Сущность консерватизма. Причина появления консерватизма

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Консерватизм (Conservatism), от лат. Conservo - сохраняю, идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, система воззрений, ориентированных на сохранение и поддержание существующих общественных порядков и, следовательно, на отказ от абстрактно-радикальных проектов общественного переустройства.

Эта «охранительная» тенденция общественно- политического мышления коренится в так называемом тради­ционализме -обычной психологической склонности людей дер­жаться за прошлое, надежное, проверенное. В идеологию же естественный традиционализм превращается в совершенно оп­ределенных исторических обстоятельствах - в эпоху Великой французской буржуазной революции, пытавшейся сокрушить многовековые социальные традиции в соответствии с «требова­ниями разума». Именно этим временем датируется рождение классической идеологии консерватизма, основные положения которой сформулированы в трудах Эдмунда Бёрка (1729-1797), Жозефа де Местра (1753 -1821), Луи де Бональда (1754-1840), Франсуа Рене де Шатобриана (1768-1848) и других мыслителей этой эпохи.

По историческому содержанию это была попытка теряющих свое устойчивое положение социальных групп (аристократии, духовенства и пр.) представить альтернативу целям и ценностям либеральной идеологии, с которой они вынуждены были начать идейную борьбу. Впрямую атаковать лозунги свободы и общест­венного прогресса было бессмысленно, поэтому консерватизм искал более изощренную теоретическую опору своим устремле­ниям. И нашел ее в конце концов в естественном традициона­лизме, в идеях непрерывности, преемственности и органично­сти общественного развития.

Основополагающие (классические) консервативные ценности были сформулированы англичанином Э. Берком в его работе «Размышления о революции во Франции». В общем виде они могут быть представлены следующим образом:

1) Религия составляет основу гражданского общества. Человек есть по своей природе существо религиозное и для него более естественно религиозное смирение и работа над собой, нежели политическая и общественная деятельность.

2) Общество представляет собой продукт исторического развития, а не произвольного конструирования. Государство возникает не в результате общественного договора. В политических институтах воплощена мудрость предшествующих поколений, накопленная столетиями. Изменения, если они назрели, должны осуществляться крайне осторожно.

3) Инстинкты и чувства людей в общественной жизни имеют не меньшее значение, чем их разум. Общественная и государственная жизнь в значительной мере основана на предубеждениях, опыте и привычках.



4) Общество по своей значимости стоит выше индивида. Именно поэтому права личности неразрывно связаны с ее обязанностями. Зло коренится в природе человека, а не в общественном устройстве, поэтому все планы по коренному переустройству общества безосновательны. Гораздо важнее задача по воспитанию человека.

5) Всякое общество - это прежде всего иерархия социальных слоев, групп, индивидов. Люди друг другу не равны. Неравенство естественно и необходимо. Именно благодаря неравенству осуществляется управляемость и упорядоченность общественной жизни. Все ценное, что создано людьми во всех сферах жизнедеятельности, обусловлено их неравными способностями, талантом отдельных личностей. В дилемме свобода или равенство безусловный приоритет принадлежит свободе.

6) Существующие формы общественной жизни и государственного управления предпочтительнее неопробованных проектов. Не существует теорий, ведущих к уничтожению всех зол. Стремления уничтожить в обществе всякую несправедливость, как правило, приводят к еще большим бедам. Общество допустимо совершенствовать лишь в рамках возможного.

Выбор таких исходных консервативных ценностей предопределял и другую весьма плодотворную идею консервативного кредо: общество следует рассматривать как органическую и целостную систему .

«Исторический органицизм» означает истолкование общественных про­цессов по аналогии с развитием любого живого организма, кото­рое протекает по естественным законам. При этом все «органы» взаимно дополняют друг друга и равно необходимы. (Нет в лю­бом организме ничего «лишнего» или «неразумного».) Кроме то­го, все они формируются и «созревают» естественно, органично. Поэтому их развитие нельзя подгонять искусственно, нельзя так­же переделывать, перестраивать общественный организм по сво­ему разумению - будет только хуже.

