Что такое политическая элита и политическое лидерство. Лидеры и элиты в политической жизни

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Автоматизированная система ФНС, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище.

Развитие системы

2017

Выделение дополнительных 950 млн рублей на вторую очередь работ

31 июля стало известно о том, что на развитие автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3» планируется выделить еще 950,6 млн рублей - в такую сумму в ФНС оценивают работы в рамках второй очереди проекта. Развитие касается действующей последние несколько лет версии основной информсистемы ведомства, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных - федеральном хранилище.

В апреле-мае 2017 года Федеральная налоговая служба искала подрядчика для первой очереди проекта, предложив за выполнение работ по контракту 834,6 млн рублей. В итоге право исполнения работ досталось Главному научному инновационному внедренческому центру (ранее ГНИВЦ ФНС), ценовое предложение которого (832 млн рублей) оказалось лучше предложения конкурента - компании «ИБС экспертиза» (юрлицо интегратора IBS), предлагавшей выполнить работы без снижения стартовой цены.

В тендере на выполнение второй очереди работ по проекту заявки от соискателей будут приниматься до 17 августа 2017 года, а подведение итогов намечено на 22 августа. Победителю предстоит осуществить все работы до 1 декабря 2018 года, то есть до той же даты, к которой должны завершиться работы и по первой очереди проекта. С учетом заявленной цены сумма контрактов по двум очередям может составить 1,78 млрд рублей.

На 3 мая 2017 года общее количество пользователей централизованных и децентрализованных компонентов АИС «Налог-3» - 131 тыс. сотрудников. Из них пользователей централизованных компонентов 35 тыс., остальные 96 тыс. - пользователи децентрализованных компонентов.

Согласно сообщению ФНС для СМИ, развитие АИС ведомства выполняется очередями по мере готовности функциональных требований к системе: в 2017 году планируется объявление конкурса на выполнение работ по развитию АИС ФНС России (2 очередь), планируемый срок публикации извещения - II-III квартал 2017 года.

На 3 мая 2017 года ФНС провела мероприятия по созданию централизованной ИТ-инфраструктуры АИС «Налог-3». Выполнены разработка и внедрение в эксплуатацию прикладного программного обеспечения функционального блока №1 (регистрация и учет налогоплательщиков) и функционального блока №2 (имущественные налоги физических лиц).

Ведутся работы по реализации и подготовке к внедрению прикладного программного обеспечения функционального блока №3 (функции налогового администрирования юрлиц и индивидуальных предпринимателей). Выполнены работы по миграции централизованных компонентов и баз данных транзакционного и аналитического сегментов АИС «Налог-3» в систему ЦОДов .

Основная площадка для функционирования централизованных компонентов АИС «Налог-3» федеральный ЦОД (ФЦОД) в подмосковной Дубне , резервная площадка - московский ЦОД. В 2017 году запланирован перевод резервной площадки в резервный ЦОД (РЦОД) в Городце Нижегородской области.

Прикладное ПО децентрализованной архитектуры АИС «Налог-3» на федеральном уровне использует серверы баз данных Oracle Database 11g Enterprise Edition и Oracle Database 12c Enterprise Edition , Microsoft SQL Server 2005 и , ОС Solaris 10 , AIX 7.1 , MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64 и серверы приложений Apache Tomcat 7.0.23 (с установленными средствами криптозащиты «Криптопро JCP»).

В Центральном аппарате ФНС для работы программных комплексов используются серверы баз данных Oracle Database 11g Enterprise Edition, Microsoft SQL Server 2005 и 2008, ОС MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и Server 2008 R2 x64. Клиентское ПО функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7 .

Для работы программных комплексов регионального уровня используются серверы баз данных MS SQL Server 2000 SP4, 2005 Express Edition, 2008 R2 Enterprise Edition и 2012, серверы приложений MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64. Клиентское ПО регионального уровня функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7.

Для работы программных комплексов местного уровня используются серверы баз данных MS SQL Server 2000 SP4, 2005 Express Edition, 2008 R2 Enterprise Edition, серверы приложений MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64. Клиентское ППО местного уровня функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7.

Серверы приложений и рабочих станций объектов автоматизации федерального, регионального и местного уровней в отдельных случаях оснащаются дополнительным ПО: XML-парсер (версия 4.0 SP2) и XML-парсер 6.0 для Windows, библиотека для работы с XML для SQL Server, Crystal Reports RunTime и Soap SDK 4, компоненты среды выполнения библиотек Visual C++ V8.0 , компонента Xp_md5, пакет поддержки обратной совместимости для MS SQL Server 2005 (поддержка DTC и SQL-DMO), LotusDomino 6 и 8, LotusNotes 6 -8, Prognoz Platform , «Криптопро».

Для формирования выходных документов на серверах приложений и рабочих станциях объектов автоматизации федерального, регионального и местного уровней установлены офисные приложения типа MS Office 2003 , 2007 и 2010.

