Многопартийность и политический плюрализм в современных государствах. Роль политических партий и их влияние на государство

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Многопартийность - один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия).

Российская многопартийность имеет серьезную конституционную основу. Так, ст. 13 Конституции РФ закрепила важную норму о политическом и идеологическом плюрализме, обусловленном наличием в обществе разных социальных слоев со своими специфическими интересами и потребностями. Причем политический плюрализм невозможен без идеологического плюрализма - многообразия идеологий, которые исповедуют политические общественные объединения. Под политическим плюрализмом понимается создание возможностей для оказания влияния на политический процесс всем социально-политическим силам, действующим в рамках закона; это свобода политических мнений и политических действий и гарантия реализации принципа народовластия. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституция в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2005.

Институт многопартийности имеет положительные оценки в процессе развития демократизации государственно-организованного общества.

Юридически принцип многопартийности означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в политические партии, равенство всех партий перед законом, свобода их деятельности.

Многопартийность означает гарантированную Конституцией возможность учреждения нескольких или множества политических партий и их реальное участие в политической жизни страны.

Замечу, что признание принципа многопартийности возлагает на государство определенные обязанности: оно призвано устанавливать и поддерживать такой режим, который всецело бы отвечал этому принципу. Преамбула Федерального закона от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», конкретизируя ст. 30 Конституции РФ, формулирует задачи государства: обеспечивать соблюдение прав и законных интересов политических партий и оказывать поддержку их деятельности.

Государство гарантирует равенство политических партий перед законом независимо от идеологии, целей и задач, изложенных в их учредительных и программных документах.

Итак, термины «многопартийность», «многопартийная система» в настоящее время перешли в разряд общеупотребительной лексики и применяются в различных отраслях общественной деятельности. В общем смысле трактовка термина многопартийность заложена в нем самом. Так, в словаре русского языка под многопартийной системой понимается общественная система, имеющая несколько или много партий. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990.

Так, в политологии и юриспруденции под понятием «многопартийность» принято понимать «один из конституционных принципов в организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия)». Энциклопедический юридический словарь/Под общ. ред. В.Е. Крутских. М., 1998. С. 178.

Доктор юридических наук, профессор И.В. Баглай определяет многопартийность как форму политической демократии и важнейшую предпосылку формирования органов государственной власти. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. М., 2002. С. 149.

В.В. Лапаева отмечает, что многопартийность - это своего рода форма самоорганизации общества, которая проявляет себя в сфере политики (то есть в сфере, связанной с государственно-властными отношениями). Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию закона о партиях//Журнал российского права. 2002. № 1.

И все же суть категории многопартийности не выражает ни одно из приведенных выше определений; т.к. заключается в разрешении создания политических партий и разработки механизмов их участия в политической жизни государства.

Таким образом, уместно трактовать многопартийность как конституционный принцип, определяющий форму самоорганизации общества и предпосылку формирования органов государственной власти и заключающийся в разрешении создания политических партий и механизмов их участия в политической жизни государства.

Несмотря на то что в Конституции РФ многопартийность и парламентаризм не находят точек соприкосновения, эти два политико-правовых явления весьма тесно связаны между собой. Так, партии, выражая политическую волю своих членов, в качестве основных задач позиционируют участие в формировании органов государственной власти и управления и в осуществлении власти через своих представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы власти. Партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, формировать фракции в представительных органах из своих сторонников.

Таким образом, развитие парламентаризма тесно связано с уровнем развития многопартийности. Хорошо развитая партийная система способствует не только существованию идеологического и политического многообразия, но и формированию дееспособного парламента. Именно парламента, поскольку это единственный орган государственной власти, чей политический вес позволяет носителям той или иной идеологии влиять на управление государством.

Рассматривая многопартийность как одно из условий существования установленного в России конституционного строя вообще и парламентаризма в частности, отмечу, что взаимозависимость и взаимообусловленность парламентаризма и многопартийности имеет множество подтверждений, в том числе и в отечественной истории. Так, в начале XX века усилиями сторонников марксистко-ленинской доктрины государства и права понятия и институции, связанные с парламентаризмом, были подвергнуты серьезной критике. Степанов И.М. Российское парламентское право: сущностные и регулятивно-целевые ориентиры формирования//Государство и право. 1994. № 11.

Ленинская формула «не парламентская республика, а страна Советов» означала не просто отказ от представительных учреждений, но и полное неприятие данных органов как институционально-властных структур государственности. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 33. С. 45 - 48. Последователи марксистко-ленинской доктрины выдвинули тезис о так называемой доминирующей партии. В результате единственным способом реализации программных установок стало установление и упрочение единовластия одной партии. Причем однопартийная доминанта легла в основу всей политической системы вновь созданного государства - СССР.

