Политическая власть и политика. Понятие «политической власти

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

«Власть» является базовым понятием политологии, многие исследователи рассматривают политологию как науку о власти, роль власти в общественных отношениях сравнивается с ролью денег в экономике или энергии в физике. Широкое использование термина «власть» в различных науках и повседневной речи затрудняет его однозначное понимание. Дискуссии о том, что такое «власть», отчасти объясняются трудностью непосредственного наблюдения данного явления, поскольку не существует власти самой по себе, а есть конкретно фиксируемые действия, которым приписывается статус властных. В различных сферах жизни сформировались многочисленные выражения властных отношений: «власть денег», «власть судьбы», «власть красоты», «власть над собой», «власть природы», «власть закона», «власть толпы», «власть идеи», «власть времени», «власть нужды».

Популярны цитаты и афоризмы о власти: «Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти» (Ф. Ницше); «Разделяй и властвуй» (приписывается разным авторам); «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон); «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Апостол Павел); «Моя истинная любовница - это власть» (Наполеон Бонапарт); «Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» (М. Вебер). Как можно определить понятие «власть»?

В Толковом словаре В.И. Даля приводится следующее определение власти: «Власть - право, сила и воля над чем-либо, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; начальство, начальник или начальники». Производные значения от существительного «власть» толкуются Далем так: «Властный, кому дана власть, сила, право и воля чем-то распоряжаться. Властитель - господин, владетель, владелец, кто держит власть, право и силу над чем-то, кто повелевает, управляет, владеет. Властвование, владение, управление, в значении действия; господствование» . Таким образом, «власть» можно рассматривать как волевое действие, которое опирается на влияние авторитета или угрозу наказаний, осуществляется активным субъектом в рамках его полномочий.

Принято выделять две группы концепций, по-разному объясняющих феномен власти: 1) секционная концепция, основы которой были заложены в работах Т. Гоббса и М. Вебера, и 2) несекционная концепция, наиболее известная по работам Т. Парсонса, X. Арендт и М. Фуко.

Секционная концепция при анализе власти прежде всего обращает внимание на неравенство отношений субъекта и объекта, конфликт интересов субъекта и объекта, навязывание воли субъекта с угрозой санкций. М. Вебер понимал под властью вероятность реализации субъектом своей воли в социальном отношении вопреки сопротивлению объекта, независимо от того, на чем основана вероятность. В понимании X. Лассуэла и Э. Кэплэна власть представляет собой влияние на деятельность других людей, принятие решений, а в случае сопротивления субъекту власти используются негативные санкции. Похожая трактовка власти представлена Р. Далем в схеме: власть субъекта над объектом выражается в том, что субъект имеет возможность (или способность) заставить объект сделать нечто, что объект сам бы делать не стал. Российский исследователь В.Г. Ледяев определяет власть как способность субъекта обеспечить подчинение объекта в соответствии со своими намерениями.

С точки зрения Э. Гидденса, любая деятельность вносит изменения в ранее существовавшее положение дел или ход событий, осуществление этой деятельности подразумевает наличие власти. Власть представляется в качестве обычного элемента поведения во взаимоотношениях людей, где субъекты независимы в своих действиях, а объекты зависимы.

Несекционная концепция рассматривает власть в качестве коллективного ресурса общества и не акцентирует внимание на таких элементах, как конфликт, навязывание воли субъекта, игнорирование интересов объекта. Т. Парсонс рассматривал власть в политической сфере и определял ее как способность обеспечить выполнение элементами системы своих обязанностей, которая легитимизируется тем, что направлена на достижение коллективных целей и предполагает в случае неповиновения применение негативных санкций. По X. Арендт, власть - коммуникация субъектов, в которой одни субъекты наделяют других властью для достижения общего блага, поэтому на первый план выходит согласование интересов для достижения коллективных целей, а не насилие, подавление, господство или зависимость.

В концепции М. Фуко «власть» понимается как механизмы, техники, действия, проявляющиеся в отношениях людей в каждый момент их существования. Власть выражается в «дисциплинирующих техниках» в армии, школе, больнице, тюрьме, на фабрике. Власть создает знание, данные понятия взаимосвязаны и взаимозависимы. Власть не является привилегией государства, оно способно только овладеть уже существующей системой властных отношений.

Оригинальную концепцию власти предложили представители теории обмена (П. Блау, Дж. Хомане, Р. Эмерсон). Основным постулатом этой теории является неравное распределение различных ресурсов между индивидами, которое порождает необходимость получения дефицитных ресурсов, а, следовательно, зависимость получателей от их владельцев. Причем отношения «власть - зависимость» не остаются неизменными, а определяются балансом распределения ресурсов в данный момент. По определению Р. Эмерсона, власть - это уровень потенциальных издержек, которые один действующий субъект способен заставить другого принять, зависимость - это уровень потенциальных издержек, которые действующий субъект согласен взять на себя во взаимоотношении.

Если обобщить компоненты власти, рассматриваемые различными авторами как существенные при определении понятия «власть», то получится следующий перечень из шести структурных компонентов власти:

  • 1) актор, субъект, объект, агент;
  • 2) способность, возможность, потенциал, право, сила, воля;
  • 3) источники, ресурсы, основания, средства, инструменты, позиция;
  • 4) отношения, влияние, господство, подчинение, зависимость, руководство, манипуляция, контроль, воздействие, принятие решений, распределение, конфликт, сопротивление, санкции, обмен;
  • 5) интересы, блага, ценности, выгоды, желания, намерения;
  • 6) результат, достижение цели, следствия, последствия, изменения.

