Система образования рф понятие и функции. Функции образования

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Образование - это процесс становления и обучения человека, направленный на формирование и развитие его умственных и физических возможностей, приобретение знаний и навыков.

Государство заинтересовано в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является обязательным. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Следует выделить три функции государства в образовании, а именно:

Развитие и обогащение интересов и способностей учащегося имеет серьезный превентивный эффект и в то же время стимулирует развитие. Консультирование предназначено для служения студентам в первую очередь в их самостоятельной работе. Зная, что целью образования является саморазвитие, учитель должен сделать ученика знакомым с использованием советов в ситуациях, когда они не могут справиться в одиночку. Консультирование должно охватывать такие сферы общественной жизни, как: выбор дальнейшего образования, выбор профессии и образа жизни.

Интеграция заботы и образовательной деятельности заключается в том, что она создает гармоничное целое со всей образовательной системой школы. Вертикальная интеграция заключается в обеспечении непрерывности процессов ухода и воспитания с раннего детства до более высоких и высших уровней школьной системы. Применяя интеграцию, мы избегаем прыжков, через которые каждый этап обучения является продолжением предыдущего и подготовкой к следующему. В горизонтальной интеграции существует желание объединить цели и методы общения с приемными детьми в удовлетворении их потребностей в семье, школе и окружающей среде.

  1. Содействие развитию образования (участие в разработке новых учебных программ, новых стандартов среднего образования);
  2. Контроль за качеством образования (проверки школ, проведение единого государственного образования);
  3. Оказание помощи учреждениям культуры (финансирование дворцов культуры, библиотек и т.д.).

Образование является социальным институтом, одной из подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества и переход от одного его состояния к другому. В настоящее время это переход от индустриального общества ХХ в. к постиндустриальному информационному обществу ХХI в. Развитие и функционирование образования обусловлены всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и др.

Важным фактором в заботе и воспитательной работе школы является координация. Если мы возьмем в качестве отправной точки концепцию заботы как деятельности, направленной на предоставление детям и молодым людям благоприятных условий жизни, развития и воспитания, заботу и воспитание школы, должны проявиться в следующих направлениях.

Что касается семьи ребенка, предоставляющей финансовую поддержку семье в плане финансовых возможностей школы. оказание помощи в решении образовательных трудностей в семье, воспитание педагогической культуры родителей. организация социальной и культурной жизни родителей.

Образования отражает такие структурные элементы социального института, как:

  1. нали-чие особой формы организации жизнедеятельности людей;
  2. специальные учреждения для такой организации с соответствующей груп-пой лиц, уполномоченных выполнять необходимые социальные функции и роли по управлению деятельностью и ее контролю;
  3. нор-мы и принципы отношений между этими официальными лицами и членами общества, включенными в орбиту действия данного соци-ального института, а также санкции за невыполнение этих норм и принципов;
  4. необходимые материальные средства (общественные здания, оборудование, финансы и др.);
  5. особые функции и направ-ления деятельности.

В целом основные функции культуры и образования можно условно поделить на:

Выполняя функции по уходу и воспитанию, школа не только удовлетворяет потребности учащихся, но и обогащает и развивает их. С другой стороны, воспитание предполагает передачу способов удовлетворения этих потребностей в соответствии с определенными социальными нормами. Указанные процессы интегрированы в жизнь школы. Цель обучения - хорошо развитый человек. По словам Ежи Матерна, для обеспечения эффективности ее дидактической и образовательной деятельности и защиты личности своих учеников от деформации она должна выполнять еще одну функцию - социальную - ухаживать за студентами.

  • социально-культурные , направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развить, транслировать духовное наследие.
  • социально-экономические , связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией;
  • социально-политические , реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы.

При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций достаточно высоко. Главным критерием образованности является системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Посредством образования происходит трансляция культуры от одного поколения другому. Таким образом, следует сказать, что основной функцией образования является передача ценностей конкретной культуры.

