Положения избирательного закона 1905. Высший подъем революции

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

6 Августа 1905 г.

    Государственная Дума учреждается для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный совет, к верховой самодержавной власти.

    Государственная Дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет...

Из положения о выборах в Государственную думу

6 Августа 1905 г.

3. Избрание членов Государственной думы... производится губернским избирательным собранием. ... под председательством губернского предводителя дворянства... из выборщиков, избираемых съездами: а) уездных землевладельцев; б) городских избирателей [необходим имущественный ценз - ст. 16, а следовательно рабочие лишались избирательных прав - ред.]; в) уполномоченных от волостей и станиц. ...

6. В выборах не участвуют: а) лица женского пола; б) лица моложе двадцати пяти лет; в) обучающиеся в учебных заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; д) бродячие инородцы и е) иностранные подданные.

Государственная дума в России: в документах и материалах /Сост. Калинычев Ф.И. М., 1957. С.32, 39.

Большевики призвали рабочих и крестьян к активному бойкоту булыгинской Думы, и выборы в Думу не производились. Нарастающий подъем революции и Всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 года смели Думу (ред.).

Манифест об усовершенствовании государственного порядка

17 Октября 1905 г.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной Нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, ... .

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от Нас властей. ...

Высочайшее повеление

Государь император высочайше соизволил повелеть председателю комитета министров статс-секретарю графу Витте принять меры к объединению деятельности министров впредь до утверждения законопроекта о совете министров. ” Правительственный вестник“ 18 октября 1905г.

Государственная дума в России: в документах и материалах / Сост. Калинычев Ф.И. М., 1957. С. 32, 90, 91.

Избирательный закон 11 (24) декабря 1905 года

Избирательный закон по выборам в Государственную думу, изданный в разгар московского вооруженного восстания 11(24) декабря 1905 г. в отличие от «совещательной» булыгинской Думы предусматривал создание «законодательной» Думы. К ранее установленным куриям - землевладельческой (помещики), городской (буржуазия) и крестьянской - прибавлялась рабочая курия и несколько расширялся состав городских избирателей при сохранении общего числа выборщиков от городской курии. Выборы были не всеобщие. Были лишены права голоса женщины, свыше 2 миллионов мужчин - рабочих мелких предприятий, кочевые народы, военнослужащие, молодежь до 25 лет. Выборы были неравные- 1 выборщик приходился на 2 тыс. избирателей землевладельческой курии, 7 тыс. городской, 30 тыс. крестьянской, 90 тыс. рабочей, т. е. 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.. Выборщики от рабочей курии составляли лишь 4% всех выборщиков в Государственную думу. По рабочей курии к выборам допускались рабочие с предприятий, имевших не менее 50 рабочих. Предприятия с числом рабочих от 50 до 1000 посылали одного уполномоченного. Крупные предприятия посылали одного уполномоченного от каждой тысячи человек. Выборы были не прямые, а многостепенные. Для рабочих устанавливалась трехстепенная, а для крестьян - четырехстепенная избирательная система. Фактически выборы были не тайные.

Манифестом, 17 октября с. г. изданным, мы возвестили о непреклонной воле нашей, не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь к участию в ней, в мере возможности, те классы населения, ко и избирательными правами не пользовались, предоставив дальнейшее развитие общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

Согласно сему, в изменение положения о выборах в Государственную думу и изданных в дополнение к нему узаконений, повелеваем:

I. Предоставить участие в избрании выборщиков в городские избиоательные собрания: 1) лицам, владеющим в пределах города, на праве собственности или пожизненного владения, не менее года недвижимым имуществом, обложенным государственным налогом или городским сбором; 2) лицам, владеющим в пределах города не менее года торговопромышленным предприятием, требующим выборки промыслового свидетельства; 3) лицам, уплачивающим в пределах города не менее года государственный квартирный налог;

4) лицам, уплачивающим в пределах города не менее года основной промысловый налог на личные промысловые занятия; 5) лицам, не менее года занимающим в пределах города на свое имя отдельную квартиру, и 6) лицам (за исключением нижних служителей и рабочих), не менее года проживающим в пределах города и получающим содержание или пенсию по службе государственной или по службе в земских, городских либо сословных учреждениях или на железных дорогах. ...

