Основные права человека на образование. Права и свободы человека в области веры: это должен знать каждый. Конституции РФ и закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Система ценностных ориентиров современного общества определяется представлением о правах человека, т. е. о совокупности фундаментальных или основных прав, принадлежащих каждому от рождения. Соблюдение и обеспечение этих прав вменяется в обязанность всякому государству. 134 «Сегодня уже общепризнано, — отмечает М. В. Баглай, - что права человека, в какой бы стране он ни жил, находятся под защитой мирового сообщества и являются достоянием всей цивилизации». 135 С принятием Всеобщей декларации прав человека (1948), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), Декларации прав ребенка (1959), Международного пакта о гражданских и политических правах (1966), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966) и других международных актов человек стал субъектом не только внутригосударственного, но и международного права.

Образование в области прав человека как работа с детьми

Формальное, неформальное и неформальное образование дополняют друг друга и укрепляют процесс обучения на протяжении всей жизни. Подобно тому, как права человека являются частью повседневного жизненного опыта всех людей, образование в области прав человека также должно быть интегрировано в непрерывные процессы обучения детей. Скорее, это ресурс для повышения осведомленности детей о правах человека в их жизненном окружении и расширения их знаний об этом. Ищите связи между правами человека и событиями в школе, сообществе и детской группе, с которой вы работаете: конфликт на детской площадке, негативное отношение к меньшинствам или сексистское исключение девочек из определенных видов деятельности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15). Сама Конституция РФ, провозглашающая Россию правовым государством (ч. 1 ст. 1), основана на «идеологии естественных и неотчуждаемых прав челове-ка». 136 Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Соблюдение и защита этих прав - обязанность государства, которое признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17).

Формы выражение убеждений

Однако, с другой стороны, они не должны рассматривать права человека с точки зрения нарушений. Дайте понять, что каждый день мы будем пользоваться некоторыми правами человека. Приоритетом образования в области прав человека является практическая приверженность защите прав человека. Поощрять детей реагировать на вопросы прав человека посредством соответствующих и значимых действий и развивать свои навыки. Дети могут более склонны действовать на индивидуальном уровне, Конфликты внутри группы или семьи, например, путем изменения их поведения по отношению к своим братьям и сестрам.

Право на образование принадлежит к совокупности основных прав и свобод человека. Оно закреплено во Всеобщей декларации прав человека (1948) - ст. 26, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966) - ст. 13-14, в Конвенции о правах ребенка (1989) - ст. 28, 29, в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (1995) - ст. 27. Право на образование относится к тем правам, которые находятся под защитой Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 2 Протокола №1 - 1952 г.). Право на образование закреплено в Конституции РФ (ст. 43) 137 и «является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации» 138 . Важно подчеркнуть, что, войдя в Совет Европы, Россия наряду с подписанием и ратификацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней также подписала ряд других документов Совета Европы, в том числе касающихся образования.

Это также могут быть действия в более широком сообществе, такие как организация фестиваля в Международный день прав человека или выставка произведений искусства по правам человека. Чем моложе дети, тем больше они нуждаются в поддержке умеренности, когда речь идет о начале и реализации более сложных проектов.

Обучение правам человека является необходимым условием для эффективного осуществления прав человека и равного обращения. Кроме того, подготовка по вопросам прав человека включает в себя подготовку. По правам человека, что подразумевает знание и понимание норм и принципов прав человека, ценностей, на которых они основаны, и механизмов их применения и защиты.

В соответствии с международными правовыми актами и Конституцией РФ каждый человек имеет право на образование. Как и все основные права и свободы человека, право на образование, понимаемое как свобода образования, является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Эти свойства присущи всем основным правам человека, поскольку они являются проявлением свободы, которую, по мысли Н. А. Бердяева, нельзя ни из чего вывести, ибо в ней можно лишь изначально пребывать. 139 Иными словами, человек обладает всеми основными правами изначально, просто потому, что он - человек. Государство не может иметь монополию на образование.

Через права человека, который включает в себя обучение и обучение таким образом, чтобы уважать права как педагогов, так и учащихся. Учитель сознательно действует в соответствии с правами человека путем поощрения равного обращения и развития принятия решений студентами.

Поощрять права человека, в том числе развивать способность людей осуществлять свои права и уважать и поддерживать права других. Из этой формулировки, а также самой Декларации вытекает несколько ключевых вопросов. Во-первых, в Декларации четко выражается мнение о том, что образование в области прав человека должно развивать навыки. Например, студентам не хватит знаний о системе прав человека и их применении по закону или запомнить все пункты Всеобщей декларации прав человека. Вместо этого образование в области прав человека - это процесс, в ходе которого учащиеся узнают о своих правах и правах других посредством интерактивных и практических методов обучения, уважая права как студентов, так и учителей.

Естественный характер права на образование объясняется тем, что человеку свойственно развиваться, творить, создавать новое, накапливать опыт, знания в той или иной сфере и, конечно, передавать наработанное и познанное другим поколениям, в чем, собственно, и заключается сущность образования. Как подчеркивает Дж. Дьюи, «роль образования в социальной жизни аналогична роли питания и воспроизводства для физиологического существования». 140 То есть, образование и самосовершенствование являются естественным состоянием человека, условием его полноценного существования в обществе. Соответственно право на образование, базирующееся на свободе образования, «настолько же естественно, как и право жить». 141

Картина из руководства учителя

Благодаря образованию в области прав человека учащиеся размышляют над своими собственными отношениями и ценностями и узнают о правовых и нормативных аспектах прав человека путем разработки конкретных навыков. Во-вторых, образование в области прав человека, как и любой другой образовательный процесс, требует планирования и понимания учащихся. Он основан на оценке конкретных потребностей учеников, учителей и директоров и четких целей обучения в соответствии с установленными потребностями. Крайне важно, чтобы успех образования в области прав человека соответствовал потребностям данной целевой группы и образовательным целям, поскольку это единственный способ обеспечить приверженность и подотчетность студентов и учителей.

Таким образом, право на образование как свобода существует помимо государственной воли. Оно может быть (и должно быть) признано государством и обеспечено государственными гарантиями, но государство не может предоставить или даровать это право своим гражданам, потому что они изначально данным правом обладают. По этой же причине государство не может иметь монополию на образование

Необходимо рассмотреть и оценить развитые навыки, размышления о взаимоотношениях и ценностях и освоить конкретные знания, чтобы определить, является ли обучение успешным и применимым в контексте. В-третьих, образование в области прав человека является превентивным инструментом, поскольку оно позволяет участникам выявлять и устранять коренные причины нарушений прав человека, развивать навыки и создавать инструменты, необходимые для преодоления этих причин. Образование проводится в соответствии с принципами прав человека в условиях инклюзивного обучения, которые способствуют культуре прав человека.

