Государственный строй и территориальное устройство стран мира. Список унитарных государств: особенности устройства разных стран

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Государственный строй – система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых основными законами (Конституцией, Статутом, основополагающими законами, декларациями о независимости и т.д.)

Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства.

Государственно-территориальное устройство – способ организации государственной власти на территории страны, система взаимоотношений центральных органов государственной власти и органов, осуществляющих управление отдельными административно-территориальными единицами; разделение территории государства на части, в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов власти.

Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением. Существуют две основные формы правления: республика и монархия .

Республика – (лат. res – дело и publis – общественный, «общее дело») – форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

От республиканского устройства правления, от лица народа осуществляется представительными органами, которые избираются или прямым голосованием, или на основе процедур косвенного народного волеизъявления (через доверенных лиц, выборщиков и т.п.).

Типы республик:

1) парламентская – верховенство имеет парламент, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свои действия, роль президента в государственном управлении уступает роли парламента, а правительство возглавляет премьер-министр. Правительство остается у власти, пока имеет поддержку большинства в парламенте. При ее отсутствии правительство идет в отставку или глава государства распускает парламент. К такому типу республик принадлежат ФРГ, Италия, Индия и др.;

2) президентская – в руках президента объединены полномочия главы государства и главы правительства (США, Бразилия, Аргентина и т.п.);

3) президентско-парламентская – роль президента и парламента уравновешены (Россия, Украина и т.п.).

В мире 3/4 стран – республики. Эта форма правления распространена особенно широко, так как считается наиболее прогрессивной и демократической. Республиками является большинство стран Латинской Америки, почти все бывшие колонии в Азии, 49 из 52 стран Африки и др.

Монархическая форма правления имеет меньшее распространение.

Монархия (лат. monarcha – «единовластие») – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, шаху) и, как правило, передаётся по наследству.

Среди монархий различают государства с абсолютной монархией и государства с конституционной монархией.

Абсолютная монархия – монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии, возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган

Но таких стран на современной политической карте осталось очень мало. Как правило, в странах абсолютной монархии глава государства осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, верховным судьей, главнокомандующим вооруженными силами страны и духовным правителем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. В настоящее время в мире осталось только 4 государства, форму правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией – это Бруней, Саудовская Аравия, Оман и Катар, а также Ватикан. В них власть безраздельно принадлежит монарху. Объединенные Арабские Эмираты – федеративное государство, состоящее из семи эмиратов – абсолютных монархий.

Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями.

Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Поэтому монарх фактически «царствует, но не правит». В странах с подобным государственным устройством монархический строй сохраняется в качестве традиции, которая напоминает о былом величии «короны».

Конституционная монархия существует в двух формах:

Дуалистическая монархия (лат. Dualis – двойственный) – вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений (Австро-Венгерская империя 1867-1918 гг., Япония 1889-1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне).

Парламентарная монархия – вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться). В настоящее время Великобритания, Дания, Швеция.

Конституционные монархии в современном мире более распространены, чем абсолютные (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.).

Великобритания – самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее время королева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемого Великобританией Содружества. В 15 из стран Содружества королева считается главой государства формально, так как ее представляет генерал-губернатор. Это относится к таким бывшим доминионам Великобритании, как Канада, Австралия, Новая Зеландия.

Япония – практически единственная империя в мире. Император страны – символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. Япония до принятия конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В 1947 году абсолютная монархия здесь была упразднена.

Еще одной разновидностью монархии является теократическая.

Теократическая монархия – монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом. Примером теократической монархии является Ватикан.

Форма государственного устройства – территориально-организационная структура государства, которая устанавливает порядок деления страны на части и взаимоотношения центральных и местных органов власти.

По форме государственного устройства все государства подразделяются на три вида: унитарное государство и федеративное государство. Менее распространенной в мире, по сравнению с унитарным государством и федерацией, является конфедерация .

Унитарное государство – (от лат. unitas – единство) – форма государственного устройства, за которой территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель и т.п.), а делится на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и др.).

Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладает. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на следующие виды: децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

Различие же с централизованными государствами заключается в том, что они (централизованные) – это те государства, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженным авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

Большинство государств современного мира являются унитарными. К ним относятся, например, Франция, Япония, Венгрия, Италия, Ирландия, Нидерланды, Португалия, Китай, Монголия, Индонезия, Турция, Сирия, Алжир и другие.

Федеративное (от лат. foederatio – союз) государство – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, которые юридически имеют определенную самостоятельность, объединены в единое союзное государство.

Федеративное государственное устройство не однородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Любая федеративная система, независимо от ее черт и специфических особенностей, выступает как единое союзное государство, состоит из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации, имеет свое собственное административно-территориальное деление; создает наряду с федеральными, свои высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные и иные органы; располагает своей конституцией и текущим законодательством; может иметь в редких случаях собственные воинские формирования и гражданство.

Следует выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

В союзном государстве верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.

Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Существует два вида федераций: национальная и территориальная . Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

Тем не менее, во многих современных федеративных странах роль общефедеральных органов настолько большая, что их можно рассматривать и как унитарные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария, не признают за членами федерации права на свободный выход из нее.
В мире начисляется 23 федерации. В зависимости от принципа, положенного в основу образования федерации, выделяют:

Историко-географические федерации (образовались путем исторического объединение федеральных единиц в единое государство): Австралия, Мексика, Австрия, ОАЭ, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Сент-Китс, Невис, Федерация Микронезии, Венесуэла, США, Канада, Коморские острова, ФРГ Малайзия;

Национально-этнические федерации (федеральные единицы в таких странах образованны на основе учета этнических границ и национальных интересов их населения): Бельгия, Пакистан, Индия, Россия, Мьянма, Швейцария, Нигерия, Югославия.

Относительно редко встречается такая форма государственно-территориального устройства, как конфедерация.

Конфедеративное государство (объединение) – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей.

Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах; имеют свою собственные органы законодательной, органы исполнительной власти и другие органы. Для координации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные экономические, политические, военные (совместная оборона) и иные задачи, и для достижения определенных целей. По достижении их конфедерация в формально-юридическом плане считается себя исчерпавшей.

В отличие от федеративного устройства, конфедерация характеризуется следующими чертами:

Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации;

Конфедеративное устройство не единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

Государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Конфедерация нередко рассматривает как промежуточное звено на пути движения государств к федерации. Конфедеративные государства недолговечные: они или распадаются, или превращаются в федерации (Австро-Венгрия, США). Ныне формально в мире существует одна конфедерация – Швейцария, которая в XIX ст. фактически стала федерацией.


Похожая информация.


