и принесла с собой 57 тыс. человек. [Шевцова Н.П. Проблемы развития системы детских ясельных учреждений Крыма: история и современность. - Симферополь: Крымский инженерно-педагогический университет, 2006 г. - с.12]

В связи с этим историческим фактом, резко возросла потребность в дошкольных учреждениях. Так уже к 1950 году количество яслей в Крыму достигло 50 % от 1940 года, однако количество мест было в 2,5 раза меньше довоенного. Многие ясли были размещены в плохо приспособленных помещениях, часто просто с земляным полом, не имели специального оборудования, мебели, кроватей и просто самых необходимых вещей в воспитательной деятельности.

Так по данным проверки состояния дошкольного воспитания области за 1952 год отмечалось, что были ясли, в которых на 22 ребенка приходилось 12 кроватей, 8 подушек, 2 матраса. Однако, были и те, в которых даже этого не было. И в большей степени пользовались тем, что приносили родители. Питание детей, особенно в сельской местности, не соответствовало нормам ни по количеству, ни по разнообразию ассортимента продуктов.

Остро стоял также вопрос об обеспечении яслей квалифицированными кадрами. Но по данным на 1958 г. отмечено что в детских яслях Крыма работало 2 тыс. медицинских сестер, не имевших специального образования. В сельских яслях подавляющее количество работников не имели даже общего среднего образования.

Мешала развитию системы дошкольного воспитания и ведомственная разобщенность: детские ясли находились в подчинении Министерства здравоохранения, а детские сады в системе Министерства народного образования. И соответственно приемлемости в воспитательной работе между этими типами детских учреждений не было никакой. Это создавало дополнительные трудности в дальнейшем их развитии. И подобное положение сохранялось до конца 50-х годов. [Шевцова Н.П. Проблемы развития системы детских ясельных учреждений Крыма: история и современность. - Симферополь: Крымский инженерно-педагогический университет, 2006 г. - с.17]

В июне 1959 года вышло постановление ЦК КПУ и Совета Министров Украины № 949 "О мерах по дальнейшему расширению сети дошкольных учреждений и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста". Постановление было направлено на объединение яслей и детских садов в единое дошкольное учреждение - "ясли-детский сад".

В соответствии с Постановлением планировалось к 1965 году создание дополнительных 33300 мест для детей, из них 1300 - для детей раннего возраста.

С этого момента строительство и организация дошкольных учреждений пользовались пристальным вниманием со стороны партийных и государственных органов.

И так уже к 1962 году было создано 37800 мест. Особенно интенсивно шло строительство объединенных дошкольных учреждений в сельской местности. Однако этого было недостаточно. Многие группы как раннего, так и дошкольного возраста были переполнены. В тоже время особо отмечались успехи, достигнуты в Ялте (план строительства был переполнен на 185,5 %), Симферополе, Красногвардейском, Красноперекопском, Раздольненском и других районах. В целом по области выполнение плана составило 110,4 %. [Шевцова Н.П. проблемы развития системы детских ясельных учреждений Крыма: история и современность. - Симферополь: "Крымский инженерно-педагогический университет, 2006 г. - с.24]

Помимо нового строительства, в области изыскивались средства по расширению сети дошкольных учреждений за счет высвобождения и переоборудования административных и других зданий. Так в Симферополе после переоборудования здания ГК КПУ был открыт детский сад на 135 мест, в Джанкое переоборудовано под "ясли-сад" здание госбанка, а в Евпатории - курортторга и д. р.

К концу 60-х годов большинство бюджетных дошкольных учреждений имело все необходимое оборудование для организации жизни детей. Улучшилось положение и с педагогическими кадрами.

Сложнее обстояло дело с кадрами для ясельных групп. Так к середине 70-х годов в дошкольных учреждениях 43 % медицинских сестер - воспитателей не имели медицинского образования. Но поскольку шел процесс постепенной передачи яслей в систему просвещения, облздравотделу не выгодно было увеличивать объем подготовки кадров медицинских работников. И все же в началу 80-х годов качественный состав изменился в положительную сторону и составил уже не 43%, а достиг 53,1%.

Большую роль в развитии системы яслей-садов в Крыму сыграла принятая в 70-е годы программа "Детский сад - новостройка", по которой каждый новый жилой массив должен быть обеспечен дошкольными учреждениями в соответствии с принятыми нормами. В 1976 году Пленум Крымского обкома КПУ рассмотрел вопрос "О задачах областной партийной организации по дальнейшему развитию сети дошкольных учреждений". В частности, была определена цель - к концу пятилетки построить 235 дошкольных учреждений, которые рассчитывались на 50 тыс. мест. [Очерки истории Крымской областной партийной организации. - Симферополь: "Таврия", 1998 г. - с.231]

Но несмотря на принятые условия по объединению, к 80-м годам еще оставалось значительное количество яслей входивших в состав облздравотдела. А разобщенность в управлении разными типами детских учреждений сказывались на комплектовании групп детьми. В результате, в объединенных дошкольных учреждениях был снижен удельный вес детей раннего возраста (18,8 % вместо 30-40 %).

Полностью объединение яслей и детских садов в Крыму произошло к середине 80-х годов. К этому времени в Крымской области работало 983 дошкольных учреждения всех ведомств, их посещало 65 % детей. Можно отметить успехи в охвате детей дошкольным воспитанием в Керчи, Феодосии, Первомайском, Советском, Раздольненском районах. Вместе с тем в Алуште, Ялте, Саках, Красноперекопском районе в эти годы наблюдалась тенденция к снижению охвата детей дошкольными учреждениями. Всего на очереди в дошкольные учреждения стояло по Крыму 9500 детей.

Период 90-х годов в отношении сферы дошкольного образования можно назвать кризисным. А все данные показывают, что дошкольное образование в различных районах Крыма зависело во многом от субъективных факторов. К ним можно отнести - уровень гражданской позиции руководства райгосадминистрации и местных органов самоуправления, их понимание роли дошкольного образования в развитии человека уровень их стойкости перед желанием наладить финансовые дела в районах за счет сокращения сети дошкольных учреждений. Если в Крыму в 1992 году было 936дошкольных учреждений на 55000 мест, из которых 23000 мест было выделено для детей раннего возраста. [Шевцова Н.П. Проблемы развития системы детских ясельных учреждений в Крыму: история и современность. - Симферополь: "Крымский инженерно-педагогический университет", 2006г. - с.27]

Особенности системы дошкольного образования Крыма в конце XX - начале XXI века

Анализ исторического опыта, накопленного в области дошкольного воспитания, свидетельствует о том, что наиболее благоприятные условия для развития общественного дошкольного образования создавались в тех странах, где на это была направлена государственная программа.

