§2. Переход к оседлости и начало имущественного расслоения общества

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Актуальность проблемы перехода кочевых народов к оседлости обусловлена выдвинутыми жизнью задачами, от решения которых в значительной степени зависит дальнейший прогресс в общественном развитии страны, где еще существует кочевой образ жизни .

Эта проблема не раз привлекала к себе внимание этнографов, экономистов, историков, философов и других исследователей .

Начиная с 1950-х годов международные организации - ООН, МОТ. ФАО, ЮНЕСКО , а также прогрессивные ученые многих стран стали изучать положение современных кочевников и искать пути его улучшения.

Советские ученые внесли большой вклад в разработку с марксистско-ленинских позиций вопросов, связанных с историей, культурой, хозяйством и бытом кочевников. История кочевой жизни, особенности культуры и быта кочевников, закономерности и перспективы развития их экономики и культуры, пути решения проблемы оседлости - все это нашло освещение в трудах С. М. Абрамзона, С. И. Вайнштейна, Г. Ф. Дахшлейгера, Т. А. Жданко, С. И. Ильясова, Л. П. Лашука, Г. Е. Маркова, П. В. Погорельского, Л. П. Потапова, С. Е. Толыбекова, А. М. Хазанова, Н. Н. Чебоксарова и других.

Еще в период неолита в ряде районов Евразии возникло комплексное оседлое производящее земледельческо-скотоводческое хозяйство. В конце II - начале I тысячелетия до н. э. на его базе в некоторых горно-степных районах произошел переход отдельных племен к кочевому скотоводству .

Г. Е. Марков и С. И. Вайнштейн считают, что переход к кочевой жизни был вызван ландшафтно-климатическими изменениями, развитием производительных сил общества, социально-экономическими особенностями, политическими и культурными условиями .

До победы Монгольской народной революции монголы были типичными кочевниками. К их экстенсивно-кочевому хозяйству приспосабливались и от него зависели семейно-бытовой уклад, нравы, обычаи . Однако кочевые народы никогда в течение всего своего исторического развития не были изолированы. Они находились в тесных экономических и культурных контактах с соседними оседлыми племенами. Более того, как это отметил еще К. Маркс, в одном и том же этносе наблюдалось определенное «общее соотношение между оседлостью одной части… и продолжающимся кочевничеством другой части . Процесс оседания монгольских кочевников наблюдался во все исторические эпохи либо как массовое явление, либо как отход от кочевых родов отдельных групп населения, начинавших заниматься земледелием. Этот процесс отмечен и у других кочевников Евразии .

Массовый переход к оседлому образу жизни может идти двумя путями. Первый - насильственное вытеснение кочевников и полукочевников с освоенных ими пастбищных территорий при сохранении частной собственности на средства производства и углублении имущественного неравенства, юридической и фактической национальной дискриминации. Так идет этот процесс в капиталистических странах. Второй путь - добровольное оседание - возможен при установлении национального и социального равенства, развитой экономике, при целенаправленной материальной и идеологической помощи государства. Необходимы также психологическая подготовленность масс к переходу на оседлость, их активное участие в ломке архаических форм собственности и хозяйства . Этот путь характерен для социалистических стран.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции открыла такой путь кочевавшим ранее народам Казахстана, Киргизии, Туркмении, Узбекистана, Тувы. Одновременно с добровольным кооперированием единоличных хозяйств была решена проблема перехода кочевников к оседлому образу жизни.

В результате победы народной революции были созданы благоприятные экономические и идеологические условия для решения проблемы оседания и в Монголии. Монгольская народно-революционная партия наметила реальную программу постепенного и планомерного осуществления перехода на оседлость в течение определенного периода. Первым этапом ее реализации явилось кооперирование единоличных аратских хозяйств. К концу 50-х годов были достигнуты определенные успехи в развитии экономики, социальных отношений, культуры, новы силен жизненный уровень трудящихся. Благодаря бескорыстной помощи братских социалистических стран, особенно Советского Союза, Монгольская Народная Республика приступила к завершению строительства материально-технической базы социализма. В это время и начался переход животноводов к оседлому образу жизни. Выдвижение этой задачи – закономерное и объективное явление в процессе прогрессивного развития страны. Решение ее имеет большое теоретическое и практическое значение, так как опыт Монголии может быть использован и другими странами, где сохраняется еще кочевое и полукочевое животноводство

Известный монгольский ученый Н. Жагварал пишет, что перевод сотен тысяч аратских хозяйств на оседлость не является самоцелью. Решение этой проблемы даст возможность более широко внедрить в сельское хозяйство механизацию, достижения науки и передового опыта резко увеличить производство продуктов, укрепить сельскохозяйственные объединения (далее - СХО) и на этой основе поднять материальный уровень жизни аратов .

Советский ученый В. В. Грайворонский прослеживает два основных пути оседания кочевников в МНР . Первый предусматривает переход от традиционных форм хозяйственной деятельности, в частности кочевого животноводства или оленеводства, к новым - земледелию, работе в промышленности, на строительстве, на транспорте и т. д. Такой путь, обычно требует относительно коротких сроков. Второй путь основан на преобразовании, модернизации и интенсификации кочевого животно водства при сохранении традиционного вида хозяйства.

В настоящее время в МНР пастбищно-кочевой образ жизни характерен для более чем 50% аратов. Монгольские исследователи по-разному определяют понятие «кочевание».

Типологизацией монгольских кочевок занимались советские и монгольские ученые. Так, А. Д. Симуков выделил следующие шесть типов хангайский, степной, западномонгольский, убур-хангайский, восточным и гобийский . Н. И. Денисов считал, что в соответствии с традиционным делением страны на хангайскую, степную и гобийскую зоны существует всего три типа кочевок . Однако если А. Д. Симуков в своей слишком дробной классификации обычную смену пастбищ, характерную для ограниченных местностей, отнес к кочевкам, то Н. И. Денисов не учел специфику кочевок в степях Восточной Монголии. Н. Жагварал на основе тщательного изучения характерных особенностей и традиций экономики Монголии, ее природных условий, смены пастбищ в различных районах страны пришел к выводу, что существует пять типов кочевок: хэнтэйскнй, хангайский, гобийский, западный и восточный .

Кочевки монгольских аратов, методы разведения скота - все это характеризует особенности скотоводческого хозяйства . Вся материальная культура скотоводов в силу традиции приспособлена к кочевкам. Однако, поскольку араты кочуют небольшими группами, состоящими из нескольких семей, такой образ жизни затрудняет внедрение в их ере ценовых элементов культуры, формирование социалистических черт в быту членов СХО .

В то же время кочевки играют и положительную роль, так как они позволяют круглый год пасти скот на пастбищах и при сравнительно небольших затратах труда получать значительную продукцию. Обе эти противоположные тенденции постоянно действуют в процессе перехода животноводов к оседлому образу жизни.

Смена стоянок во время кочевок в хангайской зоне называется нутаг сэлгэх (selgegu) (досл. «отойти в сторону»), в степной - товших (tobšigu) (досл. «сменить кочевье») . Эти названия и соответствующие им способы кочевок сохранились и сейчас.

В СССР известны три основных типа кочевок: 1) меридиональный (с севера на юг и обратно); 2) вертикальный (из долин в горы, на альпийские луга); 3) вокруг пастбищ и водных источников (в полу­пустынных и пустынных районах) .

Для типологизации кочевок в МНР, как и в других регионах земного шара помимо географических условий важным представляется учет способов кочевания и снаряжения аратов, их образа жизни, географического размещения предприятий по обработке сельскохозяйственного сырья.

Как показывают полевые исследования, направление кочевок скотоводов в отдельных районах МНР зависит от расположения гор и источ­ников, особенностей почв, величины осадков, температуры воздуха, метеорологических условий и травостоя. В каждой местности преобладают определенные направления кочевок.

Наиболее характерны для монголов кочевки с северо-востока на юго-запад или с северо-запада на юго-восток, т. е. в меридиональном направлении; это кочевки хангайской или смешанной зоны, большинство скотоводов степной зоны в летний период пасут скот в хангайской, а в зимний - в степной зонах.

В степях Восточной Монголии, в котловине Больших озер, в районе Монгольского Алтая население кочует с запада на восток, т. е. в широтном направлении.

Классическая форма монгольских кочевок в зависимости от их протяженности делится на два типа: близкие и дальние. В горной и лесо­степной зоне (Хангае, например) кочуют на близкое расстояние, в долине Больших озер кочевки относительно дальние; еще более продолжительны они в Гобийской зоне. СХО в МНР распределены по пяти поясам: около 60 отнесены к высокогорной зоне, свыше 40-к лесо­степной, 60- к степной зонам, 40-к котловине Больших озер, около 40-к гобийской зоне. Всего в стране насчитывается 259 СХО и 45 госхозов. В среднем на одно СХО ныне приходится 452 тыс. га земельных угодий и 69 тыс. голов общественного скота, а на один животноводческий и земледельческий госхоз-11 тыс. га посевных площадей и 36 тыс. голов скота .

