Шпаргалка: Политическое сознание и его структура. Типы и уровни политического сознания

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В политологии существует много различных классификаций политического сознания.

С точки зрения социально-политического подхода выделяют следующие типы политического сознания:
буржуазное, представленное двумя течениями: консервативным (ориентирует массы на усиление административной государственной власти); либеральным (призывает к различным реформам, не затрагивающим коренным образом устои государственного устройства);
мелкобуржуазное, отражающее двойственное положение своих носителей, с одной стороны, непосредственных производителей, а с другой мелких собственников;
социалистическое, часто называемое классовым сознанием и в недостаточной степени учитывающее общечеловеческие ценности и интересы.

С точки зрения открытости политическое сознание подразделяется на:
открытое, способное к восприятию внешних культурных ценностей, социального опыта и традиций;
закрытое, когда взгляды человека ограничены рамками корпоративных, локальных, групповых норм и целей.

Политическое сознание существует на различных уровнях и в различных формах. Прежде всего, с точки зрения субъекта, следует выделить массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.

Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества, отражает характер знаний общества о политической действительности. Соответствующие знания вырабатываются различными идеологиями, а также «добываются» собственной практикой массовых социальных групп. Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обуславливает типичные, массовые варианты политического поведения. Наиболее распространенный способ выявления уровня массового политическое сознание - опросы общественного мнения по политическим вопросам.

Групповое политическое сознание представляет собой обобщенное сознание конкретных - больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (политическая элита, руководство правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа групп давления и т. п.) групп, связанных с политикой. Оно трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтениям, доминирующим в групповом политическом сознании. Наиболее распространенный способ выявления уровня такого политического сознания - анализ документов политического характера, исходящих от интересующих групп.

Индивидуальное политическое сознание трактуется как свойство и качество личности, способной так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане. Здесь наибольший интерес представляют субъективно-психологические особенности, типовые характеристики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике, а также изучение процессов политической социализации личности, способов, используемых индивидом для овладения массовым и групповыми политическими сознаниями, а также для выработки собственного политического сознания на индивидуальном уровне. Анализ механизмов, управляющих функционированием политического сознания на этом уровне, позволяет выделить в нем два блока компонентов: мотивационные (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения). Наиболее распространенный способ выявления уровня такого политического сознания - личностно-психологическое исследование, а также выделение социально-политических типов личности в отношении политического сознания.

По глубине отражения действительности выделяют: обыденный уровень и научно-теоретический уровень политического сознания.

Обыденный уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей и взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей и имеет идеологические и теоретические элементы. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: чувства, настроения и эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации. Обыденный уровень политического сознания отличается взаимосвязанностью рационального и эмоционального, свежего житейского опыта и традиций, сиюминутных настроений и устойчивых стереотипов. Поэтому данный уровень нестабилен, зависим от эмоций и меняющегося непосредственного опыта, подвержен колебаниям.

Научно-теоретический уровень представлен различного рода идеями, концепциями, взглядами, точками зрения, имеющими политический характер. Этот уровень тесно связан с наукой и идеологией того или иного общественного класса, правящих кругов. В политических теориях и учениях, представленных на этом уровне, преследуется цель исследовать следующие проблемы: сущностные проявления политики; закономерные политические тенденции и процессы; причины, их вызывающие; реальный ход политических позиций; действительные и возможные последствия политических решений, принимаемых органами государственной власти. Данный уровень отличается также оформлением политических теорий в соответствующие политические программы, декларации и доктрины. Будучи реализованными на практике, такие программы, декларации и доктрины закрепляют политическое сознание в качестве ведущего элемента политики. А от данного элемента в свою очередь зависят характер политических отношений и политических институтов, организаций и учреждений, использование материальных средств осуществления политики.

Осознание политики на научно - теоретическом уровне позволяет: ставить и решать ее важнейшие цели и задачи - как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические); определять средства и методы их достижения, направления и пути организационно-политического обеспечения в ходе решения назревших проблем; вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ; корректировать политику с учетом данных практического опыта.

Таким образом, политическое сознание имеет сложную структуру и целый ряд уровней. Оно не только отражает политическую действительность, но и вырабатывает ее определенное восприятие. На основании такого восприятия во многом и строится политическое поведение как отдельных граждан, так и общества в целом.

Политическое сознание

Политическое сознание - одна из центральных категорий политологии, характеризующая субъективную сторону политической жизни. По своему содержанию политическое сознание – это сложное образование, в обобщенной форме отражающее степень представлений граждан о политике и рационального к ней отношения. Поэтому от распространенных в обществе политических представлений субъектов политических отношений самым непосредственным образом зависит содержание и характер политического процесса, поведение политических лидеров, деятельность политических институтов и организаций.

Как известно, главным вопросом отношений людей в политической сфере является вопрос о государственной власти. Соответственно этот вопрос занимает главное место и в структуре политического сознания. Без его уяснения не может быть и речи о сознательном участии в политике.

Не менее важное место в политическом сознании занимает проблема политических интересов людей, которые выступают в качестве побудительных мотивов политического действия.

Вместе с тем, политическое сознание отражает гораздо более широкий круг социальных явлений. Поскольку политика имеет в качестве объекта своей деятельности все сферы общественной жизни, то политическое сознание так или иначе включается в себя все отраженное социальное бытие.

Таким образом, политическое сознание является отражением общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти. По своему содержанию оно охватывает все представления людей, опосредующие их объективные связи как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами государства и общества.

Однако это не означает, что оно есть пассивный элемент политического процесса. Политическое сознание выступает и в качестве активного начала в политике. Оно может опережать общественную практику, прогнозировать развитие событий и тем самым выступать стимулирующим политическую деятельность фактором. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений. Если оно в искаженном виде отражает социальную действительность, может приводить к волюнтаризму в политике, когда действующий субъект не считается с объективными законами общественной жизни, руководствуется субъективными желаниями и произвольными решениями.