Украинская ССР, до 1991 года, являлась одной из республик СССР с наиболее развитой системой дошкольного воспитания. Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в Украине в конце XX века, негативно повлияли на состояние дошкольного образования. С 1990 по 2000 год в государстве перестали работать 7,3 тыс. дошкольных учебных заведений. Особенно большие потери система дошкольного воспитания понесла в сельской местности. Приложение 2. [Шевцова Н.П. Развитие сети дошкольных учреждений в Крымской области в XX столетии // Крымский инженерно-педагогический университет. - Симферополь, 2006. - режим доступа к ресурсу - http://www.rusnauka.com/7. _DN_2007/Pedagogica/20469. doc. htm]

Приложение 2. Дошкольные учреждения АР Крым и количество детей охваченных воспитанием.

Восстановленная в 1991 году, Автономная Республика Крым унаследовала стройную систему образования с разветвленной сетью учебных заведений, удовлетворяющих в основном потребности населения в дошкольном, школьном и внешкольном образовании.

Как известно, I съезд работников образования Крыма проводился в ноябре 1992 года, на котором обговаривались вопросы национального образования.

Также учитывая стремительно изменяющуюся демографическую обстановку, Верховный Совет Крыма в 1992 году поручил Совету министров Крыма и управлению образования разработку "Концепции национального образования" в АР Крым. Уже к 1 января 1993 года проект Концепции был разработан, обсужден на съезде работников образования Крыма и представлен съезду работников образования Украины.

В соответствии со статусом автономии, в период до 1996 года в Крыму действовали нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений образования: Конституция Автономной Республики Крым, Закон Республики Крым "Об образовании", действовало Положение об аттестации педагогических работников АР Крым и более 50 других нормативно-правовых документов, что позволило до принятия в 1996 году Закона Украины "Об образовании" поддерживать систему образования и развития. За период с 1991 года дошкольных учреждений значительно сократилась. Однако основные принципы дошкольного воспитания были сохранены. [Шевцова Н.П. Проблемы развития системы детских ясельных учреждений в Крыму: история и современность. - Симферополь: "Крымский инженерно-педагогический университет", 2006г. - с.9]

Изменения в общественной, экономической, социальной жизни Украины, а также демографическая ситуация потребовали перестройки основных направлений системы дошкольного образования в Автономной Республике Крым.

Динамика изменения сети дошкольных учреждений в период 1991-2001г. г. показывает её уменьшение с 937 до 684 учреждений. Из 2 53 перепрофилированных, реорганизованных дошкольных учреждений на нужды образования используется 40% зданий, пустуют 60 зданий, которые по санитарным нормам запрещены к эксплуатации.

Необходимо отметить, что в первую очередь закрывались дошкольные учреждения, расположенные в приспособленных зданиях. Так в 1991г. из 937 ДУО - 218 (или 23%) зданий не отвечали санитарным требованиям. В настоящее время лишь 59 ДУО (8,5%%) размещены не в типовых помещениях.

Уменьшение сети дошкольных учреждений не оказало негативных последствий на систему дошкольного образования.

В Автономной Республике Крым функционирует 684 дошкольных учреждения, в которых воспитывается 36322 ребенка, из них в городе 30,4 тыс., в селе 6 тыс. дошкольников. При снижении рождаемости с 28 тыс. в 1991г. до 15 тыс. в 2000г. существующая сеть полностью удовлетворяет потребности населения. Последние 5 лет отсутствует очередность, дошкольные учреждения образования могут дополнительно принять на свободные места 16 тыс. детей школьного возраста. [Пути и перспективы развития дошкольного образования в Автономной Республике Крым // МОН АР Крым - http://minobr. crimea-portal.gov.ua/rus/index. php? v=5&tek=71&par=66&l=&art=674&date=]

За период с 1996 по 2001 год в АР Крым, к большому сожалению, не было введено в эксплуатацию ни одного дошкольного учреждения. С целью сохранения сети дошкольных учреждений в 2001 году продолжается процесс передачи ведомственных детских садов в коммунальную собственность. На конец 2001 года количество дошкольных заведений коммунальной собственности составило 400, что по данным в полтора раза превышало количество ведомственных дошкольных заведений.

Существующая сеть дошкольных учреждений на тот период времени удовлетворяло потребности населения. Дошкольные учреждения дополнительно смогли принять 16,7 тыс. детей.

Однако, на конец 2001 года по различным причинам не работало 286 учреждения, что составляло более 42 % от общего числа. А девять из десяти неработающих садов были расположены в сельской местности.

Проблемным в Крыму оставался вопрос языка, на котором воспитывались дети в детских садах. Воспитанием детей занималось 4,3 тыс. педагогических работников. Но уровень образованности педагогических работников дошкольных учреждений в сельской местности был значительно ниже, чем в городе. В городах каждый третий работник имел высшее образование, в сельской местности - каждый пятый.

Также в конце 2001 года наблюдается тенденция создания в Крыму 12 специализированных детских садов и 68 дошкольных учреждений с группами спецназначения, в которых воспитывалось и обучалось почти 10 % детей дошкольного возраста.

Однако, так как Крым является многонациональным полуостровом, возникла проблема образования дошкольных учреждений для крымских татар. И положительный результат был заложен в 1990 году, когда впервые на территории Крыма на базе русскоязычных детских садов были открыты три группы с крымско-татарским языком обучения и воспитания. В 1991 году их количество увеличилось до 12, в 1992 году - 24, в 1993 году - 40, в 1994 - 38. Однако к 2003 году количество крымско-татарских групп сократилось до 21 группы, которые посещали 325 малышей крымскотатарской национальности. [Каджаметова С. Проблемы образования крымско-татарского народа в Крыму // Из доклада "Проблемы правовой интеграции депортированных". - Симеиз. - 19-21 мая 2003 г. - http://qirimtatar. narod.ru/maarif_obzor. htm]

По данным Министерства образования и науки Автономной Республики Крым в начале 2005 года в Крыму имелось 624 детских сада, из которых работали лишь 414 садов, или чуть более 66 %.

