Каков механизм избирательной кампании? Раскройте основные понятия. В современном демократическом государстве

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:





Тоталитаризм Тоталитарный режим – политический режим, стремящийся к установлению абсолютного контроля над всеми сторонами жизни каждого человека м всеми общества в целом. Черты Наличие всеобщей идеологии, пронизывающей все сферы жизни общества. Монополизация власти единой массовой партией. Репрессии. Монополия государства на СМИ, отсутствие свободы слова. Жесткий контроль со стороны государства за экономикой.


Авторитаризм Авторитарный режим – политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии народа. Черты Власть в руках политического лидера или группы. Наличие у государства лишь ключевых рычагов общественной жизни. Ограничение политических прав. Отсутствие огромного репрессивного аппарата. Разрешение гражданам того, что не запрещено государством.


Демократия Демократический режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Черты Выборность органов власти. Наличие парламента – законодательного органа власти. Принцип разделения властей. Многопартийность. Многообразие идеологий. Многообразие форм собственности. Гарантия и соблюдение прав и свобод граждан.


Практикум О факте проявления какого режима идет речь? 1.В 1926г. в Италии государственный аппарат полностью слился с фашистской партией Б.Муссолини. 2.В 1932г. в США на выборах против кандидата от республиканцев Г.Гувера выступил представитель демократической партии Т.Рузвельт, которому удалось набрать большинство голосов.








Практикум 6. В современном демократическом государстве 1)Всегда действует мажоритарная избирательная система 2)Вводятся ограничения на размеры частной собственности 3)Устанавливается обязательная государственная идеология 4)Действует принцип разделения властей


Практикум 7. Приведите в соответствие: Элементы политического устройстваФормы правления 1. Глава государства избирается парламентом, выполняет представительские функции А) абсолютная монархия 2. Правительство возглавляет президент государства Б) парламентская монархия 3. Глава государства обладает высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. В) президентская республика 4. Верховная власть сохраняется за наследственной главой государства, правительство несет ответственность перед законодательным органом. Г) парламентская республика


Практикум 8. В государстве А. установлен демократический политический режим, а в государстве Б. – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. 1)Пресечение нарушений общественного порядка. 2)Наличие органов исполнительной власти. 3)Свободные выборы на альтернативной основе. 4)Вынесение приговоров несудебными органами. Черты сходстваЧерты отличия







  • Опишите республиканский тип устройства государства. Какую функцию здесь выполняет парламент?

  • При каких условиях проводится импичмент?

  • Тесту по §4.


  • Политический режим

    • Политический режим – способ функционирования политической системы общества, отражающий уровень политической свободы.


    Тоталитарный режим

    • Тоталитарный режим – политический режим, стремящийся к установлению абсолютного контроля над всеми сторонами жизни каждого человека м всеми общества в целом.

    • Черты

    • Наличие всеобщей идеологии, пронизывающей все сферы жизни общества.

    • Монополизация власти единой массовой партией.

    • Репрессии.

    • Монополия государства на СМИ, отсутствие свободы слова.

    • Жесткий контроль со стороны государства за экономикой.


    Авторитарный режим

    • Авторитарный режим – политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии народа.

    • Черты

    • Власть в руках политического лидера или группы.

    • Наличие у государства лишь ключевых рычагов общественной жизни.

    • Ограничение политических прав.

    • Отсутствие огромного репрессивного аппарата.

    • Разрешение гражданам того, что не запрещено государством.


    Демократический режим

    • Демократический режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

    • Черты

    • Выборность органов власти.

    • Наличие парламента – законодательного органа власти.

    • Принцип разделения властей.

    • Многопартийность.

    • Многообразие идеологий.

    • Многообразие форм собственности.

    • Гарантия и соблюдение прав и свобод граждан.


    • О факте проявления какого режима идет речь?

    • В 1926г. в Италии государственный аппарат полностью слился с фашистской партией Б.Муссолини.

    • В 1932г. в США на выборах против кандидата от республиканцев Г.Гувера выступил представитель демократической партии Т.Рузвельт, которому удалось набрать большинство голосов.


    • 3. Утверждение «Государство М. является парламентской республикой» характеризует:

      • Политический режим
      • Форму правления
      • Избирательную систему
      • Партийную систему

    • 4. Верны ли следующие суждения?

    • А. Власть всегда опирается на вооруженную силу.

    • Б. Власть часто используется для реализации интересов тех или иных социальных групп.

      • Верно только А
      • Верно только Б
      • Верны оба суждения
      • Оба суждения неверны

    • 5. Какой орган осуществляет высшую исполнительную власть в Российской Федерации?

