Государственная и политическая власть литература. Политическая власть: понятие, соотношение с властью государственной

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть (А.Ф. Черданцев).

По нашему мнению, под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом, и т.п. Это - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Необходимость социальной власти в коллективах проистекает из совместной осознанной общественной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути "присвоения" чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. (В.Е. Чиркин).



Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий "государственная власть" и "политическая власть".

Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8).

Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.

Согласно другой точке зрения, понятие "политическая власть" тождественно категории "государственная власть", так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр.

Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять. Утрата этого качества вызывает паралич власти со всеми вытекающими отсюда последствиями (Г.Н. Манов).

Государственная власть:

1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5) устанавливает систему налогов;

6) организует население по территориальному признаку;

7) характеризуется легитимностью и легальностью.

Легитимность и легальность власти - понятия не совпадающие. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна, в то же время она может быть нелегитимной, не приниматься народом.

Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих элит является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки обществом, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами - идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими и т.п.

О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения, необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения, бунтов, восстаний и т.п.; по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и др.

Соотношение государственной и политической власти:

2 подхода:

Общее и частное

Одно и то же

Различия политической и государственной власти трудно выделить, но они имеются:

1. Всякая государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

2. Государственная власть исполняет роль арбитра в отношениях между различными социальными слоями общества, смягчает их противоборство, выполняет «общие дела». Государство - центральный институт политической власти.

В отличие от государственной власти, политическая власть класса, иной социальной общности не способна исполнить роль умиротворителя противоборствующих сил общества либо осуществлять «общие дела».

3. Политическая и государственная власть имеют разные механизмы осуществления. Государственная власть характеризуется наличием аппарата управления и аппарата принуждения

Политическая власть - публичные, волевые (руководства - подчинения) отношения, складывающиеся между субъектами политической системы общества (в том числе государством) на основе политических и правовых норм.

Государственная власть - публично-политические, волевые (руководства - подчинения) отношения, складывающиеся между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе правовых норм, при опоре, в случае необходимости, на государственное принуждение

ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО.

1. Понятие, признаки и виды власти. Социальная власть.

2. Понятие и признаки государственной власти.

3. Политическая и государственная власть.

4. Методы осуществления государственной власти.

5. Легитимность и легальность власти.

6. Властеотношения.

7. Соединение и разделение властей.

Понятие, признаки и виды власти. Социальная власть.

Власть – сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д.

1) власть – это определенная функция, присущая любому коллективу, обществу;

2) власть – это волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов;

3) власть – как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам;

4) власть – это организованная сила, способная подчинять других людей воле определенной социальной общности;

5) власть – это управление, связанное с принуждением;

6) власть – это государство или его органы, осуществляющие власть.

Социальная власть – присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

Признаки социальной власти:

1) социальная власть неотъемлема от любой организованной общности людей (род, племя, семья, организация, партия, государство и общество в целом);

2) является важнейшим средством функционирования социальных структур и институтов;

3) является системообразующим элементом, т.е. придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка;

4) обусловлена совместной деятельностью общества (что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой);

5) всегда содержит элемент принуждения.

Виды власти:

Экономическая;

Военная;

Идеологическая;

Религиозная;



Корпоративная;

Публичная;

Частная;

Понятие и признаки государственной власти.

Государственная власть – разновидность социальной власти.

Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории.

Властное руководство предполагает:

Возможность носителей властных функций определять поведение людей (господство)

Необходимость подвластных подчиняться власти (подчинение).

Классовый подход к государственной власти:

Государственная (политическая) власть – это «организованное насилие одного класса для подавления другого».

Субъект – носитель полномочий.

Объект – подвластное лицо.

Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть - естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть - зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Демократический подход:

Субъект и объект власти частично совпадают.

Носитель полномочий и подвластное лицо выступают по отношению друг к другу и субъектом, и объектом.Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Если демократическое развитие приведет к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.

Свойства государственной власти:

1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

4) осуществляется специальными органами и лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5) устанавливает систему налогов;

6) организует население по территориальному признаку;

7) характеризуется легитимностью и легальностью.

Основы государственной власти:

1) экономическая – экономические отношения в обществе, потребности и интересы власти;

2) социальная – опора на общество и веру народа в гуманные цели и действия власти (социальная легитимность);

3) нравственно-идеологическая – национальные традиции, культура, история, нравственный авторитет.