По данным статистики, из 210 неработающих не работающих детских дошкольных учреждений 141 учреждение находилось в коммунальной собственности, 53 не пригодны для дальнейшей эксплуатации. В связи с этим Министр образования и науки Крыма обратился к местным властям с призывом пересмотреть все отношение к дошкольному воспитанию и образованию.

В 2002-2004 годах на 29 % увеличилось количество детей в группах с украинским языком обучения (с 1013 детей в 2000 году до 1488 детей в 2004 году).

На 2,5 % увеличилось количество педагогических работников. В дошкольных учебных заведениях работают 4196 педагогов, из них имеют высшее педагогическое образование 38,3 %, в 20003 году этот показатель составлял 36,5 %.

Была начата работа по внедрению инновационной программы развития и воспитания детей раннего возраста "Зернышко".

К 2006 году в Автономной Республике Крым насчитывалось 36 тыс. мест в дошкольных учреждениях. В очереди на их получение стояло 4,1 тыс. детей. В частности в Симферополе их насчитывалось 2400 детей, в Большой Ялте - 600, в Красноперекопском районе - 500 человек. Но особо большая потребность заключается в нехватке мест для детей раннего дошкольного возраста. [Шевцова Н.П. Проблемы развития системы детских ясельных учреждений в Крыму: история и современность. - Симферополь: "Крымский инженерно-педагогический университет", 2006г. - с.11]

Проследить динамику численности детей в дошкольных учреждений Автономной Республики Крым помогают статистические данные Министерства образования и науки АР Крым. Данная статистика представлена в приложении 3. [Дошкольные учреждения Автономной Республики Крым в 2006 г. статистический бюллетень/Под ред.О.Л. Питюренко - Симферополь: Главное управление статистики в АР Крым. - 2007 г. - с.9]

Приложение 3. Динамика численности детей в дошкольных заведениях АР Крым

Если проследить статистику в области дошкольного воспитания АР Крым, то можно заметить, что в некоторых аспектах показатели падали, а в некоторых наоборот поднимались в своем развитии. Так в 2000 году количество дошкольных учреждений в городах составляло 288 учреждения с количеством в них мест для детей в 32921 человек, в сельской же местности этот показатель несколько иной, количество дошкольных учреждений составило 396 учреждений, с количеством мест всего на 19274 человека. В 2002 году этот показатель составил в городе - 272 учреждения и с количеством мест на 30807 человек, в сельской - 383 учреждения и с количеством мест на 16172. то есть за несколько лет динамика упадка доволе большая. В 2006 году показатель опять таки упал и составил всего в городах - 250 учреждений с количеством мест на 29938 человек, в селе - 355 учреждений и 20949 мест. Единственная положительная динамика прослеживается в росте количества детей посещавших дошкольные учреждения. Так в городе их количество в 2000 году составило 30463 человек, в 2001 - 31399 человек, в 2004 - 31531, в 2006 - 34044 человек. В сельской местности количество детей посещающих дошкольные учреждения намного ниже, однако наблюдается постоянная динамика роста.

Так в 2000 году их количество составило - 5859 человек, в 2002 - 5549, в 2004 - 6474, в 2006 году - 8360 человек. Данная тенденция позволяет предположить дальнейшие пути развития дошкольного воспитания как в городских населенных пунктах, так и сельских населениях. Приложение 4. [Дошкольные учреждения Автономной Республики Крым в 2006 г. статистический бюллетень/Под ред.О.Л. Питюренко - Симферополь: Главное управление статистики в АР Крым. - 2007 г. - с.9]

Количество учреждений

В городских поселениях

В сельской местности

В них мест

В городских поселениях

В сельской местности

Количество детей в учреждениях

В городских поселениях

В сельской местности

Количество детей в расчете на 100 мест

В городских поселениях

В сельской местности

Дополнительно в Украине

Приложение 4. Дошкольные учебные заведения Автономной Республики Крым.

Если сравнивать с Украиной в целом по количеству охваченных детей дошкольными учреждениями, то показатель останавливается на отметке в 51 % от общего количества. Приложение 5. [Дошкольные учреждения Автономной Республики Крым в 2006 г. статистический бюллетень/Под ред.О.Л. Питюренко - Симферополь: Главное управление статистики в АР Крым. - 2007 г. - с.12]



Приложение 5. Охват детей дошкольными учреждениями по регионам Украины в 2006 г.

После 2006 года в дошкольном образовании Автономной Республики Крым наблюдается постепенный рост как количества функционирующих дошкольных учреждений, так и числа детей охваченных им.

Однако большой проблемой в области дошкольного образования оставалось до недавнего времени не понимание родителей системы постановки на очередь в детский сад. Но после того, как в управлении образования и науки был создан электронный реестр детей, нуждающихся в дошкольном образовании, данная проблема отошла в сторону.

А ее место заняла проблема нехватки месс в дошкольных учреждениях, несмотря на все предпринимаемые меры по увеличению количества детских садов, ясельных групп и других дошкольных учреждений.

Поэтому с целью обеспечения организованного процесса обучения и воспитания, решения неотложных проблем, отрасли, выполнение постановления коллегии МОН Украины от 22.08.2008 года № 296 "Об утверждении мероприятий по повышению качества образования в Автономной Республике Крым на 2008/2011 годы", решения коллегии МОН АРК от 27.08.2008 г. было решено считать первоочередными задачами дальнейшее развитие дошкольного образования; повышение качества предоставления педагогических услуг; выполнение Программы развития дошкольных учреждений на 2008-2011 гг.; улучшить воспитательную работу путем уменьшения негативного влияния на детей социальной среды. Было призвано провести мониторинг состояния дошкольного образования, а также увеличит процент охвата дошкольным образованием детей соответствующего возраста. Также заведующим дошкольными учреждениями включить в годовой план работы дошкольных учреждений Базовой программы развития детей дошкольного возраста. Принять меры по возобновлению работы ранее закрытых дошкольных учебных заведений, предусмотрев на эти цели средства в бюджетах городов и районов, согласно перечню дошкольных учебных заведений, подлежащих восстановлению (прилагается). Обеспечить охват дошкольным образованием не менее 75 % детей. [Постановление № 296 от 03.06.2008 г. "Об утверждении мероприятий по повышению качества образования в АР Крым на 2008-2011 годы" // Совет Министров АР Крым, Симферополь. - http://search. ligazakon.ua/l_doc2. nsf/link1/AP080296.html]

Последние годы Министерство образования АР Крым ведет работу, направленную на обновление инфраструктуры дошкольного образования, которая могла бы обеспечить широкий спектр образовательных услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребности семьи и общества.