Право на образование не может быть передано другому лицу, группе лиц, обществу, государству ни по договору, ни в силу закона, ни на каком другом основании. Оно не даруется, а значит, не может быть отчуждено или его можно кого-то лишить. Сам человек не может отказаться от своего права на образование. Более того, по международным и российским стандартам основное общее образование является обязательным, поскольку без него невозможна нормальная социализация человека в современном обществе.

Студенты имеют право не подвергаться дискриминации и не сталкиваться с негативными стереотипами, подавляя отношения и практики. Они должны реализовать свои права, а также свою обязанность или взаимную ответственность не нарушать права других. Наконец, образование в области прав человека нацелено на обогащение знаний и лексики учащихся по вопросам прав человека и равного обращения; размышлять о ценностях и отношениях; изучать новые навыки и обмениваться знаниями и информацией. Все эти элементы, взятые вместе, могут привести к изменению поведения в соответствии с принципами прав человека и равного обращения.

Человеку нельзя запретить воспользоваться этим правом. «Никому не может быть отказано в праве на образование», - говорится в ст. 2 Протокола №1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Протокол №1). 142 В соответствии с Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования «закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа», а также «ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования» является дискриминацией и признается недопустимым. 143

Компас - это учебное пособие по правам человека для молодежи, разработанное Молодежным и спортивным управлением Совета Европы в ознаменование 50-летия Европейской конвенции о правах человека. КОМПАС Компас публикуется Советом Европы на английском, французском и русском языках, а также поощряется перевод и адаптация к другим языкам и контекстам. Пособие содержит основную информацию о глобальных проблемах прав человека, включая миграцию, здравоохранение, нищету, гражданство, демократию, насилие и т.д. «Компас» также содержит справочную информацию о правах человека, основных международных документов в этой области, Организация Объединенных Наций и Совет Европы, глоссарий прав человека и не менее 58 идей для деятельности и обучения в области прав человека через неформальное образование.

Как отмечают европейские исследователи, в этом смысле образование является типичным образцом основных прав человека и имеет две черты, характерные для этой группы прав и свобод. Прежде всего должна признаваться свобода образования (т. е. получение его всеми желающими), во-вторых, каждому должна быть предоставлена возможность (право) получать образование в соответствии с его идеологическими или религиозными убеждениями. 144

Эта деятельность направлена ​​на ознакомление молодежи с конкретными темами в области прав человека посредством их интерактивного участия. Компасито включает в себя 40 мероприятий, методические указания для учителей и преподавателей, как представить общую информацию о правах человека, для детей этого возраста и переработанных, упрощенных версий ключевых документов по правам человека, как Европейская конвенция о правах человека, Конвенция о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека. Ненависть речи является одним из худших явлений, разжигающих расизм и дискриминацию, которые наблюдаются сегодня, что сильно подкрепляется анонимностью Интернета и социальных сетей.

В деятельностном плане это означает необходимость различать свободу образования, свободу образования в соответствии с убеждениями, а также свободу педагогическую, в частности свободу выбора педагогических методов, учебников и т.п.

Нарушение свободы образования, как и нарушение любого другого из основных прав и свобод, дает человеку право на защиту или протест. Не случайно в преамбуле Всеобщей декларации прав человека говорится, что Генеральная Ассамблея ООН провозглашает эту декларацию, «чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения». 145

Ненависть речи онлайн является видимым кончиком айсберга нетерпимости и этноцентризма. На молодых людей оказывают непосредственное влияние как на виновных, так и на жертв онлайн-нарушений основных прав человека. Руководство «Закладки» публикуется Советом Европы в поддержку движения за язык без ненависти. - молодежной кампании Совета Европы в области прав человека в Интернете закладки полезно для учителей, которые хотят анализировать язык ненависти в Интернете с точки зрения прав человека как внутри, так и за пределами системы формального образования.

Однако свобода образования останется не более чем теоретическим принципом, если свобода не будет трансформирована в

эффективное социальное или культурное право, закрепленное в законодательстве. В современных условиях реализация права на образование зависит от ряда социальных условий, что предопределяет относительность этого права. Так, на практике право на образование вряд ли может быть в полной мере реализовано без определенной социальной инфраструктуры, которой в данном случае является система образования, призванная обеспечить образовательный процесс, а также оценку и сертификацию образовательного результата. В рамках создаваемой государством системы образования человек выбирает форму получения образования, образовательное учреждение (организацию), вступает с ним в образовательные правоотношения и включается в образовательный процесс, тем самым реализуя свои образовательные права и свободы. Конечно, право на образование может быть реализовано и посредством самообразования, которое не связано с обучением в конкретном образовательном учреждении, освоением той или иной образовательной программы и не сопровождается фиксацией полученного образовательного результата. Однако в подавляющем большинстве случаев право на образование выступает как основа образовательных отношений и реализуется посредством их установления.

Руководство предназначено для работы с учащимися в возрасте от 13 до 18 лет, и деятельность также может быть адаптирована к другим возрастным группам. Это руководство для объединения молодых людей посредством. Интерактивные мероприятия и семинары; резюме Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции о правах человека; 21 мероприятия по борьбе с разжиганием ненависти в Интернете посредством образования в области прав человека. Образование в области прав человека является необходимым условием для эффективного осуществления равного обращения и прав человека.

Это означает, что в интересах каждого гражданина и общества в целом, а в конечном итоге и в своих собственных интересах государство должно признать право человека на образование и обеспечить социально-правовые условия для его реализации. Поэтому наличие социальной инфраструктуры (системы образования), позволяющей получать образование через вступление в образовательные правоотношения, по сути, является результатом осознанной на государственном уровне необходимости полноценной реализации права человека на образование. В то же время в силу естественного характера права на образование само его существование ни в коей мере не может определяться фактом наличия (или отсутствия) системы образования, призванной создавать соответствующие условия для реализации данного права каждым человеком.

Для соблюдения прав человека те, кто пользуется правами, должны знать свои права и размышлять о своих собственных взглядах и ценностях, связанных с вопросами прав человека. Они также нуждаются в конкретных способностях требовать своих прав. То же самое относится к тем, кто обязан обеспечивать уважение прав человека - государства, в том числе государственные учреждения, такие как школы или учебные заведения для молодежи: для защиты, уважения и соблюдения прав отдельных лиц необходимо знать их долги и обязательства, а также понимать инструменты эффективной защиты прав человека и обладать навыками их практического применения.

