Была ли в ссср демократия. Социал-демократическая идеология

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Социал-демократизм имеет коммунистические корни. Как и коммунизм:

    Осуждает капитализм , считая его социально несправедливым обществом. В программных документах социал-демократов записано: «Социализм стремится преодолеть капиталистическую систему экономическим строем, при котором интересы общества стоят выше интересов прибыли».

    Объявляет себя идеологией, защищающей интересы трудящихся классов .

    Провозглашает своей целью социализм. Полагает его единственно справедливым обществом, но называет, в отличие от марксистов-ленинцев (что принципиально важно) «демократическим ». Отсюда и название идеологии – «социал-демократическая».

Справочно

Первая марксистская партия в России называлась Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), которая в 1903 г. раскололась на РСДРП(м) (меньшевиков) и РСДРП(б) (большевиков). В дальнейшем РСДРП(б), которую возглавил В.И. Ленин, стала называться РКП(б) (Российской коммунистической партией большевиков), т.е., как утверждал её основатель, «последовательно марксистской».

Основоположники социал–демократической идеологии – бывшие сторонники К. Маркса Э. Бернштейн (1850-1932), К. Каутский, а также Адлер, Бауэр. От теории марксизма они полностью отошли в начале 20 века. А в середине 20 в. завершилось и политическое оформление социал-демократии.

В 1951 году социал-демократические партии мира объединились в Социалистический Интернационал. Сегодня Социнтерн – самое многочисленное международное объединение, насчитывающее около 170 социал-демократических и лейбористских партий из более 100 стран мира. Среди них страны, в которых эСДэки систематически приходят к власти на выборах. Это ФРГ, Франция, Австрия, Италия, Испания, Португалия, Греция и, особенно, скандинавские страны (в которых, как считается, уже построен демократический социализм) и др. Наиболее известные социал-демократы среди государственных деятелей современной эпохи – В. Брант (бывший канцлер ФРГ), У. Пальме (бывший премьер-министр Швеции), Б. Крайский (бывший глава правительства Австрии), Франсуа Миттеран (бывший президент Франции). Среди ныне здравствующих западных влиятельных социал-демократов и лейбористов Г. Шрёдер (ФРГ), Т Блэр и Г. Браун (Великобритания) и др.

Социал-демократических позиций придерживался первый и единственный президент СССР М.С. Горбачёв, который после развала Советского Союза провозгласил создание социал-демократической партии в России. В настоящее время о своей приверженности социал-демократической идеологии заявляет политическая партия Справедливая Россия, которая в 2007 году в числе 4 из 11 участвовавших на выборах партий прошла в Государственную Думу.

Принципиальные отличия социал-демократической идеологии от коммунистической заключены в различном понимании способов перехода от капитализма к социализму, а также самого социализма.

Социал-демократы в отличие от коммунистов:

    Отрицают необходимость классовой борьбы, настаивая на социальной солидарности всех классов и слоев общества.

    Отвергают идею революции как способа насильственного изъятия трудящимися государственной власти и собственности у буржуазии, предпочитая ей реформы.

    Настаивают на эволюции, т.е. на постепенной трансформации капитализма в социализм посредством реформ через развитие и совершенствование демократии и всеобщего избирательного права. «Социалисты стремятся создать общество свободы демократическими средствами».

    Отрицают необходимость диктатуры пролетариата как политической свободы и демократии только для рабочих, трудящихся классов и настаивают на свободе и демократии для всех классов и социальных групп.

Таким образом, социал-демократизм – политическая идеология, провозгласившая своим идеалом демократический социализм, базовыми ценностями которого являются свобода, справедливость и солидарность, основанные на принципах политической, экономической, социальной и международной демократии. Демократический социализм – это «справедливое общество, в котором свободные люди сотрудничают в качестве равных».

Каковы средства и способы формирования такого общества, в котором будут торжествовать принципы демократического социализма?

С точки зрения марксизма, как мы помним, – это классовая борьба трудящихся за собственность и власть против буржуазии до полного ее уничтожения. В результате революции собственность и власть окажутся в руках тех, кто трудится, кто производит материальные блага, т.е. у большинства населения, в руках народа. С точки же зрения социал-демократов классовая борьба и революция – это противоестественный путь в никуда. Социализм должен вызреть естественным путем, т.е. путем эволюции, постепенно в рамках капитализма за счет совершенствования всесторонней демократии, т.е. расширения участия трудящихся в управлении всеми (а не только политической, как у либералов) основными сферами жизни общества – политической, экономической, социальной и международной. «Социализм может быть осуществлён только через демократию, демократия может быть полностью реализована только через социализм» 20 – таков исходный базовый политический принцип социал-демократической идеологии. При этом демократия окажется властью не одного класса (только трудящихся), но демократией для всех классов и слоев общества, сотрудничающих между собой на равных основаниях.

Отсюда основополагающие принципы или – критерии зрелости общества демократического социализма :

Политическая демократия. Означает реализацию всего комплекса либеральных политических прав и свобод человека, изложенных во Всемирной Декларации прав человека ООН 1948 г., включая:

    Весь комплекс политических свобод и прав человека и гражданина;

    Свободные выборы – основной политический рычаг, способ или средство продвижения капиталистического общества к социализму (а не революция);

    Правление большинства при соблюдении прав меньшинства;

    Многопартийность;

    Равенство всех граждан перед законом;

    Право этносов (наций и народностей) на культурную автономию

    Независимый суд и др.

Цель политической демократии – расширение участия трудящихся в управлении государством.

2. Экономическая демократия означает:

    Приоритет интересов общества над частными интересами;

    Многообразие, равенство и сотрудничество различных форм собственности (частная, коллективная, государственная и др.);

    Реальное участие трудящихся и их объединений в управлении экономикой и производством;

    Демократический контроль государства над плановой экономикой и др.

Цели экономической демократии – обеспечение занятости, повышение жизненного уровня трудящихся, справедливое распределение доходов.

3. Социальная демократия означает:

    торжество социальной свободы, справедливости и солидарности;

    реализацию социальных прав всех групп и слоев общества;

    удовлетворение элементарных жизненных потребностей всех членов

общества и др.

Заметим: по сути это реализация принципов социального государства.