ПАК машины баз данных аналитического сегмента АИС «Налог-3» создан на платформе Teradata . В среде промышленной эксплуатации используется Enterprise Data Warehouse 6700 , проведено объединение с Teradata Data Warehouse Appliance 2800. В окружении разработки и тестирования используется Teradata Data Warehouse Appliance 2650.

ПАК машины баз данных транзакционного сегмента АИС «Налог-3» организован на основе Oracle Exadata Database Machine X5-8 (Primary), X5-8 (Standby 1) и Oracle Exadata Database Machine X3-8 и Х2-8 (Standby 2, расположены в ЦОДе в Москве .

2016

В июне 2016 года ФНС объявил тендер на развитие системы "Налог-3", где, в частности, содержится требование о подборе альтернативы продуктам и IBM FileNet на базе открытого ПО ().

ИТ-инфраструктура и базовое программное обеспечение

Функциональные элементы системы:

Основными элементами АИС «Налог-3» являются:

  • транзакционный сегмент;
  • аналитический сегмент.

Транзакционный сегмент

Опытная эксплуатация транзакционных подсистем условно разделена на 3 очереди. Каждая очередь представляет собой набор функций налогового администрирования, которые подлежат проверке. По мере опытной эксплуатации этот набор постепенно расширяется. При этом каждая следующая очередь включает в себя предыдущую.

При этом по окончании 3-й очереди говорить о 100% охвате АИС «Налог-3» функций налогового администрирования преждевременно. Работы по описанию и реализации бизнес-процессов налогового администрирования не завершены, поэтому не исключена возможность появления новых очередей тестирования.

Аналитический сегмент

В рамках опытной эксплуатации аналитического сегмента в хранилище с августа поднимаются данные от 47 инспекций. Поступающая информация включает в себя данные об учете, сведения о расчетах с бюджетом, об исполнении обязанностей, об урегулировании задолженности и процедурах банкротства. Еще одним источников данных служат федеральные ресурсы ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В отличие от транзакционного аналитический сегмент не имеет 3-х летнего ограничения по глубине подъема данных.

АИС "Налог-3" - новая разработка от ФНС Данные предназначены для информационно-аналитических подсистем Досье налогоплательщика и Визуально-сетевой анализ. В базовых налоговых органах начато тестирование подсистемы Досье налогоплательщика 2-й очереди.

Процесс выгрузки в аналитический сегмент является ресурсоемким, в связи с чем, его запуск возможен только в выходные дни в монопольном режиме. С целью исключения проблем с каналами связи и нехваткой дискового пространства при первоначальной выгрузке все регионы разбиты на группы. Для каждой группы определена своя неделя для передачи данных. Последующее обновление данных в хранилище должно быть обеспечено еженедельными инкрементальными выгрузками.

На базе всех налоговых органов страны проводится опытная эксплуатация аналитической подсистемы «Анализ имущественных налогов». Внедрение системы позволит проводить комплексный анализ структуры и прогнозирование поступления имущественных налогов, предоставить доступ к этой информации муниципальным образованиям для определения ставок регионального законодательства. В АИС Налог-3 планируется создание Единого программного продукта, который будет создан на базе аналитического сегмента и который должен объединить и вобрать в себя все имеющиеся информационные ресурсы не только Контрольного управления - ВНП-отбор, Предпроверочный анализ, Досье рисков, задача Риски и др., но и ИР Аналитического управления - Анализ СОИ (Налоговый мониторинг на основе среднеотраслевых индикаторов), Управления камерального контроля – АСК НДС (Автоматизированная система контроля за возмещением НДС), Управления трансфертного ценообразования - Трансфертное ценообразование (сведения о контролируемых сделках).

Цель - создание Единой задачи по автоматизации процессов анализа данных о налогоплательщиках для проведения предпроверочного анализа, для проведения камеральных налоговых проверок, а также планирования и проведения выездных налоговых проверок.

1.Понятие политической элиты

2.Понятие политического лидерства

3.Типология политического лидерства

4.Институт президентства в РК

Список литературы:

1. Мельник В.А. Мораль в политике. Хрестоматия Б.Г. Капустина

2. Горев А.В. Гражданские инициативы и будущее России. М., 1997

5. Ахметгалиев Б. 10 лет: Казахстан и интеграция: научное издание, 2009

6. История политических и правовых учений / Грацианский П.С., Зорькин В.Д., Мамут Л.С. и др. – М., 1983.

7. Мацупа Л.В. Маслихаты. Институционализация. А., 2004

8. Исмагулов Ж. Элита Казахстана, А., 1998.

9.Касымбеков М.Б. Институт президентства, А., 2003.

Власть даже пустого человека наполняет содержанием.

Л. Фейхтвангер

Цель – Определение значимости элит в современном обществе. Исследование сущности, задач, системы рекрутирования политической элиты в условиях демократического развития.

Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства – элиты , формирующей цели развития общества и принимающей важные политические решения. В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Идеи о неизбежности такого деления общества высказывались ещё в глубокой древности. В античной философии элитарное мировоззрение было наиболее полно сформулировано Платоном. Он решительно выступал против допущения демоса к управлению государством, называя его толпой, враждебной мудрости. Платон сопрягал добродетель, мужество и ум как высшие достоинства людей с принадлежностью к аристократии, которая знает, как управлять государством.

Впоследствии элитарные точки зрения высказывали множество мыслителей от Макиавелли до Ницше и Шопенгауэра. Однако как целостная система взглядов элитизм состоялся в 20 веке в работах В. Парето, Г. Маски, Р. Михельса. Вильфредо Парето (1818 – 1923) – итальянский социолог, экономист, внесший весомый вклад в политическую науку. Главный труд – четырехтомный трактат по общей социологии, вышедший в Италии в 1915–1919гг., опубликованный в США на английском языке в 1935 году. Исходил из того, что миром всегда правило и должно править избранное, наделенное особыми психологическими и социальными качествами меньшинство – элита. Люди изначально чрезвычайно отличаются друг от друга по уму, талантам, трудолюбию, честолюбию. Индивидуумы, которые отличаются результативностью, действуют с высокими показателями в той или иной сфере деятельности и составляют элиту. Он исходил из того, что в каждой сфере человеческой деятельности каждому индивиду можно присвоить индекс его способностей, подобно экзаменационным оценкам. Например, тому, кто сумел нажить миллион (неважно, честно или нечестно) присваивается индекс 10, зарабатывающему тысячи лир – 6, тому, кто едва не умирает от голода - 1, а находящемуся в приюте для бедных – 0. Необходимо отметить, что у Парето речь идет о фактическом, а не потенциальном состоянии, то есть индекс способностей человека определяется реальными конкретными достижениями в той или иной сфере.

Роберт Михельс , немецкий ученый, внесший значительный вклад в развитие теории политических элит. Согласно его мнению, сама организация общества приводит к элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархии», суть которого состоит в том, что создание крупных организаций неизбежно ведет к формированию элиты, постепенно превращающуюся в олигархию, так как руководство организацией не может осуществляться всеми ее членами. Происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые неизбежно выходят из под контроля рядовых членов и подчиняют политику своим интересам, заботясь о сохранении своего привилегированного положения.

Итальянский юрист и социолог Г. Моска с других позиций подходил к понятию «элита». Он считал, что политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подвластного большинства (народа). Моска определял элиту как политический класс, который правит, или как класс людей, который выполняет все политические функции и монополизирует власть. Он считал элиту наиболее активными в политическом отношении людьми, ориентированными на власть, организованным меньшинством общества. При этом используются способы более или менее легальные, но которые обеспечивают правящему классу материальные преимущества для существования, жизненно необходимые средства для функционирования политического организма.

В обществе выделяются экономическая элита (крупные собственники, банкиры и др.), политическая элита (лица, занимающие высшие посты в гражданских и военных органах власти), бюрократическая элита, духовная элита (ведущие представители науки, культуры, религии, образования, средств массовой информации). Политическая элита среди них отличается тем, что концентрирует в своих руках политическую власть, управляет обществом, принимает стратегически важные решения.

Какова структура современной политической элиты? Современный индийский политолог П. Шаран выделяет следующие группы в составе политической элиты.

Высшая элита – это люди, занимающие стратегические политические посты: в правительстве, партиях, профсоюзах. Они принимают наиболее важные политические решения.

Средняя элита формируется, прежде всего, из наиболее влиятельных выборных, допущенных к управлению лиц: парламентариев, депутатов, губернаторов, мэров. Как правило, это 5% верхушки законодательной, исполнительной и судебной власти в стране.

Административная элита состоит из высшего слоя государственных служащих, занимающих ключевые позиции в административном аппарате.

Структура и социальная представительность политической элиты непостоянны. Изменения, происходящие в обществе под влиянием его прогресса, оказывают большое влияние на состав элиты. В подготовке политической элиты огромная роль принадлежит партиям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, способных отстаивать интересы тех или иных социальных групп.

Какие существуют способы продвижения к вершинам политической карьеры. Мировая практика различает две системы отбора элит – систему гильдий и антрепренерскую систему . При отборе кандидатов при системе гильдий акцент делается на их политических предпочтениях, строгом следовании правил и предписаниям класса, организации. Вследствие этого для системы гильдий характерна высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, небольшая вероятность политических конфликтов. Тщательность отбора кандидатов обеспечивается большим количеством формальных требований (стаж, возраст, характеристика, партийность и т. д.), отбор осуществляется закрыто и узким кругом селектората. Следование кандидатов одним политическим ценностям обеспечивает высокую групповую сплоченность элиты.

