Политическая психология и идеология. Политическая психология и политическая идеология

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Политическая психология и политическая идеология

В качестве специфических проявлений политического сознания выступают политическая психология и политическая идеология. Важнейшее проявление политического соз­нания масс - их политическая психология.

Политическая психология предстает как единство опреде­ленного осознания политической действительности и отношения к ней. Ее компонентами выступают не только представления людей о политических явлениях, выражающие некий уровень их понимания, но и политические побуждения и мотивы дея­тельности, сознательная политическая заинтересованность в чем-либо, равно как и политические цели, связанные с совер­шением каких-то политических действий.

Все эти проявления политической психологии заключают в себе определенное осмысление политической действительности и вместе с тем выражают направленность тех или иных соци­ально-политических групп, партий и отдельных личностей на вполне конкретные политические действия. Политическая пси­хология нередко характеризуется как некое состояние полити­ческого сознания больших масс людей, проявление психиче­ского склада классов, наций и народов.

Ее проявлением выступает богатая палитра политических чувств и настроений указанных субъектов, что составляет эмо­циональную сторону политического сознания, его, так сказать, эмоциональный фон. Но политическая психология заключает в себе также определенный интеллектуальный потенциал, т.е. некую глубину осмысления политической действительности. Это осмысление может быть более глубоким, чем на уровне обыденного сознания. Оно может включать в себя отдельные научные представления и понятия в несистематизированном виде. И все это концентрируется в тех или иных политических мотивах, умонастроениях, целях и убеждениях субъектов, будь то класс, нация или целое общество.

В конечном счете политическая психология предстает как некий сплав политических эмоций, настроений, мыслей и воли субъектов. Она как бы охватывает все области массового созна­ния и потому обладает большой побудительной и мобилизую­щей силой. Не случайно широко и глубоко мыслящие вожди и лидеры политических партий и движений всегда учитывали и учитывают политические настроения масс, направленность их политического сознания. Учет политической психологии масс, их политических настроений - весьма актуальная задача, кото­рая должна решаться в процессе деятельности государства, по­литических партий и, конечно, социологов.

Политическая идеология представляет собой теоретическое отражение политической действительности через призму инте­ресов классов, наций, политических партий и других полити­ческих сил. Она базируется на определенной политической теории или их совокупности. Так же как и политическая пси­хология, она выражает некий уровень понимания политиче­ской действительности и направленность на ее преобразова­ние, закрепление положения тех или иных субъектов в системе политических отношений.

Политическая идеология имеет социально-классовый харак­тер. Таковы факты, от которых не уйти, остается лишь их осознать. Это не значит, что она всегда должна настраивать на классовую борьбу. Такой узкоклассовый догматический подход вообще неуместен. Идеология, в том числе и политическая, может ориентировать и на компромиссы, более того, - на со­трудничество различных социально-классовых сил. Но в любом случае политическая идеология предстает как теоретическое вы­ражение объективных социально-классовых интересов. Это же можно сказать и о политической психологии с той, однако, разницей, что в ней объективные интересы классов, других социальных групп и национальных общностей отражаются боль­ше стихийно, неполно и часто неглубоко, иногда лишь на уровне политических инстинктов и интуиции масс.

Характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность представлений человека, опосредующих его отношения с политическими структурами, является политическое сознание . В настоящее время сложились две точки зрения на сущность политического сознания. Сторонники бихевиорального подхода рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и представлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти, т.е. политическое сознание при таком подходе предстает как бы наложенное на политику мышление человека. Второй, аксиологический подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления. С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности человека, но суть политического сознания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации.

Политическое сознание выполняет три важнейшие функции: 1) когнитивную (отражение потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов), 2) коммуникативную (обеспечение осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти); 3) идейную (осознание заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира).

Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания.

Идеология – определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Как средство идейного обеспечения групповых интересов политическая идеология является по преимуществу инструментом элитарных слоев, которые с ее помощью консолидируют групповые объединения граждан, обеспечивают связь с низами, выстраивают определенную последовательность действий в политическом пространстве. Выступая средством идейного воплощения группы, идеология систематизирует и потому в определенной степени огрубляет действительность. Созданный таким способ образ групповых целей и ценностей может быть использован для примитивизации политического сознания граждан, манипулирования и даже обмана населения. Но в целом позитивная направленность такой схематизации состоит в том, чтобы зафиксировать определенные критерии оценки политической реальности, создать нормативную модель восприятия мира политики, сделать сложную ситуацию политической динамики простой и понятной для обычного человека. Посредством идеологии люди обогащают свои индивидуальные воззрения общегрупповыми представлениями о «родине», «чувстве долга», других коллективных верованиях.