Отсутствие единого мнения о зависимости действенности парламента от функциональной многопартийной системы позволяет защищать однопартийную систему как пригодную для конституционного строя России. Орлов Б. Может ли Россия обойтись без партий//Известия. 1998. 6 февраля.

россия многопартийность парламентаризм конституционный

Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется в общественном сознании и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.Компоненты политического плюрализма: ≈ многообразие политических идей и организационных форм; ≈ отрицание моноцентризма; ≈ свобода объединения людей в партии и иные законные организации; уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию; наличие оппозиционных сил и их беспрепятственная деятельность; ограничение центральной власти, разделение властей; возможность смены политических структур у власти.

Характерные черты политического плюрализма : › идеологическое многообразие; › запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной › светский характер государства; › признание политического многообразия и многопартийности; › равенство всех общественных объединений перед законом. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе. Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

50. Права свободы человека и гражданина. В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.Основными из них являются: а)признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;б)осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц - равенство всех перед судом и законом;в)равенство мужчины и женщины;г)приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;д)строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;е)запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны. Права гражданина - это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.Права человека - это неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Все люди равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод означает, что их наличие и объем не зависят от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, должности, места жительства и отношения к религии.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода - это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Эта задача весьма противоречива. С одной стороны, излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан. Предельная ситуация - тоталитаризм, в условиях которого свобода индивидов и групп отсутствует, практически все общественные отношения регулирует государство. С другой стороны, уменьшение числа функций государства (и даже уничтожение государства в принципе, как предлагают анархисты) может привести к утрате стабильности политических отношений, конфликтам и кризисам. Поэтому необходима взвешенная политика как государства, так и других участников политического процесса.

Основными правами и свободами личности считаются те, перечень и гарантии реализации которых указаны в Конституции РФ. Среди них выделяют права:

А)естественные, которыми человек обладает от рождения независимо от уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);

Б)возникающие в связи с развитием государства и общества (например, политические права и свободы, которые в указанных условиях также возникают от рождения, а реализуются во времени по мере наступления определенных условий - так, реализация избирательного права возможна лишь при наступлении совершеннолетия).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основные направления политической реформы в РФ

Классификация прав и свобод человека.. права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы.. а личные гражданские б политические в социально экономические культурные..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные направления политической реформы в РФ
РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - превращение, изменение, переустройство политической жизни общества (отношений, порядка, институтов, организаций), совершающееся без изменения основ су

Избирательная система РФ, особенности избирательной системы РТ
Особенности избирательной системы в РТ. Право избирать и быть избранным имеют граждане Республики Татарстан, достигшие 18 лет. Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан

Противоречия демократии в современном российском обществе
Некоторые политологи относят сложившуюся в начале XXI века политическую систему в России к категории электоральной и делегативной псевдодемократии (имитационной демократии) с элементами бюрократиче

Факторы, определяющие характер политической культуры
Политическая культура - часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно

Основные политические подходы к характеристике политических элит. (Г. Моска, В. Парето, Р.Михельс, Дж. Бернхем, Р.Миллс)
Классики теорий элитвыделяют ряд общих черт, дающих представление об элитизме. По мнению сторонников элитизма, деление общества на элиту

Объект и предмет политологии
Политология - наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политически

Массовые общественно-политические движения и их место в политической жизни общества
Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются

Политическое отчуждение личности, его причины и способы преодоления
Отчуждение вообще - объективно-исторически обусловленный процесс отторжения от человека его сущностных сил и продуктов его деятельности и превращения их в чуждые, враждебные, а зачастую и в порабощ

Типы политических партий
1. Социально-классовый критерий: 1. буржуазные 2. трудящиеся 2. По организации (критерии Дюверже): 1. массовые 2. кадровые 3. По степени участи

Структура политологического знания и функции политологии
Как наука: - исследует политическую сферу общества - исследует историю возникновения политической мысли, политической системы и прочее. Как учебная дисциплина: - сообщает сис

Признаки и функции политических партий
Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали американские ученые Дж.Лапаломбара и М.Вейнер в работе "Политические партии и политическое развитие". Они выделили ч

Соотношение политики и экономики
Экономика - это совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития социальных производительных сил, способ производства конкретного общества. Полити

Понятие политической власти
Полити́ческая вла́сть - способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных илиобщегосударственных задач.