      • Администрация Президента
      • Министерство внутренних дел
      • Правительство
      • Федеральное Собрание

    • 6. В современном демократическом государстве

      • Всегда действует мажоритарная избирательная система
      • Вводятся ограничения на размеры частной собственности
      • Устанавливается обязательная государственная идеология
      • Действует принцип разделения властей

    7. Приведите в соответствие:

    • 7. Приведите в соответствие:


    • 8. В государстве А. установлен демократический политический режим, а в государстве Б. – тоталитарный. Сравните эти два политических режима.

      • Пресечение нарушений общественного порядка.
      • Наличие органов исполнительной власти.
      • Свободные выборы на альтернативной основе.
      • Вынесение приговоров несудебными органами.

    9. Президент РФ.

    • 9. Президент РФ.

      • Решает вопрос о доверии Правительству.
      • Осуществляет управление федеральной собственностью
      • Разрабатывает федеральный бюджет
      • Определяет основные направления внутренней и внешней политики

    • 10. Объем полномочий центральных и региональных органов власти, способы их взаимодействия и взаимосвязи отображены в такой форме государства как:

      • Государственное устройство
      • Политический режим
      • Форма правления
      • Населенная территория

    Вопросы и задания

    1. Охарактеризуйте три правильные и три неправильные форма правления.

    К правильным формам правления относятся:

    1. Монархия:

    Абсолютную:

    Монарх – глава государства;

    Осуществляет единоличное правление. Обладает всей полнотой власти. Его власть верховна и независима;

    Его власть объявляется священной и наделяется религиозным ореолом;

    Как правило, власть передается по наследству;

    Ограниченную:

    Монарх ограничен в области законодательно, исполнительной деятельности

    Монарх независим от парламента, но вынужден считаться с его деятельностью

    2. аристократия – форма правления, при которой власть принадлежит знати. В основе лежит идея, что государством должны управлять только избранные. Избранность определялась происхождением, размером имущества, религиозным превосходством.

    3. демократия. Происходит от двух греческих слов: «демос» - «народ» и «кратос» - «сила», «правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своими собственным распорядком жизни, влияют на общественную жизнь. Говорят еще о том, что при демократии народ суверене, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти является именно народ. В современной демократической системе народ формирует представительные органы власти путем выборов. Настоящая демократия возможна при наличии определенных условий:

    верховенство закона;

    равноправие всех граждан;

    разделение властей, т. е. независимость друг от друга судебной, исполнительной и законодательной властей;

    многопартийность и политическая конкуренция;

    свободные от цензуры и государственного давления СМИ;

    наличие рыночных отношений в экономике и др.

    К неправильным формам правления относятся:

    1. Автократия (тирания) - одна из форм правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве. В современной литературе данное понятие означает неограниченную и бесконтрольную власть одного человека.

    2. Олигархия – форма правления, при которой власть сосредоточена в руках небольшой группы людей. Власть и капитал сосредоточены в руках одной группы людей

    3. Охлократия или анархия - форма государственного устройства, возникающая в результате предельного развития и доведения до абсурда демократических тенденций – правление черни, худших из числа граждан.

    2. Подробно опишите республиканский тип правления государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?

    Республика (от лат. respublica,букв. – общественное дело) – такая форма правления, когда глава государства (например, президент) избирается населением или специально избранной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). В республике сочетаются элементы демократии, монархии, аристократии. Страной правит один человек (монархическое начало), но его власть ограничивается законодательным органом, парламентом, который выбирают все или большинство народа (демократия). Подавляющее большинство современных государств является республиками. В республиках источником власти выступает народное большинство, а высшие органы государства избираются гражданами.

    Республика бывает трех видов: президентская, смешанная, парламентская. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти (президент или парламент) формирует правительство, и перед ним оно несет ответственность. Их характеристика представлена в таблице.

    Парламент по отношению к правительству обычно выполняет следующие функции:

    1. Формирует и поддерживает его;

    2. Издает законы, принимаемые правительством к исполнению;

    3. Вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;

    4. Осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов;

    5. Критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

    3. При каких условиях проводится импичмент?

    Импичмент представляет особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц. Поводом для импичмента выступают антиконституционные действия.

    4. Охарактеризуйте демократию, сравните античную и современную ее формы, подчеркните общее и особенное.

    Демократия происходит от двух греческих слов: «демос» - «народ» и «кратос» - «сила», «правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своими собственным распорядком жизни, влияют на общественную жизнь. Говорят еще о том, что при демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти является именно народ. В современной демократической системе народ формирует представительные органы власти путем выборов. Настоящая демократия возможна при наличии определенных условий:

    Верховенство закона;

    Равноправие всех граждан;

    Разделение властей, т. е. независимость друг от друга судебной, исполнительной и законодательной властей;

    Многопартийность и политическая конкуренция;

    Свободные от цензуры и государственного давления СМИ;

    Наличие рыночных отношений в экономике и др.

