Политология как научная дисциплина кратко. Политология как наука и учебная дисциплина

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

ПЛАН

1. Объект и предмет политологии. Структура политологии

Понятие «политология» образовано из греческих слов: politike (политика), logos (слово, понятие, учение). Термин «политология» применяется в Европе, а в США и других англосаксонских стра­нах используется понятие «политическая наука». Происхождение слова «политология» говорит, что это наука о политике. Любая наука обладает объектом и предметом исследования. Под объек­том понимают то, на что направлена познавательная деятельность. Предмет предполагает изучение и исследование отношений, сто­рон и свойств определенного объекта, сферы общественной жизни или социального явления.

Объект политологии – это политическая реальность (или по­литическая сфера жизни общества – политическое сообщество) и ее различные элементы и отношения.

Предметом политологии является воспроизведение эмпири­ческой реальности на абстрактном уровне путем выявления наи­более значимых закономерных связей. В качестве предмета поли­тической науки выступают такие стороны, свойства и отношения политической жизни и политической системы общества, которые выражают их сущностные признаки. Политическая наука изучает механизм функционирования политической сферы и ее структур­ных компонентов; формы и способы взаимодействия субъектов политической деятельности с политическими институтами. Пред­мет политологии показан на приведенной ниже схеме.

Предмет политологии, представленный на схеме, можно опи­сать более подробно: политическая власть; субъекты политиче­ской власти, се носители (политическое лидерство, политиче­ская элита); государство как политический институт; политические движения и партии; современные избирательные системы; содержание, структура, формы политического процесса, особен­ности принятия и реализации управленческих решений; полити­ческое сознание, политическая культура и идеология.

Субъекты политики Механизмы функционирования и смены

(политики по случаю, по совместительству, власти (политический процесс,

по профессии) политический режим, избирательные

Политические элиты и лидеры системы)

ВЛАСТЬ

Политические институты Политическое сознание

(государство, политические партии, Политическая культура

группы интереса) Политические идеологи

Политику как особую сферу общественной жизни изучают многие науки: политическая философия, политическая история, политическая социология, политическая антропология, политиче­ская психология, политическая география и другие.

Политическая философия занимается исследованием таких фундаментальных основ политического бытия, как благо и спра­ведливость в политике.

Политическая история изучает политические события в их хронологической последовательности.

Политическая социология исследует механизмы взаимодейст­вия общества и политической сферы, социальной структуры и по­литики.

Политическая антропология исследует генезис политики на ранних стадиях развития общества и то, как родовая природа че­ловека проявляется в сфере политики и влияет на нее.

Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения.

Политическая география изучает взаимосвязь политических процессов с территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами. В рамках политической географии сформировалась геополитика.

Таким образом, науки, которые изучают политику, различа­ются предметом и методами исследования. У политологии, как указывалось, свой особый предмет исследования: тенденции и закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в госу­дарственно-организованном обществе. Особенностью политоло­гии является то, что все социальные явления и процессы она изу­чает соотносительно с политической властью.

Структура политического знания. В структуре политиче­ского знания выделяют:

политическую теорию, которая исследует законы функцио­нирования и развития политического процесса, политических сис­тем, институтов;

эмпирическую политологию, которая изучает политические действия, политическое поведение личности и социальных общ­ностей, а также исследует мотивы поведения, поступки, ценност­ные ориентации, популярность субъектов политики, политиче­ский имидж;

прикладную политологию, разрабатывающую методики и технологии направленного воздействия на политический процесс.

Политологию в широком смысле понимают как науку, кото­рая включает весь комплекс политических знаний. Предметом политологии являются все политические явления. В узком смысле политологию рассматривают как теорию государственного управ­ления.

Итак, предметом политологии является политическая власть во всем многообразии ее проявлений и противоречий. Все обще­ственные процессы политология рассматривает через призму ис­следования закономерностей формирования, развития и функцио­нирования политической власти в государственно-организован­ных сообществах. Политология – это наука о власти и ее взаимо­действии с обществом и индивидом.

2. Становление и развитие политологии

Политология как самостоятельная сфера научного знания на­чинает формироваться в середине XIX в. До этого времени поли­тическое знание развивалось в рамках философских и правовых знаний как учение о государстве. В XIX в. возникла необходи­мость в формировании самостоятельной науки о политике. Это было обусловлено, во-первых, развитием гражданского общества и демократии, вовлечением широких масс в политический про­цесс. Развитие публичной политики ставило вопрос о конституировании политической науки. Достоверные знания о политике стали необходимыми как для политической элиты, так и для на­родных масс. Во-вторых, правоведение и социология уже не удовлетворяли возникших потребностей в знании о политической сфере. Эти науки анализировали политические проблемы в русле своих исследовательских задач. В-третьих, к этому времени было накоплено достаточно много знаний о собственно политических процессах. Эти знания нуждались в анализе не с правовой или социологической точки зрения, а с позиций исследования механиз­мов функционирования политической власти в обществе.

В 1857 г. в Колумбийском колледже в Нью-Йорке образова­лась кафедра политической науки, преподаватель кафедры Френ­сис Либер начал читать курс политической теории. В 1880 г. в том же Колумбиийском колледже возникает школа политической нау­ки, ведущим деятелем которой был Джон Берджес. В 1903 г. в США была создана Американская ассоциация политической нау­ки. Постепенно политическая наука начинает распространяться и в европейском научном сообществе. В 1871 г. во Франции Э. Бут-ли основал Свободную школу политических наук. В 1896 г. выхо­дит книга итальянского социолога и политолога Г. Моска под на­званием «Элементы политической науки».

