Как правильно считать абзацы в нормативных документах. Юридическая техника

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Понимание нормативно-правового акта как акта, содержащего нормы права, правильно фиксирует основное предназначение такого письменного документа - закреплять властные веления государства, его органов в форме нормы права, вносить соответствующие коррективы в систему действующего права. Вместе с тем изложенное понимание нормативно-правового акта нуждается в некоторых дополнительных комментариях. Не всякий правовой акт, содержании нормы права, непременно является нормативным. И наоборот, в систему нормативно-правовых актов входят акты, которые не содержат непосредственно норм права.

Можно выделить три вида правовых актов, которые содержат нормы права, но не являются нормативными.

Во-первых, это акты органов исполнительной власти, которыми до сведения подчиненных им органов, учреждений и предприятий доводятся нормативные акты, принятые вышестоящими органами: федеральные законы, указы Президента РФ, Правительства РФ и др. Издание подобных актов широко практиковалось в бывшем СССР в связи с тем, что значительная часть нормативных постановлений Совета Министров СССР не помещалась в источниках официального опубликования, а рассылалась государственным органам в нескольких экземплярах. Получив такой акт, министерство и ведомство должны были довести его до сведения всех исполнителей, входящих в систему данного министерства, ведомства. В этих целях министр, руководитель ведомства издавали приказ, который начинался следующим образом: «Принять к сведению и неукоснительному руководству Постановление Совета Министров СССР (далее приводились его реквизиты), которым устанавливается, что...». Затем дословно приводился текст самого постановления.

В настоящее время, когда все нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ публикуются в источниках официального опубликования, объективная необходимость в издянии подобных актов отпала. Однако значительная часть федеральных министерств и ведомств по-прежнему издают правовые акты с целью доведения до подчиненных им органов, учреждений, организаций акты Президента РФ и Правительства РФ. Все такие акты являются, безусловно, правовыми, содержат нормы права, но не обладают признаками нормативно-правового акта. Как справедливо полагает Ю.А. Тихомиров, это разновидность информационных актов, которые, хотя и оформляются как ведомственные, но не имеют силы ведомственного акта. Содержащиеся в них нормы обладают силой, производной от издавшего их органа, т.е. силой закона, указа, постановления.

Нормативно-правовой акт - это не любая совокупность действующих норм права. Он призван выражать волю издавшего его органа в виде новых, оригинальных норм права. В нормативно-правовом акте, как минимум, должна содержаться одна оригинальная норма. Правовой акт, состоящий из норм, принятых другими правотворческими органами, не закрепляет решения правотворческого органа на создание новых норм права и не является источником права. В этом качестве может выступать только нормативно-правовой акт органа, принявшего эти нормы.

Во-вторых, в систему нормативно-правовых актов не входят правовые акты, принимаемые органами государственной власти с целью разъяснения содержания действующих нормативно-правовых актов. Они не содержат новых оригинальных норм и составляют особую систему актов нормативного толкования, которые имеют общеобязательное значение, но не могут применяться самостоятельно, без акта, положения которого они разъясняют. Примером актов нормативного толкования могут служить постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, разъясняющие судам, как нужно понимать и применять ту или иную норму Конституции РФ и федеральных законов. В частности, названными органами 1 июля 1996 г. было принято постановление «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором были даны разъяснения положений ГК РФ, вызвавших определенные затруднения в процессе их толкования судебными органами.

В-третьих, в систему нормативно-правовых актов не включаются акты, содержащие оригинальные нормы права, но принятые некомпетентным органом государственной власти. Право органа участвовать в нормативно-правовом регулировании общественных отношений определяется его компетенцией, и всякий выход за ее пределы означает незаконное вторжение в сферу деятельности другого органа.

Принятие норм права за пределами компетенции правотворческого органа может осуществляться двумя способами: 1) принятием нормативно-правового акта по вопросам, отнесенным к ведению другого органа; 2) принятием норм права, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и иным актам вышестоящих органов. Такие действия признаются незаконными и не могут породить тех результатов, которые хотел получить орган, действуя за пределами своей компетенции. Соответственно, и принятые такими способами нормы права являются таковыми лишь по форме своего выражения. В действительности они являются разновидностью правонарушении, а содержащий их акт подлежит незамедлительной отмене в установленном Конституцией РФ или федеральными законами порядке.

