Болгарская православная церковь. Духовное образование в Болгарской Церкви

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Православие в Болгарии со стороны понять очень трудно. С одной стороны, каждый русский турист или паломник с радостью, как и в любой православной стране, откроет для себя, что в болгарском храме, все как и в родной России, все – как дома. Но не во всяком храме можно причаститься, даже в воскресный день, в самых больших монастырях едва ли больше 10 монахов…

Мы беседуем с иеромонахом Зотиком (Гаевским) о его пути к вере, к служению во священном сане, служению в Болгарии и о судьбах болгарского православия.

Монашество – это на всю жизнь.
– Батюшка, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к вере?

– Я родился в православной воцерковленной семье. Мама воспитала меня в православной вере. С детства она не просто водила меня в церковь, а приобщала к церковным таинствам, к духовной жизни. Мы старались всей семьей часто причащаться – и не только в , но и вне пощений.
После школы я решил поступить в Духовную семинарию.

– А как Ваши сверстники относились к тому, что Вы ходите в храм, да еще и в Семинарию решили поступать?

– Нормально, и даже с уважением. Спрашивали, у кого какие были вопросы, о церковной жизни. А я старался по мере возможности отвечать.
– Батюшка, а почему именно монашество, а не белое духовенство? Значит, это призвание?

– Я родился в Молдавии, а народ там православный и отношение к Православной Церкви у него хорошее. После школы я поступил в Кишиневскую Духовную семинарию, которая находится на территории Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского мужского монастыря. И это очень повлияло на мой выбор. Наблюдение монашеской жизни вблизи сыграло свою роль – я укрепился в своем желании посвятить всю жизнь служению Богу.
Я думаю, что неправильно говорить, что это призвание некоторых. Все мы призваны Богом, и Он всех нас призывает к Себе. Все зависит от того, кто отзовется на этот призыв Божий.

– А как Ваши родители приняли Ваш выбор?

– И мама, и папа нормально отнеслись к этому. Правда, мама переживала, что я был еще молод. Мне было восемнадцать лет, когда я стал послушником. Единственный совет ее был, чтобы я не торопился с принятием монашеского пострига: “Не торопись, потому что монашество – это на всю жизнь. Это ни на день, ни на два, ни на год, на всю жизнь.”

Православие в Болгарии
– Батюшка, расскажите пожалуйста, как Вы оказались в Болгарии?

– После того, как я закончил Кишиневскую духовную семинарию, мой научный руководитель предложил мне обучаться в Болгарии, в Софии, на Богословском факультете.

– Почему в Болгарии, а не в Киеве или в Москве?

– Желающих обучаться в Москве, в Киеве, в Троице-Сергиевой Лавре было много, а поступить в Московскую духовную академию очень сложно. В Болгарию меня бы направили по обмену, то есть я бы учился на Богословском факультете в Софии без поступления. Также мне была очень интересна эта православная страна.

– Болгария похожа на Молдавию?

– Нет, не похожа. Потому что болгары – это славяне, а молдаване принадлежат к другой группе – к романской. Румыны и молдаване похожи между собой по традициям и обычаям, а болгары и молдаване – в вере православной.

– Скажите, пожалуйста, а что Вы думаете делать после окончания обучения на Богословском факультете в Софии?

– Конечно, пути Господни неисповедимы, но думаю вернуться в Молдавию, преподавать в Духовной семинарии или в Духовной академии. Если будет возможность преподавать в светском учебном заведении, конечно же, с удовольствием воспользуюсь ею.

– Когда Вы приехали в Болгарию, что Вас поразило? Есть ли отличия в вере? Многие отмечают, что в Болгарии происходит оскудение веры. Так ли это?

– Да, на самом деле это так. Во-первых, удручающая картина в воскресные и в праздничные дни – храмы в Болгарии полупустые. Нет такой церковной жизни, которую я видел в Молдавии, на Украине, в России, в Греции, в Сербии. Здесь как-будто духовное омерщвление.

– А почему это, на Ваш взгляд, происходит?

– Я искал ответы на этот вопрос, но ответить на него очень трудно. Нужно хорошо знать специфику болгарского народа, менталитет, историческое прошлое.

– Возможно, сказывается зависимость от Турции в течение нескольких столетий?

– Я думаю, что нет. Под турецким владычеством были и греки, и сербы. Но в Сербии и Греции храмы в воскресные дни заполнены до предела.

– В советское время были ли гонения на православных в Болгарии?

– Да, в те времена были. Но не такие, как, скажем, в СССР. Почти ни одного храма в Болгарии не было разрушено. То есть все церкви, все монастыри сохранены. Не было гонений против священнослужителей, против православных. Коммунистический режим в Болгарии довольно лояльно относился к Православной Церкви. Единственный случай, это убийство архимандрита Бориса в Благоевоградской епархии одним ревностным коммунистом. Но это – исключение.

– Батюшка, а молодежь приходит в храм?
– Приходит, но только чтобы зажечь свечку, перекреститься, попросить священника прочитать молитву о здравии.
– А как Вы относитесь к тому, что болгарские прихожанки не носят платков?

– Я думаю, что в каждой православной стране есть свои традиции, свои обычаи. Если в России православные женщины носят платки, то здесь, на Балканах – нет. Почему я говорю на Балканах? Потому что платками не покрывают голову не только женщины Болгарии, но и Греции, Сербии. Это местная традиция – ходить женщинам в храм без головных уборов, без платков. Думаю, не нужно русским туристам, паломникам возмущаться по поводу того, что болгарки не носят платков. Это же их традиция.

– Батюшка, очень многие русские паломники удивляются, почему в болгарских храмах на литургии не всегда причащают. Почему так бывает?

