Соловьев политология. Политология

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В данном издании освещаются важнейшие проблемы политической науки, традиционно включаемые в фундаментальные курсы зарубежных и отечественных университетов. Наряду с этим в книге раскрываются основные технологии, используемые при проведении выборов организации информационных кампаний и обеспечении других задач в реальном политическом процессе.
Для студентов высших учебных заведений.

С незапамятных времен политика была и остается важнейшим источником и механизмом организации совместной жизни людей, мощным орудием целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и жизни человеческого сообщества в целом. Вместе с тем она и поныне является едва ли не самым таинственным и многоликим явлением, многие парадоксы и противоречия которого человек так и не смог расколдовать за многие тысячелетия своей истории.

Еще древнегреческие мыслители говорили об «обреченности» человека жить в политическом пространстве. В справедливости этих мыслей приходится убеждаться и сегодня, поскольку в современном мире ни один из живущих на земле людей не может прямо или косвенно не включаться в сложные и противоречивые процессы перераспределения общественных ресурсов или изменения социального положения различных слоев населения, совершаемые государственной властью. Но, по-своему регулируя социальные процессы, политика демонстрирует обществу не только свой гуманизм, облик власти, заботящейся о своих гражданах и судьбах отечества. Нередко она предстает и как весьма жесткий механизм борения и конкуренции людей за жизненные ресурсы, не брезгующий при этом ни принуждением, ни насилием.

Люди всегда пытались рассекретить историческое движение политики, разобраться в ее хитросплетениях и противоречиях, изучить законы ее развития и на этой основе понять собственные возможности управления этой социальной материей. Пройдя долгий путь развития, наука накопила множество бесценных наблюдений, открыла важнейшие зависимости в сфере формирования государственной власти. Этот корпус научных знаний, бесценный опыт человечества, запечатленный в учениях и доктринах, не раз становился основой множества социальных и политических преобразований.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 4
ГЛАВА 1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 4

1. Процесс формирования политической науки 4
Структура политического знания. 4
Общее и особенное в развитии научно-теоретического знания 5
Функции политической науки 6
Этапы развития научно-теоретического знания 7
2. Особенности и структура политической науки 9
Особенности политической науки 9
Проблема предмета политической науки 10
Статус политической науки 11
3. Методы политических исследований 14
Сущность и основные этапы эволюции методов изучения политики 14
Противоречивость методов изучения политики 15
Бихевиоризм 16
Основные современные методы изучения политики 17
Особенности современного этапа исследования политики 18
Роль традиций в изучении политики 20
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 21
1. Теологическая парадигма 21
Природа парадигмального мышления 21
Теологическая парадигма 23
2. Натуралистическая парадигма 24
Сущность натуралистического подхода к политике 24
Географическая парадигма 24
Биополитическая парадигма 26
Психологизаторская парадигма 28
3. Социоцентристская парадигма 29
Сущность социоцентристской парадигмы 29
Теория К. Шмитта 30
Культурологическая парадигма 31
Рационально-критические подходы 32
Парадигма конфликта 33
Парадигма консенсуса 33
РАЗДЕЛ II. ПОЛИТИКА И ЕЕ СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА 35
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ 35

1. Происхождение политики 35
Причины возникновения политики 35
Политика как социальная сфера 37
Функции политики 38
Структура политики 39
Уровни организации политики 40
2. Свойства политики 41
Структура политических свойств 41
Свойство проникновения 42
Пространственные свойства политики 44
Темпоральные свойства политики 45
Морфологические свойства политики 46
3. Взаимоотношения политики с другими сферами общества 47
Характер политики с другими сферами общественной жизни 47
Политика и экономика 49
Политика и право 50
Политика и мораль 52
Возможна ли нравственная политика? 54
ГЛАВА 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ 56
1. Природа и сущность политической власти 56
Власть и ее исторические формы 56
Сущность политической власти 59
Процесс властвования 61
2. Свойства политической власти 63
Универсальные черты политической власти 63
Специфические черты политической власти 64
Явные и теневые формы политической власти 66
3. Легитимность политической власти 67
Понятие легитимности политической власти 67
Источники легитимности 67
Типы легитимности 68
Кризисы легитимности и способы их урегулирования 70
РАЗДЕЛ III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 71
ГЛАВА 5. ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ 71

1. Человек и власть 71
Понятие и структура основных субъектов политики 71
Особенности индивида как субъекта политики 72
Исторические модели взаимоотношений власти и человека 73
2. Права человека 75
Понятие прав человека 75
Основные теоретические трактовки прав человека 77
Типология прав человека 78
Основные нарушения прав человека 80
3. Политическое участие 81
Понятие политического участия 81
Основные подходы к трактовке политического участия 82
Факторы политического участия 84
Формы и типы политического участия 85
Политический протест 86
ГЛАВА 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И ЛИДЕРЫ 87
1. Формирование и развитие элитистских подходов 87
Формирование элитистских представлений 87
Учения В. Парето и Г. Моски 88
Современные элитистские теории 90
2. Сущность, структура и функции политической элиты 91
Место и роль элит в политическом процессе 91
Основные функции политической элиты 92
Структура политической элиты 93
Способы определения состава правящей политической элиты 95
Государственная бюрократия как составная часть политической элиты 96
3. Политическое лидерство 97
Основные трактовки политического лидерства 97
Сущность политического лидерства как института власти 98
Функции политического лидерства 100
Типология политического лидерства 101
Способы рекрутирования политических лидеров и элит 101
ГЛАВА 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ 103
1. Система социального представительства 103
Понятие системы 103
Социальная стратификация: сущность и отличительные особенности. 104
Социальная мобильность и декомпозиция 106
2. Самоорганизация группы как политического субъекта 108
Процесс артикуляции групповых интересов 108
Процесс агрегирования групповых интересов 110
Формирование представительных структур 111
3. Динамика социальной структуры в современном мире 111
Социальные источники политических изменений в стабильных и переходных обществах 112
Роль среднего класса в индустриально развитых странах 113
Социальные факторы политических изменений в переходных обществах 114
Особенности социальной стратификации в современном российском обществе 115
ГЛАВА 8 НАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ 116
1. Нации в политическом измерении 116
Основные подходы в трактовке наций 117
Конструктивистское понимание нации 118
Примордиалистские трактовки нации 118
2. Национализм 121
Сущность национализма 121
Место национализма в политике 122
Типы национальных конфликтов 123
Структура национализма 125
Понятие национальных интересов 126
Принцип национального самоопределения 127
3. Национальные движения в современном мире 128
Типы национализма 128
Национализм и демократия 129
РАЗДЕЛ IV ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ 131
ГЛАВА 9 ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 131