Помимо упомянутых выше кочевок классической формы, в СХО всех пяти поясов используется и кочевка облегченного типа , позволяющая перейти к полуоседлому образу жизни.

Около 190 СХО уже совершают только короткие и сверхкороткие кочевки. Примерно 60 СХО кочуют на дальние и сверхдальние расстояния.

Анализируя кочевки членов объединения в Хангае и Хэнтэе в течение четырех сезонов, мы установили, что в горных районах животноводы кочуют два раза в год на расстояния 3-5 км. Такие кочевки харак­терны для полуоседлого образа жизни. В некоторых степных и гобийских районах кочевка на расстояние 10 км считается ближней. В Восточной степи, в котловине Больших озер, в Гобийском поясе кочуют иногда на далекие расстояния в 100-300 км. Такая форма кочевок присуща 60 СХО.

Для того чтобы определить характер современных кочевок, мы разделили животноводов - членов СХО на две основные группы: разводящих крупный рогатый скот и разводящих мелкий рогатый скот. Ниже в обобщенном виде приводятся некоторые данные, собранные во время полевых исследований в Восточном и Ара-Хангайском аймаках.

Животноводы, разводящие мелкий рогатый скот, объединяются в группы по несколько человек и довольно часто меняют места стоянок, поскольку их отары намного более многочисленны, чем стада крупного рогатого скота. Например, чабан первой бригады из сомона Цаган-Обо Восточного аймака Аюуш, 54 лет, вместе с женой и сыном отвечают за выпас более 1800 овец. Он 11 раз в году меняет пастбища, перевозя при этом с собой загоны для скота, и 10 раз ходит в отгон. Общая протяженность его кочевок составляет 142 км, на одной стоянке он находится от 5 до 60 суток.

Другим примером организации кочевок животноводов на востоке страны может послужить сурь Р. Цагандамдина . Р. Цагандамдин пасет овец, совершая в общей сложности 21 кочевку в год, 10 из них он делает вместе со всей семьей, жильем и имуществом, а 11 раз уходит один в отгон со скотом. Уже эти примеры показывают, что в настоящее время в характере кочевок произошли изменения. Если раньше животноводы кочевали круглый год вместе с семьей, с жильем и хозяйством, то сейчас около половины кочевок в году приходится на отгон.

В Хангае выделяются кочевки скотоводов, выпасающих крупный рогатый скот. Хангайские скотоводы в настоящее время переходят к полукочевому образу жизни, что проявляется в организации животноводческих сурей и ферм, характере и форме поселков сельского типа. Так, работники ферм сомона Их-Тамир в летнее время ставят свои юрты в одном месте.

Хотя кочевки у всех скотоводов, занимающихся разведением крупного рогатого скота, имеют много общих черт, в различных районах у них есть и свои особенности. Для сравнения с упомянутыми выше фермами сомона Их-Тамир Ара-Хангайского аймака можно взять кочевки скотоводов, занимающихся разведением крупного рогатого скота в степной зоне Восточной Монголии. На основе сочетания опыта и методов работы аратов-скотоводов и рекомендаций специалистов в сомоне Цагам-Обо Восточного аймака составлен график кочевок животноводов, которые меняют пастбища в зависимости от состояния погоды.

Появление на зимниках электричества, строительство хозяйственных и культурно-бытовых объектов, жилых домов - все это убедительно свидетельствует о том, что в жизни аратов произошли коренные изменения и возникли стационарные точки, вокруг которых происходит оседание кочевников. Переход к оседлости, в частности, можно уже наблю­дать на примере 11 ферм по разведению крупного рогатого скота СХО «Галуут» в сомоне Цаган-Обо Восточного аймака. Эти фермы в течение года совершают всего лишь две небольшие кочевки (2-8 км) между зимниками, расположенными в местностях Жавхлант, Салхит и Элст, и летними пастбищами в долине р. Баян-гол.

В местах, где расположены отдельные животноводческие сурн и фермы, совместными силами строятся красные уголки, детские ясли и сады, культурно-бытовые объекты, что дает аратам возможность культурно проводить свой досуг, а также способствует преодолению их традиционной разобщенности. При создании таких культурно-бытовых центров учитываются перспективы их развития: наличие поблизости загонов для скота, источников воды, возможности заготовки сена и кормов, особенности различных видов хозяйственной деятельности, которой занимаются жители этого района. Обязательно выбираются наиболее плотно населенные места (зимники, летники) и точно устанавливаются места зимовок, а также продолжительность стоянок кочевников. Сходные процессы отмечены К. А. Акишевым на территории Казахстана .

В связи с этим отпадает необходимость в кочевках на большие расстояния. Главным естественным фактором, определившим возникновение кочевого скотоводства как специфической формы хозяйства и постоян­ные маршруты перекочевок, является периодичность потребления скотом скудной растительности, неравномерно (распределенной на огромных пространствах степей, полупустынь и пустынь, и посезонное чередование травостоя. В соответствии с состоянием травостоя в том или ином районе, а также временем года кочевник вынужден периодически менять места стоянок, переходить с уже истощенных пастбищ на еще неиспользованные . Поэтому араты вместе со своими семьями и стадами в течение всего года вынуждены были постоянно передвигаться.

Итак, можно сделать вывод, что направление кочевок зависело в первую очередь от природных особенностей данного района, а затем уже от его социально-экономического развития. Направления кочевок в горно-лесных районах с богатой растительностью и хорошими пастбищами прослеживаются более четко по сравнению с кочевками в степной и пустынной зонах.

Монгольская народно-революционная партия и правительство МНР уделяют большое внимание укреплению материальной базы сельского хозяйства в целях интенсификации сельскохозяйственного производства. Прежде всего это укрепление кормовой базы, заготовка сена и обводнение пастбищ.

За годы пятой пятилетки в укрепление материально-технической базы сельского хозяйства государством было вложено в 1,4 раза больше средств, чем в предыдущей пятилетке. Были построены и сданы в эксплуатацию крупный биокомбинат, 7 госхозов, 10 механизированных молочных ферм, 16,6 тыс. животноводческих помещений на 7,1 млн. голов мелкого и 0,6 млн. голов крупного рогатого скота. Было также построено 7 тыс. водопойных пунктов для дополнительного обводнения более 14 млн. га пастбищ, а также воздвигнуты 3 крупных и 44 малых оросительных системы инженерного типа в ряде аймаков .

С полной победой социалистических производственных отношений в сельском хозяйстве МНР материальное благосостояние и культурный уровень членов СХО стали расти быстрыми темпами. Этому способствует и непрерывный процесс перехода к оседлости. С начала во 60-х годов этот процесс стал более интенсивным, что связано с распространением отгонного метода животноводства. Одновременно начались поиски путей перевода на оседлость всех животноводов. При этом учитывается, что кочевники вынуждены приспосабливаться к оседлому населению .

До 1959 г. переход к оседлости проходил неорганизованно. В декабре 1959 г. состоялся IV пленум ЦК МНРП, определивший задачи дальнейшего организационно-хозяйственного укрепления СХО. В настоящее время процесс оседания предполагает, с одной стороны, переход животноводов к оседлому быту, а с другой - развитие оседлого способа ведения животноводства.

Характер процесса оседания изменяется в зависимости от этапов социалистического преобразования сельского хозяйства. Он включает в себя такие взаимосвязанные и взаимообусловленные моменты, как пребывание на одном месте, кочевка «облегченного» типа , использование пастбищ как основной кормовой базы и отгон скота.

Различия в степени и темпах процесса оседания скотоводов в разных районах страны проявляются, во-первых, в оснащенности оседлых поселений точками культурного и бытового обслуживания; во-вторых в появлении наряду с центральными пунктами оседания - усадьбами СХО - зачатков перехода к оседлости в местах размещения животноводческих ферм и сурей. Оба фактора определяются организационными и финансовыми возможностями СХО.

В большинстве СХО страны животноводство в настоящее врем и сочетается с земледелием, в результате чего возник новый тип хозяйства. Партия и правительство стремятся развивать и местную промышленность, основанную на обработке продуктов земледелия, животноводства и птицеводства. В связи с этим в последнее время на местах наблюдается усиление специализации животноводства и появление отраслей промышленности, рассчитанных на устойчивое его развитие.