Государственное устройство страны характеризуют государственный строй, идеологическая ориентация, политическая структура, форма управления территориями.
По государственному строю большинство современных стран - республики. В них высшие органы власти - парламент и президент - избираются народом. Такая демократическая форма правления сложилась в Европе и Америке в ΧΙΧ в., а в ΧΧ в перенесена, нередко искусственно, на другие.континенты. Республики бывают президентскими (правительство формирует президент), президентско-парламентскими (правительство формируется совместно) и парламентскими (правительство формирует парламент).
Конституционные монархии, где власть короля ограничена конституцией, сохранены в Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Испании, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Лихтенштейне, Монако, Японии, Таиланде, Малайзии, Непале, Бутане, Иордании, Бахрейне, Марокко, Лесото.
В развитых странах король является лишь символом государства и единства нации, а в остальном (выборы парламента, премьер-министра и т.д.) действуют те же правила, что и в республиках. Абсолютные монархии, где власть монарха практически неограниченна, сохраняются в Аравии (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Оман) и в Брунее. Во время Французской революции был казнен король, уничтожалось дворянство (убито 10% населения, включая 0,5 млн. детей). Глядя на соседей, англичане решили, что обучение и воспитание мальчика или девочки для последующего выполнения королевских обязанностей обойдется народу гораздо дешевле, чем издержки от злоупотреблений прорывающихся к власти «варягов», обычно нищих и жаждущих «обстроиться». И что люди с большим удовольствием будут подражать манерам, вкусам и речи короля, чем какому-нибудь неуравновешенному Вольтеру или Робеспьеру. И что в Библии говорится о Царстве Божьем, но никак не о республике. Разумен ли вывод англичан, а также голландцев и скандинавов, если за 200 лет с той поры у них не случилось никаких бунтов и революций?
По идеологической ориентации государства различаются на плюралистические (большинство), клерикальные и коммунистические. В плюралистических странах не дается преимуществ какой-либо конфессии (церкви), религия считается частным делом граждан, государственные посты могут занимать люди любых вероисповеданий, религиозные праздники государством не отмечаются. В клерикальных странах религия объявлена государственной, обязательно изучается в школах, высшие посты в госаппарате занимают люди данной конфессии, государственные органы участвуют в религиозных церемониях. Условия и безопасность проживания иноверцев в этих странах зависят от общей культуры конкретного народа и правящего режима.
Клерикальными являются все скандинавские страны (лютеранство), Великобритания (англиканство и пресвитерианство), Ватикан, Ирландия, Аргентина, Парагвай, Боливия, Перу, Эквадор, Коста-Рика, Гаити, Экваториальная Гвинея (католицизм), Греция (православие), почти все мусульманские страны (ислам), Таиланд, Камбоджа, Бутан (буддизм), Непал (индуизм). В Индонезии государственным объявлен монотеизм (единобожие). В Великобритании и скандинавских странах монарх является главой национальной религии. Ватикан и Саудовская Аравия - теократические монархии; в них главой государства является руководитель конфессии (римский папа и шейх ваххабитов). Разновидностью клерикализма и теократии можно считать коммунистические режимы, где государственная вера - марксизм.
По политической структуре государства различаются на однопартийные (диктатура одной партии), двухпартийные (соперничество двух крупнейших партий) и многопартийные (отсутствие преобладания какой-либо партии).
Древнегреческий философ Платон создал законченную теорию закономерной смены государственного управления: на смену приходящей в упадок аристократии появляется тимократия (политические права зависят от размеров имущества), ее сменяет олигархия (власть немногих), уступающая место демократии, которая в итоге вырождается в тиранию (единоличное правление). Его ученик Аристотель различает конституции на «правильные» (монархия, аристократия, полития) и «ошибочные» (тирания, олигархия, демократия). Максимальное приближение к идеальному строю дает полития - смешение демократических и олигархических элементов.
В наше время наиболее близким к идеальной модели Аристотеля оказывается государственный строй развитых стран с двухпартийной системой. Здесь две крупные политические партии составляют конкурирующую олигархию, а демократические выборы позволяют населению менять правителей. В Западной Европе эти две партии обычно представляют христиан и социалистов; первые гарантируют развитие общества в рамках христианской морали, вторые стремятся к «социальной справедливости»; те и другие вынуждены учитывать конкуренцию. В США две основные партии - республиканская и демократическая, но первая представлена преимущественно протестантами (граждане англосаксонского, немецкого, скандинавского происхождения), а вторая - католиками (лица ирландского, итальянского, польского происхождения); здесь конкурируют две христианские партии.
В странах с тоталитарной традицией - стремлением к государственному контролю над всеми сферами жизни, характерным для китайского, мусульманского и православного миров, - у власти успешно закрепляются однопартийные режимы. Это режимы коммунистические (Китай, Сев. Корея, Вьетнам, Лаос, Куба, еще недавно СССР и «народные демократии» Вост. Европы), исламские (Иран) или «исламского социализма» (Ирак, Сирия, Ливия, Алжир и др.). И однопартийность, и многопартийность в таких странах почти всегда вырождается в пожизненную диктатуру одного лидера (СССР, Китай, Сев. Корея, Туркмения).
Многопартийная система характерна для развивающихся стран и недавно освободившихся от метрополии или диктатуры. Мелкие политические партии представляют не народ в целом, а отдельные группы или слои населения со специфическими корыстными интересами. Потому типичны проволочки при принятии законов в парламенте, неустойчивость и частая сменяемость правительства, отсутствие твердого политического курса, ажиотаж на выборах, коррупция и злоупотребления властью, что сильно напоминает анархию.
Следствием являются стенания населения о «сильной руке» и скорое появление таковой из числа генералов или революционеров. Типичный пример - страны Латинской Америки. В многонациональных странах Африки и Азии партии представляют соперничающие этнические группы; их лидерами являются традиционные вожди, и правление любой из них сопровождается «перетягиванием каната» в пользу одного этноса.
По форме управления территориями государства делятся на унитарные (большинство) и федеративные (всего 20). Унитарное государство в своем составе не имеет самоуправляющихся территорий. В нем действует единая конституция, единая система органов государственной власти. Административные единицы обладают только исполнительной властью, но не законодательной. Унитаризация (прямое управление) выгодна в целях централизации власти, концентрации ресурсов, консолидации народа, но приводит к гипертрофическому росту столицы, делению страны на центр и периферию, игнорированию местных особенностей и интересов. По странам степень унитаризации различна. Например, равные по численности населения страны имеют: Франция - 96, Филиппины - 74, Турция - 67, Украина - 25, Иран - 24, Италия - 20 основных административных единиц. Чем больше провинций, тем сильнее зависимость населения от столицы: известный принцип «разделяй и властвуй».
Федеративное государство имеет самоуправляющиеся территории - республики, штаты, земли, провинции и т.п., которые обычно обладают собственной конституцией, флагом и гербом, самостоятельно формируют органы власти, но в главных вопросах (оборона, денежная система, налоги) подчиняющихся федеральному правительству. Федерализация - это система косвенного управления, учитывающая местные культурные, исторические и другие особенности. Она характерна для многонациональных или когда-то объединившихся стран. Современные федеративные государства - Россия, Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Югославия, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия, ЮАР, Нигерия, Индия, Пакистан, Мьянма, Малайзия, ОАЭ. После референдума 1997 г. в разряд федеративных перешла Великобритания.

Конспект урока

Тема урока: Классификация стран по форме правления. Формы административно-территориального устройства.

Цель:

Образовательная - сформировать умения характеризовать страны мира; расширить знания о классификации стран по форме правления и административно-территориального устройства;

Развивающая - развить умение оценивать политико-географическое положение стран, пользуясь политической картой мира;

Воспитательная - воспитывать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.

Оборудование: учебник, атлас, политическая карта мира.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: стандартная.

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.

II. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.

Дайте ответы на вопросы.

Политическая карта мира - это …

Сколько было этапов формирования политической корты?

Протекторат - это …

Сколько стран насчитывалось на политической карте в 2010 году?

Страна - это …

Какой был последний этап формирования политической карты мира? Какие государства образовались?

I ІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.

На современной политической карте мира существует свыше 225 стран и территорий. Все они имеют суверенитет. В ходе развития человеческой цивилизации политическая карта мира постоянно изменялась. Так, в ХХ в. выделяют пять этапов её формирования. Последний этап характеризуется распадом мировой социалистической системы и ряда стран.