В системе нормативно-правовых актов имеются и такие акты, которые не содержат новых оригинальных норм, а представляют собой перечень нормативно-правовых актов, утративших силу. По принятии нового нормативно-правового акта правотворческий орган принимает специальное решение о том, какие ранее принятые нормативно-правовые акты утрачивают силу и прекращают свое действие. Решения оформляются в виде нормативно-правового акта, где отсутствуют какие-либо новые нормы права, а называются лишь реквизиты актов, утративших силу. Так, Президент РФ указом от 1 декабря 1995 г. № 1207 утвердил Перечень утративших силу полностью или частично актов Президента РФ. Тем самым акт вносит коррективы в действующую систему права, выражает волю правотворческого органа на ее изменение и в теории права признается вспомогательно-нормативным актом.

Таким образом, нормативно-правовой акт представляет собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену устаревших актов.

Как официальный документ, исходящий от органа государственной власти, нормативно-правовой акт имеет строго определенные внешние реквизиты. В их число входят: 1) вид акта; 2) наименование принявшего его органа; 3) заголовок; 4) дата принятия акта; 5) номер акта; 6) сведения о должностном лице, подписавшем акт. Каждый нормативно-правовой акт непременно должен иметь все реквизиты. Исключение делается лишь в отношении заголовка. Некоторые акты, например распоряжения Правительства РФ, принимаются без заголовка.

Официальные реквизиты нормативно-правового акта выполняют несколько функций. Во-первых, они индивидуализируют нормативный акт, выделяют его из совокупности других нормативно-правовых актов, словом, играют ту же роль, что и фамилия, имя и отчество человека. Во-вторых, официальные реквизиты содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт. В-третьих, официальные реквизиты удостоверяют подлинность нормативно-правового аюа, содержат все необходимые сведения о том, что правотворческий орган действительно выразил свою волю подобным образом. Отсутствие каких-либо официальных реквизитов у нормативно-правового акта порождает справедливые сомнения в его подлинности.

Каждый нормативно-правовой акт, как правило, имеет сложную структуру и подразделяется на отдельные, относительно самостоятельные части. В числе основных структурных единиц нормативно-правового акта выделяют: 1) преамбулу, 2) статьи и пункты, 3) главы, 4) разделы, 5) части, 6) примечания, 7) приложения.

Преамбула представляет собой вступительную часть нормативно-правового акта, в которой определяются его цели, задачи и некоторые другие положения. По общему правилу преамбула не может содержать норм права. Нормативно-правовые либо индивидуальные предписания формулируются в статье либо пункте. Статья может подразделяться на части, а пункты - на абзацы и подпункты. В больших по объему нормативно-правовых актах статьи и пункты объединяются в главы, а они в свою очередь - в разделы. Возможна и иная ситуация: статьи, пункты объединяются в разделы, а разделы - в главы. Так, Конституция РФ состоит из преамбулы, 137 статей, девяти глав и двух разделов.

В нормативно-правовых актах могут содержаться примечания и приложения. Примечания используются для разъяснения текста соответствующей статьи либо для изложения положений, не связанных с темой нормативно-правового акта (см., например, примечания к ст. 158, 171, 177 УК РФ). В приложениях обычно помещаются формы документов, таблицы, иная информация, связанная с темой нормативно-правового акта. Иногда приложения значительно превышают объем нормативной части акта. Так, Положение о диссертационном совете, утвержденное решением Президиума ВАК России от 14 ноября 1994 г., содержит двадцать приложений. В стдельных случаях в приложениях могут содержаться и нормы права.

Обязательными реквизитами нормативных правовых актов являются: вид акта (закон Республики Беларусь, декрет Президента Республики Беларусь, указ Президента Республики Беларусь, постановление Совета Министров Республики Беларусь и др.); название, обозначающее предмет регулирования; дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты. 1. В целях идентификации нормативных правовых актов законодатель определил их реквизиты, которыми они должны обязательно обладать. Среди видов актов особое место занимают законы Республики Беларусь – указывается на принадлежность к государству. Другие акты – декреты, указы, постановления – содержат указание на орган, их принявший – декрет Президента Республики Беларусь, постановление Совета Министров Республики Беларусь и др. 2. Помимо вида акта должно быть его название, предопределяемое предметом регулирования, а также дата, место принятия (издания) и регистрационный номер, подписи уполномоченных лиц. 3. Следует иметь в виду, что законы могут вступать в силу и в том случае, если Президентом они не подписаны (см. часть пятую, шестую и седьмую ст. 100 Конституции).