– Да, это проблема в Болгарии. Потому, что в турецкий и в царский период, в период коммунизма люди очень редко ходили в храм и очень редко причащались. Да и в России в советский период православные тоже не всегда имели возможность принять Святых Христовых Таин. Обычно ограничивались причастием несколько раз в году, в том числе в Великий пост. Сейчас же мы замечаем перемены в православной жизни России – духовное возрождение, воцерковление многих. Люди ходят в храм, причащаются часто, чуть ли не каждое воскресенье. А в Болгарии имеется негласное учение, что православные должны причащаться не более четырех раз в год, то есть во время постов. К сожалению, эту точку зрения поддерживают многие священнослужители, архипастыри Болгарской православной Церкви. Хотя мы не находим ни в Священном писании, ни в учениях святых отцов подтверждения того, что православные христиане должны причащаться только четыре раза в год.

Несмотря на то, что и Вы, и я заметили омерщвление духовной жизни в Болгарии, как бы отсутствие церковной жизни, нужно признать, что это – святая земля, здесь чуть ли не на каждом шагу святыни. В этой небольшой стране насчитывается около пятисот православных монашеских обителей. Представляете?

– И все действующие?

– Да, все монастыри действующие, но, к сожалению, полупустые. Самый большой Ставропигиальный монастырь в Болгарии – Рыльский, насчитывает… одиннадцать монахов. Он считается самой большой болгарской обителью. В Болгарии в самом деле очень много святынь и святых – это преподобный Иоанн Рыльский – покровитель болгарской земли, святой Климент Охридкий, святой равноапостольный князь Борис, царь Петр, Преподобная Параскева и многие другие. И мы верим, что молитвами этих святых угодников Божиих и на Болгарской земле произойдет духовное возрождение.

Материал из Азбука паломники

Болга́рия (болг. България ), полная официальная форма - Респу́блика Болга́рия (болг. Република България ) - государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова, занимает 22 % его площади.

Крупнейшие города

  • София
  • Пловдив
  • Варна
  • Бургас

Православие в Болгарии

Православие в Болгарии - одна из традиционных христианских деноминаций, получившая распространение на территории Болгарии с V-VII веков. Православие исповедует около 82,6 % населения страны (2010).

История

На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться уже в I веке. По преданию Болгарской церкви, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий.

Крещение Преславского двора (Н. Павлович)

Евсевий Кесарийский сообщает, что во II веке, на территории сегодняшней Болгарии, имелись епископские кафедры, в городах Дебелт и Анхиал. Участником Первого вселенского собора, 325 года, был Протогон, епископ Сардики (нынешняя София).

В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа. После четырёхлетней унии с Римской церковью, в 870 г. Болгарская церковь стала автономной в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Болгарская православная церковь

В настоящее время более чем 5 905 000 человек причисляют себя к последователям Болгарской православной церкви - самой многочисленной православной организации страны. Несмотря на произошедший в 1992 году при содействии политической власти раскол, когда часть иерархов выступила против Патриарха Максима, обвинив его в связях с бывшей коммунистической властью, а его интронизацию посчитав неканонической, а также образование раскольниками альтернативного Синода, большинство священнослужителей не присоединилось расколу. В 1990-е годы канонические иерархи Болгарской православной церкви официально не признавались государством, а почти всё недвижимое имущество церкви (кроме храмов) было передано в распоряжение раскольникам. В 1996 году, бывший Неврокопский Митрополит Пимен (Энев) был провозглашён альтернативным Патриархом. Группировка Пимена объявила о канонизации иеродиакона Игнатия (Васила Левского).

На Всеправославном совещании в 1998 году часть большинство иерархии во главе с Пименом принята в лоно канонической Церкви. а в 2003 году иерархия Болгарской церкви получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 году раскольнические храмы были переданы Болгарской православной церкви, а в 2012 году принёс покаяние глава Альтернативного синода, что и можно считать завершеним раскола.

9 декабря 2011 года Совет министров Болгарии принял решение выделить в 2012 году из государственного бюджета на нужды Болгарской православной церкви около 880 тысяч евро. На ремонт церковных зданий национального значения будет выделено 150 тысяч евро. Почти 300 тысяч евро (597 тысяч левов) отдельно будут выделены знаменитому Рильскому монастырю. В настоящее время православные священнослужители с высшим образованием (то есть окончившие духовную академию) получают по 300 левов, а окончившие духовную семинарию - 240 левов. В больших городах священники могут получать 1500-2500 левов благодаря требам, прежде всего венчаниям и крещениям, а в сельских приходах доход священников часто ограничивается одной лишь зарплатой.

Болгарская старостильная церковь

Болгарская старостильная церковь отделилась от Болгарской православной церкви в 1990 году в связи с недовольством среди консервативной части населения Болгарии введением в 1968 году в Болгарской православной церкви новоюлианского календаря.

В настоящее время возглавляется митрополитом Триадицким Фотием (Сиромахой) и насчитывает 17 храмов, 9 часовен, 2 монастыря, 20 священнослужителей и порядка 70 тысяч верующих.

Старообрядцы

На территории Болгарии традиционно проживали последователи русского старообрядчества. В настоящее время несколько сёл исповедающих старообрядчество находятся под юрисдикцией Русской православной старообрядческой церкви, а также Русской Древлеправославной церкви.

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Болгарии находятся в храмах и монастырях Болгарской Православной Церкви.

  • Мощи св. короля Стефана Милютина Сербского (XIV в.) (София, Собор Воскресения Христова)
  • Мощи св. свт. Модеста Иерусалимского (VII в.) (София, Церковь св. Иоанна Рыльского Софийской Духовной Семинарии)
  • Мощи св. свт. Серафима Соболева (ХХ в.) (София, Русский Никольский собор)
  • Мощи св. прп. Иоанна Рыльского (Х в.) (Рыльский монастырь, Кюстендилская область, ок. 20 км. к северо-востоку от Рилы)
  • Икона Божией Матери «Одигитрия» (Рыльский монастырь)
  • «Иверская» икона Божией Матери (Роженский монастырь, Благоевградская область, 6 км. от Мельника, близ с. Рожен)
  • Оригинал «Бачковской» иконы Божией Матери (Бачковский монастырь, 10 км. к югу от Асеновграда, близ с. Бачково)
  • «Влахернская» икона Божией Матери (Бачковский монастырь)
  • Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» (Калоферский монастырь Рождества Богородицы, ок. 20 км. к востоку от Карлово, близ Калофера)
  • Икона Божией Матери «Троеручица» (Троянский монастырь, 10 км. от Трояна, близ с. Орешак)
  • Икона св. Георгия Победоносца (Гложенский монастырь, к западу от Ловеча, близ д. Гложене)
  • Икона св. Георгия Победоносца (Поморие, Монастырь св. Георгия Победоносца)
  • «Иерусалимская» икона Божией Матери (Казанлык, Казанлыкский Введенский монастырь)
  • Икона Божией Матери «Одигитрия-Черная» (Несебыр, Собор Успения Пресвятой Богородицы)
  • Икона Божией Матери «Герондисса» (Варна, Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы)

