Система правления в великобритании. Правовая система великобритании

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

географический африка ресурс политический

Политическое деление

В Африке расположено 55 стран и 5 самопровозглашённых и непризнанных государств. Большинство из них долгое время были колониями европейских государств и обрели независимость только в 50--60-х годах XX века.

До этого независимыми были только Египет (c 1922), Эфиопия (со времён Средневековья), Либерия (с 1847 года) и ЮАР (с 1910 года); в ЮАР и Южной Родезии (Зимбабве) вплоть до 80-90-х годов XX века сохранялся режим апартеида, дискриминационный к коренному населению. В настоящее время во многих африканских странах правят режимы, дискриминационные по отношению к белому населению. Согласно данным исследовательской организации Freedom House, в последние годы во многих африканских странах (например, в Нигерии, Мавритании, Сенегале, Конго (Киншаса) и Экваториальной Гвинее) наметилась тенденция отступления от демократических достижений в сторону авторитаризма.

Природные условия и ресурсы

Африка -- это самый жаркий материк планеты. Причина этого -- в географическом расположении материка: вся территория Африки находится в жарких климатических поясах, и материк пересекается линией экватора. Именно в Африке находится самое жаркое место на Земле -- Даллол.

Центральная Африка и прибрежные районы Гвинейского залива относятся к экваториальному поясу, там в течение всего года выпадают обильные осадки и нет смены времён года. К северу и к югу от экваториального пояса расположены субэкваториальные пояса. Здесь летом господствуют влажные экваториальные массы воздуха (сезон дождей), а зимой -- сухой воздух тропических пассатов (сухой сезон). Севернее и южнее субэкваториальных поясов расположены северный и южный тропические пояса. Для них характерны высокие температуры при малом количестве осадков, что ведёт к образованию пустынь.

На севере расположена крупнейшая на Земле пустыня Сахара, на юге -- пустыня Калахари, на юго-западе пустыня Намиб. Северная и южная оконечности материка входят в соответствующие субтропические пояса.

Африка исключительно богата природными ресурсами. Особенно велики запасы минерального сырья - руд марганца, хромитов, бокситов и др. В понижениях и прибрежных районах имеется топливное сырье.

Нефть и газ добываются в Северной и Западной Африке (Нигерия, Алжир, Египет, Ливия).

Колоссальные запасы кобальтовых и медных руд сосредоточены в Замбии и Народной Республике Конго; марганцевые руды добываются в ЮАР и Зимбабве; платина, железные руды и золото - в ЮАР; алмазы - в Конго, Ботсване, ЮАР, Намибии, Анголе, Гане; фосфориты - в Марокко, Тунисе; уран - в Нигере, Намибии.

В Африке довольно большие земельные ресурсы, однако эрозия почв приняла катастрофический характер из-за неправильной ее обработки. Водные ресурсы по территории Африки распределены крайне неравномерно. Леса занимают около 10% территории, но в результате хищнического уничтожения их площадь быстро сокращается.

Континент почти посередине пересекается экватором и полностью лежит между субтропическими поясами Северного и Южного полушарий. Своеобразие его формы - северная часть в 2,5 раза шире южной - определило различие их природных условий. В целом материк компактен: на 1 км береговой линии приходится 960 км2 территории.

Для рельефа Африки типичны ступенчатые плато, плоскогорья, равнины. Наиболее высоко подняты окраины материка.

Африка исключительно богата полезными ископаемыми, хотя изучены они пока слабо. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, платины, кобальта, алмазов, фосфоритов. Велики также ресурсы нефти, природного газа, графита, асбеста.

Горнодобывающая промышленность

Доля Африки в мировой горнодобывающей промышленности - 14%. Почти все добываемое сырье и топливо вывозится из Африки в экономически развитые страны, что ставит ее экономику в большую зависимость от мирового рынка.

Всего в Африке можно выделить семь главных горнопромышленных районов. Три из них находятся в Северной Африке и четыре - к югу от Сахары.

  • 1. Район Атласских гор выделяется запасами железных, марганцевых, полиметаллических руд, фосфоритов (крупнейший в мире фосфоритный пояс).
  • 2. Египетский горнопромышленный район богат нефтью, природным газом, железными и титановыми рудами, фосфоритами и др.
  • 3. Район Алжирской и Ливийской частей Сахары отличается крупнейшими нефтяными и газовыми запасами.
  • 4. Западно-Гвинейский район характеризуется сочетанием золота, алмазов, железных руд, бокситов.
  • 5. Восточно-Гвинейский район богат нефтью, газом, рудами металлов.
  • 6. Заирско-Замбийский район. На его территории расположен уникальный "Медный пояс" с месторождениями высококачественной меди, а также кобальта, цинка, свинца, кадмия, германия, золота, серебра.

Заир -- главный мировой производитель и экспортер кобальта

7. Самый крупный горнопромышленный район Африки расположен в пределах Зимбабве, Ботсваны и ЮАР. Здесь добываются практически все виды топливных, рудных и нерудных ископаемых, за исключением нефти, газа и бокситов. Полезные ископаемые Африки распределены неравномерно. Есть страны, в которых отсутствие сырьевой базы замедляет их развитие.