Перед большинством СХО и госхозов встают такие важные вопросы, как специализация основного производства, развитие тех его отраслей, которые в наибольшей степени соответствуют конкретным экономическим условиям данной зоны, создание для их дальнейшего развития прочного и устойчивого фундамента. Правильный выбор и развитие наиболее выгодных отраслей хозяйства поможет решить проблему оседлости на базе современного уровня экономического и культурного развития общества.

В каждом СХО существуют основные и подсобные отрасли хозяйства. Для того чтобы выбрать самые выгодные из них, еще более повысить эффективность производства и специализировать его, необходимо:

  1. обеспечить условия, при которых все отрасли соответствовали бы данным природно-экономическим условиям;
  2. нацелить СХО на развитие лишь наиболее подходящих отраслей хозяйства;
  3. упорядочить видовую структуру стада;
  4. развивать животноводство в сочетании с земледелием;
  5. четко установить направление специализации хозяйства;
  6. усовершенствовать основные приемы и методы ведения животноводства.

Пастбищно-кочевое скотоводство в Монголии удачно сочетается с отгонно-пастбищным, более прогрессивным способом ведения животноводства, отвечающим новым социальным условиям. Многовековой народный опыт и данные современной науки, дополняя друг друга, содействуют постепенному и успешному внедрению этого способа в экономику страны.

Относительно того, что такое отгонное животноводство, до сих пор нет единого мнении: одни авторы относят его к оседлому типу хозяйства; другие считают одной из разновидностей кочевого животноводства; некоторые полагают, что это новый метод ведения животноводства; ряд ученых утверждает, что в основу отгонного метода положен многовековой опыт скотоводов, творчески используемый в настоящее время. Отгонное животноводство создает благоприятные условия для перехода населения к оседлости и обеспечивает возможности проведения первых шагов в этом направлении. Отгон - один из старых традиционных про­грессивных методой ведения животноводства, который позволяет, с одной стороны, облегчить труд скотоводов, а с другой - получить хороший нагул скота. При переходе к оседлости в принципе возможны два пути развития: 1) переход к стойловому содержанию скота и 2) совершенствование методов использования пастбищ как основного кормового источника. В зависимости от таких факторов, как природно-климатические условия данной местности, состояние кормовой базы животноводства, характер хозяйства, традиции, уровень социально-экономического развития, на протяжении определенного периода в рамках одного госхоза или сельскохозяйственного объединения могут одновременно существовать различные формы и кочевания, и оседлости. В этот период в той или иной мере будут сохраняться кочевой, полукочевой, полуоседлый и оседлый образы жизни.

Наши наблюдения и собранные материалы позволяют выявить различия в образе жизни скотоводов, занимающихся разведением крупного и мелкого рогатого скота. Для первых характерен полуоседлый образ жизни, у вторых преобладает пастбищно-кочевая форма ведения хозяйства, сочетающаяся с отгонно-пастбищной. Сейчас большинство скотоводов МНР занимается разведением мелкого рогатого скота. Они, как правило, сочетают «облегченные» кочевки с отгонным методом выпаса скота, который получает все большее распространение. «Облегченные» кочевки являются одним из путей перевода на оседлость аратов - членов СХО.

Центральные усадьбы госхозов и СХО становятся все более урбанизированными. Это административные, хозяйственные и культурные центры в сельской местности; их задача - обеспечить все потребности населения, перешедшего на оседлый образ жизни.

Учитывая то, что в городах МНР в настоящее время проживает около 700 тыс. чел., можно сказать, что образ жизни монгольских трудящихся коренным образом изменился; 47,5% населения полностью перешли к оседлому образу жизни. Процесс перехода скотоводов к оседлому образу жизни приобрел совершенно новые черты: обогащается традиционная материальная культура, распространяются новые социалистические формы культуры.

В домашнем хозяйстве стали широко использоваться электрические приборы (стиральные машины, пылесосы, холодильники, телевизоры и др.) и различного рода мебель, изготовленная за рубежом, а также юрты, все части которой - жердь, стены, хаалга (дверь), кошма изготавливаются на промышленных предприятиях МНР.

Сельское население использует наряду с традиционными мебелью и домашней утварью предметы домашнего обихода промышленного производства, что улучшает жизненные условия аратов, содействует развитию культуры, социалистической по содержанию и национальной по форме.

В настоящее время монголы нося г как национальную одежду из шерсти и кожи, так и одежду европейского покроя. В городе распространяется современная мода.

Как в городе, так и в сельской местности и пищу входят колбасы мясные и рыбные консервы, различные овощи, промышленные мучные изделия, вырабатываемые пищевой промышленностью, ассортимент которых постоянно увеличивается. Пищевая промышленность МНР выпускает разные полуфабрикаты и готовые продукты, что облегчает домашний труд женщин. Городское и сельское население все более широко использует велосипеды, мотоциклы, легковые автомобили. Внедрение в жизнь и быт аратов городской культуры ведет к дальнейшему росту материального благосостояния народа.

Таким образом, общая тенденция развития повседневного производственного и домашнего быта скотоводов заключается в снижении удельного веса специфически кочевых его компонентов и нарастания таких элементов культуры поведения, которые более характерны для оседлого образа жизни, ведут к нему или сопряжены с ним.

Процесс оседания скотоводов оказывает в целом положительное влияние на общее развитие сельского хозяйства. Осуществляя перевод тружеников сельского хозяйства на оседлость, необходимо учитывать деление страны на три зоны - западную, центральную и восточную а каждую из них на три подзоны - лесостепную, степную и гобийскую (полупустынную). Только с учетом этих факторов можно окончательно решить проблему перехода на оседлость членов СХО, что приведет к полному изживанию отрицательного влияния кочевой специфики на быт, окончательному приобщению трудящихся скотоводов к благам и ценностям оседлого образа жизни.

CERTAIN FEATURES OF THE TRANSITION TO A SEDENTARY WAY OF LIFE IN THE MONGOLIAN PEOPLE’S REPUBLIC

The paper deals with certain features characterizing the transition of nomads to a sedentary way of life in the Mongolian People’s Republic. The author distinguisher several types of nomadism according to geographical zones, with corresponding types of transition to sedentary life. He dwells upon both favorable and unfavorable features of nomadism and then shows how some of the former can be made use of in the development of modern animal husbandry.

The paper takes into consideration all those innovations in the life of sheep and cattle breeders that have accompanied the completion of co-operation and the intensive process of urbanization in the steppes.

___________________

* Настоящая статья написана на основании исследования автором форм и особенностей кочевой и оседлой жизни животноводов МНР. Материалы собирались в течение 1967-1974 гг.
Т. А. Жданко. Некоторые аспекты исследования номадизма на современном этапе. Доклад на VIII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук. М., 1968, с. 2.
См.: В. В. Грайворонский. Преобразование кочевого образа жизни в МНР.- «Народы Азии и Африки», 1972, № 4; Н. Жагварал. Аратство и аратское хозяйство. Улан-Батор, 1974; У. Нямдорж. Философские и социологические закономерности развития оседлости у монголов. - «Studia historical, t. IX, fasc. 1-12, Улан-Батор, 1971; Г. Бат­насан. Некоторые вопросы кочевания и перехода к оседлости членов сельскохозяйственного объединения (на примере сомона Тарят Ара-Хангайского, сомона Улдзийт Баян-Хонгорского и сомона Дзун-Баян-Улан Увэр-Хангайского аймаков). - «Studia ethnogra­phical, t. 4, fasc. 7-9, Улан-Батор, 1972 (на монг. яз.).
Т. А. Жданко. Указ. раб., с. 9.
С. И. Вайнштейн. Проблемы происхождения и формирования хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов умеренного пояса Евразии. Доклад на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук. М., 1973, с. 9; Г. Е. Марков. Некоторые проблемы возникновения и ранних этапов кочевничества в Азии.- «Сов. этнография», 1973, N° 1, с. 107; А. М. Хазанов. Характерные черты кочевых обществ евразийских степей. Доклад на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук. М., 1973, с. 2.
Г. Е. Марков. Указ. раб., с. 109-111; С. И. Вайнштейн. Историческая этнография тувинцев. М., 1972, с. 57-77.
С. М. Абрамзон. Влияние перехода к оседлому образу жизни на преобразование социального строя, семейно-бытового уклада и культуры прежних кочевников и полукочевников (на примере казахов и киргизов). - «Очерки по истории хозяйства народов Средней Азии и Казахстана». Л., 1973, с. 235.
Под кочевкой облегченного типа автор понимает кочевку на небольшое расстояние, в которую скотовод берет с собой лишь самые необходимые вещи, оставляя имущество на месте с кем-либо из взрослых членов семьи.
Сурь - первичная форма производственного объединения животноводов Монголии.
Г. Батнасан. Некоторые вопросы кочевания и перехода к оседлости…, с. 124.
К. А. Акишев. Указ. раб., с. 31.
Я. Цэвэл. Кочевки. - «Современная Монголия», 1933, № 1, с. 28.
Ю. Цеденбал. Указ. раб., с. 24.
В. А. Пуляркин. Номадизм в современном мире.- «Изв. АН СССР. Сер. геогр», 1971, № 5, с. 30.
В. А. Пуляркин. Указ. раб., с. 30.