Храмы

  • Церковь Святых Архангелов Михаила и Гавриила (Арбанаси)
  • Церковь Рождества Христова (Арбанаси)
  • Церковь Святой Недели (Батак)
  • Собор Успения Пресвятой Богородицы (Варна)
  • Собор святого Димитрия (Видин)
  • Церковь Святого Иоанна Алитургетоса (Несебыр)
  • Церковь Святых Архангелов Михаила и Гавриила (Несебыр)
  • Церковь Христа Пантократора (Несебыр)
  • Соборная церковь Святой Троицы (Свиштов)
  • Храм-памятник Александра Невского (София)
  • Церковь святителя Николая Чудотворца (София)
  • Собор святой Недели (София)
  • Собор святой Софии (София)
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Тырговиште)
  • Храм-памятник Рождества Христова (Шипка)

Монастыри

  • Бакаджикский монастырь (близ села Чарган, в 10 км от Ямбола)
  • Бачковский монастырь (10 км. к югу от Асеновграда, близ с. Бачково)
  • Монастырь св. Георгия Победоносца (Поморие)
  • Гложенский монастырь (к западу от Ловеча, близ д. Гложене)

БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

На территории современной Болгарии и на соседних с ней землях Христово учение начало распространяться довольно рано. Согласно преданию Болгарской Церкви, ученик св. апостола Павла – Амплий возглавлял епископскую кафедру в одном из городов на территории Болгарии. В 865 г. болгарский царь Борис I принял крещение от византийского епископа, и вскоре произошло массовое крещение болгарского народа. В 919 г. на Церковном Соборе в Преславе была впервые провозглашена автокефалия Болгарской Церкви и возведение ее в ранг Патриархата.

ИСТОРИЯ БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

На территории современной Болгарии и на соседних с ней землях Христово учение начало распространяться довольно рано. Согласно преданию Болгарской Церкви ученик св. апостола Павла – Амплий возглавлял епископскую кафедру в одном из городов на территории Болгарии. Церковный историк Евсевий сообщает, что во II в. здесь уже имелись епископские кафедры в городах Дебелт и Анхиал. Среди участников Первого Вселенского Собора состоявшегося в 325 году был и Протогон, епископ Сардики (современная София).

В V и VI веках христианство проникало к балканским славянам благодаря активным контактам с Византией - многие из них служили в качестве воинов-наемников. Находясь среди христианского населения, воины-славяне принимали крещение и по возвращении домой нередко становились благовестниками святой веры.

Во второй половине VII столетия в восточной части Балкан образовалось Болгарское государство. Создателем новой державы был пришедший с северных берегов Черного моря воинственный народ тюркского племени – болгары. Покорив живших на Балканском полуострове славян, болгары с течением времени совершенно смешались с местным населением. Два народа – болгары и славяне – слились в один, получив от первого имя, а от второго язык.

В 865 г. болгарский царь Борис I (852–889) принимает крещение от византийского епископа, и вскоре происходит массовое крещение болгарского народа. Молодая Болгарская Церковь становится на некоторое время камнем преткновения между Римом и Константинополем. Вопрос о подчинении Болгарской Церкви активно обсуждался на проходившем в 870 г поместном соборе в Константинополе. В итоге было принято решение о подчинении болгар византийской Церкви, при этом они получили некоторую церковнуюя самостоятельность.

Первым архиепископом Болгарской Церкви стал святитель Иосиф, рукоположенный в этот сан Константинопольским патриархом Игнатием. Страна была разделена на несколько епархий, которые с расширением границ Болгарского государства постепенно возрастали в количественном отношении.

Св. князь Борис делал все необходимое для роста и укрепления Болгарской Церкви. Большое содействие его просветительному труду оказали ученики святых просветителей славян Кирилла и Мефодия – свв. Климент, Наум, Горазд и многие другие. Прибыв в Болгарию, они встретили здесь радушный прием со стороны князя Бориса и под его покровительством смогли развить широкую благовестническую деятельность. Начался славный период в истории славянской письменности, который с не меньшим успехом продолжался и во время правления сына св. Бориса - Симеона (893–927). По личному указанию князя Симеона был составлен сборник “Златоструй”, в который вошли переводы творений святителя Иоанна Златоуста.

В X столетии Церковь сыграла значительную роль в возвышении могущества Болгарской державы. Она способствовала консолидации государственных правителей и поднятию их авторитета, стремилась объединить болгар как нацию.

Внутренняя крепость болгарской страны дала возможность князю Симеону значительно расширить пределы своих владений и объявить себя “царем болгар и ромеев”. В 919 г. на Церковном Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви и возведение ее в ранг Патриархата.

Однако Константинополь только в 927 году признал главу Болгарской Церкви -архиепископа Доростольского Дамиана - патриархом. Позднее в Константинополе не слишком были расположены признавать титул Патриарха за преемниками Дамиана, особенно, после того как восточная Болгария была покорена византийским императором Иоанном Цимисхием (971). Однако Болгарская Патриархия продолжала существовать.

Первоначально патриарший престол находился в Доростоле, после покорения части Болгарии была перенесена в Триадицу (ныне София), затем в Преспу и, наконец в Охрид - столицу западногоболгарского царства, во главе которого стоял царь Самуил (976 – 1014).