1. Природа и сущность государства 131
Понятие и теории происхождения государства 131
Причины возникновения государства 133
Основные признаки государства 134
2. Внутреннее устройство государств 135
Формы территориального устройства государств 135
Формы государственного правления 138
3. Типы современных государств 139
Правовое государство 139
Разделение властей в правовом государстве 141
Социальное государство 142
Тенденции и проблемы развития государства 143
ГЛАВА 10. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ И ПАРТИИ 144
1. Группы интересов 144
Понятие групп интересов 144
Типология групп интересов 145
Место и роль групп давления в политическом процессе 147
2. Политические партии 149
Понятие политической партии 149
Функции политических партий 150
Основные этапы партогенеза 151
2. Типы партий и партийных систем 154
Типология партий 154
Сущность и разновидности партийных систем 156
РАЗДЕЛ V. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ 158
ГЛАВА 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 158

1. Принципы системного описания политики 158
Зарождение и развитие системного анализа политики 158
Основные теории политических систем 160
Постсистемные трактовки политики 162
Сущность, структура и функции политической системы 163
2. Политический режим 165
Сущность и особенности политического режима 165
Понятие политической стабильности 166
Политическая оппозиция 167
3. Типология политических систем 169
Основные типологии политических систем 169
Интеграционная типологизация политических систем 171
ГЛАВА 12. АВТОРИТАРНАЯ И ТОТАЛИТАРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 172
1. Авторитарная политическая система 172
Сущность и особенности авторитарной политической системы 172
Структурные особенности авторитаризма 174
Разновидности авторитаризма 175
2. Тоталитарная политическая система 176
Формирование теории тоталитаризма 176
Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма 177
Особенности тоталитарных идеологий 179
Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма 181
Тоталитаризм и современность 183
ГЛАВА 13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ТИПА 184
1. Основные теории демократии 184
Основные трактовки демократии 184
Современные теории демократии 186
2. Особенности демократической политической системы 189
Сущность политической системы демократического типа 189
Универсальные свойства демократии 190
Гражданское общество 192
3. Формирование и развитие демократических политических систем 194
Внутренние противоречия и угрозы демократии 196
ГЛАВА 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 199
1. Сущность и типы политических процессов 199
Понятие политического процесса 199
Типы политических изменений 200
Особенности политических процессов 200
Типология политических процессов 201
Особенности политического развития 203
2. Политическая модернизация 205
Начальный этап развития теории политической модернизации 205
Второй этап развития теории политической модернизации 206
Основные этапы преобразований на пути к «современности» 208
3. Особенности перехода к демократии в современных условиях 210
Основные тенденции развития «современных» государств 210
Особенности модернизации современного российского общества 212
ГЛАВА 15. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 214
1. Международная политика 214
Особенности международных политических процессов 214
Теоретический спор реалистов и идеалистов о понимании мировой политики 217
Теоретические дискуссии о мировой политике второй половины XX в. 218
2. Геополитика 220
Возникновение и сущность геополитики 220
Классические геополитические теории 221
Геополитические идеи середины-конца XX в. 222
3. Современные тенденции развития мировой политики 224
Новейшие тенденции развития мировой политики 224
Особенности современной внешнеполитической стратегии России 226
РАЗДЕЛ VI НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ 227
ГЛАВА 16 ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ 227

1. Политическое сознание 227
Понятие политического сознания 227
Структура и функции политического сознания 229
2. Сущность и функции политической идеологии 229
Понятие политической идеологии 229
Уровни политической идеологии 232
3. Основные идеологические течения в современном мире 233
Либерализм и неолиберализм 233
Консерватизм и неоконсерватизм 235
Коммунистическая и социалистическая идеология 238
Социал-демократия 239
Фашизм 239
Идеологический дискурс 241
ГЛАВА 17 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 242
1. Сущность и особенности политической психологии 242
Понятие и значение политической психологии 243
Роль политической психологии в политическом процессе 245
Особенности политической психологии 247
Феномен толпы 249
2. Структура и функции политической психологии 250
Структура политической психологии 250
Устойчивые элементы политической психологии 251
Политические настроения 252
3. Политическое поведение 254
Сущность политического поведения 254
Типы политического поведения 255
ГЛАВА 18 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 256
1. Понятие политической культуры 256
Сущность и понятие политической культуры 256
Функции политической культуры 259
Структура политической культуры 260
2. Типы политической культуры 261
Критерии типологизации политической культуры 262
Особенности политических культур западного и восточного типов 263
Особенности современной российской политической культуры 265
3. Политическая социализация 267
Сущность политической социализации 267
Основные способы и механизмы политической социализации 267
Этапы политической социализации 269
ГЛАВА 19 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ 270
1. Сущность и особенности коммуникативных процессов в политической сфере 271
Сущность коммуникации как политического процесса 271
Теоретические трактовки информационно-коммуникативных процессов 272
Структура политической коммуникации 273
2. Массовые политические коммуникации 275
Сущность и особенности массовых политических коммуникаций 275
СМИ в системе массовой коммуникации 277
Структура СМИ и проблемы их функционирования 279
3. Общественное мнение 281
Понятие общественного 281
Отличительные черты, структура и функции общественного мнения 282
Формирование общественного мнения 284
РАЗДЕЛ VII ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 285
ГЛАВА 20 РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 285

