Кто назначает директора школы. Кто он директор современной российской школы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Его заместителем и научным руководителем станет бывший проректор Российской экономической школы Андрей Бремзен. По всей видимости, в 2017 году он займет пост директора школы.

Как сообщается на официальной странице учреждения в Facebook, накануне новых руководителей представили Управляющему совету «Пятьдесят седьмой школы».

Александр Тверской - выпускник Московского Городского педагогического университета, вплоть до настоящего назначения директор ГБОУ города Москвы «Лицей № 1581». В его ведении будут находиться все операционные административные и финансовые вопросы в 57-й школе. «Его основная задача - обновить и обеспечить прозрачность школьного администрирования, обеспечить устойчивость функционирования всех подразделений школы, включая взаимодействие между всеми ее зданиями», – говорится в сообщении.

Андрей Бремзен - профессор экономики, до настоящего назначения проректор Российской экономической школы (РЭШ) по академическим вопросам. В 1992-м году он закончил 57-ю школу, затем с красным дипломом закончил механико-математический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, а затем магистратуру РЭШ. Защитил докторскую диссертацию по экономике в Массачусетском технологическом институте. В 57-й школе много лет преподавал математический анализ, помогая своему учителю Л.Д.Альтшулеру. «В его ведении будут находиться все вопросы, касающиеся преподавания, взаимодействия со всеми школьными сообществами, а также вопросы сохранения и обновления ценностных и научных компетенций школы». В течение этого учебного года Андрей Сергеевич должен будет пройти аттестацию, необходимую для занятия должности директора школы.

Сам Александр Бремзен уже опубликовал свое обращение к выпускникам школы, в котором объяснил, почему директором станет он, а не Вячеслав Лещинер, победивший в голосовании выпускников: «Мы встречались и общались лично с Вячеславом Роальдовичем. Он сказал, что не хочет/не готов быть директором, но ему будет интересно получить от меня предложение на позицию завуча или заместителя директора. Будем это обсуждать с ним в ближайшее время».

По его словам, первым делом он намерен заполнить вакансии, образовавшиеся в результате скандала. Кроме того, Александр Бремзен будет встречаться с каждым из учителей, разбираться с внутренней ситуацией.

Скандал в 57 школе вспыхнул в конце августа после того, как журналистка Екатерина Кронгауз опубликовала пост об учителе истории, который, по ее словам, годами состоял в близкой связи со своими ученицами. По словам выпускников, администрация, чтобы предупредить любые жалобы, разработала меморандум против «диффамации педагогов». Правоохранители сейчас проводят проверку этой информации.

Глава школы № 57 Сергей Менделевич, в свою очередь, об уходе со своего поста. Кроме того, в школе управляющий совет, который призван заняться решением кризиса. В состав совета вошли: ректор РАНХиГС Владимир Мау, искусствовед Михаил Каменский, известный общественный деятель Анна Федермессер, ресторатор Дмитрий Ямпольский и другие известные люди.

«Директор школы» - первое профессиональное издание для руководителей общеобразовательных учреждений. Основной объем материалов посвящен главной теме журнала — управлению в образовании. Кроме этого, мы стараемся помочь нашим читателям в решении и других вопросов, с которыми они ежедневно сталкиваются в процессе работы. В каждом номере можно найти интервью, статьи, аналитику об организации учебного процесса, воспитательной работе, дополнительном образовании, уровне подготовки учителей, аттестации и повышении квалификации и т.д.

Журнал не ограничивает свою миссию только информационно-аналитической деятельностью. Один из проектов журнала «Директор школы» - Всероссийский конкурс «Директор школы», охватывающий большинство школ российских регионов и выявляющий управленческий опыт решения различных проблемных ситуаций в школах.

Издается с 1993 года.

Выходит 10 раз в год.

Распространяется по подписке во всех регионах России и странах СНГ. Начиная с 2011 года журнал предлагает оформление электронной подписки . Подписчики электронной версии получают журнал в любом удобном для них формате — для чтения на компьютере, с помощью электронной книги, смартфона и даже iPhone и iPad!