Виды идеологии государственной власти:

1) религиозная, основанная на религиозных учениях и мифах.

Конституция Греции

Статья 3.

1. Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создается в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года.

2. Существующий в определенных районах государства церковный режим не противоречит положениям предыдущего пункта.

3. Текст Священного Писания сохраняется неизменным. Официальный перевод его на какой-либо другой язык без разрешения Автокефальной Церкви Греции и Великой константинопольской Церкви Христовой запрещается.

2) светская идеология, которая опирается на господствующие в обществе теории, нравы и нацелена на достижение определенных, нередко мифических идеалов. Например, мифы о скоропалительном построении светлого коммунистического будущего или процветающего капитализма американского образца обеспечивали и обеспечивают власти поддержку хотя бы части общества.

Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.


Политическая и государственная власть.

Подходы к соотношению государственной и политической власти:

1. Государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8).

Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ).

Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.

2. Политическая власть = государственная власть , так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр.

В литературе порой понятия власть политическая и власть государственная - отождествляются, поэтому необходимо их уточнить.

Конечно, указанные понятия -- очень близкие, ибо и политическая власть, и государственная власть -- общественно необходимы, общественно значимы, обе они и есть публичная власть. Вместе с тем, понятия эти не тождественные. Государственная власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в государстве (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранных государств). Политическая власть может не совпадать по масштабу воздействия с государственной властью, так как осуществляется внутри государства в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами государства в рамках международных организаций.

Можно говорить, что государственная власть -- всегда политическая, но политическая власть не всегда государственная. Кроме того, государственная власть обладает признаками, присущими только ей. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2001.

Признаки, отличающие государственную власть:

1. официальный характер, регламентируемый конституцией, законами;

2. структурированность аппарата власти, т. е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти;

3. общеобязательный характер ее решений;

4. наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб в целях осуществления законных функций власти;

5. возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций;

6. обладание рядом исключительных прав, например, законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.

Государственная власть обладает верховенством. Это означает, что:

1. все другие властные силы в обществе действуют в рамках законов, принимаемых и контролируемых государственной властью;

2. она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории страны. Комаров С. А. Общая теория государства и права. - М., 1998.

Итак, государственная власть в целом, а не какая-либо ее ветвь, обладает верховенством в обществе, опирается на возможность, в отличие от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств.

С понятием «государственная власть» непосредственно связаны понятия «институты власти» и «органы государственной власти».

Институт власти означает комплекс учреждений, организаций; созданный не естественно-природным образом, а специально сформированный людьми для удовлетворения общих (публичных) потребностей, интересов на основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов и имеющий возможность оказывать властно-управляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы.

Итак, публичная власть, отделившаяся от общества, получает выражение в комплексе специально учреждаемых государственных органов.

Государственный орган (от греч. organon -- орудие, инструмент) -- учрежденное в установленном порядке (официальном, юридическом) образование, выполняющее от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые составляют предмет его ведения), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности). Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 1998.

Государственным органом может быть одно должностное лицо (например, президент) или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.

Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы (институты) государственной власти -- не одно и то же, не синонимы. Органы власти и должностные лица пользуются (но не владеют) определенной суммой властных полномочий, пуская ее в обращение.

Итак, государственная власть -- это:

1. право, возможность и способность государства оказывать через государственные органы и должностных лиц воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов;

2. система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;

3. лица, облеченные соответствующими властными полномочиями. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 1999.

Государство - основной структурный элемент политической системы, в основе которой лежат отношения власти-подчинения. Поэтому государство как общественная надстройка и система управления человеческим обществом немыслимо без государственной власти.

Государственная власть выступает сердцевиной, сущностным ядром государства. Собственно говоря, государство и есть особая форма организации власти, имеющей внешнее выражение в своих носителях - аппарате управления.

Власть - эго необходимое и основное связующее звено между государством как управленческой структурой и политической системой общества. Она является фундаментом и смыслом существования любой политической системы, поскольку отношения власти и подчинения всегда присутствуют в политически организованном обществе.

Что же такое власть? Какова природа и сущность этого феномена социальных отношений?