Основными функциями политической идеологии являются: идейное овладение общественным сознанием; внедрение в негособственых критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых партией, движением или другими силами целей и задач политического развития; стимуляция целенаправленных действий граждан во имя поддержки и исполнения поставленных задач; активное оппонирование конкурирующим доктринам и учениям. Наряду с этими задачами исследователь А. Гертц отмечает также необходимость выполнения идеологией задач по «выпусканию пара из котла» (т.е. ослаблению напряженности за счет перевода противборства сторон в область идейной полемики), конструированию и поддержанию групповых ценностей, а также солидаризации, т.е. укреплению внутренней сплоченности группы. Помимо рациональных любая, особенно оппозиционная, идеология проповедует те цели и идеалы, которые предлагает воспринять на веру.

Политическая история продемонстрировала зарождение и упадок многих политических доктрин. Рассмотрим некоторые из них, популярные в последние полтора – два столетия.

Либерализм и неолиберализм. Унаследовав ряд идей античных мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милля, А. Смита. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм заложил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Основополагающим критерием оценки развития общества стала свобода личности. Ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также формировавшееся в более позднее время убеждение о равноправии соперничающих в политике профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций. С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость, плюрализм, идею конституционалима. В XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались его направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тотальной опорой на государство, либо с социально ориентированными идеями, либо с представлениями, напрочь отрицавшими социальную направленность деятельности государства («консервативный либерализм») и т.д. В их числе – неолиберализм, адаптировавший традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в. важнейшим достоинством политической системы в нем провозглашалась справедливость, а правительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов (Р. Даль, Ч. Линдблюм и др.) легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия политических решений.

Консерватизм и неоконсерватизм. Консерватизм представляет собой двоякое духовное явление. С одной стороны, это психологическая установка, стиль мышления, связанный с доминированием инерции и привычки, определенный жизненный темперамент, система охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления. С другой стороны, это и соответствующая модель поведения в политике и жизни вообще, и особая идеологическая позиция со своим философским основанием, содержащим известные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и ассоциирующаяся с определенными политическими действиями, партиями, союзами. Как идеология, консерватизм эволюционировал от защиты крупных феодально-аристократических слоев до защиты класса предпринимателей и ряда основополагающих принципов либерализма (частной собственности, невмешательства государства в дела общества и т.д.). Предпосылкой возникновения этих базовых представлений стали попытки либералов радикально переустроить общество после Великой Французской революции (1789 г.). Потрясенные сопровождавшим этот процесс насилием, духовные отцы консерватизма – Ж. де Местр, Э. Бёрк, а впоследствии Х. Кортес, Р. Пиль, О. Бисмарк и др. пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Консерваторы исходили из полного приоритета общества над человеком. По их мнению, свобода человека определяется его обязанностями перед обществом, политические же проблемы они рассматривали как религиозные и моральные, а главный вопрос преобразований видели в духовном преображении человека, органически связанном с его способностью поддерживать ценности семьи, церкви и нравственности. Сохранение же прошлого в настоящем способно, как они полагали, снять все напряжение и потому должно рассматриваться в качестве морального долга перед будущими поколениями. Таким образом, система воззрений консерваторов базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а значит и привилегий известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности. Для консерваторов характерны такие политические ориентиры, как отношение к конституции как к проявлению высших принципов, убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда, понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д. В основе политического порядка, по мнению консерваторов, лежит постепенный реформизм , основанный на поиске компромисса.

