Идеалисты в философии. Идеализм в философии - это духовное начало

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea - понятие, представление) - философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии - вопроса об отношении сознания (мышления) к бытию (материи). Идеализм, вопреки науке, признает первичным сознание, дух и считает материю, природу вторичными, производными. В этом отношении идеализм совпадает с религиозным мировоззрением, с точки зрения которого природа, материя порождены неким сверхъестественным, духовным началом (богом).

Абсолютный идеализм (СЗФ.ЭС, 2009)

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - течение англо-американской философии конца 19 - начала 20 веков. Понятие абсолютной реальности, или абсолюта, сформировалось в классической нем. философии. Согласно Ф.В.Й. Шеллингу и Г.В.Ф. Гегелю , атрибут абсолюта - гармоничное примирение противоположностей. Однако в их системах понятие абсолюта содержало неявное противоречие, которое не замедлило обнаружиться при дальнейшей эволюции философских идей. Это противоречие между принципом историзма, согласно которому «дух» становится абсолютным в процессе исторического развития, и самим понятием абсолюта как вневременной полноты бытия и совершенства. Приверженцы абсолютного идеализма отказались от историзма во имя последовательной концепции абсолюта. Вместе с тем в понимании абсолютной реальности у них не было единодушия. Разногласия между ними можно свести к трем позициям. Первая представлена британскими неогегельянцами ( ) Ф.Г. Брэдли и Б.Бозанкетом, вторая - сторонником персонализма Дж. Э. Мак-Таггартом, третья - Дж. Ройсом...

Трансцендентальный идеализм

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Опираясь на разъяснения Канта относительно понятия «трансцендентальное», Гуссерль придал ему более широкий и радикальный смысл. В книге «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» он писал: «Слово «трансцендентальная философия» со времен Канта получило распространение как всеобщее обозначение для универсального философствования, которое ориентируется на кантовский его тип.

Трансцендентальный идеализм

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ (transzendentaler Idealismus) - философское учение И. Канта, гносеологически обосновывающее его систему метафизики, которую он противопоставлял всем иным метафизическим системам (см. Трансцендентальное). По Канту, «трансцендентальная философия должна сначала решить вопрос о возможности метафизики и, следовательно, должна ей предшествовать» (Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 54).

Материализм и идеализм

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ (фр. materialisme; idealisme) - с точки зрения материализма два главных философских направления. борьба между которыми воздействует на развитие психологической мысли на протяжении всей ее истории. Материализм исходит из принципа первичности материального бытия, вторичности духовного, психического, которое рассматривается как произвольное от внешнего мира, независимого от субъекта и его сознания.

Абсолютный идеализм (НФЭ, 2010)

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - направление в британской философии, возникшее во второй половине 19 в., иногда также называемое, хотя и не совсем точно, британским неогегельянством. Абсолютный идеализм имел сторонников и в американской философии. Непосредственными предшественниками абсолютного идеализма явились английские романтики (в первую очередь С.Т. Кольридж), а также Т. Карлейль, которые стимулировали среди профессиональных философов интерес к спекулятивной объективно-идеалистической метафизике. Немецкий идеализм (причем не только в гегелевском варианте) прежде всего становится популярным в Шотландии, где в середине 19 в. Позитивизм и утилитаризм не были столь влиятельны, как в Англии. В Северной Америке распространение немецкого идеализма вначале связано с деятельностью группы трансценденталистов, а затем было продолжено Сент-Луиским философским обществом во главе с У. Харрисом...

Идеализм (Грицанов)

ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme от rp. idea - идея) - термин, введенный в 18 в. для интегрального обозначения философских концепций, ориентированных в интерпретации мироустройства и миропознания на семантическое и аксиологическое доминирование духовного. Первое употребление термина И. - в 1702 Лейбницем при оценке философии Платона (в сравнении с философией Эпикура как материализмом). Распространение получает в конце 18 в. после эксплицитной постановки в рамках французского материализма так называемого "основного вопроса философии" как вопроса о соотношении бытия и сознания.