1. Сущность и отличительные особенности политических технологий 285
Понятие политических технологий 285
Структура политических технологий 288
Процедурные и технические компоненты политических технологий 290
2. Типы политических технологий 291
Разнообразие политических технологий 291
Нормативные и девиантные технологии 292
3. Формирование политических технологий 293
Субъективный способ формирования технологий 293
Аналитический способ формирования технологий 294
ГЛАВА 21 ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 295
1. Сущность и особенности политического анализа 295
Место и роль политического анализа в исследовании политики 295
Особенности политического анализа 297
Структура политического анализа 300
Процесс политического анализа 301
2. Методы политического анализа 303
Структура и отличительные черты общих методов политического анализа 303
Частные методы политического анализа 307
3. Политическое консультирование 311
Причины возникновения и задачи политического консультирования 311
Основные формы и типы политического консультирования 312
Критерии эффективности процесса политического консультирования 314
4. Стадии и способы консультирования 316
Подготовительная и начальная стадии политического консультирования 316
Завершающие этапы консультирования 317
ГЛАВА 22 ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 318
1. Структура и содержание конфликтов 318
Структура и основные формы политических конфликтов 318
Источники политических конфликтов 320
Типология политических конфликтов 322
2. Технологии контроля и управления политическими конфликтами 323
Сущность управления и контроля за конфликтами 323
Основные стратегии управления конфликтами 324
3. Этапы урегулирования и разрешения конфликтов 325
Критерии этапизации процесса управления конфликтами 325
Пошаговая этапизация конфликта 326
Техники переговорного процесса 330
ГЛАВА 23 ПРИНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 332
1. Принятие решений в сфере государственного управления 332
Понятие и основные подходы к принятию решений 332
Особенности сферы государственного управления 333
Особенности государства как субъекта принятия решений 335
2. Технологии формирования государственной политики 338
Политическое прогнозирование 338
Планирование и программирование 339
Технологии управления рисками 340
Кризисные технологии 342
3. Этапы принятия решений 344
Подготовительный этап принятия решений 344
Этап постановки целей 346
Этап реализации целей 348
ГЛАВА 24 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 349
1. Информационные технологии в принятии решений 349
Факторы формирования информационных технологий 349
Информационные технологии выработки и принятия решений 350
Технологии функционального преобразования информации и принятия решений 352
Особенности технологий на информационном рынке 354
Стратегии поведения государства на информационном рынке 355
2. Технологии агитационно-пропагандистского и маркетингового типа 356
Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа 356
Технологии паблик рилейшнз (ПР) 357
Информационные технологии создания имиджа 359
Политическая реклама 361
3. Компьютерные технологии на информационном политическом рынке 364
Информационная революция и политика 364
Интернет как средство коммуникации 365
Содержание и технологии Интернета 367
ГЛАВА 25 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 367
1. Избирательный процесс и избирательная кампания 367
Избирательные системы 367
Избирательный процесс и избирательная кампания 369
Избирательные технологии 370
2. Структурные звенья избирательной кампании 371
Анализ предвыборной ситуации 371
Стратегия избирательной кампании 372
Адресные группы 374
Имидж кандидата 375
3. Тактика избирательной кампании 377
Тактические технологии в избирательных кампаниях 377
Конкурентная борьба в избирательном процессе 379
СЛОВАРЬ 381.

В данном издании освещаются важнейшие проблемы политической науки, традиционно включаемые в фундаментальные курсы зарубежных и отечественных университетов. Наряду с этим в книге раскрываются основные технологии, используемые при проведении выборов организации информационных кампаний и обеспечении других задач в реальном политическом процессе.
Для студентов высших учебных заведений.

С незапамятных времен политика была и остается важнейшим источником и механизмом организации совместной жизни людей, мощным орудием целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и жизни человеческого сообщества в целом. Вместе с тем она и поныне является едва ли не самым таинственным и многоликим явлением, многие парадоксы и противоречия которого человек так и не смог расколдовать за многие тысячелетия своей истории.

Еще древнегреческие мыслители говорили об «обреченности» человека жить в политическом пространстве. В справедливости этих мыслей приходится убеждаться и сегодня, поскольку в современном мире ни один из живущих на земле людей не может прямо или косвенно не включаться в сложные и противоречивые процессы перераспределения общественных ресурсов или изменения социального положения различных слоев населения, совершаемые государственной властью. Но, по-своему регулируя социальные процессы, политика демонстрирует обществу не только свой гуманизм, облик власти, заботящейся о своих гражданах и судьбах отечества. Нередко она предстает и как весьма жесткий механизм борения и конкуренции людей за жизненные ресурсы, не брезгующий при этом ни принуждением, ни насилием.

Люди всегда пытались рассекретить историческое движение политики, разобраться в ее хитросплетениях и противоречиях, изучить законы ее развития и на этой основе понять собственные возможности управления этой социальной материей. Пройдя долгий путь развития, наука накопила множество бесценных наблюдений, открыла важнейшие зависимости в сфере формирования государственной власти. Этот корпус научных знаний, бесценный опыт человечества, запечатленный в учениях и доктринах, не раз становился основой множества социальных и политических преобразований.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 4
ГЛАВА 1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 4

1. Процесс формирования политической науки 4
Структура политического знания. 4
Общее и особенное в развитии научно-теоретического знания 5
Функции политической науки 6
Этапы развития научно-теоретического знания 7
2. Особенности и структура политической науки 9
Особенности политической науки 9
Проблема предмета политической науки 10
Статус политической науки 11
3. Методы политических исследований 14
Сущность и основные этапы эволюции методов изучения политики 14
Противоречивость методов изучения политики 15
Бихевиоризм 16
Основные современные методы изучения политики 17
Особенности современного этапа исследования политики 18
Роль традиций в изучении политики 20
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 21
1. Теологическая парадигма 21
Природа парадигмального мышления 21
Теологическая парадигма 23
2. Натуралистическая парадигма 24
Сущность натуралистического подхода к политике 24
Географическая парадигма 24
Биополитическая парадигма 26
Психологизаторская парадигма 28
3. Социоцентристская парадигма 29
Сущность социоцентристской парадигмы 29
Теория К. Шмитта 30
Культурологическая парадигма 31
Рационально-критические подходы 32
Парадигма конфликта 33
Парадигма консенсуса 33
РАЗДЕЛ II. ПОЛИТИКА И ЕЕ СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА 35
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ 35