Существует термин «неолитическая революция». Когда его слышишь, то представляется масса бородатых всклокоченных людей в шкурах, вооруженных примитивными топорами и копьями. Эта масса бежит с воинственными воплями на штурм пещеры, где засела толпа точно таких же людей, бородатых, всклокоченных, с примитивными топорами и копьями в ручищах. На самом деле этим термином обозначается смена форм хозяйствования - от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Неолитическая революция стала следствием перехода от кочевничества к оседлости. Именно так, сначала человек стал вести оседлый образ жизни, затем освоил земледелие и одомашнил некоторые виды животных, просто вынужден был освоить. Затем появились первые города, первые государства… Современное состояние мира - следствие того, что человек когда-то перешел к оседлости.

Первые постоянные поселения людей появились около 10-13 тысяч лет назад. Где-то они появились раньше, где-то позже, в зависимости от региона мира. Древнейшие, первейшие - на Ближнем Востоке - около 13 тысяч лет назад. Одно из первых, из тех, что найдены и откопаны археологами, - Мурейбет на территории Сирии, на берегу Евфрата. Оно возникло около 12 200 лет назад. Его населяли охотники-собиратели. Дома они строили по типу кочевых съемных жилищ - круглыми, 3-6 метров в диаметре, но гораздо основательнее: использовали куски известняка, скрепляли их глиной. Крыша накидывалась из стеблей камыша. Надежность жилищ - единственное, в чем жители оседлой Мурейбеты превосходили кочевников. Более важный фактор - пища. Питались в Мурейбете скуднее кочевников. Зависели от случая - уродятся в этом сезоне дикорастущие бобы, желуди и фисташки или урожай будет незначительным, не хватит толком племени; пройдет ли поблизости стадо газелей или нет, будет ли достаточно рыбы в реке. Одомашнивание (или «доместикация», на научном языке) растительной пищи в Мурейбете произошло через тысячу лет после возникновения поселения: научились самостоятельно выращивать пшеницу, рожь и ячмень. Одомашнивание животных произошло еще позже.

Короче говоря, продовольственной причины для создания поселения на берегу Евфрата не было. Постоянное поселение, наоборот, создавало регулярные продовольственные трудности. То же самое в других регионах - обитатели древнейших оседлых деревень питались скуднее, чем их кочевые современники. Если взять все регионы, где раньше других происходил переход от кочевничества к оседлости - Ближний Восток, области на Дунае и в Японии - то получится, что между появлением оседлых поселений и следами первых доместицированных растений прошло от одной до трех тысячи лет (то есть в сирийской Мурейбете жители относительно быстро сообразили, как самим выращивать зерно). В настоящее время большинство палеоантропологов считает, что обитатели первых стационарных поселений жили существенно беднее и питались менее разнообразно и обильно, чем бродячие охотники. А продовольственная безопасность, обеспеченность пищей - одна из основных причин движения человеческих цивилизаций. Значит, еда отпадает - не из-за нее люди стали жить оседло.

Важный момент - мертвецов хоронили в жилых домах древнейших поселений. Предварительно скелеты очищались - оставляли трупы на деревьях, их обклевывали птицы, либо самостоятельно счищали мясо, мягкие ткани с костей, - после хоронили под полом. Череп, как правило, отделяли. Черепа хранили отдельно от других костей, но тоже в жилище. В Мурейбете их выставляли на полки в стенах. В Телль Рамаде (Южная Сирия) и Бейсамуне (Израиль) черепа были водружены на вылепленные из глины фигуры - подставки высотой до четверти метра. Для людей 10-тысячелетней давности, вероятно, именно череп символизировал личность умершего, поэтому столько почтения, столько уважения к нему. Черепа использовали в религиозных обрядах. К примеру, их «кормили» - делились с ними пищей. То есть умершим предкам оказывалось всяческое внимание. Возможно, их считали незаменимыми помощниками в делах живых, с ними обязательно поддерживали связь, к ним обращались с молитвами, с просьбами.

Основываясь на находках захоронений в древнейших поселениях, историк-религиовед Андрей Борисович Зубов выводит теорию, что человечество начало переходить на оседлость из-за своих религиозных убеждений. «Такое внимание к предкам, родоначальникам, продолжающим помогать живым в их и временных, земных, и в вечных, небесных, нуждах, такое чувство взаимозависимости поколений не могло не отразиться и в организации жизни. Могилы предков, священные реликвии рода, нужно было максимально приблизить к живым, сделать частью мира живых. Потомки должны были зачинаться и рождаться буквально «на костях» праотцов. Не случайно захоронения часто находят под теми глинобитными скамьями неолитических домов, на которых сидели и спали живые.

Кочевой образ жизни, характерный для палеолита, вступал в столкновение с новыми религиозными ценностями. Если могилы предков должны быть как можно ближе к дому, тогда или дом должен быть недвижим или кости переноситься с места на место. Но почитание родящей стихии земли требовало стационарных погребений - зародыш новой жизни, погребенное тело, не мог по мере необходимости изыматься из утробы. И поэтому единственное, что оставалось человеку протонеолита - это осесть на землю. Новый строй жизни был труден и непривычен, но тот духовный переворот, который произошел в сознании людей около 12 тысяч лет назад, требовал выбора - или пренебречь родом, общностью с предками ради более сытой и удобной бродячей жизни, или связать себя навсегда с могилами предков нерасторжимыми узами единства земли. Некоторые группы людей в Европе, на Переднем Востоке, в Индокитае, на Тихоокеанском побережье Южной Америки сделали выбор в пользу рода. Они-то и положили начало цивилизациям нового каменного века», - делает заключение Зубов.

Слабое место теории Зубова - опять же продуктовое оскудение. Древние люди, переставшие кочевать, получается, уверовали, что их предки и боги желают им полуголодного существования. Чтобы смириться со своим пищевыми бедствиями, пищевым дефицитом, должны были уверовать. «Предки-черепа-кости благословили нас на голодание, на тысячу лет голодания», - учили родители своих детей. Так выходит из теории Зубова. Да не могло этого быть! Ведь костям молились о даровании больших благ: спасти от нападения хищников, от грозы, чтобы удачно прошла предстоящая рыбалка, охота. Наскальная живопись того периода и более ранняя - множество диких животных на стенах и потолках пещер - интерпретируется как мольба об успешной охоте, обильной добыче.

«Палеолитические Венеры» - ими пользовались, чтобы получить поддержку сил Жизни. Невероятно, невозможно, чтобы в самых разных регионах мира люди решили, что боги, высшие силы хотят, чтобы они осели и оголодали. Скорее наоборот: осевшее племя, закопавшее кости предков под полами своих жилищ, понимает, что рацион их уменьшился, и решает, что такова кара от предков - потому что нарушили образ жизни, кочевничество, принятый у предков, у тысяч поколений предков вглубь времен. Не осело бы добровольно ни одно племя, если это вело к продовольственным проблемам. Добровольно - нет. Но вот если их заставили, принудили - да.

Насилие. Насильно одни племена заставляли оседать другие. Чтобы побежденные охраняли священные кости. Одно племя побеждало, избивало другое, принуждало побежденных в качестве контрибуции охранять черепа и скелеты умерших предков. Кости в земле, черепа на полках - побежденные, угнетенные «кормят» черепа, проводят для них праздники - чтобы умершим отцам было не скучно на том свете. Где надежнее всего хранить самое ценное? Дома, да. Поэтому кости под полом, черепа на полках круглых жилищ.

Вероятно, не только для охраны мертвецов использовали победители побежденных. В древнейшем оседлом поселении Европы - Лепенски Вир, в Сербии, на берегу Дуная, оно появилось около 9 тысяч лет назад - древнейшая часть поселения имела сезонный характер. Избитое племя или слабейшие из племени принуждались оседать на несколько месяцев в году, чтобы заниматься некой работой в интересах сильнейших. Производили топоры или копья, занимались сбором урожая дикорастущих растений. Работали в интересах сильнейших.