III. Предоставить участие в съездах уездных землевладельцев, кроме лиц, указанных в положении о выборах в Государственную думу, также и лицам, которые не менее года, на основании письменного о том договора или доверенности, управляют в пределах уезда имением, достигающим по пространству земли, обложенной сбором на земские повинности, размеров, указанных в приложении к статье 12 означенного положения, или на тех же основаниях арендуют, в пределах уезда, такую же землю в упомянутом количестве.

V. Предоставить участие в избрании выборщиков в губернские и городские избирательные собоания рабочим в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности на следующих основаниях:

1. Участие в избрании выборщиков в губернские и городские избирательные собрания предоставляется рабочим всех находящихся в поименованных ниже, в статье 2, губерниях и городах предприятий фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности, в коих общее число рабочих мужского пола не менее пятидесяти. К предприятиям фабрично-заводской промышленности причисляются и железнодорожные мастерские с указанным общим числом рабочих мужского пола. ...

4. Рабочие (ст. 1) избирают из своей среды уполномоченных по существующему расчету: в предприятиях с общим числом рабочих мужского пола от пятидесяти до тысячи - одного уполномоченного, а в предприятиях с общим числом рабочих свыше тысячи - по одному уполномоченному на каждую полную тысячу рабочих.

6. В избрании уполномоченных принимают участие рабочие мужского пола упомянутых в ст. 1 предприятий, кому бы последние ни принадлежали. Не принимают участия в выборах и не могут быть избираемы в уполномоченные либо в выборщики иностранные подданные, а равно лица, означенные в ст. 7 положения о выборах в Государственную думу.

7. Ко времени производства выборов в каждом предприятии, рабочие которого принимают участие в выборах, вывешивается за подписью подлежащего должностного лица фабричного или горного надзора, а в железнодорожных мастерских - начальника мастерской объявление об общем числе рабочих данного предприятия и числе подлежащих избранию от них уполномоченных.

8. Общий по губернии или городу список предприятий, в коих производятся выборы, с указанием общего числа рабочих и числа подлежащих избранию от них уполномоченных оглашается губернатором или градоначальником, по принадлежности, во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность этого списка.

9. Избрание уполномоченных от рабочих производится во всех предприятиях губернии или города по возможности в один и тот же день, назначаемый губернатором или градоначальником, по принадлежности.

10. Избрание уполномоченных от рабочих производится в помещениях, отводимых для этой цели владельцами предприятий. Во время производства выборов лица, в них не участвующие, в указанные помещения не допускаются.

11. Способ и порядок избрания уполномоченных определяются самими рабочими каждого предприятия. Для поддержания порядка во время выборов и для руководства ходом последних рабочие избирают из своей среды одного или нескольких председателей.

12. В уполномоченные могут быть избираемы рабочие мужского пола, достигшие 25 лет и работающие в том предприятии, в котором производятся выборы, не менее шести месяцев.

13. Списки уполномоченных, избранных рабочими каждого предприятия, подписываются председателем и не менее как десятью избирателями. Списки эти передаются фабричному либо заводскому управлению, или начальству железнодорожной мастерской, которые немедленно препровождают их губернатору или градоначальнику, по принадлежности. Копии списков вывешиваются на видных местах для сведения рабочих. В указанных списках должны быть обозначены: имя, отчество, фамилия, звание и возраст лиц, избранных в уполномоченные.

14. Общий по губернии, области или городу список уполномоченных от рабочих, с указанием предприятий, от которых уполномоченные избраны, оглашается губернатором или градоначальником, по принадлежности, во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность этого списка.