То есть, образовательные правоотношения как правовое явление взаимосвязаны с естественным, неотъемлемым правом человека на образование. Их возникновение обусловлено существованием этого основного права, определяющего образовательную правосубъектность граждан (а также иностранцев и лиц без гражданства) - потенциальных участников образовательных правоотношений. Кроме того, необходимость образовательных правоотношений возникает исключительно в силу наличия такого нематериального блага, каким является образование. Нематериальность образования не позволяет государству обеспечить распределение этого блага. Однако государство может создать необходимые условия для того, чтобы заинтересованные лица этим благом овладели. Это в первую очередь предполагает наличие не управленческого, а образовательного процесса, который должен иметь соответствующее правовое обеспечение.

Отличие прав человека и гражданина от его свобод

О правах человека, о знании норм и принципов прав человека, о ценностях, лежащих в их основе, и о механизмах их поощрения и защиты; посредством прав человека, включая передачу информации таким образом, чтобы уважать права учащихся и учителей. Учитель сознательно действует в соответствии с правами человека, содействует равному обращению и поощряет процессы принятия решений среди учащихся; поощрять права человека, поощрять людей пользоваться и осуществлять свои права и уважать права других.

Необходимость государственного содействия реализации гражданами принадлежащего им права на образование выявляет взаимосвязь данного права со «вторым поколением» прав человека. Эти права сформировались в борьбе за улучшение экономического положения и повышение культурного статуса «небогатых» слоев населения и призваны «смягчить противостояние бедных и богатых». 146

Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод

Из этого определения вытекают некоторые ключевые моменты, а также текст Декларации. Например, студентам не хватило бы знаний о системе прав человека и верховенстве закона или узнать все статьи во Всеобщей декларации прав человека. Оценка и последующая деятельность в отношении разработанных навыков, отражение взглядов и ценностей и владение багажом знаний имеют важное значение для обеспечения того, чтобы образование было соответствующим и применимым в этом контексте. Образование осуществляется в соответствии с принципами прав человека в инклюзивной школьной среде, которая поддерживает создание культуры прав человека.

Права «второго поколения» называются позитивными и образуютstatus positivus в отличие от прав «первого поколения», которые образуютstatus negativus и признаются «негативными», ибо отрицают условия, «которые совершенно исключают возможность достойной человеческой жизни». 147 Права «первого поколения» имеют абсолютный характер и предполагаютсвободу человекаот чьего-либо, в том числе государственного, вмешательства в сферу его частной жизни, интересов, убеждений. Позитивное значение прав «второго поколения» заключается в том, что они направлены не на отрицание несвободы, а на обеспечение достойного существования и достижениесвободы для самоопределения, самовыражения, реализации творческих способностей.

Студенты имеют право не подвергаться дискриминации и не сталкиваться с негативными стереотипами, угнетающими взглядами или практикой. Они должны узнать о своих правах и обязанностях, а также об их совместной ответственности в том, что они не нарушают права других.

Основой этого процесса является поддержка студентов, их образовательные потребности и их размышления о ценностях и взглядах. Опыт показывает, что такой подход оказывает более сильное влияние на ученика и приводит к более эффективным результатам, чем просто сосредоточение внимания на передаче информации между учителем и учеником.

Наиболее значимые для современного общества позитивные права сформулированы в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. 148 (далее - Международный пакт). В преамбуле этого документа, в частности, говорится: «Согласно Всеобщей декларации прав человека идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами». Обязанность создания таких условий возлагается на государство, в чем соглашаются «участвующие в настоящем Пакте государства». Без участия государства, без государственных гарантий все эти права не могут быть обеспечены, а потому являются весьма условными и имеют относительный характер. По справедливому замечанию А.Я. Капустина, данная группа прав «не подлежит немедленной имплементации, поскольку для этого требуется созревание целого ряда социальных и экономических условий в государстве». 149 Тем не менее любое государство должно стремиться к созданию соответствующих условий для реализации прав «второго поколения». Не случайно Международный пакт устанавливает, что «каждое участвующее в Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер» (п. 1 ст. 2).

В отношении права на образование участие в Международном пакте означает, что государство будет стремиться к тому, чтобы обеспечить гарантии получения образования каждым человеком. Следовательно, государство по мере возможности должно взять на себя определенные обязательства в области образования, в том числе обязанность создать систему образования и обеспечить правовые основы ее функционирования, благодаря чему, как уже отмечалось, будут созданы необходимые социально-правовые условия для реализации права на образование каждым человеком.

Хотя СССР подписал и ратифицировал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 150 это не привнесло существенных изменений в правовой статус граждан СССР. Тем более что система образования оформилась в СССР еще в середине 1930-х годов. 151 В то же время сам факт признания Международного пакта существенно повлиял на дальнейшее развитие советского законодательства об образовании. В связи с ратификацией Международного пакта в 1973 г. были разработаны и приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», 152 ставшие основополагающим правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере народного образования.

В настоящее время законодательство Российской Федерации в области образования состоит из Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», 153 а также включает другие законы и нормативные правовые акты, в том числе принимаемые субъектами Российской Федерации.

Конституция РФ относит вопросы образования и воспитания к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «е» ч. 1 ст. 72). Это означает возможность правового регулирования сферы образования на федеральном и региональном уровнях: на федеральном уровне принимаются федеральные законы, определяющие общее направление и регламентирующие общие вопросы сферы образования, которые получают дальнейшее развитие в нормативных актах субъектов Федерации, что позволяет учитывать местные особенности того или иного региона. 154

В Российской Федерации образование «осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права», - заявлено в преамбуле Закона РФ «Об образовании». Этот закон является основным нормативным актом, определяющим политику Российской Федерации в области образования, регламентирующим ключевые моменты образовательного процесса, а также построение системы образования и системы управления образованием.

В основе системы образовательного законодательства лежат международно-правовые обязательства Российской Федерации и конституционные нормы, определяющие социальный характер российской государственности (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Именно социальные характеристики права на образование определяют наличие института государственного регулирования образовательных отношений и совокупность обязанностей и полномочий государства в сфере образования.

Минимальные требования к государству в области образования сформулированы в ст. 13.2 Международного пакта:

«а) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

c) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

d) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

e) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала».

Содержание российского образовательного законодательства в основном соответствует указанным требованиям. Однако следует обратить внимание на то, что предоставляемые гражданам государственные гарантии по-разному сформулированы в Конституции РФ и в Законе РФ «Об образовании». Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2,3 ст. 43). Закон содержит расширительное толкование данных гарантий, т. е. подчеркивает, что общедоступным и бесплатным являются уровни начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Профессиональное среднее, высшее и послевузовское образование, доступное на конкурсной основе, является бесплатным (в государственных и муниципальных образовательных учреждениях) только в том случае, «если образование данного уровня гражданин получает впервые» (п. 3 ст. 5). С 1 января 2005 г. в сферу государственных гарантий законом включено также дошкольное образование 155 .

