Даты внешней и внутренней политики александра 1. Внешняя и внутренняя политика Александра I

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Сила - физическая величина. Ее можно измерить, т. е. сравнить с силой, принятой за единицу.

Мы знаем, что единицы измерения различных величин выбирают условно. И за единицу силы можно принять любую силу, например силу упругости определенной пружины, растянутой до определенной длины. Можно выбрать в качестве единицы силы и силу тяжести, действующую на какое-нибудь тело.

По международному соглашению за единицу силы принят 1 ньютон - это сила, которая в течение 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с.

Единица силы ньютон названа так в честь великого английского физика Исаака Ньютона, открывшего закон всемирного тяготения.

Сокращенное обозначение единицы силы ньютон - 1 Н. Применяют также и большую единицу силы - 1 килоньютон (1 кН).

1кН = 1000 Н.

1 Н приблизительно равен силе тяжести, действующей на тело массой 0,1 кг, или, точнее, 1/9,8 кг. Следует учесть, что сила тяжести, действующая на тело, зависит от географической широты места, в котором находится данное тело. Поэтому сила тяжести, действующая на тело массой 1/9,8 кг , равна 1 Н только на определенной широте, а именно на широте французского г. Севра, где хранится эталон массы.

Известно, что сила тяжести тем больше, чем больше масса тела. Так как 1 Н - сила тяжести, действующая на тело массой 1/9,8 кг, то отсюда следует, что на тело массой 1 кг действует сила тяжести, равная 9,8 Н. Сокращенно будем обозначать это так: 9,8 Н/кг. Но если на тело массой 1 кг действует сила тяжести 9,8 Н, то на тело массой 2 кг действует сила, в два раза большая и равная 19,6 Н, на тело в 3 кг - в три раза большая сила и равная 29,4 Н и т. д. Следовательно, чтобы определить силу тяжести, действующую на тело, надо 9,8 Н/кг умножить на массу тела, т. е.

F= 9,8 Н/кг m, или F = gm,

здесь F-сила тяжести, выражена в ньютонах, g=9,8 Н/кг, m - масса, дана в килограммах.

Мы знаем, что силу, с которой тело, притягиваясь Землей, действует на опору или подвес, называют весом тела. Если опора расположена горизонтально и неподвижна относительно Земли , то вес тела равен силе тяжести.

В дальнейшем в этой книге, говоря о весе тела, мы будем всегда, относить его к неподвижной и горизонтально расположенной опоре. Поэтому и вес, тела Р в ньютонах будем рассчитывать по формуле:

где масса m выражена в килограммах, а g = 9,8 Н/кг.

В ряде случаев при расчетах можно округлить числа и считать g=10 Н/кг.

Вопросы. 1. Что значит измерить какую-нибудь силу? 2. Что принято за единицу силы? 3. Какую силу называют ньютоном? 4. Какая сила тяжести действует на тело массой 1 кг? 5. Как подсчитать силу тяжести, действующую на тело любой массы? 6. В каком случае можно применять для вычисления веса формулу, по которой вычисляют силу тяжести?

Упражнения. 1. Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 2,5 кг? 800 г? 1,2 т? 50 г? 2. Скольким ньютонам равен вес тела, масса которого 10 кг? 200 г? 3. Человек весит 800 Н, Какова его масса? 4. Прочтите в конце учебника параграфы «Невесомость». «Сила тяжести на других планетах». Подготовьте по ним доклады.

Урок, на котором необходимо выяснить физический смысл веса тела, ввести единицы силы и определить связь между массой тела и силой тяжести, сформировать умение пользоваться полученными знаниями при решении задач, уметь графически изображать силы; дать понятие единицы силы в 1Н; обосновать необходимость введения силы в 1Н как результат изменения скорости тела массой 1 кг за 1 с на 1 м/с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок Вес тела. Связь между массой тела и силой тяжести

Цель урока: выяснить физический смысл веса тела, ввести единицы силы и определить связь между массой тела и силой тяжести, сформировать умение пользоваться полученными знаниями при решении задач, уметь графически изображать силы; дать понятие единицы силы в 1Н; обосновать необходимость введения силы в 1Н как результат изменения скорости тела массой 1 кг за 1 с на 1 м/с.

