Нормативный правовой акт: понятие, виды, отличие от акта применения права. Портал "Юристъ" - Ваш успех в учебе и работе

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Наша жизнь состоит из огромного количества юридических норм, закреплённых в различных документах. В общем смысле их называют «законами» и разграничивают в зависимости от сферы применения. Тем не менее, само по себе законодательство является многоплановым и обладает большим количеством институтов. Одним из базовых вопросов юриспруденции является отличие правового акта (ПА) от нормативного правого акта (НПА). Понимание этой проблемы является ключом к грамотному применению законодательства.

Определение

Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.

Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.

Сравнение

НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм. Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями. НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).

Выводы сайт

  1. Характер применения. Если НПА является всеобщим, то ПА – индивидуальным.
  2. Область применения. ПА адресованы ограниченному кругу лиц, в то время как НПА – неограниченному кругу субъектов.
  3. Время применения. НПА используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. ПА ориентирован для однократного применения – в конкретной ситуации.
  4. Установление нормы права. НПА всегда порождает новую правовую норму либо изменяет, дополняет или отменяет старую, в то время как ПА – инструмент для реализации такой нормы.

Наша жизнь состоит из огромного количества юридических норм, закреплённых в различных документах. В общем смысле их называют «законами» и разграничивают в зависимости от сферы применения. Тем не менее, само по себе законодательство является многоплановым и обладает большим количеством институтов. Одним из базовых вопросов юриспруденции является отличие правового акта (ПА) от нормативного правого акта (НПА). Понимание этой проблемы является ключом к грамотному применению законодательства.

Определение правового акта и нормативного правового акта

Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.
Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.

Сравнение правовых и нормативных правовых актов

НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм. Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями. НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).

TheDifference.ru определил, что разница между правовым актом и нормативным правовым актом заключается в следующем:

Характер применения. Если НПА является всеобщим, то ПА – индивидуальным.
Область применения. ПА адресованы ограниченному кругу лиц, в то время как НПА – неограниченному кругу субъектов.
Время применения. НПА используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. ПА ориентирован для однократного применения – в конкретной ситуации.
Установление нормы права. НПА всегда порождает новую правовую норму либо изменяет, дополняет или отменяет старую, в то время как ПА – инструмент для реализации такой нормы.

Нормативно-правовой акт – это официальный, властный документ, принятый в строго определенном порядке компетентным органом государства с целью регулирования наиболее важных общественных отношений.

Нормативно-правовой акт – одна их основных внешних форм права. Это государственный документ нормативного характера.

Основные признаки нормативно-правовых актов: государственный характер – государство наделяет органы, должностных лиц правотворческой компетенцией; оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, в т.ч. и через принуждение; принимаются с соблюдением определенной процедуры и требований к содержанию и форме нормативно-правового акта; имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия; всегда содержат правовые нормы. Наличие норм и делает их нормативными, общеобязательными; иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов; Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы.

Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания.

Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.

Существенное отличие индивидуального правоприменительного акта от нормативно-правового акта состоит в том, что никаких изменении в действующее законодательство не вносит и вносить не может. Он выносится во исполнение и в точном соответствии с нормативно-правовым актом, устанавливающим или изменяющим субъективные юридические права и обязанности. Он всегда обращен к конкретным, индивидуально-определенным субъектам нрава, в то время как нормативно-правовой акт затрагивает неопределенно большой круг лиц. Индивидуальный правоприменительный акт потому и называется индивидуальным, что он исчерпывает свою силу после однократного применения. В плане теории и практики правоприменения значительный интерес представляет в связи с этим установление соотношения нормативно-правовых и правоприменительных актов. Позиции большинства авторов по этому вопросу близки или совпадают. Очень часто эта проблема формулируется как выяснение взаимосвязей и соотношений правоприменительного акта и нормы права.5

В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).


Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный aocoдарственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего эти означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.). В то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют ли или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом. Например, действие такого индивидуального акта (акта применения) , как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока (исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.

  • Марченко :

Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это - акты правотворчества, с по­мощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отме­няются правовые нормы. Все без исключения нормативно-правовые акты являются госу­дарственными по своему характеру. Они издаются или санкциониру­ются только органами государства, имеют волевой характер.
В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственны­ми органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государ­ственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местны­ми органами государственной власти и управления.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определя­ется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, пра­вительственными постановлениями. Законодательством определяет­ся также порядок издания, изменения, отмены и дополнения норма­тивно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт. Можно почитать ст. 76, 114 Конституции РФ..
Нормативно-правовые акты как источники права имеют опре­деленные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. В чем они проявляются? Во-первых в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо боль­шие координационные возможности, чем иные нормотворческие ин­ституты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложе­ния своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. И, в-третьих, что норма­тивно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На него, как подмеча­ют теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вно­сить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.
Нормативно-правовые акты как формы (источники) права зна­чительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе прежде всего акты применения норм права или индивидуаль­ные акты , как их зачастую называют.
Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юриди­ческими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это озна­чает, что с теми и другими связаны определенные юридические по­следствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заклю­чается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вто­рые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания ин­дивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физи­ческих лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определен­ному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т. д.). И, наконец, нормативно-право­выми актами охватывается весьма широкий круг общественных от­ношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго опре­деленный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий кон­кретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т. п.), в то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать неза­висимо от того, существуют или не существуют конкретные отноше­ния, предусмотренные данным актом. Например, действие такого индивидуального акта (акта приме­нения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекра­щается по мере приведения его в исполнение (окончание срока ис­правительных работ, тюремного заключения и т. п.). Однако это вов­се не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного пре­ступления.
Следует отметить, что одни и те оке государственные органы мо­гут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как норма­тивно-правовые, так и индивидуальные акты (пример – ст. 102,103 К РФ).
Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов разъ­яснения или толкования правовых норм . Основное отличие их заключа­ется в характере, содержании и целях издания. Если нормативно-пра­вовые акты имеют своей целью установление или изменение содержа­ния правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А имен­но: они направлены прежде всего на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также - пределов действия ранее ус­тановленных норм. Английские юристы отмечают: зако­ны (статуты) следует разъяснять «в соответствии с намерениями тех, кто их создал». При этом всегда сохраняет свою силу «презумпция невнесения в действующее право изменений, выходящих за пределы, предусматриваемые толкуемым статутом». Действуют также другие принципы толкования, сводящиеся, в частности, к тому, что толкование, «по возможности», не должно при­давать статуту обратной силы, влечь за собой несправедливости или приводить к нелепым либо абсурдным последствиям»; нормы уголов­ного права «толкуются» только в пользу обвиняемого, и т. д.
Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида или группы: законы и подзаконные акты. Основанием их классификации при этом выступает юридическая сила , определяемая положением орга­на, издавшего тот или иной нормативный акт в общей системе право­творческих государственных органов, его компетенцией и, соответ­ственно, характером самих издаваемых актов.
В зависимости от этих же критериев в каждой стране, а точнее - в каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия , т. е. строгая систем расположения, соподчиненности нормативно-право­вых актов.
Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти и управления. Верхнюю часть иерархии замыкают нормативно-правовые акты (законы, стату­ты и т. п.), издаваемые высшими органами государственной власти в той или иной стране. Эти акты-законы обладают высшей юридичес­кой силой по отношению ко всем другим - подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Данные требования, несомненно, ка­саются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют среди них ве­дущую роль. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нор­мативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядоче­ния процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.
Наряду с нормативно-правовыми актами государственных орга­нов в системе форм (источников) права некоторых стран определен­ное место занимали нормативно-правовые акты, издаваемые обществен­ными органами и организациями.

  • Лазарев: НПА -акты,vcтанавливающие нормы права, вводящие их в действие,изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права, и кон­кретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.

НПА дифференцируются в зависимости от принадлежности к той/иной отрасли права.
Другое основание деления нормативных актов - по субъектам их принятия: акты органов государства; санкционированные го­сударством акты общественных организаций; акты органов само­управления; акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).
По способам установления – принятые государством, санкционированные государством (НПА общественных объединений, акты с предварительной санкции госва, акты с последующей санкции госва), признанные госвом.
Центральным и главным является подразделение нормативных актов в соответствии с их иерархической структурой. Основной критерий - юридическая сила. Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от его конституционных полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству. Общему построению системы законодательств в любом государстве свойственно деление на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

  • Малько: НПА – правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. (!!!) издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Является официальным документом, носителем юридически значимой инфы.

В отличие от НПА правоприменительнй акт: применяется именно на основе нормативного; конкретизирует норму права, содержащуюся в НПА, применительно к индивид отношениям; носит персонифицир хар-р; не является источником права и рассчитан только на однократ применение; выступает юр фактом для возникновения, изм-я, прекр-я соответ-х правоотношений. Особенности актов толкования: разъясняют смысл юрид норм; содержат конкретизирующие, а не норматив предписания; не имеют самостоят значения; не явл источником права.

Нормативный правовой акт (НПА) – официальный письменный доку­мент, принятый (изданный) в установленном нормативном порядке в пределах собствен­ной компетенции уполномоченным на то го­сударственным органом, органом местного самоуправления или их должностными ли­цами либо населением непосредственно, влекущий установление, изменение, отмену правовых норм, обязательных для неопреде­ленного круга лиц или приостановление их действия, рассчитанных на неоднократное или временное применение, независимо от того, возникли или прекратились соответ­ствующие правовые отношения, обеспечен­ных средствами государственного гаранти­рования.

НПА издаются органами государственной власти, местного самоуправления, гражданами (в порядке референдума) в пределах их компетенции и адресованы неперсонифицированному кругу субъектов.

Итак, НПА содержит нормы права . К сожалению, российское законодательство не содержит легальных дефиниций понятий «норма» и «нормативный правовой акт». Выход один – принятьфедеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», где определить эти понятия.