Завоевавший в 1018 – 1019 гг. Болгарию император Василий II Болгаробойца признавал автокефалию Болгарской Церкви, но она была лишена патриаршего ранга, и низведена до архиепископии. Охридские архиепископы назначались указом императора и были, за исключением архиепископа Иоанна, греками. Одним из выдающихся церковных деятелей этой эпохи был архиепископ Феофилакт Болгарский, оставивший после себя в числе многих литературных трудов известный “Благовестник”.

После восстания 1185 – 1186 гг. и восстановления независимости Болгарского государства была вновь организована независимая Церковь во главе с архиепископом. На этот раз резиденцией предстоятеля Болгарской Церкви становится Тырнов.

Первый Тырновский архиепископ Василий не признавался Константинополем, но вскоре архиепископия настолько упрочила свое положение, что встал вопрос и о возведении ее предстоятеля в ранг Патриарха. Это событие произошло в 1235 г. после заключения болгарским царем Иоанном Асеном II с Никейским императором Иоанном Дукой военного союза, одним из условий которого было признание Тырновского архиепископа патриархом. В этом же году церковный собор, прошедший под председательством Константинопольского Патриарха Германа II и при участии греческого и болгарского духовенства признал патриаршее достоинство за Тырновским архиепископом Иоакимом. С решением собора согласились все восточные Патриархи, приславшие своему собрату “рукописание своего свидетельства”.

Вторая Болгарская Патриархия просуществовала 158 лет (1235–1393) до самого покорения Болгарии турками. За эти годы она достигла полного расцвета своих духовных сил и оставила церковной истории имена своих славных предстоятелей. Одним из них был св. Иоаким I, выдающийся подвижник Афона, прославившийся в патриаршем служении своей простотой и милосердием. Тырновский Патриарх Игнатий известен своей стойкостью и твердостью в исповедании православной веры во время Лионской унии 1274 года Константинополя с католическим Римом. Нельзя не упомянуть и святителя Евфимия. Этот ревностный архипастырь отдал все свои силы на благо Церкви и народа.

Патриарх Евфимий собрал вокруг себя целую школу церковных писателей из болгар, сербов и русских и сам оставил несколько сочинений, среди которых жизнеописания болгарских святых, похвальные слова и послания. В 1393г. во время кровопролитной войны болгар с турками он, в отсутствие царя, занятого войной, был правителем и опорой бедствующего народа. Святитель показал высокий пример христианского самопожертвования, отправившись в лагерь турок просить их о помиловании вверенной ему паствы. Сам турецкий военноначальник был изумлен этим подвигом Патриарха, принял его довольно ласково и отпустил с миром.

После взятия Тырнова турками патриарх Евфимий был приговорен к смерти, но затем отправлен в пожизненную ссылку во Фракию, где и скончался.

С падением Второго Болгарского царства Тырновская кафедра была подчинена Константинопольской Патриархии на правах митрополии

Одним из выдающихся деятелей Болгарской Церкви XVIII века был преподобный Паисий Хилендарский (1722–1798гг.) В молодости он отправился на Афон, где в монастырских библиотеках начал изучать материалы, касавшиеся истории родного народа. Такого же рода материалы он собирал во время поездок по стране в качестве монастырского проповедника и проводника паломников, стремившихся посетить Святую Гору. В 1762 г. преподобный Паисий написал “Историю славяно-болгарскую о народах, и о царях, и о святых болгарских”, в которой привел факты минувшей славы болгарского народа. После успешной русско-турецкой войны 1828–1829гг. укрепились связи болгар с Россией. Болгарские иноки стали обучаться в русских Духовных школах.

К началу второй половины XIX в. болгары настойчиво выражали требование о восстановлении Болгарской церковной автономии. В связи с этим в1858 г. на созванном Константинопольским Патриархом Соборе болгарские представители выдвинули ряд требований по устройству болгарской церковной организации.

В связи с тем, что эти требования были отвергнуты греками, епископы болгарского происхождения решили самостоятельно провозгласить свою церковную независимость. Настойчивость болгар в решении добиться церковной самостоятельности заставила Константинополький патриархат со временем пойти на некоторые уступки в этом вопросе. 28 февраля 1870 г турецкое правительство обнародовало султанский фирман об учреждении независимого Болгарского Экзархата для болгарских епархий, а также тех епархий, православные жители которых пожелают войти в его юрисдикцию. Экзархату предлагалось поминать Константинопольского Патриарха за богослужением, ставить его в известность о своих решениях и получать для своих нужд Святое Миро в Константинополе. Фактически султанским фирманом восстанавливалась независимость Болгарской Церкви.

Первым экзархом был избран 11 февраля 1872 г. епископ Ловчанский Иларион, но через пять дней из-за своих немощей он отказался от данного поста. На его место был избран Видинский митрополит Анфим (1816–1888 г.), выпускник Московской Духовной Академии. Новый экзарх немедленно отправился в Константинополь и получил от турецкого правительства берат, предоставлявший ему права, частично провозглашенные султанским фирманом 1870 г. После этого Константинопольский Синод объявил экзарха отлученным от Церкви и объявил Болгарскую Церковь схизматической.

Территории Юрисдикция (территория) Богослужение Богослужебный язык болгарский , церковнославянский Календарь новоюлианский Статистика Епископов 22 Епархий 15 (13 - в Болгарии; 2 - за границей) Учебных заведений 2 семинарии (в Пловдиве и Софии)
и богословские факультеты в Софийском университете и Свято-Кирилло-Мефодиевском
университете в Великом Тырнове Монастырей 120 Приходов более 2600 Священников более 1500 Монахов и монахинь более 400 Верующих более 8 000 000 Сайт Официальный сайт (болг.) Болгарская православная церковь на Викискладе

Болга́рская правосла́вная це́рковь (болг. Българска православна църква ) - автокефальная поместная православная церковь , имеющая девятое место в диптихе Московского патриархата и восьмое в диптихе Константинопольского патриархата.

Существуют сведения, что в IV веке Никита епископ Ремесианский окрестил бессов - одно из фракийских племен и для них перевел с латыни весь кодекс Библии, известный в источниках как Библия Бесика. Об этом сообщают святой Григорий Нисский в 394 году, святой Павлин Ноланский около 400 года и в 396 году святой Блаженный Иероним . На территории Болгарии в IV веке жил и святой епископ Ульфила , духовный и светский глава готов . Здесь он переводил Священные тексты на созданную им самим готскую азбуку .

