Материальное положение и жилищные условия семей с детьми. Типы семей материальная обеспеченность

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Социальный статус семьи и ее типология.

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т. е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.

Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику - статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса:

1. социально-экономический

2. социально-психологический

3. социально-культурный

4. ситуационно-ролевой.

Первый момент социальной адаптации семьи - материальное положение семьи. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимо несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.

Если уровень доходов семьи, а также количество жилищных условий ниже установленных норм (величины прожиточного минимума и др.), вследствие чего семья не может удовлетворить самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жилье, то такая семья считается бедной, ее социально-экономический статус - низкий.

Если материальное благосостояние семьи соответствует минимальным социальным нормам, т. е. семья справляется с удовлетворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребностей, то такая семья считается малообеспеченной, ее социально-экономический статус - средний.

Высокий уровень доходов и качества жилищных условий (в 2 и более раза выше социальных норм), позволяющий не только удовлетворять основные потребности жизнеобеспечения, но и пользоваться различными видами услуг, свидетельствуют о том, что семья является материально обеспеченной, имеет высокий социально-экономический статус.

Второй компонент социальной адаптации семьи - ее психологический климат - более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Чтобы знать и уметь оценивать состояние психологического климата семьи, или иными словами ее социально-психологический статус , целесообразно разделять все взаимоотношения на отдельные сферы по принципу участвующих в них субъектов: на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением.

Благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав личности, характеризующиеся взаимной привязанностью, эмоциональной близостью, удовлетворенностью каждого из членов этой семьи качеством этих отношений; в этом случае социально-психологический статус оценивается как высокий.

Неблагоприятным психологический климат в семье является в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, т. е. снятия стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи. В этой ситуации социально-психологический климат - низкий. Причем неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием, враждебностью друг к другу, вспышками насилия (психического, физического, эмоционального), желанием разорвать связывающие узы. Примеры кризисных отношений: развод, побег ребенка из дома, прекращение отношений с родственниками.

Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции еще слабо выражены, не имеют хронического характера, расценивается как удовлетворительное, в этом случае социально-психологический статус семьи считается средним.

Третий компонент структуры социальной адаптации семьи - социокультурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций (сохраняются семейные праздники, поддерживается устное народное творчество); обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в семье рационально организован быт, разнообразен досуг, причем преобладают совместные формы досуговой и бытовой деятельности; семья ориентирована на всестороннее (эстетическое, физическое, эмоциональное, трудовое) воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни.

Если духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, быт не организован, отсутствует объединяющая семью культурно-досуговая и трудовая деятельность, слаба моральная регуляция поведения членов семьи (превалируют насильственные методы регуляции); семья ведет неблагополучный (нездоровый, аморальный) образ жизни, то ее уровень культуры - низкий.

В том случае, когда семья не обладает полным набором характеристик, свидетельствующих о высоком уровне культуры, но осознает пробелы в своем культурном уровне и проявляет активность в направлении его повышения, можно говорить о среднем социокультурном статусе семьи.

Состояние психологического климата семьи и ее культурный уровень - показатели, взаимно влияющие друг на друга, поскольку благоприятный психологический климат служит надежной основой нравственного воспитания детей, их высокой эмоциональной культуры.

Четвертый показатель - ситуационно-ролевая адаптация , которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то - средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус - низкий.

Типологии: из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи , имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко, и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и, где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Классификация семей. Основные функции семьи.

Моногамная патриархальная семья - это семья, в которой главой ее и собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании. У некоторых кочевых народов молодую женщину брали в жены только после того, как в материнской семье у нее появлялся ребенок, т. е. она доказала, что может быть матерью, может принести наследника собственности, рода.

Индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья - самая распространенная в современном мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта - бракосочетания гражданского или церковного либо того и другого. Надо отметить, что число членов семьи имеет тенденцию к сокращению. Типичная современная семья - муж, жена, один-два ребенка. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами.

1.По семейному стажу супругов. Здесь выделяют семьи:

семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья в медовый период, который длится у разных людей разное время. Типичным состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё не развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные от реальности. У них ещё всё впереди, им всё понятно, в жизни для них всё просто. И они ещё уверены, что вдвоём могут горы свернуть.

молодая семья – следующая стадия (у одних через полгода-год, а у других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его.

семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает границ.

семья среднего супружеского возраста (от трёх до десяти лет совместного проживания). Это наиболее опасный период её жизни. Потому что именно в эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный период приходится большинство разводов.

семья старшего супружеского возраста (10-20 лет). Морально-психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости.

пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков.

2.По количеству детей выделяют такие разновидности семей:

бездетные (инфертильные) семьи, где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребёнок. Каждая третья семья из этой группы распадается по инициативе мужчин.

однодетная семья. Таких семей в городах 53,6%, а в селе – 38-41,1%. Из этих семей распадается примерно каждая вторая. Но если такая семья сохраняется, то педагогические возможности её, условия роста, развития ребёнка недостаточно благоприятны. Многие социологи отмечают у этих людей безответственность, отсутствие трудолюбия и эгоцентризм.

малодетная семья (семья с двумя детьми). Стабильность семьи с рождением второго ребёнка возрастает, по наблюдениям социологов в 3 раза.

многодетная семья – такою нынче считается семья, в которой трое и более детей. В этом типе семей разводы крайне редки, и если иногда случаются, то из-за экономической или нравственно-психологической несостоятельности мужа.

3. По составу семьи.

неполная семья – когда в семье есть лишь один родитель с детьми. Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате разводов, но нередко и в результате внебрачного рождения ребёнка, а, то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.

отдельная, простая семья (нуклеарная) Её образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей. Они обладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь сложены наилучшие условия для самовыражения, проявление способностей, личностных качеств каждого из супругов.