Идеализм (Кириленко, Шевцов)

ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea - идея) - одно из основных направлений в философии, сторонники которого признают исходным, первичным, субстанцией дух, идею, сознание. Термин И. был введен немецким философом Лейбницем в начале XIX в. Образцом и родоначальником идеалистического направления в философии был для Лейбница Платон. Предшественником платоновского И. считается пифагореизм. Идеальное первоначало именовалось по-разному: его называли идеей, сознанием, Богом, Абсолютом, мировой волей, абсолютной идеей, Единым, Благом.

Идеализм - основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира.

Все философы-идеалисты признают, что бытие зависит от сознания, зависит от сознания, но они по-разному объясняют, каким образом сознание порождает бытие. В идеализме выделяют две основные формы:

  • - объективный идеализм, рассматривающий сознание как внеприродное, сверхчеловеческое, объективное духовное первоначало, создающее весь мир, природу и человека.
  • - субъективный идеализм, понимающий бытие не как существующую вне человеческого сознания объективную реальность, а лишь как продукт активности человеческого духа, субъекта.

Французский материалист Д. Дидро в 1749 г. назвал идеализм "самой абсурдной из всех систем". Но исторические, гносеологические и социальные истоки идеализма очень глубоки, и к тому же это направление считали основным многие гениальные философы.

Исторические корни идеализма - присущий мышлению первобытных людей антропоморфизм, очеловечивание и одушевление всего окружающего мира. Природные силы рассматривались по образу и подобию человеческих поступков, обусловленных сознанием и волей. В этом идеализм, особенно объективный, тесно связан с религией.

Гносеологический исток идеализма - способность человеческого мышления к теоретическому познанию. В самом его процессе возможен отрыв мысли от действительности, уход ее в сферу воображения. Образование общих понятий (человек, добро, истина, сознание) и возрастающая степень абстрагирования необходимы в процессе теоретического мышления. Отрыв этих понятий от материальных предметов и оперирование ими как самостоятельными сущностями приводит к идеализму. Гносеологические корни данного направления уходят далеко историю. Когда общество начало расслаиваться на классы, умственный труд стал отличительной особенностью, привилегией господствующего населения. В этих условиях они монополизируют умственный труд, руководят политикой, а материально-производственная деятельность становится уделом трудящихся масс. Такое положение создало иллюзию, что идеи - главная определяющая сила, а обычный материальный труд - нечто низшее, вторичное, зависимое от сознания.

В Древней Греции Пифагор (580-500 до н.э.) считал числа самостоятельными сущностями вещей, а сущностью Вселенной - гармонию чисел. Родоначальником философской системы объективного идеализма считается Платон (427-347 до н.э.). Он утверждал, что помимо мира вещей есть еще мир идей, которые человек может видеть лишь "очами разума". В этом мире существуют идеи шара, амфоры, человека, а конкретные медные шары, глиняные амфоры, живые люди - лишь материальные воплощения идей, их несовершенные тени. То, что все принимают за настоящий мир, на самом деле только тень скрытого от человечества мира идей, духовного мира. Для Платона мир идей был божественным царством, в котором до рождения человека обитает его бессмертная душа. Попадая на землю и временно находясь в смертном теле, душа вспоминает о мире идей, именно в этом состоит истинный процесс познания. Идеализм Платона критиковал его гениальный ученик Аристотель (384-322 до н.э.): "Платон мне друг, но истина дороже!". Аристотель считал материю вечной, несотворимой и неуничтожимой

Идеи объективного идеализма в новое время развивал немецкий философ Г.Лейбниц (1646-1716). Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов, монад, активных и самостоятельных, способных к восприятию и сознанию. Монада в этой системе индивидуальный мир, зеркало кдиной и бесконечной Вселенной. Установленная богом гармония дает монадам единство и согласованность. Низшие из них обладают лишь смутными представлениями об окружающем мире (горы, вода, растения), сознание животных достигают степени ощущения, а у человека - разума.

Высшей степени развития объективный идеализм достиг в философии Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831). Основой всего существующего Гегель считал Мировой Разум, который он называл Абсолютной Идеей или Абсолютным Духом. Абсолютная Идея постоянно развивается, порождая систему понятий. В процессе своего развития она обретает материальную оболочку, выступая сначала в виде механических явлений, потом химических соединений, и в итоге порождает жизнь и человека. Вся природа - "Царство окаменевших понятий". С появлением человека Абсолютная Идея пробивается материальную оболочку и начинает существовать в своей собственной форме - сознания, мышления. С развитием человеческого сознания Идея все больше освобождается от материи, познавая себя и возвращаясь в себя. Идеализм Гегеля проникнут идеей развития, диалектики. Объективный идеализм отрывает общие понятия, законы от конкретных единичных вещей и явлений, абсолютизируя идеи, и объясняя их как первосущности мира.