Значительны земельные ресурсы Африки. На одного ее жителя приходится больше обрабатываемой земли, чем в Юго-Восточной Азии или Латинской Америке. Всего обрабатывается 20% земель, пригодных для сельского хозяйства. Однако экстенсивное ведение хозяйства и быстрый рост населения привели к катастрофической эрозии почв, которая снижает урожайность культур. Это в свою очередь усугубляет проблему голода, очень актуальную для Африки.

Агроклиматические ресурсы.

Агроклиматические ресурсы Африки определяются тем, что она самый жаркий материк. Но при этом главным фактором, определяющим различия в климатических условиях, являются осадки.

Водные ресурсы Африки. По их объему Африка значительно уступает Азии и Южной Америке. Гидрографическая сеть распределена крайне неравномерно. Степень использования огромного гидроэнергетического потенциала рек (780 млн. кВт) невелика.

Лесные ресурсы Африки.

Лесные ресурсы Африки по значению уступают только ресурсам Латинской Америки и России. Но средняя лесистость ее значительно ниже, к тому же в результате вырубки, превышающей естественный прирост, обезлесивание приняло угрожающие масштабы.

Тропическое и субтропическое земледелие.

Продукция земледелия составляет 60--80 % ВВП. Основными товарными культурами являются кофе, какао-бобы, арахис, финики, чай, натуральный каучук, сорго, пряности. В последнее время стали выращивать зерновые культуры: кукурузу, рис, пшеницу. Животноводство играет подчиненную роль, за исключением стран с засушливым климатом. Преобладает экстенсивное скотоводство, характеризующееся огромным поголовьем скота, но малой продуктивностью и низкой товарностью. Континент не обеспечивает себя сельскохозяйственной продукцией.

Транспорт также сохраняет колониальный тип: железные дороги идут от районов добычи сырья к порту, при этом регионы одного государства практически не связаны. Относительно развиты железнодорожный и морской виды транспорта. В последние годы получили развитие и другие виды транспорта -- автомобильный (проложена дорога через Сахару), воздушный, трубопроводный.

Все страны, за исключением ЮАР, развивающиеся, большинство из них беднейшие в мире (70 % населения живёт за чертой бедности).

По форме гос.устройства – унитарное государство (форма территориального устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования).

По форме правления - конституционная монархия (но формально конституция отсутствует, существует ряд основных законодательных актов). Глава государства - королева (Елизавета 2).

Законодательная власть осуществляется королевой и двухпалатным парламентом (Палата лордов – лорд канцлер - верхняя палата Парламента, 775 членов и Палата общин - спикер – нижняя палата, 646 членов, избирается на 5 лет по 1 представителю по 1 округу). Парламент избирается по мажоритарной системе, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Система относительного большинства - блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов.

Закон.акты рассматриваются в нижней палате, а затем передаются в верхнюю, в 3-х чтениях.

Исполнительную власть возглавляет премьер-министр (Дэвид Кэмерон, лидер Консервативной партии) - лидер партии, получившей большинство голосов на выборах в палату общин и формирующей правительство.

Политические партии – консервативная, лейбористская, либерально-демократическая, ряд национальных партий.

Административно-государственное устройство - состоит из 4-х административно-политических частей (исторических национальных областей): Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и особая адм. единица - Большой Лондон), Уэльса (8 графств), Шотландии (12 областей: 9 районов и 3 островные территории) и Северной Ирландии (26 округов).

Остров Мэн и Нормандские острова - самостоятельные административные единицы.

Местное самоуправление - Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов. Графства, в свою очередь, делятся на округа (296). Округа в графствах состоят из более чем 10 тысяч сельских приходов. Низовые территориальные единицы называются общинами. Все административные территории (за исключением приходов и общин, в которых проживает менее 150 жителей) управляются советами, являющимися юридическими лицами. Советы графств, округов и. городских округов избираются на 4 года и обновляются первые три года ежегодно на одну треть. Советы приходов и общин избираются на 3 года без ежегодного обновления.

Главой исполнительной власти является председатель совета, избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета.

Судебная система - Верховный суд Англии и Уэльса, возглавляемый лордом-канцлером, включает в себя три самостоятельных судебных учреждения - Апелляционный суд, Высокий суд и Суд короны.

К низшим в Англии и Уэльсе относятся суды графств и магистратские суды.

Форма гос.устройства – федерация (при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью).

Форма правления президентская республика. Во главе президент. (Барак Обама) Одно и тоже лицо не может быть избрано президентом более 2 раз.

Правительства как кабинета министров во главе с председателем правительства в США нет. Министры являются советниками президента, то есть фактически составляют кабинет президента, хотя и обладают полномочиями в области своей деятельности. Функции правительства в США выполняет администрация президента, наделенная весьма широкими полномочиями.

В законодательной ветви власти формы правления США высшим органом является двухпалатный Конгресс. Избирается прямыми выборами. Нижняя палата - Палата представителей (спикер), верхняя – Сенат (вице-президент). В Палате представителей насчитывается 435 членов, в Сенате – 100 сенаторов. Сенат считается органом, члены которого выражают интересы населения отдельных штатов, так как каждый штат имеет в нем своих представителей. Конгресс объявляет войну, формирует вооруженные силы, назначает высших должных лиц страны, устанавливает налоги и сборы и решает множество других задач. Законопроекты принятые конгрессом, утверждаются президентом.