Способы формирования политических элит
1.Радикальный способ - связан с кардинальным обновлением персонального состава правящей группы, а не заменой ее персонального состава. Это происходит в периоды социальных катаклизмов, коренн

Региональные политические элиты в России
41. Цель, методы и средства политики. Цель– это мысленное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность людей. Цель индивида, как правило, носит конкрет

Понятие и типология политических режимов
Политический режим представляет собой в широком смысле своеобразный срез политической системы, в узком смысле политический режим - это совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления по

Политическая система РФ
Политическая система РФ базируется на принципах многопартийности и идеологического многообразия. Государственная Дума РФ представлена значительным числом политических партий, отстаивающих интересы

Партия - организованная часть социальной группы или общества, преследующая определенные политические цели и выступающая посредницей между общественностью и органами государственной власти. Многопартийность - выработанная человеческой цивилизацией форма общественного управления, при которой борьба нескольких политических партий за государственную власть выступает механизмом использования расхождения интересов и разномыслия в целях общественного прогресса. Многопартийность - естественная спутница социально разделенного общества: она не только яркое свидетельство, но и реальное выражение присущей данному обществу борьбы за политическую власть. История классового общества - впечатляющий монумент никогда не исчезавшей, так или иначе выраженной многопартийности, ее жизненности и действенности. Нет ничего удивительного в том, что свое наибольшее развитие многопартийность получила уже в новое время, в условиях господства частной собственности, где социальное расслоение находило и находит яркое выражение в возникновении и исчезновении общественно-политических образований и объединений, в конфронтации политических партий и их коалиций, в создании и разрушении межпартийных блоков и союзов.

Многопартийность имеет ряд характерных черт. Одна из наиболее существенных - выявление мнений, интересов и их гармонизация. Вторая - и может быть важнейшая ее черта - это легитимация (узаконение) демократического политического строя, отвечающего принципам волеизъявления народа. Ведь именно легитимация является камнем преткновения для антидемократических и тоталитарных режимов. Псевдовыборы, подтасовка результатов голосования, декоративная многопартийность - все это уловки подобных режимов для прикрытия своей сути, придания видимости демократии.

Важная черта многопартийности - чередование партий у кормила власти, что резко уменьшает возможность их перерождения при обладании властью, чреватого длительным общественным застоем. Как показывает опыт многих стран, общество с однопартийной системой, где одна и та же партия десятилетиями находится у власти, в силу уже одного этого обстоятельства подвергается стагнации ибо нет конкурента, ревниво следящего за правящей партией, ее политикой подвергающего критике каждый шаг власть имущих, что если и не приводит к отстранению правящей партии от власти, но способствует лучшему ведению государственных и общественных дел.

Следует заметить, что еще и сегодня многие плохо знающие нашу отечественную историю, готовы биться об заклад, что уже Маркс, но особенно Ленин были убежденными противниками разномыслия, борьбы позиций и многопартийности, не говоря уже о чередовании партий у власти, если речь шла об условиях, когда к власти приходит рабочий класс и возглавляющие его коммунисты. Ведь согласно такому весьма распространенному подходу, Ленин всегда был одержим идеей борьбы за безраздельную власть, а потому он даже и в мыслях не мог допустить чего-то подобного чередованию партий у власти. Ведь совсем недавно, ссылаясь на Ленина, ортодоксы времен брежневского застоя именно с таких позиций подвергали критике "еврокоммунизм", когда чередование партий у власти наряду с отказом от диктатуры пролетариата клеймились как "обыкновенный ревизионизм" или идейное отступничество.

Нелишне напомнить, что автором концепции чередования партий у власти в переходный период и связанной с этим возможности качественных изменений в положении самой коммунистической партии (она может оказаться лишенной власти!) был не кто иной, как Ленин.

Правда, взгляды эти отстаивались им до прихода большевиков к власти, но история есть история.

В чем суть этой позиции? Рассматривая перспективы советской многопартийности в условиях полновластья Советов, сотрудничества и борьбы "советских партий", т.е. партий, стоящих на почве Советской власти, В.Ленин писал в июле 1917 г.: "Советы по своему классовому составу были органами движения рабочих и крестьян, готовой формой их диктатуры. Будь у них полнота власти, главный недостаток мелкобуржуазных слоев, главный грех их, доверчивость к капиталистам, изжился бы на практике, критиковался бы опытом собственных мероприятий. Смена классов и партий, имеющих власть, могла бы внутри Советов на почве их единовластия и всевластия, идти мирно".

Однако как одна ласточка не делает весны, так и одно подобное высказывание, весьма важное для правды истории, не может заслонить того, что после прихода к власти в Октябре 1917 г. Ленин часто выступал против любых предложений о передвижках власти, а позже был идеологом разгона Учредительного собрания и усечения многопартийности в послеоктябрьской России.

Следует отметить и такую черту многопартийности, как ее нацеленность не на силовое, военное, а на договорное, словесное решение спорных вопросов, гарантирующее мирное развитие самых радикальных перемен. Ведь многопартийность - важнейший механизм согласования интересов, поиска компромисса. Как уже показал опыт истории, именно многопартийность, соглашения между партиями и объединениями не раз спасали страны от насилия и кровопролития, от гражданской войны.

