Председатель синодального отдела религиозного образования и катехизации русской православной церкви. Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский (Иванов Игорь Владимирович)

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

«Встреча тысячелетия» Папы и Патриарха в Гаване ничего не изменила в геополитической раскладке сил «Россия - Запад», но все условия для пожара внутри Русской Православной Церкви создала. И не малые! Поднеси только спичку - мы будем свидетелями глубокого и трудно врачуемого раскола. И уже не на уставной почве, как было в XVII веке, а по вопросам еще более важным - экклезиологическим.

Смущения и брожения умов в среде верующих и духовенства Русской Церкви много. Простительно, если среди рядовых клириков и мирян, шокированных аэропортными объятиями и поцелуями 12 февраля сего года, порой раздаются резкие голоса и непродуманные высказывания в свете этого события. Но от архипастыря РПЦ мы вправе ожидать взвешенной церковной позиции, а не рейтинговых и популистских речёвок. Выступление митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на канале «Россия 24. Дон» вызывает простой вопрос: это импровизированная глупость или продуманный курс наших синодалов?

Если второе, тогда в самой Патриархии нет единого мнения в оценке прошедшей встречи Патриарха и Папы. Слабая попытка, предпринятая Патриархом Кириллом по успокоению взбудораженного православного народа, подчеркнуть сугубо политический характер «гаванской декларации» сходит на нет в свете позорных меркурьевских заявлений о «божественном и равноапостольском» достоинстве подписанного на Кубе документа. А как иначе понимать слова митрополита:

«Это декларация единства. По своей силе, по силе слова, по силе эмоций, по силе убеждения, по силе правды, которая заложена в этой декларации, её можно поставить наравне с Апостольскими посланиями . Такого за последние тысячу лет не было свидетельства. Декларация единства была высказана Христом, это подтверждение этой декларации».


Насколько можно понять архиерейские аллюзии, под первой «декларацией» он имеет в виду, скорее всего, Первосвященническую молитву Христа «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Неужели Господь в Гефсимании молился не о своих учениках, а «декларировал» экуменизм, «подтверждал» Гавану? И боговдохновенность Священного Писания теперь распространяется на дипломатические документы? Не собирается ли митрополит Меркурий подобным же образом «канонизировать», например, исходящую документацию подотчетного ему Отдела по религиозному образованию и катехизации? Не лишним будет вспомнить, что даже у католиков энциклики римских понтификов не приравниваются к Новому Завету в плане авторитетности. Если же процитированные слова - лишь эмоционально-риторическая фигура речи, то следует признать, что подобный сравнительный оборот неуместен даже в устах экзальтированной барышни, не то, что архиерея Русской Церкви.

Патриархия официально заявляет, что никакого экуменизма нет, унии нет, догматические расхождения между православными и католиками как были, так и остались; народ Божий пытается этому верить и беречься от раскола со своим Предстоятелем; а митрополит Меркурий по телевидению декларирует такое «единство», о котором даже в самой Декларации не прописано. Так документ сей дипломатический или все же экуменический? Или может быть даже вероучительный , раз он в устах митрополита Меркурия приравнивается к Апостольским посланиям?

Следуя этой логике митрополита Меркурия, Папу Франциска и Патриарха Кирилла тогда следует срочно причислить к лику святых Апостолов! Или уж, на худой конец, к равноапостольным мужам.

Митрополит Меркурий решил, вероятно, «поддержать» Патриарха Кирилла, но сделал это топорно и глупо: обычная чиновничья немощь - угодить начальнику и сделать это с перевыполнением плана. Как диссидентство не есть свободолюбивый героизм, так и подобное «верноподданничество» крайне мало общего имеет с подлинным единством внутри Церкви. Не надо делать из Русского Патриарха Римского Папу. Глупо и вредно косвенно приписывать Патриарху и каким-то декларациям «непогрешимость» и «божественность». Нелепые перлы синодального чиновника лишний раз убеждают в том, что Святейший Патриарх может найти реальную опору, молитвенную поддержку и честную оценку своих трудов только в православном народе.

* * *

P.S. 2 и 3 декабря 2009 года возглавляемый священником Георгием Кочетковым Свято-Филаретовский институт (СФИ) подводил итоги уходящего года. Благословение и поздравления Патриарха Кирилла обновленческому лидеру и всем собравшимся передал епископ Зарайский Меркурий , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. Случай беспрецедентный! Это событие тогда вызвало немалое смущение вызвало у православной общественности и многих священнослужителей стольного града Москвы. В обращении московских священнослужителей на епархиальном собрании г. Москвы 2009 года к Святейшему Патриарху Кириллу говорилось:

«Открытая поддержка о. Кочеткова и его института, одобрение его реформаторской деятельности по переводу и “русификации” православных богослужебных текстов дискредитируют и Патриарха, и всю нашу Русскую Церковь. Неправославное содержание учения священника Кочеткова и вполне сектантский характер его “aгап”-хлебопреломлений неоднократно отмечались в различных публикациях. Этому вопросу были посвящены несколько Богословских конференций с участием преподавателей МДАиС, ПСТГУ, многих православных пастырей (в том числе монашествующих). Антицерковный характер деятельности о. Кочеткова и его “братства” был подтвержден в результате работы двух специальных Богословских Комиссий. Одна из них, Московская, возглавлялась протоиереем Сергием Правдолюбовым, другая, Синодальная - митрополитом Минским и Белорусским Филаретом. Результат обеих Комиссий однозначен: “Катехизисы” Кочеткова и другие его богословские трактаты грубо искажают Православное вероучение.


Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов Игорь Владимирович) чинит беззакония и наводит порядки как ему вздумается , назначая на должности настоятелей храмов молодых недообразованных двадцатилетних юношей, священнический опыт служения которых составляет 2-6 месяцев. Сретенский и Покровский храмы города Ростова-на-Дону - яркие примеры...

Древними соборами постановлено, чтобы в священники поставлять лишь лиц, имеющих не менее 30 л., а в диаконы — 25 л. В русской церкви соборами Владимирским (XIII в.) и Стоглавым для вступления в священники назначен 30-летний возраст, а в диаконы — 28-летний. В 1869 г. подтверждено новым указом Синода, чтобы в священники поставлять "по возможности" лиц, имеющих не менее 30 л., а в диаконы — 25л.

Недоумение у верующих вызывает решение Владыки Меркурия снять с должности настоятеля храма игумена (монаха-священника, посвятившего себя служению Богу), который с "нуля" построил на пожертвования прихожан красивейший, большой храм, благоукрасил его, практически закончил роспись храма, создал воскресную школу, талантливые дети которой занимают первые места в православных олимпиадах, в хоре поют супер профессионалы с уникальными голосами. Отец-настоятель (игумен Всеволод) занимался духовным воспитанием учителей, школьников, врачей, осужденных, помогал больным, оказывал финансовую помощь людям, нуждающимся в сложных дорогостоящих операциях.

Чему же может научить новоиспеченный "батюшка" прихожан? Что сказать детям в воскресной школе, которые так привыкли к своему духовному отцу? Похоже, что Владыка не подумал.

Свято-Покровский храм города Ростова-на-Дону, который находится на самом большом кладбище в Европе, особое место. Здесь люди уходят в последний жизненный путь, обретают вечный покой, нуждаются в особо сильной молитве.

Духовная жизнь не должна становиться светской. Сейчас в ростовских храмах стали продавать даже воду (20 рублей бутылочка). Нельзя превращать храмы в торговые комплексы по продаже гробов, оград, и прочего, с целью извлечения из верующих дополнительной прибыли для своих нужд. Господь сказал: "Дом Мой, домом молитвы наречется, а Вы превратили его в вертеп разбойников..."

Многие прихожане всего города недовольны решением Владыки снять с должности настоятеля игумена Всеволода (Понича), отправив его за штат. Многие и так не хотят приходить в Святую Церковь, видя как ведут себя попы (строят себе дворцы, покупают дорогущие машины, а то и вовсе неподобающе себя ведут).

Мы должны понимать, что есть попы, которые пришли заработать (на дворцы, машины и прочее), нажиться на старушках, которые несут копеечку Богу, а есть духовные отцы, которые пришли просветить, научить заповедям Божьим, наставить на истинный, праведный путь.

Не будем отчаиваться, потому что есть ещё пастыри добрые! Давайте не будем путать добро и зло, научимся отделять "зерна от плевел"! Храните веру православную!

Митрополит Ростовский и Новочеркасский

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
Член Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Глава Донской митрополии Русской Православной Церкви

настоятель храма Преображения Господня в Тушине (г. Москва).

Биография:

Митрополит Меркурий родился 21 января 1964 г. в г. Порхове Псковской обл. в семье рабочих. В 1981 г. окончил среднюю школу. В 1981-1982 гг. работал медбратом в районной больнице. В 1982 г. поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, который окончил в 1989 г., получив диплом врача-педиатра.

В юности был иподиаконом у Псковских архиереев - митр. Иоанна (Разумова) и архиеп. Владимира (Котлярова, впосл. митрополит, ныне на покое).

12 марта 1988 г., во время учебы в институте принял монашеский постриг с именем в честь вмч. Меркурия Кесарийского.

15 января 1989 г. рукоположен архиеп. Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым, ныне Патриарх Московский и всея Руси) во иеродиакона, 6 августа – во иеромонаха, назначен штатным священником Никольского собора Калининграда.