Очевидно, что только государство способно создать систему, позволяющую обеспечить все перечисленные гарантии и сделать право на образование доступным для каждого. При этом важно, чтобы система образования не была исключительно государственной. Для нормального и эффективного функционирования любой системы образования необходимо, чтобы «государственное и частное, государственное и общественное начала находились в разумном сочетании и оптимальном балансе». 156 Только в этом случае будут соблюдены требования международного законодательства относительно свободы образования, тесно связанной с пониманием права на образование как естественного права.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Международного пакта участвующие в нем государства «обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями». Сходные требования содержатся в ст. 2 Протокола №1: «…государство при выполнении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать это образование и обучение своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и философскими убеждениями».

Государство не вправе устанавливать какую-либо философскую, идеологическую или религиозную идею в качестве единственной основы образовательной системы. Любой человек или группа людей вправе использовать свои убеждения в качестве идейной основы для получения образования. В этом состоит «негативная» свобода образования, связывающая право на образование с «первым поколением» прав человека.

В то же время «не всякие философские убеждения родителей должны приниматься во внимание при реализации ими свободы определять характер образования и обучения детей, а лишь такие убеждения, которые достойны уважения в демократическом обществе, совместимы с человеческим достоинством и соответствуют праву ребенка на образование». 157 Приведенное разъяснение Европейского Суда по правам человека свидетельствует о том, что свобода образования не может носить абсолютного характера. В первую очередь эта свобода ограничена целями образования, которые должны отражать основополагающие ценности человеческого сообщества.

Международный пакт определяет, что «образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности, сознание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам» (п. 1 ст. 13). В Пакте также отмечается, что «образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» (п. 1 ст. 13).

В ст. 29 Конвенции о правах ребенка (1989) указывается, что образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам; на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной», а также на «воспитание уважения к окружающей природе». 158

В отношении определения целей образования российское законодательство практически полностью соответствует международным стандартам. Законом РФ «Об образовании» провозглашается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» (п. 1 ст. 2). Закон также устанавливает, что образование в РФ должно быть направлено на «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (п. 1 ст. 2).

В сфере образования, при помощи которой «общество воспроизводит и совершенствует само себя», 159 необходимо исключить всякую возможность пропаганды убеждений, чуждых общечеловеческим ценностям. Именно поэтому цели образования должны быть установлены государством и закреплены в образовательном законодательстве. Такое ограничение свободы образования необходимо в интересах общества и не является чрезмерным вмешательством со стороны государства.

В то же время в случае жесткого идеологического нормирования государством целей образования право человека на образование, безусловно, не может рассматриваться как свобода. Так, советская система народного образования, представляя собой сферу, полностью подчиненную государству, исключала само понимание права на образование в смысле «негативного» права или«свободы от» . В СССР не существовало негосударственных образовательных учреждений (организаций). Советские граждане не могли воспользоваться правом выбора формы получения образования и образовательного учреждения (организации) и получать образование в соответствии с убеждениями своих родителей, а по мере взросления - в соответствии со своими собственными убеждениями.

Толкование права на образование как свободы стало возможным лишь с принятием Закона РФ «Об образовании», создавшего правовые рамки, в которых граждане России получили возможность пользоваться определенными свободами в образовании, в том числе правом создавать образовательные учреждения (организации), определять их идейную направленность и содержание предлагаемого в них образования. Гарантией обеспечения этой свободы является закрепленное в п. 1 ст. 11 Закона право на создание образовательных организаций не только органами государственной власти и местного самоуправления, но также всеми желающими (физическими и/или юридическими лицами). Проявлением свободы и плюрализма в образовании является правовое признание и развитие разнообразных форм получения образования и самообразования (ч. 5 ст. 43 Конституции РФ; п. 1 ст. 10 Закона), а также право родителей и иных законных представителей «дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье» (п. 3 ст. 52 Закона). Кроме того, Закон определяет, что содержание получаемого гражданами образования «должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» (п. 4 ст. 14).

В то же время говорить о свободе применительно к российскому образованию можно лишь с определенными оговорками, хотя в Законе «свобода и плюрализм» объявлены принципами государственной образовательной политики РФ (п. 5 ст. 2). Как констатирует голландский исследователь Г. Ван ден Берг, действующая Конституция Российской Федерации не содержит принципа свободы образования, в ней, в частности, не закреплено учреждение частных школ как право или свобода. 160 Это означает, что свобода образования не является конституционным принципом, она лишь вытекает из других конституционных прав. Соответственно свобода образования не является официально декларированным принципом российского образовательного законодательства и построения системы образования.

Отсутствие правового обеспечения принципа свободы образования сказывается на правовом положении негосударственных образовательных учреждений (организаций), которые на практике никогда не обладали равными (в сравнении с государственными и муниципальными образовательными учреждениями) правами в российской системе образования, на что неоднократно обращали внимание исследователи. 161

Другим следствием является заметная неопределенность места религиозного образования в системе образования России. С одной стороны, одним из принципов государственной политики в области образования признается светский характер образования (п. 4 ст. 2 Закона). С другой стороны, Российская Федерация, как государство, подписавшее целый ряд международных документов, обязуется уважать свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. К тому же необходимость доступа к религиозному образованию вытекает из естественного права на свободу совести, а также закрепляется в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. №125 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». 162

При этом право на получение религиозного образования не регламентировано в законодательстве об образовании. Попытка урегулировать этот вопрос была предпринята на уровне подзаконных актов. Приказом Минобразования России от 1 июля 2003 г. №2833 163 в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» установлено, что

обучение основам религии в школе осуществляется не образовательным учреждением, а религиозной организацией соответствующей конфессиональной принадлежности, причем религиозные предметы не входят не только в основную, но и в дополнительные образовательные программы, т. е. выводится за рамки образовательного процесса. В результате, как отмечает О.А.Чер-нега, правовому институту обучения религии, по сути, отказывается в его образовательном характере. 164

В международной практике религиозное образование как особый вид образования рассматривается в рамках свободы совести, что предполагает осуществление религиозного образования исключительно на добровольной основе и в тесном взаимодействии с религиозными организациями. В соответствии с принципом свободы образования родители могут отдать своих детей в частные религиозные школы, но во многих странах также существует возможность изучения религии в государственных школах. По утверждению диакона Н. Лызлова, «несмотря на принцип отделения Церкви от государства, в большинстве европейских стран в государственных общеобразовательных школах преподаются религиозные предметы», что закрепляется и регламентируется в законодательстве. 165 Однако следует отметить, что это не совсем верно. В большинстве европейских стран обязательными в государственных общеобразовательных школах являются курсы этического характера, при этом верующим предоставлено право изучать вместо этих курсов основы исповедуемой религии. Этот подход обеспечивает, с одной стороны, соблюдение принципа отделения Церкви от государства, с другой - возможность реализации принципа свободы совести и свободы образования граждан.