Антрепренерская система отбора основана на иных принципах. Она ориентируется на такие качества кандидатов, как его творческие возможности, способность убеждать, нравиться людям. Такая система открывает доступ к власти (хотя бы формально) различным социальным группам общества, поскольку выдвигает ограниченное количество требований. Например, для выдвижения на пост президента Казахстана достаточно, чтобы кандидату было не менее 40 лет, и он прожил в стране не менее 15 лет. Сам процесс отбора характеризуется острым противоборством кандидатов. Такая система демократична, предполагает приток в элиту наиболее одаренных людей. Обратной стороной данной системы является: частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите, слабая предсказуемость политических решений, частые конфликты внутри элиты и др.

Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Любая совместная деятельность нуждается в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и определении путей и способов их достижения.

Лидерство - явление сложное и многогранное. В настоящее время существует множество подходов к определению понятия лидерства и его природы. Выделим основные из них.

Лидерство рассматривают как разновидность власти.

Под лидерством понимают управленческий статус, связанный с принятием решений и позволяющий влиять на поведение других людей.

Лидерство отождествляют влиянию, характеризующемуся постоянством, воздействием на всю группу, однозначностью направленности воздействия, признанием со стороны группы правомерности руководства.

Суммируя все подходы, можно определить политическое лидерство как постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу.

Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации, в связи с этим существует множество теорий политического лидерства, по-разному трактующих этот феномен.

Функции лидера представляют собой главные направления его деятельности. Обычно выделяют следующие общие функции: программная функция - разработка лидером программы деятельности; диагностическая (аналитическая); мобилизационная функция заключается в возможности лидера обеспечить поддержку своего курса широкими слоями населения и их привлечении к его осуществлению; коммуникативная функция направлена на упрочение каналов политической связи с целью убеждения в правильности курса и предотвращения отчуждения граждан от власти; функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка; функция легитимации политического режима - обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета лидера. В этих случаях режим пытается найти свое оправдание в особых качествах харизматических лидеров.

Типы лидеров. Существуют разнообразные классификации лидеров.

Широко распространенной является типология лидерства, предложенная Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства. В реальной жизни в чистом виде эти образы лидерства не встречаются, а сочетаются у политических лидеров в различных пропорциях. Среди современных концепций политического лидерства, возникших во второй половине ХХ века одной из популярных была концепция американского политолога Р. Такера, в которой он выделяет три основных типа лидера: консерваторы, реформаторы и революционеры.

Таким образом, политическое лидерство сегодня – это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также рекламировании этого «товара» как общего блага.

Ключевые термины по теме лекции: политическая элита, политическое лидерство, аристократия, типологизация политического лидерства, легитимность, легальность, антрепренерская система, система гильдий.

Тема 6


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Политические элиты

Слово "элита" в переводе с французского означает "лучшее", "отборное", "избранное". Определяемое в самой общей форме, это понятие характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций.

Политическая элита -- это немногочисленная, внутренне сплоченная, привилегированная социальная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе.

Ее существование обусловлено действием следующих основных факторов:

1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей);

5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

6) политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

В составе правящей элиты принято выделять ряд элит.

Политическая элита -- это вершина властной пирамиды. В ее состав входят руководители государства, правящих политических партий, члены парламента и др. Политическая элита обладает правом монопольного использования институтов насилия (армия, полиция) в целях реализации своих распорядительных актов и законов.

Деловая, или экономическая, элита обладает большим спектром воздействия на политические процессы, субсидируя политические партии, избирательные кампании, лоббируя соответствующие законы и т. п. В ее состав входят крупные собственники, предприниматели, банкиры и т. д.

Административная, или бюрократическая элита -- высокопоставленные чиновники государственного аппарата, которые по долгу службы должны подготавливать и следить за реализацией управленческих решений, сохраняя нейтралитет и не вмешиваясь в политическую борьбу.

Военная элита состоит из высших армейских чинов, командующих крупными воинскими формированиями. Влияние военно-бюрократической элиты на жизнь общества зависит от уровня милитаризации страны и характера политического режима.

Идеологическая элита -- это ведущие деятели науки, культуры, руководители средств массовой информации, деятельность которых заметно влияет на формирование общественного мнения в стране.

Политическая элита, в свою очередь, подразделяется на:

1) Высшую элиту. Она непосредственно участвует в принятии важнейших политических решений. Это небольшое количество лиц (примерно 100-200 человек), которые занимают стратегические посты в правительстве, парламенте, во влиятельных политических партиях и т. д. Они составляют ядро высшей элиты.

2) Среднюю элиту. К средней элите относят около пяти процентов взрослого населения, одновременно обладающих тремя признаками: высоким уровнем образования, профессионального статуса и дохода.

3) Административную элиту. К ней относят верхний слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления.