С 3 апреля 1990 г. настоятель Казанской церкви в пос. Янтарном. С 13 января 1991 г. настоятель Серафимовской церкви г. Светлогорска. С 5 мая 1993 г. настоятель церкви Рождества Богородицы Калининграда. 5 мая 1996 г. назначен настоятелем строящегося кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде.

28 дек. 1999 г. решением Синода РПЦ избран епископом Зарайским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в США. 9 января 2000 г. возведен в сан архимандрита.

6 февраля 2000 г. хиротонисан во епископа в московском кафедральном соборе в честь Богоявления Господня в Елохово. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий; митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Псковский и Великолукский Евсевий, Тверской и Кашинский Виктор; епископы Бронницкий Тихон, Балтийский Пантелеимон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва. Руководил работами по реставрации и реконструкции Свято-Николаевского патриаршего кафедрального собора Нью-Йорка.

Экстерном окончил Санкт-Петербургские православные духовные семинарию и академию. 7 июня 2007 г. удостоен Ученым Советом СПбДА ученого звания кандидата богословия за соч. «Труды блаженного Августина, епископа Иппонийского, как литургический источник».

  • Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от обязанностей управляющего Патриаршими приходами в США и назначен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
  • Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.
  • 10 октября 2009 года решением Священного Синода (журнал № 101) назначен наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.
  • Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с декабря по июль 2010 года окормлял приходские храмы на территории Северного административного округа г. Москвы (Всехсвятское благочиние).
  • С 22 марта 2011 г. – член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
  • В апреле 2011 г. назначен настоятелем Храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище города Москвы
  • Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27.07.2011 (Журнал №68) назначен Преосвященным Ростовским и Новочеркасским с временным сохранением должности Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

· Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Донской митрополии , объединяющей Ростовскую (епархиальный архиерей), Волгодонскую и Шахтинскую епархии; также определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 06.10.2011 (журнал №120) назначен временно исполняющим обязанности ректора Донской духовной семинарии.

  • 8 октября 2011 года на малом входе Божественной литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан митрополита Донского.
  • Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 77) освобожден от должности наместника Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.
  • Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. (журнал № 62) освобожден от обязанностей ректора Донской духовной семинарии.
  • Указом Святейшего Патриарха Кирилла № У-01/343 от 17 июля 2013г. назначен настоятелем храма Успения Божией Матери в Вешняках г. Москвы.
  • Указом Святейшего Патриарха Кирилла № У-02/216 от 31 декабря 2018 г. освобожден от должности настоятеля Успенского храма в Вешняках и назначен настоятелем храма Преображения Господня в Тушине г. Москвы.

Исполняя послушания Священноначалия, Преосвященный Меркурий:

  • Как Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации возглавляет оргкомитет Международных Рождественских образовательных чтений; рабочую группу по подготовке Рождественских Парламентских встреч (с 2012 г.); Оргкомитет Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»; Жюри Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»: Экспертный совет по присвоению грифа СОРОиК; Аттестационную комиссию СОРОиК
  • 26 июня 2009 г. возглавил Комиссию по вопросам духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе, организованной при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации.
  • Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29 июня 2009 года введен в состав Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы.
  • Указом № 248 от 9 июля 2009 года министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко введен в состав Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам.
  • 21 июля 2009 г. назначен председателем вновь образованного Отдела религиозного образования и катехизации города Москвы.
  • 27 июля 2009 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви введен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
  • 10 октября 2009 года Священным Синодом утвержден членом Издательского Совета Русской Православной Церкви на период 2010-2012 гг. (журнал № 93).
  • 25 декабря 2009 года Священным Синодом утвержден членом рабочей группы по подготовке современного катехизиса Русской Православной Церкви.
  • 29 января 2010 года избран сопредседателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.
  • 5 марта 2010 года решением Священного Синода назначен председателем Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях, созданной при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
  • с 16 декабря 2010 г. член комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества
  • с декабря 2010 г. член Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, сопредседатель направления «Образование и духовное становление личности»
  • Определением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 30) назначен заместителем председателя Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси.
  • член Межведомственного совета по обеспечению координации и контроля реализации плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
  • определением Священного Синода от 25 декабря 2012 г. вошел в состав Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах (журнал № 114)
  • 11 января 2013 г., в соответствии с резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, возглавил Межведомственную комиссию по оценке результатов и выработке инициатив по дальнейшему эффективному развитию Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры;
  • определением Священного Синода от 12 марта 2013 г. возглавил межведомственную рабочую группу для координации работы по открытию образовательных центров по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности (журнал № 26)
  • 12 марта 2013 года решением Священного Синода назначен главой рабочей группы по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.
  • Назначен Председателем Оргкомитета Русской Православной Церкви по празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского (состав Оргкомитета утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом; письмо УД МП № 01/1402 от 16.04.2013).
  • 31 декабря 2013 г. резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла включен в состав Совета по общественной экспертизе учебников и учебной литературы.
  • 20 января 2014 г. вошел в состав созданного решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Организационного комитета Русской Православной Церкви по празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира.
  • решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 91) введен в состав Межсоборного присутствия и президиума Межсоборного присутствия на 2014-2018 гг.
  • 23 октября 2014 г. назначен председателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения (до января 2017 г., в связи с реорганизацией структуры комиссий Межсоборного присутствия)
  • 1 декабря 2015 г. вошел в состав Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Распоряжение Председателя СФ ФС РФ от 01.12.2015 N 220рп-СФ)
  • в январе 2016 г. вошел в состав Совета по кадетскому образованию при Министерстве образования и науки Российской Федерации (28.01.2016 состоялось первое заседание Совета)
  • с января 2017 – член Комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии (решение принято на заседании Президиума Межсоборного Присутствия 30 января 2017 г.)
  • решением Священного Синода от 1 февраля 2017 г. (журнал № 1) вошел в состав Организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь
  • в октябре 2018 г. вошел в состав созданного решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского

Образование:

  • 1989 г. – Ленинградский педиатрический медицинский институт.
  • Санкт-Петербургская духовная семинария и академия.

Ученые степени и звания:

  • В 2013 г. присвоена степень почетного доктора Донского государственного технического университета.
  • В 2014 г. присвоена степень почетного профессора Ростовского государственного строительного университета.

Научные труды, публикации, интервью, доклады:

1. Речь архимандрита Меркурия (Иванова) при наречении во епископа Зарайского. М., 2000. № 03. 23-30.

2. Труды блж. Августина, епископа Иппонийского, как литургический источник (кандидатская диссертация). Кафедра церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской Духовной академии.

3. «Россия и Русская Церковь – православное свидетельство в США». Доклад на VIII Всемирном Русской Народном Соборе «Россия и православный мир». Храм Христа Спасителя г. Москвы, 3-4.02. 2004.

4. «Свидетельство о правде Божией через мучения и смерть». Доклад на конференции «Religions and Сultures: the Courage of a New Humanism», Милан, 5–7.09.2004.

5. Доклад на X Съезде Патриарших приходов в США. Пассейк, 12.10.2004.

65. «От сердца к сердцу». Интервью журналу «Вестник Донской Митрополии». – № 2, ноябрь 2012 г.

117. «Начало Евангелия». Интервью журналу «Вестник Донской Митрополии», № 10, 2015.

122. «Человек из сегодняшнего дня». Интервью к 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира журналу «Вестник Донской Митрополии», № 12, 2015.

149. Доклад на международной Рождественской парламентской встрече «Молодежь: свобода и ответственность» в рамках IV региональных Рождественских образовательных чтений Смоленской области, г. Смоленск, 4.12.2018.

150. Выступление в программе «Вести. Интервью» на телеканале «Россия-24. Дон», г. Ростов-на-Дону, 13.12.2018.

151. «Разномыслие, но не разногласия». Выступление перед депутатами Законодательного собрания Ростовской области и представителями традиционных конфессий Дона 22 ноября 2018 г. // Публикация в журнале «Вестник Донской Митрополии», № 20, 2019.

152. «Сегодняшний Патриарх Русской Церкви – это Патриарх Богоносец» . Слово по окончании Божественной литургии в день открытия XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, 27.01.2019.

153. Доклад на круглом столе «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития» в рамках VII Рождественских Парламентских встреч в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 30.01.2019.