Функции политического сознания:

Познавательная (оно дает человеку систему знаний о политике политических процессах, о деятельности политических институтов и организаций);

Нормативная (оно формирует определенную систему ценностей, таких, например, как толерантность, демократичность, патриотизм, интернационализм, коллективизм и т. д.);

Прогностическая (способ­ность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов);

Регулятивная (оно не только отражает политическую деятельность, но и активно воздействует на нее, формирует определенные требования к ней);

Оценочная;

Интегрирующая.

Структура политического сознания

Рассматривая структуру политического сознания следует отметить, что в зависимости от специфики процессов и форм политического отражения в нем выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами являются политическая наука (теории, концепции, гипотезы и т.д.), политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.), политическая психология(политические стремления, чувства, настроения и т.д)

Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений и положений, выражающих и защищающих политические интересы и потребности той или иной социальной общности или группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помыслов провозглашенным идейно-политическим доктринам и установкам.

В политической идеологии можно выделить два уровня функционирования: теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, социального слоя (прослойки), нации, государства, и программно-политический, где политические принципы и идеалы переводятся или воплощаются в соответствующие программы, манифесты, лозунги и являют собой идейно-политическую основу для принятия управленческих решений и ориентирования политического поведения и деятельности людей.

Говоря о видах политического сознания, по субъекту различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества.

Индивидуальное политическое сознание . Когда речь идет о политическом сознании отдельного человека, то ясно, что имеется в виду его интеллектуально-психологическая деятельность, складывающаяся из ощущений, воспринимаемых через органы чувств, интеллектуальной работы мозга, эмоций и воли, направленных на осознание личностью роли и места в политической жизни. Индивидуальное политическое сознание предполагает освоение человеком своих политических прав и свобод, умение ими пользоваться в конкретной жизненной ситуации. Большую роль в развитии индивидуального политического сознания сыграл классический либерализм, сделавший акцент на личную свободу, на индивидуализм, на автономию личности, отвергающую возможность государства вмешиваться в личную жизнь индивида. В дальнейшем развитие либеральных идей привело к коренному изменению соотношения между личностью и государством: не человек стал служить государству, а последнее перешло на службу человеку.

Групповое политическое сознание. На первый взгляд может показаться, что групповое сознание есть не что иное, как простая сумма того, что чувствуют и думают отдельные лица, составляющие группу. Однако более глубокое изучение показывает, что о сложении индивидуальных сознаний говорить не приходится. В коллективе (группе) на человека воздействует окружающая среда. Происходит это потому, что отнюдь не каждый человек стремится выработать собственное мнение по каждому поводу: многие люди предпочитают полагаться на политические соображения других, усваивают мнения окружающих так, как если бы они были их собственными. Если такое мнение разделяют многие, то вступает в силу «стадное чувство». Мысли и особенно настроения окружающих оказываются настолько заразительными, что человек поступает «как все».

Следовательно, групповое политическое сознание – это политические представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. Политическое сознание одной политической группы может существенно отличаться от политического сознания другой. Например, зримо различается политическое сознание у классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. Есть различия в политическом сознании возрастных слоев населения, а также различных профессиональных групп.

Групповое политическое сознание надо отличать от массового , которое характерно для нестабильных, временных крупных объединений людей (митинг, демонстрация, бунтующая толпа). Массовому политическому сознанию присуще актуальное политическое содержание. Масса не теоретизирует, она всегда на грани того или иного политического действия.

Для характеристики политического сознания макро коллективов (населения страны, континента, исторической эпохи) используется понятие «общественное политическое сознание ». Сюда можно отнести и политические взгляды наций и народностей.

Общественное политическое сознание образуется путем восприятия массой людей мыслей (мнений, идей, образов), которые ими не выработаны, но усвоены в качестве своих. Общественное сознание – явление сложное и противоречивое: во-первых, вопросов, по которым людям приходится составлять свое политическое мнение, в жизни общества всегда великое множество; во-вторых, по многим, если не всем, вопросам возникает не одно, а несколько мнений.

Следует отметить, что между социально-классовыми и национальными элементами политического сознания происходят сложные процессы взаимодействия и взаимовлияния. Обе эти стороны постоянно в той или иной мере присущи сознанию любого субъекта политики, однако в различные периоды общественного развития доминируют или одни, или другие. Несомненно, например, что в периоды внешней угрозы безопасности страны на первый план в политическом сознании всех общественных сил выходят общенациональные интересы.

В конце XX века перед лицом глобальных проблем человечества в политическом сознании народов все большее место занимают общечеловеческие ценности и интересы.

Политическое сознание многомерно. Среди его компонентов можно выделить следующие:

· научное отражение политической реальности, систематизированное и обобщенное в форме политической науки и политической теории;

· ориентация деятельности субъектов в мире политики через выражение его интересов в концептуальной форме, средством реализации этой функции служит идеология;

· чувственные и эмоциональные элементы сознания, т. е. психологические импульсы, побуждающие людей к действию.

Выражением политического сознания, возникающим при взаимодействии его трех важнейших составляющих, служит феномен политической воли, которая выражает активно действующее политическое сознание и формируется через убеждение. Воля переводит мотивы политического сознания в конкретные политические действия.

Формируется политическое сознание сложно и противоречиво. Как правило, это происходит путем критического осмысления социальной действительности, постепенной рационализации чувственных представлений людей, обобщения имеющейся у них информации.

Немалую роль при этом имеет целенаправленное воздействие на сознание людей идеологических органов, СМИ, использование в этих целях ресурсов власти. Речь идет о соответствующей “обработке” массового сознания, манипулирования им.

По уровню отражения политической реальности политическое сознание может быть обыденным, эмпирическим и теоретическим.

Обыденное политическое сознание свойственно основной массе членов общества, формируется в повседневной жизни. Обыденное политическое сознание образуют представления, взгляды, настроения, чувства, стремления и т.д. людей, которые возникают у них в процессе непосредственного участия в политической жизни и фиксируют непосредственные проявления политического процесса. Образы обыденного сознания теоретически не обобщены. Они зачастую не отражают сущности явлений политической жизни. Знания людей о политическом процессе, политических явлениях на обыденном уровне поверхностны. Мысли не отделены от эмоций. Характерна гибкость реагирования на изменение политических условий. Обыденное политическое сознание характеризуется размытостью, противоречивостью, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике с точки зрения житейского здравого смысла. Способом выражения обыденного сознания является политическая психология. Обыденное сознание корректируется, шлифуется и проверяется практической жизнью. В нем отражается отношение субъектов к государственной власти, и оно определяется уровнем экономической и социальной жизни.