Придерживаясь различий в понимании власти между представителями секционной концепции, несекционной концепции, теории обмена, можно предложить три определения власти, собранные из структурных компонентов. Власть - это:

  • 1) способность, возможность, потенциал, право субъекта, опираясь на различные ресурсы и занимаемые позиции, осуществлять влияние, господство, руководство, принятие решений, распределение благ для достижения своих целей и изменения поведения зависимого объекта;
  • 2) коллективный ресурс социальной группы, который передается отдельным индивидам для осуществления общего блага в форме признания авторитета руководителей, наделения их правом управлять обществом и применять санкции;
  • 3) способность и возможность агента, обладающего ресурсами и испытывающего ресурсный дефицит, произвести обмены ресурсами с обладающим ресурсами и испытывающим ресурсный дефицит агентом, с распределением выгод и издержек в свою пользу.

Большинство исследователей соглашаются с тем, что в политической сфере (или в более узком понимании - в государстве) властные отношения проявляются наиболее ярко. В типологизации власти одно из первых мест занимает именно политическая власть.

Чтобы отграничить политическую власть от иных видов власти, необходимо прояснить содержание понятия «политика». Это позволит очертить круг субъектов и объектов власти, решаемых ими вопросов, используемых ресурсов властных отношений.

Слово «политика» впервые было употреблено Аристотелем для названия своего произведения, посвященного государству и управлению, поэтому закрепилась тесная связь терминов «политика», «государство», «управление».

Можно согласиться с мнением политологов, которые жестко не закрепляют за политикой определенную предметную сферу отношений, допускают возможность перехода в область политики любой проблемы (свойство политики проникать во все сферы общества). Какие характеристики позволяют отделить политические отношения от неполитических отношений? Во-первых, это непосредственная связь с государственным управлением, во-вторых, решение важных общественных проблем, которые затрагивают интересы больших социальных групп.

Государственные институты, основываясь на праве издавать и исполнять законы, применять легальное насилие, собирать налоги, принимают обязательные для исполнения решения по наиболее важным общественным проблемам, разрешают конфликт интересов различных групп общества.

Наряду с государственными институтами существуют субъекты, которые обладают политической (но не государственной) властью или другими видами власти. Они оказывают значительное влияние на принятие решений по важным общественным проблемам и также разрешают конфликт интересов социальных групп. К таким субъектам можно отнести разнообразные организации гражданского общества - оппозиционные партии, профсоюзы, церковь, ассоциации бизнеса, лоббистские группы, местное самоуправление. Значительное влияние на принятие политических решений оказывает крупный бизнес в лице ТНК, которые являются основными производителями, налогоплательщиками, работодателями, инвесторами. Крупные корпорации преследуют в политике прежде всего экономические цели создания благоприятных условий для хозяйственной деятельности компаний. Однако прямое и косвенное взаимодействие корпораций с государственными органами чаще всего выходит за рамки узкоэкономических интересов и превращает хозяйствующих субъектов в активных участников большой политики.

Поэтому в узком смысле политическую власть можно ассоциировать с государственной властью, в широком смысле политическая власть включает также всех субъектов, способных воздействовать на принятие общезначимых решений, не опираясь на государственные ресурсы. Следует отметить, что политическая власть в широком понимании, как правило, связана с разнообразными формами отношений с государственными институтами: легальными и нелегальными, мирными и насильственными. Претендующие на политическую власть негосударственные структуры, например террористические группы, незаконные вооруженные формирования, мафия, могут приобрести настолько сильное влияние в обществе, что для борьбы с ними приходится использовать ресурсы нескольких государств.

Политическая власть понимается двояко. Либо как неотъемлемое, естественное свойство общественных отношений. Такой точки зрения придерживались Т. Парсонс, П. Блау, Ю. Хабермас, М. Фуко и др. Либо под политической властью понимается деятельность субъектов, направленная на достижение групповых интересов за счет использования ресурсов и политических институтов. Данная позиция обоснована М. Вебером, Г. Лассуэллом. Российский политолог А.И. Соловьев предлагает следующее определение: политическая власть - это система нормативно закрепленных общественных отношений, в которой доминирующая группа использует государственные институты для распределения общественных ресурсов в своих интересах. Таким образом, политическая власть рассматривается как совокупность взаимоотношений по поводу распределения (обмена) ресурсов с использованием институтов государственной власти. С подходом А.И. Соловьева сочетается подход В.Г. Ледяева, который предложил определять понятие «политическая власть», отталкиваясь от определения «политики» - любые проблемы, наделенные статусом политических, порождают политическую власть.

Исходя из вышеуказанной связи власти и политики можно дать следующее определение политической власти.

Политическая власть - это способность, возможность, право субъекта, опираясь на различные ресурсы, в том числе государственные, осуществлять влияние, господство, руководство, принятие решений, распределение благ, оказывающие существенное воздействие на большие группы людей и затрагивающие жизненно важные интересы социальных групп.

Как государство является ядром политической системы, так государственная власть считается ядром политической власти. Государственная власть обладает рядом только ей присущих признаков, связанных с признаками государства как политического института:

  • монополия на законное использование силы и принуждения в территориальных границах государства. Использование силы и принуждения негосударственными субъектами расценивается как противозаконное и подлежит наказанию;
  • обязательность решений органов государственной власти для всех жителей государства. Решения авторитетных и обладающих значительными ресурсами негосударственных субъектов могут быть объявлены незаконными и отменены;
  • публичность государственной власти означает право государственных субъектов выносить свои решения от имени всего общества и адресовать их всем жителям страны. Негосударственные субъекты выносят решения от своего имени и не могут претендовать на выражение мнения всего общества;
  • широкий набор ресурсов государственной власти, применяемый для достижения цели. Негосударственные субъекты, взятые сами по себе, не обладают сравнимым с государством объемом ресурсов или вообще лишены возможности на законном основании использовать определенные типы ресурсов;
  • единый центр принятия решений, интегрирующий различные уровни государственной власти в единую вертикаль. Негосударственные субъекты власти не обладают подобной высокой степенью централизации и соподчинения низших уровней высшим уровням иерархии.