Выборы – избираются выборщики. Каждый штат посылает в коллегию выборщиков столько представителей, сколько он избирает членов палаты представителей и сената + 3 выборщика от округа Колумбия. Победитель по абсолютному большинству.

Политические партии - демократическая партия является одной из двух основных политических партий в США, республиканская, (конституционная, партия зеленых, либертарианская).

Исполнительная ветвь власти в форме правления США представлена президентом, вице-президентом, исполнительными департаментами, независимыми агентствами и прочими органами. Вице-президент является вторым человеком в исполнительной власти страны, он должен сменять президента в случае его преждевременного ухода от власти.

Судебная власть в форме правления США представлена основным ее органом – Верховным судом. Избираются члены Верховного суда на пожизненные сроки, причем давление на них не могут оказать ни избиратели, ни конгрессмены, ни президент США. В состав Верховного суда входит девять судей, одного из них выбирают председателем.

Местное самоуправление - большинство штатов (кроме 2) делятся на графства, более 3 тыс. графств. Их население избирает советы графств и многих должностных лиц – шерифа. Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправления. В США существуют 3 системы городского самоуправления. В большинстве городов применяется система «совет – управляющий». Население избирает совет, который избирает мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Графства подразделяются на тауны и тауншипы (иногда таунами называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипами – группу примерно однородных поселков). Кроме административно-территориальных единиц, в США создано множество специальных округов (школьные, экологические, противопожарные и др.), которые не совпадают с административно-территориальным делением, а обусловлены естественными причинами и природными факторами. В таких округах население избирает либо комитеты, либо должностных лиц, либо орган, создавший округ, назначает сюда чиновников.

Монархия и ее роль

Монарх - это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации. Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании действует кастильская система, в соответствии с которой наследование трона умершего или отрекшегося монарха осуществляется старшим сыном, а при его отсутствии - старшей дочерью. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком. Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов и единство нации. Его положение в системе власти определяется формулой "царствует, но не правит". При этом формально монарх обладает значительными полномочиями и еще большим влиянием на функционирование институтов власти. Большинство полномочий монарха определяется понятием "королевская прерогатива", другие полномочия закрепляются законом.

Королевская прерогатива - это совокупность полномочий монарха по общему праву. После 1688 г. королевская прерогатива стала восприниматься как ограничиваемая законом и определяемая судебной практикой. Сегодня любое из полномочий монарха, входящих в королевскую прерогативу, может при необходимости стать предметом законотворчества палат. Если Парламент принимает закон по вопросу, относившемуся к королевской прерогативе, то с этих пор он считается из нее изъятым. Это находит свое отражение в судебной практике.

В английском конституционном праве различают два основных вида прерогативных полномочий монарха: а) личные; б) политические.

Личные прерогативы в основном сводятся к ряду правил, обеспечивающих королевские иммунитеты и право собственности. Например, "монарх никогда не умирает", т.е. по общему праву междуцарствия быть не может, так как существующая система престолонаследия предусматривает постоянное функционирование института монархии. Другим примером личной прерогативы является правило, гласящее, что "монарх не может поступать неправильно". На практике это означает судебный иммунитет монарха. Из этого, однако, не следует, что Корона как институт власти не может быть ответчиком в суде. Речь идет лишь о личном иммунитете монарха.

Политические прерогативы. Эта группа полномочий весьма обширна и классифицируется в учебной и научной литературе по различным критериям. Один из них - полномочия в области внутренней и внешней политики.

В области внутренней политики королевскую прерогативу можно представить следующим образом: 1) прерогатива в области управления; 2) прерогатива в судебной области; 3) законодательная прерогатива.

Прерогатива в области управления означает: а) право монарха назначать и увольнять министров; б) руководство вооруженными силами; в) управление собственностью Короны; г) назначение епископов; д) жалованье почетных званий; е) чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны.

Прерогатива в судебной области основана на правиле "монарх - источник справедливости". Исторически британские монархи не только назначали судей, но и принимали участие в судебных заседаниях. Сегодня британские судьи осуществляют правосудие от имени монарха, но назначаются в соответствии с процедурой, установленной законом. Практически судебные прерогативы заключаются в наличии у монарха права помилования. Это право осуществляется монархом при активном участии министра внутренних дел.

Прерогатива в законодательной области проявляется двояко. Во-первых, это право монарха созывать и распускать Парламент - законодательный орган власти. Во-вторых, законодательные полномочия заключаются в праве подписи законопроектов, принимаемых палатами Парламента.

В области внешней политики королевские прерогативы состоят в следующем: 1) право объявления и заключения мира; 2) право заключения международных договоров; 3) право решения по аннексии и уступке территории; 4) право направления и аккредитации дипломатических представителей; 5) право на признание зарубежных государств и правительств.

