Когда появился термин политическая культура. Тоталитарная политическая культура

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Одним из ключевых в политологии является понятие политической культуры. Оно помогает нам охарактеризовать конкретный социум. О сути и типах политической культуры поговорим в нашей статье.

Суть понятия

Политическая культура – это система убеждений, оценок и моделей политического поведения граждан, а также образцов коллективной жизни субъектов, включая сюда и функционирование общественных институтов.

Политической культурой обладают конкретные граждане, а не общество или партия в целом. Политическая культура в стране – это калейдоскоп политических культур личностей.

На формирование политической культуры влияют многие факторы:

  • исторический опыт;
  • собственная память граждан о каких-либо социальных или политических событиях (например, жестокое подавление восстания);
  • сформированные в обществе политические ценности и навыки;
  • личные убеждения граждан, имеющие влияние на политическое поведение.

Две составляющие

По мнению С. Н. Гаврова, рассматривавшего критерии политической культуры, она характеризуется и нормами поведения, которые сложились исторически и под влиянием религиозных убеждений, и самоощущением людей как членов нации, и их представлением о взаимосвязи своего и других народов. Исследователь выделяет две составляющих:

  • креативная (активное включение инокультурных, то есть свойственных другим народам, элементов);
  • консервативная (стремление сохранить в целостности и чистоте собственную культуру.

Эти составляющие не являются взаимоисключающими. Они сосуществуют, дополняя друг друга. Приведем пример из области языка. Мало кто возражает против введения в русский язык английского слова «футбол». Но и мало кто готов вообще полностью отказаться в России от русской лексики в пользу английской!

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Функции политической культуры

Хорошо или нет, что существует такой вид культуры? Дает ли он что-то обществу или, наоборот, мешает? Верны ли суждения о политической культуре как о чем-то ценном для людей и государства?

Обычно роль политической культуры расценивается как положительная. Она позволяет формировать общество с учетом убеждений граждан, снижает риски непопулярных решений власти, способных вызвать непредсказуемые реакции большинства, в том числе дестабилизирующие.

Культура влияет на характер взаимоотношений человека и государства, человека и власти, так как определяет меру их зависимости друг от друга и меру их взаимовлияния. В конечном итоге низкий или высокий уровень политической культуры влияет и на форму государственного правления, так как находится с ним во взаимосвязи. Так, например, большой процент граждан с активным типом политической культуры позволяет надеяться на то, что становление демократического государства пройдет успешно. В других случаях это маловероятно: низкая политическая культура и пассивное отношение граждан сделает невозможным даже проведение справедливых выборов.

Типы политической культуры

Интерес к этому понятию возник в середине прошлого века. Тогда же и возникла первая типология. Ее авторы – Г. Алмонд и С. Верба.

Какие же типы они выделили в понятии политической культуры и какие компоненты составляют основное содержание каждого из них?

Алмонд и Верба считали, что можно выделить три типа:

  • патриархальная (иначе приходская) политическая культура;
  • подданническая (или зависимая);
  • активистская (культура участия).

Посмотрим, какой смысл вкладывают обществоведы в каждый из них.

Патриархальный тип

Люди относятся с полным равнодушием к государству в целом, не имеют представления о центральной власти и не проявляют к жизни государства никакого интереса. Напротив, общественно-политическая жизнь на местах их интересует и вызывает живой отклик. Гражданин ориентируется не на государственную политику, а на местную политическую элиту или конкретного лидера: барина, шамана, градоправителя (вспомним пословицу: «До Бога высоко, до царя далеко»).

Подданнический тип

Это, по сути, исполнительский тип. Он имеет понятие о централизованной власти, но не воспринимает себя как гражданина, способного влиять на развитие социального государства, и не ощущает потребности в таком влиянии. Это «человек из большинства», наблюдатель, но не активный участник. Человек может негативно относиться к каким-либо решениям власти, но не пытается ничего делать. Этот тип был свойственен многим гражданам СССР.