Отмечая все эти положительные качества многопартийности, доказывающее несравнимое ее превосходство над однопартийной системой, не обладающей этими свойствами, полезно обратить внимание на следующее. Страшная эпоха сталинизма с ее большевистской однопартийностью и кровавым террором грубо заслонила весь предшествующий, в том числе и ценный исторический опыт советской истории. Многим сегодня кажется, будто СССР является чуть ли не единственной в мире страной, развивавшейся в XX в. в условиях однопартийности, что, разумеется, далеко не так. Есть и такие поборники сегодняшней многопартийности, которые, столкнувшись с первыми трудностями и кивая на неудачи в формировании многопартийной системы в Российской Федерации, заявляют, что всему виной система Советов, несовместимая с многопартийностью, а потому, дескать, надо упразднить традиционную для страны советскую систему и позаимствовать за рубежом иную представительную систему.

Что можно сказать по этому поводу? Невежество всегда есть невежество, как бы оно ни приукрашивалось и ни маскировалось! Только не помнящие собственной истории манкурты могут не знать того, что мы вовсе не создаем впервые многопартийную систему, а восстанавливаем на новой основе то, что уже было в России и до Октября, и после него. Советы с самого начала были многопартийными зародышами новой власти. Утвержденная II съездом Советов советская власть с самого начала была многопартийной: в верховный орган государственной власти - ВЦИК - были избраны представители ряда партий. Из 101 члена ВЦИК 62 были большевиками, 29 - левыми эсерами, 6 - социалдемократами (меньшивикиинтернационалисты), 3 - украинскими социалистами, 1 - эсером-максималистом. Однако на долю первой советской многопартийности история возложила непосильную ношу: крайне сложное экономическое положение страны, острые противоречия, пронизывавшие все сферы общественной жизни, в том числе межпартийные отношения, начинавшаяся гражданская война не позволили сложиться многопартийной системе как средству ускорения общественного прогресса. Оказавшись ареной бескомпромиссной борьбы оппозиционных партий с большевиками, первая советская многопартийность сошла с исторической сцены. Можно не сомневаться в том, что новый опыт создания многопартийности в стране окажется гораздо более счастливым.

Партии, многопартийность. Политические партии современной Франции сильны, как никогда, поскольку именно им принадлежит коллективная монополия в сфере отбора политических руководителей. Если определенная организация не обеспечивает кандидата поддержкой своих активистов, всей своей агитационной системой и финансовыми средствами, его шансы на избрание практически равны нулю. Это наблюдается даже в ходе местных выборов, требующих более скромных затрат и долгое время являвшихся приватной сферой деятельности именитых граждан.

Генерал де Голль не скупился на критику "партийного режима" и в результате натолкнулся на сопротивление большинства партий в ходе конституционной реформы 1962 г., вводившей избрание президента республики на основе всеобщего избирательного права, а на деле, сам того не желая, он обеспечил полный триумф этих партий. Мажоритарные президентские выборы, проходившие в два тура, когда только два кандидата, лидирующие после первого тура, участвуют во втором, предоставили партии исключительное право предварительного отбора главных кандидатов и играют основополагающую роль в политической жизни страны. Избрание президента республики на основе всеобщего избирательного права в сочетании с парламентскими выборами по округам в два тура - с 1958 г. имело место лишь одно исключение, когда в 1986 г. парламентские выборы проводились на пропорциональной основе, - привело к сокращению числа партий, усилило роль профессиональных политиков (выборных лиц и партийных функционеров), повлекло за собой крушение политической карьеры внепартийных деятелей. Таким образом, в V Республике выявилась явная тенденция к усилению власти профессиональных политических деятелей... Все это воспринимается как парадокс, если иметь в виду довольно ограниченную роль, которую Конституция V Республики, первая из французских Конституций, включившая партии в определение плюралистической демократии, отводит им в статье 4: "Партии и политические объединения способствуют волеизъявлению избирателей. Они свободно формируются и осуществляют свою деятельность. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии. К этому парадоксу связанному с господством политических партий в политической жизни Франции, что расходится с намерением основателя V Республики, необходимо добавить еще один: сами партии - важнейший элемент демократической игры - не являются "демократическими". Действительно, французские партии объединяют в своих рядах небольшое количество членов (максимум несколько сотен тысяч в каждой из четырех наиболее значительных партий: Социалистической партии, Объединении в поддержку Республики, Союзе за французскую демократию, Французской коммунистической партии). Во Франции, в отличие от Великобритании и ФРГ, не существует мощной социал-демократической партии, органически связанной с рабочем классом. Именно этот факт с успехом используют демагоги, нападающие на политиков и разоблачающие гегемонию политических партий, именно он в сочетании с проникнутыми ксенофобией и расизмом лозунгами способствовал внезапному появлению, пусть временному, но симптоматичному, крайне правой партии, ловко воспользовавшейся пропорциональным представительством, чтобы широким фронтом выйти на политическую сцену. Третий парадокс: в ФРГ возникла деятельная политическая партия "зеленых", в других европейских странах "зеленые" утверждали свои позиции в качестве группы давления или политической партии, а Франция в середине 80-х гг. отличалась ростом избирательного влияния крайне правых, что привело к вынужденному обсуждению навязанных ими тем и к крену вправо, всех политических партий.

