Характерные особенности развития общества в историческом процессе. Философия о путях развития общества

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Без помощи отцов сегодня занимаются воспитанием детей много женщин. Финансовые затраты на детей велики, поэтому сложно справляться с денежным вопросом одной.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для матерей-одиночек государством предусмотрены , но на их получение могут рассчитывать только те, кто имеет статус мать-одиночка.

  • по рождению;
  • по уходу за ребенком до полутора лет;
  • за постановку на учет в ЖК до 12 недели беременности;
  • единовременная выплата за взятие ребенка с детского дома.

Социальные

Если женщина признана матерью-одиночкой, то ее ребенок может попасть в детский сад без очереди. А также в школе ему полагается бесплатное питание и учебники.

В сфере здравоохранения предусмотрены тоже льготы, например, бесплатное получение определенных препаратов.

В сфере ЖКХ тоже положены льготы. Но обычно они редко применяются. Можно оформить субсидию на оплату коммунальных услуг.

Трудовые

Предусмотрены также трудовые льготы: женщина может работать без привлечения к сверхурочной деятельности, труду в праздники и выходные. Все командировки должны осуществляться только по письменному согласию.

Уволить мать-одиночку можно только в случае полной ликвидации организации или за серьезное нарушение по статье.

Также предусмотрены льготы на оплату больничного и отпуска.

Матери-одиночке положен двойной налоговый вычет. Причем, если у нее двое детей, то вычет будет соответствующим.

Пособия

Начисляются так называемые детские госпособия.

Московские соцвыплаты полагаются мамам-одиночкам, имеющим прописку в столице и зарегистрированным в районном УСЗН. Данные госпособия не выплачиваются мамам по месту учебы, службы или работы. Размеры соцвыплат в текущем году жителям столицы, в том числе и матерям-одиночкам, остаются на уровне 2016 года в согласии с постановлением Правительства Москвы № 816-ПП.

Стоит отметить, что, как правило, под определением «мать-одиночка» подразумевается женщина, у которой в справке о рождении малыша пишется с ее слов ФИО отца, либо ставится прочерк.

Примечательно, что дополнительная госпомощь в виде детских пособий одиноким мамам не так обширна, однако они могут рассчитывать на те же соцвыплаты, что и полные семьи. Поговорим об этом подробнее.

Законодательный аспект вопроса

Вопросы предоставления одиноким мамам соцвыплат регулируются следующими столичными законодательными актами :

Виды финансовой помощи

В столице матерям-одиночкам полагаются те же самые региональные единовременные госпособия , которые назначаются и мамам-москвичкам из полных семей после рождения малютки, а именно:

Вышеперечисленные госпособия перечисляют на .

Кроме того, одиноким матерям полагаются дополнительные ежемесячные госвыплаты , если ее семья является . Примечательно, что в 2010-2011 годах, согласно постановлению Правительства Москвы, семья считалась малоимущей, если ее доход был меньше 8000 руб. В начале 2012 года вместо этой величины стали использовать прожиточный минимум.

Поэтому, если среднедушевой доход семьи меньше ПМ , то она является малоимущей, а значит мать-одиночка в этом случае имеет право на следующие дополнительные соцвыплаты:

  1. Ежемесячное госпособие для семей, у которых есть несовершеннолетние дети. В зависимости от возраста начисляются следующие суммы:
    • 0–3 года - 10 тыс. рублей, для одиноких матерей (отцов)- 15 тыс. рублей;
    • 3–18 лет - 4 тыс. рублей, для одиноких матерей (отцов) — 6 тыс. рублей.
  2. Ежемесячная компенсационная госвыплата (ЕКВ) на восполнение роста цен на продукты для малышей до 3-х лет - 675 руб.
  3. ЕКВ на детей до 16 лет для восполнения затрат на повышение уровня жизни (ученикам общеобразовательных учреждений - до 18 лет) - 750 рублей.

Стоит отметить, что заявление на предоставление всех перечисленных соцвыплат лучше всего писать так, чтобы время его подачи не совпало с последними 3-мя месяцами . В противном случае начисленные за него выплаты будут учитываться при подсчете дохода семьи, из-за чего он может стать существенно выше установленной величины. Примечательно, что если мать-одиночка выйдет замуж, но ее муж не удочерит (не усыновит) малютку, то его доходы не будут учитываться при начислении госпособия.

Если же среднедушевой доход членов семьи превышает ПМ , то тогда одинокой матери насчитываются дополнительные соцвыплаты в следующем размере:

  1. ЕКВ на ребят до 16 лет для компенсации расходов на увеличение уровня жизни (учащимся общеобразовательных заведений - до 18 лет) - 300 рублей.
  2. Ежемесячная компенсация на возмещение удорожания продуктовой корзины для крох до 3-х лет - 675 в нацвалюте.