Активистский тип

Гражданин отлично представляет себе структуру власти и считает себя способным влиять на нее на всех уровнях с помощью участия

  • в выборах;
  • в деятельности какой-либо партии;
  • в акциях поддержки или протеста (митингах, демонстрациях и т.п.).

Именно с этим видом политической культуры принято связывать развитие в направлении правового демократического государства.

Приведенная классификация была создана более полувека назад; сейчас ее берут за основу, но особенности развития общества требуют выделения еще ряда типов.

Фрагментарная и интегративная политическая культура

Характеризуя общество в целом, выделяют также интегративную культуру (в обществе царит согласие, низкая конфликтность, общие представления о развитии государства) и фрагментарную. Последней свойственна, напротив, разобщенность, наличие нескольких противоборствующих сил, высокий уровень конфликтности.

Что влияет на тип политической культуры?

На этот счет есть различные мнения. Например, некоторые исследователи считают, что влияет степень доверия между гражданами. Другие усматривают связь с «западной» или «восточной» общей культурой людей, которые входят в социум.

В реальном обществе особенности всех типов политической культуры перемешаны. Главное значение имеет то, какой из них преобладает. Принято считать, что в российском обществе около половины граждан относятся к подданическому типу, примерно 30% – к патриархальному, а 20% – к активистскому. В Беларуси политическую культуру обычно рассматривают как подданническо-активистский тип.

Что мы узнали?

Итак, политическая культура характеризует граждан и позволяет охарактеризовать социум в целом; это система убеждений и моделей поведения. По классификации Алмонда и Верба (уже нуждающейся в доработке), существуют патриархальный, подданнический и активистский типы культуры. В обществе все они перемешаны, важен преобладающий. Построение демократического государства считается возможным при преобладании активистского типа.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 223.

Культура (от лат. «возделывание», «воспитание») – способ общественного самовоспроизводства человека и человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры.

Структура политической культуры:

политические представления;

– политические ценности и ценностные ориентации;

– политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям;

– политическое поведение;

– политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.

Характерные черты политической культуры:

1) представляет собой продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества;

2) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса, стабильные стороны политического опыта;

3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;

4) гарантирует целостность и интегрированность политической сферы;

5) координирует жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;

6) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Функции политической культуры:

1) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность;

2) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;

3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей;

4) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации;

5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.

Политическая культура является одним из важнейших элементов политической системы, так как уровень ее развития говорит о качестве самой этой системы. Отражая политическую и юридическую осведомленность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, политическая культура оказывает большое влияние на деятельность политических институтов, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества.

Структурные элементы политической культуры

Для понимания социального значения и роли политической культуры важно учитывать единство и взаимодействие политики и культуры . И та, и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, их субъективным миром, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Политическая культура влияет на способы осуществления власти, а ее собственное развитие находится в зависимости от политических преобразований. Однако факт взаимосвязи политики и культуры не означает их тождества. Они различаются по сферам действия. Смысл политики – в развитии и преобразовании власти, смысл культур - в развитии и преобразовании личности. Их единство и различия объединены понятием «политическая культура». Политическая культура - неотъемлемая составная часть общенациональной культуры.

В трактовке политической культуры существует два основных направления. Одно ограничивает ее сферой психического, другое, наряду с «образцами» политического сознания, включает в нее и «образцы» политического поведения людей. Но проявления культуры в сфере политического этим не исчерпываются. На индивидуальном и групповом уровнях политическая культура выступает как единство культуры политического сознания и поведения индивидов и групп. На уровне общественном она должна быть дополнена еще одним элементом – культурой функционирования политической системы и образующих ее структур. Структуру политической культуры составляют три взаимосвязанных элемента:

  • политический опыт;
  • политическое сознание;
  • политическое поведение.