Драматическим был не только процесс обретения независимости многими странами, а и поиск более справедливых и и эффективных форм управления государством, а значит людьми. Это был долгий путь к демократии, утверждению прав человека, контроля со стороны граждан за действиями властей.

IV . Изучение нового материала.

Форма правления - организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением.

В мире существует 4 формы правления: республика, монархия, страны Содружества и джамахирия.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

форма правления — определяет кому принадлежит власть;

форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Республика - форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат или всем дееспособным гражданам, или их большинства.

При республиканском строе, правления от имени народа осуществляется представительными органами, которые избираются или прямым голосованием, или на основе процедур косвенного народного волеизъявления (через доверенных лиц, выборщиков).

Парламентская республика - верховенство парламент, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свои действия, роль президента в государственном управлении уступает роли парламента, а правительство возглавляет премьер-министр. Правительство остается при власти, пока имеет поддержку большинства в парламенте. При ее отсутствии правительство уходит в отставку или глава государства распускает парламент. (ФРГ, Италия, Индия).

Президентская республика - в руках президента объединены полномочия главы государства и главы правительства (США, Бразилия, Аргентина).

Президентско-парламентская республика - роль президента и парламента уравновешенная (Россия).

Парламентско-президентская (Украина).

В мире 3/4 стран - республики. Эта форма правления считается наиболее прогрессивной и демократической.

Монархия - древнейшая форма правления, присущая первым государствам мира. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха.

Как правило, власть монарха пожизненная и передается по наследству.

Титул монарха в разных странах различен: султан (Бруней, Оман), папа (Ватикан), эмир (Кувейт, Бахрейн), герцог (Люксембург), император (Япония), король (у большинства монархий), князь (Монако, Лихтенштейн).

Всего в мире существует 30 монархий: Европа (Андорра Бельгия Ватикан Великобритания Дания Испания Лихтенштейн Люксембург Монако Нидерланды Норвегия Швеция), Азия (Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания Камбоджа Катар Кувейт Малайзия Непал ОАЭ Оман Саудовская Аравия Таиланд Япония), Африка (Лесото, Марокко, Свазиленд), Океания (Тонга).

Абсолютная монархия (неограниченная) - форма правления, при которой глава государства - монарх является главным источником законодательной и исполнительной власти (последняя осуществляется зависимым от монарха аппаратом). Монарх в основном устанавливает налоги и распоряжается финансами. Парламент в некоторых случаях вообще отсутствует или является совещательным органом.

Абсолютных монархий в мире 5: Бруней, Бутан, Катар, ОАЭ, Оман.

Конституционная монархия (ограниченная) - форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, законодательные функции переданы парламенту, а исполнительная - правительству. Монарх юридически является верховным главой исполнительной власти, главой судебной системы, формально назначает правительство, заменяет министров, распоряжается войсками, может отменить принятые парламентом законы и распустить парламент. Но фактически эти полномочия принадлежат правительству.

Конституционных монархий в мире 23: Тонга (Океания); Лесото, Марокко, Свазиленд (Африка); Бахрейн (фактически абсолютная), Иордания, Камбоджа, Кувейт (фактически абсолютная), Малайзия, Непал, Таиланд, Япония (Азия); Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция (Европа).

Теократическая монархия (греч. - власть бога) - форма правления, при которой политическая и духовная власть находятся в руках церкви.

В мире таких монархий две - Ватикан и Саудовская Аравия.

Государства в составе Содружества . К ним относятся 14 стран - бывших колоний Великобритании, в которых формально главой государства является Британская королева, представленная в стране генерал-губернатором (обязательно ее уроженцем). Такие страны имеют свой парламент и правительство. Это Канада, Австралия, Новая Зеландия, Папуа-Нова Гвинея, Тувалу, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских Островов, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент - Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Ямайка.

Страны Содружества могут осуществлять независимую политику, их жители являются гражданами своих государств, а не подданными Британской королевы, но объединяет их признания верховной власти королевы Великобритании. Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из нее по собственному желанию. Им воспользовались Мьянма, Ирландия, Пакистан.

Джамахирия. На арабском языке - «народовластие», «государство масс». Джамахирия - форма правления, при которой отсутствуют традиционные институты власти; считается, что все государственные решения принимаются всем народом.

Была представлена одной страной в мире - Большой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией. В стране ликвидированы политические партии и правительство, парламент в его классической форме. Ею руководят первичные народные собрания, наделенные законодательной и исполнительной властью. С 1977 г. главным законодательным органом является Всеобщий народный конгресс (созывается дважды в год), куда входят секретари районных народных собраний и представители общественных организаций. Сейчас Ливия парламентская республика.

Форма государственного устройства - территориально-организационная структура государства, устанавливает порядок разделения страны на части и взаимоотношения центральных и местных органов власти.

Ее главными функциями являются: ступенчатое размещения органов власти и государственного управления; обеспечение сбора налогов и информации; контроль центра над местами; осуществление гибкой экономической, социальной и региональной политики; проведение избирательных компаний.

Выделяют такие формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедеративное государство.

Унитарное государство (лат. - единство) - форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы).

Унитарное государство имеет следующие признаки: единая для всей страны конституция, единая система органов власти, общественные процессы управляются централизованно.

Эту форму правления имеет 171 страна мира.

Федеративное государство (лат. - союз, объединение) - форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, что юридически имеют определенную самостоятельность, объединенные в единое союзное государство.

Федерации имеют следующие признаки:

Территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов (штатов, кантонов, земель, республик, провинций);

Субъекты федерации наделены в основном законодательной властью;

Компетенции между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;

В большинстве федеративных государств парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство федеральных единиц;

Каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц;

Федерация, как правило, имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет.

В мире насчитывается 22 федерации.

Конфедеративное государство (лат. - союз, объединение) - постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей.

Конфедерация образует центральные органы, которые имеют полномочия, делегированные им государствами-членами союза. Эти органы не обладают прямой власти над государствами, которые входят в конфедерацию. Их решения принимаются и осуществляются только по соглашению государств, относящихся к конфедерации. В конфедерации нет единой территории и гражданства, единой налоговой и правовой систем. Правовая основа конфедерации - союзный договор, тогда как в федерации - конституция.

Конфедеративные государства не долговечны: они либо распадаются, либо превращаются в федерацию (Австро-Венгрия, США).

Сейчас формально в мире существует одна конфедерация - Швейцария, которая в XIX в. фактически стала федерацией.

V . Закрепление изученного материала.

Задание 1.

Дайте ответы на вопросы:

1. Форма правления - это …

2. Парламентская республика - это…

3. Монархия - это…

4. Типология стран - это …

Задание 2.

Составьте схему «Классификация стран по административно-территориальному устройству и форме правления». Один из учащихся выходит к доске, где он выполняет работу с помощью учителя.

Классификация стран по административно-территориальному устройству и форме правления

VI . Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1.

Заполните таблицу.

Задание 2.

Работа в парах.

Назовите главные признаки республики и монархии. Используя карты атласа приведите примеры стран, которые являются республиками или монархиями.

Задание 3.

Дайте ответы на вопросы.

Почему, на Земле существуют колонии?

Какая форма правления - республиканская или монархическая - эффективнее?

Каким государством легче руководить - унитарным или федеративным?

Какая экономическая система плановая, или рыночная - является более прогрессивной?

Задание 4.

На контурной карте мира покажите республики и монархии.

VII . Итог урока.

Изучив форму правления государств, а также выявив достоинства и недостатки каждой из форм правления можно сделать соответствующий вывод.