Принципиально неприемлема для консерватизма и ключевая в либеральной идеологии идея естественных прав и свобод человека, подразумевающая хотя бы формальное равенство всех индивидов. Консерваторы утверждают обратное: люди принципи­ально неравны по своим талантам, способностям, усердию, отме­ченности Богом наконец.

Они толкуют о «естественной гармонии интересов», как в семье, например, подразумевающей определен­ную иерархию, которую нельзя разрушать бездумным требовани­ем всеобщего равенства. Ибо последнее неизбежно разрушит «ор­ганическую целостность» государства, нации и т.д.

Общим итогом такого подхода становилось убеждение в необходимости сохранения традиционных социальных и полити­ческих институтов, норм, правил, ценностей и пр. Ведь в исто­рическом процессе множеством поколений людей постепенно накапливается драгоценный социальный опыт, воплощаемый в традициях, общественных установлениях, иерархии власти и т.д. Эта вековая «мудрость предков» бесконечно разумнее и надеж­нее любого сочиненного теоретиком социального проекта жизнеустройства. Поэтому ее надо всячески поддерживать и защи­щать самыми решительными средствами.

Вместе с тем консерватизм, вынужденный настаивать на со­хранении существующего положения вещей, все же не может от­вергать любые изменения вообще. Они и не отвергаются, а даже приветствуются - но только такие, которые согласуются с суще­ствующими порядками и развиваются подконтрольно . Изменения же радикального, революционного характера не могут принести обществу пользы. Ведь это только кажется, что революции разви­ваются по рациональным планам, на самом же деле они пред­ставляют собой хаос, взрыв, обрушение общественных устоев, управлять которыми практически невозможно.

Кроме того, по­степенные, эволюционные изменения в обществе старым испытанным методом проб и ошибок оставляют возможность коррек­ции, исправления возникающих нежелательных последствий. По­сле революционной же ломки исправить уже ничего нельзя.

Консервативная идеология, возникшая как антипод либера­лизма, нашла общественную потребность, на которую сумела опереться, - потребность людей в стабильности, устойчивости настоящего и предсказуемости будущего . И поскольку потреб­ность эта постоянна, то и консерватизм как идеология и способ мышления стабильно занимает в политической жизни общества достаточно прочные позиции. При этом в соответствии со свои­ми собственными постулатами он постепенно эволюционирует, откликаясь на происходящие в обществе изменения.

В XX в. консерватизм сумел ассимилировать даже некоторые базовые принципы либеральной идеологии: свободные рыночные отно­шения, правовое государство, парламентаризм, политический и идеологический плюрализм и т.д. Этому, правда, в немалой сте­пени способствовало то, что на протяжении длительного време­ни консерваторы и либералы вынужденно держали «единый фронт» против идеологии социализма.

Подлинный ренессанс консерватизма наступил в 70-80-е годы прошлого столетия. К этому моменту либеральные и соци­ал-демократические лозунги слегка поблекли, столкнувшись с низкой эффективностью моделей государства всеобщего благо­состояния, нагруженного неподъемными социальными про­граммами. Не добавили им популярности и первые серьезные вспышки энергетического, экологического и прочих техноген­ных кризисов, справляться с которыми действовавшим в тот период политическим элитам явно не удавалось.

В таких сложных условиях инициаторами перемен выступи­ли именно консерваторы. Они смогли «поступиться принципа­ми» собственного изготовления и, взяв на вооружение многие идеи классического либерализма, предложили обществу обшир­ную программу антикризисных мер, во многом сумев ее реали­зовать. В частности, в экономике был сделан акцент на высво­бождение предпринимательской инициативы, снижение нало­гов, отказ от чрезмерного регулирования рыночных отношений.

По меткому ироничному выражению одного из западных политологов, неоконсерватор – это «либерал, схваченный за горло реальностью».

