Социальные движения начала 20 века. Общественное движение конца XIX - начала XX в

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

После отмены крепостного права раскол в общественном движении стал еще глубже. В 1860 г. большинство либералов продолжало рассчитывать на добрую волю и реформаторские возможности самодержавия, стремясь лишь подтолкнуть его в нужном направлении. После земской реформы немало сил либеральной оппозиции поглотила деятельность в органах местного самоуправления.

В то же время значительную часть образованного общества охватили революционные настроения. В известной степени это было вызвано серьезными изменениями в его социальном составе: оно быстро теряло свой сословно-дворянский характер. Границы между сословиями разрушались. Дети крестьян, мещан, духовенства, обедневшего дворянства быстро утрачивали социальные связи с породившей их средой, превращались в интеллигентов-разночинцев, стоящих вне сословий, живущих своей, особой жизнью

Расставаясь со своим прошлым, интеллигенты новой формации быстро теряли уважение к его устоям и традициям. Им было присуще стремление изменить «проклятую русскую жизнь» как можно скорее и радикальнее. Именно разночинная интелигенция стала основной базой революционного движения в пореформенной России.

Реформа 1861 г. ни в коей мере не удовлетворила радикально настроенную общественность. В идейном плане 60-е годы прошли для разночинной интеллигенции под знаком нигилизма.

На рубеже 60-70-х годов XIX века происходит становление идеологии народничества.

Народничество - ведущее направление в общественном движении пореформенной России, охватившее в основном разночинную интеллигенцию. Основывалось на системе взглядов об особом, самобытном пути развития России, способной, минуя стадию капитализма и опираясь на крестьянскую общину, создать «разумно устроенное» социалистическое общество.

Народники утверждали, что Россия развивается своим особым путем, отличным от направления развития стран Западной Европы. Самобытность эта выражалась в том, что капитализм в России, по их мнению, представляет случайное явление и не имеет условий для своего развития.

По мнению народников, реформа 1861 года, сохранившая крестьянскую общину, создала условия для некапиталистического развития России и перехода к социализму, минуя капитализм. Они боялись, что капитализм разрушит общину, поэтому развитие буржуазных отношений воспринимали как зло, ведущее к упадку России. В русской об-щнне народники видели основу экономической и политической организации будущего социалистического строя.

Главной революционной силой народники считали крестьянство, руководимое интеллигенцией. Они идеализировали крестьянина, считали его социалистом и революционером по природе. Народники не видели процесса расслоения среди крестьянства.

Пролетариату они отводили роль связующего звена между крестьянством и интеллигенцией, так как многие рабочие вышли из среды крестьянства. Народники считали, что только интеллигенция является активной революционной силой, а крестьяне должны слепо следовать за ней.

Главными теоретиками народничества 70-х годов были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев.

М.А. Бакунин, выступал против государственной власти. Он считал, что при социальной революции прежде всего необходимо уничтожить государство и в обществе наступит «безгосударственный порядок». Решающую роль в борьбе за переустройство мира Бакунин отводил народу. Он призывал интеллигенцию идти в народ, чтобы поднять крестьян на бунт. Свои взгляды Бакунин изложил в «Прибавлении А» к книге «Государственность и анархия», изданной в 1873 г.

Другой теоретик народничества П.Л. Лавров свои взгляды изложил в работе «Исторические письма». По его мнению, двигателем исторического прогресса являются «критически мыслящие личности», которые выходят из среды интеллигенции. Он считал, что русский народ еще не готов к социальной революции. Поэтому революционеры должны были подготовить народ для восприятия новых идей методом пропаганды и разъяснения.

Особой тактики придерживался П.Н. Ткачев. Он считал, что народ не способен на самостоятельные действия. Вместо народа должна действовать небольшая группа революционеров, которая сможет свергнуть царский режим и начать социалистические преобразования. Ткачев был идеологом тактики заговора в русском революционном движении.

Первой попыткой прямого обращения к народу с революционной проповедью было «хождение в народ» {отсюда и возник термин «народничество»). В 1874 году сотни людей из разночинной интеллигенции под видом учителей, врачей, ремесленников отправлялись в деревню. Они считали, что крестьяне готовы к восстанию и необходимо просто вести революционную агитацию и призывать к восстанию. Многие из народников поехали в Поволжье, где рассчитывали встретить наибольшую готовность крестьянства к бунту. Ушедшие «в народ», находясь в основном под влиянием бунтарских идей Бакунина, были не в силах в одиночку поднять крестьян на борьбу.

Это движение потерпело поражение, царское правительство обрушило на народников репрессии. В течение 1874 г. в 37 губерниях России было арестовано около тысячи человек. Результаты «хождения в народ» для народников были незначительны. Революционеры расстались с надеждой на легкую возможность революционного преобразования страны с помощью скорого бунта.