В настоящее время резко выросло количество детей дошкольного возраста с нарушением психофизического развития. Для этой категории детей в Крыму открыто 13 специальных детских садов и 69 дошкольных учреждений с группами спецназначения, где соответственно воспитывается и обучается 2878 ребёнка или 9% от общего количества дошкольников, посещающих дошкольные учебные учреждения. Но это количество детских садов далеко не оптимально, требуется дополнительное открытие специализированных групп на базе ведомственных учреждений. Вопрос открытия замыкается в первую очередь на недостаточное финансирование учреждений образования и тот факт, что родители детей, посещающих спецгруппы, освобождаются от платы за детский сад.

Актуальным является вопрос привлечения в дошкольные учреждения образования детей раннего возраста (до 3-х) лет. Анализ показывает, что из 36,4 тыс. дошкольников только 5 тыс. - малыши до 3-х лет. Увеличение групп раннего возраста, открытие групп кратковременного пребывания позволит заполнить свободные места ушедших в школу детей.

Как положительный факт следует отметить активизацию процесса принятия ведомственных дошкольных учреждений образования в коммунальную собственность. [Пути и перспективы развития дошкольного образования в Автономной Республике Крым // МОН АР Крым - http://minobr. crimea-portal.gov.ua/rus/index. php? v=5&tek=71&par=66&l=&art=674&date=]

Сохранение сети детских дошкольных учреждений, их передача на баланс местных бюджетов требует особого внимания и постоянного контроля со стороны органов управления образованием, как и обеспечение конституционного права детей на обучение, и воспитание на родном языке. Особенно это касается районов с компактным проживанием национальных меньшинств.

С принятием Закона Украины "О дошкольном образовании" появились условия для улучшения состояния дел в этой области. Теперь каждый ребенок 5-го года жизни должен иметь обязательное дошкольное образование через различные формы его получения в соответствии с Базовым компонентом дошкольного образования. Государство гарантирует доступность образования через многообразие форм его получения, направление дотаций державы на содержание детей дошкольных учебных учреждениях, осуществление социально-педагогического патроната семей.

Сеть дошкольных учебных заведений заметно не изменилась в 2010 г. и составила 602 дошкольных учебных заведений. Из них функционируют 482 заведения с охватом 52 550 детей (59,6% от общего количества детей дошкольного возраста).

Возобновили также свое функционирование 3 дошкольных учебных заведения: в с. Голубинка Бахчисарайского района, в с. Белинское Ленинского района, в с. Верхнекурганное Симферопольского района (на базе Верхнекургановской общеобразовательной школы).

Дошкольным образованием, через разные формы в 2010 г. охвачено 99,5% детей 5-летнего возраста (18746 детей). Что значительно выше уровня прошлых лет.

На 100 мест приходится 90 детей, в том числе в городе - 119 детей, в селе - 51 ребёнок. Средняя стоимость содержания одного ребенка в день - 46,1 гривен. Натуральные нормы питания выполняются на 85%.

Из 482 ДУЗ - 365 работают по приоритетным направлениям (художественно-эстетическое - 48, физкультурно-оздоровительное - 88, музыкальное - 40, гуманитарное - 63, другие, в т. ч. экологическое - 126).

Для детей с нарушением в психофизическом развитии работает 11 специальных детских садов и 61 дошкольное учебное заведение со специальными группами, где воспитывается и обучается 2833 ребёнка.

В связи с изменениями демографической ситуации в срочном нуждаются в срочном возобновлении работы 29 дошкольных учебных заведений, которые были закрыты свыше 10 лет назад. Сегодня очередь в детские учебные заведения составляет в городах 13935 детей, в сельской местности этот показатель намного ниже и составляет 2759 детей. [Пути и перспективы развития дошкольного образования в Автономной Республике Крым // МОН АР Крым - http://minobr. crimea-portal.gov.ua/rus/index. php? v=5&tek=71&par=66&l=&art=674&date]

В связи с нехваткой мест необходимым является разработка комплексной программы развития дошкольного образования. Такую программу предложил Круглов С. Разработанную по поручению горгосадминистрации. Его программа развития дошкольного воспитания включает пять основных разделов - пять стратегических направлений по расширению числа детских садов и предоставлению мест в них. Это, во-первых, открытие дополнительных групп в действующих дошкольных учебных за ведениях, во-вторых, возврат дошкольных учебных заведений, задействованных сейчас под другие объекты, в действующую сеть и возобновление их работы, реорганизация существующих учреждений образования в дошкольные учебные заведения, оптимизация дошкольных учебных заведений компенсирующего и комбинированного типа, открытие групп краткосрочного пребывания для детей пятилетнего возраста на базе общеобразовательных учебных заведений.

Такой план мероприятий рассчитан на пять лет, а выполнение его позволит расширить возможности детских садов.

Если соотнести эту программу с развитием дошкольного образования в Севастополе. То по ней возможно будет расширить количество мест в детских садах почти на три тысячи дополнительных мест.

В Севастополе есть ресурс зданий для возврата их в систему детских садов. Например, начальные классы школы №9 и гимназии№2 расположены в зданиях бывших детских садов №115 и №117. Постепенный перевод младших классов в основное здание школы позволит через несколько лет восстановить деятельность значительных по вместимости дошкольных учреждений.

Требует восстановления полноценный детский сад в с. Фронтовое, необходимо возобновить работу дошкольного заведения №70 в Балаклавском районе. Один из резервов увеличения количества мест в детских садах - реорганизация малокомплектных сельских школ в комплекс "детский сад - школа". Работа по реорганизации школ № 48, 51 и 56 уже проводится.

В настоящее время рассматриваются возможности организации групп кратковременного пребывания детей в детских садах и в помещениях школ. И планируется, что такие группы кратковременного пребывания начнут функционировать уже с января 2011 года.