    Различают две главные формы демократии:

    1. прямую - основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов (древнегреческие полисы). Суть прямой демократии состоит вот в чем: в одном месте в определенное время собираются буквально все граждане, имеющие право голосовать, и публично обсуждают самые важные решения, в том числе о войне и мире, форме правления, величине и способе взимания налогов. Окончательное решение принимается большинством голосов. В периоды между собраниями текущие вопросы решает избранное народом демократическое правление.;

    2. представительную - решения принимаются выборными органами (США). Представительной демократией называется такое устройство общества, при котором та часть населения, которая имеет право голосовать, выбирает своих полномочных представителей, которые от имени народа осуществляют законодательную власть. Чем крупнее общество, тем острее потребность в такой форме. Население разбивается по округам и голосует за ту или иную партию. Точнее сказать, за их представителей, проживающих тут же. Если кого-то ни одна партия не устраивает, он может проголосовать за независимого кандидата. Тот, кто набрал наибольшее число голосов в данном округе, тот и становится депутатом.

    Греческая демократия:

    1. прошла долгий путь развития - более 250 лет;

    2. охватывала не весь, а часть народа - около 1/10 всего населения, отражала мнение всего свободного народа;

    3. эволюционировала от прямой к представительной форме.

    Так, в Афинах не имели права голоса рабы, метеки (переселенцы) и женщины. Наиболее важные вопросы обсуждались Народным собранием (экклесия), здесь же принимались все законы. Исполнительную власть осуществляли избранные должностные лица - магистраты. Высшая судебная власть принадлежала суду присяжных (гелиэя). Демократия в Афинах означала право каждого гражданина избирать и быть избранным на любую должность в государстве.

    Для античной демократии характерен синтез гражданского общества и государства. Государство представляло собой сообщество граждан, совместно защищавших свои права от угрозы извне, со стороны других государств, и внутри полиса – со стороны тех, кто не пользовался гражданскими правами, – рабов и метеков (переселенцев). Следовательно, античная демократия являлась демократией меньшинства.

    Современная же демократия ограничивает в некоторых правах несовершеннолетних граждан своей страны.

    5. * Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию? Можете ли вы привести исторические примеры подобного превращения?

    Охлократия - извращенная форма государственного устройства, которая возникает в результате неупорядоченного развития и доведения до абсурда демократических тенденций;

    Стихия мятежей, погромов, уличных беспорядков, в которых толпа выступает хозяином положения;

    Одна из характеристик массового общества.

    Несмотря на разное обличье, охлократии обладают некоторыми общими чертами. Основными характерными чертами охлократии являются демагогия, авантюризм, популизм. Ей присуща изменчивость политического курса, непредсказуемость и импульсивность политических акций. Охлократия максимально упрощает сложные общественные проблемы, часто использует провокации, разжигает массовые страсти, провоцирует скандалы. Ее опорой обычно выступают маргинальные и люмпенизированные слои населения, неудовлетворенные своим социальным положением и готовые к неконтролируемым действиям (убийствам, бессмысленному уничтожению материальных ценностей, насилию).

    Охлократия часто вступает в свои права в переломное время, в критические для общества периоды. Поскольку кризис общества всегда имеет пределы, охлократия характеризуется как нежизненностью, так и недолговечностью. В большинстве случаев неустойчивость и скоротечный характер охлократии ведет к ухудшению общественной ситуации. Выход из нее очень часто заканчивается тоталитарными, диктаторскими или олигархическими формами правления. Классическими историческими примерами охлократии являются Смутное время в России в начале XVII в., отдельные периоды гражданских войн, народные восстания в Древнем мире и в Средние века, а также периоды смены общественно-политических отношений в условиях трансформирующихся обществ. Однако ярко выраженных форм охлократии существовало не так уж много. История знает больше примеров деформированных, частичных форм охлократии, которые нередко уживаются с другими формами политической власти, проявляются на тех или иных участках общественной жизни, в те или иные периоды кризисного состояния общества, в отдельных регионах или частях государства.

    6. * В чем, по вашему мнению, достоинства и недостатки республиканского типа устройства государства?

    Достоинства:

    1. Выборность власти;

    2. Разделение властей, что сдерживает превращение республики в

    3. Стабильность республики, т. к. президент и правительство выбирается на фиксированный срок.

    4. Вовлеченность всех граждан страны в жизнь государства

    Недостатки:

    1. Возможность установления единоличного правления.

    2. Политическая нестабильность, так как изменение парламентского большинства влечет утрату поддержки правительства со стороны парламента и объявление правительству вотума недоверия.

    3. Излишняя бюрократизация власти.