Функция опеки определяет правильное развитие ученика, а также правильное осуществление обучения и воспитания. Как правило, эту школьную функцию можно определить как набор обязанностей по уходу, связанных с удовлетворением потребностей ребенка, а также создание условий, позволяющих ему развиваться всесторонне. Это заботливая функция, которая предоставляет детям соответствующие условия для развития, воспитания и обучения. Удовлетворение основных потребностей ученика дает нам возможность всестороннего развития ребенка.

Радлиньска Х. Социальная педагогика. Все 500 голов довузовских учебных заведений займут эти позиции после загадочного национального конкурса. Прошло две недели, и дискуссии об этом конкурсе стали более насущными и запутанными. За последние два года было много заявлений о необходимости трансформации в образовании. И президент Румынии запустил платформу «образованной Румынии» для проведения ряда курсов поддержки реформы образования. Весной, прошедшей в мандате бывшего министра образования Адриана Кураджа, в течение нескольких недель была создана комиссия из 11 экспертов в области образования, целью которой было разработать обновленную учебную программу.

Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить:

  • образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты);
  • социальные группы (учителя, студенты, учащиеся);
  • учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).

Также образование можно классифицировать:

Ожидается, что национальный конкурс на должность директора довузовского учебного заведения деполитизирует школы и будет обладать навыками управления образованием школьных руководителей. Каковы основные споры? Эта методология, которая должна быть проверена, включала организацию публичных дебатов. Однако это было только общеизвестно, когда в «Официальном вестнике» 9 сентября появился Приказ министра. Конкурс уже был анонсирован на несколько дней. Согласно закону, методология должна была быть размещена на веб-сайте министерства и направлена ​​для консультаций в школах.

1. зависимо от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления:

  • начальное;
  • среднее;
  • высшее.

2. зависимо от характера и направленности:

  • общее - дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.;
  • профессиональное - овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности;
  • политехническое - знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:

Неформально мы знали, что в течение лета было проведено 4 совещания для разработки методологического проекта, но без какой-либо прозрачности в общении. Есть еще некоторые неясные ситуации: кто будет в комитетах, которые будут оценивать результаты; которая является методологией для надзора за этими комитетами.

Школы в Румынии, между цунами и ураганом. Будет ли она заниматься темами конкурса? Эта платформа была составлена ​​из бюджетов программы, финансируемой из европейских фондов. После споров за последние два дня по этому вопросу после интерпретаций, в которых излагаются две темы в дебатах - с одной стороны, осознание необходимости деполитизации школ, с другой стороны, реализация с деталями вне закона - о конкурсе, нам нужно прояснить действия через которые дети и подростки, официально включенные в новый учебный год, являются уникальными бенефициарами и получают выгоду от их обычного образования.

  • дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, — кружки, секции, воскресные школы, курсы;
  • самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.

По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.

Если это вертикально, сверху вниз, это сделает вещи более спокойными, предсказуемыми, дружелюбными, а не враждебными и непредсказуемыми. Почему бы не узнать методологию за 6 месяцев до этого, даже за год до этого? Почему у вас нет 3 месяца для регистрации на платформе?

Или вы используете некоторые вопросы, проблемы и опасения учителей? Или все идет, пропало, неизвестно где, в страну с безголовыми школами! Директора, которые не присутствовали на экзамене за занятие должности или не продвинули его, смогут вернуться на должности после того, как новый министр образования Павел Нэстасе направил в окружную школу инспекции отступление от методологии конкурса.

Таким образом, образование является одним из главных аспектов человеческой жизни. Посредством образования осуществляется передача культуры от поколения к поколению. В то же время важную роль в развитии образования и культурной жизни человека отыгрывает государство, потому как без его содействия невозможен данный процесс.