  • Церковные:
    • 2003 г. – Орден свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени (Русская Православная Церковь)
    • 2003 г. – Орден свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени (Православная Церковь в Америке)
    • 2003 г. – Орден св. равноап. кн. Владимира I степени (Украинская Православная Церковь)
    • 2005 г. – Грамота Священного Архиерейского Синода Православной Церкви в Америке
    • 2006 г. – Орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени
    • 2008 г. – Орден «1020-летие Крещения Руси» (Украинская Православная Церковь)
    • 2008 г. – Медаль «1020-летие Крещения Руси» Русской Православной Церкви
    • 2009 г. – Грамота Архиерейского Синода (РПЦЗ)
    • 2009 г. – Орден свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (РПЦЗ)
    • 2009 г. – Орден свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени (Православная Церковь в Америке)
    • 2009 г. – Медаль свв. равноапп. Кирилла и Мефодия I степени (Украинская Православная Церковь)
    • 2013 г. – Орден священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского
    • 2013 г. – Благодарственное письмо Председателя Издательского совета Русской Православной Церкви
    • 2014 г. – Патриаршая грамота
    • 2014 г. – Диплом I степени IX открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшая иллюстрированная книга»
    • 2015 г. – Патриарший знак «700-летие преподобного Сергия Радонежского»
    • 2015 г. - Медаль святителя Митрофана Воронежского I степени
    • 2015 г. - Орден преподобноисповедника Севастиана Карагандинского
    • 2018 г. - Медаль Святого благоверного князя Георгия Всеволодовича II ст. (Нижегородская епархия)
    • 2018 г. - Знак священномученика Серафима Петроградского (СПбДАиС)
    • 2019 г. - Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени
  • Светские:
    • 2013 г. – Почетная грамота Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ за особые заслуги в оказании помощи в выполнении задач, возложенных на ФСИН России
    • 2013 г. – Почетная грамота Губернатора Ростовской области за большую и активную работу по возрождению традиционной духовности и культуры народов Дона
    • 2013 г. – Почетная грамота Законодательного Собрания Ростовской области
    • 2013 г. - диплом победителя Премии им. Великой княгини Елизаветы Федоровны в номинации: «Бескорыстное служение делу милосердия, благотворительности и гуманитарного образования молодого поколения» под девизом "Доброе сердце"» ИППО
    • 2014 г. - Медаль Федеральной службы исполнения наказаний России «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России» (серебряная медаль ФСИН России)
    • 2014 г. - Почетная грамота Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
    • 2014 г. - Почетный диплом лауреата Премии им. Великого князя Сергея Александровича в номинации: «Военно-патриотическое воспитание молодого поколения» под девизом "Патриоты России"» ИППО
    • 2015 г. - Благодарность Президента Российской Федерации за вклад в социально-экономическое развитие государства, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу
    • 2015 г. - Благодарственное письмо заместителя Председателя Государственной Думы РФ
    • 2015 г. - Присвоено звание «Почетный гражданин города Новочеркасска»
    • 2016 г. - Знак отличия «За заслуги перед городом Ростовом-на-Дону»
    • 2016 г. - Орден Дружбы
    • 2016 г. - Почетная медаль «За защиту Семьи и Детства» Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
    • 2016 г. - Благодарственное письмо заместителя Председателя Совета Федерации РФ
    • 2018 г. - Почетная грамота Совета Федерации РФ
    • 2018 г. - Почетная грамота Губернатора Ростовской области

Когда информационная служба Псковской епархии в Пскове на день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги встречались с Владыкой Меркурием (Ивановым) , он тогда был епископом Зарайским, управляющий Патриаршими приходами в США.

Наш земляк ныне митрополит Ростовский и Новочеркасский. Родился будущий Владыка в Порхове, древнем русском городе псковской земли, основанном св. Александром Невским. В 1989 году окончил Ленинградский Педиатрический медицинский институт, в конце обучения по благословению архимандрита Иоанна (Крестьянкина) принял монашеский постриг. Архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. С 1989 года по 1999 год служил в храмах Калининградской епархии. С мая 1996 года - настоятель строящегося кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде. В 2000 году хиротонисан во епископа Зарайского. Окончил Санкт-Петербургские Духовные семинарию и академию, кандидат богословия. Удостоен Благословенной Патриаршей грамоты, орденов РПЦ: святителя Иннокентия Митрополита Московского I и II степени, грамоты Священного Синода Православной Церкви в Америке, св. благоверного князя Даниила Московского II степени, св. равноапостольного кн. Владимира I степени Украинской Православной Церкви.
Осенью 2011 года возведен в сан митрополита.

Несколько лет назад вышла книга епископа Меркурия "Поле жизни", в которой псковичи, церковные и не церковные люди, найдут для себя много доброго и неизвестного раннее. При этом книга Владыки искренняя и очень личная. Семья Владыки Меркурия не была глубоко церковной, но и безбожников в ней никогда не было. Родственники и по материнской, и по отцовской линии все были верующими. Родители венчались, но в советские времена в церковь было сложно ходить. Будущий епископ воспитывался и возрастал с бабушками-молитвенницами.
"Сейчас, - как сказал Владыка Меркурий в начале нашего с ним разговора, - Слава Богу, вся наша семья в Церкви, папа и мама сегодня молились вместе со мной в Соборе". Живут родители Владыки до сих пор в Порхове, но приехали 24 июля в Псков, чтобы помолиться вместе с сыном. Епископ Меркурий сослужил нашему Владыке Евсевию в большой праздник - Ольгин день. В этот день в 2007 году он и ответил на вопросы информационной службы Псковской епархии.

р.Б. Наталия

- Что такое Патриаршие приходы в США, Владыко?

Совсем кратко небольшой исторический экскурс. Патриаршие приходы возникли в 70-м году из Русской митрополии в Америке, в связи с ее преобразованием в автокефальную Православную Церковь, которую сейчас возглавляет Блаженнейший митрополит всея Америки и Канады Герман. Автокефалию (т.е. полную самостоятельность в делах управления) ей предоставила Русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Алексия I. Те приходы митрополии, которые не пожелали войти в Американскую автокефальную Церковь, а захотели остаться верными Московскому Патриарху и Русской Православной Церкви, организовались в Патриаршие приходы. Патриаршими приходами управляет епископ, он не титулуется ни по одному из городов США и Канады, а имеет титул викария Московской епархии РПЦ, в частности, мой титул епископ Зарайский.