К началу XX в. процесс оформления политологии в самостоя­тельную научную и учебную дисциплину был в основном завер­шен. Особенно успешно политическая наука начала развиваться в США и странах Западной Европы после Второй мировой войны. В 1948 г. в Париже по инициативе ЮНЕСКО состоялся Междуна­родный коллоквиум по проблемам политической науки. В 1949 г. была создана Международная ассоциация политической науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов.

Парижский Международный коллоквиум по проблемам поли­тической науки сыграл важную роль в определении структуры политической науки. Согласно решениям ЮНЕСКО, ее структур­ные блоки выделены исходя из основных сфер политологических исследований:

Политическая теория (теория и история политических идей);

Теория государственных институтов (центральных, регио­нальных, местных), их структуры и функционирование;

Теория политического участия и давления граждан (партии, группы интереса, лоббизм, общественные объединения, СМИ, общественное мнение);

Теория международной политики и международных отно­шений (международная политика, международные организации и международное право, глобалистика, геополитика).

Политология как наука и учебная дисциплина была востребо­вана обществом в период развития гражданского общества, демо­кратизации и вовлечения масс в политику. К середине XIX в. бы­ло накоплено много знаний о политике, выходящих за пределы предмета философии, правоведения, социологии. Возникла новая наука, предметом которой стали собственно политические про­цессы и институты.

С 1989 г. курс политологии преподается в учебных заведени­ях Республики Беларусь.

3. Методы и функции политологии

Глубина и объективность познания политики в определяющей степени зависят от эффективности применяемых методов иссле­дования. Научный метод - это система приемов, способов, с по­мощью которых достигается объективное познание действитель­ности. Научные методы включают процедуры, процессы, техни­ческие приемы и средства исследования, анализа, проверки и оценки данных.

Методы исследования политики, как и любой другой соци­альной науки, можно поделить на три группы: общелогические, общетеоретические методы, методы эмпирических исследований.

Общелогические методы присущи человеческому познанию в целом, на их базе строится и научное, и обыденное познание. Это анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, классификация.

К общетеоретическим методам, которые используются во всех социально-гуманитарных науках, относят институциональ­ный, нормативно-ценностный, системный, структурно-функциональный, социологический, психологический. Данные методы яв­ляются достаточно широкими, поэтому их часто называют науч­ными подходами.

Институциональный метод ориентирован на изучение ин­ститутов, в рамках которых осуществляется политическая дея­тельность.

Нормативно-ценностный подход исследует политику с пози­ции должного, с точки зрения общего блага, справедливости, сво­боды, ориентирует на разработку политического идеала инаилучшей формы правления. Нормативно-ценностный подход для анализа форм правления применяли еще в античности Платон и Аристотель.

Институциональный и нормативно-ценностный методы гос­подствовали в политической науке до середины XX в.

Системный метод рассматривает политику как целостный, сложноорганизованный, саморегулирующийся механизм, кото­рый находится в непрерывном взаимодействии со средой. Сис­темный подход был разработан и применен при анализе политики в 50-60-е гг. XX в. американским ученым Д. Истоном. Ранее пер­вую модель социальной системы разработал Т. Парсонс.

Структурно-функциональный метод предполагает рассмот­рение политики как целостной системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет свое назначение, вы­полняет определенную функцию. Функциональный подход к изу­чению политики разработал американский политолог Г. Алмонд.

Социологический метод предполагает выяснение социальной обусловленности политики, влияния на политическую систему социальной структуры и экономических отношений. Широко применяли социологические подходы в политологии такие круп­нейшие политологи и социологи, как К. Маркс, Г. Моска, В. Парето, М. Вебер, П. Сорокин, Р. Михельс.

Психологический метод ориентирует исследователя на изуче­ние субъективных механизмов политического поведения, индиви­дуальных качеств, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций в поли­тике. Психологический метод широко использовали в своих ис­следованиях политики Г. Лебон, Н. Михайловский, С. Московичи, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Канетти, X. Ортега-и-Гассет, А. Адлер, Т. Адорно, Ж. Блондель.

Психологический и социологический методы заложили осно­ву становления собственно политологического подхода, ориенти­рованного на изучение и анализ политического поведения – пове­денческого (бихевиоралъного) подхода, который используется при анализе политического участия, политического лидерства, поли­тического поведения личности и масс.

К эмпирическим методам относятся анализ документов; ан­кетирование, опрос; наблюдение; использование статистики; кон­тент-анализ (метод количественного изучения содержания поли-

хической информации); теория игр (применяется в теории приня­тия решений).

В литературе также используется классификация методов по­литологии по уровню абстрактности либо конкретности изу­чаемого объекта. Выделяют общенаучные, социально-гуманитар­ные, специально-научные методы..

Общенаучные методы – это методы, которые использу­ются в любых науках:

общелогические приемы (например, анализ и синтез, индук­ция и дедукция, наблюдение и эксперимент, определение и класси­фикация, сравнение и аналогия, абстрактно-объяснительная интер­претация, верификация и фальсификация, восхождение от абстрактного к конкретному);

философско-аксиологические принципы (например, полито­лог может использовать принципы системного подхода, структур­ного функционализма либо психологического подхода).

Социально-гуманитарные методы - это инструмента­рий, использующийся в социально-гуманитарных дисциплинах. Это такие методы, как социологические, исторические, сравни­тельный, институциональный и др. В последнее время в полито­логию проникают использованные ранее лишь в психологии тесты, шкалирование, из культурологии – методы изучения стереотипов и традиций, из лингвистики – анализ символов и знаков.

Специально-научные методы – методы политологиче­ского анализа. К этой группе относятся методы, разработанные в рамках политологии, а также комбинированные, модифицирован­ные методы других социальных наук, служащие особым инстру­ментарием для анализа политических объектов: ситуационный анализ, ивент-анализ, экспертные оценки, позиционный и ресурс­ный методы.

