Политическая власть и ее организация. Политика как общественное явление: отношения по поводу власти

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Государство принадлежит к тому, что существует по природе, и человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы живет вне государства... Сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске.

Аристотель

Политическая власть и политическая система

Сущность и специфика политических отношений

Политику можно определить как сферу отношений между социальными группами по поводу формирования и использования институтов публичной власти в интересах реализации общественно значимых интересов и потребностей. Отношения по поводу власти, возникающие между социальными группами, называются политическими отношениями, а их отображение в общественном сознании этих групп – политическим сознанием. Действия, направленные на выражение и защиту интересов той или иной общественной группы, называют политическим поведением, а объединения и учреждения, создаваемые для реализации этих интересов, – политическими институтами. Социальные группы, вступающие в политические отношения, обладающие определенным политическим сознанием и формирующие выражающие их интересы политические институты, обычно называют субъектами политических отношений.

Основные цели политики – завоевание, сохранение и укрепление власти. Власть – главная проблема политики. Она выступает одновременно и как цель, и как средство решения социальных задач. В зависимости от масштабов задач различают политику международную, государственную, региональную. В зависимости от областей, в которых осуществляется решение этих задач, выделяют различные виды политики: внешняя политика, внутренняя политика, политика экономическая, социальная, национальная, культурная и т.д. Специфика политических отношений состоит в том, что их существование связано с наличием политической организации общества и ее главного элемента – государства. Поэтому политические отношения – это, прежде всего, отношения по поводу государственной власти.

Политические интересы и политические институты

Политические интересы социальных групп могут совпадать или не совпадать. В зависимости от этого политические отношения, которые складываются между такими группами, могут быть отношениями зависимости или независимости, соперничества или сотрудничества. В политическом поведении они проявляются в формах политического союза или конфронтации.

Политический интерес – это стремление изменить (или сохранить) свое социальное положение. Политические интересы реализуются через политические отношения при помощи политических средств: решений партийных и государственных органов, давления на парламент или правительство, поддержку политических движений и лидеров. Благодаря применению этих средств интересы общественных групп: экономические, социальные, национальные и др. – оформляются в политические требования и политические решения. Когда человек, заинтересованный в изменении или в сохранении своего общественного положения, начинает ради достижения цели поддерживать те или иные партии или лидеров, то это означает, что он осознал свой политический интерес и выразил его в своем политическом поведении.

Политические интересы приобретают вес и значение, когда они осознаны их субъектами и начинают внятно выражаться и реализовываться через организацию новых или расширение своего влияния в уже существующих политических институтах. Для этого используются такие формы политических действий, как, например, забастовки, митинги и демонстрации, пропаганда своих взглядов через средства массовой информации, борьба за расширение политического влияния партий, участие в избирательных кампаниях с целью увеличения количества своих представителей во властных структурах государства. Процесс осознания общественной группой своего интереса и превращения его сначала во внятно сформулированное политическое требование, а затем в выражающий и отстаивающий это требование политический институт, называется политической институализацией.

Политические институты представляют собой структурно организованные политические учреждения с централизованным управлением и исполнительным аппаратом. Степень развитости политических институтов свидетельствует об уровне развития и типе общества, его политической системе.

Текущая страница: 3 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

8. Власть как объект политического анализа

Без преувеличения можно утверждать, что «власть» - это ключевое понятие в политологии. «Всякая власть от Бога», «Всякая власть Богу ответ дает» (В. И. Даль). Власть является основой политики.


Таблица 15. Власть как явление


Власть представляет собой сложное общественное явление. Понятием «власть» обозначают:

□ способность, право, возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо;

□ способность оказывать решающее влияние на судьбы, поведение, деятельность людей с помощью права, авторитета, воли, принуждения и т. д.;

□ политическое господство над людьми;

□ систему государственных органов;

□ лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Власть политическую можно определить как свойство общественных отношений, проявляющееся в навязывании кем-либо (каким-либо субъектом) своей политической воли кому-либо (каким-либо социальным общностям).

Предназначение власти заключается в удовлетворении общезначимых, групповых и частных интересов. Власть является главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Ключевой фигурой властных отношений в Российской Федерации является Президент Российской Федерации, который обладает значительными конституционными полномочиями и выполняет разнообразные функции (табл. 16). Специальным органом, обеспечивающим многогранную работу Президента, является Администрация Президента Российской Федерации (табл. 17). Это государственный орган, но органом власти не является. Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента – самостоятельный федеральный орган исполнительной власти. Управление делами не входит в состав Администрации.


Таблица 16. Основные полномочия и функции Президента Российской Федерации


Социальная сущность власти определяется тем, что она возникает в обществе, поскольку без нее наступают хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Власть создает общие для всех правила поведения, придает взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность. Является универсальным механизмом интеграции, согласования, упорядочения многообразных несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, включая убеждение, принуждение и т. д. Дело в том, что люди занимают в обществе неодинаковое социальное положение, имеют различный уровень жизни, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого различаются. Все люди разные – талантливые и не очень, пассивные и активные, генетически здоровые и генетически больные, сильные и слабые, наконец, мужчины и женщины, дети, подростки, взрослые, старики. Хорошая власть учитывает все эти обстоятельства. Плохая власть работает «на себя».