Очевидно, что отсутствие надлежащей законодательной регламентации обучения основам религии в России создает напряженность в обществе, так как затрудняет доступ граждан к религиозному образованию, ограничивает их свободу получить (или дать своим детям) образование в соответствии со своими религиозными и нравственными убеждениями.

Таким образом, свобода образования не только непосредственно не закреплена на уровне конституционных принципов, но и недостаточно обеспечена законодательно. В то же время нельзя не признать, что сам факт законодательного закрепления в образовании некоторых свобод и создание правовых механизмов, позволяющих гражданам воспользоваться этими свободами, свидетельствует о позитивных тенденциях. Одним из важнейших результатов явилось интенсивное развитие негосударственного сектора сферы образования, что создает возможность выбора образовательного учреждения (организации) и способствует удовлетворению возрастающих образовательных потребностей граждан.

По мере развития негосударственного образования стало очевидно, что свобода не должна отрицательно сказываться на качестве образования. Во избежание этого Международный пакт предусматривает, что не только государственные, «но и другие школы» должны соответствовать «тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством» (п. 3 ст. 13). Эта международная норма нашла отражение в ч. 5 ст. 43 Конституции РФ, где определяется, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты». В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государственные образовательные стандарты «определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников и являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования». 166 Поскольку согласно п. 3. ст. 12 Закона действие образовательного законодательства «распространяется на все образовательные учреждения (организации) на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности», то и в государственных, и в муниципальных, и в негосударственных образовательных учреждениях (организациях) содержание образования должно быть не ниже уровня, предусмотренного государственными стандартами.

Подтверждением соответствия содержания и условий образовательного процесса в образовательном учреждении государственным требованиям является получение образовательным учреждением (организацией) государственной аккредитации (п. 17 ст. 33 Закона). Процедура государственной аккредитации не является общеобязательной и осуществляется по заявлению образовательного учреждения (организации) - п. 18 ст. 33 Закона. Однако образовательные учреждения (организации), как государственные и муниципальные, так и негосударственные, заинтересованы в том, чтобы получить государственную аккредитацию. В частности, негосударственные образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию, обладают правом выдачи документов об образовании государственного образца (п. 16 ст. 33 Закона). Наличие у граждан таких документов об образовании служит своего рода гарантией того, что полученное ими образование является качественным и соответствует требованиям государства.

В то же время государственная аккредитация не может быть единственным критерием для определения качества образования. По верному замечанию А. Г. Кислова, оценку качества образования «должна давать сама жизнь». 167 Поэтому никому не может быть отказано в приеме на работу или в продолжении обучения на последующих ступенях только по причине представления документа об образовании негосударственного образца. Такого рода ограничения являются нарушением основных прав и свобод человека, прежде всего права на труд (ст. 37 Конституции РФ) и права на образование (ст. 43 Конституции РФ).

По мнению бельгийского профессора права Яна де Гроофа, залогом качества образования является свобода выбора. 168 Следовательно, допуская существование образовательных учреждений различных организационно-правовых форм и предоставив гражданам возможность создания негосударственных образовательных организаций, а также свободу выбора образовательного учреждения (организации), действующее законодательство создает условия для конкуренции этих учреждений, что естественным образом способствует повышению качества предлагаемого образования. Не случайно установленные ограничения свободы образования не подлежат расширительному толкованию. В

Международном пакте прямо указывается, что никакая часть ст. 13 не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими.

Российское законодательство в целом соответствует этой международной норме, хотя из текста Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122 ФЗ 169) было исключено положение, в соответствии с которым «никому не может быть отказано в регистрации образовательного учреждения по мотивам нецелесообразности» (п. 2 ст. 33).

Закон РФ «Об образовании» определяет, что учредителями образовательных учреждений, наряду с органами государственной власти и органами местного самоуправления, могут быть отечественные и иностранные организации всех форм собственности, отечественные и иностранные общественные и частные фонды, общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ, а также граждане РФ и иностранные граждане (ст. 11). Законом (п. 6 ст. 2) провозглашается принцип автономности образовательного учреждения (организации), в соответствии с которым оно является субъектом самостоятельной образовательной, организационной и финансовой деятельности, получает возможность оперативно перестраивать свою работу в соответствии с меняющимися потребностями личности и запросами общества.

В то же время на практике государство нередко излишне регламентирует деятельность образовательных учреждений (организаций) посредством процедур контроля качества образования. При этом, по мнению А. Г. Кислова, «подходов к решению вопроса качества образования достаточно много, а государственная монополия в определении показателей качества образования не может не вести к унификации образования», 170 а следовательно, к ограничению его свободы. Нельзя не согласиться с мнением ряда исследователей, считающих, что роль государства в образовании состоит не в подчинении образовательных учреждений (организаций) различного рода предписаниям, а в создании законодательной базы, которая бы исключала саму возможность существования «некачественных» образовательных учреждений. 171

Таким образом, при правовом регулировании образовательных отношений, вытекающих из права на образование, неразрывно связанные свобода образования и право на образование должны рассматриваться как два взаимодополняющих принципа. В связи с этим следует как можно более четко и однозначно устанавливать пределы ответственности государства и государственного участия в сфере образования. «Государственное проникновение в сферу образования, - считает И. М. Ильинский, - должно иметь свои рубежи, которые нельзя ни умалять, ни пре-увеличивать». 172

Очевидно, что отказ от участия государства в обеспечении функционирования системы образования, рассмотрение сферы образования исключительно с позиций так называемого «рыночного подхода», то есть как сферы услуг, были бы необоснованными. В современных условиях, когда именно на образовании «лежит ответственность как за успехи социально-экономического развития, так и за его изъяны, кризисы и катастрофы», 173 необходимо помнить о том, что образование является не роскошью, но необходимым общественным благом, которое должно быть доступно каждому. Очевидно, что это требует государственного участия в сфере образования, которое гарантирует гражданам возможность доступа к бесплатному образованию в объемах, предусмотренных Конституцией РФ (ст. 43) и Законом РФ «Об образовании» (п. 3 ст. 5). Уход государства из сферы образования, ограничение доступности образования приведут к нарушению одного из важнейших конституционных прав граждан и к снижению эффективности системы образования в целом, что является недопустимым.