Порядок оформления

Ранее, чтобы получать дополнительные московские соцвыплаты, одинокой маме нужно было подать в УСЗН (управление соцзащиты населения) необходимый пакет документов, включающий справку Ф-25, которая подтверждает статус мамы-одиночки.

Однако на данный момент оформление региональных госпособий ведется только через интернет-портал городских услуг города Москвы .

Перечень льгот

Если мать-одиночка арендует жилье в столице по договору найма, то она может через РУСЗН получить компенсацию его стоимости. При этом арендодатели должны уплачивать налоги государству с доходов от сдачи жилья.

Кроме того, для матерей-одиночек предоставляется скидка 30 % на оплату обучения их детей (до исполнения им 18 лет) в детских музыкальных, художественных и других школах искусств города Москвы.

Другие социальные гарантии

Кроме перечисленных льгот одиноким мамам и их детям (как и полным семьям) полагаются следующие привилегии :

Многодетные семьи

Многодетным матерям-одиночкам полагаются следующие соцвыплаты :

  • единовременное соцпособие - за 3-го ребенка 14 000 руб., за тройню - 50 000 руб. Если маме не исполнилось 35 лет, то ей начисляют 48 000 в нацвалюте за каждого малыша;
  • ежемесячная компенсация стоимости услуг связи - 250 руб.;
  • ежегодная госвыплата на приобритение школьной формы - 5 000 рублей.

Женщин, которые без помощи мужчин воспитывают малышей, разными способами поддерживает государство. Одиноким матерям в 2019 г. положены следующие льготы и пособия:

  1. После рождения малыша мамочка получит единоразовую выплату, размер которой зафиксирован на уровне 17 000 руб.
  2. По беременности и родам матери-одиночке положено единовременное пособие, размер которого исчисляется исходя из среднего заработка (100% средней заработной платы, суммированной за последние два года).
  3. Молодая мамочка будет получать пособие от своего работодателя в размере 40% от заработной платы. Ежемесячные выплаты ей будут поступать до достижения малышом полутора лет.
  4. Одинокие матери, которые не имеют официального места работы, будут ежемесячно получать от Центра занятости компенсацию в денежном эквиваленте – 3 000 руб. на одного малыша. При рождении двух и более детей сумма пособия увеличится до 5800 руб.
  5. Матери-одиночки имеют трудовые льготы. Например, их не могут уволить работодатели (кроме ситуаций, при которых работницы нарушают трудовое законодательство и дисциплину) до того момента, пока их чадам не исполнится 14-ти лет.
  6. Женщины, самостоятельно воспитывающие детей, могут попросить неоплачиваемый 2-х недельный отпуск в любое удобное для них время.
  7. Федеральным законодательством для таких женщин предусмотрен досрочный выход на пенсию.
  8. Одиноких матерей, детям которых не исполнилось пяти лет, работодатели не могут заставлять трудиться в праздничные или выходные дни, а также их нельзя привлекать к сверхурочной работе.
  9. Матери-одиночки имеют право воспользоваться дополнительными льготами, например, бесплатно получать для новорожденных белье, временно не оплачивать коммунальные услуги, приобретать лекарственные средства с 50% скидкой и т. д.
  10. Если женщина имеет статус малообеспеченной, то она должна получать денежную выплату вплоть до достижения ее чадом 36-ти месяцев. Размер ежемесячного пособия будет равен величине прожиточного минимума, установленного в столице.
  11. До 2022 года Правительство будет выплачивать всем женщинам от 10 000 руб. за каждого рожденного первенца. Денежные средства мамочки будут получать до достижения их детьми полутора лет. За каждого второго малыша матери должны получать по 6200 руб. на протяжении трех лет с момента их появления на свет.
  12. Мать-одиночка, которая родила второго малыша, может получить маткапитал в размере 453 026 руб.

О государственной помощи матерям-одиночкам смотрите в следующем видеосюжете.

Женщина, которая содержит и воспитывает детей без участия отца считается матерью-одиночкой. Эта формулировка принята законодательно и в дальнейшем, используется при определении статуса обратившейся гражданки.

При , женщина получает помощь государства. Как правило, такие виды поддержки заключаются в предоставлении денежных выплат и ряда льгот.

Привилегии для матерей-одиночек также включают в себя налоговые и трудовые льготы. Отдельные виды помощи финансируются из федерального бюджета, а отдельные меры поддержки предусмотрены на региональном уровне. Рассмотрим, на какие льготы и пособия может рассчитывать мать-одиночка в 2017 году.