Основные типы методов и уровни методологии политологи­ческих исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли, на каждом этапе которого господ­ствовали те или иные методологические приемы. В известном учебнике «Методы политологического исследования» была пред­ложена следующая периодизация развития методологии полити­ческой науки:

классический период (до XIX в.), связанный в основном с дедуктивным, логико-философским и морально-аксиологическим подходами;

институциональный период (XIX – начало XX вв.), когда на передний план выходят историко-сравнительный и норматив­но-институциональный методы;

поведенческий (бихевиорал истекий) период (20-70-е гг. XX в.), когда стали активно применяться эмпирические количест­венные методы;

современный (постбихевиоралистский) период (последняя четверть XX в.), который характеризуется сочетанием традицион­ных и новых методов, а также проникновением системного под­хода в политическую науку.

Политология использует разнообразные методы исследова­ния – как теоретические, так эмпирические и общелогические. Многообразие методологических подходов позволяет лучше исследовать и понять политику как сложное социальное явление. Появление и применение новых методов – это всегда исследова­тельский прорыв в получении нового знания о политике. В на­стоящее время практически все научные дисциплины используют не только собственные методы, но и инструментарий формальной логики, математики, философские принципы, элементы теории систем и кибернетики. В то же время каждая дисциплина, в том числе и политическая наука, обладает собственными, специально-научными методами.

Предназначение и роль политологии находят свое проявление в выполняемых ею функциях.

Познавательная (гносеологическая, аналитическая) функ­ция. Сущность данной функции заключается в адекватном отра­жении политической реальности, раскрытии закономерностей по­литического развития, выработке систематизированных знаний о политике. Как и любая другая наука, политология должна описы­вать, объяснять и прогнозировать развитие явлений и процессов. В контексте политической науки речь идет о политических явле­ниях и процессах.

Функция рационализации политической жизни (инстру­ментальная функция). Выполняя эту функцию, политология вы­ступает основой политического строительства, политических реформ, обосновывает необходимость и направленность преобразо­ваний. Политология, вырабатывая политические технологии, дает рекомендации по разрешению социально-политических конфлик­тов проведению избирательных кампаний, формированию поли­тического имиджа лидеров и т.д. Инструментальная функция за­ключается в разработке рекомендаций субъектам политики, в экспертизе и консалтинге.

Оценочная (аксиологическая) функция означает, что поли­тология даст оценку политическому строю, режимам, институтам, политическим решениям и политическому поведению. Аксиоло­гическая функция политологии, как и любой другой обществен­ной науки, определяется спецификой социального познания, ко­торое своими выводами и прогнозами задевает определенные социальные интересы. Аксиологическая функция ориентирована на признание общечеловеческих гуманистических ценностей, на человеческое измерение политики. Эту функцию не следует под­менять классовым подходом и превращать политологию в разно­видность идеологии.

Функция политической социализации связана с формирова­нием политической культуры, определенного типа политического человека. Само содержание политической науки ориентирует на развитие рационально-критического мышления, на формирование гражданина. Политология формирует гражданственность и демо­кратическую культуру населения.

Мотивационно-регулятивная функция связана с непосред­ственным влиянием политического знания на политическое пове­дение людей. Степень научной мотивации политических действий и политического поведения – важнейший показатель уровня раз­вития политической культуры.

Функции, которые выполняет политология, раскрывают ее роль в жизни современного общества. Политология способствует рационализации политической деятельности и формированию гражданина, который обладает необходимыми знаниями для ра­ционально-критического анализа политической жизни.

Политология представляет собой целостную, логически стройную совокупность знаний о политике и организации политической жизни.

Во всех сферах жизнедеятельности российского общества идет процесс обновления. Возрастает и внутринаучный статус гуманитарного знания. Политология в нем играет важнейшую роль. Как отрасль науки она изучает политическую жизнь общества, исследует политику как разновидность продуктивной деятельности, посредством которой люди изменяют свою судьбу и окружение, ищут и осуществляют альтернативные проекты будущего. Важнейший аспект современной политологии - выявление причины, а не цели политической деятельности, выяснение “кто есть кто” и “кто где” в политической жизни.

Предмет политологии

Политология - термин, образовавшийся из двух греческих слов: “politike” + “logos”, и буквально означает “политическая наука”. Исходное значение термина “наука” - “знание”. Наука - это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (политической сферы, политики как системы деятельности, политического пространства) и понятийного аппарата как инструментария этой науки. Трудность определения предмета политологии сегодня состоит в том, что многие авторы стремятся ответить на вопрос: “Что есть наука политология?” А проблема, думается, лежит несколько в другой плоскости. Необходимо сосредоточить внимание на том, что политология делает, выделяя главное, из чего постепенно складывается эта наука (подходы, методы, понятия, модели), ее основные элементы, чтобы последние можно было затем применять к анализу политической действительности, изучая политику, власть, политическую систему в их конкретной форме.

Кроме этого весьма важно определить угол зрения относительно концептуального понимания политологии. Речь идет о том, что у всякого социального явления есть политические аспекты. Читателю известно, что проблема нехватки продовольствия, жилья, транспорта из, казалось бы, чисто житейско-экономической превращается в политическую, когда граждане игнорируют избирательную кампанию или голосуют против существующего правительства. Отсюда бытует мнение: “все политика”, “политика и власть безбрежны”.

Разумеется, перед политологией не стоит задача охватить весь спектр мира политики. С определенной долей уверенности можно сказать, что она выясняет в политике суть политического. Может быть такая постановка вопроса не совсем корректна, но истина, однако, совсем рядом.

Прежде всего следует обратить внимание на две парадигмы: первая - Мишеля Фуко, согласно которой общество по мере своего развития все больше и больше политизируется, и вторая - Генри Беккера, по мнению которого движение общества вперед будет сопровождаться все большим сужением сферы политики.