Методические цели урока:

Образовательные: изучить и сравнить различные виды сил, дать понятие веса тела и силы реакции опоры на тело, получить связь между силой тяжести и массой тела, показать роль физических законов в изучении взаимодействия тел, а также многообразие сил в механических явлениях.

Развивающие: развитие умения решать качественные и количественные задачи на расчёт силы упругости, силы тяжести, развитие речи, мышления; способность наблюдать, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Воспитательные: формировать познавательный интерес, логическое мышление, формировать познавательную мотивацию осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

Ход урока

1.Организационный этап

Приветствие учителя. Подготовка учащихся к работе на уроке: готовность класса и оборудования. Проверка наличия учебных принадлежностей. Проверка присутствующих. Запись домашнего задания.

2. Этап повторения изученного материала

Проверка письменного домашнего задания

3.Этап актуализации знаний

Решение задач

Задача 1. Определите удлинение пружины жесткостью 105 Н/м, если на неё действует сила 21Н?

Дано:

СИ

Решение:

F = 21Н

k =105

1. F= k ∆ l , → = ;

2. [ ∆ l ] =

3. ∆ l = = 0,2 (м)

∆ l –?

Фронтальный письменный опрос

  • Что такое сила?
  • Перечислите признаки действия на тело силы.
  • Чем характеризуется сила?
  • Как обозначается сила, в чём измеряется?
  • Какую силу называют силой тяжести?
  • Как обозначают эту силу?
  • Как она направлена?
  • От чего зависит сила тяжести?
  • Когда возникает сила упругости?
  • Что называется деформацией тела?
  • Какие виды деформации вы знаете?
  • Как формулируется закон Гука?
  • Как записывается закон Гука?

4. Этап постановки целей и задач урока

Проблемная ситуация.

В технике и быту часто используют понятие вес тела . Вес тела, в отличие от массы, легко изменить. Например, для тренировки космонавтов используют специальные центрифуги и самолёты. В центрифуге вес человека увеличивается в несколько раз. Во время же свободного полёта самолёта, напротив, возникает невесомость. Почему возможны такие изменения? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить при каких условиях возникает вес тела, что является точкой приложения веса тела, каково направление этой силы, по какой формуле можно её рассчитать.

  • Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на этом уроке?

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: дать понятие веса тела, дать определение этой физической величины, выяснить условия возникновения веса тела, как обозначается, какие существуют единицы измерения, ввести формулу для расчёта силы тяжести, научиться использовать данную формулу для решения задач.

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела».

5. Этап усвоение новых знаний и способов действий

Обратимся к экспериментам, которые проводили на прошлом уроке: груз помещён на доску – доска под действие груза деформируется, а значит, в ней возникает сила упругости, которая действует на тело.

Если поместить на пружину цилиндр, то можно увидеть, как цилиндр растягивает пружину, и как следствие, в деформированной пружине возникает сила упругости, стремящаяся вернуть пружину в исходное положение, тем самым не давая упасть цилиндру под действием силы тяжести.

Итак, в ходе экспериментов установили, что опора или подвес могут деформироваться.

А что при этом происходит с телом? Может ли он деформироваться при взаимодействии с опорой или подвесом? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к опыту.

Опыт 1.

Положим на опору воздушный шар, заполненный водой. Обратите внимание на формы этих взаимодействующих тел.

  • Что мы видим теперь?

Теперь закрепим воздушный шар на пружине. Я поддерживаю шар рукой.

  • Что произойдет, если руку убрать?
  • Куда и почему будет двигаться шар?
  • Почему шар не падает вниз на Землю?
  • Что произошло с пружиной?
  • Что можно сказать о формах пружины и шара?

Вывод: При взаимодействии деформируются оба тела – опора и воздушный шар. Деформированное, сжатое тело давит на опору с силой, которую называют весом тела.

