ГОСУДАРСТВО – ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Отличие государства от других политических институтов
- Наивысшая концентрация власти
- суверенитет в определенных территориальных границах
- возможность осуществлять принуждение
- монополия на правотворчество
- монополия на сбор налогов
- главный управляющий центр политической системы
Функции государства
внешние
Оборона страны
Сотрудничество с другими
странами
внутренние
1.Защита конституционного строя
2.Выработка и проведение общей
для страны политики в
экономической, социальной, духовной
и иных областях жизни общества
функционирования государства.Характеризует состав высших органов государственной
власти, порядок их образования, организацию и порядок
взаимодействия между собой и населением.
1.верховная власть
принадлежит
одному лицу,
1. источник власти - народ
2. верховная власть
осуществляется
представительными
органами, избранными на
определенный
срок народом.Признаки:
1.Во главе Монарх.
2.Власть передается по наследству.
3.Не несет ответственности за свои действия.
4.Отсутствует разделение властей.
5.Единолично представляет свое государство.
6.Пользуется Титулом.
7.Получает значительное содержание из казны.Монарх пользуется всей
полнотой власти, не зависит от других органов
власти.
Монарх правит посредством, или
при обязательном содействии органов, или властей существующих
независимо от монарха.-Единство законодательной
Глава государства-глава праи исполнительной властей
вительства, назначаемого с
(назначается и контролиру- согласия парламента, может его
ется парламентом.
распускать.
-С потерей парламентского
Президент-символ нации.
большинства правительство
уходит в отставку.
Недостатки:
Недостатки:
-неустойчивость правительства, -конфликты между ветвями
власти.
-угроза тирании большинстваПолное политическое единство.
Составные части государства не
имеют собственного законодательства, обладают равными
правами
Союз ряда государств.Они сохраняют высшие органы власти,
свое законодательство, налоговую систему и т.д.
Государственно-правовые объединения суверенных государств.
Имеют свои Конституции, бюджет самостоятельно выступают
на международной арене.ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Совокупность способов, форм и методов
осуществления политической власти
10.
Выполните заданиеВыпишите из текста черты тоталитарного политического режима
Тоталитарный режим означает полный контроль государства над
всей жизнью общества и над жизнью каждого человека. Для него
характерна официальная государственная идеология,
обязательная для всех граждан и не допускающая существования
других идеологий. Единственная массовая политическая партия
обладает монополией на власть. Лидер партии наделяется
сверхъестественными чертами, создается культ личности вождя.
Силовые структуры осуществляют тотальный полицейский
контроль за всем обществом. Правящая партия контролирует
средства массовой информации, осуществляет жесткую цензуру.
Экономика, как правило централизована. Вот как описывает
отличительные особенности тоталитарного режима И.А.Ильин
«Обычное правосознание исходит из предпосылки: все
незапрещенное –позволено. Тоталитарный режим внушает совсем
иное: все непредписанное- запрещено. Обычное государство
говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен.
Тоталитарное государство заявляет: есть только государственный
интерес и ты им связан.»
11.
ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ1.Официальная государственная идеология, обязательная для
всех граждан и не допускающая существования других
идеологий.
2.Единственная массовая политическая партия обладает
монополией на власть.
3. Культ личности вождя
4. Тотальный полицейский контроль за всем обществом.
5.Правящая партия контролирует средства массовой
информации, осуществляет жесткую цензуру.
6.Экономика централизована.
12.
Выполните заданиеВыпишите из текста черты авторитарного политического режима
Авторитарный политический режим характерен для
политической системы, власть в которой имеет признаки
диктатуры одного человека или группы лиц (олигархической группы, военной хунты и т.д.). Эта власть неподконтрольна гражданам. Она может править с помощью
законов, которые принимает по своему усмотрению.
Главное – опора на силу. Однако, как правило,
авторитарный режим не прибегает к террору. Важнейшая
черта авторитарного режима – монополизация политики
при отсутствии тотального контроля над обществом. Это
означает, что политическая оппозиция не допускается,
однако, экономика, культура, религия могут развиваться без
вмешательства государства. Таким образом, сохраняется
определенная свобода деятельности в различных сферах,
но политика является исключительной функцией власти.