Субъектами политической и государственной власти могут быть: государство в целом (это особенно ярко проявляется во внешней политике), политические институты (законодательные, исполнительные, судебные, партии), политические элиты (небольшие группы, оказывающие решающее влияние на принятие решений), политические лидеры (государственные и негосударственные).

В качестве объектов политической власти выступают отдельные индивиды, социальные группы, население страны.

В политической науке существует два подхода к определению, кто конкретно осуществляет власть. Первый подход утверждает, что в конечном счете власть реализует определенный индивид. За властным действием стоит воля и интересы лидера, руководителя, который при этом учитывает мнение своего окружения. Второй подход уделяет основное внимание не воле и интересам индивида, а социальному статусу и ресурсному потенциалу индивида как элемента общественной системы. Властное действие изначально заложено в функцию статуса и роли, индивид осуществляет его по закону системы. Э. Гидденс предложил синтетический подход, который объединяет активного субъекта и систему социальных статусов: социальная структура не существует без действий индивидов, сами действия создают социальную структуру и роли. Таким образом, получается, что непосредственно властные отношения реализуются конкретным индивидом в им самим создаваемой системе социальных ролей. Объект власти становится таковым в момент взаимодействия с субъектом и исполнения социальной роли подчиненного.

Субъектами политической власти могут быть также отдельные индивиды и коллективы людей (группы, элиты, партии, организации). При коллективном осуществлении власти необходимы согласованные действия субъектов. Малочисленные группы осуществляют власть над гораздо более многочисленными группами благодаря наличию ресурсов, организации и координации действий.

Наряду с политической властью (государственной властью в узком понимании) в обществе существуют другие виды власти. Наиболее часто в зависимости от основного ресурса и сферы функционирования выделяют экономическую, социальную, культурную власть. Их определения можно вывести из общего определения власти, ограничив сферу распространения конкретной предметной областью. Так, экономическая власть предполагает право, способность и возможность на основе обладания экономическими ресурсами осуществлять влияние, господство, руководство, принятие решений, распределение благ в процессе хозяйственной деятельности. Социальная и культурная власть - это право, способность и возможность на основе обладания социальными и культурными ресурсами осуществлять влияние, господство, руководство, принятие решений, распределение благ в социальной и культурной сфере.

Таким образом, каждой сфере жизни общества соответствует свой тип власти, базирующийся на определенных ресурсах. Как сферы общественной жизни взаимосвязаны и тесно переплетены друг с другом, так и разные виды власти дополняют, перекрывают друг друга, переходят друг в друга. В истории политической мысли существовали концепции, которые выделяли доминирующие типы власти. Марксисты отдавали приоритет экономической власти, сторонники цивилизационного подхода А. Тойнби ставили на первое место культурную власть, М. Вебер подчеркивал важность социальной власти.

На протяжении истории наблюдается эффект накопления власти (кумулятивный эффект), когда обладание одним видом власти дает возможность приобрести другой вид власти. В частности, это проявляется в активном влиянии субъектов экономической власти на политику и значительном воздействии субъектов политической власти на экономику. При этом возникает проблема соблюдения баланса во взаимоотношениях разных видов власти, поскольку они «говорят на разных языках». Политическая власть далеко не всегда ориентирована на прибыль и эффективность производства, а экономическая власть, как правило, не рассчитана на достижение общего блага и предотвращение конфликтов различных социальных групп.

Можно классифицировать типы власти по следующим критериям:

  • в зависимости от масштаба деятельности субъектов властных отношений: международная, национальная, региональная, местная;
  • в зависимости от типа социальных институтов: государственная, партийная, церковная, профсоюзная, семейная;
  • в зависимости от функции в государственном устройстве: исполнительная, законодательная, судебная.

Под источниками власти понимаются «первопричины», обеспечивающие отношения господства-подчинения. К ним относят авторитет политического лидера, силу (прежде всего военную), нормы закона, экономические блага (богатство), выдающиеся качества (харизма), интерес (в форме принятия идеологии). К источникам власти можно отнести научные и сакральные знания, которыми обладают субъекты.

  • 1ЖБ: http://slovardalya.ru (дата обращения: 01.09.2017).

Рассмотрим основные понятия и признаки политической власти . Власть – непременнейший и важнейший элемент любого общества. Она является объектом соперничества сословий, групп, классов, партий, отдельных личностей. В то же время власть – неотъемлемое условие организованности и порядка человеческого общества. Вопрос о власти выступает ключевым в социальных революциях и в процессах модернизации общества.

Понятие и основные параметры политической власти

В политической науке отсутствует единый теоретико-методологический подход к анализу власти, к содержанию данного понятия, но все исследователи отмечают сложность и многоплановость проблемы власти, многообразие ее носителей (субъектов) и разновидностей. Власть как таковая представляет собой особый вид общественных отношений , присущий человечеству на всех этапах его развития. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и организации.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры: масштабы, объем, время и пространство. Масштабы власти – это характеристики значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти представляет собой количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или властного органа. Время власти – это период функционирования данной власти или властного органа. Пространство власти определяется площадью, территорией, регионами, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует. Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

Признаки политической власти в обществе

Отличительными признаками политической власти являются:

  • верховенство, то есть обязательность ее решений для всего общества;
  • право на легальное использование насилия против антиобщественных элементов;
  • наличие единого центра принятия решений;
  • выполнение роли арбитра в случае конфликтов между представителями различных социальных групп;
  • обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции;
  • целенаправленное использование средств массовой информации для формирования определенного общественного мнения.

Политическая жизнь общества включает в себя деятельность определенных социальных групп и личностей по поводу власти. В зависимости от степени их вовлеченности в эту деятельность выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъект власти – это ее обладатель, носитель. Субъектом власти может быть: правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов). Объектом власти могут быть: отдельный гражданин, социальная группа, общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти. Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическими режимами народ является только объектом власти.