Со временем на оседлость переходили и победители, сильнейшие - скорее всего, когда поняли, что с помощью побежденных можно разрешать вообще все свои нужды. Разумеется, для хозяев поселения строились особые жилища: больше по площади, с алтарями, дополнительными помещениями. Среди остатков одного из древнейших поселений Иерихона нашли башню 8-метровой высоты, диаметром 9 метров. Возраст башни - около 11 500 тысяч лет. Старший преподаватель кафедры археологии Тель-Авивского университета Ран Баркай считает, что ее построили для устрашения. Такого же мнения профессор Московского архитектурного института Вячеслав Леонидович Глазычев: «Башня - это еще своего рода замок, господствующий над всем городком и противопоставляющий его рядовым обитателям обособившуюся от них власть». Иерихонская башня - пример того, что сильнейшие тоже стали переходить к оседлости и контролировать тех, кого они заставили работать на себя. Подчиненные, эксплуатируемые, наверняка, бунтовали, пытались избавиться от правителей. А правители придумали засесть в мощной башне, спрятаться в ней от неожиданного нападения, от ночного восстания.

Таким образом, принуждение, насилие - в корне возникновения оседлости. Оседлая культура изначально несет заряд насилия. И в дальнейшем ее развитии заряд этот увеличивался, росли его объемы: первые города, государства, рабство, все более и более изощренное уничтожение одних людей другими, деформация религиозного мышления в пользу подчинения царям, жрецам, чиновникам. В корне оседлости - подавление человеческой природы, естественной потребности человека - кочевничества.

«Без Принуждения не могло быть основано ни одно поселение. Над рабочими не было бы надсмотрщика. Реки не разливались бы», - цитата из шумерского текста.

Фев 16, 2014 Александр Рыбин

  • §1. Исторические условия возникновения марксизма
  • §2. «Железные законы истории» и их судьба
  • §3. Начало кризиса марксизма
  • §4. Конфликт между теорией и «светской религией»
  • §5. Ревизия марксизма, вызов постиндустриального развития
  • §6. Марксизм и современность. Некоторые выводы
  • Глава 3. Общее и особенное в современном экономическом росте
  • §1. Историческое время
  • §2. Доминирующая идеология
  • §3. Отставание от лидеров
  • §4. Влияние традиций
  • Раздел 2.Аграрные общества и капитализм
  • Глава 4. Традиционное аграрное общество
  • §1. Неолитическая революция
  • §2. Переход к оседлости и начало имущественного расслоения общества
  • §3.Становление аграрных государств
  • §4. Эволюция неупорядоченного изъятия ресурсов в налоговые системы
  • §5. Династический цикл в аграрных обществах
  • Глава 5. Иной путь
  • §1. Специфика горских цивилизаций
  • §2. Историческая судьба кочевого скотоводства
  • Глава 6. Феномен античности
  • §1. Природные предпосылки античной цивилизации
  • §2. Организация хозяйственной и социальной жизни греческих поселений
  • §3. Великие географические открытия: их база и влияние на создание предпосылок современного экономического роста
  • §4. Эволюция финансовых систем западноевропейских стран
  • §5. Трансформация прав земельной собственности
  • Раздел 3. Траектория развития россии
  • Глава 8. Особенности. Экономического развития россии
  • §1. Истоки. Европа и Русь
  • §3. Период догоняющего развития России до начала современного экономического роста
  • §5. Марксизм и подготовка идеологических основ социалистического эксперимента
  • §3. Цена социалистической индустриализации
  • §10. Долгосрочные последствия выбора социалистической модели роста
  • Глава 9. Постсоциалистический кризис и восстановительный рост
  • §1. Постсоциалистический переход как исторический процесс
  • §2. Проблема трансформационной рецессии
  • §3. Зависимость от траектории предшествующего развития
  • §4. «Шоковый» и «эволюционный» пути постсоциалистического перехода
  • §5. Финансовая стабилизация, денежная и бюджетная политика в процессе постсоциалистического перехода
  • §7. Россия - страна рыночной экономики
  • Раздел 4. Ключевые проблемы постиндустриального мира
  • Глава 10. Динамика численности населения и международная миграция
  • §2. Специфика демографических процессов в России
  • §3. Социальный и экономический контекст международной миграции
  • Глава 11 . Государственная нагрузка на экономику
  • §1. Доли государственных расходов в ввп. Исторический опыт
  • §2. Эволюция представлений о величине государственной нагрузки на экономику в период мировых войн
  • §3. О верхнем уровне налоговых изъятий
  • §4.Государственная нагрузка в постсоциалистических странах
  • Глава12. И кризис систем социальной защиты
  • §1. Возникновение систем социальной защиты
  • §2. Развитие систем социальной защиты
  • §3. Кризис современных систем пенсионного страхования
  • §5. Проблемы систем социальной защиты в России
  • Глава 13. Эволюция систем образования и здравоохранения
  • §1. Организация государственной системы образования
  • §2. Сфера здравоохранения
  • §3.Вопросы реформирования систем образования и здравоохранения в России
  • Глава 14. Трансформация системы комплектования вооруженных сил
  • §1 Системы комплектования вооруженных сил, предшествовавшие всеобщей воинской обязанности
  • §2 Всеобщая воинская обязанность в странах - лидерах прогресса
  • §3. Воинский призыв в эпоху постиндустриализации
  • §4. Проблемы комплектования российских Вооруженных сил
  • Глава 15. Об устойчивости и гибкости политических систем
  • §2. Слабость государства - определяющая черта революции
  • §3. Групповые и общенациональные интересы
  • §5.Что несет с собой «закрытая», или «управляемая», демократия
  • §2. Переход к оседлости и начало имущественного расслоения общества

    Истории перехода к оседлости и

    формирования аграрных цивилизаций посвящен огромный массив литературы. Детальное обсуждение этих процессов - за пределами нашей темы. Для нас важны те систематические изменения, которые происходят в организации общественной жизни на этом этапе.

    Переход к сельскому хозяйству ведет к оседлой жизни не сразу. Первый шаг - подсечно-огневое земледелие -- оставляет возможность для миграции сообщества. Однако по мере роста плотности населения таких возможностей становится все меньше. Приходится возделывать одни и те же земельные участки. Это стимулирует оседлость, постоянную жизнь всего сообщества и каждой семьи в деревне, которая остается на одном и том же месте в течение многих поколений19.

    Общество охотников-собирателей мобильно. Закрепление охотничьих угодий если и происходит, то не связано с жесткой технологической необходимостью. Обитающие в этих угодьях дикие животные и птицы лишь потенциальная добыча, но не собственность. В оседлом сельском хозяйстве все иначе. Возделывающая землю семья должна до начала пахоты и сева знать границы своего надела, на урожай с которого она может рассчитывать. Отсюда необходимость в определенных отношениях земельной собственности: земля - ключевой производственный фактор аграрной цивилизации. Эта собственность может перераспределяться в пределах общины, закрепляться за большими семьями, наследоваться или не наследоваться, но в любом случае должны существовать закрепленные обычаем земельные отношения, порядок разрешения споров. Это подталкивает аграрное общество к созданию более развитых, чем в предшествующую эпоху, форм общественной организации20. Проблемы, связанные с отношениями земельной собственности, усугубляются с приходом земледелия в долины больших рек. Здесь поселения земледельцев не отделены друг от друга крупными массивами необрабатываемых земель, расположены рядом. Их жители общаются с соседями. Возникают новые отношения, в том числе связанные с координацией совместной деятельности.

    Технологии орошаемого земледелия трудоемки. Для мелиорации, орошения и полива полей, организации водопользования необходимо множество рабочих рук, которых в одной деревне может просто не найтись. Но соседям-земледельцам тоже нужна вода, и они объединяют и координируют свои усилия, всем миром внедряя передовые по тем временам сельскохозяйственные технологии. Неудивительно, что развитые цивилизации - не просто оседлые сельскохозяйственные общины, а именно цивилизации, - зарождаются в районах орошаемого земледелия - в Шумере, Египте.

    Еще Ш. Монтескье отмечал, что усиление центральной власти связано с орошаемым земледелием. Этой же точки зрения придерживаются многие современные исследователи21. К. Витфогель, рассматривая специфические черты восточной деспотии, свел все к мелиорации и орошению22. Однако основы китайской централизованной бюрократии сформировались еще тогда, когда подавляющая часть населения Китая жила на неорошаемых землях. Лишь многие века спустя центр китайской цивилизации смещается на юг, в районы орошаемого земледелия. Бесспорно, технологии орошаемого земледелия способствовали становлению централизованной бюрократии в аграрных обществах, но не были главной и единственной его причиной.