Следует иметь в виду, что политические полномочия (прерогативы) монарха осуществляются по совету и при участии министров Правительства. Отдельно нужно сказать о праве заключения международных договоров. В соответствии со сложившейся с 1924 г. практикой международные договоры, подписанные главами государств, представляются на одобрение обеих палат Парламента. Это правило может рассматриваться как конституционное соглашение. Договоры экономического, торгового или технического характера не требуют вышеизложенной процедуры рассмотрения в Парламенте, если они: а) не содержат в своем тексте нормы, предусматривающей необходимость ратификации; б) не влекут за собой изменений британского права или налогообложения; в) не затрагивают частные права британских подданных.

Тайный совет представляет собой совещательный орган при монархе, исторически появившийся в системе власти Британии в XIII в.

В состав Тайного совета входят министры Кабинета, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, британские послы в зарубежных странах и другие лица, занимающие или занимавшие высшие должности на государственной службе. Всего около 300 человек. В полном составе Тайный совет собирается по особенно торжественным случаям, например по случаю церемонии коронации монарха. Обычно в заседании принимают участие лишь несколько членов Совета. Кворум - три человека.

Тайный совет принимает решения от имени монарха либо в форме прокламаций, либо в форме приказов. Созыв и роспуск Парламента, объявление войны и мира и любое другое выступление монарха по торжественным поводам облекаются в форму прокламации. Решения по вопросам права и управления принимаются в форме приказов в Тайном совете. Правовая сила приказов в Совете признается судами, если эти решения: а) не выходят за рамки королевской прерогативы; б) не выходят за пределы полномочий, делегированных Короне парламентским статутом.

Тайный совет может создавать различные комитеты, важнейшим из которых, с точки зрения развития права, является Судебный комитет, учрежденный в соответствии с законом о Судебном комитете 1833 г. В состав Комитета входят: лорд - председатель Совета, Лорд-канцлер, бывшие лорды-председатели, "ординарные лорды по апелляции" (профессиональные судьи) и ряд других лиц, занимающих или занимавших высшие судебные должности. С 1833 г. юрисдикция Судебного комитета значительно сузилась, однако и сегодня он играет заметную роль в развитии британского права. В частности, Судебный комитет Тайного совета является апелляционной инстанцией на решения церковных судов и на решения трибуналов различных профессиональных организаций, например медицинских работников.

Судебный комитет обладает и специальной компетенцией, заключающейся в том, что монарх может затребовать его мнение по какому-либо вопросу права.

Правительство и кабинет, роль премьер-министра

Кабинетная система управления фактически сложилась в период между первой и второй мировыми войнами. Кабинет представляет собой группу министров, приглашаемых Премьер-министром для обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики страны.

Вопрос о численном составе Кабинета Премьер-министр решает самостоятельно. Обычно это около двадцати человек.

Персональный состав также предопределяется Премьер-министром при назначении на важнейшие министерские посты. При формировании Кабинета должно соблюдаться единственное условие: его члены обязаны заседать в одной из палат Парламента, с тем чтобы их деятельность находилась под постоянным парламентским контролем. При этом закон устанавливает обязательную квоту министров - членов Палаты общин, предопределяя, таким образом, участие в Правительстве членов Палаты лордов. Лорд-канцлер (спикер Палаты лордов) всегда входит в состав Кабинета.

"Внутренний кабинет". Это понятие стало устойчивым в последние годы политической жизни Великобритании. Оно охватывает группу ближайших советников и друзей Премьер-министра, которые являются членами Кабинета. "Внутренний кабинет" - неформальное объединение министров, не имеющее правового статуса или структурной организации в рамках Кабинета министров.

Комитеты Кабинета. В рамках Кабинета министров по традиции, начиная с XIX в., создаются комитеты для рассмотрения различных вопросов внутренней и внешней политики. Названия комитетов и их количество законодательно не определяются, а решаются эти вопросы внутри Кабинета преимущественно Премьер-министром. Обычно создаются комитеты по следующим направлениям работы Правительства: 1) обороны и внешней политики; 2) законотворчества (подготовка правительственных законопроектов и делегированного законодательства); 3) внутренней безопасности и социальных вопросов; 4) экономической политики и планирования. Наряду с традиционными могут создаваться комитеты аdhoc. Например, в 1969 г. - по проблемам Родезии, в 1982 г. - по Южной Атлантике (в связи с Фолклендским кризисом).

Функции Кабинета министров

Основные направления деятельности Кабинета министров вне зависимости от его политической ориентации и партийного состава были определены в правительственном докладе в 1918 г. и с тех пор принципиально не изменились:

1)окончательное определение политического курса государства, выносимого на обсуждение и утверждение Парламента;

2)осуществление контроля за тем, чтобы аппарат исполнительной власти действовал в соответствии с политической линией, определенной Парламентом;

3)постоянная координация и разграничение сфер деятельности министерств и ведомств.

Премьер-министром назначается лидер партии, победившей на выборах в Палату общин. Он осуществляет общее руководство Кабинетом министров и официально занимает должность Первого лорда Казначейства.

ВВЕДЕНИЕ

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (сокращенно называемое Великобританией, а иногда, по имени основной части, — Англией) традиционно играет существенную роль в мировой политике, хотя после распада Британской империи эта роль значительно снизилась. Великобритания — развитое индустриально-аграрное капиталистическое государство. По размерам территории она в 40 раз меньше США, по населению — почти в 5 раз меньше (58 млн. человеке 1997 г.). Она занимает восьмое место в мире по объему ВВП, но 16-е — по доле ВВП на душу населения (наряду с Италией и Финляндией).