13.
АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ1.Диктатуры одного человека или группы лиц
(олигархической группы, военной хунты и т.д.).
2.Власть неподконтрольна гражданам.
3.Опирается на силу, но не прибегает к террору.
4.Монополизация политики при отсутствии
тотального контроля над обществом.
5. Сохраняется определенная свобода деятельности в
различных сферах
14.
Выполните заданиеВыпишите из текста черты демократического политического режима
Демократический политический режим опирается на систему принципов
и ценностей, среди которых первое место занимает принцип
народовластия. Народовластие реализуется прежде всего через принцип
большинства. Это означает, что существуют механизмы выявления воли
большинства, главным среди них –выборы и референдумы. Однако
политический режим не является демократическим, если наряду с
принципом большинства не реализуется другой принцип: право
меньшинства на оппозицию. Это означает, что та часть общества,
которая не поддерживает власть, может создавать свои организации,
иметь свою прессу, критиковать политику властей, предлагать
альтернативный вариант политического курса. Народ имеет право и
возможность влиять на выработку политических решений через участие
в избирательных компаниях, обращения в государственные органы,
участие в митингах, демонстрациях, пикетах. Еще одна неотъемлимая
черта демократии –парламентаризм. Это означает государственную
власть, в которой существенная роль принадлежит народному
представительству (парламенту). Для демократии характерен
политический плюрализм, который предполагает многообразие и
свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей,
взглядов, программ, политических организаций, СМИ.
15.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ1.Народовластие, которое реализуется через принцип
большинства.
2.Право меньшинства на оппозицию.
3.Парламентаризм.
4. Политический плюрализм
5.Гласность
6.Преобладание в сознании большинства граждан демократических
ценностей
7.Наличие правового государства
16.
Понятия:А) консервативные партии
Б) левые партии
В) оппозиционные партии
г) правые партии
Д) реакционные партии
е) революционные партии
Ж) реформистские партии
з) центристские партии
В зависимости от степени участия в осуществлении политической
власти партии делятся на правящие и …(1). По характеру целей и
отношению к существующему общественно-политическому строю
партии делятся на несколько видов. Те партии, которые выступают за
коренное и насильственное преобразование существующего
общественного строя называются……(2). За постепенные изменения
существующих порядков выступают ….(3). Партии, выступающие за
сохранение основ прежней системы или за такие преобразования,
которые приспосабливают систему к изменяющимся реалиям без
особых потрясений, называются …(4). Партии, выступающие за
восстановление старых, отживших общественных структур
называются…(5). Коммунистические, социалистические, социалдемократические и другие партии, которые выступают за интересы
трудящихся, социализацию производства, создание основ
социалистического общества называются …(6). Партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы
буржуазного порядка, сильную государственную власть называются…
(7). Партии, пытающиеся примирить крайние интересы в политике, это …..(8) партии.
Функции социальных институтов:
1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);
2) социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);
3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля - органы власти);
4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний);
Условия успешного функционирования социальных институтов:
1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,
2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,
3) деперсонализация действий,
4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.
Государству присуще все признаки и функции соц. институтов.
Функции Государства:
1.Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности;
2.Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод;
3.Обеспечение условий для развития общественной жизни;
4.Регулирование общественных отношений на основе прав;
5.Координация интересов на основе компромисса;
6.Контроль с целью повышения эффективности управления;
7.Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе.
Наиболее крупным социальным институтом является государство. Государство возникает из определенных социальных потребностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление социальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социального института.
В государстве уже четко разделяется управляющая и управляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат - это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти.
Главная функция государства состоит в формировании такой социальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собственников.
Другой не менее важной функцией государства является подавление сопротивления угнетенных классов, установление отношений господства и подчинения. Господство - это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осуществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.
Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства.
Четкое разграничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.
Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:
1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.
Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.
Государство появляется в результате разложения родо-плёменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:
Развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа - государства;
Возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией;
Завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;
Демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;
Психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.
Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнение которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось американское государство - США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие исторические факты, реальное государство возникло не в результате добровольной передачи индивидам части своих прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественноисторического развития общества;
Антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может существовать только в рамках определенных форм общежития. Государство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития». Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые, нравственные начала. Идеи Аристотеля используют современные естественноисторические концепции государства, которые рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без которой общество обречено на деградацию и распад. Некоторые сторонники антропологического объяснения сущности государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная природа человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляющееся в невозможности индивидуального существования, а также в агрессивности и конфликтности.
В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государств и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Многочисленные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.
Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два глобальных этапа:традиционный и конституционный, а также промежуточные стадии, причудливо сочетающие черты традиционных и конституционных государств, например тоталитарная государственность.
Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии. Некоторые авторы, принимая во внимание глубокие отличия конституционных и неконституционных государств, предлагают в соответствии с античной традицией, различающей государство и деспотию, называть государством лишь «организацию публичной власти, производную от гражданского общества и так или иначе ему подконтрольную». Хотя такая трактовка не учитывает разные типы государств и не разделяется большинством ученых, она обоснованно указывает на принципиальную границу, отделяющую современные конституционные государства от государств, по типу своего устройства и функционирования связанных с прошлым.
Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека - его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнением функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности.
В целом конституционный этап в развитии государства связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции.
Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначаемое термином «реальная конституция», восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой «Политике» трактовал конституцию как «определенный порядок для жителей одного государства». Иными словами, реальная конституция - это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются текущие законы государства. Понимаемый в этом значении конституционализм уходит корнями в далекое прошлое и не связывается лишь с появлением либеральных конституций в эпоху Просвещения.
Во втором, наиболее распространенном значении термин «конституция» - это свод законов, юридический или нормативный акт. Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение личности в государстве.
Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Она придает государству современного, конституционного типа необходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего (квалифицированного) большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна свободная совместная жизнь людей в едином государстве и который обязуются уважать все граждане.
Конституции, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.
Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791 г. Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина» ив 1791 г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появился еще раньше -в 1215, 1628, 1679, 1689 гг. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют конституционных сводов законов.
Наличие демократической конституции - показатель подлинной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукоснительно исполняется органами власти, учреждениями и гражданами. Завершенность процесса формирования конституционного государства, закрепление принципа ограничения его компетенций с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие «правовое государство».
Huntington S. P. Will More Countries Become Democratic?// Political Science Quart. 1984. Vol. 99. №2 . P. 213.
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.
Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин « stati » и занялся исследованием реальной организации государства.
Четкое разграничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.
Общие признаки государства
Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:
1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.
Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.
Причины возникновения государства
Государство появляется в результате разложения родо-плёменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:
Развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа - государства;
Возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией;
Завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;
Демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;
Психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.
Центральным институтом политической власти является государство. Государственная власть реализуется посредством установления законов, управления, суда. Ещё в "Политике" Аристотель различал законодательную, исполнительную и судебную деятельность учреждений. Сегодня демократическая политическая система основывается на механизме разделения властей, механизме баланса интересов и политических противовесов.Соединение властей не допустимо. Так, соединение законодательной и исполнительной власти подрывает верховенство закона. Если же судьи будут не только судить, но и законодательствовать, то сама жизнь людей окажется жертвой произвола. Соединение трёх властей означает деспотизм.
В нашей стране до недавнего времени трудно было выделить компоненты законодательной, исполнительной и судебной власти. Все они были стянуты в один узел, где наибольшая концентрация приходилась на исполнительную компоненту. Законодательная ветвь власти не имела. Суть законов извращалась подзаконными актами. Суды находились в зависимости от телефонного права, не пользовались авторитетом. Кроме того, все нити государственной власти были стянуты к аппарату партии, а роль законов выполняли совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Сегодняшняя политическая реформа призвана обеспечить разделение властей и создание системы "сдержек и противовесов", гарантирующих от злоупотребления властью. Но сегодня в стране нет твёрдой законности, устойчивого правопорядка. Во многом сохраняется политико-правовая ситуация по Гиляровскому: "В России две напасти: Внизу - власть тьмы, а наверху - тьма власти!" .