Статья 27. Название нормативного правового акта

Каждый нормативный правовой акт имеет название, которое отражает предмет правового регулирования нормативного правового акта и его основное содержание. 1. Название нормативного правового акта должно соответствовать его содержанию, предмету правового регулирования. Необходимо, чтобы название было ясным, позволяющим в то же время определить круг вопросов, которые в таком нормативном акте затронуты.

Статья 28. Структурные элементы (единицы) нормативного правового акта

Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы. Нормативный правовой акт может иметь преамбулу – вступительную часть, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия, предмете и методе его правового регулирования. Включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается. Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты – на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему нормативных правовых актах. Статьи и пункты нормативного правового акта – основные структурные элементы (единицы) нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Статьи, как правило, должны иметь название, отражающее их содержание. Статьи нормативного правового акта обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Название пишется строчными буквами в той же строке. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и названия не имеют. Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на части (абзацы) или пункты. В свою очередь части могут подразделяться на пункты или абзацы; пункты – на подпункты, части или абзацы; подпункты – на части или абзацы. Главы нормативного правового акта – структурные элементы (единицы) нормативного правового акта, объединяющие в себе статьи (пункты) этого акта. Главы обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки. Разделы нормативного правового акта – структурные элементы (единицы) нормативного правового акта, объединяющие главы этого акта. Разделы обозначаются римскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки. Абзац нормативного правового акта – часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой. Подпункты нормативного правового акта – абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта. Часть нормативного правового акта – структурный элемент нормативного правового акта, состоящий из абзаца (нескольких абзацев) и представляющий собой смысловое единство. Часть начинается с прописной буквы и заканчивается точкой. В случае, если часть состоит из нескольких абзацев, абзацы начинаются со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. При этом первый абзац части заканчивается двоеточием, все последующие – точкой с запятой, кроме последнего абзаца, который заканчивается точкой. Если часть является структурным элементом пункта или подпункта, то первая часть пункта, подпункта, как правило, начинается с арабской цифры с точкой, после которой следует прописная буква, или с нескольких арабских цифр с точками после каждой из них, после которых следует строчная буква. Нумерация разделов, глав, статей, пунктов (кроме пунктов в статьях) должна быть сквозной для всего нормативного правового акта. Нумерация структурных элементов должна быть единообразной для всего нормативного правового акта. Использование в нормативных правовых актах указанных в настоящей статье структурных элементов (единиц) с несвойственными им цифровыми или иными обозначениями допускается в исключительных случаях и при наличии в нормативных правовых актах специальных оговорок. 1. Нормативные правовые акты состоят из структурных элементов. В комментируемой статье дана их характеристика. 2. Следует обратить внимание на то, что согласно ст. 28 закона “включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается”. В общем-то с этим можно согласиться, однако законодателю, на наш взгляд, можно было бы сделать оговорку относительно того, что положения преамбулы (например, преамбулы Конституции Республики Беларусь), определяя цель правового регулирования, тем самым устанавливают направления законодательной и иной правотворческой деятельности. Преамбула Конституции содержит нормы-принципы, нормы-цели, хотя и не обладают непосредственной юридической силой. Содержание преамбулы должно учитываться при толковании Конституции и актов текущего законодательства под призмой их соответствия конституционному тексту. Мы также полагаем, что в преамбуле актов за исключением, возможно, законов, следовало бы указывать нормы Конституции, подконституционных актов, на основе которых принят (издан) соответствующий нормативный правовой акт.

Статья 29. Особенности структуры кодифицированного нормативного правового акта

Разделы кодифицированного нормативного правового акта могут объединяться в Общую и Особенную части. Общая часть кодифицированного нормативного правового акта должна содержать: фундаментальные положения (принципы, определения понятий, основные институты); специализированные нормативные положения (презумпции, преюдиции); иные исходные нормативные положения, которые характеризуются высокой степенью обобщенности, стабильности и закладывают правовую основу использования (применения) норм Особенной части. Особенная часть кодифицированного нормативного правового акта может содержать нормы, которые обозначают: вид и меру (правила) возможного и должного поведения (юридические права и обязанности); вид и меру негативных (отрицательных) последствий возможных нарушений правовых норм (юридическую ответственность). 1. Комментируемая статья посвящена особенностям структуры кодифицированного нормативного правового акта. 2. Анализ ст. 29 позволяет сделать вывод о том, что законодатель предусматривает более высокую юридическую силу норм, содержащихся в общей части кодекса, где закрепляются фундаментальные положения и иные исходные нормативные положения, представляющие “правовую основу использования (применения) норм Особенной части. 3. Конституционный Суд Республики Беларусь в своей практике обычно исходит именно из этого принципа – верховенства норм общей части закона по отношению к нормам общей части.