- Сколько Патриарших приходов и где Вы служите?

Я большей частью служу в Нью-Йорке, в Свято-Николаевском Патриаршем соборе, построенном святителем Тихоном (будущим Патриархом Всероссийским) по указу императора Николая II. Собор замечательный, одна из самых красивых религиозных построек Нью-Йорка, единственное здание в стиле русского барокко в Нью-Йорке, ему присвоен статус памятника архитектуры США. Собор стоит на 97-й улице Манхэттена, в самом центре мегаполиса. Патриарших приходов тридцать и один небольшой монастырь. Паства наша самая разная: и американцы, и русские. Небольшая часть паствы - первой и второй волны эмиграции, в основном же, наши прихожане третьей волны эмиграции. Много выходцев из Карпатороссии, Украины, Белоруссии…

- Есть ли разница между православными Патриарших приходов в США и в России?

Разница есть. Это другие люди, потому что живут в другом государстве, в другой политической обстановке – все это сказывается и на духовном облике. Духовно это очень неоднородное сообщество, где каждый со своей традицией, со своим мнением и представлением о Христианстве. Но, зато уходит второстепенное, а самое существенное остается - Евхаристия, догматика.

- Какие-то сдвиги после воссоединения Православной Церкви за границей с РПЦ Вы наблюдаете?

Знаете, я достаточно спокойно и благожелательно отношусь к этому событию, и не воспринимаю его как глобальное изменение жизни Церкви. Все идет своим чередом и по воле Божией. Безусловно, существуют и сложности в этом процессе. Большей частью они касаются РПЦЗ, где незначительная часть паствы не поняла и не приняла воссоединение как единственно правильное, церковное решение. И сейчас перед Преосвященными моими собратьями РПЦЗ стоит очень непростая задача сохранить всю паству, сохранить и несогласных, не дать уйти им в раскол. К слову сказать, печально наблюдать в различных епархиях на Американском континенте секулярный, демократический дух, проникающий в Церковь. Он проникает и подтачивает ее основы, а Церковь иерархична, и эту иерархию установил Господь. Собственно, ведь не архиерей управляет Церковью, а Бог. Архиерей, как блюститель веры и апостольский приемник по благодати содержит Ее и старается осуществлять свою деятельность, руководствуясь каноническими нормами Церкви, святоотеческим преданием, но при этом Церковь управляется Самим Господом Иисусом Христом. Если это положение отвергнуть, и в основу управления той же епархией поставить мирской рационалистический подход, то это разрушит всю структуру церковной общины, и она скатится до позиций крайнего протестантизма, где, увы, говорить о Церкви как таковой не приходится. К сожалению, во многих православных епархиях за рубежом это остро чувствуется…

- Сейчас одной из претензий, обращенных к нашей Церкви, является недостаточность ее социального служения. По крайней мере, многие полагают, что именно этим Церковь и должна заниматься. Как Вы, Владыко, можете прокомментировать такую критику?

Да, мне часто приходится слышать восхищенные высказывания о том, как все хорошо "у них", и как все плохо "у нас"... Какие "у них" батюшки золотые, что работают и грузчиками, и такси водят, и на заводе трудятся, сами себе на жизнь зарабатывают, а владыки там сами тротуары моют и дорожки подметают… "Эти-то труженики, а наши-то на иномарках ездят…" И тогда я говорю на это, что, если епископ у вас подметает дорожки, значит, ему нечем больше заняться, и это позор для вас. Архиерей должен проповедовать слово Божие, общаться со своей паствой, на приходах служить, народ Божий вере учить, а не тротуары мыть.
Зачастую за этой броской вывеской, претендующей на первохристианскую, к сожалению, нет самого главного – молитвы и серьезной духовной жизни. Церковный мир знает, что за всем должна стоять, прежде всего, молитва, а все остальное потом. Знаю архипастырей, которые говорят, что надо открывать при монастырях школы, гимназии, дома престарелых, сиротские приюты. Замечательно! Но не надо забывать о главном, что человек идет в монастырь не только для того, чтобы воспитывать чужих детей, ухаживать за больными, он идет в обитель для того, чтобы спасти свою душу. Что это такое? Прежде всего - это молитва. Социальное служение важно, но оно сопутствующее в Церкви, и если произойдет подмена, когда обитель или приход превратятся в отдел социальной службы, а евхаристическое, молитвенное делание отойдет на второй план, ничего доброго из этого прихода или монастыря не будет.

Но есть еще и небеспочвенные обвинения в адрес Церкви: жизнь российской паствы достаточно скудная, сирых и несчастных много, а "батюшки на машинах"?