Теологическая концепция считает власть божественным установлением, а монархов – исполнителями божественной воли. Поэтому подчинение людей воле Бога, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение рода человеческого.

Биологическая концепция рассматривает власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, являющейся наиболее фундаментальным инстинктом человека как биологического существа. Философ Ф. Ницше определял власть как волю и способность к самоутверждению. Гитлер считал, что такой волей и способностью к самоутверждению обладают только представители арийской расы, которые и должны властвовать над всем миром.

Бихевиористская концепция выводила властные отношения из природы человека, который рассматривался как «властолюбивое животное». Стремление подчинить своей воле других индивидов рассматривалось как доминирующий мотив политической активности конкретной личности. Политический процесс в рамках этой концепции представлялся как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе. В основе термина «бихевиоризм» лежит английское слово, которое переводится как «поведение».

Психоаналитическая концепция рассматривает власть как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. В политической деятельности доминирует иррациональное – страх, агрессивность, стремление к разрушению. На основе страха возникают неврозы:

«невроз привязанности» выражается в жажде любви и одобрения любой ценой, «невроз власти» заключается в погоне за престижем и обладанием, «невроз покорности» состоит в склонности к конформизму, а «невроз изоляции» в «бегстве» от общества, в стремлении «спрятаться» от действительности.

Мифологическая концепция объясняет поддержание величия власти двумя мифами – о божественном характере власти и об «общественной воле», воплощенной в институтах власти.

Структурно-функциональная концепция рассматривает власть как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляемых или управляющих). Субъектам предписывается выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизовать его ресурсы для достижения общих целей.

Марксистская или, как ее иногда определяют, конфликтологическая теория рассматривает власть как отношения господства и подчинения одного класса другим. В основе этого господства лежит обладание собственностью у одного из классов.


Таблица 17. Администрация Президента Российской Федерации



Любые отношения по поводу власти являются отношениями между субъектом и объектом. В качестве субъекта власти обычно действуют правители, социальные общности, элиты, законодательные органы, правительства, судебные органы, армия и т. д. В качестве объекта власти выступают социальные слои, классы, этнические и религиозные группы, большие или меньшие группы людей в пределах отдельных территорий, стран, регионов.

Субъект и объект власти существенно отличаются друг от друга по главным характеристикам, взаимно дополняют друг друга и составляют политический процесс.

Субъект власти представляет собой активное начало политической жизни. Его важнейшими характеристиками являются: желание властвовать и воля к власти; компетентность; знание ситуации; авторитет.

Власть осуществляется различными путями: приказ, подчинение, наказание (санкции), нормирование как определение совокупности правил.

Объект власти представляет собой пассивное начало политической жизни. Многое зависит от политической культуры населения. Предпочтительным для действующей политической власти является возможность управления субъектом, которому присуща патриархальная или подданническая политическая культура. Для успешности воздействия на объект власти активно используется как страх перед наказанием за неправильное политическое поведение, так и учет интересов людей. Политика такого рода получила образное и точное определение «политики кнута и пряника». Важной задачей субъекта власти является достижение у населения внутренней убежденности в необходимости подчинения властным структурам в силу преклонения перед их авторитетом. Высшим достижением власть предержащих является такое положение вещей, при котором объект власти воспринимает действия управляющих как полностью соответствующие его, объекта, интересам. В этом случае происходит отождествление интересов низов и верхов, возникает «общенациональное единство», имеющее, как правило, мнимый характер.

На вопрос «В чьих руках находится реальная власть в России? (в %)» россияне в 2005 г. в качестве субъектов власти называли олигархов (32,4), президента (18,9), российскую бюрократию (15,6), силовиков (12,6), западные круги (8,7), правительство России (7,2), парламент (2,8), народ (0,8) (данные Института социологии РАН, Аргументы и факты. 2005. № 47).

Власть, вокруг которой выстраиваются политические отношения, как и само понятие «политика», имеет множество обликов. Поэтому политология, как любая серьезная наука, предлагает определенную классификацию понятия «власть».

По функциям органов власти, прежде всего, выделяются законодательная, исполнительная и судебная власть, которые представляют собой «три ветви власти».

По широте распространения выделяют: микроуровень власти (в первичных структурах или группах, например, староста в студенческой группе); мезоуровень (район, область); макроуровень (центральные органы государства); мегауровень (Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Североатлантического договора (НАТО)).

По субъектам, осуществляющим власть, ее определяют, как государственную, партийную, профсоюзную, военную, семейную и др.

По ресурсам, которые власть использует для достижения своих целей, политологи выделяют экономическую, социальную, политическую (государственную), духовно-информационную.

Для характеристики деятельности современной политической власти едва ли не решающую роль играет понятие «ресурсы власти». Под «ресурсами власти» подразумеваются все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Одна из существующих характеристик ресурсов власти представляется достаточно полной:

□ экономические ресурсы в виде материальных средств, которыми может воспользоваться власть (полезные ископаемые, продовольствие, драгоценные металлы, контроль над финансами и т. п.);

□ социальные ресурсы, суть которых заключается в возможности с помощью различных средств влиять на социальный статус людей, менять их место в социальной иерархии;

□ культурно-информационные ресурсы включают в себя контроль над информацией, сами средства массовой информации;

□ силовые ресурсы составляются из лиц, сосредоточенных в государственных силовых структурах, и вооружения, оборудования, которым эти силовые структуры располагают (например, Вооруженные силы РФ, МВД РФ, МЧС РФ и др.);

□ демографические ресурсы заключаются в самом населении, которым может распоряжаться власть в своих интересах.