Более того, ряд авторов (Д.Белл, Д.Гэлбрейт, С.Липсет, Р.Арон) вообще считает, что в постиндустриальную эру политика опускается на уровень банальности, становясь результатом эмпирических и пунктуально выполняемых корректировок. А поэтому серьезно вести речь о науке, изучающей политику, вряд ли и стоит.

Существует мнение о ненужности политической науки и на том основании, что политика является лишь искусством, а потому к ней якобы неприменимы научные категории, что политические ситуации есть нечто одноразовое, не повторяющееся, и потому для их познания вполне достаточно исторической науки, что политическая наука имеет дело с формами господства, а это относится к компетенции общего государственного права, что в ее исследованиях участвует социология и другие науки.

Вот почему политология и по сей день “борется” за статус самостоятельности, несмотря на казалось бы, очевидное признание ее как науки наравне с другими дисциплинами, исследующими политическую жизнь общества. Это и является одним из стимулирующих факторов для уточнения предмета политологии и связанных с ней проблем.

Для этого, необходимо, как минимум, знать исходные позиции, в данном случае концепции, сложившиеся в ходе становления и развития политологии.

Здесь мы сталкиваемся с непростой ситуацией. И предмет политологии (политическая наука, наука о политике) и политика как ее центральная категория объясняются с помощью одних и тех же понятий: власть, государство, господство, политический порядок.

По всем этим вопросам имеются многочисленные публикации как отечественных, так и зарубежных ученых. В период становления науки все они представляют огромную ценность: это те крупицы необходимого политического знания, вносимые в общую копилку науки, без которых развитие ее вряд ли возможно. Чем больше плюрализма мнений в науке, тем, конечно, труднее в них разобраться “простому смертному”, но тем лучше для специалиста, умеющего добывать из груды руды драгоценные камни. Рассмотрим в качестве примера некоторые позиции авторов относительно понимания предмета политологии, и попытаемся ответить на ранее поставленный вопрос: “что она делает?”

Перед этим, однако, следует взять несколько уроков политической мудрости, чтобы иметь ясное представление о сути рассматриваемых вопросов.

Первый урок - у Платона. Согласно платоновской концепции, мерилом политики служат структура и толкование человеческого бытия. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств: практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умение правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия и т.п. Под “наукой о политике” изначально и понималось усвоение таких качеств. Частью политического воспитания, причем самой главной, самой “архитектонической” считалась подготовка будущих законодателей. Начиная с Платона, одним из коренных вопросов науки о политике был вопрос и о том, кто должен управлять государством. Платон считал: править должны лучшие. Но, безусловно, - не многие, не толпа, не демос. В дальнейшем этот вопрос оставался предметом обсуждения всех поколений политических философов.

Платона можно считать “отцом политической науки”. Он впервые намеревался перекроить всю структуру государства сверху, предложив свою модель политической системы. Его государство не является ни утопией, ни описанием конкретной действительности. Оно является парадигмой, т.е. изображением того, что, по мнению Платона, составляет сущность государства. В то же время его государство - это первый пример воспитательной диктатуры, когда элита единовластно решает, чему быть и не быть общественным благом. Этика и политика в его системе неразрывно связаны. В платоновском учении о государстве отсутствуют индивидуальная мораль, представление о гарантированных человеческих правах и личном достоинстве. Однако, несмотря на это, а может быть и благодаря этому, платоновская мысль держала в напряжении все последующее развитие политической науки.

Мы подробно остановились на “линии Платона” в развитии науки о политике и убедились в том, “что она делает” и какую играет роль в политической жизни.

Аристотель противоречит Платону, выдвигая аргумент, согласно которому в каждом человеке, обладающем благоразумием и решимостью, заложены задатки философа, а следовательно, платоновское деление на людей, которые должны повиноваться, и на тех, которые властвуют, и вытекающее отсюда неравенство прав и обязанностей, должны быть поставлены под вопрос. Эта мысль никого не оставляет равнодушной и по сей день.

Аристотеля можно считать основателем аналитического направления в политической науке, опирающегося на наблюдение, а не на интуицию. Он дал первый в истории анализ государства и пытался исследовать социальные факторы за фасадом государственных учреждений. Аристотель видел в государстве созданное людьми учреждение и не был склонен идеализировать его, исходил из человеческой психологии, а не из произвольно установленных ценностей. Аристотель указывал, что государство не может быть стабильным, если оно не выполняет желание граждан. На место платоновского государственного единства он ставил плюрализм сталкивающихся в государстве интересов. В его системе - конституция и законы - являются высшей инстанцией; тем самым он хотел дать в руки людей объективные критерии управления государством. Человека он рассматривал как существо политическое и в отличие от Платона этика и политика у него выступают порознь. Таков урок политической мудрости Аристотеля.

Отмечая огромный вклад в становление и развитие политической науки Аристотеля и его предшественника, следует подчеркнуть, что они фактически составляют два полюса, между которыми и поныне движется политическая философия и политическая наука: нормативной концепции Платона противостоит аналитический метод Аристотеля.

С выдвижением монархических форм правления и восхождением христианства (от Аристотеля до Макиавелли) политическая мысль импульсировала слабо. В связи с этим обстоятельством третий урок политической мудрости мы вынуждены брать у великого политического мыслителя итальянца Н.Макиавелли (спустя более чем полторы тысячи лет).

Н. Макиавелли - родоначальник третьего традиционного направления политического мышления (оно пришло на смену классическому взгляду на политику), политической теории как учения о государстве. Последнее рассматривается в этом учении не как общество (коммуна, коллектив) в старом смысле, а как организация господства, отличительной чертой которого является суверенитет, т.е. неограниченные правовые полномочия инстанции для поддержания правопорядка и мира внутри определенной области. Подчеркнем, что со времен Н.Макиавелли, который разработал принципы изменения политических структур и тактику этих изменений, политическую теорию можно назвать в некотором смысле одним из методов исследования. Он помогал ответить на вопросы, касающиеся типов человеческих взаимоотношений, основанных на власти, правлении, авторитете. Макиавелли значительно обогатил и понятийный аппарат науки о политике.