Однажды батюшку отца Иоанна Кронштадтского спросили, что это за пастырь такой: на экипажах и автомобилях разъезжает, свои вагоны имеет, пароходик... На что батюшка, со свойственным ему апологетическим духом, сказал, что раньше были времена апостольские, и апостол шел впереди, а паства шла за ним, а теперь такая паства пошла, что и на экипаже не догонишь… Поверьте, что не рваный подрясник и немытые волосы священника свидетельствуют о его святости и близости к людям. Как раз наоборот. Пастырь должен быть открыт к миру, доступен для паствы. Он всегда на передовой. А это значит, что он и машину иметь должен и уметь ее водить, должен уметь пользоваться современными средствами связи и коммуникаций, уметь работать с компьютером – все это помогает более плодотворно трудиться. Но и излишеств, роскоши священник не должен себе позволять.

- Наверное, народ, обычно далекий от Церкви, хочет, чтобы наши пастыри были такими же нищими, как и прихожане?

Недавно Всемирный Русский Народный Собор обсуждал эту проблему богатства и бедности: ни богатство не ущербно, ни бедность не красна. Церковь должна научить человека правильно относиться к богатству и к бедности. Если бездельник и дармоед – нищий, восторгаться здесь его духовным подвигом не приходится. Ну, а кто работает по 12-14 часов, создал свою фирму, имеет доход и хорошо живет, помогает другим людям – мы что, должны такого человека осудить? Правильное церковное отношение к этой проблеме: ни бедность, ни богатство нас не спасают. Человек создан Богом для того, чтобы быть счастливым. А счастлив тогда, когда у него есть перспектива в жизни. Почему наша религия радостная? Потому что у нас есть перспектива в жизни – у нас есть "жизнь будущаго века", когда Господь нас примет в Свою любовь и мы в этой любви будем совершенными в жизни вечной. А кто этого не знает, тот ограничен, у того в жизни есть предел всему. Тогда и богатство не радует, и бедность не спасает.

Владыко, недавно академики написали письмо нашему Президенту о том, что они обеспокоены клерикализацией российского общества, войной Церкви с наукой, которая способствует развалу страны. Церковь не должна принимать участия в жизни государства?

Эта точка зрения не является для нас новой. Семьдесят лет существования такого государства, как Советский Союз, Церкви было отведено место в углу общественной сцены: ваше дело сидеть и молчать, белым клобуком обозначить свое присутствие - и достаточно. Все это мы проходили уже. Церковь, и об этом говорил наш Святейший Патриарх, не может и не должна быть государственным институтом. Она не должна быть частью государственного механизма управления.

- Так что же, Церковь должна бездействовать?

Нет. Ведь Церковь – это не только священнослужители, это часть нашего Отечества, и поверьте, не малая его часть. А церковный народ молчать и бездействовать не должен. Не вторгаясь в дела государства, Церковь должна, просто обязана, быть нравственным мерилом. Тогда государственные мужи, слыша голос Церкви, смогут сказать: мы не можем так поступить, потому что это будет безнравственно по отношению к нашему народу и к нашей Родине. Например, мы не можем подписать закон, разрешающий добычу полезных ископаемых иностранным компаниям, потому что они не только будут пользоваться нашими богатствами, но и разорять экологию нашей страны, это безнравственно по отношению к нашему Отечеству и нашему народу.

Окружающий мир недолюбливает Россию, все ищут причины такой нелюбви, но, может быть, ее не любят не только потому, что Россия самая большая и богатая страна, но и потому, что наша Церковь хранительница веры Православной?

Я не стал бы применять эти определения по отношению к стране: любят – не любят, думаю, что и сама Россия не должна кичиться тем, что ей дал Бог. Как говорит святой апостол "сладце убо похвалюся в немощех моих", поэтому хвалиться России надо только своими немощами. Помнить о том, что, если нам Бог дал много, то с нас много и спросится. Россия должна быть открыта другим странам и другим людям - сейчас мир такой - все очень близко. Вот, например, святитель Тихон добирался из Америки в Торопец три с половиной месяца, а сейчас епископу Зарайскому Меркурию понадобится для этого чуть более половины суток. Мир очень маленький и мы все очень близки, а потому и ответственны друг за друга. Нужно отвергнуть гордость и соблюсти достоинство. Да это касается и всех отношений: семейных, соседских, межгосударственных – береги свое и уважай чужое.

- Может быть, "умом Россию не понять" - достаточно четкая формула нашего одиночества?

Это факт, Россию можно понять, только любя ее и только всем сердцем.

Сейчас сложилась весьма благоприятная обстановка для нашей Церкви, верующему можно свободно входить в храм, не боясь быть уволенным с работы, молиться, Церковь возрождается?