Признаки НПА:

1) Волевое содержание . Волевое содержание НПА означает, что он яв­ляется формой выражения чьей-то воли, выражает чьи-то интересы. Это могут быть интересы отдель­ных социальных групп, могут быть интересы общества в целом, но так или иначе эти интересы выражает го­сударство либо уполномоченный им орган или органи­зация.

2) Официальный характер . Официальный характер НПА получают ввиду их связи с государством. Тот факт, что НПА предназначен для государственной организации общественных отношений, требует взаимодействия информационных потоков в системе "государство - общество". Эту роль выполняет обязательное обнародование НПА для ознакомления адресатов предписаний с его содержанием. Поэтому устанавливаются повышенные требования к процедуре доведения их содержания до сведения других лиц.

3) Системность . НПА входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует всю систему нормативных актов.

4) Всеобщий, универсальный характер. НПА должен содержать не индивидуальные (персонифицированные) указания «кому и что надлежит делать», но общие модели поведения. Он всегда рассчитан на многократное применение адресатами. Нормативность – это важнейший признак нормативных правовых актов. Это свойство является основополагающим для права в целом, так как именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства. Нормативный характер НПА выражается в том, что он касается неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение. Когда речь идет о заранее неопределенном круге лиц, не важно, на большой или маленькой террито­рии реализуется этот акт. Неопределенность круга лиц означает отсутствие их индивидуализации в самом нормативном правовом акте, будь это акт федерального уровня, или документ, принятый в ор­ганизации. Неоднократность применения акта предполагает возможность его реализации заранее неопределен­ное количество раз, когда различные субъекты об­щественных отношений оказываются в однотипных ситуациях.

5) Документарная природа . НПА – это всегда письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Он отличается также использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т. п.).

6) Компетентность . НПА издают уполномоченные субъекты. При этом нельзя выходить за рамки компетенции. Каждый субъект правотворчества наделен строго определенной формой, в которой он вправе облекать принимаемые нормы. В данном признаке фактически объединены два. Во-первых, должны соблюдаться требования к форме (указ, приказ и др.), во-вторых, – требования к содержанию. Последнее предполагает, что каждый орган наделен строго определенным кругом вопросов, которые этот субъект правотворчества управомочен разрешать.

7) Социальный регулятор . НПА предназначен для регулирования общественных отношений. Призна­ком нормативного правового акта можно считать спо­собность регулировать типичные, повторяющиеся об­щественные отношения. Для характеристики нормативных правовых актов важны адресаты их предписаний, так как их отношения выступают предметом правового регулирования. Но не все отношения нуждаются в правовом воздействии и могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

Все эти признаки отражают связь права с государст­вом. Этим и определяется на практике правовой ха­рактер нормативных актов. Так, только государство либо уполномоченные им органы или организации мо­гут осуществлять правотворчество и принимать нор­мативные правовые акты. Как исходящие от государ­ства и выражающие волю всего либо части общества они являются общезначимыми и в силу этого обяза­тельными для адресатов под угрозой применения го­сударственного принуждения.

Виды НПА: Конституция, законы (Кодексы, федеральный конституционный закон, федеральный закон), указ Президента, постановление Правительства, ведомственные НПА (инструкция, положение, регламент), региональные и муниципальные НПА.

НПА как форма (источник) права значительно от­личаются от актов применения права (индивидуальных правовых актов). Во-первых, они содержат правовые нормы и рассчитанные на многократность применения, в то время как индивидуально-правовые акты содержат индивидуальные предписания. НПА адресуются широкому кругу субъектов, тогда как индивидуально-правовые акты адресованы строго определенному лицу или ряду лиц. НПА издаются по конкретным вопросам (назначить пенсию, наложить дисциплинарное взыскание, выдача лицензии, профинансировать публичное мероприятие). НПА регламентируют общественно значимые социальные взаимодействия, тогда как индивидуально-правовые акты рассчитываются на строго определенный вид социальных взаимодействий. Действие индивидуально-правовых актов прекращается с достижением цели, для которой они были изданы. Тогда как НПА всегда действует независимо от существования конкретных отношений, которые предусмотрены данным нормативным актом. Ведущий компонент, который позволяет отграни­чивать НПА от индивиду­альных (правоприменительных) – нормативность. Нормативный характер выражается в том, что НПА касается заранее неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение. В отличие от индивидуального правового акта, адре­сованного конкретному субъекту, НПА содержит нормы.

Итак, нормативно-правовой акт - официальный документ уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы. НПА содержит правила общего характера, обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные таким актом. Индивидуально-правовой акт, в свою очередь, содержит конкретные предписания персонально определенному субъекту, рассчитанныйна однократное применение. Многие акты носят смешанный характер , то есть одновременно содержат и нормы, и индивидуальные предписания.

НПА нужно отграничить также от интерпретационных актов , которые дают толкование нормам. В то время как НПА закрепляют, изменяют или прекращают содержание правовых норм, интерпретационные акты разъясняют смысл и содержания действующих норм права

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»