Другая важнейшая проблема - проблема делегирования власти. Поскольку все властвовать не могут, этим правом обладает только часть людей, социального слоя общества, группы, постольку стоит вопрос о делегировании власти.
Вначале рассмотрим процесс делегирования власти "наверх", когда один субъект власти передаёт часть управления другому субъекту, обладающему большей возможностью к действию, чем он сам. Этот вопрос сегодня актуален в нашей стране в связи с решением проблемы полномочий местных администраций субъектов Российской Федерации. Возникает проблема: есть риск, что делегированная власть может быть обращена против нижнего звена структуры? Опасность такая есть. Возникновение культов, диктатур, тоталитарных режимов тому пример. В своё время М.Бакунин, П.Кропоткин, Р.Михельс, М.Вебер основательно разработали эту проблему. Историческим примером подобного является структура власти, сложившаяся в нашей стране после 1917 года, когда партия большевиков из политической организации фактически переродилась в орган государственной власти, не терпящий оппозиции. У руля управления десятилетиями стояли одни и те же люди, которые проводили политику, отражавшую интересы тех кому делегирована власть, а не тех, кто её делегировал.
Как происходит процесс делегирования власти "вниз"? Субъект власти верхнего эшелона делегирует какую-то из своих возможностей к действию "вниз", оставаясь по-прежнему обладателем большей властью. Это выгодно для центральной власти, но есть и риск, так как субъект власти нижнего уровня зачастую стремится выйти из под опёки центра и диктовать свои правила поведения. Обладатель центральной власти в этой ситуации становится зависимым от решений и суждений нижних эшелонов власти и утрачивает постепенно возможность управлять. Какой же выход из положения? Делегирование объёма полномочий "вниз" должно иметь всегда определённую границу, за пределами которой может наступить опасность не только потери власти субъектом, но и расстройство всех государственных дел, потеря самостоятельности и единства страны. Государственная власть не есть нечто застывшее, неизменное. С развитием общества она приобретает более развитые формы.
Каким же образом осуществляется власть? В реализации политической власти обычно выделяют два аспекта:
процесс принятия политических решений и б) процесс проведения в жизнь принятых политических решений. Эти два аспекта процесса реализации политической власти взаимосвязаны, так как при реализации принятых решений встаёт необходимость в корректировке, в уточнении политического курса, принятии дополнительных решений. При этом надо иметь ввиду, что претворение в жизнь принятых решений связано с выполнением ряда условий:
политическое руководство должно последовательно добиваться выполнения принятых решений. Если закон, указ, постановление приняты, то их необходимо воплотить в жизнь, чтобы не возникло сомнений в твёрдости политической власти;
способность политического руководства к мобилизации необходимых материальных, человеческих ресурсов для реализации принятых решений;
обеспечить поддержку тех групп общества, которые могут содействовать выполнению принятых решений;
способность политического руководства нейтрализовать действия политических сил, которые выступают против принятых решений .
Одним из важнейших средств воздействия на процесс принятия и реализации политических решений являются группы давления - это организованные группы, ставящие своей задачей достижение какой-либо цели, для реализации которой они должны осуществить давление на политические институты (различные экономические объединения, ассоциации, группы представляющие интересы ВПК, группы национальные, религиозные, мафиозные и т.д.). Значительная часть из них активно сотрудничает и контактирует с политическими партиями, различными ведомствами иностранных государств. Цель групп давления - всеми доступными средствами побудить суьбъектов политики к выгодному для них действию, навязывание к исполнению нужного политического им решения. При этом они используют всевозможные средства вплоть до криминогенных. Особое место в политическом процессе занимает такая группа давления как лобби - мощный механизм воздействия на органы государственной власти, неформальный институт политической системы. Основной целью лобби является давление на законодательный процесс посредством давления на депутатов, вынуждая их принимать нужные для себя законопроекты, политические решения.