В первой половине 1970-х гг. консерватизм в основном стал выступать в обличии неоконсерватизма (И. Кристол, Н. Подгорец, З. Бжезинский и др.), давшего свой ответ на экономический кризис того времени, на расширение кейнсианства, массовые молодежные протесты, отразившие определенный кризис западного общества. В условия многообразия стилей жизни, усиление всесторонней зависимости человека от технической среды, ускоренного темпа жизни, экологического кризиса и пр. неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритет семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии, крепком государственном порядке. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, неоконсерваторы четко ориентировались на сохранение в обществе и гражданине чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не может заполнить образовавшийся в человеческих сердцах духовный вакуум. Основная ответственность в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен был прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность семьи и ближнего окружения. Такая позиция должна была поддерживать в индивиде жизнестойкость, инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в «дойную корову», в силу, развращающую своей помощью человека. В то же время государство должно стремиться к сохранению целостности общества, к обеспечению необходимых индивиду жизненных условий на основе законности и правопорядка, предоставляя гражданам возможность образовывать политические ассоциации, к развитию институтов гражданского общества, сохранению сбалансированных отношений природы и человека.

Коммунистическая и социалистическая идеология. Идеи социализма известны с древнейших времен. Первые попытки очертить этот идеал предпринимались мыслителями Нового времени Т. Мором и Т. Кампанеллой, а на рубеже XVIII–XIX вв. – утопическими социалистами А. Сен-Симоном, Ж. Фурье и Р. Оуэном. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, интерпретируя его как определенную фазу исторического становления более отдаленного этапа развития общества – коммунизма. Внутренняя противоречивость марксистского учения обусловила различные варианты его политико-идеологической эволюции. Так, В.И. Ленин разработал учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуазно-государственной машины», «диктатуре пролетариата», партии «нового типа», ведущей общество к «высотам коммунизма». Впоследствии ленинский фундаментализм послужил основой для возникновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований средствами террора и геноцида гражданского населения. Еще одна попытка строительства социализма была предпринята в Китае. Мао Цзэдун (отсюда маоизм) взял за основу сталинскую идею о необходимости борьбы с внешними и внутренними врагами, раскрасив ее теорией «партизанской борьбы», сделавшей маоизм весьма популярным в ряде стран Индокитая, Африки и Латинской Америки. При этом главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, призванное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Другая, эволюционистская (или ревизионистская) линия марксизма связана с деятельностью К. Каутского, А. Бебеля, Э. Бернштейна, которые позитивно трактовали роль государства (демократической республики) в становлении социально справедливого общества, утверждали приоритет мирных средств достижения целей, классового примирения. Эти основные идеи и подходы реализовались со временем не только в политическом движении социал-демократии, но и в политике ряда государств (например, Югославии), стремившихся укрепить социалистический строй без присутствия иностранных государств, ориентировавшихся на мирное сосуществование с капиталистическими государствами и т.д. Во второй половине XX в. появились идеи еврокоммунизма (объединить коммунизм и социал-демократию – М. Адлер, Г. Петрович, П. Тольятти и др. – «гуманистический марксизм»). Кроме того, разрабатывались идеи «экологического» и «христианского» социализма и т.д.

История наряду с общегуманистическим содержанием социализма выявила и его пороки. Так, оказалось неприемлемо отношение социалистов к экономическому неравенству индивидов, к конкуренции и т.п., обусловленных различиями в способностях, в образовании и т.д. Желая исправить «несправедливость» общества, социалисты пытались заменить их механизмами нетрудового распределения доходов, политическим регулированием экономических процессов, признавали необходимым сознательное установление государством принципов и норм социального равенства. Поэтому в идеологии социализма государство всегда возвышалось над индивидом, сознательное управление – над эволюционным ходом развития общества, политика – над экономикой.

Социал-демократия. Наибольшее влияние на общественное сознание в XX в. (в основном в европейских странах) оказала социал-демократическая идеология, явившаяся ветвью социалистической идеологии, отколовшейся в начале века в связи с собственными оценками Первой мировой войны и большевистской революции в России. На протяжении всего существования она отстаивала приоритеты социального и межгосударственного мира и связывала идеалы справедливого общественного устройства с принципами свободы и трудовой солидарности. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно соотносились в ее доктрине с отказом от классовой борьбы (взамен – социальное партнерство), с принципами народовластия, социальной защищенности тружеников и поощрением рабочего самоуправления («государство всеобщего благоденствия»).