В самом общем смысле власть как явление предполагает подчинение воли одних субъектов воле других. Власть - это определяющее воздействие на волю, сознание и поведение субъекта, побуждающее его подчиняться воле носителя власти, основанной на авторитете или принуждении.

То есть в основе подчинения лежит либо принуждение (или возможность его применения), либо авторитет, проявляющийся в способности убеждения.

Признаки власти :

  • 1) складывается, проявляется в отношениях между людьми (индивидами);
  • 2) основное предназначение власти - организовать межличностные отношения и взаимодействие;
  • 3) имеет волевой характер. Власть - это проявление воли, выражающееся во взаимодействие воли властвующих и воли подвластных. Воля это элемент сознания индивида, заключающийся в активном, деятельном стремлении что-либо изменить (окружающую среду, поведение другого субъекта, социальные отношения);
  • 4) всякая власть обладает определенными средствами своего осуществления. То есть должны быть инструменты для того, чтобы навязать свою волю. В противном случае воля властвующих, а значит и сама власть, не могут быть реализованы.

Власть, проявляющаяся в относительно большой общности индивидов и построенная на социально-биологических законах общежития и управления, называется социальной.

В социальном смысле власть - это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в способности и возможности определенных субъектов осуществлять свою волю, оказывая воздействие на сознание и деятельность индивидов, их объединений посредством использования авторитета, убеждения, принуждения .

Признаки социальной власти:

  • 1) складывается, проявляется в отношениях внутри и между группами людей (индивидов);
  • 2) основное предназначение - организовать общественные отношения;
  • 3) направлена на удовлетворение интересов общества в целом.

К жизни отношения власти и подчинения вызывает, на первоначальных этапах развития общества, необходимость управления и координирования деятельности социальной общности. Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социуму жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь в социуме становится упорядоченной. Следовательно, социальная власть носит в обществе объективный характер, является фундаментальным свойством любой общности индивидов.

В дальнейшем развитие властеотношений обусловлено появлением у индивидов различных несовпадающих интересов, где одни интересы должны быть подчинены другим или достигнут компромисс. И пока эти интересы носят объективный характер, а цели общества в целом едины, власть продолжает сохранять социальный характер.

Но как только в системе интересов индивидов и их групп общие интересы заменяются групповыми, власть начинает приобретать политический характер. Как верно отмечает С. Н. Кожевников, «политическая жизнь, а вместе с ней и политическая власть возникла в обществе, где люди разделены неодинаковым положением, разными интересами, а в этой связи вступают в состояние определенной борьбы» .

Таким образом, политическая власть - это власть в социальнодифферен- цированиом обществе, способная управлять социальными процессами и влиять на принимаемые в обществе решения в интересах определенных социальных групп.

В государственноорганизованном обществе политическая власть реализуется по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях ее использования как наиболее эффективного средства для удовлетворения интересов властвующей социальной группы.

Признаки политической власти :

  • 1) возникает только в социальнодифференцированиом обществе (т.е. при наличии несовпадающих интересов у различных социальных групп);
  • 2) оказывает влияние на принимаемые в обществе решения;
  • 3) управляет социальными процессами в интересах определенных социальных групп;
  • 4) в государственноорганизованном обществе реализуется по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.

Основной разновидностью политической власти является власть государственная или административно-управленческая.

Государственная власть - это разновидность политической власти, которая обладает монопольным правом издавать веления, обязательные для всего населения, и опирается на специальный государственный аппарат как на одно из средств для соблюдения изданных ею законов и распоряжений.

Можно сказать, что государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между государством и субъектами социальных отношений, опирающееся на государственное принуждение или возможность его применения. Государственная власть осуществляется государственными органами и должностными лицами либо делегирована (санкционирована) ими другим субъектам, т.е. проводится от имени, по уполномочию и при поддержке государства.