Поражение «хождения в народ» показало, что без создания прочной революционной организации и серьезной подготовки не удастся поднять народ на восстание. В 1876 г. в Петербурге возникает новая организация - «Земля и воля». Активными её деятелями были А. Михайлов, Н. Морозов, Г. Плеханов, С. Перовская, В. Засулич, Л. Дейч и другие. В течение 1876-1879 гг. «Земля и воля» превратилась во влиятельную организацию, объединявшую революционные кружки Поволжья, центральных и западных губерний, Белоруссии, Польши, Украины, Северного Кавказа и Грузии. Землевольцы издавали журнал «Земля и воля». Основной задачей своей деятельности они считали налаживание связей с крестьянством. В деревнях члены организации создавали свои «поселения», чтобы завоевать доверие крестьян и приступить к подготовке восстания. Но попытки поднять крестьян потерпели неудачу. Группа землевольцев во главе с Я. Стефановичем попыталась взбунтовать крестьян Чигиринского уезда Киевской губернии при помощи подложного царского манифеста, в котором крестьян призывали объединиться и начать восстание. Но и это мероприятие закончилось неудачей. Землевольцы вели пропаганду и среди рабочих. Но они интересовались рабочими только потому, что считали их способными поддержать крестьянское восстание.

Неудача новых попыток поднятия крестьянства на восстание, расправы царизма с революционерами заставили отдельных народников перейти к террористическим методам борьбы с царизмом.24 января 1878 года Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Трепова, который подверг телесным наказаниям политического заключенного, студента Боголюбова. На суде присяжных В. Засулич был вынесен оправдательный приговор. Вскоре со стороны народников последовал ряд террористических актов против представителей царской власти.

К концу 70-х годов в «Земле и воле» оформилось два течения. Одно из них включало в себя сторонников борьбы с самодержавием путем индивидуального террора. Другое течение оставалось на прежних народнических позициях - пропаганды социалистических идей и агитации среди рабочих и крестьян.

Между обеими группами особенно обострились противоречия после покушения землевольца Соловьева на Александра II в апреле 1879 г. Было решено созвать съезд «Земли и воли» для определения дальнейшей деятельности организации. Съезд состоялся в июне 1879 г. в Воронеже. Но за несколько дней до него в Липецке собрались сторонники тактики террора, готовые пойти на раскол организации. В августе 1879 года произошел окончательный раскол «Земли и воли» на две организации - «Народная воля» и «Черный передел».

В организацию «Черный передел» вошли Плеханов, Дейч, Стефанович, Акселърод и другие. «Черный передел» выступал за пропаганду социалистических идей среди народа и требовал раздела земли между крестьянами. Вскоре эта организация прекратила свое существование.

«Народную волю» возглавили Михайлов, Желябов, Кибальчич, Перовская и другие. Главной целью своей деятельности народовольцы считали уничтожение самодержавия, завоевание политических свобод. Они считали, что группа революционеров может с помощью террора уничтожить высших руководителей и захватить власть. Их тактика была заговорщической, и политическую борьбу они низвели до политического заговора. Народовольцы издавали газету «Народная воля», образовывали тайные офицерские кружки в Петербурге, Одессе, стремясь привлечь на свою сторону армию.

Наряду с пропагандой народовольцы принимали участие в стачечной борьбе пролетариата. В 1879 г. они участвовали в стачках рабочих Киева, Серпухова, Иваново-Вознесенска, Воронежа.

С осени 1879 г. народовольцы стали готовить серию покушений на царя: дважды подкладывались мины на пути следования царского поезда, был организован взрыв в Зимнем дворце. Гибли солдаты, придвор-ные, но царь оставался цел. Полиция устраивала обыски и облавы, задерживая всех подозрительных, цо упуская настоящих заговорщиков.1 марта 1881 г. террористы, под руководством Софьи Перовской, решили совершить новую попытку цареубийства. В этот день император возвращался из Манежа, и на Екатерининском канале разыгралась трагедия. Первая бомба, брошенная Рысаковым, повредила императорскую карету, а второй метальщик, Гриневицкий, смертельно ранил царя. Через час с небольшим Александр II скончался в своем кабинете.

При Александре II Россия встала на путь реформ. Однако реформы не были доведены до конца, а остановки на этом пути привели к неуправляемым процессам. В какой-то мере Александр II своей нерешительностью и непоследовательностью сам спровоцировал события 1 марта. И все же он остался в памяти народа царем-Освободителем, а его правление - эпохой Освобождения.

Его преемником стал Александр III. Суть внутренней политики нового императора составляли сохранение и укрепление самодержавного режима и сословного строя. В Манифесте 20 апреля 1881 г. Александр III заявлял о своей «вере в силу и истину самодержавной власти».

ный удар по народникам. Желябов, Перовская, Кибальчич и другие участники покушения были повешены. В 1884 г. «Народная воля» практически прекратила свое существование. В 80-90-е годы происходит отход народников от революционной борьбы. Либеральное народничество стало преобладающим течением, выступавшим с пропагандой мирных путей общественного преобразования.

Процесс индустриализации шел противоречиво. Чрезвычайно возросшая при Александре Ш регулирующая роль государства, отвечавшая политической доктрине императора, имела своим следствием не только поддержку частной инициативы, но нередко становилась препятствием в естественном развитии отечес 1венного предпринимательства. А начатая в 80-е гг. политическая реакция привела к контрреформам., явившимся своеобразной формой застоя, когда реформы не только не развивались, а консервировались. Это вызывало беспокойство значительной части общества, что могло послужить причиной социального взрыва в стране.

Наиболее видный поборник идеи либерального обновления самодержавия" составившей целую эпоху в истории русской политической мысли, К.Д. Кавелин писал в 1882 г.: Почти все убеждены, что самодержавие кончило свои дни... В болезнях и муках начинается новый период русской истории!