Основные функции политической элиты:

Определение стратегических целей развития общества, принципиального содержания политики;

Выработка и реализация государственной политики, защита общенационального интереса;

Координация деятельности всех ветвей власти;

Поддержание политической стабильности общества, защита ценностей и идеалов, характерных для данного общества;

Согласование политических интересов различных социальных групп;

Назначение аппарата органов управления;

Защита корпоративного интереса тех социальных групп, на базе которых сформирована элита.

Формирование элиты -- рекрутирование, циркуляция, круговорот.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская).

Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны:

1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии;

2) небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель -- глава правительства, фирмы и т.п.;

3) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

4) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу, эта черта вытекает из предыдущих -- наличия многочисленных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации.

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов;

5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

2. Политическое лидерство

элита лидерство политический

Лидер -- это наиболее авторитетны член группы, за которым группа признает право на осуществление функций управления и принятия ответственных решений в значимых для нее ситуациях. Лидерство представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации своей деятельности. Особенно велика такая потребность в политике, где необходимо сплачивать, организовывать, координировать и направлять в нужное русло деятельность большого количества людей.

Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных ("реальных") и великих (как великих "героев", так и великих "злодеев"). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.

Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.

Одна из "классических" типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) -- их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, -- это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических -- наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы.

В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, "мечта", способная увлечь массы. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить "купить" эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

Функции лидера:

1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве.

3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.

4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти.

5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Строго говоря, в этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности.

6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются.

Список литературы

1. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005

2. Политология: Учебное пособие / Е.В. Пиульский, П.Н. Гончаров, Л.И. Цыганкова; под ред. Е. В. Пиульского -- Гродно: ГрГУ, 2003

3. Политология: учеб. / А.Ю. Мельвиль [и др.]; М,: Московский государственный институт международных отношений МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История появления термина "элита". Правящая элита, ее структура и составные элементы. Высшая, средняя и административная политическая элита: основные характеристики. Понятие политического лидерства в современной политологии. Типы лидерства по М. Веберу.

    презентация , добавлен 06.12.2013

    Социальные процессы общества. Сущность и природа лидерства. Типы лидеров и их функции. Понятия политического лидерства и политической элиты. Сущность и особая роль политических элит в обществе, их формирование и функции. Политическая элита в России.

    реферат , добавлен 30.08.2010

    Элитарное мировоззрение в античной философии. Концепции Парето, Моска и Михельса. Роль политической элиты в жизни российского общества. Механизмы воспроизводства номенклатуры. Специфика российской технократии. Типологии и функции политического лидерства.

    реферат , добавлен 12.02.2010

    Характерные черты элит в различных концепциях политологов, основы современных представлений. Типы и функции политических элит. Подходы к определению политического лидерства, его классификация, типология лидеров. Сущность основных теорий лидерства.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Понятие и типология правящей элиты. Теоретические построения авторов макиавеллизма. Ценностные теории элит (О. Конт, М. Вебер, К. Мангейм). Сущность, границы и виды элит, пути их формирования. Политическая элита Украины. Природа политического лидерства.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Определение понятий "лидер", "лидерство" и "политическое лидерство". Сущность политического лидерства, его как института власти, его типология и функции. Способы рекрутирования политических лидеров и элит. Психологические аспекты политического лидерства.

    реферат , добавлен 01.09.2010

    Элита как ценностный элемент социальной системы. Административно-бюрократическая, духовная, политическая, военная, финансово-экономическая элита. Значение, структура и функции политической элиты. Теории политической элиты, олигархические тенденции.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Политическое лидерство как один из доминирующих институтов политических отношений: понятие, природа, исторические концепции, типология; анализ и оценка основных проблем; функции лидеров. Особенности формирования политической элиты в современной России.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2011

    Понятие и функции политической элиты, механизмы ее формирования. Теории элит, роль социально-классовых слоев в политической жизни общества. Личности как субъекты и объекты политики, понятие, личностные качества и характеристика политического лидера.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Определение политической элиты, их типология. Характеристика сути и содержания политического лидерства, сущность и особенности, политические технологии. Оценка трудностей и проблем на пути формирования лидеров и реализации лидерами своего призвания.

Термин "элита" обозначают ведущие слои общества, которые осуществляют руководство или достигшим выдающихся успехов в определенных областях общественной жизни, или имеют интеллектуальные или моральные преимущества над другими социальными группами. В зависимости от того, какие функции осуществляет элита в обществе, ее делят на хозяйственную, духовно-интеллектуальную и политическую. К хозяйственной элиты принадлежат выдающиеся предприниматели и менеджеры, к духовно-интеллектуальной - ведущие ученые, деятели искусства и священнослужители, в политической - государственные и политические деятели.

Политическая элита - это организованная группа, которая осуществляет власть в обществе (правящая еліта. или находится в оппозиции к правящей верхушке (контрэлита). Политическая элита участвует прямо или косвенно в принятии и организации выполнения политических решений.