Власть является основой политики. Для многих она выступает как самое таинственное, загадочное явление. Один философ заметил: «Власть необъяснима, и в этом ее сила».


Таблица 18. Полномочия Правительства Российской Федерации

9. Политическая власть как действующий механизм

Политическую власть можно охарактеризовать как всякую организованную волю одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляется во имя общих целей.

Политический процесс представляет собой сложную многоплановую деятельность тех, кто властью обладает, по осуществлению этой власти в отношении управляемых во имя общих целей или целей правящей группы, выдаваемых за цели всего социума.

Политический процесс проходит разные этапы и осуществляется в различных формах, которые во многом определяют характер политического строя и содержание политического процесса.

В политологии выделяют следующие формы, в которых осуществляется политическая власть:

□ на протяжении всей истории человечества, да и в современном мире, наиболее распространенной формой общественной организации и осуществления власти является господство; оно может быть экономическим, политическим, идеологическим или универсальным, всеохватывающим;

□ преимущественно в XX в. политическое властвование стало осуществляться в форме руководства; основой руководства является действующая административная система, которая может успешно функционировать лишь на основе дисциплины и самодисциплины; руководство заключается в способности власти осуществлять свою политическую линию путем воздействия на различные сферы жизни общества, на объекты, коллективы, на отдельных людей;

□ управление похоже на руководство, но представляет собой использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов и обычно нацелено на осуществление конкретных проектов;

□ среди форм осуществления политической власти важное место занимает контроль – способность власти следить за соблюдением законов, за выполнением принятых решений; власть, не способная довести реализацию намеченных планов до логического финала и планируемого результата, рискует потерять доверие управляемых и сойти с политической арены.

Политическая власть представляет собой уникальный общественный феномен. Ее характеризуют некоторые совершенно особые признаки, присущие только политической власти:

□ моноцентричность предполагает наличие единого центра принятия решений в стране;

□ легитимность, то есть законность в применении силы;

□ верховенство, обязательность решений власти для всех управляемых;

□ публичность, которая воспринимается как всеобщность и безличность в действиях власть предержащих, власть осуществляет свою деятельность от имени общества и через закон;

□ многообразие ресурсов, используемых для осуществления поставленных властью целей и задач.


Таблица 19. Формирование законодательных органов власти


Таблица 20 . Организация политической власти: сравнительная характеристика



Любая власть стремится быть легитимной. Во всяком случае, на протяжении XIX–XX вв. эта проблема стояла достаточно остро. Под легитимностью понимается вера большинства населения в правомерность и справедливость, в наилучший характер данной власти. Легитимность имеет разные источники, которые определяет качество легитимности той или иной власти.

На протяжении большей части истории человечества власть носила традиционный характер, формировалась в соответствии с некогда установившимися порядками. Так, самое широкое распространение имела наследственная монархия. В Европе, Азии, Африке многими государствами из поколения в поколение управляли представители одной династии. (Слово «династия» в переводе с греческого означает «господство». Династия представляет собой ряд монархов из одного и того же рода, сменяющих друг друга по праву родства и наследования.)

Во Франции первую королевскую династию Меровингов (конец V в. – 751 г.) сменили Каролинги (751–987 гг.), Капетинги (987-1328 гг.), Бурбоны (1589–1830 гг. с перерывами на революции). В России правили Рюриковичи (862-1598 гг.) и Романовы (1613–1917 гг.). Древнейшей действующей династией является японская императорская семья, которая берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э.

В дореволюционной России власть монарха опиралась на божественное право и священность принципа престолонаследия. Источником власти служила привычка населения повиноваться власти, издревле существующим порядкам.

Свои традиции существуют при избрании патриарха Русской Православной Церкви, Папы Римского, Католикоса Армянской Православной Церкви и других руководителей религиозных сообществ.

У многих примитивных племен должность вождя занималась на основе испытания, при наличии определенных отличительных признаков.

В XVII–XIX вв., в ходе великих революций (Нидерландской, Английской, Американской, Французской), традиционный тип власти постепенно уступает место легальному или рационально-правовому. Это было связано с борьбой против неограниченных монархий за установление системы власти, построенной на основе четко установленных юридических норм. Борьба шла за выборы в представительные законодательные органы, за контроль над расходованием государственных финансов и других ресурсов, используемых верховной властью. На протяжении XIX в. все европейские государства, за исключением России, обзавелись своими Конституциями, власть наследственных монархов была ограничена представительскими функциями.

В XX в. появился тип власти, который немецкий обществовед М. Вебер назвал «харизматическим». В переводе с греческого «харизма» буквально означает «милость, божественный дар». М. Вебер считал харизматической власть, основанную на доверии к авторитетному, харизматическому лидеру, который в глазах последователей, широких масс обладает исключительными личными качествами: мудростью, героизмом, волей, «святостью». Такое эмоциональное, личностное отношение харизматического вождя и массы возникает, по мнению М. Вебера, в период перемен. Для легитимности такой власти, для ее высокой эффективности весьма важным моментом М. Вебер считал всенародное избрание харизматического вождя на высший пост в государстве.