Борьба политических партий подчиняется элементарным и жестоким механизмам: необходимость завоевания избирательного корпуса, в особенности в рамках политической системы, где победа на выборах одерживается незначительным большинством голосов, вынуждает политические партии занимать схожие со своими ближайшими конкурентами позиции.

Правые партии стремятся равняться на крайне правых, едва возрастает сила последних, а левые сползают вправо. Идеологические очертания центра в системе партий все более и более размываются, речи теряют специфические признаки, что позволяет обращаться к максимально широкому кругу избирателей. Партии утрачивают всякую идеологическую определенность, поэтому программы теперь менее важны, чем фигура лидера, побеждающего с тем большей легкостью, чем шире его избирательная база, а ее расширение достигается с помощью замалчивания наиболее острых вопросов.

Таким образом, все парадоксы, связанные с французскими партиями, объясняются принципиальными трудностями политического представительства: оно порождает механизмы узурпирования и подмены общественного мнения и организует политику как мизансцену, главная сложность которой, вероятно, в одновременном обеспечении "изономии" (равенство всех перед законом) и "изологии" (свобода высказывания для всех).

Даже несмотря на недемократический, элитарный характер, уставные привилегии, демагогичность, порождающую пустословов от бюрократии, политические партин все же являются одним из институтов, позволяющих и стремящихся, хотя до сих пор безуспешно, заменить отношения с позиции силы обсуждением, общественными отношениями, закрепленными словом, и построить общность, основавшую не на противопоставлении друзья - враги, которое в глазах вольных или невольных ленинистов является сущностью политики.

В свете роли политических партий, театральные, даже фарсовые параметры которой становятся все заметнее в политической системе современной Франции, особенно странными кажутся положения Конституции СССР 1977 г. Она прямо признает за КПСС центральное место (Конституция 1936 г едва его обозначала) в статье 6, часть 1: "Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза". КПСС есть изначальная власть, абсолютная законность которой опирается на науку, позволяющую партии руководить "великой созидательной деятельностью советского народа". С этим демиургом нельзя ни спорить, ни конкурировать. Следовательно, отнюдь не численность и не тот факт, что партия распределяет привилегии, составляют ее специфику, а ее претензии на монополию истины, отрицание не столько политического плюрализма, сколько самой возможности разделения общества. Единственная, крепко сплоченная и стремящаяся объединить общество партия - таков план, лежащий в основе ленинской концепции революционной партии. От разрешения кризиса, поразившего эту модель, зависит в определенной мере будущее политических партий, поскольку оспаривание однопартийности именно там, где она возникла, может привести к тому, что система, ведущая к различного рода диктатурам, будет поставлена под сомнение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Политический плюрализм не просто объективно существующая в любом обществе множественность социальных и иных структур и интересов. Прежде всего, это организационно и юридически оформленная множественность: все носители этих интересов обладают и реализуют в практической деятельности конституционно гарантированное право на объединение с целью их выражения и защиты, а также представительства в государственно-властных структурах. Это право (помимо прочего) базируется на равной для всех граждан и их объединений возможности обращаться в эти структуры и быть услышанными ими.

В таком понимании политический плюрализм предстает как один из базовых принципов общественного устройства, согласно которому общественно-политическая жизнь должна включать множество различных взаимозависимых (и вместе с тем автономных) социальных и политических групп, партий, организаций, чьи установки, идеи и программы находятся в постоянном сопоставлении, соревновании, конкурентной борьбе.

Речь идет об утверждении и гарантиях одновременного существования в обществе нескольких или множества организованных политических сил, социальных и политических точек зрения и концепций, которые имеют одинаковое и гарантированное право на существование и конкурируют друг с другом с целью завоевания социального и политического влияния, а, в конечном счете, и власти.

Из такого понимания политического плюрализма вытекают его составляющие принципы:

признание противоречий и связанных с ними отношений соперничества и конкурентной борьбы как принципа демократической политической культуры и корня ее динамики как законного начала и основания всей организации общественной жизни;

отрицание идеологического единообразия (идеологического монизма) и признание правомерности чужых интересов и чужих взглядов как условия существования собственных, т.е. естественного права людей и организаций на инакомыслие и инакодействие;

установка на компромисс и поиск консенсуса, построенного на добровольном самоограничении и сдержанности сторон, их взаимных шагов навстречу друг другу: плюрализм не признает разрушительные насильственные формы разрешения кон фликтов по типу бунтов и восстаний, революций и гражданских войн, политического террора и саботажа и т.д.;

отрицание социально и юридически закрепленных организационных, правовых и иных привилегий за отдельными общественными институтами и структурами и утверждение автономии и равенства всех перед законом: никто в отдельности (будь-то партия или какая-либо другая организованная политическая сила) не вправе представлять все общество в целом и навязывать ему свою волю.