Особенности (свойства ) государственной власти :

  • 1) всеобъемлющий характер (универсальность) - государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории;
  • 2) верховенство государственной власти - государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории. Государственная власть стоит выше всех других организаций и общностей страны, которые обязаны ей подчиняться;
  • 3) суверенность государственной власти - ее независимость от какой- либо иной государственной власти как внутри государства, так и вне его;
  • 4) институционалированность государственной власти - власть проявляется вовне в виде особых сложноструктурированных государственных институтов - государственных органов и учреждений, формирующих государственный аппарат;
  • 5) публичность государственной власти - государственная власть осуществляется профессиональным государственным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти;
  • 6) обладает исключительным правом (прерогативой) на правотворческую деятельность. Только государственная власть имеет особое средство для придания своим велениям обязательного характера, которых нет у иных видов власти - право, которое является самым эффективным регулятором общественных отношений;
  • 7) имеет особые средства воздействия на общество, которых нет у иных видов власти, - специфическую принудительную силу, реализуемую системой исправительных учреждений, полицией, внутренними войсками, армией и т.д.;
  • 8) осуществляется в специфических, легализованных формах, прежде всего, правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности;
  • 9) государственная власть - всегда авторитет, т.е. имеет не просто возможность оказывать влияние на поведение субъекта, но это влияние носит безоговорочный характер. Чаще всего авторитет основан на насилии и принуждении, но может быть и подлинный авторитет, основанный на добровольном признании и подчинении власти. Но в любом случае, все обязаны подчиняться государственной власти;
  • 10) обладает дуалистическим характером выполняемой функции: обще- социальной и классовой.

Политическая и государственная власть

3. Политическая и государственная власть

Политической властью в обществе обладают все те субъекты, которым добровольно подчиняются другие люди, объединенные некоторой общей им всем (политической) идеей. Политическая идея может быть и не быть принятой всем обществом, т.е. может иметь или не иметь форму (официальной) государственной идеи.

Воплощением государственной идеи является вся совокупность политических законов и институтов, официально признанных и действующих в данном обществе. Власть, которой располагают конкретные субъекты, действующие в рамках этих законов и институтов, есть государственная власть. Власть же субъектов, идея которых не стала государственной и не воплотилась в официально признанные институты данного общества, есть власть просто политическая, и не более. Например, большевики в России до октября 1917 г. обладали просто политической властью (причем весьма ограниченной), а после Октября они стали властью государственной.

Выше мы уже приводили общее определение власти В.Г. Ледяева как "способности субъекта обеспечить подчинение объекта в соответствии со своими намерениями". Политическая власть определяется им, соответственно, как "способность субъекта обеспечить подчинение объекта в сфере политики". Следовательно, чтобы понять, что такое политическая власть, по В.Г. Ледяеву, надо прежде понять, что такое политика. Очевидно, в таком случае в самом определении политики не должны присутствовать ссылки на политическое, иначе мы будем иметь определение по принципу "то же через то же", или "масло масляное". Посмотрим, как это ему удается.

Итак, что же такое "сфера политики"? "Политика, -- формулирует В.Г. Ледяев, -- включает в себя все социальные отношения и события, которые оказывают существенное влияние на жизнь социальной общности, она выражается в любых действиях людей, направленных на изменение или сохранение условий их жизнедеятельности". В такой формулировке, очевидно, политика неотличима, например, от экономики, да и вообще от любых форм деятельности людей, направленных на "изменение и сохранение условий их жизнедеятельности". Такое понимание политики просто совпадает с жизнедеятельностью общества вообще.

Видимо, понимая это, В.Г. Ледяев добавляет и еще один "критерий политического". Это -- "связанность с процессом государственного управления и функционированием государственных (публичных) институтов" 9 . Но ведь государство -- это политический институт. Вводя этот "критерий политического", мы "контрабандой" проносим политическое в определение самого политического. Сказать, что политическое -- это все, что связано так или иначе с государством, значит сказать, что политическое -- это связанное некоторым образом с политическим.

Мы определили политическую власть как власть, основанную на определенной политической идее и осуществляемую только в рамках этой идеи. Политическую же идею мы отличаем от всех прочих тем, что она выражает некоторый порядок общественной жизни и главным образом тот, который касается осуществления членами общества своей физической, интеллектуальной и экономической власти над вещами и другими людьми. Иначе говоря, политическая власть -- это метафизическая власть, власть, надстраиваемая над природной властью и регулирующая использование последней в обществе. Приходя в государственную власть, политики получают монопольное право на использование физического насилия, но не в своих собственных интересах, а в интересах того порядка, который выражен в их идее, приведшей их к власти. У В.Г. Ледяева же получается, что политическая власть -- это способность некоторых субъектов добиваться подчинения других субъектов "в своих интересах" в сфере политики. Но там, где начинаются "свои интересы", кончается политика и начинается коррупция, разбой и т.д.