Вес тела - это сила, с которой тело, вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

Вес тела - это векторная физическая величина, обозначается буквой Р и стрелкой на верху.

Однако следует помнить, что сила тяжести приложена к телу, а вес приложен к опоре или подвесу.

Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно, то вес тела по своему числовому значению равен силе тяжести, т. е. P=F тяж .

Следует помнить, что сила тяжести возникает вследствие взаимодействия тела и Земли. Вес тела возникает в результате взаимодействия тела и опоры (подвеса). Опора (подвес) и тело при этом деформируются, что приводит к появлению силы упругости.

Практическая работа: изобразить силу тяжести и вес тела, приложенный к опоре. P=F тяж =20Н.

Если сила физическая величина, то она должна иметь единицу измерения. В каких же единицах измеряется сила? Эта единица названа в честь английского учёного И. Ньютона.

  • Что представляет сила в 1Н?

За единицу силы можно взять любую силу, т. е. силу тяжести, силу тяготения, силу упругости, вес тела. Но, практически это сделать невозможно, т.к.:

  • не состоятельность силы тяготения (т.к. они малы.)
  • не состоятельность силы упругости (в пружине с течением времени возникают остаточные деформации, пружина с течением времени приходит в негодность, т.е. любая пружина не может являться эталоном бесконечно долго).

Мы с вами познакомились, с эталоном массы в 1кг. Вот это и используется для определения силы в 1Н.

На тело действует сила в 1Н, если тело массой 1кг за 1с изменяет свою скорость на 1м/с. (Запишите: 1кг – за 1с – на 1м/с) Т.е. за единицу силы принята сила, которая является причиной изменения скорости.

Можно взять за определения силы в 1Н и силу тяжести. Почему?

  • Она долго в данном месте является неизменной, если масса не меняется. Установлено, что сила в 1Н численно равна силе тяжести, действующей на тело массой 102г.

Значит, на тело массой в 1кг действует сила тяжести 9,8Н. Поскольку на 1кг массы действует сила тяжести в 9,8Н, то эту величину обозначают буквой g = 9.8Н/кг.

Какая сила тяжести действует на тело массой 2кг? – (2 9,8Н)

Массой 3кг? – (3 9,8Н)

Массой m кг – (m 9,8)

Значит, F тяж = mg.

В формулу для решения задач мы будем подставлять g=9,8Н/кг , а при расчётах будем использовать 10Н/кг. Напомнить, что g зависит от географической широты места и наличия полезных ископаемых.

Недолгое царствование Павла (1796-1801), ознаменовавшееся арестами, ссылками, усилением цензуры, введением палочной дисциплины в армии, закончилось дворцовым переворотом в ночь на 12 марта 1801 года. На престол вступил 23-летний Александр I.

Первые годы его правления - "дней Александровых прекрасное начало" - оставили наилучшие воспоминания у современников. Открывались новые университеты, лицеи, гимназии, принимались меры по облегчению положения крестьян. По указу о вольных хлебопашцах (1803 года) помещики могли по желанию освобождать крестьян с землей за выкуп. В Негласном комитете (так назывался узкий круг друзей Александра) родилось предложение о запрещении продавать крестьян без земли, однако высшие сановники не позволили его осуществить.

К началу XIX века система управления государством находилась в кризисном состоянии. Введенная Петром I коллегиальная форма центрального управления себя исчерпала. Положение дел можно было выразить одним словом - по Карамзину - "воруют". Еще Павел пытался бороться с казнокрадством и взяточничеством чиновников, но его меры - аресты и ссылки - не помогли. Александр начал с перестановок в системе: в 1802 году вместо коллегий были введены министерства. Эта мера несколько укрепила центральное управление, однако старые пороки прижились и в новых органах. Открыто разоблачать взяточников значило подорвать авторитет Сената. Требовалось создать принципиально новую систему государственной власти, которая способствовала бы развитию страны.