В рамках этих принципов политический плюрализм предстает в виде системы общественного обустройства, тяготеющей к децентрализации власти, ее распределению среди широкого числа объединений (религиозных, экономических, профессиональных, образовательных и культурных), а также к созданию правительства, состоящего из децентрализованных единиц с тем, чтобы над обществом не господствовали ни государство, ни какой-либо класс.

Именно поэтому политический плюрализм нередко называют душой демократии и рассматривают в качестве основного источника развития общественно-политической жизни, основанной на свободе волеизъявления и альтернативного политического выбора разных социальных и общественных сил.

Политический плюрализм и ассоциативность как исходный признак гражданского общества

Политический плюрализм тесно и неразрывно связан с таким понятием, как «гражданское общество», определяя такие его исходные характеристики, как самоуправляемость и ассоциативность в организации общественной жизни, что находит свое выражение в деятельности бесчисленного множества самых разнообразных общественных организаций, которые в политическом дискурсе обозначаются понятием «организованные группы интересов». И которые реально воплощают в себе реализацию в рамках плюрализма конституционно гарантированного права граждан на групповую самоорганизацию.

Речь идет об устойчивых общественных объединениях, обладающих высоким уровнем специализации и организации, в облике профессиональных союзов рабочих и служащих, предпринимательских синдикатов, крестьянских (фермерских) ассоциаций, а также таких организованных групп, как общества потребителей, молодежные, феминистские, правозащитные, экологические, национальные, религиозные и иные движения и союзы.

В качестве синонима характеристики всех этих групп интересов часто используется понятие «группы давления». Оно подчеркивает основной метод действия этих групп - оказание влияния на властные институты и учреждения. При этом, в отличие от политических партий, они не ставят перед собой цели брать на себя бремя политической ответственности, т.е. непосредственно самим управлять государством. Для них политика не цель, а только средство удовлетворения своих групповых интересов. Поэтому ни администрация, ни государственные службы не могут рассматриваться в этом качестве групп давления, несмотря на их огромное влияние в процессах принятия политических и законодательных решений.

Тот факт, что при анализе групп давления упор все же делается на их организационном факторе, даже когда речь идет об ассоциациях с ограниченным статусом, позволяет отличать деятельность этих групп от стихийных (спорадических) форм давления (забастовок, несанкционированных демонстраций, митингов и т.д.), а также от индивидуальных выступлений (публичных голодовок, открыгтых писем и других форм индивидуального протеста).

Существуют различные классификации групп давления. В простых классификациях эти группы в основном подразделяют на две категории: широкого и специализированного профиля. Специфика части первых обусловлена однородностью социально-экономического статуса тех слоев и групп населения, которые они представляют: профессиональные ассоциации и союзы землевладельцев, наемных рабочих и служащих, учителей, промышленников, банкиров, представителей малого и среднего бизнеса, фермеров и т.д.

Другие группы из этой категории в своей основе социокультурные и по своей социальной базе относятся к разряду межклассовых организаций, т.е. представляют самые разнообразные слои и группы населения, дифференцированные по социально-демографическому, возрастному, религиозному, этнокультурному, территориальному признаку и т.д. Это всякого рода женские, молодежные, ветеранские организации, ассоциации национальных меньшинств, студенчества, родителей школьников и др.

В отличие от групп широкого профиля, само существование групп давления специализированного профиля обусловлено не наличием (в готовом виде) социальной базы, а какой-то конкретной значимой целью, на службе которой и складывается организационная деятельность. Это относится к различным природоохранным организациям, правозащитным движениям, ассоциациям защиты животных, обществам по развитию биологического (без химизации) земледелия, к бесчисленным комитетам поддержки забастовщиков, политических заключенных и т.д. Во всех этих случаях группа давления складывается на конкретной и ограниченной платформе, к которой присоединяются (или не присоединяются) участники, обязующиеся либо следовать выдвинутым лозунгам, либо распускаться.

Более детальная типология групп давления исходит из того, что в их рамках всегда можно выделить в качестве самостоятельных множество парных разновидностей. В зависимости от таких базовых признаков как цели, социальная база, организационная структура различают соответственно группы интересов и группы идей, частные группы и группы общественные, массовые группы и группы кадровые.

Следует различать и типологию групп давления, построенную на зависимости от различий общественных сфер деятельности. В этой связи в качестве самостоятельных принято выделять организованные интересы в пяти сферах: экономической (включая наемнотрудовые отношения), общественно-политической, социальной, духовной (религия, наука, культура), сфере досуга и отдыха.