Ресурсы власти – это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы. Власть обычно применяет различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в их использовании располагает государство.

Механизмы и способы властвования

Механизм власти представляет собой социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. Способы властвования могут быть: демократическими (при участии исполнителей в принятии решений), авторитарными (неограниченная власть, но не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом) и прочее.

Легальность и легитимность власти

Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность. Политическая легитимность – это общественное признание власти и ее права на управление. Легальность власти – это ее нормативно-правовая закрепленность, узаконенная в соответствующих государственных документах. С первым понятием отождествляют ее оценочный, этический характер, со вторым – юридический. Само понятие легитимности возникло в начале XIX века во Франции и обозначало политическое движение, которое ставило своей целью восстановление власти короля как единственно законной в отличие от власти узурпатора Наполеона. Легитимная власть характеризуется как правомерная и справедливая, так как связана с верой подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок является наилучшим для страны. Выделяются следующие источники легитимности :

  • Участие граждан в управлении, которое создает общую причастность людей к политике, позволяет гражданам чувствовать себя ее субъектами.
  • Технократическая легитимность, то есть легитимность посредством экономической, военной, образовательной и тому подобной деятельности власти. В данном случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов этой деятельности (например, Япония, Сингапур, Южная Корея).
  • Легитимность через принуждение. Формы принуждения различны и проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Сила – последний аргумент, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность.

Разделение властей и основные тенденции властных отношений

Невозможность осуществлять власть из единого центра и единым властвующим субъектом привела в демократическом государстве к разделению властей. Власть реализуется как по вертикали, так и по горизонтали. Разделение власти по вертикали – это разделение между субъектами государственного управления различного уровня, прежде всего общенационального (центра) и местного. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например, региональный уровень. В этом случае регион (область, город, край) наделяется властью, которая защищена от посягательства центра конституцией. Такая система власти называется федеральной (США, Индия, Россия). Региональный уровень власти может отсутствовать или быть зависимым от центра. Такая система власти называется унитарной, например, в Дании, Франции. Разделение власти по горизонтали реализуется между субъектами государственного управления, которые находятся на одном и том же уровне. Власть в этом случае распределяется между тремя властными органами: законодательным, исполнительным и судебным.

Исследователи выявили основные тенденции властных отношений . Первая - укрепление государственной, национальной и бюрократической власти. Политическая практика показывает, что государственные органы и бюрократический аппарат стремятся расширить свою власть и функции, используя для этого все имеющиеся средства. Вторая состоит в смещении политической власти от нижних ее звеньев и уровней в сторону центральных, общенациональных правительств. Это характерно для всех цивилизованных стран. Данная тенденция связана со сложностью самого современного общества, так как такие проблемы, как экономический спад, инфляция, экология и другие можно решить лишь на общенациональном уровне. Третья - перемещение власти от законодательных органов к исполнительным. Законодательная инициатива и принятие решений всегда находились в руках исполнительной власти, которая служила противовесом, совершенствуя или отвергая исходящие от законодателей предложения.

Введение

Власть является одним из фундаментальных принципов политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где имеются любые стойкие объединения людей, тесно связанная с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Политическая власть возникла раньше власти государственной и определяет реальную способность социальной группы или индивида обнаруживать свою волю. Она является неотъемлемой составляющей общего определения власти как формы социальных отношений, которой свойственный всеобъемлющий характер, способность проникать во все сферы человеческой деятельности.

Любая система имеет системообразующий компонент. Для политической системы – это политическая власть. Она интегрирует все элементы системы, вокруг нее продолжается политическая борьба, она - источник социального управления, которое, в свою очередь, является средством осуществления власти. Следовательно, власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, его развития и единства.

Отрасль политической науки, которая исследует власть, называется кратологией, а ученые, которые анализируют ее, - кратологами. Политологи по-разному толкуют понятие “власть”.

1. Власть – это «способность вмешиваться в цепь событий, чтобы как-то их изменить» (Э. Гидденс).

2. Власть – это «вероятность того, что один актор в рамках социальных отношений окажется в состоянии реализовать собственную волю вопреки сопротивлению» (М. Вебер).

3. Власть – это «возможность индивидов и групп оказывать намеренное и предвиденное воздействие на других индивидов и группы» (Д. Ронг).

4. «Власть – это социальное сосредоточение командования, опирающегося на один или несколько слоев или классов общества» (Ж. Френд).

Сущность и особенности политической власти

Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики.

Признаки политической власти:
моноцентричность

1. Легальность власти означает ее законность, юридическую правомерность. Легальная власть действует на основе четко фиксированных нормативно правовых актов.

2. Легитимность власти - это добровольное признание ее справедливой, прогрессивной большей частью населения.

3. Верховенство власти - это обязательность выполнения властных решений (экономических, политических, правовых, и др.) всеми членами общества.

4. Влияние власти - это способность субъекта политики осуществлять влияние в определенном направлении на поведение индивидов, групп, организаций, объединений, с целью сформировать или изменить мнение людей по определенному вопросу, урегулировать политическое поведение социальных субъектов.

5. Публичность - значит, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества.

6. Моноцентричность власти означает существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений.

7. Эффективность и результативность заключается в том, что именно в конкретных социальных результатах реализуются все замыслы, платформы, программы власти, выясняется ее способность эффективно управлять всеми областями общественной жизни.

Теории политической власти:


С точки зрения реляционистских теорий (от англ. relation – отношение) власть рассматривается как взаимоотношение, как минимум, между двумя субъектами. Характерной чертой такого взаимоотношения является оказание влияния одним субъектом на другого. Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М. Вебером. «Власть, – отмечал он, – возможность одного социального субъекта реализовать свою волю вопреки сопротивлению других участников политического действия».