Действительно, пореформенная Россия стала школой гражданственности и новой политической культуры. Вера в историческое предназначение России в сочетании с усвоенным и переработанными идеями западноевропейской социалистической мысли послужила основой народничества - русской разновидности крестьянского социализма.

Основоположником русского-социализма, как известно, был А.И. Герцен, видевший в крестьянской общине зародыш справедливого устройства будущей жизни. Это положение получило дальнейшее развитие у П.Г. Чернышевского, во многом предвосхитившего появление "новых людей" России-разночинцев. Однако идеи общинного социализма нуждались в развитии в условиях возрастания оппозиционности интеллигенции /термин появился в России в б 0-е гг. ХIX в./ и студенчества. Эту задачу и попыталось развить революционное народничество 60-70-х гг. Идеологи трех его направлений - П.Л. Лавров /пропагандисты/, "апостол анархизма" М.А. Бакунин /бунтари/, П.Н. Ткачев /заговорщики/ искали новые подходы в разработке проблемы - осуществления социальной революции в России.

Значительную роль в выработке теории народничества на долгие долы ставшей господствующей в освободительном движении, сыграла напряженная полемика между славянофилами и западниками. Их столкновение по кардинальному вопросу того времени: каким путем должна идти Россия в будущее, - используя опыт своего тысячелетнего развития или взяв на вооружение достижения западной культуры, - послужило предпосылкой для синтеза народнических взглядов. Следует заметить, что при всем различии подходов к.данному вопросу и западники, и славянофилы были едины в одном - патриотизме, горячей любви к Родине, стремлении найти идеал общественного устройства.

Пройдя длительный и трудный процесс становления и развития, народничество внесло вклад в мировую общественно-политическую.

Идеи пролетарского социализма разрабатывали марксисты. Капиталистическое развитие пореформенной России, разложение общины, забитость и бескультурье крестьянства побуждали думающих людей к изучению марксистском теории. В 1883 г. в Женеве возникает первая российская марксистская группа "Освобождение труда" под руководством Г.В. Плеханова, поставившая целью пропаганду и распространение марксизма в России. Число сторонников марксистской теории в стране все больше возрастало, что привело к организации первых социал-демократических кружков: в столице Д.Н. Благоевым была создана "Партия русской социал-демократии /1884-1885/. П.В. Точисским - "Товарищество Санкт-Петербургский мастеровых" /1885-1888/.

Наряду с этим в прессе стали появляться работы, вызвавшие оживленную полемику между марксистами и народниками. "Легальный марксист" П.Б. Струве написал откровенно аполегетическую статью, в которой призывал идти на выручку к капитализму. Наиболее обстоятельную критику "легального марксизма" с позиций левых народников дал Н.К. Михайловский на страницах журнала "Русское богатство" Он писал: "...Россия разовьет свое капиталистическое производство со всеми его внутренними противоречиями, с поеданием малых капиталов крупными" а тем временем, оторванный от земли мужик обратится в пролетария, "обобществится" и дело будет в шляпе, которую только и остается надеть на голову осчастливленному человечеству". Вместе с тем Михайловский не исключал", что "... этот русский марксизм в самом непродолжительном времени… уступит место другим, более здоровым течениям. И его предсказание оправдалось. Уже в конце 1894 г. со своей интерпретацией теории Маркса выступил молодой мало кому известный В.И. Ульянов. В центре его внимания оказались те же вопросы, которые в своё время были поставлены, но не разрешены Плехановым: капитализм в России, судьба различных классов, сословий, общественно-политических теорий в условиях капиталистического развития страны (а оно было объективной реальностью). В середине 90-х гг. Ленин создает в Санкт-Петербурге "Союз борьбы за освобождение рабочего класса".

В 1898 г. на 1 съезде российских социал-демократов в Минске было объявлено о создании общероссийской партии вместо разрозненных социал-демократических кружков. Однако партия тактически организована не была, так как ее устав и программа не были разработаны и приняты. Поэтому за дело создания партии взялся Ленин, начав выпуск нелегальной общероссийской газеты "Искра", первый номер которой вышел за границей в Штутгарте в самый канун ХХ в., в декабре 1900 г. Вокруг "Искры" объединились группы единомышленников, которые и создали в 1903 г. "Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП).

В мае 1990 года на I Всероссийском монархическом съезде в Москве был легализован действовавший с 1924 года Православный российский монархический орден-союз (ПРАМОС). Его главной задачей в новых условиях стало "завоевание большинства сегодняшних структур политической власти мирным, ненасильственным путем для созыва Земского собора, который призовет "законного" Государя Российского Дома Романовых на Царства с наделением его всеми правами Верховной Власти". Под понятием "Россия" имеется в виду не совдеповская РСФСР, а единая и неделимая Российская Империя. В партию принимаются только православные верующие.

В тоже время, члены ПРАМОС не признают Русскую православную церковь, заявляя о приверженности право-монархической зарубежной православной церкви, "не запятнанной сотрудничеством с большевиками". Лидер ПРАМОС - С. Энгельгард - Юрков.

Параллельно с ПРАМОС была создана Православная конституционно-монархическая партия России (ПКМПР). Принятый на съезде Манифест выдвигает три основные задачи партии: возрождение русского православия, православного русского царства и единой и неделимой Российской империи. Руководящий орган партии - синклит. Печатный орган - журнал "Православное царство".