В рамках новой неоконсервативной стратегии были сущест­венно урезаны многие социальные программы, несколько со­кращен госаппарат, сужены функции государства и т.д. Это дало свои плоды - в западном мире снизилась инфляция, выросли темпы экономического роста, пошло на убыль забастовочное движение.

Вместе с тем современные неоконсерваторы не забы­ли и ценностей доиндустриальной эпохи - прочная семья, вы­сокая нравственность, культура, духовность и пр. Все это, вме­сте взятое, и обеспечило в 70 -80-е годы безусловное лидерство неоконсервативной идеологии . В 90-е, правда, маятник «либе­рализм - консерватизм» вроде бы качнулся в обратную сторо­ну, но несильно. Неоконсервативная идеология продолжает удерживать в индустриально развитом мире крепкие позиции. Причем в немалой степени они укрепились и за счет резкого ослабления в этот период влияния социалистической идеологии. Неоконсерватизм сегодня зачастую опасно близко соседствует с национализмом.

Консерватизм - политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, траке, семье, собственности.

Ключевым в понимание консерватизма как политической идеологии является установка на защиту традиционных устоев общественной жизни. Возникнув в конце XVIII века в качестве негативной реакции европейской аристократии на Великую Французскую революцию и ее идеи, консерватизм сегодня ассоциируется с теми в политике, кто в наибольшей степени подпадает под понятие «правые». Кто прославляет унаследованные от прошлого моральные установки и нормы, противодействует радикальным реформам, выступает за сохранение сложившегося порядка вещей.

В то же время было бы неверным отождествлять консерватизм с реакционностью. Реакционер — этот тот, кто стремится вернуть прошлое, тогда как консерватор заинтересован в сохранении настоящего, не исключая возможности изменений того, что созрело для изменения. В этой связи необходимо осмыслить следующую формулу консерватизма: «Одной рукой изменять то, что должно, другой сохранять то, что можно».

Сорвеменные разновидности консерватизма:
  • традиционализм;
  • либертаризм;
  • неоконсерватизм.

Либерализм — совокупность идейно-политических течений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

Выясняя существо и основные принципы либерализма , следует иметь в виду, что, как и консерватизм, либерализм исторически также связан с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII веков. Но уже в качестве их идеологического обоснования и системы ценностей нового, класса — торгово-промышленной буржуазии, который шел на смену феодальной аристократии. Это обстоятельство предопределило основную идею либерализма — идею осуществления свободы личности, которая (т.е. эта свобода) представляется как универсальная, всеобщая ценность и самоценное непреходящее благо.

Консерватизм и неоконсерватизм

В основе консерватизма (от лат.conservare - сохранять, охранять) лежат идеи незыблемости естественным образом сложившегося порядка вешей, естественной иерархии и привилегий определенного слоя населения, моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Предпосылкой возникновения консерватизма послужила Великая французская революция 1789 г., в результате которой мир был потрясен радикализмом политического переустройства. Поэтому консерватизм отвергает любые революционные методы изменения общественного устройства.

В XX в. консерватизм вынужден был признать многие либеральные ценности и значительно терпеливее стал относиться к новаторским идеям в политике и общественной жизни. Но в его основе по-прежнему лежали идеи укрепления законности, государственной дисциплины и порядка, неприятие радикальных реформ.

Неоконсерватизм отличает стремление приспособить традиционные ценности консервативного толка к реалиям современного постиндустриального общества. Отстаивая такие духовные ценности, как семья, религия, мораль, соци&пьная стабильность, взаимная ответственность граждан и государства, уважение прав человека, неоконсерватизм находит немало своих приверженцев среди избирателей. Партии, основанные на идеях консерватизма, существуют в США (республиканская партия), Японии (ли- берально-консервативная), Англии (консервативная). И число сторонников этого идейного течения продолжает расти. Консерваторы наращивают свой политический капитал во Франции, Германии и других странах.