Функция (от лат.- исполнение, осуществление) - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому . Функция социального института - это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Это незаконно, потому что первоначальная методология была утверждена приказом министра, и теперь вы не можете вернуться к ней запиской. Вам нужен нормативный акт того же уровня или даже больше. Школьные инспекции, применяющие примечание, противоречат закону. Если кто-то идет и подает в суд на них за применение закона, которого не существует, он побеждает. Павел Нэстасе должен дать министерский приказ, а затем вступить в законность. Они пнули его, - объяснил Властен.

«Политическое решение, с полным презрением к выдвинутым кандидатам». Мне кажется политическим решением, полным презрением к директорам, которые сумели продвинуть этот конкурс. Чрезвычайно серьезно, если мы это примем, и профсоюзы даже не сделают жест, чтобы сохранить свое собственное достоинство, меморандум против этого отступления, даже если он останется безрезультатным, - сказала Андрея Бодя Адеварулу. «Решение о краже для школ, не являющихся директорами».

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию мой социологический словарь, это "любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы". К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют повышенные требования к тем социальным функциям, которые должен выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное - о том, что из этого получилось. К явным функциям школы как института образования относятся: приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института, школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур. Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными - закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.

Лидер профсоюзной федерации профсоюзов Спиру Мариус Нистор утверждает, что решение было чрезвычайным решением для школ, оставшихся без директора после конкурса, и где ни один другой директор не мог быть назначен. Министр предоставил это освобождение, потому что они школьные подразделения, где они просто не находят кандидатов на должность директора, где они не хотят, чтобы кто-либо был директором. Из-за этой методологии мы пришли к аберрантной ситуации, когда люди, не обладающие необходимой квалификацией, с большой ответственностью называли директоров силовых школ.

Функции бывают присущими различным институтам общества. Итак, первой и важнейшей миссией любого социального института является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюркгейм: "Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности она соответствует".

Кто-нибудь задал вопрос, что произойдет в школах, где нельзя называть директора силой? Кто платит там зарплаты, кто подписывает платежные поручения? Мы даем наше мнение, не зная этого явления. Это необходимая мера. В сельской местности есть единицы, где на самом деле нет людей, людей трудно найти, и, удалив их, вы больше никого не найдете. Если ситуация анализируется только политически, и есть большая ошибка. Это решение принято в интересах этих учебных заведений, - пояснил лидер профсоюза Мариус Нистор.

Стефан Властон, даже если считает, что этот шаг является незаконным, склонен полагать, что в некоторых школах нет учителей, которые хотят стать учителями. Заявление Мариуса Нистора поддержал госсекретарь Министерства образования Ливиу Поп, который мотивировал внимание министерства тем, что после осеннего конкурса в прошлом году было 664 школы без руководства, и ситуация должна была быть решена.

Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции. Но это функции, присущие всем институтам.

В имеющейся научной литературе имеют место различные точки зрения относительно содержания функций образования и их систематизации. Некоторые исследователи берут за основу результат влияния системы образования на личность и поэтому поводу называют такие их виды как социализация личности, снабжение её соответствующими знаниями и навыками и многие другие. Так, например, Л.М. Коган выделяет трансляцию знаний и социального опыта от поколения к поколению (трансляционная), ценностно ориентировочную, гуманистическую (человекообразующая), адаптационную. Другие же исследователи своим взглядом охватывают роль образования в структуре общества и потому выделяют функции, направленные на реализацию социальных программ в рамках общностей и общества. П.О. Кенкманн выделяет такие функции: социальную (воспроизвеление социальной структуры общества), профессиональную (подготовка членов общества к выполнению определённой профессиональной деятельности), гуманистическую (передача знаний и культуры новыи поколениям), идеологическую (формирование у подростающего поколения идейной направленности, жизненной позиции). В.Т. Лисовский помимо оговорённых только что выделяет ещё и моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, что состоит в воспитании политической культуры, умения анализировать. Третья когорта исследователей называет функции, влияющие на экономику, социальную структуру, духовную культуру и т.д. общества в целом. В основном они выделяют экономическую, которая ещё именуется профессионально-экономической либо профессионально-образовательной, и социальную. Множество исследователей выделяют множество функций, и как правило, к уже имеющимся приписывают по своему видению новые, а на самом деле старые, но объединённые либо по-другому названные. Например, А.В. Кооп помимо экономической и социальной выделяет ещё культурно-гуманистическую, а Ф.Р. Филлипов -- гуманистическую, политико-воспитательную и культурно-воспитательную функции. В этом примере интегрирующей является гуманистическая (человекообразующая) функция. Но не только в этом примере, но во многих других, так как все остальные функции образования вытекают из неё либо выступают её модификациями.