Субъективный идеализм доказывает зависимость бытия от сознания человека, отождествляя наблюдаемые явления и предметы с ощущениями и восприятиями. "Единственная реальность - сознание самого субъекта, а мир - только проекция этого сознания вовне".

Классический вариант субъективного идеализма - учение английского епископа Джорджа Беркли (1685-1753). По его мнению, все вещи на самом деле - просто устойчивые комбинации ощущений. Рассмотрим его теорию на примере яблока. Комплекс чувств отображаемый сознанием: красное, твердое, сочное, сладкое. Но развитие такой идеи привело бы к выводу, что в мире не существует вообще ничего, кроме ощущений. Эта крайность называют солипсизмом (лат. solus - "один", лат. ipse - "сам"). Пытаясь избежать солипсизма, Беркли утверждал, что ощущения не возникают у нас произвольно, а вызываются воздействием Бога на душу человека. Таким образом, каждый раз углубление и отстаивание субъективного идеализма рано или поздно приводит к переходу к религии и объективному идеализму.

В современной философии к субъективно-идеалистическим воззрениям близки экзистенциалисты С. Кьеркегор (1813-1855), Л. Шестов(1866-1938), Н. Бердяев (1874-1848), М. Хайдеггер (1889-1976), Г. Марсель (1889-1973), Ж.П. Сартр(1905-1980), А. Камю (1913-1960). Исходным у экзистенциалистов является не сущность (essentia) объективного мира, а существование (exsistentia) отдельного человека с его чувствами, переживаниями. Поэтому задача философии - не исследование бытия как сущности мира, а открытие смысла существования человека, подлинной экзистенции. Лишь через понимание смысла своего существования человек может судить о том, что находится вне его, в окружающем мире. Научное познание вещей, пишет К. Ясперс, не может ответить на вопрос о смысле жизни и смысле самой науки. Для экзистенциалистов, истинной формой философского познания является интуиция, прямое видение смысла рассматриваемой реальности, представляющей собой субъективные переживания личности. Они различают подлинное и неподлинное существование человека в мире: подлинное - свободное, где человек будет сам принимать решения и отвечать за свои поступки; неподлинное - погружение индивида в повседневность. К субъективному идеализму тесно примыкает другое философское направление ХХ века - персонализм (лат. persona - "личность"). Персоналисты рассматривают человека в двух аспектах: духовном - человек-личность и материальном - человек-индивид. Человек-личность, потому что он располагает свободной и разумной духовной первоосновой, свободой выбора и независимостью от мира. Человек-индивид частица материи, то есть природы и общества, подчиняется их законам. Но если человек-индивид подчинен обществу, государству, то человек-личность подчинен только богу. Это, по мнению персоналистов, доказывает необходимость религии, соединяющей человека с верховной, божественной Личностью и раскрывает тайны бытия.

Часто идеализм с трудом согласуется с реальной жизнью, но его нельзя рассматривать как совокупность сплошных заблуждений. В идеалистических учениях немало идей, играющих большую роль в развитии человеческой культуры.


Идеализм - антинаучное направление в философии, которое при разрешении основного вопроса философии:- вопроса об отношении мышления к бытию - в противоположность материализму за первичное берёт сознание, дух и отрицает, что сознание есть продукт материи. Идеализм считает мир воплощением. «сознания», «абсолютной идеи», «мирового духа». Согласно идеализму реально существует лишь наше сознание, а материальный мир, бытие, природа есть лишь продукт сознания, ощущений, представлений, понятий.

Идеалистическое направление в философии распадается на две основные разновидности: субъективный идеализм и «объективный» идеализм. Идеализм, субъективный берёт за основу существующего ощущение, представление, сознание отдельного индивидуума, субъекта. Этот вид идеализма связан прежде всего с именем английского епископа (см.). Субъективный идеализм отрицает, что за ощущениями находятся реальные, независимые от человека предметы, которые действуют на наши органы чувств и вызывают в нас определённые ощущения. Эта точка зрения с неизбежностью ведёт к солипсизму. Общественная практика, которая на каждом шагу убеждает нас в том, что человеческие ощущения, восприятия, представления отражают реально существующие предметы, убедительное всего показывает антинаучный характер субъективного идеализма как одной из форм идеалистической философии.