XX в. знает целый ряд харизматических лидеров, оставивших след в истории своих стран и человечества в целом. Среди них: основатели и ключевые фигуры новых систем власти – В. И. Ленин, И. В. Сталин и Б. Н. Ельцин в России, Мао Цзедун в Китае, Хо Ши Мин во Вьетнаме, Фидель Кастро Рус на Кубе, Муамар Кадаффи в Ливии, Садам Хусейн в Ираке и др. Выдающимися лидерами, реформаторами западного мира были Ф. Д. Рузвельт и Д. Кеннеди в США, У. Черчилль в Англии, Шарль де Голль во Франции, К. Адэнауэр в Германии. Своей «харизмой» успешно пользовались фашистские «фюреры» А. Гитлер, Б. Муссолини и Б. Франко соответственно в Германии, Италии и Испании.

В СССР соответствие советской власти интересам народа обосновывалось идеологически, дополнялось культом личности первых руководителей, то есть приписыванием им особых достоинств. По мере отдаления партийно-государственных лидеров их харизма угасала.

В постсоветское время в России сформировалась смешанная, многоэлементная легитимность. В сознании многих людей президент отождествляется с монархом, что, если сравнить объемы полномочий президента и императора, недалеко от истины (традиционная легитимность). На высших руководителей страны, их способности, возможности возлагаются особые надежды. Достаточно вспомнить отношение значительной части населения к Горбачеву, Ельцину, Путину, особенно сразу после прихода к высшей власти, чтобы увидеть элементы харизматической легитимности. Но формирование власти на основе свободных выборов позволяет говорить о рационально-легальной легитимности.

Важной характеристикой власти наряду с легитимностью является легальность. Второе слово по значению уже первого. В его основе лежит перевод с латинского слова «закон». В политологии в характеристике понятия «власть» термином «легальность, легальный» обозначается формальное соответствие существующего порядка в стране законам данной страны. В основе этого соответствия лежат требования разумности, целесообразности в действиях власти. Важным орудием, инструментом обеспечения легальности (законности, юридической правомочности) любой власти считаются должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями. Эта важная функция повсеместно возлагается на формально-рациональную бюрократию или чиновничество.

10. Политическая система общества

Понятие «власть» имеет ключевое значение для политологии, науки о власти. В борьбе за власть, за ее осуществление в разные эпохи в различных регионах участвовали самые разнообразные силы, структуры, субъекты. В зависимости от возникавшей комбинации формировалась, складывалась определенная политическая система общества.

Под «политической системой общества» в политической науке понимается совокупность государственных и негосударственных организаций, институтов, отношений между ними, складывающихся в процессе осуществления власти.

Входящие в политическую систему общества подсистемы (блоки) представлены в табл. 21.


Таблица 21 . Политическая система общества

(Каждая из подсистем составляет содержание отдельных экзаменационных вопросов. )


Политическая система общества выполняет важные для общества функции: выявляет существующие в обществе интересы; обеспечивает их согласование; стремится разрешить возникающие конфликты и противоречия.




Политический интерес формируется на основе объективного положения социальной группы (слоя, класса). При этом социально-экономические характеристики имеют решающее значение. Как говорит русская поговорка: «у кого-то жемчуг мелкий, у кого-то суп не густ». В переводе с латинского слово «интерес» означает «имеет значение, важно». Интерес – это реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей и т. д.) к действиям индивидов, отдельных социальных групп к политическим действиям, к участию в политической жизни.

К политически важным групповым интересам в политологии относят:

□ интересы общественных классов, обусловленные их местом в общественном производстве, отношением к средствам производства, ролью в распределении национального дохода; в современной России – интересы предпринимательского класса, работников государственного сектора экономики, работников частного сектора экономики и т. д.;

□ интересы социальных слоев, вытекающие из различия в образе жизни, образовании, доходе и т. д.; в современной России – интересы различных групп рабочих, фермеров, интеллигенции и т. д.;

□ интересы национальностей и этнических групп в многонациональных государствах; в современной России – специфические интересы народов Северного Кавказа, Крайнего Севера и Дальнего Востока, мусульманского населения, оставшихся в стране немцев, евреев, поляков, крупных диаспор азербайджанцев, армян, грузин, корейцев, китайцев и т. д.;

□ интересы региональных групп и локальных (местных) сообществ; в современной России – интересы населения экономически развитых субъектов РФ (районы нефтяных и газовых месторождений, Москва, Санкт-Петербург и др.), дотационных и депрессивных регионов, приграничных районов, Калининградской области и т. д.;

□ интересы демографических групп, обусловленные половозрастными отличиями; в современной России – специфические интересы пенсионеров различных категорий, женщин, групп молодежи и т. д.