Сфера действия основных прав и свобод не исчерпывается ситуацией противостояния и взаимодействия человека и государства. Современное общество столкнулось с феноменом социализации основных прав и свобод. В период после Второй мировой войны стало формироваться «третье поколение» прав человека. Это «права народов» (право на мир, здоровую окружающую среду, на социальное, культурное и экономическое развитие), принадлежащие «каждому человеку, каждому народу и человечеству в целом». 174

Право на образование в определенном отношении также относится и к этим «коллективным» правам, поскольку индивидуальное право каждого человека на образование, направленное на развитие личности, осуществляется преимущественно в коллективных формах с участием разного рода формальных и неформальных объединений людей, сплоченных общими интересами. Поступая в образовательное учреждение любой организационно-правовой формы и любого уровня, человек вступает в коллектив людей, целью которых является получение образования. Точно так же педагогический состав образовательного учреждения представляет собой коллектив людей, которые объединены общей целью - создавать условия для передачи знаний. Нередко в школах, вузах или даже в кружках учитель (преподаватель, профессор) и ученики (студенты), которых объединяют общие увлечения и научные интересы, образуют общности, выступающие как неразрывное целое.

Право объединения в коллективы с целью получения образования распространяется и на образовательные учреждения (организации). «В целях развития и совершенствования образования» образовательным учреждениям разрешается создавать «объединения (ассоциации, союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений)» - п. 8 ст. 12 Закона РФ «Об образовании». Тем самым действующее образовательное законодательство гарантирует реализацию права человеческой солидарности в сфере образования.

Как справедливо отмечает Ян де Грооф, право на образование проявляется как коллективное право людей, реализуется группами единомышленников и поддерживается правительством в интересах основных прав каждого. В этом смысле право на образование выступает как «опекун демократии, гарантируя адекватное обучение каждому гражданину с тем, чтобы обеспечить каждому способность к осуществлению его демократических прав». 175

Не будет преувеличением сказать, что право на образование является одним из связующих элементов в системе основных прав и свобод, составляющих основу конституционного строя России. В частности, право на получение религиозного образования неотделимо от свободы совести и свободы вероисповедания (ст. 28).

Для осуществления одних прав и свобод реализация права на образование является основой и предварительным условием. В то же время без целого ряда прав и свобод невозможно в полной мере воспользоваться самим правом на образование. К ним относятся следующие права, закрепленные в Конституции РФ: право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29); право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); право свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право свободно выбирать религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28), а также право на объединение (ч. 1 ст. 30).

Таким образом, от реализации права на образование зависит полнота осуществления других прав и свобод, а в конечном итоге качество жизни современного человека. Более того, по мнению Н. А. Селезневой и А. И. Субетто, образование является «основой национальной безопасности России и всех ее составляющих - военной, экономической, экологической, геополитической систем безопасности». 176 Сходного мнения придерживается и Е. Михайлова, полагая, что «образование является одним из компонентов национальной безопасности, так как обеспечивает полноценное развитие общества и всех граждан». 177

Поэтому не случайно базовый уровень образования признается обязательным. Международный пакт определяет, что «начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех» (подп. «а» п. 2 ст. 13).

В соответствии с Конституцией РФ основное общее образование признается обязательным, и на родителей или лиц, их заменяющих, возлагается обязанность обеспечить получение их детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43).

В настоящее время правовой смысл этой обязанности, как отмечает М. В. Баглай, фактически сводится «к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной». 178 В принципе Кодекс РФ об административных правонарушениях 179 предусматривает ответственность родителей или иных законных представителей (в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от одного до пяти МРОТ) за неисполнение обязанностей в отношении несовершеннолетних, в том числе обязанностей по их воспитанию и обучению (п. 35 ст. 5). Однако ни один из нормативных актов не устанавливает ответственность, которая применяется в том случае, когда родители умышленно уклоняются от исполнения этой обязанности (или когда сами обучающиеся уклоняются от получения обязательного образования) либо если государство в лице уполномоченных органов исполнительной власти не предпринимает мер по обеспечению получения гражданами обязательного образования.

Следует отметить, что в российском законодательстве не создано действенных механизмов обеспечения обязательности образования. В связи с этим, однако, повышается моральная ответственность самих граждан за будущее своих несовершеннолетних детей. Осознание этой ответственности рано или поздно приведет общество к созданию соответствующих правовых норм. Эти новые нормы будут исходить не из представления об ответственности государственной власти за поведение граждан, а из понимания личной ответственности каждого гражданина. Уже сегодня можно проследить очевидную тенденцию к вытеснению государственно-патерналистского подхода современными правовыми представлениями, лежащими в основе действующего законодательства об образовании. В частности, это проявилось в изменении самого понимания международного и конституционного требования обязательности общего образования.

Логика советской правовой системы тесно увязывала наличие права на образование с соответствующей обязанностью родителей и самих несовершеннолетних граждан. Право на образование рассматривалось не в контексте прав человека, а в контексте характерного для советского права института прав-обязанностей, понимаемых как «единый элемент». 180 Право на образование толковалось как право, дарованное гражданам государством, создавшим систему образования. Государство оставляло за собой право требовать от граждан обязательного получения образования, причем только того содержания и формы, которые рассматривались государством как «правильные». Как подчеркивает Ю. И. Лейбо, подобные отношения складывались не только в системе образования, но и в других замкнутых системах - в больницах, воинских частях, тюрьмах, а человек, оказывавшийся вовлеченным в эти системы, приобретал так называемый «особый статус» учащегося, больного, солдата, заключенного. 181 Такому пониманию права на образование корреспондировала трактовка возникающих при его реализации отношений как административно-правовых.

Характерно, что с появлением в российском законодательстве норм, открывающих гражданам свободу выбора (п. 1 ст. 10; п. 1 ст. 11; п. 3 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»), международное и конституционное требование обязательности получения базового образования было выведено за пределы административно-правового поля и не предполагает обязательного школьного обучения. Обязательность образования понимается не только как обязанность родителей обеспечить своим детям основное общее образование, но и как обязанность государства такое образование предоставить. Образование было и остается очевидным общественным благом, к обладанию которым должен стремиться каждый человек. Поскольку дети сами еще не способны осознать важность получения образования и самостоятельно приступить к образовательному процессу, родители должны помочь в этом своим детям. Именно поэтому участниками образовательного правоотношения со стороны управомочен-ного субъекта выступают родители несовершеннолетних обучающихся или иные законные представители (ст. 52 Закона РФ «Об образовании»). Дети, являясь в образовательном правоотношении управомоченной стороной, реализуют свое право на образование, а родители способствуют этой реализации, которая обеспечивается действиями правообязанной стороны правоотношения, т.е. образовательных учреждений (организаций), а также педагогических работников в качестве их представителей. В этой ситуации право на образование предстает как право субъективное, оно связано с рядом других субъективных прав и соответствующих им юридических обязанностей, из совокупности которых складывается определенный правовой статус каждого участника образовательных правоотношений.

Граждане Российской Федерации (в процессе реализации своего права на образование) и образовательные учреждения (организации), имеющие право на ведение образовательной деятельности, обретают образовательно-правовой статус, который фактически является дополнением к общему правовому статусу граждан и юридических лиц и строится в соответствии с принципами правового регулирования образовательных отношений в рамках единого правопорядка, установленного Конституцией РФ.