Фашизм сегодня понимается двояко. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии, Испании в 1920–1930-х гг. и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма был лидер левого крыла итальянских социалистов Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и на концепции «органистского государства» (оправдывающей агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государство и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию. Характерной особенностью фашизма был национал-социализм А. Гитлера. Немецкая версия отличалась большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав мифического народа – «ариев». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «культуро-созидающих рас» (немцев, англичан, шведы…), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (славяне, жители некоторых государств Востока и Латинской Америки), и беспощадного уничтожения «культуро-разрушающих народов» (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой предполагала и оправдывала политику экспансионизма, дискриминации и террора.

Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания помимо названых государств также во франкистской Испании, Японии 1930–1940-х гг., Португалии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Перроне (1943–1955), Греции конца 1960-х гг. («режим черных полковников»), в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили. Его наиболее характерные черты зримо проявляются в таких идейных разновидностях, как неонацизм (базирующийся на принципах расовой чистоты и идеале сверхчеловека), национал-либерализм (сохраняющий те же идеи расистской богоизбранности и этнического гегемонизма, но более терпимо относящийся к индивидуализму и ряду других буржуазных ценностей) и неофашизм (в котором отсутствуют представления об этническом мессианстве, но вместе с тем отрицается и философия индивидуализма, главное значение придается здесь идеям «почвы», народа, патриотизма, лежащие в основе «естественного государства» с «беспощадным правительством»). В рамках такого подхода характеристика фашизма непосредственно связывается с описанием разного рода националистических и особенно тоталитарных режимов. С другой точки зрения фашизм интерпретируется как идеология, не имеющая определенного идейного содержания и формирующаяся там и тогда, где и когда в идейных и практических устремлениях политических сил на первый план выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора подчас заслоняет идеи захвата и использования власти. Политическая линия такого движения неразрывно связана с идеями превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества, агрессивностью политических требований, чертами национального милитаризма, апелляцией к низменным человеческим чувствам и предрассудкам.

Идеологический дискурс. Так обозначается взаимодействие идеологий на политическом пространстве.

Роль духовных факторов в политике отнюдь не ограничивается воздействием на людей идеологических доктрин и программ. Немалое значение имеет и политическая психология – совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их политического поведения и непосредственного взаимодействия с институтами. Без сомнения, она играет важнейшую роль в политическом процессе. Например, многие люди, выстраивая свою деятельность, несмотря ни на какие факты, уверяют себя в том, что они поступили правильно, выбрали лучшее из возможных решений. К таким же фактам психического искажения относится и восприятие человеком реальности на основе умозрительной схемы (прототипа). В силу такого запрограммированного восприятия вся новая информация интерпретируется им уже на основе заранее сконструированного подхода. Опыт показал, что свои политические роли по-разному осуществляют экстраверт и интроверт, романтик и рационалист, люди, склонные к насилию или человеколюбию, конформизму или нонконформизму и т.д. Политическая психология большое внимание уделяет роли иррациональных механизмов, играющих тем большую роль, чем меньше человек понимает суть и принципы политических событий. Более того, в определенных условиях физиологические чувства способны вообще вытеснить все другие формы оценки и регуляции поведения. Например, голод или страх могут вызвать мятежи, бунты или революции. Но в ряде случаев социальные чувства способны преодолеть влияние социальных влечений. Так, актуализированная потребность в порядке, дисциплине, сплочении в жестко управляемую общность может помочь преодолеть людям неуверенность в себе и разочарованность в о власти.

Из истории известно, что многие правители специально возбуждают в людях иррациональные чувства, используя их для усиления приверженности властям и идеологическим доктринам. Нацисты, в частности, использовали для этих целей разнообразные театральные сборища, ночные факельные шествия, сложную политическую символику – все это своей таинственностью и величием должно было помочь им сформировать безотчетное поклонение обывателей фюреру и рейху. Целям активизации подсознательных чувств и эмоций может служить и чрезмерное насаждение в обществе монументальной скульптуры, устройство пышных политических церемоний и ритуалов, а также другие действия властей, добивающихся такими методами повышения политической лояльности граждан.