Выработанные массовым сознанием стереотипы поведения весьма устойчивы. Суть его проста. Она заключается в желании и стремлении людей решить проблемы одним махом. Причем технология решения проблем находится как бы вне сознания. Поэтому обыденное сознание подвержено воздействию популизма демагогических лидеров, обещающих в своем стремлении к власти воплотить в жизнь некую идеальную модель желаемого будущего в очень скорое время. Так, на заре перестройки разрабатывались утопические программы осуществить реформы и вывести страну из кризиса на путь прогресса за 500 дней.

Эмпирическое политическое сознание включает в себя вместе с тем и мысли, перешедшие от прошлых поколений и воспринимаемые людьми как их собственные, а также традиции, обычаи, привычки. Этот тип сознания возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта.

Научное (теоретическое) политическое сознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся изучением тех или иных сторон политической жизни общества. В отличие от обыденного оно формируется на базе глубоких исследований политической действительности и широких политических обобщений. На данном уровне разрабатываются различного рода политические концепции, идеи, воззрения, составляющие в своей совокупности идеологии.

Важнейшая особенность научного уровня политического сознания состоит в том, что на этом уровне знание теоретически обосновано . Во многих случаях взгляды, представления этого уровня политического сознания верно отражают сущность политических явлений, раскрывают их с достаточной полнотой. Однако так бывает не всегда потому, что они представляют собой не только отражение политического бытия, но и выражение политических интересов определенных социальных сил. Многие из этих сил в зависимости от конкретных условий, реализуя корпоративные, а нередко и корыстные, политические цели, зачастую бывают заинтересованы не в адекватном отражении действительности, а в ее искажении. Для реализации этих целей их идеологи разрабатывают определенные концепции, выдвигают и обосновывают определенные идеи, создают нужные теории, которые, благодаря их усиленной пропаганде, получают иногда значительное распространение.

Второй существенной особенностью теоретического уровня является то, что по сравнению с представлениями обыденного сознания, взгляды этого теоретического уровня в значительно большей мере освобождены от чувств, настроений .

Осознание политики на теоретическом уровне позволяет: ставить и решать важнейшие политические задачи. В ходе решения назревших проблем вырабатывать концептуальные подходы и формы контроля за ходом выполнения политических решений, а также корректируются текущие политические действия. Целостность, систематизированность и способность к прогнозированию являются признаками теоретического сознания.

Следует отметить, что часто выделяют такой уровень политического сознания как государственное политическое сознание . Онодолжно быть присуще служащим (чиновникам) государственного аппарата, политикам. Такое сознание отличается систематизированными знаниями о политике государства; умением руководить и управлять политическими процессами на общегосударственном и региональном уровне. Первоосновой профессионализма государственных служащих выступает их компетентность. В государственном аппарате профессионализму (особенно в последние годы) активно противостоит дилетантизм, который в практическом плане выражается в отсутствии необходимых знаний, в организационной беспомощности, в неспособности предвидеть результаты своих действий, последствия принимаемых решений.

Подводя итог, можно отметить, что политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, важнейшей составной частью политических отношений. Ему присущи исключительная сложность, устойчивость и динамизм. Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложную структуру. Выделение и анализ его уровней и видов позволяют предметно показать его реальное функционирование, исключают отождествление этих уровней или противопоставление их друг другу. Так, массовое политическое сознание отнюдь не совпадает с научным (теоретическим); каждое из них имеет свою логику действия и развития. Вместе тем уровни политического сознания взаимопроникают друг в друга, и это взаимопроникновение является характерной чертой современного политического сознания, так как его уровни не могут быть изолированы, оторваны один от другого.

1. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997. - с.355-364.

2. Мельник В.А. Политология: Учеб. – Мн.: Выш. шк., 1996. – с. 206-223.

3. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – с.215-217.


Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ярославский государственный педагогический университет
имени К.Д. Ушинского

Педагогический факультет

Кафедра???

Контрольная работа по политологии
на тему:

«Политическое сознание и его структура»

Исполнитель:
Воробьева О.В.
Научный руководитель:

Ярославль
2011
Содержание
Введение…………………………………………… …….…….…………3
1. Понятие и сущность политического сознания…….…….………..4

    2. Функции политического сознания………….…………….………..7
3. Структура политического сознания……….………………………9
3.1. Субъекты политического сознания……….………………………9
3.2. Уровни политического сознания……….……….………………..11
3.3. Политические мифы и утопии, политическая идеология и политическая психология…………………….…….…….…..…… ….....…….15
Заключение……………………………..…… …....…….………………19
Литература……………………………………… ………………………21

Введение
Политическое сознание - одна из центральных категорий политологии, характеризующая субъективную сторону политической жизни. По своему содержанию политическое сознание – это сложное образование, в обобщенной форме отражающее степень представлений граждан о политике и рационального отношения к ней. Политическое сознание включает в себя теории, идеи, чувства, представления, ценности, ожидания, настроения и так далее, складывающиеся у различных социальных групп и индивидов на основе их включения в систему политических отношений и участия в процессах осуществления политической власти.
Структура политического сознания достаточно сложна, она имеет множество самых разнообразных измерений. И чтобы в них не запутаться, выделяя структурные элементы политического сознания, необходимо каждый раз ясно представлять себе, по какому основанию производится это выделение.
Таким образом, данная работа посвящена проблеме политического сознания и его структуры. Ее актуальность связана с тем, что от распространенных в обществе политических представлений субъектов политических отношений и от сложившегося менталитета людей самым непосредственным образом зависит содержание и характер политического процесса, поведение политических лидеров, деятельность политических институтов и организаций.
Цель данной работы : рассмотреть понятие и сущность политического сознания, а также его структуру и функции.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач :
1. Рассмотреть понятие и сущность феномена политического сознания.

    2. Выделить основные функции политического сознания.
3. Определить структурные компоненты политического сознания и дать содержательную характеристику каждого из них.