При каких условиях женщина получает статус матери-одиночки

Предусмотрено два способа установления статуса матери-одиночки:

  1. Когда отец ребенка не установлен и родители ребенка не подавали соответствующего заявления в органы ЗАГСа.
  2. При наличии судебного постановления, согласно которому, мужчина признается отцом малыша и которое имеет юридическую значимость.

Помимо указанных ситуаций, женщина может получить данный статус даже после развода. Условием для этого является рождение малыша в первые 300 дней поле расторжения брачного союза и оспаривание отцовства бывшего супруга в судебном порядке. Когда данное решение вступит в законную силу и биологический отец не выразил желания официально получить права на ребенка, женщина получает статус одиночки.

Еще один случай – это когда мать воспитывает одна малыша, взятого из приюта.

Финансовые виды помощи

Статус матери-одиночки дает право на различные привилегии. Особенно, женщин интересует, сколько платят в таком случае и какие положены льготы. Федеральная помощь весьма разнообразна, особенно на стадии, когда будущая мама еще только ожидает рождения ребенка или когда уже малыш появился на свет. В качестве основных видов финансовой помощи, можно выделить следующие:

Виды пособия Сумма, в рублях
от 34 520,55 до 265 827,63
Фиксированная выплата при появлении малыша на свет 16 350,33
при появлении второго ребенка 453 026
  • 3065,69 – на 1-го ребенка;
  • 6131,37 – на 2-го ребенка.
50
для малообеспеченных матерей в Москве – 1600, в других регионах в среднем – 800

Дополнительные виды помощи

Помимо указанных выплат, женщины, входящие в данную категорию могут рассчитывать на инее виды помощи, призванные улучшить их материальное положение.

Как правило, дополнительная поддержка оказывается на региональном уровне, а это означает, что для каждого субъекта федерации список видов помощи свой и размеры также имеют различия. Перечислим некоторые виды, которые преимущественно есть в каждом регионе:

  • мать и ребенок могут воспользоваться бесплатной путевкой в оздоровительные учреждения;
  • предоставление бесплатного питания на ребенка и комплектов для новорожденных;
  • скидки при получении дополнительного образования;
  • покупка лекарства со скидкой от 50%;
  • бесплатные медикаменты и процедуры в период реабилитации для детей с особыми заболеваниями;
  • внеочередное поступление малыша в детсад и оплата со скидкой в 50%;
  • бесплатные массажные процедуры;
  • организация двухразового питания в школьной столовой.
Отдельно стоит сказать о помощи, которая оказывается таким мамам в отношении жилищного благоустройства, в виде участия в различных социальных программах. К примеру, такой программой в России является проект «Жилище».

Дополнительно, матерям-одиночкам предоставляются льготы по оплате услуг ЖКХ. В каждом регионе устанавливается свой порядок оказания таких видов поддержки. Для сравнения, в Свердловской области мать-одиночка пользуется льготами и получает пособия на общих основаниях, а вот в СПб предлагаются дополнительные выплаты на школьников и маленьких детей.

Трудовые и налоговые льготы

Есть еще одни виды льгот, о которых обязательно стоит сказать – это трудовые и . Матери, воспитывающие детей в одиночку, не могут быть уволены и работать они могут по индивидуальному графику, сокращенный рабочий день.

До того момента, как малышу исполнится пять лет, наниматель не имеет права заставлять женщину работать в ночное время, праздники и выходные. Такие мамы имеют право на дополнительные дни отпуск, удвоенное пособие при нахождении на амбулаторном лечении и последующее трудоустройство в случае ликвидации компании.