Практическая направленность политической культуры на регуляцию политических отношений требует в ее структуре наличия средств такой регуляции. Таковыми являются нормы, ставшие правилами поведения, которые приняты в данной политической общности. Специфическим для политики видом норм служат политические символы, способствующие сплочению больших масс людей с четкой ориентацией их политического поведения. Это условный образ политических ценностей, идеалов, средство их пропаганды. Ими являются гербы государств, цвета национальных флагов, эмблемы политических партии, ордена. С учетом возможностей политической системы формируются такие компоненты политического сознания, как политические ориентации и установки граждан . К ним относятся установки:

  • На политические институты и структуры (например, государство может восприниматься либо как орган принуждения, доминирующий над обществом, либо как организующий и регулирующий институт).
  • На законы и другие нормативные акты (например, уважительное отношение к закону или правовой нигилизм). Сюда входит также отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги) и отношение гражданина к себе как участнику политического процесса. В результате у человека формируется ориентация на определенные образцы политического поведения.

Политическое поведение, формы политического участия обусловлены политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой. Включает в себя:

  • Формы и степень участия граждан в деятельности политических организаций, массовых движениях, митингах. Формы политического поведения могут быть различными: неучастия в политической жизни, пассивного участия (голосование, подчинение закону), активного участия.
  • Тип электорального поведения (например, поголовное участие в голосовании в тоталитарных обществах).
  • Формы и средства взаимодействия граждан с государством и другими политическими институтами.

В структуру политической культуры на уровне политической системы входят:

  • методы принятия политических решений (кем, в какой форме, на основе закона или нет);
  • формы и методы регулирования социально-политических конфликтов (например, использование силы);
  • тип электорального процесса (выборов).

Политическая культура оказывает троякое воздействие на политические процессы и институты .

  1. Под ее воздействием воспроизводятся традиционные формы политической жизни и происходит это даже при условии изменения политического режима.
  2. Политическая культура порождает новые для общества формы политической жизни.
  3. Она может комбинировать традиционные и новые формы политической жизни.

Основные функции политической культуры:

  • познавательная – формирование у граждан необходимых знаний, взглядов, убеждений;
  • интеграции – обеспечение возможности сосуществования различных групп на базе общепринятых ценностей в рамках определенной политической системы и политического строя;
  • коммуникации – обеспечение связи, взаимодействия всех участников политического процесса на основе использования общепринятых терминов, символов и других средств информации и языка общения;
  • социализации - обретение человеком навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать свои гражданские права и политические интересы;
  • регулятивная – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических установок, целей, мотивов, норм поведения.

Типы политических культур

Политическая культура любой страны формируется под воздействием многочисленных и разнообразных факторов (в том числе исторических, географических, экономических). Это предопределяет многообразие типов политической культуры. Понятие «тип политической культуры» используется для отражения специфики политической культуры определенной исторической общности и фиксирует наиболее общие черты политического сознания и поведения людей, живущих в определенный момент истории и в одной исторической среде.

В основании типологии политических культур могут лежать различные критерии. В современной политологии особую известность получила классификация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Верба в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963 год). Авторы сосредоточили внимание на ценностях, образцах поведения и способах организации власти. Они выделили три основных типа политической культуры :

  1. патриархальный, для которого характерно отсутствие в обществе, где он господствует, интереса граждан к политической жизни;
  2. отличающийся сильной ориентацией на политическую систему, но невысоким уровнем активности граждан;
  3. активистский с заинтересованностью в политической системе и активным участием в ней.

На практике эти типы политической культуры в чистом виде встречаются редко, а образуют, взаимодействуя между собой, смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Самой массовой и оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является, по мнению авторов, комбинация культур – гражданская или культура «гражданственности», в которой преобладают черты культуры подданнического типа.

В качестве еще одного критерия для типологии политической культуры выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы. Здесь можно говорить о рыночной и бюрократической политических культурах . Рыночная политическая культура понимает политику как разновидность бизнеса, политика как «товар», политические решения – результат «торговой сделки». Высшей целью являются частные интересы, а государство и другие политические структуры рассматриваются как средство реализации интересов. Этатистская политическая культура демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и в регулировании политического участия граждан.

Существуют и более общие критерии типологии , заданные, в частности, цивилизованными особенностями Запада и Востока, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.