Проблемы, поднятые Платоном, Аристотелем, Макиавелли, развивались учеными в новое и новейшее время, при формировании политологии как науки и учебной дисциплины на заре ХХ века. В то время относительно политической науки преобладало мнение как о дисциплине, представляющей собой перекресток многих других дисциплин, включая социологию, государство и право, историю, экономику, социальную психологию и т.д. И называлась она - “политические науки”.

Однако настоятельная потребность в научном познании и рациональной организации политики, а также развитие самого политического знания требовали более конкретного понимания предмета политической науки. К середине ХХ в. сфера, представляющая предмет изысканий политической науки, трактовалась неоднозначно. Вот почему в 1948 г. группа экспертов ЮНЕСКО приняла специальную резолюцию. В ней был дан перечень, изучаемых политической наукой вопросов по четырем основным проблемам: 1) политическая теория и история политических идей; 2) политические институты; 3) партии, группы, общественное мнение, выборы, информация и пропаганда; 4) международные отношения и внешняя политика.

Казалось бы “аcta est fabula”. Однако это только подлило масла в огонь. Ряд ученых уже в начале 50-х гг., пункты второй и третий стали объединять под общим названием “политическая социология”, а часть пункта второго выделять под названием “административные науки” (исследования о центральном и местном правительствах, о правительcтвенных учреждениях и др.). Так появились четыре главные ветви политической науки: политическая теория, политическая социология, административные науки, международные отношения. Все они связаны понятием “политика”, которое в свою очередь различные исследователи трактовали по-разному.

Поэтому в определении предмета политологии и сегодня существует несколько точек зрения. Первая исходит из понимания ее как метатеории политики. Она включает все дисциплины, исследующие политику, и охватывает все политические связи и взаимодействия, существующие в обществе, включая и изучение механизмов власти.

В этом плане в понятие “политология” вкладывается “собирательный” смысл по объекту исследования. По мнению немецкого исследователя П.Ноака, политология содержит четыре элемента: политическую философию (или политическую теорию); учение о политических институтах; политическую социологию; международную политику. Причем, политическая философия служит основой для остальных дисциплин. Д. Берг-Шлоссер и Х. Майер в политической науке различают политическую философию, учение о политических системах и теорию международных отношений. Но здесь и возникает вопрос о предмете собственно политической науки. Преобладает мнение, что подобная дисциплина может стоять лишь на перекрестке выше перечисленных дисциплин, что по существу является отстаиванием концепции начала нынешнего века, хотя и на ином уровне.

Согласно второй точке зрения политология отождествляется с политической социологией, так как они имеют один и тот же объект (общество, социально-политические явления) и используют одинаковый подход. Это отмечают Р. Арон, М. Дюверже, С. Липсет, Р. Шварценберг. В частности, Р. Шварценберг прямо говорит, что политическая социология или политическая наука (политология) - это отрасль общественных наук, изучающая феномен власти. И напрасное занятие придумывать другие категории политической науки. Действительно их сходство видно уже из того, что и политические социологи и политологи рассматривают некоторых мыслителей древности (прежде всего Аристотеля и Платона) как своих предтеч, а таких теоретиков новейшего времени, как М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, М.Острогорский, Р. Михельс, А. Бентли, Д. Трумен, Ч. Меррием, Г. Лассуэл - как основателей этих наук.

В настоящее время зарубежные политическая социология и политическая наука (политология) в теоретико-методологическом и категориально-понятийном плане малоразличимы. Это подтверждается и деятельностью совместного исследовательского комитета по политической социологии - Международной социологической ассоциации политической науки. В то же время имеется различие между этими двумя дисциплинами. Политическая социология, имея свой предмет исследования - анализ поведения (взаимодействия) индивидов, социальных общностей, политических институтов по поводу власти, т.е. социальных механизмов власти, - как бы завершает формирование целостного представления о политике как отношениях социальных субъектов, их деятельности и поведения. Политическая социология сама дает конструктивный “снятый” материал для общей теории политики. Безусловно, она имеет свой предмет исследования, свои специфические методы и методики, но все же, как двуликий Янус, в теоретико-методологическом и понятийном аспектах не может разойтись с политологией.

Различие предметов социологии и политологии обнаруживается лишь тогда, когда последняя понимается как наука, имеющая практические применения, когда главной ее задачей, выступает оказание непосредственной помощи политическим деятелям, принимающим важные решения. По крайней мере, в том смысле, что наука должна указывать им на возможности осуществления целей, хотя для нее самой эти цели остаются недостижимыми.

Политическая социология, видимо, все же дисциплина промежуточная между социологией и политологией и поэтому не имеет четких границ. Соединение социологии и политологии - это “брак по расчету, а не по любви”. В этом браке объединены совершенно различные концепции: социологическая, ориентированная на общество, и политологическая, ориентированная на государство.

Третья точка зрения, которой придерживается автор, рассматривает политологию как общую теорию политики. В этом плане ее отличает от других политических наук то, что она изучает политику как целое, как социальное явление, не ограничиваясь рассмотрением отдельных аспектов политики или анализом политики в ряду других, неполитических объектов. Данный взгляд на политологию исходит из того, что стремление к власти, борьба за власть и ее удержание и есть, собственно говоря, политика. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.

Следовательно, политика является той областью общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические силы, стремящиеся к власти. А социальной организацией, обладающей “конечной” властью над людьми, выступает государство. Оно как субъект управления, призвано сплачивать, объединять, интегрировать индивидуальные, групповые воли, цели, интересы и по возможности направлять их на реализацию единой общенациональной политики - эта функция в той или иной степени присуща любому государству и его политике. Полнота ее осуществления в значительной степени зависит от уровня демократичности государственных структур.