    Авторы некоторых работ, посвященных последствиям неолитической революции, отмечают, что формирование аграрного общества с характерными для него проблемами, связанными" с регулированием отношений собственности, в первую очередь собственности на землю, предполагает усиление стратификации, выделение специализированных функций, мало совместимых с регулярным трудом в сельском хозяйстве. Отсюда необходимость в редистрибуции, т.е. мобилизации части ресурсов сельского сообщества на выполнение этих общих функций, на обеспечение круга тех, кто контролирует этот поток ресурсов, его распределение. Затраты на содержание тех, кто осуществляет общее руководство хозяйством - хозяйственное, административное, идеологическое, - так или иначе институциализируются, становятся привычными23.

    Для оседлого земледелия важно точно знать время, когда следует приступать к посевной и уборке урожая. Особенно это важно для ближневосточного центра цивилизации, где нет задаваемой муссон-ным циклом смены сезонов. Отсюда необходимость накопления и систематизации астрономических знаний, подготовки людей, способных выполнять эту функцию. Такая деятельность была связана с религиозными обрядами. Первые привилегированные группы, которые мы обнаруживаем в истории аграрных цивилизаций, - элиты религиозные. Характерная черта многих ранних цивилизаций - расположение храмов в речных долинах.

    Первоначально административная иерархия в оседлых сельских сообществах не очень заметна, схожа с установлениями, характерными для эпохи охоты и собирательства. Принято считать вождество первой формой социальной организации с централизованным управлением и наследственной клановой иерархией, где существуют имущественное и социальное неравенства, однако нет формального репрессивного аппарата24.

    Первые зафиксированные в дошедших до нас источниках случаи, когда ресурсы земледельческих сообществ объединялись для выполнения специфических задач, стоящих перед оседлыми храмовыми хозяйствами, встречаются у шумеров. Они выделяли земли для совместной обработки. Урожай шел на нужды священнослужителей. Примеры протогосударств (вождеств)25, где еще не существует регулярного налогообложения, а общественные функции выполняются за счет даров правителям, не носят фиксированного и регулярного характера, - это Шумер периода Лагаша, Китай периода Шань, Индия Ведического периода.

    Общественные работы на принадлежащих всему сообществу полях воспринимаются здесь еще не как повинность, а как часть религиозного обряда26. Со временем появляется возможность изымать и перераспределять часть урожая, который превышает минимум, необходимый для пропитания семьи земледельца. А раз так - кто-то попытается специализироваться на изъятии и перераспределении, используя для этого насилие27.

    Таким образом, переход к оседлому земледелию вносит в организацию общества важный для последующей истории аспект: изменяется баланс стимулов к применению насилия. Если есть многочисленное невоинственное оседлое население, которое производит значительные по масштабам времени объемы сельскохозяйственной продукции, рано или поздно появится организованная группа, желающая и способная перераспределить часть этих ресурсов в свою пользу - отнять, ограбить, обложить нерегулярной данью или упорядоченным налогом. Это явление неплохо исследовано, и не о нем сейчас речь. Для нас важно, к чему это приводит. Возникает пропасть неравенства между большинством крестьянского населения и привилегированной верхушкой, готовой насильственно присваивать часть произведенной крестьянами продукции. Это важная черта аграрного общества. Именно во время его становления получают распространение грабительские набеги за добычей23.

    В отличие от охоты, где навыки производственной деятельности мужчин близки к военным навыкам, земледелие по своей природе - занятие мирное. Первоначально, как уже говорилось, оно вообше было женским29. На ранних стадиях перехода к земледелию мужчины охотятся. Женщины, традиционно занимавшиеся собирательством, начинают осваивать мотыжное земледелие. Лишь постепенно, по мере роста роли земледелия в производстве продуктов питания, с появлением орудий, требующих больших усилий, в первую очередь плуга, в земледелии возрастает роль мужского труда.

    Если для коллективной охоты необходимо организационное взаимодействие, то оседлое земледелие ничего подобного не требует. Оно позволяет значительно увеличить ресурсы питания, получаемые с той же территории. Сезонный характер земледелия вызывает необходимость накапливать запасы пищи. Чем дальше развивается сельское хозяйство, тем больше средств требуется на улучшение земли, ирригацию, хозяйственные постройки, инвентарь, жилища, домашний скот30. У крестьянина есть что отнять. Переселение для него сопряжено с серьезными издержками, ему проще откупиться от воинственного соседа, чем бежать с насиженного места. Применение насилия для присвоения результатов крестьянского труда становится выгодным, а потому получает широкое распространение31.

    С этого начинается переход от характерных для ранних цивилизаций храмовых хозяйств в речных долинах к царствам и деспотиям. Механизмы этого перехода - завоевание либо противодействие завоевателям. Любая жесткая схема, применяемая для описания процесса социально-экономической эволюции, плохо совместима с реалиями исторического процесса. По Ф. Энгельсу, возникновению государства непременно предшествует расслоение общества32. По К. Каутскому, сначала в войнах и завоеваниях возникает государство и лишь потом начинается общественное расслоение33. В реальности эти процессы переплетаются. Развивается аграрное производство, оседает на земле и концентрируется земледельческое население, возникает необходимость регулировать права собственности на землю, организовывать общественные работы, создаются предпосылки присвоения и перераспределения прибавочного продукта, складываются группы, специализирующиеся на насилии, и привилегированные, не занятые в сельском хозяйстве элиты, образуются государства. Все это происходит отнюдь не поочередно, в какой-то заданной последовательности, а одновременно, параллельно34. Специализация на насилии, связанное с ней право иметь оружие - обычно прерогатива элит35. В аграрных цивилизациях нередко практиковалась конфискация оружия у крестьян36.

    Насилие и его формы, перераспределение материальных ресурсов - предмет специальных исторических исследований. Иногда сформировавшиеся протогосударственные структуры раннеаграрного периода вступают в стычки с соседями. Это приносит им военную добычу, рабов, дань. Случается, что вступающее в конфликт с соседями агрессивное протогосударство порождает эффект снежного кома: у других сообществ остается единственный выбор - подчиниться и платить дань или стать столь же сильными и агрессивными. Нередко в роли племен, специализирующихся на организованном насилии, выступают скотоводы-кочевники37. В отличие от оседлых земледельцев у них производственные и военные навыки практически неразделимы, поэтому кочевое племя может выставить больше подготовленных, привыкших к совместным боевым действиям воинов, чем (при том же количестве) племя земледельцев. Набеги кочевников стали едва ли не важнейшим элементом в формировании аграрных государств38.

    Показателен пример варваров, обитавших вблизи центров аграрных цивилизаций. Они могли заимствовать технические новшества, прежде всего в области военного дела, у более развитых соседей; у них были стимулы к завоеваниям (богатства тех же соседей) и преимущества старого, нецивилизационного устройства жизни, где каждый мужчина - воин. Речь идет о первой цивилизации, известной нам из достоверных исторических источников, - шумерской. В отличие от Египта Месопотамия не имела естественных, легкообороняемых границ, была открыта для набегов. Расцвет городов Междуречья создавал варварам стимулы к насильственному отъему богатств, грабежам. В то же время весь социальный порядок шумерских поселений формировался духовенством, а не ориентированными на насилие структурами государства. Это препятствовало полноценной обороне от варварских набегов.

    Возникшее в Междуречье царство как организационная форма отличалось от складывающегося эволюционным путем земледельческого общества, которым управляло духовенство. Это связано и с влиянием соседствующих пастухов-семитов, и с семитским завоеванием оседлых шумеров. Основатель Аккадской империи Саргон - один из известных нам по письменным источникам создатель древнего государства, который воспользовался удачным географическим расположением земель и этнокультурными особенностями их жителей и соседей39.

    Завоеватели, установив контроль над оседлыми земледельцами, становились новой элитой, сплачивались вокруг власти, способствовали ее усилению. Будучи для местных чужаками, они облагали население высокими налогами40. Без чужеземной элиты формирование государства шло медленнее: в складывающихся социальных структурах долго сохраняются элементы племенного родства, власти в своих действиях ограничены представлениями о правах и свободах соплеменников.

    В исторической науке есть вещи, вводящие людей в ступор. Они, как говорят, интуитивно понятны, не требуют расшифровки. Ученикам и студентам от этого не легче. К примеру, что такое «оседлый образ жизни»? Какой образ должен возникать в голове, когда это выражение употребляется по отношению к народам? Не знаете? Давайте разберемся.