Политическая культура России

В России сложилась политическая культура, особенности которой обусловлены геополитическим положением, чертами национальной психологии, историческими традициями и другими факторами. Государство в общественной жизни занимает доминирующее положение по отношению к обществу и индивиду . Государственные интересы превалируют над целями и интересами личности. Жители страны веками ориентировались на нормы общинного коллективизма. Человек ощущал безусловную подчиненность своего «Я» групповым и коллективным интересам. В XX веке на характер политической культуры сильное влияние оказали уничтожение тоталитарным режимом целых социальных слоев и народностей, отказ от рыночных регуляторов экономики. Это нарушило историческую преемственность поколений, межкультурные связи России с мировым сообществом, сделало невозможным развитие плюралистических ценностей.

В результате политическая культура современной России представляет собой культуру весьма противоречивую, внутренне расколотую, с безоговорочным преобладанием норм и ценностей патриархального, традиционалистского типа. Большинство граждан демонстрирует стремление к поиску харизматичного лидера, способного вывести страну из кризиса, правовой нигилизм. Стиль поведения большинства населения отличается склонностью к несанкционированным формам протеста, силовым методам разрешения конфликтных ситуаций. Скрытая и явная борьба разнонаправленных политических тенденций (демократия – авторитаризм, централизация – регионализация), столкновение различных субкультур (коммунистической, радикал-либеральной, национал-патриотической), представители которых пользуются столь разным политическим языком и аргументацией, что не понимают друг друга, затрудняют компромисс, не дают возможности выработать единые ценности политического устройства России, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества. Преобладание таких норм и ценностей препятствует утверждению в обществе демократических форм организации власти, в ряде случаев способствует активизации движений националистического и фашистского толка, а в целом поддерживает и воспроизводит в нашем обществе черты прежней, тоталитарной государственности.

Таким образом, одной из насущных задач реформирования российского общества является преобразование политической культуры на основе демократических ценностей . Политика властей должна быть направлена на утверждение правовых, цивилизованных отношений между гражданами и государством, реальное изменение гражданского статуса личности, создание механизмов, с помощью которых люди могли бы влиять на политику властей и сделать их подконтрольными народу, преодолеть безответственность политических лидеров, а государству быть защитником общих интересов.

Политическая социализация

Политическая культура не передается путем прямого обучения . В каждой стране существуют свои специфические каналы и механизмы политической социализации, приобщения людей к политической культуре. Такими институтами (агентами) политической социализации принято рассматривать семью, систему образования, средства массовой информации, государственные, партийные организации, религиозные и общественные объединения, отдельные политические события. Политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, это усвоение новыми поколениями существующей политической культуры, а с другой – ее изменение, трансформация за счет избирательного освоения личностью этих традиций, норм и закрепления их в формах политического поведения. Процесс этот непрерывен и идет на протяжении всей жизни человека.

Естественно, что под влиянием различных социальных и политических обстоятельств человек может воспринимать одни ориентиры и навыки и поступаться другими, то есть политическая социализация является процессом одновременного обретения и утрачивания человеком политических свойств . В силу этого уровень политической социализации не может оставаться неизменным. В зависимости от возраста, политического опыта и выполняемых в политике ролей, а также деятельности агентов социализации выделяются первичный и вторичный этапы политической социализации.

Первичная политическая социализация (с трех-пяти лет) – первоначальное, непосредственное восприятие ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает в отношениях родителей, их оценках, реакциях и чувствах. Особенность этого этапа в том, что человек еще не понимает сущности и значения политического мира. Поэтому естественность и постепенность включения в него предусматривает первоначальное восприятие информации в формах, неразрывно связанных с бытовым опытом, авторитетом учителя, примером деятельности старших.

Вторичная политическая социализация выступает тогда, когда человек усвоил формы и способы переработки политической информации, осуществления ролей в сфере власти и способен к индивидуальному и самостоятельному пересмотру идеологических позиций, культурных норм и традиций независимо от группового давления.