Форма правления - это порядок формирования и взаимоотношений главы государства, парламента и правительства. Такой порядок создаёт устойчивую систему, если не найден баланс полномочий законодательной и исполнительной власти и созданы ясные пределы компетенции главы государства. Глава государства, парламент и правительство существуют при всех формах правления, но их положение, взаимоотношения и роль при каждой форме различны.

Форма правления складывается в каждой стране исторически в зависимости от уровня политического развития общества, партийной системы и социальной культуры населения.

VIII . Домашнее задание.

§ 4 конспект. Составить кроссворд по теме.

Политическая карта мира - свод сведений о государственной принадлежности территорий. Политическая карта мира (ПМК) представляет собой глобальную геополитическую систему , т.е. систему геополитических отношений, складывающуюся в результате длительного разнокачественного (экономического, военно-политического, историко-культурного и т.п.) взаимодействия объектов и субъектов международных отношений в исторически меняющихся условиях геопространства.

Формирование современной ПМК - длительный и непрерывный процесс политической самоорганизации субъектов международных отношений (прежде всего государств) в геопространстве, сопровождающийся также политической организацией самого геопространства. Этот процесс - единство количественных и качественных изменений ПКМ и ПК регионов.

Количественные изменения связаны, прежде всего, с изменением числа стран, государственных и иных границ, со сменой владельца участков геопространства, с изменением числа субъектов в административно-территориальном делении страны и т.п.

Качественные изменения политической карты выражаются в смене типов общественного устройства (социально-экономического строя), формы государственного правления, характера политического режима, партийно-политической системы и административно-территориального устройства стран, обретении или утрате суверенитета, в формировании и распаде коалиций, союзов государств или международных организаций, в постепенном усложнении геополитических систем и структур различного масштаба.

Периоды формирования политической карты мира, связаны действием качественно новых фундаментальных процессов и геополитических сил, отмеченных глобальными историческими событиями. Это позволяет выделить следующие исторические периоды:

Древний период (ПКМ докапиталистического типа) - до V в. н.э. (государства Древнего Египта, Карфагена, Древнего Рима, Древней Греции, Древней Персии, Древнего Китая и др.);

Жители первого в мире государства - Египта - еще пять тысяч лет тому назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты египетского ремесла и земледелия. В тоже время живущие на территории современной России племена уже обменивался товарами с соседними и отдаленными регионами.

Район Средиземноморья вместе с прилегающими странами Западной Азии стал тем регионом мира, где еще с глубокой древности зародилось ядро мирового хозяйства.

Средневековый период - с V-XV вв. (полный раздел крупных массивов суши между различными государствами);

Новый период (ПКМ капиталистического типа) - с XV в. До окончания Первой мировой войны. (Великие географические открытия привели к колонизации и расширению международных хозяйственных связей. В начале ХХ в. стал возможен только насильственный передел территорий);

Наиболее активно мировое хозяйство стало развиваться в период великих географических открытий в XV-XVI вв. Развивается товарообмен между странами на основе первых международных правовых норм. В XIX в. активно происходил перелив капитала и финансовых средств из одних стран в другие, создается первая валютная система, регулирующая эти отношения.

Новейший период (ПКМ современного типа) - с окончания Первой мировой войны и Октябрьской революции в России (делится на три этапа):

До окончания Второй мировой войны (1945г) - образование СССР; распад Австро-Венгерской империи; образование Польши, Финляндии, Чехословакии, Югославии и др.; расширение колониальных владений Великобритании, Франции, Бельгии, Японии;

Распад колониальных империй и возникновение на их месте более 100 независимых государств; появление новых социалистических государств;

Распад СССР, Югославии, Чехословакии и появление новых независимых государств, объединение Германии.

На современной карте мира более 200 стран и территорий, из которых более 180 - суверенные государства.

ПКМ современного типа развивается, утверждая социализацию в качестве нового фундаментального процесса. Социализация стала исторически закономерным результатом кризиса капиталистического общества. Новейший период обозначил три пути процесса социализации со специфической географией:

Революционный, т.е. радикальное антикапиталистическое и антифеодальное изменение характера общества за короткий срок в странах обширного Евразийского региона, оказавшихся наиболее слабыми звеньями капиталистической системы в результате мировых войн и национально-освободительной борьбы.

Эволюционный, связанный с постепенным, длительным реформированием капиталистического общества наиболее развитых стран в экономических и социальных процессах, расширение в экономике роли общественных форм собственности - государственной, коллективной, акционерной, кооперативной.

Заимствование бывшими колониальными, экономически отсталыми странами принципов первого и второго вариантов социализации общества у развитых стран и попытки трансформации с их помощью традиционных, преимущественно докапиталистических, обществ Азии, Африки и Латинской Америки с целью ускоренного преодоления их исторической отсталости.

Первоначально (1917-1940 гг.) революционные социалистические преобразования охватили обширный Евразийский регион. Эти процессы привели к созданию трех стран - СССР (1922), Монгольской народной республики (1924г) и Танну-Тувинской народной республики (1921-1946гг.). Завершающий этап Второй мировой войны способствовал появлению новых стран - социалистических - восточноевропейских (ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания) и восточноазиатских (КНР, КНДР, Вьетнам). Заключительными событиями в утверждении нового типа общества в глобальном масштабе были появление социалистических Кубы (начало 1960-х гг.) и Лаоса (вторая половина 1970-х гг.)

Другой геополитической силой были противоречия и борьба между империалистическими державами за передел ранее поделенного ими же мира. Она выразилась в двух мировых войнах и ряде региональных конфликтов. Военно-политические, территориальные и экономические сдвиги в пользу победителей за счет побежденных и их колониальных владений приводили к разрушению одних систем и расширению, укреплению других.

Поражение Германии и ее союзников в первой мировой войне привели к первому глобальному переделу. Германия потеряла 13% территории в результате возвращения соседям тех земель, которые были отторгнуты от них в прошлом: Франции, Бельгии, Дании, Польше, Литве и др.

Польша включила в свой состав территории, ранее входившие в Германию, Австро-Венгрию, в Российскую империю (1918г)

Греция значительно расширила свою территорию за счет Болгарии и европейской части Турции.

Поражение держав-агрессоров и победа государств антигитлеровской и антияпонской коалиции привели к новым крупным изменениям ПКМ в пользу победителей, заложенным, прежде всего, в решениях Крымской и Берлинской конференций (1945г). Германия была разделена на три государственных образования - ФРГ, ГДР и Западный Берлин.

Италия была лишена колоний, ряда территорий в Альпах и большей части полуострова Истрия (в пользу Югославии).

Япония в результате поражения также лишилась всех колоний (Корея, Тайвань, острова Микронезии).

Наибольший вклад в изменение ПКМ внесли национально-освободительные процессы в колониально зависимых странах. Появились отдельные государства в Юго-Восточной Азии (Афганистан, Турция, Йемен, Хиджаз, Ирак), В Европе (Финляндия, Польша, доминион Ирландия, Чехословакия, Югославия), в Африке (Египет). Ликвидировался полуколониальный режим в Китае, Персии и др., активная освободительная борьба проводилась в Британской Индии, Французском Индокитае, арабских владениях Англии и Франции в бассейне Средиземного моря.

Распад колониальной системы приходится на период с конца Второй мировой войны до начала 60-х годов.

Крушение колониальной системы приходится на 1960-1990-е годы и выражается в массовом обретении государственного суверенитета колониями в Африке (1960-1970 гг.), в Океании, в бассейне Карибского моря (1960-1980 гг.) и на побережье Аравийского полуострова (1960-1970 гг.).

Важным для судеб ПКМ результатом сотрудничества стало создание ООН (1945г), что позволили СССР стать одной из мировых держав.