Важнейшей особенностью политической психологии является ее способность формировать различные политические субъекты, прежде всего «массы» и «толпы», осуществляющие такие акции, как бунты, революции, митинги, шествия, восстания, захват зданий и т.д. Так, Э. Канетти связывает возникновение массы с растущими у людей чувствами солидарности и страха. Сугубо психическими основами обладает и толпа, в которую превращается группа людей в силу совместно испытываемого ими какого-то эмоционального, резко переживаемого фактора (вызывающего массовое состояние гнева, радости, агрессии и т.д.). Известный русский ученый В.М. Бехтерев подчеркивал, что взаимовнушение и самовозбуждение людей гораздо в большей степени движут поведением толпы, нежели какие-либо провозглашаемые ею идеи. Толпы не возникают для уравновешивающих действий, они импульсивны, изменчивы и раздражительны, нетерпимы к сторонним воззрениям, управляются бессознательным началом, податливы внушению и легковерны, односторонни и склонны к преувеличению оценок и событий. Постоянно поддерживаемый наплыв эмоций, как правило, обусловливает одномерность мышления и действия толпы. Если в жизни человек может принадлежать к разным группам, то в толпе – только к одной, поскольку в ней человек не имеет противовесов, он увлечен силой объединения. Толпа не терпит ни размышлений, ни возражений. Нормальное состояние толпы, натолкнувшееся на препятствие, – это ярость. В то же время тот или иной фактор (внезапное событие, выступление яркого оратора) способен изменить состояние толпы новым внушением, заразить ее свежими эмоциями. Предоставленная же сама себе, она быстро утомляется, сникает и стремится к подчинению любым призывам.

Политическое поведение является важнейшей внешней формой выражения места и роли политической психологии в сфере политики. Именно здесь психология выступает и как механизм, и как специфический фактор человеческой активности в политической жизни. Причем прежде всего в мотивации поведения политических субъектов психология выявляет свой преобразующий потенциал, способствует изменениям процессов и институтов.

В настоящее время в науке сформировалось несколько точек зрения на природу и сущность политического поведения. Значительная часть ученых исходит из того, что политическое поведение – это совокупность всех действий (акций и интеракций), осуществляющихся в политической сфере и различающихся по степени своего влияния на власть. Весьма распространенна и ситуационная трактовка политического поведения, акцентирующая внимание на внешних по отношению к человеку факторах, влияющих на содержание его действий. Как правило, речь в таком случае идет о физической, органической и социальной среде. В связи с этим пониманием Р. Мертон ставит вопрос о различных способах адаптации к внешней среде: конформизме , означающем принятие человеком сложившегося порядка вещей, инновации , предполагающей сохранение активности и самостоятельности позиции человека по отношению к окружающей среде, и ритуале , выражающем символическую и некритическую позицию человека по отношению к внешним условиям деятельности. Ряд ученых при характеристике политического поведения делают акцент на субъективных намерениях человека, проявляющихся в его действиях. Так, М. Вебер выделял в связи с этим целе-рациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные действия, имеющие место в политической сфере. Указанные подходы дают возможность определить политическое поведение как всю совокупность субъективно мотивированных действий разнообразных субъектов (акторов), реализующих свои статусные позиции и внутренние установки . В большинстве своем поведение актуализирует различные формы осознания людьми своих потребностей и интересов. В этом смысле З. Фрейд считал, что людьми движет удовольствие, Т. Адорно – могущество, А. Унгерсма – смысл, а д. Доллард и В. Миллер – фрустрации (досада и разочарование, возникающие в результате обнаружившихся препятствий для удовлетворения интересов). Известный американский ученый А. Маслоу в 50-х гг. сформулировал классический перечень иерархиизированных потребностей человека, лежащих в основании его практических действий: физиологические потребности, потребность в безопасности (уверенность, стабильность, свобода от страха), в любви, признании и самоутверждении, а также самореализации.

Разнообразие областей политической жизни, множественность ролей и функций индивидов и групп в сфере отношений с государственной властью породили множество типов политического поведения. Так, идейно сориентированные поступки граждан, как правило, относятся к автономному типу политического поведения, отражающему относительно свободный выбор людьми политических целей и средств их достижения. Этот тип поведения противостоит мобилизованным формам активности, характеризующим вынужденность совершаемых человеком поступков под давлением внешних обстоятельств (силовых структур, партийных органов, силы общественного мнения). Там, где воздействие идеологии стимулирует рутинные, часто повторяющиеся мотивы и действия граждан, принято выделять традиционные формы политического поведения и противостоящие иминновационные способы практического достижения политических целей. Однако наибольшим практическим значением для организации политических порядков обладают формы поведения, которые соответствуют общепринятым в политической системе ценностям и нормам «политической игры», т.е. нормативные формы политического поведения. В то же время самым проблематичным является урегулирование и контроль за отклоняющимися от принципов и норм политических отношений политическими действиями, или девиантного поведения.