Общим «знаменателем» теорий сопротивления является концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающем сопротивление объекта власти (того, на кого направлено действие власти). Преодоление сопротивления может основываться на вознаграждении, угрозе применения негативных санкций, признании объектом власти права ее субъекта отдавать приказы и распоряжения и требовать их исполнения на идентификации объекта власти с субъектом власти и др. Здесь важно оказание влияния субъектом власти на мотивы подвластного. Другую группу реляционистских теорий власти можно обозначить как теории «обмена ресурсов ». Согласно этим теориям, властные отношения возникают тогда, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов. В теории раздела «зон влияния » власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти. Автором этой теории считается Д. Ронг.

Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы. Аналогом денег в такой модели является власть, «товаром» – имидж кандидата, его предвыборная программа, а «покупателями» – избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания. Основой такого «обмена» является взаимное стремление сторон к наибольшей выгоде от «сделки».

Согласно системной теории , власть рассматривается как атрибут социальной системы. Т. Парсонс определял власть как обобщенного посредника. Ее роль в политике подобна той, которую играют деньги в экономике. «Мы можем определить власть, – подчеркивал американский социолог, – как реальную способность… осуществлять влияние на различные процессы в системе».

Функции политической власти


Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

1) Функция целеполагания определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

2) Интегративная функция обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

3) Регулятивная функция регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

4) Дистрибутивная функция осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

5) Идеологическая функция заключается в разработке определенного общественного идеала, который включает политические и социальные ценности;
6) Воспитательная функция направлена на социализацию индивидов, то есть их включение в политическую жизнь;
7) Инновационная функция направлена на творческое осмысление политической действительности, выработки способов и методов ее изменения. То есть политика имеет своим заданием создавать новые, более прогрессивные формы социальной организации жизни.

8) Прогностическая функция - определение перспектив общественного развития, создания разнообразных моделей будущего состояния политической системы, и тому подобное.

Легитимность политической власти и её типы

Природа и основа политической власти в политической науке описываются с помощью понятий «легальность» и «легитимность». Под легальностью (юридической легитимностью) понимается законность власти. Понятие же «легитимность », введенное в политологию М. Вебером, трактуется как правомочность власти, ее поддержка со стороны общества, проявление лояльности к власти со стороны граждан. Вебер утверждал, что характер легитимности власти (господства) определяет ее природу. Согласно веберовской теории, существуют три типа легитимного господства.


Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки. Основными разновидностями традиционного господства ученый считал патриархальную и сословную. Патриархализм (существовавший еще в Византии) отличался личным характером господства. Как правило, подданные непосредственно зависели от воли своего владыки, который осуществлял непосредственный контроль за исполнением своих распоряжений. Однако по мере расширения географического пространства, на которое распространялась власть, осуществлять личный контроль становилось все сложнее. Поэтому главное лицо было вынуждено назначать своих «наместников», которые от его имени осуществляли власть на местах. Со временем образовывалось целое сословие, главной функцией которого становилось управление. Такая разновидность господства и обозначалась Вебером как сословная.

Харизматический тип господства (от греч. charisma – божественный дар) основывается на вере в необыкновенные качества, свойства личности. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, приписывающих вождям необыкновенные свойства. Вожди подобного рода всегда стремятся подорвать основы существующего социального порядка и отличаются политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», способную внести изменения в лишенную динамизма структуру общества.

Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые носили личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. В этом случае господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам – законам.

Механизмы легитимизации политической власти:

Вслед за М. Вебером многие политологи обращались к проблеме легитимности власти. С. Липсет под легитимностью понимал убежденность масс в необходимости сохранения данного политического порядка. «Легитимность, – отмечал он, – подразумевает способность политической системы порождать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты больше всего подходят для данного общества». Французский социолог П. Бурдье связывает легитимность со скрытой верностью. Т. Парсонс полагает, что в основе легитимации – приверженность определенным ценностям. Современные политологи предлагают различать легитимность политических лидеров, легитимность политических институтов и легитимность политических режимов.

Обеспечение легитимности власти – ее легитимизация – предмет особой заботы любой власти. Выделяется несколько универсальных механизмов легитимизации власти.

1. Социально-психологический , основывающийся на психологических свойствах групп и масс. При обеспечении легитимности акцент делается на: конформизм массы, стремление среднего человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства; веру в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей; чувство компетентности и иллюзию контроля.

2. Политическое участие граждан, прежде всего в форме выборов, позволяет гражданам ощутить собственную причастность к власти, ее зависимость от интересов и настроений граждан.

3. Политическая социализация – процесс усвоения политических норм и ценностей, а также форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Данный механизм обеспечивает поддержку власти на основе существующих норм и ценностей.

4. Демонстрация эффективности власти, и в первую очередь способности ее институтов к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества. Под эффективностью власти понимается ее способность достигать социально значимых целей, адекватно реагировать на новые потребности и находить новые решения возникающих проблем.

5. Образ «врагов», стремящихся к нарушению общественной стабильности, также можно рассматривать как один из механизмов легитимизации власти. Убежденность в существовании персонифицированных угроз обществу и в возможности власти нейтрализовать эти угрозы способствует сплочению общества вокруг власти.

В противоположность легитимизации власти, процессы делегитимизации – разрушения и кризиса легитимности – ведут к утрате поддержки власти со стороны общества.

Причинами упадка и кризиса легитимности являются: обострение конфликта между ценностями большинства социальных групп и узкокорпоративными ценностями правящей элиты; отсутствие в политической системе институтов, выражающих и согласующих интересы различных социальных групп и доводящих их до органов власти; разрушение традиционных норм и ценностей политической культуры; рост коррумпированности в органах власти; низкая эффективность власти; развитие сепаратизма и национализма; утрата правящей элитой веры в правомочность осуществления власти.