1. Понятие и сущность политического сознания
По мнению В.Н. Лавриненко, политическое сознание как сфера общественного сознания является отражением тех отношений, которые складываются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования власти, то есть - политических отношений . Исследователь считает, что политическое сознание - это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к отражаемым политическим событиям [там же].
Что же оно отражает, и какие оценки в нем представлены? Прежде всего, отношение к власти, способам, формам ее организации и реализации, к политическим силам различной направленности и методам их деятельности. При этом политическая деятельность, считает А.Г. Унпелов, является именно той основой, на которой формируется политическое сознание . Поэтому оно предстает, прежде всего, как осознанное, осмысленное через призму социально-политических потребностей политическое знание, которое являет собой его рациональную составляющую. Однако содержание политического сознания не ограничивается лишь знанием как рациональным моментом, а включает в себя продукты чувственного отражения и оценки. Политическое сознание является продуктом рационального, эмоционального и волевого освоения людьми содержания и особенностей политических отношений .
Следовательно, политическое сознание можно определить как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений .
Политическое сознание является естественным субъективным компонентом политической деятельности, политического поведения.
Политизация общественного и индивидуального сознания, его выделение в относительно самостоятельную сферу, считает В.А. Мельник, происходит там и тогда, где и когда возникают социальные неравенства, формируются институты социального управления и публичной власти .
При этом следует отметить, что генезис политического сознания предопределяется не только общественными отношениями, становлением органов власти и управления, но и развитием таких форм общественного сознания как наука, мораль, религия, правосознание.
Кроме того, важным аспектом рассматриваемого вопроса является то, что субъективные образы, с помощью которых социальная группа, личность или общество в целом отражают политическую действительность, образуют структуру политического сознания , которая будет рассмотрена позже. При этом следует помнить, что познание объективной реальности субъектом возможно с помощью интеллекта, чувств, воображения, фантазии. Следовательно, структура политического сознания в целом определяется с помощью трех составляющих: рациональной, чувственной и иррациональной . К чувственным относятся образы, восприятия, оценки, настроения, желания и т.п. К рациональным относятся обобщенные идеи, концепции, представления, нормы, мнения и т.д. К иррациональным составляющим относятся немотивированные сознанием субъективные образования, а также утопии, фантастические образы. К тому же рациональные, чувственные и иррациональные представления взаимосвязаны между собой. Рациональный образ политической действительности не может возникнуть вне чувственного восприятия, которое стимулирует мыслительные процессы. Иррациональные представления, например, политические мифы, также связаны с чувственными и рациональными компонентами .
Однако политическое сознание и относительно самостоятельно.
Относительность самостоятельности политического сознания по отношению к сознанию вообще и его конкретным не политизированным проявлениям (наука, мораль, религия, искусство и т.д.) обусловлены тем, что сознание как способ постижения реального бытия едино в своих сущностных характеристиках, законах проявления и функционирования. Это связано с тем, что у сознания во всех его формах и проявлениях единое основание - социально-природное бытие людей, их интеллект, воля, чувства .
Кроме того, относительно самостоятельный характер политического сознания, в отличие, к примеру, от морали или экономического сознания, проявляется в специфике политического пространства, политических отношений, политической культуры, традиций и норм политического поведения, в специфике политических технологий и методов политической деятельности, в специфике концептуально-категориального аппарата выработанного политической философией, политологией, социологией политики и другими науками, изучающими политические реалии и политическое сознание .
В становлении и развертывании политического сознания субъектов исследователи выделяют ряд этапов :
1. Включенность субъектов сознания в систему политических отношений. Политизация личности, социальной группы, общества.
2. Зарождение политических ориентаций.
3. Накопление политических знаний.
4. Политическое самоопределение.
5. Осознанные политические действия .
К числу основных свойств политического сознания относят: его исторический, социальный характер, плюралистичность, многокомпонентность, многоуровневость, диалектичность [там же].
Таким образом, политическое сознание является предметом исследования философии, политологии, специальных разделов социологии. В целостном виде политическое сознание изучается политической психологией. При этом субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании. Роль политического сознания жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не только пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности, как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.
2. Функции политического сознания
По мнению исследователей, политическое сознание выполняет целый ряд функций :
1. Регулятивная функция . Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений.
С особой силой потребность в регулятивной функции политического сознания обнаруживается на переломных этапах общественного развития, в кризисные периоды. Именно от политического сознания широких слоев общества, от политических установок «верхов» зависят эффективность политических систем, ход развития событий, направленность социально-политических преобразований .
2. Познавательно-информационная функция . Люди рано или поздно, но неизбежно соприкасаются с миром политики. Даже если они не желают ею заниматься - политика «займется» ими все равно. Она влияет на жизнь и судьбы людей через государство, законы, партии, общественные организации и др. Она «проникает» в людей в виде политической информации. Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации.
Политическое сознание в этом плане призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться [там же].

    Оценочная функция . Политическое сознание предназначено не только для осознания (отражения) социально-политической действительности. В его недрах в процессе осознания мира политики вырабатываются и оценки (отношения) к тем или иным политическим явлениям и проблемам .
Таким образом, люди делают для себя определенные выводы, конкретизируют степень важности различных политических явлений и событий. Именно на основе оценки политической действительности они формируют свои политические взгляды, убеждения, позиции, пристрастия.
4. Мобилизующая функция . Политическое сознание помогает людям осознать себя гражданами, которые не только «обязаны» обществу и государству, но и обладают определенными правами, свободами и политическими интересами. В свою очередь, гражданское самовосприятие побуждает (мобилизует) людей к переходу от пассивного осознания социальной действительности к конкретному участию в общественно-политической жизни.
В этом плане политическое сознание посредством своей мобилизующей функции побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов, к объединению со своими единомышленниками в политические партии, общественные организации и др. .
Таким образом, главными функциями политического сознания являются: регулятивная, познавательно-информационная, оценочная и мобилизующая, которые, тесно взаимодействуя, определяют политически ориентированное поведение граждан и их участие в общественной жизни