Важное значение в технологии политической власти имеет дискреция - наделение конкретного исполнителя правомочиями толковать, интерпретировать законы и применять их в этом толковании, выдавая за живое творчество масс.
Основными критериями принадлежности человека к той или иной социальной группе являются его место в системе отношений владения-распоряжения и, соответственно, уровень доходов и качество жизни в целом. Критерии эти относительны, поскольку, к примеру, "новый средний класс" в России может быть соотносим лишь с некими "верхним" и "низшим" для данного общества и в данных условиях социальными слоями.
В советском обществе, как обществе административном, ключевым критерием стратификации был уровень выполняемых представителями различных социальных групп административно-распорядительных функций. В современной России к этому критерию добавился также показатель "размер собственности". На смену системе доходов, основанной на распределении, пришла система "абсолютного дохода", предполагающая получение в обмен на денежные ресурсы любых товаров и продуктов по реальной рыночной стоимости, а не из государственных закромов - по "блату", по должности или по сниженным привилегированным ценам. Уровень дохода и уровень жизни людей становятся, таким образом, ключевыми критериями их социального самочувствия и принадлежности к той или иной социальной группе.
Во всей совокупности старых и новых социальных групп можно выделить две основные "макрогруппы", связанные с распоряжением или владением двумя основными типами ресурсов - административно-политическими и собственно материальными, экономическими.
Динамика развития этих двух групп в России на протяжении последних 10 лет такова, что административно-политические группы постепенно слабеют, поскольку распорядительные функции становятся все менее значимыми, "старый политический класс" (администраторы) 2 частью размывается и сходит на нет, частью преобразуется и перетекает в "новый политический класс", а административные методы управления экономикой и обществом в целом постепенно уступают место рыночным, прежде всего - финансово-фискальным методам управления.
Соответственно, роль экономических групп и, особенно, групп новой экономики в настоящее время, наоборот, возрастает. Более того: развитие новых экономических структур опережает становление новых политических корпораций. Тезис основан на известной закономерности: люди сначала осознают свои материальные, экономические интересы, и только по мере развития общества дорастают до перевода этих интересов на политический язык.
Основным фактором развития политического процесса в современной России (в период с 1991-го по примерно 2010-2015 гг.) является складывающийся в стране РЫНОК: приватизация, развитие кредитного и фондового рынков, борьба за влияние и установление тех или иных правил на рынках ценных бумаг, недвижимости, земли и природных ресурсов. Учитывая это, а также сформулированную нами выше закономерность "опережающего развития новых экономических структур в сравнении с развитием новых политических корпораций", мы можем утверждать, что на обозначенном выше временнбм отрезке доминантными в совокупности "групп интересов", а
значит, и в политической системе в целом и будут группы, обладающие наибольшими материальными ресурсами. Разумеется, это пока еще не чисто экономические, а скорее, административно-экономические группы. Так, составной частью "групп интересов" топливно-энергетического комплекса страны являются соответствующие ведомства федерального правительства и департаменты местных администраций;
новые финансовые группы интегрированы в Минфин и Центробанк РФ, в комитеты и департаменты по управлению государственным имуществом и финансами всех уровней; а ведущие московские "группы интересов" не могли бы развивать финансовый, строительный и иные сектора столичной экономики, не составляй они единого целого с правительством Москвы.
Итак, говоря о группах, обладающих или распоряжающихся материальными ресурсами, мы можем выделить две основные подгруппы:
а) "новые экономические группы" -
прежде всего финансовые, финансово-торговые и финансово-промышленные группы;
б) "старые экономические группы" - в первую очередь, отраслевые группировки, группы руководителей постсоветских монополий (включая "естественные") и крупнейших не только государственных, но также приватизируемых или уже приватизированных промышленных концернов и компаний .