1. Происхождение политики 35
Причины возникновения политики 35
Политика как социальная сфера 37
Функции политики 38
Структура политики 39
Уровни организации политики 40
2. Свойства политики 41
Структура политических свойств 41
Свойство проникновения 42
Пространственные свойства политики 44
Темпоральные свойства политики 45
Морфологические свойства политики 46
3. Взаимоотношения политики с другими сферами общества 47
Характер политики с другими сферами общественной жизни 47
Политика и экономика 49
Политика и право 50
Политика и мораль 52
Возможна ли нравственная политика? 54
ГЛАВА 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ 56
1. Природа и сущность политической власти 56
Власть и ее исторические формы 56
Сущность политической власти 59
Процесс властвования 61
2. Свойства политической власти 63
Универсальные черты политической власти 63
Специфические черты политической власти 64
Явные и теневые формы политической власти 66
3. Легитимность политической власти 67
Понятие легитимности политической власти 67
Источники легитимности 67
Типы легитимности 68
Кризисы легитимности и способы их урегулирования 70
РАЗДЕЛ III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 71
ГЛАВА 5. ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ 71

1. Человек и власть 71
Понятие и структура основных субъектов политики 71
Особенности индивида как субъекта политики 72
Исторические модели взаимоотношений власти и человека 73
2. Права человека 75
Понятие прав человека 75
Основные теоретические трактовки прав человека 77
Типология прав человека 78
Основные нарушения прав человека 80
3. Политическое участие 81
Понятие политического участия 81
Основные подходы к трактовке политического участия 82
Факторы политического участия 84
Формы и типы политического участия 85
Политический протест 86
ГЛАВА 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И ЛИДЕРЫ 87
1. Формирование и развитие элитистских подходов 87
Формирование элитистских представлений 87
Учения В. Парето и Г. Моски 88
Современные элитистские теории 90
2. Сущность, структура и функции политической элиты 91
Место и роль элит в политическом процессе 91
Основные функции политической элиты 92
Структура политической элиты 93
Способы определения состава правящей политической элиты 95
Государственная бюрократия как составная часть политической элиты 96
3. Политическое лидерство 97
Основные трактовки политического лидерства 97
Сущность политического лидерства как института власти 98
Функции политического лидерства 100
Типология политического лидерства 101
Способы рекрутирования политических лидеров и элит 101
ГЛАВА 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ 103
1. Система социального представительства 103
Понятие системы 103
Социальная стратификация: сущность и отличительные особенности. 104
Социальная мобильность и декомпозиция 106
2. Самоорганизация группы как политического субъекта 108
Процесс артикуляции групповых интересов 108
Процесс агрегирования групповых интересов 110
Формирование представительных структур 111
3. Динамика социальной структуры в современном мире 111
Социальные источники политических изменений в стабильных и переходных обществах 112
Роль среднего класса в индустриально развитых странах 113
Социальные факторы политических изменений в переходных обществах 114
Особенности социальной стратификации в современном российском обществе 115
ГЛАВА 8 НАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ 116
1. Нации в политическом измерении 116
Основные подходы в трактовке наций 117
Конструктивистское понимание нации 118
Примордиалистские трактовки нации 118
2. Национализм 121
Сущность национализма 121
Место национализма в политике 122
Типы национальных конфликтов 123
Структура национализма 125
Понятие национальных интересов 126
Принцип национального самоопределения 127
3. Национальные движения в современном мире 128
Типы национализма 128
Национализм и демократия 129
РАЗДЕЛ IV ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ 131
ГЛАВА 9 ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 131

1. Природа и сущность государства 131
Понятие и теории происхождения государства 131
Причины возникновения государства 133
Основные признаки государства 134
2. Внутреннее устройство государств 135
Формы территориального устройства государств 135
Формы государственного правления 138
3. Типы современных государств 139
Правовое государство 139
Разделение властей в правовом государстве 141
Социальное государство 142
Тенденции и проблемы развития государства 143
ГЛАВА 10. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ И ПАРТИИ 144
1. Группы интересов 144
Понятие групп интересов 144
Типология групп интересов 145
Место и роль групп давления в политическом процессе 147
2. Политические партии 149
Понятие политической партии 149
Функции политических партий 150
Основные этапы партогенеза 151
2. Типы партий и партийных систем 154
Типология партий 154
Сущность и разновидности партийных систем 156
РАЗДЕЛ V. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ 158
ГЛАВА 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 158

1. Принципы системного описания политики 158
Зарождение и развитие системного анализа политики 158
Основные теории политических систем 160
Постсистемные трактовки политики 162
Сущность, структура и функции политической системы 163
2. Политический режим 165
Сущность и особенности политического режима 165
Понятие политической стабильности 166
Политическая оппозиция 167
3. Типология политических систем 169
Основные типологии политических систем 169
Интеграционная типологизация политических систем 171
ГЛАВА 12. АВТОРИТАРНАЯ И ТОТАЛИТАРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 172
1. Авторитарная политическая система 172
Сущность и особенности авторитарной политической системы 172
Структурные особенности авторитаризма 174
Разновидности авторитаризма 175
2. Тоталитарная политическая система 176
Формирование теории тоталитаризма 176
Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма 177
Особенности тоталитарных идеологий 179
Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма 181
Тоталитаризм и современность 183
ГЛАВА 13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ТИПА 184
1. Основные теории демократии 184
Основные трактовки демократии 184
Современные теории демократии 186
2. Особенности демократической политической системы 189
Сущность политической системы демократического типа 189
Универсальные свойства демократии 190
Гражданское общество 192
3. Формирование и развитие демократических политических систем 194
Внутренние противоречия и угрозы демократии 196
ГЛАВА 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 199
1. Сущность и типы политических процессов 199
Понятие политического процесса 199
Типы политических изменений 200
Особенности политических процессов 200
Типология политических процессов 201
Особенности политического развития 203
2. Политическая модернизация 205
Начальный этап развития теории политической модернизации 205
Второй этап развития теории политической модернизации 206
Основные этапы преобразований на пути к «современности» 208
3. Особенности перехода к демократии в современных условиях 210
Основные тенденции развития «современных» государств 210
Особенности модернизации современного российского общества 212
ГЛАВА 15. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 214
1. Международная политика 214
Особенности международных политических процессов 214
Теоретический спор реалистов и идеалистов о понимании мировой политики 217
Теоретические дискуссии о мировой политике второй половины XX в. 218
2. Геополитика 220
Возникновение и сущность геополитики 220
Классические геополитические теории 221
Геополитические идеи середины-конца XX в. 222
3. Современные тенденции развития мировой политики 224
Новейшие тенденции развития мировой политики 224
Особенности современной внешнеполитической стратегии России 226
РАЗДЕЛ VI НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ 227
ГЛАВА 16 ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ 227