Великобритания - страна унитарная, государственное устройство включает в себя множество традиций. Английский монарх не обладает абсолютной властью, его прерогативы условны и сводятся к представительским функциям, хотя формально он наделен всеми полномочиями главы государства. В настоящее время главой Великобритании является королева Елизавета II, которая может одобрить или отклонить любой новый закон, принятый парламентом, однако отменить закон она права не имеет. Палата общин в парламенте Англии насчитывает 650 членов. Практически все они являются представителями трех политических партий, Консервативной, Либеральной и Лейбористской. Благодаря такому партийному разнообразию в парламенте постоянно ведутся дебаты о том, какая форма правления в Великобритании была бы предпочтительнее, существующая парламентская монархия или монархия конституционная.

Цель данной работы - изучить особенности формы правления в Великобритании.


1. Общая характеристика формы правления в Великобритании

Великобритания (полная официальная форма — Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии)— островное государство на северо-западе Европы. Великобритания — одно из крупнейших государств Европы, ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН. Наследница Британской империи, крупнейшей в истории, и существовавшей в XIX — начале XX веков .

Государство состоит из четырёх «исторических провинций» (по-английски — «countries», то есть «страны»): Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Форма административно-территориального устройства — унитарное государство, хотя три из четырёх исторических провинций (кроме Англии) обладают значительной степенью автономии.

Столица — город Лондон, один из крупнейших городов Европы и важнейший мировой финансово-экономический центр.

Великобритания считается родиной современной парламентской демократии. Форма правления — парламентарная монархия.

Монархия — старейший политический институт Великобритании. Наследственный король или королева — глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. На практике в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактически полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма и весьма немногочисленны .

Негативные последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую жизнь при выборе Премьер-министра, когда в Палате общин отсутствует большинство у какой-либо партии; косвенное воздействие монархии как олицетворение консервативности, отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые традиции). Выгоды от сохранения монархии для правящих кругов являются большими, чем последствия ее недостатков. Монархия — идеологическое орудие воздействия на население. Его политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно применение королевских прерогатив.

2. Парламент Великобритании

Парламент в Великобритании является высшим законодательным органом и состоит из двух палат. Верхней палатой принято считать Палату лордов (House of Lords), в то время как Палата общин (House of Commons) является нижней. Королева является третьим по значимости законодательным представителем в стране.

После того, как Вильгельм Завоеватель узаконил в Англии феодализм, в стране воцарилась иерархия землевладельцев. Официально Палата лордов образовалась в XIV веке, а в её состав входили только феодалы, участие в Парламенте которых могло передаваться по наследству. Сегодня в Палате лордов заседают четыре вида людей :

1) лорды духовные - старшие епископы англиканской церкви;

2) лорды-юристы, которые назначаются монархом по совету премьер-министра страны;

3) наследственные пэры, в число которых входят герцоги, маркизы, графы и бароны;

4) пожизненные пэры, заслужившие награды перед короной и государством. Во главе Палаты стоит Лорд-канцлер, избираемый раз в пять лет, и назначается монархом.

Палата общин избирается народом раз в пять лет. Выборы происходят с помощью тайного голосования. Есть определённые ограничения, которые не позволяют любому гражданину Великобритании баллотироваться в Палату общин. Иностранцы, члены Палаты лордов, военнослужащие и государственные предатели строго не допускаются к участию в законодательном комитете. Спикер - авторитетное должностное лицо Палаты общин избирается членами самой Палаты, а его кандидатура одобряется монархом .

Заседания обеих палат происходят в различных отдельных помещениях Вестминстерского дворца. По правилам конституции, введённым в 1963 году, все министры страны, включая нынешнего Премьер-министра, являются выходцами из Палаты общин, а не из Палаты лордов.

Парламент Великобритании нередко называют «матерью Парламентов», ссылаясь на то, что Парламент Соединённого Королевства является крупнейшим законодательным органом во всём мире. Кроме того, организации Парламента установили определённые стандарты, которым по сегодняшний день следуют такие демократические страны как Австралия, Индия, Канада, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур и Ямайка.

3. Исполнительная власть

В сферах государственной и законодательной деятельности монарх не обладает верховными полномочиями. Несмотря на это, у главы государства есть ряд собственных обязанностей и уставов, которым он должен следовать. Управление собственностью короны и вооружёнными силами страны, подписание национальных и интернациональных договоров, объявление о войне или перемирии, подписание проектов, принимаемых Парламентом, а также назначение членов Парламента являются одними из основных функций Королевы.

Премьер-министр Великобритании и Северной Ирландии назначается монархом Королевства и официально считается главой государства, осуществляющей управление страной. Премьер-министром Соединённого Королевства является главным советником монарха, и чаще всего избирается из Палаты общин. В обязанности премьер-министра входит управление правительством, принятие решений по внутренним и наружным политическим вопросам страны и назначение членов в кабинет министров .

Первым британским премьер-министром стал Роберт Уолпол в 1721 году. Более того, при нём дом 10 на Даунинг-стрит стал первой, официальной и единственной резиденцией всех последующих премьер-министров страны. С 11 мая 2010 года и по сегодняшний день должность премьер-министра Великобритании занимает Дэвид Кэмерон.