В отличие от субъективного идеализма идеализм «объективный» берёт за основу существующего не личное, не субъективное сознание, а некое мистическое, «объективное» сознание, сознание вообще: «мировой разум», «универсальную волю» и т. д., существующие, по мнению «объективных» идеалистов, самостоятельно, независимо от человека. На самом деле никакого объективного, т. е. существующего независимо от людей, сознания нет и не может быть. Идеализм тесным образом связан с религией и приводит так или иначе к идее бога.

Идеализм - верный союзник и помощник религии. Указывая, что идеализм есть поповщина, Ленин подчёркивает вместе с тем, что «идеализм философский есть дорога к поповщине через один из оттенков бесконечно сложного познания (диалектического) человека». Идеализм имеет свои корни в общественной жизни, а также в самом процессе познания. В самом процессе познания, в процессе обобщения явлений есть возможность отрыва сознания от действительности, возможность превращения общих понятий в абсолют, оторванный от материи и обожествлённый.

Так, например, говоря о соотношении реально существующих яблок, груш, земляники, миндаля и их общего понятия «плод», «объективный» идеалист считает это абстрагированное от реальной действительности понятие («плод») основой самого существования: этих яблок, груш, земляники, миндаля. Точно так же субъективный идеализм на том основании, что без ощущений невозможно познать предметы, превращает ощущение в единственную реальность, отрицая существование внешнего мира.
Социальными условиями возникновения философского идеализма являются отделение умственного труда от физического, появление классов и эксплуатации. Идеалистическое объяснение явлений природы развивалось преимущественно идеологами реакционных классов. Поэтому, как правило, философский идеализм играл в истории общества реакционную роль: он боролся против прогрессивных сил, против демократии и науки.

Идеализм зародился в глубокой древности. Представителем древнегреческого «объективного» идеализма был (см.), выражавший интересы рабовладельческой аристократии, ярый противник античной демократии. Платон объявил, что настоящий мир - это особый, сверхчувственный мир идей, а мир реальных вещей - мир теней, мир бледных отблесков идей. В феодальном обществе господствовала идеалистическая религиозная схоластика, которая превратила философию в служанку богословия. В период разложения феодализма и развития буржуазных отношений революционная буржуазия стран, более развитых в экономическом отношении (Англия, Голландия), выдвигает целый ряд философов-материалистов ( - см., - см., - см. и др.). Формами борьбы идеализма против материализма английских философов явились в эпоху утверждения капиталистических" отношений в Англии субъективный идеализм Беркли и скептицизм (см.).

Как аристократическая реакция на французскую революцию и французский материализмXVIIIв. в Германии складывается в XVIII в. и в первой трети XIX в. идеалистическая философия: (см.), (см.), (см.), (см.). Гегель довёл философский идеализм до крайнего его выражения: но Гегелю, всё есть идея или инобытие идеи. Гегель был последним представителем той идеалистической философии, в которой попреки идеализм имелись не которые прогрессивные элементы («рациональное зерно» гегелевской диалектики).

Большую роль в борьбе против философского идеализма сыграли русские материалисты XVIII и XIX вв. - (см.), (см.), (см.), (см.), (см.), (см.), (см.), (см.) и др.

В своём дальнейшем развитии идеалистическая философия вырождается, заимствуя из философских систем прошлого самые реакционные и мистические теории. Особенно реакционный характер принимает идеалистическая философия в эпоху империализма. В конце XIX и начале XX в. получил распространение эмпириокритицизм Маха, и Авенариуса, возродивший беркле-анство.

Подвергая махизм сокрушительной критике, Ленин писал, что «за гносеологической схоластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть борьбы партий в философии, борьбы, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества». Но никогда ещё идеалистическая философия не находилась в состоянии такого маразма и гниения, как современная буржуазная философия. Гитлеризм, основывавшийся на идеалистической философии, показал, в какой ту-шик способны привести и привели целые народы антинаучные, реакционные взгляды на развитие общества. Об этом же свидетельствует идеалистическая философия идеологов современных империалистов США и других стран, идущих по стопам гитлеризма.