Чтобы понять природу и место политической элиты в обществе, нужно ознакомиться с основными положениями элитарных концепций, среди которых выделяются монистическая и плюралистическая. Монистическая концепция элиты сформулирована в трудах В. Парето, Г. Миллса, П. Бірнбаума. В.Парето указывает на такие основные черты элиты. Во-первых, элита неоднородна (так называемая теория трех С). Она осознает, что является прослойкой, отделенным от общества, объединенная общностью социального происхождения и опыта, отмечается солидарностью при защите собственных интересов. Во-вторых, элита имеет превосходство над массами, что проявляется в таких элитарных психологических качествах, как энергичность, мужество, добродетель. Потеря элитой этих качеств производит к ее упадку. В-третьих, внутри элиты происходят изменения (так называемая циркуляция элит), во время которых она допускает в свои ряды новых членов и тем самым сохраняет господство или сопротивляется структурному и кадровому обновлению, что производит к революции. Р.Міллс, характеризуя американскую политическую элиту, которая, с его точки зрения, состоит из трех верхушек - политической (президент, его советники, высшее администрация), экономической (руководители транснациональных корпораций), военной (руководство Пентагона) - указывает на такие основные черты элиты: общность путей достижения социального статуса, которая выражается в том, что высшие слои американского общества имеют лучшие стартовые условия, чем другие социальные группы, для получения элитарного образования и собственного сохранения и воспроизведения через потомство; взаимозаменяемость, суть которой заключается в том, что любой член экономической верхушки может перейти к политической верхушки, и наоборот. П. Бирнбаум распространяет теорию элиты Г. Миллса на французское общество. По его мнению, элита является закрытой социальной группой, которая передает свое положение из поколения в поколение через механизм социализации - семейное воспитание и система образования. Кроме этого, П.Бірнбаум отмечает, что перемещение элиты происходит из аппарата государственного управления не только в государственный, но и частный сектор экономики.

Сторонники плюралистической теории элиты критически относятся к пониманию руководящей элиты как однородного слоя, которому свойственно самовоспроизводства. Они считают, что в обществе существует много политических элит, которые соревнуются между собой за власть. Самыми известными представителями этой концепции являются Р.Даль и Г. Арон. Сторонники плюралистической точки зрения указывают на то, что демократические механизмы власти обеспечивают конкуренцию и тем самым доступ к ней представителей других социальных слоев. Такая конкуренция между элитами, по мнению плюралістів, дает возможность различным социальным группам влиять на процесс принятия политических решений, поскольку волы могут выбрать ту элиту, которая лучше учтет их интересы.

Анализируя элиты, нужно учитывать конкретно-исторические этапы общественного развития. Каждый тип общества в зависимости от исторической эпохи имеет свои критерии оценки элит. Так, в Древнем Востоке, а также во времена Средневековья принадлежность к элите обусловлено социальным положением: сам факт рождения человека в знатной семье оказывал ей привилегии. Такая элита была замкнутой группой и не подвергалась внешним воздействиям. В буржуазном обществе, в котором были отменены феодальные привилегии, на месте родовых элит появились финансово-промышленные олигархии. В современном обществе к элите относятся люди, которые обладают не только богатством, но и высоким интеллектом. Правила жесткой конкуренции предусматривают вступление или выход из элиты в зависимости от успеха или поражения каждого, несмотря на его социальное происхождение или материальную обеспеченность. В конкуренции растет спрос на людей, которые имеют преимущество над остальными в профессионализме, интеллекте, моральных добродетелях, социальной активности, а социальное происхождение в современных условиях только обеспечивает благоприятные стартовые условия для приобретения элитных качеств, необходимых для достижения успеха в конкурентной борьбе.

Анализируя понятие "элита", остановимся на понятии "квазиелита". ее еще называют псевдоэлитой, антиелітою, охлократичною элитой. Квазиелита - это группа людей, которая занимает ведущие позиции в политической системе, но не соответствует современной модели элитарных черт, не способна выполнять должным образом свои функции. Такая элита компенсирует свою профессиональную несостоятельность, интеллектуальную нищету активной демагогической деятельностью, умело используя инстинкты и стереотипы толпы в собственных интересах.

На основе определенных элитарных черт в контексте конкретного исторического общества и политического режима элиты разделяют на следующие типы: открытые и закрытые, легитимные и нелегитимные, а также фрагментарные, нормативно и идеологически интегрированы. К открытому типу относятся элиты, которые имеют высокую горизонтальную и вертикальную домашняя бухгалтерия без регистрации, то есть способностью пополняться за счет выходцев как из разных элитных групп, так и из социальных низов. Восхождение на высшую ступень элитной иерархии здесь обеспечивается высокими профессиональными и моральными качествами.

В закрытых элитах пополнение рядов происходит медленно, доступ к ним заформализованный и усложненный. В таких элитах при подборе кадров акцент смещается не столько на профессиональные качества претендентов, сколько на их преданность системе или вождю.