Политический плюрализм и многопартийность

При всей значимости организованных групп интересов и групп давления, как своего рода матрицы гражданского общества и системы социального представительства (защиты) разнообразных интересов граждан в политико-властных структурах, в своем наиболее концентрированном виде политический плюрализм предстает в облике многопартийности. Именно партии составляют движущую силу демократического парламентского режима, и без партий (и вне партий) данный режим просто не может существовать. «Блага» многопартийности могут быть сведены к следующим:

Во-первых, одновременное существование нескольких или множества организованных политических сил, которые, будучи (по закону) равноправными и независимыми друг от друга, ведут борьбу за власть и влияние, порождает конкурентную политическую среду.

Свою прогрессивность, свое право быть первыми (т.е. правящими) партии должны доказывать исключительно путем достижения более высокой по сравнению с конкурентами эффективности той политики, носителями которой они являются. При этом нельзя выходить (и это очень важно) за рамки конституционности и принятых правил игры и нужно непременно участвовать в выборах - той верховной инстанции, которая в условиях реальной демократии (свободного волеизъявления народа) выносит окончательный «приго вор» партиям по вопросу правомерности (обоснованности) их притязаний в этой области: одних наделяет властью, других от этой власти отстраняет. Это обусловливает принцип чередования партий у руля государственной машины

Во-вторых, в условиях многопартийности политические вопросы и проблемы (как текущие, что называется, на злобу дня, так и на ближайшую и отдаленную перспективу) получают всестороннее освещение. Всякая общественная потребность, всякий общественный интерес, неизменно находят своих выразителей и защитников, равно как и своих оппонентов и критиков. Тем самым, различные категории граждан получают возможность выбора общественных сил и лидеров, социально представлять и отстаивать их интересы, выступать в качестве посредника во взаимоотношениях с государственно-властными структурами. Развиваются как прямые, так и обратные связи социума с властью, в рамках которых партии служат своеобразным механизмом двустороннего диалога гражданского общества и государства.

В-третьих, нередко говорят, что самая хорошая форма правления - это когда одна партия (или блок партий) правит, а другая партия (или блок партий) находится в оппозиции. Именно такую форму правления и порождает многопартийность. Постоянно действующая в обществе конституционно легализованная оппозиция, если говорить образно, выполняет роль «щуки в реке», которая для того и существует, чтобы «карась» (т.е. правительство) не дремало. Оппозиция никогда не прощает власти промахов. Любые неверные шаги тотчас же становятся достоянием гласности и используются оппозицией для дискредитации правящих сил, чтобы переманить на свою сторону часть избирателей и обеспечить решающий перевес сил в свою пользу на очередных выборах. Все это заставляет правительство действовать как можно более рационально и эффективно, сдерживает и предотвращает чрезмерную бюрократизацию, всякого рода произвольные, волюнтаристские решения и т.д.

В-четвертых, острое соперничество и конкурентная борьба за власть и влияние между политическими партиями ведут к тому, что внутри каждой партии воспитывается дисциплина, необходимая для того, чтобы победить конкурента. Партии, в которых отсутствует организационное и идейное единство и вместо них доминирует фракционность, диффузия стратегических интересов и целей, лишены шансов на успех и обречены на прозябание в роли партий по типу дискуссионных клубов. Но для победы в борьбе за власть одной внутренней дисциплины партии не достаточно. Требуется соответствующий уровень дисциплины со стороны партийного электората. Поэтому дисциплинизируя свои ряды, партия одновременно влияет на массы своих приверженцев, которые в роли избирателей голосуют за ее кандидатов на выборах. В результате растет урегулированность и порядок в обществе в целом, повыгшается уровень социальной ответственности и социально ответственного поведения граждан.

В-пятых, в ходе политической борьбы происходит «естественный отбор» лидеров, т.е. выгавляются и выщвигаются на политическую авансцену действительно талантливые люди, что называется, «с искрой Божьей» по части искусства государственного управления. Здесь нет и не может быпть случайных вождей, «кухаркиных детей», здесь нельзя продержаться за счет ложных добродетелей типа угодливости и т.д. При этом важно подчеркнуть, что в условиях плюралистической демократии основным селекторатом (т.е. тем, кто осуществляет эту функцию «естественного отбора» лидеров) выступает, в конечном счете, народ в роли электората. Это ставит качество этой селекции в прямую зависимость от способности (умения) народа делать ответственный и осознанный выбор.

В-шестых, формирующееся по итогам выборов правительство является «партийным», т.е. что его формирует победившая на выборах партия (или блок партий), а ее лидер автоматически становится премьер-министром. В дополнение к уже существующей организационной структуре эта партия получает как бы две новые фракции: фракцию членов партии-парламентариев и фракцию членов партии - членов правительства. В этих условиях правящая партия (или блок партий) несет ответственность за деятельность этих двух фракций и с учетом перспективы новых выборов всемерно заинтересована в том, чтобы эта их деятельность быпла предельно эффективной и технократически легитимной. В противном случае, по истечении конституционного строка избрания, правящая партия (или блок партий) может проиграть выборы и вынуждена будет перейти на положение оппозиции.