Политическое движение "Русь монархическая" возникло в июне 1991 года в Москве. Участники учредительного собрания - представители национально-патриотических и монархических группировок - в принятой декларации обратились к россиянам с призывом "поддержать движение по восстановлению исторической справедливости на Руси". На собрании ставился вопрос о приглашении великого князя Владимира Кирилловича (провозглашенного левоцентристским, радикальным блоком русским царем Владимиром I) приехать для коронации в Россию. Лидером движения был избран председатель Русской национальной монархической партии, "регент русской монархии" А. Брумель. В последующие годы деятельность движения свелась, в основном, к раздаче тем или иным политическим и общественным деятелям грамот о дворянском достоинстве.

Все сказанное выше требует глубокого и критического осмысления истории монархического движения, анализа объективных причин его ухода с исторической сцены.

Территориальными рамками исследования определена вся Россия. Существенные различия демографического, социально-экономического и административного характера отдельных ее регионов позволяют увидеть различную силу черносотенного движения в рамках каждого региона.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1903 года до Февральской революции 1917 года. В годы революции 1905-1907 годов создавались основные политические партии монархической ориентации от крайне правых до либерально-монархических. В указанный период шло становление сил черносотенной ориентации, выработка взаимодействия с царским правительством, разработка форм и методов воздействия на массы. С победой Февральской революции произошли существенные перемены в партийных формах черносотенства, его методах борьбы и тактических установках.

В средневековой Руси "черной сотней" называлось податное посадское население. Издревле торговое и ремесленное население русских городов делилось на сотни, представлявшие собою военно-административные единицы. Черными же они именовались оттого, что такое название носили владения, принадлежавшие великому князю как главе государства. Никакого негативного оттенка данное название не имело. Уничижительный нюанс появился в начале ХХ века, когда после почти двухвекового забвения это название появилось вновь. Черносотенцами стали звать себя представители право-монархических организаций, имевших разные программы, но главной своей целью ставивших сохранение российского самодержавия. Именуя себя "черной сотней", они тем самым подчеркивали, что защищают государственность.

Источники, из которых черносотенцы подчеркнули свою идеологию, не имели ни малейшего отношения к революционным идеям. Крайне правые опирались на известную трехчленную формулу-"православие, самодержавие, народность"-и использовали ряд постулатов славянофильства. Самое главное, что взяли крайне правые из славянофильского учения, - это резкое противопоставление России и Запада, под которым подразумевались католическая и протестантская цивилизации. Тогда как Россия, по их мнению, является созданием государей и народа, опиравшихся на учение православной церкви.

В разрез с политикой правительства, направленной на промышленную модернизацию страны, крайне правые утверждали, что "хозяйственная политика должна иметь своим руководящим началом взгляд на Россию, как на страну преимущественно крестьянскую и землевладельческую". Демократия представлялась черносотенцам самым ужасным злом, которое породил западный мир. Для крайне правых было характерно абсолютное недоверие к демократическим ценностям. Монархисты не разделяли убеждения о том, что индивидуальная свобода превыше всего. В их представлении человек всегда был частью общности - общины, сословия, народа. Скептически относились черносотенцы к социалистам всех направлений, которые критиковали буржуазные свободы и обещали победу истинного народовластия после социалистической революции. В противовес демократическим институтам черносотенцы выдвигали принцип абсолютной, единоличной власти.

Первые черносотенные организации появились в России в период назревания первой революции. Тогда они еще не называли себя черносотенцами, не были массовыми и существовали нелегально или полулегально. Свои листовки они, по примеру революционеров, размножали гектографическим способом. Сведения о нелегальных правых организациях встречаются в полицейских донесениях наряду со сведениями о революционных организациях и кружках. Как партия черносотенцы возникли в конце 1905 года, позже всех остальных партий. Таким образом, дворянство реагировало на консолидацию других классов.

Правительство не было заинтересовано в инициативе снизу, даже в инициативе правого толка. Министр внутренних дел В.К. Плеве не одобрял ни зубатовского энтузиазма, ни тем более энтузиазма никому не подотчетных организаций. Их не преследовали, но и не культивировали. Звездный час "черных сотен" пришелся на 1905-1906 года - времена массовых стихийных движений. Когда прежние методы - аресты, ссылки, тюрьмы, даже массовые расстрелы - уже не приносили нужных результатов, правительство решило задушить народное движение руками самого народа.

Ближайшими союзниками черносотенцев, а также их покровителями являлись консервативные правительственные круги, придворные, правые члены Государственного совета. Черносотенцы поддерживали тесные контакты с Постоянным советом объединенного дворянства, образованным в мае 1906 года, и его руководителем графом А.А. Бобринским. Также интенсивным было сотрудничество с националистами.

По мнению черносотенцев, у России было три врага, с которыми надо бороться, - инородец, интеллигент и инакомыслящий, причем воспринимались они неразрывно. В многонациональной империи невозможно бороться с революцией, не борясь с национально-освободительным движением. Невозможно ненавидеть интеллигенцию и при этом любить передовые идеи. Образ инородца поддерживался постоянно, но раньше это был поляк, а сейчас стал еврей. Правда и поляк считался "неблагонадежной" нацией, но доминирующим направлением правой идеологии стал антисемитизм.