Различия в механизме передачи норм и традиций в тех или иных политических системах позволяет выделить следующие типы политической социализации :

  • гармонический , отражающий психологически нормальные отношения человека и институтов власти, уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданским обязанностям;
  • гегемонистский , характеризующий негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;
  • плюралистический , который свидетельствует о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия, переходить к новым ориентациям;
  • конфликтный , формирующийся на основе межгрупповой борьбы и потому усматривающий цель политического участия в поддержке своей группы в ее борьбе с политическими противниками.

Данные типы политической социализации выражают зависимость свойств и качеств человека от влияния институтов власти, несущих нормы и ценности господствующей политической культуры (то есть типы вертикальной социализации).

Политическая культура

Политическая культура - часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии , позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

История термина

Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера . Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» ( г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США , Великобритании , Италии , ФРГ и Мексики . Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура - особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. Кроме того, большую роль сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры, усилением расовых волнений, формированием экологического движения, усилением феминистского движения и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» - средств массовой информации. Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.

Функции политической культуры

В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации). Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков - рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти .

К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах , а также в странах Африки и Латинской Америки .

Типологии

Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:

  • приходская культура (Parochial)
  • зависимая культура (Subject)
  • культура участия (Participant)

Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».

И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия - это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех .

Сравнительные исследования

Политическая культура существенно зависит от общей культуры страны, многие социологи и политологи подчеркивают принципиальные различия политических культур стран Запада и Востока, см., работы С. Г. Кирдиной . Согласно другой точке зрения большее влияние имеет степень доверия между людьми (см, например, работы Ф. Фукуямы ) и устойчивость институтов. Согласно С. В. Цирелю по устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные.

Холодные общества - это такие общества, где существуют установленные правила в политике. В них люди не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций. В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций.

Теплые общества - это такие общества, где отсутствуют установленные правила в политике. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах.

Литература

  • Алмонд, Г. А., Верба, С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования . - 1992. - № 4.
  • Гуляихин В. Н. Архетипы политической культуры российских граждан // Проблемы общества и политики. - 2012. - № 1. - С. 153-170.

Примечания

Ссылки

  • Портал политических наук. Раздел: Политическая культура

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Видманн, Йорг
  • Honda S2000

Смотреть что такое "Политическая культура" в других словарях:

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - сфера культуры, вырабатывающая представления о цивилизационных формах полит, процесса, оценки уровня его развития. Понятие П.к. многозначно, оно включает полит, мысль, связи культуры и полит, философии, оценку полит. структур с т.зр.… … Энциклопедия культурологии

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - (political culture) Установки, верования и ценности, лежащие в основе функционирования конкретной политической системы. Раньше в это понятие включались знания и мастерство, связанные с ее функционированием; вызываемые ею положительные и… … Политология. Словарь.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - см. КУЛЬТУРА. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Политическая культура - часть культуры в целом, совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - – уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения. П.к. находит свое выражение в деятельности институтов общества… … Политическая психология. Словарь-справочник

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - (political culture) нормы, убеждения и ценности в политической системе. Обычно предполагается, что особая политическая культура создается в результате продолжительного исторического развития и что ее отличительный характер оказывает глубокое… … Большой толковый социологический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - совокупность усваиваемых путем научения, социально передаваемых типовых образцов поведения, характеризующая управление и политику в данном обществе. Часто сопутствующим смысловым значением рассматриваемого понятия выступает психологическое… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - (POLITICAL CULTURE) Данным понятием обозначаются установки, убеждения и правила, лежащие в основании политической системы. Они определяются как историей системы в целом, так и опытом ее членов. Понятие политической культуры применяется для… … Социологический словарь

В широком смысле политическую культуру можно рассматривать как исторически обусловленную качественную характеристику политической сферы общества, включающую уровень развития субъекта политики, его политическую деятельность и результаты этой деятельности, «опредмеченные» в соответствующих общественно-политических институтах и отношениях.

В узком смысле под ней понимается комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики. Подобно тому как культура в целом определяет и предписывает те или иные нормы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере.

Политическая культура в определенном смысле устанавливает некие рамки, в которых члены общества приемлют существующую форму управления как законную (легитимную) или отвергают ее, способствует формированию определенных типов поведения, придает ему направленность.