сложная семья (расширенная) – состоит из представителей нескольких поколений. Ныне, по данным социологических исследований, примерно до 70% молодых супругов в возрасте до 20 лет проживают в таких семьях. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше свободного времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в подобных семьях нередко встаёт вопрос о разводе с родителями – из-за вмешательств некоторых из них в жизнь своих детей, мелочной опёки над ними, из-за естественного стремления молодёжи к самостоятельности.

большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар (родительская пара и несколько детей со своими семьями). Но современному человеку, перегруженным вынужденным общениям на производстве, они мало подходят.

Функции.

Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К важнейшим функциям семьи и брака относятся:

1. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.

2. Социализация . Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе («положительные») манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.

3. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут позаботиться о себе.

4. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.

Кроме перечисленных, к важнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личного потребления, психологическая и материально-бытовая поддержка членов семьи и т. д.

Наряду с основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

регенеративная («возобновление») – передача статуса, имущества, социального положения;

хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

сексуально-эротическая – удовлетворение сексуальных потребностей супругов, сексуальный контроль;

социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

рекреативная («восстановление») – функция восстановления психологического здоровья, достижения психологического комфорта.

Права детей и обязанности родителей.

Декларация о правах ребёнка. Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию о правах ребёнка с целью обеспечить счастливое детство и пользование на их собственное благо общества правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, чтобы они признали и старались соблюдать эти права.

Принцип 1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося ребёнка или его семьи.

Принцип 2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и редоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

Принцип 3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище и медицинское обслуживание.

Принцип 5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого развития.

Принцип 6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и в органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не

имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит, прежде всего, на родителях.

Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8. Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли, ни в какой форме.

Принцип 9. Ребёнка не должны принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в каком случае не должны поручать или разрешать работу или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Обязанности родителей. В обязанности родителей входит воспитание своих детей. Они несут за них ответственность и отвечают за их здоровье, физическое, психическое, нравственное, духовное развитие. Родители обязаны обеспечить ребенку основное общее образование. Каждый ребенок должен посещать школу.

В обязанности родителей входит защита интересов своих детей. Они являются законными представителями ребенка и могут отстаивать их права и интересы в отношении с физическими и юридическими лицами. Это право родители не имеют, только в случае если органы опеки считают действия родителей противоречащими интересам ребенка.

Родители не имеют права причинять вред здоровью своих детей в т. ч. психическому здоровью и нравственному развитию. Они несут ответственность в установленном законом порядке. Родители не должны проявлять жестокость, относиться к ребенку пренебрежительно, оскорблять и унижать ребенка.

Если родители имеют разногласие в вопросах воспитания и образования ребенка и не могут решить их самостоятельно, они имеют право обратиться в органы опеки и попечительства или даже в суд.

В обязанности родителей входит содержание своих детей. Если родители избегают таких обязанностей, то алиментные средства могут быть взысканы в судебном порядке. При необходимости родители могут заключить соглашение об уплате алиментов, а при отсутствии соглашения суд взыскивает эти средства.

В условиях рыночных отношений семья становится субъектом микроэкономики, рассматривается как своеобразная экономическая единица государства, которая потребляет ресурсы, включая труд внутри страны и товары на рынке, производит блага для удовлетворения своих потребностей, несет определенные издержки. Это в основном и определяет ее экономическое поведение. Семья не только важный потребитель, но и производитель.

Тем не менее семья все еще занимает намного меньше места в экономическом анализе, чем в реальной жизни. Теоретики прошлого не уделяли семье достойного внимания. Исключением стала модель роста народонаселения Т. Мальтуса (1766- 1834), которая затрагивала связь между рождаемостью, доходом семьи и брачным возрастом: при менее благоприятных экономических условиях, как он утверждал, люди обычно создают семью позднее (или должны так поступать).

Серьезный вклад в исследование возникновения и развития семьи внесла работа Ф.Энгельса (1820-1895), написанная в 1884 г., «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Семья - первичная ячейка общества в микроэкономике. Недаром в 1992 г. Нобелевская премия за достижения в области экономических наук была присуждена профессору Чикагского университета Г. Боккеру за «расширение сферы применения микроэкономического анализа», показавшему в своих трудах, как экономические факторы управляют формированием семьи.

Жизнь семьи характеризуется различными материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, психологическими, эстетическими) процессами. Она отражает силу и слабость социального благополучия общества, ибо это есть осознанно организованная группа для реализации социально-экономических и духовных интересов.

Во всем цивилизованном мире признано право семьи на защиту со стороны общества и государства. Семья давно стала центральной ячейкой в демографии, а в экономике отходила на задний план. А ведь семья - это система, наиболее приспособленная для того, чтобы влиять на общество в целом, приумножая его богатство.

Согласно исследованиям ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения), по мнению большинства, счастье в семейной жизни зависит от двух основных причин: материального благополучия (55 % опрошенных) и отношений между супругами (59 % опрошенных). Добавим к этому, что на отношения супругов решающее влияние часто оказывает все то же материальное обеспечение семьи.

Противоречия современного общества, все его проблемы и сложности прежде всего отражаются на семье. В условиях рыночных отношений, когда в основе государственной концепции социальной защиты населения на первый план выдвигается создание условий для самообеспечения, семья становится, по существу, единственным основным гарантом выживания, так как нигде, кроме как в семье, повседневные потребности удовлетворить невозможно.

В период кризиса экономики семья становится микроэкономической ячейкой общества. Происходит ее экономическое обособление, возрастает и трансформируется экономическая функция семьи в направлении приобретения и создания собственности, накопления и передачи по наследству богатства семьи. Само понятие «экономика» изначально имеет значение «искусство ведения домашнего хозяйства».

Социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, в огромной степени повышают роль экономической функции семьи.