Важно отметить, что многопартийность не только общественное благо и источник развития плюралистической демократии, основанной на свободном волеизъявлении различных общественнополитических сил. Одновременно это и фактор ожесточения политических нравов, серьезное испытание для общественной морали вообще, особенно в условиях, когда общество совершает крутой поворот в своей истории и, по существу, находится в состоянии аномии. Это ситуация интенсивного разрушения и распада старых, укоренившихся на уровне привытек, норм и ценностей, с помощью которых десятилетиями регулировалось и направлялось поведение, как отдельных граждан, так и социальных групп и организаций. В этих условиях ожидать быстрого приживления новых норм и ценностей, вводимых процессом демократизации, не приходится.

В свое время известный отечественный правовед и политолог Б. Чичерин усматривал минусы многопартийности в том, что: 1.

Принадлежность к своей партии дает человеку «систематически одностороннее направление», т.е. член партии смотрит на все глазами своей партии и исключительно через призму ее интересов, а также интересов ее политической борьбы. Так, например, если человек является членом оппозиционной партии, то он привыкает к тому, что смотрит на правительство только через темные очки, т.е. направлен на поиск изъянов в политике и поведении властей. В обществе возникает дефицит объективных оценок и понимания реального смысла принимаемых политических и законодательных решений, тех или иных событий и явлений общественной жизни. Вместо них доминируют предвзятость и тенденциозность, чрезмерный субъективизм и тяга к всевозможным спекуляциям, манипулированию общественным мнением и т.д. 2.

«Дух» своей партии заслоняет бескорыстие, стремление к общему благу, к тому, чтобы служить народу. Ключевые интересы связаны не с поиском точек соприкосновения и достижения согласия по базовым ценностям развития, а с тем, чтобы во что бы то ни стало «прижать» и низвергнуть противника. В результате все приносится в жертву не государственным и не общенародным, а сугубо узкопартийным (корпоративным) целям. 3.

В политической борьбе разгораются и до предела накаляются страсти. Для своей победы сторонники различных партий надевают на себя тогу ярых популистов, взывают к самым низменным потребностям масс, апеллируя не столько к разуму, сколько к эмоциям и инстинктам. В силу этого портятся общественные нравы. 4.

Плюрализм - это принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции. Политический плюрализм является условием и признаком демократического режима. Политический плюрализм, во-первых, признает, во-вторых, создает необходимые условия для реализации, в-третьих, поощряет многообразие интересов политических организаций и интересов, конкурирующих между собой. Среди политических организаций, включенных в политическую систему (движения, группы, клубы и др.). важнейшими по значению являются партии.

Политическая партия - это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Признаками партии являются: 1) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии; 2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; 3) фиксированное членство; 4) разветвленная сеть первичных местных организаций.

История политических партий в современном понимании этого слова начинается с XVIII-XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к участию в управлении государством. Первоначально политические партии формировались в результате объединения парламентских фракций с комитетами по поддержке кандидатов на местах. Сейчас наряду с этим «парламентским» путем создания партий существует еще несколько. Партии возникают в результате трансформации непартийных структур (профсоюзов, религиозных, промышленных обществ, клубов). Довольно часто партии создаются популярными и влиятельными политическими деятелями под собственные кандидатуры. Особой разновидностью политических партий стали массовые партии, формирующиеся «снизу», в результате оформления стихийных социальных движений.

Среди функций политических партий выделяют:

1) политическую - овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;

2) социального представительства - каждая партия либо выражает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либо пытается создать себе прочную опору в обществе;

3) социальной интеграции - примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе;

4) политического рекрутирования - подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

5) идеологическую - разработка партийной идеологии и программ;

6) электоральную - организация и участие в избирательных кампаниях;

7) набора новых членов в партию и их политическое воспитание.

Таким образом, партия - один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.

Существует несколько классификаций политических партий в соответствии с различными критериями:

1) в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр - в парламентских фракциях. Массовые же партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;

2) в зависимости от степени участия в осуществлении политической власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть легальными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие подпольно);

3) по устойчивости существования политические партии подразделяются на стабильные и неустойчивые;

4) по характеру членства политические партии могут быть открытыми (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытыми (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

5) по характеру целей и отношению к существующему общественно-политическому строю партии делятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

6) по месту в политическом спектре общества партии можно условно подразделить на левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).

Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называется партийной системой. При авторитарных и тоталитарных режимах у власти, как правило, бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо функционируют под жестким контролем правящей.

Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий. При этом реально в осуществлении власти могут принимать участие всего

Две партии (Республиканская и Демократическая партии в США или Консервативная и Лейбористская партии в Великобритании). Такие системы называют двухпартийными, что, однако, не исключает свободного функционирования и участия в политической жизни других партий (например, коммунистических).

В Конституции Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993 г.) признаются политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны, интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»