15. Съезды уполномоченных от рабочих созываются под предсе-дательством городского головы или заменяющего его лица: губернские - в городах губернских, а городские - в городах, в ст. 2 указанных. О дне и месте производства выборов в съездах заблаговременно оглашается губернаторами или градоначальниками, по принадлежности, во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность такого объявления.

16. Способ удостоверения личности уполномоченных от рабочих предоставляется председателям съездов.

17. Съезды уполномоченных от рабочих избирают выборщиков из своей среды закрытой подачей голосов посредством баллотировки шарами. Избранными считаются лица, получившие более половины избирательных голосов в порядке старшинства избирательных баллов. В случае равенства голосов избрание определяется по жребию. Если число лиц, получивших в съезде уполномоченных более половины голосов, не достигнет подлежащего избранию числа выборщиков, то на следующий день производятся окончательные выборы недостающего числа выборщиков, причем избранными считаются получившие относительное большинство голосов. ...

19. Жалобы на неправильности, допущенные при избрании уполномоченных от рабочих, приносятся уездным, а на неправильности, допущенные при избрании выборщиков,- губернским по делам о выборах комиссиям и разрешаются сими комиссиями с соблюдением правил, постановленных в статьях 45-47 положения о выборах в Государственную думу. При рассмотрении упомянутых жалоб в состав губернских и уездных по делам о выборах комиссий входит один из чинов фабричного или горного надзора, по назначению губернатора.

20. Избранные по губернии или городу выборщики от рабочих участвуют в выборах членов Государственной думы в составе подлежащего губернского или городского избирательного собрания, по принадлежности.

21. Уполномоченным и выборщикам от рабочих, в случае их о том ходатайства, возмещаются из казны путевые издержки по поездке в губернский город на съезды (ст. 15) и на избирательные собрания (ст. 20) по расчету 5 коп. на версту в оба пути. ...

XIII. В дополнение ст. 33 утвержденных нами 18 сентября с. г. правил о применении и введении в действие учреждения Государственной думы и положения о выборах в Думу, постановить:

1. Предварительно избрания волостными сходами уполномоченных в избирательные съезды сельские общества могут производить новое назначение выборных на волостные сходы.

2. Выборы уполномоченных производятся на волостных сходах закрытой подачей голосов посредством баллотировки.

XIV. В изменение и дополнение утвержденных нами 11 октября с. г. правил о применении положения о выборах в Государственную думу к губерниям Царства Польского, постановить:

В Люблинской и Седлецкой губерниях гмины, кои имеют быть особо указаны, выбирают сверх означенных в ст. 7 упомянутых правил уполномоченных от гминных сходов еще по два уполномоченных от каждой из сих гмин. Съезды этих уполномоченных созываются в подлежащих уездных городах, под председательством мировых судей, по назначению местных съездов мировых судей. Означенные съезды избирают из своей среды выборщиков в особое избирательное собрание, которое образуется в г. Холме Люблинской губ., под председательством председателя съезда мировых судей, по назначению министра юстиции Число сих выборщиков имеет быть определено особо. Избирательное собрание в Холме выбирает из своей среды одного члена Государственной думы, сверх числа членов Думы, указанного в приложенном к ст. 2 вышеупомянутых правил расписании их общего числа по губерниям Царства Польского и их городов...

Государственная дума и России в документах и материалах.- М., 1957.- С. 94-102.

Первоначально положение о выборах в Государственную думу было издано 6/9 августа 1905 г. Избирательные права предоставлялись лишь лицам, «владеющим собственностью». Не могли участвовать в выборах целые категории населения, прямо перечисленные в законе: женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие, находящиеся на действительной службе, учащиеся, «бродячие инородцы», т. е. народы, которые вели кочевой образ жизни, все неимущие - рабочие, ремесленники, батраки, деревенская беднота, не являющиеся домохозяевами; 85% мест в Думе предоставлялось помещикам.