Вклад "холодной войны" (1945 - начало1990гг.) в изменение ПКМ стал наиболее весомым в истории взаимодействия двух систем, а количественные и качественные результаты прослеживаются на глобальном уровне:

Появление "расколотых" на капиталистическую и социалистическую части стран и народов - Вьетнама, Кореи, Германии, КНР;

создание и деятельность военно-политических блоков государств: капиталистических и их союзников - НАТО (1949г), СЕНТО (1955-1979гг.), СЕАТО (1954-1977гг.), АНЗЮС (1952г), АНЗЮК (1971г), социалистических стран - Организация Варшавского Договора (1955-1991гг.);

раздел неосвоенных, труднодоступных участков геопространства - Арктики, Антарктиды (1959г), а также Мирового океана (1958г., 1982г) и околоземного космического пространства;

распад социалистической системы в конце 1980-начале 1990-х гг. Прекратили свое существование ГДР (1990г), многонациональные СССР (декабрь 1991г), Югославия (1991-1992гг.), Чехословакия (19937) на их территориях образовались 22 новых государства, создавших ряд международных региональных организаций, крупнейшая среди которых - Содружество Независимых Государств (СНГ) в декабре 1991года.

Ускоренный рост военно-политического могущества КНР (1980-90-е гг.), способствовал превращению капиталистического Китая в новый самостоятельный полюс глобальной геополитической системы;

Взаимодействие двух систем с развивающимися странами.


2. Многоликость стран современного мира

2.1 Группировки стран мира

В мировом хозяйстве наблюдается дифференциация стран по уровню их экономического развития.

Существует пять критериев развитости экономики страны:

уровень развития производства;

социальная ориентированность экономики (поддержка малообеспеченных слоев населения);

уровень технологического и научного потенциала;

гуманизация экономики (расходы на медицину, образование и медицину);

экологизация экономики.

Мировой банк выделяет следующие группы стран:

1. Промышленно развитые страны . В них живет примерно 1,0 млрд. человек, на их долю приходится более 50% мирового ВВП. ВВП на душу населения составляет 10-25 тыс. дол. По роли в мировом хозяйстве их можно подразделить на следующие подгруппы:

высокоразвитые страны большой "семерки" (США, Япония, Франция, Германия, Италия, Канада, Великобритания);

развитые государства Европы (Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швеция и др.);

страны переселенческого капитала (Австралия, ЮАР, Израиль).

Развитые страны играют главную роль в мировой экономике в воспроизводственных процессах. Цель развития стран содержит три компонента:

1). Увеличение предложения и большая доступность жизненно необходимых товаров и услуг, таких как продовольствие, жилище, охрана труда и безопасность.

2). Повышение уровня жизни, включающее рост доходов, увеличение числа рабочих мест, качественное образование, большое внимание культурным и гуманитарным ценностям

3). Предоставление личности и обществу в целом больших возможностей выбора направлений деятельности в экономике и социальной сфере с тем, чтобы ослабить их подчинение и зависимость от других государств.

Реализация цели развития возможна лишь при условии устойчивых темпов роста мировой экономики. Основными показателями динамики экономического развития являются: ВВП, ВНП, ВВП на душу населения, объем промышленного производства, производительность труда (табл.1).


Таблица 1. Темпы роста и среднегодовые темпы прироста основных макроэкономических показателей стран мира за 1990-1997 гг. %*

Население

Общий объем ВВП

ВВП на душу населения

Промышленное производство

Производительность

труда в промышленности

Темп роста

Темп прироста

Темп роста

Темп прироста

Темп роста

Темп прироста

Темп роста

Темп прироста

Темп роста

Темп прироста

Развитые страны

Развивающиеся страны

Новые индустриальные страны

Латинская Америка

Ближневосточные нефтеэкспортеры

Центральная и Восточная Европа


*Источник: Мировая экономика и международные отношения. 1998. №6.

Значительное влияние на хозяйственный рост и структуру мировой экономики оказывает научно-технический прогресс (НТП). На научные исследования в развитых странах выделяются значительные средства в 4 раза больше, чем в развивающихся.

2. Развивающиеся страны. На них приходится более 70% населения земного шара, более 50% мировых запасов минерального сырья, их доля в мировом промышленном экспорте составляет 30%. Для развивающихся стран характерны: низкий уровень развития производительных сил; многоукладность (натуральное, мелкотоварное, частнокапиталистическое, государственное хозяйство); товарообмен на мировом рынке сельскохозяйственным сырьем и минеральными полуфабрикатами; зависимое положение в системе мирового хозяйства; перенаселение; высокий уровень безработицы; недостаток финансовых средств.

Развивающиеся страны делятся на следующие подгруппы:

новые индустриальные страны Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг и др.);

нефтеэкспортирующие страны (Катар, Кувейт, Бахрейн, Ливия и др.);

страны со средним уровнем развития (Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.);

демографические гиганты - Индия, КНР, Пакистан, Индонезия;

наименее развитые страны мира (Экваториальная Африка и Океания).

В последние годы усилилась роль и значение развивающихся стран. Они характеризуются сильной дифференциацией. Разница между уровнем развития богатых стран и наиболее бедными государствами определяется пропорцией 20:

Развитие экономики развивающихся стран тесным образом связано с внешнеэкономическими связями. Они содействуют расширению и модернизации основных фондов, смягчению экономических и социальных диспропорций. Международная торговля остается наиболее надежным источником внешних доходов. В последнее десятилетие развивающиеся страны пытаются укрепиться на рынке услуг. В первую очередь это туризм (Турция, Египет и др.) Все активнее позиции развивающихся стран в области экспорта рабочей силы.

Стремление выйти из "порочного круга бедности", стимулировать развитие наукоемких отраслей, придать динамизм всей экономике в целом диктует развивающимся странам необходимость активно привлекать иностранный капитал.

3. Государства с переходной экономикой (страны Восточной Европы: Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Румыния и др. и СНГ).

Перспективы экономического развития стран ЦВЕ зависят от нескольких факторов: последовательного проведения реформ, влияния технической и финансовой помощи развитых стран.

Венгрия, Чехия, Словакия, Польша благодаря принятым интенсивным мерам добились больших успехов в экономических преобразованиях. Болгария, страны бывшей Югославии и Румынии отстают в темпах реформирования экономики.

Вступление в Европейский союз - стратегическая цель стран ЦВЕ. Для ее реализации необходимо достигнуть такого уровня экономического развития, чтобы затраты, связанные с их вхождением в ЕС, не были высокими.

Место России в мировой экономике весьма скромное. Доля ВВП России в мировом хозяйстве в 10 раз меньше, чем США, и в 5 раз меньше Китая, сопоставима с Южной Кореей, Турцией, Ираном. Во внешней торговле Россия занимает также скромное место - 1,4%, что значительно меньше доли развитых стран мира. Несмотря на то, что по запасам ядерного оружия Россия занимает 1-е место в мире (55%), военные расходы в стране в 16 раз меньше, чем в США, и почти в 4 раза меньше, чем в Китае.

Современные экономические трудности определяются проблемами, накопившимися за многие десятилетия, а также ошибками в экономической политике 1990-х годов. Внешняя торговля ориентирована на экспорт сырья и полуфабрикатов. По различным каналам происходит вывоз капитала, который превышает 12 млрд. долл. в год. Если сравнить экономику России с экономикой большинства стран, то главное отличие - спад производства товаров для потребительского рынка, а именно легкой и пищевой промышленности.