В 1807 году в окружение царя вошел М.М. Сперанский, человек, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Его "Введение в уложение государственных законов", по существу, было проектом государственных преобразований. В основу Сперанский положил принцип разделœения властей - законодательной, исполни тельной и судебной. Все власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Совета͵ утвержденное императором, становилось законом. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственном совете и Государственной думе. И хотя реальная законодательная власть оставалась в руках императора и высшей бюрократии, действия властей контролировались общественным мнением - Государственной думой, всœероссийским представительным органом.

По проекту Сперанского всœе граждане, владеющие землей или капиталом, включая государственных крестьян, пользовались избирательным правом; крепостные пользовались высшими гражданскими правами, главное из которых - "никто не должна быть наказан без судебного приговора".

Осуществление проекта началось в 1810 году созданием Государственного совета͵ но дальше дело не пошло - Александр оказался "республиканцем на словах и самодержцем на делœе". К тому же представители высшего дворянства, недовольные планами Сперанского, подрывающими крепостнический строй, объединились против него и добились в 1812 году его ареста и ссылки в Нижний Новгород.

После победы над Наполеоном русские люди ожидали перемен в своем отечестве. Александр 1 в частных беседах говорил об отмене крепостного права. По его заданию, а иногда по частной инициативе стали составляться проекты освобождения крестьян. По одному из них, разработанному Аракчеевым, предполагалось ежегодно выделять пять миллионов рублей на покупку земли у собственников-помещиков и раздавать крестьянам наделы в две десятины. Такими темпами крепостное право исчезло бы примерно через 200 лет. В 1818 году специальный комитет разработал еще один проект, не требовавший расходов, но рассчитанный на столь же долгий срок. Александр ознакомился с этим проектом; на этом дело закончилось.

В марте 1818 году на открытии польского сейма Александр объявил о своем намерении дать конституционное устройство всœей России. К 1820 году проект конституции был разработан Н.Н. Новосильцевым и П.А. Вяземским. "Государственная уставная грамота Российской империи" предполагала создание законосовещательного представительного органа, как Государственная дума в проекте Сперанского. При этом он должен был быть двухпалатным; Россия становилась федерацией, включающей 12 наместничеств, в каждом был свой представительный орган. Провозглашались неприкосновенность личности, свобода печати. В целом "Уставная грамота" гораздо меньше ограничивала самодержавие, чем проект Сперанского, но ее принятие вывело бы Россию на путь к представительному строю и гражданским свободам. Революции 1820-1821 годы в Испании и Италии испугали Александра; проект "Уставной грамоты", как и всœе прежние проекты, был положен в дальний ящик и забыт.

Огромная армия, способная сокрушить Наполеона, являлась тяжелым финансовым бременем для страны. Александр решил исправить это введением военных посœелœений, устройство которых было поручено Аракчееву. Военные посœелœения создавались так: в селœе располагали семейных солдат, всœе жители переводились на военное положение. Жизнь и быт посœелян были расписаны до мелочей. Заниматься хозяйством и ремеслами можно было только с разрешения начальства и даже жениться - по приказу. В результате в районах военных посœелœений сельское хозяйство приходило в упадок, прекращалась торговля; неоднократно вспыхивали восстания. При этом при всœей своей абсурдности система военных посœелœений просуществовала до 1857 года.

Царствование Александра близилось к концу. Изменений к лучшему, ожидавшихся обществом, не происходило. Государственные дела постепенно сосредоточивались в руках Аракчеева. Александр жил странной жизнью: ездил по Европе и России (за последние 10 лет он проехал 200 тыс. верст), забавлялся парадами, пытался уйти в религию. Его преследовали мысли о том, что его царствование не оправдывает убийства Павла, что против него самого зреют заговоры. В 1821 году, прочитав донос о существовании тайного общества, император заметил: "Не мне их карать".

Внутренняя политика Александра 1 - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Внутренняя политика Александра 1" 2017, 2018.

  • - .

    Россия в первой четверти XIX века. Александр I (1801-1825). Презентация стр. 16 Реформы Павла I (1796-1801) Презентация стр. 14 Презентация стр. 13 Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Разделы... .