1. Политическое сознание 227
Понятие политического сознания 227
Структура и функции политического сознания 229
2. Сущность и функции политической идеологии 229
Понятие политической идеологии 229
Уровни политической идеологии 232
3. Основные идеологические течения в современном мире 233
Либерализм и неолиберализм 233
Консерватизм и неоконсерватизм 235
Коммунистическая и социалистическая идеология 238
Социал-демократия 239
Фашизм 239
Идеологический дискурс 241
ГЛАВА 17 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 242
1. Сущность и особенности политической психологии 242
Понятие и значение политической психологии 243
Роль политической психологии в политическом процессе 245
Особенности политической психологии 247
Феномен толпы 249
2. Структура и функции политической психологии 250
Структура политической психологии 250
Устойчивые элементы политической психологии 251
Политические настроения 252
3. Политическое поведение 254
Сущность политического поведения 254
Типы политического поведения 255
ГЛАВА 18 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 256
1. Понятие политической культуры 256
Сущность и понятие политической культуры 256
Функции политической культуры 259
Структура политической культуры 260
2. Типы политической культуры 261
Критерии типологизации политической культуры 262
Особенности политических культур западного и восточного типов 263
Особенности современной российской политической культуры 265
3. Политическая социализация 267
Сущность политической социализации 267
Основные способы и механизмы политической социализации 267
Этапы политической социализации 269
ГЛАВА 19 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ 270
1. Сущность и особенности коммуникативных процессов в политической сфере 271
Сущность коммуникации как политического процесса 271
Теоретические трактовки информационно-коммуникативных процессов 272
Структура политической коммуникации 273
2. Массовые политические коммуникации 275
Сущность и особенности массовых политических коммуникаций 275
СМИ в системе массовой коммуникации 277
Структура СМИ и проблемы их функционирования 279
3. Общественное мнение 281
Понятие общественного 281
Отличительные черты, структура и функции общественного мнения 282
Формирование общественного мнения 284
РАЗДЕЛ VII ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 285
ГЛАВА 20 РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 285

1. Сущность и отличительные особенности политических технологий 285
Понятие политических технологий 285
Структура политических технологий 288
Процедурные и технические компоненты политических технологий 290
2. Типы политических технологий 291
Разнообразие политических технологий 291
Нормативные и девиантные технологии 292
3. Формирование политических технологий 293
Субъективный способ формирования технологий 293
Аналитический способ формирования технологий 294
ГЛАВА 21 ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 295
1. Сущность и особенности политического анализа 295
Место и роль политического анализа в исследовании политики 295
Особенности политического анализа 297
Структура политического анализа 300
Процесс политического анализа 301
2. Методы политического анализа 303
Структура и отличительные черты общих методов политического анализа 303
Частные методы политического анализа 307
3. Политическое консультирование 311
Причины возникновения и задачи политического консультирования 311
Основные формы и типы политического консультирования 312
Критерии эффективности процесса политического консультирования 314
4. Стадии и способы консультирования 316
Подготовительная и начальная стадии политического консультирования 316
Завершающие этапы консультирования 317
ГЛАВА 22 ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 318
1. Структура и содержание конфликтов 318
Структура и основные формы политических конфликтов 318
Источники политических конфликтов 320
Типология политических конфликтов 322
2. Технологии контроля и управления политическими конфликтами 323
Сущность управления и контроля за конфликтами 323
Основные стратегии управления конфликтами 324
3. Этапы урегулирования и разрешения конфликтов 325
Критерии этапизации процесса управления конфликтами 325
Пошаговая этапизация конфликта 326
Техники переговорного процесса 330
ГЛАВА 23 ПРИНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 332
1. Принятие решений в сфере государственного управления 332
Понятие и основные подходы к принятию решений 332
Особенности сферы государственного управления 333
Особенности государства как субъекта принятия решений 335
2. Технологии формирования государственной политики 338
Политическое прогнозирование 338
Планирование и программирование 339
Технологии управления рисками 340
Кризисные технологии 342
3. Этапы принятия решений 344
Подготовительный этап принятия решений 344
Этап постановки целей 346
Этап реализации целей 348
ГЛАВА 24 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 349
1. Информационные технологии в принятии решений 349
Факторы формирования информационных технологий 349
Информационные технологии выработки и принятия решений 350
Технологии функционального преобразования информации и принятия решений 352
Особенности технологий на информационном рынке 354
Стратегии поведения государства на информационном рынке 355
2. Технологии агитационно-пропагандистского и маркетингового типа 356
Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа 356
Технологии паблик рилейшнз (ПР) 357
Информационные технологии создания имиджа 359
Политическая реклама 361
3. Компьютерные технологии на информационном политическом рынке 364
Информационная революция и политика 364
Интернет как средство коммуникации 365
Содержание и технологии Интернета 367
ГЛАВА 25 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 367
1. Избирательный процесс и избирательная кампания 367
Избирательные системы 367
Избирательный процесс и избирательная кампания 369
Избирательные технологии 370
2. Структурные звенья избирательной кампании 371
Анализ предвыборной ситуации 371
Стратегия избирательной кампании 372
Адресные группы 374
Имидж кандидата 375
3. Тактика избирательной кампании 377
Тактические технологии в избирательных кампаниях 377
Конкурентная борьба в избирательном процессе 379
СЛОВАРЬ 381.