В политической лексике понятие консерватизм долгое время употреблялось с негативным оттенком. Оно служило, как правило, для обозначения косной приверженности ко всему неизменному, устаревшему в общественной жизни и определялось не иначе, как реакционное направление в политике, однако последнее время характеризуется устойчивым интересом к этому политическому течению, стремлением к переосмыслению его идейных установок. Этот интерес связан, прежде всего, с тем, что 80-е годы были триумфальными для политических партий консервативной ориентации во всех ведущих странах Запада. Интерес к консерватизму для нашей социально-политической науки связан еще и с переживаемым ею процессом слома старой парадигмы и поиска новой. Надо полагать, что этот процесс приведет к переосмыслению и сложившейся в прежние годы традиции иерархии различных идейно-политических ценностей.

В литературе встречаются различные определения политического консерватизма. В самом общем виде его можно трактовать как социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных духовных ценностей, на отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям, критически-негативное отношение к реформистским проектам. Данная социально-политическая ориентация присуща как достаточно широким общественным группам, оформленным политическим силам, так и отдельным индивидам в самых различных странах.

Все исследователи консерватизма сходятся во мнении, что это течение социально-политической мысли сформировалось после Великой французской революции как итог критической оценки ее опыта и результатов. Ее фундаментальные постулаты рождались как ответ, реакция на первый опыт претворения французскими революционерами идей эпохи Просвещения. Разумеется, консервативная мысль не оставалась неизменной, за 200 лет она претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к меняющемуся миру.

Консерватизм есть идеология, нацеленная на сознательное удержание идентичности, сохранение живой непрерывности эволюционного развития.

Консерватизм - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей. Консерваторы во внутренней политике подчёркивают ценность существующего государственного и общественного порядка и отвергают радикальные реформы, расцениваемые ими как экстремизм. Во внешней политике консерваторы делают ставку на укрепление безопасности, допускают применение военной силы, стараются поддерживать традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях отстаивают протекционизм.

Консерватизм представляет собой совокупность социально-философских идей, а так же экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам. Консерватизм как идеология не всегда тождествует программам политических партий, называющих себя консервативными.

Важнейшей особенностью консервативной идеологии является то, что она ориентируется на защиту существующих устоев общественной жизни, отрицательно относится к народным движениям и революционным изменениям. Консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведением, на признании незыблемости порядка, сложившегося естественным образом, а также первостепенного значения в жизни общества морали, семьи, религии и собственности.

Консервативная реакция на перемены может быть весьма различной: это и открытая оппозиция, опирающаяся на представление о современной модели общества, как справедливость для всех времен, и реакционная направленность на восстановление общественного устройства, существовавшего в более ранний период. Консерватизм не признает одной раз и навсегда избранной формы общественного устройства, обращая внимание главным образом на природу изменений и настаивая на том, что они должны быть только постепенными, эволюционными.

Его характерной чертой является оппозиция определённым видам реформ, в особенности тем, которые исходят из абстрактных идей, а не из объективного хода развития деятельности. В идеологическом плане консерватизм может принимать различные формы.

Выделяются следующие основные принципы и положение идеологии консерватизма:

  • § Принцип заведенного порядка вещей как право давности (Э. Берк). Согласно данному принципу общество - продукт естественного исторического развития, а его институты не являются искусственным изобретением, т.к. воплощают в себя мудрость предков.
  • § Основой общества является религия, т.к. Человек существо религиозное.
  • § Основой поведения человека является опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории, т.к. Человек существо инстинктивное, чувственное и разумное.
  • § Общество (сообщество людей) есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.
  • § Принцип антиэталитаризма, согласно которому люди от природы не равны и поэтому в обществе неизбежны различия, иерархия и право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признаётся равенство людей только в сфере морали и нравственности, отношений перед Богом и божественным правосудием. Консерватизм - последовательный антиэталитаризм. Обосновывается это тем, что социальная иерархия, т.е. неравенство людей, является необходимой основой порядка, социальной стабильности. Люди не равны в своих способностях, а отношение иерархии направлено против власти неполноценных.
  • § Принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать, ибо попытки его радикально изменить, улучшить, например - устранить существующее зло, ведут к еще большему злу. Согласно данному принципу существует презумпция в пользу любой установленной системы правления, против любого неиспользованного проекта.
  • § Принцип нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна.
  • § Согласно принципу меритократии, сформулированному еще Э. Берком, власть должна принадлежать естественной аристократии, т.е. наиболее одарённым, достойным людям, выходцам из различных социальных групп.
  • § Принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, региональные, национальные ценности и традиции. Отсюда и важность идей местного самоуправления.