  • - Внутренняя политика Александра I (1801-1812 гг.)

    В начале своего правления Александр I возвращается к политике просвещенного абсолютизма. Восстановлены все законы Екатерины. Идет подготовка реформ, которые должны были упорядочить систему государственного управления и решить крестьянский вопрос, т.е. максимально... .


  • - Внутренняя политика Александра I

    Россия в царствование Павла I (1796-1801) Екатерина II в кабинете М.В. Ломоносова, первого русского поэта и ученого. 1764 г. Культура России во второй половине XVIII в. Вторая половина столетия определила XVIII в. как век Просвещения в России. Просвещение.... .


  • - Внутренняя политика Александра I

    При осуществлении своей внутренней политики Александр I постоянно маневрировал между либералами и консерваторами. Лавирование между этими двумя течениями - характерная черта его внутренней политики, которую условно мы можем разбить на два периода: 1) 1801 – 1812 гг. - до... .


  • -

    Власть и общество в эпоху Николая I. Внутренняя политика Александра I. М. М. Сперанский и его проект государственных преобразований. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России произошел новый дворцовый переворот, в результате которого был убит... .


  • - Внутренняя политика Александра III (80-90-е гг. XIX в.)

    Правление Александра III (1881-1894) началось кризисом власти, вы­званным убийством Александра II. Либеральный кабинет М. Т. Лорис-Меликова бездействовал. Консервативно настроенный К. П. Победонос­цев, жесткий критик деятельности Лорис-Меликова, воспользовался мо­ментом, чтобы... .


  • - Внутренняя политика Александра III (80 - 90-е гг. XIX в.)

    Народничество было ответом части русской интеллигенции на социально-политические и экономические проблемы России, не решенные реформами Александра II. Народники в 70 - 80-е гг. XIX в. В 70-е гг. идеологи народничества, в отличие от родоначальников (А. И. Герцена и Н.... .


  • Внешняя политика Александра 1 — ключевая тема, из которой последуют многие следствия положения России на мировой арене в первой половине 19 века. Поэтому, чтобы качественно изучить историю, этой теме надо уделить максимальное внимание.

    Император Александр Первый Благословенный

    Предыстория

    Прежде чем, охарактеризовать внешнюю политику Александра 1, хотелось бы кратко напомнить читателям о том, как Александр 1 пришел к власти и какие события были этому причиной. На царствование Александр 1 пришел через заговор против своего отца — Павла.

    Александр считал, что свергнуть своего отца с престола удастся просто – если Павел подпишет акт об отречении от престола, но Павел упорно сопротивлялся, и даже в последние минуты, смотря смерти в глаза, Павел ничего не подписал. Группа заговорщиков во главе с Палёном жестоко убили Павла, не посчитавшись с чувствами Александра, который где-то в глубине души очень любил своего отца. Так, через убийство, кровь и боль Александр 1 стал российским императором.

    В первые дни своего царствования Александр 1 много времени посвящал изменениям внутри государства и кардинально пересмотрел внутреннюю политику, но не осталась в стороне и внешняя политика. Кратко по пунктам опишем основные преобразования во внешней политики, проведенные Александром 1.

    Основные направления

    В период до 1812 года

    Отказался от притязаний на остров Мальта;

    • 5 июня 1801 года была подписана конвенция о дружбе между Россией и Англией;
    • Были восстановлены дипломатические отношения с Австралией;
    • Был подписан договор о восстановлении отношений между Россией и Испанией;
    • 26 сентября 1801 года был подписан мирный договор между Россией и Францией. Но уже в 1802 году отношения между странами накалились. Александр понял, что война неизбежна. И уже в 1805 году начала формироваться коалиция, в которую вошли Швеция, Англия, Россия и Австрия. Александр 1 пытался склонить Пруссию к участию в коалиции, но это не увенчалось успехом, так как Пруссия согласилась войти в состав коалиции лишь только в будущем, а пока об этом была подписана лишь конвенвенция.
    • С 1806 по 1812 год Россия вела войну с Турцией из-за закрытия Турцией пролива Босфор. Причиной этому стало подстрекательство. Вы спросите, почему Турция сделала подобный шаг? Турцию очень активно подстрекала Франция. Это привело к военным действиям не только между странами, но Франция наконец-то осуществила свой план и начала войну против России.
    • В этот период Наполеон одержал ряд крупных побед и в 1806 году Александру Первому ничего не оставалось, как заключить Тильзитский мир, согласно которому Россия должна была прекратить торговые отношения с Англией. Подобными действиями Наполеон хотел ослабить экономику Англии. Швеция не встала на сторону России и отказалась прерывать свои отношения с Англией. Россия под давлением Наполеона объявила войну Швеции, которая длилась с 1808 по 1809 год. Победу в этой войне одержала Россия.