Цели социальной демократии – обеспечение реальных прав граждан на труд, отдых, жилье, образование, здравоохранение, обеспечение в старости и при невозможности трудиться; устранение неравенства между мужчиной и женщиной, этническими общностями людей, городом и деревней, центром и регионами и др.

4. Международная демократия означает:

    Добровольное сотрудничество и мир между народами;

    Партнерство и солидарность с целью преодоления неравенства стран и континентов, международных конфликтов и глобальных проблем и т.д.

Цель международной демократии – создание благоприятных внешнеполитических условий для становления и развития общества демократического социализма во всех странах мира. Социализм, записано в программных документах Социалистического интернационала «…с самого начала был движением международным… Он является международным потому, что он признаёт, что ни один народ не может разрешить своих экономических и социальных проблем в одиночку».

Таковы основные положения социал-демократической идеологии и провозглашаемого ею социального идеала – общества демократического социализма. Достижение этого идеала – задача отдалённого будущего. Да и сам идеал, как считают адепты социал-демократии, с течением времени неизбежно будет обновляться, наполняться новым содержанием. Поэтому главные усилия и политическую волю необходимо направлять на решение каждодневных проблем , имея в виду лишь общее представление о будущем устройстве социалистического общества. Именно это имел в виду основоположник социал-демократической идеологии Э. Бернштейн, утверждая: «Конечная цель – ничто, движение – всё».

Ленин учил, что самой сильной стороной советского строя, по сравнению с прежними формами жизни общества, является участие всего народа в строительстве нового общества, что социализм побеждает при самостоятельном историческом творчестве большинства населения. Ленинизм дал научное объяснение этой особенности развития социалистического общества. Все прошлые уклады общественной жизни возникали без сознательного участия народных масс. Так, развитие буржуазного уклада не требовало сознательного творчества масс или организаторской работы какой-либо партии, ибо этот уклад стихийно возникает еще в недрах феодального общества. Социализм же возникает и развивается не сам по себе, не стихийно, он сознательно, по плану, строится всем народом под руководством партии коммунистов. Понятно, что построить новое общество сознательно, руками всего народа, перестроить основы жизни многих миллионов людей возможно лишь, развернув все творческие силы, энергию и таланты народа. Отсюда понятна ленинская идея о том, что по мере вовлечения масс народа в активную жизнь, в историческое творчество, должен возрастать и размер той массы населения, которая является сознательным историческим деятелем. Советская демократия как раз и выражает тот исторический факт, что советский народ стал сознательным творцом нового общественного строя. Товарищ Сталин говорил, что судьбы народов и государств решаются теперь, прежде всего и главным образом, миллионными массами трудящихся.

«Рабочие и крестьяне, без шума и треска стоящие заводы и фабрики, шахты и железные дороги, колхозы и совхозы, создающие все блага жизни, кормящие и одевающие весь мир, – вот кто настоящие герои и творцы новой жизни» (И. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 422).

В советском обществе, где нет враждебных друг другу классов и угнетения наций, а государство стоит на страже интересов всех трудящихся, народ по-настоящему творит политику и осуществляет ее в своей созидательной деятельности. Эта особенность советской демократии объясняет, почему законом жизни советского общества является все нарастающее движение его вперед. Тот факт, что советские рабочие, крестьяне, интеллигенция сознают, что их страна не может стоять на месте, что она должна непрестанно идти в гору, тот факт, что весь наш народ стремится содействовать своим трудом этому движению всего общества вперед, является огромной внутренней силой советского общества. Трудящиеся нашей страны считают своим долгом постоянно повышать производительность труда, ибо увеличение богатства общества в условиях социализма означает также рост материального и культурного благосостояния всех его членов. Правда, в условиях тяжелой войны против немецких захватчиков наша страна ради сохранения самого существования народа и его социалистических приобретений была вынуждена направить все основные средства и силы для нужд армии и фронта. Жить в эти годы было трудно, каждому пришлось ограничиться лишь самым необходимым и испытывать лишения. Но эти военные тяготы с лихвой окупились. Наш народ отстоял свою жизнь, свободу, социалистический строй, свою советскую демократию. Тем самым он отстоял главное условие, которое дает возможность в короткий срок быстро двинуть вперед все развитие страны, значительно повысить материальный и культурный уровень жизни всех трудящихся Советского Союза.

Таким образом, ленинская идея о сознательном творчестве общественной жизни самим народом находит в нашей стране практическое осуществление. В этом и состоит основа неодолимого восходящего развития советского общества, внутренняя сила советского государства, важнейшее условие и проявление народной советской демократии. В этом же состоит глубокий смысл указания Ленина о том, что советская демократия поднимает, воспитывает, обучает всю гигантскую массу трудящихся классов, «до сих пор стоявшую совершенно вне политической жизни, вне истории» (В.И. Ленин, Удержат ли большевики государственную власть? Соч., т. XXI, стр. 258).

Эта особенность нашей советской демократии вызывает по мере расширения и развития демократии постоянное укрепление советского государства. До сих пор исторический опыт политического развития состоял, в частности, в том, что народным массам приходилось бороться с буржуазным государством, дабы сохранить и отстоять уже достигнутые демократические права. В советском обществе народ и его государство одинаково заинтересованы в расширении и расцвете демократии для трудящихся, ибо, чем шире вовлекаются все трудящиеся в активную политическую жизнь, тем прочнее, могущественнее становится советское государство. Эта особенность советского общества дает возможность постоянно развертывать и всячески расширять советскую демократию в ходе развития социализма.

За последнее время ни один вопрос современной политической жизни не вызывал столько разноречивых суждений в мировом общественном мнении, как вопрос о демократии. Однако в этих суждениях весьма редко учитывалось то простое, но решающее обстоятельство для понимания смысла и характера демократии, что проверка всякой демократии должна производиться по действительным, фактическим результатам ее влияния на общество, на разрешение в нем основных социальных вопросов. Различные противники и недруги советской демократии предпочитают умалчивать об этой важнейшей стороне дела, так как от всех их рассуждений о демократии не остается буквально и следа, если обратиться к фактам.