Рубрики журнала

  • Письмо редактора
    Не всегда определяет тему номера или имеет отношение к какому-то конкретному материалу. Скорее - это приглашение к неофициальному диалогу с читателем, предложение вместе поразмыслить над какими-то значимыми деталями жизни школы.
  • Образовательная политика
    Рубрика об интересах школы в рамках государства. Улучшение качества образования, НСОТ, законопроекты и поправки в ФЗ «Об образовании», повышение квалификации педагогических кадров, организация ЕГЭ, автономность школ и многое другое
  • Искусство управления
    Способы эффективного управления педагогическим коллективом, внутришкольными организациями и процессами, распорядком дел и собственным временем: от азов до сложных управленческих решений.
  • Организация учебного процесса
    Как организовать интернет-семинар в стенах школы? Стоит ли окончательно отказаться от бумажного журнала в пользу электронного? Что нужно для старта нового учебного проекта? В этой рубрике вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с учебным процессом.
  • Воспитание и дополнительное образование
    Какое образование считать основным на самом деле: базовое или дополнительное? Что важнее - заучить правила по учебнику или уметь ориентироваться в социуме? Чему и как сегодня учит дополнительное образование?
  • Школа и родители
    Взаимоотношения школы и родителей непросты. Родители всегда на стороне детей, и порой школе приходиться доказывать, что и она на стороне ученика. Материалы рубрики помогают понять друг друга и найти верные пути коммуникации между директором школы и родителями, детьми, учителями.
  • Экономика и право
    Профессиональные юристы и экономисты помогают разрешить проблемные ситуации и предотвратить возможные юридические ошибки в работе.
  • Персона грата
    Интервью со значимыми и неравнодушными к проблемам школ людьми, чьи мнения считаются авторитетным не только в образовательном сообществе, но и во многих близких к образованию сферах: науке, культуре, экономике, политике.
  • Уроки здоровья
    Сохранение и укрепление здоровья учеников - неотъемлемая задача школы. В помощь директорам — материалы врачей и представителей медицинских ведомств о здоровьесберегающих мерах и технологиях.

От профессиональных навыков и приоритетов первого лица в школе зависит очень многое. Однако сегодня большинству директоров российских школ редко удается уделять время своей главной обязанности – работе с учителями, и вряд ли в ближайшее время ситуация улучшится.

Выбирая школу для своего ребенка, родители обычно стараются заранее выяснить, а кто в этой школе директор? Действительно, от профессиональных навыков и приоритетов первого лица в школе зависит очень многое. Однако сегодня большинству директоров российских школ редко удается уделять время своей главной обязанности - работе с учителями, и вряд ли в ближайшее время ситуация улучшится, считают эксперты.

Директор школы оказывает существенное влияние на все, что в ней происходит: какие учителя будут работать с детьми, какая атмосфера будет в классах и на переменах, чем дети будут заниматься после уроков. Не стоит говорить уже о том, что от личных качеств и красноречия директора в значительной степени зависит материальное и финансовое обеспечение школы.

Лучшие директора известны в своем городе не меньше, чем киноартисты, и часто их фамилии становятся брендом школы, своеобразным знаком качества для ее выпускников. Но что такое хороший директор? Можно ли судить о его работе лишь по баллам ЕГЭ его выпускников? И насколько вообще сегодня работа директора имеет отношение к решению образовательных задач школы?

Даже у специалистов не всегда есть ответы на эти вопросы. В эти дни, когда около 500 директоров со всей страны принимают участие во Всероссийском конкурсе «Директор школы», разговор об этой профессии становится особенно актуальным.

Скорее коммуникатор, чем наставник

Главная задача директора школы - создавать оптимальную среду для работы педагогов, заботиться об их мастерстве и профессиональном росте, рассказал РИА Новости профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков.

«Образование - это командный вид спорта. Как взаимодействуют между собой учителя и взаимодействуют ли вообще? Насколько среди них высок уровень взаимного доверия, обмена информацией, взаимообучения? Если директору удается создать комфортную для педагогов среду, то они с детьми все сделают хорошо и правильно», - считает он.

Если же педагогический коллектив представляет собой набор талантливых одиночек, каждый из которых тянет в свою сторону, то это недостаток работы директора, полагает эксперт. Даже лучшие профессионалы не смогут продуктивно работать в агрессивной или недружественной среде, в ситуации взаимной незаинтересованности.

«Хороший директор школы работает с педагогами, а не ищет деньги на прохудившуюся крышу и не встречает проверки пожарных, - продолжает мысль коллеги доцент Института образования НИУ-ВШЭ, главный редактор «Журнала руководителя управления образованием» Дмитрий Фишбейн. - К сожалению, в большинстве российских школ директор не имеет ни времени, ни возможности заниматься своими прямыми обязанностями».