Легитимными считаются то элиты, которые получили власть при добровольной поддержке широких слоев и пользуются их доверием, а нелегитимными - то, что господствуют над большинством с помощью принуждения, насилия и идеологии.

Если разделение элит на открытые и закрытые, легитимные и нелегитимные раскрывает способ их формирования, связь с другими социальными гробами, то деление на элиты фрагментарные, нормативно и идеологически интегрированные раскрывает их роль в интеграции общества. Элиты фрагментарные, имея низкий уровень структурной интеграции, небольшую способностью к консенсусу по поводу выбора и сохранения основных громадських ценностей и норм, не обеспечивают стабильности общества. Нормативно интегрированные элиты отличаются высоким уровнем консенсуса в основных правилах политической и общественной деятельности и обеспечивают высокий уровень стабильности общества. Идеологически интегрированные элиты также обеспечивают стабильность общества благодаря жестком партийному и полицейском контроля за их соблюдением.

За идеологическими ценностями элиты бывают демократические, либеральные, тоталитарные и авторитарные.

По видам политической деятельности элиты подразделяются на государственные, региональные, местные и партийные.

Политический лидер - это лицо, которое занимает первые позиции в политических структурах: государственной власти, органах местного самоуправления, политических партиях, группах давления и т.д. Феномен политического лидерства всегда привлекал внимание представителей мировой политической мысли. Макиавелли рассматривал политического лидера как властителя, способного использовать все доступные средства для сохранения власти, наведения порядка. Т. Карлейль и Р. Эмерсон считали лидера творцом истории, наделенным особым талантом. Идею политического лидера как сверхчеловека сформулировал Ф. Нітше. По его мнению, политический лидер - это всегда сильная личность, наделенная всеми возможными достоинствами, которая способна навязать свою волю широким слоям. Г. Тард рассматривал феномен лидерства, исходя из теории подражания. По Г. Тардом, люди склонны действовать, следуя поведение яркой личности, которой является лидер. Марксисты рассматривают политическое лидерство в контексте исторической необходимости и классовых интересов. В таком понимании лидер обслуживает интересы класса, который выдвинул его на политическую арену.

Что касается типологии лидерства, то здесь также существуют различные подходы. Одним из первых, кто предложил типологизировать политическое лидерство, был М. Вебер. Исходя из трех типов легитимного господства, он выделил три типа лидерства: традиционное, рационально-легальное и харизматическое.

Современная политическая наука пытается типологизировать политических лидеров за их профессиональными и социальными чертами, групповыми спорт-функциями в контексте политических ситуаций. Теория черт отмечает, что лидер должен быть наделен совокупностью отличительных черт. Представитель этой теории Э. Богардус утверждает, что лидер выделяется из окружения энергией, умом и характером. Г. Стогділл дополняет эту теорию, раскрывая феномен лидерства через черты личности лидера, отношения между ним и его последователями, уровень власти и масштаб задач, которые он выполняет. Он выделяет такие стили руководства, как авторитарный, убеждающее, демократический, интеллектуальный, исполнительный. Г. Лассуел выделил по стилю политической деятельности лидеров-администраторов, агитаторов и теоретиков. Первые - это лидеры, способные принимать политические решения, готовы к компромиссам, вторые - лидеры харизматического типа, склонны выступать перед публикой, завоевывать авторитет, третьи - лидеры, склонны разрабатывать программы, проекты, но не желают заниматься практической политикой.

Представитель функционального подхода к типологии политических лидеров М.Херман выделил критерии, по которым характеризуют политических лидеров: наличие твердых политических убеждений; индивидуальность политического стиля; мотивы политического поведения; реакция на давление и стресс, то есть поведение лидера в дискомфортной ситуации (в частности, сохранение выдержки и самообладания); обстоятельства, при которых потенциальный лидер стал руководителем, ответственным за принятие политических решений; предыдущий политический опыт; политический климат и ситуация в стране в период становления политического лидера. Этот подход подчеркивает не только на характеристике качеств политического лидера, но и на обстоятельствах, при которых произошло его становление. В политологии также рассматривается феномен лидерства как репрезентатора группы, которая имеет определенный политический интерес. Некоторые исследователи (Т. Парсонс, Ю. Дженингс) считают, что возможности политического лидера, его успех четко обусловлены интересами корпорации, к которой он принадлежит, В связи с этим выделяют неформального и формального лидера. Неформальный лидер имеет влияние на группу благодаря определенным лидерским качествам и может стать формальным лидером. Однако часто формальным лидером становится ординарная личность, без особых задатков.

Становление личности как политического лидера зависит от способа формирования лидерства: бюрократического и антрепренерського. Бюрократический способ предусматривается формирование лидерских узким кругом лиц по определенным, четко заданным критериям (партийность, преданность системе, вождю). За антрепренерським способом - лидер формируется в публичной конкурентной борьбе, где решающим фактором является имидж самой личности, которая борется за лидерство.