Возьмем основной вопрос всякой демократии – вопрос о политических правах трудового человека. В нашей стране ликвидирован тот несправедливый порядок, свойственный капиталистическому обществу, при котором заводами, фабриками владеют не те, кто на них работает, землей распоряжается не тот, кто ее обрабатывает, а тот, кто живет за счет чужого труда. Основное достоинство советской демократии в том и состоит, что люди труда, народные массы сами владеют всеми средствами производства, всем богатством, которое они создают. Понятно, что если люди труда считают такой порядок подлинно демократическим и справедливым, то люди, живущие за счет труда других, этот же самый порядок не хотят признавать демократическим. Но это как раз и разоблачает врагов настоящей демократии, ставящих свои корыстные интересы выше интересов народа, общества.

Возьмем другой вопрос. Как известно, ни в царской России, ни в современных государствах за рубежом национальный вопрос не был прогрессивно разрешен. Во многих зарубежных буржуазных государствах взаимоотношения наций нередко регулируются штыком и плетью, а сами такие государства построены на угнетении и принижении правящими классами господствующей нации всех остальных наций. Советская же власть ликвидировала национально-колониальный гнет, тяготевший над народами окраин России, помогла и помогает им поднимать хозяйство и культуру до уровня передовых центральных областей страны, сделала эти народы полноправными. Угнетенные в прошлом окраины стали теперь самостоятельными советскими республиками с развитой экономикой и культурой. Советская власть впервые в истории сумела создать обстановку искренней дружбы и братской солидарности всех народов, населяющих Советский Союз. Освобождение советской властью десятков миллионов людей от национально-колониального гнета есть величайшее достижение демократии. Известно, что война является серьезной проверкой прочности и искренности связей, установившихся между нациями, народами. И вот во время Отечественной войны взаимоотношения между многочисленными народами нашей страны были подобны отношениям членов единой дружной семьи. В истекшей войне тяга народов нашей страны к взаимному сотрудничеству и совместной борьбе за спасение Отечества, готовность всех народов постоять друг за друга проявились с величайшей яркостью и трогательностью. Народы Советского Союза явили миру непревзойденные примеры братской верности и преданности друг другу. Все народы Советского Союза сплотились вокруг русского народа, как своего старшего брата и общими дружными усилиями разбили врага.

Таковы великие плоды советской демократии.

Из этого видно, какое неоценимое политическое и идеологическое значение имеет в жизни советского общества, в жизни нашей партии разработанная Лениным и Сталиным теория строительства многонационального социалистического государства, основанного на братском сотрудничестве всех наций, на сознательной и искренней дружбе народов.

Подлинное, а не мнимое осуществление демократии предполагает также единство интересов, морально-политическое единство всего народа. Такое единство трудящихся масс Ленин считал одной из коренных особенностей социалистического общества. «По нашему представлению, – говорил Ленин, – государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно» (Ленин, Второй Всероссийский съезд Советов. Соч., т. XXII. стр. 18 – 19). Обобщая опыт политической истории России, Ленин подмечал также, что чем больше политической свободы в стране, чем прочнее и демократичнее ее представительные учреждения, тем легче народным массам учиться политике, а политика прежде всего и есть участие в делах государства. Опыт участия нашего народа в управлении государством и самоотверженная защита народом советской власти в Отечественной войне говорит о высокой политической сознательности и все укрепляющемся моральном и политическом единстве нашего советского общества, воспитываемого ленинской партией в духе передовых советских идей, в духе социализма.

История знает много примеров благородной преданности великих мужей науки и культуры своим идеям. Ни угрозы, ни великие страдания не могли заставить их отречься от передовых убеждений. Но это были отдельные лица. Ни прошлая история, ни современное развитие общества не знали примера, когда бы целый народ, и притом великий народ, когда бы все общество, и притом многомиллионное общество, боролось под знаменем одного передового мировоззрения и было бы политически единым. Теперь история имеет такой пример. Этот пример дает советское общество. В этом – прочность советского строя, жизненность и непобедимость социализма.

Этим всем и объясняется, почему советские люди, сами создавшие себе демократический порядок жизни, горой стоят за свою демократию, за свою власть, не дают и не дадут ее в обиду и считают эту демократию лучшим и наиболее полным выражением их коренных интересов. Этим же объясняется, почему во многих зарубежных государствах выборы, скажем, верховного органа государственной власти, являются предметом торга между имущими классами, в то время как в Советском Союзе выборы Верховного Совета являются всенародным праздником, выражением искренней преданности, признательности и глубокого доверия народа своей партии, своему Правительству, своему дорогому вождю – товарищу Сталину. (Продолжительные аплодисменты ).

Еще у всех в памяти, как дружно, единодушно высказался советский народ за политику большевистской партии и советского правительства на прошлых выборах. Избиратели отдали тогда свои голоса блоку коммунистов и беспартийных. После этого прошло восемь лет. И наш народ еще и еще раз убедился, что на такую партию, как партия большевиков, можно смело положиться – она отстоит интересы народа, что за политику такого правительства, как наше советское правительство, все советские люди могут смело голосовать, ибо эта политика строится в интересах народа, во имя социализма. Наши советские люди говорят также: все эти годы мы твердо шли под знаменем товарища Ленина – отца нашего советского строя. Это были годы славного творческого труда и беззаветной борьбы народа, бесповоротно вставшего на ясный ленинский путь. Этот путь возвеличил наше Отечество и умножил его силы. Мы горды и счастливы тем, что прошли этот путь, мудро наплавляемые нашим вождем товарищем Сталиным. (Бурные долго не смолкающие аплодисменты ).

Пусть живет и процветает наша великая Родина, наша советская власть, созданная Лениным и Сталиным! (Продолжительные аплодисменты ).

Слава партии большевиков и советскому народу, побеждающим под знаменем ленинизма! ().

Да здравствует ленинизм! (Бурные продолжительные аплодисменты ).

Да здравствует великий вождь нашей партии, учитель народа, продолжатель дела и учения Ленина, наш товарищ Сталин! (Бурные, долго не смолкающие аплодисменты, переходящие в овацию. Все встают. Участники заседания стоя поют партийный гимн «Интернационал») .


| |

На определенном этапе развития общества, простой человек, не обремененный богатством, правами и властью, стал понимать, что материальных благ, позволяющих поддерживать своё существование, ему недостаточно. Всё больше людей хотели бы жить в таком социуме, где все его члены свободны, имеют равные права, имеют право голоса при принятии важных решений для государства.