Экономическая функция семьи (функция формирования и накопления человеческого капитала) - одна из основных. Но если ранее в понятие «экономическая функция» вкладывалось в основном обеспечение потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи, то в настоящее время произошло экономическое обособление семьи, а изменение отношений собственности и форм хозяйствования вызвало необходимость для возникновения в каждой семье самостоятельного бизнеса.

В современной экономике семья рассматривается не только как важный потребитель. Семья ведет домашнее хозяйство (это социально-экономическая ячейка, объединяющая людей в отноше нии организации их совместного быта). По определению ООН, домохозяйство основано на бытовом укладе, в рамках которого отдельные лица или группы лиц обеспечивают себя пищей и всем необходимым для жизни. В рыночной экономике семья представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц. Она принимает самостоятельные решения, является собственником какого-либо фактора производства (чаще всего - рабочей силы).

На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей, ценностных установок и ориентаций, жизненных целей и идеалов общества, с другой - субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности.

Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как инфантильного потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание, формирование хозяина своей жизни.

Различные направления экономической функции тесно связаны и взаимообусловлены. Каждое из них характеризует какую-либо конкретную сторону семейной экономики. Семья решает многообразные проблемы семейного бизнеса, ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного капитала и т.д. (см. рис. 2).

Таким образом, в условиях рыночной экономики в структуре экономической функции семьи можно выделить два блока: 1)

участие семьи в общественном разделении труда в целях формирования семейного бюджета, обеспечения новых потребностей и возможностей семьи, нормальных бытовых условий и социальной поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов; 2)

распределение ролей в процессе ведения домашнего хозяйства (бытовое обслуживание членов семьи, организация процесса потребления).

С точки зрения экономики семья - это, как правило, осознанно организованная на основе родственных связей и общности быта малая группа людей, жизнедеятельность которых осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом. Семья - самостоятельная экономическая единица: принимает самостоятельные решения, является собственником какого-либо фактора производства (чаще всего - рабочей силы).

Семья - основное звено формирования и накопления «человеческого капитала», поэтому систему функций семьи можно

Рис. 2. Структура экономической функции семьи

рассмотреть на трех стадиях: образование, производство и реализация «человеческого капитала». 1.

Образование «человеческого капитала»: создание материальной базы в процессе формирования и использования семейного бюджета, ведение домашнего хозяйства. 2.

Производство «человеческого капитала»: детородная, воспитательная, рекреационная функции; на этой стадии производится физическая основа «человеческого капитала», который развивается и адаптируется к социально-экономической системе жизнедеятельности. Для производства «человеческого капитала» необходимы: сами производители, члены семьи, материальные ресурсы, товары и услуги. 3.

Реализация «человеческого капитала»: реализация функции посредством различных способов предпринимательства и трудоустройства, индивидуальное участие членов семьи в рыночном хозяйстве, организация семейного бизнеса, корпоративные формы участия семьи в рыночном хозяйстве, ведение домашнего хозяйства, получение и распределение доходов. Представим структуру функции схематически (рис. 3).

Все функции имеют целевую направленность на накопление и возмещение затрат, связанных с созданием «человеческого капитала» и развитием предпринимательского потенциала.

Рис. 3. Формирование человеческого капитала в семье

Традиционная экономическая функция советской семьи претерпела радикальные изменения. Обеспечение образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания становятся платными и тем самым тяжелыми для семейного бюджета. Все большая часть семей не может оплачивать коммунальные услуги. А решение квартирного вопроса, улучшение жилищных условий полностью зависят от материального состояния семьи. Поэтому не только «легализуется», но и становится основным накопление материальных ценностей и передача их по наследству. И это правильно, так как только собственность является реальной гарантией социальной защищенности семьи. Ведь в системе внутрисемейных отношений экономические занимают место фундамента, базиса, в котором материализуются все остальные отношения: эмоциональные, нравственные, социальные, репродуктивные и пр.

Накопление богатства, приобретение собственности, движимого и недвижимого имущества было не характерно для советской семьи и применялось лишь к «капитализму». Этот идеологизм затушевывал реальное положение дел. Например, в 1986 г. советским людям бытовых ценностей принадлежало на сумму около 760 млрд рублей, что было равно стоимости основных фондов промышленности или основных фондов всей непроизводственной сферы, включая здравоохранение и просвещение. Вклады в Сбербанк составляли 275 млрд рублей, что на 30 млрд рублей было больше расходной части бюджета на развитие всего народного хозяйства в 1987 г. Но это была не частная, а личная собственность, которая не могла быть использована для получения дохода, называемого в то время «нетрудовым».

В рыночной экономике накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях.

В связи с тем, что в переходный к рыночной экономике период вопросы дифференциации трудовых доходов приобрели первостепенное значение, исследователи чаще всего определяют уровень жизни и масштабы бедности населения в основном по положению семьи. И это в условиях, когда почти все социальные услуги (образование, медицина, дотации на содержание жилья и детских дошкольных заведений, отдых и т.д.), ранее получаемые от государства из общественных фондов потребления, оплачиваются из семейного бюджета. Причина не только в дефиците государственного бюджета, но и в изменении идеологии взаимоотношений семьи и государства.

Главным индикатором при оценке бедности выступает душевой доход, позволяющий оценить возможности семьи в удовлетворении ее текущих (каждодневных и периодических) потребностей. Эго показатель текущей бедности семей, попавших в данный момент в тяжелое материальное положение.

Более глубокие социальные последствия имеет так называемая «глобальная бедность» индивида или семьи, у которых отсутствуют такие важнейшие компоненты благосостояния, как жилище и имущество.

Поэтому в качестве критерия бедности должен использоваться не просто среднедушевой доход, а сочетание уровня доходов семьи и их имущественной обеспеченности, т. е. социально-экономический потенциал семьи, определяемый уровнем доходов от всех видов деятельности, наличием собственности (в том числе жилья, имущества), с учетом социально-демографических характеристик членов семьи (возраст, профессиональный уровень, состояние здоровья И т.д.).