В ХIХ веке в Польше прошло мощное освободительное движение, а на рубеже веков прошли массовые национально-освободительные движения многих народов. И в России наиболее бесправной оказалась та нация, которая в числе первых вступила в стадию капитализма. Даже В.В. Розанов, которого нельзя обвинить в любви к евреям, соглашался с невыносимым положением евреев. Именно из-за этого больше всего в национально-освободительное движение вовлекалось еврейской молодежи, что тоже объясняло их интересы: только после свержения самодержавия и завоевания демократических свобод евреи могли рассчитывать на равноправие с другими народами. В начале ХХ века ультраправый лагерь считал, что евреи были главными виновниками революционной смуты, а то, что в этом движении были русские, объяснялось сильным влиянием евреев. Однако надо учитывать, что приток евреев в передовые движения эпохи был напрямую связан с ассимиляционным процессом. Во время "Народной воли" революционеров еврейской национальности было не много, и все были людьми обрусевшими.

Ненависть к евреям была неразрывно связанна с ненавистью к собственной русской интеллигенции. Называя себя "русскими патриотами", на каждом шагу крича о своей любви к России, черносотенцы не могли смириться с тем, что наиболее ярко и талантливо служат отечеству как раз не они. В свою очередь интеллигенция с ее "мягкотелостью" и гуманностью не могла принять черносотенной идеологии. Известен даже случай, когда в одной из провинциальных гимназий ученики судили товарищеским судом двух старшеклассников, принявших участие в погроме. Их приговорили уйти из гимназии, и оба мальчика подчинились суровому решению, потому что это было делом чести.

Но тогда были люди, которые не могли поступиться принципами - интеллигенция. К черносотенцам не примкнул, не присоединился ни один из выдающихся деятелей русской культуры. Но зато и озлобление против них было сильное. "Христопродавцы, изменники России, интеллигентская шушера, жидолюбы" - такими "комплиментами" награждались в правой печати Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, Д. Мережковский, Л. Андреев.

Для черносотенной печати были характеры элементы возрастного консерватизма: недоверие к молодежи, неприязнь к ее вкусам и симпатиям. Черносотенцы выступали против увлечения прогрессивными идеями, против декадентства, а иногда и против образования, особенно заграничного. Возрастной консерватизм был присущ не только черносотенцам, но каждый последовательный черносотенец был невысокого мнения о современной ему молодежи. Простота, с которой все беды списывались на "внутреннего врага", делала черносотенную идеологию удобной для обывательского сознания. Черносотенцы ничего не предлагали и ничего не обещали, кроме как бить евреев, революционеров, либералов, интеллигентов. Поэтому русское крестьянство оказалось почти не затронутым черносотенным движением, так как они понимали, что, даже если они перебьют всех евреев поголовно, земля все равно останется в руках помещиков. К тому же, где их, евреев, взять на Псковщине или под Рязанью? Даже в западных губерниях, где была более благодатная почва для национальной розни, черносотенное движение пошло на убыль к концу революции 1905-1907 годов. Но все же главная ставка черносотенцев на примитивное разжигание межнациональной розни давала свои результаты - начались погромы.

В страшные дни погромов 1905-1907 годов русская интеллигенция не избежала удара, обрушившегося на "врагов России". Интеллигентов избивали и убивали на улицах подчас наравне с евреями. Опознать "предателей" было не трудно: молодежь носила ученическую форму, а взрослые форму ведомств. Например, в Екатеринбурге, в октябре 1905 года, толпа, враждебно настроенная к евреям и студентам, напала на группу молодежи, организовавшую очередной мирный митинг. В итоге побоища 2 человека были убиты,22 - ранены. Причем из 24 пострадавших было лишь 4 еврея. Известны мотивы нападения, которые свидетельствуют о стихийном характере действий толпы.

Вопреки распространенному мнению, не все погромы были подготовлены черносотенными организациями, которые были тогда еще весьма малочисленными. Ощущение подготовленности погромов возникало у современников вследствие массового характера беспорядков и бездействия властей, наблюдаемых повсеместно.

Хотя погромы проходили с одинаковой активностью не на всей территории России. Союз черносотенцев - Союз русского народа - был активен только в районах с многонациональным населением. В губерниях Центрального Черноземья лишь менее одной десятой процента населения входило в структуры СРН, так как там не было инородцев и, следовательно, объектов травли. Нечего было делать черносотенцам в Финляндии, Средней Азии, Прибалтике и Закавказье: там шовинистическая великорусская пропаганда была заведомо обречена на провал. Наиболее активно действовал СРН в регионах со смешанным населением - на Украине, в Белоруссии и в 15 губерниях "черты еврейской оседлости" было сосредоточенно более половины всех членов СРН. Тут в ход шли речи такого типа: "...Русский народ, развесив уши, слушает еврейских ораторов и раскрывает им широко свои объятия. Русская интеллигенция, ставящая себя руководителем народа русского, в особенности молодежь учащаяся, которая не имеет ничего общего с горьким фабричным тружеником и деревенским пахарем, но подпавшая под еврейское воздействие, вовлекли и молодежь из народа в среду смутьянов...".