  • § 1. Социальная общность
  • § 2. Элементы социальной структуры общества
  • § 3. Человек в мире социальных общностей
  • § 4. Целостность и взаимосвязь социальной жизни общества
  • § 5. Историческое развитие социальных общностей
  • § 6. Реалии XX века. Социально-диффузное общество западной цивилизации
  • § 7. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
  • Глава IV. Политическая сфера жизни общества
  • § 1. Сущность и контуры политической сферы
  • § 2. Некоторые составные элементы политической сферы общества
  • § 3. Человек и государство
  • § 4. Единство и целостность политической сферы общества
  • § 5. Реалии XX века
  • § 6. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
  • Глава V. Духовная жизнь общества
  • § 1. Общественное сознание. Многокачественность
  • § 2. Духовная сфера жизни общества
  • § 3. Реалии XX века. Общество как идеолого-герменевтическая реальность
  • § 4. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
  • Глава VI. Структура общества
  • § 1. «Элементарные частицы» общества
  • § 2. Системно-структурные связи основных сфер общественной жизни
  • § 3. Некоторые тенденции основных сфер общественной жизни
  • § 4. Общественно-экономическая формация как целостность общественного организма
  • § 5. Историческое развитие структуры общества
  • § 6. Реалии XX века. Партийно-государственный абсолютизм
  • § 7. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
  • Глава VII. Общество как исторический процесс
  • § 1. Объективность, всемирность, смысл человеческой истории
  • § 2. Развитие человеческой индивидуальности как внутреннее устремление истории
  • § 3. Формациониые ступени человеческой истории
  • § 4. Некоторые особенности формационных этапов развития общества
  • § 5. Логика истории и исторический процесс
  • § 6. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
  • Глава VIII. Движущие силы развития общества
  • § 1. О понятии «движущие силы развития общества»
  • § 2. Действующие лица истории
  • § 3. Личность как движущая сила общественной жизни, как субъект истории
  • § 4. Реалии XX века. Классовый враг и борьба с ним как имманентное состояние и важнейшее средство самоутверждения партийно-государственного абсолютизма
  • Глава IX. Общество как природный мир
  • § 1. Природная сущность первичных элементов общества
  • § 2. Природное в различных сферах общественной жизни
  • § 3. Диалектика общества и природы: внешний аспект
  • § 4. Диалектика общества и природы: внутренний аспект
  • § 5. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
  • § 1. Основные методологические предпосылки анализа сущности культуры и ее определение
  • § 2. Культура в социально-историческом контексте общественной жизни
  • § 3. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
  • Глава XI. Общество как творение человека. Начала социально-философской антропологии
  • § 1. Диалектика абстрактно-всеобщего человека и общества
  • § 2. Диалектика конкретно-единичного человека и общества
  • § 3. Духовность человека как сфера его сущности
  • § 4. Человек и общество
  • § 5. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
  • Глава XII. Системный характер социальной философии
  • § 1. Системность социальной философии - объективная тенденция ее развития
  • § 2. Бинарность социальной философии и две стороны системной сущности
  • § 3. Общесоциологические аспекты социальной философии
  • § 4. Философские аспекты социальной философии
  • Глава XIII. Мир в XX веке
  • § 1. Глобализация современного мира
  • § 2. XX век - век социально-антропологической напряженности
  • § 3. Социализация общества - глобальная тенденция XX века
  • § 4. XX век как обретение всесторонности
  • § 5. Историческое развитие структуры общества

    Историческое расщепление социальной и политической сфер. Историческое развитие формаций проявляется и в расщеплении социальной и политической жизни.

    Первая фаза этого процесса - это развитие влияния политико-управленческой системы на конституирование социальных общностей вообще. Ясно, что в условиях первобытного синкретизма такого конституирующего воздействия вообще не было. Рабство в этом отношении значительно более интересно. Здесь политико-управленческая система проводит непреодолимую грань между членами официального общества, с одной стороны, и рабами, стоящими за пределами всяких общественных прав, - с другой. Свободные, объединенные в официальное общество и находящиеся за его пределами - вот демаркационная линия, закрепленная политико-управленческими институтами рабовладельческого общества.

    В феодальном обществе политическая надстройка уже не делит людей на членов общества и стоящих вне этого общества. Она, если можно так выразиться, всех вбирает в себя, ликвидировав вообще институт стоящих за пределами официальной жизни. Вместе с тем, вобрав все социальные группы в себя, политико-юридическая система феодализма разделяет их по разным ступеням общественного статуса, жестко закрепляя это различие .

    1 «Старое гражданское общество, - писал К. Маркс о феодальном обществе, - непосредственно имело политический характер, т.е. элементы гражданской жизни - например, собственность, семья, способ труда - были возведены на высоту элементов государственной жизни в форме сеньориальной власти, сословии и корпораций» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 1. С. 403).

    В капиталистическом же обществе официальное вмешательство политико-надстроечных институтов в социальные дифференциации исчерпывается. Здесь, с одной стороны, все социальные общности юридически складываются и функционируют именно как общности, независимо от политике-юридических установлений, с другой - сами эти политические формы выступают юридически нейтральными по отношению к любой из этих общностей, признавая их юридическую равноправность.

    Теперь рассмотрим этот процесс применительно к различным общностям. Начнем с эксплуататорских классов.

    В рабовладельческом обществе зачастую статус рабовладения отождествлялся с принадлежностью к определенному политико-управленческому механизму, который иногда выступал в виде общинного устройства. В данном случае уже сам факт принадлежности того или иного субъекта к политико-управленческой общине, независимо от того, какое он занимал в ней положение, превращал его в рабовладельца, давал право пользоваться продуктами труда рабов .