Вы знаете, в ограничениях, которые были в жизни Церкви периода СССР, спасаться было легче, чем сейчас. Помнится, в одном монастыре был суровый наместник, потом он сменился, и я спросил одного брата: как сейчас? Он ответил: "тот наместник насильно спасаться заставлял, а этот просит "явить доброе произволение", а у нас его нет". Церкви дали свободу, но надо помнить, что Церковь должна быть всегда гонима, она воинствующая. Мы всегда находимся в борьбе, если не с внешними, то, прежде всего, с самим собой.

Владыко, сейчас в Церкви много молодых, и встает вопрос, как часто надо причащаться Святых Тайн, Ваше мнение?

Недавно в Свято-Даниловом монастыре состоялся "круглый стол" по этой проблеме, отцы собрались и посвятили несколько часов этим вопросам. Опыт нашей Православной Церкви говорит о том, что нет универсального подхода. Для одного человека важно и необходимо причащаться каждую неделю, даже с минимальной подготовкой, а другому человеку причащаться, возможно, надо один раз в год, но подготовка должна быть очень серьезной. Это решает духовник, который должен руководствоваться не только строгостью канонов, но и любовью к пастве. Строгость без любви не плодотворна. Люди, приходящие в Церковь, должны встретить в лице священнослужителей не законников и фарисеев, а добрых пастырей, которые будут их любить, ценить и заботиться как о стаде Христовом, которое не их собственность, но Христова. Я всегда говорю батюшкам: мы не свое раздаем, а чужое, то, что Бог нам дал, а нам раздавать надо, поэтому опекайте паству с любовью. Надо помнить, что Господь порицал грех, но не осуждал грешника, это необходимо понимать, особенно нашим молодым пастырям. Очень важен дух любви пастыря к пастве, но и паства должна любить своего пастыря. Для нынешней Церкви, я бы сказал, Церкви неофитствующих, необходимо знать еще и историю Церкви. История Церкви отрезвляет наш ум и многому учит в нашей церковной жизни.

- Бывает, в церкви возводят на пьедестал своего батюшку, а уж архиерей - как Ангел во плоти воспринимается. Говорят, что к Владыке Антонию Сурожскому можно было просто позвонить в дверь и войти. Кто же такой архиерей, насколько он может быть далек или близок своей пастве?

Но у Владыки Антония Сурожского не было такого количества паствы, как, например, у Владыки Евсевия. Близко архиерей к народу или далеко. Суждение выносят только по внешнему. В соборе видят своего Владыку, а там все красиво и торжественно. А ведь омофор-то на плечи архиерею не просто так одевают – это та заблудшая овца, которую архиерей никогда не снимает со своих плеч. С этой заблудшей овцой он везде и в церкви, и в поездке, и в келье своей. Со стороны видим внешнюю славу, но не знаем архиерейской внутренней, духовной, молитвенной жизни. Сотни людей проведут архиерея до дверей кельи, чтобы спеть ему "ис полла эти, деспота". Потом двери закрываются, и архиерей остается один на один со своими скорбями, немощами, болезнями. Но он хорошо знает, чем живет его паства, что делается на приходах, как трудятся на приходах. Это от опыта пастырской жизни, от той благодати, которая дается архиерею.

Вы приезжаете к нам постоянно на Ольгин день, в такой великий праздник православного народа, когда у нас проходят особенно торжественные богослужения, сослужите нашему Владыке Евсевию?

Почти пятнадцать лет, как Владыка у вас на кафедре, я приезжаю сюда, и вижу, что Ваш Высокопреосвященный замечательный человек. Смотрю, как он управляет Епархией, очень непростой Епархией, но Владыка управляет ею мудро, спокойно, незлобиво. Он мужественный человек и берет на свои плечи такие труды, которые я не знаю, кто бы мог взять. Пример: Никандрова Благовещенская пустынь, которой просто не было, она была разрушена до основания, одно болото, место с осколками кирпичей, Владыка взялся ее восстанавливать. Или Спасо-Казанский Симанский монастырь в Острове, от которого остались руины. Ведь Владыка не просто берется за восстановление, а принимает дело в свою жизнь. Спокойно, тихо, но дело Божие делается по молитве архиерея. Поэтому отношусь к Владыке Евсевию с большою братскою любовью и почтением, и, конечно, всегда рад, когда Господь дает мне такую возможность побыть с ним рядом, и помолиться.

- У Вас впереди отпуск, Владыко, в Порхов поедете?

У архиерея не может быть отпуска, он не может отдыхать от паствы, так же, как и священник, но в Порхов съезжу, навещу родителей. Родина, ее запахи, звуки, голос родины в сердце навсегда, где бы ты ни жил.

- Вы – скобарь по рождению, Владыко, ощущаете свой нрав скобарский?

Да, всегда говорю, особенно в сложных обстоятельствах: "Мы пскопские, мы прорвемся".

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»