3. Структура политического сознания
3. 1. Субъекты политического сознания
Л.Я. Гозман и Е.Б. Шестопал считают, что и как сознание в целом, политическое сознание может принадлежать только определенным субъектам, а именно: субъектам политических отношений .
Это связано с тем, что субъектами политики чаще всего выступают индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Они и являются социальными носителями политического сознания [там же].
Соответственно различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества.
Таким образом, политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Политическое сознание группы и общества не есть простая сумма политических представлений составляющих их индивидов. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои собственные политические представления. В то же время между индивидуальным, групповым и массовым, т. е. присущим народу, обществу, видами политического сознания существует диалектическая взаимосвязь .
Кроме того, совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания. В свою очередь личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности [там же].
Важно также отметить, что политика есть область отношений всех классов и слоев к государству и правительству, сфера взаимоотношений между социальными группами, классами, нациями и народами. В силу этого политическое сознание не в последнюю очередь выступает и как специфическая форма выражения политических интересов социальных классов и групп . При этом оценка социально-политической действительности зависит от того конкретного положения, которое занимает носитель этой оценки – личность, социальная группа, класс – в данной системе общественных отношений. Поэтому политическому сознанию указанных социальных субъектов объективно присущи социально-классовые черты [там же].
Такие черты в значительной мере присущи и политическому сознанию общества в целом. Каждая социальная группа стремится представить свои политические интересы как отвечающие общим интересам.
Однако наиболее существенное влияние на характер политического сознания общества оказывают экономически доминирующие социальные силы, которые располагают максимальными возможностями для духовного производства и соответственно для своего влияния на всех членов общества .
Вместе с тем, политическое сознание, отражая объективный интерес нации, народа в целом, характеризуется и общенациональными чертами, которые присущи всем социальным группам и индивидам.
Так, между социально-классовыми и национальными элементами политического сознания происходят сложные процессы взаимодействия и взаимовлияния. Эти обе тенденции постоянно в той или иной мере присущи сознанию любого субъекта политики, однако в различные периоды общественного развития доминируют или одни, или другие. Несомненно, например, что в периоды внешней угрозы безопасности страны на первый план в политическом сознании всех общественных сил выходят общенациональные интересы. Тогда как в начале XXI века перед лицом глобальных проблем человечества в политическом сознании народов все большее место занимают общечеловеческие ценности и интересы .
Таким образом, в процессе политической социализации личность усваивает основополагающие черты массового и группового политического сознания. Реализуя свои интересы, она объективно солидаризуется в своих действиях с позициями той социальной группы, которые ей близки. Хотя групповое политическое сознание складывается из индивидуальных политических сознаний, это вовсе не означает их тождества. Личное политическое сознание характеризуется не только высоким уровнем социализации, но и своей уникальностью, достаточно разнообразными свойствами. При этом социальный опыт каждой личности неповторим, ее политическое сознание может претерпевать такие изменения, в результате которых могут формироваться реакционные, консервативные или революционные политические позиции.
3.2. Уровни политического сознания
По мнению Дилигенского Г.Г., политическое сознание существует на различных уровнях и в различных формах . Прежде всего, следует выделить специализированное и . Дадим их краткую характеристику.
Специализированное сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Первоначально оно является достоянием немногих. Его носители - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения. Они фиксируют необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию массового сознания в соответствующем направлении.
При этом главным в специализированном сознании является выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы (или групп), социального слоя определенных установок .
Тогда как массовое политическое сознание опосредованно выражает уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности [там же].
Кроме того, соответствующие знания, - с одной стороны, - вырабатываются различными идеологиями и закреплены в политической культуре. С другой стороны, такие знания «добываются» и собственной практикой массовых социальных групп.
Следует отметить, что массовое политическое сознание весьма динамично. Оно имеет конкретно-исторический характер, часто переживает периоды подъема и спада. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: политических курсов и тактико-стратегической деятельности тех или иных партий, различных социальных потрясений, содержания конкретно-исторической ситуации и многих других.
Также следует помнить, что в реальности возможны различные варианты взаимосвязи специализированного политического сознания (например, политической партии) и массового политического сознания.
При этом иногда то, что бывает теоретически и практически изжито и преодолено конкретной политической партией, может еще долгое время оставаться присущим политическому сознанию общества. Это обстоятельство отмечали многие политические деятели и современности, и прошлого. Но, возможна и обратная ситуация: в массовом политическом сознании фиксируется необходимость того или иного политического действия, принятия какого-либо политического решения, а специализированное сознание к этому не готово. Например, в нашей стране идея о необходимости многопартийности прежде утвердилась в обществе, а соответствующие инициативы со стороны компартии-монополиста и государства последовали с серьезным запозданием.
Очевидно, что для конструктивного и стабильного социально- политического развития общества крайне важно не только взаимодействие специализированного и массового сознания. Еще более важна их обоюдная чуткая реакция на все изменения в умонастроениях людей и общества в целом, и составляющих его социальных групп .
По мнению исследователей, в политическом сознании можно выделить такие уровни:
1. Государственный. На данном уровне политического сознания осуществляются выработка и обоснование официальной политики. Одной из главных черт этого уровня является стремление к выражению общих интересов правящих политических сил. На этом же уровне происходит адаптация (приспособление) интересов общества, общественного мнения к проводимой государственными институтами политике.
«Государственное» сознание регулирует политические отношения путем выработки различных законопроектов, программ, решений, конституций, поправок к их статьям и т. д. .
Данный уровень политического сознания отличается наибольшей последовательностью в защите существующих политических порядков и принципов управления. Для него также характерен позитивно-прагматический способ восприятия политической действительности, - то есть ориентация на достижение успеха, выгоды в процессе приобретения, расширения или удержания власти.
2. Теоретический. Данный уровень политического сознания обычно представлен различного рода идеями, концепциями, взглядами, точками зрения, имеющими политический характер. Этот уровень тесно связан с наукой и идеологией того или иного общественного класса, правящих кругов .
При этом в политических теориях и учениях, представленных на этом уровне, преследуется цель исследовать следующие проблемы :
- сущностные проявления политики;
- закономерные политические тенденции и процессы;
- причины, их вызывающие;
- реальный ход политических событий;
- действительные и возможные последствия политических решений, принимаемых законодательными, административными (исполнительными) и судебными инстанциями .
Особенностью теоретического уровня политического сознания является его теснейшая связь с экономическими, правовыми, военно-стратегическими и другими реалиями. Данный уровень отличается также оформлением политических теорий в соответствующие политические программы, декларации и доктрины. При этом такие программы, будучи реализованы на практике, закрепляют политическое сознание в качестве ведущего элемента политики. А от данного элемента, в свою очередь, зависят характер политических отношений и политических институтов, организаций и учреждений, использование материальных средств осуществления политики .
И, наконец, осознание политики на теоретическом уровне позволяет:
- ставить и решать ее важнейшие цели и задачи - как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);
- определять средства и методы их достижения;
- определять направления и пути организационно-политического обеспечения в ходе решения назревших проблем;
- вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;
- корректировать политику с учетом данных практического опыта .
3. Эмпирический . Этот уровень политического сознания базируется на непосредственной практике, живом участии в политическом процессе отдельных людей, малых и крупных социальных общностей.
Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, представлений, иллюзий, переживаний. Взятые в единстве с теоретическими воззрениями в области политики, они служат, во-первых , питательной почвой для формирования у масс общественного мнения относительно политики и политических деятелей, а во-вторых , духовной основой политической культуры общества .
4. Обыденный. Данный уровень политического сознания тесно связан с эмпирическим уровнем, но, в то же время, в сравнении с ним имеет ряд отличий. Так, эмпирический уровень характеризует непосредственно практический опыт субъекта. Обыденный же уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей и взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей.
Обыденный уровень политического сознания отличается от эмпирического и тем, что имеет идеологические и теоретические элементы. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: чувства, настроения, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации .
Кроме того, обыденный уровень политического сознания отличается взаимосвязанностью рационального и эмоционального, свежего житейского опыта и традиций, сиюминутных настроений и устойчивых стереотипов. Поэтому данный уровень нестабилен, зависим от эмоций и меняющегося непосредственного опыта, подвержен колебаниям [там же].
Таким образом, политическое сознание имеет сложную структуру и целый ряд уровней. Оно не только отражает политическую действительность, но и вырабатывает ее определенное восприятие. А уже на основании такого восприятия во многом и строится политическое поведение, как отдельных граждан, так и общества в целом.
3.3. Политическая идеология, политическая психология, политические мифы и утопии
По мнению исследователей, важными уровнями политического сознания, требующими отдельного рассмотрения, являются - политическая идеология и политическая психология, которые лишь частично совпадают по содержанию, соответственно, с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику .
Так, под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология, соответственно, представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.) [там же].
При этом объемы понятий «политическая идеология» и «политическая теория» частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории - это систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о сущем (о том, что есть), но и о должном (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретической почвы .
Другим уровнем политического сознания, парным идеологическому, является политическая психология - совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие «политическая психология» включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т.е. неосознаваемые, не контролируемые сознанием элементы - мотивы, предпочтения, установки и т.п. [там же].
и т.д.................