Ограничения содержал и новый закон от II декабря 1905 г. Так, по 3 п. (I) участие в выборах могли принимать только рабочие, занимавшие наиболее дорогие квартиры. Современники описали избирательные ухищрения и махинации царского правительства, когда каждый губернатор действовал по своему разумению, каждый пристав по-своему «толковал» избирательный закон.

Согласно Указу от 11 декабря 1905 г. «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу и изданных к нему дополнений» избрание членов Думы производилось на губернских и городских избирательных собраниях. Эти собрания состояли из выборщиков, избранных различным путем.

Порядок избрания выборщиков на губернские или городские избирательные съезды варьировал в зависимости от социальной принадлежнос-

" Основные Государственные Законы Российской империи - свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя. Впервые кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832 г. Содержали два раздела «О священных правах Самодержавной власти» и «Учреждение императорской фамилии». Определяли прерогативы императора, порядок престолонаследия, положения о государственном гербе, государственной печати, государственном языке, вероисповедании и др.

В связи с изданием Манифеста 17 октября 1905 г. в новую редакцию от 23 апреля 1906 г. были включены постановления «о существе верховной самодержавной власти», «о правах и обязанностях российских подданных», «о законах», «о Государственном совете и о Государственной думе», о «Совете министров».

ти избирателей. Съезд уездных землевладельцев состоял из лиц, не менее года владеющих в уезде землей, обложенной сбором на земские повинности или иным недвижимым имуществом, «не составляющем торгово-промышленного заведения», стоимостью не менее 15 ООО руб., некоторые другие категории собственников. В этой группе один выборщик избирался, в среднем, от 2 ООО человек населения.

По Указу от 11 декабря 1905 г. право участия в съездах городских избирателей получила значительная группа лиц, отвечавших требованиям ценза «квартирной самостоятельности», т. е. те, кто в течение года нанимали квартиру или, также в течение года, платили квартирный налог. Благодаря снижению имущественного ценза в городах существенно (приблизительно в 10 раз) увеличилось количество лиц, наделенных активным избирательным правом.

Помимо квартиронанимателей, в городах избирательные права имели собственники недвижимого имущества, обложенного налогом или земским сбором, владельцы торгово-промьшгленных предприятий, лица, получающие жалование или пенсию от государства, органов местного управления, железных дорог. В городах один выборщик приходился на 4 ООО человек населения.

Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Сельский сход, состоящий из крестьян-домохозяев избирал уполномоченных на волостной сход. Сход выдвигал из своей среды двух уполномоченных па съезд, который избирал выборщиков в губернское избирательное собрание. Таким образом, выборы для крестьян включали четыре ступени: I

Сельский сход; II

Волостной сход; III

Съезд уполномоченных от волостных сходов (по два от каждого схода); IV

Выборщики, избранные этим съездом в губернское избирательное собрание.

Один выборщик от крестьян представлял до 30 ООО сельского населения.

В губернском избирательном собрании сначала выборщики от крестьян должны были выдвинуть из своей среды одного члена Думы, а затем уже все собрание избирало остальных депутатов.

В губерниях, где численность рабочих превышала 10 ООО, вводились отдельные губернские съезды уполномоченных (выборщиков) от «рабочих в предприятиях фабрично-заводской и горнозаводской промышленности». В выборах могли участвовать представители фабрик, заводов и железнодорожных мастерских с общим числом рабочих не менее 50 человек. Рабочие таких предприятий получили право избирать одного уполномоченного на каждую полную тысячу рабочих-мужчин. Предприятия, насчитывавшие от 50 до 2 ООО рабочих, - одного уполномоченного на каждое предприятие. Затем уполномоченные избирали членов губернского съезда рабочих-выборщиков (один выборщик от 10 ООО рабочих). В экономически развитых регионах число таких выборщиков составляло порядка 20-30 человек. Например, в Московской губернии (включая город Москву) было 35 выборщиков, в Петербургской (вместе с Санкт-Петербургом) - 24.