Выявление существующих в обществе интересов осуществляется в различных формах:

□ референдумы, плебисциты по наиболее важным вопросам в жизни общества;

□ программы, уставные документы общественных объединений, особенно политических партий, которые, выступая от имени определенных групп населения, выражают интересы этих групп в своих документах;

□ выступления общественных деятелей, лидеров общественных объединений, особенно политических партий, выступающих от имени отдельных групп населения или от всего народа (книги, статьи, телевизионные дискуссии, особенно в предвыборный период);

□ деятельность средств массовой информации, которые стремятся не только выразить мнение своих учредителей, собственников, но и мнение слушателей, зрителей, читателей.

В качестве форм согласования выявившихся интересов следует назвать:

□ выборы разного уровня, особенно парламентские, которые позволяют выявить поддержку населением тех или иных деятелей, их позиций;

□ подготовка законодательных и нормативных документов, их принятие в выборных органах разного уровня;

□ информирование населения о расходовании государственных средств, об использовании имеющихся в стране ресурсов в интересах определенных групп населения, всей страны, народа в целом;

□ процедуры приостановки выполнения ошибочных решений, отстранения должностных лиц, действующих в разрез с общественными или государственными интересами.

Возникающие конфликты и противоречия в зависимости от характера политической системы могут преодолеваться различными способами и в различных формах. В обобщенном виде можно назвать:

□ осуществление перевыборов любых органов власти и проведение новых выборов;

□ судебное преследование должностных и других лиц за незаконную антигосударственную и антиобщественную деятельность, спровоцировавшую конфликтную ситуацию;

□ массированная дезинформация и манипулирование общественным мнением;

□ изоляция и подавление диссидентов (несогласных), активных и пассивных противников действующей власти;

□ свержение существующего политического режима (государственный переворот, массовое движение, революция);

□ изменение действующей Конституции и других основополагающих нормативных документов.

Политическая система советского типа основывалась на совмещении и концентрации властных функций в руках правящей коммунистической партии. Политический плюрализм не принимался. Деятельность оппозиции запрещалась и подавлялась с помощью разветвленной карательной системы.

Властвующая коммунистическая партия и сформированный ею номенклатурный руководящий класс объединяли государственные органы, общественные организации и трудовые коллективы, являясь их «ядром» (по Конституции СССР 1936 и 1977 гг.). Через руководство государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами («приводные ремни» от партии к массам) руководящая советская элита организовывала весь народ на решение конкретных задач. Эта система оказывалась эффективной при наличии чрезвычайных обстоятельств (война или ее угроза), значительных материальных и иных ресурсов, а также разветвленной системы идеологической обработки населения.

В постсоветской политической системе сохранилось многое от старой системы. Властные полномочия сосредоточены в руках исполнительной власти. Законодательная власть не может реально контролировать деятельность исполнительных органов (правительства), а также ход реализации принимаемых законов. Если в советское время власть концентрировалась в едином центре – вождь партии и его ближайшее окружение, то в настоящее время не меньший объем власти сосредоточен в руках президента и его администрации. В политической системе современной России (табл. 23) партии слабо влияют на власть, общество. Политический плюрализм формально проявляется в разделении властей, многопартийности, передаче полномочий от Центра субъектам Федерации. Политическая система в России носит явно переходный характер.


Таблица 23. Политическая система современной России

Политика как отношения по поводу государственной власти, ее организации, направлении деятельности.

Наиболее распространенным в политической теории оказался директивный подход, ­ в соответствии с которым политика определяется как отношения по поводу государственной власти, ее организации, направлении деятельности. В этом случае политика­ трактовалась как использование государственной власти для реализации определенных целей, участие в делах государства, борьба за власть. Определение политики через государственную власть является предметным и более зримым, поскольку именно в государстве политика обретает наиболее концентрированное и завершенное выражение. Государственно-властные аспекты политики становятся предметом пристального анализа еще и потому что, чем дальше углублялась экономическая, социальная, культурная дифференциация общества, тем больше в анализе политики выделялись ее интегративные начала, способность к согласованию интересов. Однако достижение целостности и упорядочение общественных отношений может достигаться двумя способами: 1) либо на основе общего согласия и консенсуса интересов социальных групп; 2) либо на основе подавления одной группы другой и установления ее господства. В соответствии с ними развивались две научные традиции, восходящие к эпохе Возрождения и Новому времени:

а) консенсусная интерпретация политики, которая рассматривала ее как сферу интеграции, согласия и целостности общества, основанную на балансе интересов;

­ б) конфликтная (силовая) трактовка политики как сферы борьбы за власть и использование ее в корпоративных или частных целях.

Силовая трактовка политики восходит к Никколо Макиавелли, который акцентировал внимание на технологии борьбы ­за власть. Политика понимается им как искусство борьбы за власть, способах ее использования. Н. Макиавелли характеризовал полити­ку как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержатся у власти и полезно использовать ее... Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельст­вами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций». Интерпретация политики как сферы согласия связана с доктриной «политического абсолютизма» Томаса Гоббса (1588-1679), который рассматривал политику как дея­тельность по выражению общего интереса. Носителем этого общего интереса является государство, которое преодолевает хаос и «войну всех против всех» утверждением общего согласия, опирающегося на добровольную передачу гражданами части своих естественных прав правителю в обмен на закон.