Решение вышеперечисленных задач возможно при условии интеллектуальных и финансовых усилий местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления путем выполнения Региональной программы развития дошкольного образования до 2015 года. [Круглов С. Региональная программа развития дошкольного образования // Севастопольские известия. - № 120. - с.4]

Однако по всему Крыму идеи интенсивный процесс развития дошкольного образования.

Вывод по разделу II

Исторические особенности развития и становления дошкольного образования на территории Крыма сыграли большую роль и в развитии дошкольного образования в Крыму в современных условиях.

А анализ исторического опыта организации дошкольного образования в Крыму позволяет сделать вывод что система дошкольного образования в АР Крым была заложена очень давно, и основные ее истоки и принципы дошли до наших дней и ведь именно на них сейчас и строятся новые системы и способы дошкольного воспитания.

Хотя и в его развитии были кризисные периоды, такие как 90-е годы XX столетия.

Вместе с тем, несмотря на кризисные явления, система дошкольного воспитания в Крыму имеет перспективы развития. Основным фактором, который подтверждает это, является постепенный рост его значения в жизни народа.

Поэтому можно отметить тот факт, что несмотря на все преграды которые возникают в процессе дошкольного образования, эта система находит пути и лазейки для правильного решения проблем и пути для дальнейшего развития.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учитель истории МБОУ«Шелковичненская средняя школа» Байрашевская З.С. «СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМА ВО II ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА».

2 слайд

Описание слайда:

Образование - это крылья, позволяющие человеку подняться на высокую интеллектуальную орбиту. Н.И. Мирон Актуальность темы. Республика Крым находится сегодня в состоянии больших преобразований. Возникшая ситуация требует разумных, глубоко продуманных действий во всех отраслях жизнедеятельности страны, в том числе и в области образования, которая напрямую связана с социально-экономическим, политическим, духовным развитием общества. Крымская земля- многонациональна. Изучение тенденций развития образования второй половины XIX –начала ХХ века дает возможность ярче представить проблемы народного образования, помогает объединить в одну систему как общероссийские, так и местные особенности.

3 слайд

Описание слайда:

Целью работы является изучение развития системы образования в Крыму второй половины XIX –начала ХХвв. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: - Дать представление о системе начального образования в Крыму во второй половине ХІХ века; - рассказать об учреждениях образования в Крыму в начале ХХ века; -исследовать развитие школьного дела в период революции и гражданской войны.

4 слайд

Описание слайда:

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений и списка использованных источников и литературы. Научной базой исследования стали монографии и статьи ученых – крымоведов, материалы Государственного Казенного Учреждения Республики Крым «Государственный Архив Республики Крым».

5 слайд

Описание слайда:

РАЗДЕЛ I. Особенности начального образования в Крыму во второй половине ХІХ века Система начального образования включала церковно-приходские и земские училища, городские школы, школы грамотности, воскресные школы, начальные народные училища (одноклассные и двуклассные, сельские и городские), высшие начальные училища. Только последние давали законченное начальное образование. Три четверти земских школ имели трёхлетний срок обучения и являлись однокомплектными, в которых обучалось не более 50 учащихся, остальные земские школы имели четырёхлетний срок обучения и были двухкомплектными, в них обучалось более 50 детей с 2 учителями.

6 слайд

Описание слайда:

В конце ХІХ века в крымских уездах Таврической губернии существовали также и министерские начальные русско-татарские школы, но они не пользовались популярностью у крымских татар, так как изучение родного и русского языков не стояло на высоком уровне. Развитие начального образования в Крыму в конце XIX начале XX века существенно отличается от других регионов спецификой этнорелигиозных своеобразностей. Этноконфессиональная ситуация на территории Крыма складывалась достаточно сложно. Общегосударственные начальные учебные заведения играли большую роль, так как в них получали образование все представители этнических групп, различных конфессий, различные слои крымского населения, но преобладало христианско-православное (русские, украинцы и белорусы, греки, болгары, армяне) и восточнославянское (русские, украинцы и белорусы) население.

7 слайд

Описание слайда:

По конфессиональня принадлежность жителей полуострова выделяются такие духовные учебные заведения: І. Христианские конфессии: христианские религиозные начальные учебные заведения разных типов и направлений а) православные – духовная семинария, епархиальное училище, церковноприходские школы и школы грамоты; б) католические – римско-католические приходские училища, армяно-католические начальные приходские училища; в) протестантские – евангельско-лютеранские училища, менонитские учебные заведения; г) древневосточные – армяно-григорианские церковноприходские школы; д) старообрядческие начальные учебные заведения. ІІ. Иудаистская конфессия: иудейские религиозные начальные учебные заведения разных типов и направлений: а) караимские религиозные учебные заведения – мидраши; б) крымчакские религиозные учебные заведения – хедеры; в) еврейские религиозные учебные заведения – талмудторы и хедеры. ІІІ. Исламская конфессия: крымскотатарские начальные учебные заведения – мектебе и медресе.

8 слайд

Описание слайда:

1.3. Отражение событии 1905 год на учебных заведениях Сделаны удачные шаги в деле преобразования мектебе в так называемые новометодные мектебе, а затем мусульманские общественные организации стали открывать в Крыму мектебе-руштие, то есть училища повышенного типа, с преподаванием общеобразовательных предметов. Такие руштие появились в городах Симферополе, Бахчи-сарае, Карасубазаре и Евпатории и деревнях Сараймин, Дерекой и Корбекли. Кроме того, мусульмане добились издания правил, разрешавших в инородческих училищах преподавание в течение двух первых лет на татарском языке. В связи с этим число учащихся стало быстро расти. 1 января 1905 года - татар в русских училищах 988 детей, 1 января 1913 года -до 2 583, т.е. увеличивается почти в три раза.

9 слайд

Описание слайда:

Значительный вклад в реформирование Национально-конфессиональной крымскотатар- ской школы внёс Исмаил Гаспринский (1851-1914), выдающийся просветитель, общественный и культурный деятель. Им была разработана методика начального обучения крымских татар, основанная не на буквослагательном принципе, а на звуковом, где каждой букве соответствовал определенный звук. Первая национальная крымскотатарская школа с использованием звукового метода была открыта И. Гаспринским в 1884 году в Бахчисарае. Методы И. Гаспринского с успехом использовались не только в Крыму. Педагогические идеи И. Гаспринского в полной мере отражают проблемы развития многонациональной культуры и образования Крыма конца ХІХ – начала ХХ века.