Статья 30. Примечания и приложения

Отдельным структурным элементом статьи (пункта) нормативного правового акта могут быть подстрочные примечания к ней (нему). Подстрочные примечания используются в тех случаях, когда пояснения или сокращенные наименования не могут быть помещены в текст статьи (пункта). Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, перечни и т.п., то они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие статьи (пункты) акта должны иметь ссылки на эти приложения. 1. Примечания и приложения в виде подстрочного текста к отдельным статьям (пунктам) нормативного правового акта обладают той же юридической силой, что и сам акт.

Глава 8. Языковые требования, предъявляемые к тексту нормативного правового акта, и его терминология

Статья 31. Языковые требования, предъявляемые к тексту нормативного правового акта

Текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии. 1. В соответствии с Временными методическими правилами текст проекта нормативного правового акта излагается с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии. Предложения строятся согласно общепринятым синтаксическим правилам белорусского или русского языка, избегая длинных, сложных предложений. Отступление от общеупотребимого белорусского или русского языка возможно в том случае, если этого требует предмет нормативного правового акта. Формулирование текста проекта нормативного правового акта должно наилучшим образом отвечать целям, которые перед ним стоят, а его содержание должно быть доступно и понятно для правоприменителя (п. 24).

Статья 32. Терминология нормативного правового акта

Терминология нормативного правового акта должна формироваться с использованием общепонятных слов и словосочетаний. Одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму. При необходимости уточнения терминов и их определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их значение. 1. Согласно закону и пункту 25 Временных методических правил термины и понятия, используемые в тексте проекта нормативного правового акта, должны быть понятными и однозначными. Терминология проекта нормативного правового акта должна формироваться с использованием общепонятных слов и словосочетаний. Термины должны употребляться в проекте нормативного правового акта только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией и иметь единую форму (быть едиными). Для обозначения одних и тех же понятий должны использоваться одни и те же термины, а разные понятия не должны обозначаться одинаковыми терминами. Если термины, используемые в проекте нормативного правового акта, имеют несколько значений или значений, отличающееся от обычного, в тексте проекта следует указать, какое значение придается термину, с тем, чтобы обеспечить правильное толкование нормативного правового акта. При использовании понятий следует исходить из общепринятых определений, содержащихся в словарях (п. 25). Исходя из иерархии конституционных норм терминология, используемая в проекте нормативного правового акта, не должна отличаться от терминологии, используемой в Конституции Республики Беларусь и иных законодательных актах Республики Беларусь. В проекте нормативного правового акта следует использовать определения, которые были применены в основных для этой отрасли законах (кодексах) (п. 26 Временных методических правил). Предусмотрено, что определения терминов целесообразно давать в самом тексте проекта нормативного правового акта, в той его части, где данный термин употребляется впервые. Определения наиболее важных терминов, употребляемых в проекте нормативного правового акта и являющимися общими для всех его предписаний, целесообразно давать в одной его структурной части, обычно помещаемой в начале текста акта (п. 27 Временных методических правил).

Статья 33. Использование специальных обозначений

Специальные обозначения используются в нормативном правовом акте только в том понимании, в каком они употребляются в соответствующей специальной области. В случае необходимости специальные обозначения поясняются в нормативном правовом акте. 1. Статья посвящена использованию специальных обозначений. Специальные обозначения используются в проекте нормативного правового акта только в том понимании, в каком они употребляются в соответствующей специальной области. В случае необходимости специальные обозначения поясняются в нормативном правовом акте. При этом целесообразно давать расшифровку малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов (п. 28 Временных методических правил).

Статья 34. Требования, предъявляемые к стилистическому оформлению текста нормативного правового акта

В тексте нормативного правового акта не допускается употребление: просторечий и экспрессивных форм разговорной речи; в одном и том же смысле разных понятий (терминов); иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в белорусском или русском языке; нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний и призывов; аббревиатур, кроме общеизвестных; ненормативной лексики. 1. Предъявляемые к стилистике текста нормативного правового требования направлены на создание однозначно понимаемых текстов проектов, ясное их изложение. 2. В тексте проекта нормативного правового акта не допускается употребление: просторечий и экспрессивных форм разговорной речи; иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в белорусском или русском языке; нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний и призывов, устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор; аббревиатур, кроме общеизвестных; ненормативной лексики (п. 29 Временных методических правил).