Еще раз повторим, что есть мнение об отрицании в политической сфере каких-либо законов, правил и норм. Например, известный философ А.Зиновьев в своей книге “Запад. Феномен западнизма” пишет: “Хотя существует особая профессия, называемая политологией, никакой более или менее полной и систематизированной науки о законах политической деятельности не существует. Этому есть объяснение. Если бы такая наука была создана и стала общедоступной, то она выглядела бы в глазах обывателей как нечто аморальное, циничное, преступное, а люди в сфере политики выглядели бы как негодяи, лжецы, насильники, изверги... Все знают, что это представление близко к истине, но все делают, вид, будто такие явления суть редкие исключения, будто политики действуют тоже в рамках правил морали.

Никакой моральной политики вообще не существует”.

Не будем дискутировать по вопросу о соотношении политики и морали. Эта важная проблема специально рассматривается в теме “Политика”.

Однако вряд ли можно отрицать, что политика есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и государственным устройством, социальными институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

И здесь вполне четко просматриваются связи и отношения, носящие закономерный характер и являющиеся предметом изучения науки политологии.

Политология раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики; определяет основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов, показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, формы и методы властвования; вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований. Как всякая наука, она вычленяет из совокупности взаимодействий лишь некий момент, исследует то, “что в политике является политическим”.

Предметом политологии являются закономерности-тенденции и проблемы политики и власти: структурные, институциональные и функциональные.

Политология как научная дисциплина охватывает существующий политический порядок, где доминируют постоянные величины, и политический процесс, где доминируют переменные величины. Она исследует, например, такие проблемы: политическое господство и правление, конституирование власти и политическое неравенство, механизмы правления в рамках различных государственно-политических систем, отношения людей с институтами власти, личность и социальные группы (включенные в политику) во всем многообразии их политико-психологических и политико-культурных характеристик.

Кроме трех рассмотренных позиций относительно предмета политологии существуют и другие. Среди них те, кто определяет ее как а) науку о государстве; б) о политическом господстве; в) о политическом порядке; г) о формировании и разделении власти; д) об авторитетном распределении ценностей в обществе. Среди американских политологов распространено мнение о политологии как теории регуляции конфликтов.

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Введение

3. Методы исследования, используемые в политологии

Литература


Введение

В основе всех процессов происходящих в обществе можно обнаружить политику, хотя не все в человеческих отношениях можно свести к политике. В современных условиях нет человека, который мог бы сказать, что он находится вне радиуса действия политики. Даже если человек считает себя аполитичным, он вынужден признавать и одновременно уважать решения политических властей. Знание политики отвечает интересам каждого человека стремящегося понять свое место и роль в обществе, полнее удовлетворить свои потребности в сообществе с другими людьми, оказывать влияние на выбор целей и средств их реализации в государстве.

Люди осознают политику двумя главными способами: через обыденные взгляды, получаемые в повседневном практическом опыте, и через научное знание, являющееся результатом исследовательской деятельности. Обыденные несистематизированные представления о политике существовали на протяжении многих тысячелетий. В той или иной форме они присущи каждому человеку. Отражая преимущественно практическую сторону политических явлений, обыденные знания могут быть истинными или ложными. В целом же они не отражают глубоко и всесторонне действительность и поэтому не могут служить надежным ориентиром человека в мире политики. Все это призвана обеспечить политическая наука и ее изучение.


1. Объект и предмет политологии, ее взаимосвязь с другими науками

Понятие «политология» произошло от двух греческих слов - politike (государственные дела) и logos (учение). Политическая наука как самостоятельная отрасль знаний возникает на рубеже Средневековья и Нового времени, когда мыслители начали разъяснять политические процессы с помощью научных, а не религиозно-мифологических аргументов. Основы научной политической теории заложили Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье и др. Политология как самостоятельная научная дисциплина начала формироваться во второй половине ХІХ в. В 1857 г. Ф. Лейбер начинает читать курс политологии в Колумбийском колледже, в 1880 г. в этом же колледже создается первая школа политической науки, что послужило началом активного формирования в США системы политологических учебных и научных учреждений. А в 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук, в том же году начал издаваться политический журнал. Во Франции преподавание «политических и моральных наук» было начато еще во времена Великой французской революции. В Великобритании с 1885 г. функционирует Лондонская школа экономических и политических наук, где производится подготовка работников органов государственной власти и управляющих разных уровней. В 1896 г итальянский политолог и социолог Г. Моска опубликовал книгу «Элементы политической науки», что дает основания говорить о расширении политической науки в Европе начиная с конца ХІХ века. Завершился процесс становления политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины в 1948 г. В этот год под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки. На проведенном ею Международном конгрессе (Париж, 1948 г.) по вопросам политической науки было определено содержание этой науки и рекомендовано включить курс политологии к изучению в системе высшего образования как общеобязательной дисциплины. Было решено, что основными составными частями политической науки являются: 1) политическая теория; 2) политические институты; 3) партии, группы и общественное мнение; 4) международные отношения. В нашей стране политология длительное время рассматривалась как буржуазная теория, лженаука и потому находилась в зачаточном состоянии. Отдельные политологические проблемы рассматривались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, других общественных наук. При этом их изучение носило догматический, однобокий характер. Политология как новый учебный курс начинается преподаваться во всех высших учебных заведениях Украины только после распада СССР. Как самостоятельная наука политология имеет свой объект и специфический предмет познания.

Объектом политологии выступает сфера политических отношений в обществе.