Будет методологически верно рассматривать бедность как сочетание низкой имущественной обеспеченности, плохих жилищных условий и низкого душевого дохода.

Бюджет любой семьи складывается из ее доходов и расходов. Источником данных о семейном бюджете служат выборочные обследования семей по разным социальным группам населения (метод государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения). Сейчас такими исследованиями охватывается 49175 домашних хозяйств ежеквартально.

Совокупный доход семьи есть сумма годового дохода ее членов, исчисленная в рублях и полученная в виде предпринимательского дохода, оплаты за труд, стипендий, пенсий, пособий, дотаций, стоимости чистой продукции от личного сельского подсобного или любого другого хозяйства (по фактической сумме продажи). Сюда включаются доход от бесплатного льготного потребления семьей материальных благ и услуг из общественных фондов потребления, от выигрышей по займам и лотереям, а также проценты по вкладам в банках, от акций и т.д.

Семейный срез результатов обследования, проведенного Институтом семьи в 1993 - 1994 гг., позволяет дифференцировать население по социально-экономическому потенциалу следующим образом:

крайне бедные (низкий доход, плохие жилищные условия, отсутствует недвижимость);

низкодоходные, или относительно бедные (низкий доход, но есть недвижимость, средние жилищные условия);

среднедоходные, но малоимущие (средний доход, отсутствует недвижимость, плохие жилищные условия);

высокодоходные (высокий доход, но плохие жилищные условия, отсутствует недвижимость);

богатые (высокий доход, есть недвижимость, жилищные условия выше средних).

На основе этого исследования были выделены четыре уровня материальной обеспеченности семьи:

семьи первого уровня бедности (уровень нищеты), душевой доход ниже или равен уровню минимальной заработной платы;

семьи второго уровня бедности (малообеспеченные), душевой доход в которых находится в интервале между размером минимальной заработной платы и стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума;

семьи обеспеченные, совокупный душевой доход в которых соответствует средней величине душевого дохода в регионе;

состоятельные семьи, совокупный душевой доход в которых выше среднего душевого дохода в регионе.

Обследование семей различного социально-демографического типа позволило при изучении их социально-экономического потенциала установить, что в современных условиях переходного периода за чертой бедности оказались не только традиционно «слабые» (многодетные, неполные, семьи инвалидов), но и обыкновенные, нормально функционирующие семьи.

Эти изменения далеко не одинаковы в разных регионах страны.

Степень вариации доли семей с доходами ниже черты бедности колеблется по обследованным регионам в пределах от 20 до 40 %.

Одним из факторов бедности является высокая иждивенческая нагрузка, которая предопределяет низкий уровень душевых доходов. Поэтому традиционным объектом государственной социальной поддержки являлись многодетные и неполные семьи. В настоящее время среди малообеспеченных высока доля традиционно благополучных семей, состоящих из супружеских пар с одним-двумя детьми, где бедность обусловлена низкими заработками или безработицей одного из родителей. Появление таких категорий малообеспеченных семей требует переориентации внимания государственных служб социальной защиты, в первую очередь, на создание условий самообеспечения семей, в том числе стимулирование развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, содействие созданию малых и средних предприятий, эффективных рабочих мест.

К сожалению, с начала 90-х гг. XX в. в менталитете российских семей, поведении их членов еще не произошли изменения, адекватные требованиям рынка. Как показывают социологические опросы, большинство семей связывают улучшение своего экономического положения с помощью государства, с получением заработной платы, трансфертов и различных форм поддержки.

В начале XXI в. одним из направлений социальной политики государства стала переориентация на адаптацию семей различного типа к требованиям рынка, стимулирование внутреннего потенциала к экономической активности и создание условий для реализации экономической функции самообеспечения.

Для того чтобы государство поняло свою ответственность за соблюдение неотъемлемого права каждой семьи на достойную жизнь, странам с развитыми рыночными отношениями понадобилось немало времени. Этому способствовало как распространение социалистической идеологии и политическое давление левых партий, так и объективная необходимость улучшения качественных характеристик рабочей силы.

На реальность процесса указывает опыт многих промышленно развитых стран, значительно поднявших планку народного благосостояния. Такой уровень развития для нашей страны - вопрос неблизкой перспективы. Однако несмотря на экономические трудности переходного периода российское государство во многом сохранило социальную направленность политики и осуществляет, исходя из реальных возможностей, социальную помощь не только малообеспеченным семьям, но в первую очередь семьям с детьми.

В целях активизации экономической функции семьи в территориальных центрах социальной помощи семье и детям создаются, в соответствии с Примерным положением, отделения социально- экономической помощи. Основными направлениями деятельности таких отделений являются:

консультирование по вопросам самообеспечения семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов;

содействие в решении вопросов занятости, устройства на курсы переподготовки;

социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения совершеннолетия и материальной независимости;

организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т.п.);

консультирование по социально-правовым вопросам (жилищное, семейное, трудовое, гражданское, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов);

содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи, кредитов, алиментов, улучшение жилищных условий в соответствии с действующим законодательством.

Создание таких подразделений, несомненно, будет способствовать усилению защитной функции семьи в сложных рыночных условиях.

В стабильном обществе периодическая флуктуация жизненного цикла семьи, ее экономического состояния - нормальное явление. Она зависит от демографического фактора и очередности событий в жизни семьи, тем или иным способом меняющих ее статус (возраст вступления в брак, рождение детей, начало их трудовой деятельности и заработок, повышение квалификации, уход на пенсию и др.).

В переживаемый страной период недоучет фактора цикличности развития семей и особенности их социально-экономического положения может привести к ошибкам в определении перспектив развития общества.

Анализ возможностей семьи в реализации ее социально-экономических функций необходим государству и ставит перед ним три класса задач. 1.