Наверное, каждый директор школы может это подтвердить. Большую часть своего рабочего времени ему приходится тратить на разные формы общения с вышестоящими инстанциями, чтобы добыть необходимые для школы ресурсы. При этом сил и времени для создание пресловутой профессиональной среды у него практически не остается.

«Я вижу в этом достаточно серьезную проблему. В управленческих структурах сегодня существует парадигма о том, что директор - не педагог, а менеджер. В отношении школы это неправильно, потому что в этом случае у директора не будет никакого веса, авторитета у педагогов. Директор должен в первую очередь оставаться педагогом», - рассказала РИА Новости директор московской гимназии №1552 Оксана Авилова.

Новые сложности

Сегодняшняя реальность создает и другие
препятствия для эффективной работы директора. Школы находятся в неравных условиях с точки зрения статуса, финансирования, материально-технической базы и контингента учащихся. Ответственность директора за то, что происходит в школе, сегодня очень высока, но руки у него нередко связаны.

«Директоров критикуют за несоблюдение СанПиНов или правил пожарной безопасности в школе. Они сами очень хорошо понимают обоснованность критики, но у них часто нет возможности исправить ситуацию. Директор не может увеличить количество или объем классных комнат. Это может сделать учредитель в лице муниципалитета - например, расширив здание за счет пристроек», - пояснил Дмитрий Фишбейн.

Новая проблема для директоров московских школ, возникшая в самое последнее время, - это кампания по слиянию учебных заведений.

Реальное, а не формальное, слияние - это очень тяжелое для школы обстоятельство, оно обязательно порождает в ней кризис, который может длиться несколько лет, и это будет очень тяжелое время как для директора объединенной школы, так и для всего коллектива, считает Константин Ушаков.

«Многое здесь будет зависеть от действий директора, от того, создаст ли он новую комфортную среду. Но это в любом случае очень небыстрый процесс. Два-три кризисных года московским школам гарантированы», - подчеркнул эксперт.

Битва за надбавки

Надо отметить, что атмосфера в школах стала непростой еще и до слияния. За последние несколько лет учителя по всей стране постепенно перешли на так называемую новую систему оплаты труда (НСОТ). Ее наиболее распространенный вариант предусматривает выплату «стимулирующих» надбавок к окладу за индивидуальный успех педагога - за участие и победу его учеников в школьных олимпиадах, за число проведенных мероприятий и многое другое.

На первый взгляд, «стимулирующие надбавки» должны были мотивировать педагогов работать с большей отдачей. Однако новая система создала достаточно опасную и даже разрушительную ситуацию в школах, считают некоторые эксперты.

«Во всех школах, которые я видела (а я достаточно много езжу), введение стимулирующих надбавок вызывало напряжение в педагогических коллективах. Это естественно и по-человечески понятно. Хотя в целом новая система оплаты труда достаточно здравая», - отметила Оксана Авилова.

Дело в том, что НСОТ поощряет индивидуальный успех учителя, а не за групповой. Из-за этого в школах возникает конкуренция между педагогами, нарушаются их сотрудничество и взаимодействие, начинается борьба за учеников.

«Способный ученик, который может участвовать в олимпиаде по физике, почти всегда готов и к олимпиаде по математике, - пояснил Константин Ушаков. - И если я - учитель физики, а вы - учитель математики, мы с вами начинаем рвать этого ребенка на части, потому что он может принести одному из нас много баллов».

В этой ситуации особенно возросла роль директора как руководителя коллектива, которому приходится сглаживать противоречия и решать конфликты, неизбежно возникающие между учителями.

«Хороший директор» - что это значит?

И все-таки, несмотря на все перечисленные проблемы и обстоятельства, в российских школах есть директора, которые в состоянии эффективно работать и обеспечивать высокий уровень обучения детей.

Кто эти люди? Какого директора школы следует считать хорошим, успешным? Универсального ответа на этот вопрос не существует, но можно сформулировать несколько самых общих критериев.

Очевидно, что судить о деятельности директора следует по результатам работы школы, то есть по качеству образования детей, которое принято оценивать по средним баллам ЕГЭ или ГИА учеников. Но судить только по средним баллам об эффективности работы директора школы нельзя, полагают эксперты.

Вполне понятно, что в школе, которая находится в центре Москвы, учится один контингент учеников, а в школе из далекого села с очень сложными социальными условиями - другой. И средний балл ЕГЭ выпускников в этих школах будет разным, что бы ни делали директора этих учебных заведений. Поэтому сравнивать их работу с точки зрения результатов ЕГЭ бессмысленно, уверен Дмитрий Фишбейн.