Изучив материал данной главы, бакалавр должен:

знать

  • сущность, содержание, значение и смысл концепта "политическое сознание";
  • возможности и пределы влияния феномена политического сознания на политические процессы;
  • ключевые проблемы формирования современного политического сознания;

уметь

  • применять полученные знания в профессиональной деятельности;
  • творчески работать с источниками и литературой по проблемам политического сознания, ориентироваться в широком спектре его типов и разновидностей;
  • углублять и систематизировать свои знания по проблеме политического сознания;

владеть

  • теоретическими основами формирования современного политического сознания;
  • методологией исследования противоречий политического сознания и его развития;
  • пониманием глубинных процессов, происходящих в сфере современного политического сознания.

Политическое сознание: понятие, сущность, содержание

Политическое сознание – феномен социальной действительности, относящийся к двум относительно автономным и вместе с тем взаимосвязанным сферам – политической и духовной. Выступая частью политической жизни общества, оно одновременно является формой такой сложной реальности, как общественное сознание – важнейшего элемента духовной жизни людей.

Политическое сознание – целостное, структурно сложное духовное образование, включающее чувства, образы, настроения, убеждения, мнения, идеи, теории, отражающие те или иные стороны политической жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Политическое сознание – феномен, социально обусловленный как по механизму своего зарождения и реализации, так и по характеру своего существования и исторической миссии.

В структуре политического сознания выделяют различные уровни – обыденное и теоретическое сознание, идеология и политическая психология, а также элементы – чувства, представления, образы, оценки, мнения, убеждения, идеи, теории, взгляды и т.д.

Политическое сознание как отражение и вместе с тем активно-творческая, проективная способность обладает потенциалом, во-первых, адекватно оценивать политическое бытие, обнаруживать в нем скрытый от повседневного взгляда смысл и осуществлять прогноз, во-вторых, через практическую деятельность влиять и преобразовывать его. Политическое сознание есть результат совместного осмысления социально-политической действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом состоит его социальная природа и основная особенность.

Политическое сознание обладает относительной самостоятельностью по отношению к политическому бытию. На теоретическом уровне оно не просто отражает последнее, а раскрывает его суть, внутреннюю логику. Политическое сознание способно как опережать развитие политической жизни, осуществлять довольно точные прогнозы, так и отставать от него, оказываясь не готовым к происходящим изменениям.

Опираясь в своем развитии на достижения человеческой мысли и духа, политическое сознание обеспечивает преемственность в развитии политического наследия поколений. Следовательно, политическое сознание имеет собственную логику развития, свои законы и принципы, что хорошо видно на примере эволюции всех его элементов.

Политическое сознание надличностно , но не внеличностно. Это означает, что оно невозможно вне индивидуального сознания. Носителями его являются индивиды, обладающие собственным сознанием, а также социальные группы и общество в целом. Развитие политического сознания происходит в процессе постоянного приобщения к нему вновь и вновь появляющихся на свет индивидов. Все содержание и элементы политического сознания созданы и выкристаллизованы именно людьми, а не какой-либо внечеловеческой силой. Авторская индивидуальность идеи или образа может быть усвоена обществом, и тогда они осваиваются индивидом в надличностной форме, но само их содержание остается человеческим, а происхождение – конкретно-индивидуальным.