Конфликтологическая и консенсусная концепции политики активно развивались в науке в ХIХ­ – ХХ вв. В новых исторических условиях индустриального общества, в недрах которого обострилась классовая борьба между буржуазией и пролетариатом, возник марксизм, трактовавший политику как сферу господства классов и групп, подавления ими других общностей с помощью государственной власти. В своих работах К. Маркс, Ф. Энгельс и В. и. Ленин рассматривали государственную власть как выразительницу интересов экономически господствующего класса, интерпретировали ее как сферу борьбы классов за власть. С точки зрения марксизма, для того, чтобы обеспечить целостность общества, необходимо уничтожить те классы, интересы которых противоположны интересам пролетариата. Узкоклассовая трактовка политики была отвергнута опытом истории как антигуманная, напоминая о себе миллионами репрессированных соотечественников, последствиями «холодной войны» и конфронтации в международных отношениях. Однако в целом силовая интер­претация политики сохраняет свое значение по сей день, хотя и не связывается с классами. Ее актуальность обусловлена нарастающим в различных странах обострением конфликтов, природа которых пе­ремешается в такие достаточно сложные и тонкие сферы общественных отношений, как национальное самосознание, культура, религия. Этнонациональные, религиозные и социокультурные факторы все больше становятся детерминантами политических взаимодействий, предпочтений, на основе которых различные социальные группы осознают собственные властно ­значимые интересы. Боязнь потерять свою культурную, этническую, языковую идентичность оборачивает­ся политическим радикализмом и экстремизмом, этнополитически­ми конфликтами и гражданскими войнами.

Политика как деятельность по самостоятельному руководству (М. Вебер)

Понимание противоречивой и подчас абсурдной логики политики невозможно без уяснения субъективных мотивов политического поведения. Дело в том, что осознание индивидом принадлежности к той или иной группе и, следовательно, осознание им собственных политически значимых интересов происходит не в форме безусловного принятия ценностей данной общности, а путем соотнесения их с его индивидуальными представлениями. С точки зрения психосоциологической интерпретации политики, именно власть рассматривается в качестве самостоятельной ценности и смыслообразуюшего мотива политического участия, определяющего социальный статус и престиж группы или личности. Исходя из этого немецкий социолог М. Вебер трактовал политику как «стремление К участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то власть между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя заключает». В политику он включал «все виды деятельности по самостоятельному руководству». В основе данного стремления лежит понимание того, что именно власть в определяющей мере влия­ет на социальное положение и престиж группы или индивида, на их возможности оказывать воздействие на общество путем распределения ресурсов и реализации своей воли, несмотря на возражения других общностей. Доминирование в обществе таких ценностей, как власть, богатство, престиж, индивидуализм или коллективизм, имеет своей предпосылкой, по М. Веберу, социокультурную систему. В конкретных обществах именно социокультурная система определяет смыслообра­зующие ценности и мотивы политического участия. Так, по М. Веберу, западные демократии развиваются на основе протестантской этики, по­ощряющей трудолюбие, принцип «честной наживы», стремление к ус­пеху и богатству, бережливость, автономность личности, терпимость. Влиянием религии М. Вебер объяснял организацию экономической, социальной и политической систем общества, динамику их развития. Следовательно, мотивация политического поведения может быть как рациональной (осмысленной), так и иррациональной (бессознательной, чувственной), испытывающей влияние субъективных качеств личности. Порой жажда власти, желание повелевать и господствовать становится для иных политиков главным смыслом и самоцелью.



­Политика как сфера конфликта и согласия в борьбе за власть (М. Дюверже)

Примирить конфликтную и консеснсусную парадигмы в интерпретации политики пытался французский политолог М. Дюверже. Он исходил из того, что в любом обществе всегда существует как конфликт, так и интеграция. Политика как сфера интеграции предполагает, что власть гарантирует общий интерес и всеобщее благо против давления частных интересов. Однако эволюция общественной интеграции никогда не отрицает возможность возникновения конфликта, поскольку без конфликта политических сил в борьбе за государственную власть, без политической и социальной стратификации невозможно совершенствование гражданского общества и продвижение к социальному правовому государству с большей справедливостью и интеграцией.

М. Дюверже использует институциональный подход для описания политики как пространства властных взаимодействий, упорядоченность которых достигается благодаря существованию политических институтов. По его мнению, «институты есть известные модели человеческих отношений, с которых копируются конкретные отношения, приобретающие, таким образом, характер стабильных, устойчивых и сплоченных. Благодаря подобному качеству они отличаются от отношений, возникающих вне рамок институциональных моделей, которые случайны, эфемерны и шатки». Любой институт, подчеркивает М. Дюверже, представляет собой органическое единство двух элементов: структуры самих институциональных моделей и конкурентных отношений, из них проистекающих. Согласно М. Дюверже политическая наука должна исследовать как те политические институты, которые регламентируются правом, так и те, которые им полностью или частично игнорируются, существует помимо права, например политические партии, политические режимы, группы политического давления, общественное мнение, средства массовой информации, пропаганды и т.д. По этой причине политические решения зависят не только от действия объективных факторов, но и от суждений по поводу человеческих ценностей и субъективных намерений.


3. Другим важнейшим атрибутом политики является ее нор-мативно-правовая составляющая. Политика, по сути, начинается с введения в систему управления обществом договорных отно-шений и писаных законов. Правовые нормы (законы) придают политике определенную логику развития, делают се предсказуе-мой, создают общее правовое поле, определяют пределы компе-тенции субъектов и участников политического процесса.