Статья 35. Сокращения и обобщенные понятия, употребляемые в нормативных правовых актах

Наименования государственных органов (организаций), употребляемые в нормативных правовых актах, указываются в точном соответствии с полными официальными наименованиями, предусмотренными их уставами и положениями, решениями об их создании, наименовании и переименовании и другими актами. Употребление сокращенных наименований государственных органов (организаций) допускается, когда сокращенные наименования являются официальными, лишь в технических нормативных правовых актах, ненормативных правовых актах, а также в стенограммах, протоколах, служебных письмах, документах справочного характера и нетекстовых приложениях к правовым актам. Обобщенные понятия (слова, словосочетания), обозначающие государственные органы (организации), используются в нормативных правовых актах только в тех случаях, когда имеется в виду любой из государственных органов (организаций), на которые распространяется соответствующее обобщенное понятие. Если в тексте нормативного правового акта требуется неоднократно указать наименование государственного органа (организации), а равно если неоднократно употребляется то или иное понятие, выражаемое группой слов, то наименование этого государственного органа (организации) или понятия дается полностью в нормативном положении, где оно использовано первый раз, при этом в скобках указывается сокращение (условное обозначение), которым оно обозначается в последующих положениях. Это же правило применяется к названию нормативного правового акта, отсылка к которому делается многократно, если указание полного названия является нецелесообразным. 1. Цель данной статьи – исключить употребление в нормативных правовых актах сокращений и обобщенных понятий, не предусмотренных действующим законодательством и иными правилами.

Статья 36. Применение ссылок в нормативных правовых актах

Ссылки в нормативном правовом акте на его структурные элементы, а также на иные действующие нормативные правовые акты, их структурные элементы применяются в случаях, если необходимо показать взаимную связь нормативных предписаний либо избежать их дублирования. При применении ссылки на нормативный правовой акт (его структурный элемент) в случаях внесения в него изменений и (или) дополнений, его толкования, приостановления действия, отмены либо признания утратившим силу указываются: точная (до абзаца) норма, на которую делается ссылка (при применении ссылки на отдельный структурный элемент нормативного правового акта); вид акта; дата принятия (издания) акта; регистрационный номер (кроме законов Республики Беларусь и постановлений палат Национального собрания Республики Беларусь); название акта; источник официального опубликования, в том числе изменений и (или) дополнений, касающихся данного структурного элемента или данного вопроса. При применении ссылки на утвержденный акт в случаях, предусмотренных абзацем первым части второй настоящей статьи, указываются: точная (до абзаца) норма, на которую делается ссылка (при применении ссылки на отдельный структурный элемент утвержденного акта); вид и название утвержденного акта; вид, дата принятия (издания) и регистрационный номер нормативного правового акта, которым утвержден данный акт; источник официального опубликования, в том числе изменений и (или) дополнений, касающихся данного структурного элемента или данного вопроса. При первичном применении ссылок на нормативный правовой акт, утвержденный акт (их структурный элемент), за исключением случаев, предусмотренных частями второй, третьей и пятой настоящей статьи, указываются сведения, предусмотренные соответственно абзацами вторым-шестым части второй и абзацами вторым-четвертым части третьей настоящей статьи, а также источник официального опубликования первоначальной редакции акта. При применении ссылок на Конституцию Республики Беларусь и кодексы Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных абзацем первым части второй настоящей статьи, указываются: точная (до абзаца) норма, на которую делается ссылка (при применении ссылки на отдельный структурный элемент); название. При неоднократном применении (кроме первого) ссылок на закон Республики Беларусь указывается только его название. При неоднократном применении ссылок на иной нормативный правовой акт указываются его вид, дата принятия (издания) и регистрационный номер. При неоднократном применении ссылок на утвержденный акт указываются его вид и название, а также вид, дата принятия (издания) и регистрационный номер нормативного правового акта, которым утвержден данный акт. Ссылка на нормативный правовой акт или его структурный элемент в этом же нормативном правовом акте делается только с использованием слова “настоящий”. 1. В комментируемой статье закреплены правила применения ссылок в нормативных правовых актах. Следование этим правилам позволяет обеспечить единство подходов в правотворческом процессе, исключить возможные недоразумения и неясности в текстах нормативных актов.

