Сопоставление политических систем различных стран мира таблица. Курсовая работа: Политические системы стран мусульманского мира

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Раздел 1. Общая экономико-географическая характеристика мира

Тема 1. Политическая карта мира

В современной социально-экономической географии не существует устоявшейся типологии стран мира по уровню социально-экономического развития. Все предложенные типологии являются условными, поскольку положенные в основу любой из них критерии выбираются в основном на усмотрение автора. Тем временем те или иные ты пології необходимые для анализа и сравнение социально-экономического развития стран. И определенную типологию выбирают в зависимости от задач, которые ставятся во время изучения и исследования страны. Предложите собственную типологию стран мира.

ОБОБЩЕНИЕ

Политическая система - это совокупность норм, которые определяют права и обязанности государства и общественных объединений и регулирующих их взаимоотношения.

Главные типы политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный. Экономическая система является способом экономической жизни; основные экономические системы - рыночная, плановая и переходная (от плановой экономики к рыночной).

Различают три основные типы стран современного мира: экономически развитые страны, страны переходного типа экономики и страны, что развиваются.

Реализация внутренних и внешних функций государства с определенным образом организованной общественной жизнью зависит от того, какая политическая и экономическая система в ней сложилась на том или ином этапе развития.

Политическая система зависит от политического режима, возникает как результат взаимодействия государства и общества при определенных исторических условиях. Современная наука различает следующие основные типы политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный. Разновидностями также фашистский теократический, режим военной диктатуры, или хунты, расистский режим (апартеид) и т.д..

Политический режим определяет конкретные формы того, как правительство управляет государством, контролирует и управляет процессами в обществе, это способ управления, который складывается под влиянием многих участников политического процесса и не устанавливается никакими законодательными актами.

Демократия - политическая организация общества, характеризующаяся участием народа в управлении государственными делами.

Элементы демократического государства сложились еще в Древней Греции и Древнем Риме, но полно они определились в процессе развития государства США (конец XVIII в.). Сейчас демократические системы управления характерны для большинства стран мира.

По современным представлениям, демократическое государство - это правовое государство. Все люди в ней свободны и равны, их права и свободы определяются нормами Декларации прав человека. Источником власти является народ, который участвует в формировании органов государственной власти и управлении своей страной путем волеизъявления в процедурах выборов, референдумов и т.п..

Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, формируются механизмы сдерживания и уравновешивания ими друг друга. Реализуются принципы выборности и периодической сменяемости органов государственной власти. В отношениях между институтами власти и человеком действуют нормы верховенства права: нормы Конституции и законам государства распространяются на деятельность всех государственных, общественных институтов (включая правящую партию), на всех граждан и на все сферы жизни общества. Важно, что граждане выбирают основы отношений сознательно, при этом демократичность политической системы может воплощаться не только за республиканских форм правления. Например, сейчас демократическими есть конституционные монархии Великобритании, Швеции, Нидерландов, Норвегии или Японии.

Авторитаризм - система политической власти, характеризуется сосредоточением власти в руках одного лица или ограниченной группы лиц; сужением политических прав и свобод граждан и политических организаций; жестким принуждением соблюдать законы.

Примеры авторитарного правления - политический режим послевоенных десятилетий во Франции, режимы, существовавшие в 70 - 80-х годах XX в. в Испании, Чили, Республике Корее и т.д.. Авторитарным есть прямое президентское правление, применение которого при чрезвычайных ситуациях (стихийное бедствие, техногенная авария, социальные беспорядки и др.) предусматривает законодательство многих стран мира. Авторитарных признаков может приобрести и любое государственное правление, если какая-то из ветвей власти - законодательная или исполнительная (или президент) - возьмет на себя функции и полномочия других.

Крайним проявлением авторитаризма является военная диктатура, или хунта. В десятках государств время от времени правили военные, на начале XXI в. государствами с временным военным правлением были Либерия, Гана, Буркина Фасо, Судан, Мьянма.

Тоталитаризм - закрытое и малоподвижная политическая система, в которой все - от воспитания детей до производства и распределения товаров - находится под жестким контролем центра.

Исторически тоталитарные государства формировались тогда, когда один человек или ограниченный круг чиновников перебирали контроль над основными ресурсами и средствами производства страны. Так, тоталитарными были империи и царства на территории материка Евразии, экономическую основу которых составляло сосредоточение в руках правящей верхушки владения землей (или землей и водой); тоталитарными были нацистская Германия и коммунистический Советский Союз, теократический режим талибов в Афганистане в конце XX в. и тому подобное.

Итак, если в стране, все экономические ресурсы которого сосредоточены в руках государства, если попираются права человека, за действиями и мыслями людей следят специальные службы, если исчезает возможность справедливых выборов и обновления власти, навязывается доминирование одной политической партии или силы, а любые Любая оппозиция режиму расценивается как преступление, когда устанавливается моральный и интеллектуальный диктат требованиям единодушия и единомыслия, - это тоталитаризм. В современных условиях крайне невыгодно иметь репутацию тоталитарного режима, поэтому такие режимы пытаются прикрываться маской демократизма.