Форсированное развитие легкой и пищевой промышленности, наукоемких отраслей обеспечит создание рыночной среды и необходимых предпосылок для проведения экономических реформ. Развитие национальной промышленности, укрепление внутреннего рынка позволяет не только улучшить экономическую ситуацию в стране, но и обеспечат России возможность активно участвовать в международном разделении труда и увеличить свой удельный вес в мировом хозяйстве.

2.2 Типология стран мира. Критерии типологии

Многообразие стран современного мира наиболее ярко проявляется на страновом уровне общественно-географической картины мира. Причины их непохожести и в то же время сходства кроются в сложности общественных систем, являющихся результатом длительного процесса развития.

Оптимально оценить это многообразие позволяет типологический подход к изучению стран, т.е. их группировка по каким-либо общим, сходным признакам, свойствам, показателям, качествам.

Количественные типологии , позволяют сопоставить основные географические параметры стран:

по размерам территории все страны можно разделить на группы:

крупнейшие страны, площадью более 4 млн. км 2: Россия, Канада, США, Китай, Бразилия, Австралия;

крупные, от 1-4 млн. км 2 , таких стран 24;

средние, от 0,2-1,0 млн. км 2 - 55 стран мира;

малые (в том числе "микро"), менее).2 млн. км 2 - подавляющее большинство - 144 (48).

группировка стран по численности населения свидетельствует о резком преобладании в мире малых государств (около 150), не смотря на доминирующее положение населения Земли (около 60%) группы 10 крупнейших стран (Китай, индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Пакистан, Япония, Бангладеш, Нигерия);

по особенностям географического положения : приморские (Россия, США, Китай, Франция и др.), островные (Япония, Великобритания, Индонезия и др.) и не имеющие выхода к морю (их 36 - Афганистан, Нигер, Парагвай, Киргизия и др.). два первых типа географического положения способствует прогресс, тогда как третий, характерный для многих наименее развитых стран, тормозит его. Важное значение имеет фактор положения по отношению к экономически развитым странам, содействующий ускорению социально-экономического прогресса их менее развитых соседей.

К количественным типологиям следует отнести их группировки по отдельным экономическим показателям. В частности, произведенный за год объем ВВП страны позволяет судить о масштабах ее экономики, экономическом потенциале. По различиям в этом показателе (на 1996 г) необходимо, прежде всего, выделить группу из восьми крупнейших стран с объемом ВВП свыше 1 трлн. долл. США - 6,8; Китай-3,37; Япония - 2,65; Германия - 1,58; Индия - 1,35; Франция - 1,15; Великобритания и Италия - 1,1. На их долю приходится более 60% мирового валового продукта. Крупные ВВП (от 0,5-1 трлн. долл) - Бразилия (0,94), Индонезия (0,73), Мексика, Канада (по 0,61), Россия (0,585), Республика Корея (0,579), Испания (0,549).

К средним по масштабам и структуре экономике можно отнести 30 стран с ежегодным объемом ВВП от 0,1 до 0,5 трлн. долл. (Нидерланды, Польша, Турция, Аргентина, ЮАР, Египет и др.), а к малым, составляющим абсолютное большинство стран (более 180), - с ВВП менее 100 млрд. долл. (Узбекистан, Белоруссия, Израиль, Перу, Венгрия и др.)

Однако крупные, средние и малые показатели ВВП еще не позволяют достоверно судить об уровне экономического развития стран, Об этом их качестве в первом приближении свидетельствует другой количественный показатель - производство ВВП в расчете на душу населения . в результате сходные показатели в середине 1990-х гг. имели такие экономические разные страны, как США и Кувейт (более 20 тыс. долл), Россия и Панама (менее 5 тыс. долл), Китай и Экваториальная Гвинея (менее 3 тыс. долл) при среднемировом показателе 5705 тыс. долл. (1996 г)

Наряду с количественными группировками необходимым условием и компонентом более полного интегрального понимания различий между странами мира являются их качественные типологии:

по исторически сложившимся различиям в характере общественных отношений систем или общественного строя:

первый тип страны (или "первый мир") получил название развитые капиталистические страны (более 30). Эта группа сформировалась на основе классического капиталистического общества, достигшего наибольшей степени зрелости в ХХ в.

"второй мир" составляют социалистические страны, демонстрирующие в ХХ в. принципиально иной новый тип общества.

"третий мир" заявил о себе после Второй мировой войны в процессе национально-освободительного движения и распада колониальной системы и определяется как развивающиеся страны (более 160). Их пути развития можно свести к трем вариантам:

страны капиталистического пути развития (латиноамериканские большинство азиатских, отдельные африканские);

страны дуального (двойственного) типа (подавляющее большинство в Африке, Океании, остальные азиатские);

страны социалистической ориентации (Ливия, Ангола, Ирак, Сирия, Афганистан, Бирма, Никарагуа, Гайана и др.)

"четвертый мир" - постсоциалистические страны, включающий 28 государств. Внутри этого типа можно выделить две группы стран - авангардную (Чехия, Польша, Венгрия, Словения) и замедленную (Россия, Украина и др.).

по уровням социально-экономического развития; Представления формируются на основе учета следующих характеристик ее жизни:

1. произведенный за год ВВП в расчете на душу населения;

2. доля отраслей перерабатывающей промышленности в ВВП;

3. продолжительность жизни;

4. уровень образования населения (доля грамотных). Все страны ООН разделяет на два типа - экономически развитые и развивающиеся (в более узком, социально-экономическом понимании). В настоящее время к экономически развитым странам относятся около 70 стран Европы, Северной Америки, Азии, Австралии и Океании (2), Африке (1).

типология стран по качеству жизни; оценивается с помощью комплексного индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), определяемого экспертами ООН. В зависимости от величины ИРЧП страны мира сгруппированы в три типа:

1). с высоким уровнем ИРЧП - 63 страны (от0,95 у Канады до 0,804 у Бразилии);

2). средним - 64 (0,798 у Казахстана до 0,503 у Камеруна);

3). низким уровнем - 47 (от 0,483 у Пакистана до 0, 207 у Нигера).

государственно-политические типологии стран; оцениваются различия с точки зрения международного статуса, все страны могу быть разделены на три типа:

суверенные государства - 190 стран мира;

несамоуправляющиеся территории, главным образом островные (Великобритания - Гибралтар, Антилья, Каймановы острова; Франция - Гаделупа, Гвиана; США - Пуэрто-Рико, Виргинские острова; Дания - Гренландия и т.д.);

"проблемные" территории с переходным и международным статусом (Восточный Тимор, сектор Газа - арабские территории Палестины; Турецкая республика Северного Кипра),

типология по различиям в характере и формах государственного строя;

республиканская форма: (150 стран)

президентские республики;

парламентские республики;

идеократические республики:

социалистические республики;

исламские республики.

монархическая форма: (более 40 стран)

Конституционная монархия;

Абсолютная монархия;

Теократическая монархия;

члены Содружества Наций.

различия по административно-территориальному устройству;

унитарные государства, управление которого централизовано;

федеративное государство (штаты, провинции, республики и т.п.), властные полномочия разделяются между центральными органами власти и субъектами федерации;

конфедерация; она предполагает объединения суверенных государств (при сохранении власти) для достижения общих целей.

различия политических режимов или типу правления;

демократические режимы, им присущи выборность и разделение властей, многопартийная политическая система;

тоталитарный режим; осуществление контроля над всеми областями общественной жизни исходя из принципов определенной идеологии.


3. Понятие о геополитике. Связь геополитики с отношениями между территориальными единицами

3.1 Концепции "евразийства" и "атлантизма"

Геополитика - это наука, изучающая в единстве географические, исторические, политические и другие взаимодействующие факторы, оказывающие влияние на стратегический потенциал государства.