Установление причинно-следственных связей между демографической, социальной и экономической жизнью семьи. 2.

Определение границ и направлений глубины вмешательства общества в процессы формирования уровня жизни семей, создание необходимых предпосылок для более полной реализации потенциальных возможностей семей к самообеспеченности. В первую очередь это относится к трудоспособным членам семьи: квалификация, занятость, социальная мобильность, возможность и стремление к предпринимательской деятельности. 3.

Проблемы прогнозирования уровня жизни общества.

Характерной чертой переходного периода является противоречие

между нарастанием потребностей в социальной поддержке населения и сужением ресурсных возможностей для их удовлетворения. По этой причине размеры социальных выплат должны быть согласованы, прежде всего, с финансовыми возможностями государства. Совершенно недопустимо наращивание социальных расходов за пределы налоговых поступлений и превращение их в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции.

Величина пособия и сам факт его выплаты не должны создавать ситуацию, при которой получение пособия предпочтительнее получения заработной платы (дохода), а превышение оптимальной величины отчислений на социальные цели не должно провоцировать снижение эффективности общественного производства.

Поэтому все острее встает вопрос о выборе объективного критерия малообеспеченности, которым можно было бы руководствоваться при оказании семье экономической помощи со стороны государства и его социальных служб.

Обычно критерием выступает среднедушевой денежный доход семьи. Если на данный момент он оказывается ниже установленного минимума, семья считается бедной и законно претендующей на помощь государства. Однако практика показывает, что в ряде случаев семья с низкими среднедушевыми денежными доходами обладает собственностью на уровне средней семьи и даже выше, а семья с высокими денежными доходами - наоборот. Особенно часто это явление наблюдается среди так называемых сложных семей (молодая семья, живущая вместе с родителями). Владение такого рода имуществом, как автомобиль, гараж, дача и т.п., делает семью достаточно обеспеченной даже при низких доходах. Поэтому такая семья не должна получать помощь со стороны государства в первую очередь.

Как реально, справедливо, объективно исчислять среднедушевой доход семьи? Как учесть специфику социально-экономического компонента семьи и его изменения? Это требует от науки дальнейшей разработки механизма учета, унификации показателей и выделение их в государственную статистику.

Понимая, что собственность - единственная реальная гарантия социальной защищенности семьи, государство начало проводить приватизацию собственности. К сожалению, была сделана попытка реализовать эту идею через всеобщую ваучеризацию, что не принесло реальных результатов. Ибо всеобщая приватизация, как и всенародная собственность, - экономический нонсенс.

В результате сейчас, как и ранее, основная масса населения живет только на зарплату, трансферты и доход от личного подсобного хозяйства. Лишь небольшую часть доходов семья получает от частного предпринимательства, с рынка ценных бумаг.

В вопросе социальной защиты семьи со стороны государства обычно основной акцент делается на совершенствование системы государственных пособий семье и детям. В этом есть свой резон только с точки зрения проблемы совершенствования критериев малообеспеченное™ с учетом социально-экономического потенциала семей.

Более важным представляется уделить внимание роли государства в создании условий, способствующих развитию семейного предпринимательства и стимулирующих его. И это именно то, что способствует решению главного вопроса настоящего момента самообеспеченности семьи, способности ее членов своим трудом обеспечить достойный образ жизни.

С развитием рыночных отношений все более усиливается экономическое обособление семьи в обществе и ее роль первичной экономической ячейки в микроэкономике. Акцент перемещается от потребления к предпринимательству. Семья становится субъектом экономических отношений.

В условиях переходного периода лишь небольшая часть семей осознала это изменение своей экономической функции и активно включилась в процесс создания самостоятельного экономического базиса на основе использования законодательно разрешенного изменения отношений собственности и форм хозяйствования.

Наиболее массово этот процесс развивается на селе. Это относится не столько к организации фермерских хозяйств, число которых относительно невелико, сколько к общей массе сельских тружеников, которые все годы существования советского строя большую часть семейного дохода имели от личного подсобного хозяйства.

В городах основная часть семей продолжает надеяться, что их участие в общественном производстве должно сводиться лишь к тому, чтобы взрослые члены трудились на государственных предприятиях или в учреждениях и таким образом обеспечивали семье материальную основу существования. Поэтому сейчас, в условиях спада производства и инфляции, многие семьи оказались у черты бедности.

Более тесно переплетается с экономической и воспитательная функция - обучение членов семьи, в первую очередь детей, различным ремеслам и самообслуживанию семьи: шитье, ремонт одежды и обуви, бытовых приборов, сантехники и т.д. С самого раннего детства надо воспитывать умение разумного потребления, соизмерения расходов с доходами, умение грамотно вести бюджет семьи.

Изменяется функция досуга. Ранее досуг был синонимом развлечения и отдыха. Сейчас, в связи с трудностями жизни, досуг также должен иметь экономическое наполнение. Помощь семье в решении этих проблем должна стать одной из функций центров помощи семье и детям.

В связи с этим становится необходимым создание на местах банка данных о реальных доходах граждан и семей, потенциально отнесенных к категории нуждающихся в социальной защите государства: неполных и многодетных, а также семей с инвалидами, одиноких престарелых и т.д. При этом следует учитывать декларируемый доход и денежные поступления в виде заработной платы, пенсий, стипендий, а также наличие имущества, которое может приносить доход или может быть заложено при взятии семьей ссуды в банке: дачи, машины, квартиры и т.п. Это требует необходимого принятия закона об обязательном декларировании доходов всеми членами общества, повышении роли и ответственности налоговых служб и граждан за уклонение от налогов.