В частности, учреждения и организации, занимающиеся образовательной деятельностью, имеют ряд специфических субъективных прав и юридических обязанностей, что отличает их от других некоммерческих организаций. Педагогические работники также имеют отличный от других категорий трудящихся правовой статус, основные особенности которого закреплены в ст. 52 Трудового кодекса РФ. Соответственно специфическим правовым статусом обладают и обучающиеся.

Таким образом, если советское государство исключало принцип свободы образования и признавало право на образование, главным образом как право социальное, искажая в том числе и социальный смысл данного права, то в настоящее время ситуация существенно изменилась. Благодаря общественно-политическим и социально-экономическим переменам, приведшим к принятию Конституции РФ и формированию российского образовательного законодательства, в настоящее время в России право на образование понимается в контексте основных прав и свобод человека. Оно тесно взаимосвязано с принципом свободы образования, что существенно дополняет и расширяет его содержание как социального права и права человеческой солидарности. Такой подход к пониманию права на образование обусловливает принципы, условия возникновения и содержание образовательных отношений, основой которых оно является.






134 ЛейбоЮ.И.,ТолстопятенкоГ.П.,ЭкштайнК.А.Праваисвободычеловека и гражданина. Научно-практич. комментарий ко второй главе Конституции РФ. М., 2000. С. 18

135 БаглайМ.В.КонституционноеправоРоссийскойФедерации.М.,1999. С. 160. - См. также: Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 33-35

136 КонституцияРоссийскойФедерации:проблемныйкомментарий/отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 17

137 КонституцияРоссийскойФедерации.Принятавсенароднымголосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря

138 ЗаконРоссийскойФедерацииот10июля1992г.№32661«Обобразовании» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. №30. Ст. 1797; СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 150, преамбула

139 Бердяев Н. Философия свободного духа. М., 1994. С. 87-89

140 ДьюиДж.Демократияиобразование.М.,2000.С.14

141 ВолоховаЕ.Д.Понятиеисодержаниеконституционногоправанаобразование // Право и образование. 2002. №3. С. 23

142 Протокол№1кКонвенцииозащитеправчеловекаиосновныхсвобод (Париж, 20 марта 1952 г.) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. С. 551

143 Конвенцияоборьбесдискриминациейвобластиобразования.Принята 14 декабря 1960 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры //. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. С. 160 (вступила в силу для СССР 1 ноября 1962 г.)

144 GlennCh.,DeGroofJ.FindingtheRightBalance.Freedom,Autonomyand Accountability in Education. Vol. 2. S. l., 2002. Р. 79-81; De Groof J. Education as a Basic Right in Present-Day Society. A Synthetic Approach // Comments on the Law on Education of the Russian Federation. Acco Leuven/Amersfoort, 1993. Р. 15-18

145 Всеобщаядекларацияправчеловека.Резолюция217А(III)Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 //Международные акты о правах человека. Сборник документов, М., 2000. С. 39

146 Общаятеорияправчеловека/отв.ред.Е.А.Лукашева.М.,1996.С.21

147 НовгородцевП.Правонадостойноечеловеческоесуществование//Общественные науки и современность, 1993, №5. С. 127

148 Международныйпактобэкономических,социальныхикультурныхправах, (принят 16 декабря 1966 г., открыт для подписания, ратификации и присоединения 19 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН). //Международные акты о правах человека. Сборник документов, М., 2000

149 КапустинА.Я.Основныехарактеристикиправанаобразование.Международно-правовой аспект. //Право на образование: проблемы его реализации. Тезисы и доклады IV Международной научно-практической конференции. М., 2000. С. 15

150 Международныйпактобэкономических,социальныхикультурныхправах был подписан СССР 18 марта 1968 г., затем ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 3 января 1976 г. (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12. С. 1)

151 В ст. 17 Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное всестороннее и бесплатное образование». В середине 1930 х годов было продекларировано, что данная задача выполнена. Это нашло отражение в ст. 121 Конституции СССР 1936 г., провозгласившей реально обеспеченное право на образование, и было подтверждено и в ст 25, 26 Конституции 1977 г.

152 ОсновызаконодательстваСоюзаССРисоюзныхреспубликонародном образовании (приняты на шестой сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва 19 июля 1973 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. №30. Ст. 392

153 Федеральныйзаконот22августа1996г.№125ФЗ«Овысшемипослевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996. №35. Ст. 4135

154 Согласноч.2ст.76КонституцииРФ«попредметамсовместноговедения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации»

155 Федеральныйзаконот22августа2004г.№122ФЗ«Овнесенииизменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. №35. Ст. 3607

156 ИльинскийИ.М.Краткийэкскурсвисториюразгосударствленияроссийского образования // Право и образование. 2003. №3. С. 46

157 Case of Campbell and Cosans. Judgment of 25 February, 1982 // Publications of the European Court of Human Rights. Series A: Judgments and Decisions. Vol. 48. Strastbourg, 1982. P. 14

158 Конвенцияоправахребенка.Резолюция44/25ГенеральнойАссамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1989 г. // Международные акты о правах человека. С. 315-316

159 ИльинскийИ.М.Краткийэкскурсвисториюразгосударствленияроссийского образования. С. 41

160 Van den Berg G. Some constitutional Aspects of the Right to and Freedom of Education in the Russian Federation // Jan De Groof, Veronica Spasskaya, Igor Roshkov. Shaping new Legislation on Education in Russia, Amersfoort, 1997. Р. 71-72

161 ПетровВ.Н.Онекоторыхвопросахправовогорегулированиядеятельности негосударственных образовательных учреждений // Актуальные проблемы современного права: Материалы научно-практической конференции (г. Курск, 14-15 апреля 1995 г.). М., 1995. С. 103; Петров В.Н. Правовые основы деятельности негосударственных образовательных учреждений в Российской Федерации // Государство и право. 1996. №9. С. 14

162 Федеральныйзаконот26сентября1997г.№125ФЗ«Освободесовести и религиозных объединениях» //СЗ РФ. 1997. №39. Ст. 4465

163 ПриказМинистерстваобразованияРоссийскойФедерацииот1июля 2003 г. №2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» (зарегистрирован в Минюсте РФ 5 августа 2003 г. №4955) // Российская газета. 2003. 13 авг.