Кто-то должен возглавить школу. Почему это произошло? Потому что ни один учитель не хочет управлять школьной единицей. Андрей Бодя, директор И. Может быть организован новый конкурс. Новый конкурс может быть организован и готов. Это практически аннулирование этого конкурса. Мне кажется, что это министерство начало свою работу с грубой ошибкой, и аргумент смущает. В противном случае все могло быть разрешено, - сказал режиссер.

Я был иллюзией, что, однако, дело идет к нормальности. То, что произошло сейчас, доказывает нам, что мы можем ждать еще хуже, - сказал Бодя. Отсутствие уверенности в организации возможных соревнований в ближайшем будущем также разделяют Стефан Властон.

В целом основные функции образования можно условно поделить на

социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развить, транслировать духовное наследие.

Более 400 кандидатов выдвинули национальную вакансию на должность директора и заместителя директора школ. В должности вакантной должности заместителя директора или заместителя директора временное руководство гарантируется, пока организация конкурса, титульным учителем, членом национального органа экспертов в области управления образованием, назначается путем публикации в интересах образования или делегирования конкретных обязанностей, по решению генерального школьного инспектора, по предложению учебного совета соответствующих учебных заведений, с одобрения совета школьной инспекции и с письменного согласия запрашиваемого лица.

социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией;

социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы;

Они не могут быть назначены на вакантные должности или на тех вакантных между периодами соревнований. Расиняйский районный муниципальный совет. Школа-многофункциональный центр «Паупис», краткое название - Школа-многофункциональный центр «Паупис». Школа зарегистрирована в Реестре юридических лиц, код. Юридическая форма и зависимость школы - это бюджетное учреждение муниципалитета.

Владелец школы - муниципалитет Расейняйского района. Права и обязанность учреждения по эксплуатации - Расейняй районного муниципального совета, в компетенции которого в отношении школьных бюджетных учреждений, определенных в Законе о Законе о местном самоуправлении и других законодательных актах.

При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций достаточно высоко.

Социально-культурные функции института образования

Гуманистическая (человекообразующая) функция проявляется в единстве противоположных, но органически связанных процессов: социализации и индивидуализации личности. В процессе социализации человек усваивает общественные отношения, превращает их во внутреннюю сущность собственной личности, на собственные социальные качества. Тем не менее, это происходит индивидуально для каждого человека. Поэтому образование -- это особенный социальный институт, который обеспечивает социализацию и в то же время приобретение личностью индивидуальных качеств.

Связь образования со всеми сферами общественной жизни реализуется непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества.

Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизирует социальные отношения, в таком обществе человек превращается в рабочую машинку, а в старости уже не нужен.

К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда. Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что с наибольшей полнотой гуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Увы, как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как не основные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование.

Социальный контроль. Образование в конечном итоге определяет позицию человека в обществе, его возможности, цели, достигаемые в обществе и способы вознаграждения за труды, сам труд, мировоззрение и т.д.

Трансляция и распространение культуры в обществе. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии. Из неё исходит такая функция образования как генерирование, сохранение культуры общества.

Воспроизводство социальных типов культуры. Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой.

Инновация в сфере культуры осуществляется через образование избирательно. Общественная система образования транслирует лишь часть инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются инновации из русла доминантной культуры, не несущие опасности для целостности данной социальной организации (стабильности ее управленческих структур). В отношении других инноваций, даже прогрессивных, система образования может служить своеобразным заслоном.

Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности) включает в себя положения, сформулированные еще Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение, привитие индивидам познавательных навыков. Система образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель -- не просто передача знаний и развитие личности, но интеллектуальное сопровождение развития общества. Мировые лидеры стремятся контролировать образовательные комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные технологии или иные модели, специально разработанных для других стран.

Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему люди учатся понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии.

Воспитательная функция образования заключается в обеспечении процессов социализации личности и ее гражданского становления, передачи новым поколениям отечественного и мирового культурно-исторического опыта. Украинская школа должна воспитывать у граждан высокое государственное достоинство, честность и благородство перед Родиной.

Обучающая функция образования заключается в обеспечении процесса овладения человеком знаниями, навыками и умениями в рамках учебных заведений и различных сфер жизнедеятельности общества.

Выше описанные функции образования являют собой составные части такой функции образования, как социализация личности, особенно молодёжи, и её интеграция в общество. Именно образовательные учреждения (и не только они) готовят определённые навыки у человека для выполнения им определённой социальной роли при определённом статусе.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов -- привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

Социально-экономические функции образования

Формирование профессионально-квалификационного состава населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. Его производительность и инновационная активность несколько повышается с ростом общего образования.

Превышение образовательного уровня над требованиями рабочего места играет позитивную роль в производстве, создает резерв творческого потенциала личности, квалификационного и социального продвижения человека. Это же обстоятельство усиливает противоречие между притязаниями обладателя избыточного образования и ожиданиями окружающих людей.

Формирование потребительских стандартов населения. Образование может привносить в материальные потребности людей рациональные стандарты, содействовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека. В условиях рынка такая функция противостоит интересам бизнеса, хотя она и в большей степени соответствует национальным интересам.

Привлечение экономических ресурсов. Как известно, самое выгодное вложение капитала - это вложение в образование.

Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов. Обеспечиваются ресурсами такие направления деятельности, которые ориентированы на образование и на "внеобразовательное" пространство (материальная помощь учащимся, поддержание коммерческих, исследовательских, конструкторских и других структур).

Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Она непосредственно вытекает из гуманистической функции; сейчас поймёте почему. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для не справляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.

В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи.

Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы автоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. После обязательного восьмилетнего образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру.

С точки социологического зрения чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило, открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе. Таким образом, следующая функция - определение статуса личности.

Профессиональная. Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Образовательные учреждения дают индивидам неодинаковое образование, что является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений.

Функция социального и культурного изменения. Проявляется в сотворении базы знаний для дальнейшего безостановочного образования. Реализуется в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений, специализацией различных видов педагогической деятельности, стандартизацией учебного процесса.

Обеспечение профориентационной работы с молодёжью.

Начиная с подростков, учебные заведения просто обязаны проводить её. Суть профориентацинной работы заключается в формировании более компетентного состава выпускников и квалифицированных рабочих.

Функции образования в социально-политической сфере

Формирование личности -- один из жизненно важных интересов государства и групп, поэтому обязательным компонентом образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой.

Привитие образовательным общностям приемлемых (разделяемых) правовых и политических ценностей и норм. Любой политический строй начинает с того, что борется за старую школу или создает новую. В этом смысле формальное образование обеспечивает поощрение законопослушного правового и политического поведения, а также воспроизводство государственной (доминантной) идеологии. Так школа осуществляет содействие патриотизму.

Преобразование мира из биполярного в однополярный привело к выделению функции обеспечения национальной безопасности. Истинная безопасность с учетом прогресса мировой цивилизации определяется уровнем развития людских ресурсов как основной предпосылки создания ее научного, экономического, социокультурного и духовного потенциала.

Отдельно от такой условной классификации стоят такие функции. Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье. Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство, что состоят из таких основных элементов: руководители и организаторы образования, педагоги и учащиеся. Другие функции.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»