Делегитимизация оборачивается кризисом власти, который в свою очередь может вызывать радикальные перемены в политической системе.

Выводы

На сегодняшний день политическая ситуация в Российской Федерации, касаемо основных признаков власти, тяготеет к властьустанавливающим тезисам. Очевидно, что этот процесс сопровождается ослаблением позиций легитимности, публичности и результативности. Таким образом, мы наблюдаем перекос академической системы признаков власти с обособлением и отчуждением субъектов власти от объекта. Как следствие этого проявляется дисбаланс в функциональном поле власти. Цели, устанавливаемые властью, зачастую не отвечают задачам прогресса или же непоследовательны. Наблюдается не стихийный, а активный процесс дезинтеграции общества по ряду параметров: социально-имущественному, национальному, религиозному и идейному. Рука об руку с отрицательной интеграцией регулирующая функция стоит на позициях, стимулирующих наращивание политической энтропии. Работу принципа адекватной дистрибуции можно выявить по состоянию ключевых отраслей промышленности, армии, реальному социальному положению и гарантиям для пенсионеров и несовершеннолетних. Тенденции в воспитательной деятельности политической власти нашей страны заставляют судить об индуцированном и поддерживаемом процессе снижения интеллектуального уровня граждан, загоне культуры и подмене понятий с целью снижения потенциала нации. Нельзя не отметить подавления прогрессивных идей, налаживание системы борьбы с инакомыслием, поддерживание института критиков власти, материалы для которой подаёт сама власть, в целях создания видимости оппозиции. Инновационные технологии в промышленности и в социальных отраслях являются спекуляцией, с целью маскировки и обоснования нелегальных или легализуемых денежных средств на уровне высшего руководства государства. Поскольку по всем функциям власти наблюдается налицо обратный результат, напрашивается вывод о тотальной зависимости государства от подчиняющего решения извне, заинтересованности в эксплуатации ресурса страны вовлечённых в систему угнетения России лиц внутри страны. Исходя из этого, предполагаю, что прогностическую функцию несёт на сегодняшний день система сторонней политической власти.

Практическим выходом из сложившейся ситуации полагаю смену правящей коалиции на группу лиц заинтересованных в разрыве порочных политико-финансовых связей и в прогрессе Российского государства. Лиц настолько заинтересованных, насколько компетентных в политтехнологиях и в сферах народного хозяйства и культуры.

Список литературы:

1. А. С. Тургаев, А. Е. Хренов: «Политология в схемах и комментариях». 2009г. Глава 5

2. Истон Д. А.: «Системный анализ политической жизни». 1963 г. Стр. 23

3. Халипов В.: «Кратология» 1974г. Глава 1.

4. Панарин А. С., Василенко И. А. «Политология. Общий курс.» 2003 г., главы 1 и 2.

Подробное решение Параграф § 20 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?

Понятие социальной лестницы относительно. Для чиновников – одно, для бизнесменов – другое, для художников – третье, и т. д. Единой социальной лестницы нет.

Положение человека в обществе зависит от образования, собственности, власти, дохода и т.д.

Человек может изменить своё социальное положение с помощью социальных лифтов – армия, церковь, школа.

Дополнительные социальные лифты – СМИ, партийная и общественная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

Положение в обществе, социальный статус всегда занимали важное место в жизни каждого человека. Итак, отчего же зависит положение в обществе:

1. Родство – статус может зависеть от родственных линий, у детей богатых и влиятельных родителей статус, несомненно, выше, чем у детей, родившихся у менее влиятельных родителей.

2. Личные качества – один из важнейших пунктов, от которого зависит статус в обществе. Человек с волевым характером, имеющий качества лидера, руководителя, наверняка большего достигнет в жизни и добьется более высокого положения в обществе, чем человек с противоположным характером.

3. Связи – чем больше друзей, чем больше знакомых, способных действительно помочь пробиться куда - либо, тем больше шансов добиться поставленной цели, а значит обрести более высокий общественный статус.

Вопросы и задания к документу

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определённости, завершённости, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению. Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопрос 1. Найдите в тексте фразы со словом «воля» или производными от него словами. В чём смысл этих высказываний?

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила.

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений.

Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопрос 2. Как И. А. Ильин видит соотношение психического и духовного начал во власти с физическим, силовым? Считает ли он, что власть не должна использовать силовые методы?

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ её действия есть по самой природе своей внутренний, психический и притом духовный. Физическая сила, то есть способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека, - необходима государственной власти, но она отнюдь не составляет основного способа действовать, присущего государству. Мало того, государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе, и именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы, подрывает себя и готовит себе разложение. «Меч» отнюдь не выражает сущность государственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет последнее слово и слабейшую из её опор. Бывают положения и периоды, когда власть без меча есть негодная и гибельная власть; но это периоды исключительные и ненормальные.

Вопрос 3. В каком случае наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется?

Наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется в том случае если принятые законы нравятся людям и они хотят их исполнять. Если все хорошо обдумано и оговорено.

Вопрос 4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания современных властных отношений?

Власть не должна быть с силовыми методами. Властвующий не должен только хотеть и решать, но и приводить других к согласному хотению и решению.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Какова структура политики как деятельности?

В науке политика рассматривается в трёх измерениях:

1) как один из многих видов человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностей;

2) как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества в целом;

3) как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями.

Участие людей в политической жизни проявляется не только в деятельности отдельных личностей, но и в воздействии на политику больших социальных групп (классов, социальных слоёв, этнических общностей, сословий и т. п.).

Для того чтобы успешнее влиять на политику, люди создают политические организации и объединения. Наиболее приспособленными к политической деятельности являются политические партии. Самым активным субъектом политики является государство.