Современный консерватизм, принимающий политическую демократию, придерживается не столько ориентаций антиэталитаризма, сколько элитарной демократии, обеспечивающей механизмы профессиональной политической элиты и власти достойных. При этом данной идеологии свойственно отрицательное отношение к политизации имущества широких народных шоссе как тенденции ХХ века, приводящих к дестабилизации общества.

Консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет несомненные политические черты и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Консерватизм отстаивает и утверждает много таких ценностей, которые необходимы обществу и любому порядочному человеку. Весьма привлекательно в консерватизме святое почтение к исторически сложившимся традициям, обычаям, моральным нормам и идеалам, а также осмотрительное. Взвешенное отношение ко всяким новациям и произвольным трансформациям. Естественный здоровый и умеренный консерватизм стойко присутствует в характере белорусского народа, нашем национальном менталитете.

Сущность консерватизма

Определение 1

Консерватизм (от латинского слова"conservo" - "сохраняю") является идеологией, проповедующей приверженность традиционным порядкам и ценностям, религиозным и социальным доктринам. За основную ценность в нем принята сохранность традиций общества, его базовых институтов.

Консерваторы во внутренней политике пропагандируют ценность существующего общественного и государственного порядка, отвергают радикальные реформы, которые они расценивают как своего рода экстремизм.

Во внешнеполитической сфере консерваторы делают акцент на закрепление безопасности, допуск использования военной силы, стараются поддержать традиционных союзников, в отношениях внешнеэкономических поддерживают протекционизм.

Идеология консерватизма

Идеология консерватизма формировалась в форме реакции на «ужасы Французской революции». В ней заметно противостояние либерализму, который требует экономические свободы, и социализму, который требует равенства в социальной сфере.

Кроме Бёрка, громадный вклад в оформление консерватизма вносили:

  • Иезуит французского происхождения Жозеф де Местр;
  • Философ английского происхождения Томас Гоббс;
  • Австрийский канцлер Клемент Меттерних.

В современном мире консерватизм является одной из так называемых базисных идеологий, к которым относятся:

  1. Социализм;
  2. Либерализм;
  3. Консерватизм.

Важно его отличать от обскурантизма, стремления повернуть вспять и вражды к нововведениям, а также от традиционализма.

Современный консерватизм, так же именуемый неоконсерватизмом, иногда оказывается даже более подвижным и гибким, чем иные новомодные политические теории. Примерами являются: реформы Рейгана в США, реформы Тэтчер в Великобритании. В российском государстве Бабурин, Глазьев и Подберёзкин включили в понятие "консерватизм" даже социализм.

Зарождение консерватизма

Английский консерватизм, позже названный торизмом, сформировался в период Реставрации. Он базировался на людской иерархии в обществе, во главе которого поставлен монарх, обладающий неограниченными властными полномочиями. Но, свершившаяся Славная революция, основными задачами которой являлись учреждение конституционной формы правления и свободы совести, привела к другой формулировке торизма. Сейчас же базисом торизма является суверенитет, который закреплён в трех составляющих: королевская семья, палата общин и палата лордов.

Консерватизм развившийся из роялизма, закрепился в Англии в процессе Реставрации. Роялисты поддержали абсолютную монархию, распространив теорию божественного происхождения власти короля. Они, хоть и признали традиции парламентаризма и британские вольности, отвергли теорию, что суверенитет происходит от парламентской власти, которая, отличается от королевской, представлявшей не весь народ целиком, и не гарантировавшей свободу вероисповедания.