После полного поражения Болгарии в 1018 году , император Василий Болгаробоец упразднил автокефалию Болгарской церкви, сделав её архиепископией с центром в Охриде . Первый Охридский архиепископ был поставлен из болгар , последующие же епископы долгое время были греками .До начале 18-того века Охридские архиепископы принимались от Султана как представители всего болгарского народа. Их диоцез обнимал и территорий современной Сербии и Румынии. В качестве духовного вождя болгар, Охридские предстоятели часто посылали письма Московским великим князьям и царям для финансовой помощи и поддержки. Охридская болгарская архиепископия была упразднена по настоянию Фенерской патриархии после учреждния Ипекской сербской архиепископии.

Урезанная Охридская архиепископия, находившаяся преимущественно в пределах Македонии , в XVIII веке становится центром зарождения болгарского национального движения , первым представителем которого считается иеромонах Паисий Хилендарский . И в дальнейшем многие болгарские «будители » были священнослужителями. К середине века положение Орхидской архиепископии было довольно тяжёлым, велики были её долги. Константинополский Патриарх смог убедить султана , что независимые церкви среди нелояльных славян вредны и опасны, да ещё и неплатёжеспособны. В января 1767 года турецкий султан отнял диоцез архиепископии находившихся в тот период под властью Османской империи и дал его Константинопольскому патриархату. 17 мая 1767 года архиепископ Арсений II подписал акт о своей отставке, что означало конец автокефалии.

3 апреля 1860 года, в день святой Пасхи, с амвона болгарского храма в Константинополе епископ Иларион (Стоянович) вместо имени Константинопольского Патриарха помянул всё православное епископство, что означало односторонний выход Болгарской Церкви из юрисдикции Патриархата.

28 февраля 1870 года был оглашён султанский фирман об учреждении автономного Болгарского Экзархата для епархий болгарских, а также тех епархий, православные жители которых в своем большинстве (две трети) пожелают войти в его юрисдикцию при сохранении канонической зависимости от Константинопольского Патриарха.

Избранный в феврале 1872 года Экзарх Анфим I , вопреки запрещению Патриархии, 11 мая 1872 года совершил в болгарском храме Константинополя литургию , во время которой был торжественно прочитан акт о провозглашении Болгарской Церкви автокефальной. В ответ, Константинопольский Патриарший Синод объявил Экзарха Анфима лишённым священства , а прочих единомысленных ему архиереев отлучёнными от Церкви , что положило начало «греко-болгарской схизме ». В сентябре 1872 года на Соборе в Константинополе болгары были обвинены в «филетизме » (преобладании национального начала) и осуждены как схизматики .

Православная церковь в независимой Болгарии

21 января 1945 года в столичном храме Святой Софии после тридцатилетнего перерыва был избран Экзарх. Им стал Софийский митрополит Стефан (Шоков) . 22 февраля того же года Константинопольская Патриархия издала Томос , упразднивший схизму между Константинопольской и Болгарской Церквами.

Правительство Отечественного фронта, пришедшее к власти в Болгарии в 1944 году, начало предпринимать шаги по ограничению влияния Церкви на болгарское общество. Уже в 1944-1945 годах было прекращено преподавание основ вероучения в гимназиях и прогимназиях. В мае 1945 года издан декрет-закон об обязательном гражданском браке. Однако особенного размаха антицерковная кампания достигла после официального международного признания правительства ОФ в 1947 году.

Для решения сложившегося кризиса в 1998 году в Софии состоялся Всеправославный Собор с участием представителей 13 автокефальных церквей, в том числе и семи Патриархов. В результате проведения собора представители альтернативной «Болгарской Патриархии» заявили о своём раскаянии и выразили желание о возвращении в единение православной церкви. Собор постановил, что каждый раскол в святой поместной церкви представляет величайший грех и лишает пребывающих в нём освящающей благодати Святаго Духа и сеет соблазн среди верующих. Поэтому православные пастыри всяким образом и с приложением полной икономии должны устранять расколы и восстанавливать единство в каждой поместной церкви. Собор постановил принять покаяние раскольников. Анафема , провозглашённая Болгарской церковью бывшему Митрополиту Пимену, была снята, а его епископский сан был восстановлен. Неканонически совершённые епископские, священнические и диаконские рукоположения были признаны действительными. Кроме того, «совершенные ими противоканонические чинодействия объявляются аутентичными, действенными и преподающими благодать и освящение». Болгарская церковь должна признать и принять в свою иерархию неканонически рукоположённых епископов. Так же Собор постановил, что раскол 1992 года «устраняется от жизни и памяти Святейшей Болгарской церкви, а соответственно и от всей Соборной православной церкви для славы и чести человеколюбивейшему небесному Отцу, для укрепления и славы святой Болгарской церкви и её иерархов, для спасения и искупления и освящения христолюбивого её народа».

Некоторые представители альтернативной церкви не принесли покаяния, но после Всеправославного Собора их количество и влияние значительно уменьшилось. В 2003 году иерархия Болгарской церкви получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 году раскольнические храмы были переданы Болгарской церкви. А в 2012 году раскольнический митрополит Софийский Иннокентий (Петров) принёс покаяние, что можно считать концом раскола.

Появившаяся в 2000-х годах в ряде епархий Болгарской церкви (Пловдивской) практика присвоения крупным благотворителям титула архонта была отвергнута специальным постановлением Синода в 2007 году как незаконная, а проведённый опрос выявил, что: среди отвергающих архонтство 50,61 % считают его обманом, а 40,19 % предполагают, что оно делает Церковь зависимой от внешних нецерковных факторов, 5,57 % ответивших одобрили раздачу титулов архонтов состоятельным людям, которые жертвуют деньги Церкви, и лишь 3,63 % опрошенных считают, что эти титулы повышают церковный авторитет.