То есть в обществе с властью, принадлежащей народу, в демократическом. Понятие «демократия» произошло от двух греческих слов: demos – народ, kratos – власть, и возникло ещё в античные времена. Члены общества, наиболее убежденные приверженцы демократии, стали создавать группы, движения, партии единомышленников по реализации своих идей. При этом они в разные времена по-своему трактовали, интерпретировали первоначальный смысл «демократии» и пути демократических преобразований.

Социал-демократия соединяет в себе демократию, как форму общества, и принципы социализма, как идеологическую основу: социальная справедливость, гуманизм, равенство, общественная собственность, свобода.

Истоки

Считается, что формироваться социал-демократическая начала во времена Великой Французской революции (конец 18 в.), девизом которой был «свобода, равенство, братство», впитала идеи социалистов-утопистов 18-19 вв., а основным толчком к развитию стала марксистская теория.

Середина 19 в. – время создания марксистской теории преобразования существующего строя (К. Маркс и Ф.Энгельс), в основе которой только насильственная передача власти пролетариату, ликвидация частной собственности, обеспечение подлинной свободы и равенства трудящихся, социальной справедливости.

Но, со временем, многие сторонники марксистской теории, категорически стали отвергать революцию, как единственно правильный путь создания государства для народа. Так произошел раскол в международном движении на коммунистов, сторонников социалистической революции и диктатуры пролетариата, и социал-демократов. Руководители социал-демократов основной задачей своего движения стали считать усовершенствование существующего строя в новый эволюционным путем, построение демократического социализма.

Идеологом социал-демократов того времени, первым оппонентом К.Маркса был Э.Бернштейн, немецкий политический деятель. Обозначим кратко признаки данной идеологии:
— постепенное, эволюционное, без потрясений и революций переустройство капиталистического общества в демократическое социалистическое, основанное на свободе, равноправии и справедливости;
— социализация частной собственности;
— развитие демократических государственных политических институтов;
— солидарность трудящихся;
— расширение политических прав народа.

Основные представители

Видными сторонниками концепции социал-демократического развития, внесшими значительный вклад в разработку идеологии демократического социализма, были К.Каутский, Р.Гильфердинг, О.Бауэр и другие, в основном немецкие и австрийские экономисты и политические деятели.

Под влиянием немецкой социал-демократии в русском марксистском движении конца 19 – начала 20-го века также появились его сподвижники. Наиболее яркие представители русских социал-демократов того времени — Б.Струве, Г.В.Плеханов. Б.Струве в 1898 году написал первый программный документ для партии «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии».

В некоторых скандинавских странах, Англии, социал-демократическая идеология формировалась без влияния марксизма или под небольшим воздействием. Суть её в том, чтобы ликвидировать эксплуатацию человека человеком, оставив неизменными либерально-демократические свободы и институты.

Партии, объединяющие сторонников социалистической идеологии, стали создаваться во многих странах Европы в конце 19 в. Их членами, в основном, являлись организованные рабочие. Это была реальная сила, которую необходимо было сплотить. Так возник II Интернационал. Первоначально в него входили и истинно марксистские организации, по некоторым вопросам занимавшие отличные от марксистских позиции. В дальнейшем этот блок стал называться оппортунистическим.

К их числу относились и социал-демократы. Но в течение всего существования II Интернационала велась постоянная внутренняя борьба между марксистами и оппортунистами. С началом первой мировой войны пути этих двух направлений окончательно разошлись и II Интернационал распался. Ещё раз социал-демократические партии объединились в 1951 году, создав Социалистический интернационал (СИ, Социнтерн), вернее возродив его.

В декларации Социнтерна «О целях и задачах демократического социализма» отражены его основные идеи: закреплена задача «трансформации» капитализма в социализм без классовой борьбы, установление власти рабочего класса без ликвидации частной собственности в некоторых отраслях экономики, утверждение всеобщего мира. На практике, особенно в первые годы существования, социнтерновцы поддерживали различные идеи сил империализма, политику НАТО. В дальнейшем политика СИ становилась ближе к задекларированным основным целям.

Создание Социнтерна, в состав которого сегодня входят более 100 партии из стран всего мира, означает, что принципы социал-демократии актуальны и имеют поддержку у миллионов людей. Это выразилось в том, что к концу 20 в. во многих странах Европы социалистические и социал-демократические партии заняли ведущие позиции в управлении государством и сумели реализовать на практике многие из своих намерений.
Самые известные политики-социал-демократы второй половины 20в., которые, основываясь на реалиях современного мироустройства, внесли неоценимый вклад в воплощение в жизнь социалистических идей, тезисов о мирном сосуществовании стран с разным устройством:

  • Вилли Брандт, член социал-демократической партии Германии с 1930г., федеральный канцлер ФРГ в 1969—1974 годах, лауреат Нобелевской премии мира (1971г.), президент Социнтерна в 1976г.
  • Улоф Пальме, лидер шведских социал-демократов с 1969 по 1989гг., дважды премьер-министр Швеции, активный член СИ, был убит в 1986 году, убийство считается загадочным и до сих пор не раскрыто.
  • Бруно Крайский, австрийский политик, министр иностранных дел Австрии, австрийский федеральный канцлер с 1970г., с 1976 г. вице-председатель Социнтерна.
  • Франсуа Миттеран, французский политический деятель, основатель Федерации демократических и социалистических левых сил, социалистической партии, вице-президент СИ в 1972 г., дважды, в 1981 и 1988 гг., избирался президентом Франции.

Положение сегодняшней, особенно европейской, социал-демократии неоднозначно. Многие партии теряют свои позиции и популярность. Возможно это связано с . Или из-за отсутствия таких лидеров, о которых говорилось выше. А также из-за того, что в условиях роста напряженности и накопленного недовольства трудящихся многими сферами своей жизни, глобальными экологическими, экономическими и другими проблемами, существующая идеология не может предложить ничего нового, отдаляется от народных масс и всё меньше отражает его мнение.