Похожая информация.


И государственности.

В наиболее общем смысле политическое сознание- это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.

Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.

Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;

Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;

Обыденный уровень политического сознания — повседневное состояние по поводу политической жизни. Другое название этого уровня — «общественная психология».

Виды политического сознания

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

  • индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);
  • групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
  • массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

Политические установки и выводы

Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок , сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов , полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы , т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.

Важнейшим слагаемым политического сознания выступают политические ориентации как нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей. При этом разные, находящиеся в одинаковых условиях общности, ввиду многозначности выполняемых ими социальных ролей и функций, зачастую придерживаются противоположных политических ориентаций.

В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт , как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта. В то же время противоречащие друг другу слагаемые этого опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания.

С ролевой точки зрения политическое сознание выполняет следующие функции:

  • регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
  • оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
  • интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);
  • познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);
  • прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);
  • мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

Типологию политического сознания проводят по разным критериям. В научной практике чаще других используется ставшая классической следующая типология:

Все эти типы политического сознания сложились в основном к моменту развития капитализма в Европе. В разных странах они имеют свои разновидности и обусловленные национальной спецификой особенности. Тем не менее, можно выделить некоторые общие, «наднациональные» черты, присущие каждому из этих типов в качестве исходных, базисных, т.е. наиболее «репрезентативных».

Различные течения консерватизма объединяет одна общая функция — идейно-политическое оправдание и стабилизация исторически изживших себя общественных структур. Все виды этого политического сознания отображают особенности политического мышления тех социальных слоев, положению которых в обществе угрожают новые тенденции общественного развития и которые испытывают страх перед социальным прогрессом. На Западе известны следующие типы консервативного сознания: традиционалистское, либертаристское (от фр. liberte — свобода), неоконсервативное . В России правомерно выделить консервативно-элитарный и неоконсервативный виды.

Либерализм возник с развитием буржуазного общества как критика феодальной регламентации экономической и социально-политической жизни. Носители этого сознания выступали за свободное предпринимательство, свободный рынок, буржуазную демократию и гражданские права. Из традиционного либерализма со временем развилось несколько современных направлений, которые придают особое значение свободе индивидуальности, конституционной деятельности правительства, верховенству закона, равенству людей, понимаемому как равенство возможностей, прав, а не как равенство статусов и результатов, терпимости к различным точкам зрения, конструктивным социальным программам и изменениям и т.д. Одна из наиболее существенных отличительных черт либерализма состоит в том, что критика существующей политической системы направлена на ее укрепление, а не на разрушение.


Радикализм как тип политического сознания характеризуется смысловой неопределенностью, правым и левым пределом политического спектра конкретного общества. Радикализм определяется как социальный критицизм, при этом критика существующей политической системы предполагает ее изменение . Позитивной чертой радикализма является его способность к формированию новых отношений и политических институтов. Левый радикализм на Западе характеризуется ярко выраженной антикапиталистической ориентацией. Из разновидностей левого радикализма можно выделить: социал-демократическое, социалистическое, коммунистическое и анархическое сознание. Все элементы этих типов леворадикального сознания присутствуют и в современной России.

Если обратиться к истории, то следует признать, что ни одно леворадикальное движение не создало демократического общества. Даже социал-демократия, которая способствовала важным переменам в капиталистическом обществе, не привела к преодолению его базовых структур. Вместе с тем, популярность идей леворадикалов в мире весьма высока. Это связано, прежде всего, с тем, что многие из них, и, в первую очередь, социал-демократы, выдвигают как основную задачу защиту прав человека и обеспечение его социальной безопасности, что повсюду составляет непременную базу прогресса. Большинство течений левого радикализма признают сегодня идею смешанной экономики и демократию как строй, который гарантирует достоинства человека труда и выступает инструментом контроля над власть имущими. В свете триумфальных побед социал-демократов на последних парламентских выборах в Германии и в Великобритании многие политические футурологи говорят о том, что ХХI век будет веком именно социал-демократии, а не неоконсерваторов и даже не неолибералов.