Реализация стратегической цели семейной политики - укрепление семей, имеющих детей, - предполагает, что в меняющихся социально-экономических условиях деятельность государства и других возможных субъектов семейной политики должна быть скоординирована в рамках общей экономической стратегии и базироваться на потенциалах, выраженных формулой: доходы-налоги-кредиты. Это предполагает переориентацию с разного рода выплат, пособий и льгот тем или иным типам семей, наиболее нуждающимся в защите, на механизмы, встроенные в рыночную систему формирования, перераспределения и использования доходов. Иными словами, семейная политика должна быть направлена на создание условий, в которых семьи и их члены могли бы сами и притом эффективнее, чем прежде, извлекать доходы из своей экономической деятельности и использовать их для поддержания приемлемого для себя образа жизни.

Следовательно, основным экономическим средством социальной защиты семьи должна стать реализация семейной, налоговой и кредитной политики государства. Государство призвано поддерживать и поощрять любые формы экономической активности семьи (кроме криминальной), которые укрепляют автономность и самостоятельность семей как экономических агентов в области формирования доходов государства и богатства общества.

Нельзя не согласиться с мнением А. И. Антонова и В. М. Медкова о том, что государство вместе с другими субъектами социальной политики должно создавать условия для возрождения «однодоходной семьи», такого положения, когда доход одного взрослого члена семьи обеспечивает условия ее нормальной жизнедеятельности, включая рождение и социализацию детей .

Создание этих условий позволит обеспечить реальную экономическую и социальную самостоятельность семьи, ее эффективное функционирование как в собственных интересах, так и в интересах всего общества, укрепление социально-экономического статуса семьи - интегрального показателя, который отражает в семейных отношениях особенности социально-политического устройства государства, его правовые основы, уровень развития экономики, культуры и общественного самосознания.

1

Типы семей

  • Материальная обеспеченность. Полносоставность (есть отец и мать). Благоприятный нравственный и эмоциональный климат. Высокая (достаточная) педагогическая культура родителей



  • В семье отсутствует один из родителей. Учащегося воспитывают родственники




атмосфера недовольства невроз одного из родителей

    Стиль отношений между родителями или между родите­лями и детьми конфликтный. Царит атмосфера недовольства , недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк. Источниками хронической конфликтной ситуации могут быть невроз одного из родителей , невоспитанность родителей, недостатки характера родителей (несдержанность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, эмо­циональная неустойчивость, жестокость и т. д.), плохие взаимоотношения между родителями



  • Родители ведут явно аморальный или противоправный образ жизни (пьянство, тунеядство, содержание притона, распущенная половая жизнь, член семьи имел судимость или в настоящее время находится в тюрьме)



педагогической культуры

  • Семья внешне благополучная: материально обеспеченная, эмоциональный климат положительный, родители обладают минимумом педагогической культуры , занимаются воспитанием ребенка. Суть во внутреннем неблагополучии - это семья с нервной нравственной ориентацией:

  • Потребительская ориентация: культ вещей, слабое моральное осуждение присвоения государственного или личного имущества, узкий круг духовных, культурных интересов.

  • Эгоистическая направленность: установка на индиви­дуализм, на использование других в своих интересах, пренебрежение к коллективным формам деятельности и т.д. 3. Пассивная социальная позиция, сосредоточенность на внутрисемейных проблемах, безынициативность



строгая дисциплина Попустительство,

    Родители допускают ошибки в воспитании ребенка. Наи­более типичные ошибки: 1. Авторитарность: стремление подчинить себе ребенка, неприятие в нем индивидуальности, навязывание го­товых мнений и решений, строгая дисциплина , исполь­зование в качестве основной меры воспитания прину­ждения и физических наказаний. 2. Попустительство, чаще всего потворствующее: при­знания права ребенка на полную автономию, безнад­зорность, низкая осведомленность о проблемах ребен­ка, его поведении на улице и в школе, бесконтроль­ность. 3. Гиперопека - защитный стиль отношений: оправдание и защита ребенка во всех ситуациях, ограждение от трудностей, удовлетворение всех нужд и потребностей ребенка. 4. Непоследовательность и противоречивость : воспита­тельные дела, инициативы никогда не доводятся до конца, несогласованность требований взрослых в се­мье, сочетание крайности воспитания (повышенная требовательность и бесконтрольность, слабоволие, родительская беспомощность, репрессии (наказания, избиения) и безнадзорность, гиперопека и непонима­ние ребенка).

  • Гиперсоциальность: повышенная принципиальность, правильность, бескомпромиссность требований, из­лишние запреты, морализирование, нетерпимость к слабостям и недостаткам.

  • Недостаточная отзывчивость: не учитываются возможности ребенка и его потребности. Это лежит в основе: а) стремления навязать ребенку непосильные цели, дела, режим (например, занятия музыкой, требование отличных оценок); б) преобладания отрицательных ре­ акций на поведение (замечания, ругань, предостере­жения, укоры и т. д.). Положительные реакции (похва­ла, ласка, поддержка, одобрение) сведены к минимуму. Инверсия родительских ролей: одностороннее женское влияние, самоустранение отца от воспитания



    Предлагаемая анкета поможет педагогу оценить воспитательный потенциал семьи в таких его параметрах, как материально-бытовые условия воспитания ре­бенка в семье, духовная жизнь семьи, активность педагогической позиции родите­лей, их включенность в педагогически ориентированные виды деятельности как важный аспект педагогической культуры взрослых; образовательные ожидания и потребности семьи.



  • Перечислите всех членов вашей семьи, живущих вместе с вами:

  • Какие семейные традиции вы соблюдаете?

  • Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

  • Отметьте, к каким из ваших увлечений вы подключаете своего ребенка:

  • Какой труд объединяет вашу семью?

  • Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть в вашей семье?

  • Есть ли в семье неработающие взрослые , занимающиеся воспитанием детей?

  • Что хорошего/плохого приносит ваш ребенок из школы?

  • Углубленное изучение каких предметов в профильных классах желательно для вас в нашей школе?

  • За какие образовательные услуги вы готовы платить уже сегодня?