Таким образом, для четвертой курии устанавливалась трехступенчатая избирательная система. Благодаря ей на первый план выдвигались мелкие предприятия, и меньшинство рабочих могло получить на выборах перевес над большинством. Общее количество выборщиков от рабочих в стране составляло 236 человек; па первых выборах в Думу (1906 г.) ими было избрано 15 депутатов.

Повсеместно права голоса были лишены лица женского пола, лица, моложе 25 лет, обучающиеся в учебных заведениях, воинские чины армии и флота, состояпдие па действительной военной службе, «бродячие инородцы» и иностранные подданные, а также некоторые должностные лица (губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, полицейские). К выборам также не допускались осужденные за преступления, находящиеся под следствием или судом по обвинению в совершении преступления, недееспособные, лишенные духовного сана или звания, осужденные за уклонение от воинской повинности.

Пассивным избирательным правом обладали все лица, соответствовавшие условиям приобретения активного избирательного права в своей курии. Для избрания требовалось личное согласие кандидата. Чиновники, состоявшие на государственных должностях и избранные в Думу, были обязаны оставить службу. Депутатами не могли быть избраны лица, не владеющие государственным (русским) языком.

Список лиц, имеющих право голоса по курии уездных землевладельцев составляли уездные земские управы, а в неземских губерниях - уездные полицейские управления. В небольших городах избирателей регистрировали городские управы или заменяющие их учреждения, а в населенных пунктах, насчитывающих свыше 30 000 жителей, для ведения списка избирателей создавались участковые избирательные комиссии. Эти комиссии формировались городскими думами из числа лиц, обладающих активным избирательным правом. Они состояли, как правило, из председателя и двух членов.

Учитывая существенное увеличение числа городских избирателей, закон отменял требование об обязательной публикации имен избирателей в местных ведомостях, как это предписывал Указ от 6 августа 1905 г. По новым правилам списки избирателей следовало «выставлять для обозрения в помещениях учреждений, составляющих эти списки».

На каждом предприятии велся список уполномоченных, избранных рабочими. Список направлялся губернатору или градоначальнику, а его копия вывешивалась на видном месте для сведения рабочих. Канцелярии губернаторов (градоначальников) вели общий список уполномоченных от рабочих.

Калужская губернская по делам о выборах в Государственную думу комиссия (1906 г., фото)

Закон устанавливал, что списки выборщиков, избранных в каждой курии «оглашаются губернатором или градоначальником... во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность этого списка». На губернаторов и градоначальников была также возложена обязанность общего надзора «за правильным производством выборов».

Для проверки соблюдения избирательного законодательства и рассмотрения заявлений и жалоб, возникающих в связи с избранием членов Думы, создавались губернские и уездные по делам о выборах комиссии.

Губернскую по делам о выборах комиссию возглавлял председатель окружного суда. Комиссия состояла из следующих должностных лиц: управляющий казенной палатой1, предводитель дворянства того уезда, где находился губернский город, председатель губернской земской или по делам земского хозяйства управы, городской голова губернского города (или лицо, его заменяющее), один из членов окружного суда, назначенный его общим собранием, один из непременных членов губернского или губернского по крестьянским делам присутствия, назначенный губернатором.

Председателем уездной по делам о выборах комиссии являлся член окружного суда, назначенный его общим собранием. В комиссию также входили: уездный предводитель дворянства, мировой или городской судья, назначенный съездом мировых судей или общим собранием окружного суда, председатель уездной земской или по делам земского хозяйства управы, городской голова уездного города, податной инспектор и один из земских начальников, назначенный уездным съездом земских начальников.

" Казенные палаты - в 1775-1917 гг. губернские органы финансового ведомства (с 1802 г. министерства финансов). Ведали сбором налогов, управлением государственными имуществами, винными откупами и др.

Губернское или городское избирательное собрание проходило под председательством губернского предводителя дворянства или городского головы. Оно было правомочно осуществлять избрание членов Думы в случае, если на нем присутствовало не менее половины общего числа выборщиков. При отсутствии кворума собрание распускалось и собиралось вновь через семь дней. Новое собрание считалось состоявшимся при любом числе выборщиков.