Правый радикализм обычно сравнивают с реакционным бунтарством. Он формируется путем эволюции консерватизма вправо из-за неэффективности слишком «умеренных» консервативных интересов. Однако правый радикализм формируется также за счет эволюции социального протеста масс. Поводом к этому служит систематическая практика ущемления интересов различных групп общества, вызывающая в их сознании ощущение несправедливости господствующих порядков и желание их изменить.

К разновидностям правого радикализма обычно относят расизм, фашизм, псевдолевый экстремизм.

Говоря о двух разновидностях радикализма, следует обратить внимание на существование следующей закономерности, а именно: при определенных условиях возможно смыкание интересов, политических лозунгов и даже действий правых и левых радикалов.

Структура политического сознания

Политическое сознание является составной частью общественного сознания. В философии и психологии сознание определяется как способность идеального воспроизведения (отражения) действительности в мышлении.

Как один из видов общественного сознания политическое сознание отражает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности общества. Это система взглядов, представлений, знаний, установок, чувств о реальной и воображаемой политике; внутренняя «реакция» индивида или социальной общности на политическую жизнь.

Политическое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить три уровня политического сознания: обыденный, теоретический и мотивационно-поведенческий.

Политическая психология включает различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к политике, например привычки, традиции, предрассудки, установки, стереотипы, эмоции, настроения, мнения и пр. Каждое из свойств психики занимает свое место в структуре политической психологии и выполняет определенную роль. Так, если традиции, как правило, являются инерционной силой и в процессе формирования политического сознания, и в процессе развития общественных отношений, то эмоции, настроения, мнения более динамичны.

Один из важнейших элементов политической психологии — политические установки . Они представляют собой готовность, предрасположенность субъекта политики действовать определенным образом, направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Установки формируются под воздействием мнений, суждений, слухов, обобщенного опыта или усваиваются индивидом и т. д.

Другим важным элементом политической психологии являются стереотипы. Они возникают на основе многократного повторения одного и того же действия или схожих событий. Например, за последние 10-15 лет российское государство не раз обкрадываю своих граждан (павловская реформа обмена денег, либерализация цен, приватизация, финансовый кризис в августе 1998 г.). В результате у населения сформировался устойчивый стереотип недоверия к властным структурам.

Кроме того, политическая психология включает политические предпочтения , в основе которых лежит рациональный выбор, и политические ориентации , представляющие собой обоснование того или иного выбора.

Все элементы политической психологии содержат эмоциональные и рационально-осознанные компоненты политических отношений. От их соотношения в политическом сознании масс во многом зависят формы протекания политических процессов и их результаты.

В отличие от политической психологии, которая, как правило, «не утруждает» себя серьезными теоретическими обоснованиями тех или иных представлений о политике, политическая идеология требует теоретического, научного подхода к объяснению политических процессов и явлений.

Научность идеологии носит относительный (условный) характер. Если признать одну идеологию «истинно» научной, то из этого следует, что все другие будут ненаучными и их необходимо отвергнуть. Между тем монополизм на истину ведет к монополизму в политике. Кроме того, необходимо иметь в виду, что идеология не столько занимается поиском истины (как научная теория), сколько стремится обосновать приоритетность интересов и ценностей определенной социальной общности или политической элиты.

Политическая идеология составляет ядро политического сознания, так как позволяет классу или социальной группе осознать свои коренные интересы и предполагает определенную программу политических действий для достижения своих целей.

Мотивационно-поведенческий уровень представляет собой установку на определенного рода действия. Поведенческий уровень вырабатывается в результате взаимодействия (противодействия) политической психологии и политической идеологии. Лишь те идеи (знания, представления), которые овладевают сознанием людей, становятся достоянием духовного мира личности, социальных групп, на их основе формируются убеждения и мировоззрение, мотивы поведения. В свою очередь, участие в политической деятельности, политическом процессе способствует формированию политического сознания.

Политическое сознание носит конкретно-исторический характер. Это означает, что одни и те же понятия могут восприниматься и оцениваться по-разному. Кроме того, политическое сознание обладает достаточной динамичностью и может изменяться в зависимости от специфики политического бытия, политических событий.