Анализ состояния политической культуры позволяет, например, объяснить, почему одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах имеют различные функциональные назначения или почему демократические по форме институты власти и конституционные нормы в отдельных странах могут комфортно уживаться с тоталитарным режимом власти.

Политическая культура включает характерную для данного общества совокупность политических знаний, норм, правил, обычаев, стереотипов политического повеления, политических оценок, политический опыт и традиции политической жизни, политическое воспитание и политическую социализацию.

Политическая культура — это определенный способ мышления, комплекс представлений о том, что является приемлемым для большинства населения, а что будет отвергнуто, несмотря на усилия инициаторов политических инноваций. Например, если большинство членов общества являются носителями патриархальной политической культуры, то для них тоталитарный или авторитарный режимы власти могут признаваться как вполне легитимные, в то время как представителями демократической политической культуры такие режимы власти будут восприниматься как политическая тирания.

Политическая культура достаточно инертна. Она обладает способностью воспроизводства традиционных (привычных) форм политического устройства общества. Поэтому нередко попытки проведения демократических реформ в патриархальном обществе заканчиваются провалом. Вместе с тем политическая культура обладает определенным потенциалом саморазвития и способностью к восприятию политических инноваций извне.

Структура политической культуры

Политическая культура представляет собой сложное явление, состоящее из взаимосвязанных компонентов. Назовем некоторые из них:

  • ценностно-нормативный — политические чувства, ценности, идеалы, убеждения, нормы, правила;
  • познавательный - политические знания, способы политического мышления, умения, навыки;
  • оценочный - отношение к политическому режиму, к политическим явлениям, событиям, лидерам;
  • установочный — устойчивые личные ориентиры поведения, ориентация на определенные действия в тех или иных условиях;
  • поведенческий - готовность к тем или иным действиям в определенной ситуации, а при необходимости — участие в соответствующих действиях.

Кроме компонентов, можно выделить также уровни политической культуры:

  • мировоззренческий — представления о политике и ее различных аспектах;
  • гражданский - определение своего политического статуса в соответствии с существующими возможностями;
  • политический - определение своего отношения к политическому режиму, к своим союзникам и оппонентам.

Отношение к политике, к политическому режиму может меняться в зависимости от тех или иных событий. По-разному оценивают события люди, принадлежащие к различным социальным слоям и классам, этносам и нациям, и т. д. Поэтому политическая культура общества, как правило, включает ряд субкультур. Например, субкультура одного региона может существенно отличаться от субкультуры другого; одной социальной группы — от другой и т. д. Кроме того, в каждой культуре взаимодействуют новые и традиционные компоненты.

Функции политической культуры

Политическая культура играет важную роль в формировании и развитии политических институтов и отношений. Она в значительной степени определяет направление политического процесса, способствует интеграции общества, обеспечивает координацию деятельности политических институтов, создает общее ценностно-нормативное пространство. Культуру можно представить как особую совокупность средств и способов для решения проблем, с которыми сталкиваются ее носители. При этом с точки зрения ценностного аспекта культуры важным является не только достижение цели (решение проблемы), но и то, как, какими способами она достигается.

Деятельностный подход к политической культуре подчеркивает ее функциональную последовательность, основанную на ти- пол оптированных способах деятельности.

Политическая культура выполняет следующие социальные и политические функции в обществе:

  • ценностно-нормативные - создание общих «правил игры» в политической сфере общества;
  • идентификации и интеграции - понимание общей принадлежности к определенной социальной группе или обществу в целом;
  • нормативно-регулятивные - выработка определенных норм и стилей политического поведения, способов защиты гражданами своих интересов и осуществления контроля за властью;
  • мотивационная - способность выбора определенных мотивов своей политической активности (пассивности);
  • социализации - усвоение основных элементов политической культуры, приобретение социальных и политических качеств, дающих индивиду возможность свободно ориентироваться и функционировать в политической сфере;
  • коммуникативные — обеспечение взаимодействия всех субъектов и участников политического процесса на базе общих норм, ценностей, символов, образцов смыслового восприятия политических явлений.

Ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики, существующая в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.

Политическая культура отражает качественное состояние политической жизни, уровень ее демократичности, эффективность функционирования политической системы, степень политической активности людей, уровень их политической компетенции, тип поведения людей в сфере политики, сложившиеся механизмы и способы отношения к власти и ее реализации. Она основана на способности людей к организованному взаимодействию в процессе достижения целей. На специализированном уровне — это государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и проч., на обыденном — межличностные отношения между людьми.

Эта сфера культуры аккумулирует особый исторический опыт отношений людей и социальных групп между собой и государством и не существует без политических организаций (государство, партии, политические объединения), имеющих свои символы (герб, флаг, гимн и т.д.). Она разная в различных политических системах и может иметь различные формы в традиционных и современных обществах.

В сфере идеи политическую культуру характеризуют следующие элементы:

  • осознание субъектом необходимости зашиты своих интересов посредством поли тических институтов;
  • идеологические убеждения субъекта, т. е. идеи о характере политических институтов и характере отношений, которые они должны строить и защищать;
  • установка субъекта на определенный тип собственного включения в политические отношения.

В сфере отношений политическая культура характеризуется следующими элементами:

  • отношение к закону;
  • отношение к существующей политической системе в целом, ее отдельным институтам (сотрудничество, конфронтация), их символам и представляющим их лицам;
  • отношение к другим участникам политического процесса (терпимость, нетерпимость);
  • формы активности в политической жизни общества (митинги, демонстрации, политические забастовки, пикеты, партийная активность).

Политическая культура индивида и политическая культура сообщества находятся в диалектическом единстве, оказывая влияние друг на друга. Общество представляет собой культурное пространство, в котором формируется политическая культура индивидов и групп. Деятельные личности при поддержке своих единомышленников (партии), получив полномочия на правление сообществом, способны в соответствии со своими взглядами формировать определенную систему политических институтов и отношений в данном сообществе. Характер функционирования политических институтов и осуществления политических отношений прямо представляет политическую культуру правящей группы. Эти же явления косвенно представляют политическую культуру всего сообщества, если данное правление сформировано законно и не имеет широкой оппозиции.

Формирование политической культуры

В формировании политической культуры участвуют общественные организации , в первую очередь . Они закладывают идеологические основы политического мышления и поведения, формируют тип отношения граждан к политическим объединениям и . Участвует в создании политической культуры и церковь . Особенно велика ее роль в странах, где большинство граждан — верующие. За последнее столетие существенно возросла роль средств массовой информации . Именно они формируют многие убеждения и стереотипы, определяющие и поведение. Участвуют в формировании политической культуры и такие общественные силы, как этническая, деловая (сообщество бизнесменов) и академическая общины (сообщество ученых), армия. Во многих странах с традиционно сильной и влиятельной армией (Россия, Германия) именно этот институт оказывается источником таких переносимых на общество в целом ориентаций, как единоначалие, действие «по команде», акцент на использовании силовых методов решения проблем.

На личностном уровне непосредственное проявление культуры в политике находит свое выражение в политической культурности , которая предполагает наличие у человека четкой политической позиции, глубоких политических и юридических знаний, моральных убеждений, идеологических принципов. Политически культурная личность — это личность, свободная от догматизма, предвзятого мнения и предрассудков.

Политическая идеология

Наряду с политической культурой субъективная сторона политической жизнедеятельности находит свое отражение также и в , которое в наиболее концентрированном и системном виде «материализуется» в политической идеологии. Последняя, т.е. политическая идеология предстает как комплекс идей, система взглядов и ценностных ориентаций, связанных с проектами обустройства (переустройства) общественной жизни на тех или иных мировоззренческих началах.

Среди всех разновидностей современных политических идеологий, отражающих многообразие интересов стратифицирующих общество социальных формирований и групп, наиболее крупными и широко распространенными выступают:

Популизм — разновидность политической деятельности государственных и иных политических структур и институтов, элит, лидеров, которые используют прямую апелляцию к общественному мнению и массовым настроениям как основному средству оправдания (или достижения) властных целей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»