    Отношения между Россией и Францией лучше не стали. Первая очень пострадала от прекращения торговли с Англией и в конце концов экономические отношения между двумя государствами возобновились.
    Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что условия Тильзитского мира, заключенного между странами были нарушены и 12 июня 1812 года началось вторжение Наполеона.

    Началась . Силы были неравноценны. Армия Наполеона насчитывала 600 тысяч человек, а численность российской армии составляла 240 тысяч. Но под Смоленском первая и вторая армии соединились, и Наполеону был дан достойный отпор. Благодаря талантливому главнокомандующему – Кутузову победа осталась за Россией. 25 декабря 1812 года Александром I был издан манифест о победном окончании Отечественной войны.

    Период с 1815 по 1825 год

    • В 1813—1814 г. Российская армия отправилась в поход за освобождение Европы от господства Наполеона. В союзе с Австрией, Пруссией и Швецией русские войска нанесли французам ряд поражении. 18 мая 1814 года был подписан Парижский договор, который лишил Наполеона престола.
    • В 1815 году был Венский конгресс, который восстановил границы европейских государств до наполеоновских войн. Россия неимоверным дипломатическим трудом заставила признать за собой Финляндию, Царство Польское, Бессарабию.
    • В 1816 году возникает Священный союз, призванный защищать Европу от революционного движения, которое набирало оборот на Балканах и в самих европейских государствах. Россия всю первую половину 19 века играла роль настоящего «жандарма» Европы. Но это не уберегло ее от

    После прекращения войны с Францией в России появилось движение декабристов. Прогрессивное дворянство было не согласно с политикой Александра 1 и тем самым выражало свое недовольство.

    С 1815 г. по 1825 г. Стали возникать тайные политические общества, которые хотели принять конституцию и отменить крепостное право. Среди элиты общества началась подготовка к вооруженному восстанию. От Александра этого скрыть не удалось, и в 1822 году он отдал приказ министру внутренних дел о закрытии всех тайных обществ. Данная мера никак не подействовала на деятельность тайных обществ и время от времени Александру поступали сведения о деятельности тайных обществ, но никаких мер он больше не принимал, хотя мысль о брожении в обществе покоя ему не давала. С чем связана такая пассивность?

    Императора на тот момент больше волновало здоровье его жены, да и сам он очень часто чувствовал себя плохо, его постоянно мучила лихорадка, он стал пассивен и апатичен. 1 сентября 1825 года император отправился в Таганрог, а в Петербурге просил провести молебен, оставив это втайне. 19 ноября 1825 года российский император Александр 1 скончался в Таганроге.

    Подводя итоги стоит сказать, что несмотря на то, что Россия отстаивала свою государственность и независимость от орд Наполеона, победив его, она «задушила» французскую революцию, которая и породила наполеоновские войны. Таким образом, монархическое, консервативное начало одолело революционное в Европе в то время.

    Все нюансы этой темы, кстати, мы разбираем на наших курсах подготовки . У нас ты сможешь найти отличные видеоуроки, презентации, инфокарты и профессиональную поддержку преподавателя, который подготовил множество ребят для сдачи ЕГЭ по истории на баллы, выше 90.

    Внутренняя политика Александра I (1801-1825).