  • Как складываются ваши отношения с педагогами нашей школы?

  • Чем вы удовлетворены в работе школы?

  • Напишите, чем вы не удовлетворены в работе школы:

  • Как вы организуете деятельность ребенка?

  • Каким вы представляете жизненный сценарий вашего ребенка?

  • техникум);







  • Оцените в баллах, в какой степени характерно для вас и вашего ребенка то или иное выражение лица. Используйте следующую шкалу:

  • 0- никогда (не проявляется вообще),

  • 1- редко (при одноразовом проявлении),

  • 2- иногда (проявляется несколько раз),

  • 3- часто (проявляется сравнительно часто),

  • 4- всегда (носит доминирующий характер).



«Типичные ошибки семейного воспитания» воспитание и потребность в эмоциональном контакте

  • Ребёнок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы семейного круга.



воспитание и потребность смысла жизни

  • Большие проблемы возникают в общении с ребёнком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребёнке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребёнка.



воспитание и потребность достижения

    Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребёнка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»



воспитание как реализация определенной системы

  • Это обычно очень компетентные, эрудированные родители , которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.

  • Главное при этом, чтобы родители не забывали, что не ребёнок для воспитания, а воспитание для ребёнка.



воспитание как формирование определенных качеств

  • В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными или смелыми.

  • Вывод: регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребёнку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.



Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

  • 1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

  • 2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребёнком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребёнка.

  • 3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть , пытаясь подавить ненужные формы поведения ребёнка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

  • 4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.



Таким образом , для того, чтобы преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;

  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

  • Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

  • Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

  • Уважать право ребёнка на собственное мнение;

  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.





















Понимание, великодушие

  • Понимание, великодушие , милосердие, терпимость и вера в ребёнка - вот наши главные лекарства.

  • И ещё - полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других, жизнь.

  • Дубровский А.А.



Резюме: Укажите один из самых важных признаков привлекательности мужской анкеты, о материальном положении: непостоянные заработки, постоянный небольшой, средний или хороший доход, обеспеченность.
Визуальное общение:

Уже нет ста рублей, где же вы сто друзей?!


Оптимистический взгляд, что хорошего, в чём выгода:

На сайте знакомств очень много анкет умных, молодых и богатых мужчин. Поэтому, девушкам необходимо выбрать для себя два наиболее важных качества из трёх перечисленных при просмотре анкет претендентов на руку и сердце, и этими двумя качествами руководствоваться при выборе. О богатстве и достатке рассказывает пункт анкеты про материальное положение.

Доходов никогда не бывает много, чем их больше, тем лучше, при прочих равных условиях. Поэтому, преимущества за ответами стабильный средний доход или , когда есть возможность брать кредиты и приобретать квартиру, автомобили, улучшать условия жизни.


Взвешенный, серьёзный подход:

Хотя, для серьёзных отношений важен ответ стабильный средний доход , хорошо зарабатываю / обеспечен , но многим подойдёт и ответ постоянный небольшой доход , за неимением лучшего. И, даже, непостоянные заработки , при условии, что есть желание работать, отсутствуют вредные привычки и делаются комплименты, дарятся подарки.

Низкие доходы смущают тем, что могут свидетельствовать о том, что человек не нашёл себе применения в жизни, не занял достойную возраста социальную нишу. Однако, низкий доход может свидетельствовать, что работник не считает нужным убиваться, сгорать на работе, есть силы на дом, семью, отношения.

Самый сложный случай, если осуществляется переход специалиста с оплачиваемой наёмной работы на работу, связанную с открытием собственного дела, потому, что велик риск оказаться без дохода и понести убытки, и возрастает нервная нагрузка.


Как избежать ошибок при недостатке опыта и практики:

При указании своего высокого или среднего материального положения , обратите внимание на соответствие доходов профессии , если средние зарплаты по профессии в вашем регионе может быть найдена информация в интернете, то дайте ссылки, указание об образовании и знании английского языка, имеющемся автомобиле и условиях проживания, укажите приоритет карьерный рост .

Основным свидетельством вашего материального положения на сайте знакомств будет тот уровень расходов, а не имеющихся доходов, которые вы готовы понести в целях знакомства, при встречах, прогулках, путешествиях.


Общение с иностранцами, зарубежный опыт, покупки за границей по Интернету:

Annual Income – Ваш годовой доход

Annual Income Ваш годовой доход, заработок за 12 месяцев и прочие полученные доходы в долларах США по текущему курсу валюты, который нужно подсчитать. Select income please Пожалуйста, укажите диапазон в долларах США, в который укладывается весь ваш годовой доход. Prefer Not To Say Предпочитаю скромно умолчать о своих финансовых достижениях. Less than US$20.000 Мой доход меньше, чем 20 000 долларов в год или меньше, чем $1700 в месяц. Иными словами, меньше, чем, примерно, 48000 рублей в месяц по текущему курсу Банка России. US$20.001 - $30.000 Мой годовой доход укладывается в диапазоне от 20 001 доллара в год до 30 000 долларов в год. Иными словами, примерно, от 48001 до 72000 рублей в месяц по текущему курсу Банка России. US$30.001 - $40.000 Мой годовой доход укладывается в диапазоне от 30 001 доллара в год до 40 000 долларов в год. Иными словами, примерно, от 72001 до 96000 рублей в месяц по текущему курсу Банка России. US$40.001 - $1 million Мой годовой доход укладывается в диапазоне от 40 001 доллара в год до одного миллиона долларов в год. Уточните более конкретный диапазон самостоятельно и выберите наиболее подходящий вариант ответа.