Глава 7. СТРУКТУРА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

Статья 26. Реквизиты нормативных правовых актов

Обязательными реквизитами нормативных правовых актов являются:

  • вид акта (закон Республики Беларусь, декрет Президента Республики Беларусь, указ Президента Республики Беларусь, постановление Совета Министров Республики Беларусь и др.);
  • (абзац 2 статьи 26 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З)
  • Абзац исключен. - Закон Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З.
  • название, обозначающее предмет регулирования;
  • дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер;
  • подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.

Статья 27. Название нормативного правового акта

Каждый нормативный правовой акт имеет название, которое отражает предмет правового регулирования нормативного правового акта и его основное содержание.

Статья 28. Структурные элементы нормативного правового акта
(название в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З)

Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.
Нормативный правовой акт может иметь преамбулу - вступительную часть, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия (издания). Включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается.
(часть 2 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты - на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему нормативных правовых актах.
Статьи и пункты нормативного правового акта - основные структурные элементы нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Статьи, как правило, должны иметь название, отражающее их содержание.
(часть 4 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Статьи нормативного правового акта обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Название пишется строчными буквами в той же строке. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и названия не имеют.
Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на части (абзацы) или пункты. В свою очередь части могут подразделяться на абзацы; пункты - на подпункты, части или абзацы; подпункты - на части или абзацы.
(часть 6 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Главы нормативного правового акта - структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие в себе статьи (пункты) этого акта. Главы обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.
(часть 7 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Разделы нормативного правового акта - структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие главы этого акта. Разделы обозначаются римскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.
(часть 8 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Абзац нормативного правового акта - часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.
Подпункты нормативного правового акта - абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.
Часть нормативного правового акта - структурный элемент нормативного правового акта, состоящий из абзаца (нескольких абзацев) и представляющий собой смысловое единство. Часть начинается с прописной буквы и заканчивается точкой, кроме последней части подпункта, которая может заканчиваться точкой с запятой. В случае, если часть состоит из нескольких абзацев, абзацы начинаются со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. При этом первый абзац части заканчивается двоеточием, все последующие - точкой с запятой, кроме последнего абзаца, который заканчивается точкой.
(часть 11 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Если часть является структурным элементом пункта или подпункта, то первая часть пункта, подпункта, как правило, начинается с арабской цифры с точкой, после которой следует прописная буква, или с нескольких арабских цифр с точками после каждой из них, после которых следует строчная буква.
Нумерация разделов, глав, статей, пунктов (кроме пунктов в статьях) должна быть сквозной для всего нормативного правового акта, пунктов в статьях - сквозной для каждой статьи, подпунктов - сквозной для каждого пункта.
(часть 13 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Нумерация структурных элементов должна быть единообразной для всего нормативного правового акта.
Использование в нормативных правовых актах указанных в настоящей статье структурных элементов с несвойственными им цифровыми или иными обозначениями допускается в исключительных случаях и при наличии в нормативных правовых актах специальных оговорок.
(часть 15 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)

Статья 29. Особенности структуры кодифицированного нормативного правового акта

Разделы кодифицированного нормативного правового акта могут объединяться в Общую и Особенную части.
Общая часть кодифицированного нормативного правового акта должна содержать:
фундаментальные положения (принципы, определения понятий, основные институты);
специализированные нормативные положения (презумпции, преюдиции);
иные исходные нормативные положения, которые характеризуются высокой степенью обобщенности, стабильности и закладывают правовую основу использования (применения) норм Особенной части.
Особенная часть кодифицированного нормативного правового акта может содержать нормы, которые обозначают:
вид и меру (правила) возможного и должного поведения (юридические права и обязанности);
вид и меру негативных (отрицательных) последствий возможных нарушений правовых норм (юридическую ответственность).

Статья 30. Подстрочные примечания и приложения

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)

Отдельными структурными элементами нормативного правового акта (его структурных элементов) могут быть подстрочные примечания к ним. Подстрочные примечания используются в тех случаях, когда пояснения или сокращенные наименования не могут быть помещены в текст нормативного правового акта (его структурных элементов).
Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, перечни, иллюстрации и т.п., то они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие структурные элементы нормативного правового акта должны иметь ссылки на эти приложения.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»