Сфера политических отношений намного шире того, что можно было бы назвать чисто политическим. Она включает процессы функционирования и развития власти, включения масс в политику, экономические, социальные и духовные интересы общества. Политическая сфера представляет собой взаимодействие в политическом процессе больших и малых социальных групп, объединений граждан, отдельных индивидов. Политическая сфера включает в себя и социально-политические институты и организации, посредством которых осуществляется взаимодействие между отдельными субъектами политики.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организационном обществе. Своеобразие политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает соотносительно политической власти. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации. Категория «политическая власть» универсальна и охватывает все политические явления. Например, проблемы реформы политической системы, которые очень остро обсуждаются в нашем государстве. С точки зрения правовой науки они представляют собой спор о содержании правовых норм, с точки зрения политологии - это теоретическое отражение борьбы различных социальных сил за обладание экономической и политической властью в обществе. Таким образом, политология - это система знаний о политике, политической власти, политических отношениях и процессах, об организации политической жизни общества. Политология возникла и развивается во взаимодействии со многими науками, исследующими отдельные стороны политики как общественного явления. (см. схему 1) Собственные подходы к изучению разных аспектов политики имеют история и география, право и социология, философия и экономика, психология и кибернетика и ряд других наук. Каждая из них имеет своим предметом исследование того или иного аспекта сферы политических отношений, начиная от методологических и кончая конкретно-прикладными вопросами. История изучает реальные общественно-политические процессы, различные точки зрения на эти процессы. Тем самым позволяет выяснять и объяснять причины текущих политических процессов. Философия создает общую картину мира, выясняет место человека и его деятельности в этом мире, дает общие понятия о принципах и условиях познания, разработки теоретических концепций вообще, политических в частности. Экономическая теория рассматривает экономические процессы как основу политической сферы, что дает возможность понять природу политических отношений. Право очерчивает общие рамки деятельности всех государственных структур, а также других организаций, граждан и их объединений, т.е. рамки формирования явлений центральных для политики. Социология дает политологии информацию о функционировании общества как системы, о взаимодействии разных социальных групп в аспекте политических отношений. Особенно ценными для политологии являются методологические разработки социологии относительно проведения эмпирических исследований (анкетирования, контент-анализа, экспертных опросов и т.п.). Тесно связана политология с психологией. Анализируя деятельность человека в политической сфере, политолог использует понятия, разработанные психологической наукой: «потребности», «интересы», «идеалы» и др. В своих исследованиях политология опирается также на данные политической географии и политической антропологии, использует материалы политической глобалистики. В последнее десятилетие появился целый ряд специальных политологических дисциплин: политическое моделирование, политическая имиджиология, политический маркетинг и др. Такие науки как кибернетика, логика, статистика, теория систем дают политологии форму, количественные измерения, конструкции подачи научных сообщений с точки зрения абстрактных толкований политических явлений и процессов.

История Наука о политике Политическая география
Философия Политическая антропология
Экономическая теория Кибернетика
Право Логика
Социология Статистика
Психология Другие науки Теория систем

Схема 1 Взаимосвязь политологии с другими науками

В качестве самостоятельной учебной дисциплины политология стала складываться с конца ХIХ – начала ХХ вв, когда в Западной Европе и в США появились первые кафедры. Начало преподавания этой дисциплины относится к 1857 г., когда в Колумбийском колледже США немецким ученым-эмигрантом Ф. Либером была создана кафедра истории и политической науки. Там же в 1880 г. была открыта Школа политической науки. В 1871 г. в Париже начала работу Свободная школа политических наук. В конце ХIХ в. в Лондонской школе экономики и политической науки была создана кафедра политической теории.

В системе высшего образования политология стала широко преподаваться со второй половины ХХ столетия. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовало курс политологии для изучения в высших учебных заведениях своих стран-членов. Все государства Запада и некоторые страны Восточной Европы прислушались к этой рекомендации. После свержения тоталитарных режимов в Восточной Европе политология стала общеобязательным курсом во всем регионе.

В конце 80-х годов ХХ в. в вузах нашей страны появились первые кафедры политологии. Ныне эта дисциплина читается во всех высших учебных заведениях Российской Федерации.

У политологии как науки и политологии как учебной дисциплины немало общего, но есть и различия.

Во-первых, политология как учебная дисциплина полностью базируется на политологии науке. Поэтому чем весомее и масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее учебная дисциплина. У них один и тот же предмет изучения и преподавания – политические явления общественной жизни.

Во-вторых, у науки и учебной дисциплины различные цели, задачи, субъекты. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний путем использования методологического арсенала, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. Следовательно, в отличие от целей других видов деятельности цель науки – приращение, накопление истинных знаний, расширение научных горизонтов и тем самым стимулирование любой другой деятельности, в том числе педагогической. Цель и задачи учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов в ходе учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний.

В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система политологии как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею социально-политических явлений и максимально к ним приближена. Система же политологии как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучения часов, личных качеств преподавателей.

Значение изучения политологии для формирования личности работника органов внутренних дел, его гражданских качеств и политической культуры

Сотрудник милиции по долгу службы обязан активно проводить в жизнь государственную политику по защите интересов граждан, общества и государства. Вместе с тем он, как и другие граждане, имеет право участвовать в формировании государственной политики (выборы, референдумы и т.д.). Все это предполагает наличие у сотрудников органов внутренних дел высокой профессиональной, нравственной и политической культуры. Защищая жизненно важные интересы граждан, общества и государства, сотрудник милиции должен разбираться в сложных политических явлениях и событиях. В противном случае он может стать марионеткой в руках своекорыстных политических сил.

Опыт цивилизованных стран показывает, что формирование высокоразвитой политической культуры должно осуществляться путем демократического политического образования. Изучение политических наук является важнейшим фактором формирования политически зрелой личности, способной жить в условиях свободы и демократии.