Вместе с тем политическое сознание есть не количественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественно новое состояние – внутри себя и по-особому структурированная идеально-объективная реальность, с требованиями которой индивид вынужден считаться так же, как он считается с природными и социальными явлениями. Своими объемом, возможностями, преобразовательной силой массовое политическое сознание, несомненно, превосходит субъективное конечное и ограниченное отдельным человеком индивидуальное политическое сознание. Власть массового политического сознания над индивидуальным выражается в безусловном восприятии индивидом исторически сложившихся форм духовно-практического (политического) освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовно-практической (политической) жизни общества, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление индивидуальности.

Обыденное политическое сознание – низший сто уровень, характеризующийся жизненно-практическим, несистематизированным и вместе с тем целостным миропониманием. Обыденное политическое сознание стихийно и близко к непосредственной действительности жизни, которая в нем отражена достаточно полно, с конкретными деталями и смысловыми нюансами. Поэтому обыденное политическое сознание – тот источник, из которого черпает свое содержание и вдохновение политика, и вместе с тем первичная форма понимания обществом политического мира.

Обыденное политическое сознание носит исторический характер. Так, обыденное политическое сознание Античности или Средневековья было далеко от научных представлений, современное же его содержание уже не является наивно-мифологическим отражением мира, напротив, оно насыщено научными знаниями, хотя и преобразует их в некую целостность с помощью средств, не сводимых к научным. Вместе с тем и в современном обыденном политическом сознании немало мифов, утопий, иллюзий, предрассудков, которые, возможно, помогают жить их носителям, но в то же время имеют мало общего с окружающей политической реальностью.

Теоретическое политическое сознание высший уровень политического сознания, характеризующийся осмыслением социально-политической жизни в ее целостности, закономерностях и существенных связях. Теоретическое политическое сознание выступает как система логически связанных положений по поводу политической жизни. Носителями его являются не все люди, а ученые, исследователи, способные научно судить об исследуемых явлениях и объектах в рамках своих областей, за пределами которых они размышляют на уровне обыденного сознания – "здравого смысла", а то и просто на уровне мифов и предрассудков.

Политическая психология и идеология являются уровнями и вместе с тем структурными элементами политического сознания, в которых выражается не только глубина понимания социально-политической действительности, но и отношение к ней со стороны различных социально-политических групп и общностей. Это отношение проявляется прежде всего в их потребностях, мотивах и побуждениях к освоению и преобразованию социально-политической действительности.

Политическая психология представляет собой совокупность присущих людям и социальным группам и общностям чувств, настроений, нравов, традиций, стремлений, целей, идеалов, а также потребностей, интересов, убеждений, верований, социально-политических установок. Она выступает как определенный настрой чувств и умов, в котором сочетаются понимание происходящих в политике процессов и духовно-эмоциональное отношение к ним. Политическая психология может проявляться как психический склад социальных и этнических общностей, т.е. как классовая, корпоративная или национальная психология, во многом обусловливающая их деятельность и поведение.

Основными функциями политической психологии являются ценностно-ориентирующая и мотивационпо-побудительная. Отсюда следует, что социальные и политические институты, и прежде всего государство, призваны учитывать особенности политической психологии различных групп и слоев населения, если они хотят добиться успеха в реализации своих замыслов.

Политическая идеология представляет собой теоретическое выражение объективных потребностей и интересов различных социально-политических групп и общностей, их отношение к социально-политической действительности, а также систему взглядов и установок, отражающих социально-политическую природу общества, его строй и социальную структуру.

Поскольку различные идеологии отражают интересы различных социальных групп и общностей, которые могут не просто не совпадать, но быть противоположными, это означает, что говорить об их теоретичности в научном смысле слова можно лишь условно. Каждая идеология акцентирует внимание на том аспекте социально-политической реальности (рыночные механизмы, государственное регулирование, социальная поддержка, свободы и права личности и т.д.), которая в максимальной степени отвечает интересам общности, от имени которой она (идеология) выступает. Степень теоретичности идеологии соответствует тому, насколько, во-первых, выражаемые ею интересы конкретной группы совпадают с объективным ходом развития общества, его основными тенденциями и интересами, во-вторых, насколько она способна учесть интересы других групп и тенденции иных сегментов социально-политической реальности. Следовательно, далеко не все идеологии научны. Некоторые из них рисуют ложную картину происходящих в обществе процессов, тем самым мистифицируя действительность и способствуя появлению социально-политических мифов, затемняя сознание масс и замедляя развитие общества.

Поэтому идеология может быть научной и ненаучной, прогрессивной и реакционной, радикальной и консервативной.

Если политическая психология формируется стихийно, то идеология создается ее авторами сознательно. В роли идеологов выступают мыслители, теоретики, политики. Благодаря различным системам и механизмам – образования, воспитания, социализации, СМИ – идеология целенаправленно внедряется в сознание больших масс людей. На этом пути вполне возможно манипулирование как общественным сознанием в целом, так и политическим в частности.

Сила влияния той или иной идеологии определяется степенью ее научности и соответствия реальности, глубиной проработки ее основных теоретических положений, влиянием в обществе тех сил, которые в ней заинтересованы, способами ее воздействия на людей. Учитывая особенности психологии социальных групп, идеология в лице ее носителей способна оказать влияние на смену всей системы социально-психологических установок и умонастроений составляющих их (т.е. группы) людей и придать их действиям определенную целенаправленность.

Политическое сознание – один из способов самосознания общества и духовно-практического освоения окружающего мира. Его можно также определить как социально необходимый способ построения объективных мыслительных форм, вырабатываемых в ходе многообразной деятельности людей по преобразованию и изменению мира. Оно исторично по своему содержанию, как историчны порождающие его общественные связи и отношения.

Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей, теоретических систем, отражающих коренные интересы социальных общностей, их отношение друг к другу по поводу политического устройства общества, государства, власти, политических институтов и процессов. Предметное содержание политического сознания реализуется в разветвленной системе категорий, таких как: политические "убеждения", "ориентации", "установки", "культура", "общественное мнение" и т.п. В концептуальном плане политическое сознание может быть рассмотрено, во-первых, как способность людей соотносить себя в мыслях и чувствах с миром политических отношений; во-вторых, как процесс реализации этой способности; в-третьих, как естественный продукт (результат) этого процесса.