Фундаментальные политические идеи могут возникать как в догосударственных человеческих общностях, и тогда они сразу становятся государствоообразующими идеями (монголы Чингисхана, арабы Магомета и т.д.), так и в рамках уже сложившегося государственного устройства (чаще всего уже "загнивающего"), и тогда они образуют новое "(прото)государство в государстве" (якобинцы и другие политические клубы во Франции XVIII в., марксисты в Европе XIX в. и т.д.). Новая власть, как говорил В.И. Ленин, "не с неба сваливается, а вырастает, возникает наряду со старой, против старой власти, в борьбе против нее".

Отвоевавшая у старой власти умы ее подданных (или ее граждан), новая власть превращается рано или поздно, мирно (как при распаде СССР) или немирно (как при его создании) во власть государственную. Ее легитимность обеспечивается именно тем, что ее идея становится (все)народной. И ее легитимность, а следовательно, и сама (политическая) власть как таковая исчезает, когда ее идея "выдыхается", перестает властвовать над умами всего (или большинства) народа. Именно так, например, утратила власть КПСС в созданном ею государстве.

Даже самые "дикие", деспотические формы абсолютной монархии не являются теми "машинами" голого произвола и насилия, которыми их стало модно изображать в последнее время. В основе таких "машин" всегда лежит некая идея, которой деспот служит так же, как и последний из его подданных. В этом можно убедиться, прочитав, например, переписку Ивана Грозного с Курбским, в которой Грозный, один из самых деспотичных правителей, подробнейшим образом излагает идеи, которым он служит. В этом его служении -- разгадка той народной любви к тирану, которая ставит сегодня в тупик многих историков.

Таким образом, и государственная власть в основе своей власть духовная, а не физическая, экономическая, интеллектуальная и т.д Дибиров А., Пронский Л. О природе политической власти// Вестник МГУ: Социология и политология.- 2002.- №2.- С. 54-56.

Государственная власть

Государственная власть

Государственная власть и государственное управление

Государственная власть: понятие и признаки

Исторические типы государства. Формационный и цивилизационный подходы

Решение современных проблем экономики, и в первую очередь восстановление производства и налаживание воспроизводственного цикла, использование возможностей НТП в условиях многоукладного хозяйства и разнообразия форм собственности...

Методы осуществления государственной власти

Всякая власть по-настоящему устойчива и сильна, прежде всего, за счет своей социальной основы. Государственная власть функционирует в обществе, разделенном на классы, различные социальные группы с противоречивыми...

Министерство финансов Швеции

По территории, составляющей 450 тыс. кв. км (174 тыс. кв. миль), Швеция является одной из крупнейших стран Западной Европы. Однако плотность ее населения относительно низкая...

Основные понятия о государстве

Власть, в какой бы форме она ни находилась, всегда означает, принуждение к чьей-то воле и подчинение ей. Государство распространяет свое влияние на граждан и общество в целом...

Понятие государства, государственной власти и органов государства

В одном из своих исследований В.Герье, определяя учредительную власть как право совершать существенные преобразования в государственном строе, отмечал, что такая власть признавалась принадлежащей королю, нации...

Понятие государства, государственной власти и органов государства

Субъект законодательной власти - парламент, как орган государства, как правило, имеет весьма сложную структуру: состоит из палат, комитетов, комиссий, фракций и т.п....

Понятие государства, государственной власти и органов государства

Основной исполнительной власти субъект - правительство и подчиненные ему органы - призваны исполнять законы, проводить их требования в реальную жизнь. Вместе с тем исполнительная власть сама активно занимается подзаконным нормотворчеством...

Понятие и признаки государственной власти

Системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и штатов Индии (сравнительный анализ)

Помимо штатов в состав федерации входят 6 союзных территорий (столица страны и несколько островов в Индийском океане). Рядом союзных территорий единолично управляют назначенные федеральным правительством администраторы...

Теория государства

…Государственная власть - есть основанная на самостоятельной силе воля одних (властвующих) подчинять себе волю других (подвластных). Г.Ф. Шершеневич. Государственная власть есть система отношений господства и подчинения...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»