4. Политика - это отношения по поводу захвата, удержания и использования государственной власти. Поэтому следующим компонентом политики является власть. Именно атрибут власти и возможность ее применения отличает политическое управле-ние от всех иных видов управления. Борьба за политическую власть и властные полномочия в обществе является одним из ос-новных видов деятельности для всех субъектов политики. Следо-вательно, политику можно понимать как искусство организации и управления обществом с помощью государственной (политиче-ской) власти. Обладание политической властью позволяет ее об-ладателю (индивиду, группе, институту) навязывать свою волю
другим людям, управлять другими.

5. Борьба за власть предполагает конфликт, а регулирование отношений между большими социальными общностями - кон-сенсус. Поэтому политику можно определить как отношения ме-жду политическими субъектами, для которых характерны пер-манентные состояния конфликта и консенсуса. При этом поли-тическую стабильность можно рассматривать как искусство «балансировки» между различными политическими силами и тенденциями (искусство компромисса).

6. Важнейшим компонентом политики являются субъекты политики, между которыми возникают, прежде всего, полити-ческие отношения, т. е. отношения по поводу власти. Субъек-тами политических отношений могут быть отдельные индиви-ды, представляющие определенные политические силы, соци-альные и политические группы, организации и движения, большие и малые политические общности, общественные и по-литические институты, государство. Но чаще всего субъектами политики являются политические элиты и лидеры, которые мо-гут входить в тс или иные политические группировки, партии, движения, возглавлять государственные институты. В западной социологии и политологии субъектов политики принято назы-вать акторами .

Большие социальные общности, защищая свои интересы, также могут выступать в роли субъектов политики. Однако разно-родность интересов и сложность координации их деятельности нередко приводят к тому, что они становятся объектом манипулирования в чужой политической «игре». История знает немало примеров, когда в интересах отдельных политических лидеров или групп развязывались кровопролитные войны между странами и народами, а попытки воплощения в жизнь бредовых идей тех или иных «вождей народа» уносили жизни многих миллионов людей.

Чтобы противостоять антинародной политике преследую-щих свои корыстные интересы акторов, необходимы опреде-ленный уровень развития политической культуры масс, граж-данское мужество, активная жизненная позиция и сплочен-ность людей.

Политика как особый вид регуляции социальной жизни не-обходима для того, чтобы согласовывать интересы различных со-циальных слоев и групп; вырабатывать общие, обязательные для всех правила и нормы и осуществлять контроль за их выполне-нием. Вместе с тем в реальной жизни политика может быть ис-пользована как для всеобщего блага всех слоев общества, так и для зашиты интересов господствующего класса в ущерб другим членам общества.

Существуют такие понятия, как «публичная политика» и «те-невая политика». Публичная политика предполагает высокую степень открытости (публичность) и объективности разработки и принятия политических решений, постоянного диалога между различными политическими силами, между властью и оппози-цией, между обществом и государством; выражение и защиту интересов и ценностей всего общества, всех социальных групп. Теневая политика , как правило, защищает корпоративные инте-ресы правящего класса, поэтому она старается не афишировать принимаемые политические решения.

Приведенный выше анализ различных понятий «политика» позволяет выделить ключевые слова , присущие данному фено-мену:

    процесс регулирования общественных отношений;

    управление обществом (государством);

    правовые нормы (законы), придающие политике предсказуе-мость;

    отношения по поводу власти и подчинения;

    конфликтно-консенсусные отношения;

    субъекты политики как акторы политической деятельности.

1.2 Политические отношения и политические интересы

Политические отношения возникают в результате взаимодей-ствия субъектов и участников политического процесса по поводу завоевания, установки и применения политической власти. Субъ-ектами политических отношений являются отдельные индиви-ды, социальные и политические группы, организации и движе-ния, большие и малые политические общности, общественные и политические институты, государство.

Совокупным объектом политических отношений является политическая власть, которая находит свое проявление во всех сферах политической жизни. В то же время она служит средст-вом упорядочения, организации, изменения, нормирования по-литических отношений.

Анализ природы и сущности политических отношений позволяет фиксировать неоднозначность их интерпретации, сделать акцент на их двойственной природе. С одной стороны, в основе политических отношений лежит борьба за власть между политическими субъектами, с другой стороны, политические отношения позволяют интегрировать общество, обеспечивать его развитие. На основе чего формулируется понимание политических отношений как связи, взаимодействия политических субъектов по поводу устройства и развития общества, распределения властных полномочий, реализации интересов различных социальных групп, одной из возможных форм таких отношений является борьба. В рамках борьбы происходит перераспределение ресурсов, в том числе властных, динамизируется контактное пространство людей, преобразуются общественные отношения в целом. 18

Поскольку политические отношения представляют собой разновидность общественных отношений, исследование их роли и места в данной системе позволило сделать вывод, что тенденции экономического и духовного развития находят свое проявление в политических отношениях. Политические отношения отличаются доминирующим характером общественных интересов, который проявляется в установлении связи бытия социальных субъектов с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности, с чем связана их активная преобразовательная и интегрирующая роль.