Видео по теме

Современное состояние

Традиционно воспринятая БПЦ и наиболее используемая геометрическая форма православного креста в Болгарии несколько отличается от русского креста .

В литургической жизни придерживается новоюлианского календаря (с 1968 года).

Территория непосредственной юрисдикции - ; имеет также две епархии для окормления болгарской диаспоры в Европе , Северной Америке и Австралии .

Болгарская православная церковь насчитывает 15 епархии : 13 из которых находятся в Болгарии и 2 зарубежные.

Число христиан - 8 млн человек (подавляющее большинство - болгары).

С 4 июля 1971 года по 6 ноября 2012 года Предстоятелем Болгарской православной церкви был Патриарх Максим .

19 июня 2009 года открылся новый официальный сайт Болгарской Православной Церкви доступный по адресу - http://www.bg-patriarshia.bg .

Болгарская православная церковь с 1948 года имеет подворье в Москве , находящееся в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах . Русская православная церковь также имеет подворье в Софии. С 10 февраля 2011 года официальным представителем Болгарской православной церкви и настоятелем подворья в Москве избран архимандрит Феоктист (Димитров) .

Епархии Болгарской православной церкви

Епархии Болгарской православной церкви

Название епархии Кафедра Архиерейские наместничества Правящий архиерей
Софийская епархия София Самоков , Ихтиман , Дупница , Радомир , Кюстендил , Трын и Годеч Неофит (Димитров)
Варненская и Великопреславская епархия Варна Шумен , Провадия , Добрич и Тырговиште Иоанн (Иванов)
Великотырновская епархия Велико-Тырново Свиштов , Горна-Оряховица , Габрово , Елена , Севлиево , Никопол , Дряново и Павликени Григорий (Стефанов)
Видинская епархия Видин Лом , Берковица , Кула и Белоградчик Даниил (Николов)
Врачанская епархия Враца Бяла-Слатина и Оряхово Григорий (Цветков)
Доростольская епархия Силистра Дулово и Тервел Амвросий (Парашкевов)
Ловчанская епархия Ловеч Пирдоп , Ботевград , Тетевен и Троян Гавриил (Динев)
Неврокопская епархия Гоце-Делчев Благоевград , Разлог , Сандански и Петрич Серафим (Динков)
Плевенская епархия Плевен Луковит Игнатий (Димов)
Пловдивская епархия Пловдив Пазарджик , Асеновград , Хасково , Карлово , Панагюриште ,

Мы привыкли говорить Болгария, болгары, а вот в церковном обиходе неожиданно: БОлгарская Церковь, бОлгарский патриарх (ударение на первом слоге). Вроде мы все славяне, но у болгар значительная примесь тюркской крови. Вроде бы и мы, и они - славяне - но мы киваем в знак утверждения и мотаем головой, будучи с чем-то не согласны, а они наоборот. Чудно... Мы помогли им сбросить турецкое ярмо, пролив при этом немало крови, а они в период обоих мировых войн были союзниками Германии. Провидчески Достоевский и Леонтьев это предсказывали.

Болгары на пару столетий раньше нас обрели государственность и на столетие с лишним раньше крестились. Ну, обо всем по порядку. В 680 году было основано первое Болгарское царство. Немногочисленное племя болгар завоевав славян очень быстро среди них ассимилировалось. Этому способствовало то, что уровень завоевателей был очень низким сравнительно со славянами. Полтора века ничего не было слышно о Болгарском государстве и вот в начале 9 века болгары с шумом врываются в историю Европы и становятся ее головной болью. Темпераментный, настойчивый народ, в тоже время не чуждый сентиментальности.

Филипп Бедросович Киркоров как никто другой олицетворяет эти особенности болгарского народа. История болгар на протяжении многих столетий тесно соприкасается с Византией, с греками. Их взаимоотношения преисполнены драматизма, победы друг над другом и поражения постоянно сменялись. Так, в 9 веке византийский император Никифор I совершил успешный военный поход против болгар. Однако при возвращении обратно его войско попало в засаду и было разгромлено. Болгары тогда опустошили Фракию и Македонию и подошли к стенам Константинополя. Запоминающаяся дико-экзотическая деталь: из черепа убитого византийского императора была сделана чаша, которую обложили серебром. Тогда болгары, возглавляемые воинственным Круммом, были еще язычниками, хотя христианство уже начало распространяться среди низов. Преемник Крумма даже воздвиг на них гонения. Появились первые мученики. Крещение болгар произошло в правление князя Бориса в 865 году. Знать была решительно против этого. Борису пришлось применить жесткие меры вплоть до физического истребления несогласных. Помимо внутренних побуждений к принятию христианства для него было немаловажно то, что христианство было господствующей религией в Европе. Поэтому принятие его означало вступление в семью европейских народов и приобщение к передовой культуре. Конкретно крещение Бориса произошло следующим образом. Болгарию поразил сильный голод. В поисках выхода из сложного положения Борис решил совершить поход на Византию с целью грабежа. Власти Византии могли дать отпор, но под влиянием патриарха Фотия решили вместо этого предложить болгарам помощь. Это обстоятельство произвело на Бориса неизгладимое впечатление, и он решил креститься. Крещение совершал сам патриарх, а крестным отцом был император. Рассказывают еще что как-то раньше пленник нарисовал ему картину Страшного Суда и это на него сильно подействовало. Как все это похоже на то, что произошло с нашим князем Владимиром! Приняв крещение сам, а затем подвигнув на это народ, князь Борис (в летописях его именуют царем) сразу захотел для молодой Болгарской Церкви автокефалии. Патриарх Фотий решительно в этом ему отказал и был прав, так как о новоначальных требовалось попечение, предоставить их самим себе было опасно. Кстати, эти опасения Патриарха оправдались - в Болгарии широко распространилась богомильская ересь, отрицавшая важнейшие постулаты христианства. Несмотря на препятствия, Борис продолжал настойчиво добиваться церковной независимости. Недовольный греками, он обратил свой взор на Запад, вступил в общение с римским папой Николаем I. Общение, однако, продолжалось недолго. Борис просил папу назначить главой Болгарской Церкви епископа Формоза (будущего папу) - одного из двух присланных папой во главе группы священников епископа, но папа отказал. Борис обиделся и прервал общение с ним. В 868 году в Константинополе состоялся Собор, который осудил действия в Болгарии Николая I и объявил о его низложении. Хотя это практически не имело никаких последствий, тем не менее, произвело сильное впечатление на Бориса. Болгарская Церковь вновь перешла под юрисдикцию Константинополя. Её главой стал греческий архиерей. В Болгарию вновь вернулись греческие священники. Не прошло и 20 лет, как Болгарская Церковь вновь перешла под юрисдикцию Рима. Фотий, желая консолидации христианского мира перед лицом исламской угрозы, признал это. В Болгарии осталось греческое духовенство, а во главе Болгарской Церкви - греческий архиерей. Сохранялся восточный обряд. По сути это был первый опыт униатства. Подчинение Риму было чисто формальным, Болгарская Церковь с самого начала была фактически самостоятельной. В это время начинается просветительская деятельность братьев Кирилла и Мефодия. Массовая христианизация болгар была прямым следствием деятельности святых братьев. Святые Кирилл и Мефодий создали для славян литературный язык. Славяне оказались спаянными единой верой и языком. Возникает идея славянского единства. Перипетии миссионерской деятельности этих святых общеизвестны. Немецкое латинское духовенство всячески препятствовало их деятельности, отрицательно относилось к переводу богослужения на славянский язык. Трудно переоценить подвиг святых Кирилла и Мефодия. Славяне получили безценный дар - возможность слышать Слово Божие на родном понятном языке. Они сразу получили понятную богословскую терминологию. В отличии от греков, которые вырабатывали ее в течении нескольких столетий. Будучи в Венеции, Кирилл вступил в острую дискуссию с латинским духовенством по вопросу о языке богослужений. Римский папа принял от него церковные книги на славянском языке. В соборе святого Петра была совершена литургия на церковно-славянском языке.