    Оседлый образ жизни: определение

    Нужно сразу сказать, что наше выражение касается (пока) истории и природного мира. Припомните, чем характеризовалось общество прошлого, что вы знаете о древних племенах? Люди встарь двигались за своей добычей. Такое поведение тогда было естественным, так как обратное оставляло людей без пропитания. Но в результате тогдашнего прогресса человек научился сам производить необходимый продукт. Этим и обусловлен переход на оседлый То есть люди перестали кочевать, начали строить дома, ухаживать за землей, выращивать растения и разводить скот. Ранее им приходилось всем родом ехать за животными, перемещаться туда, где созрели плоды. Тем и различаются кочевой и оседлый образ жизни. В первом случае у народа нет постоянных стационарных домов (всякие шалаши и юрты не считаются), возделываемой земли, благоустроенных предприятий и тому подобных полезных вещей. Оседлый образ жизни все перечисленное в себя вмещает, вернее из него и состоит. Люди начинают обустраивать территорию, которую считают своей. Кроме того, они еще ее и защищают от пришлых.

    Животный мир

    С людьми принципиально разобрались, давайте обратим взор на природу. Животный мир тоже делится на тех, кто живет на одном месте, и передвигается вслед за пропитанием. Самый показательный пример - птицы. По осени некоторые виды улетают из северных широт на юг, а весной совершают обратное путешествие. или перелетные птицы. Другие виды предпочитают оседлость. То есть никакие богатые заморские страны их не привлекают, и дома хорошо. Наши городские воробьи и голуби живут постоянно на одной определенной территории. Они вьют гнезда, откладывают яйца, кормятся и плодятся. Делят территорию на маленькие зоны влияния, куда не пускают чужаков и так далее. Звери тоже предпочитают оседлость, хотя их поведение зависит от мест обитания. Животные идут туда, где есть еда. Что их заставляет вести оседлый образ жизни? Зимой, к примеру, запасов маловато, следовательно, приходится прозябать впроголодь. Так велят их инстинкты, переданные по крови. Животные определяют и защищают свою территорию, на которой все «принадлежит» им.

    Движение народов и оседлость

    Не стоит путать кочевников с переселенцами. Под оседлостью имеется в виду принцип жизни, а не какое-то определенное событие. Например, народы в истории часто переезжали с одной территории на другую. Тем самым они отвоевывали у природы или конкурентов своему обществу новые зоны влияния. Но такие вещи в корне отличаются от кочевания. Переезжая на новое место, люди обустраивали и, как могли, благоустраивали его. То есть строили дома и возделывали земли. Кочевники так не поступают. Их принцип состоит в том, чтобы быть в гармонии (по большому счету) с природой. Она родила - люди воспользовались. Сами на ее мир они практически не влияют. Оседлые же племена строят свою жизнь иначе. Они предпочитают влиять на природный мир, подстраивая его под себя. В этом состоит коренное, принципиальное отличие образов жизни. Мы нынче все оседлые. Существуют, конечно, отдельные племена, которые живут по заветам предков. Они не влияют на цивилизацию в целом. А большая часть человечества сознательно пришла к оседлости, как принципу взаимодействия с окружающим миром. Это консолидированное решение.

    Сохранится ли оседлый образ жизни людей

    Давайте попробуем заглянуть в далекое будущее. Но начнем с повторения прошлого. Люди выбрали оседлость потому, что такой образ жизни позволял производить больше продуктов, то есть оказался эффективнее. Смотрим на современность: мы потребляем ресурсы планеты такими темпами, что они не успевают воспроизводиться, да и возможность такая практически отсутствует, везде влияние человека доминирует. А что дальше? Скушаем всю землю и умрем? Нынче заговорили о природоподобных технологиях. То есть прогрессивные мыслители понимают, что живем мы только за счет сил природы, которые используем чрезмерно. Не приведет ли решение этой проблемы к отказу от оседлости как принципа? Как думаете?

    Оседлый образ жизни и одомашнивание, вместе и раздельно, преобразовали жизнь людей таким образом, что эти преобразования до сих пор оказывают влияние на нашу жизнь.

    “Наша Земля”

    Оседлый образ жизни и одомашнивание представляют собой не только технологические изменения, но и изменения в мировоззрении. Земля перестала быть бесплатным товаром, доступным каждому, с ресурсами, произвольно разбросанными по ее территории – она стала особенной территорией, принадлежащей кому-то или группе лиц, на которой люди выращивают растения и скот. Таким образом, оседлый образ жизни и высокий уровень добычи ресурсов приводит к появлению собственности, которая была редкостью в предыдущих обществах собирателей. Захоронения, тяжелые товары, постоянное жилье, оборудование обработки зерна, а также поля и скот привязывали людей к месту проживания. Человеческое влияние на окружающую среду стало сильнее и более заметным после перехода к оседлому образу жизни и росту сельского хозяйства; люди начали все серьезнее изменять окружающую территорию – строить террасы и стены для защиты от наводнений.

    Плодовитость, оседлый образ жизни и система питания

    Наиболее драматичным последствием перехода к оседлому образу жизни являются изменения в женской плодовитости и рост численности населения. Ряд различных эффектов совместно привел к увеличению численности населения.

    Интервалы Распределения Рождаемости

    Среди современных собирателй, женская беременность происходит раз в 3-4 года, ввиду длительного периода грудного вскармливания, характерного для таких сообществ. Длительность означает не то, что детей отучают от груди в 3-4 года, а то, что вскармливание будет длиться столько, сколько ребенку оно будет требоваться, даже в случаях нескольких раз в час (Shostak 1981). Это вскармливание стимулирует секрецию гормонов, подавляющих овуляцию (Henry 1989). Генри указывает на то, что “адаптивная значимость подобного механизма очевидна в контексте кочующих собирателей, потому что один ребенок, за которым нужно ухаживать в течении 3-4 лет, создает серьезные проблемы матери, но второй или третий в течении этого интервала создадут не решаемую проблему для нее и поставят под угрозу ее здоровье…”.
    Есть еще много причин, по которым вскармливание длится 3-4 года у собирателей. Их система питания богата белками, также содержит низкое количество углеводов, и испытывает недостаток в мягких продуктах, легко усваиваемых младенцами. В действительности, Марджори Шостак отметила что среди бушменов, современных собирателей в пустыне Калахари, пища является грубой и сложной для усваивания: “Чтобы выжить в таких условиях, ребенок должен быть старше 2 лет, желательно значительно старше” (1981). После шестимесячного кормления у матери нет такой пищи, которую можно было бы найти и приготовить младенцу в дополнении к ее собственному молоку. Среди бушменов, младенцам старше 6 месяцев дают твердую уже пережеванную или измельченную пищу, прикорм, с которого начинается переход к твердой пище.
    Продолжительность времени между беременностями служит для поддержания долгосрочного энергетического баланса у женщин в репродуктивные годы. Во многих сообществах собирателей, увеличение калорийности питания при вскармливании требует мобильность, и такой стиль питания (с высоким содержанием белков, и низким – углевода) может оставлять энергетический баланс матери на низком уровне. В случаях, когда добыча питания носит ограниченный характер, период беременности и вскармливания может стать чистой утечкой энергии, что приводит к резкому сокращению рождаемости. При таких обстоятельствах, это предоставляет женщине большее время для восстановления ее плодовитости. Таким образом, период, когда она ни является беременной, ни вскармливает, становится необходимым для построения ее энергетического баланса для будущего размножения.

    Изменения Коэффициента Рождаемости

    В дополнении к воздействию грудного вскармливания, Эллисон отмечает возраст, состояние питания, энергетический баланс, диету и упражнения женщин в данный период (1990). Это означает, что интенсивные аэробные упражнения могут привести к изменениям интервала месячных (аменорея), но менее интенсивные аэробные упражнения могут привести к ухудшению рождаемости в менее очевидных, но важных отношениях.
    Недавние исследования североамериканских женщин, занятия которых требуют высокого уровня выносливости (бегуны на большие дистанции и молодые артисты балета, например), указали на некоторые изменения в плодовитости. Эти данные имеют отношение к оседлому образу жизни, потому что уровень активности исследованных женщин соответствует уровню активности женщин в современных сообществах собирателей.
    Исследователи обнаружили 2 различных воздействия на рождаемость. Молодые, активные балерины пережили свою первую менструацию в возрасте 15,5 лет, намного позже неактивной контрольной группы, члены которой пережили первую менструацию в возрасте 12,5 лет. Высокий уровень активности также, как представляется, влияет на эндокринную систему, уменьшая время, в течении которого женщина способна к зачатию в 1-3 раза.
    Подводя итоги влияния собирательства на женскую плодовитость, Генри отмечает: “Создается впечатление, что целый ряд взаимосвязанных факторов, связанных с кочевым собирательским образом жизни, оказывает природный контроль рождаемости и, возможно, объясняет низкую плотность населения в Палеолите. В кочевых сообществах собирателей женщины, по всей видимости, переживают столь же долгие промежутки грудного вскармливания при выращивании ребенка, как и высокие утечки энергии, связанные с добычей средств пропитания и периодическим кочеванием. Кроме этого, их питание, относительно богатое белками, приводит к сохранению низкого уровня жиров, тем самым уменьшая плодовитость.” (1989)
    При увеличении оседлости, эти границы женской плодовитости были ослаблены. Период кормления грудью был уменьшен, как и количество энергии, затраченной женщиной (женщины бушменов, к примеру, в среднем за год проходят 1500 миль, перенося 25 фунтов оборудования, собранной пищи, и, в некоторых случаях, детей). Это не означает, что малоподвижный образ жизни является физически нетребовательным. Сельское хозяйство требует своего собственного тяжелого труда, как от мужчин, так и от женщин. Разница заключается лишь в видах физической активности. Ходьба на большие дистанции, перевозка тяжелых грузов и детей были заменена на засевание, обработку земли, сбор, хранение и переработку зерна. Диета богатая злаками существенно изменила соотношение белков и углеводов в питании. Это изменило уровень пролактина, увеличило положительного энергетического баланса и привело к ускорению роста детей и более раннему началу менструаций.