Федеральному центру комфортнее постоянно ротировать, менять губернаторов, но это тоже не всегда спасает. Слишком частые замены – бардак и начало разбалансировки системы контроля. Для власти вторые туры при нынешней ситуации – гарантированное поражение. Логично предположить, что власти их выгоднее отменить и перейти к системе относительного большинства. Есть регионы, где побеждали сильные оппозиционные лидеры типа Сергея Левченко в Иркутской области в 2015 г., но таких регионов мало, не в каждом есть лидер оппозиции».

Дмитрий Бадовский, председатель совета директоров фонда «Институт социально-экономических и политических исследований»

«Проблемы на губернаторских выборах в основном возникли там, где на выборы шли давно находящиеся у руля люди, по отношению к которым накопились усталость и раздражение. Большинство же молодых технократов на губернаторских выборах избрались спокойно, хотя иногда, например в Новосибирской, Амурской областях или в Алтайском крае, для этого пришлось сильно управлять конкурентностью и линейками кандидатов от оппозиционных партий. В последнее время на посты губернаторов пришли молодые менеджеры, которые раньше не были замечены в политическом управлении. Избиратели, когда голосовали во вторых турах за прежде неизвестных кандидатов, просто могли провести аналогию с молодыми губернаторами в других регионах. Теперь в двух регионах будут новые врио, а во Владимирской области и Хабаровском крае будут создаваться дополнительные шаги для безопасности и стабильности управления – от повышения квалификации для новых губернаторов до построения управленческих команд и большего контроля со стороны федерального центра.

Пенсионная реформа и другие негативные для социально-экономических настроений факторы уже привели к снижению рейтингов власти, теперь они реализовались и на выборах. Модель вторых туров во всех случаях была протестной: рост явки за счет протестного электората, голосование не столько за нового руководителя территории, сколько против прежнего и «против всех и всего» одновременно. Для политической системы в целом и для ее будущего важно и хорошо, что протест реализуется электорально, а не на улице и абсорбируется системными парламентскими оппозиционными партиями.

Предстоит обновление партийно-политической системы перед выборами в Госдуму 2021 г. Партийная система будет реструктуризироваться и укрупняться примерно до 20–-25 партий. Партии второго эшелона, которые уже частично – по крайней мере на левом фланге – проявляли себя на последних выборах, получат новые шансы и станут средой для выдвижения новых политиков. Период обновления ждет и нынешние парламентские партии, пока же процесс обновления запущен только в «Единой России». В процессе смены поколений в оппозиционных парламентских партиях власть усилит работу с ними для выращивания и подготовки кадрового резерва, в том числе и на региональном уровне».

Андрей Колесников, руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги

«Это пока еще не выборы, это демонстрация жителями конкретных регионов недовольства ситуацией в стране и на их территории. Выбора здесь нет, потому что нет отличий между кандидатами – ни идеологических, ни содержательных. Они все встроены в систему, просто в большей или меньшей степени. ЛДПР не оппозиционная партия, а один из действующих механизмов администрации президента, то же самое КПРФ.

Удивительно, до какой степени администрации разных уровней с таким тупым упрямством настаивают на согласованных кандидатах и пытаются отсечь несогласованных. Какая разница? Все эти кандидаты одинаковые. Согласовали бы того же Андрея Ищенко в Приморье – он бы выиграл выборы и тут же заявил, что полностью присягает Путину и готов встроиться в систему. По сути все кандидаты провластные, но администраторы выборов разных уровней продавливают согласованного человека, вместо того чтобы страховаться.

Реальную конкуренцию убил муниципальный фильтр и другие механизмы. Сейчас это, с одной стороны, борьба нанайских мальчиков. Однако с другой стороны, эти выборы играют роль социологического барометра – люди недовольны, и поэтому такой результат. Свою роль сыграла и пенсионная реформа, которая стала триггером и для других накопившихся причин.

Технологически понятно, что делать власти, – считать всех кандидатов, допущенных к выборам, своими. Что делать содержательно, сказать пока сложно. До парламентских выборов осталось три года, а у нас не переформатированы партии, нет преемников нынешних лидеров. Если в 2021 г. «Единая Россия» проиграет выборы, то считать ли это поражением власти в целом, или если будет баланс между «Единой Россией» и квазиоппозицией, то это тоже победа власти?

Есть еще один фактор – раньше, если Путин с кем-то встречался, фотографировался, то этот кандидат побеждал. На Андрее Тарасенко в Приморье эта схема дала сбой. Харизмы Путина стало не хватать, чтобы вытаскивать кандидатов. Поэтому автоматизм голосования за власть может быть утрачен к 2021 г., люди могут почувствовать вкус к хождению на участки и голосованию хотя бы за разрешенные партии и кандидатов».

Константин Костин, председатель правления Фонда развития гражданского общества

«Я бы сказал, что мы увидели подтверждение гипотезы о проклятии второго тура, когда действующий губернатор обычно проигрывает. Во втором туре происходит резкий отток ситуативного электората, и даже не важен результат, с которым человек вышел во второй тур. Этот ситуативный электорат всегда присоединяется к тому, кого считает победителем, в первом туре это действующий руководитель, а во втором – его оппонент. Произошел рост протестной мобилизации, и все эти люди проголосовали за альтернативных кандидатов. А поскольку еще и явка во вторых турах повыше на 4–5%, то, соответственно, этот прирост дал в плюс оппозиционерам 8–10% голосов.

Власти не нужно доводить дело до вторых туров, там же, где они могут случиться, надо внимательно смотреть на конкурентов – чтобы они были способны руководить регионом. Нужно дорабатывать систему мониторинга за территориями, чтобы предвидеть подобные ситуации кризисного характера. За несколько месяцев до выборов из четырех этих регионов только Хакасия считалась проблемной.