Анализируя структуру политических отношений, можно выделяет такие элементы , как субъекты и объекты, предметное поле, политические потребности, политические интересы, политическая деятельность, политические цели.

Политические отношения формируются и развиваются в результате того, что определенные интересы социальных групп могут быть удовлетворены посредством политической деятельности. Политическая деятельность рассматривается как способ существования политических отношений. Она представлена деятельностью государства, его учреждений и организаций, политических партий, общественных организаций, частично выполняющих политические функции, социальных групп и отдельных личностей.

Характер политических отношений во многом определяется тем, насколько согласуются политические интересы субъектов политических отношений с тенденциями общественного развития. Политические институты как субъекты политических отношений, обеспечивают возможность и отдельным гражданам, и социальным группам упорядоченно удовлетворять свои интересы в сфере политики. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий 19 . Множество различных форм каждого политического института обусловливает разнообразие институциональных политических отношений. Многоуровневость и взаимозависимость субъектов политических отношений определяют многоуровневость, сложность и взаимозависимость политических отношений, что является одним из признаков их демократичности.

Характер политических отношений во многом зависит от политического режима . В тоталитарном государстве - это отноше-ния жесткой иерархии соподчинения и зависимости от вертикали власти. В демократическом обществе политические (властные) отношения в большей степени призваны выполнять функции управления, регулирования и контроля. Здесь наряду с вертикаль-ными (властными) отношениями возникает масса горизонталь-ных связей и отношений - отношений сотрудничества, соперни-чества, компромиссов, диалога и т. д.

Большое влияние на формирование и развитие политических отношений оказывает существующая в обществе (государстве) нормативно-правовая база, например конституция. Как правило, в ней предусматриваются способы взаимодействия и пределы полномочий основных субъектов политики, варианты разреше-ния возможных конфликтных ситуаций.

Следующим фактором, оказывающим значительное влияние на политические отношения, является политическая культура граждан страны. Если в обществе преобладает патриархальная или подданническая политическая культура, то властвующей эли-те значительно проще манипулировать людьми и формировать политические отношения, отвечающие интересам этих элит.

Политические отношения зависят также от эффективности и результативности проводимой в стране политики, от поведения и деятельности тех или иных се субъектов. Так, в настоящее вре-мя у большинства российских граждан сформировались негатив-ные отношения к государству в целом. Большинство российских граждан понимают, что государственные институты проводят политику, защищающую прежде всего интересы правящих элит.

Политические отношения складываются также из отноше-ний, возникающих между различными социальными слоями, общностями и этническими группами. В последние годы наблю-дается рост негативных отношений большинства граждан Рос-сии к богатым слоям населения, к незаконным мигрантам, вы-ходцам с Кавказа, из Средней Азии, с Дальнего Востока. Политические отношения обладают относительной устойчи-востью (стабильностью). Они являются отражением расстановки политических сил и тенденций развития политического процес-са. Изменение положения тех или иных субъектов политики в политической системе общества становится причиной измене-ния политических отношений в стране.

Политические интересы - это выражение потребностей об-щества, социальной группы, политической организации, движе-ния в социальной и политической сфере. Интересы служат ис-точником, мотивом, побуждающим к определенным действиям, например участию в выборах, организации и проведению ми-тинга, работе политических институтов и т. д.

Политические отношения возникают не сами по себе, а по поводу того или иного интереса. Например, основными объекта-ми международных отношений являются национальные, регио-нальные и глобальные интересы. В свою очередь, национальный интерес понимается как конфликтное двуединство государствен-ного и общественного интересов , так как внутренняя политика об-щества-государства является результатом взаимодействия внут-ренних интересов различных политических сил.

Интересы объединяют и разъединяют народы и страны, «за-ставляют» их сотрудничать и конфликтовать. Определяя приори-теты международной политики, англичанин Пальмирстон сказал следующее: «У нас нет вечных соперников и вечных врагов, веч-ны для нас только интересы», - считают англичане. Интерес является одним из основных факторов, мотивирую-щих любой вид социальной и политической деятельности. С по-мощью понятия «интерес», по мнению М.В. Ильина, «концептуализируется универсальная основа любой целенаправленной деятельности, политического по природе функционального им-ператива целедостижения» 20 . Интересы служат источником, моти-вом, побуждающим к определенным целенаправленным действи-ям, например к участию в выборах, организации и проведению митинга, работе политических институтов, захвату (удержанию) власти и т.д.обществом ... Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями1. К числу основных функций политики ... отношения. Уяснения сущности политики позволяет разграничить...

  • История формирования и сущность золотого инварианта

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    Рынках. С развитием человеческого общества происходит переоценка социально-экономической сущности золота, её функций и роли , как в национальных... деньгах. Эта цена стала орудием политики правительств, инструментом государственно-монополистического...

  • Сущность обществе

    Контрольная работа >> Социология

    ... Сущность и значение социальных норм в современном обществе ... и возможности её измерения……………………..5 1.3.Сущность и значение... функций , но и существование общества . ... поскольку образовательная политика школы связана с... нормам в обществе отводят различные роли . Так...

  • Сущность и эволюция функций государства

    Реферат >> Государство и право

    ... её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций ... и внешняя политика ) функции государства подразделяются... общества . В функциях государства выражается его сущность , та реальная роль ...

  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»