Сравнительно небольшие группы людей, которые оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений, называют политической элитой. Это группы лиц, концентрирующие в своих руках власть, осуществляющие политическое руководство обществом, определяющие пути и цели политического развития. В политическую элиту входят высшие государственные деятели, лидеры политических партий, руководители парламента, лица, занимающие ключевые позиции в силовых структурах государства, средствах массовой информации, и др.

Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.

Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение его целостности, а также на осуществление в нём изменений, отвечающих интересам определённого субъекта политики или всего общества. То, что политическая деятельность направлена на общество в целом, на все стороны его жизни, отличает её от других видов деятельности. Вместе с тем в политике принято выделять различные направления, которые обычно называют по наименованию объекта политического воздействия. Объектом экономической политики является экономика, социальной - социальная сфера, молодёжной политики - молодёжь и т. п. Объектом внутренней политики является общество внутри страны, внешней - мировое сообщество, международные отношения.

Политическая деятельность побуждается интересами субъектов политики, прежде всего интересами определённых социальных групп. Положение социальной группы в обществе порождает ее отношение к существующему положению, к властным структурам.

Движимые собственными интересами, люди ставят перед собой соответствующие политические цели, которые наиболее чётко формулируют поддерживаемые ими политические лидеры, партии, элиты.

Для достижения поставленных целей осуществляются различные политические действия: организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, восстания, визиты правительственных делегаций и др. В ходе этих действий используются различные средства политической деятельности: мирные и насильственные, организационные и агитационные, теоретические и дипломатические.

Вопрос 2. Что входит в понятие «сфера политики»?

Политическая сфера - это одна из четырёх известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические институты. Они относятся к главным социальным институтам, реализующим основополагающие потребности общества. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.

Каждый из них осуществляет определённый вид политической деятельности и включает в себя группу людей, специализирующихся на её выполнении; политические нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с другими политическими и неполитическими институтами; средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Основным политическим институтом является государство. (Вспомните существенные признаки государства, изученные в обществоведческом курсе основной школы.) В свою очередь, государство включает в себя институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

К числу важнейших политических институтов относятся и политические партии. История партий в их современном виде не столь длительна, как история государства, но и она насчитывает более полутора столетий.

Вопрос 3. Какие социальные отношения являются политическими?

Политические отношения - это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики, управления. Это взаимоотношения субъектов политической жизни по поводу завоевания, использования и перераспределения политической власти. Любые общественные отношения приобретают политический характер, если они включают использование власти в центре и на местах.

Политические отношения связаны с распределением в обществе власти, прав и полномочий, с разграничением предметов ведения центра и мест. К ним относятся отношения между:

Государственными органами и учреждениями (например, между правительством и парламентом);

Государством и социальными группами (например, между государством и предпринимателями);

Государством и негосударственными общественными организациями и движениями (например, между государством и церковью);

Политическими партиями, а также между политическими партиями и неполитическими организациями (например, между партиями и профсоюзами);

Государством и гражданами;

Различными государствами на международной арене;

Государством и международными политическими объединениями (например, ООН, НАТО).

Проявления этих взаимосвязей могут быть различными: отношения соперничества, конкуренции (например, между политическими партиями); взаимной ответственности (например, между гражданином и государством); поддержки (например, избиратели и какая-либо партия); сотрудничества (например, партия и профсоюзы); союза (скажем, несколько государств); конфликта (например, между государствами или государством и той или иной социальной группой) и т. д.

В основе этих отношений лежат интересы и цели, совпадение или расхождение которых предопределяет развитие взаимодействия участников политической жизни. Характер взаимоотношений зависит от экономических и социальных факторов, от политической культуры общества, а также от политической воли субъектов политики.

Вопрос 4. Охарактеризуйте субъектов политики.

Субъекты политики - это социальные и национальные об­щности, организации, учреждения, способные участвовать в по­литической жизни, принимать политические решения и доби­ваться их реализации, изменять общественные отношения в со­ответствии со своими интересами и целями. Субъект политики - носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.

Вопрос 5. В чём заключаются политические интересы?

Политические интерес – это направленность индивида (социальной группы) на завоевание определенных позиций в системе политической власти.

По носителям политических интересов сами политические интересы могут быть подразделены на:

Личностные интересы;

Групповые интересы;

Корпоративные интересы;

Классовые интересы;

Национальные интересы.

По степени проявленности политические интересы делятся на:

Стихийные интересы;

Осознанные интересы.

По масштабам направленности политические интересы бывают:

Внутриполитические;

Внешнеполитические;

Глобальные (геополитические).

Вопрос 6. Как решают проблему соотношения целей и средств в политике различные политические деятели и организации?

По моральным установкам, воспитанию и нравственности руководителей организаций.

Вопрос 7. В чём состоит связь понятий «политика» и «власть»?

Политика – деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений, определяемая интересами этой власти, партии, группы.

Власть - это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Тесно связанные между собой понятия «политика» и «власть» - это ключевые понятия общественной науки, называемой политология.

Вопрос 8. Дайте характеристику партии как политического института.

Любая политическая партия - это добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществления поставленных целей через завоевание власти или участие в её осуществлении. Обычно партия выражает и защищает интересы определённой социальной общности (класса, социального слоя и т. п.). В Российской Федерации закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Каждая политическая партия самостоятельно определяет свои политические цели, ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и уставе. Однако основными целями политической партии, согласно закону, являются:

Формирование общественного мнения;

Политическое образование и воспитание граждан;

Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

Выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Партия - это организация, принципы построения которой, права и обязанности членов которой отражены в её уставе. Она, как правило, имеет партийную программу, излагающую не только цели партии, но и пути и средства, которые должны обеспечить их достижение. Члены партии имеют различные статусы в её структуре: это лидеры партии; партийные чиновники, работающие в центральных и местных органах партии; партийные активисты, возглавляющие партийные группы, местные организации; рядовые члены партии. Все они ведут работу, стремясь завоевать поддержку избирателей на предстоящих выборах. Для этого используются собрания граждан, партийная пресса, выступления в парламенте и в других представительных органах.