Такое голосование стало реакцией на пенсионную реформу. Если бы вдруг при помощи административных методов продавили победу кандидатов от власти, то сегодня было бы огромное возмущение, в том числе со стороны ЛДПР и КПРФ. А им в среду предстоит голосовать во втором чтении за пенсионную реформу. Так что если единственная цена за спокойное прохождение пенсионного законопроекта – это ситуативное падение рейтинга «Единой России» и судьба четырех не очень популярных губернаторов, то это очень удачное разрешение кризисной ситуации. Можно сказать, сэкономили на отступных и дешево отделались».

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений

Москва 2003
УДК 32.001

ББК 66.0

Рецензенты:

А. Ю. Мельвиль

доктор философских наук, профессор В. И. Коваленко

Соловьев А.И.

С60 Политология: Политическая теория, политические технологии:

Учебник для студентов вузов/А. И. Соловьев -М.: Аспект Пресс,

2003. – 559 с.

ISBN 5-7567-0133-8.

В данном издании освещаются важнейшие проблемы политической науки, традиционно включаемые в фундаментальные курсы зарубежных и отечественных университетов. Наряду с этим в книге раскрываются основные технологии, используемые при проведении выборов, организации информационных кампаний и обеспечении других задач в реальном политическом процессе.

Для студентов высших учебных заведений.

УДК 32.001

ББК 66.0

ISBN 5-7567-0133-8 © «Аспект-Пресс», 2000, 2001, 2003

Все книги издательства «Аспект Пресс» на сайте

www.aspectpress.ru

ВВЕДЕНИЕ

С незапамятных времен политика была и остается важнейшим источником и механизмом организации совместной жизни людей, мощным орудием целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и жизни человеческого сообщества в целом. Вместе с тем она и поныне является едва ли не самым таинственным и многоликим явлением, многие парадоксы и противоречия которого человек так и не смог расколдовать за многие тысячелетия своей истории.

Еще древнегреческие мыслители говорили об «обреченности» человека жить в политическом пространстве. В справедливости этих мыслей приходится убеждаться и сегодня , поскольку в современном мире ни один из живущих на земле людей не может прямо или косвенно не включаться в сложные и противоречивые процессы перераспределения общественных ресурсов или изменения социального положения различных слоев населения, совершаемые государственной властью. Но, по-своему регулируя социальные процессы, политика демонстрирует обществу не только свой гуманизм, облик власти, заботящейся о своих гражданах и судьбах отечества. Нередко она предстает и как весьма жесткий механизм борения и конкуренции людей за жизненные ресурсы, не брезгующий при этом ни принуждением, ни насилием.

Люди всегда пытались рассекретить историческое движение политики, разобраться в ее хитросплетениях и противоречиях, изучить законы ее развития и на этой основе понять собственные возможности управления этой социальной материей. Пройдя долгий путь развития, наука накопила множество бесценных наблюдений , открыла важнейшие зависимости в сфере формирования государственной власти. Этот корпус научных знаний, бесценный опыт человечества, запечатленный в учениях и доктринах, не раз становился основой множества социальных и политических преобразований.

Современная политическая наука – вечно развивающееся знание, процесс бесконечного обновления и уточнения тех представлений, которые человек обрел, изучая мир власти. Здесь нет заскорузлых истин, справедливых для всех времен и народов, сконструированных раз и навсегда, отныне и до веку. Политология – это сложный и подвижный корпус представлений , где накопленный опыт переплетается с поисковым и опережающим знанием, выводами экспериментального характера. В ней постоянно сосуществуют множественные подходы, с разных сторон описывающие политическую динамику. Пытаясь глубже высветить ее закономерности, наука постоянно обновляет теоретические образы власти, способы объяснения поведения людей в сфере распределения государственных ресурсов и полномочий. От описания жизни царей, правителей, героев и иных лиц, многие века находившихся на авансцене политической жизни, политическая мысль постепенно сосредоточилась на изучении поведения групповых субъектов, своеобразии политических культур, психологических настроений и поведения людей. Благодаря усложнению своего научного инструментария, эта отрасль научного знания стала столь же сложной и одновременно такой же подвижной, как и сама политика.

Но постоянное обновление корпуса научных знаний – не самоцель политологии. Без научных представлений о политическом мире и сам человек не может не только приспособиться к жизни в сложноорганизованном мире, но и лучше понять свои гражданские права и свободы, осознать свою ответственность перед государством, увидеть возможности использования силы государственной власти для реализации собственных интересов, умножения и обогащения потребностей. Поэтому политическую науку мы вправе рассматривать и как необходимое условие политической социализации личности, средство ее включения в сложный мир властных отношений.

Не случайно в развитых демократических странах политическая наука давно стала не просто органической частью научного знания как такового , но и неотъемлемым элементом организации всей духовной жизни общества. Она является не только авторитетной научной дисциплиной, которая читается практически во всех сколько-нибудь крупных университетах, но и мощным орудием формирования гражданского общества.

В России политическая мысль долгое время развивалась, как и в остальном мире. В XIX – начале XX в. многие имена российских ученых стояли вровень с выдающимися умами того времени. Но советская власть надолго устранила политическую власть из предметной области научного знания. Идеологемы, социальные миражи коммунизма, обелявшие диктатуру большевиков и корыстных правителей, заняли это место. И сегодня еще немало тех, кто желает под видом реформ лишить людей и особенно молодежь возможности систематически изучать законы обустройства власти в современном обществе, разбираться в механизмах принятия решений, больше узнавать о своих гражданских правах и средствах их обеспечения.

Сегодня российская политология интенсивно развивается , преодолевает традиции, унаследованные ею от тоталитарного прошлого, органично включается в мировую науку. Уточняется ее предмет, отношения с философией, социологией, юриспруденцией, другими гуманитарными науками. Политическая наука и учебная дисциплина неуклонно сближаются, кристаллизуя в своих выводах самые ценные и значимые выводы и наблюдения.

Данный учебник ориентирован на студентов университетов и других высших учебных заведений. В нем автор использовал наиболее распространенные идеи и подходы, употребляемые при построении учебных курсов в западных университетах, а также в МГУ им. М. В. Ломоносова. В подготовке книги принял участие ряд специалистов, работающих в разных областях политической науки. Так, гл. 25 написана кандидатом философских наук Г. В. Пушкаревой, а § 2 гл. 21 и § 3 гл. 24 кандидатом политических наук С. Г. Туронком.