    2 К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Граждане государства лишь сообща владеют своими работающими рабами и уже в силу этого увязаны формой общинной собственности. Это - совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации" (Там же. Т. 53. С. 21-22).

    В феодальном обществе эта сращенность господствующего класса с политико-надстроечными институтами сохраняется, но существенно изменяется. Здесь уже первостепенно важен не сам факт включенности в эти институты, ибо теперь в орбите действия этих институтов не народонаселение, а место, занимаемое в политико-юридической иерархии. Господствующие классы и отличаются тем, что они занимают высшие, привилегированные места в сословно-феодальной структуре. Указанное обстоятельство объясняет сами принципы выделения класса феодалов, принципы их дифференциации. Так, феодалы не делятся на сельскохозяйственные, промышленные, торговые, сельские, городские и т.д. отряды и подразделения. Структура данного класса зиждется на совсем иных основаниях: это структура самой политико-управленческой системы. Разные отряды феодалов находятся на различных ступеньках иерархической лестницы. Какова структура этой лестницы, таковы и подразделения феодалов.

    В капиталистическом обществе преодолевается сращенность господствующего класса - буржуазии - с политическими институтами. Проявляется это во многом. Во-первых, в том, что политико-управленческий механизм уже не выступает фактором, юридически конституирующим буржуазию; она складывается, развивается, функционирует независимо от того, санкционирует или нет ее бытие политическая система. Во-вторых, в том, что структура господствующего класса в целом, его дифференциация на определенные группы детерминируется не иерархией политико-административной власти с ее многочисленными подразделениями, а совсем иными основаниями. Эти основания - либо области приложения капитала (промышленность, сельское хозяйство, торговля и т.д.), либо формы его функционирования, извлечения прибыли (производство, игра на бирже, использование процентов и т.д.).

    Исторически меняются также и формы связи политико-управленческих институтов и трудящихся, эксплуатируемых классов. Причем изменения эти прослеживаются по различным параметрам.

    Один из них - наличие самого юридического признания трудящихся классов со стороны политических институтов и характер этого признания.

    Так, в рабовладельческом обществе рабы вообще не признавались членами официального общества, они находились за пределами всяких официальных прав. В феодальном обществе политические институты санкционировали существование основного трудящегося класса - крестьянства - в качестве составной части официальной структуры общества. Правда, это признание связывалось с наделением трудящихся самым низким социальным статусом. И наконец, при капитализме трудящиеся классы признаются юридически равноправными.

    Другой параметр связи трудящихся масс с политическими институтами характеризуется мерой вмешательства этих институтов в само конституирование данных классов.

    Так, в рабовладельческом обществе государство не только юридически определяло положение рабов, но и авторитетом своих законов закрепляло это положение. Держать незыблемой пропасть, отделяющую рабов от свободных, не дать рабам переступить через нее - вот важнейшая функция рабовладельческого государства. В феодальном обществе политико-юридическая надстройка также декретировала низший правовой статус крестьянства. Вместе с тем природа этого декретирования меняется, крестьянство наделяется минимумом определенных юридических прав. И наконец, в капиталистическом обществе государство никак официально не декретирует трудящиеся классы. Их складывание, структурирование, функционирование осуществляются по собственным законам социального движения, никак не связанного с официальными установлениями.

    К сожалению, мало еще изучена история взаимосвязей политических институтов и социально-этнических общностей. На наш взгляд, расщепление этих общностей и государственных институтов не является столь зримым, как в истории классов. В какой-то мере этот феномен объясним. Дело в том, что по своему характеру, по своей универсальности что ли, социально-этнические общности - народности, нации - стоят ближе к таким всеохватывающим политическим институтам, как государство. Поэтому механизм конкретного функционирования социально-этнических общностей тесно переплетается с механизмом функционирования государственных структур.

    Тем не менее общий взгляд на историю этих взаимосвязей также позволяет высказать предположение о возрастающем расщеплении социально-этнических общностей и политических институтов. Это, в частности, проявляется в том, что если на этапе рабовладения и феодализма метаморфозы политических институтов вообще могли прервать становление народностей или кардинально изменить его направление , то при капитализме национальная консолидация уже не зависит в такой степени от политических институтов. Эти институты могут либо ускорить развитие нации, либо замедлить его, но прервать, повернуть его в совершенно ином направлении они уже не в силах.

    1 Например, феодальная раздробленность средневековой Италии замедлила темпы складывания итальянской народности, а распад Киевском Руси прервал процесс складывания единой древнерусской народности и открыл путь конституированию трех народностей: русской (великорусской), украинской и белорусской.

    Таким образом, исторический процесс расщепления социальных и политических процессов является всеобщим, захватывая эволюцию всех социальных общностей.