Вопрос 9. В чём состоит сущность власти?

Сущность власти заключается в отношениях господства и подчинения, которые возникают между теми, кто приказывает, и теми, кто эти приказы исполняет или на кого направлены властные воздействия. Властные отношения возникают везде, где существуют устойчивые общности людей. Любая организация, любой совместный вид деятельности не может осуществляться без властных отношений, без того, чтобы кто-то руководил, а кто-то исполнял указания. Даже в межличностном общении двух людей, как правило, возникают отношения соподчинения.

Вопрос 10. Чем политическая власть отличается от других видов власти?

Политическая деятельность, политические институты, политические отношения - это различные аспекты сложного, многомерного общественного явления - политики. И все эти аспекты, как и политика в целом, связаны с борьбой за власть либо с использованием власти для реализации групповых или общенациональных интересов.

Тот, кто имеет власть, отдаёт приказы, распоряжения, директивы, команды. Он может применить санкции в отношении тех, кто добросовестно выполняет эти распоряжения (в этом случае использует поощрение), или тех, кто не выполняет распоряжения или плохо их выполняет (в таком случае использует наказание). Для большинства граждан имеет значение не возможность санкций, а убеждение в необходимости выполнять предписания власти, авторитет власти.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти. Во-первых, она распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства. Её распоряжения обязательны для всех других видов власти. Во-вторых, она действует на основе права от имени всего общества. В-третьих, только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны. В-четвёртых, для неё характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений. В-пятых, эта власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства (не только принудительные, но и экономические, социальные, культурно-информационные).

Таким образом, политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели. Она использует различные способы и средства воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей людей, организаций для управления, координации, согласования интересов всех членов общества и подчинения их единой политической воле.

Вопрос 11. В чём состоит практическое значение знаний о политике и власти?

На основе этих знаний можно проанализировать те или иные решения и выработать наиболее рациональный и совершенный способ управления.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Если бы вы были лидером партии, называющей себя народно-прогрессивной, какие цели вы бы выдвинули на ближайшие десять лет?

1. Поднять экономику.

2. Повысить уровень и качество жизни.

3. Вернуть сырьевые источники из частного капитала в народный.

4. Взяться за молодёжь, наше будущее.

5. Ужесточить законы для власти.

6. Сократить все аппараты власти, до необх. кол-ва.

7. Снизить зарплату для госслужащих.

8. Дать регионам самим распоряжаться прибылью.

9. Пересмотреть законы в плане жизни, собственности, чести вне зависимости от ранга.

10. Иметь сильную, мобильную, профессиональную армию.

11. Улучшить работу правоохранительных органов введя рычаги реального поощрения и наказания.

Вопрос 2. Возможно, вам знакомы строки из песни, написанной в первой четверти XX в.:

Наш паровоз, вперёд лети! В Коммуне - остановка. Иного нет у нас пути - В руках у нас винтовка.

Заключает ли в себе этот текст политические цели и средства их достижения? Идеи какой партии отражает этот куплет?

Песня написана в 20-е годы, сразу после революции, пели ее большевики, или коммунисты, которые считали, что только в руках с винтовкой можно сокрушить все старое и построить новое общество. Этот куплет отражает идеи Коммунистической партии.

Вопрос 3. В 2002 г. Государственная Дума России приняла Закон «О противодействии экстремистской деятельности». Закон создаёт юридические основания для ликвидации организаций, чью деятельность суд сочтёт экстремистской. Лица, разжигающие национальную, расовую, социальную рознь, призывающие к насилию ради достижения политических целей, будут привлекаться к ответственности, так же как и лица или организации, финансирующие экстремистскую деятельность.

Объясните значение этого закона. Какие действия по его претворению в жизнь вам известны?

В основном направлен против молодёжных организаций нацистского толка. Применяется против русских националистов крайне правого толка. Смысл этого закона в противодействии экстремистской деятельности, так как это разжигание межрасовых конфликтов. Примеры: расформировали организацию Северное братство, на счёте которых было более 1000 преступлений.

Вопрос 4. В 2011 г. незадолго до очередных выборов в Государственную Думу социологи провели опрос избирателей, в котором выявили уровень интереса к этим выборам. Заявили, что такой интерес есть, 40% из числа опрошенных, а об отсутствии интереса 54%. Затруднились ответить 6% (Огонёк. - 2011. - №35).

Как вы оцениваете эти результаты опроса? Каковы, на ваш взгляд, причины отсутствия у многих интереса к важному для страны политическому событию?

Причины отсутствия у многих интереса к важному для страны политическому событию заключаются в том, что многие считают что власть коррумпирована, все голоса куплены.

Задач [ ] .

Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности . Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.

Именно из-за самой специфики харизматической власти возникает ряд проблем с передачей властных полномочий.

Механизмы передачи харизматической власти:

  1. Лидер сам назначает себе преемника. В этом случае народная любовь и доверие переносятся на «продолжателя дела».
  2. Харизма института («не человек красит место, а место человека»), позволяет лидеру стать таковым, заняв должность главы государства (президент США). Также распространена харизма организации, которая подразумевает безоговорочную поддержку населением всех членов той или иной организации (КПСС , КПК и т. п.).
  3. Харизма семейства представляет собой очень редкий вариант передачи властных полномочий. В этом случае государством управляют члены одного рода или династии. В современном мире эта практика существует, в основном, в восточных странах. Самый яркий пример - правление семьи Ганди в Индии .

Если же ни один из перечисленных механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.

  • преимущество: эффективность управления (особенно во время кризиса)
  • недостаток: практическая безотчётность и бесконтрольность

Фобократия

Фобократия (от др.-греч. φόβος и

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»