Члены кабинета министров избираются по строгому принципу, подразумевающему деятельность в Палате Общин. По традиции 20 членов кабинета министров с премьер-министром во главе, решают вопросы, касающиеся наружной обороны и политики страны, подготовки законопроектов, сохранности и социального благополучия, внутренней экономики, политики и планирования данных аспектов.

Заключение

Итак, характер формы правления существующей в Великобритании, зависит от организации верховной государственной власти, точнее - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В Великобритании - монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Современная монархия - конституционная, ее предшественник - абсолютная, которая еще сохраняется в некоторых странах. Конституционная монархия делится на дуалистическую и парламентарную. Современная Великобритания является типичным примером парламентарной монархии. Полномочия британского монарха не подвергались значительным юридическим ограничениям, но в силу действующих конституционных соглашений, нигде не зафиксированных, но неукоснительно соблюдающихся, корона практически лишена каких-либо дискреционных полномочий. Все юридические акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской скрепе, причем ответственность за них несет только правительство, что находит свое выражение в известной формуле «король не может поступить неправильно».

Существуют два мнения о Британии, которые имеют огромное влияние, но которые являются ошибочными. Согласно одному из них в качестве принципа английского государственного устройства выступает полное разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, каждая из которых вверена отдельному лицу или группе лиц, причем никто из них никоим образом не может вмешиваться в деятельность других. Потрачено много красноречия на доказательство того, что уже в средние века, когда английский народ находился в состоянии совершенной грубости, сам гений этого народа привнес в жизнь и практику тщательно разработанное разделение функций, которое философы излагали на бумаге, но которое они никогда не надеялись увидеть в жизни.

Согласно другому мнению, особое преимущество Британии основывается на уравновешенном союзе трех властей. Говорят, что монархический элемент, аристократический элемент и демократический элемент — каждый обладает своей долей в верховной власти и согласие всех трех элементов необходимо, чтобы эта власть могла функционировать. Великая теория, именуемая теорией «сдержек и противовесов», получила широкое распространение в политической литературе, и многое в этой теории исходит из английского опыта или им поддерживается. Говорят, монархия имеет некоторые недостатки, кое-какие отрицательные тенденции, для аристократии свойственны свои недостатки, для демократии — свои; однако Англия показала, что можно организовать правление, в котором эти отрицательные тенденции будут сдерживать, уравновешивать и нейтрализовать друг друга, когда в целом хорошее правление строится не только несмотря на противодействующие друг другу тенденции, но и благодаря им.

Симонишвили, Л. Р. Формы правления: история и современность [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. Р. Симонишвили. - 2-е изд., стереотип. — М. : Флинта: МПСИ, 2011. — 280 с.

6.Симонишвили, Л. Р. Модели организации государственной власти [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. Р. Симонишвили. - М.: МФПА, 2012. - 304 с.

По форме правления Великобритания является парламентарной монархией. Данная форма правления существует с начала IX в., когда объединились семь прежде враждовавших между собой королевств (был лишь 11-летний перерыв республиканской диктатуры Кромвеля с 1649 по 1660 гг.).

В английской государственно-правовой доктрине принято ставить на первое место в системе государственных органов монарха, который является главой государства и признается источником суверенной власти. В Великобритании действует кастильская система престолонаследия, в соответствии с которой королевский трон передается по наследству старшему из сыновей бывшего монарха, а если сыновей нет, то старшей дочери. С 1952 г. трон занимает Елизавета II. Елизавета II – 42-й монарх Великобритании и шестая по счету королева. Она принадлежит к династии Виндзоров.

Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив , т.е. исключительных прав, не исходящих от парламента. Прерогативы монарха Великобритании можно подразделить на личные и политические. К числу личных относятся: право на атрибуты монаршей власти (корона, мантия, трон, скипетр и держава, титул), право на содержание (если в 1952 г. сумма, отпускавшаяся по цивильному листу, составляла 475 тыс. фунтов стерлингов, то в 1995 г. она равнялась 7,9 млн.); в-третьих, право иметь королевский двор. Во время правления отца нынешней королевы Георга VI была установлена еще одна королевская прерогатива – освобождение от уплаты налогов. В начале 90-х годов Елизавета II добровольно от нее отказалась.

Политические прерогативы монарха формально являются весьма обширными и серьезными, но на практике в настоящее время самостоятельно им не используются. В большинстве случаев они действуют лишь номинально. Поэтому их принято именовать «спящими» прерогативами.