    Итак, история развития формаций свидетельствует об определенной динамике взаимосвязей социальной и политической сфер. Если для рабовладения и феодализма характерна сращенность, переплетенность социальной и политической эволюции общества, то при капитализме все более проявляется их расщепление.

    Как нам представляется, указанная тенденция позволяет высказать общие суждения об эволюции основных сфер общественной жизни. Опыт истории свидетельствует, что синкретизм первобытного общества отнюдь не сразу сменился полным набором основных сфер, достаточно реальным развитием каждой из них. На наш взгляд, в докапиталистических формациях явственно обнаружилась дифференциация общества к двум своеобразным полюсам: материально-производственная и политико-духовная деятельность. Социальная же сфера, думается, в это время достаточно олределенно о себе как об отдельной самостоятельной сфере не заявила; одни ее компоненты по своей структуре, тенденциям развития и т.д. тяготели к материально-производственной сфере - это трудящиеся классы, другие - к политико-управленческой области - классы господствующие. И лишь в период капитализма произошло зримое размежевание материально-производственной, социальной и политической сфер. Что же касается сферы духовной, то, на наш взгляд, в период капитализма, особенно в эпоху империализма, лишь началось ее конституирование; вероятнее всего, этот процесс и сегодня еще не завершен.

    Таким образом, дифференциация основных сфер общественной жизни - это не одноразовый исторический акт, а длительный исторический процесс. На каждом этапе этого процесса происходят преобразования, какие-то сферы развиваются и углубляются, какие-то сворачиваются и сливаются с другими. И нет никаких оснований полагать, что когда-либо этот процесс будет исчерпан.

    Историческое развитие причинно-следственных связей сфер общественной жизни. Постановка вопроса о развитии причинности в отношениях сфер не беспочвенна. Она обретает реальный смысл, если мы учтем, что, скажем, причинное воздействие материально-производственной сферы может с различной степенью наглядности проявляться во всей конкретности жизни той или иной формации. Здесь перед нами приоткрывается одно из измерений, которое, к сожалению, нечасто привлекает внимание. Речь идет о том, что сама причинность в отношениях сфер обшественной жизни может по-разному проявляться, воплощаться во всем богатстве общественных явлений, может носить или более явный, или более скрытый характер. В этом отношении, видимо, следует изучить прежде всего, как развивается материально-производственная сфера именно как причина. Здесь вскрывается весьма интересная историческая перспектива. Так, рабовладение и феодализм характеризовались тем, что многие существенные причины связи сфер общественной жизни носили скрытый, завуалированный характер. Более того, на поверхности общественной жизни, в мире общественных явлений докапиталистических формаций доминировали такие связи и отношения, которые, по-видимому, противоречили сущностным причинным связям сфер. В их числе можно назвать особую роль отношений личной зависимости, внеэкономического принуждения в механизме экономической жизни. Эта личная зависимость, внеэкономическое принуждение как бы скрывали экономическую сущность отношений. Они давали повод думать, что не экономические связи суть причина отношений людей, а, напротив, эти отношения - причина экономических связей.

    Еще сложнее обстояло дело с определением действительного отношения социальной и политической сфер общества. Ведь не случайно, что сама социальная дифференциация общества в докапиталистических формациях находилась под сильным воздействием политических институтов, надстроечных механизмов. Так, существование рабов как определенной общности, находящейся за пределами официального общества, не являлось само собой, но конституировалось именно политико-государственной системой, которая очертила круг людей, включенных в официальное общество. Сословная дифференциация в феодальном обществе также узаконивалась, закреплялась политическими институтами. Не случайно исследователи отмечали большую роль государства в складывании донаииональных общностей, народностей в частности. На этой исторической почве может возникнуть мнение о том, что причинные зависимости социальной и политической сфер как бы меняются местами, что именно политическая сфера суть причина социальных делений. Ясно, что мнение такое ошибочно, но почва для него действительно имеется.

    Таким образом, рабовладельческая и феодальная формации характеризовались тем, что причинные связи сфер общественной жизни отнюдь не раскрывались в своем действительном значении. Здесь не было ясности и простоты детерминационных зависимостей. Напротив, запутанность, неясность, смазанность этих зависимостей характеризовали докапиталистические формации.

    В период же капитализма наглядно проявилась определяющая, детерминирующая роль материального производства в жизни общества.

    Эта роль проявилась, в частности, в том, что раскрылись именно экономические причины возникновения классов. «Если на первый взгляд, - писал Ф. Энгельс, - происхождение крупного, некогда феодального землевладения могло еще быть приписано, по крайней мере в первую очередь, политическим причинам, насильственному захвату, то по отношению к буржуазии и пролетариату это было уже немыслимо. Слишком очевидно было, что происхождение и развитие этих двух больших классов определялось чисто экономическими причинами» (выделено мной. - В.Б.).