«Я согласен с тем, что надо связать результат работы директора с результатом работы школы, но только оценивать последний нужно более комплексно. Стоит учитывать не абсолютные баллы ЕГЭ, а изменение этих баллов у конкретной школы год от года. Если в прошлом году у нас по математике получился средний балл ЕГЭ 70, а в этом году - уже 75, то такое сравнение имеет смысл», - подчеркнул он.

Вторым критерием эффективности работы директора, с его точки зрения, могла бы стать степень удовлетворенности клиентов образовательного учреждения - родителей и учеников, с одной стороны, и учредителя в лице муниципального органа управления образованием, с другой.

Новый закон вряд ли упростит жизнь директорам

Сегодня в Госдуме готовится ко второму чтению законопроект об образовании. По-видимому, от документа, который прошел такое масштабное общественное обсуждение, можно было бы ожидать, что он создаст те условия, которые помогут директорам школ и педагогам сконцентрироваться на обучении школьников. Однако у специалистов есть в этом сомнения.

В своем нынешнем виде законопроект фиксирует, что школы получат статус «образовательной организации», а это изменение, важное, идеологическое, считает главный редактор «Журнала руководителя управления образованием».

«Если к школе будут подходить как к любой организации, пусть даже как к некоммерческой, то это наложит на директора еще большую ответственность за организацию учебного процесса. Ему придется в первую очередь заботиться о бюджете и других внешних, материальных условиях работы школы, а не о содержании образовательной деятельности», - подчеркнул эксперт.

По-видимому, условия для работы директора школы в ближайшее время не станут более легкими. Ему придется, как и прежде, балансировать между своими прямыми и непрямыми обязанностями, чтобы обеспечить нашим детям достойное образование.

Каждый педагог, который усердно трудится и любит свою работу, рано или поздно задумывается о том, чтобы занять директорское кресло. Но нельзя получить работу руководителя, не следуя определенным правилам. Назначение на должность директора школы - это обязанность местного департамента образования, нужно пройти несколько карьерных ступеней, чтобы местные органы власти смогли доверить вам эту роль.

Какое образование нужно для работы

Человек, который задумывается, как стать директором школы, в первую очередь интересуется, какое учебное заведение ему придется окончить. Безусловно, вам нужно высшее образование. Вы можете окончить училище, техникум с красным дипломом, но поступить в университет, если вы хотите стать директором, вам придется.

Нельзя сразу получить должность руководителя. Вам придется поработать некоторое время обычным учителем. Поэтому не имеет значения, будете вы преподавать математику, биологию или физическую культуру, главное в достижении вашей цели - получение высшего образования. Но этого недостаточно для осуществления вашего желания. Вам придется воспитать в себе определенные качества характера, которые, несомненно, вам помогут.

Какими качествами характера должен обладать директор школы

Чтобы чувствовать себя комфортно, занимая любую должность, нужно действительно стремиться к получению специальных знаний и саморазвитию. Как стать директором школы и какими качествами характера нужно обладать, чтобы достичь желаемой цели в короткие сроки, вам подскажет ваша интуиция, если вы действительно предрасположены к этому. Работа должна приносить удовольствие. Должность директора школы доставит вам радость, если вы воспитаете в себе такие черты характера:

  • Умение находить общий язык с детьми разных возрастов. Вы должны ладить как с первоклассниками, так и с выпускниками, причем ваши взаимоотношения должны быть основаны на взаимном доверии. Властный подход к общению здесь неприемлем.
  • Способность находить общий язык с педагогическим коллективом. Подчиненные должны беспрекословно выполнять все ваши указания.
  • Ответственность. Вы должны осознавать, что вы полностью отвечаете за моральное и физическое состояние всех учеников, пока идут занятия.
  • Способность держать все под контролем. Вы должны понимать, что работа педагогов, учеба школьников, трудовая деятельность вспомогательного персонала должна полностью вами контролироваться.
  • Умение разбираться в бумажной работе. Вам придется постоянно представлять отчеты о работе учебного заведения более высоким органам власти.

Как видите, характеристика на директора школы, которая обычно составляется за время его работы на данной должности, основывается на многих факторах, поэтому заранее решите, готовы ли вы взять на себя такую ответственность.