По уровню осознания политической сферы политическое сознание подразделяют на эмпирическое, обыденное, идеологическое и научное; по субъектам — на индивидуальное, групповое, массовое, общественное; по типам политических режимов — на тоталитарное, либеральное, демократическое.

Политическое поведение, действительно, во многом зависит от идеологии и политической психиологии.

Мы знаем, что роль идеологии в социализации человека очень большая. Ведь человек буквально воспитывается в определенной идеологии, на основе определенных теорий, принципов, ценностей и взглядов. И эта система ценностей настолько сильно им воспринимается, что человек не видит иных действий. Его политическое и обычное поведение полностью зависит от этой идеологии.

Что касается политической психологии, то она содержит в себе определенных чувства, эмоции, настроения о политических процессах и явлениях. Политическая психология формирует политическое сознание, которое продуцируется на поведение. Например, психология выражается в определенных типах личности: экстраверт, сенсорик и так далее. И в соответствии с этими типами человек неосознанно строит свое поведение.

В чем состоит опасность политического экстремизма?

Политический экстремизм опасен хаосом, который он сеит в обществе. Такой экстремизм совершается исключительно по политическим мотивам и не будет остановлен до тех пор, пока экстремисты не получат власть и не добьются своей цели.

Экстремизм тоже поведение, которое формируется в следствии радикальных взглядов. Эти ценности могут быть слишком смелыми, а действия слишком жестокими, что может привести к большим ошибкам.


Политическая идеология и политическая психология - частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику. Различение политической идеологии и психологии идет по тому же основанию - глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыденного сознания.
Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.).
Объемы понятий «политическая идеология» и «политическая теория» частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории - это систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о сущем (о том, что есть), но и о должном (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретической почвы.
Центральное положение идеологий в структуре политического сознания изначально обусловлено рядом отличительных особенностей их формирования и функционирования, к которым обычно относят: целостность, систематичность представленного в идеологии знания, использование средств познания теоретического уровня; появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихийно, «сама собой» идеология не складывается); изначальную нацеленность на изменение или закрепление существующих политических отношений и институтов; обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.); апелляцию к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов; склонность к некоторой лакировке действительности.
К числу ведущих функций идеологии относятся: целеобразующая формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть; программно-практическая - перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования; интегративная - сплочение, формирование единства со-циальной группы; мотивирующая - побуждение людей к политической активности; коммуникативная - формирование особого языка политического общения - знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков».
К основным функциям идеологии можно также отнести познавательную, аксиологическую (ценностную), пропагандист- скую, апологетическую (защиты политического имиджа властвующей элиты) и др. Таково в целом назначение идеологии в современном мире.
К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне это разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру.
Другим уровнем политического сознания, парным идеологи-ческому, является политическая психология - совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие «политическая психология» включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т.е. неосознаваемые, не контролируемые сознанием элементы - мотивы, предпочтения, установки и т.п.
Сфера политической психологии включает в себя такие явления: социально-политические основания психологической активности (потребности, мотивы, интересы, стремления), психологические механизмы взаимодействия с политиче-ской средой (установки, стереотипы, предрассудки), психологические состояния людей, обусловленные политическими реалиями (настроения, ожидания, чувства, эмоции); устойчивые политико-психологические формы и продукты деятельности (традиции, навыки, привычки); психологические процессы политической коммуникации (внушение, подражание, убеждение, слухи) и др.
В целом же этому уровню политического сознания присущи следующие особенности: спонтанный, малоконтролируемый процесс формирования; преобладание чувственно-эмоциональных компонентов сознания; взаимоналожение рациональных и иррациональных духовных элементов; известная противоречивость и рассогласованность личных элементов; выполнение в основном адаптивной и мотивирующей функций; подвижность, изменчивость, быстрая приспособляемость к складывающейся ситуации и т.д.
В отличие от идеологии политическая психология хуже поддается теоретическому анализу ввиду наличия в ней множества иррациональных элементов. Но и они, как показало развитие науки психологии в XX в., могут стать объектом теоретического рассмотрения и практических рекомендаций.

Еще по теме 27. Политическая идеология и политическая психология, их отличительные черты, субъекты и характер взаимосвязи.:

  1. § 2. Политическая практика индусских националистических организаций. Идеология Хиндутвы на политической арене.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»