    1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 308-309.

    Более отчетливо раскрылась и зависимость политической сферы от социальной. Ф. Энгельс писал: «Со времени введения крупной промышленности, то есть по крайней мере со времени европейского мира 1815 г., в Англии ни для кого уже не было тайной, что центром всей политической борьбы в этой стране явились стремления к господству двух классов: землевладельческой аристократии, с одной стороны, и буржуазии - с другой. Во Франции тот же самый факт дошел до сознания вместе с возвращением Бурбонов» .

    1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 30S. 2 Там же.

    В свою очередь развитие этих связей сфер придало новый характер и отношениям духовной сферы со всеми остальными.

    Итак, утверждение капиталистической формации раскрыло, обнаружило, развило основные причинные связи сфер. С развитием этих связей, с их более наглядным проявлением создались социальные условия и для теоретического познания общества, его основных детерминант. Раскрывая сам процесс появления материалистического понимания истории, Ф. Энгельс пишет с полнейшей определенностью: «...если во все предшествующие периоды исследование этих движущих причин истории было почти невозможно из-за того, что связи этих причин с их следствиями были запутаны и скрыты, то в наше время связи эти до такой степени упростились, что решение загадки стало, наконец, возможным» (выделено мной. - В. Б.). Но что значило это познание связей «причин» и «следствий» в обществе, ограничивалось ли оно познанием специфики капитализма? Нет, конечно. Дело заключается в том, что на основе раскрытия причинных связей сфер при капитализме открывается путь к познанию всеобщей общественной их сущности. С этой точки зрения познание причинных связей сфер при капитализме имеет и ретроспективное и перспективное значения.

    Познание сущности отношений сфер общественной жизни при капитализме позволило по-новому взглянуть на историю рабовладения и феодализма, по-новому оценить эти формации, их внутрисистемные соотношения.

    С этих позиций открывается путь к познанию и специфических особенностей причинных связей сфер при рабовладении и феодализме как порождения, следствия конкретного уровня развития материального производства. Иначе говоря, своеобразие причинных связей до капитализма - это не альтернатива основной причинной роли материального производства, а ее своеобразное проявление, воплощение.

    В рамках данной установки рационально истолковывается и особая роль политических институтов до капитализма в конституирова-нии социальных общностей. Материальное производство в тех условиях не было столь развитым, чтобы силой своих собственных импульсов вызвать к жизни, скажем, соответствующие социальные общности, обеспечить их устойчивое существование. В таких условиях оно действует как бы через «посредников», через политические институты, которые берут на себя важную социально-конституирующую функцию, силой своей политической власти оформляют социальные демаркационные линии между общностями, закрепляют сами эти общности. Стало быть, высокая активность политической сферы по отношению к социальной в конечном итоге объясняется особой ролью материального производства в тех исторически конкретных условиях. «Ясно, во всяком случае, - писал К. Маркс, - что средние века не могли жить католицизмом, а античный мир - политикой. Наоборот, тот способ, каким в эти эпохи добывались средства к жизни, объясняет, почему в одном главную роль играет политика, в другом - католицизм» .

    Здесь перед нами проявление диалектики сущности и видимости. Последняя неадекватна сущности, она ее искажает. Известно, что сама видимость порождена сущностью, она «нужна» сущности, выступает формой ее выражения. В данном случае сущность именно такова, что она иначе как в форме видимости выразиться не может. Когда сущность разовьется, когда она сможет выразиться полнее, четче, она сбрасывает эту форму видимости. В этом смысле видимость, когда она есть, тоже существенна. В докапиталистических формациях особая роль политических институтов, личных зависимостей и т.д. как раз и выступает как своеобразная видимость, порожденная своей сущностью, т.е. определяющей ролью материального производства .

    1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 92.

    2 «Натуральные отношения люлей при феодализме и is рабовладельческом обществе представляют собой иллюзию- но эта иллюзия, основывается на исторически неразвитых социальных фактах, которые поэтому скрывают ш человека, что именно он является творцом тгих социальных фактов» (Хофман Дж. Материализм и теория «праксиса». М., 1978. С. 160).

    Выделение всеобщего момента причинных связей сфер в истории и вместе с тем выделение специфики связей сфер в той или иной формации позволяют представить историю классово-антагонистических формаций как единый, целостный, непрерывный процесс. Эти же моменты позволяют понять и действительное развитие единой целостной системы причинных связей сфер в истории. Система эта не разрушается с гибелью каждой формации и не воспроизводится совершенно заново в каждой новой формации. Нет, она проходит как сквозной, развивающийся момент всеобшеисторического процесса смены формаций. И направление этого процесса в рамках антагонистических формаций таково, что по мере развития общества экономические отношения как безусловно господствующие выступают все более открыто и обнаженно.