Ещё до гражданской войны в Англии Р.Филмер написал труд «Патриарх: или власть королей», в котором и сформулировал их доктрины. После Славной революции 1688 года, консерваторы, более известные как тори, признавали, что суверенитет крепится на трёх столпах: палате общин, палате лордов, королевской семье. Но в период длительного управления вигов британский консерватизм отходил на задний план. В форме главной политической силы снова вернулась консервативная партия, представлявшая собой сложный союз рыночных капиталистов и аристократов.

Большая часть историков полагает, что основоположником консерватизма является Эдмунд Бёрк, который являлся личным секретарём маркиза Рокингема, транслируя взгляды более консервативной части партии вигов.

Взгляды Бёрка

Происходящий в 19 столетии конфликт меж аристократией и третьим сословием разделил британское консервативное движение на две части: тех, кто призывал к возврату к средневековым идеалам и тех, кто выступал за невмешательство государства в экономическую сферу частного сектора.

Хоть консерваторы препятствовали прохождению среднего класса в парламент, в 1834 году они признавали провал собственной реформы избирательной системы, обязуясь в последующем оказать поддержку увеличению численности избирателей при условии, если это не будет подрывать институт государства и церкви. Новые принципы заявлялись в предвыборной речи Р. Пиля. Историки видят в данном Тамвортском манифесте основной аргумент новой партии консерваторов.

Определенные консерваторы сокрушались о том, что время земледельцев, когда положение низших сословий обязало уважать высшие, уже прошло. Они видели аристократию и англиканскую церковь в форме залога экономического национального здоровья. Они разработали законопроект по улучшению городских жилищных условий и трудовых условий. Позже он получил наименование «Демократия Тори».

Замечание 1

Со времён Бёрка меж традиционным аристократическим консерватизмом и зажиточным классом сохранилась напряжённость. К концу 19 столетия либеральная партия Великобритании включила в себя часть прежних консерваторов, создав партию сторонников коммерции и торговли.

Консерватизм в России

Развитие идеологии консерватизма в России начиналось в 19 столетии. Охранительные идеи чётко отражены Н. М. Карамзиным в труде «Записка о древней и новой России», гдн он требовал от власти «более мудрости охранительной, нежели творческой». Карамзин не видел необходимости реформ по европейскому образцу, хоть и не отрицал притом ценность постепенной общественной европеизации; авторитаризм он представлял как незыблемую основу всего общественного и государственного порядка в России.

В последующем консерватизм России более ярко представили К. П. Победоносцев, К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов, Л. А. Тихомиров.

Поддерживая Карамзина, они ставили под сомнение ценность реформ, притом (отличаясь от Карамзина) отвергали необходимость европеизации российского государства. После либерального царствования Александра II консерваторы укрепили позиции при дворе во времена правления его преемника Александра III. В данный период занимались проповедованием консервативной идеологии : К. П. Победоносцев и М. Н. Катков.