Специальные знания директора школы

Как стать директором школы, не имея не может ответить никто, потому что этой информации не существует. Чтобы реализовать себя на этой должности, вы должны освоить базовые компьютерные программы. Ведь большинство отчетов сдается в электронном виде. Кроме того, вы должны освоить нормативно-правовую базу, а также изучить последние методики образовательного процесса.

Как стать директором школы: получаем директорское кресло

Согласно постановлению Министерства образования, чтобы получить должность директора, нужно победить в конкурсе, к которому допускаются исключительно кандидаты с высшим образованием и опытом работы на должности учителя. Назначает человека на эту роль представитель местного департамента. Характеристика на директора школы должна быть безупречной, поэтому из всех кандидатов выбирается самый подходящий, имеющий идеальное резюме и умеющий себя вести в обществе.

Если вы хотите стать директором, вам придется смириться с тем, что время от времени вы будете посещать курсы повышения квалификации. На вас будет лежать ответственность за работу педагогического коллектива, но есть еще одна обязанность, которую вы станете выполнять. Как правило, директор преподает ученикам определенный предмет. Вы должны быть учителем высшей категории и время от времени доказывать свой профессионализм.

Тестирование

Иногда при отборе кандидатов на должность директора проводится специальное тестирование. В случае успешной сдачи экзамена вы получите лицензию, которую позже представите компетентному человеку, чтобы он решил, подходите вы на эту должность или же вам еще нужно поработать над своим профессионализмом. Но эта процедура проводится далеко не всегда. Обычно эту должность занимает человек, который много лет проработал в данной школе заместителем директора или обычным учителем.

Программа работает в столице в полную силу, в ней задействованы практически все директора образовательных учреждений. Её особенность заключается в том, что наиболее опытные руководители (в рамках программы они называются «менторы») помогают своим коллегам (в данном случае выступающим в роли стажёров) разрабатывать и реализовывать новые образовательные проекты. Мало того, после достижения намеченных результатов каждый проект ожидает публичная защита.

На сегодняшний день директора московских школ уже разработали 462 управленческих проекта и приступили к их реализации, а некоторые даже успели их защитить. Но работы впереди предстоит много, первый этап - это только начало.

Что же такое современный руководитель образовательного учреждения, по мнению самих директоров? Как они формулируют свои задачи?

«Директор школы в общепринятом понимании и руководитель московской школы - это разные профессии, - уверен директор школы № 2095 «Покровский квартал» Илья Новокрещенов . - На нас возложены задачи гораздо более сложные. Мы занимаемся не просто управлением в обычном понимании этого слова - мы управляем процессами, ресурсами, результатами и даже ценностями, вместе с коллективом обсуждая, что является главным в нашей системе образования. Директор московской школы - это человек, умеющий одновременно генерировать цели и планировать работу коллектива, обращаться с финансами и разбираться в вопросах права. И при этом он открыт как для всего мира, так и для каждого ребёнка».

Вечные студенты

«Программа «Эффективный руководитель» даёт нам возможность выработать новые управленческие компетенции современного директора, - считает директор школы № 2114 Анд-рей Зинин . - И главное здесь слово «новые», то есть соответствующие реалиям XXI в. Эти компетенции - способность работать в условиях многозадачности, высокая адаптированность к постоянным изменениям, навыки командной работы и даже скромность как новая форма лидерства. На последнем качестве стоит остановиться подробнее. Речь идёт о том, что лидер должен быть не центральной фигурой в коллективе, а человеком, сумевшим создать такую структуру, что даже после его ухода организация останется успешной и будет работать как часы. Лидер должен ориентироваться не на свою значимость, а на успех учреждения, которое он возглавляет».

«Главная цель проекта «Эффективный руководитель» - модернизация системы подготовки руководителей, - объясняет заместитель руководителя Департамента образования Москвы Виктор -Фертман . - Мы не учим директоров менеджменту - они без того достаточно опытные руководители. Но мы даём им в руки инструменты, с помощью которых можно совершенствовать работу как отдельно взятой школы, так и системы столичного образования в целом. Всё происходит максимально открыто: подбор менторов и стажёров, защита проектов, отчёт руководителя перед учителями и родителями - вот это сделал, а то ещё предстоит. На самом деле наш проект бесконечный, мы будем идти от одного достижения к другому, ведь нет предела совершенству. Одновременно директора будут многому учиться сами. Нельзя быть эффективным руководителем, не обучаясь постоянно, поэтому лучший руководитель - это вечный студент, то есть человек, который никогда не останавливается в своём развитии».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»