    7. * Проведите сравнительный анализ трех республик в современном мире – парламентской, президентской, смешанной. Сделайте краткие письменные выводы.

    Как видно из таблицы, все типы республики имеют выборный характер власти. Отличия состоят в том, как выбираются президент и формируется правительство, а также перед кем несет (или вообще не несет) ответственность правительство.

    ? Проблема

    Согласны ли вы с мнением русского историка Н. М. Карамзина: «Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших»?

    Да, с Н. М. Карамзином можно согласиться, потому что управление большими территориями требует иногда недемократических методов управления.

    Давайте рассмотрим такую ситуацию. Существует некое государство больших размеров. Оно делится на определенные части для более легкого управления (допустим 5). Настало время выборов. И тут начались разногласия. Каждый «тянет одеяло на себя». Каждая часть страны хочет видеть своего представителя у власти. Это будет давать некое доминирование в самом государстве. Договориться они не смогли и некоторые представители данного государства решили создать свое государство, чтобы принимать те законы и политические решения, которые будут устраивать только их и не идти вопреки своим желаниям на уступки другим жителям данной страны. Такова природа человека. Чтобы демократия могла существовать в государстве с большой территорией, необходима личная ответственность каждого гражданина перед своей страной, высокие моральные качества каждого человека, готового пожертвовать чем-то ради общего.

    Практикум. Рассмотрите таблицу. В ней приведены названия форм правления и их краткая расшифровка. Поставьте крестик в то место, которое укажет на принадлежность данной формы правления именно этого, принадлежащего только ей определения.

    Формы устройства государства

    Форма(устройство) государства
    План.
    1. Форма государства

    2. Формы правления

    2.1 Монархия
    2.2 Республика
    3. Формы государственного устройства

    3.1 Унитарное
    3.2 Федеративное
    3.3 Конфедеративное
    4. Формы политического режима

    4.1 Деспотический
    4.2 Тоталитарный
    4.3 Фашистский
    4.4 Авторитарный
    4.5 Демократический

    5. Причины и особенности изменения форм государственного
    и политического режима
    Форма государства
    Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.
    Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности госу-дарственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
    Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).
    ФОРМА ГОСУДАРСТВА - такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.
    Отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления,форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.
    При этом форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно устроенном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры.
    Форма устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории,связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом, а политический режим характеризует способ осуществления государственной власти в конкретном обществе, с помощью каких методов государство выполняет свое социальное назначение.
    В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
    Еще Платон и Аристотель пытались объяснить разнообразие форм организации и осуществлении государственной власти в Древнем мире. Так, Аристотель выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, - взяв в основу классификации способы образования органов государства.
    На протяжении столетий Августин,Гоббс, Монтескье, Локк, Руссо, Радищев и др. пытались обобщить и систематизировать знания о формах правления, причинах их возникновения и развитии.
    Марксистская теория определяла форму правления в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим базисом и т.д. При этом за рамками изучения оставались такие факторы, активно влияющие на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание и т.д.
    2. Форма правления

    Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.
    Форма государственного правления дает возможность уяснить:
    - как создаются высшие органы государства и какого их
    строение;
    - как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
    - как строятся взаимоотношения между верховной государ-
    ственной властью и населением страны;
    - в какой мере организация высших органов государства
    позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
    По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:
    - монархические (единоличные, наследственные)
    - республиканские (коллегиальные, выборные)
    2.1 Монархия
    Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военноначальники, предводители разросшихся семейных или соседских общин, руководители храмов и т.п.
    Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась 4 -3 тысячи лет до нашей эры. В этих обществах монархия обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые функции государственного управления (организация совместных работ, ведение войн и оборону, взимание налогов, создание страховых фондов и т.п.)
    Основными признаками классической монархической формы управления являются:
    - существование единоличного главы государства, пользую-щегося своей властью пожизненно (царь, король, импера тор, шах);
    - наследственный порядок преемственности верховной власти;
    - представительство государства монарха по своему усмо-
    трению;
    - юридическая безответственность монарха.
    Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.
    В свою очередь монархия делится на:
    - абсолютистскую
    - ограниченную
    - конституционную
    Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
    По формуле Петровского Воинского устава - “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
    Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.
    Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
    Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - IX и Франция до революции 1789 года.
    С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых странах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь к интересам нового господствующего класса - буржуазии.
    Ограниченная монархия - представляет такую форму монархии, при которой монарх будучи юридически и фактически независимым от парламента (представительного учреждения народившегося и окрепшего “третьего сословия”) в сфере исполнительной власти, тем не менее вынужден считаться с его деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.

    Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
    Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
    Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:
    - правительство формируется из представителей опреде-ленной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
    - лидерр партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
    - в законодательной, исполнительной и судебной сферах
    власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
    - законодательные акты принимаются парламентом и фор- мально подписываются монархом;
    - правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
    Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
    Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.
    Монархия как форма правления - это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества. Как показывает современная история, монархия еще не отжившая свой век форма правления, а имеющая при определенных условия достаточные исторические перспективы. Примером могут послужить постоянно поднимающиеся в современной России разговоры о восстановлении монархии.
    2.2 Республика
    Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
    Географические факторы, исторические традиции, националь-ная психология, также как и соотношения классовых сил в некоторых государствах привели к возникновению другой формы правления - республиканской. К примеру, древнегреческие республиканские формы правления вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества, островного положения многих древнегреческих полисов, роли морской торговли в экономической жизни Древней Греции, победы демоса и его функций как коллективного рабовладельца.
    Общими признаками республиканской формы правления являются:
    - существование единоличного и коллегиального главы
    государства;
    - выборность на определенный срок главы государства и дру-гих верховных органов государственной власти;
    - осуществление государственной власти не по своему веле- нию, а по поручению народа;
    - юридическая ответственность главы государства в случа- ях, предусмотренных законом;
    - обязатель решений верховной государственной власти.
    Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. Республиканское правление основано на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Впервые идею разделения властей разработал Монтескье (ХУIII век) в труде “О духе законов”.
    Различные органы государства выполняют различные функции по управлению государством: Парламенты (народные собранияЮ национальные ассамблеи, думы и т.д.) принимают законы, правительство и его органы - выполняют эти законы, организовают их испонение, судебные органы - контролируют исполнение законов и привлекают к ответственности нарушителей этих законов.
    Вся эта идея создавала систему “сдержек и противовесов”, обеспечивающую власть народа, сдерживающую попытки одной из ветвей власти стать индивидуальным или коллективным диктатором.
    Насчитывается несколько основных разновидностей республи-канского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
    - парламентарные
    - президентские
    Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
    В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
    Как правило, глава государства в подобных республиках избира-ется парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
    Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
    Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламен-тарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
    Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
    Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
    Наиболее характерные черты президентской республики:
    - внепарламентский метод избрания президента и формирова-ния правительства;
    - ответственность правительства перед президентом, а не пе-ред парламентом;
    - более широкие, чем в парламентарной республике, полномо-чия главы государства.
    Классической президентской республикой являются Соеди-
    ненные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.
    Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.
    Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
    В цивилизованных странах президентскую республику отли-чает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функци-онирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
    В странах Латинской Америки часто встречаются “супер-президентские республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.
    В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.
    3. Форма государственного устройства
    Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
    В отличии от форм правления организация государства рассма-тривается с точки зрения распределения государтсвенной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
    Форма государственного устройства показывает:
    - из каких частей состоит внутренняя структура государства;
    - каково правовое положение этих частей и каковы взаимоот-ношения этих органов;
    - как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
    - в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

    По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:
    - унитарное;
    - федеративное;
    - конфедеративное.
    3.1 Унитарное государство

    Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

    Унитарное государство характеризуется следующими признака-
    ми:
    - унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
    - на территории унитарного государства действует одна кон-ституция, единая система законодательства, одно гражданство;
    - составные части унитарного государства (области, департа-менты, округа, провинции, графства) государственным суверени-етом не обладают;
    - унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
    - все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
    - имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
    Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.
    К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
    3.2 Федерация
    Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
    Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

    Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

    1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.
    2. В союзном государстве верховная исполнительная, зако-нодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
    3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной кон-ституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы
    4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
    5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
    6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятель-ность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).
    Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.
    Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
    3.3 Конфедерация

    Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
    При конфедеративном устройстве государства - члены конфеде-рации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
    В отличии от федеративного устройства конфедерация характе-ризуется следующими чертами:
    - конфедерация не имеет своих общих законодатель-ных,исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
    - конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
    - сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
    - государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
    Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.
    Историческая практика знает и другие организационные объединения государств: страны Британского содружества, СНГ, ЕЭС. Такого рода содружества не образуют новых государств, а лишь объединяют независимые государства. При этом, в такого рода содружествах могут создаваться надгосударственные органы, формироваться бюджет, приниматься нормативные акты обязательные для членов сообщества и т.п. Например, страны ЕЭС создают не только общее экономическое пространство, вплоть до перехода к общей денежной единицы, но и, в перспективе, общее гражданство. Возможно, это объективная необходимость, ибо в будущем экономическое соперничество потребует объединения всех ресурсов для того, что бы выжить в конкурентной борьбе за сырье, за рынки сбыта.
    Непонятно будущее у СНГ. Уже два члена сотрудничества, Белоруссия и Россия ставят в качестве ближайшей перспективы создание единого государства. Как в связи с этими событиями изменится будущее СНГ предсказать трудно. Однако ясно,что геополитические интересы России требуют создания на территории бывшего СССР (а ранее Российской империи) возможно тесного объединения ные суверенныхгосударств.
    1. Формы государственного режима
    Формы государственного режима - представляют собой сово-купность способов и методов осуществления власти государством.
    Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).
    Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.
    Идеальных демократических форм государственного режима
    в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.
    4.1 Антидемократические режимы

    Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:
    - определяет характер государственной власти - это соот-ношение государства и личности;
    - антидемократический режим характеризуется полным (то-тальным) контролем государства над всеми сферами
    общественной жизни: экономикой, политикой, идеоло- гией, социальным, культурным и национальным строе- нием;
    - ему свойственно огосударвстление всех общественных орга- низаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);
    - личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они мо-гут провозглашаться даже в конституциях;
    - реально действует примат государства над правом, что явля-ется следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;
    - всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
    - игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;
    - не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.
    Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим несоглашается с буржуазным федерализмом.
    4.2 Демократический режим
    Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

    Конкретно режим демократической власти выражается в следую-щем:
    - режим представляет свободу личности в экономической
    сфере, которая составляет основу материального благо- получия общества;
    - реальная гарантированность прав и свобод граждан, их
    возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;
    - создает эффективную систему прямого воздействия
    населения страны на характер государственной власти;
    - в демократическом государстве личность защищена от
    произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;
    - власть в одинаковой степени обеспечивает интересы
    большинства и меньшинства;
    - основным принципом деятельности демократического
    государства является плюрализм;
    - государственный режим базируется на законах, которые
    отражают объективные потребности развития личности и общества.

    История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентрской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.
    5. Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима

    Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.
    Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.
    Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Ибо в конечном итоге требования экономического развития, заставляют государства отказываться от недемократических режимов, от устаревающих форм правления, от неадекватных уровню развития экономики форм государства. Наглядным примеров здесь может служить “мгновенный “ с исторической точки зрения крах Советского Союза.
    Список используемой литературы
    1) Хропанюк. В.Н. “Теория государства и права” Москва 1993г.
    2) “Общая теория права” Учебник Москва 1993г.
    3) “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”
    Учебник Москва 1988г.
    4) “Общая теория права и государства” Учебник Москва 1994г.

    Унитарное государство – это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. В настоящее время унитарная форма государственного устройства является наиболее распространенной в мире. Большинство современных стран представляют собой унитарные государства.

    К основным признакам унитарного государства относятся:

    Наличие единой и неделимой на составные части территории государства;

    Действие единственной единой конституции общенационального масштаба и единой правовой системы государства;

    Наличие единой системы общенациональных высших органов государства (исключение составляют политические автономии некоторых унитарных государств, имеющие собственные органы власти);

    Наличие единого общенационального гражданства;

    Наличие единой общенациональной финансовой и бюджетной системы государства;

    Наличие единой общенациональной судебной и правоохранительной системы;

    Наличие единых символов государства.

    В зависимости от степени самостоятельности административно-территориальных единиц, составляющих унитарное государство, различают следующие виды унитарных государств:

    - децентрализованные унитарные государства , в которых все административно-территориальные единицы (от области до общины) являются самоуправляемыми (например, в Великобритании, штатах США, провинциях Канады и др.). В административно-территориальных единицах отсутствуют специально назначенные центральным правительством чиновники. Местное самоуправление и самоуправление реально осуществляются выборными органами населения административно-территориальных единиц. Должностные лица органов административно-территориальных единиц избираются на местах населением или выборными органами местного самоуправления;

    - относительно централизованные унитарные государства, в которых действует местное самоуправление на общинном (и иногда на районном) уровне, а области управляются из центра (например, во Франции, в Болгарии, Польше). На высшем, областном уровне административно территориального деления имеются два органа: 1) назначенный сверху чиновник (комиссар, аким, префект и др.) - представитель центральной власти; 2) избранный населением совет – орган местного самоуправления;

    - централизованные унитарные государства, в которых отрицается местное самоуправление. Выборные органы самоуправления на местах либо отсутствуют (например, во многих государствах Тропической Африки и Азии (Бутан, Таиланд), либо они действуют лишь формально, т.к. лишены реальных гарантий самостоятельности.

    По форме устройства унитарные государства подразделяют напростые (не имеющие автономных образований – Кыргызстан, Эстония, Польша и др.) и сложные (имеющие в своем составе автономные образования (Узбекистан, Украина, Дания, Ирак и др.).

    Выделяют также две формы автономии:

    - территориальная автономия – предоставление всем частям государства (Италия, Испания) или только некоторым из них (Франция, Ирак) права на самоуправление в различных формах;

    национально-территориальная автономия – предоставление права на самоуправление на определенной территории компактно проживающим национальным меньшинствам.