Истоком всех российских бед, по мнению СРН, была деятельность Петра Первого, завезенная им иностранная зараза". Через прорубленное окно в Европу повеял с Запада сквозной ветер старейшего европейского отрицания, язычества и рассудочности... Нет или не должно быть народности, единокровцев и единоверцев, своеплеменности... - а есть космополитизм; и миллионы листков, и тысячеустная пропаганда европействующих и еврействующих темнят и туманят русское народное сознание... Кругом отныне не все в твоем доме стали тебе братьями, сыновьями, отцами и дедами: тебя надувает иновер, давит инородец, обижает иностранец. Настало время защищаться у себя дома..." Иначе говоря - покончить с "паутиной, в которой задыхаются, выбиваясь из сил, монархи и народы, империи и республики - жизненные соки коих высасывают безжалостные и жадные пауки: жидомасоны".

Как известно, все партии и движения славились особой полюбившейся тактикой: эсеры - индивидуальным террором, социал-демократы - стачками, кадеты - выступлениями в Государственной думе. Черносотенцам принадлежит монополия погромной тактики. Именно погромы были кульминационными моментами всех их действий, главным смотром сил и наиболее радикальным средством борьбы с революцией.

Совершенно погасить народный гнев в 1905-1906 годах было невозможно, однако подменить объект ненависти, направить гнев в другую сторону было спасительным для монархии. Погромы происходили в России и раньше, но только в ХХ веке они приобрели политическую окраску, и только в ХХ веке они превратились в тактику политического движения. Наиболее распространенными были еврейские погромы, но на Кавказе "обязанности" евреев выполняли армяне, а в глубинной России - русские интеллигенты и учащиеся. Так, например, в начале февраля 1905 года в Баку вспыхнул жестокий армянский погром, а вслед за ним произошли избиения студентов и гимназистов в Москве, Тамбове, Казани, Курске, Пскове и других городах.

Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией. Ее судьба была более драматичной, чем судьба других партий. Триумфом и трагедией для эсеров стал 1917г. В короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупнейшую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах самоуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание. Ее представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве.

Привлекательными были ее идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Однако, несмотря на все это, эсеры оказались неспособными противостоять захвату власти большевиками и организовать успешную борьбу против их диктаторского режима.

Таким образом, революционно-демократические партии в России, оформились раньше, чем политические организации и партии консервативного либерального направлений. Хотя как общественно-политические течения все они складывались, начиная с 20-х гг. ХIХ в., и прошли сложный путь развития. Но в России в конце XIX в., приобрели популярность именно революционно-демократическое направление. Причины этого коренились в глубоком неудовлетворении общества положением дел в стране и желанием как можно скорее изменить сложившийся порядок вещей.

Страница 1

Характер общественного движения в России накануне революции 1905-1907 гг. определялся оппозиционными власти и политическому порядку настроениями. Различия состояли в степени оппозиционности, в глубине программы преобразований, в способах их проведения. Выделяют два основных течения: либеральное и революционное (радикальное). Монархические, правительственные силы, чрезвычайно разнородные (от К.П. Победоносцева, отвергавшего даже мысль о реформах, до Д.Н. Святополк-Мирского, склонявшегося к ослаблению самодержавного принципа правления), полноценными участниками общественного движения не являлись. В этом состояла одна из особенностей социально-политической борьбы начала века.

Либералы к началу революции создать политические партии не смогли. Они объединялись вокруг «Союза земцев-конституционалистов» и «Союза освобождения» (конец 1903 - начало 1904 г., лидеры П.Б. Струве, П.Н. Милюков и др.). Радикально-революционные силы нелегальные политические партии имели: Партию социалистов-революционеров (1902 г., лидеры В.М. Чернов, Н.Д. Авксентьев и др.) и Российскую социал-демократическую рабочую партию (I съезд - 1898 г., II съезд - 1903 г., лидеры В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов и др.).

Главные пункты программы:

1. равенство всех российских граждан без различия пола, религии и национальности;

2. свобода совести, слова, печати, собраний, союзов;

3. неприкосновенность личности и жилищ;

4. свобода культурного самоопределения национальностей;

5. конституция с ответственным перед народными представителями министерством (парламентский строй);

6. всеобщее избирательное право по семичленной формуле;

7. местное самоуправление на основе всеобщего избирательного права, распространяющееся на всю область местного самоуправления;

8. независимый суд;

9. реформа податей для облегчения беднейших классов населения;

10. бесплатная передача крестьянам земель государственных, удельных, кабинетских и монастырских;

11. принудительный выкуп в их пользу части земель частновладельческих «по справедливой оценке»;

12. право стачек;

13. законодательная охрана труда;

14. 8-часовой рабочий день, «где его введение возможно»;

15. всеобщее бесплатное и обязательное начальное образование.

16. культурное самоопределение всех наций и народностей (религия, язык, традиции)

17. полная автономия Финляндии и Польши

Эсеры, ориентируясь на рост крестьянского недовольства, принимавшего в начале века формы поджогов, захватов помещичьих земель, неподчинения властям, требовали ликвидировать самодержавие, учредить демократическую республику, социализировать (передать в общественную собственность) всю землю, в том числе помещичью, распределить ее на уравнительных началах между крестьянами. Основным средством борьбы эсеры считали индивидуальный террор против представителей власти (убийства министров внутренних дел Д.С. Сипягина и В.К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, губернаторов Уфы и Харькова).

Программные цели:

1. однопалатное собрание народных представителей, избираемых на основании семичленной формулы всеобщего избирательного права;

2. полная свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек;

Укрепление роли Московского Княжества.
Иван Калита умер в марте 1341 года в одном году с Гедемином. После их смерти на сцену вышли новые правители: Ольгерд Гедеминович и Симеон Иваныч Гордый, оба властные и обладающие сильным характером. Сразу после смерти Калиты было разгорелся спор за княжение в...