Преемник Бориса - Симеон захотел стать византийским императором - это была первая заявка со стороны руководителя славянского государства на титул византийских императоров - греков и славян. Болгарская Архиепископия при Симеоне была провозглашена Патриархатом.

Драматическими были первые соприкосновения болгар с нашими предками - древними руссами. В 986-987 годах сокрушительный удар по Болгарскому царству нанес князь Святослав. 18 тысяч болгар были посажены на кол. Болгарское государство перестало существовать, кроме западной его части с центром в Охриде. Впрочем, это продолжалось недолго - в 1019 году византийский император Василий - нанес сокрушительное поражение болгарам. 15 тысяч пленных было ослеплено. Лишь через полтора столетия, болгары под руководством братьев Асеней, частично освободились. Высоко в горах у них возникла столица - Тырново со своим самостоятельным архиепископом. После того как братья Асени погибли от рук убийц, во главе болгар стал Иоанн Калоян. Он жестоко отомстил грекам - при взятии Варны всех их пленных закопали живыми в землю. С Византией был заключен мир. Период наивысшего расцвета Болгарское царство с центром в Тырново достигло в первой половине 13века, когда во главе его был Иоанн Асень. И накануне рокового столкновения с турками в конце 14 века, когда болгары потерпели сокрушительное поражение, и их царство перестало существовать, оно не было в упадке. После захвата турками Тырнова Болгарская Церковь по просьбе ее духовенства вошла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Охридская Архиепископия сохранила свою самостоятельность. Постепенно возрастало значение греческого элемента в церковной жизни Болгарии. Шел процесс эллинизации - его нельзя оценивать только в мрачных тонах. Турки пытались насадить ислам. Уничтожали целые деревни, которые отказывались принимать ислам. Если христианин принимал мусульманство - даже если это было перед казнью, то получал помилование. Христианское население было обложено тяжелой данью. Особенно тяжелой была кровная дань, когда приходилось отдавать мальчиков в турецкое войско, где они становились янычарами. Нетерпимое отношение было к способным христианам, красивых христианских девушек забирали в гарем. Христианские храмы не могли быть выше всадника. Если построенный храм был очень красивым, то его запрещали освящать до тех пор, пока рядом с ним не сгорит стог сена. Нужно отметить, что Московская Русь, начиная со времени правления Иоанна Грозного, как могла, поддерживало болгар. Между отдельными монастырями устанавливалась духовная связь. Оказывалась огромная материальная помощь. На русского царя болгары смотрели как на свою опору.

Национальное пробуждение болгар начинается со второй половины 18 века и связано оно с деятельностью Паисия Хилиндарского и Софрония Врачанскаго. Первый написал «Историю Болгарии» - о героическом ее прошлом, а второй - множество литературных и богословских трудов. В 19 веке их деятельность продолжил Юрий Венелин. Он написал книгу «Древние и нынешние болгары». Эта книга пробудила Болгарию. К сожалению, Венелин рано умер - в 37 лет (у места его захоронения в Даниловом монастыре висит памятная доска - отчетливо помню день ее установления). В середине 19 века при храме появляется первая болгарская школа. Русско-турецкая война в 70-е годы 19 века была успешной, она закончилась подписанием Сан-Стефановского мирного договора, согласно которому значительная часть Болгарии получила самостоятельность. Еще раньше началось движение за восстановление церковной автокефалии. Хотя Россия поддерживала это движение, и Русская Церковь не приняла решение греков о «болгарской схизме», нужно признать, что в своем стремлении к восстановлению автокефалии, болгарам не всегда хватало благоразумия.

По мнению некоторых исследователей, уступок со стороны греков было достаточно для национального возрождения и полноценной церковной жизни болгар, но они требовали большего. Неправильно считать во всем виноватыми только греков.