В ходе избрания выборщиков и непосредственно членов Государственной думы применялся тайный способ голосования. На съездах выборщиков, а также в собрании уполномоченных от рабочих и на губернских (городских) избирательных собраниях закон предписывал производить тайную баллотировку шарами (способ голосования, применявшийся при выборах земских и городских гласных, органов дворянского управления). Но в случае, если численность избирателей в куриях уездных землевладельцев или городских избирателей превышала 500 человек, следовало производить выборы «посредством подачи записок». Таким образом, впервые в отечественной истории было санкционировано применение избирательных бюллетеней в электоральном процессе - «шелест избирательных бюллетеней становился реальностью»1.

Избиратели подавали свои бюллетени лично. В записке следовало указать имя, отчество и фамилию кандидата, за которого голосовал избиратель. Поскольку в каждом участке избиралось определенное число выборщиков, количество кандидатов, указанных в бюллетене, не должно было превышать числа выборщиков, определенных для данного участка. Одно лицо могло быть указано в записке лишь один раз. В бюллетене запрещалось делать какие-либо отметки, знаки, исправления и подчистки ни на лицевой, ни на оборотной сторонах. В противном случае он признавался недействительным. При подсчете голосов также не учитывались кандидатуры, включенные в бюллетень сверх установленного лимита.

Необходимо отметить, что в это время не существовало такого понятия, как зарегистрированный кандидат. Соответственно, отсутствовала необходимость стандартной формы избирательного бюллетеня. Он мог быть разборчиво написан от руки, напечатан на машинке или типографским способом. Все они считались действительными при соблюдении названных выше требований. Партии типографским способом изготовляли избирательные бюллетени с фамилиями своих кандидатов и распространяли их среди потенциальных избирателей - такая деятельность была важной частью предвыборной агитации.

Избиратель вручал заполненный бюллетень председателю комиссии, последний в присутствии избирателя опускал бюллетень в особый ящик с отверстием на крышке. В названном выше «Положении» говорилось, что «ящик этот, предварительно принятия записок, предъявляется присутствующим избирателям для удостоверения в том, что он пуст и не имеет отверстий, кроме предназначенного для опускания за" Милюков П. Н. Воспоминания: (1859-1917). Т. 1. - М., 1990. - С. 352.

писок. Затем ящик закрывается на замок и опечатывается печатью председателя; а ярлык, на который наложена печать, подписывается председателем, членами избирательной комиссии и желающими из числа наличных избирателей»589.

При принятии бюллетеня в списке избирателей делалась отметка, что данное лицо проголосовало.

Выборы проводились в течение одного дня: с 9 до 21 часа, одновременно на всех участках. В девять часов вечера допуск избирателей в помещение избирательной комиссии для подачи избирательных записок прекращался, но от лиц, находящихся в помещении к данному моменту, записки принимались до тех пор, пока не будут поданы всеми присутствующими избирателями.

По закрытии заседания отверстие ящика, в который опускались записки, опечатывалось, и председатель объявлял присутствующим число поданных записок. Оно фиксировалось в особом акте, заверенным председателем и членами избирательной комиссии.

Представляет интерес процедура обработки бюллетеней в процессе подсчета голосов: «По вскрытии избирательного ящика каждая избирательная записка пронумеровывается, и если она удовлетворяет указанным...

Требованиям и не возбуждает сомнений среди членов комиссии, то звание, имя, отчество, фамилия и номер по избирательному списку каждого лица, обозначенного в записке, прочитываются и, по крайней мере, двумя членами комиссии заносятся каждым на особые карточки. Каждая такая карточка подписывается лицом, ее составившим. По выну- тии из ящика и просмотре всех записок, комиссия обсуждает записки, вызвавшие сомнения, и о принятом ею решении, а равно об основаниях признания записок недействительными, составляет особый протокол, подписываемый председателем и членами комиссии. Затем карточки, в кои внесены предложенные в выборщики лица, располагаются по алфавиту указанных в них фамилий и подсчитываются.