Эволюция наместничьего управления
Местное управление до середины XVI века строилось на основе системы кормлений. Государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости...

Слагаемые либеральной традиции в эпоху преобразований
"После Крымской войны, - пишет автор статьи, - либерализм становится программой конкретных действий. Проблема, возникшая перед ним, состояла в преодолении дисбаланса между новациями и традициями, который, как показал опыт первой четверти XIX в., создава...

Общественное движение в конце XIX - начале ХХ века

В конце XIX в. основную роль в либеральной оппозиции по-прежнему играли земства. Своей главной задачей либералы считали введение конституции в России. На этой платформе в 1904 ᴦ. возникает организация ʼʼСоюз Освобождения ʼʼ, объединившая либеральных земцев и интеллигенцию. Выступая за конституцию, ʼʼСоюзʼʼ выдвигал и другие требования: отчуждение части помещичьих земель за выкуп, ликвидация отрезков и т.п.

Тяжелый кризис переживает в эти годы народничество. В нем значительно усиливается либеральное крыло, представители которого (Н.К. Михайловский, С.Н. Кривенко и др.) надеялись воплотить народнические идеалы в жизнь мирным путем. В среде либерального народничества возникла ʼʼтеория малых дел ʼʼ, ставившая перед интеллигенцией задачу постепенного улучшения положения крестьян. В отличие от либералов либеральные народники преследовали в основном социально-экономические цели.

В 1902 ᴦ. на базе либерального народничества возникает Партия социалистов-революционеров (эсеров ) под руководством В.М. Чернова. Наиболее важной частью программы эсеров была социализация земли, ᴛ.ᴇ. уничтожение частной собственности на землю и передача ее общинам. Эсеры вели активную пропаганду среди рабочих и крестьян. При этом эсеры не были мирными пропагандистами. В недрах партии существовала законспирированная террористическая ʼʼБоевая организация ʼʼ, возглавляемая сначала Г. Гершуни и Е. Азефом (оказался провокатором и был казнен эсерами), а затем Б. Савинковым (российский ʼʼтеррорист номер одинʼʼ). В 1902-1904 гᴦ. террористы убили министров внутренних дел Сипягина и Плеве, Московского генерал-гу6ернатора великого князя Сергея Александровича.

В конце XIX в. в России всœе большее распространение получает марксизм. В 1895 ᴦ. в Петербурге возникает ʼʼСоюз борьбы за освобождение рабочего класса ʼʼ во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В 1898 ᴦ. в Минске состоялся I (учредительный) съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии), однако принять программу и устав партии тогда не удалось. Только в 1903 ᴦ., на II съезде в Брюсселœе и Лондоне, были приняты программа и устав РСДРП. Программа, включала в себя две части: программы минимум и максимум. Программа-минимум определяла ближайшие задачи партии: свержение самодержавия и установление демократической республики; введение 8-часового рабочего дня; возвращение крестьянам отрезков и отмену выкупных платежей и была рассчитана на двадцатилетний срок. Программа-максимум была нацелœена на установление диктатуры пролетариата и построение коммунизма. Срок реализации этой части программы партии определœен не был.

На съезде было принято решение об издании партийного печатного органа – газеты ʼʼИскра ʼʼ.

В процессе обсуждения проектов программы и устава среди депутатов съезда произошел раскол на радикально настроенное большинство во главе с Лениным (большевики ) и более либеральное меньшинство во главе с Ю.О. Мартовым (меньшевики ).

В начале XX в. возникло черносотенное движение. Оно состояло из множества организаций. Самой крупной из них был ʼʼСоюз русского народа ʼʼ, которым руководил В.М. Пуришкевич. Движение носило ярко выраженный националистический и шовинистический характер.
Размещено на реф.рф
Группы боевиков организовывали погромы нерусского и неправославного населœения, нападали на рабочие и студенческие демонстрации. Черносотенцев открыто поддерживали император (Николай II был почетным членом ʼʼСоюзаʼʼ) и русская православная церковь (РПЦ).

Общественное движение в конце XIX - начале ХХ века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественное движение в конце XIX - начале ХХ века" 2017, 2018.

  • - Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль - классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более... .


  • - Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,... .


  • - Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

    Вариант №1 Инструкция для студентов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Оценка «5»: 53-54 балла Оценка «4»: 49-52 баллов Оценка «3»: 45-48 баллов Оценка «2»: 1-44 баллов На выполнение работы необходимо 1 час 50 мин. – 2 часа.Уважаемый студент! Вашему вниманию... .


  • - XIX век

    Социалистический реализм Неопластицизм Пуризм Кубофутуризм Арт... .


  • - Консерватизм в России XIX столетия

  • - Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.

    Физиологический очерк - жанр, основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40годах XIX века в Англии и Франции, а позднее появился и в... .


  • - Чепец с вырезом на макушке оленных чукчей (рубеж XIX - XX вв.).

    Одеяние Одежда для боя.На наличие специальных типов боевой одежды источники прямо не указывают. Вероятно, у чукчей еще не было четкой специализации мирной и военной одежды. Вообще же, на взгляд европейцев, чукчи одевались легко для их сурового климата. Мужчина обычно...

  • Общественное движение в России в начале 20го века.