Ренегаты и предатели рабочего класса всегда использовали и используют буржуазную философию как идейное оружие для обоснования ревизионизма и оппортунизма. Защищая идею сотрудничества классов, борясь против идеи пролетарской революции, ревизионизм отбрасывал материалистическую диалектику, пытаясь эклектически соединить учение Маркса с той или иной идеалистической философией. Современные оппортунисты из лагеря правых социалистов открыто проповедуют философский идеализм и из кожи лезут вон, чтобы опорочить ненавистный им всепобеждающий марксизм-ленинизм. Но тщетны все попытки идеалистов отстоять своё реакционное дело. Прогресс науки и победа сил демократии и социализма приводят к тому, что философский идеализм теряет одну позицию за другой. Гибель капитализма будет означать крушение социальных основ идеализма.

В объяснении общественных явлений все философы до Маркса и Энгельса, в том числе и домарксовские материалисты, стояли на идеалистических позициях, утверждая, что основными двигателями истории являются образованные люди, «герои», творящие историю без народа, что народ есть пассивная, инертная сила, неспособная подняться до исторической деятельности. На этих идеалистических позициях стояли русские народники -см., всякого рода мелкобуржуазные социалисты, анархисты и т. п.

Современные буржуазные философы с целью продлить существование умирающего капитализма используют самые реакционные идеалистические теории-расизм, католицизм и т. п. Маркс и Энгельс изгнали идеализм из последнего его убежища - из области науки об обществе. Марксизм указал истинные движущие силы общественного развития, открыв, что способ производства материальных благ является главной силой общественного развития, что творцом истории является народ, трудящиеся массы. Основоположники марксизма впервые создали последовательно-материалистическое мировоззрение, до конца враждебное идеализму. Возникновение марксистского философского материализма означало целую революцию в многовековой истории развития материалистической философии.

Во многом зависит от формулировки основного ее вопроса. Представления о содержании такого вопроса у философов различаются.

Основной вопрос философии

Так, Ф. Бэкон выделял в философии как основной - вопрос о расширении могущества человека над природой , благодаря познанию явлений окружающего мира и внедрению знания в практику.

Р. Декарт и Б. Спиноза в качестве основного вопроса философии выделяли вопрос о завоевании господства над внешней природой и совершенствования человеческой природы .

К. А. Гельвеций основным вопросом считал вопрос о сущности человеческого счастья.

Ж.-Ж. Руссо такой вопрос сводил к вопросу о социальном неравенстве и путях его преодоления.

И. Кант считал основным в философии вопрос о том, как возможно априорное знание, т. е. такое знание, которое добывается доопытным путем, а И. Г. Фихте данный вопрос сводил к вопросу об основоположениях всякого знания.

Для известного российского философа С. Л. Франка такой вопрос звучал так: что такое человек и каково его истинное назначение, а известный представитель французского экзистенциализма А. Камю считал, что в этом качестве выступает вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?

В современной отечественной философской мысли многими специалистами основным считается вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Такая постановка основного вопроса философии отражена в работе Ф. Энгельса “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”. В ней отмечено: “Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию” , и далее “философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечают они на этот вопрос” , т. е. на материалистов и идеалистов. Принято считать, что основной вопрос в такой постановке имеет две стороны. Первая — связана с ответом на вопрос о том, что первично — материя или сознание, а вторая сторона сопряжена с ответом на вопрос о познаваемости мира.

Вначале рассмотрим вопрос, относящийся к первой стороне основного вопроса философии.

Идеалисты

Что касается идеалистов, то они признают первичным идею, дух, сознание . Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который как бы примысливает реальность.

Материалисты

Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга.

Однако существуют и другие философские воззрения на соотношение материи и сознания. Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинского dualis — двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух).

Теперь выясним, как материалисты и идеалисты решают вопрос, относящийся ко второй стороне основного вопроса философии.

Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.

Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.

Философов, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками. Уступки агностицизму делают представители субъективного идеализма, которые сомневаются в возможностях познания мира или объявляют некоторые области действительности принципиально непознаваемыми.

Существование двух главных направлений в философии имеет социальные основания или источники и гносеологические корни.