    В ночь с 11 на 12 марта в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили Павла I. На престол взошел его старший сын Александр. Молодой 23-летний император был сложной и противоречивой фигурой. Это объяснялось чертами его характера и условиями, в которых он воспитывался. В раннем детстве Екатерина II оторвала его от отца, лично следила за его образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать между отцом и бабкой, скрывать свои истинные чувства.

    Молодой государь был полной противоположностью отцу: мягкий и обходительный, умевший пленять собеседника, он буквально очаровал столичное дворянство. Лишь значительно позднее он проявил неприятные черты своего характера: лицемерие, двуличие.

    Его воспитателем был швейцарец Ф. Лагарп, сторонник идей просвещения и республиканец по убеждениям. Он привил ученику уважение к свободе личности, убедил его, что конституционный строй – это благо для страны, а крепостное право ее зло. Будучи наследником, он возмущался крепостным правом, мечтал отказаться от самодержавного правления и создать в России народное представительство. При всех своих гуманистических устремлениях, он понимал, что в такой стране, как Россия всякие резкие опасны и могут кончиться печально для реформатора.

    Его политическое сознание с возрастом значительно изменилось. Либерал в первые годы царствования, он постепенно превращался в консерватора.

    Внутреннюю политику Александра I можно разделить на несколько этапов:

    1. 1801-1812 – либеральные преобразования. Этот этап был прерван Отечественной войной.

    2. 1815-1825 – попытки продолжения либеральных реформ, но одновременно проводились

    и реакционные (крайне консервативные) по своему характеру мероприятия.

    Первый этап правления (1801-1812) – либеральные преобразования

    Первые реформаторские шаги показывали, что он настроен решительно в деле либерализации

    Российской жизни. В первые годы правления вокруг Александра I для обсуждения проектов реформ сложился не имевший официального статуса Негласный комитет кружок молодых друзей царя :

    граф П.А.Строганов; князь Н.Н.Новосильцев; граф В.П.Кочубей, А.Чарторыйский - польский аристократ.

    Четыре с лишним года проходили встречи Негласного комитета (до осени 1805г.), и с каждым месяцем становилось яснее, что ни сам царь, ни страна не готовы к реформам, а когда начался период наполеоновских войн, встречи прекратились. Тем не менее, Негласный комитет сыграл определенную роль в либерализации российской жизни в начале правления Александра.

    Отмена деспотических распоряжений Павла I и первые реформаторские меры:

    -восстановление Жалованной грамоты дворянству и городам (восстановлены привилегии дворян)

    -амнистия и возврат на службу уволенных при Павле (возвращено 12 тысяч дворян)

    -отмена ограничений в гражданской одежде, разрешен свободный въезд и выезд из России, ввоз

    любых иностранных книг, восстановлены отношения с Великобританией.

    Реформы начала правления:

    - 1801 - запрет печатать в газетах объявления о продаже крестьян.

    -1801 - указ о разрешении покупать землю не дворянам (была ликвидирована монополия

    дворянства на владение землей).

    -1802 учреждение министерств вместо коллегий (министров назначал царь, вводился

    принцип единоначалия и личной ответственности министров, призванный повысить

    эффективность органов государственного управления).

    - 1802 - создан Комитет министров – совещание императора с министрами и высшими

    чиновниками.

    - 1803 указ о «вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам отпускать на волю крестьян с

    землей за выкуп. Практических последствий этот указ не имел: за все царствование

    Александра на волю вышли лишь около 47 тыс. крепостных, т.е. менее 0,5% их общего числа.

    -1803 – вводилась единая система учреждений образования-4 ступени:

    а) одноклассные приходские училища (при церкви)

    б) уездные училища (2-3 года; для горожан)

    в) губернские гимназии (5-6 лет)

    г) университеты (для дворян); появление привилегированных учебных заведений,

    приравненных к университетам – Царскосельский лицей (1811 год).

    -1804 университетский устав – давал широкую автономию (самоуправление);

    запрещал властям и полиции вмешиваться в дела университетов.

    -1804 был принят самый либеральный в России цензурный устав.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»