    Постоянное наличие зерновых позволило матерям кормить своих детей мягкими, высокоуглеводными кашами. Анализ детских фекалий в Египте показало, что подобная практика использовалась, но с корнеплодами, на берегах Нила 19000 лет назад (Хиллман 1989). Влияние зерновых на рождаемость отмечена Ричардом Ли среди оседлых бушменов, которые недавно начали питаться зерновыми и испытывают заметный рост рождаемости. Рене Пеннингтон (1992) отметила, что увеличение репродуктивного успеха бушменов связано, возможно, с уменьшение младенческой и детской смертности.

    Падение Качества Питания

    Запад давно уже рассматривает агрокультуру как шаг вперед по сравнению с собирательством, признаком человеческого прогресса. Хотя, однако, первые фермеры питались не так хорошо как собиратели.
    Джаред Даймонд (1987) писал: “Когда фермеры сосредотачиваются на высокогоуглеводных культурах, как например картофель или рис, смесь диких растений и животных в питании охотников\собирателей предоставляет больше протеина и лучший баланс других питательных веществ. В одном исследовании отмечалось, что в день бушмены потребляют в среднем 2140 калорий и 93 грамма протеина, что занчительно выше рекомендуемой дневной дозы для людей их роста. Практически невозможно, чтобы бушмены, питающиеся 75 видами диких растений, могли умереть от голода, как это произошло с тысячами ирландских фермеров и их семьями в 1840.”
    В исследованиях скелетов мы прийдет к той же точке зрения. Скелеты, найденные в Греции и Турции и датированные поздним Палеолитом, имели рост в среднем 5 футов 9 дюймов у мужчин и 5 футов 5 дюймов у женщин. С принятием агрокультуры средняя высота роста сократилась – где-то 5000 лет назад средний рост мужчины составлял 5 футов 3 дюйма, и женщины – около 5 футов. Даже современные греки и турки не являются, в среднем, такими же высокими как их палеолитические предки.

    Увеличение опасности

    Грубо говоря, агрокультура впервые появилась, вероятно, в древней югозападной Азии, и, возможно, где-то еще, чтобы увеличить количество продуктов питания для поддержки увеличивающегося населения в условиях серьезного ресурсного стресса. Со временем, однако, вместе с увеличением зависимости от одомашненных культур, увеличилась и общая небезопасность системы обеспечения продуктов питания. Почему?

    Доля Одомашненных Растений в Пище

    Есть несколько причин того, что первые фермеры все более и более становились зависимы от культивируемых растений. Фермеры смогли использовать непригодные до этого земли. Когда такая жизненная необходимость как вода смогла быть доставлена на земли между реками Тигр и Евфрат, земля, для которой пшеница и ячмень являются на родными, смогла их выращивать. Одомашненные растения также предоставляли все больше и больше съедобных растений и их было легче собирать, обрабатывать и готовить. Также они лучше по вкусовым характеристикам. Риндос перечислил ряд современных пищевых растений, которые были выведены из горьких диких сортов. Наконец, увеличение урожайности одомашненных растений на единицу земли привело к увеличению их пропорции в рационе питания, даже если дикие растения все еще использовались и были также доступны, как и ранее.
    Зависимость от Малого Количества Растений.
    К сожалению, зависимость от все более малого количества растений довольно рискованна в случае их слабого урожая. Согласно Ричарду Ли, бушмены, живущие в пустыне калахари, питались более 100 растениями (14 фруктов и орехов, 15 ягод, 18 видов съедобной смолы, 41 съедобных корнеплодов и луковиц, и 17 листовых, фасоль, дыни и другие продукты) (1992). В отличие от этого, современные фермеры полагаются в основном на 20 растений, из которых тремя – пшеницей, кукурузой, рисом – питаются большинство людей мира. Исторически сложилось так, что было всего один или два зерновых продукта для конкретной группы людей. Снижение урожайности этих культур имело катастрофические последствия для населения.

    Выборочная Селекция, Монокультуры и Генофонд

    Выборочная селекция любого вида растения уменьшает изменчивость его генофонда, уничтожая ее природное сопротивление редким стихийным вредителям и болезням и уменьшая долгосрочные шансы на ее выживание, увеличив риск серьезных потерь при сборе урожая. Опять же, много людей зависят от конкретных видом растений, рискуя своим будущим. Монокультура – практика выращивания лишь одного вида растения в поле. Хотя это и повышает эффективность урожая, также оставляет незащищенным все поле от уничтожения заболеванием или вредителями. Результатом может быть голод.

    Увеличение Зависимости от Растений

    Так как культивируемые растения стали занимать все большую роль в их питании, люди стали зависимыми от растений и растения, в свою очередь, стали зависимыми от людей, или, точнее, от окружающей среды, созданной человеком. Но люди не могут полностью контролировать окружающую среду. Град, наводнение, засуха, вредители, мороз, жара, эрозия и многие другие факторы могут уничтожить или существенно повлиять на урожай, и все они лежат вне человеческого контроля. Риск неудачи и голода увеличивается.

    Рост Количества Заболеваний

    Рост количества заболеваний, особенно связан с эволюцией одомашненных растений для чего было несколько причин. Во-первых, до оседлого образа жизни, человеческие отходы удалялись за пределы жилой территории. С увеличением количества рядом живущих людей в относительно постоянных поселениях, уничтожение отходов становилось все более проблематичным. Большое количество фекалий привело к появлению болезней, и животными и растительными отходами питаются насекомые, некоторые из которых являются носителями заболеваний.
    Во-вторых, большое количество рядом живущих людей служит в качестве резервуара для для возбудителей заболеваний. Как только население становится достаточно большим, вероятность передачи заболевания увеличивается. К тому времени как один человек успевает выздороветь от заболевания, другой может достигнуть инфекционной стадии и заразить опять первого. Следовательно, болезнь никогда не покинет поселение. Скорость, с которой простуда, грипп или ветрянка распространяются среди школьников, прекрасно иллюстрирует взаимодействие плотного населения и болезни.
    В-третьих, оседлые люди не могут просто уйти от заболевания, напротив, если кто-то из собирателей заболеет, остальные могут на некоторые время уйти, уменьшая вероятность распространения заболевания. В-четвертых, агрокультурный тип питания может уменьшать сопротивляемость болезням. Наконец, рост численности населения предоставил широкие возможности для развития микробов. В самом деле, как ранее обсуждалось в главе 3, есть хорошие доказательства того, что расчистка земель для фермерства в Африке к югу от Сахары создало прекрасную среду для размножения комаров-разносчиков малярии, что привело к резкому росту заболевших малярией.

    Деградация Окружающей Среды

    С развитием агрокультуры, люди начали активно влиять на окружающую среду. Вырубка лесов, ухудшение почвы, засорение ручьев, гибель многих диких видов – все это сопутствует одомашниванию. В долине в низовьях Тигра и Евфрата, ирригационные воды, используемые первыми фермерами, переносили большое количество растворимых солей, отравляя ее почву, тем самым сделав ее непригодная для использования и по сей день.

    Увеличение Работы

    Рост одомашненности требует намного больше труда, чем собирательство. Люди должны очищать землю, садить семена, заботиться о молодых ростках, защищать их от вредителей, собирать их, обрабатывать семена, хранить их, выбирать семена для следующего посева; кроме того, люди должны заботиться и защищать одомашненных животных, отбирать стада, стричь овец, доить коз и так далее.

    (c) Emily A. Schultz & Robert H. Lavenda, отрывок из учебника для колледжей “Anthropology: A Perspective on the Human Condition Second Edition”.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»