Термин "геополитика" в научном смысле имеет два аспекта: культурно -психологический и концептуальный .

Культурно -психологический аспект как геополитическая идея отражает исторический опыт субъектов международных отношений, т.е. империй, государств, народов, и опирается определенной идеологией как системой взглядов на существующий мир и принципы его переустройства. Можно утверждать, что формирование геополитического пространства обусловлено не только строго объективными условиями и факторами (размер территории, особенности географического положения, природно-ресурсный, демографический, экономический военный потенциалы и т.п.), но и состоянием духа народов и наций, населяющих пространство определенных государств.

До определенного момента, а именно до крушения идеологии, господствующая в сознании населения геополитическая доктрина обеспечивает цельность и сохранение геополитических субъектов - империй, государств-наций. Когда происходит крушение идеологии, наступает слом в геополитических доктринах и национальных мифах, за которые люди до этого готовы были умирать.

В результате крушения геополитического статуса возникает проблема выработки новой геополитической идеи. В современном мире для ряда стран характерна поляризация идей почвенничества , с одной стороны, и космополитизма - с другой.

культурно-психологический подход к геополитике разрабатывается и для планетарного уровня. Например, американский геополитик Сэмюэл Хатингтон выдвинул и обосновал гипотезу мировых конфликтов между различными цивилизациями.

После того как в системе международных отношений последовательно сменились конфликты:

между властелинами (династические конфликты до Ветфальского мира 1648г., завершившего тридцатилетнюю войну в Европе);

между нациями (после Великой Французской революции 1789-1794 гг.);

между идеологиями (после Октябрьской социалистической революцией 1918 г).

линии раскола между различными цивилизациями стали главными линиями геополитических фронтов.

Цивилизация - это наивысшая форма культурной общности людей, или мегакультура, имеющая широчайший спектр признаков, определяющих культурную самобытность народов.

Роль цивилизаций в силу роста их самобытности в мировой истории будет приобретать все большее значение, и судьбы мира все в большей мере будут определяться взаимодействием семи или восьми цивилизаций - западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, славяно-православной, латиноамериканской и, возможно, африканской.

Ученые считают, что будущие мировые кровопролитные конфликты - это конфликты между цивилизациями:

Во-первых, различия между цивилизациями являются базовыми.

Во-вторых, процессы модернизации и глобализации ослабляют национальные государства с позиции их единства, сплоченности.

В-третьих, рост самосознания цивилизаций усиливается двоякостью Запада.

В-четвертых, цивилизованные различия гораздо более консервативны, меньше способны к изменениям, чем политические и экономические.

В-пятых, усиливается экономический регионализм, как в Европе, так и Азии и Северной Америке.

Понимание геополитики как определенной научной концепции колеблется от размытых либо недосказанных геополитических идей, например, геополитических идей евразийцев, напоминающих национал-социалистические построения, до жестко детерминированных моделей, например, германских геополитиков накануне Второй мировой войны.

В результате формируется геополитическая структура мира, отличная от простой политической карты мира. Геополитическая структура мира - это основной объект исследования геополитики.

Геополитические модели общепланетарного уровня направлены на обоснование представлений о мировом порядке, т.е. о геополитической структуре мира, которая отражает баланс соотношений силовых полей.

С понятием геополитических полей тесно связаны другие понятия геополитики - геопространство (пространство Земли) и контроль над ними.

Первым толчком к формированию геопространства стало развитие мореплавания. Мореплавание впервые связало мир в единую систему, но при этом дало превосходство ведущим мировым державам над континентальными.

Следующая крупнейшая трансформация - первая промышленная революция: развитие сухопутных железнодорожных и автомобильных дорог; открытия и изобретения конца XIX в. (телефон, телеграф, радиосвязь); затем последовало развитие авиации. Появление ядерного оружия, межконтинентальных средств его доставки, возможное использование космоса в военных целях привели к потере былой геополитической уязвимости укрытых регионов.

На протяжении сорокалетней "холодной войны" (1949-1989 гг.) геополитическое пространство делилось в основных чертах по идеологическому принципу на три суперблока, перекрывающих локальные и региональные политические процессы. Западный блок боролся с коммунизмом, восточный - с империализмом, а Третий мир, пройдя деколонизацию и строя свои национальные государства, примыкал к одной из двух суперсил.

В результате распада СССР и социалистической системы США оказались в уникальном положении. США стали первой и единственной в мире действительно мировой державой.

Евразийство - это идейно-философское движение, возникшее в определенном слое русских эмигрантов в начале 20-х годов и существовавшее до начала Второй мировой войны.

Среди наиболее известных евразийцев географ П.П. Савицкий (1859-1968), филолог князь Н.С. Трубецкой (1890-1938), историк Г.В. Вернадский, богослов Г.В. Флоровский (1893-1979) и др.

Основной геополитический тезис евразийцев: Россия - исключительная страна, непохожая на Европу и имеющая большое родство с Азией. Россия - это не Европа и не Азия, а отдельный, своеобразный, целостный и органичный мир.

Это самодостаточный мир, именуемый Россия-Евразия, географические и политические границы которого исторически совпадали с границами Российской империи. Первопричина самодостаточности России-Евразии кроется в ее географическом положении и особенностях "месторазвития".

Отрыв России от Мирового океана породил особый уклад хозяйствования. Огромные размеры территории и наличие природных богатств постоянно подталкивают Евразию к осознанию своей экономической самодостаточности, превращению ее в автономный "континент-океан".

Евразия в старом смысле слова, отмечают Евразийцы, подразделяется уже не на Европу и Азию, а на:

срединный континент, или собственно Евразию;

два периферических мира:

азиатский (Китай, Индия, Иран);

европейский, граничащий с Евразией примерно до линии: реки Неман - Западный Буг - Сан - устье Дуная.

Такое географическое положение России-Евразии способствовало

объединению и синтезу двух начал Старого Света - Востока и Запада.

Самобытность евразийской культуры состоит не только в том, что это особый этнический тип, но и в том, что Россия оказалась хранительницей православия по восточному, греческому типу. Н. Трубецкой считал православие стержнем евразийской культуры. Русскую культуру отличает от других культур соборность, народность. Европа, по мнению евразийцев - это явный враг, бич человечества, главный источник кризиса, а Азия - родственник России.

Европа - враг потому, что ее общественное устройство базируется на индивидуализме и личных правах (т.е. эгоизме), а не соборности и братской любви. Евразийцы выступали против европейской парламентской демократии, выродившейся, предприятие по их мнению, в олигархию. Неприемлемы для евразийцев и формы европейской собственности. Все попытки европеизации России, особенно связанные с реформами Петра I, оценивались евразийцами негативно.

Что касается Азии, то представления о ней у евразийцев были скорее романтико-символическими, абстрактными, чем конкретными и объективными. Савицкий писал, что без "татарщины" не было бы России, что неверно вести отчет развития России от Киевской Руси, что якобы татарское нашествие прервало развитие последней. Подъем русского государства характеризуется восхождением Московского государства в качестве приемника и наследника Золотой Орды. Чингисхан, считали евразийцы, стоит у истоков грандиозной идеи единства и суверенитета Евразии.

Таким образом, в работах евразийцев явно проводится ключевой их тезис о том, что азиатский фактор играл более существенную роль, чем славянский, в формировании и государственности, и российской концепции культуры.