164 ЧернегаО.А.Правовыепроблемырелигиозногообразования//Правои образование. 2004. №2. С. 73

165 ЛызловН.Религиозноеобразованиезарубежом//www.state-religion.ru

166 Соответствует положениям п. 1 и 6 ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

167 КисловА.Г.Копределениюсовременногообразованиякакобъектаправоотношения // Право и образование. 2003. №2. С. 93

168 DeGroofJ.TheMarketisationofEducation?OnVouchers//Globalisationand Competition in Education / ed. by J. De Groof, G. Lauwers. G. Dondelinger. S. l., 2003. Р. 20

169 Статья16Закона

170 КисловА.Г.Копределениюсовременногообразованиякакобъектаправоотношения. С. 93

171 ПетровВ.Н.Правонаобразованиеиобразовательноеправо//Юрист. 1998. №2. С. 62

172 ИльинскийИ.М.Краткийэкскурсвисториюразгосударствленияроссийского образования. С. 46

173 ИльинскийИ.М.Революцияобразования.М.,2002.С.188

174 Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. С. 30 De Groof J. Education as a Basic Right in Present-Day Society. Р. 17

175 Имея отношение ко всем трем поколениям прав человека, право на образование в то же время непосредственно связано с очень многими другими основополагающими правами и свободами, установленными Конституцией РФ. В первую очередь право на образование тесно связано с правом на труд (ч. 3 ст. 37), поскольку образование открывает широкие возможности для трудовой деятельности. Посредством получения образования человек может реально пользоваться свободой «литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания» (ч. 1 ст. 44). Точно так же свобода массовой информации (п. 5 ст. 29) и право «на доступ к культурным ценностям» (ч. 2 ст. 44) в полной мере будут реализованы только образованными людьми. Наличие соответствующего образования способствует реализации права «предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ч. 1 ст. 34). Полноценное образование существенно расширяет возможности граждан для реализации своего права на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32).

176 НовоекачествовысшегообразованиявсовременнойРоссии/подред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто. М., 1995. С. 65

177 МихайловаЕ.Образованиеинациональнаябезопасность:правовойаспект // Право и образование. 2001. №3. С. 179

178 БаглайМ.В.КонституционноеправоРоссийскойФедерации.М.,1999.С.268

179 КодексРоссийскойФедерацииобадминистративныхправонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195 ФЗ // СЗ РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 1

180 Новоселов В. И. Теоретические проблемы развития административно-правового положения граждан СССР в современных условиях. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. М., 1979. С. 14

181 Лейбо Ю. И., Толстопятенко Г. П., Экштайн К. А. Права и свободы человека и гражданина. С. 28 2

  • 20. Подведение итогов голосования на референдуме рф.
  • 2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
  • 21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
  • 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
  • 8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
  • Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
  • Различают следующие виды общественных объединений:
  • Общественная организация
  • Общественный фонд
  • 24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
  • 25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.
  • 27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
  • 28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
  • 29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
  • 30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
  • 33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
  • 35. Принципы российского гражданства.
  • 36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
  • 37. Органы, решающие вопросы гражданства.
  • 38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
  • 39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
  • 40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
  • 41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
  • 42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
  • 45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 46. Беженцы: понятие, статус.
  • 47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
  • 48. Понятие и формы государственного устройства.
  • 49. Принципы федеративного устройства рф.
  • 50. Компетенция Российской Федерации.
  • 51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
  • 52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
  • 53. Область, край как субъекты рф.
  • 56. Система органов местного самоуправления.
  • 57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
  • 58. Понятие и виды избирательных систем.
  • 59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
  • 60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
  • 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
  • 62. Правовой статус Президента рф.
  • 63. Порядок избрания Президента рф.
  • 64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
  • 65. Компетенция Президента рф.
  • 66. Правительство Российской Федерации в системе органов
  • 67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
  • 68. Состав и структура Государственной думы рф.
  • 69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
  • 70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
  • 71. Компетенция Государственной думы рф.
  • 72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
  • 73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
  • 74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
  • 75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
  • 76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
  • 78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
  • 81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
  • 82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
  • 83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
  • Структура и порядок формирования
  • 84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
  • 85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
  • 86. Полномочия Конституционного суда рф.
  • 87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
  • 88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
  • 89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
  • 90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.

    Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства: высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы. Все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Данное положение является принципиальной новеллой российского конституционализма: ранее приоритет всегда имели государственные интересы (отождествляемые с общественными).

    Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей, в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя, приоритет следует отдавать правам человека. Глава 2 Конституции РФ, содержащая открытый перечень прав и свобод человека и гражданина, как и гл. 1 и 9, является, как отмечалось, «защищенной», «более жесткой» и не может быть изменена Федеральным Собранием РФ.

    Важным является то, что основные права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ), т. е. они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются не октроированными, не дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать и защищать как уже существующие), а дозаконотворческими и внезаконотворческими.

    Естественный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, т. е. являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них является ничтожным). Государство не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод человека.

    Характеризуя конституционно-правовой статус личности, важно иметь в виду следующее. Если правовой статус – это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности соответствующего субъекта правоотношений, то конституционно-правовой статус личности – это совокупность лишь основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; нормы конституционного права устанавливают основы правового статуса личности.

    Конституционные права и свободы человека и гражданина имеют следующие особенности:

    Они являются исходным пунктом для установления других прав, свобод и законных интересов в отраслевом (специальном) законодательстве;

    Для них характерна высокая степень обобщения и распространения;

    В основе их возникновения лежат не конкретные юридические факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве Российской Федерации;

    Они обеспечиваются повышенной правовой охраной.

    27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод

    гражданина РФ.

    Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Причины, по которым одни права закрепляются конституционно, а другие - в текущем законодательстве, не произвольны. Можно выделить следующие факторы, от которых зависит выбор той или иной формы.

    1. Значимость данного конституционного права и свобод для человека и общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и социально значимы как для отдельного человека, так и для общества в целом. Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения его чести и достоинства, присущих свободной человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

    Для государства, общества значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает претворение в жизнь объявленных сущностных свойств государства как демократического и правового. Само существование государства объективируется совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности - политической, экономической, духовной. Так, без существования права на свободный труд, на свободу предпринимательства не могла существовать экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно формирование структур управления обществом. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.

    2. Изначальный или произвольный характер принадлежности человеку данного права и свободы.

    Ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и закрепляются конституционно. 1224

    3. Присущие основным правам и свободам особые юридические свойства, специфика их реализации. Эти свойства проявляются в следующем:

    а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод;

    б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином. Все другие (неосновные права и свободы) связаны с обладанием лицом различными

    статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой

    площади, покупателей и т. п.;

    в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является их

    всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществления его всеми;

    г) основные права и свободы граждан Российской Федерации отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации;

    д) основные права и свободы гражданина Российской Федерации не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса;

    е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Основные права выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения;

    ж) характерной чертой основных прав и свобод представляется особая юридическая форма их закрепления. Они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции.

    Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его необъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности. Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические. Именно такая последовательность в классификации прав и свобод человека и гражданина присуща Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г.

    В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 г.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»