  • 6. Мыслители Нового времени о сущности государства, политики и права (Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель).
  • 7. Политическая власть: сущность, функции, классификация.
  • 8. Субъекты и объекты п/власти. Правящие элиты. Механизмы формирования правящей элиты.
  • 9. Понятие п/режима, его содержание и условия формирования.
  • 10. Тоталитарный режим, его понятие, характерные черты.
  • 11. Авторитарный режим, его признаки. Сущность и отличия тоталитарных и авторитарных режимов.
  • 12. Либеральный п/режим, его характерные признаки.
  • 13. Демократический режим, сущность и отличительные черты.
  • 14. Политическое лидерство, его сущность и функции.
  • 15. Типы п/лидеров, стили лидерства.
  • 16. Механизмы выдвижения п/лидеров. Особенности формирования п/лидерства в рб.
  • 17. Понятие псо, ее сущность, структура и функции.
  • 19. Основные исторические типы государства. Формы правления и типы государственного устройства.
  • 20. Гражданское общество: его черты, основы, ценности.
  • 21. Правовое государство. Понятие, сущность, принципы его организации.
  • 22. Парламент – высший представительный и законодательный орган власти.
  • 23. Правительство – высший исполнительный орган: его статус и полномочия.
  • 24. Судебная власть как вид государственной власти, ее основные функции, принципы построения.
  • 25. Глава государства и его роль в структуре государственной власти.
  • 26. Политическая партия, ее сущность, происхождение, основные функции.
  • 27. Типология политических партий и их характеристика.
  • 28. Партийные системы, их основные типы и характеристика.
  • 29. Становление многопартийности в рб.
  • 30. Общественно-политические организации и движения, их сущность, специфика и типы.
  • 31. Политическая культура общества: сущность, структура, функции. Уровни политической культуры.
  • 32. Основные типы политической культуры, их характеристика.
  • 33. Политическое сознание: понятие, структура и уровни.
  • 34. Понятие и сущность политической идеологии, ее функции. Разнообразие политических теорий, концепций и доктрин.
  • 35. Либерализм: история возникновения, основные ценности. Характеристика неолиберализма.
  • 36. Идеология и политика консерватизма. Особенности неоконсерватизма.
  • Характерные черты консерватизма как идеологии:
  • Неоконсерватизм.
  • 37. Современная социал-демократия: истоки, ценности и программные цели.
  • Коммунистическая идеология.
  • 38. Политическая коммуникация: понятия, структура, функции и средства.
  • 39. Сми – главный канал массовых политических коммуникаций.
  • 40. Понятие демократии. Демократия нормативная (идеальная) и эмпирическая (практическая)
  • 41. Основные теории демократии. Коллективистская, либеральная, плюралистическая демократия. Теории демократии:
  • Коллективистские теории демократии:
  • Либеральные теории демократии.
  • Особенности либеральных теорий:
  • Плюралистические теории демократии – среднее между коллективистскими и либеральными теориями (Вебер):
  • 42. Прямая и представительная демократия.
  • 43. Демократия как политическое устройство. Принципы реализации практической демократии.
  • 44. Условия и предпосылки существования демократии (см. Предыдущий вопрос).
  • 45. Выборы и избирательное право, его основные принципы. Функции выборов.
  • Функции выборов:
  • Избирательное право включает ряд принципов:
  • 46. Избирательные системы и их типы. Мажоритарная избирательная система.
  • 47. Пропорциональная и смешанная избирательная системы, их характеристика.
  • 39 Www.Mybsmu.Com
  • Характерные черты консерватизма как идеологии:

    1) пессимизм в оценке человеческой природы (идея несовершенства человека и общества, а, следовательно, неверие в неизбежность прогресса). Консерватизм опирается на разум, а не чувства.

    2) необходимость укрепления таких традиционных ценностей как семья и государство.

    3) провозглашение нравственного абсолютизма.

    4) в области экономики: господство частной собственности, свободное предпринимательство как гарант личной свободы и социального порядка, исходят из принципа сильная экономика – пассивная политика.

    5) дело государства – дать всем заработать, налоги на прибыль не превышают 33%.

    6) идея социального неравенства в социальной сфере – отрицательное отношение к идее коммунистов. Считают, что социальное равенство ведет к моральной деградации, ликвидирует стимулы к эффективному труду, что порождает тунеядство.

    7) защита сильной власти, сильного государства, недоверие к выборным органам власти, демократии, парламенту; против активного участия широких народных масс в политике, поддерживают демократические выборы элит

    8) от консерваторов берет начало теория элитарности как продолжения аристократизма (у аристократов элементы управления заложены в генах). Консерватизм – идеология высших слоев.

    9) приверженность к местному самоуправлению – перераспределение власти между центральными и местными органами.

    10) национализм – идея национального величия, превосходства (поиск примеров славного прошлого)

    Неоконсерватизм.

    Американские политологи Белл, Гелен, Бенуа считали, что консерватизм должен измениться в сторону популизма.