в Зависимости от политического режима выделяют два типа лидерства: авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличную политическую власть, монополизм в принятии политических решений. Это лидерство прошло несколько этапов, на каждом из которых был характерен свой тип лидера: тиран, абсолютный монарх, диктатор в тоталитарном и авторитарном режимах. Авторитарный лидер - это по большей части интроверт, сенсорик, этик, ірраціоналіст.

Тип демократического лидерства начал формироваться еще во времена античной демократии и функционирует в современных демократических государствах. Демократический лидер формируется в условиях конкурентной политической борьбы, которая предполагает высокие профессиональные, интеллектуальные и моральные качества. Он, как правило, экстраверт, интуитивный логик, рационалист.

Лидеров можно типологизировать по их отношением к перспективы общественного развития. По этому критерию выделяются следующие типы лидерства: консерватор пытается сохранить древние ценности, адаптировать их к новым условиям; реформатор - изменить общественные структуры, нормы, отжили, придать общественному развитию динамизма, направит его в прогрессивное русло, революционер, отвергая полностью существующие ценности, пытается радикально изменить общественный строй согласно собственных убеждений, которые основываются на абстрактных, в основном утопических идеологических схемах.

Типологізуючи лидерство, применяют еще такие понятия, как вождь и руководитель. Лидер вождистского типа - это лицо, для которого популизм является основным средством достижения цели. Чтобы поддержать свою популярность, лидер-вождь апеллирует к низменным страстям широких слоев (страха, ненависти, вражды). Понятые "руководитель" используют, как правило, для обозначения лица, которая предназначена "сверху", а также лидера общенационального масштаба.

Итак, феномен политического лидера раскрывается через личные черты политика, уровень его команды, тип политического режима и характер политической ситуации.

В Украине всегда существовала проблема национальной политической элиты, способной решать сложные государственные задачи в конкретной исторической ситуации. Такие выдающиеся фигуры украинской политической мысли, как В. Липинский, В. Кучабский, Д. Донцов, объясняли причины поражений украинских национально-освободительных соревнований отсутствием национальной политической элиты. Это утверждение справедливо, если брать во внимание то, что политическая элита может сформироваться в условиях национального государства, когда политика является важной сферой общественной жизни. Кратковременный период борьбы за Украинское государство и еще менее длительное существование этого государства в историческом смысле были недостаточными, чтобы созрела полноценная национальная политическая элита. Коммунистический режим уничтожил не только национальные слои, но и социальную почву для воспроизводства национальной элиты, способной по-современному мыслить и действовать. Роль элиты в тоталитарном обществе выполняла номенклатура. Доминантными чертами номенклатуры был сервілізм чиновников низших рангов перед высшими, конформизм и безынициативность, "тройная мораль" (одно думать, другое говорит, а делать третье), кастовый характер воспроизводства и пополнения рядов, ориентация на международные, а не национальные ценности, глубокая отчужденность от других социальных слоев.

В начале государственного возрождения Украины правящая элита в основном формировалась из разных слоев бывшей номенклатуры, и отчасти - из национал-демократической оппозиции. Одна часть номенклатурной элиты стала на путь укрепления государственной независимости Украины, но относительно политических и экономических реформ заняла половинчатую, выжидательную позицию, а другая - отстаивала сохранение прежнего строя и возврат к "обновленного" СССР.

Правящая элита в Украине на данном этапе общественного и государственного развития оказалась неспособной к быстрым комплексных реформ. Частичные реформы в сфере финансовой стабилизации, приватизации, либерализации внешней торговли, проведенные этой элитой, не могли обеспечить выход Украины на уровень стран с рыночной экономикой. Поэтому Украина развивалась в рамках "третьего пути" - пути олигархического капитализма.

Развитие олигархического капитализма привел к резкому имущественному расслоению общества, где на одном полюсе концентрировались власть и богатство, а на другом - бедность. В таких условиях не могла зародится современная политическая элита и современный тип политического лидера. Общенациональным лидером в Украине считается Президент как высшее должностное лицо в государстве. Но на современном этапе на лидерские общенациональные позиции выдвигается Премьер-министр и лидер парламентской оппозиции, а также лидеры влиятельных парламентских партий.

в Целом процесс формирования национальной элиты и лидеров современного парламентского типа только начинается. Он требует прежде всего создания равных правовых условий для политической конкуренции, проявления различных групповых интересов на государственном уровне. Эта проблема может быть успешно решена благодаря созданию: сбалансированной модели государственной власти с эффективными механизмами сдержек и противовесов;отмена широких привилегий и льгот для политиков и чиновников; отделение бизнеса и политики; разграничение политики и административной деятельности; введение института общественного телевидения и радиовещания; узаконивание преференциальной пропорциональной избирательной системы с использованием региональных списков; переход ВУЗОВ на принципах Болонской декларации.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»