10 слайд

Описание слайда:

Этноконфессиональное народное образование было на весьма высоком уровне и удовлетворяло запросы населения Таврической губернии разных конфессий. Так, к 1882 году начальных национальных школ было всего 930. Из них: русских школ для представителей восточнославянских этносов христианско-православного исповедания -340; русских старообрядческих молоканских – 6; болгарских христианско-православных – 30; греческих христианско-православных – 8; крымскотатарских мусульманских – 314; немецких протестантских и католических – 186, еврейских иудаистских школ – 31; караимских иудаистских – 7; армянских григорианских и католических – 5; чешских протестантских – 2; польско-литовских католических – 2; эстонских протестантских – 1 .

11 слайд

Описание слайда:

РАЗДЕЛ II. Учреждения образования в Крыму в начале ХХ века В начале ХХ века появляется тенденция роста начальных школ. В январю 1910 года в городах их было 248 и в селениях – 1406. Их них земских училищ было 548. Крестьянские дети обучались и в городских училищах; например, в Феодосии – крестьян 139 человек, мещан 217, в Ялте – крестьян 649, мещан 955. Доступ в высшее учебное заведение, как правило, мог быть возможен для человека, окончившего гимназию. Нормальный курс начальных народных училищ продолжался 3 года, и расходы на их содержание брали на себя органы городского самоуправления, также деньги поступали из различных источников: в 1908 г., например, 41,8% – от казны, 31,4% – от городов, 6,8% – от земства, 0,5% – от частных лиц. Плата за обучение, которая существовала во всех училищах, составляла для учащихся 17% от затрат учебного заведения.

12 слайд

Описание слайда:

РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. 3.1. Организация образования взрослого населения. 1917 – 1920гг. - период революции и Гражданской войны на территории полуострова продолжается процесс обучения грамоте. Доказательством сего служат «Постановления ЕвпаторийскогоУездного Совета по Народному Образованию и переписка с ним об организации и работе Совета, приглашения на заседания. 08.08.1918-март 1919г..» Евпаторийская Уездная Земская Управа, придавая большое значение делу обучения грамоте взрослого населения, согласно постановления Земского Собрания, постановила открыть вечерние занятия со взрослыми с января 1919г.

13 слайд

Описание слайда:

3.2.Подготовка педагогических кадров. Осуществление планов и рекомендаций по обучению населения,как детского,так и взрослого, не было возможным без подготовки педагогических кадров. Особое внимание уделялось образованию детей, так как необходимо было обеспечить их всестороннее развитие. Следовательно насущным вопросом текущего момента было создание таких курсов, которые дали бы слушателям те необходимые знания, без которых не возможна работа в нормальной школе. Исходя из этого, Правление Секции народных учителей организовало курсы со следующей программой: 1.Природоведение с практическими работами. 2. География (Крымоведение). 3. История (Первобытная культура). 4. Рисование и лепка. 5. Ручной труд: а) переплетное дело, б) картонажное дело, в) иллюстративная работа, 6. Гимнастика. 7. Школьная гигиена.

14 слайд

Описание слайда:

РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ В КРЫМСКОЙ АССР В 20-х годах ХХ ВЕКА. Крым всегда отличался многообразием национального состава населения. Поэтому вопрос создания национальных школ в период культурного строительства 20-х годов ХХ века был одним из наиболее актуальных. Организационное управление работой школ осуществлял Народный комиссариат просвещения АССР. Руководство Наркомпроса стремилось к тому, чтобы в дело создания национальных школ были вовлечены даже самые малые народы Крыма. Национальные школы в Крыму имели эстонцы,греки, евреи, крымчаки поляки, чехи, болгары, украинцы, немцы, итальянцы, цыгане. Наркомпрос тщательно следил за тем, чтобы преподавание в этих школах (какими бы малочисленными они не были) велось квалифицированными кадрами

15 слайд

Описание слайда:

ВЫВОД. Процесс образования продолжается в течение всей жизни человека. При помощи образования он удовлетворяет свои потребности в познании окружающего мира, меняет профессию, род занятий. Человек всю жизнь пополняет и обновляет свои знания и умения, совершенствует себя как личность. Большое внимание образованию уделялось во второй пол. XIX –нач. ХХ века. Даже в 1917 – 1920гг. - период революции и Гражданской войны на территории полуострова продолжается процесс обучения грамоте, причем не только детей, но и взрослого населения. Особое внимание уделяется педагогическим кадрам. Организуются платные курсы подготовки учащих. Таким образом, рассмотрев вопрос становления образования в Крыму на рубеже XIX – XX веков, можно сделать вывод о том, что государством уделялось достаточно серьезное внимание процессу формирования образовательных учреждений в которых обучались представители различных этнических и возрастных групп, проживавших на полуострове. И в настоящее время прослеживаются идентичные тенденции развития системы образования с рассматриваемым нами периодом.

16 слайд

Описание слайда:

Везетиу Екатерина Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Ялта

Vezetiu Ekaterina Viktorovna
Academy of the Humanities and Pedagogics (branch)
V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы социально-экономического развития Республики Крым в контексте государственной региональной политики Российской Федерации. В статье анализируются понятия «регион», «региональная политика», «региональное развитие». В исследовании представлены основные направления и цели государственной региональной политики Российской Федерации на современном этапе, определены основные аспекты социально-экономического развития Крыма в рамках региональной политики республики и государства.

Abstract: The article is devoted to studying problems of socio-economic development of the Republic of Crimea in the context of the state regional policy of the Russian Federation. The article analyzes the concept of "region", "regionalism", "regional development". The study presents the main directions and objectives of state regional policy of the Russian Federation at the present stage, the main aspects of socio-economic development of the Crimea in the framework of the regional policy of the Republic and the state.

Ключевые слова: регион, региональная политика, региональные политические системы, региональное развитие, концепция регионального развития, стратегические направления регионального развития, социально-экономическое развитие, Республика Крым.

Keywords: regional policy, regional political systems, regional development, the concept of regional development, strategic directions of regional development, socio-economic development, the Republic of Crimea.


Крымский полуостров в исторической ретроспективе являлся территориальной базой для развития многочисленных государств. На современном этапе Крым является одним из субъектов Российской Федерации, что существенным образом оказывает влияние на пути и направления политического и социально-экономического развития региона.