Политические прерогативы монарха заключаются в следующем:

Монарх является составной частью парламента наряду с Палатой лордов и Палатой общин;

Монарх имеет право абсолютного вето на любой закон, принятый парламентом (однако данное право не применялось монархом около 300 лет – с1707 г., за что получило прозвище«спящего полномочия»; в действительности абсолютное вето, не преодолеваемое парламентом, – мощнейшее оружие в руках короля (королевы), которого не имеют большинство других монархов или президентов);

Монарх имеет право по своему усмотрению назначать премьер-министра и министров, а также освобождать их от должности (обычно королева следует сложившемуся за два столетия конституционному обычаю (не закрепленному в конституционных актах) – назначать премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в Палату общин парламента, а министров – по предложению премьер-министра);


Монарх имеет право досрочно распускать Палату общин;

Монарх единолично возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую – в Шотландии и осуществляет соответствующие назначения;

Монарх является главнокомандующим вооруженными силами, присваивает воинские звания, назначает высший командный состав;

Монарх назначает дипломатических представителей, подписывает международные договоры, объявляет войну и мир;

Монарх возглавляет Британское содружество;

Британский монарх является главой государства не только в Великобритании, но и в 17 странах Британского содружества (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию);

Монарх жалует дворянские титулы (пэра и т. д.) и назначает членов Палаты лордов.

Даже не считая «спящих» полномочий и связанности конституционными обычаями, британский монарх является одним из самых авторитетных и сильных в мире.

Судебные полномочия монарха характеризуются тем, что от его имени объявляются амнистия и помилование, назначаются судьи, возбуждается и ведутся все уголовные дела.

Все акты, исходящие от королевы, подлежат контрассигнации премьер-министра. В соответствии с конституционным обычаем монарх не может издать ни одного акта без согласия премьер-министра.

Институт монархии сохраняется в Великобритании как символ единства нации, преемственности в ее развитии, гарант стабильности в обществе. Монархия имеет некоторые преимущества, отсутствующие у республиканской формы правления. К ним можно отмести политический нейтралитет монарха (поддерживаемый недопустимостью его членства ни в одной политической партии), его компетентность и информированность в вопросах управления, обеспечиваемые многолетним опытом; подготовкой к достойному исполнению своих задач с детства, возможность сохранения монархом своего статуса независимо от соотношения политических сил.

Центральные органы государственной власти. Парламент

Парламент Великобритании создан в 1265 г. и включает монарха, палату общин и палату лордов.

Нижняя палата – палата общин – это общенациональный представительный орган, избираемый на пять лет. В настоящее время численность палаты общин – 659 человек

Руководит палатой общин председатель палаты – спикер (в палате лордов председательствует лорд-канцлер). У него имеются три заместителя, которые поочередно председательствуют на заседаниях комитета всей палаты. Спикер избирается палатой на весь срок ее полномочий и представляет палату в отношениях с другими органами. Он не должен принадлежать к какой-либо партии.

Важным структурным элементом палаты общин служат парламентские комитеты. Они образуются, в основном, для предварительного обсуждения законопроектов. Комитеты английского парламента подразделяются на постоянные и временные. Постоянные, в свою очередь, делятся на 3 вида: комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.

Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также предложений о национализации или денационализации (в последнем случае – по желанию правительства).

Неспециализированные комитеты палаты общин обозначаются первыми буквами латинского алфавита А, В, С, D и т.д. Обычно в палате функционирует 7-8 таких комитетов.

В каждом из них работает от 15 до 50 человек. Их персональный состав формируется комитетом по партийному признаку, т.е. по предложениям партийных фракций пропорционально их численности.

Специализированные комитеты состоят из 9-14 человек каждый. Большинство из них (14) создаются по отраслям и сферам управления. Их основная задача – контроль за деятельностью основных министерств. Поэтому система комитетов привязана к их структуре. Например, действуют комитеты по обороне, внутренним делам, иностранным делам, промышленности и торговле, транспорту, сельскому хозяйству, комитеты по делам Шотландии и Уэльса. Кроме того, имеются специализированные комитеты по европейскому законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности, по делам парламентского уполномоченного.

Комитеты имеют право проводить расследования, для чего они могут истребовать необходимые документы и материалы, вызывать свидетелей, назначать экспертов. По окончании расследования того или иного вопроса комитет представляет палате общин доклад. В целом парламентские комитеты играют вспомогательную, не очень значительную роль, их решения носят рекомендательный характер, и депутаты не связаны мнением того или иного комитета.

Палата лордов до начала реформы 1999 г.состояла преимущественно из пэров (дворян), баронов (самый низкий дворянский титул), виконтов, графов, маркизов, герцогов. Каждый год число пэров увеличивалось, поскольку 2 раза в год (21 апреля – в день рождения королевы и 25 декабря – в Рождество Христово) королева жалует очередные дворянские титулы тем, кто отличился перед Великобританией.

В состав Палаты лордов входили четыре категории членов:

Более 770 наследственных пэров, которые получили свое место в палате по наследству и передавали его по наследству;

Около 450 назначенных королевой пожизненных пэров (за выдающиеся заслуги перед Великобританией), не имеющих права передавать титул по наследству (например, это известные парламентарии, ученые, бывшие премьер-министры; после ухода в отставку М. Тэтчер получила титул баронессы и стала пожизненным членом Палаты лордов);

26 духовных лордов (представителей церкви);

12 судебных лордов (и духовные, и судебные лорды пэрами не являются).

Руководит работой Палаты лордов лорд-канцлер, являющийся одновременно главой судебной власти. Лорд-канцлер – это министр правительства, который не избирается палатой, а назначается королевой по представлению премьер-министра (и это – еще одна уникальная черта британского парламента – работой одной из палат парламента руководит министр).