    Итак, причинные связи сфер общественной жизни в антагонистических формациях выступают как целостный исторический процесс, как развивающиеся связи. И направление этого развития - от нечеткости, размытости, неразвернутости основных причинных связей к простоте, четкости, ясности определяющих материальных детерминант общественной истории .

    1 См. подробнее: Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1982. Разд II: Причинные связи сфер общественной жизни.

    Все богатство причинно-следственных связей сфер жизни общества представляет собой единство всеобщеисторического, общесоциологического и специфически исторического, специфически социологического содержания. Эта всеобщая зависимость проходит через всю историю человечества, охватывая все без исключения модификации общественных структур, формационных связей. Эта всеобщая зависимость на каждом исторически конкретном этапе общественного развития, в каждой отдельной формационной структуре, даже в каждой отдельно взятой стране в конкретных условиях ее истории существует в специфической форме, проявлении.

    Отсюда следует, что всеобщее содержание причинно-следственных связей сфер общественной жизни не является чем-то самостоятельным, отдельным в обществе, в его истории. Историю, многообразие общественных структур нельзя себе представить так, что где-то в самой глубине общества сокрыто это всеобщее содержание как некий кристалл, который неизменно проходит через всю историю и которого никак не касаются все бури, метаморфозы, специфические сочетания борьбы разных сил, которые, собственно, и составляют саму историю народов, конкретную структуру общества. При таком подходе общество, его история понимаются дуалистически, где-то в его глубине живет чистое и неизменное всеобщее, а на поверхности осуществляется случайная, никаким законам не подвластная игра различных общественных сил.

    На самом же деле всеобщее содержание причинно-следственных связей сфер общественной жизни есть всеобщее не потому, что оно отделено от бесконечного множества его специфических модификаций, а потому, что, существуя, проявляясь, выражаясь в каждом специфическом и никак иначе, оно выступает как его общая тенденция, как результат общего направления движения. Через бесконечное многообразие специфических модификаций оно и раскрывается именно как всеобщее. Оно, стало быть, не предпосылка истории, не его некоторая заданность, а, напротив, исторический итог, следствие истории, всего многообразия специфических модификаций. Иначе говоря, всеобщее содержание причинно-следственных связей сфер - это развивающееся всеобщее . И как таковое оно охватывает всю историю человечества, все многообразие его общественных сфер.

    2 «Закономерность исторического процесса "оформляется" в ходе самого этого процесса, она как бы вырастает вместе с ростом и усложнением самого исторического процесса. Вот почему обнаружение этой общей закономерности, ее открытие стало возможным лишь в середине XIX века, когда выявились соответствующие социальные условия, когда сам исторический процесс достигает сравнительно высокого уровня развития» (Сирин А.Д. Специфика законов общества и роль в регулировании общественных процессов. Томск, 1979. С. 177-178).

    Точно так же и специфическое содержание причинно-следственных связей сфер - будь то конкретное сочетание разных сфер в различных планах общества, разная мера проявления связей в конкретной истории страны - не есть нечто, исключительно принадлежащее отдельной формации, отдельной стране на конкретном историческом этапе ее развития. Нет, эта специфическая модификация всегда и везде включена в общий контекст всемирной истории, в общее богатство развития форм общественной жизнедеятельности. Поэтому это специфическое содержание всегда связано со всеобщим содержанием причинно-следственных связей сфер, выступая их эталоном, гранью, аспектом.

    Рассмотренный материал о развитии в истории причинно-следственных связей сфер общественной жизни позволяет, как мы полагаем, сделать вывод и об определенной направленности исторического развития общественно-экономических формаций: конкретно это означает, что в ходе исторического развития формационных организмов при росте как отдельных органов общества, так и разнообразия связей между ними общие внутренние зависимости общества укреплялись и совершенствовались, а сами общественные организмы превращались во все более цельные и социально устойчивые. В связи с этим можно утверждать, что и сменяющие друг друга формации не являются тождественными с точки зрения своей системной развитости. Каждая из принимающих всемирно-историческую эстафету формаций представляет собой более высокую ступень системной зрелости. Этим объясняется то, что более ранние формации - в основном докапиталистические - более рыхлы, менее устойчивы, менее качественно определены (отсюда, между прочим, и трудности их теоретической диагностики), чем те, которые пришли им на смену. И этот процесс возрастающей системной зрелости формации составляет одну из важных граней всемирно-исторического процесса вообще.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»