Конкретные действия по достижению автокефалии болгары предприняли в 1860 году. 3 апреля на Пасху митрополит Илларион - лидер болгарских автокефалистов, совершая богослужение не помянул константинопольского патриарха. Все якобы произошло внезапно, по требованию присутствовавших. На самом деле это было запланировано накануне на совещании, в котором митрополит принимал участие. Нужно сказать, что практически все требования болгар были приняты греками: о болгарских епископах для епархий с болгарским населением, болгарском богослужебном языке, 1-2 болгарских архиереях в Константинопольском Синоде. Приняв эти требования, греки, однако, потребовали ссылки Иллариона и его ближайшего сподвижника Авксентия, что очень раздражило болгар. Они выдвинули еще более радикальные требования: право участия в избрании константинопольских патриархов и равное представительство с греками в Константинопольском Синоде. Последнее требование было отвергнуто, так как болгарские епархии составляли только одну четвертую от всех епархий Константинопольской Церкви. Патриарх Софроний предложил увеличить количество болгарских епархий. Болгары с этим не согласились, так как это было бы сопряжено с большими расходами. Новый патриарх Кирилл (до нового избрания он уже был патриархом 20 лет) предложил создать автономную Болгарскую Церковь - экзархат, но и это было отвергнуто.

Вероятно, такой максимализм подогревался турками, заинтересованными в наличии средостений в среде православных. Русское правительство оказалось в сложном положении, тем более Церковь. Все стремились предотвратить наихудший сценарий. О том, какое значение петербургская администрация придавала этому вопросу свидетельствует то, что в российском МИДе существовал специальный совет по этому направлению. Нужно отметить, что на обе стороны сильнейшее воздействие оказывали крайние националисты - радикалы. Болгарские националисты помешали примирению епископа Авксентия с патриархом, а греческие оказывали давление на участников Собора, угрожая им (тем не менее, иерусалимский патриарх Кирилл отказался участвовать в Соборе). В 1870 году вышел султанский Фирман о признании Болгарского Экзархата, причем экзарх признавался равным патриарху. Болгары должны были только поминать константинопольского патриарха и получать от него мира. Греки выразили резкий протест против такого решения. В Константинополе прошло несколько Соборов, на которых пытались урегулировать болгарский вопрос на компромиссной основе, но, к сожалению, со стороны болгар было отвергнуто всякое сближение с греками. «Было проявлено упрямство» - так квалифицировал их упрямство наш тогдашний посол при «Блистательной Порте» граф Игнатьев. Закончилось все тем, что очередной Собор (1872г.) в Константинополе провозгласил болгар схизматиками за отказ поминать патриарха. Русская Церковь в этом Соборе не участвовала и решение его игнорировала. Схизма была прекращена через 73 года в феврале 1945 года благодаря посредническим действиям РПЦ. После совместного служения греческими и болгарскими архиереями литургии в Константинополе был издан Томос об отмене схизмы и признании Болгарской Церкви автокефальной. Патриаршество в Болгарской Церкви было восстановлено в 1953 году. По настойчивому ходатайству РПЦ оно было признано Константинополем в 1961 году. Нынешний патриарх Максим во главе Болгарской Православной Церкви уже пятый десяток лет. 5 лет - с 1950 до 1955 года он был представителем БПЦ при Московском Патриархе. Кстати, все представители Болгарской Церкви в Москве, которые были на моем веку, производили благоприятное впечатление, в частности архимандрит Гавриил и нынешний епископ аскет Игнатий. Одно время я частенько заходил в храм Успения в Гончарах, при котором расположилось подворье БПЦ. Посещая в 70-е студенческие годы Дом научного атеизма для чтения духовной литературы, я каждый раз заходил в этот храм и прикладывался к чудотворной иконе Богородицы «Троеручица». В основном здесь, конечно, служили русские священники и поэтому трудно представить себе богослужение в самой Болгарии. Разве что по рассказам побывавших там. Хотя и у нас можно услышать молитвословия на болгарском языке, например, в женском монастыре с. Александровка Одесской епархии.

Вспоминаю, как первый наместник Данилового монастыря архимандрит Евлогий (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский) рассказывал о жертвенных барашках, о том как после праздничной службы болгарский архиерей разоблачаясь бросал в народ части своего облачения, о том что царские врата в течении всей службы были открыты и т.п. Владыка Питирим рассказывал, как совершал всенощное бдение в Александро-Невском кафедральном соборе и во время великого славословия, стоящий рядом диакон что-то бубнил в полголоса. Оказывается - занимался «многогласием», т.е. параллельно великому славословию заранее проговаривал две заключительные ектеньи. К сожалению, незадолго до его восшествия на патриарший престол Святейшего Максима, Болгарская Церковь перешла на новый стиль (1968 год). Это привело к небольшому расколу, существующему до сих пор. Новый стиль не принял, в частности, Княжич монастырь, в котором проживали в основном русские монахини.

БПЦ насчитывает в настоящее время 2600 приходов и 120 монастырей. Наряду с Синодом существует Верховный Церковный Совет и Церковный - Народный Собор. Еще в коммунистический период для храмов и монастырей государство выделяла дотации. Интересно, что Г. Димитров во время празднования тысячелетия Рыльского монастыря сказал следующее: «Я болгарин и горжусь Болгарской Церковью, которая являлась хранительницей и покровительницей болгарского национального духа в годину испытаний. Без этого современная Болгария не существовала бы». Наряду с Рыльским особо известен в Болгарии Троянский монастырь (основан в 1600 г). В Болгарии проживает несколько сот тысяч мусульман, среди которых немало этнических болгар по разным причинам принявших ислам. Правительство Тодора Живкова пыталось как-то ассимилировать мусульман, проводя политику смены имен. В этом плане было много достигнуто, однако Болгария подверглась критике со стороны различных международных организаций, в частности, Конференции Европейских Церквей. Последнее событие в БПЦ - острая дискуссия о сотрудничестве священнослужителей со спецорганами вызвало противоречивые отклики в России и негативно повлияло на имидж православного духовенства. Выяснилось, что 11 из 14 болгарских митрополитов сотрудничали с «органами». Эта тема стала звучать сразу после краха советского режима в Болгарии, дошло даже до церковного раскола, который к настоящему времени в значительной степени удалось преодолеть (во многом благодаря административным мерам гос. органов). И вот новая вспышка... Ряд экспертов не исключают провокационный подтекст в этом деле. Ну что же поживем - увидим.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»