Автор выражает благодарность коллегам с кафедры политической социологии Института государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. Автор благодарен также профессорам А. Ю. Мельвилю и В. И. Коваленко за ценные замечания, высказанные при обсуждении данной работы.

ПОЛИТОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, А. И.СОЛОВЬЕВ

Рецензенты:

А. Ю. Мельвиль

доктор философских наук, профессор В. И. Коваленко

В данном издании освещаются важнейшие проблемы политической науки, традиционно включаемые в фундаментальные курсы зарубежных и отечественных университетов. Наряду с этим в книге раскрываются основные технологии, используемые при проведении выборов, организации информационных кампаний и обеспечении других задач в реальном политическом процессе.

Для студентов высших учебных заведений.

ВВЕДЕНИЕ

С незапамятных времен политика была и остается важнейшим источником и механизмом организации совместной жизни людей, мощным орудием целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и жизни человеческого сообщества в целом. Вместе с тем она и поныне является едва ли не самым таинственным и многоликим явлением, многие парадоксы и противоречия которого человек так и не смог расколдовать за многие тысячелетия своей истории.

Еще древнегреческие мыслители говорили об «обреченности» человека жить в политическом пространстве. В справедливости этих мыслей приходится убеждаться и сегодня, поскольку в современном мире ни один из живущих на земле людей не может прямо или косвенно не включаться в сложные и противоречивые процессы перераспределения общественных ресурсов или изменения социального положения различных слоев населения, совершаемые государственной властью. Но, по-своему регулируя социальные процессы, политика демонстрирует обществу не только свой гуманизм, облик власти, заботящейся о своих гражданах и судьбах отечества. Нередко она предстает и как весьма жесткий механизм борения и конкуренции людей за жизненные ресурсы, не брезгующий при этом ни принуждением, ни насилием.

Люди всегда пытались рассекретить историческое движение политики, разобраться в ее хитросплетениях и противоречиях, изучить законы ее развития и на этой основе понять собственные возможности управления этой социальной материей. Пройдя долгий путь развития, наука накопила множество бесценных наблюдений, открыла важнейшие зависимости в сфере формирования государственной власти. Этот корпус научных знаний, бесценный опыт человечества, запечатленный в учениях и доктринах, не раз становился основой множества социальных и политических преобразований.

Современная политическая наука – вечно развивающееся знание, процесс бесконечного обновления и уточнения тех представлений, которые человек обрел, изучая мир власти. Здесь нет заскорузлых истин, справедливых для всех времен и народов, сконструированных раз и навсегда, отныне и до веку. Политология – это сложный и подвижный корпус представлений, где накопленный опыт переплетается с поисковым и опережающим знанием, выводами экспериментального характера. В ней постоянно сосуществуют множественные подходы, с разных сторон описывающие политическую динамику.

Пытаясь глубже высветить ее закономерности, наука постоянно обновляет теоретические образы власти, способы объяснения поведения людей в сфере распределения государственных ресурсов и полномочий. От описания жизни царей, правителей, героев и иных лиц, многие века находившихся на авансцене политической жизни, политическая мысль постепенно сосредоточилась на изучении поведения групповых субъектов, норм и институтов власти, своеобразии политических культур, психологических настроений и поведения людей. Благодаря усложнению своего научного инструментария, эта отрасль научного знания стала столь же сложной и одновременно такой же подвижной, как и сама политика.

Но постоянное обновление корпуса научных знаний – не самоцель политологии. Без научных представлений о политическом мире и сам человек не может не только приспособиться к жизни в сложноорганизованном мире, но и лучше понять свои гражданские права и свободы, осознать свою ответственность перед государством, увидеть возможности использования силы государственной власти для реализации собственных интересов, умножения и обогащения потребностей. Поэтому политическую науку мы вправе рассматривать и как необходимое условие политической социализации личности, средство ее включения в сложный мир властных отношений.

Не случайно в развитых демократических странах политическая наука давно стала не просто органической частью научного знания как такового, но и неотъемлемым элементом организации всей духовной жизни общества. Она является не только авторитетной научной дисциплиной, которая читается практически во всех сколько-нибудь крупных университетах, но и мощным орудием формирования гражданского общества.

В России политическая мысль долгое время развивалась, как и в остальном мире. В XIX – начале XX в. многие имена российских ученых стояли вровень с выдающимися умами того времени. Но советская власть надолго устранила политическую власть из предметной области научного знания. Идеологемы, социальные миражи коммунизма, обелявшие диктатуру большевиков и корыстных правителей, заняли это место. И сегодня еще немало тех, кто желает под видом реформ лишить людей и особенно молодежь возможности систематически изучать законы обустройства власти в современном обществе, разбираться в механизмах принятия решений, больше узнавать о своих гражданских правах и средствах их обеспечения.

Сегодня российская политология интенсивно развивается, преодолевает традиции, унаследованные ею от тоталитарного прошлого, органично включается в мировую науку. Уточняется ее предмет, отношения с философией, социологией, юриспруденцией, другими гуманитарными науками. Политическая наука и учебная дисциплина неуклонно сближаются, кристаллизуя в своих выводах самые ценные и значимые выводы и наблюдения.

Данный учебник ориентирован на студентов университетов и других высших учебных заведений. В нем автор использовал наиболее распространенные идеи и подходы, употребляемые при построении учебных курсов в западных университетах, а также в МГУ им. М. В. Ломоносова. В подготовке книги принял участие ряд специалистов, работающих в разных областях политической науки. Так, гл. 25 написана кандидатом философских наук Г. В. Пушкаревой, а § 2 гл. 21 и § 3 гл. 24 кандидатом политических наук С. Г. Туронком.

Автор выражает благодарность коллегам с кафедры политической социологии Института государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. Автор благодарен также профессорам А. Ю. Мельвилю и В. И. Коваленко за ценные замечания, высказанные при обсуждении данной работы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»