    1) экономика: не отвергают государственного вмешательства в экономику

    2) социальная политика: слабая социальная политика, дают возможность заработать. Каждый человек должен сам выбирать, где учиться и учить детей, где лечиться (бесплатная социальная клиника не очень качественная, но дешевая, частная – качественная, но дорогая). Однако в отличие от консерватизма выделяют часть средств на социальные программы (различные пособия, средства на переподготовку)

    3) равенство всех перед Богом и перед законом

    4) отрицают государство всеобщего благоденствия

    5) в политической сфере выступают за сильное мощное государство, но вынуждены считаться и с выборными органами власти, с парламентом.

    Консерваторы «левеют» (становятся ближе к народу).

    37. Современная социал-демократия: истоки, ценности и программные цели.

    Социалистическая идеология – идеология рабочего класса – разделилась на два направления: а) коммунистическая идеология б) социал-демократия.

    Коммунистическая идеология.

    Источники : Т.Мор, Н. Кампанелла, фр. просветители (Сен-Симон, Фурье), Р. Оуэн.Идеи:

    а) классовая борьба (пролетарии против буржуазии)

    б) классовая борьба ведет неизбежно к социальной революции

    в) установление диктатуры пролетариата

    г) ликвидация частной собственности и установление общенародной формы собственности – основа социального равенства и справедливости.

    Даль: коммунизм – право каждого на чужое.

    Раскол в 1903 г. на IIсъезде РСДП на большевиков и меньшевиков. Цели и задачи и у социал-демократов, и у коммунистов одни и те же – построение демократического социализма, пути достижения же различны. Если коммунисты шли коренным путем (революционно), то социал-демократы идут эволюционным путем.

    Родоначальник западной социал-демократии Э.Бернштейн , затем развивал Хауцкий. Худшими врагами коммунистов до 30-ыхXXвека считались именно социал-демократы. Термин социал-демократия введен в конце 19 в., когда в Европе начали возникать массовые партии. 1864 г. – создание первого Интернационала. На практике социал-демократы и коммунисты размежевались в годы первой мировой войны. В 1951 г. создан социалистический Интернационал (Коминтерн существовал с 1918 по 1943 г.г.). Численность социал-демократических партий превышает 20 млн человек. Голосуют за социал-демократов свыше 80 млн человек. В 30 странах мира они входят в состав правительства или формируют его (Швеция, Австрия, Греция, некоторые постсоветские страны). Основная доктрина западной С.-Д. –модель демократического социализма :

    1. В политической сфере :

    а) гарантированное право на частную жизнь, защищенную от произвольного вмешательства государства

    б) всеобщие выборы, предоставляющие возможность смены правительства и власти мирным путем

    в) наличие многопартийной системы и права на оппозицию

    г) гарантия прав личности, национальных меньшинств

    д) существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона

    2. В экономической программе (претерпела значительные изменения по сравнению с 19 в.):

    а) сначала преобладало планирование в государственной форме собственности, затем перешли к плюрализации форм собственности, отказались от огосударствления собственности (сдвигаются «вправо»)

    б) существуют следующие формы собственности: государственная (транспорт, сырье, энергетика, природные ресурсы, военный комплекс), кооперативная, частная (земля, недвижимость). Все формы собственности равноправны.

    в) определенную и значительную роль играет рынок, хотя есть и планирование

    г) перераспределение доходов (70-80% налог – до войны, сейчас 45-47% от доходов - государству)

    3. Социальная программа самая сильная и мощная. Расходы на здравоохранение, образование, пособия, пенсии. Цель – государство всеобщего благоденствия, борьба за высокий уровень жизни для всего общества. Пенсия выплачивается всем, здравоохранение практически бесплатное, бесплатный проезд для детей (Швеция, Финляндия, Норвегия).

    4. Международная программа : во внешней политике часто выступают против США.

    Либералы и консерваторы – идеология богатых, правых, но в последнее время «левеют». Социал-демократы постепенно «правеют». Мир сближается («теория конвергенции»).

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»