Лорды представители сложившейся столетиями земельной и промышленной аристократии. Они обладают свободой от ареста. Каждый из лордов имеет прямой доступ к королеве (что проблематично даже для руководителей иностранных государств).

В действительности от Палаты лордов практически мало пользы. Она выполняла судебные, некоторые иные функции, но в целом заслужила себе репутацию как отживший институт, отголосок прошлого, «палата бездельников».

Начиная с 1911 г. в британском обществе ширилось движение за ликвидацию Палаты лордов за ее ненадобностью. Правительство Э. Блэра в настоящее время проводит реформу верхней палаты британского парламента. В 1999 г. Палата лордов одобрила в третьем чтении законопроект об упразднении института наследственных пэров. Сохраняется, однако, институт так называемых «пожизненных» пэров – лордов, получивших титул по указу монарха за особые заслуги перед государством. В результате этого этапа реформы Палату покинет 731 пэр. Предполагается, что в будущем 80% пэров будут избираться.

Английская палата лордов открыла 7 июля 2006 г. новую эру своей истории, впервые избрав себе спикера. Им стала бывший член правительства лейбористов Хелен Хейман. Избрание спикера стало результатом конституционной реформы, в ходе которой была окончательно упразднена должность лорд-канцлера, на протяжении многих веков исполнявшего обязанности председателя верхней палаты парламента. Согласно неписаной английской конституции лорд-канцлер традиционно назначался на должность главой правительства и помимо председательства в палате лордов исполнял обязанности министра юстиции, сочетая тем самым функции законодательной, исполнительной и судебной сластей. Новый спикер палаты, напротив, является выборной должностью, полностью независимой от правительства. Кроме того, он более не возглавляет судебную систему. Эти функции еще в 2005 были переданы лордом главному судье. Таким образом, по мысли авторов реформы, достигается оптимальное разделение законодательной судебной и исполнительной властей.

Спикер палаты лордов унаследовал от лорда-канцлера все внешние атрибуты. На заседаниях он будет традиционно восседать на мешке с шерстью – источнике процветания и возвышения средневековой Англии. Носить парик и чулки также пока не воспрещается.

Кроме законодательной, палата лордов до реформы имела судебную власть: в неё входил высший апелляционный суд для большинства случаев в Соединённом Королевстве. Судебные функции палаты лордов выполнялись не полной Палатой, а группой членов с юридическим опытом, называемой «лорды-законники». Акт о конституционной реформе 2005 привел к созданию отдельного Верховного суда Великобритании, которому переданы судебные функции палаты лордов и некоторые функции Судебного комитеты Тайного совета.

Депутат парламента обладает иммунитетом (на период сессии плюс 40 дней до начала и после завершения сессии) и получает жалованье за свою работу. Кроме того, ему оплачиваются почтовые и транспортные расходы, услуги 3 помощников. В дополнение к услугам помощников депутатам иногда оказывают помощь местные партийные агенты (в выполнении конкретных просьб избирателей, подготовке встреч с избирателями в выходные дни).

Основной сферой деятельности английского парламента является законодательство. Законодательная инициатива может быть осуществлена в любой палате. На практике законопроекты рассматриваются нижней палатой, затем передаются в верхнюю. Формально законодательной инициативой обладает монарх (в лице министров). В соответствии с правилами процедуры неправительственные законопроекты рассматриваются лишь один день в неделю. В итоге 95% всех законов принимается по инициативе правительства.

Старейшей прерогативой парламента является принятие бюджета, другие финансовые полномочия. Законодательной инициативой по финансовым вопросам обладает правительство.

Контрольза деятельностью правительства также является одним из важнейших направлений деятельности парламента. В английской парламентской практике правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. Применяются следующие формы контроля: вотум недоверия, резолюция порицания, вопросы устные и письменные. Выражение правительству вотума недоверия влечет либо его отставку, либо роспуск палаты общин. Вотум недоверия может иметь место, если само правительство ставит вопрос о доверии. При этом вотум недоверия бывает только связанным, т.е. вопрос о доверии ставится лишь в связи с прохождением правительственного законопроекта. Зачастую правительство сознательно ставит вопрос о доверии, зная о непопулярности закона, чтобы путем давления на парламент способствовать его принятию. В английской политической практике вотум недоверия – явление чрезвычайно редкое. В XX веке имелось всего 2 таких случая, и оба они произошли при необычной ситуации, когда правительство не имело поддержки большинства в палате общин (в 1924 и 1979 гг.).

В 1967 г. в Великобритании был учрежден институт парламентского уполномоченного по делам администрации (омбудсмана), который от имени депутатов проводит расследование различных нарушений органов исполнительной власти. Следовательно, его деятельность является частью механизма парламентского контроля за министерствами. В Великобритании омбудсман назначается правительством. Однако парламент полностью не отстранен от процедуры замещения этого поста. В политической практике сложился порядок, при котором правительство, прежде чем сделать назначение, консультируется с председателем специализированного комитета по делам парламентского уполномоченного. Только парламент решением обеих палат может отстранить уполномоченного от должности, если тот перестает «вести себя хорошо» (по выражению закона о парламентском уполномоченном). Помимо этого, он уходит в отставку по собственной просьбе, либо по достижении 65-летнего возраста. Уполномоченный не может быть членом парламента.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»