" Институт выборов в России. Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей XIX - начала XX в./ Под общ. ред. А. А. Вешнякова. - М., 2001. - С. 549.

означенные записки, а равно карточки с именами предложенных в выборщики лиц складываются, соответственно роду записок и карточек, в особые пакеты, опечатываемые затем печатью председателя комиссии на ярлыке, подписанном всеми членами комиссии и желающими из числа присутствующих при этом избирателей. Тем же порядком опечатывается и ящик с невынутыми записками.

По окончании подсчета голосов и объявлении имен лиц, предложенных в выборщики, составляется за подписанием председателя и членов комиссии протокол, в который заносятся: а) число всех вынутых из ящика записок, б) число всех прочитанных записок, в) число записок, признанных недействительными, с приведением оснований, к тому послуживших, и г) список лиц, избранных в выборщики. Затем избирательные записки и карточки запечатываются в особые пакеты»".

Для избрания выборщиком или уполномоченным требовалось получить более половины от общего числа поданных голосов (в 26 крупных городах - относительное большинство голосов). При равенстве голосов победитель определялся по жребию. При выборах членов Думы в губернском (городском) избирательном собрании сначала тайным голосованием записками производилась номинация кандидатов, а затем - непосредственно выборы - в порядке большинства полученных голосов. Избранным считалось лицо, получившее более половины голосов. Если число избранных таким образом членов Думы было меньше квоты, установленной для губернии (города), на следующий день созывалось новое собрание для довыборов недостающего числа депутатов. Если и эти выборы завершались безрезультатно, на новом собрании было достаточно получить относительное большинство голосов. Комиссия извещала кандидатов об их избрании выборщиками. Если в течение трех суток со дня получения извещения данные лица не заявляли губернской по делам о выборах комиссии об отказе от «принятия звания выборщика», они считались «принявшими это звание». В случае отказа избранного лица от принятия звания выборщика он замещался, с соблюдением того же порядка, следующим по списку лицом, получившим наибольшее число голосов.

Избирательное законодательство эпохи становления российского парламентаризма также определяло порядок правовой защиты соблюдения законности при выборах депутатов высших представительных органов. 8 марта 1906 г. был издан именной высочайший указ «О временных правилах об ограждении свободы и правильности предстоящих выборов в Государственный совет и Государственную думу, а также беспрепятственной деятельности сих установлений».

Этот закон устанавливал наказания за различные виды действий, нарушающих предусмотренные правила осуществления избирательного процесса. Причем им предусматривалась уголовная ответственность как отдельных лиц, так и групп, а также представителей властных структур: «Виновный в воспрепятствовании избирателю или выборщику угрозою, насилием над личностью, злоупотреблением властью или отлучением от общения свободно осуществлять право выборов в Государственный совет или Государственную думу наказывается: заключением в тюрьме от четырех до восьми месяцев.

Если сне деяние учинено несколькими лицами или же служащим в правительственном или общественном установлении при исполнении служебных обязанностей по наблюдению за правильностью выборов, то виновный наказывается: заключением в тюрьме от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев.

Сверх того, если виновный принадлежит к числу лиц, пользующихся правами государственной службы и преступное деяние учинено им при исполнении служебных обязанностей, суду предоставляется присоединить к тюремному заключению удаление от должности»1.

Наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до восьми месяцев предусматривалось и за призывы «к противодействию выборам в Государственный совет или Государственную думу или к массовому воздержанию от участия в сих выборах».

Исходя из опыта земских и городских выборов, законодательство предусмотрело наказания за подкуп избирателей: «Виновный в склонении посредством угощения, подарка или обещания личной выгоды, избирателя или выборщика к подаче при выборах в Государственный совет или Государственную думу голоса в пользу свою или другого лица наказывается: заключением в тюрьме от двух до восьми месяцев»2.