В России сегодня осуществляет свою деятельность социал-демократическая партия России под руководством С.Рамазанова. Основные партийные тезисы, презентация:

  • в обществе должны царить забота и солидарность
  • важно стремиться не только к личному, но и к всеобщему благосостоянию
  • для общества, его жизнеспособности и развития, не нужно тянуть успешных людей назад, но и слабых не оставлять
  • центр вкладывает средства и ресурсы в периферию, сильные помогают слабым, богатые бедным
  • государство должно защищать своих граждан от многих опасностей, произвола властей, оказывать всяческую помощь
  • государство должно защищать конституционные права людей
  • государство гарантирует одинаковую оценку труда для трудящихся независимо от пола и возраста
  • государство должно быть честным и прозрачным в распределении общего бюджета, вклада каждого члена общества.

Социал-демократические ценности лежат в основе программных документов и других российских партий и организаций, таких как «Справедливая Россия», «Демократическая партия России» и др... Так как многие понимают, что это позволит достичь общественного компромисса, гражданского согласия в сегодняшнее непростое для России время.

С уважением, Андрей Пучков

Социал-демoкратия сыграла огромную роль в формировании как современной общественно-политической системы, так и идейно-политической ситуации в современном мире. Известные исследователи и политические деятели, не принадлежащие к самой социал-демократии, не без оснований называли XX столетие социал-демократическим веком.

Под социал-демократией, как правило, понимают теорию и практику всех партий, входящих в Социалистический Интернационал, к ней относят те социальные и политические силы, которые составляют эти партии. Социал-демократию можно обозначить и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое течение.

Социал-демократическая идеология - пытается соединить представления об обществе социальной справедливости с рядом либеральных идей и представлений, исходит из приоритета постепенной эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения, сохранении при этом гражданского мира.

Социал-демократия как общественно-политическое движение весьма многообразна: существует ряд региональных и национальных вариантов. Существуют “скандинавская”, или “шведская”, модель, “интегральный социализм”, основывающийся на австромарксизме. Выделяют “фабианский социализм”, “гильдейский социализм” и т.д. Специфика есть и у германского, французского, испанского вариантов социал-демократии. Необходимо отметить, что социал-демократия имеет богатую историческую традицию.

Идейные истоки социал-демократии берут начало со времен Beликой французской революции и идей социалистов-утопистов. Но несомненно и то, что она получила импульс от марксистской теории и под ее влиянием. При этом главным стимулом утверждения и институциализации социал-демократии являлись формирование и возрастание в конце XIX - начале XX вв. роли и влияния рабочего движения в индустриально развитых странах Запада.

Социал-демократия первоначально разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества на началах диктатуры пролетариата, обобществлении средств производства, всеобщего равенства и т.д. Некоторые члены этих партий поддерживали идею марксистов о революционном пути ликвидации капитализма и переходе к социализму. Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия в целом признала существующие общественно-политические институты и общепринятые правила политической игры. Партии социал-демократической ориентации институциализировались, стали парламентскими партиями. С этой точки зрения всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать так же и как историю постепенного отхода от марксизма.

Реальная практика заставила руководителей социал-демократии убедиться в бесперспективности революционного перехода от старой общественной системы к новой, в необходимости трансформировать, усовершенствовать ее эволюционным путем.

В экономической и политической борьбе той минувшей эпохи они убедились, что многие требования рабочего класса можно реализовать мирными средствами, в процессе повседневных и постепенных перемен. Чуть ли не все социалистические и социал-демократические партии ставили своей целью “разрыв с капитализмом”. Их программы конца ХIХ -начала ХХ вв. не были революционными в полном смысле этого слова, хотя и содержали известный набор радикальных лозунгов. С самого начала для большинства социал-демократических партий было характерно совмещение революционных лозунгов с прагматической политической практикой. Постепенно в программах большинства социал-демократических партий брали верх оппортунизм, прагматизм, реформизм. Особенно ускоренными темпами этот процесс пошел после большевистской революции в России, которая перед всем миром воочию продемонстрировала гибельность того революционного пути, который предлагался марксизмом (а в его крайних формах - марксизмом-ленинизмом).

Следует подчеркнуть, что по основополагающим идеям о революции, непримиримой классовой борьбе, диктатуре пролетариата в первые два десятилетия ХХ в. обозначился раскол в рабочем движении и социал-демократии. Большевистская революция и созданный вслед за ней III Коммунистический Интернационал институциализировали этот раскол. Социал-демократия и коммунизм, выросшие практически на одной и той же социальной основе и из одних и тех же идейных истоков, по важнейшим вопросам мироустройства оказались на противоположных сторонах баррикад.

Причины таких событий коренились в самой природе рабочего движения и социал-демократии. Как бы предвидя возможность появления диктаторского социализма (согласно марксистской идее - диктатуры пролетариата), руководители реформистского крыла социал-демократии провозгласили своей целью построение демократического социализма. Следует особо подчеркнуть, что демократический социализм - стержневая идейно-политическая концепция социал-демократического движения.

Первоначально по этому вопросу развернулись довольно острые споры, в которых оппоненты этой идеи приводили главный аргумент, что социализм не может быть недемократическим. Но история распорядилась по-иному, показав, что наряду с демократическим бывают нацистский, большевистский и иные варианты тоталитарного социализма.

Понятие “демократический социализм”, по-видимому, впервые было использовано в 1888 г. Б. Шоу для обозначения социал-демократического реформизма. Позже его использовал германский социал-демократ Э. Бернштейн, но его окончательному закреплению способствовал Р. Гильфердинг. В основе первоначальной концепции демократического социализма лежала разработанная в середине ХIХ в. Л. фон Штайном программа политической, экономической и культурной интеграции рабочего движения в существующую систему. Для представителей данной традиции с самого начала было характерно признание правового государства как позитивного фактора в деле постепенного реформирования и трансформации капиталистического общества.

Разработка основополагающих установок демократического социализма, ориентированного на постепенное реформирование общества, была предложена Э. Бернштейном. В смысле признания идеи интеграции рабочего класса в существующую систему и ее постепенной трансформации эволюционным путем большинство современных социал-демократов являются наследниками Э. Бернштейна. Главная его заслуга состояла в отказе от тех разрушительных установок марксизма, реализация которых в России и ряде других стран привела к установлению тоталитарных режимов. Речь идет прежде всего об установках на уничтожение до основания старого мира в лице капитализма, установление диктатуры пролетариата, непримиримую классовую борьбу, социальную революцию как на единственно возможный путь ниспровержения старого порядка и т.д.