    1) Особый стиль формирования политических партий. Социалистический мир и национальные партии.

    2) Действия правительства на этапе подъёма буржуазнодемократической революции 1905 года.

    4) Монархические партии.

    5) Первый опыт Российского парламентаризма. (1, 2, 3, к госдумы глава 28)

    1) По форме правления Россия к началу 20го столетия являлась самодержавной монархией.Отстуствие политических прав и свобод превращали в Россию в уникальное явление, среди относительно развитых стран мира. Противоречия самодержавных порядков с модернизирующейся экономикой достигла в начале 20го века небывалого накала.

    *Политическая партия - ϶ᴛᴏ организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа, ставящая перед собой цели и их реализации путём прихода власти или участия в её осуществлении. Все политические партии России начала 20го века в соответствии с их видением будущего России политических целœей, средств и методов достижения этих целœей следует разделить на несколько категорий:

    Левые*(социал-демократическая)

    Трудовики*

    Либеральные*(партия кадетов)

    Консервативные*

    Монархические*(союз русского народа и другие) Более 20ти разделявших идеи Бокунина и Кропоткина. Возникли национальные и социалистические партии, действовашие нелœегально. Социал демократия королевства польского и литвы 1893 бунд. 1897.

    Российская социал демократическая рабочая партия. (1903)

    Партия социалистов революционеров. Свою социальную опору видели крестьянстве (Т в крестьянстве)

    Основные положения программы большевиков. Марксистов.

    1) Переход от одной общественно экономической формации к другой осуществляется через социальную революцию.

    2) Социальная опора партии – рабочий класс – пролетариат.

    Главная движущая сила социалистической революции – пролетариат.

    После революции следует установление диктатуры пролетариата!

    Руководство партии состояло из интеллигенции. Происхождение и структура политической системы России со значительным удельным весом революционных социалистических партий малоблагоприятствовало плавному эволюционному развитию россии.

    2.) ОТстуствие политических и аграрных реформ в последние десятилетия 19го века привело к революционному взрыву января 1905.

    Николай II вступил на престол в конце 19 века. Во время его правления усилилась роль императора и его личной канцелярии. Революция 1905 года заставила царизм вернуться к назревшим социально-политическим преобразованиям. 6 августа 1905 года царизм объявил об учреждении государственной думы. Булыминской. Уступкой царизма оказалась недостаточной. Булыгинская дума бойкотировалась октябрь 5 года в обстановке нарастающей волны революции. В октябре в период всœероссийской октябрьской стачки николай 2 подписал Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17го октября 1905 года подготовленный Витте. В нём провозглашались политические свободы. Слово печати уличных шествий собраний союзов отмена сословий. Дума парламент наделялись законодательными правами. К участию в выборах привлекались лишённые избирательных прав по Булыкинскому законопроекту слои населœения. Государственный совет преобразовывался в высшую палату думы с правом утверждения законов.

    Формально манифест превращал самодержавный государственный строй России в конституционно-монархический. Были лишены прав выбора женщины, салдаты, матросы, учащиеся, безземельные крестьяне.

    3) В ходе революции 1905 -7 годов возникла первая российская многопартийность.

    Политически формировалось либеральное движение. Его правое консервативное крыло составляла партия союз 17 октября. Лидеры – Гейден, Александр Иванович Гучков, Родзянко.

    Численность – 65 -70 тысяч членов. Социальный состав – крупная финансовая и промышленная буржуазия либеральные помещики, состоятельная интеллигенция. Программа –

    1. ʼʼсодейсвие правительству идущему по пути спасительных реформʼʼ

    2. Модернизация страны

    3. Защита принципа конституционной монархии и единого и не делимого российского государства.

    4. Решение крестьянского вопроса минуя принудительное отчуждение помещичьих земель. Переселœение крестьян за урал, активизация деятельности крестьянского банка.

    5. Ограничение права стачек, против введения восьмичасового рабочего дня. Радикальное либеральное крыло составляло конституционно-демократическая партия. Братья Долгоруковы, Кормилов, Котляровский, Маклаков, Павел николаеви мелюков , Пётр струве.

    Численность 55 тысяч, социальный состав – интеллигенция Либеральные буржуа и помещики. Удельный вес рабочего класса в партии не превышал 15%. Программа – правовое государство в форме конституционной монархии. 2) Гражданские права, Национальное, сословное, культурное равноправие. 3) Решение аграрного вопроса через принудительное отчуждение части помещичьих земель. 4) Признание права рабочих на скачки, и на восьмичасовой рабочий день.

    4) Монархические партии. Препятствием на пути осуществления реформ встал монархическо-дворянский блок. Русская-монархическая партия, союз русских людей, Всероссийский союз земельных собственников. Основной силой стал союз русского народа. Лидеры: Дубровин, Пурешкевич. Русский патриотизм, охрана начал православия, единство и незыблемость Российской империи и самодержавия. Протест против доморощенной буржуазии, заражённой гнилью запада. Чёрные софии организовали погромы в 150 городах страны.

    Важнейший итог первой русской революции 1905-1907г в создании Парламента и во введении политических свобод.

    Новая система политической организации гос-ва в 1907 по 1914г получила название Третьеиюльская политическая система(союз царя, дворян и крупной буржуазии объединœенной гос думой)

    Общественное движение в России в начале 20го века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественное движение в России в начале 20го века." 2017, 2018.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»