Прежде чем обратиться к изучению особенностей социально-экономического развития указанного субъекта РФ, рассмотрим сущность ряда понятий.

Итак, с точки зрения концептуальных позиций термин «регион», по мнению Т.М. Шовгенова, является многоуровневой структурой, включающей множество сложных элементов, большое число разнообразных связей, отличающейся циркуляцией больших потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов, определяющих ее внутреннюю динамику .

Согласно определению Н.Т. Аврамчиковой, региональная политика представляет собой «сравнительно новый, но весьма важный элемент системы регулирующего государственного вмешательства в экономику. Во многом ее проявление и становление есть результат масштабных изменений в социально-экономической и политической жизни западного сообщества в послевоенный период, в частности, его политической демократизации» .

Необходимость развития региональных политических систем, способствующих социально-экономическому росту и стабильности субъектов РФ, вызвана процессами, характеризующимися трансформацией социальных и хозяйственных отношений, в связи с чем снижается роль государства относительно вопросов регулирования экономических процессов в регионах.

Разработка индивидуальных стратегий социально-экономического развития регионов позволит укрепить общее экономической состояние страны. Данную мысль разделяет и Р.Г. Абдулатипов, подчеркивая, что огромные масштабы территории страны и уникальное разнообразие «природно-климатических, геополитических, этно-конфессиональных и геополитических условий делают необходимость разработки эффективной региональной политики императивом национального развития» .

Учитывая вышесказанное, можем заключить, что развитие Крымского региона может обладать индивидуальными чертами, ввиду учета специфики исторического развития, географических, экономических, промышленных и других особенностей полуострова, однако все же оно должно осуществляться в контексте общегосударственной региональной политики. В этой связи обратимся к рассмотрению основных концептуальных положений региональной политики России, являющихся актуальными на современном этапе.

Современная региональная политика Российской Федерации развивается по ряду направлений, основными из которых, по мнению Ю.С. Нехайчук и Д.В. Нехайчук, являются:

экономическая политика, предполагающая смягчение региональных экономических диспропорций;

социальная политика, заключающаяся в сглаживании региональной дифференциации уровня жизни, а также общем улучшении качества социальной среды;

демографическая политика, направленная на осуществление регулирования государством естественного и механического движения населения;

— экологическая политика, подразумевающая улучшение экологической ситуации в регионе .

В качестве ядра региональной политики указанные исследователи рассматривают реализацию «экономических целей регионального развития, так как механизмы достижения необходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежно связаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических рычагов стимулирования» .

На основе анализа теоретических источников, посвященных исследованию проблем регионального развития в России, можно определить ключевые направления совершенствования государственной региональной политики. К ним отнесем:

— повышение роли региональных аспектов в сфере социально-экономической политики страны;

— совершенствование социально-экономических аспектов государственной региональной политики.

Республика Крым является относительно новым регионом в составе Российской Федерации. С одной стороны, социально-экономическое развитие региона финансируется из федеральных средств, с другой, Крым обладает также и собственным потенциалом, позволяющим осуществлять динамическое развитие республики.

Учитывая государственную поддержку и собственный потенциал Крыма, можем заключить, что социально-экономическое развитие данного субъекта РФ зависит от правильности разработки и внедрения стратегических направлений регионального развития.

В Концепции разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период указана основная цель развития региона, а именно: «создание инновационной системы устойчивого социального, экономического и экологического развития для обеспечения высокого уровня и качества жизни населения и гостей Республики Крым» .

На сегодня можно говорить о наличии в регионе отраслей, характеризующихся ориентацией на инновационность. Однако на современном этапе развития Крыма требуются многочисленные изменения, предполагающие внедрение инновационных технологий в ведущие социально-экономические сферы Крыма, в частности, в развитие сельского хозяйства, промышленных предприятий и туризма.

Ведущими направлениями социально-экономического развития Крыма сегодня являются:

— развитие финансово-банковских структур;

— развитие и модернизация сельского хозяйства;

— расширение сферы услуг и туристического направления;

— поэтапное реформирование социальной сферы;

— разработка антикоррупционной политики и реализация соответствующих мероприятий;

— совершенствование организаций социальной сферы путем ориентирования их на инновационный характер деятельности.

Резюмируя вышесказанное, заключим: региональная политика в Крыму направлена на повышения социально-экономического уровня путем учета основных концептуальных положений региональной политики государства.

В основе разработки и реализации внутренней политики в Крыму – инновационная концепция регионального развития, положения государственной региональной политики РФ, а также учет исторических, демографических, экологических, экономических, географических и других особенностей республики.

Библиографический список

1. Абдулатипов Р.Г. Федерализация России и взаимосвязь региональной и национальной политики / Этнополит. Вестник. – 2005. – №1. – С. 5-21.
2. Аврамчикова Н.Т. Современная региональная политика: опыт зарубежных стран // Вестник Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева. – 2008. – № . – С. 185-191.
3. Концепция разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период. URL: http://mlnek.rk.gov.ru /file/File/2015/docs/strateg/strateg_konc/strateg_konc.pdf (дата обращения: 10.02.2016).
4. Нехайчук Ю.С., Нехайчук Д.В. Стратегическое планирование как инструмент региональной политики: Крымский аспект // Символ науки. – 2015. – № 8. – С. 107-118.
5. Шовгенов Т.М. Основные аспекты устойчивости региональных социально-экономических систем. URL: http:// region.mcnip.ru (дата обращения 07.05.2015).

Профессор крымского университета - о своём увольнении из-за критики системы высшего образования полуострова и об изменениях после присоединения к России.

Заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы Таврической академии Крымского федерального университета им. Вернадского (КФУ), профессора Владимира Казарина уволили после того, как на конференции в Праге он сказал, что присоединение полуострова «абсолютно опустошило образовательное поле Крыма». Об этом профессор рассказал «Йоду». После выступления Казарина в Праге в крымских СМИ директор Таврической Академии КФУ Игорь Воронин заявил, что «по крайней мере, странно слышать подобные заявления от человека, который много лет позиционировал себя русским человеком, слыл „пушкинистом“ и „сеял разумное, доброе, вечное“ в умах крымской молодежи, преподавая именно русскую литературу». Председатель комитета по образованию, науке, молодежной политике и спорту Государственного совета РК Владимир Бобков вовсе призвал не продлевать с Казариным контракт о работе. «Йод» узнал у профессора, какие изменения происходят в сфере высшего образования в Крыму.