    Автономия – это особая политическая территориальная единица в составе унитарного государства, созданная с учетом национального состава, культуры, традиций, быта, проживающего в нем населения (например, Корсика во Франции, Курдистан в Ираке, Гагаузия в Молдове).

    Существует две основные формы автономии: 1) национальная территория (этнотерритория); 2) национально-культурная.

    Национально-культурная автономия в зависимости от объема и содержания полномочий имеет две формы:

    1) политическая автономия - имеет некоторые признаки государственности (парламент, правительство и другие государственные органы). Политическая автономия, высший представительный орган которой имеет право принимать законы, образована на Украине, в Узбекистане, Италии, Ираке, Португалия. Например, яркими примерами такой автономии являются Северная Ирландия в Великобритании, Аландские острова в Финляндии;

    2) административная автономия, органы которой имеют право издавать только подзаконные акты (Китай, Молдова и др.).

    Кроме этих основных видов автономии используются также:

    1) культурно-национальная автономия (применяется в Австрии, Венгрии, скандинавских странах, где некоторые национальности живут некомпактно, а разрозненно, вперемешку с представителями других национальностей).

    2) полуавтономные образования (Шотландия и Уэльс в Великобритании).

    3) межгосударственная «кочевая автономия», созданная для кочевого племени туарегов, имеющая границы их сезонных миграций.

    Федерация (от лат. слова «federere » - «объединять », «укреплять союзом ») - это сложное государство, включающее в свой состав государства или государственные образования (штаты, земли, кантоны и др.), обладающие высокой степенью государственной самостоятельности.

    В настоящее время в мире существуют 23 федеративных государства, в которых проживают около трети населения планеты. Федеративную форму имеют пять государств в Европе: Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Россия; четыре – в Азии (Индия, Малайзия, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты); четыре – в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); шесть в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре – в Океании (Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Сент-Китс и Невис, Федеративные Штаты Микронезии).

    Федерации, за небольшим исключением, представляют собой крупные государства. Например, по численности населения, размерам территории, экономической мощи штаты США во многом превосходят некоторые европейские государства. Эти штаты обладают весьма значительной собственной компетенцией, и наиболее крупные из них представляют собой почти унитарные государства, чьи губернаторы по своим полномочиям и возложенной на них ответственности (исключая иностранные дела, оборону и некоторые другие) могут быть сопоставимы с главами многих современных государств мира. При этом штаты копируют федеральную систему власти США: они имеют парламент, который именуется законодательным собранием или легислатурой, включающей две палаты. Исключение составляет лишь штат Небраска, учредивший в 1937 г. однопалатный представительный орган.

    Многие федерации являются однонациональными государствами (Аргентина, Объединенные Арабские Эмираты и др.), в других проживают лица разных национальностей, но образующих одну нацию (Австрия, Бельгия, Канада, США, ФРГ и др.).

    Термины «федерация », «федеративное государство » употребляются во многих конституциях (Аргентины, Пакистана и др.), включаясь иногда в официальное название государства (например, Федеративная Республика Германия, Федеративная Республика Нигерия и др.). При образовании федерации употребляются также термины «союз », «соединенные штаты » (Соединенные Штаты Мексики, Соединенные Штаты Америки), «конфедерация » (Швейцария). Но в некоторых конституциях таких терминов нет (Танзания, Королевство Бельгия), и заключение о федеративном характере государства можно сделать лишь на основе анализа самого текста конституции и конституционного законодательства этих стран.

    Федерация возникает в результате объединения ранее независимых государств (США, Швейцария и др.) или в результате изменения структуры унитарного государства (Мексика, Бельгия). Поэтому структура федераций неодинакова. В наиболее простом варианте федерация состоит только из ее субъектов (штатов, провинций, кантонов, земель, султанатов и др.). Например, Швейцария состоит из кантонов.

    Другие федерации имеют более сложный состав (Бразилия, Индия, Мексика, Нигерия, Пакистан, США и др.). Например, Бразилия, Мексика, Нигерия, США включают в свой состав, помимо штатов, федеральные округа. Индия, как сложная федерация, состоит из штатов и союзных территорий.

    Федерации подразделяются на две основные группы:

    1) договорные федерации , т.е. федерации, созданные на основе союза. Такие федерации и ее члены имеют «двойной суверенитет», т.к. субъекты федерации обладают государственным суверенитетом, имея свои конституции, гражданство, законодательство (США, союзные республики бывшего СССР).

    2) конституционные федерации - федерации, созданные на основе автономии, поэтому их субъекты не обладают суверенитетом, не имеют собственных конституций.

    Кроме того, с точки зрения структуры различают симметричные и ассиметричные федерации. Симметричные федерации – это федерации, в состав которых входят только равноправные субъекты, обладающие одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Бразилия, Австрия, Бельгия, ОАЭ, Папуа-Новая Гвинея, ФРГ, и др.).