Социальным основанием материализма можно считать потребность некоторых слоев общества в том, чтобы при организации и ведении практической деятельности исходить из опыта или опираться на достижения науки, а в качестве гносеологических его корней выступают претензии на возможность получения достоверных знаний об изучаемых явлениях мира.

К социальным основаниям идеализма можно отнести неразвитость науки, неверие в ее возможности, незаинтересованность в ее развитии и использовании результатов научных исследований определенных социальных слоев. К гносеологическим корням идеализма — сложности процесса познания, его противоречия, возможность отрыва наших понятий от реальной действительности, возведения их в абсолют. В. И. Ленин писал: “Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота... (вот) гносеологические корни идеализма” . Главный источник идеализма заключается в преувеличении значения идеального и в преуменьшении роли материального в жизни людей. Идеализм развивался в истории философии в тесной связи с религией. Однако философский идеализм отличается от религии тем, что облекает свои доказательства в форму теоретизирования, а религия, как отмечалось ранее, базируется на признании непререкаемого авторитета веры в Бога.

Материализм и идеализм представляют собой два течения в мировой философии. Они выражаются в двух различающихся типах философствования. Каждый из этих типов философствования имеет подтипы. Например, материализм выступает в форме стихийного материализма древних (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), механического материализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах) и диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.). Идеализм также заключает в себе два подтипа философствования в форме объективного идеализма (Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель) и субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант). Кроме того, в рамках названных подтипов философствования можно выделить особые школы с присущими им особенностями философствования. Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.

Рационализм

В качестве широко распространенной разновидности философствования выступает рационализм, который означает признание ценности и авторитета разума в познании и в организации практики. Рационализм может быть присущ как материализму, так и идеализму. В рамках материализма рационализм допускает возможность разумного объяснения всех процессов в мире. Философы, стоящие на позициях материалистического рационализма (К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и другие), полагают, что люди, опираясь на сознание, сформированное в них в ходе взаимодействия с природой, способны осуществлять познавательную деятельность, благодаря которой можно достичь адекватной осведомленности об объектах окружающего их мира и на этой основе рационально, т. е. разумно, оптимально, экономно организовать практику. Идеалистический рационализм, типичными представителями которого являются Ф. Аквинский, В. Г. Лейбниц и Г. В. Ф. Гегель, придерживаются того взгляда, что основу всего сущего составляет разум, который правит всем. При этом считается, что человеческое сознание, являющееся порождением высшего божественного разума, способно постигать мир и предоставлять возможность человеку действовать успешно.

Иррационализм

Противоположностью рационализма является иррационализм, который, принижая значение разума, отрицает правомерность опоры на него как в познании, так и в практике. Основанием взаимодействия человека с миром иррационалисты называют откровение, инстинкт, веру, бессознательное.

Помимо названных оснований, характер философствования может опосредоваться такими принципами, как монизм, дуализм и плюрализм. Монизм может быть как идеалистическим, так и материалистическим. Те, кто придерживаются идеалистического монизма, в качестве единого первоначала рассматривают Бога, или мировой разум, мировую волю. Согласно же материалистическому монизму в качестве первоначала всего сущего выступает материя. Монизму противостоит дуализм, признающий равноправие двух начал сознания (духа) и материи.

Философы, считающие равноправными самые разные точки зрения, называются плюралистами (от латинского pluralis — множественный). Допущение плюрализма при наличии высокой философской культуры в условиях неопределенности общественных целей и задач порождает возможность открытого обсуждения проблем, закладывает почву для полемики между теми, кто отстаивает разные, но правомерные на данный момент общественной жизни идеи, гипотезы и построения. В то же время формальное и жесткое использование этого принципа может создавать почву для уравнивания в правах истинных, подлинно-научных и ложных мнений и тем самым затруднять философствование как процесс поиска истины.

Многообразие типов и форм философствования, складывающихся на основе сочетания разных подходов к осмыслению явлений и процессов окружающего мира, помогает отыскивать ответы на многочисленные вопросы мировоззренческого, методологического и практического характера. Это превращает философию в систему знаний, полезных для решения как общественных, так и индивидуально-личностных задач. Обретение философией такого статуса делает необходимым ее изучение каждым образованным человеком. Ибо его жизненный успех интеллектуала проблематичен без приобщения к ней.