Net Worth – Стоимость имущества

Net Worth Рыночная стоимость всего вашего имущества на текущий момент, которым вы обладаете и собственником которого вы являетесь, например, денежные накопления, квартиры, дачи, автомобили. Если имущество было получено в кредит, а кредит ещё не погашен, то имущество учитывается частично, пропорционально сумме уже погашенных кредитных или иных обязательств. Если имущество застраховано, то стоимость имущества, которую вам будут возмещать при наступлении страхового случая, можно узнать из страхового полиса. Select net worth please Пожалуйста, укажите диапазон в долларах США, в который укладывается вся стоимость вашего имущества. Prefer Not To Say Предпочитаю скромно умолчать о той стоимости имущества, которой обладаю. Less than US$10.000 Стоимость всего моего нажитого имущества и имеющихся денежных накоплений не превышает 10 000 долларов или, примерно, 300 000 рублей по текущему курсу Банка России. US$10.001 - $100 million Декларирую, что стоимость всего моего имущества и денежных накоплений находится в диапазоне от 10 000 долларов до 100 миллионов долларов, и сейчас уточню поконкретнее.

При большом интересе к работе и доходе выше среднего важно знать структуру расходов

При высоких, стабильных зарплатах есть возможность взять кредит и осуществлять по нему выплаты на покупку автомобиля, квартиры, кроме того, помогать родителям, обучать детей, делать ремонт жилища. И, такие кредиты, иногда, берутся один за другим, нет перерывов, когда человек чувствует себя свободным, что он ничего никому не должен, потому, вынужден быть бережливым, что со стороны может показаться жадным.

Когда в анкете сообщается о большом доходе, интересе к работе, карьерному росту, материальном достатке, то постарайтесь понять какова структура основных расходов, есть ли платежи по крупным кредитам, каковы возможности тратить средства на общение и знакомства, т.е. оплачивать полностью или частично совместные походы в кафе, рестораны, кино, театры, концерты, выставки, поездки. При серьёзном знакомстве с целью брака важно понимать, что в случае смерти, наследуются и накопления, и долги при вступлении в наследство.

Напряжённая работа, творческая реализация требует активного эмоционального отдыха в романтической обстановке, изматывает, но приносит доход

При стремлении к карьерному росту, продвижению по служебной лестнице, материальному достатку, люди, желающие познакомиться на сайте знакомств, зачастую, работают интенсивно и напряжённо. Напряжённо потому, что стремятся выбирать отрасли и должности, где заработная плата как можно выше, и, соответственно, где выше социальный статус, который и очень привлекателен с точки зрения знакомств. Например, устраиваются на работу в иностранную фирму или переезжают в другой город с повышением по службе.

Однако, реальность такова, что деньги или заработную плату выше, чем у других просто так не платят, и по должности не повышают. А, работодатели увеличивают спрос и ответственность, работать приходится в среде с повышенной психологической или физической нагрузкой, со сложным начальством во главе или повышенной текучестью кадров среди подчинённых, к которым постоянно нужно искать подходы.

Если в анкете указана профессия, должность, то обратите внимание или поинтересуйтесь, каков характер работы или учёбы, поищите сведения в интернете. Насколько человек, на ваш взгляд, может изнашиваться на работе, насколько у него может быть потребность развеяться от надоедающих будней, через возможность познакомиться с интересным человеком на сайте. При необходимости творческой реализации, при активной общественной деятельности, также существует потребность в поиске новых идей, свежих мыслей, ярких впечатлений.

Обратите внимание, если на сайте в анкете есть фотографии из отпуска в экзотических странах, в любимых городах перечислены туристические столицы разных стран, это может означать, что у человека есть и материальный доход, позволяющий выезжать в дорогостоящий отпуск, и о высокой потребности восстановить душевное равновесие, получить свежие впечатления и новые положительные эмоции.

Путь к сердцу такого занятого человека, зачастую, лечит через создания ему эмоционального комфорта в общении и переписке, создания атмосферы любви и романтики. Со своей стороны, возможно, такой человек поможет решить ваши материальные проблемы, но не всегда у него есть дополнительные душевные ресурсы терпеть личные неурядицы или желание подстраиваться под вас.

Бывает, что чем выше доход и должность, тем выше эмоциональная нагрузка человека, выше потребность в доверительном общении, понимании. Аналогично, чем больше заедает быт или трудна учёба, например, вдали от семьи, родного дома, тем вы найдете большую склонность и потребность познакомиться и создавать серьёзные отношения, если, конечно, у человека на общение остаются свободные силы и время.

Есть люди, которые достаточно загружены учёбой, работой, домашними делами, но тем не менее, умеют распланировать своё время так, чтобы успеть уделить внимание и личной жизни. Причём, из-за своей собранности, порой, успевают больше, чем менее загруженные люди, добиваются того, что запланировали, а потому, довольны жизнью. Ищите такие анкеты, где в разделе О себе по используемым в тексте словам чувствуется оптимистичное настроение и, где фотографии говорят о способности вести активный образ жизни.

Многие любят свою работу, своё дело, успешно справляются с нервной нагрузкой, но и поездки в отпуск, общение в выходные дни, внерабочее время считают для себя спасительной отдушиной. Постарайтесь понять по анкете, что нужно человеку, предложите совместно прогуляться по улицам, посетить в выходные дни кафе, общественное мероприятие, поясните, что там будет необычного и интересного.

Размеренная работа приносит больше удовольствия и душеного равновесия, чем дохода

А, если человек не перенапрягается в учёбе или на рабочем месте, умеет уходить с работы вовремя, ведёт здоровый образ жизни, то интенсивный отпуск в экзотической стране, может и не требоваться, и таких фотографий про экстремальные виды отдыха в анкете может не быть. У любителей размеренной жизни в анкете фотографии о дачной романтике, об отдыхе на природе, об увлечениях. Если вам нравится душевное равновесие, здоровье, возможность растить ребёнка или на природе, или самостоятельно без услуг няни, то присмотритесь к анкетам, где должность не сулит высокого дохода, но и не изматывает человека так, что тому требуется особый отдых.

Комментарии

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»