По признанию многих зарубежных и российских политологов в настоящее время основной тенденцией изменения политических систем является их демократизация. Один из авторов теории «третьей волны демократизации» С. Хантингтон считает, что первая (1820–1926) и вторая (1942–1962) волны, приведшие к становлению демократических систем, соответственно, в 29 и 36 странах, закончилась своеобразными отливами, во время которых, в одном случае 6, в другом – 12 политических систем вернулись к авторитаризму. «Третья волна» демократизации, по мнению С. Хантингтона началась в 1975 г. и продолжается и в XXI в. За это время перешли от авторитаризма к демократии Греция, Португалия, Испания, Доминиканская республика, Гондурас, Перу, Турция, Филиппины, Южная Корея, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Россия, Украина и др. По мнению исследовательского центра «Дом свободы» (США) в 1996 г. из 191 страны мира 76 были демократическими, 62 – частично демократическими и 53 – недемократическими; в 1986 эти цифры составляли, соответственно, 56, 56, 55 (всего 167 стран). Следует отметить, что переход к демократии (политическая реформа) не всегда автоматически ведет к экономическому процветанию и повышению жизненного уровня, а, следовательно, и оценке населением тех преимуществ, которые несет демократия. С экономическими трудностями в условиях модернизации сталкиваются многие страны Азии, Латинской Америки, Африки, Восточной Европы, в том числе и СНГ. Ориентация на ускоренный экономический рост резко увеличивает неравенство в обществе и ослабляет демократию. Это требует от политиков определенных усилий по консолидации общества, укреплению политических институтов.

Исходя из сказанного, политические системы можно подразделить на демократические, переходные к демократии (в стадии демократизации или консолидации) и недемократические или тоталитарные.

7.1. Различия современных политических систем по принципу формирования правительства

продолжение

Комментарии

Кроме вышесказанного, политические системы различаются еще по формам правления и государственному устройству Различия по форме правления практически не оказывают воздействие на структуру и режим политической системы. Действительно, политические структуры с монархической формой правления, например, Норвегии, Дании, Швеции мало чем отличаются от политической системы республиканской Финляндии.

Гораздо большее воздействие оказывает принцип формирования правительства. По этому критерию политические системы подразделяются на парламентские республики или монархии и президентские республики, о различиях их функционирования дает представление схема 7.1.

7.2. Различия современных политических систем по принципу государственно-территориального устройства

продолжение

Комментарии

Большое значение для структуры и функционирования политической системы общества имеет также государственно-территориальное устройство (см. схему 7.2). В федеральном государстве избирается, как правило, двухпалатный парламент, так как одна из палат (обычно нижняя) представляет групповые интересы населения, а другая (верхняя) – интересы субъектов федерации (штатов, земель, республик, провинций). Хотя в некоторых унитарных государствах также существуют двухпалатные парламенты (например, Италия, Франция), но это является скорее исключением, чем правилом и объясняется не необходимостью учитывать интересы субъектов федерации, а влиянием исторической традиции, других причин. Конфедеративное государственно-территориальное устройство кроме государственных институтов обуславливает функционирование еще и союзных (конфедеративных) органов.

Итак, современные политические системы различаются по структуре и функционированию (режимам), форме правления и по государственно-территориальному устройству.

Главным документом, характеризующим политическую систему страны, является конституция. Кроме того, для анализа политической системы важное значение имеют такие основополагающие законы о политической сфере общества, как закон о выборах, закон о политических партиях (общественных организациях), закон о средствах массовой информации и др. Хотя не во всех странах считают необходимым принятие таких законов, а руководствуются конституционными правами и свободами человека, политическими традициями, нормами международного права (например, США). В других странах наоборот, имея веками наработанные законы, традиции, исторические прецеденты, не считают необходимым принимать целостный документ – конституцию, считая, что ее составляют отдельные законы, все нормы и традиции сложившиеся в политической сфере общества (например, Великобритания).

Осознание социологами и политологами такого явления, как политическая система, пришло еще в середине XX века. Этот термин подразумевает широкий комплекс правовых норм и институциональных органов, которые определяют своей формой жизнь общества.

В тот же период были выделены и основные типы общества. Каждый из этих типов имеет характерные особенности в отношениях между властью и населением и в способе осуществления этой власти. Типы современных политических систем довольно разнообразны уже потому, что различные страны и государства в разных уголках планеты прошли через абсолютно уникальные исторические условия, подарившие им собственные цивилизационные, ментальные и прочие особенности. К примеру, известное сегодня каждому школьнику демократическое устройство никак не могло зародиться в среде восточных тираний. Оно было кровным детищем развития европейского капитализма.

Типы политической системы

Нынешние политологи различают три основных типа, существующих сегодня на планете, и множество смешанных вариантов. Однако рассмотрим главные.

Типы политической системы: демократия

Современные демократические устройства предполагают ряд обязательных принципов. В частности, разделение что является дополнительной мерой защиты от ее узурпации; регулярное смещение правительственных лиц путем перевыборов; равенство всех людей перед государственными законами вне зависимости от должностного, имущественного положения или каких-либо других преимуществ. И центральным принципом этой концепции является признание народа носителем высшей власти в стране, что автоматически предполагает служение этому народу всех правительственных структур, его право на свободную их смену и восстание.

Хотя абсолютное большинство мировой общественности признает демократическое устройство самым прогрессивным, однако узурпация власти иногда все же случается. Примером могут послужить военные перевороты, преемственность от архаичных форм, как в некоторых монархиях, сохранившихся до наших дней.

Эта система характеризуется тем, что все правительственные полномочия сосредотачиваются в руках группы лиц или вовсе одного человека. Нередко авторитаризм сопровождается отсутствием в государстве реальной оппозиции, нарушением самой властью прав и свобод ее граждан и так далее.

Типы политической системы: тоталитаризм

Тоталитаризм при первом взгляде весьма напоминает авторитарное устройство. Однако, в отличие от него, здесь вмешательство в общественную жизнь более глубокое и вместе с тем более тонкое. При тоталитарной системе граждане государства с ранних лет воспитываются в убеждении, что именно власть и путь - единственно верные. Таким образом, в тоталитарных системах власть получает гораздо более цепкий контроль над духовной и общественной жизнью общества.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»