- Вас действительно уволили из-за критики высшего образования в Крыму? Другие сотрудники КФУ сказали, что ваше увольнение им объяснили тем, что вы неправильно заполнили документы для участия в выборах преподавателей вуза, которые проводятся каждые пять лет.

Мне сказали, что я не прошел выборы преподавателей и в конце октября буду уволен. Но я не сильно на эту тему переживаю. Я больше тридцати лет работал совсем не в том университете, которым сегодня мой вуз стал. Интересно, что о неблагополучии высшего образования в Крыму я говорил публично и регулярно больше года, но обратили внимание на мои слова только после того, как я выступил на конференции в Праге. Мы вернулись в советские времена, когда, с одной стороны, Запад критиковали и отвергали, а с другой, за тем, что там происходит, пристально следили.

- С вами не пытались до увольнения провести «разъяснительную работу»?

Нет, видимо, понимали, что это бесполезно. Двух моих коллег, которые в социальных сетях обменялись острыми репликами по украинскому вопросу, вызывали к проректору и посоветовали вести себя более сдержанно.

- Какой была система образования в Крыму до того, как его присоединили к России?

В Крыму, как и во всей Украине, сохранилась в основе советская система высшего образования. Она даже в большей степени походила на советскую, чем российская. В то же время в украинском образовании была такая чрезмерная в духе махновского гуляйполя свобода. Можно было легко создавать и учреждать вузы, иногда на особых условиях. В Крыму, например, было 93 вуза, а в Севастополе больше 33. Среди них известные и очень сильные университеты, например, наш прославленный медицинский университет и крымский агротехнологический университет. В Крыму работали филиалы большого количества украинских вузов, отделения всех ведущих российских высших школ, многих европейских университетов. Создавались, конечно, и всякие шарашкины конторы, где можно было не учиться, но получить диплом. С одной стороны, эта свобода не позволяла контролировать рынок образовательных услуг, с другой, побуждала к соревновательности. В результате, некоторые маленькие вузы из-за сильных коллективов заслужили себе очень хорошую репутацию и могли конкурировать с большими университетами.

- Что изменилось после того, как Крым вошел в состав России?

Теперь система образования в Крыму больше похожа на большую казарму. Количество вузов очень сильно сократили. В Крыму остался Крымский федеральный университет, инженерно-педагогический университет, который создали крымские татары, и университет культуры, искусств и туризма.

«ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПРИХОДИТСЯ ДВА ЧАСА ОТ ОДНОГО ЗАНЯТИЯ НА ДРУГОЕ ДОБИРАТЬСЯ»

- Что произошло, например, с медуниверситетом?

Теперь он называется медицинской академией имени С.И. Георгиевского. Ее слили с аграрнотехнологической академией, строительным университетом, экономическим вузом и несколькими научными центрами. Все вместе это теперь называется Крымским федеральным университетом им. Вернадского.

- Процесс реорганизации вузов идет по всей России. Почему это плохо?

Вузы были против такого слияния. Особенно медуниверситет имени С.И. Георгиевского, который всегда готовил очень профессиональные кадры. Преподавателей из вузов в процессе этой реорганизации уволили. Сотрудники медуниверситета выходили на митинги, бастовали. Безрезультатно. В итоге создали конгломерат. Между некоторыми факультетами вуза расстояние - 110 километров. То есть преподавателям приходится два часа от одного занятия на другое добираться. У нас пять-шесть лет уйдет на внутреннюю перестройку системы образования. В Крыму сейчас очень много разных проблем, которые нужно срочно решать, и нет времени на такие масштабные и бессмысленные изменения. Система образования Крыма стала очень бюрократичной, у каждого вуза, который слили с КФУ, свой ректор и проректоры, а над ними общий ректор с проректорами. У нас административная часть превратилась в чудовищно разросшийся организм, через который нельзя пробиться. Он живет своей собственной жизнью и мы, преподаватели, ему не нужны. Зарабатывают доценты и профессора примерно в два раза меньше, чем младшие административные работники с незаконченным высшим образованием. У многих проректоров КФУ нет ни то что докторской или кандидатской научной степени, даже опыта работы в вузе нет.

«СЕЙЧАС В КРЫМУ НЕТ НИ ОДНОЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА, МЫ ЖЕ В ПОЛНОЙ ИЗОЛЯЦИИ»

- Как эти изменения отражаются на студентах?

Студенты-иностранцы, которых раньше было много в медуниверситете, покинули его. Первый отток студентов и преподавателей произошел сразу после присоединения Крыма, часть уехала на Украину. В Киевский университет первое время переводили без экзаменов. Другие перевелись в российские вузы. Некоторые - в зарубежные.

Сейчас в Крыму нет ни одной программы международного обмена, мы же в полной изоляции. До присоединения Крыма на наш факультет приезжали преподаватели из афинского университета. На турецком факультете преподавали носители языка, с американскими и европейскими вузами были тесные отношения. Сейчас это все ликвидировано. Недавно нашего очень серьезного специалиста пригласили в Польшу читать спецкурс, а потом организаторы отменили приглашение, потому что Крым теперь часть России. Для высшего образования такая ситуация полный тупик - вузы не могут развиваться без постоянного обмена с университетами других стран.

- Вам объяснили, почему вас увольняют?

Руководство поступило очень осторожно, они прислали преподавателя, и он сказал, что ученый совет меня, скорее всего, не выберет. Я ему ответил, что тоже не желаю работать в этом вузе. Мне не хочется мириться с разными странными требованиями. Например, недавно нам было сказано высокопоставленным чиновником, что преподаватели должны в восемь утра приходить на работу, а в шесть уходить. Даже если в этот день нет занятий. Преподаватели в шутку ответили - у нас столько стульев нет на кафедре. Чиновники предложили поставить стулья в коридоре.

В одном из украинских вузов.

- Почему вы не уехали в Украину сразу после присоединения Крыма?

У меня не было возможности, надо было закончить дела. Теперь планирую это сделать.

Дарина ШЕВЧЕНКО

  • < Назад
  • Вперёд >

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»