Отвергая идею диктатуры пролетариата, Э. Бернштейн обосновывал необходимость перехода социал-демократии “на почву парламентской деятельности”. Социал-демократия отказывается от насильственных, конвульсивных форм перехода к более совершенному социальному устройству. “Классовая же диктатура принадлежит более низкой культуре”, - подчеркивал Бернштейн. Он считал, что “социализм не только по времени, но и по внутреннему своему содержанию” является “законным наследием” либерализма. Речь идет о таких принципиальных для обоих течений вопросах, как свобода личности, хозяйственная самостоятельность отдельного индивида, его ответственность перед обществом за свои действия и т.д. Свобода, сопряженная с ответственностью, говорил Бернштейн, возможна лишь при наличии соответствующей организации и “в этом смысле социализм можно было бы даже назвать организаторским либерализмом”.

В глазах Бернштейна “демократия - это средство и в то же время цель. Она есть средство проведения социализма, и она есть форма осуществления этого социализма”.

Как считал Бернштейн, в политической жизни только демократия является формой существования общества, пригодной для осуществления социалистических принципов. По его мнению, реализация полного политического равенства является гарантией реализации основных либеральных принципов. В этом, кстати, он видел сущность социализма. В такой социалистической интерпретации либеральных принципов Бернштейн выделял три основные идеи: свободу, равенство, солидарность.

Причем на первое место Бернштейн ставил солидарность рабочих, считая, что без нее свобода и равенство при капитализме для большинства трудящихся останутся лишь благими пожеланиями. Здесь перед социал-демократией возникал вопрос: как добиться того, чтобы социалистическое общество стало обществом наибольшей экономической эффективности и наибольшей свободы, одновременно не отказываясь от равенства всех членов общества? Главную задачу социал-демократии Бернштейн видел в том, чтобы разрешить это противоречие. Вся последующая история социал-демократии, по сути дела, и есть история поисков путей его разрешения. Очевидно, что приоритет в разработке теории демократического социализма принадлежит Э. Бернштейну и в его лице - германской социал-демократии. Немаловажный вклад внесли представители фабианского и гильдейского социализма, поссибилизм и другие реформистские течения во французском социализме. Следует назвать также австромарксизм, особенно его идейных руководителей О. Бауэра, М. Адлера, К. Реннера, активно выступавших против большевизма и ленинизма.

Были и такие национальные социал-демократические движения, которые с самого начала развивались на сугубо реформистских основах и испытывали на себе лишь незначительное влияние марксизма. К ним относятся, в частности, английский лейборизм и скандинавская социал-демократия. Отвергая революционный путь замены капитализма социализмом, они вместе с тем декларировали цель построения справедливого общества. При этом они исходили из тезиса о том, что, ликвидировав эксплуатацию человека человеком, необходимо оставить в неприкосновенности основные либерально-демократические институты и свободы.

В духе дискуссий в немецкой социал-демократии в русском легальном марксизме также начался пересмотр ряда важнейших положений классического марксизма. В частности, П.Б. Струве поставил под сомнение Марксову идею о “прогрессирующем социальном угнетении и обнищании масс населения”. Исходя из гегелевского диалектического метода, Струве утверждал, что тезис о “непрерывности изменения” служит теоретическим обоснованием скорее эволюционизма, нежели революционности. Утверждая, что присущий ортодоксальному марксизму абсолютизм понятий есть противоположность диалектике, Струве усматривал задачу здравомыслящих людей не в том, чтобы “уготовить всемирную катастрофу, утопический скачок в “царство свободы”, а в постепенной “социализации” капиталистического общества.

По-видимому, определенный потенциал развития по реформистскому пути был заложен и в российской социал-демократии, в той ее части, которая была представлена меньшевиками, в особенности Г.В.Плехановым и его сподвижниками. Но победу в ней, как мы знаем, одержали большевики, превратившие огромную страну в полигон для своих революционных экспериментов.

После второй мировой войны наступает новый этап в судьбах демократического социализма. Сразу после войны руководители большинства социал-демократических партий, известных своими реформистскими ориентациями, прагматизмом и оппортунизмом, неизменно высказывали свою приверженность марксизму. Но, тем не менее, после второй мировой войны в свете опыта фашизма и большевистской диктатуры в СССР европейская социал-демократия пошла на решительный разрыв с марксизмом и на признание непреходящей ценности правового государства, демократического плюрализма, самого демократического социализма.

В 1951 г. Социнтерн принял свою программу принципов - Франкфуртскую декларацию. В ней были сформулированы “основные ценности демократического социализма”. Она содержала также положение о возможности плюралистического обоснования социал-демократами социалистической цели. Последняя точка в этом вопросе была поставлена сначала в Венской программе Социалистической партии Австрии (1958 г.) и Годесбергской программе СДПГ (1959 г.), которые решительно отвергли основополагающие постулаты о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, уничтожении частной собственности и обобществлении средств производства и т.д.

Суть современного социал-демократизма вообще и демократического социализма в частности наиболее емко и лаконично выражена в Годесбергской программе, в которой в качестве “основных целей социалистического стремления” провозглашены свобода, справедливость и солидарность.

Центральное место в построениях демократического социализма занимает свобода. В трактовке Годесбергской программы свобода означает самоопределение каждого человека. Свобода, игнорирующая равные права для всех людей, вырождается в произвол. Равенство дает смысл свободе, которая действительна для всех людей. Равные права индивида на самоопределение, на признание его достоинства и интересов составляют содержание справедливости. Что касается справедливости, которая не уважает эти права, то она неизбежно превращается в уравниловку, которая подминает под себя действительную справедливость. Иначе говоря, свобода и равенство обусловливают друг друга. Выражением этой обусловленности является справедливость. Справедливость есть не что иное, как равная для всех свобода.

По мнению приверженцев демократического социализма, свобода для самовыражения достижима лишь в том случае, если понимать ее не только как индивидуальную, но и как общественную свободу. Свобода отдельного индивида может реализоваться только в свободном обществе и, наоборот, не может быть свободного общества без свободы отдельного индивида.