Тому же наказанию подвергался избиратель или выборщик, согласившийся за угощение, подарок или личную выгоду подать голос в пользу какого-либо лица. Кроме того, виновные могли быть лишены судом избирательного права на предстоящих выборах в Государственный совет или Государственную думу.

Следует учитывать, что подготовка к выборам проходила в ситуации, когда в стране шел процесс революционной борьбы. Многие регионы были охвачены восстаниями, волнениями. Экстремистские революционные группы совершали террористические акты, преследующие цель запугать власти, парализовать их деятельность. Предстоящие собрания избирателей и выборщиков вполне могли стать объектом террористических акций. В связи с этим, Указ от 8 марта 1906 г. определял наказания за «воспрепятствование занятиям предвыборных собраний, собраний по выборам в Государственный совет или Государственную думу и выборных комиссий угрозами, насилием над личностью, злоупотреблением властью, повреждением помещения, предназначенного для собрания, а также искусственным заражением в нем воздуха» в виде (если не подлежит за совершенные им действия более строгому наказанию) лишения всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и отдачею в исправительные арестантские отделения от полутора до двух лет. То же преступление, совершенное группой лиц наказывалось более строго - от четырех до шести лет арестантских рот.

Законодательство 1905-1906 гг. различало следующие виды правонарушений, связанных с избирательным процессом: голосование, произведенное лицом, не имеющим избирательного права, неоднократное голосование в рамках одного избирательного съезда или голосование в нескольких избирательных участках, голосование за другое лицо при отсутствии на это полномочий, умышленные злоупотребления при подаче или подсчете голосов, похищение или повреждение списков избирателей.

Согласно нормам законодательства 1905-1906 гг. были проведены выборы в Первую Государственную думу (они состоялись в феврале-марте 1906 г.) и во Вторую думу.

Деятельность I Думы показала, что большинство депутатов настроено оппозиционно по отношению к правительству. Царь решил применить свое право роспуска Думы и 8 июля 1906 г. Дума была распущена. Однако при этом было объявлено о выборах в новый состав данного учреждения. Выборы II Думы прошли в январе-феврале 1907 г. Но и в новом составе Дума не была в достаточной степени лояльна.

Весной 1907 г., когда революционное движение явно пошло на убыль, правительство приступило к разработке нового избирательного закона. Оно руководствовалось прежде всего политическими мотивами - желанием сохранить произошедшие за время революции перемены в государственном устройстве и обеспечить думское большинство, состоящее из консервативных, промонархически настроенных депутатов.

П. А. Столыпин, сменивший С. Ю. Витте на посту премьер-министра и председателя Совета министров, начал работу над существенным изменением «думской» избирательной системы. Ответственная работа была поручена чиновнику министерства внутренних дел С. Е. Крыжа- новскому590, принимавшему ранее активное участие в разработке «Булы- гинской думы» и других актов выборного законодательства. Вскоре им было подготовлено два проекта; первый предполагал разделить избира- Горщгыя курил VrUHLlH JV-i.ni ШІ ГЫОД ГИ« /ііадиочо- ртИДЛИ"ШЬ- ч#нкы\ чт ч ємних ьт ВВДЮСТТЙ ".TJItMli

Государств енная Дума

J"n;LB.v У"щиі (rnptifc ht*} Ни.imir і. ?,"(» WMIKH гііе VTtp*M Горипэи Kjrpml Первая Втора о ricp^, ftrapoii CWI IVU ПфОДГШІ rOpUJtKM n It)бм]ы- и-(йирлїм ну*

УПрЛІїОМОЧГСИІІМК llT.VlJW.tKJI*

Подчинение

Высший надзор и обжалование

Местный надоор. составление

списков ii-ifiiipareieu, организация піл борой, обжалование

** Ныбориыо. шичруиііии РНІІЛЛ-ГИІЧИ

чад Стадичики

г т І сЛЗ-іпіл

«тол Хуто(ихи аг мрсллрпгггаз г }

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»