Что в философском смысле означает идеализм? Определение этого важного понятия в науке выглядит запутанным и туманным. Попробуем объяснить его доступным языком, самыми простыми словами. Идеализм в философии это …ммм… половинка яблока, если всю философию представить целым яблоком. А что же является второй половинкой? А вторая половинка – это материализм. Из этих двух половинок и складывается целое яблоко – яблоко философии.

Философы всех стран и народов, всех времён и поколений спорят по поводу, какая половинка лучше и какая важнее. Основной вопрос философии – что первично, бытие или сознание? Идея или материя? Важно много думать или много работать?

Ещё один вариант – объединение двух половинок, прямо как : признание их равноправия и одинаковой значимости – такое направление называется дуализм, оно пытается примирить две противоборствующие стороны.
Умное определение из словаря по философии не только ничего не объясняет, а, наоборот, ещё больше запутывает дополнительными непонятными словами. И всё же…всё же… давайте разберёмся.

Идеализм как философское понятие

Само слово, как философский термин, происходит от слова идея. Здесь важно не путать со словом идеал. Идеал – стремление к чему-то лучшему, совершенному. К философскому идеализму понятие идеала не имеет никакого отношения.

Это философское учение, это учение о духе, духовности, сознании, мышлении. Мысль, работа человеческого мозга, способы восприятия человеком окружающего мира – вот та база, на которой оно и выстраивается.
Философы – идеалисты полагают, что человеческий дух определяют жизнь человека, его мировоззрение, а главное – быт (бытие). В противовес материализму, они считают, что идеи и мысли человека формируют его окружение, его материальный мир.

Что такое человеческое сознание, как оно влияет на восприятие? Существует ли всеобщий разум, формирующий материальность? Как соотносятся между собой сознание отдельного человека с о всеобщим, всеохватывающим разумом? Эти вопросы задавались и задаются идеалистами, предпринимаются постоянные попытки их осмыслить и получить на них ответы.

Основные направления

Философы – идеалисты в своём понимании мира не едины и внутри идеалистического философского течения они разделились.

Сторонники объективного идеализма признают реальность существования материального мира, реальность существования сознания каждого индивида и существование всеобщего разума, идеи, некой разумной субстанции, формирующей всё сущее и влияющей на развитие человеческого сознания и на развитие материального мира.

Субъективные идеалисты считают, что всё зависит только от мышления и восприятия самого индивида. Внутреннее содержание человека, его мысли, его отношения определяют его реальность. Для каждого человека, по мнению субъективистов, существует своя собственная реальность, которая определяется его способностью воспринимать и мыслить. Ощущения и их комбинации определяют предметы реального, видимого и осязаемого человеком мира. Можно сказать проще – нет ощущений, нет мира, нет реальности.

Этапы становления

История возникновения идеализма как философского направления большая и сложная. Его развитие – это своеобразное отражение развития общественного определённой эпохи.

Основные формы этого учения, впоследствии получившие развитие, возникли ещё в Древней Греции. Платона считают отцом объективного идеализма. В его «Диалогах» озвучиваются идеи ограниченности человеческого разума и идеи существования разума всеобщего, универсального, «разума богов».

Средневековый вариант этого направления философии развивался в направлении усвоения греческой модели. Бог описывается в это время как идея абсолютной истины, абсолютного блага. Независимые от церковных взгляды в то время жёстко карались, и философия выстраивалась под контролем церкви. Яркий представитель этого периода — Фома Аквинский.

Субъективный идеализм развился позже, в 18 веке, когда появилась возможность самоосознания человека как личности. Представители этого направления – Фихте, Беркли, Юм.
Своего расцвета он достиг в немецкой классической философии конца 18 начало 19 века – обоснование идеалистической диалектики, работы Канта, Гегеля, Фейербаха.

Современный вариант этого учения представлен множеством направлений: экзистенционализм, интуитивизм, неопозитивизм и пр. Каждое из этих направлений активно развивается и оформляется в целые отдельные философские системы.

Каждый этап в становлении этого учения – это огромный пласт человеческого интеллектуального труда, нового понимания устройства мира. Это не отвлечённое теоретизирование, а база, помогающая глубже осознать существующую реальность и привнести в неё изменения.

С уважением, Андрей Пучков

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»