Следует отметить, что, поставив в основу своих политических платформ идею позитивной свободы, в реализации которой государству предписывалась ключевая роль, в послевоенные десятилетия европейская социал-демократия добилась внушительных успехов. Оказавшись в ряде стран у руля правления или превратившись в серьезную парламентскую силу, социал-демократические партии и поддерживающие их профсоюзы стали инициаторами многих реформ (национализация ряда отраслей экономики, беспрецедентное расширение социальных программ государства, сокращение рабочего времени и т.д.), составивших тот фундамент, который обеспечил бурное экономическое развитие индустриальных стран. Позитивным фактором мирового развития стал Социалистический Интернационал, объединивший 42 социалистические и социал-демократические партии европейских и неевропейских стран.

О том, насколько велика позитивная роль социал-демократии в определении приоритетов внутриполитического развития на уровне страны, наглядно можно представить на примере Швеции. В данной связи следует говорить прежде всего о так называемой “скандинавской модели”, или “шведской модели”, демократического социализма.

Шведская модель социализма - модель общественного строя, утвердившаяся в некоторых странах Северной и Центральной Европы, прежде всего в Швеции. Ее возникновение, как правило, связывают с приходом к власти первых социал-демократических правительств: в Дании - в 1929 г., в Швеции и Норвегии - в 1932 г. Поскольку в наиболее завершенной форме преобразования капитализма реализованы в Швеции, то “скандинавская модель” более известна под названием “шведская модель”.

Благоприятствующим для формирования и утверждения “шведской модели” было то, что Швеция не участвовала в двух мировых войнах и социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) с начала 30-х до середины 70-х гг. бессменно находилась у власти. Эти обстоятельства дали возможность более или менее последовательно реализовать далеко идущие социально-экономические реформы. К середине 70-х гг. шведскими социал-демократами были достигнуты значительные успехи в реализации социальных программ государства благосостояния. В частности, доля национального дохода, расходуемая на социальные цели, возросла примерно с 10% в начале 50-х гг. до 1/3 в 70-е гг. Поднялся уровень заработной платы трудящихся и, соответственно, уровень их жизни. Впечатляющие успехи были достигнуты в областях социального обеспечения, здравоохранения, образования, профессионального обучения, жилищного строительства и т.д.

Основными характерными особенностями “шведской модели”, как правило, считаются: воссоздание за сравнительно короткий период высокоэффективной экономики; обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения; ликвидация бедности; создание самой развитой в мире системы социального обеспечения; достижение высокого уровня грамотности и культуры.

Эту модель иногда называют “функциональным социализмом” на том основании, что демократическое государство осуществляет функции перераспределения национального дохода в целях обеспечения большей социальной справедливости. Основу смешанной экономики в этой модели составляет органическое сочетание частнокапиталистической рыночной экономики и социально ориентированной системы перераспределения произведенного продукта.

Политика государства направлена на то, чтобы подтянуть уровень жизни неимущих слоев населения к уровню жизни имущих слоев населения. Государство обязано обеспечить условия для полной занятости и содержать развитую систему социального обеспечения. В идеале цель состоит в сокращении социального неравенства путем предоставления социальных услуг в важнейших сферах жизни. К этим услугам относятся: система семейных пособий на детей; бесплатное школьное образование; обеспечение в старости; пособие по безработице; обеспечение жильем и т.д.

В последние полтора-два десятилетия в общем контексте дальнейшего освобождения от остатков марксистского наследия в социал-демократии наблюдалась тенденция к усилению акцента на пересмотр позитивной роли государства, на индивидуальную свободу, частную собственность, рыночные отношения и другие связанные с ними ценности и установки. Причем этот акцент делается в контексте более решительного поддержания партиями демократического социализма институтов, ценностей и норм либеральной демократии. Показательно, что в 70-80-е гг. большинство из них приняли новые программные документы. Все они ставят во главу своих программ ряд основных установок, таких как политический плюрализм, частнокапиталистические рыночные принципы экономики, государственное регулирование экономики на основе кейнсианских рекомендаций, социальная помощь неимущим слоям населения, обеспечение максимального уровня занятости. Есть тенденция к усилению этической аргументации в социал-демократических программах.

Сейчас, на исходе ХХ столетия, весьма трудно провести сколько-нибудь четко очерченные различия между социал-демократическими партиями и партиями других идейно-политических ориентаций. Дело в том, что многие принципы, установки, ценности, нормы политической демократии, которые раньше были полем ожесточенной борьбы между ними, стали, как указывалось выше, общим достоянием. Но все же дискуссионным, спорным остается вопрос о пределах демократии. Консерваторы и либералы склонны настаивать на том, что демократия представляет собой сугубо политический феномен и поэтому не должна распространяться на другие, в частности экономическую, сферы. Социал-демократы, наоборот, придерживаются позиции, что демократия, свобода, равенство - величины субстанциальные и поэтому не должны быть ограничены политической сферой. Речь, таким образом, в обоих случаях идет не о самой демократии, а о сферах и пределах ее распространения.

Несмотря на провал коммунистического эксперимента, XX век стал веком социал-демократии. Западноевропейские социал-демократы, отмежевавшиеся от социалистической (марксистско-ленинской) идеологии в начале прошлого века, осуществили многие идеи социалистического (коммунистического) движения.

Социал-демократическая идеология - доктрина постепенного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократизации политической, социальной и духовной сфер его жизни, гражданского (межклассового) согласия. Ее политический идеал - «демократический социализм», рассматриваемый как общество будущего, как принцип деятельности западноевропейских социал-демократических партий.

Политические идеи социал-демократической идеологии:

Социализм есть последовательный процесс реформирования капиталистического общества, реализации и обогащения демократических принципов «социального партнерства» - свободы, справедливости, солидарности (суть этого процесса выражена в тезисе Э. Бернштейна «конечная цель - ничто, движение - все»);

Социализм = смешанная экономика + рыночные отношения + более высокое качество жизни;

Государственное регулирование и перераспределение доходов в обществе с рыночной экономикой; многообразие форм собственности на средства производства - гарантия эффективной экономики и повышения благосостояния общества;

Движение к социализму - это творческий поиск, практическое воплощение и обогащение новых форм политической, экономической (рабочего самоуправления), социальной демократии, укрепление духовно-нравственных основ общественного развития;

Движение к социализму предполагает целенаправленное осуществление идеи «государства всеобщего благоденствия».