Профессиональные и нравственные качества сотрудника милиции органично взаимосвязаны, тесно переплетаются с гражданскими и политическими качествами. Демократическое политическое образование способствует усвоению сотрудниками органов внутренних дел таких важнейших ценностей гражданской культуры, как права, свободы и достоинство личности, уважение к демократическим институтам власти, политическая терпимость, уважение к инакомыслию и оппозиции, стремление к согласию, предотвращение и цивилизованное разрешение конфликтов и т.д. Изучение политологии вооружает сотрудника милиции научными знаниями о политической реальности, развивает способность к принятию рациональных решений и осознанному участию в политической жизни.

Политология

Конспект лекций

Предмет, объект и структура политологии

Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.

Объекты данной науки определяются конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.

Следует иметь в виду, что политология представляет собой целую совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политической жизни, но объединяемых предметом, которым является или политика в целом, или отдельные ее стороны.

В структуру политологии как достаточно разветвленной системы знаний о политике входят следующие науки:

- история политической мысли (история политических учений). Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах (в первую очередь о государстве и праве), которые существовали в различные исторические эпохи;

-политическая философия (философия политики). Часть политологии, определяющая принципы исследования и представления о месте политики в системе социальных отношений; она осуществляет формирование категориального, понятийного аппарата политической науки;

- политическая социология. Наиболее разветвленная отрасль политического знания, занятая изучением конкретных политических явлений и процессов, построенным на сборе, обобщении и анализе эмпирических данных. В наше время служит рациональной базой реальной политики, используется для прогнозирования и принятия политических решений, при постановке задач и выборе тактики достижения политических целей;

- политическая психология. Она изучает политическое поведение и его мотивацию, особенно в массовых формах;

- политическая антропология. Ее объект - человек, в той или иной форме занимающийся политической деятельностью. Она исследует предпосылки, условия вхождения людей в эту сферу социальной жизни, ее интересует личностное измерение политических отношений, она стремится установить “следы присутствия” человека в политике.

Методы политологии

Методами называются конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии активно используются традиционные методы теоретического и эмпирического социального

познания.

Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания систем знания, обычно выделяют следующие:

- диалектику, которая предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, умение видеть взаимосвязи частей и компонентов политической жизни, противоречивость политических процессов;

- системный метод, в рамках которого политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием частей, находящихся в многообразных связях с внешней средой. В качестве фрагментов последней выступают природа, экономика, культура, психика люд ей и т.д.;

- формализацию, которая дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический аппарат, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни.

Методы эмпирического познания - это средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся:

- описание - наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни;

Разнообразные формы анкетирования (беседы, интервью, опросы), которые используются для выявления состояний общественного мнения, создания представлений о позициях и ориентациях участников политического процесса;

- статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта. Использование математического аппарата создает возможность машинной обработки больших массивов данных для их обобщения, сравнения, выявления и сопоставления тенденций изменения, а также для их наглядного отображения в виде таблиц, схем, графиков;

- математические методы сбора и обобщения политической информации. Они открывают возможность моделирования политических процессов - составления схематических образов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества;

- методы семиотики - науки о знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политики, так как политика во многих своих проявлениях (процедуры, традиции, церемонии, ритуалы, стиль политических документов) представляет собой именно знаковую, символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл;

-методы герменевтики, целью которых служит не столько фиксация объективной стороны существования политических явлений, сколько понимание, выявление того смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.

Сравнительная политология

Сравнительная политология - одно из направлений политической мысли, сформировавшееся как обособленная часть политической науки, являющееся специальной отраслью политических знаний и исследований.

В самом общем смысле сравнительную политологию можно рассматривать в качестве метода политологии, выражающегося в компаративистском (сравнительном) подходе к политическим явлениям.

Данный метод (использовался уже в античном мире Платоном, Аристотелем и другими мыслителями) предполагает сопоставление однотипных политических явлений, к примеру, политических систем, политических режимов, политических партий и движений, заинтересованных групп и элит, избирательных систем, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д. с целью выявления их общих и специфических свойств, черт, признаков, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов, позволяет учиться на чужих ошибках и избавляет от необходимости “изобретать велосипед” в государственном строительстве. Творческое, с учетом специфики страны, использование этого метода особенно актуально для современной российской политологии в условиях реформирования общества и государства (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).

Сравнительная политология с помощью своих теоретических средств и приемов содействует проведению глубокого анализа реальных политических процессов, институтов власти. Объектом сравнения в политических исследованиях практически всегда служит распределение власти в различных обществах.

Функции политологии как науки и учебной дисциплины

Социальную роль политологии в общественной жизни и образовании реализуют ее функции:

-познавательная, которая осуществляется в ходе создания точного образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных

компонентах;

- прогностическая. Обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;

-практическая. Представления о смысле, назначении и возможностях политики влияют на управление, ход реализации поставленных в политике целей;

- идеологическая. Политология служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности, оказывает воздействие на выработку программ участвующих в политике сил, в значительной степени определяет стратегию и тактику их политического поведения;

- культурная. Политология обогащает представления людей о средствах достижения политических целей, формирует образы наиболее желаемых состояний, событий, к которым необходимо стремиться, создает представления о ценностях;

- воспитательная, в ходе реализации которой складываются необходимые в демократическом обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе, что невозможно без знаний о структуре, основных компонентах политической организации общества, основных принципах ее функционирования и изменения, механизма влияния человека на ход политических процессов.

Образование - это наиболее эффективный и быстродействующий канал передачи знаний, навыков, важнейших приобретений политического опыта. Именно тогда происходит целенаправленная реализация важнейших функций политологии как науки. Становясь учебной дисциплиной, она приобретает возможность донести важнейшие приобретения политической мысли и политической практики до огромного числа людей, сделать их участие в политике осознанным и эффективным.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»