    Ассиметричные федерации , состоящие из субъектов и иных единиц с различным конституционно-правовым статусом, включают в свой состав особые территориальные образования, которые не являются субъекты федерации. Так, США имеет федеративный округ Колумбию, на территории находится столица США – город Вашингтон; федеральные территории (остров Гуам); ассоциированные государства (Пуэрто-Рико, Микронезию, Палау и др.). К асимметричным федерациям относятся также Австралия, Венесуэла, Канада, Индия.

    Выделяют также:

    1) централизованные (интеграционные) федерации с высокой степенью централизации (это большинство федераций, основанных на автономии);

    2) относительно децентрализованные (деволюционные) федерации – это федерации, учитывающие специфику различных ее субъектов в связи с чем их статус может быть не совсем одинаковым.

    Выделяют три принципа построения федерации:

    1) территориальный принцип (при создании некоторых федераций национально-этнические различия населения не учитывались, но большинство федераций в мире построены по этому принципу – США, ФРГ, Мексика, ОАЭ, Швейцария;

    2) национально-территориальный принцип (федерация строится по национальному признаку – Бельгия, Эфиопия, частично Индия, этот принцип применялся в социалистических странах – СССР, Чехословакии, Югославии). Такой принцип, соответствуя международно-признанному праву народов (наций) на самоопределение, может способствовать снятию противоречий между национальностями, их интеграции на равноправной основе;

    3) комплексно-территориальный принцип (при формировании федерации учитываются все факторы - национальный, иностранный, экономический, лингвистический, географический и др. - Индия, Пакистан, Малайзия и др.). Например, в Индии при создании штатов учитывались национально-лингвистические особенности этих государственных образований.

    В федеральных конституциях всегда имеется перечень предметов ведения (полномочий), относящихся к исключительному ведению федерации, регулируемые, как правило, федеральными законами. При этом порядок выделения таких вопросов в различных федерациях неодинаков. Так, в США использован негативный подход - в Конституции США названы вопросы, по которым федерации (Конгрессу США) принимать законы запрещено. Следовательно, эти вопросы относятся к исключительному ведению штатов, прежде всего, их законодательным органам.

    Но в подавляющем большинстве федераций используется позитивный подход: перечислены исключительные предметы ведения (полномочия) федерации. Например, ст.71 Конституции России к исключительным предметам ведения Российской Федерации относит: федеративное устройство и территорию Российской Федерации, регулирование прав и свобод человека и гражданина, внешнюю политику и международные отношения, оборону и безопасность, судоустройство и прокуратуру, и другие важнейшие вопросы федерального значения. Для осуществления этих полномочий в большинстве случаев необходимо принятие Парламентом России федеральных законов, включая законодательную ратификацию им международных договоров.

    Государственная власть субъекта федерации не является суверенной, т.к. имеет относительно подчиненный характер с учетом оговорок о свободе его деятельности в определенных для него сферах и об исключительных предметах его ведения. Так, в настоящее время в конституционном праве, особенно после решения Верховного суда Канады 1998 г. в связи с ситуацией в провинции Квебек – субъекте федерации, утвердилось правило, что субъект федерации не обладает государственным суверенитетом. В России такое же положение об отсутствии государственного суверенитета у субъектов Российской Федерации утвердилось после постановлений Конституционного суда Российской Федерации 2000 г.

    В настоящее время конституции федеративных государств, за исключением Эфиопии, не предусматривают права сецессии , т.е. выхода субъектов из их состава. Поэтому такие попытки, как правило, подавляются.

    Исключение из такого общего правила составили лишь немногие государства:

    Выход Сингапура (города-государства) из состава Малайзии в 1965 г., хотя в Конституции Малайзии не было положения о праве выхода из ее состава;

    Выход Латвии, Литвы и Эстонии из состава СССР в 1991 г.;

    Разделение Чехословакии на Чехию и Словакию в 1990 г.

    В этой связи законами устанавливается чрезвычайные способы федерального контроля:

    1) введение чрезвычайного положения на территории субъекта федерации;

    2) президентское правление в субъектах федерации (например, в Индии за последние 50 лет было более 100 случаев его применения);

    3) федеральное принуждение (по отношению к землям в ФРГ: распускается местный парламент, для управления землей назначается федеральный комиссар);

    4) федеральная интервенция (вмешательство) в дела субъектов установлена конституциями Аргентины, Бразилии, Мексики, Венесуэлы, Эфиопии (президенты этих государств, привлекая армию, вправе сместить местные органы и назначить на местах своих представителей);

    5) военные действия (гражданская война в США 1861-1865 гг. в связи с попыткой выхода из США 11 южных штатов).

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»