Атлантизм - понятие введено в научный оборот и обосновано американским геополитиком Н. Спикменом (1893-1943). Согласно его концепции, роль Средиземного моря как ареала распространения античной римско-эллинической цивилизации перешла к Атлантическому океану, на западных и восточных берегах которого живут народы, связанные единством происхождения, культуры, общими ценностями, что предопределяет сближение стран атлантического пространства при лидерстве США как самой сильной и динамичной из них. Основы "атлантической солидарности", заложенные в годы Второй мировой войны, укрепились после принятия США в 1947 году плана Маршалла, позволившего стабилизировать экономику Западной Европы, укрепить основы политической демократии.

Общность принципов, ценностей, интересов в поддержании стабильности и процветания стран североатлантической зоны мира была зафиксирована в 1949 году в договоре о создании Организации Североатлантического договора (НАТО). Стратегические интересы правящих элит по обе стороны Атлантики в условиях "холодной войны" совпадали, что побуждало их, несмотря на элементы экономического соперничества, различное понимание приоритетов в противостоянии "международному коммунизму", согласовывать свою политику. С завершением "холодной войны", несмотря на исчезновение общего для стран НАТО противника, концепции и политика атлантизма получили свое дальнейшее развитие. Согласно доктрине С. Фукуямы о "конце истории", с распадом СССР и его системы союзов базовые ценности атлантизма восторжествовали в глобальном масштабе, что знаменует наступление эпохи их универсализации. По мнению С. Хантингтона, "Атлантической" цивилизации, включающей в себя Северную Америку и Западную Европу, еще могут бросить вызов другие цивилизованные общности (особенно исламская, китайская и др.). Ряд теоретиков, включая З. Бзежинского, не исключают и обострения противоречий между США и их западно-европейскими союзниками. Однако общая позиция политической мысли Запада состоит в том, что закрепление плодов победы в "холодной войне" требует активизации политики атлантизма. Шагами в этом направлении являются расширение Европейского союза и продвижение НАТО на восток, налаживание партнерства между Западом и государствами СНГ.

В послании президента США Б. Клинтона по стратегии США на предстоящие годы (февр. 1996) ставилась задача расширения сотрудничества стран Северной Америки и Западной Европы путем создания Североатлантической зоны свободной торговли, что должно стать новым стимулом в развитии политики атлантизма.


Литература

1. Большой справочник по географии. - М., "Олимп", 2000г.

2. В.П. Воронин, И.М. Подмолодина. Мировая экономика. - М., Юрайт-Издат, 2003г.

3. Политическая энциклопедия. - М., 2003.

4. Колосов В.А., Мироненко н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.

5. Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник для вузов. - М., Логос, 1998.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

>>География: Мы рассматриваем государственный строй стран мира

3 . Мы знакомимся с государственным

строем стран мира


1. Две основные формы правления: республиканская и монapхическая.

Государственный строй любой страны характеризуется прежде вceгo формой правления. Существуют две основные формы правления . Республиканская форма правления распространена широко: 4/5 всех независимых стран мира республики. Pecпублика форма государственнoгo правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному opгaну парламенту (см. рисунок 2), а исполнительная правительству. Родина pecпубликанского строя Европа . . После завоевания независимости республиканскую форму правления приняло большинство освободившихся стран. Республиками были провозглашены и такие тысячелетние монархии, как Египет, Эфиопия, Иран.

В свою очередь, республики подразделяются на президентские и парламентские. В президентских республиках (США , Аргентина, Бразилия, Иран, Пакистан и др.) президент, наделенный очень большими правами, сам возглавляет правительство.

В парламентских республиках (ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.) главной фигурой является не президент, а глава правительства. Но в реальной жизни многие парламентские республики с правительствами, возглавляемыми премьер министрами, предоставляют своим президентам такие большие полномочия, что фактически они мало чем отличаются от президентских республик. Таковы, например, Франция, Египет, а также Россия и большинство других стран CHГ.

Можно добавить, что Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, несмотря на распад мировой социалистической системы, и ныне по форме правления должны быть отнесены к социалистическим pecпубликам.

Монархическая форма правления имеет меньшее pacпространение: монархий в мире вceгo 29 (см. таблицу 2 в «Приложениях»).Монархия такая форма правления, при которой главой государства считается император, король, герцог, князь, султан и т. д. Эта верховная власть передается по наследству.

Среди них преобладают конституционные монархии, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная правительству, тогда как сам монарх, можно скaзать, «царствует, но не правит».

Монархический строй сохраняет ся в них в качестве своеобразной, иногда тысячелетней, тpaдиции, напоминающей о былом величии «короны».

Пример 1. Великобритания caмая старая в мире конституционная монархия. Король (ныне королева Елизавета 11) считается главой государства, судебной системы, главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви, а также возглавляемого Великобританией Coдружества, членами котopoгo являются более 50 стран, ранее входивших в состав Британской империи. . Король подписывает законы, принятые парламентом. Со времени нормандских завоеваний королевская санкция дается в традиционной формулировке: «Так хочет король (Kоpoлева)!» .

Пример 2. Япония конституционная монархия, в которой император традиционно служит символом государства и единства нации, хотя вся законодатель ная власть находится в руках парламента, а исполнительная Kaбинета министров. .

В абсолютных монархиях, нaпротив, власть монарха почти не ограничена. Но таких стран на современной политической карте мира осталось мало, в основном в районе Персидского залива.

Пример. Саудовская Аравия абсолютная монархия, где глава государства (король) осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьерминистром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным cyдьей, а также духовным правителем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. .

Одной из более редких разновидностей абсолютной монархии может считаться тeокpaтическая монархия 1 . Примеры теократических монархий гoрод-государство Ватикан в Риме, королевство Саудовская Аравия, султанат Бруней в Юго-Восточной Азии.

Общее число монархий в мире остается относительно стaбильным. Обычно бывшие монархии становятся республиками.

Но за последнюю четверть века все же было два случая провозглашения новых монархий.

1 В теократических монархиях (от греч. theos 6oг) монарх является oдновременно и светским государем, и главой церкви.

В 1975 г. после смерти генерала Франко, долго правившего Испанией, эта страна стала монapхией во главе с королем Хуаном Карлосом 1 из династии Бурбонов. В 1993 г. после 23-летнего существования республиканcкoгo строя монархическая форма правления была восстановлена в Камбодже.

2. Основные формы административнотерриториального устройства: унитарная и федеративная.

Государственный строй любой страны характеризуется также формой административно-территориального устройства (деления). В этом отношении все страны подразделяются на унитарные 1 и федератuвные 2 ; гocyдарств с унитарным устройством в мире подавляющее большинство. Федеративное устройство имеют лишь 24 страны. В нeкоторых из них (Россия, Швейцария, Индия, Нигерия) оно связано с национальноэтническим принципом, в других (ФРГ, Aвстрия, США) с историко-географическими особенностями.

В наши дни проблема административно-территориального устройства во многих странах приобретает характер важнейшей политической проблемы. В первую очередь это относится к федеративным государствам, тaким, как Россия, Индия, ЮАР, Канада. (Задание 4.)

Пример . Бельгия до недавнего времени относилась к числу унитарных государств. Однако обострение национальных противоречий между населяющими ее валлонами и фламандцами привело к тому, что в 1993 г. парламент специальным законом ввел в этой стране федеративное административно-территориальное устройство.

1 Унитарное rосударство (от лат. uпitas единство) имеет такую форму административно-территориальноrо устройства. при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть.

2 Федеративное rосударство (от лат.fоеdеrаtiо союз, объединение) имеет такую форму административно-территориальноrо устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и орrанами власти существуют отдельные самоуправляющиеся территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т. д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные opraны власти.

Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»