Как один из элементов политической системы, ее субъективная основа политическое сознание оказывает на общество активное влияние, ускоряя или замедляя сто развитие, стабилизируя или дестабилизируя его. Эта роль особенно велика в кризисных и транзиторных ситуациях, когда общество стоит перед выбором ценностных и политикостратегических альтернатив. Существует прямая корреляция между массовым распространением определенного типа политического сознания и утверждением в обществе соответствующего ему типа личности, поведения, морали, политических норм и ценностей.

Политическое сознание

Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании. Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.

С образованием государства и развитием политической организации общества возникает и развивается политическое сознание- это та часть общественного сознания, которая непосредственно относятся к политическим явлениям и процессам. Политическое сознание- одна из центральных категорий политологии, обозначающая восприятие субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой. Это совокупность взглядов, установок, выражающих отношение людей к государству и партиям, политическим ценностям и целям, традициям и нормам политической жизни.

Политическое сознание представляет собой одну из форм общественного сознания и имеет три аспекта: знание, оценка, эмоции и два измерения- гносеологическое (т.е. познавательное) и социологическое. Гносеологическое измерение политического сознания - это познавательная деятельность, через которую постигается сущность «предметов» политики, управляющие ими законы, связи политической сферы и другими областями жизни общества. Социологическое измерение политического сознания - это его роль и значение политической системы общества, его социальные функции, это субъективный компонент деятельности субъектов в политике. Возникая и развиваясь в связи с осознанием и реализации общезначимых политических интересов, политическое сознание выступает понятийным, оценочным, символическим и иным отображением социальных взаимодействий классов, социальных групп, граждан, борющихся за осуществление своих властных целей.

Познание политической жизни происходит на двух основных уровнях - эмпирическом (обыденном) и теоретическом (политическая идеология). Обыденное сознание формируется в основном стихийно, вырастая из общественно-политического опыта. Политическая идеология создается теоретиками и в целостном, законченном виде выражает интересы и цели того или иного класса, социальной группы, общества.

Политическое сознание- сознание классовое. Становление и развитие политического сознания схематически можно выразить следующим образом:

1) формирование системы потребностей и социальных ожиданий;

2) принятие определенных ролей и актуализация потребностей;

3) формирование ценностей ориентации;

4) идентификация «своей» социальной группы;

5) осознание собственных интересов (целей) в социально- политической сфере;

6) оценка существующей возможности влиять на политическую деятельность в соответствии со своими интересами;

7) принятие системы ценностей и установок, формирующих политические устремления.

Формирование политического сознания под влиянием объективных условий материальной жизни находятся под постоянным воздействие мощных дополнительных факторов, как объективно сложившихся, так и сознательно направляемых. Среди этих факторов следует прежде всего назвать специфику политической культуры, деятельность институтов политической системы, психологическое давление с помощью средств массовой информации. (СМИ)

Политическое сознание классифицируется в зависимости от его различных типов. Это логически организованная система политических ценностей, ориентаций, приоритетов. Различают открытый и закрытый типы политического сознания. Открытый предполагает способность к восприятию чужого социального опыта, культурных ценностей и традиций. Закрытый базируется на корпоративных, локальных, групповых нормах и целях и не приемлет общечеловеческие ценности и ориентиры.

Тип политического сознания тесно координирует с типом политического поведения личности, той или иной социальной группы. В этом плане в современных условиях политическое сознание классифицируется по следующим типам: консервативное, либеральное, право- или леворадикальное, реформистское и др. течения. Различные течения консерватизма объединяет общая функция- идейно- политическое оправдание и стабилизация исторически изживших себя структур. Модернизацией консервативного сознания является неоконсерватизм. Либерализм как тип политического сознания исходит из принципа свободы личности, предпринимательства, рынка, ратует за демократию и гражданские права. Радикализм правого и левого толка можно определить как социальный критицизм, направленный на изменение существующей политической системы. Некоторые ученые выделяют такие три типа политического сознания, как национализм, тоталитаризм, авторитаризм.

Что качается Росси, то сейчас наблюдается переход от социалистического к либерально-демократическому типу политического сознания. Страна находится в переходном периоде, когда многие люди, особенно старшего и среднего возраста, еще не освободились от прежнего типа сознания. Кстати, и некоторые американские ученые говорят о переходном характере сознания граждан США. Так З. Бжезинский пишет, что состояние неуверенности, напряженности, нравственного разброда, которые характеризуют современное американское общество, есть результат одной- единственной, главной причины: это общество находится в переходном состоянии между прошлым и будущим, между «индустриальным» обществом и «технотронным».

Активная, деятельностная роль политического сознания находит свое выражение в следующих функциях:

1) познавательной, дающей представление об окружающей политической действительности и позволяющей человеку ориентироваться в ней;

2) когнитивной, выражающей потребность человека и социальных групп в отражении и осознании индивидуальных, групповых и общественных интересов;

3) идеологической, призванной обосновывать, защищать и оправдывать интересы группы или общества в целом;

4) оценочной, как внутреннего отношения субъекта к окружающему его миру политики, которое находит свое выражение в оценках, касающихся этого мира;

5) целеполагательной, содержащей установку на достижение определенных результатов деятельности. Готовность субъекта к целенаправленной деятельности обусловлена мотивом. Он вызывает активность, обусловливает выбор предмета деятельности, пути движения к предмету, формы деятельности субъекта;

6) коммуникативной, обозначающей взаимодействие субъектов и носителей политических отношений между собой и институтами;

7) прогностической, заключающейся в способности группы или общества к гипотетической оценке возможного развития политических процессов.

Политическое сознание постоянно изменяется, продвигаясь от сравнительно простых форм к сложным. Различают групповое или индивидуальное политическое сознание. Индивидуальное политическое сознание локализуется в психике, субъективном мире отдельного человека, а общественное в системе политической организации, порядке политической жизни общества, в его политической культуре. Совокупность индивидуальных политических сознаний складывается «сгущается» в политическое сознание общества.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»