Социал-демократия возникла на почве западноевропейского рабочего движения. Созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом I Интернационал (1864 г.) ускорил процесс формирования массовых социалистических партий. В 1889 году они образовали II Интернационал, в котором и РСДРП имела своих представителей. После смерти Ф. Энгельса в этой международной политической организации обострились разногласия по ключевым положениям марксистского учения. Большевики разорвали сотрудничество с западноевропейской социал-демократией, подвергли острой критике ее реформистский курс, а затем образовали в 1919 году III Коммунистический интернационал.

Носителями идеологии социал-демократизма в настоящее время являются социал-демократические партии Германии, Швеции, Великобритании, Дании, Испании, Норвегии, других стран. Они образовали в 1923 году Социалистический интернационал. Сегодня он объединяет партии и общественные организации более 50 стран. «Духовные отцы» западно-европейской социал-демократии - Э. Бернштейн, К. Каутский, Р. Гильфердинг, К. Реннер, Л. Блюм. Среди руководителей Социнтерна и его видных деятелей последних десятилетий можно отметить В. Брандта, У. Пальме, Б. Крайского, Ф. Миттерана, П. Моруа.

Фашизм

В современных условиях негативное влияние на общественное сознание в некоторых странах оказывает фашизм - идеология и правоэкстремистское политической движение, сформировавшееся в Италии, Германии и Испании в 20–30-е гг. XX века.

Политические идеи фашизма:

Расизм, шовинизм, антикоммунизм;

Подавление демократических прав и свобод, насилие и агрессия как средства утверждения политического господства;

Автократический политический режим, тотальная власть государства; жесткий контроль над сознанием и поведением граждан;

Культ вождя; однопартийная диктатура;

Милитаризация всех сфер жизни общества.

Фашизм - опаснейший противник общественного прогресса, «черный знак» XX века. Фашистские партийные лидеры явились непосредственными инициаторами второй мировой войны (1939–1945 гг.), главным виновником гибели в ней 50 млн. человек. Разгром гитлеровской Германии, фашистской Италии и их союзников во второй мировой войне силами антигитлеровской коалиции (при решающем участии СССР) спас мир от фашистского порабощения.

Главной причиной возникновения фашизма ошибочно считать случайные обстоятельства или злой умысел некоторых политических лидеров. Он явился своеобразной реакцией на глубокий социальный кризис в Италии и Германии, неустойчивость молодых демократических режимов, на злоупотребление и коррупцию государственных чиновников.

Истории известны несколько разновидностей фашизма: итальянский, немецкий, испанский, португальский, аргентинский, греческий, японский, чилийский и др.

Исторический формы фашизма различны и отражают национальные особенности. Но сущность этой идеологии и политического движения остается неизменной.

Социальная база современного фашизма - маргинальные (деклассированные, люмпенизированные, индифферентные или колеблющиеся в сторону реакции) слои общества. В ФРГ, США, Италии и других странах сегодня действуют неофашистские группы влияние их незначительно. Однако нельзя недооценивать их реальной опасности для личности, общества и государства.

1.2.6 «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм

Термин «белорусская идея» используется по аналогии с философским термином «русская идея», введенным В.С. Соловьевым в 1887–1888 гг. для обозначения русского самосознании, культуры, национальной и мировой судьбы России.

В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны.

Формирование белорусской идеи имеет глубинные корни и представлено как в рационализированной, социально-философской и общественно-политической форме, так и в образно-типизационном, художественно-литературном выражении. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исторического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности. Становлению белорусской идеи способствовали ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий), развитие философско-белорусского самосознания в XX веке (А. Гарун, И. Абдиралович-Канчевский и др.), философско-публицистические выступления и произведения (К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский). Мощная волна национального возрождения взламывает старые формы, раскрывает тайны о начале белорусской государственности, исторических событиях и личностях, «белых» пятнах национального самоутверждения и самоидентификации, утверждает величие нашего прошлого и обосновывает веру в будущее белорусского народа. Национальная идея является источником духовного обогащения, формирования гуманистического мировоззрения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гражданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.

Белорусская национальная культура сложилась на основе культуры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп - русских, украинцев, литовцев и др. На протяжении всего своего развития она чувствовала влияние других культур, и сама значительно повлияла на соседние культуры.

Белорусские земли и в прямом, и в переносном смысле всегда находились на перекрестке международных дорог, влияний, интересов, культур. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой путь. Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной культурной традицией. Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей ее истории. Одним из первых сформулировал идею белорусского пути И. Абдиралович-Канчевский.

С силу особого географического положения Беларуси на стыке двух центров - западного римско-католического и восточного православно-византийского, ее территория часто подвергалась переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальных характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности («тутэйшыя»), конфессии (православные, католики и т. д.), роду, семье, возвышаясь иногда до уровня нации и государства. Воздействие различных культур и цивилизаций затрудняло определение культурной принадлежности белорусов.

Белорусам сегодня необходимо самоопределиться, «найти самих себя», иметь довольно сил, что гарантировало бы равноправное участие в свободном обмене передовыми идеями и течениями мысли в духовной жизни восточного и западного регионов, помогло самоидентификации и формированию чувства патриотизма. Чувство патриотизма играет особую роль в формировании мировоззренческих приоритетов белорусской государственности. Патриотизм (patris - родина, отечество) - идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность к Родине, способствующее ее успехам во всеобщей внутренней жизни, повышению ее могущества, укреплению авторитета на международной арене. Патриотизм - осознание общности интересов людей, веками живущих в обособленных отечествах, уважение к историческому прошлому нашего народа, гордость за его достижения горечь за неудачи предков и современников, а также деятельность по созданию нового, прогрессивного. Обязательной стороной подлинного патриотизма является уважение к другим народам.

Патриотизм исключает как национальный нигилизм, так и «квазипатриотизм» - гипертрофированное представление о своей нации, противопоставляющее национальное общечеловеческому, отечественное - интернациональному. С патриотизмом несовместимы национализм, шовинизм. За этими аномалиями стоят общественные силы, интересы которых противоречат тенденции исторического прогресса. Патриотичной должна быть лишь политика, идущая из глубин нашего бытия, вырабатываемая и осуществляемая для блага людей , образующих данную политическую общность, и не в ущерб другим народам.

Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие ценности, как белорусская государственность, культура, язык, ценности собственной истории, национальной традиции, обычаев, общечеловеческих идеалов добра, правды, справедливости, соблюдения прав человека.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»